Фаддей беллинсгаузен что он открыл краткое содержание. Сделал Кронштадт зелёным

    - (1778 1852), русский мореплаватель, адмирал (1843). Участник 1 го российского кругосветного плавания 1803 06. В 1819 21 руководитель 1 й российской антарктической (кругосветной) экспедицией на шлюпах «Восток» (см. ВОСТОК (шлюп)) и «Мирный» (см.… … Энциклопедический словарь

    - (1778 1852) российский мореплаватель, адмирал (1843). Участник 1 го российского кругосветного плавания 1803 06. В 1819 21 руководитель 1 й российской антарктической (кругосветной) экспедицией на шлюпах Восток и Мирный, открывшей в январе 1820… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский мореплаватель, адмирал. Учился в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1803‒06 участвовал в 1 м русском кругосветном плавании на корабле «Надежда»… … Большая советская энциклопедия

    Беллинсгаузен (Фаддей Фаддеевич) знаменитый русский мореплаватель, родился 18 августа 1779 г. на о. Эзеле, умер 13 января 1852 г. в Кронштадте. Воспитывался в морском кадетском корпусе, участвовал в первом кругосветном плавании русских судов в… … Биографический словарь

    - (1778—1852), мореплаватель, адмирал (1843). В 1797 окончил Морской кадетский корпус (ныне в здании Высшее военно морское училище имени М. В. Фрунзе; мемориальная доска); служил на Балтийском флоте. В 1803—06 участник 1 го русского… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1778 1852), мореплаватель, адмирал (1843). В 1797 окончил Морской кадетский корпус (ныне в здании Высшее военно морское училище имени М. В. Фрунзе; мемориальная доска); служил на Балтийском флоте. В 1803 06 участник 1 го русского… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич - (Фабиан Готлиб) (1778 1852) мореплаватель, иссл. Тихого океана и Антарктики, адм. (1843), один из чл. учредителей Рус. геогр. об ва. Род. на о. Эзель (ныне о. Сааремаа, Эстония). Окончил Мор. корпус (1797). В 1803 06 принимал участие в первом рус … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    БЕЛЛИНСГА/УЗЕН Фаддей Фаддеевич (1779 1852) российский мореплаватель, адмирал (1839). Окончил Морской корпус (1797), служил на кораблях БФ. В 1803 1806 гг. участвовал в первом российском кругосветном плавании на шлюпе Надежда под командованием… … Морской биографический словарь

    - … Википедия

    Беллинсгаузен, Фаддей Фаддеевич - БЕЛЛИНСГАУЗЕНЪ, Ѳаддей Ѳаддеевичъ, адмиралъ, изслѣдователь Антарктическаго океана. Род. въ 1779 г., сконч. въ 1852 г., на 73 мъ году жизни, въ г. Кронштадтѣ. Еще молодымъ мичманомъ отправился въ первую русскую кругосвѣтную экспедицію на фрегатѣ… … Военная энциклопедия

Книги

  • Открытие Антарктиды , Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич. "Открытие Антарктиды"-новая книга пользующейся заслуженной любовью читателей серии" Великие путешествия" . Это подробный путевой дневник, который вел выдающийся российский флотоводец Фаддей…
  • На шлюпах "Восток" и" Мирный" к Южному полюсу. Первая русская антарктическая экспедиция , Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич. В 1819-1821 годах автор руководил первой российской кругосветной антарктической экспедицией. За 751 день плавания была открыта Антарктида - континент-загадка, в самом существовании которого…
  • На шлюпах&171;Восток&187;и&171;Мирный&187;к Южному полюсу. Первая русская антарктическая экспедиция , Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич. В 1819-1821 годах автор руководил первой российской кругосветной антарктической экспедицией. За 751 день плавания была открыта Антарктида континент-загадка, в самом существовании которого…

Адмирал Ф.Ф.Беллинсгаузен.

Выдающийся мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды , адмирал Российского Императорского флота Фаддей Фаддееевич Беллинсгаузен по происхождению – остзейский немец. Он родился на острове Эзель (ныне эстонский Саарема) 9 (20) сентября 1778 года в дворянской семье; его настоящее имя — Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен .

В 11-летнем возрасте Фабиан Готтлиб Таддеус , взявший русское имя Фаддей , поступает в Морской корпус. Морская карьера ему была предопределена судьбой. Позже он говорил о себе так: «Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря» .

В 1795 году Беллинсгаузен становится гардемарином, в следующем году совершает дальнее плавание к берегам Англии, а в 1797-м производится в мичманы и в течение нескольких лет служит на судах эскадры Балтийского флота.

В 1803-1806 годах мичману Беллинсгаузену посчастливилось участвовать в первом кругосветном плавании русских судов. На «Надежда» он обошёл вокруг Земного шара и зарекомендовал себя с наилучшей стороны. «Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном» — так охарактеризовал его капитан «Надежды» и начальник экспедиции Иван Фёдорович Крузенштерн . Кстати, большинство карт, вошедших в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна» , были выполнены рукой будущего первооткрывателя Антарктиды.

Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен.

По окончании плавания Фаддей Беллинсгаузен получает чин капитан-лейтенанта. В 1809-1819 годах он командует кораблями – сначала корветом «Мельпомена» на Балтике, а затем фрегатами «Минерва» и «Флора» на Чёрном море, принимает участие в боевых действиях у Кавказского побережья.

В 1819 году капитана 2-го ранга Ф.Ф.Беллинсгаузена назначают начальником кругосветной антарктической экспедиции, перед которой ставились чисто научные цели: достичь «возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших знаний о нашем земном шаре» . При этом от участников дальнего плавания требовалось «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколь можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли» .

А ещё «Беллинсгаузену сильными лицами масонства было вменено в обязанность отыскать у Южного полюса остров Гранде, где в пещере, посреди неугасаемого огня, находится Книга Бытия, охраняемая духами тьмы» . Не смейтесь: это цитата не из бульварной газеты, а из солидной 15-томной «История русской армии и флота» , изданной накануне Первой мировой войны. А автор процитированной главы – выдающийся историк Российского флота лейтенант Николай Каллистов (1883-1917). Просто надо иметь в виду, что два столетия назад представления о южном полушарии были настолько туманными, что в сознании даже просвещённых людей научные знания легко уживались с мистикой и разного рода нелепицами.

В состав антарктической экспедиции вошли два – 985-тонный «Восток» и 885-тонный «Мирный» . Первым из них командовал сам Беллинсгаузен , вторым – талантливый морской офицер, лейтенант Михаил Петрович Лазарев – в будущем адмирал и один из самых выдающихся российских флотоводцев.

Адмирал М.П.Лазарев.

Ход первой российской антарктической экспедиции , продолжавшейся с июня 1819 года по август 1821-го, заслуживает отдельного рассказа. Здесь перечислим лишь её итоги: русскими моряками были обследованы огромные акватории мирового океана, открыты шестой континент – Антарктида, острова Шишкова, Мордвинова, Петра I – всего 29 островов и 1 коралловый риф. Впервые были произведены точные съёмки архипелага Туамоту, составлены описания и карты, собраны уникальные этнографические, ботанические и зоологические коллекции, сделаны зарисовки видов Антарктики и редких представителей фауны.

Шлюп «Восток». Художник М.Семёнов.

По возвращении в Кронштадт Беллинсгаузен был произведён в капитаны 1-го ранга, а через два месяца — в капитан-командоры. За «беспорочную выслугу в офицерских чинах 18-ти шестимесячных морских кампаний» он стал кавалером ордена Св. Георгия IV степени. О ходе беспримерной экспедиции и её результатах он написал книгу «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов» . Правда, издана она была лишь в 1831 году – через 10 лет после завершения плавания.

Книга Ф.Беллинсгаузена «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света…» с приложениями.

Вся дальнейшая карьера Беллинсгаузена — многочисленные плавания, строевая служба, участие в боевых действиях. В 1822-1825 годах он занимает береговые должности, но после производства в контр-адмиралы в течение следующих двух лет командует отрядом судов в Средиземном море. В 1828 году, будучи командиром Гвардейского экипажа, он вместе со своими подчинёнными сухим путём проходит из Санкт-Петербурга до Дуная и участвует в войне с Турцией. На Чёрном море он руководит осадой Варны и других турецких крепостей, за что его награждают орденом Святой Анны I степени.

В декабре 1830 года Беллинсгаузен становится вице-адмиралом и назначается начальником 2-й дивизии Балтийского флота, ежегодно совершает с ней плавания по Балтике. В 1839 году он занимает высший строевой пост – его назначают главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. Ежегодно с весны по осень он также является командующим Балтийским флотом. В 1843 году его производят в полные адмиралы, а в 1846 году награждают орденом Св. Владимира I степени.

Памятник Ф.Ф.Беллинсгаузену в Кронштадте.

Адмирал М.П.Лазарев впоследствии вспоминал о Беллинсгаузене как о «искусном, неустрашимом моряке» , который при этом был «тёплой души человеком» . Фаддей Фаддееевич обладал редкими для своего времени качествами: широким кругозором, высоким культурным уровнем, гуманным отношением к нижним чинам. Он стал основателем Кронштадтской морской библиотеки — одной из крупнейших в России. В том же Кронштадте он значительно улучшил условия жизни экипажей судов, занимался постройкой казарм и госпиталей, озеленением города, добился увеличения мясного пайка для матросов. По словам морского историка Е.Е.Шведе , после смерти адмирала на его письменном столе нашли записку следующего содержания: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пойдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха» .

Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1778-1852 гг.) был родом с острова Эзель (Эстония). Происходил из семьи остзейских дворян. Известен как мореплаватель, дважды совершивший кругосветное путешествие. Основная заслуга путешественника, с ранней юности до самой смерти непрерывно находившегося в море – открытие Антарктиды совместно с М.П. Лазаревым.

Иван Константинович Айвазовский. Ледяные горы в Антарктиде 1870


Мечты о плаваниях зародились в Фаддее с самого детства; о себе сам Беллинсгаузен говорил, что не может жить без моря, как рыба без воды. Закончив обучение в Кронштадтском морском кадетском корпусе, он становится гардемарином. Первое крупное плавание, в котором принял участие молодой офицер состоялось в 1796 г. Тогда Фаддей впервые почувствовал дух дальних морских переходов и побывал в далёкой Англии.

Беллинсгаузену было 25 лет, когда его приняли в команду для первого кругосветного путешествия российских судов. Он нёс службу на корабле «Надежда». Экспедицией командовал Адам Иоганн фон Крузенштерн (более привычное – Иван Крузенштерн). Поскольку Беллинсгаузен страстно увлекался науками, в этом путешествии ему было доверено составление карт. Позже все составленные по итогам экспедиции карты вошли в составленный Крузенштерном «Атлас к путешествию вокруг света». После успешного окончания путешествия в команде Крузенштерна Беллинсгаузен проводит картографические исследования на Черном и Балтийском морях, составляет астрономические карты. География была его страстью, он с огромным упоением записывал и зарисовывал всё новое.

В 20-х годах XIX века в России готовится новое кругосветное плавание. Крузенштерн рекомендует назначить руководителем «предприимчивого и искусного офицера» Беллинсгаузена. И в начале 1819 г. он возглавляет экспедицию. Цель ее была обозначена как «поиск шестого континента». Совместно с Беллинсгаузеном в плавании участвовал выдающийся мореплаватель Михаил Петрович Лазарев. И в июне 1819 г. из Кронштадта отбыли шлюпы «Мирный» и «Восток» и устремились на поиски таинственного материка. Беллинсгаузен принял командование «Востоком». На тот момент ему исполнилось 40 лет, а за плечами был почти тринадцатилетний морской опыт.

Беллинсгаузен идет курсом к Рио-де-Жанейро. Далее его путь лежит на юг. Экспедиция исследует Сандвичевы острова, остров Новая Георгия, ранее открытый Джеймсом Куком. К январю корабли прибывают к берегам неизвестного южного материка, покрытого льдами.

Датой открытия Антарктиды считается 16 января 1820 г. Именно в этот день экспедиция подошла к континенту в районе теперешнего Берега Принцессы Марты. увиденную землю Беллинсгаузен назвал Ледяным материком. Вторично моряки увидели берег 21 января. Высадиться не позволяли огромные ледниковые стены, которые постоянно обрушались в воду – январь – разгар антарктического лета. В течение лета мореплаватели исследовали прибрежный шельф Антарктиды. Южный полярный круг им удалось пересечь несколько раз. Материк был обойдён по кругу. В начале февраля во время непогоды Беллинсгаузен вплотную подошёл к Берегу Принцессы Астрид. Постоянные метели и снежные заносы не давали рассмотреть побережье как следует. К марту, с постепенным понижением температуры воздуха и прибрежных вод, усилилось скопление льдов у берегов Антарктиды, и плавание стало вначале затруднительным, а затем и просто невозможным. Корабли Беллинсгаузена взяли курс на Австралию.

Однако на этом исследования не были завершены, они продолжились в Тихом Океане. Беллинсгаузен изучил архипелаг Туамоту, где были открыты 29 островов. Все они получили названия в честь выдающихся государственных и военных деятелей России.

В сентябре 1820 г. возобновлены исследования Антарктиды. Открыт Берег Александра I, получил свое название остров Петра I. После этого экспедиция прибыла к Южным Шетландским островам. В это время совершилось открытие группы островов, которые получили названия битв Отечественной войны 1812 года и выдающихся российских мореплавателей.

Заканчивался июль 1821 года. Экспедиция Беллинсгаузена взяла курс на Кронштадт. За плечами у героических моряков было 50 тыс. миль и 751 день пути. Проведены глубокие климатические и гидрографические исследования, собраны уникальные коллекции, ценные для зоологии, этнографии и ботаники. Беллинсгаузен тщательно заносил в свой дневник всевозможные сведения – информацию об обычаях местных народов и обо всём, что довелось увидеть ему и его команде, и предоставил в Адмиралтейство сборник своих записей о путешествии с приложениями самых разных рисунков и карт, рукопись вышла в 1831 году.

Беллинсгаузен стал настоящим кумиром для многих путешественников и исследователей. Товарищи отзывались о нём, как о человеке смелом и решительном. В экстремальной ситуации бывалый моряк проявлял удивительное хладнокровие. Он прекрасно знал свое дело и отличался гуманностью – ни разу не применял телесных наказаний, с заботой относился к подчинённым. Успех экспедиции и благополучие подчиненных были его приоритетами. Вместе с тем, он был склонен к риску. Так, Лазарев отмечал, что Беллинсгаузен подвергает судно опасности, маневрируя между ледяными полями большими ходами. Беллинсгаузен же утверждал, что в такое время торопился потому, что думал только о том, чтобы не застрять с командой во льдах с наступлением весны.

После открытия Северной и Южной Америки и Австралии Антарктида явилась завершающим Великим географическим открытием. До этого никто всерьёз не предполагал, что существует целый материк, ждущий открытия. После плавания русских первооткрывателей Беллинсгаузена и Лазарева неоткрытых крупных континентов в мире не осталось.

За величайшие заслуги перед Родиной Беллинсгаузен получает сначала звание контр-адмирала, затем, 1826 году, становится во главе флотилии Средиземного моря. С 1839 г. назначается на пост военного губернатора Кронштадта и главного командира Кронштадтского флота, а к концу жизни становится адмиралом и участвует в войне с Турцией, возглавляя морскую осаду.

Беллинсгаузен известен за немалый вклад в строительство новых гаваней, портов, доков, а также за заботу о личном составе флота. В первую очередь, он заботился о матросах. По его инициативе на флоте был значительно увеличен мясной паек. После смерти адмирала был найден документ, в котором предлагалось сажать в гаванях деревья с ранним цветением, чтобы уходящие в море могли видеть весну. Для повышения культурного уровня моряков создал в порту библиотеку. Огромное значение Беллинсгаузен придавал тренировкам, улучшал навыки артиллерийской стрельбы, передавал морякам, ответственным за судовождение, навыки маневрирования.

Умер великий мореплаватель в 1852 году. Похоронили Беллинсгаузена в Кронштадте, где через 18 лет ему был воздвигнут памятник. Имя великого первооткрывателя получили острова в Тихом и Атлантическом океанах, море, мыс на острове Сахалин, шельфовый ледник в Антарктиде. В 1968 году на мысе Файлдс состоялось открытие первой советской научной станции на Западном побережье Антарктиды. Она также получила имя Беллинсгаузена.

Подготовлено по материалам:
http://www.peoples.ru
http://www.hrono.ru
http://www.kronstadt.ru
Шикман А.П. Деятели отечественной . М, 1997 г.

Имя: Фаддей Беллинсгаузен (Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен)

Возраст: 73 года

Деятельность: мореплаватель, адмирал, первооткрыватель Антарктиды

Семейное положение: был женат

Фаддей Беллинсгаузен: биография

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен – российский мореплаватель и путешественник немецкого происхождения. Его фамилия известна даже самым невнимательным выпускникам российских школ, а звание первооткрывателя Антарктиды навеки вписало Беллинсгаузена в историю мировых географических открытий.

Детство и юность

Фаддей Беллинсгаузен родился на свет 9 (20 – по новому стилю) сентября 1778 года. Настоящее имя великого мореплавателя - Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен, и появился он на свет на принадлежащем Эстонии острове Эзель, который сегодня называется Сааремаа. Отец принадлежал к аристократическому роду балтийских немцев Беллинсгаузенов и воспитывал мальчика без жены – мать Фабиана умерла во время родов. Детство, проведенное в месте, со всех сторон окруженном морем, наложило свой отпечаток – о службе на флоте Беллинсгаузен грезил, еще будучи ребенком.


Когда Фабиану исполнилось 10 лет, умер его отец, а мальчика в 1789 году отправили учиться Морской кадетский корпус в Кронштадте, где его «русифицировали» до Фаддея Фаддеевича. Учеба давалась мальчику без труда, и уже в 1795-м Беллинсгаузен стал гардемарином. Через год после этого юноша вышел в первое в биографии плавание – в Англию. Когда учеба подошла к концу, Фаддей был произведен в мичманы, а в 1979 году Беллинсгаузена отправили служить в ревельскую эскадру, под парусами судов которой моряк ходил в плавания до 1803-го.

Несколько раз юноше приходилось работать под командованием вице-адмирала Петра Ханыкова, и Фаддей, очевидно, произвел на него благоприятное впечатление. Во всяком случае, когда в 1803 году Иван Крузенштерн начал набор команды в первое в истории России кругосветное плавание, Ханыков порекомендовал путешественнику взять Беллинсгаузена с собой.


Иван Федорович оценил способности моряка: описывая путешествие, он особо отметил то, как умело Беллинсгаузен зарисовывал карты и упоминал не только его офицерские навыки, но и таланты гидрографа. Когда в 1806 году кругосветка подошла к концу, Фаддей Фаддеевич ступил на землю капитан-лейтенантом, после чего был назначен командовать фрегатом Балтийского флота. Позже он участвовал в военных действиях: в русско-шведской войне был командиром фрегата «Мельпомена» и полгода в Финском заливе следил за вражеским флотом.

В 1811 году Фаддею Фаддеевичу поручили командовать уже гребной флотилией в Риге, а еще через год перевели управлять фрегатом «Минерва» в Черное море, во время службы на котором он получил новое звание – стал капитаном II ранга. Походы по Черному морю Беллинсгаузен сопровождал тщательной картографической работой и исправил множество ошибок своих предшественников. Однако завершить работу не успел – в 1819 году мужчину срочно вызвали в столицу.

Морские экспедиции

Выяснилось, что группа российских мореплавателей выдвинула инициативу собрать экспедицию для обнаружения Южного материка, а одобрил эту идею. Задачами грядущего плавания стали обнаружение Антарктического полюса и приобретение дополнительных «познаний о нашем земном шаре». Для экспедиции подготовили два шлюпа – «Восток» и «Мирный», причем второй был перестроенным ледоходом, раньше носившим имя «Ладога».


Всей работой по подготовке занимался , командир «Мирного». Сам Беллинсгаузен окончательно был утвержден командиром «Востока» только за месяц до отплытия. Шлюпы вышли в море из порта в Кронштадте в середине лета 1819 года. К ноябрю суда достигли Рио-де-Жанейро, потом – острова Южная Георгия, где Беллинсгаузен открыл архипелаг Траверсе. 3 января 1820 года они приблизились к группе островов Южный Туле, где столкнулись с огромным количеством айсбергов.

Спустя две недели плавания в южном направлении мореплаватели обнаружили, что поля льда повсюду, куда достает человеческий глаз К марту 1820 года суда разделились и взяли курс на Австралию через Индийский и Южный океаны, причем вглубь последнего до того никто не заходил. После Австралии корабли исследовали Тихий океан, совершили открытия ряда островов и атоллов, а затем вновь вернулись в порт Джекон, будущий Сидней.


В июле экспедиция подошла к архипелагу Туамоту, где открыла несколько неизвестных ранее атоллов. После корабли взяли курс на Таити, севернее которого обнаружились новые острова. В ноябре 1820 года, когда в Антарктике началась весна, Фаддей Фаддеевич вновь взял курс на южный полюс. В начале зимы корабли попали в страшную бурю и после этого еще 3 раза, преодолев Полярный круг, предпринимали не увенчавшиеся успехом попытки приблизиться к ледяному материку.

10 января 1821 года экспедиция заметила четкие признаки земли, но льдины не давали никакой возможности проложить к ней маршрут. Еще какое-то время попытав удачу, шлюпы все-таки повернули на восток и двинулись к открытым незадолго до этого Шетландским островам. Продолжать экспедицию дальше было невозможно – «Восток» был сильно поврежден и требовал капитального ремонта, и Беллинсгаузен отдал приказ возвращаться в Россию. 24 июля (по старому стилю) 1821 года суда вернулись в кронштадтский порт через 751 день плаванья.


Значение экспедиции трудно переоценить – в XVIII веке первым достиг морей возле Южного полюса и сообщил, что местные льды полностью непроходимы. Беллинсгаузен спустя 45 лет это утверждение опроверг, трижды переплыв Южный полярный круг, причем на судах, совершенно неподготовленных к подобным климатическим условиям.

Благодаря экспедиции были обнаружены Коралловая мель и 29 островов. Также участники плавания собрали обширные этнографические коллекции и сделали подробные зарисовки Антарктики и ее животного мира. Сам Фаддей Фаддеевич рассматривал экспедицию как служебный долг, дополнительно оказавшийся полезным и для науки.


После антарктической экспедиции Беллинсгаузен поднял новый вопрос: мужчину заинтересовало, могут ли морские суда пройти в Амур. Однако проверку ждало фиаско - у мореплавателя не получилось обнаружить фарватер в Амурском лимане. Кроме этого, погода помешала опровергнуть убеждение Жана Лаперуза о том, что Сахалин – это полуостров.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен после завершения плавания к Антарктиде был произведен в чин капитана I ранга, затем стал капитан-командором. В 1826 году мореплаватель дослужился до чина контр-адмирала и в этом звании участвовал в Турецкой кампании 1828-1829 годов, отличившись при взятии Мессеврии и Инады. В 1843 году Беллинсгаузен стал адмиралом, а закончил службу в российском флоте мужчина уже в звании генерала, состоящего при особе Его Величества.

Личная жизнь

При подготовке экспедиции к Антарктиде Фаддей Фаддеевич познакомился с будущей женой – Анной Дмитриевной Байковой, но обвенчались они только после возвращения Беллинсгаузена, в 1826 году. Личную жизнь мужчина связал с совсем юной девушкой – Байкова была младше мореплавателя на 30 лет.

В браке родились 7 детей, из которых выжили только 4 дочери, а еще одна девочка и 2-е сыновей умерли в младенчестве. Анна, невзирая на то, что супруг был лютеранского вероисповедания, осталась православной. Женщина много времени посвящала благотворительности и общественной деятельности: помогала церковно-приходской школе, была устроительницей благотворительных вечеров.


Труды женщины были высоко оценены властями: Анну наградили «Меньшим крестом ордена Святой Екатерины», на обратной стороне которого выгравировали надпись на латыни, гласящую «Трудами сравнивается с супругом».

В 1839 году жизнь Беллинсгаузена стала окончательно связанной с Кронштадтом: мужчину назначили военным губернатором города и главным командиром порта. Приняв город в запустении, Фаддей Фаддеевич вложил много сил в его обустройство: благодаря Беллинсгаузену в Кронштадте разбили сады и построили библиотеку.

Смерть

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен умер 13 января 1852 года, и его смерть стала причиной неподдельной скорби кронштадтцев и служащих флота. Некролог, посвященный мореплавателю, был напечатан в «Морском сборнике».


Причина смерти Беллинсгаузена не дошла до потомков, как и точное расположение его могилы – известно только то, что Фаддей Фаддеевич похоронен на Кронштадтском лютеранском кладбище, где сейчас установлен кенотаф.

11 сентября 1870 года на торжественной церемонии великому мореплавателю установили памятник в Екатерининском парке Кронштадта. Впоследствии именем Беллинсгаузена были названы не только географические объекты, но и – интересный факт – лунный кратер. Портреты, изображающие первооткрывателя Антарктиды, помещены на российские и венгерские марки.

Награды

  • Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия
  • Императорский Орден Равноапостольного Князя Владимира
  • Императорский орден Святого Благоверного Князя Александра Невского
  • Орден Белого орла
  • Императорский орден Святой Анны
  • Почетнейший орден Бани
  • Военный орден Святого Людовика
bolivar_s wrote in January 28th, 2018

Биография. Беллинсгаузена Фаддея Фаддеевича
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (рожд. 9 (20) сентября 1778 г. - смерть 13 (25) января 1852 г.) — русский мореплаватель, принимал участие в первом русском кругосветном плавании И. Ф. Крузенштерна. Руководил первой русской антарктической экспедицией, открывшей Антарктиду. Адмирал. Его именем названы море у берегов Антарктиды, подводная котловина между материковыми склонами Антарктиды и Южной Америки, острова в Тихом, Атлантическом океанах и Аральском море, первая советская полярная станция на о.Кинг-Джордж в архипелаге Южные Шетландские острова.
Происхождение. Детство
Будущий адмирал родился в 1778 году на острове Эзель (совр. о. Сааремаа) поблизости г. Аренсбург (совр. Кингисепп) в Лифляндии (Эстонии). По происхождению — балтийский немец из остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов. Вокруг небольшого островка постоянно был слышен шум морских волн. Уже с ранних лет мальчик не мог себе представить жизни без моря. Именно потому в 1789 году он поступает кадетом в Морской корпус в Кронштадте. Науки давались ему легко, в особенности навигация и мореходная астрономия, но в числе первых учеников Фаддей никогда не был.
Начало службы
1796 год — гардемарин Беллинсгаузен отправляется в свое первое плавание, к берегам Англии, а по окончании этой стажировки был произведен в мичманы и направлен для дальнейшего прохождения службы в Ревельскую эскадру. В ее составе на разных судах молодой офицер плавал по Балтийскому морю. Будущий открыватель южного полярного материка жадно овладевал мореходным искусством, на практике постигая его секреты. Это не осталось незамеченным, и в 1803 году Беллинсгаузена перевели на корабль «Надежда» для участия в первой русской кругосветной экспедиции.
Кругосветное плавание. Служба
Это плавание под началом самого И. Ф. Крузенштерна стало замечательной школой для молодого офицера, а руководитель экспедиции высоко оценил прилежание и уровень составленных им карт.
По завершению кругосветного плавания Фаддей Фаддеевич, уже в чине капитан-лейтенанта, до 1810 года командовал фрегатом на Балтийском море, участвовал в русско-шведской войне. 1811 год — направляется на Черное море, где за 5 лет им была проведена большая работа по составлению и исправлению карт, были определены главные координаты восточного побережья.
К 1819 году капитан 2 ранга Беллинсгаузен имел репутацию талантливого морехода, не только сведущего в астрономии, географии и физике, но и смелого, решительного, исключительно добросовестного. Это позволило Крузенштерну рекомендовать капитана руководителем экспедиции для открытий и исследований в области Антарктики. Беллинсгаузен был срочно вызван в Петербург, где 4 июня он принял командование шлюпом «Восток», которому предстояло идти в Антарктику.

Подготовка экспедиции
«Восток» и второй корабль экспедиции «Мирный», построенные для кругосветных плаваний, были специально приспособлены для полярных условий. Подводная часть «Востока» по требованию Беллинсгаузена была скреплена и обшита медью. На «Мирном» была поставлена вторая обшивка, добавочные крепления корпуса, заменили сосновый руль на дубовый. Вместе экипажи кораблей насчитывали 183 человека. Командиром «Мирного» назначили лейтенанта М. П. Лазарева, который со временем станет знаменитым флотоводцем.
Экспедиция была подготовлена за очень короткий срок - чуть более месяца, но снабжена она была, в первую очередь благодаря стараниям Беллинсгаузена и Лазарева, прекрасно. В распоряжении мореплавателей были лучшие по тем временам мореходные и астрономические инструменты. Особенное внимание руководителями экспедиции было уделено запасу различных противоцинготных средств, среди которых были хвойная эссенция, лимоны, кислая капуста, сушеные и консервированные овощи. С учетом климатических условий имелись запасы рома и красного вина. Как результат никаких серьезных заболеваний среди моряков ни разу не наблюдалось.
Открытие Антарктиды
1819 год, 16 июля — шлюпы вышли из Кронштадта, зашли в Копенгаген, после на Канарские острова, а к середине ноября были уже в Рио-де-Жанейро. Там в течении трех недель команда отдыхала и готовила суда к плаванию в сложных антарктических условиях. Дальше, следуя инструкции, суда отправились к островам Южная Георгия и к «Земле Сандвича» - открытой Джеймсом Куком группе островов, которые он принял за единый остров. Мореплаватели установили ошибку и назвали архипелаг Южными Сандвичевыми островами.
Далее продвигаться на юг было невозможно - путь был прегражден сплошными льдами. Потому Беллинсгаузеном было принято решение обогнуть Сандвичевы острова и искать путь вдоль северной кромки льдов. 1820 год, 16 января — в судовом журнале появились записи о предполагаемой близости суши. Земли не было видно, так как она находилась под сплошным ледяным покровом, но над шлюпами кружились буревестники, а подходя ближе ко льдам, морякам были слышны крики пингвинов. Позднее станет известно, что экспедиция находилась всего в 20 милях от материка, потому именно этот день принято считать официальной датой открытия Антарктиды. Будь ледяной покров в то время не таким мощным, моряки наверняка смогли бы увидеть землю. Продвигаясь дальше, 6 февраля снова близко подошли к материку, однако погодные условия вновь не позволили с уверенностью утверждать, что белое пространство на горизонте это суша.
Снова и снова, уходя от кромки льдов и приближаясь к ней дальше по курсу, старались путешественники пробиться сквозь льды. 4 раза пересекли они Южный полярный круг, порой приближаясь на 3-4 км к берегу Антарктиды, однако результат оставался прежним. В конце концов попытки подойти поближе к предполагаемой земле довелось прекратить. Сильные штормы могли погубить изрядно потрепанные суда, было необходимо пополнить запасы пищи и дров, дать отдохнуть измученной команде. Решили идти в Порт-Джексон (Сидней).

Открытия
Инструкцией предписывалось во время зимы в Южном полушарии провести исследования в юго-восточной части Тихого океана. Лишь один месяц провели мореплаватели в Австралии, а 22 мая 1820 года отправилась на Туамоту и к островам Общества. В этом плавании были открыты острова, которым дали русские имена (Кутузова, Раевского, Ермолова, Барклая де Толли и др.). Несколько островов обнаружили также недалеко от архипелага Фиджи и к северу от Таити. Так-же проводились исследования островов, которые уже посещали другие путешественники.
Снова штурм Антарктики. Еще открытия
1820 год, начало сентября — экспедиция возвратилась в Порт-Джексон, была проведена тщательная подготовка кораблей и уже 11 ноября снова отправилась в Антарктику. 18 января экспедиция отчетливо увидела берег, который был назван Землей Александра I. Больше сомнений не было: новый материк открыт. При дальнейшем плавании были исследованы Южные Шетландские острова, многие из которых впервые были нанесены на карту, о. Петра I и др. Но работу по описанию открываемых земель пришлось прервать: серьезное повреждение «Востока» вынудило Беллинсгаузена принять решение о прекращении экспедиции. В Кронштадт мореплаватели добирались через Рио-де-Жанейро, где отремонтировали судно, после побывали в Лиссабоне, а в июле 1821 года вернулись на родину.
Итоги экспедиции
Экспедиция продолжалась 751 день. Мореплаватели прошли 92,200 км. Кроме Антарктиды, путешественниками были открыты 29 островов. Удалось собрать большие этнографические, зоологические и ботанические коллекции. На карту Антарктиды мореплавателями было нанесено 28 объектов. Ими были обследованы большие акватории, прилегающие к материку, в общих чертах дали характеристику его климата, впервые описали и классифицировали антарктические льды.
В этом сложнейшем плавании Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен проявил себя как талантливый и искусный командир и был произведен в капитан-командоры. Кроме этого, он оказался еще и талантливым ученым. Именно он первым, задолго до Дарвина, смог догадаться о механизме образования коралловых островов. Он же дал правильное объяснение причин возникновения массы водорослей в Саргассовом море, не побоявшись оспорить мнение самого Гумбольдта. После посещения Австралии Беллинсгаузен решительно выступил против расовой теории, по которой коренных австралийцев считали чуть ли не животными, не способными к обучению.

Продолжение службы
После своей знаменитой экспедиции Фаддей Фаддеевич продолжил службу во флоте: в 1821-1827 годах он командовал флотилией в Средиземном море; в 1828 году, уже в звании контр-адмирала, возглавил отряд матросов-гвардейцев и провел его посуху из Петербурга через всю Россию на Дунай для участия в войне с Турцией; потом на Черном море командовал осадой турецкой крепости Варна и т. д.
1839 год — вице-адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен получил высший на Балтийском море пост главного командира Кронштадтского порта и кронштадтского военного губернатора. Несмотря на преклонный возраст, адмирал каждое лето выводил в море большие флотилии для маневров и доводил согласованность их действий до совершенства.
1846 год — на маневрах присутствовал шведский адмирал Норденшельд, который сделал заключение, что такой эволюции не сделает ни один флот в Европе.
Смерть. Наследие
Беллинсгаузен умер 25 января 1852 года в Кронштадте. На его рабочем столе нашли записку - последнюю в жизни. В ней значилось: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пройдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха».
Труд Беллинсгаузена «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный», впервые вышел в 1831 году (переиздан в 1869 г). Кроме этого, по результатам экспедиции сам адмирал подготовил «Атлас к путешествию капитана Беллинсгаузена» (1831 г).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!