Этапы жизни и творчества бориса леонидовича пастернака. Творчество Пастернака: основные темы и произведения

Борис Пастернак (1890-1960) русский поэт, переводчик, прозаик и публицист, лауреат Нобелевской премии за вклад в мировую литературу (роман «Доктор Живаго» в 1958 году).

Родился 19 января (10 февраля) в Москве в интеллигентной семье известного художника и академика живописи Леонида Пастернака и его жены, талантливой пианистки Розалии Кауфман. Его родители водили знакомство с многими знаменитостями того времени: писателем Львом Толстым, композиторами Скрябиным и Рахманиновым, художниками Левитаном и Ивановым. Отеческий дом маленького Бори Пастернака, который был первенцем и имел еще две сестры и брата, всегда был наполнен творческой атмосферой и уникальными талантами людей, ставших впоследствии общепризнанными классиками русской литературы, музыки и художественного искусства. Конечно, знакомство с такими яркими и самобытными личностями не могло не отразиться на становлении юного Бориса Пастернака. Самое огромное впечатление оказал на него выдающийся пианист и композитор Александр Скрябин, благодаря которому Пастернак серьёзно увлекся музыкой и даже мечтал стать в будущем композитором. Помимо этого ему передался и дар его отца, Борис прекрасно рисовал и имел тонкий художественный вкус.

Борис Пастернак - выпускник пятой московской гимназии (в которой, кстати, учился в это же время и Владимир Маяковский, младший его на 2года), закончил он её блестяще: получил заслуженную золотую медаль и самые высшие баллы по всем предметам. Параллельно он изучал музыкальное искусство на композиторском факультете в Московской консерватории. Однако по её окончанию Пастернак, по своему собственному признанию не обладавший идеальным слухом, поставил крест на карьере композитора и поступил в 1908 году на юридический факультет Московского университета. Обладая огромной целеустремленностью и работоспособностью, уже через год он покинул юридическую стезю и стал учиться на историко-философском факультете того же ВУЗа. Свою блестящую учебу в 1912 году он продолжает в немецком университете (г. Марбург). Ему пророчат блестящую карьеру философа в Германии, однако Пастернак как всегда верен себе и неожиданно для всех решает стать поэтом, хотя философская тематика всегда занимала центральное место в его произведениях на протяжении всей литературной деятельности.

По некоторым данным неизгладимое впечатление на становление молодого поэта произвела его поездка с семьей в Венецию и его разрыв с любимой девушкой. Вернувшись в Москву и закончив обучение в университете, Борис становится членом различных литературных кружков, там же он читает свои самые первые поэтические опусы. Поначалу его привлекают такие направления в поэзии как символизм и футуризм, позже он полностью избавляется от их влияния и выступает как независимая поэтическая личность. В 1914 году появляется на свет его первый поэтический сборник «Близнец в тучах», который он сам считал своей первой пробой пера и был не очень доволен её качеством. Для начинающего поэта поэзия была не только большим даром, а еще и тяжелой работой, он добивался совершенства своих фраз, постоянно и самозабвенно оттачивая их до идеальности.

В годы предшествующие революции Пастернак находился в рядах поэтов-футурологов, вместе с Николаем Асеевым и Сергеем Бобровым, огромное влияние на творчество того периода на него оказал Владимир Маяковский. Летом 1917 года был написан сборник стихотворений «Сестра моя - жизнь (опубликованный только в 1922 году), который сам поэт считал настоящим началом свой литературной деятельности. В этом сборнике критиками были отмечены самые главные черты его поэзии: нераздельность человека с миром природы и всей жизнью в целом, влияние атмосферы революционных перемен, абсолютно новый и непривычный доселе субъективный взгляд на события от лица самого мира.

В 1921 году семья поэта иммигрирует в Германию, в 1922 году Пастернак вступает в узы брака с художницей Евгенией Лурье, в 1923 году у них появляется наследник - сын Женя (позже они развелись, второй женой поэта стала Зинаида Нейгауз, их общий ребенок - сын Леонид, последняя муза поэта - редактор Ольга Ивинская). Этот год очень плодотворен для творчества поэта, он выпускает поэтический сборник «Темы и вариации», а также знаменитые поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», получившие высокую оценку критиков и самого Максима Горького. В 1924 году был написан рассказ « Воздушные пути», в 1931 стихотворный роман «Спекторский», произведения изображали судьбы людей в измененных войной и революцией реалиях, в 1930-1931 гг - книга стихов «Второе рождение», изданная в 1932 году.

Поэт был официально признан советской властью, его произведения регулярно переиздавались, в 1934 году ему было предоставлено право выступить с речью на первом съезде Советских писателей, фактически он даже был назван лучшим поэтом в стране Советов. Однако советская власть не простила ему заступничества за арестованных родных поэтессы Анны Ахматовой, вмешательство в судьбу репрессированных Льва Гумилева и Осипа Мандельштама. К 1936 году его практически отстранили от официальной литературной деятельности, критиками резко осуждалась его неправильная антисоветская жизненная позиция и отстраненность от реальной жизни.

После осложнений в его поэтической литературной деятельности, Пастернак постепенно отдаляется от поэзии и занимается переводами в основном западноевропейских поэтов, таких как Гете, Шекспир, Шелли и т.д. В предвоенные годы создается поэтический сборник «На ранних поездах», где уже намечен ясный классический стиль Пастернака, в котором народ трактуется как основа всей жизни.

В 1943 году Пастернак в составе агитбригады выезжал на фронт, с целью подготовки материалов для книги про битву под Орлом, они имели вид своеобразного очерка или репортажа, похожего на дневниковые записи в стихотворной форме.

После войны, в 1945 Пастернак приступил к выполнению давно задуманного замысла - написания романа в прозе, им стал знаменитый, во многом автобиографичный «Доктор Живаго», повествующий о докторе-интеллигенте, разочаровавшемся в идеалах революции и не верящим в социальные изменения к лучшему в современном обществе. В этом романе поражающе красиво и проникновенно описаны сцены живой природы и любовных отношений между героями. Роман был передан за границу и опубликован там же в 1957 году, в 1958 он был номинирован на Нобелевскую премию и получил эту заслуженную награду.

Вследствие резкого осуждения этого события советскими властями и последующего исключения поэта из Союза Писателей, Пастернак был вынужден отказаться от премии. В 1956 году он начал свой завершающий цикл поэзии «Когда Разгуляется», 30 мая 1960 года он скончался от тяжелой и продолжительной болезни (рак легких) и был похоронен как и вся его семья на кладбище дачного поселка под Москвой в Переделкино.

Пастернак Борис Леонидович, биография которого представлена в этой статье, входит в число тех немногих мастеров слова, удостоенных одной из самых желанных наград - Нобелевской премии.

Биография поэта

Борис Пастернак, фото которого представлено в статье, родился в Москве в 1890 году. Семья поэта была творческой и интеллигентной. Мать - пианистка, отец был известным художником и академиком. Его работы получили высокую оценку, а некоторые были даже приобретены знаменитым меценатом Третьяковым для его музея. был дружен со Львом Николаевичем Толстым и был одним из любимых его иллюстраторов.

Кроме первенца Бориса, в семье впоследствии появилось еще трое детей - младший сын и две дочери.

Детские годы

Борис Леонидович Пастернак, стихи которого были еще не написаны, с самого рождения находился в удивительной творческой атмосфере. Дом его родителей был всегда гостеприимно распахнут для знаменитых гостей. Кроме Льва Толстого, здесь бывали композиторы Скрябин и Рахманинов, художники Левитан и Иванов, и многие другие творческие личности. Конечно, встречи с ними не могли не сказаться на Пастернаке. Самое большое влияние на него оказал Скрябин, под влиянием которого 13-летний Борис долгое время серьезно занимался музыкой и планировал стать композитором.

Учился Борис Пастернак (биография поэта содержит этот факт) отлично. Он окончил пятую московскую гимназию, в которой двумя классами ниже обучался Владимир Маяковский. Одновременно он учился на композиторском факультете Московской консерватории. Гимназию он окончил блестяще - с золотой медалью и высшими баллами по всем предметам.

Трудный выбор

Пастернак Борис Леонидович, биография которого впоследствии будет пополняться еще не одним фактом тяжелого выбора, после окончания учебы был вынужден принять первое, очень мучительное для него решение - оставить карьеру композитора. Он сам в своей биографии позже объяснил, что поступил так, поскольку не обладал абсолютным слухом. В характере будущего поэта уже тогда были заложены целеустремленность и огромная работоспособность. Если он начинал что-то, то доводил до полного совершенства. Поэтому, очень любя музыку, но понимая, что не сможет добиться в этой профессии необходимого для себя совершенства, Пастернак, по его словам, «вырвал» ее из себя.

В 1908-м он поступает в Московский университет, сначала на юридический факультет, но через год меняет решение и переводится на философское отделение. Как всегда, Пастернак блестяще учится и в 1912 году продолжает обучение в университете города Маргбурга. Ему прочили хорошую карьеру философа в Германии, но он внезапно решает посвятить себя не философии, а поэзии.

Начало творческого пути

Пробовать себя в поэзии он начал поздно, примерно в 1910 году. Стихотворения Бориса Пастернака того периода, по воспоминаниям коллеги поэта по совместной работе в поэтических кружках, совершенно детские по форме, пытались вместить в себя огромное содержание.

Посещение с семьей Венеции в 1912 году и отказ любимой девушки оказывают на Бориса сильное впечатление. Это находит выражение в его первых стихах того периода.

По возвращении в Москву он начинает участвовать в литературных кружках «Мусагет» и «Лирика», выступая со своими стихами. В эти годы его привлекают такие течения в поэзии, как футуризм и символизм, но позднее он предпочитает не входить ни в одно литературное объединение, а быть независимым.

1913-1914 годы были для Пастернака богатыми на события в творческой жизни. Сначала были опубликованы несколько его стихотворений, а в 1914 году выходит первый сборник «Близнец в тучах». Но все это он считает пока только пробой пера, так как недоволен качеством своих произведений. В этом же году состоялось его знакомство с Владимиром Маяковским. Пастернак как поэт подпадает под его влияние.

Рождение поэта

Процесс творчества - вещь совершенно необъяснимая. Кто-то творит легко, словно забавляясь, другой тщательно оттачивает каждую фразу, добиваясь совершенства. К последним принадлежал и Борис Пастернак. Поэзия для него - это не только великий дар, но и тяжелая работа. Поэтому только вышедший в 1922 году сборник «Сестра моя - жизнь» он считает началом своей литературной деятельности. Стихотворения Бориса Пастернака, вошедшие в него, были написаны еще летом 1917 года.

Плодотворные 1920-е годы

Начало 1920-х годов было отмечено несколькими важными событиями. В 1921 году родители поэта эмигрируют в Германию, а в 1922 Борис Пастернак, биография которого содержит много интересных фактов, женится на Евгении Владимировне Лурье. Через год у них рождается сын Женя.

Творчество Бориса Пастернака в эти годы плодотворно - в 1923 году появляется сборник «Темы и вариации» и две знаменитые поэмы - «Лейтенант Шмидт» и «Девятьсот пятый год». Они стали литературным событием тех лет и получили высокую оценку Максима Горького.

Начало 1930-х годов - время признания Пастернака властью. Его произведения переиздаются ежегодно, сам поэт в 1934 году выступает с речью на первом съезде Союза писателей. Его фактически называют лучшим поэтом страны. Но власть не забывает того, что поэт имел смелость заступиться за арестованных родных поэтессы Анны Ахматовой, защищал Мандельштама и Гумилева. Такого она не прощает никому. Не избежал этой участи и Борис Пастернак. Краткая биография поэта говорит о том, что к 1936-му году его фактически устраняют из официальной литературной жизни страны, обвиняя в неправильном мировоззрении и отстраненности от жизни.

Переводы Пастернака

Так получилось, что Пастернак как переводчик известен ничуть не меньше, чем как поэт. Его называют одним из лучших мастеров поэтического перевода. Кто, как не он, прекрасный поэт, смог бы лучше других прочувствовать произведение другого творца?

Из-за негативного отношения властей в конце 1930-х годов поэт остается без заработка. Его произведения уже не переиздаются, денег катастрофически не хватает, и Пастернак обращается к переводам. В отношении их у поэта была своя концепция. Он считал, что перевод - такое же самостоятельное что и оригинал. И здесь к работе он подходил со всей своей дотошностью, желанием сделать все идеально.

Борис Леонидович Пастернак, стихи и переводы которого вошли в золотой фонд русской и зарубежной литературы, начал заниматься переводами еще в 1918 году. Тогда он занимался в основном творчеством немецких поэтов. Основная его работа началась в 1936 году. Он уезжает на дачу в Переделкино и упорно трудится над переводами Шекспира, Гете, Байрона, Рильке, Китса, Варлена. Сейчас его труд ценится на равных с оригиналами произведений.

Для Пастернака переводы - это не только возможность прокормить семью, но и своеобразный способ реализовать себя как поэта в условиях травли и отказа печатать его произведения. Борису Пастернаку мы обязаны великолепными переводами Шекспира, которые уже давно считаются классическими.

Военные и послевоенные годы

Травма, полученная писателем в детстве, не позволяла ему мобилизоваться на фронт в годы Отечественной войны. Но и оставаться в стороне он тоже не мог. Закончив военные курсы, он отправляется на фронт корреспондентом. По возвращении домой, в Переделкино, он создает цикл патриотических стихотворений.

Годы после войны - время напряженного труда. Пастернак много переводит, поскольку это остается его единственным заработком. Стихов в послевоенные годы он пишет мало - все его время занимают переводы и работа над новым романом.

На эти годы приходится и еще одна титаническая работа поэта - перевод «Фауста» Гете.

«Доктор Живаго» - вершина творения и любимое произведение поэта

Эта книга была самым важным и любимым произведением поэта. Целых десять лет шел к ней Борис Пастернак. «Доктор Живаго» - во многом автобиографичный роман.

Начало работы - 1945 год. В это время прототипом главного женского образа романа была жена писателя Зинаида Нейгауз. После появления в жизни Пастернака которая стала его новой музой, работа над рукописью пошла быстрее.

Этот роман - главное и любимое детище поэта, создавался долго - 10 лет. Это фактически автобиография самого писателя, правдивый рассказ о событиях в стране, начиная с начала века и заканчивая страшной войной. За эту честность «Доктор Живаго» и был категорически отвергнут властью, а Борис Пастернак, биография которого хранит события этого тяжелого периода, был подвергнут настоящей травле.

Сложно представить, как тяжело было выносить всеобщее порицание, особенно со стороны коллег.

В Советском Союзе в издании книги было отказано из-за неоднозначного взгляда писателя на Октябрьскую революцию. Роман оценили только за границей. Его удалось издать в Италии. В 1957 году «Доктор Живаго» Пастернака увидел свет и мгновенно стал сенсацией. Это произведение на Западе получило самые восторженные отзывы.

1958 год - дата удивительная. Присуждение Нобелевской премии - это для поэта и величайшая радость от высокого признания его таланта мировым сообществом, и настоящее горе из-за возобновившейся с новой силой травли. Его предлагали в наказание выслать из страны, на что поэт отвечал, что мыслить себя без Родины он не может. Всю горечь того периода Пастернак емко и жестко описал в стихотворении «Нобелевская премия», написанном в 1959 году. От награды ему пришлось отказаться, а за этот стих, опубликованный за границей, он чуть не был обвинен по статье «измена Родине». Спасло то, что публикация произошла без согласия Пастернака.

Борис Пастернак - короткие стихи поэта

Если говорить о раннем творчестве поэта, в нем сильно чувствуется влияние символизма. Очень сложные рифмы, непонятные образы и сравнения характерны для этого периода. Резко меняется стиль Пастернака в военные годы. Стихи словно приобретают легкость и простоту прочтения. Они легко и быстро запоминаются, и их приятно просто читать подряд. Особенно это касается коротких стихотворений поэта, таких, как «Хмель», «Ветер», «Март», «Гамлет». Гений Пастернака заключается в том, что даже в самых маленьких его стихах заключен огромный философский смысл.

Борис Пастернак. Анализ стихотворения «Июль»

Стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. Оно было написано в 1956 году, когда Пастернак отдыхал летом на даче в Переделкино. Если в ранние годы он писал элегантные стихи, то позднее в них появляется социальная направленность и любимая тема поэта - понимание неразрывности мира природы и человека.

«Июль» - яркий пример пейзажной лирики. Название произведения и его тема полностью совпадают. Какую главную идею хотел донести до читателя Борис Пастернак? Июль - один из самых красивых летних месяцев, вызывающих искреннее восхищение автора. И его легкость, свежесть и очарование он хочет описать.

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть создает атмосферу загадочности - кто тот гость, проникший в дом? Домовой, привидение, призрак, который вбегает, резвится и крадется?

Во второй части секрет таинственного гостя раскрыт - это озорник-июль, месяц середины лета. Поэт очеловечивает июль, используя для этого олицетворения: домовой, нечесаный растрепа, жилец приезжий.

Особенностью стихотворения является использование автором ярких зрительных образов: июль «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка».

Личная жизнь поэта

Борис Пастернак, биография которого не может быть полной без рассказа о его семье, был женат дважды. Как живущая эмоциями, он был увлекающимся человеком. Не настолько, чтобы опускаться до банальных измен, но и остаться верным одной любимой женщине он не смог.

Первой женой поэта стала очаровательная Евгения Лурье, молодая художница. Они познакомились в 1921 году, и эту встречу поэт считал для себя символической. В это время Пастернак закончил работу над повестью «Детство Люверс», героиню которой звали Евгения, и словно увидел в девушке ее образ.

Евгения стала настоящей музей поэта. Утонченная, нежная, деликатная и одновременно целеустремленная и самостоятельная, она вызывала у него необыкновенный душевный подъем. В первые годы брака Борис Пастернак был, наверное, впервые счастлив. Сначала сильная влюбленность сглаживала все трудности, но постепенно тяжелая жизнь нищих 20-х годов стала все сильнее вмешиваться в семейное счастье. Евгения не была идеальной женой, она тоже хотела реализовать себя как художник, и многие семейные заботы Пастернаку пришлось взять на себя.

В 1926 году между ним и Мариной Цветаевой начинается долгая переписка, которая буквально сводит с ума ревнивую жену поэта. Она не выдерживает и уезжает к родителям Пастернака в Германию. В конце концов она решает отказаться от желания реализовать себя как художник и посвящает свою жизнь заботам о муже. Но поэт к этому времени уже знакомится со своей второй будущей женой - Зинаидой Нейгауз. Ему уже сорок, ей - 32 года, она замужем и растит двоих мальчиков.

Нейгауз оказывается полной противоположностью Евгении Лурье. Она полностью посвятила себя семье, была очень хозяйственной. В ней не было той утонченности, что была присуща первой жене поэта. Но Пастернак с первого взгляда влюбился в эту женщину. То, что она замужем и имеет детей, его не останавливало. Теперь свою жизнь он видел только с ней.

В 1932 году он развелся с Евгенией и женился на Зинаиде. Расставшись с первой женой, он все годы, до своей смерти, помогал ей и сыну и поддерживал отношения.

Со второй женой Пастернак был тоже счастлив. Заботливая, хозяйственная, она старалась обеспечить ему комфорт и покой и тоже была для поэта музой. Во втором браке родился сын Леонид.

Семейное счастье продлилось, как и в первом браке, чуть больше 10 лет. Пастернак все чаще стал задерживаться на даче в Переделкино и все больше отдалялся от жены. Однажды в редакции журнала «Новый мир» он встретил работавшую там редактором Ольгу Ивинскую. Она стала последней музой поэта.

Несколько раз они пытались расстаться, поскольку оставлять жену Пастернак не хотел, она много значила для него, и поэт не мог себе позволить так жестоко поступить с ней.

В 1949 году Ивинскую арестовали и отправили в лагеря на 5 лет за связь с Борисом Пастернаком. И он все эти годы опекал ее пожилую мать и детей, обеспечивая деньгами. Даром это тяжелое время не прошло - в 1952 году поэт попадает в больницу с инфарктом.

После возвращения Ольга стала неофициальным секретарем Пастернака - она ведет все его дела, общается от его имени с редакциями, занимается перепечаткой его произведений. До конца жизни поэта они уже не расставались.

Последние годы

Нет сомнения, что именно развернувшаяся вокруг поэта травля сильно подкосила его здоровье. Перенесенный в 1952 году инфаркт тоже дал о себе знать.

Весной, в начале апреля 1960 года, Пастернак слег от тяжелой болезни. Никто не предполагал, что у него рак, который уже пустил метастазы в желудок. В начале мая поэт понимает, что болезнь смертельна, и он не поправится. 30 мая Борис Пастернак умирает. Все это время у его постели была его жена Зинаида, которая переживет мужа на 6 лет и скончается от той же болезни. Поэт и вся его семья похоронены на кладбище в Переделкино.

Творчество замечательного русского поэта, писателя и переводчика Бориса Пастернака навсегда вошло в мировую литературу. Его особенность как поэта - живописный выразительный стиль и удивительная образность стихов.



Этапы жизни и творчества Б. Л. Пастернака 1890 - 1960

  • Ужвак Олеся Павловна

  • учитель русского языка и

  • литературы МСУВУ

  • «СОШ №202»

Цели урока

  • познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Л. Пастернака;

  • осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака;

  • создать атмосферу "погружения" в творчество поэта;

  • продолжать развивать речевые навыки учащихся;

  • воспитывать у учеников чувство прекрасного к миру, гордость, человеческое достоинство на примере жизни писателя, философское восприятие жизни.


Родители

  • Леонид Осипович, известный художник, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества.


Путь Бориса Пастернака к поэзии шел через Марбург. В Марбурге профессор Герман Коген предложил Пастернаку остаться для получения докторской степени, но он от этого наотрез отказался.

  • «Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком.


  • В 1914 году вышел в свет первый сборник стихов Б. Л. Пастернака – “Близнец в тучах”. В него вошло и написанное в 1912 году стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!”




  • 1917 год был ознаменован выходом второго сборника поэта – «Поверх барьеров», еще до Октябрьской революции.


  • Пятью годами позже, в 1922 году, был издан сборник “Сестра моя - жизнь”.


Первозданной чистотой предстает перед нами Южный Урал в стихотворении «Урал впервые» .

  • Без родовспомогательницы, во мраке, без памяти,

  • На ночь натыкаясь руками, Урала

  • Твердыня орала и, падая замертво,

  • В мученьях ослепшая, утро рожала.

  • Гремя опрокидывались нечаянно задетые

  • Громады и бронзы массивов каких-то.

  • Пыхтел пассажирский. И где-то от этого

  • Шарахаясь, падали признаки пихты.

  • Коптивший рассвет был снотворным.

  • Не иначе: Он им был подсыпан - заводам и горам –


  • В 1930-31 года Пастернак создает книгу “Второе рождение”.


Любить иных

  • Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.

  • Весною слышен шорох снов. И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

  • Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть, И жить, не засоряя впредь. Все это – не большая хитрость.


«Никого не будет в доме…» (1931)

  • Никого не будет в доме,

  • Кроме сумерек. Один

  • Зимний день в сквозном проеме

  • Незадернутых гардин.

  • Только белых мокрых комьев

  • Быстрый промельк моховой,

  • Только крыши, снег, и, кроме

  • Крыш и снега, никого.

  • И опять зачертит иней,

  • И опять завертит мной

  • Прошлогоднее унынье

  • И дела зимы иной.


Начиная с 1936 года, он поселяется в Переделкино и его творчество носит систематический и сосредоточенный характер. Здесь он пишет стихи и прозу, занимается переводами.

  • Так началось время нелепых подозрений, преследований, необоснованных репрессий. В 1937 после отказа подписать петиции о смертной казни целой группы большевиков-интеллигентов, Сталину докладывали о желательности репрессировать Пастернака, но он ответил: “Оставьте этого юродивого в покое”.


  • 1941 год является временем выхода нового сборника известно поэты Б. Л. Пастернака – «На ранних поездах».


  • Во время Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России.


  • 15 ноября 1957 года на итальянском языке выходит роман “Доктор Живаго” - главное дело жизни Бориса Пастернака.


Зимняя ночь (1946)

  • Мело, мело по всей земле

  • Во все пределы.

  • Свеча горела на столе,

  • Свеча горела.

  • Как летом роем мошкара

  • Летит на пламя,

  • Слетались хлопья со двора

  • К оконной раме.

  • Метель лепила на стекле

  • Кружки и стрелы.

  • Свеча горела на столе,

  • Свеча горела.

  • На озаренный потолок

  • Ложились тени,

  • Скрещенья рук, скрещенья ног,

  • Судьбы скрещенья.


  • В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» встречаются во времени два Гамлета: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака.


Гамлет

  • Я вышел на подмостки.

  • Прислонясь к дверному косяку,

  • Я ловлю в далёком отголоске

  • То, что будет на моём веку.

  • Это шум вдали идущих действий.

  • Я играю в них во всех пяти.

  • Я один. Всё тонет в фарисействе.

  • Жизнь прожить- не поле перейти.


  • 23 октября 1958 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе, что вызвало резкую критику в советской России.


  • Более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства.


Власти вынудили поэта отказаться от премии. Свое настроение Пастернак выразил в стихотворении «Нобелевская премия». 1959 года.

  • Я пропал, как зверь в загоне.

  • Где-то люди, воля, свет,

  • А за мною шум погони,

  • Мне наружу ходу нет.

  • Темный лес и берег пруда,

  • Ели сваленной бревно.

  • Путь отрезан отовсюду.

  • Будь что будет, все равно.

  • Что же сделал я за пакость,

  • Я убийца и злодей?

  • Я весь мир заставил плакать

  • Над красой земли моей.

  • Но и так, почти у гроба,

  • Верю я, придет пора -

  • Силу подлости и злобы

  • Одолеет дух добра.


  • Борис Леонидович Пастернак умер 30 мая 1960 года от рака легких, 6 лет спустя – жена.


  • 19 февраля 1987 год Секретариат Правления Союза писателей СССР отменил Постановление 1958 года “Об исключении Б. Пастернака из членов Союза писателей СССР”.


  • Имя Пастернака навсегда останется в истории русской литературы


Цели урока познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Л. Пастернака; познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Л. Пастернака; осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; создать атмосферу "погружения" в творчество поэта; создать атмосферу "погружения" в творчество поэта; продолжать развивать речевые навыки учащихся; продолжать развивать речевые навыки учащихся; воспитывать у учеников чувство прекрасного к миру, гордость, человеческое достоинство на примере жизни писателя, философское восприятие жизни. воспитывать у учеников чувство прекрасного к миру, гордость, человеческое достоинство на примере жизни писателя, философское восприятие жизни.


Родители Леонид Осипович, известный художник, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Леонид Осипович, известный художник, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка европейской известности. Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка европейской известности.


Путь Бориса Пастернака к поэзии шел через Марбург. В Марбурге профессор Герман Коген предложил Пастернаку остаться для получения докторской степени, но он от этого наотрез отказался. «Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком. «Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком. Марбург. Германия


В 1914 году вышел в свет первый сборник стихов Б. Л. Пастернака – Близнец в тучах. В него вошло и написанное в 1912 году стихотворение Февраль. Достать чернил и плакать! В 1914 году вышел в свет первый сборник стихов Б. Л. Пастернака – Близнец в тучах. В него вошло и написанное в 1912 году стихотворение Февраль. Достать чернил и плакать! Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева говорила: В стихотворении Б.Пастернака Февраль… мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева говорила: В стихотворении Б.Пастернака Февраль… мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга.


Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. «Февраль. Достать чернил и плакать…» (1928) Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»


Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет. Снег идет, и всё в смятеньи, Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот. Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод. Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься - и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год. Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме? Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятеньи: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот. В то время вышло известное стихотворений Пастернака – «Снег идет», написанное в 1957 году.


1917 год был ознаменован выходом второго сборника поэта – «Поверх барьеров», еще до Октябрьской революции год был ознаменован выходом второго сборника поэта – «Поверх барьеров», еще до Октябрьской революции. Оригинальность художественного образа, по мысли Пастернака, возникает не тогда, когда он не похож на образ другого художника, а тогда, когда он соответствует действительности.


Пятью годами позже, в 1922 году, был издан сборник Сестра моя - жизнь. Пятью годами позже, в 1922 году, был издан сборник Сестра моя - жизнь. Сборник открывает новый этап творчества поэта. Борис Леонидович посвящает его М. Лермонтову, ставшему для него «олицетворением творческой смелости и открытий, началом повседневного поэтического утверждения».


Первозданной чистотой предстает перед нами Южный Урал в стихотворении «Урал впервые». Без родовспомогательницы, во мраке, без памяти, На ночь натыкаясь руками, Урала Твердыня орала и, падая замертво, В мученьях ослепшая, утро рожала. Гремя опрокидывались нечаянно задетые Громады и бронзы массивов каких-то. Пыхтел пассажирский. И где-то от этого Шарахаясь, падали признаки пихты. Коптивший рассвет был снотворным. Не иначе: Он им был подсыпан - заводам и горам – Лесным печником, злоязычным горынычем, Как опий попутчику опытным вором. Очнулись в огне. С горизонта пунцового На лыжах спускались к лесам азиатцы, Лизали подошвы и соснам подсовывали Короны и звали на царство венчаться. И сосны, повстав и храня иерархию Мохнатых монархов, вступали На устланный наста оранжевым бархатом Покров из камки и сусали. Таганай. Откликные скалы


В года Пастернак создает книгу Второе рождение. В года Пастернак создает книгу Второе рождение. Это не только взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз.


Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов. И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Весною слышен шорох снов. И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть, И жить, не засоряя впредь. Все это – не большая хитрость. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть, И жить, не засоряя впредь. Все это – не большая хитрость. «Любить иных – тяжелый крест…» (1931)


«Никого не будет в доме…» (1931) Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин. Только белых мокрых комьев Быстрый промельк моховой, Только крыши, снег, и, кроме Крыш и снега, никого. И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной. И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной. Но нежданно по портьере Пробежит сомненья дрожь,- Тишину шагами меря. Ты, как будущность, войдешь. Ты появишься из двери В чем-то белом, без причуд, В чем-то, впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют.


Начиная с 1936 года, он поселяется в Переделкино и его творчество носит систематический и сосредоточенный характер. Здесь он пишет стихи и прозу, занимается переводами. Так началось время нелепых подозрений, преследований, необоснованных репрессий. В 1937 после отказа подписать петиции о смертной казни целой группы большевиков- интеллигентов, Сталину докладывали о желательности репрессировать Пастернака, но он ответил: Оставьте этого юродивого в покое. Так началось время нелепых подозрений, преследований, необоснованных репрессий. В 1937 после отказа подписать петиции о смертной казни целой группы большевиков- интеллигентов, Сталину докладывали о желательности репрессировать Пастернака, но он ответил: Оставьте этого юродивого в покое.


1941 год является временем выхода нового сборника известно поэты Б. Л. Пастернака – «На ранних поездах» год является временем выхода нового сборника известно поэты Б. Л. Пастернака – «На ранних поездах». Реалии, лёгшие в основу стихотворения, давшего название всему сборнику – это обычный пеший путь с его дачи в Переделкино на железнодорожную станцию и дальше на электричке в Москву.


Во время Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. Во время Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: "Страшная сказка", "Бобыль","Застава", в дальнейшем -"Смерть сапера", "Победитель" и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.


15 ноября 1957 года на итальянском языке выходит роман Доктор Живаго - главное дело жизни Бориса Пастернака. 15 ноября 1957 года на итальянском языке выходит роман Доктор Живаго - главное дело жизни Бориса Пастернака. «Вы подумайте какое сейчас время…»


Зимняя ночь (1946) Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.


В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» встречаются во времени два Гамлета: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака. В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» встречаются во времени два Гамлета: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака. Е. Евтушенко писал: «Этот роман – роман нравственного перелома 20-го века, роман, поставивший историю человеческих чувств выше истории как таковой».


Гамлет Я вышел на подмостки. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске То, что будет на моём веку. Это шум вдали идущих действий. Я играю в них во всех пяти. Я один. Всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить- не поле перейти. Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти Вот я весь.


23 октября 1958 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе, что вызвало резкую критику в советской России. 23 октября 1958 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе, что вызвало резкую критику в советской России.


Более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства. Более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства. Ответ Борис Пастернак был таков: Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно, я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. Но помните, все равно, через несколько лет вам придется меня реабилитировать.


Власти вынудили поэта отказаться от премии. Свое настроение Пастернак выразил в стихотворении «Нобелевская премия» года. Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.


Борис Леонидович Пастернак умер 30 мая 1960 года от рака легких, 6 лет спустя – жена. Борис Леонидович Пастернак умер 30 мая 1960 года от рака легких, 6 лет спустя – жена. И я б хотел, чтоб после смерти, Как мы замкнемся и уйдем, Тесней, чем сердце и предсердье, Зарифмовали нас вдвоем.


19 февраля 1987 год Секретариат Правления Союза писателей СССР отменил Постановление 1958 года Об исключении Б. Пастернака из членов Союза писателей СССР. 19 февраля 1987 год Секретариат Правления Союза писателей СССР отменил Постановление 1958 года Об исключении Б. Пастернака из членов Союза писателей СССР. Е. Евтушенко такоднажды написал: Е. Евтушенко так однажды написал: «Дай, Пастернак, смещенье дней, Смущенье веток, Сраженье запахов, теней С мученьем века, Чтоб слово, садом бормоча, Цвело и зрело, Чтоб вовек твоя свеча Во мне горела».


Имя Пастернака навсегда останется в истории русской литературы Имя Пастернака навсегда останется в истории русской литературы Известнейшие строчки знаменитого поэта и писателя, ставшие афоризмом, раскрывают подлинное величие Б. Л. Пастернака: «Но быть живым, живым и только, Живым - и только до конца. И дольше века длится день И не кончаются объятья».



Сочинение

Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит через все его творчество. Будучи символистом, футуристом или просто поэтом, Пастернак все время обращается к этой теме, определяя свое отношение к проблемам творчества, поэта и поэзии. Тему творчества в поэзии Пастернака необходимо рассматривать в связи с этапами творческого пути поэта и изменениями его поэтических идеалов.

Вступление Пастернака в литературу связано с его участием в литературных кружках, формировавшихся вокруг символистского издательства «Мусагет». Символистские концепции, символистская эстетика определили особенности раннего творчества Пастернака. В 1913 году Пастернак примыкает к литературной группе «Лирика». В 1914 году «Лирика» издает первый сборник стихотворений Пастернака «Близнец в тучах». Налет символизма в этой книге был достаточно силен. Стихотворения Пастернака той поры изобилуют метафорами, иносказаниями, ассоциативной образностью.

В «Лирике» происходит раскол, и Пастернак примыкает к футуристическому течению русской поэзии, он входит в группу «Центрифуга». В 1917 году Пастернак пишет статью для «Третьего сборника Центрифуги» «Владимир Маяковский. «Простое как мычание». Петроград 1916 г.». В этой статье Пастернак выражает свою радость от существования талантливого поэта Маяковского и высказывает два требования, которые должны быть применимы к настоящему поэту и которым отвечает поэзия Маяковского. Во-первых, ясность творчества. Во-вторых, ответственность перед вечностью, которая является судьей настоящего поэта. В своей статье Пастернак соизмеряет творчество с категориями вечности и бессмертия. Так Пастернак понимает роль поэта, и такое отношение к поэту и поэзии пройдет через все его творчество.

С 1918 года происходит постепенное освобождение Пастернака от эстетических требований разных литературных течений. В статье «Несколько положений» Пастернак заявляет о себе как о поэте самостоятельном, не связанном эстетическими требованиями различных литературных деклараций. Теперь Пастернак в своих стихах стремится к простоте, естественность становится для него важнейшим признаком настоящего искусства.

В 1922 году вышел следующий сборник Пастернака «Сестра моя - жизнь». Тема поэта и поэзии звучит в этом сборнике в цикле «Занятие философией». Пастернак пытается дать философское определение творчества в стихотворениях «Определение поэзии», «Определение души», «Определение творчества». Творчество по своей сути для Пастернака космично, оно генетически связано со вселенной.

Наиболее сложно тема творчества звучит в романе Пастернака «Доктор Живаго» и в последнем поэтическом сборнике поэта «Когда разгуляется». Герой «Доктора Живаго» Юрий Живаго выражает взгляды самого Пастернака на миссию поэта в мире. Живаго - творческая натура; в одном из писем Пастернак признавался: «Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Юрий Живаго умирает в 1923 году, среди его бумаг обнаруживаются сочиненные им когда-то стихи, которые и составляют последнюю главу романа. Эти стихи выражают основную идею Пастернака о вечности поэзии, о бессмертии поэта.

Пастернак - христианский, православный поэт. Творчество для него - это Божий дар, как и сама жизнь. От православной религии Пастернак берет идею полного принятия жизни во всех ее проявлениях, а также идею абсолютной свободы творчества. Пастернак понимает, что только вера дает раскрытие всех творческих способностей. Особенно сильно эта идея выражается в поздней лирике Пастернака, льющейся как бы лестницей, по которой поэт приближается к Богу.

В последнем сборнике Пастернака «Когда разгуляется» тема творчества звучит в стихотворениях «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь» и др. Проанализируем три эти стихотворения.

В стихотворении «Во всем мне хочется дойти…» Пастернак говорит о том, что в творчестве поэта должна звучать сама жизнь. Поэт хочет написать обо всем:

О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

Но прежде чем воспроизводить жизнь в стихах, ему надо понять суть всех явлений, которые происходят в жизни:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Познать тайны бытия, суть окружающего мира для лирического героя этого стихотворения Пастернака необходимо, чтобы рождался стих. Поэт хочет творить в своих стихах, как творит природа:

В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

В стихотворении Пастернак утверждает, что творчество, как и природа, как и человеческая жизнь, - это Божий дар. Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» можно назвать поэтическим манифестом Пастернака. В нем Пастернак пишет о том, каким должен быть поэт. Истинному поэту не надо быть знаменитым, «не надо заводить архива, над рукописями трястись.», ему должны быть чужды шумиха, успех и самозванство. Пастернак определяет цель поэзии: «цель творчества - самоотдача», а также основные требования, которым должно отвечать творчество истинного поэта. Во-первых, это ясность и конкретность (в поэзии не должно быть «пробелов», белых пятен, то есть непонятностей). Во-вторых, поэт должен быть самобытным, а его творчество индивидуальным, и, в-третьих, истинному поэту необходимо быть живым, то есть любить жизнь, быть близким к ее проблемам:

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

И тогда поэт станет способным «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов». Свое понимание творчества Пастернак выражает в стихотворении «Ночь». Герой стихотворения, летчик, отождествляется с поэтом. Летчик предстает в контексте всего мира. Он летит над городами, казармами, кочегарками, вокзалами, поездами, а также Парижем, материками, афишами. Летчик связан со всем этим, он часть этого мира, часть космоса. Так и художник находится в неразрывной связи со вселенной, с космосом, он заложник вечности, времени:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Многочисленные повторы, анафоры, трехстопный ямб, обилие глаголов создают впечатление вечного движения, динамики. Пастернак призывает поэтов идти в ногу со временем, не отрекаться от жизни.

Таким образом, пройдя через увлечение символизмом и футуризмом, освободившись от давления формы над содержанием, Пастернак приходит к действительной ясности, содержательности стихов. В течение всей своей жизни Пастернак пытается определить цель искусства, поэзии, назначения поэта; особенно четко, ясно, конкретно это сформулировано в его поздней лирике. Тема поэта и поэзии имеет философское решение в творчестве Пастернака. Она тесно связана с религиозными убеждениями поэта: творчество воспринимается Пастернаком как ценный Божий дар.

Что же касается «Гамлета», то судьба Гамлета связывается и с судьбой Христа, и с миссией поэта, творца, избранника. Гамлет отказывается от себя, от своего права выбора, чтобы творить волю пославшего его. Он знает, что выполняет «замысел упрямый» Господа. Он одинок и трагичен в своем подвижничестве. «Я один, все тонет в фарисействе» - определение положения подвижника, поэта в современном ему мире.

Тема «Гамлета» соотносится с темой стихотворения «Рассвет». Лирический герой берет на себя бремя людских забот. Слияние судьбы лирического героя с судьбой народа - завет свыше. Погружение в повседневность, в жизнь смертных становится не только заветом, но и необходимостью и неизбежностью.

Сроднение поэта с «толпой» - тема, отражающая понимание Борисом Пастернаком сути творчества. Поэзия, по словам Пастернака, как и душа поэта, - губка, впитывающая не только тайны мироздания, но и мелочи жизни.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!