Этот вечер решал. Анализ стихотворения маяковского отношение к барышне

Владимир Владимирович Маяковский

Этот вечер решал —
не в любовники выйти ль нам?—
темно,
никто не увидит нас.
Я наклонился действительно,
и действительно
я,
наклонясь,
сказал ей,
как добрый родитель:
«Страсти крут обрыв —
будьте добры,
отойдите.
Отойдите,
будьте добры».

Не секрет, что Владимир Маяковский, как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни. Это касалось не только творчества, работы и бытовой неустроенности, но и взаимоотношений с женщинами. Считается, что музой поэта была Лиля Брик, однако это не мешало Маяковскому заводить романы на стороне.

Лиля Брик

К некоторым из своих избранниц, среди которых - русские эмигрантки Татьяна Яковлева и Мария Денисова - поэт питал действительно очень возвышенные и нежные чувства.

Татьяна Яковлева

Мария Денисова

Другие женщины, в числе которых Элли Джонс и Лилия Лавинская, рожали от Маяковского детей.

Элли Джонс (родила от Владимира Маяковского дочь)

Лилия Лавинская (родила от Владимира Маяковского сына)

Была и третья категория возлюбленных, которые прошли сквозь жизнь поэта чередой, оставив в его памяти лишь мимолетные воспоминания. Этих женщин было настолько много, что их имена сегодня покрыты тайной. Однако доподлинно известно, что в интимных связях поэт был весьма неразборчив. И в этом нет ничего удивительного, так как поклонницы буквально по пятам преследовали Маяковского, и в любом городе, куда он приезжал для участия в литературном вечере, отбоя от представительниц слабого пола у него не было.

Судя по тому, как легко и быстро поэт менял женщин, может создаться впечатление, что ему были чужды вообще какие-либо моральные принципы. Действительно, эпоха безверия диктовала свои правила, и для того, чтобы насладиться интимной близостью, совсем необязательно было вступать в брак. Маяковский, к слову, вообще никогда не был женат. Та, с которой он готов был связать свою жизнь, того не хотела, а все остальные женщины в плане супружества, кроме Лили Брик, поэта попросту не интересовали. Тем не менее, он все же не был лишен благородства и мог остановиться в самый последний момент, если чувствовал, что поступает безнравственно.

Примером этому может служить стихотворение «Отношение к барышне», написанное Маяковским летом 1920 года. В это время он гостил на даче своего коллеги по работе в «Окнах РОСТа» Николая Румянцева и наслаждался первозданной природой. Изредка к нему приезжала Лиля Брик, которая считала, что деревня Акулова гора - не самое романтичное место на земле. Однако по вечерам на даче нередко собиралась пестрая компания, в которую входили не только известные литераторы, но и многочисленные отдыхающие из числа соседей поэта. Кто из них стал прототипом образа юной девушки, образ которой был воспроизведен в стихотворении «Отношение к барышне», история умалчивает. Но очевидно, что спутница Маяковского была очень молода и испытывала к поэту восторженно-наивные чувства, которые сама ошибочно принимала за любовь. Сам же герой этого несостоявшегося романа поначалу действительно рассматривал свою юную спутницу как объект сексуальных утех. Если учитывать, что к подобным взаимоотношениям с женщинами Маяковский давно уже привык, то не стоит удивляться, что его стихотворение начинается с фразы: «Этот вечер решал - не в любовники выйти ль нам?». Казалось бы, ничто этому не препятствует, и автор даже признается, что «никто не увидит нас». Однако, наклонившись к своей спутнице, Маяковский вдруг осознает, насколько же она молода, глупа и наивна в своей чистоте . Поэтому он начинает воспринимать ее «как добрый родитель», которому важно уберечь дитя от необдуманных поступков, способных вызвать впоследствии сожаление. Поэтому поэт просит спутницу: «Страсти крут обрыв - будьте добры, отойдите». И в этой фразе столько скрытого благородства, что остается лишь удивляться деликатности и сдержанности Маяковского, привыкшего обращаться с дамами без лишних сантиментов и уверенного в том, что женщины не способны на высокие чувства.

Стихи Маяковский ОТНОШЕНИЕ. (Отношение к барышне*, Мое к этому отношение*) Этот вечер решал - не в любовники выйти ль нам? - темно, никто не увидит нас. Я наклонился действительно, и действительно я, наклонясь, сказал ей, как добрый родитель: «Страсти крут обрыв - будьте добры, отойдите. Отойдите, будьте добры».
  • Отношение к барышне*

    Этот вечер решал -
    не в любовники выйти ль нам? -
    темно,
    никто не увидит нас.
    Я наклонился действительно,
    и действительно
    я,
    наклонясь,
    сказал ей,
    как добрый родитель:
    «Страсти крут обрыв -
    будьте добры,
    отойдите.
    Отойдите,
    будьте добры».

    тема стиха: Стихотворения, 1917-1921
  • Мое к этому отношение*

    Май ли уже расцвел над городом,
    плачет ли, как побитый, хмуренький декабрик, -
    весь год эта пухлая морда
    маячит в дымах фабрик.

    Брюшком обвисшим и гаденьким
    лежит на воздушном откосе,
    и пухлые губы бантиком
    сложены в 88.

    Внизу суетятся рабочие,
    нищий у тумбы виден,
    а у этого брюхо и все прочее -
    лежит себе сыт, как Сытин*.

    Вкусной слюны разли́лись волны,
    во рту громадном плещутся, как в бухте,
    А полный! Боже, до чего он полный!
    Сравнить если с ним, то худ и Апухтин*.

    Кони ли, цокая, по асфальту мчатся,
    шарканье пешеходов ли подвернется под взгляд ему,
    а ему все кажется: «Цаца! Цаца!» -
    кричат ему, и все ему нравится, проклятому.

    Растет улыбка, жирна и нагла,
    рот до ушей разросся,
    будто у него

  • Хорошее отношение к лошадям*

    Били копыта.
    Пели будто:
    - Гриб.
    Грабь.
    Гроб.
    Груб. - Ветром опита,
    льдом обута,
    улица скользила.
    Лошадь на круп
    грохнулась,
    и сразу
    за зевакой зевака,
    штаны пришедшие Кузнецким* клёшить,
    сгрудились,
    смех зазвенел и зазвякал:
    - Лошадь упала! -
    - Упала лошадь! -
    Смеялся Кузнецкий.
    Лишь один я
    голос свой не вмешивал в вой ему.
    Подошел
    и вижу
    глаза лошадиные…
    Улица опрокинулась,
    течет по-своему…

    Подошел и вижу -
    за каплищей каплища
    по морде катится,
    прячется в ше́рсти…
    И какая-то общая
    звериная тоска
    плеща вылилась из меня
    и расплылась в шелесте.
    «Лошадь, не надо.
    Лошадь, слушайте -
    чего вы думаете, что вы их плоше?
    Деточка,
    все мы немножко лошади,
    каждый из нас по-своему лошадь».
    Может быть
    - старая ( Владимир Владимирович Маяковский Полное Собрание Сочинений В Тринадцати Томах Том 2. Стихо )

    тема стиха: Стихотворения, 1917-1921
  • Внимательное отношение к взяточникам*

    Неужели и о взятках писать поэтам!
    Дорогие, нам некогда. Нельзя так.
    Вы, которые взяточники,
    хотя бы поэтому,
    не надо, не берите взяток.
    Я, выколачивающий из строчек штаны, -
    конечно, как начинающий, не очень часто,
    я - еще и российский гражданин,
    беззаветно чтущий и чиновника и участок.
    Прихожу и выплакиваю все мои просьбы,
    приникши щекою к светлому кителю.
    Думает чиновник: «Эх, удалось бы!
    Этак на двести птичку вытелю».
    Сколько раз под сень чинов ник,
    приносил обиды им.
    «Эх, удалось бы, - думает чиновник, -
    этак на триста бабочку выдоим».
    Я знаю, надо и двести и триста вам -
    возьмут, все равно, не те, так эти;
    и руганью ни одного не обижу пристава:
    может быть, у пристава дети.
    Но лишний труд - доить поодиночно,
    вы и так ведете в работе года.
    Вот что я выдумал для вас нарочно -
    Господа!
    Взломайте шкапы, сундуки и ларчики,
    берите деньги и

  • После изъятий*

    Известно:
    у меня
    и у бога
    разногласий чрезвычайно много.
    Я ходил раздетый,
    ходил босой,
    а у него -
    в жемчугах ряса.
    При виде его
    гнев свой
    еле сдерживал.
    Просто трясся.
    А теперь бог - что надо.
    Много проще бог стал.
    Смотрит из деревянного оклада.
    Риза - из холста.
    - Товарищ бог!
    Меняю гнев на милость.
    Видите -
    даже отношение к вам немного переменилось:
    называю «товарищем»,
    а раньше -
    «господин».
    (И у вас появился товарищ один.)
    По крайней мере,
    на человека похожи
    стали.
    Что же,
    зайдите ко мне как-нибудь.
    Снизойдите
    с вашей звездной дали.
    У нас промышленность расстроена,
    транспорт тож.
    А вы
    - говорят -
    занимались чудесами.
    Сделайте одолжение,
    сойдите,
    поработайте с нами.
    А чтоб ангелы не били баклуши,
    посреди звезд -
    напечатайте,
    чтоб лезло в гл ( Владимир Владимирович Маяковский Полное Собрание Сочинений В Тринадцати Томах Том 4. Стихо )

  • Живопись сегодняшнего дня*

    Попишу, попишу, попишу*.
    Попишу животом, головой, и ноздрей, и ногами, и пятками,
    Двухкопеечным мыслям придам сумасшедший размах,
    Зарифмую все это для стиля яичными смятками
    И пойду по панели, пойду на бесстыжих руках.

    И во всей русской живописи сегодняшнего дня нет ни одной картины. Выставки - громадные папки открыток или ученических тетрадей, из которых изредка пристальным глазом отметишь рядом с мясом Бодаревского лапоть Гончаровой над двумя-тремя розами Машкова.К сожалению, рамки статьи не позволяют сказать больше.Однако ясно: все, именующие себя художниками, занимаются очень полезными вещами, но к живописи это имеет отношение только подготовительное. Говорю это не из задорной мысли: лягнуть умирающего льва.Уважая работу каждого, просто как затрату силовой энергии, зная, что за каждым твое право быть гением в одном из часов прошлого, я только констатирую факт - современность не выр ( Владимир Владимирович Маяковский Полное Собрание Сочинений В Семи Томах Том 1. Стихотворен )

    тема стиха: Отношение Сегодняшнего Театра И Кинематографа К Искусству*

«Отношение к барышне» Владимир Маяковский

Этот вечер решал -
не в любовники выйти ль нам?-
темно,
никто не увидит нас.
Я наклонился действительно,
и действительно
я,
наклонясь,
сказал ей,
как добрый родитель:
«Страсти крут обрыв -
будьте добры,
отойдите.
Отойдите,
будьте добры».

Анализ стихотворения Маяковского «Отношение к барышне»

Не секрет, что Владимир Маяковский, как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни. Это касалось не только творчества, работы и бытовой неустроенности, но и взаимоотношений с женщинами. Считается, что музой поэта была Лиля Брик, однако это не мешало Маяковскому заводить романы на стороне. К некоторым из своих избранниц, среди которых – русские эмигрантки Татьяна Яковлева и Мария Денисова – поэт питал действительно очень возвышенные и нежные чувства. Другие женщины, в числе которых Элли Джонс и Лилия Лавинская, рожали от Маяковского детей. Была и третья категория возлюбленных, которые прошли сквозь жизнь поэта чередой, оставив в его памяти лишь мимолетные воспоминания. Этих женщин было настолько много, что их имена сегодня покрыты тайной. Однако доподлинно известно, что в интимных связях поэт был весьма неразборчив. И в этом нет ничего удивительного, так как поклонницы буквально по пятам преследовали Маяковского, и в любом городе, куда он приезжал для участия в литературном вечере, отбоя от представительниц слабого пола у него не было.

Судя по тому, как легко и быстро поэт менял женщин, может создаться впечатление, что ему были чужды вообще какие-либо моральные принципы. Действительно, эпоха безверия диктовала свои правила, и для того, чтобы насладиться интимной близостью, совсем необязательно было вступать в брак. Маяковский, к слову, вообще никогда не был женат. Та, с которой он готов был связать свою жизнь, того не хотела, а все остальные женщины в плане супружества, кроме Лили Брик, поэта попросту не интересовали. Тем не менее, он вес же не был лишен благородства и мог остановиться в самый последний момент, если чувствовал, что поступает безнравственно.

Примером этому может служить стихотворение «Отношение к барышне», написанное Маяковским летом 1920 года. В это время он гостил на даче своего коллеги по работе в «Окнах РОСТа» Николая Румянцева и наслаждался первозданной природой. Изредка к нему приезжала Лиля Брик, которая считала, что деревня Акулова гора – не самое романтичное место на земле. Однако по вечерам на даче нередко собиралась пестрая компания, в которую входили не только известные литераторы, но и многочисленные отдыхающие из числа соседей поэта. Кто из них стал прототипом образа юной девушки, образ которой был воспроизведен в стихотворении «Отношение к барышне», история умалчивает. Но очевидно, что спутница Маяковского была очень молода и испытывала к поэту восторженно-наивные чувства, которые сама ошибочно принимала за любовь. Сам же герой этого несостоявшегося романа поначалу действительно рассматривал свою юную спутницу как объект сексуальных утех. Если учитывать, что к подобным взаимоотношениям с женщинами Маяковский давно уже привык, то не стоит удивляться, что его стихотворение начинается с фразы: «Этот вечер решал – не в любовники выйти ль нам?». Казалось бы, ничто этому не препятствует, и автор даже признается, что «никто не увидит нас». Однако, наклонившись к своей спутнице, Маяковский вдруг осознает, насколько же она молода, глупа и наивна в своей чистоте . Поэтому он начинает воспринимать ее «как добрый родитель», которому важно уберечь дитя от необдуманных поступков, способных вызвать впоследствии сожаление. Поэтому поэт просит спутницу: «Страсти крут обрыв – будьте добры, отойдите». И в этой фразе столько скрытого благородства, что остается лишь удивляться деликатности и сдержанности Маяковского, привыкшего обращаться с дамами без лишних сантиментов и уверенного в том, что женщины не способны на высокие чувства.

2 209 0

Не секрет, что Владимир Маяковский , как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни. Это касалось не только творчества, работы и бытовой неустроенности, но и взаимоотношений с женщинами. Считается, что музой поэта была Лиля Брик, однако это не мешало Маяковскому заводить романы на стороне. К некоторым из своих избранниц, среди которых – русские эмигрантки Татьяна Яковлева и Мария Денисова – поэт питал действительно очень возвышенные и нежные чувства. Другие женщины, в числе которых Элли Джонс и Лилия Лавинская, рожали от Маяковского детей. Была и третья категория возлюбленных, которые прошли сквозь жизнь поэта чередой, оставив в его памяти лишь мимолетные воспоминания. Этих женщин было настолько много, что их имена сегодня покрыты тайной. Однако доподлинно известно, что в интимных связях поэт был весьма неразборчив. И в этом нет ничего удивительного, так как поклонницы буквально по пятам преследовали Маяковского, и в любом городе, куда он приезжал для участия в литературном вечере, отбоя от представительниц слабого пола у него не было.

Судя по тому, как легко и быстро поэт менял женщин, может создаться впечатление, что ему были чужды вообще какие-либо моральные принципы. Действительно, эпоха безверия диктовала свои правила, и для того, чтобы насладиться интимной близостью, совсем необязательно было вступать в брак. , к слову, вообще никогда не был женат. Та, с которой он готов был связать свою жизнь, того не хотела, а все остальные женщины в плане супружества, кроме Лили Брик, поэта попросту не интересовали. Тем не менее, он вес же не был лишен благородства и мог остановиться в самый последний момент, если чувствовал, что поступает безнравственно.

Примером этому может служить стихотворение , написанное Маяковским летом 1920 года. В это время он гостил на даче своего коллеги по работе в «Окнах РОСТа» Николая Румянцева и наслаждался первозданной природой. Изредка к нему приезжала Лиля Брик, которая считала, что деревня Акулова гора – не самое романтичное место на земле. Однако по вечерам на даче нередко собиралась пестрая компания, в которую входили не только известные литераторы, но и многочисленные отдыхающие из числа соседей поэта. Кто из них стал прототипом образа юной девушки, образ которой был воспроизведен в стихотворении «Отношение к барышне» , история умалчивает. Но очевидно, что спутница Маяковского была очень молода и испытывала к поэту восторженно-наивные чувства, которые сама ошибочно принимала за любовь. Сам же герой этого несостоявшегося романа поначалу действительно рассматривал свою юную спутницу как объект сексуальных утех. Если учитывать, что к подобным взаимоотношениям с женщинами Маяковский давно уже привык, то не стоит удивляться, что его стихотворение начинается с фразы: «Этот вечер решал – не в любовники выйти ль нам?». Казалось бы, ничто этому не препятствует, и автор даже признается, что «никто не увидит нас». Однако, наклонившись к своей спутнице, Маяковский вдруг осознает, насколько же она молода, глупа и наивна в своей чистоте. Поэтому он начинает воспринимать ее «как добрый родитель», которому важно уберечь дитя от необдуманных поступков, способных вызвать впоследствии сожаление. Поэтому поэт просит спутницу: «Страсти крут обрыв – будьте добры, отойдите». И в этой фразе столько скрытого благородства, что остается лишь удивляться деликатности и сдержанности Маяковского, привыкшего обращаться с дамами без лишних сантиментов и уверенного в том, что женщины не способны на высокие чувства.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!