Феодосий II и Аттила. Феодосий II Флавий Отношение к церкви

Феодосий II. Солид, золото.

Феодосий II - святой, византийский император, сын императора Аркадия и Элии Евдоксии . Родился 10 апреля 401 г. Феодосий был провозглашен августом 10 января 402 г., не имея еще девяти месяцев от роду. После смерти своего отца 1 мая 408 г. стал единственным правителем империи, но до 414 г. державой правил его регент Анфимий . Феодосий II получил блестящее образование. Он знал греческий и латинский языки, математику, астрономию, историю, рисовал и даже сам иллюстрировал переписанные им книги, а за красивый почерк получил прозвище Каллиграф. Он много читал, часто по ночам, при свете им самим сконструированной особой лампы. Император был весьма благочестив и отличался религиозным рвением, любил церковное пение. При этом всю жизнь Феодосий находился под влиянием придворных евнухов . Возможно, побуждаемый своей высокообразованной женой Евдокией , в 425 г. издал три указа об основании в Константинополе высшей школы, в которой обучали латинскому и греческому языкам, риторике и праву, а также философии. По распоряжению императора в 438 г. был издан Феодосиев кодекс, обобщивший нормотворческие материалы указов римских императоров. Феодосий вел активные строительные работы в столице и других городах империи. В результате необоснованных подозрений в супружеской измене сослал свою жену в Иерусалим . Последние годы правления этого императора были омрачены постоянной угрозой вторжения через Дунай полчищ гуннского повелителя Атиллы , от которого приходилось откупаться огромным количеством золота. Умер Феодосий 28 июля 450 г. в результате падения с коня во время охоты в окрестностях столицы.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.422-423.

Серебряный милиарисий августы Пульхерии.
Надпись: AEL PVLCH-ERIA AVG (Элия Пульхерия Августа)

Феодосий II (Theodosius junior) (ок. 401 - 28.VII.450) - император Византии (Восточной Римской империи) с 408 года. До 428 года правил под опекой сестры Пульхерии (способствовавшей укреплению православия), а затем находился под большим влиянием своей жены - императрицы Евдоксии (до 441 года), позднее власть находилась фактически в руках евнуха Хрисафия. В 442 году Феодосий II был вынужден заключить мир с Гейзерихом, в результате которого Северная Африка (территория современного Туниса и восточного Алжира) отошла вандалам. От гуннов империя откупилась данью и уступкой придунайских земель. В правление Феодосия II Константинополь был обнесен (413) мощными стенами ("стены Феодосия"); в Константинополе создан университет (425); был издан так называемый Кодекс Феодосия (438) - первый дошедший до нас свод ранневизантийского права, включавший законы императоров 4 - начала 5 веков (действовал не только в Восточной, но и в Западной Римской империи). Феодосий II созвал Эфесские соборы 431 и 449 годов (на первом было осуждено несторианство, на втором - одержали временную победу монофизиты).

Г. Л. Курбатов. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература: Кулаковский Ю., История Византии, т. I, К., 1910, с. 217-308; История Византии, М., 1967, т. 1, с. 185-196; Güldenpennig A., Geschichte des Oströmischen Reiches unter den Kaisern Arcadius und Theodosius II, Halle, 1885; Luibheid С., Theodosius II and heresy, "Journal of ecclesiastic history", 1965, No 16.

Феодосий II, Флавий - Византийский император в 402- 450 гг. Сын Аркадия. Род. 10 апр. 401 г. + 28 июля 450 г.

Феодосии был объявлен Августом и соправителем Аркадия, когда ему было всего девять месяцев от роду. Семь лет спустя его отец, умирая, составил завещание, в котором объявил Феодосия своим преемником, опекуном же ему назначил персидского царя Исдигерда, заклиная его в том же завещании употребить все свое могущество и прозорливость на сохранение трона за его сыном. Когда Исдигерд увидел доставленный ему документ, он проявил добродетель, достойную большого удивления и вечной памяти. Он не стал пренебрегать поручением Аркадия, все время хранил с римлянами нерушимый мир и сохранил Феодосию державу. Сенату он тотчас же отправил послание, в котором угрожал войной всякому, кто попытается устроить против него заговор (Прокопай: «Войны Юстиниана»; 1; 2). Управление государством было возложено сначала на префекта Анфимия (Сократ: 7; 1), а с 414 г. сосредоточилось в руках старшей сестры Феодосия Пульхерии (Феофан: 401). Хотя ей было всего 15 лет, она, по словам Созомена, обладала умом мудрейшим. Свое девство она посвятила Богу. К тому же направила она своих сестер, а для пресечения всяких козней удалила из дворца всех мужчин. Приняв на себя заботы правления, Пульхерия вершила все дела прекрасно и весьма благонравно, делая хорошие распоряжения (Созомен: 9; 1). Впрочем, Евнапий описывает это время совсем другими красками и говорит, что при Пульхерии выставлялись на публичную продажу большие и малые народы для желающих купить управление ими. Целые страны продавались явно у публичных банкиров, как всякий другой товар на рынке. Кто хотел грабить Геллеспонт, покупал Геллеспонт, другой покупал Македонию, третий - Кирену. Всякому можно было покупать управление и одним народом, ц многими народами во вред подвластным. При этом можно было не опасаться законов, которые были не то что слабее и тоньше паутины, но рассеивались и разносились легче праха (Евнапий: 87).

Брату Пульхерия старалась дать подобающее царю образование. Люди сведущие учили его ездить на коне, владеть оружием я сообщали познания в науках (Созомен: 9; 1). Феодосии знал греческий и латинские языки, математику, астрономию, историю, рисовал, писал красками и даже сам иллюстрировал переписанные им книги, а за красивый почерк получил прозвище «Калиграф». Он много читал, часто по ночам, при свете сконструированной им особой лампы (Дашков: «Феодосии Младший»). Сестра же давала ему наставления, как держать себя на царских выходах, как следует одеваться, как сидеть и ходить. Не менее руководила она и его благочестием, приучая постоянно молиться и почитать иереев (Созомен: 9; 1). В дальнейшем, став юношей и зрелым мужчиной, Феодосии продолжал во всем подчиняться сестре, которая одна из всего потомства Феодосия 1 походила характером на своего великого деда (Гиббон: 32). В императорском дворце Феодосии устроил порядок, подобный монастырскому: вставал рано утром и вместе с сестрами пел антифоны во славу Божию, знал на память Священное писание и рассуждал о нем с епископами как священник. По характеру был он человек незлобивый (Сократ: 7; 22), легковерный и, по выражению Феофана, всяким ветром носимый, отчего часто подписывал бумаги, вовсе не читая их. Однажды Пульхерия подложила между прочими бумагу об отдаче ей в рабство супруги его, императрицы Евдокии, которую он, не читая, подписал, за что сестра потом укоряла его. Эта Евдокия была дочерью философа Леонтия. Пульхерия сама женила на ней брата в 421 г. Императрица отличалась умом, красотой, красноречием, и Феодосии горячо любил ее. К несчастью для него, две глубоко почитаемые им женщины не смогли ужиться друг с другом. В 439 г. Евдокия, чтобы отстранить Пульхерию от власти, попыталась удалить ее от двора и сделать дьяконицей, как давшую обет девства. Узнав об этом, Пульхерия уехала из дворца в Евдомон. Но уже в 441 г. правление Евдокии кончилось. Феофан рассказывает, что некто Павлиан, человек весьма образованный и красивый, пользовался особым расположением императрицы, которая часто беседовала с ним наедине. В день Рождественских святок кто-то поднес Феодосию яблоко необыкновенной величины и красоты. Император послал его Евдокии, а та отослала Павлиану. Павлиан же, спустя два дня, поднес его императору. Таким образом, связь их раскрылась. Феодосии сослал Павлиана в Каппадокию и приказал казнить. Евдокия сама удалилась в Иерусалим и прожила там до самой смерти. После этого Феодосии с большим трудом уговорил Пульхерию возвратиться во дворец (Феофан: 411, 440-442). Почти все царствование Феодосия, если не считать короткой войны с Персией, прошло в мире. Но незадолго до его смерти империя пережила разрушительное нашествие гуннов. В 442 г. гуннский правитель Аттила потребовал от Феодосия, чтобы ему были выданы все переметчики и выслана дань, а также, чтобы были отправлены посланники для переговоров о платеже дани на будущее время. В ответ он получил уведомление, что римляне не выдадут прибегших под их покровительство людей, но вместе с ними примут войну (Приск: 3). Разгневанный этим высокомерным ответом, Аттила двинул свои орды на империю. В трех последовательных сражениях римская армия была разбита. После этого гунны взяли и разрушили все города в Иллирии и Фракии, кроме Андрианополя и Гераклеи, и раздвинули свое владычество от Геллеспонта до Фермопил и предместий Константинополя (Феофан: 442). В 447 г. заключен был мир. Феодосии согласился выдать Аттиле всех переметчиков, немедленно выплатить 6000 либр золота и каждый год выплачивать еще по 2000. По словам Приска, ужас перед Аттилой был так велик, что римляне повиновались всякому его требованию и на любое понуждение с его стороны смотрели как на приказ повелителя (Приск: 5, 6). Вскоре после этого позорного мира Феодосия постигла скоропостижная смерть. Во время охоты лошадь сбросила его в реку Лик; он повредил при падении спинной хребет и на другой день скончался (Гиббон: 34).

Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001.

Феодосий II. Солид, золото.

Феодосий II Младший (401 - 450, имп. с 402, до 408 - с отцом)

Единственный сын Аркадия и Евдоксии Феодосий родился в Константинополе 10 апреля 401 г. Примерно через год Аркадий объявил его соправителем, так что после смерти императора семилетний мальчик беспрепятственно унаследовал отцовскую власть. До 414 г. державой практически самостоятельно правил регент Анфимий.

Начало и середина V в. стали временем мощнейших потрясений для римлян, особенно для Западной империи. Со всех концов света, словно хищные птицы к телу умирающего зверя, устремились на наследие Цезаря, Августа и Траяна орды варваров, начался самый значительный этап Великого переселения народов.

Грозные соседи римлян, нанеся им ряд поражений еще в предыдущем столетии, стремительно развивали свой успех. В 406 г. вандалы, аланы и свевы прорвали неприступный ранее лимес в районе Могонциакума (Майнца) и за несколько лет прошли до западных, областей Испании. С северо-востока угрожали вестготы, совершавшие периодические набеги и крупные походы, один из которых в 410 г. закончился взятием Рима. Население Британии, откуда в 408 г. были выведены легионы, безуспешно пыталось сдержать натиск сначала кельтов, а потом саксов, ютов и фризов, теряя одну часть острова за другой и отступая на запад, к побережью Ирландского моря. Западную империю сотрясали мятежи и междуусобные войны.

Пользуясь ее тяжелым положением, вандалы, к 428 г. овладев приморскими городами Восточной Испании, в 429 г. высадились в Африке у Тингиса (Танжера) и через шесть лет уже контролировали территорию от Карфагена и Гиппон-Регия до Гибралтарского пролива. И хотя римлянам иногда удавалось наносить врагам ощутимые поражения, ситуация все-таки уходила из-под их контроля.

Положение Восточной империи было несколько лучше: более богатая и менее пострадавшая от войн, имевшая жизнеспособный хозяйственный уклад, она сопротивлялась варварам много успешнее благодаря талантам полководцев и дипломатическим усилиям временщиков при дворе Феодосия II, который сначала по молодости, а затем по собственному слабоволию не оказывал большого влияния на судьбы страны.

Энергичный и умелый Анфимий в 412 г. отразил натиск гуннов и приступил к сооружению новых укреплений разросшейся со времен Константина Великого столицы. Сначала была построена мощная и длинная стена, шедшая от Мраморного моря к бухте Золотой Рог. Впоследствии, в 40-х гг. V в., после землетрясения, префект города Кир не ограничился починкой пострадавших участков, возвел еще одну линию и приказал выкопать ров (оставшийся незакрытым стеной болотистый участок у Влахернского дворца был защищен в 625 г.). Девяносто две грозные башни, значительные высота и толщина стен, глубокий ров и обилие боевых машин надолго обеспечили безопасность Константинополя.

4 июля 414 г. 16-летняя сестра Феодосия II, Пульхерия, была провозглашена августой. Будучи старше брата всего на два года, она тем не менее имела на него очень большое влияние и во многом обусловила благополучие как государства, так и самого императора. Благодаря ее заботам Феодосий II получил блестящее образование. Он знал греческий и латинский языки, математику, астрономию, историю, рисовал, писал красками и даже сам иллюстрировал переписанные им книги, а за красивый почерк получил прозвище «Каллиграф». Он много читал, часто по ночам, при свете им самим сконструированной особой лампы. Созомен, обращаясь к августу во введении к своей «Церковной истории», хвалил «го интерес к писателям - разумеется, христианским: «А награждаешь ты сочинителей и своими суждениями, и рукоплесканиями, и золотыми изображениями, и выставкой их статуй, и дарами, и разнообразными почестями» . Император был весьма благочестив, любил распевать церковные гимны и однажды на ипподроме устроил вместо ожидавшихся зрителями ристаний грандиозный молебен, которым лично дирижировал. «Никто не видел его разгневанным. Некто из ближних спросил его: почему ты никогда не наказываешь смертью человека, тебя оскорбившего? - «О, если бы, - отвечал тот, - возможно было мне и умерших возвратить к жизни... Не великое и не трудное дело убить человека, но раскаявшись, воскресить умершего не может никто, кроме Бога» (Сократ, ).

Из традиционных развлечений Феодосий II предпочитал охоту, к военным упражнениям страсти не проявлял, хотя физически был крепок.

Обладавший незаурядными способностями и наделенный несомненными душевными достоинствами, Феодосий тем не менее вошел в историю как безвольный и посредственный правитель, во всем подчинявшийся приближенным - сначала сестре, затем жене, а после 441 г. и почти до самой смерти -любимцу евнуху Хрисафию. «Феодосий был государь легковерный, всяким ветром носимый, оттого часто подписывал бумаги, вовсе не читавши их. Между прочим, премудрая Пульхерия раз предложила ему бумагу об отдаче ей в рабство супруги его, Евдокии, которую он не глядя и подписал, за что потом она [Пульхерия. - С.Д.] укоряла его» (Феоф., ).

В правление этого императора государству пришлось много и с различным успехом воевать. В 420 - 422 гг. полководцы Феодосия отразили в Месопотамии натиск армий персидского шахиншаха Бахрама V, сменившего Йездигерда II. Годом позже в Равенне скончался от водянки Гонорий, власть над Западноримской империей узурпировал самозванец Иоанн, и Константинополь выслал против него войска. К 425 г. с Иоанном было покончено, а на равеннский 1) престол под давлением Востока вступил Валентиниан III с матерью, Галлой Плацидией, приходившейся Феодосию II теткой по отцу.

Ослабленные схватками соперничавших западных полководцев Аэция и Бонифация Испания и Африка к 435 г. стали добычей предводителя вандалов Гизериха. После ряда безуспешных попыток отразить натиск завоевателя западное правительство было вынуждено признать его власть на захваченных территориях. Феодосий II решил вмешаться, но поход восточноримских легионов, предпринятый около 443 г., окончился неудачно и никак не изменил создавшегося положения.

Главным же событием той эпохи стали нашествия гуннов. Отношения Запада и Востока с племенами этих кочевников, чьи владения охватывали огромное пространство Средней Европы - от Волги до Рейна, - складывались по-разному. В 379 г. гунны следом за вестготами вторглись во владения Константинополя и опустошили Мизию. С тех пор набеги гуннов стали на Востоке привычным делом, и от них приходилось либо отбиваться оружием, либо (что происходило чаще) откупаться. На Западе же гуннские наемники-федераты составляли ощутимую часть армии, и правительство Равенны часто использовало их для подавления мятежей франков, бургундов или галльских крестьян-багаудов.

Положение изменилось с 433 г., когда державу гуннов возглавил Аттила, прозванный христианскими писателями «бичом Божьим». Усилившись после разгрома в 436 г. королевства бургундов, Аттила в 441 г. двинулся во Фракию и Иллирик, трижды нанеся поражение посланным против него войскам империй, и занял множество городов, в том числе Ниш, Сирмий и Виминаций. Через два года, преодолев сопротивление восточноримских полководцев, он стал угрожать самой столице Востока. Враг взял уже фракийские Филиппополь и Аркадиополь, при дворе решили не рисковать и откупились от Аттилы золотом, дав колоссальную сумму в 6000 либр и пообещав ежегодно выплачивать еще семьсот. Позже, в 448 г., в лагерь кочевников отправилось посольство во главе со знатным вельможей Максимином. Оно имело двоякую цель: во-первых, решить вопрос о многочисленных перебежчиках минувшей войны, а во-вторых, попробовать подкупить кого-нибудь из окружения Аттилы и отравить вождя гуннов. Об этой второй, тайной задаче, порученной кому-то из членов посольства Феодосием II и его доверенным лицом евнухом Хрисафием, по-видимому, ни Максимин, ни его помощник писатель Приск Панийский не знали, в отличие от самого Аттилы. Тому удалось разведать козни ромеев еще до подхода посольства к лагерю. Разгневанный, он устроил послам весьма неласковый прием, на приветствие Максимина угрожающе ответив: «Пусть с римлянами будет то, чего они- мне желают» . Правда, в конце концов грозный царь варваров сменил гнев на милость, а в Константинополь отправил сына подкупленного византийцами знатного гунна Вигилы с пустым кошельком из-под золота на шее, наказав предъявить его императору и Хрисафию с вопросом, не узнают ли они этот предмет.

Письменные свидетельства Приска, непосредственного свидетеля тех событий, весьма ценны. Сохранились описания стоянки варваров, самого Аттилы - рыжебородого, с темной кожей, маленькими глазами и огромной головой на непропорционально широком и коротком теле, разноплеменной толпы его воинства. Интересна встреча, которая произошла у Приска в лагере гуннов. Один из варваров подошел к нему и неожиданно заговорил по-гречески. Изумленный Приск узнал, что незнакомец - ромей, попавший к гуннам в плен и затем получивший свободу. Перебежчик стал расхваливать порядки Аттилы и поносить римско-константинопольские, обвиняя императоров и придворных в жадности, лени, жестокости, небрежении интересами государства, взимании высоких налогов. Приску ничего не оставалось делать, как привести в оправдание разумные законы и славные деяния предков. «Да, - согласился его оппонент, - законы хороши и римское государство прекрасно устроено, но начальники вредят ему, ибо они непохожи на древних» .

Действительно, разница между декларированным положением римского гражданина, «владыки мира», и реальным состоянием дел в У в. была громадной. Тяжесть налогов, произвол властей, частые беспрепятственные вторжения врагов, одним словом - упадок, приводили к тому, что крестьяне или даже горожане бросали свои земли, дома и либо разбойничали, либо, покинув пределы державы, вливались в. ряды варваров. Сам Приск пишет: «У людей даже блистательного состояния побоями вымогали деньги... так, что люди, издавна богатые, выставляли на продажу уборы жен и свои пожитки. Такое бедствие постигло ромеев после этой войны , что многие из них уморили себя голодом или прекратили свою жизнь, надев петлю на шею» .

Кроме тяжелых войн государство потрясали религиозные раздоры. В 428 г. император пригласил в Константинополь занять кафедру патриарха знаменитого проповедника Нестория, родом перса, настоятеля одного из антиохийских монастырей. Несторий отстаивал положение о разделении божественной и человеческой сущностей во Христе, чем резко настроил против себя патриарха александрийского Кирилла 2) . Кирилл добился от Феодосия II созыва для осуждения взглядов Нестория Вселенского собора, который состоялся в 431 г. в Эфесе. Несторий был низложен и отправлен обратно в Сирию.

Другая серьезная ссора вспыхнула через пятнадцать лет между теологом Евсевием и константинопольским патриархом Флавианом с одной стороны и ересиархом монофиситов Евтихием - с другой. Добившись осуждения последнего на поместном соборе 448 г. в столице, Евсевий и Флавиан торжествовали недолго - по инициативе и под председательством александрийского патриарха Диоскура, большого приятеля императорского фаворита Хрисафия, в Эфесе собрался Вселенский собор 449 г., восстановивший Евтихия и осудивший Флавиана и Евсевия. За атмосферу грубого нажима и откровенного террора со стороны Диоскура этот собор впоследствии получил наименование «разбойничьего». Победа монофиситов, однако, была непрочной: Халкидонский собор 451 г. подверг их окончательному осуждению.

Сам Феодосий II, в отличие от отца, делами церкви интересовался весьма живо - активно преследовал язычников (по его приказу, в 426 г. была сожжена эллинская святыня - Олимпия), часто вмешивался в полемику иерархов. В 448 г. против книг философа-неоплатоника Порфирия он издал эдикт, тон и направленность которого надолго определили приемы христианских теологов в борьбе с инакомыслящими: «Императоры Феодосий и Валентиниан Августы - префекту претория Хормизду. Предписываем все, что Порфирий [или кто-либо другой], гонимый собственным безумием, написал против благочестивой веры христианской, где бы оно ни было обнаружено, предать огню. Ибо мы хотим, чтобы всяческие произведения, вызывающие гнев Божий и оскверняющие душу, не достигали даже слуха людей» .

Примерно в 441 г. Феодосии II заподозрил свою супругу Евдокию в измене с Павлином, другом и военачальником императора. Существует романтическое предание, согласно которому однажды августу поднесли невиданных размеров фригийское яблоко. Тот подарил его горячо любимой жене, а она послала его Павлину в знак расположения. Павлин решил сделать приятное императору и отдал яблоко ему. Разгневанный муж явился к Евдокии и потребовал предъявить свой подарок. Та ответила, что съела его и, по настоянию Феодосия, поклялась в том вечным спасением, после чего он показал жене злосчастное «яблоко раздора». Последовала неприятная сцена, и августа навсегда лишилась расположения супруга. Было ли все на самом деле так или это сочинено позднее, неясно, но Павлин действительно был сослан и погиб в ссылке, а Евдокия в 442 г. навсегда удалилась в изгнание. Вместе с ней потерял влияние при дворе и эпарх Кир.

Новым фаворитом императора стал евнух Хрисафий. Первым делом он начал оттеснять от власти людей, которые могли по своим деловым качествам составить ему конкуренцию. Именно из-за происков евнуха пострадал Кир: после того как толпа на ипподроме за восстановление стен рукоплескала эпарху, крича: «Константин построил, Кир восстановил!», Хрисафий обратил внимание императора на то, что народ не упоминает в славословиях имени самого августа. Евнух убедил Феодосия II, что это неспроста. Император, недолго думая, обвинил египтянина Кира в язычестве (выбрав первый попавшийся предлог для кары), конфисковал имущество и распорядился постричь в монахи, потом, правда, смилостивился и позволил рукоположить в епископы одного из фригийских городов.

Около 446 г. взбунтовался некий Иоанн Вандал, однако полководцы Ардавурий и Арсес разбили его войска, а самого захватили в плен. Император намеревался оставить мятежнику жизнь, но Хрисафий подстроил убийство пленника прямо во дворце. Судя по всему, евнух пользовался неограниченным влиянием, но в 450 г. и он был сослан - по обвинению в симпатиях ко взглядам осужденного Флавиана.

Сложная атмосфера политической нестабильности не только в верхах, но и по всей империи пробуждала силы, доселе дремавшие. Как раз с середины V столетия цирковые партии народа - димы - из спортивных становятся политическими. К 445 г. относится самое раннее известие о кровопролитиях, учиненных враждующими группировками димов в столице.

С именем Феодосия связаны два крайне важных события византийской истории - открытие первой государственной высшей школы и выход в свет «Кодекса Феодосия».

Первый факт примечателен тем, что до этого образование было исключительно либо частным, либо муниципальным, но никак не государственным, хотя учителей в школах утверждал император (соответствующий закон был принят при Юлиане Отступнике). В 425 г. Феодосий издал указ, согласно которому в одном из общественных зданий столицы открылся Аудиториум - по сути дела первый средневековый университет. В штате его значился тридцать один преподаватель: пять риторов и десять грамматиков греческих, три ритора и десять грамматиков латинских, два юриста и один философ. Все они были чиновниками, т.е. получали жалованье из императорской казны, а после двадцати восьми лет беспорочной службы - отставку с сохранением пенсии, звания комита первой степени и титулом спектабиля. Однако им запрещалось обучать кого-либо в других местах, и вместе с тем другие преподаватели под страхом сурового наказания и высылки из столицы не имели права открывать там свои школы. Обучение допускалось только в частных домах и для отдельных учеников. Таким образом, кроме древнего центра наук - Академии в Афинах - появился еще один в Константинополе, правда несколько иной направленности (в Академии изучали прежде всего философию). Кроне того, в отличие от вольных философов, профессора Феодосия обязаны были верить в Христа. Не исключено, что к открытию этого университета императора подтолкнула его просвещенная супруга.

Упомянутый же выше «Кодекс Феодосия» продолжил существовавшие ранее кодексы Григориана и Гермогениана (названные по именам составителей), первый из которых содержал указы от Адриана до Диоклетиана, а второй - с конца III в. до 60-х гг. IV в. «Кодекс Феодосия» не только оказал определяющее влияние на ранневизантийское право, но, в отличие от предыдущих, дошел до нас и стал ценным историческим документом эпохи.

К лету 450 г. грозный Аттила собрал колоссальную армию на римских границах, готовя вторжение, но Феодосию II уже не пришлось беспокоиться об обороне: 27 июля он упал на охоте с коня, а на следующий день скончался от полученного ушиба.

При Феодосии Младшем во время сильного пожара в одном из дворцов Константинополя сгорела вывезенная из разгромленной Олимпии деревянная, покрытая пластинками золота и слоновой кости статуя Зевса работы Фидия - одно из «семи чудес света».

Статуя Феодосия II хранится в Лувре.

Примечания

1) С конца III в. императоры (за небольшим исключением) не делали неудобный в плане стратегического расположения Рим своей резиденцией, и двор, как правило, пребывал в более подходящих городах - Медиолане, Падуе, Равенне, Никомидии, Ахвилее и др.

2) Св. Кирилл Александрийский стоял у истоков христологической ереси, получившей позднее название монофиситства от греческого «миа фисис» - одна природа. Так как монофиситство, развиваясь, рождало множество несхожих течений, однозначно и вкратце охарактеризовать это учение (что в полной мере относится и к несторианству, и к арианству) сложно да и вряд ли правильно. Например, по Кириллу, «единая природа Бога-Слова воплощенная», строго говоря, не отсутствие человеческой природы во Христе вообще, а ее умаление, своего рода поглощение низшей человеческой природы природой высшей, божественной. Монофиситы другого направления признавали у Христа наличие человеческой природы, отличной от нашей, людской. Иногда под монофиситством, калькируя этот термин, понимают учение о наличии во Христе только одной природы - такое было, но, кстати, наиболее авторитетные монофиситы столь упрощенную точку зрения отвергали. Пожалуй, наиболее четкой гранью, отделяющей развитое монофиситство от ортодоксии, можно считать отношение к IV Вселенскому собору в Халкидоне - монофиситы его не признают. Подробнее о сути проблем христологических и тринитарных споров, монофиситстве, арианстве, несторианстве, монофелитстве заинтересованный читатель может узнать из книги А. В. Карташева «Вселенские соборы». М., «Республика», 1994.

. Сократ Схоластик. Церковная история. Саратов, 1911 (на шмуцтитуле-1912).

. Феофан. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта/Пер. В.И.Оболенского и Ф.А.Терновского. М., 1890.

. Питулевская Н.В. и др. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Л., 1958.

. Успенский Ф.И. История Византийской империи. М.;Л., 1913-1948 (т. 2,ч. 2 не выходил).

Кулаковский Ю., История Византии, т. I, К., 1910, с. 217-308;

История Византии, М., 1967, т. 1, с. 185-196;

Güldenpennig A., Geschichte des Oströmischen Reiches unter den Kaisern Arcadius und Theodosius II, Halle, 1885;

Luibheid С., Theodosius II and heresy, "Journal of ecclesiastic history", 1965, No 16.

Ро-дил-ся 10 ап-ре-ля 401 го-да, сын им-пе-ра-то-ра Ар-ка-дия и Элии Ев-док-сии. Фе-о-до-сий был про-воз-гла-шен ав-гу-стом 10 ян-ва-ря 402 г., не имея еще де-вя-ти ме-ся-цев от ро-ду. По-сле смер-ти сво-е-го от-ца 1 мая 408 г. стал един-ствен-ным пра-ви-те-лем им-пе-рии, но до 414 г. дер-жа-вой пра-вил его ре-гент Ан-фи-мий. Опе-ку-ном же Фе-о-до-сию за-ве-ща-ни-ем им-пе-ра-то-ра Ар-ка-дия был на-зна-чен пер-сид-ский царь Йез-ди-герд I, ко-то-ро-го Ар-ка-дий за-кли-нал упо-тре-бить все свое мо-гу-ще-ство и про-зор-ли-вость на со-хра-не-ние тро-на за его сы-ном. Йез-ди-герд не стал пре-не-бре-гать по-ру-че-ни-ем Ар-ка-дия, все вре-мя хра-нил с рим-ля-на-ми неру-ши-мый мир и со-хра-нил Фе-о-до-сию дер-жа-ву. Се-на-ту он тот-час же от-пра-вил по-сла-ние, в ко-то-ром угро-жал вой-ной вся-ко-му, кто по-пы-та-ет-ся устро-ить про-тив него за-го-вор.

С 414 го-да власть со-сре-до-то-чи-лось в ру-ках стар-шей сест-ры Фе-о-до-сия Пульхе-рии, ко-то-рая бы-ла объ-яв-ле-на ав-гу-стой, со-пра-ви-тель-ни-цей им-пе-ра-то-ра.

Фе-о-до-сий II по-лу-чил бле-стя-щее об-ра-зо-ва-ние. Он знал гре-че-ский и ла-тин-ский язы-ки, ма-те-ма-ти-ку, аст-ро-но-мию, ис-то-рию, ри-со-вал и да-же сам ил-лю-стри-ро-вал пе-ре-пи-сан-ные им кни-ги, а за кра-си-вый по-черк по-лу-чил про-зви-ще Кал-ли-граф. Он мно-го чи-тал, ча-сто по но-чам, при све-те им са-мим скон-стру-и-ро-ван-ной осо-бой лам-пы. Сест-ра же да-ва-ла ему на-став-ле-ния, как дер-жать се-бя на цар-ских вы-хо-дах, как сле-ду-ет оде-вать-ся, как си-деть и хо-дить. Не ме-нее ру-ко-во-ди-ла она и его бла-го-че-сти-ем, при-учая по-сто-ян-но мо-лить-ся и по-чи-тать иере-ев.

В 421 го-ду Пульхе-рия же-ни-ла им-пе-ра-то-ра на Ев-до-кии, до-че-ри фило-со-фа Леон-тия. Им-пе-ра-три-ца от-ли-ча-лась умом, кра-со-той, крас-но-ре-чи-ем, и Фе-о-до-сий го-ря-чо лю-бил ее.

Об-ла-дав-ший неза-у-ряд-ны-ми спо-соб-но-стя-ми и на-де-лен-ный несо-мнен-ны-ми ду-шев-ны-ми до-сто-ин-ства-ми, Фе-о-до-сий тем не ме-нее во-шел в ис-то-рию как без-воль-ный и по-сред-ствен-ный пра-ви-тель, во всем под-чи-няв-ший-ся при-бли-жен-ным - сна-ча-ла сест-ре, за-тем жене, а по-сле 441 г. и по-чти до са-мой смер-ти - лю-бим-цу ев-ну-ху Хри-за-фию. Впро-чем, дол-гое цар-ство-ва-ние Фе-о-до-сия II от-ме-че-но из-вест-ной си-лой и со-дер-жа-тель-но-стью бла-го-да-ря счаст-ли-во-му со-еди-не-нию в его пра-ви-тель-стве до-воль-но спо-соб-ных и ис-кус-ных со-вет-ни-ков.

Из тра-ди-ци-он-ных раз-вле-че-ний Фе-о-до-сий II пред-по-чи-тал охо-ту, к во-ен-ным упраж-не-ни-ям стра-сти не про-яв-лял, хо-тя физи-че-ски был кре-пок.

Ре-ли-ги-оз-ная де-я-тель-ность

Им-пе-ра-тор был весь-ма бла-го-че-стив и от-ли-чал-ся ре-ли-ги-оз-ным рве-ни-ем, лю-бил цер-ков-ное пе-ние. В им-пе-ра-тор-ском двор-це Фе-о-до-сий устро-ил по-ря-док, по-доб-ный мо-на-стыр-ско-му: вста-вал ра-но утром и вме-сте с сест-ра-ми пел ан-ти-фо-ны во сла-ву Бо-жию, знал на па-мять Свя-щен-ное Пи-са-ние и рас-суж-дал о нем с епи-ско-па-ми. Од-на-жды на ип-по-дро-ме им-пе-ра-тор устро-ил вме-сто ожи-дав-ших-ся зри-те-ля-ми ри-ста-ний гран-ди-оз-ный мо-ле-бен, ко-то-рым лич-но ди-ри-жи-ро-вал. Ни-кто не ви-дел его раз-гне-ван-ным. Некто из ближ-них спро-сил его: по-че-му ты ни-ко-гда не на-ка-зы-ва-ешь смер-тью че-ло-ве-ка, те-бя оскор-бив-ше-го? - «О, ес-ли бы, - от-ве-чал тот, - воз-мож-но бы-ло мне и умер-ших воз-вра-тить к жиз-ни... Не ве-ли-кое и не труд-ное де-ло убить че-ло-ве-ка, но рас-ка-яв-шись, вос-кре-сить умер-ше-го не мо-жет ни-кто, кро-ме Бо-га».

В го-ды цар-ство-ва-ния Фе-о-до-сия II го-су-дар-ство по-тря-са-ли ре-ли-ги-оз-ные раз-до-ры.

В 428 г. им-пе-ра-тор при-гла-сил в Кон-стан-ти-но-поль за-нять ка-фед-ру пат-ри-ар-ха зна-ме-ни-то-го про-по-вед-ни-ка Несто-рия, ро-дом пер-са, на-сто-я-те-ля од-но-го из ан-тио-хий-ских мо-на-сты-рей. Алек-сан-дрий-ский пат-ри-арх до-бил-ся от Фе-о-до-сия II со-зы-ва Все-лен-ско-го Со-бо-ра для осуж-де-ния взгля-дов Несто-рия, ко-то-рый со-сто-ял-ся в 431 г. в Эфе-се. Несто-рий был низ-ло-жен и от-прав-лен об-рат-но в Си-рию.

Дру-гая се-рьез-ная ссо-ра вспых-ну-ла через пят-на-дцать лет меж-ду бо-го-сло-вом Ев-се-ви-ем и кон-стан-ти-но-поль-ским пат-ри-ар-хом Фла-виа-ном с од-ной сто-ро-ны и ере-си-ар-хом мо-но-фи-зи-тов Ев-ти-хи-ем - с дру-гой. До-бив-шись осуж-де-ния по-след-не-го на по-мест-ном со-бо-ре 448 г. в сто-ли-це, Ев-се-вий и Фла-виан тор-же-ство-ва-ли недол-го - по ини-ци-а-ти-ве и под пред-се-да-тель-ством Алек-сан-дрий-ско-го пат-ри-ар-ха Ди-о-ско-ра, боль-шо-го при-я-те-ля им-пе-ра-тор-ско-го фа-во-ри-та Хри-за-фия, в Эфе-се со-брал-ся Со-бор 449 г., вос-ста-но-вив-ший Ев-ти-хия и осу-див-ший Фла-ви-а-на и Ев-се-вия. За ат-мо-сфе-ру гру-бо-го на-жи-ма и от-кро-вен-но-го тер-ро-ра со сто-ро-ны Ди-о-с-ку-ра этот со-бор впо-след-ствии по-лу-чил на-име-но-ва-ние «раз-бой-ни-чье-го». По-бе-да мо-но-фи-зи-тов, од-на-ко, бы-ла непроч-ной: Хал-ки-дон-ский Со-бор 451 г. под-верг их окон-ча-тель-но-му осуж-де-нию.

Пре-сле-до-ва-ние языч-ни-ков в им-пе-рии про-дол-жа-лось без по-слаб-ле-ния; сво-бо-да рас-пра-вы с ни-ми предо-став-ля-лась не толь-ко вла-стям, но, по-ви-ди-мо-му, и на-се-ле-нию. Так, напр., во вре-мя вол-не-ния из-за ре-ли-ги-оз-ных при-чин в Алек-сан-дрии еги-пет-ской, тол-па хри-сти-ан рас-тер-за-ла из-вест-ную жен-щи-ну-фило-со-фа Ги-па-тию (415), бле-стя-щую пред-ста-ви-тель-ни-цу уми-рав-ше-го па-га-низ-ма, - и это на-си-лие оста-лось без-на-ка-зан-ным. По при-ка-зу им-пе-ра-то-ра в 426 г. бы-ла со-жже-на эл-лин-ская свя-ты-ня - Олим-пия. При Фе-о-до-сии Млад-шем во вре-мя силь-но-го по-жа-ра в од-ном из двор-цов Кон-стан-ти-но-по-ля сго-ре-ла вы-ве-зен-ная из раз-гром-лен-ной Олим-пии де-ре-вян-ная, по-кры-тая пла-стин-ка-ми зо-ло-та и сло-но-вой ко-сти ста-туя Зев-са ра-бо-ты Фидия - од-но из «се-ми чу-дес све-та».

В 448 г. про-тив книг фило-со-фа-нео-пла-то-ни-ка Пор-фи-рия он из-дал эдикт, тон и на-прав-лен-ность ко-то-ро-го на-дол-го опре-де-ли-ли при-е-мы в борь-бе с ре-ли-ги-оз-ным ина-ко-мыс-ли-ем:

«Им-пе-ра-то-ры Фе-о-до-сий и Ва-лен-ти-ни-ан Ав-гу-сты - пре-фек-ту пре-то-рия Хорм-из-ду. Пред-пи-сы-ва-ем все, что Пор-фи-рий [или кто-ли-бо дру-гой], го-ни-мый соб-ствен-ным безу-ми-ем, на-пи-сал про-тив бла-го-че-сти-вой ве-ры хри-сти-ан-ской, где бы оно ни бы-ло об-на-ру-же-но, пре-дать ог-ню. Ибо мы хо-тим, чтобы вся-че-ские про-из-ве-де-ния, вы-зы-ва-ю-щие гнев Бо-жий и осквер-ня-ю-щие ду-шу, не до-сти-га-ли да-же слу-ха лю-дей».

По ха-рак-те-ру им-пе-ра-тор Фе-о-до-сий был че-ло-век незло-би-вый, лег-ко-вер-ный и, по вы-ра-же-нию Фе-о-фа-на, вся-ким вет-ром но-си-мый, от-че-го ча-сто под-пи-сы-вал бу-ма-ги, во-все не чи-тая их. Од-на-жды Пульхе-рия под-ло-жи-ла меж-ду про-чи-ми бу-ма-гу об от-да-че ей в раб-ство су-пру-ги его, им-пе-ра-три-цы Ев-до-кии, ко-то-рую он, не чи-тая, под-пи-сал, за что сест-ра по-том уко-ря-ла его.

Про-ти-во-сто-я-ние Пульхе-рии и Ев-до-кии

Со вре-ме-нем от-но-ше-ния меж-ду Пульхе-ри-ей и Ев-до-ки-ей ста-ли пор-тить-ся. В кон-це 430-х ме-сто со-вет-ни-ка им-пе-ра-то-ра за-нял ев-нух Хри-заф, спо-соб-ный пол-ко-во-дец, но без-нрав-ствен-ный и жад-ный до де-нег. Он стал про-тив-ни-ком Пульхе-рии, ко-то-рая не раз пре-пят-ство-ва-ла его за-мыс-лам, и на-стро-ил Ев-до-кию про-тив ца-рев-ны. По-сте-пен-но, по сво-ей сла-бо-сти и недаль-но-вид-но-сти, в за-го-вор был во-вле-чён и сам им-пе-ра-тор Фе-о-до-сий. Хри-заф убе-дил ца-ря, что Пульхе-рия име-ет слиш-ком мно-го вла-сти, и Фе-о-до-сий по-тре-бо-вал у Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха, чтобы тот по-свя-тил Пульхе-рию в диа-ко-нис-сы. Пат-ри-арх уве-до-мил Пульхе-рию о за-мыс-ле, и она ото-шла от прав-ле-ния и уда-ли-лась из го-ро-да в Ев-де-мон. При Хри-за-фе на-ча-лись го-не-ния на пра-во-слав-ных и воз-вы-ше-ние мо-но-фи-зи-тов. Воз-мож-но, уже в то вре-мя са-ма Ев-до-кия так-же при-ня-ла сто-ро-ну мо-но-фи-зи-тов.

Од-на-ко уже в 441 го-ду са-ма Ев-до-кия ока-за-лась в опа-ле. Фе-о-фан рас-ска-зы-ва-ет, что некто Пав-ли-ан, че-ло-век весь-ма об-ра-зо-ван-ный и кра-си-вый, поль-зо-вал-ся осо-бым рас-по-ло-же-ни-ем им-пе-ра-три-цы, ко-то-рая ча-сто бе-се-до-ва-ла с ним на-едине. В день Рож-де-ствен-ских свя-ток кто-то под-нес Фе-о-до-сию яб-ло-ко необык-но-вен-ной ве-ли-чи-ны и кра-со-ты. Им-пе-ра-тор по-слал его Ев-до-кии, а та ото-сла-ла Пав-ли-а-ну. Пав-ли-ан же спу-стя два дня под-нес его им-пе-ра-то-ру. Та-ким об-ра-зом, связь их рас-кры-лась. Фе-о-до-сий со-слал Пав-ли-а-на в Кап-па-до-кию и при-ка-зал каз-нить. Ев-до-кия са-ма уда-ли-лась в Иеру-са-лим и про-жи-ла там до са-мой смер-ти.

По-сле это-го Фе-о-до-сий с боль-шим тру-дом уго-во-рил Пульхе-рию воз-вра-тить-ся во дво-рец. Пульхе-рия от-кры-ла его гла-за на по-ло-же-ние дел. Фе-о-до-сий при-ка-зал со-слать и каз-нить Хри-за-фа, а Пульхе-рия сно-ва ста-ла со-пра-ви-тель-ни-цей.

Внут-рен-няя по-ли-ти-ка, об-ра-зо-ва-тель-ная ре-фор-ма

Ра-нее в им-пе-рии учеб-ные за-ве-де-ния устра-и-ва-лись по част-ной ини-ци-а-ти-ве или по по-чи-ну му-ни-ци-паль-ных об-щин. Им-пе-ра-тор Юли-ан От-ступ-ник (361-363), же-лая дать школь-но-му пре-по-да-ва-нию на-прав-ле-ние, со-от-вет-ству-ю-щее его иде-ям, пер-вый из-дал за-кон, по ко-то-ро-му учи-те-ля об-ще-об-ра-зо-ва-тель-ных школ в го-ро-дах, на-зна-чав-ши-е-ся мест-ны-ми вы-бор-ны-ми вла-стя-ми, долж-ны бы-ли под-ле-жать им-пе-ра-тор-ско-му утвер-жде-нию. По ука-зу Фе-о-до-сия II в 425 г. бы-ла со-зда-на в Кон-стан-ти-но-по-ле шко-ла, ко-то-рую те-перь бы на-зва-ли го-судар-ствен-ным уни-вер-си-те-том. Устро-е-на она бы-ла в од-ном из об-ще-ствен-ных зда-ний сто-ли-цы и, как ка-жет-ся, долж-на бы-ла со-дер-жать-ся на счет каз-ны. Про-фес-со-ров бы-ло 31, в том чис-ле 3 ри-то-ра и 10 грам-ма-ти-ков ла-тин-ских, 5 ри-то-ров и 10 грам-ма-ти-ков гре-че-ских, 2 юрис-кон-суль-та и толь-ко 1 фило-соф. Са-мый этот спи-сок сви-де-тель-ству-ет о фор-ма-лиз-ме на-прав-ле-ния, уста-но-вив-шем-ся (или уста-нов-лен-ном) в пре-по-да-ва-нии пер-вой го-судар-ствен-ной выс-шей шко-лы в Рим-ской им-пе-рии. Про-фес-со-ра при-зна-ва-лись чи-нов-ни-ка-ми го-су-дар-ства; по-сле 28 лет служ-бы, ес-ли она бы-ла бес-по-роч-ной, они вме-сте с от-став-кой по-лу-ча-ли по-чет-ное зва-ние "comes primi ordinis" (с ти-ту-лом "spectabilis"). Шко-ла по-лу-чи-ла, так ска-зать, мо-но-по-лию пре-по-да-ва-ния. Про-фес-со-рам за-пре-ща-лось обу-чать где бы то ни бы-ло в дру-гом ме-сте; ни-кто из воль-ных уче-ных не имел боль-ше пра-ва от-кры-вать част-ной шко-лы под стра-хом су-ро-во-го на-ка-за-ния и вы-сыл-ки из сто-ли-цы. Част-ным ли-цам раз-ре-ша-лось да-вать уро-ки толь-ко в част-ных до-мах от-дель-ным уче-ни-кам.

По рас-по-ря-же-нию им-пе-ра-то-ра в 438 г. был из-дан Фе-о-до-си-ев ко-декс, обоб-щив-ший нор-мо-твор-че-ские ма-те-ри-а-лы ука-зов рим-ских им-пе-ра-то-ров.

Фе-о-до-сий вел ак-тив-ные стро-и-тель-ные ра-бо-ты в сто-ли-це и дру-гих го-ро-дах им-пе-рии.

Внеш-няя по-ли-ти-ка

В прав-ле-ние это-го им-пе-ра-то-ра го-су-дар-ству при-шлось мно-го и с раз-лич-ным успе-хом во-е-вать.

В 412 г. энер-гич-ный и уме-лый ре-гент Ан-фи-мий от-ра-зил на-тиск гун-нов и при-сту-пил к со-ору-же-нию но-вых укреп-ле-ний раз-рос-шей-ся со вре-мен Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го сто-ли-цы. Сна-ча-ла бы-ла по-стро-е-на мощ-ная и длин-ная сте-на, шед-шая от Мра-мор-но-го мо-ря к бух-те Зо-ло-той Рог. Впо-след-ствии, в 440-х гг., по-сле зем-ле-тря-се-ния, пре-фект го-ро-да Кир Па-но-поль-ский не огра-ни-чил-ся по-чин-кой по-стра-дав-ших участ-ков, воз-вел еще од-ну ли-нию и при-ка-зал вы-ко-пать ров (остав-ший-ся не за-кры-тым сте-ной бо-ло-ти-стый уча-сток у Влахерн-ско-го двор-ца был за-щи-щен в 625 г.). Де-вя-но-сто две гроз-ные баш-ни, зна-чи-тель-ные вы-со-та и тол-щи-на стен, глу-бо-кий ров и оби-лие бо-е-вых ма-шин на-дол-го обес-пе-чи-ли без-опас-ность Кон-стан-ти-но-по-ля.

В 420-422 гг. пол-ко-вод-цы Фе-о-до-сия от-ра-зи-ли в Ме-со-по-та-мии на-тиск ар-мий пер-сид-ско-го ша-хин-ша-ха Бахра-ма V, сме-нив-ше-го Йез-ди-гер-да I.

С за-пад-ной по-ло-ви-ной им-пе-рии бла-го-ра-зум-но под-дер-жи-ва-лись дру-же-ствен-ные от-но-ше-ния, скреп-лен-ные в 437 г. бра-ком за-пад-но-го им-пе-ра-то-ра Ва-лен-ти-ни-а-на III с до-че-рью Фе-о-до-сия II Ев-до-ки-ей.

Ослаб-лен-ные схват-ка-ми со-пер-ни-чав-ших за-пад-ных пол-ко-вод-цев Аэция и Бо-ни-фа-ция Ис-па-ния и Аф-ри-ка к 435 г. ста-ли до-бы-чей пред-во-ди-те-ля ван-да-лов Ги-зе-ри-ха. По-сле ря-да без-успеш-ных по-пы-ток от-ра-зить на-тиск за-во-е-ва-те-ля за-пад-ное пра-ви-тель-ство бы-ло вы-нуж-де-но при-знать его власть на за-хва-чен-ных тер-ри-то-ри-ях. Фе-о-до-сий II ре-шил вме-шать-ся, но по-ход во-сточ-но-рим-ских ле-ги-о-нов, пред-при-ня-тый око-ло 443 г., окон-чил-ся неудач-но и ни-как не из-ме-нил со-здав-ше-го-ся по-ло-же-ния.

Неза-дол-го до его смер-ти им-пе-рия пе-ре-жи-ла раз-ру-ши-тель-ное на-ше-ствие гун-нов. В 442 г. гунн-ский пра-ви-тель Ат-ти-ла по-тре-бо-вал от Фе-о-до-сия, чтобы ему бы-ли вы-да-ны все пе-ре-мет-чи-ки и вы-сла-на дань, а так-же, чтобы бы-ли от-прав-ле-ны по-слан-ни-ки для пе-ре-го-во-ров о пла-те-же да-ни на бу-ду-щее вре-мя. В от-вет он по-лу-чил уве-дом-ле-ние, что рим-ляне не вы-да-дут при-бег-ших под их по-кро-ви-тель-ство лю-дей, но вме-сте с ни-ми при-мут вой-ну. Раз-гне-ван-ный этим вы-со-ко-мер-ным от-ве-том, Ат-ти-ла дви-нул свои ор-ды на им-пе-рию. В трех по-сле-до-ва-тель-ных сра-же-ни-ях рим-ская ар-мия бы-ла раз-би-та. По-сле это-го гун-ны взя-ли и раз-ру-ши-ли все го-ро-да в Ил-ли-рии и Фра-кии, кро-ме Ан-дри-а-но-по-ля и Ге-рак-леи, и раз-дви-ну-ли свое вла-ды-че-ство от Гел-лес-пон-та до Фер-мо-пил и пред-ме-стий Кон-стан-ти-но-по-ля. В 447 г. был за-клю-чен по-зор-ный для рим-лян мир. Фе-о-до-сий со-гла-сил-ся вы-дать Ат-ти-ле всех пе-ре-мет-чи-ков, немед-лен-но вы-пла-тить 6000 литр зо-ло-та и каж-дый год вы-пла-чи-вать еще по 2000. По сло-вам При-с-ка, ужас пе-ред Ат-ти-лой был так ве-лик, что рим-ляне по-ви-но-ва-лись вся-ко-му его тре-бо-ва-нию и на лю-бое по-нуж-де-ние с его сто-ро-ны смот-ре-ли как на при-каз по-ве-ли-те-ля.

Им-пе-ра-тор Фе-о-до-сий ско-ро-по-стиж-но скон-чал-ся 28 июля 450 го-да. Во вре-мя охо-ты ло-шадь сбро-си-ла его в ре-ку Лик; он по-вре-дил при па-де-нии по-зво-ноч-ник и на дру-гой день умер.

При-ме-ча-ние

Не вклю-чён в совре-мен-ный Ме-ся-це-слов Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви.

Феодо́сий II Младший (лат. Theodosius) (10 апреля 401, Константинополь - 28 июля 450, там же) - византийский император; сын и соправитель Аркадия в ранге августа с января 402, правил с 408; сын Аркадия и Евдоксии. В годы правления Феодосия был основан столичный университет и составлен Свод законов в 16 книгах (действовавший также в Риме) - памятники культурного подъема первой половины 5 века. Трудами его сановников, префекта претория Анфимия и префекта города Кира, были возведены стены Константинополя, на многие столетия неприступные для врагов и сохранившиеся до сих пор. И стены, и Свод законов носят имя Феодосия.

О любимом его занятии - переписывании книг - можно судить по прозвищу «каллиграф», данному современниками. Вся жизнь Феодосия II прошла во дворце, в окружении двух женщин, оказавших на него огромное влияние, а через него и на жизнь всего государства. На долю старшей сестры Феодосия, Пульхерии, с юных лет выпало заботиться о малолетнем императоре, рано оставшемся сиротой. Приняв в 16 лет титул августы (414), властная и хорошо образованная Пульхерия много лет фактически управляла государством. Она пережила своего брата на 3 года, решив вопрос о его преемнике. Сама Пульхерия смолоду дала обет девственности, и при ней императорский двор нравами напоминал монастырь.

Императрица Евдокия , дочь афинского философа, имела «способность прекрасно говорить и благолепную наружность», была великолепно образована и обладала литературным талантом. Последние 20 лет жизни она провела в Иерусалиме, куда ранее совершила паломничество. Там она прославилась благотворительностью и собиранием святых реликвий Палестины: христианская традиция приписывает ей отыскание и посылку в Константинополь Ризы Богоматери, а также иконы Богоматери Одигитрии, писанной святым Лукой.

В отличие от своего отца Феодосий живо интересовался церковными вопросами, но в решениях был непоследователен и поддавался чужому влиянию. В 428 году он возвел на патриарший престол Константинополя Нестория, будущего ересиарха, осужденного Эфесским собором (431). В 449 году состоялся II Эфесский собор, прозванный «разбойничьим» за осуждение православных иерархов Константинополя. В правление Феодосия империя отразила нападение персидского шаха Варахрана V (420-422), но наибольшую опасность для нее представляли гунны. Безуспешная борьба с ними свелась в конце концов к выплате дани, постоянный рост которой позволяет судить как о богатстве империи, так и о ее военной немощи. По договору 430 года империя покупала мир за 350 фунтов золота в год (25 тысяч солидов), но уже через пять лет гунны потребовали вдвое больше, а в 443 году правительство обязалось платить варварам 2100 фунтов в год (150 тысяч солидов). Большую часть своего царствования Феодосий управлял Римской империей вместе с равеннским императором Валентинианом III, своим двоюродным братом и западным соправителем. Отношения между ними оставались дружественными, без попыток вмешательства в дела друг друга.

1. Феодосий и Пульхерия

Феодосий был объявлен августом и соправителем Аркадия (), когда ему было всего девять месяцев от роду. Семь лет спустя его отец, умирая, составил завещание, в котором объявил Феодосия своим преемником, опекуном же ему назначил персидского царя Йездегерда I (), заклиная его в том же завещании употребить все свое могущество и прозорливость на сохранение трона за его сыном. Когда Йездиегерд увидел доставленный ему документ, он проявил добродетель, достойную большого удивления и вечной памяти. Он не стал пренебрегать поручением Аркадия, все время хранил с римлянами нерушимый мир и сохранил Феодосию державу. Сенату он тотчас же отправил послание, в котором угрожал войной всякому, кто попытается устроить против него заговор. (Прокопий: “Войны Юстиниана”; 1; 2). Управление государством было возложено сначала на префекта Анфимия (Сократ: 7; 1), а с 414 г. сосредоточилось в руках старшей сестры Феодосия Пульхерии. (Феофан: 401). Хотя ей было всего 15 лет, она, по словам Созомена, обладала умом мудрейшим. Свое девство она посвятила Богу. К тому же направила она своих сестер и для пресечения всяких козней удалила из дворца всех мужчин. Приняв на себя заботы правления, Пульхерия вершила все дела прекрасно и весьма благонравно, делая хорошие распоряжения. (Созомен: 9; 1). Впрочем, Евнапий описывает это время совсем другими красками и говорит, что при Пульхерии выставлялись на публичную продажу большие и малые народы для желающих купить управление ими. Целые страны продавались явно у публичных банкиров, как всякий другой товар на рынке. Кто хотел грабить Геллеспонт, покупал Геллеспонт, другой покупал Македонию, третий - Кирену. Всякому можно было покупать управление и одним народом и многими народами во вред подвластным. При этом можно было не опасаться законов, которые были не то что слабее и тоньше паутины, но рассеивались и разносились легче праха. (Евнапий: 87).

Брату Пульхерия старалась дать приличное царю образование. Люди сведущие учили его ездить на коне, владеть оружием и сообщали познания в науках. (Созомен: 9; 1). Феодосий знал греческий и латинские языки, математику, астрономию, историю, рисовал, писал красками и даже сам иллюстрировал переписанные им книги, а за красивый почерк получил прозвище “Калиграф”. Он много читал, часто по ночам, при свете сконструированной им особой лампы. (Дашков: “Феодосий Младший”). Сама же сестра давала ему наставления, как держать себя на царских выходах, как следует одеваться, как сидеть и ходить. Не менее руководила она и его благочестием, приучая постоянно молиться и почитать иереев. (Созомен: 9; 1). В дальнейшем, став юношей и зрелым мужчиной, Феодосий продолжал во всем подчиняться сестре, которая одна из всего потомства Феодосия Великого () походила характером на своего великого деда. (Гиббон: 32). В императорском дворце Феодосий устроил порядок, подобный монастырскому: вставал рано утром и вместе с сестрами пел антифоны во славу Божию, знал на память священное писание и рассуждал о нем с епископами как давно поставленный священник. По характеру был он человек незлобивый (Сократ: 7; 22), легковерный и, по выражению Феофана, "всяким ветром носимый", отчего он часто подписывал бумаги, вовсе не читая их. Однажды Пульхерия подложила между прочими бумагу об отдаче ей в рабство супруги его, императрицы Евдокии, которую он, не читавши, подписал, за что она потом укоряла его. Эта Евдокия была дочерью философа Леонтия. Пульхерия сама женила на ней брата в 421 г. Императрица отличалась умом, красотой, красноречием, и Феодосий горячо любил ее. К несчастью для него, две глубоко почитаемые им женщины не смогли ужиться друг с другом. В 439 г. Евдокия, чтобы отстранить Пульхерию от власти попыталась удалить ее от двора и сделать дьяконицей, как давшей обет девства. Узнав об этом Пульхерия уехала из дворца в Евдомон. Но уже в 441 г. правление Евдокии кончилось. Феофан рассказывает, что некто Павлиан пользовался особым расположением императрицы, как человек весьма образованный и красивый, с которым она часто беседовала наедине. В день Рождественских святок кто-то поднес Феодосию яблоко необыкновенной величины и красоты. Император послал его Евдокии, а она отослала Павлиану. Павлиан же, спустя два дня, поднес его императору. Таким образом, связь их раскрылась. Феодосий сослал Павлиана в Каппадокию и приказал казнить. Евдокия сама удалилась в Иерусалим и прожила там до самой смерти. После этого Феодосий с большим трудом уговорил Пульхерию возвратиться во дворец. (Феофан: 411,440-442).

При Феодосии шла постоянная борьба против новых еретических учений. Сначала это были несториане, потом - монофизиты. В 431 г. в Эфесе прошел III Вселенский собор, признавший учение несториан еретическим.

Первая половина царствования Феодосия, если не считать короткой войны с Персией, прошла в мире. Но затем империя пережила разрушительное нашествие гуннов ().

2. Державава гуннов

К 420 г. в степях региона среднего Дуная обосновалась сильная гуннская орда. Она состояла из трех улусов, каждый из которых возглавлялся своим собственным ханом. Один из трех ханов Роила (Ругила) рассматривался как главный. Два других хана – Мундзук и Октар – были, возможно, его братьями.

В 424 г. император Феодосий II согласился заплатить 350 литр золота как годичную дань ("подарок") хану. Но потом Феодосий нанял несколько гуннских подразделений в качестве вспомогательных, что противоречило заключенному соглашению с ханом. Роила запротестовал, потребовал увольнения всех гуннов с имперской службы и выдачи их ему. Константинопольское правительство отказалось это делать, что послужило поводом к войне. Роила послал свои гуннские и аланские войска во Фракию. В середине кампании он внезапно скончался, и гунны отступили, чтобы избрать себе новых ханов. Ими стали Бледа и Аттила, сыновья Мундзука – хана-соправителя Роила.

Посланники Аттилы и Бледы встретились с послами Феодосия на поле вблизи от берега Дуная, в устье реки Морава и заключили с ними мир. Условия его были тяжелы для империи. Феодосий согласился выдать гуннов, принятых ранее на имперскую службу, и более не прибегать к их помощи; обязался не помогать никакому государству против гуннов; разрешил гуннским купцам свободный доступ в приграничные города и увеличил ежегодную дань с 350 до 700 литр золота.

Замирившись с империей, Аттила решил воспользоваться свободой действий в других регионах. В короткий срок он сумел объединить под своей властью все племена гуннов, до этого действовавшие самостоятельно. Ему покорились также все германские и многие негерманские народы, жившие между Волгой и Рейном. Одним из известных событий этого периода стал разгром гуннами в 437 г. Бургундского королевства на Рейне. По Идацию, погибло 20 тысяч бургундов. Выжившим Западная Римская империя предоставила для поселения новые земли в Галлии на средней Роне. Затем внимание правителей гуннов обратилось к восточному направлению. К 440 г. им удалось установить полный контроль над Северным Кавказом.

В 444 г. Аттила умертвил своего брата Бледу и стал единоличным повелителем всех гуннских орд от Кавказа до Дуная. Гуннское ханство таким образом превратилось в самое могущественное государство своего времени.

По сообщению Приска, который был секретарем имперского посольства 448 г., мы имеем достаточно ясную картину двора Аттилы. Его ставка представляла собой настоящий город, защищенный деревянными стенами. Внутри находились многочисленные деревянные дома. Ханский дворец, построенный на холме, был также бревенчатым, но очень просторным. Близ дворца главной жены хана и домов его приближенных находились на некотором расстоянии кладовые и другие вспомогательные сооружения, среди которых выделялась каменная баня.

Гуннская армия была страшной силой. Ее основное звено, как и в случае с другими кочевыми народами, состояло из кавалерии. Как кавалеристы гунны и их вассалы аланы не знали себе равных. Вместе с тем гунны были хорошо осведомлены о военной инженерии и умели брать укрепленные города. У них были приспособления для проламывания даже сильных каменных стен.
Возможно, что кроме алан и германцев в гуннской армии состояло некоторое количество славян.

По словам Приска, ужас перед Аттилой был так велик, что римляне повиновались всякому его требованию и на любое понуждение с его стороны смотрели как на приказ повелителя. (Приск: 5,6).

3. Походы на Византию

Обезопасив тылы и укрепив власть, Аттила стал готовиться к новому походу на империю. Поводом к войне послужила очередная задержка платежей со стороны константинопольского двора. В 441 г. гуннские полчища вновь появились на берегах Дуная. Взяв атакой крепости Сингидун (будущий Белград) и Виминациум, они двинулись на юг через долину реки Морава и достигли Наисса (Ниша). Отсюда гунны повернули на восток по Константинопольской дороге и, не встречая серьезного сопротивления со стороны римских войск, проникли до фракийского Херсонеса. В 442 году военные действия, по-видимому, закончились без заключения формального мира.

В следующие годы Аттила захватил Ратиарию, откуда в конце 446 или начале 447 года атаковал балканские владения Византии. Марцеллин Комит в своей хронике под 447 годом оставил такую запись: «В страшной войне, намного более тяжёлой, чем первая [в 441-442 гг.], Аттила почти всю Европу стёр в пыль.»

В последовавшем сражении на реке Утум к востоку от Ратиарии византийские войска под командованием военачальника Арнегискла были разгромлены, сам Арнегискл погиб в сражении.

Гунны беспрепятственно прошли далее на восток по равнине между Дунаем и Балканским хребтом до Маркианополя, захватили этот город и, повернув на юг, овладели Филиппополем и Аркадиополем. О масштабах вторжения можно судить по словам современника Каллиника, который сообщил о захвате гуннами более 100 городов и полном опустошении Фракии.

Опасность почувствовали даже в Константинополе, который был частично разрушен сильнейшим землетрясением 27 января 447 года. Из источников неясно, были ли полностью восстановлены стены города (к маю 447) к моменту подхода к нему гуннов. Из города бежали многие жители, сам император Феодосий готов был к бегству.

На полуострове Херсонесе Фракийском произошло ещё одно сражение с гуннами, после которого был заключён тяжёлый для Византии мир. (Феофан: 442).

Согласно условиям договора (448 г. н.э.), император согласился выдать гуннам перебежчиков и выплатить задолженность в дани, достигавшую 6000 литр золота [ок. 2 тонн]; также он согласился платить ежегодно определённую дань в две тысячи сто литр золота.

Вскоре после заключения этого позорного мира Феодосия постигла скоропостижная смерть. Во время охоты лошадь сбросила его в реку Лик; он повредил при падении спиной хребет и на другой день скончался. (Гиббон: 34).

Рим и его соседи в эпоху империи



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!