Фёдор Иванович Тютчев. «Первый лист

Стихотворение написано четырех-стопным ямбом с двухсложной стопой (с ударением на 2-ои слоге), состоит из 3-х строф. Первая и вторая строфы являются пятистишием, последняя – секстиной или шестистишием. Рифмовка в каждой из строф разная – холостая и гиперхолостая.
Мысли о том, жизнь не вечна и само по себе ее существование можно назвать чем-то хрупким не покидали поэта. По определению П. А. Вяземского, Тютчев избегал встречи с самим собой, и мало кто мог понять его сложный внутренний мир.
Лирика Тютчева – это в первую очередь пейзажная лирика, во главе которой стоит вечная природа, которая успокаивала и умиротворяла душу и постоянное беспокойство поэта.
Природа Тютчева всегда молодая, юная. Даже осень и зима никогда не несли тяжести и грусти. «Ваши весны не имеют морщин» – писал Тютчеву В.Г. Белинский. И с этим трудно не согласиться.
«Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы…» – уже в первых строфах слово молодой употреблено поэтом дважды. Весна воспринимается поэтом не только как прекрасное время года, но и как победа жизни над смертью.
«И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым
Пробились вдруг на свет дневной...» – эти строки звучат как своеобразный гимн юности, обновлению не только природному, но и человеческому.
Нельзя не сказать про характерный подчерк Тютчева, ставшим его художественным достижением – выражение динамики, движения («И слышно нам по их движенью»).
Природа в произведениях Тютчева предстает в виде живого организма, который чувствует, ощущает, движется, имеет свой голос или даже характер – «Лист зеленеет молодой», «Давно им грезилось весной».
Стихотворение «Первый лист» воспроизводит как раз одно из таких зрительно-слуховых впечатлений, вызванных появлением на березах первых листьев.
Листья в стихотворении – главный образ, главный герой. Что касается всех остальных реалий: березы, голубое небо, лучи солнца, тень, грозы, то они выступают в роли необходимого фона. Лист молодо выдвигается как объект на первый план, так как именно листья вызывают у поэта первые эмоции. Это же объясняет дальнейшую расстановку выразительных средств.
Так, каждая строфа имеет одну и ту же тему, однако с каждой строчкой поэт предоставляет нам больше информации. Сначала в фокусе зеленый лист, затем березы, затем, солнечные дни, которые грезились листьям и, наконец, новорожденная тень.
Эпитеты, который приводит поэт также раскрывают основную тему стихотворения. Появление молодой весны автор передает такими словами как: «молодой», «воздушный», «полупрозрачный», «золотой», «голубым», «дневной», «первых», «омытых», «новорожденною».

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Первый лист"

Стихотворение написано четырех-стопным ямбом с двухсложной стопой (с ударением на 2-ои слоге), состоит из 3-х строф. Первая и вторая строфы являются пятистишием, последняя - секстиной или шестистишием. Рифмовка в каждой из строф разная - холостая и гиперхолостая.

Мысли о том, жизнь не вечна и само по себе ее существование можно назвать чем-то хрупким не покидали поэта. По определению П. А. Вяземского, Тютчев избегал встречи с самим собой, и мало кто мог понять его сложный внутренний мир.

Лирика Тютчева - это в первую очередь пейзажная лирика, во главе которой стоит вечная природа, которая успокаивала и умиротворяла душу и постоянное беспокойство поэта.

Природа Тютчева всегда молодая, юная. Даже осень и зима никогда не несли тяжести и грусти. «Ваши весны не имеют морщин» - писал Тютчеву В.Г. Белинский. И с этим трудно не согласиться.

«Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы…» - уже в первых строфах слово молодой употреблено поэтом дважды. Весна воспринимается поэтом не только как прекрасное время года, но и как победа жизни над смертью.

«И вот живые эти грезы,

Под первым небом голубым

Пробились вдруг на свет дневной...» - эти строки звучат как своеобразный гимн юности, обновлению не только природному, но и человеческому.

Нельзя не сказать про характерный подчерк Тютчева, ставшим его художественным достижением - выражение динамики, движения («И слышно нам по их движенью»).

Природа в произведениях Тютчева предстает в виде живого организма, который чувствует, ощущает, движется, имеет свой голос или даже характер - «Лист зеленеет молодой», «Давно им грезилось весной».

Стихотворение «Первый лист» воспроизводит как раз одно из таких зрительно-слуховых впечатлений, вызванных появлением на березах первых листьев.

Листья в стихотворении - главный образ, главный герой. Что касается всех остальных реалий: березы, голубое небо, лучи солнца, тень, грозы, то они выступают в роли необходимого фона. Лист молодо выдвигается как объект на первый план, так как именно листья вызывают у поэта первые эмоции. Это же объясняет дальнейшую расстановку выразительных средств.

Так, каждая строфа имеет одну и ту же тему, однако с каждой строчкой поэт предоставляет нам больше информации. Сначала в фокусе зеленый лист, затем березы, затем, солнечные дни, которые грезились листьям и, наконец, новорожденная тень.

Эпитеты, который приводит поэт также раскрывают основную тему стихотворения. Появление молодой весны автор передает такими словами как: «молодой», «воздушный», «полупрозрачный», «золотой», «голубым», «дневной», «первых», «омытых», «новорожденною».

Фёдор Иванович Тютчев

Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым,—
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…

О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.

Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал «любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления». Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева.

Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это время года для поэта - пора, когда происходит пробуждение всего живого после зимней спячки, пора возрождения и необъяснимой радости, пора молодости и свежести, пора любви, надежд и счастья. Яркое подтверждение тому - стихотворение «Первый лист», написанное в начале 1850-х годов. В произведении природа предстает перед читателями как живой организм. В изображенном поэтом мире правят бал одухотворенные стихийные силы. Весенняя листва в тексте названа живыми грезами деревьев. Именно она в стихотворении оказывается в центре внимания. Ей посвящена каждая строчка. Голубое небо, солнечные лучи, новорожденная тень - это всего лишь элементы окружающей обстановки, декорации.

В произведении Тютчев воспроизводит одно-единственное зрительно-слуховое впечатление, полученное при наблюдении за тем, как березы покрылись первыми листочками. Поэт с любовью и нежностью описывает их особенности. В каждой строфе читателю дается новая информация, при этом общий тон - восторженный - не меняется. В стихотворении «Первый лист» зелень воздушная, полупрозрачная, словно дым, необыкновенно красивая, в солнечных лучах омытая. Произведение замечательно в первую очередь тем, что в явлении повседневном, тысячу раз виденном каждым человеком на земле Тютчев обнаруживает нечто новое. Федору Ивановичу было свойственно свежее восприятие природы, он был наделен особым зрением и прекрасным даром поэтизации вещей вполне заурядных. Еще одна примечательная особенность рассматриваемого текста - его ярко выраженный импрессионистический характер. Объект - молодые березовые листья - воспроизводится таким же, каким предстает при первом чувственном столкновении художника с ним.

Стихотворение «Первый лист» без колебаний можно поставить в один ряд с известными шедеврами Тютчева, посвященными весенней природе, — «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Зима недаром злится…», «Еще земли печален вид…».

«Первый лист» Фёдор Тютчев

Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым,-
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…

О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.

Анализ стихотворения Тютчева «Первый лист»

Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал «любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления». Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева.

Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это время года для поэта – пора, когда происходит пробуждение всего живого после зимней спячки, пора возрождения и необъяснимой радости, пора молодости и свежести, пора любви, надежд и счастья. Яркое подтверждение тому – стихотворение «Первый лист», написанное в начале 1850-х годов. В произведении природа предстает перед читателями как живой организм. В изображенном поэтом мире правят бал одухотворенные стихийные силы. Весенняя листва в тексте названа живыми грезами деревьев. Именно она в стихотворении оказывается в центре внимания. Ей посвящена каждая строчка. Голубое небо, солнечные лучи, новорожденная тень – это всего лишь элементы окружающей обстановки, декорации.

В произведении Тютчев воспроизводит одно-единственное зрительно-слуховое впечатление, полученное при наблюдении за тем, как березы покрылись первыми листочками. Поэт с любовью и нежностью описывает их особенности. В каждой строфе читателю дается новая информация, при этом общий тон – восторженный – не меняется. В стихотворении «Первый лист» зелень воздушная, полупрозрачная, словно дым, необыкновенно красивая, в солнечных лучах омытая. Произведение замечательно в первую очередь тем, что в явлении повседневном, тысячу раз виденном каждым человеком на земле Тютчев обнаруживает нечто новое. Федору Ивановичу было свойственно свежее восприятие природы, он был наделен особым зрением и прекрасным даром поэтизации вещей вполне заурядных. Еще одна примечательная особенность рассматриваемого текста – его ярко выраженный импрессионистический характер. Объект – молодые березовые листья – воспроизводится таким же, каким предстает при первом чувственном столкновении художника с ним.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!