Фёдор Иванович Тютчев - биография, информация, личная жизнь. Тютчев - сообщение доклад кратко

Биография Тютчева кратко самое главное Вы узнаете в этой статье.

Биография Тютчева самое важное кратко

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в деревушке Овстуг, что в Орловской губернии. Его родители были знатными и образованными людьми. Он получил прекрасное образование: дома с ним занимался учитель Семен Раич, который прививал ему любовь к поэзии. Уже в 12 лет Федор делал переводы трудов Горация и пробовал сочинять стихотворения. В 14 лет он был принят в сотрудники Общества любителей словесности. А в 1816 году Тютчев стал вольнослушателем Московского университета. В 1819 году поступил на филологический факультет, который окончил всего за 2 года.

Получив степень доктора словесности, но получил работу в коллегии иностранных дел. В 1822 году Тютчев отправляется на службу в Мюнхен. Три года он посвятить дипломатической службе. Стихи писал в это время только для себя. На родину попал только в 1825 году. Возвратившись в Мюнхен, он женится на Элеоноре Петерсон, взяв на себя опекунство 3 ее детей от первого брака. У пары также появились и свои дети – 3 прекрасных дочери. Город также подарил ему дружбу с философом Шеллингом и поэтом Гейне.

Весной 1836 года Федор Иванович передал в Петербург свои лирические произведения, которые были опубликованы в пушкинском журнале «Современник». В общем, его германская служба длилась 15 лет. Весной 1837 года поэт и дипломат получает отпуск и на 3 месяца отправляется в Санкт-Петербург.

По окончанию отпуска его перенаправляют в Турин в качестве первого секретаря и поверенного в делах русской миссии. В Италии умирает его жена и спустя год он снова женится на госпоже Эрнестине Дернберг. Это стало началом конца дипломатической карьеры, так как он самовольно отправился в Швейцарию для проведения бракосочетания.

Федор Иванович целых 2 года пытался возвратиться на службу, но тщетно. Его навсегда исключили из списка чиновников Министерства. Тютчев после увольнения еще 4 лет прожил в немецком Мюнхене.

23 ноября 1803 года в Орловской губернии Брянского уезда в имении Овстуг родился мальчик. Назвали его Федором. Родители Федора Иван Николаевич и Екатерина Львовна были выходцами из старинных дворянских родов.

Екатерина Львовна состояла в близком родстве с семьей Льва Толстого. Екатерина Львовна была очень красивая, тонкая, поэтичная женщина. Считается, что все эти черты она передала своему младшему сыну Федору. Всего в семье Тютчевых родилось 6 детей. Последние 3 детей умерли в младенчестве.

Начальное образование Федор Тютчев получил дома. Его первый наставник был Раич Семен Егорович, молодой, очень образованный человек. Он писал стихи и занимался переводами. Занимаясь с Федором, наставник склонял его к стихосложению. При выполнении домашнего задания, он часто устраивал соревнования - кто быстрее сочинит четверостишие. Уже в 13 лет Федор был отличным переводчиком и всерьез увлекся написанием стихов. Благодаря
наставнику, а также своему таланту и упорству, Федор Тютчев свободно говорил и писал на нескольких иностранных языках. Но вот что интересно, все свои стихи Тютчев писал только на русском языке.

Московский университет факультет словесности Тютчев оканчивает с отличием в 1821 году.

Знание многих иностранных языков и отличная учеба в университете помогают ему поступить в коллегию иностранных дел на должность дипломата. Почти четверть века Тютчеву придется прожить за границей. В Россию он приезжал редко и от этого очень страдал. Работая дипломатом в Мюнхене, Тютчев встретит свою самую большую любовь Элеонору Петерсон. У них родится три дочери. С Элеонорой было недолгим счастье. Она умирает. Трагедией заканчиваются его отношения с Еленой Денисьевой. Об этом периоде своей жизни он напишет: «Все отнял у меня казнящий бог...».

Творчество Тютчева

Творческое наследие Федора Тютчева насчитывает чуть более 400 стихотворений. Тетрадь со стихами Тютчева случайно попадает к А. Пушкину. Пушкин в восторге, печатает стихи в журнале «Современник». Тютчев становится знаменит как поэт. Все творчество Тютчева можно условно разделить на 3 этапа:

  1. Нравственно - философская лирика. В стихах этого периода Тютчев искусно сочетает душу, разум, бесконечность человеческого бытия.
  2. Любовная лирика. Тютчев был очень влюбчивым человеком, всем своим возлюбленным он посвящал стихи. Любовная лирика у Тютчева отражает его настроение. К этому периоду относятся его возвышенные, грустные, трагичные стихи. Стихи очень мелодичные, трогающие душу.
  3. Стихи о родной природе. Стихи о природе Тютчев писал с юношеских лет. Он считал, что красивее русской природы, ничего нет. Больше всего за границей он страдал от невозможности погружаться в русскую природу. С упоением и счастьем писал он о полях, перелесках, временах года. Его стихи о природе вошли в школьную программу для детей.

На закате своей жизни Тютчев начал писать стихи на политические темы, но они не нашли отклика у читателей и по большей части остались невостребованными стихами у широкой публики.

Тютчев и современность

Стихи из любого этапа творчества поэта находят живой отклик у читателей. Его известные строки: «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Все отнял у меня казнящий бог...» знает практически каждый грамотный человек. Его поэтическое творчество по популярности можно сравнить с творчеством Пушкина. Тонкий, лиричный, западающий в душу стиль Тютчева перешагивает времена и границы. Его стихи переведены на многие языки мира.

Летом 1873 года Федор Тютчев умер в Царском селе. Похоронен он на Новодевичьем кладбище. Каждый год в день рождения поэта и на годовщину смерти приходят поклонники его таланта, чтобы отдать дань его творчеству.

Очень краткая биография Тютчева для детей 4 класс

У Тютчева был его любимый учитель-наставник Егор Ранч, который помогал ему во всем и воспитывал больше родителей. Уже в двенадцатилетнем возрасте, при помощи своего учителя, Федор Иванович написал свои первые стихотворения. В пятнадцатилетнем возрасте, не нуждаясь в своем учителе, стал учиться в институте на словесном факультете. После того как окончил институт, почти на 20 лет уехал работать заграницу. Где работал дипломатом в Италии и Германии.

Все это время так и не занимался литературной деятельность. По возращению на родину, начал работать в комитете иностранных дел. Первые его стихотворения в 1836 году увидел Пушкин и помог опубликовать во многих журналах. После чего он вышел в свет. Первая сборка Федора появилась в свет в 1854 году. У Тютчева множество знаменитых стихотворений таких как: «умом Россию не понять», « зима недолго длится», «вечер», «песок сыпучий по колено».

Тютчев не стал писателем и работал в другой сфере, его стихи учат дети в школе до сих пор.

Скончался Федор Тютчев в июле 1879 года в селе Царском. Так и не начал карьеру в литературе.

4 класс. 6 класс.. 3, 10 класс. для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.


(23 ноября (5 декабря) 1803, Овстуг, Брянский уезд, Орловская губерния - 15 (27) июля 1873, Царское Село)


ru.wikipedia.org

Биография

Отец - Иван Николаевич Тютчев (1768-1846). Происходил из старинного дворянского рода.

Тютчев получил домашнее образование под руководством Семёна Раича, ставшего также впоследствии учителем Михаила Лермонтова. Изучил латынь и древнеримскую поэзию, в тринадцать лет переводил оды Горация. Продолжил гуманитарное образование на Словесном отделении в Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков и Михаил Каченовский. Ещё до зачисления в число студентов, в 1818 избран сотрудником Общества любителей российской словесности.

Получив аттестат об окончании университета в 1821, Тютчев поступает на службу в Государственную Коллегию Иностранных Дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трех дочерей. Старшая из них, Анна, позже выходит замуж за Ивана Аксакова.

Пароход «Николай 2», на котором семья Тютчева едет из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, поседел за несколько часов. Однако уже в 1839 Тютчев сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг (урождённой Пфеффель), связь с которой, по всей видимости, имел ещё будучи женатым на Элеоноре. Первая жена, крайне раздосадованная изменой супруга, пыталась даже покончить с собой. Сохранились воспоминания Эрнестины об одном бале в феврале 1833, на котором её первый муж почувствовал себя нездоровым. Не желая мешать жене веселиться, господин Дёрнберг решил уехать домой один. Обратившись к молодому русскому, с которым разговаривала баронесса, он сказал: «Поручаю вам мою жену». Этим русским был Тютчев. Через несколько дней барон Дёрнберг умер от тифа, эпидемия которого охватила в то время Мюнхен.

В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей. В 1843 г. он встретился с всесильным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярия А.Х. Бенкендорфом. Итогом этой встречи стала поддержка императором Николаем I всех инициатив Тютчева в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Тютчеву дали добро на самостоятельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.

Большой интерес Николая I вызвала анонимно опубликованная Тютчевым брошюра «Россия и Германия» (1844). Эта работа была предоставлена императору, который, как сообщил родителям Тютчев, «нашел в ней все свои мысли и будто бы поинтересовался, кто ее автор».

Активность Тютчева не осталась без внимания. Вернувшись в Россию в 1844 году, он вновь поступил в министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партии на русском языке, заявляя что "кому надо, прочтут и на немецком". Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос»(1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). Две последние являются одними из глав задуманного им под впечатлением революционных событий 1848-49 гг., но не завершенного трактата «Россия и Запад».

В данном трактате Тютчев создает своего рода образ тысячелетней державы России. Излагая свое «учение об империи» и о характере империи в России, поэт отмечал ее «православный характер». В статье «Россия и революция» Тютчевым была проведена мысль, что в «современном мире» существуют только две силы: революционная Европа и консервативная Россия. Тут же излагалась и идея создания союза славянско-православных государств под эгидой России.

В этот период и сама поэзия Тютчева подчинена государственным интересам, как он их понимал. Он создает много «зарифмованных лозунгов» или «публицистических статей в стихах»: «Гус на костре», «Славянам», «Современное», «Ватиканская годовщина».

17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 г. Тютчев был произведен в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически и даже второй степени в государственной иерархии.

До самого конца Тютчев интересуется политической ситуацией в Европе. 4 декабря 1872 года поэт утратил свободу движения левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 июля 1873 в Царском Селе Тютчев скончался. 18 июля гроб с телом поэта был перевезен из Царского села в Петербург и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Поэтика

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить

По мнению Ю. Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева - это продукт разложения объёмных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIII века (Державин, Ломоносов). Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода. «Благодаря этому композиционные структуры у Тютчева максимально напряжены и выглядят гиперкомпенсацией конструктивных усилий» (Ю. Н. Чумаков). Отсюда же «образный преизбыток», «перенасыщенность компонентов различных порядков», позволяющие проникновенно передавать трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Один из первых серьёзных исследователей Тютчева Л. В. Пумпянский считает характернейшей чертой поэтики Тютчева т. н. «дублеты» - повторяющиеся из стихотворения в стихотворение образы, варьирующие схожие темы «с сохранением всех главных отличительных её особенностей»:

Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(«Как океан объёмлет шар земной…»)

Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон -
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен.
(«Лебедь»)

Это обусловливает тематическое и мотивное единство лирики Тютчева, составными частями которого выступают как раз тыняновские «фрагменты». Таким образом, по словам Романа Лейбова, «интерпретатор сталкивается с известным парадоксом: с одной стороны, „никакое отдельное стихотворение Тютчева не раскроется нам в всей своей глубине, если рассматривать его как самостоятельную единицу“ [А. Либерман. О пейзажной лирике Тютчева // Russian Language Journal. XLIII, № 144. (1989.) С. 105]. С другой стороны - тютчевский корпус откровенно „случаен“, перед нами тексты, не прикрепленные институционально к словесности, не поддержанные авторской волей, отражающие гипотетическое „тютчевское наследие“ заведомо неполно. „Единство“ и „теснота“ тютчевского поэтического наследия позволяют сопоставлять его с фольклором». Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества. По всей видимости, это «Тютчев не пишет стихов, записывая уже сложившиеся текстовые блоки. В ряде случаев мы имеем возможность наблюдать за тем, как идет работа над первоначальными вариантами тютчевских текстов: к смутному, часто оформленному тавтологически (ещё одна параллель с фольклорной лирикой) ядру Тютчев прилагает разного рода „правильные“ риторические устройства, заботясь об устранении тавтологий, разъяснении аллегорических смыслов (тютчевский текст в этом смысле развертывается во времени, повторяя общие черты эволюции поэтических приемов, описанные в работах А. Н. Веселовского, посвященных параллелизму - от нерасчлененного отождествления явлений разных рядов к сложной аналогии). Часто именно на позднем этапе работы над текстом (соответствующем закреплению его письменного статуса) местоименно вводится лирический субъект» (Роман Лейбов «„Лирический фрагмент“ Тютчева: жанр и контекст»).

Периодизация



Согласно Юрию Лотману, составляющее немногим более 400 стихотворений творчество Тютчева при всем его внутреннем единстве можно разделить на три периода:

1-й период - начальный, 10-е - начало 20-х годов, когда Тютчев создает свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века.

2-й период - вторая половина 20-х - 40-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма.

3-й период - 50-е - начало 70-х годов. Этот период отделен от предыдущего десятилетием 40-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения, стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». Журнал Современник

Любовная лирика

В любовной лирике Тютчев создает ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским циклом», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е. А. Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи - к Е. А. Денисьевой или жене Эрнестине. В тютчеведении не раз подчеркивалось сходство «денисьевского цикла» с жанром лирического дневника (исповедальность) и мотивами романов Достоевского (болезненность чувства).

До нас дошло более 1200 писем Тютчева.

Тютчев и Пушкин

В 1920-х годах Ю. Н. Тынянов выдвинул теорию о том, что Тютчев и Пушкин принадлежат к настолько различным направлениям русской литературы, что это различие исключает даже признание одного поэта другим. Позднее такая версия была оспорена и обосновано (в том числе документально), что Пушкин вполне осознанно поместил стихи Тютчева в «Современнике», настаивал перед цензурой на замене исключённых строф стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» рядами точек, считая неправильным никак не обозначать отброшенные строки, и в целом относился к творчеству Тютчева весьма сочувственно.

Тем не менее, поэтическая образность Тютчева и Пушкина в самом деле серьёзно различаются. Н. В. Королёва формулирует разницу так: «Пушкин рисует человека, живущего кипучей, реальной, подчас даже будничной жизнью, Тютчев - человека вне будней, иногда даже вне реальности, вслушивающегося в мгновенный звон эоловой арфы, впитывающего в себя красоту природы и преклоняющегося перед нею, тоскующего перед „глухими времени стенаньями“» (1). Тютчев посвятил Пушкину два стихотворения: «К оде Пушкина на Вольность» и «29 января 1837», последнее из которых кардинально отличается от произведений других поэтов на смерть Пушкина отсутствием прямых пушкинских реминисценций и архаизированным языком в своей стилистике.



Музеи

Имеется музей-усадьба поэта в подмосковном Муранове, доставшаяся во владение потомкам поэта, которые и собрали там мемориальные экспонаты. Сам Тютчев, по всей видимости, в Муранове никогда не был. 27 июля 2006 года от удара молнии в музее вспыхнул пожар на площади в 500 м?, в борьбе с огнём пострадали двое сотрудников музея, которым удалось спасти часть экспонатов.

Родовое поместье Тютчевых находилось в селе Овстуг (ныне Жуковский район Брянской области). Центральное здание усадьбы, в связи с ветхим состоянием, в 1914 году было разобрано на кирпич, из которого было построено здание волостного правления (сохранилось; ныне - музей истории села Овстуг). Парк с прудом долгое время находились в запущенном состоянии. Восстановление усадьбы началось в 1957 году благодаря энтузиазму В. Д. Гамолина: под создаванный музей Ф. И. Тютчева было передано сохранившееся здание сельской школы (1871), восстановлен парк, установлен бюст Ф. И. Тютчева, а в 1980-е годы по сохранившимся эскизам воссоздано здание усадьбы, в которое в 1986 году и переместилась экспозиция музея (включает несколько тысяч подлинных экспонатов). В прежнем здании музея (бывшей школе) находится картинная галерея. В 2003 году в Овстуге восстановлено здание Успенской церкви.

Родовое поместье в с. Знаменское (на реке Катка) недалеко от Углича (Ярославская область). До сих пор сохранился дом, полуразрушенная церковь и необычайной красоты парк. В ближайшем будущем планируется реконструкция усадьбы. Когда началась война с французами в 1812 году, Тютчевы собрались в эвакуацию. Семейство Тютчевых выехало не в Ярославль, а в Ярославскую губернию, в село Знаменское. Там жила бабушка Федора Ивановича Тютчева со стороны его отца. Пелагея Денисовна давно и тяжело болела. Родные застали бабушку живой, но 3 декабря 1812 года она скончалась. Вероятно, после кончины бабушки они прожили в Знаменском 40 дней по русскому обычаю. Иван Николаевич (отец поэта) отправил своего управляющего в Москву, чтобы узнать, как там обстоят дела. Управляющий, вернувшись, доложил: Наполеон из Первопрестольной ушел, дом барский цел, только жить в Москве тяжело - есть нечего, дров нет. Иван Николаевич с семейством решили в столицу не возвращаться, а ехать в свое имение в Овстуг. Из Знаменского с ними выехал и Раич, будущий наставник и друг Феденьки Тютчева. Через полтора года после смерти бабушки начался раздел всего имущества. Он должен был происходить между тремя сыновьями. Но поскольку старший Дмитрий был отринут семейством за женитьбу без родительского благословения, в разделе могли участвовать двое: Николай Николаевич и Иван Николаевич. Но Знаменское было неделимым имением, своеобразным тютчевским майоратом. Его нельзя было делить, менять или продавать. Братья в Знаменском давно не жили: Николай Николаевич находился в Санкт-Петербурге, Иван Николаевич - в Москве, к тому же у него уже было имение в Брянской губернии. Таким образом, Знаменское получил Николай Николаевич. В конце 20-х годов умер Николай Николаевич. Иван Николаевич (отец поэта) стал опекуном детей брата. Все они осели в Москве и Петербурге за исключением Алексея, который жил в Знаменском. Вот от него и пошла так называемая «ярославская» ветка Тютчевых. Его сын, Александр Алексеевич Тютчев, то есть племянник Федора Ивановича, 20 лет был уездным предводителем дворянства. И он же - последний помещик Знаменского.



Биография



Тютчев (Федор Иванович) - известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился 23 ноября 1803 г. в селе Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии, в родовитой дворянской семье, зимою жившей в Москве открыто и богато. В доме, "совершенно чуждом интересам литературы и в особенности русской литературы", исключительное господство французского языка уживалось с приверженностью ко всем особенностям русского стародворянского и православного уклада. Когда Тютчеву шел десятый год, в воспитатели к нему был приглашен С.Е. Раич (см. XXVI, 207), пробывший в доме Тютчевых семь лет и оказавший большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника, в котором он развил живой интерес к литературе. Превосходно овладев классиками, Тютчев не замедлил испытать себя в поэтическом переводе. Послание Горация к Меценату, представленное Раичем обществу любителей российской словесности, было прочтено в заседании и одобрено значительнейшим в то время московским критическим авторитетом - Мерзляковым; вслед за тем произведение четырнадцатилетнего переводчика, удостоенного звания "сотрудника", было напечатано в XIV части "Трудов" общества. В том же году Тютчев поступил в Московский университет, то есть стал ездить на лекции с воспитателем, а профессора сделались обычными гостями его родителей. Получив в 1821 году кандидатскую степень, Тютчев в 1822 г. был отправлен в Петербург на службу в государственную коллегию иностранных дел и в том же году уехал за границу с своим родственником графом фон Остерманом-Толстым (см. XXII, 337), который пристроил его сверхштатным чиновником русской миссии в Мюнхене. За границей он прожил, с незначительными перерывами, двадцать два года. Пребывание в живом культурном центре оказало значительное воздействие на его духовный склад.

В 1826 г. он женился на баварской аристократке, графине Ботмер, и их салон сделался средоточием интеллигенции; к многочисленным представителям немецкой науки и литературы, бывавшим здесь, принадлежал Гейне, стихотворения которого Тютчев тогда же стал переводить на русский язык; перевод "Сосны" ("С чужой стороны") напечатан в "Аонидах" за 1827 г. Сохранился также рассказ о горячих спорах Тютчева с философом Шеллингом.



В 1826 г. в альманахе Погодина "Урания" напечатаны три стихотворения Тютчева, а в следующем году в альманахе Раича "Северная Лира" - несколько переводов из Гейне, Шиллера ("Песнь радости"), Байрона и несколько оригинальных стихотворений. В 1833 г. Тютчев, по собственному желанию, был отправлен "курьером" с дипломатическим поручением на Ионические острова, а в конце 1837 г. - уже камергер и статский советник, - он, несмотря на свои надежды получить место в Вене, был назначен старшим секретарем посольства в Турин. В конце следующего года скончалась его жена.

В 1839 г. Тютчев вступил во второй брак с баронессой Дернгейм; подобно первой, и вторая жена его не знала ни слова по-русски и лишь впоследствии изучила родной язык мужа, чтобы понимать его произведения. За самовольную отлучку в Швейцарию - да еще в то время как на него были возложены обязанности посланника - Тютчев был отставлен от службы и лишен звания камергера. Тютчев вновь поселился в любимом Мюнхене, где прожил еще четыре года. За все это время его поэтическая деятельность не прекращалась. Он напечатал в 1829 - 1830 годах несколько превосходных стихотворений в "Галатее" Раича, а в "Молве" 1833 г. (а не в 1835 г., как сказано у Аксакова) появилось его замечательное "Silentium", лишь много позже оцененное по достоинству. В лице Ив. Сер. ("иезуита") Гагарина (см. VII, 767) он нашел в Мюнхене ценителя, который не только собрал и извлек из-под спуда заброшенные автором стихотворения, но и сообщил их Пушкину, для напечатания в "Современнике"; здесь в течение 1836 - 1840 годов появилось около сорока стихотворений Тютчева под общим заглавием "Стихотворения, присланные из Германии" и за подписью Ф.Т. Затем в течение четырнадцати лет произведения Тютчева не появляются в печати, хотя за это время он написал более пятидесяти стихотворений. Летом 1844 г. была напечатана первая политическая статья Тютчева - "Lettre a M. le Dr. Gustave Kolb, redacteur de la "Gazette Universelle" (d"Augsburg)". Тогда же он, предварительно съездив в Россию и уладив дела по службе, переселился с семьей в Петербург. Ему были возвращены его служебные права и почетные звания и дано назначение состоять по особым поручениям при государственной канцелярии; эту должность он сохранил и тогда, когда (в 1848 г.) был назначен старшим цензором при особой канцелярии министерства иностранных дел. В петербургском обществе он имел большой успех; его образование, уменье быть одновременно блестящим и глубоким, способность дать теоретическое обоснование принятым воззрениям создали ему выдающееся положение.



В начале 1849 года он написал статью "La Russie et la Revolution", а в январской книжке "Revue des Deux Mondes" за 1850 г. напечатана - без подписи - другая его статья: "La Question Romaine et la Papaute". По сообщению Аксакова, обе статьи произвели за границей сильное впечатление: в России о них знали очень немногие. Весьма невелико было также число ценителей его поэзии. В том же 1850 г. он нашел выдающегося и благосклонного критика в лице Некрасова, который (в "Современнике"), не зная лично поэта и делая догадки о его личности, высоко ставил его произведения. И.С. Тургенев, собрав при помощи семьи Тютчевых, но - по мнению И.С. Аксакова - без всякого участия самого поэта, около ста его стихотворений, передал их редакции "Современника", где они были перепечатаны, а затем вышли отдельным изданием (1854). Собрание это вызвало восторженный отзыв (в "Современнике") Тургенева. С этих пор поэтическая слава Тютчева - не переходя, однако, известных пределов - была упрочена; журналы обращались к нему с просьбой о сотрудничестве, стихотворения его печатались в "Русской Беседе", "Дне", "Москвитянине", "Русском Вестнике" и других изданиях; некоторые из них, благодаря хрестоматиям, становятся известными всякому русскому читателю в раннем детстве ("Весенняя гроза", "Весенние воды", "Тихой ночью поздним летом" и др.). Изменилось и служебное положение Тютчева.

В 1857 г. он обратился к князю Горчакову с запиской о цензуре, которая ходила по рукам в правительственных кругах. Тогда же он был назначен на место председателя комитета иностранной цензуры - преемником печальной памяти Красовского. Его личный взгляд на эту должность хорошо определен в экспромте, записанном им в альбом его сослуживца Вакара: "Веленью высшему покорны, у мысли стоя на часах, не очень были мы задорны... - Грозили редко и скорей не арестантский, а почетный держали караул при ней". Дневник Никитенко - сослуживца Тютчева - не раз останавливается на его стараниях оградить свободу слова.



В 1858 г. он возражал против проектированной двойной цензуры - наблюдательной и последовательной; в ноябре 1866 г. "Тютчев в заседании совета по делам печати справедливо заметил, что литература существует не для гимназистов и школьников, и что нельзя же ей давать детское направление". По словам Аксакова, "просвещенное, разумно-либеральное председательство в комитете, нередко расходившееся с нашим административным мировоззрением, а потому под конец и ограниченное в своих правах, памятно всем, кому было дорого живое общение с европейской литературой". "Ограничение в правах", о котором говорит Аксаков, совпадает с переходом цензуры из ведомства министерства народного просвещения в министерство внутренних дел.

В начале семидесятых годов Тютчев испытал подряд несколько ударов судьбы, слишком тяжелых для семидесятилетнего старика; вслед за единственным братом, с которым его связывала интимная дружба, он потерял старшего сына и замужнюю дочь. Он стал слабеть, его ясный ум тускнел, поэтический дар стал изменять ему. После первого удара паралича (1 января 1873 г.) он уже почти не поднимался с постели, после второго прожил несколько недель в мучительных страданиях - и скончался 15 июля 1873 года. Как человек, он оставил по себе лучшие воспоминания в том круге, к которому принадлежал. Блестящий собеседник, яркие, меткие и остроумные замечания которого передавались из уст в уста (вызывая в князе Вяземском желание, чтобы по ним была составлена Тютчевиана, "прелестная, свежая, живая современная антология"), тонкий и проницательный мыслитель, с равной уверенностью разбиравшийся в высших вопросах бытия и в подробностях текущей исторической жизни, самостоятельный даже там, где он не выходил за пределы установившихся воззрений, человек, проникнутый культурностью во всем, от внешнего обращения до приемов мышления, он производил обаятельное впечатление особой - отмеченной Никитенко - "любезностью сердца, состоявшей не в соблюдении светских приличий (которых он никогда и не нарушал), но в деликатном человечественном внимании к личному достоинству каждого". Впечатление нераздельного господства мысли - таково было преобладающее впечатление, которое производил этот хилый и хворый старик, всегда оживленный неустанной творческой работой мысли. Поэта-мыслителя чтит в нем, прежде всего, и русская литература. Литературное наследие его не велико: несколько публицистических статей и около пятидесяти переводных и двухсот пятидесяти оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Среди остальных зато есть ряд перлов философской лирики, бессмертных и недосягаемых по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения.



Дарование Тютчева, столь охотно обращавшегося к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное; в высшей степени характерно, что поэт, по его собственному признанию выражавший свою мысль тверже по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писавший только на французском языке и всю свою жизнь говоривший почти исключительно по-французски, самым сокровенным порывам своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе; несколько французских стихотворений его совершенно незначительны. Автор "Silentium", он творил почти исключительно "для себя", под давлением необходимости высказаться пред собой и тем уяснить себе самому свое состояние. В связи с этим он исключительно лирик, чуждый всяких эпических элементов.

С этой непосредственностью творчества Аксаков пытался привести в связь ту небрежность, с которой Тютчев относился к своим произведениям: он терял лоскутки бумаги, на которых они были набросаны, оставлял нетронутой первоначальную - иногда небрежную - концепцию, никогда не отделывал своих стихов и т. д. Последнее указание опровергнуто новыми исследованиями; стихотворные и стилистические небрежности действительно встречаются у Тютчева, но есть ряд стихотворений, которые он переделывал, даже после того как они были в печати. Бесспорным, однако, остается указание на "соответственность таланта Тютчева с жизнью автора", сделанное еще Тургеневым: "...от его стихов не веет сочинением; они все кажутся написанными на известный случай, как того хотел Гете, т. е. они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве". Идейное содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной. Наименьшее место занимает здесь лирика сострадания, представленная, однако, такими захватывающими произведениями, как "Слезы людские" и "Пошли, Господь, свою отраду".

Невыразимость мысли в слове ("Silentium") и пределы, поставленные человеческому познанию ("Фонтан"), ограниченность знания "человеческого я" ("Смотри, как на речном просторе"), пантеистическое настроение слияния с безличной жизнью природы ("Сумерки", "Так; в жизни есть мгновения", "Весна", "Еще шумел весенний день", "Листья", "Полдень", "Когда, что в жизни звали мы своим", "Весеннее успокоение" - из Уланда), одухотворенные описания природы, немногочисленные и краткие, но по охвату настроения почти не знающие равных в нашей литературе ("Утихла буря", "Весенняя гроза", "Летний вечер", "Весна", "Песок сыпучий", "Не остывшая от зноя", "Осенний вечер", "Тихой ночью", "Есть в осени первоначальной" и др.), связанные с великолепным провозглашением самобытной духовной жизни природы ("Не то, что мните вы, природа"), нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви ("Последняя любовь", "О, как убийственно мы любим", "Она сидела на полу", "Предопределение" и др.) - таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева. Но есть еще один мотив, быть может наиболее могучий и определяющий все остальные; это - с большой ясностью и силой формулированный покойным В.С. Соловьевым мотив хаотической, мистической первоосновы жизни. "И сам Гете не захватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, темный корень мирового бытия, не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу всякой жизни, - природной и человеческой, - основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества.

Здесь Тютчев действительно является вполне своеобразным и если не единственным, то наверное самым сильным во всей поэтической литературе". В этом мотиве критик видит ключ ко всей поэзии Тютчева, источник ее содержательности и оригинальной прелести. Стихотворения "Святая ночь", "О чем ты воешь, ветр ночной", "На мир таинственный духов", "О, вещая душа моя", "Как океан объемлет шар земной", "Ночные голоса", "Ночное небо", "День и ночь", "Безумие", "Mall"aria" и др. представляют собой единственную в своем роде лирическую философию хаоса, стихийного безобразия и безумия, как "глубочайшей сущности мировой души и основы всего мироздания". И описания природы, и отзвуки любви проникнуты у Тютчева этим всепоглощающим сознанием: за видимой оболочкой явлений с ее кажущейся ясностью скрывается их роковая сущность, таинственная, с точки зрения нашей земной жизни отрицательная и страшная.



Ночь с особенной силой раскрывала пред поэтом эту ничтожность и призрачность нашей сознательной жизни сравнительно с "пылающею бездной" стихии непознаваемого, но чувствуемого хаоса. Быть может, с этим безотрадным мировоззрением должно быть связано особое настроение, отличающее Тютчева: его философское раздумье всегда подернуто грустью, тоскливым сознанием своей ограниченности и преклонением пред неустранимым роком. Лишь политическая поэзия Тютчева - как и следовало ожидать от националиста и сторонника реальной политики - запечатлена бодростью, силой и надеждами, которые иногда обманывали поэта. О политических убеждениях Тютчева, нашедших выражение в немногих и небольших статьях его, см. Славянофильство (XXX, 310).

Оригинального в них немного: с незначительными модификациями это политическое мировоззрение совпадает с учением и идеалами первых славянофилов. И на разнообразные явления исторической жизни, нашедшие отклик в политических воззрениях Тютчева, он отозвался лирическими произведениями, сила и яркость которых способна увлечь даже того, кто бесконечно далек от политических идеалов поэта. Собственно политические стихотворения Тютчева уступают его философской лирике. Даже такой благосклонный судья, как Аксаков, в письмах, не предназначенных для публики, находил возможным говорить, что эти произведения Тютчева "дороги только по имени автора, а не сами по себе; это не настоящие Тютчевские стихи с оригинальностью мысли и оборотов, с поразительностью картин" и т. д. В них - как и в публицистике Тютчева - есть нечто рассудочное, - искреннее, но не от сердца идущее, а от головы. Чтобы быть настоящим поэтом того направления, в котором писал Тютчев, надо было любить непосредственно Россию, знать ее, верить ее верой.

Этого - по собственным признаниям Тютчева - у него не было. Пробыв с восемнадцатилетнего до сорокалетнего возраста за границей, поэт не знал родины и в целом ряде стихотворений ("На возвратном пути", "Вновь твои я вижу очи", "Итак, опять увидел я", "Глядел я, стоя над Невой") признавался, что родина ему не мила и не была "для души его родимым краем". Наконец, отношение его к народной вере хорошо характеризуется отрывком из письма к жене (1843), приведенным у Аксакова (речь идет о том, как пред отъездом Тютчева в его семье молились, а затем ездили к Иверской Божией Матери): "Одним словом, все произошло согласно с порядками самого взыскательного православия... Ну что же? Для человека, который приобщается к ним только мимоходом и в меру своего удобства, есть в этих формах, так глубоко исторических, в этом мире русско-византийском, где жизнь и верослужение составляют одно,... есть во всем этом для человека, снабженного чутьем для подобных явлений, величие поэзии необычайное, такое великое, что оно преодолевает самую ярую враждебность... Ибо к ощущению прошлого - и такого же старого прошлого, - присоединяется фатально предчувствие несоизмеримого будущего". Это признание бросает свет на религиозные убеждения Тютчева, имевшие в основе, очевидно, совсем не простую веру, но прежде всего теоретические политические воззрения, в связи с некоторым эстетическим элементом. Рассудочная по происхождению, политическая поэзия Тютчева имеет, однако, свой пафос - пафос убежденной мысли. Отсюда сила некоторых его поэтических обличений ("Прочь, прочь австрийского Иуду от гробовой его доски", или о римском папе: "Его погубит роковое слово: "Свобода совести есть бред"). Он умел также давать выдающееся по силе и сжатости выражение своей вере в Россию (знаменитое четверостишие "Умом Россию не понять", "Эти бедные селенья"), в ее политическое призвание ("Рассвет", "Пророчество", "Восход солнца", "Русская география" и др.).

Значение Тютчева в развитии русской лирической поэзии определяется его историческим положением: младший сверстник и ученик Пушкина, он был старшим товарищем и учителем лириков послепушкинского периода; не лишено значения и то, что большинство их принадлежит к числу его политических единомышленников; но его оценили раньше других Некрасов и Тургенев - и последующие изучения лишь углубили, но не повысили его значение. Как и предсказывал Тургенев, он остался до сих пор поэтом немногих ценителей; волна общественной реакции лишь временно расширяла его известность, представляя его певцом своих настроений. По существу он остался все тем же "неопошлимым", могучим в лучших, бессмертных образцах своей философской лирики учителем жизни для читателя, учителем поэзии для поэтов. Частности в его форме бывают не безукоризненны; в общем она бессмертна - и трудно представить себе тот момент, когда, например, "Сумерки" или "Фонтан" потеряют свою поэтическую свежесть и обаяние.

Наиболее полное собрание сочинений Тютчева (СПб., 1900) заключает его оригинальные (246) и переводные (37) стихотворения и четыре политические статьи. Главным биографическим источником служит книга зятя поэта, И.С. Аксакова "Биография Федора Ивановича Тютчева" (М., 1886). Ср. еще некрологи Мещерского ("Гражданин", 1873, № 31), Погодина ("Московские Ведомости", 1873, № 195), М. С. ("Вестник Европы", 1873, № 8), Никитенко ("Русская Старина", 1873, № 8), анонимный - "Русский Вестник" (1873, № 8), оценки и характеристики - Тургенева (в "Современнике" 1854, № 4), Некрасова ("Современник", 1850), Фета ("Русское Слово", 1859, № 2), Плетнева ("Отчет Академии Наук", 1852 - 1865 г. - записка о Ф.И. Тютчеве, который в 1857 г. баллотировался, но неудачно, в члены академии), Страхова ("Заметки о Пушкине", СПб., 1888 и Киев, 1897), Чуйко ("Современная русская поэзия", СПб., 1885), Вл. Соловьева (перепеч. в сборнике "Философские течения русской поэзии", СПб., 1896, из "Вестника Европы", 1895, № 4). Интересные частности биографические и критические в "Воспоминаниях" князя Мещерского (СПб., 1897), "Дневнике" Никитенка (СПб., 1893), "Воспоминаниях" Фета (М., 1890, ч. II), статьях У - ва ("Т. и Гейне", в "Русском Архиве": 1875, № 1), А. ("Русском Вестнике", 1874, № 11), "Несколько слов о Ф.И. Тютчеве" ("Православное Обозрение", 1875, № 9), Потебни ("Язык и народность", в "Вестнике Европы", 1895, № 9), "Жизнь и труды Погодина", Барсукова, "Тютчев и Некрасов" и "О новом издании сочинений Тютчева", В. Брюсова ("Русский Архив", 1900, № 3). Письма Тютчева, очень интересные, до сих пор не собраны; кое-что напечатано в "Русском Архиве" (к Чаадаеву - 1900, № 11), где вообще рассеяны сведения о Тютчеве - его знаменитые остроты и т. п. А. Горнфельд.

(1803-1873) русский поэт

Вся жизнь Тютчева состояла из сплошных парадоксов. Крупнейший русский поэт-лирик постоянно повторял, что не считает литературу своим главным делом. Посвятив всю свою жизнь России, он в основном жил за ее пределами. Федор Иванович Тютчев писал стихи всю жизнь, а опубликовал только одну небольшую книжку.

Федор Иванович родился в патриархальной дворянской семье среднего достатка и провел детские годы в имении Овстуг на юго-западе Орловской губернии. Его отец не стремился к служебной карьере и, рано выйдя в отставку, практически безвыездно жил в своем имении.

С четырехлетнего возраста Федор находился под присмотром «дядьки» Н. Хлопова - отпущенного на волю крепостного. Но образование он получил хорошее. Им всецело руководила мать, от которой Федор Тютчев унаследовал нежный и впечатлительный характер.

У мальчика рано проявились способности к языкам и литературе. Поэтому мать переехала с ним в Москву, где Федор продолжил домашнее образование. К сочинению стихов его приучил С. Раич, известный поэт-переводчик, приглашенный к нему в качестве домашнего учителя. Уже в двенадцать лет Федор Тютчев успешно переводил Горация и писал подражательные стихи. Одно из его стихотворений попало в руки известного поэта А. Мерзлякова. Он прочитал стихи начинающего автора на заседании Общества любителей российской словесности. Так и получилось, что в пятнадцать лет Тютчев стал членом этого общества.

На следующий год после столь памятных событий он поступил на словесное отделение Московского университета. Там его наставниками стали А. Мерзляков и известный теоретик литературы М. Каченовский.

Закончив в конце 1821 года университет, он получил степень кандидата. После этого отправился в Петербург и поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В том же году благодаря помощи своего богатого и влиятельного родственника - графа А. Остермана-Толстого - Тютчев получает место чиновника в русской дипломатической миссии в Баварии. Он отправляется за границу, еще не зная, что вернется в Россию только через 22 года.

За границей Федор Иванович поселился в Мюнхене и помимо дипломатической работы много занимался литературой. Вначале его стихи печатались в журнале «Северная лира», но ни читатели, ни критики не обращали на них внимания. Ситуация изменилась после того, как один из друзей Тютчева переслал рукописи 24 его стихотворений Петру Вяземскому . Вяземский передал стихи Жуковскому, а тот, в свою очередь, Александру Пушкину . Так стихи Федора Тютчева и появились в пушкинском «Современнике».

После этой публикации Федор Иванович становится известным поэтом. Вместе с тем жизнь в Мюнхене подарила ему целый ряд сердечных увлечений. Сразу же после прибытия туда поэт серьезно увлекся Амалией Лерхен-фельд. Однако их отношения закончились ничем. Очевидно, Федор Иванович долго тянул с предложением руки и сердца, и его возлюбленная вышла замуж за богатого барона Крюденера.

В 1826 году Федор Иванович Тютчев женился на вдове одного из дипломатов Элеоноре Петерсон. Она была старше, но их брак оказался счастливым. С годами семейство Тютчевых увеличивалось: у них родилось три дочери.

В 1833 году поэт пережил страстное увлечение Эрнестиной Дёрнберг. Их отношения чуть было не привели к семейному и дипломатическому скандалу. Но Федора Тютчева неожиданно перевели в Италию, где он получил пост секретаря русской миссии в Турине, а вскоре стал исполняющим обязанности посла. Казалось, он никогда больше не увидит Эрнестину. Но судьба распорядилась иначе.

В 1838 году неожиданно умерла жена поэта, не выдержав сильного нервного потрясения во время пожара на корабле, где она оказалась, возвращаясь из России. Федор Тютчев тяжело переживал утрату и даже поседел за одну ночь, но горе не остудило его страсти к Эрнестине Дёрнберг. Узнав, что она также неожиданно овдовела, он выехал в Швейцарию, чтобы обвенчаться с любимой женщиной. За этот проступок Тютчева уволили со службы и лишили придворного звания камергера. Тем не менее вместе с женой он вернулся в Мюнхен, где они счастливо прожили пять лет.

Отсутствие прочного положения в обществе сильно тяготило поэта. И наконец летом 1843 года он отправился в Россию. Однако все его попытки добиться прощения у вице-канцлера Нессельроде закончились неудачей. Не помогла даже встреча с начальником Третьего отделения А. Бенкендорфом.

Федор Иванович снова возвращается в Мюнхен и пытается заработать на жизнь публицистикой. Неожиданно для себя он становится модным очеркистом, его статьи привлекли внимание даже Николая I. Всего через год Федора Тютчева восстанавливают на службе, ему было также возвращено звание камергера.

Обретя прочное положение, Федор Иванович возвращается в Россию и начинает работать в должности председателя Цензурного комитета. В Петербурге Тютчева принимают как известного поэта, он сразу же становится желанным гостем в литературных салонах, его замечания, словечки, шутки передаются из уст в уста. Он поселяется в прекрасной квартире на Невском проспекте.

Одновременно Федор Иванович Тютчев возобновляет сочинение стихов, которые публикует в самых популярных журналах, а в 1854 году по инициативе Ивана Тургенева выходит сборник его стихов.

Тогда же Федор Иванович переживает последнее в своей жизни увлечение. Навещая своих дочерей в Смольном институте, он познакомился с племянницей инспектрисы этого института Е. Денисьевой и страстно влюбился в нее. Узнав об этом, его жена уехала из России и забрала с собой детей.

Несмотря на то, что Денисьева была на 24 года моложе Федора Тютчева, она отвечала ему взаимностью и даже пошла против воли семьи, вступив с ним в гражданский брак и родив трех внебрачных детей. Их гражданский брак продолжался 14 лет, поскольку общественное положение Тютчева не допускало даже мысли о разводе.

В 1864 году Денисьева умерла от туберкулеза. Отношения с возлюбленной отразились в так называемом «денисьевском» цикле лирических стихотворений, представляющем собой поэтический дневник Тютчева.

Потрясенный смертью Денисьевой, поэт уехал за границу, чтобы повидаться со своей семьей, которая в это время находилась в Ницце. Осень 1864 и начало 1865 года Федор Тютчев провел во Франции, а летом 1865 года вновь вернулся в Петербург. Здесь его ожидают новые удары - смерть двух детей и матери.

Последние пять лет своей жизни Федор Иванович Тютчев провел в состоянии постепенно нараставшей депрессии, вызванной утратой самых близких для него людей. В конце 1872 года его здоровье резко ухудшилось, и через несколько месяцев он умер.

Наряду с Фетом , Тютчев остался в истории русской культуры основоположником философской лирики. В его стихотворениях содержится целый мир страстей, переживаний, неразрешимых коллизий. Ощущение приближающейся катастрофы побуждает поэта постоянно стремиться к недостижимому идеалу. Вот почему именно Тютчева считают своим учителем поэты конца XIX - начала XX века, и прежде всего символисты.

Фёдор Иванович Тютчев родился и провёл детство в имении своего отца в Орловской губернии. Учился дома. Хорошо знал латынь и древнегреческий язык. Он рано научился понимать природу. Сам писал, что он дышал с природой одной жизнью. Первым его учителем был широко образованный человек, поэт, переводчик Семён Егорович Раич. Раич вспоминал, что быстро привязался к своему ученику, потому что его нельзя было не полюбить.

Он был очень ласковый, спокойный и очень талантливый ребёнок. Раич пробудил в Тютчеве любовь к поэзии. Он научил понимать литературу, поощрял желание писать стихи. В 15 лет Тютчев поступил в Московский университет, а в 17 лет закончил его и затем уехал на службу в русское посольство за границу. 22 года прослужил дипломатом сначала в Германии, потом в Италии. И все эти годы писал стихи о России. «Я больше всего в мире любил Отечество и поэзию», - писал он в одном из писем из чужбины. Но стихов своих Тютчев почти не печатал. Его имя как поэта не было известно в России.

В 1826 году Тютчев женился на Элеоноре Петерсон, урожденной графине Ботмер. У них родились 3 дочери.

В 1836 году к Пушкину попала тетрадь со стихами неизвестного поэта. Стихи Пушкину очень понравились. Он их напечатал в «Современнике», но имя автора было неизвестно, так как стихи были подписаны двумя буквами Ф.Т. И только в 50 гг. уже Некрасовский современник опубликовал подборку стихов Тютчева и сразу же имя его стало известным.

Первый сборник его вышел в 1854 году под редакцией Ивана Сергеевича Тургенева. Стихи были проникнуты трепетной, нежной любовью к Родине и затаённой болью за её судьбу. Тютчев был противником революции, сторонником панславизма (идеи объединения всех славянских народов под властью русского самодержавия). Основные темы стихов: Родина, природа, любовь, размышления о смысле жизни

В философской лирике, в любовной, в пейзажной обязательно присутствовали размышления о роковых вопросах бытия и о предназначении человека. У Федора Ивановича Тютчева нет сугубо любовных стихов, или о природе. У него всё переплетено. В каждом стихотворении душа человеческая и самого автора. Поэтому Тютчева называли поэтом-мыслителем. Каждое его стихотворение – размышление о чём-то. Тургенев отмечал мастерство Тютчева в изображении душевных переживаний человека.

В декабре 1872 года у Федора парализовало левую половину тела, резко ухудшилось зрение. Тютчев скончался 15 июля 1873 года.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!