Этикет общения старшеклассников. В кинотеатре ты

«Что такое этикет» - Умей всегда порадовать своих близких и родных. Стародавние времена. Нужно быть опрятным. Слово "этикет". Что такое этикет. Говорить слишком громко. Умение вести себя. Необходимо переводить телефон в беззвучный режим. Верные и надёжные друзья. Всегда здоровайся при встрече. Важные правила этикета.

«Воспитанный человек» - Результаты опроса. Отличающийся хорошим воспитанием. Что значит быть воспитанным. Вежливость. Воспитанный человек. Воспитанные учащиеся. Пунктуальность. Главное качество. Цитаты о воспитанности. Правила вежливости. План характеристики.

«Игры по этикету» - А есть для всех игр общие правила. Ты, наверное, любишь играть… А умеешь ли ты играть? У каждой игры есть свои правила: у пряток - свои, у казаков-разбойников – свои. Не радуйся, когда другие проигрывают, ведь в следующий раз можешь проиграть ты. Уроки вежливости и этикет.

«Леди и джентльмен» - Закреплять коммуникативные навыки. Мальчики) Подбор слов –ассоциаций к новым понятиям. Тема: "Леди и джентльмены". Задачи: Формирование нравственной позиции учащихся. Оборудование:листы бумаги, фломастеры, компьютер, иллюстрации, энциклопедии. Леди. План занятий. Помни: от любви и доброты все расцветает!

«Этикет поведения за столом» - История ежей. Блюдо. Пригласительный этикет. Бананы. Этикет. Этикет за столом. Подарочный этикет. Модный этикет. Для чего к рыбе подается нож. Праздничный стол. Роскошь. Куски из общих блюд. Соблюдение правил хорошего тона. Вежливость. Визитный этикет. В гостях у этикета. Как правильно есть котлету.

«Этикет для детей» - Сюжетно-ролевые игры дают детям возможность практически применить поведенческие правила. Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек. Пример для подражания, поощрение и наказание, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций. Для закрепления правила можно использовать простейшие домашние задания:

Всего в теме 23 презентации

Телефонный этикет.

В наше время без телефона обойтись просто невозможно. Мы все привыкли к этому распространённому средству общения как к чему-то обыденному. У многих школьников теперь есть личный мобильный телефон.

Но вот каждый ли школьник знает о том, что существует телефонный этикет?

Запомни основные правила общения по телефону:

Нельзя звонить по телефону и говорить тому, кто снял трубку тоном приказа: «Мишу!» Во-первых, сначала нужно поздороваться и представиться. Во-вторых, не забудь: ты рассчитываешь, что тебе окажут услугу - позовут к телефону твоего друга. Значит, об этом нужно вежливо попросить. И обязательно поблагодарить за ответ, даже если твоего друга не оказалось дома, и попрощаться.

Нельзя начинать телефонный разговор с вопроса: «А кто это?» Никто не обязан тебе представляться - это ты звонишь и беспокоишь людей.

«Алло» - специальное телефонное слово. Вместо него можно также использовать короткое «да» или «слушаю». Манера разговора по телефону всегда несёт важную информацию о человеке и является частью его имиджа.

Не следует звонить по телефону часто и в позднее время, даже если ты будешь тревожить очень близкого тебе человека.

Никогда не обращайся по телефону к незнакомому человеку на «ты», даже если тебе показалось, что ответил ребёнок, - твоё впечатление может быть ошибочным.

Не бойся телефонного автоответчика - формулируй своё сообщение чётко и кратко. Назови своё имя и номер телефона, по которому тебе можно перезвонить.

Не стоит оставлять приглашение на автоответчике - такое приглашение считается невежливым. Обязательно дозвонись до своего друга и пригласи его лично.

Не следует по телефону благодарить за подарок или важную услугу. Это нужно сделать при личной встрече. Не рекомендуется также выражать по телефону соболезнование.

Излишняя вежливость неуместна при обращении к опе­ратору справочной службы - здесь нужна чёткая информация с той и с другой стороны. Но и в этом случае нельзя обойтись без слов спасибо и пожалуйста.

Недопустимо телефонное хулиганство. За ложные вызовы и телефонное хулиганство нарушителей ждут большие штрафы.

Чтобы обсудить какое-то важное дело, которое потребует немало времени, договорись с товарищем о своём звонке заранее.

Нельзя долго и громко разговаривать по мобильному телефону в общественных местах.

В театре, в библиотеке, в музее, на экскурсии, на концерте мобильные телефоны необходимо отключать.

Правила поведения в обществе для младших школьников

Кого подводят дурные манеры и зачем нужно знать и выполнять общепринятые правила поведения

Дети дошкольного возраста не всегда соблюдают общепринятые правила поведения, и им это снисходительно прощают. Потому что всем давно известно: если родители ребёнка - хорошо воспитанные люди, то и за малыша можно не беспокоиться, так как со временем он усвоит правила поведения в обществе и не будет огорчать взрослых.

Но когда не с лучшей стороны показывают себя школьники, то окружающие бывают справедливо возмущены. На самом деле, очень неприятно смотреть на кричащих и толкающихся в транспорте детей, на неопрятно одетых мальчишек и девчонок, не умеющих пользоваться столовыми приборами, на школьников, непочтительно относящихся к пожилым людям.

А разве так уж трудно усвоить основные правила поведения в обществе: уважительно относиться друг к другу, научиться говорить вежливые слова, не кричать и не толкаться в транспорте, аккуратно есть за столом и опрятно одеваться?!

Родители всегда требуют от своих детей соблюдения правил приличного поведения. Но особенно важным это становится, когда к вам приходят гости или когда ты находишься в общественных местах один, без взрослых. Некому подсказать тебе, как правильно поступить в том или ином случае, некому одёрнуть тебя, если ты ведёшь себя некра­сиво. В таких вот ситуациях и проявляется твоя взрослость и самостоятельность.

Но есть и ещё одно важное обстоятельство: ты представляешь свою семью. Разве ты хочешь, чтобы о твоей семье, о твоих родителях думали плохо? Но обычно ведь всегда случается так, что когда мы встречаем грубого, невоспитанного человека, то обязательно думаем или произносим вслух примерно следующее: «Что за родители у это­го ребёнка? Неужели они не могли научить его прилично вести себя в обществе?» А ещё чаще люди возмущаются вслух: «И чему вас только в школе учат?»

Чтобы не подводить своих родителей и учителей, которые учат тебя хорошим манерам, постарайся быть воспитанным и вежливым человеком.

Никогда не позорь тех, кто тебя воспитывает, на ком лежит ответственность за твоё воспитание: свою семью и школу!

Если ты находишься на улице или в общественном транспорте

Каждый день мы выходим из дома на улицу и пользуемся услугами общественного транспорта. Безусловно, очень важно соблюдать на улице правила дорожного движения и в первую очередь думать о своей безопасности. Но нельзя забывать и о том, что рядом с нами находятся люди. Внимательное, предупредительное и доброжелательное отно­шение к ним обязательны для воспитанного человека.

Будь внимательным к окружающим тебя людям и доброжелательным в общении с ними.

Наверное, любому из вас часто приходилось наблюдать со стороны различные невесёлые сценки из повседневной жизни пассажиров.

Вот в вагоне метро сидит, развалившись и закинув ногу за ногу, паренёк в наушниках. Его глаза прикрыты, он слушает музыку, и ему нет дела до окружающих. Он делает вид, что не замечает стоящей пожилой женщины, и не обращает внимания на то, что, пробираясь к выходу, девушка задела его ногу, а пыльный ботинок оставил след на её одежде.

Вот громко беседуют две симпатичные девушки. Они смеются и едят мороженое прямо в салоне троллейбуса, нисколько не задумываясь над тем, что их смех может быть кому-то неприятен, а вкусное лакомство - запачкать сиденья вагона или одежду кого-либо из пассажиров.

А вот громко чихнул школьник в толпе пассажиров, забыв прикрыть свой рот носовым платком или хотя бы ладонью.

Вот девочка входит в вестибюль метро, забыв придержать закрывающуюся за собой тяжёлую входную дверь и не обратив никакого внимания на идущего следом за ней человека.

Все эти мальчики и девочки, скорее всего, совсем неплохие люди. Но им явно не хватает воспитанности. А ведь в данном случае воспитанность - это прежде всего соблюдение определённых правил поведения на улице и в общественном транспорте.

Правила поведения на улице и в общественном транспорте

Перед тем как выйти из дома на улицу, посмотри на себя в зеркало и убедись в том, что всё в порядке в твоём внешнем облике.

Здоровайся первым, когда встречаешь знакомых людей на улице. Если кто-то не ответил на твоё приветствие, не обижайся - человек мог задуматься о чём-то своём.

Если тебе нужно обратить внимание своего спутника на что-либо или на кого-либо, никогда не показывай пальцем - сделай это взглядом или поворотом головы.

Если рядом с тобой поскользнулся или упал прохожий, помоги ему подняться.

Если тебе навстречу идёт человек старшего возраста, посторонись и пропусти его вперёд.

Стоящий на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, нет ли за ним другой машины. А вот трамвай обходи только спереди. Но всегда лучше подождать, пока тебе не будет хорошо видна вся улица.

При входе в автобус, троллейбус или трамвай пропускай в дверях своего спутника, пожилого человека или женщину с маленьким ребёнком. А вот выходить из автобуса, троллейбуса или трамвая первым должен мальчик или мужчина, чтобы подать руку своей спутнице.

В общественном транспорте всегда уступай место пожилым людям и женщинам с маленькими детьми.

Не проталкивайся в толпе пассажиров, помогая себе локтями, - пользуйся не руками, а голосом.

Закрывай рот платком либо ладонью, когда кашляешь или чихаешь.

Ничего не ешь и не пей в общественном транспорте. Ты можешь случайно испачкать сиденье вагона или одежду пассажиров. Кроме того, вид жующего, а тем более пьющего из горлышка человека малопривлекателен.

Автомобили, автобусы, троллейбусы - все виды городского транспорта - всегда расходятся правой стороной. Это главное правило движения в нашей стране, и его нужно запомнить. Если ты не хочешь никогда ни с кем столкнуться на улицах города - держись правой стороны и расходись с прохожими только вправо.

Переходи улицу только на зелёный сигнал светофора! Никогда не перебегай дорогу перед движущимся транспортом!

Правила приема гостей, информация для школьников

Гостеприимство ценилось во все времена. Но быть хорошим хозяином вовсе не так уж просто. Посуди сам. Приветливый хозяин всегда радушно встречает своих гостей, помогает им раздеться, усаживает, развлекает и угощает их. Хозяин должен быть внимательным ко всем своим гостям и найти время для каждого из них. Ему очень важно познакомить гостей друг с другом, позаботиться о том, чтобы они не скучали и получили удовольствие от общения. Важно быть ещё и предупредительным хозяином, угадывая желания своих гостей. И, конечно же, хозяин не должен жалеть для гостей книг, игрушек, угощений, а также своего времени и усилий, потраченных на приём. Ему не пристало жаловаться на трудности и заботы, связанные с подготовкой к приходу гостей. А ещё - тактичный хозяин никогда не заметит промахов и ошибок в поведении гостя и никогда не устроит таких игр и развлечений, в которых сам он будет казаться молодцом, а его гость - неумехой.

Постарайся быть радушным, внимательным, предупредительным и щедрым хозяином для всех, кто приходит в твой дом.

Запомни эти основные правила приема гостей:

К приходу гостей готовься заранее. Продумай всё до мелочей: где и как разместить гостей, чем их угостить, как развлечь. Все приготовления должны закончиться до прихода гостей.

Принимая гостей, веди себя так, чтобы им было весело и приятно. Будь приветлив. Если у тебя плохое настроение, не показывай этого своим гостям. Будь внимателен и предупредителен. Существует правило: «Желание гостей - закон».

Каждого из пришедших гостей проводи в комнату, познакомь его с собравшимися у тебя друзьями.

Получая подарки, не откладывай их равнодушно в сторонку. Подарок полагается тут же развернуть, рассмотреть, поблагодарить и выразить признательность. Если же по какой-либо причине подарок тебе не понравился, ни в коем случае не показывай этого - не огорчай человека, который старался сделать тебе приятное. Если же тебе подарили что-то вкусное, угости сначала всех окружающих, а потом попробуй угощение сам.

Если гостей заинтересуют твои книги, фотографии, коллекция монет, значков, марок или открыток, покажи коллекцию гостям, даже если ты опасаешься, что её испортят.

Если гости устроили беспорядок в комнате, которую ты старательно убирал к их приходу, не показывай своего огорчения - придётся сделать уборку ещё раз, когда гости разойдутся. Но даже если кто-то из твоих гостей что-либо разобьёт или сломает, не показывай вида, что ты расстроен. Наоборот, постарайся утешить этого гостя, ведь он и так чувствует себя очень неловко.

За столом всё своё внимание уделяй гостям. Проявляй радушие, чтобы они чувствовали: ты угощаешь их искренне. Каждое блюдо сначала предложи гостям, а потом возьми себе. Следи, чтобы твои гости не сидели с пустыми тарелками. Не вставай из-за стола, если видишь, что гости ещё едят.

Провожая гостей, помоги им одеться, открой дверь. А если у тебя в гостях была девочка, её нужно обязательно проводить до дома.

Этикет для школьников. Правила поведения в компании

Научись вести себя в компании

Внешний вид в значительной степени зависит от умения красиво сидеть и двигаться.

Чтобы создать о себе приятное впечатление, тебе просто необходимо выработать красивую осанку: спину всегда держи прямо, плечи должны быть развёрнуты, а голова слегка приподнята. В редких случаях человек получает красивую осанку от природы. Чаще всего она является результатом терпеливо вырабатываемой привычки.

Всегда следи также за своей походкой. Не размахивай при ходьбе руками, не стучи каблуками, не держи руки в карманах.

По правилам этикета девочкам очень важно, например, уметь красиво сидеть. И просто недопустимо:

усаживаясь, поднимать платье или пальто;

шумно обрушиваться на сиденье стула;

сидеть, широко расставив ноги;

сидеть, развалившись на стуле;

сидеть, примостившись на самом краешке стула;

обвивать ногами ножку стула;

обнимать руками колени;

вставая, отталкивать стул.

К мальчикам этикет не менее строг. Им предписано всегда быть внимательными, галантными и предупредительными не только со своими спутницами, но и с незнакомыми женщинами и девочками. Поддержать и защитить женщину, а также тех, кто слабее и младше, считается одним из главных достоинств мужчины.

Для мальчиков существуют некоторые правила, о которых не стоит забывать:

мальчик никогда не должен выглядеть расхлябанным, несобранным, вызывающим и грубым;

не ходи, подняв без надобности воротник, не держи руки в карманах;

помоги любому, кто нуждается в твоей помощи;

будь внимательным к девочкам и женщинам, к инвалидам и пожилым людям: помоги донести тяжёлую сумку, пропусти вперёд в дверях, помоги перейти улицу, выйти из автобуса, подняться по лестнице;

никогда не вступай в препирательства и ссоры, не будь мелочным и склочным.

А вот правила, на выполнение которых необходимо обратить особое внимание и девочкам и мальчикам:

воспитанный человек жуёт жевательную резинку, только оставшись наедине с собой и, конечно, никогда не прилепляет её к стенам, столам и стульям;

в обществе не шепчутся;

зевать в обществе - значит демонстрировать свою невоспитанность;

при покашливании слегка отвернись и прикрой рот рукой, при резком кашле обязательно приложи ко рту носовой платок;

сморкайся тихо, отвернувшись или отойдя в сторону, никогда не шмыгай носом;

потребность чихнуть следует по возможности сдерживать, потирая переносицу (в России чихнувшему человеку принято говорить: «Будьте здоровы!»; при этом чихнувший просит извинения у присутствующих);

не следует появляться в общественных местах простуженным, чтобы не распространять инфекцию.

Правила поведения в кино

Ты очень любишь смотреть различные фильмы по телевизору.

Но ходить в кино гораздо приятнее: огромный экран, мощный звук и... романтическая обстановка вызывают совершенно другие чувства.

Можешь сходить в кино одна, с подругой или с родителями.

Но это еще не все. Тебя же может пригласить в кино молодой человек, поэтому тебе следует знать наверняка, как стоит себя в этом случае вести.

Перед тем как продолжить нашу беседу, хотим задать тебе один вопрос: что ты сделаешь в том случае, если уже в начале фильма понимаешь, что он не оправдал твоих ожиданий или ты его уже видела однажды?

1. Положишь ноги на впереди сидящего человека.

2. Наденешь большую лохматую шапку и ни за что не снимешь ее до конца фильма.

3. Как можно чаще будешь ходить за мороженым.

4. Громко оповестишь всех о главных событиях и расскажешь окончание фильма.

5. Досмотришь до конца.

6. Сразу же уйдешь.

7. Обрадуешься, что есть возможность поболтать с соседом справа.

8. Будешь громко грызть орехи и шуршать конфетными фантиками.

9. Пересядешь на последний ряд и поспишь.

10. Позвонишь другу и назначишь встречу в другом кинотеатре.

Правила поведения в кинотеатре во многом совпадают с . Просто так уж повелось, что поход в кино считается менее официальным мероприятием, а значит, и правила не так строги.

Во-первых , внешний вид. В кино не обязательно идти совсем уж нарядной, можно даже джинсы надеть. Только не забывай, что одежда должна быть чистой и опрятной.

Во-вторых, в кинозал разрешается брать с собой попкорн или конфеты, но не нужно трапезничать слишком громко или мусорить.

Хлопать в кино не принято, также как и громко- смеяться и комментировать происходящее. Вообще эти» правила действуют не только для кинозала, но и для дружеского просмотра кино дома.

Конечно, собравшись посмотреть кино в кругу друзей у кого-то дома, вы избавлены от необходимости покупать билеты и общаться с незнакомыми людьми.

Но в этом случае тоже нельзя другим мешать смотреть кино своими замечаниями и шуточками.

И совсем уж нехорошо в самом начале заявить, что ты этот фильм уже видела, а потом подробно рассказать, чем все закончится.

В кинотеатре ты:

1) не соришь;

2) не шумишь;

3) не ведешь себя вызывающе;

4) не комментируешь фильм с видом знатока;

5) и уж ни в коем случае не болтаешь по телефону.

Таковы основные правила. Надеемся, что эта информация тебе пригодится.

И тогда тебя будут часто приглашать в кино или театр, ведь в любое место лучше идти в приятной компании.

Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками

Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людь­ми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями.

В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.

Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.

Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека.

Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся в школе просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют.

Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего про­звища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками.

Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их одноклассник из-за данного ему прозвища переживает и плачет.

Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем.

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.

Правила общения с одноклассниками

проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

всегда и во всём помогай младшим и слабым;

не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

не придумывай никому обидных прозвищ;

если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

всегда выполняй данные тобой обещания;

никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

всегда будь точным: неточность - это прежде всего невежливость;

никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

Хорошие манеры и этикет детей

«Мудрые родители воспитывают в детях нравственность, ведь обладающие знанием этикета приносят славу всей семье.» Чанакья Пандит

Правила этикета для детей!

Манеры и этикетное поведение детей расцениваются как наиболее важные показатели воспитания детей в семье. Однако, воспитание хороших манер у некоторых подростков будет ощущаться как почти невыполнимая задача. Но не отчаивайтесь, просто придерживайтесь ее. Хорошие манеры важны для уверенности каждого ребенка и успеха в жизни.

Манеры и этикет детей в доме

Семья - это такое место, где начинается, где «семена манер» высаживают и бережно лелеют, где дети учатся не только хорошим манерам, но и основным ценностям и этике. Это убежище, где Ваши дети учатся быть внимательными, терпимости и уважению. Они учатся делиться и уважать пространство всех других членов семьи. Это место, где дети на практике осваивают основы этикета, а затем должны будут нести их по жизни.

Давайте начнем с уважения. Уважение к частной жизни человека – это очень важно. В семье – это одно из самых важных правил. Родители, подростки и даже самые маленькие дети - все заслуживают определенной доли конфиденциальности, уважения личной жизни.

Большинство этих «хороших манер и этикета для детей», которые указаны ниже, применимы как для родителей, так и для детей. И запомните, что Вы должны на практике осуществлять то, что вы проповедуете!

    Если дверь закрыта, то уважительным и хорошим тоном является постучать и дождаться разрешения войти.

    Если Вы хотите что-то взять, всегда спрашивайте разрешение и убедитесь, что Вы возвращаете то, что позаимствовали. Убедитесь, что Вы возвращаете его в том же или даже лучшем состоянии.

    Никогда не переступайте через границу личной территории, это очень плохо для воспитания уважения.

    Очень соблазнительно возможно прочитать дневник и любовные письма (сестры/брата, например), но необходимо сдержать себя, ведь это очень личное, и Вы не хотели бы, чтобы кто-то сделал тоже самое с Вами.

    Дела Вашей семьи являются частными делами Вашей семьи, и должно быть именно так. Если мама и папа ведут споры, или дела идут не очень хорошо, или Ваш брат не очень хорошо учится в школе, посторонним не всегда обязательно об этом знать. Однако, если кто-то из членов семьи проявляет насилие в любой его форме, то необходимо уведомить об этом специалистов или органы власти.

    Еще одно правило хороших манер – Вы не должны ожидать, что кто-то будет убирать за Вами. Оставьте ванную, туалет, кухню и телевизор в чистоте и порядке, не оставляйте грязную посуду в доме. Ваши мокрые полотенца или грязная посуда - это Ваша ответственность. Если Вы с кем-то делите спальню, вы разделяете ответственность за сохранность, чистоту и порядок.

    Повторимся, хорошие манеры и этикет начинается дома, поэтому Ваше родительское наставление уместно вплоть до школы и спортивной площадки. Например, если дети играют в настольную игру дома, проигравший должен научиться признавать победу другого. На спортивном поле дети должны знать, что есть хороший тон поблагодарить противоположную команду, пожать руку и сказать: «Молодцы!».

    Телефонный этикет для детей – не нужно недооценивать тот факт, что сильное благоприятное (или неблагоприятное) впечатление на людей, которые звонят в Ваш дом, может оказывать манера Вашего ребенка отвечать на телефонный звонок.

    Хорошие манеры за столом и этикет для детей должны стать образом жизни.

    Родители в любое время должны контролировать свое собственное поведение, показывать примеры хороших манер и этикетного поведения, и, конечно, хорошего социального поведения. Если Вы отправляете сообщение в присутствии детей, чтобы поблагодарить кого-то, обязательно отметьте что-то вроде: «Я просто отправлю благодарственное письмо тете Мэгги. Она так выручила нас на прошлой неделе, забрав детей из школы, когда я не могла этого сделать». Таким образом Вы показываете признательность и пример того, как естественно правильно себя вести, а не преподаете урок манер и этикета для детей.

    Если Вы посылаете цветы в случае смерти в другой семье, это хорошее время, чтобы объяснить детям основы этикета в отношении похорон. Это «скромные» уроки манер и этикета окажут более сильное воздействие на детей, когда они их видели и пережили в реальной ситуации. Так сказать, куйте железо, пока горячо.

    Не смущайте и не дразнить никого, даже если ситуация может показаться юмористической или неловкой. Просто подумайте, как бы Вы себя чувствовали в подобных обстоятельствах. Поэтому не используйте замешательство и затруднения как уроки манер и этикета для детей, просто поставьте себя на их место.

Еще одна важная ситуация для урока хороших манер и этикета – встреча и приветствие гостей.

Дети никогда не бывают слишком малы, чтобы того, чтобы научиться искусству встречи семьи и гостей. Ваш ребенок никогда не будет слишком мал, чтобы усвоить эти ценные правила этикета и хорошего тона, поскольку теплые и дружественные приветствия имеют важное значение в этике отношений.

В зависимости от возраста и пола ребенка могут применяться следующие правила манер и этикета для детей:

    Открывая дверь и приглашая гостей, нужно улыбаться и быть приветливым.

    Если ребенок – мальчик, это хорошим тоном мужского приветствия является пожать руку взрослого мужчины.

    Либо принимайте у гостей пальто, или покажите им, где они могут оставить вещи.

    Если это пришли бабушка и дедушка, было бы хорошо обнять и поцеловать их.

    Если взрослые задают вопросы ребенку, то ему необходимо вежливо ответить на них или уклониться от ответа, если ребенок застенчив или не хочет больше разговаривать.

    Если Ваш гость вошел и продолжил общение в доме, отпустите детей, чтобы они не чувствовали себя посторонними.

В гостях

Не менее важно проявлять хорошие манеры и знать, что такое правильный этикет, когда вы гостите в чужом доме. Вот несколько этикетных правил поведения в гостях:

    Не ходите в гости, если Вы не приглашены или Вы не позвонили, чтобы оговорить удобное время встречи.

    Разрешение от обоих родителей вашего друга является обязательным, особенно если Вы желаете остаться на ночь.

    Никогда не думайте, что Вы можете оставаться в гостях столько, сколько Вам того будет угодно. Родители Вашего друга должны точно знать, когда Вы покинете и как Вы доберетесь до дома.

    Помогайте, если Вас об этом просят; но не ждите, что Вас будут опекать и прислуживать вам.

    Убирайте свою постель и комнату, держите вещи в порядке, и, разумеется, ванную оставьте безупречно чистой! Помните, Ваши хорошие манеры не останутся незамеченными и будут отражением качества и уровня вашего воспитания и родителей.

    Обязательно скажите «спасибо», когда покидаете дом. Ответным жестом пригласите друга в ваш дом когда-нибудь в будущем.

Общие правила хорошего тона и этикета в общественных местах

    Уступи свое место взрослым, особенно пожилому человеку, инвалиду и беременной женщине. Потому что это не только хорошие манеры, но и память о том, что в один прекрасный день Вы тоже будете старым и хрупким.

    Не сидите, закинув ноги вверх, это отвратительная привычка. Люди не должны смотреть на грязные подошвы Ваших ботинок.

    Не ешьте в общественном транспорте – это неприятно и запах гамбургеров, торта, чипсов и пр., вполне может вызвать тошноту у других пассажиров.

    Выключите свой мобильный телефон, поскольку остальные пассажиры не заинтересованы в ваших личных делах.

    Выключите свой портативный музыкальный проигрыватель, часто очень раздражает слушать непрерывные ударные звуки.

    Скейтбординг вниз по проходу – это и глупо и опасно …

    Бросайте мусор в мусорную корзину, представьте себе, если бы все разбрасывали мусор по улицам.

    Не нужно рисовать граффити!

    Когда находитесь в обществе, старайтесь делать голос потише и поведение менее шумным, у кого-то из людей вокруг вас может быть плохой день.

    Следи за своим языком! Когда используешь слово из 3 букв, оно может быть «клеевым» в глазах друзей, но грубо и неуважительно, чтобы делать это в общественных местах.

    Запугивать других детей – это трусость. Ведь Вам бы не хотелось, чтобы кто-то сделал такое с вами!

    Не задирайтесь и не хулиганьте. Будьте вежливы – ваши манеры говорят сами за себя. Даже если это взрослый пытается запугать вас, у вас есть право защищать себя.

    Старых людей легко обидеть, будьте добрыми, вежливыми, уважительными и почтительными.

    Откройте дверь для других. Позвольте взрослым пройти в первую очередь, а Вы держите дверь открытой для них. Если же Вы входите первыми, не позволяйте, чтобы дверь хлопнула перед лицом тех, кто идет за вами.

    Прежде чем войти в лифт, позвольте людям из лифта выйти первыми. Это правило этикета также относится к зданиям, или даже комнатам, где человек изнутри выходит первым.

Итак, соблюдать правила этикета нужно везде и всегда – в семье, с друзьями, на рабочем месте или в школе, в общественных местах. По поведению детей часто судят о знании манер и стиле родительского воспитания, и вообще о родителях. Поэтому знание основ этикета и приучение к хорошим манерам важно для ребенка любого возраста.

Школа – то место, в котором мы проводим сначала долгие годы в качестве учеников, а потом не менее долгие в качестве родителей учеников. И в наших силах сделать так, чтобы годы эти стали не слишком мучительными ни для нас самих, ни для наших детей, ни для учителей.

Помочь в этом нам, в том числе, может и этикет. Да-да, обычный этикет, правил которого ещё никто не отменял. А пользу от их применения в жизни сложно переоценить. Как же вести себя родителям учеников, чтобы треугольник ребёнок-учитель-родители работал продуктивно и без эксцессов?

Зарисовки из жизни

Зарисовка первая. Какая встреча!

Важность того, чтобы любимая родная школа находилась подальше от не менее любимого и родного дома, я поняла буквально через пару месяцев от начала педагогической карьеры, и тут же принялась мысленно хвалить себя на все лады. Я до работы добиралась на перекладных и раньше, по наивности, считала это неудобством. Зря я так. Потому что, живи я поближе к работе, жизнь моя превратилась бы… Нет, не в кошмар, конечно. Но уж совершенно точно в непрекращающуюся комедию положений.

Хотя… Она даже при условии того, что я жила в сорока минутах езды от работы, и то частенько поражала своей непредсказуемостью. Но обо всём по порядку.

Одно время я имела неосторожность забегать после работы на рынок, находящийся неподалёку от школы, за продуктами. Тащить сумки с покупками (это помимо пакетов с тетрадями) на двух автобусах было неудобно и тяжело, да и рынок этот был дороже того, что имелся около моего дома. Но к тому времени, когда я заканчивала работу, в моём районе обычно уже были закрыты даже супермаркеты. А есть-то хотелось. Вот и приходилось пользоваться рынком у школы.

Но чего мне это стоило! Проблема состояла в том, что рынок этот был единственным в районе, да к тому же располагался прямо у выхода из метро. И родители моих учеников неминуемо забегали на него после работы. А там…

«Ба! Какая удача! И продукты купим, и с учителем пообщаемся!»

Заботливые и неравнодушные (честь им и хвала!) родители моих многочисленных учеников, очевидно, думали примерно так. Потому что в очередях я регулярно оказывалась в центре внимания. То сзади раздавалось деликатное покашливание, то кто-то теребил меня за сумку, то тянул за локоть (а иногда и всё вместе сразу, одномоментно).

Здравствуйте, Яна Александровна! – то и дело слышала я. И разумеется, в самый неподходящий момент. Как назло именно тогда, когда подходила моя очередь за хлебом, или я судорожно пыталась засунуть в отказывающийся растягиваться пакет колбасу, или покупала предметы личной гигиены (пожалуй, это всё же самый неудачный, но реально имевший место быть вариант). Ах, да! Ещё однажды меня буквально сняли со ступеней подошедшего наконец-то (после получаса ожидания!) автобуса (остановка была прямо около рынка).

А как мой (моя) сегодня сочинение (изложение, диктант и т.д. и т.п.) написал(а)?

В этом месте мне хотелось заплакать и убежать. Потому что почти каждое слово из этого невинного, на первый взгляд, вопроса могло вогнать в ступор.

Во-первых, на тот момент я учила восемь классов. От двадцати пяти до тридцати человек в каждом. То есть не меньше двухсот человек. Даже если у каждого всего по одному родителю, а такое – слава Богу – всё же не в каждой семье, то получается, что я должна была знать в лицо и по имени ещё как минимум двести мам или пап (и понимать, кто чей родитель). А ведь у многих детей в наличии не только папа с мамой, но ещё и любящие бабушки и дедушки. К тому времени я этих детей учила не несколько лет, а всего несколько месяцев. И родителей их в лучшем случае видела по два-три раза. У меня, слава Богу, хорошая память. Но не настолько же! И поэтому милое, ни в чём не повинное притяжательное местоимение «мой» или, как вариант, «моя» вгоняли в ступор. Кабы я знала, о ком шла речь!

Во-вторых, сочинение (изложение, диктант и т.д. и т.п.) мы написали за несколько часов до исторической встречи с родителями. И проверить их я просто физически не успела бы.

В-третьих, даже если и успела бы, то вспомнить, кто из моих двухсот учеников что получил, точно не сумела бы. И никто бы не сумел. Нереально это.

Поэтому на рынок тот я вскоре ходить перестала. Нашла ещё один, у той остановки, где пересаживалась с одного автобуса на другой. И долгие годы очень радовалась, что живу далеко от школы. Потому что не хотела бы, чтобы родители моих учеников, да и сами дети, видели, как я почти каждое утро галопирую, догоняя автобус (на каблуках и с пакетами, полными тетрадей) или еле живая, и не в силах вымолвить ни слова, гуляю с собакой по вечерам.

Зарисовка вторая. «У меня зазвонил телефон. – Кто говорит?»

Телефон учителя звонит гораздо чаще, чем телефон любого другого среднестатистического человека. Хотя нет, есть, есть, конечно, профессии, представители которых пользуются не меньшим, а, пожалуй, даже большим спросом – врачи, например. Но факт остаётся фактом – телефон учителя звонит очень часто. И даже если не упоминать о том, что частенько он делает это в то время, когда уже давно положено спать, то остаётся ещё несколько причин, по которым многие учителя не любят телефонные звонки.

Первая причина очень проста – мало кому нравится гадать, с кем имеешь удовольствие общаться. А запомнить голоса всех двухсот родителей (это как минимум, помните?) невозможно. И чтобы вбить в память телефона номера двухсот человек, требуется много времени. Но почему-то мало кто считает нужным представиться. И приходится учителю слушать монолог родителя, гадая, кто же это, и пытаясь по смыслу разговора вычислить абонента. Ну, или ждать момента, чтобы вклиниться в разговор и напрямик поинтересоваться тем, кто звонит.

Вторая причина в том, что вести диалог, например, об оценках, не имея перед глазами классного журнала (не важно, бумажной его версии или электронной), очень сложно. И отвечать, почему у ребёнка за сочинение три, не видя его тетради, затруднительно. Да и делать это, разрываясь между кастрюлей с борщом, глажкой рубашки мужу и проверкой тетрадей собственных детей – неудобно.

Третья причина – учителю тоже хочется иметь хотя бы немного свободного личного (!) времени. Понятно, что тот, кто идёт в учителя, должен понимать, что соглашается на круглосуточную работу и непрекращающуюся заботу о своих учениках. Но хотя бы чуть-чуть, совсем немного времени у него должно быть что называется «для себя».

Зарисовка третья. Человек из комитета

Школа – это не только учителя и ученики. Это ещё и родители. В том числе – и родительский комитет. Мало кто идёт в него из любви к процессу. В основном – от безысходности: никто не хочет, а промолчать и не вызваться помогать учителю совесть и активная жизненная позиция не позволяют.

За годы работы в школе я видела много родительских комитетов. Более того, теперь, когда наш старший сын пошёл в первый класс, я тоже – человек из комитета. У нас прекрасная школа, очень хороший классный руководитель и изумительные родители: понимающие, чуткие, неравнодушные, готовые помочь. Но всё равно быть членом родительского комитета, а уж тем более его председателем, – это непростой труд. К счастью, большинство наших родителей это понимает, ценит и старается не осложнять и без того непростую жизнь людей из комитета.

Однако иногда случается непредвиденное.

Сумму, необходимую на удовлетворение классных нужд, мы обсудили заранее. Возражавших не было. Многие сдали деньги сразу. Другие – в течение года. Но однажды членам родительского комитета вдруг предложили стать коллекторами. Да-да, именно так. Оказалось, что в семье одного из детей сложились отношения, когда все финансовые вопросы решал отец. Мама права голоса не имела, во всяком случае, по её словам. Она отказалась сама обсуждать ситуацию с мужем и попыталась переложить это неблагодарное дело на членов родительского комитета. При содействии классного руководителя этот вопрос был решён, но неприятный осадок остался.

Зарисовка четвёртая. «Как много на свете жестоких разлук. Поссорились как-то Морковка и Лук…»

Ссоры детей и вмешательство в них родителей – отдельная тема. Ссоры были, есть и будут, и никуда от этого не деться. Но вот наше отношение к ним можно и нужно менять.

В одном из классов Л. толкнул М. Тот упал, ударился (к счастью, несильно) и рассказал об этом родителям. Те отправились к классному руководителю с требованием поставить Л. на внутришкольный учёт. Буквально через день М. порвал пиджак Л. И тогда родители М. то ли в отместку, то ли из принципа затребовали с родителей обидчика оплатить починку пиджака. Вскоре Л. снова задел М., папу и маму того с трудом отговорили от похода в полицию. Родителям Л. эта ситуация стоила многих неприятных минут. А потом М… А после Л…

Вам ещё не надоело? Вот и всем в классе это тоже порядком надоело, потому что родители с обеих сторон в каждой конфликтной ситуации раздували из мухи слона, принимались давить на классного руководителя (которая и так очень внимательна ко взаимоотношениям детей и дисциплине), привлекали сторонников, пытались делить класс на два лагеря… В общем, из обычных детских ссор раздули масштабную войну и средств её ведения не выбирали – били изо всех доступных орудий. К счастью, классному руководителю удалось направить их энергию на мирные цели. Но надолго ли?

А давайте по-другому

Вот такие совершенно реальные зарисовки из жизни тех, чьи жизни связаны со школой. А ведь всех этих комичных и не очень ситуаций легко было бы избежать, если бы мы, родители, помнили несколько самых простых правил этикета и следовали им.

Ита-а-а-а-ак… Барабанная дробь… Позвольте представить вашему вниманию плод многих лет жизни, так или иначе связанных со школой…

Правила этикета для родителей школьников

1. Обязательно представляться во время личной встречи или телефонного звонка (особенно звонка!) хотя бы первые полгода-год при редких встречах и не меньше месяца – при регулярных. А во время телефонного разговора лучшее представляться всегда, даже если учитель знает вас уже не первый год.

Это ведь так просто сказать: «Здравствуйте, Людмила Ивановна! Я мама Кости Васильева Екатерина Анатольевна». И всё – учитель понимает, с кем говорит, и занят только тем, что внимательно слушает вас, а не гадает, кто же его собеседник и как к нему обращаться. Родителям несложно, а для учителей – огромное облегчение понимать, с кем они имеют удовольствие беседовать. Поверьте.

2. По возможности не звонить поздно вечером или рано утром.
Учителя тоже люди и у них есть семьи. Статья эта адресована адекватным людям, поэтому не стану писать про то, что не стоит звонить в состоянии, далёком от трезвого. Думаю, это и так всем понятно. Хотя жизнь показывает, что, увы, не всегда.

3. Спорные вопросы (почему «три», а не «пять») решать в школе, а не по телефону или в ходе случайной встречи на улице.
Тогда учитель сможет показать вам работу ребёнка и аргументированно объяснить свою позицию (ну, или не объяснить, такое тоже бывает, ошибаются все, даже учителя).

4. Ценить совершенно бескорыстный труд представителей родительского комитета и не перекладывать на них решение своих семейных проблем.

5. Если родительский комитет не оплачивает телефонные разговоры учителя (родители одноклассников моего сына приняли решение выделять средства на оплату рабочего телефона классного руководителя), то или звонить самим, или не затягивать беседу.

6. Относиться друг к другу не как к врагам. А по всем конфликтным вопросам в первую очередь обращаться не в полицию и даже не к директору, а к классному руководителю.

Учителя видят и знают многое, и могут точнее нас, родителей, оценить ситуацию, расспросить всех участников конфликта и выяснить, кто и в чём виноват.

7. Не решать конфликты с чужими детьми лично. Только через их родителей и/или в присутствии последних.
Сцены, когда папа под два метра ростом на полном серьёзе выясняет отношения с семилетним мальчишкой, отвратительны. Даже в крайне взволнованном состоянии нельзя опускаться до этого.

От души надеюсь, что эти правила помогут нам всем и облегчат жизнь учителям. Глядишь, и конфликтов и недопонимания станет меньше, а взаимоуважения и желания помочь – больше. А ведь ради такой радужной перспективы можно немного и постараться.

Классные часы по этикету первого года обучения

1. Тренинг-игра "Знакомство, приветствие, прощание".

2. Тренинг-игра «Ситуационное знакомство и представление».

3. Тренинг-игра "Вежливые извинения и благодарность: поводы и формы".

4. Игра "Мобильный этикет".

5. Игра "Этикет в интернете".

6. Мастер-класс "Посуда. Приборы. Сервировка стола".

7. Тренинг-игра "Что чем и как едят".

8. Тренинг-игра "Столовый этикет".

9. Тренинг-игра "Ресторанный этикет".

Классные часы по этикету второго года обучения

10. Игра "Привычки, которые портят наш образ".

11. Тренинг "Этикетные позы. Манеры в помещении и автомобиле".

12. Игра "Личная гигиена. Уход за собой".

13. Игра "Дресс-код. Этикет в одежде".

14. Мастер-класс "Уход за гардеробом. Порядок в шкафу".

15. Тренинг-игра "Приглашаем гостей".

16. Тренинг-игра "Идем на вечеринку".

17. Тренинг-игра "Театральный этикет".

18. Тренинг-игра "Этикет путешествий".

Тренинги по этикету включают

    Работу с наглядным, аудио и видеоматериалом.

    Тренинги, кейсы и тематические мероприятия.

    Моделирование практических ситуаций.

    Мотивационное воздействие и отслеживание динамики обучения.

    Фиксацию ключевых правил этикета в виде разработанных шпаргалок или подарков.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!