Фильм джейн эйр краткое содержание. Перверзные нарциссисты, психопаты

Джейн Эйр в раннем возрасте осталась сиротой и жила в доме своей тётки, миссис Рид. Характер у миссис Рид был тяжелый, что существенно отягощало и без того безрадостную жизнь Джейн. Тётка была вдовой брата матери девочки, и поэтому говорить о родственных чувствах между ними не приходилось. Тётка не любила маленькую Джейн. О родителях Джейн тётка отзывалась не иначе, как со злобой: мать Джейн, будучи дочерью очень приличных родителей, вышла замуж за почти нищего священника. С отцовской стороны у Джейн тоже не было родственников, а если и были, то уж точно не "джейнтельмены" - нищие и невоспитанные. Так что о том, чтобы отправить девочку к ним, не могло быть и речи.


Помимо миссис Рид в доме жили её дети, Джон, Элиза и Джорджина, а также прислуга. Все как один ненавидели сироту и не упускали возможности напомнить ей о том, что терпят её в доме из милости. Все домочадцы считали Джейн злой, испорченной и неблагодарной девчонкой, что, конечно же, не имело ничего общего с реальностью. Наоборот - самым злым и испорченным ребёнком в доме был Джон, который не давал Джейн проходу и вечно терроризировал её, подставляя перед взрослыми.
Однажды после одной из таких ссор, когда Джейн, не выдержав издевательств, полезла в драку, её заперли в Красной комнате. Это была самая страшная комната в доме, куда никто из детей не осмеливался заходить - в ней умер мистер Рид. При мысли, что она может встретить здесь призрака, девочка от страха потеряла сознание, а после долго пролежала с горячкой.
Болезни и непослушание Джейн вконец извели и без того слабые нервы тётушки, и миссис Рид отправила девочку в школу.


Школа, в которой Джейн суждено было провести несколько лет, назвалась Ловуд. На самом деле это был сиротский приют, но Джейн, привыкшую к лишениям и неудобствам, не испугало это мрачное и холодное место. Девочки здесь ходили как под копирку - в одинаковых скучных, похожих на балахон, платьях и с зализанными назад волосами. Всё делалось по звонку, без него даже чихнуть было нельзя. Пища, которую давали воспитанницам, была скудная и скверного качества, а учителя были цепными псами. Все в приюте дышало озлобленностью и унынием.


Единственным теплом в стенах этого здания дышала фигура директрисы, мисс Темпль. Джейн подружилась с девочкой, которая тоже отличалась от остальных воспитанниц своим внутренним светом. Новую подружку Джейн звали Элен Бёрнс. За многие месяцы дружбы с Элен взгляды Джейн на многие вещи поменялись, в том числе она поняла, что Бог - не грозный надзиратель, которого нужно бояться. А совсем наоборот - небесный Отец, наполненный любовью ко всем людям.
Шесть лет Джейн Эйр жила в Ловуде как воспитанница, и еще два преподавала там же, пока однажды не поняла, что у неё больше нет сил оставаться в этих мрачных стенах. Единственным способом вырваться из Ловуда была работа гувернантки, и Джейн подала объявление о поиске работы в газету. Через некоторое время пришло приглашение в имение Торнфилд.


В Торнфилде Джейн встретила домоправительница, миссис Фэйрфакс, старушка с приятной наружностью. Она рассказала Джейн о её ученице - мисс Адель, подопечной владельца усадьбы Эдварда Рочестера. Позже Джейн узнала, что мать Адели была любовницей Рочестера. Она оставила дочь на попечение любовника и исчезла. Сам мистер Рочестер редко бывал в имении, большую часть своего времени проводя на континенте.
Торнфилд не шёл ни в какое сравнение с Ловудом. Светлый, чистый дом окутывал Джейн дружелюбной атмосферой, несмотря на скрывающиеся в глубине него тайны: по ночам Джейн слышался нечеловеческий хохот. Тем не менее девушку не покидало ощущение тоски и одиночества. Неожиданно в Торнфилд приезжает мистер Рочестер он оказался широкоплечим, смуглым мужчиной с суровыми, слегка неправильными чертами лица. Втайне Джейн вздохнула с облегчением, увидев, что хозяин не оказался красавцем. Девушка считала, что ни один красавец никогда бы в жизни не обратил внимание на такую замарашку как она. Тем не менее, между Джейн и мистером Рочестером возникла взаимная симпатия, которой они оба стеснялись и тщательно скрывали.

Джейн не признавалась самой себе, что ревнует мистера Рочестера к некой мисс Бланш, к которой он проявлял не скрытую симпатию. Джейн сочла светскую красавицу неестественной до мозга костей. Появились слухи о скорой свадьбе.
Джейн погрузилась в грустные думы о том, куда ей идти после того, как в имении появится хозяйка, а Адель уедет продолжать обучение в школе. Но неожиданно Рочестер делает предложение не мисс Бланш, а Джейн. Обрадовавшись, девушка радостно дала своё согласие, ибо давно уже любила Эдварда. Мысленно она благодарила Бога за негаданное счастье. Свадьбу решено было сыграть через месяц.


Этот месяц пролетел незаметно, и вот Джейн Эйр наконец-то выходит замуж. Посередине церемонии, когда священник уже было собрался объявить их мужем и женой, вмешался какой-то человек, сказав, что брак не может состояться, так как Рочестер уже женат. Тот не стал отрицать. Свадьба расстроена.
Оправдываясь, несостоявшийся муж рассказал Джейн свою тайну.


Его отец завещал всё своё имущество брату Эдварда, поскольку боялся, что его сыновья раздробят его владения. Его, младшего сына, отец сосватал за невесту из Вест-Индии с богатым приданым. При этом от него скрыли, что в роду четы Бертов были шизофреники и пьяницы. После свадьбы плохая наследственность развернулась во всей красе: невеста превратилась в глупое, бездушное существо и приобрела сходство с животным. Эдвард спрятал её в своём родном доме - отец и брат его к тому времени ушли из жизни. Это её смех был слышен в глубине имения Торнфилд. Однажды, вырвавшись из своей темницы, она чуть было не сожгла спящих домочадцев, а в ночь перед свадьбой явилась в спальню Джейн и разорвала её фату.


Несмотря на то, что Эдвард умолял Джейн остаться с ним, она была непреклонна и как можно скорее покинула имение, чувствуя, что может сдаться под напором его слов.
Налегке, без денег и багажа, она села на дилижанс и уехала на север, сама не зная куда. Через два дня после высадки она оказалась среди бескрайней дикой пустыни. У девушки не было денег ехать дальше.
Джейн замерзала и голодала, скитаясь по безлюдным местам. Из последних сил она дошла до порога незнакомого дома и рухнула у крыльца без сознания.
Это оказался дом священника Сент-Джона Риверса, который жил вместе с двумя своими сёстрами - Дианой и Мэри. Он и подобрал Джейн. Семья Риверсов оказались добропорядочными, честными и образованными людьми. Джейн прониклась к ним взаимной симпатией, однако из предосторожности назвалась другим именем и не рассказала им ничего о своём прошлом.
Священник оказался полной противоположностью Рочестеру - фигура Зевса и лицом Апполона, а его ясные глаза искрились воодушевлением и решимостью. В него была влюблена Ромунда, красавица из богатой семьи. Её симпатия была взаимна, но священник всячески отрекался от своей любви во имя благой своей цели - освещать светом Евангелия души язычников. Сент-Джон собирался отправиться в Индию как миссионер, но для этого ему нужна была спутница жизни. Тихая, скромная Джейн как нельзя более кстати подходила ему для этой роли, и священник предложил ей выйти за него замуж. Однако девушка не могла стать женой человека, к которому не испытывала сильных чувств, и взамен предложила сопровождать Сент-Джона как сестра. Такой расклад был неприличен для духовного лица.


Джейн отдалась преподаванию в сельской школе, которую Сент-Джон открыл на деньги местных состоятельных чиновников. Однажды священник навестил её после уроков и рассказал ей историю своей жизни. Всё встало на свои места. Оказалось, что Сент-Джон узнал настоящую фамилию Джейн и навел о ней справки. Выяснилось, что отец Джейн был родным братом матери священника и его сестёр, а так же у неё был второй брат, Джон Эйр. Разбогатев на Мадейре, он пытался отыскать свою племянницу, Джейн Эйр и, отчаявшись, бросил поиски. Именно своей племяннице он завещал свои деньги перед тем, как отойти в мир иной. Так, благодаря счастливой случайности, Джейн обрела состояние и семью. Несмотря на волю покойного, она разделила наследство поровну между всеми племянниками.


Какой бы счастливой и спокойной не была её новая жизнь, Джейн не могла перестать думать об Эдварде и она поехала в Торнфилд. На месте роскошного имения она обнаружила лишь жалкие обгорелые останки. Местный трактирщик рассказал Джейн, что безумная Берт всё-таки умудрилась поджечь дом и сама сгорела заживо. Пытаясь спасти её, Эдвард потерял руку и ослеп. Теперь он жил в другом имении неподалёку.
Встретив его, Джейн прониклась к не у прежней нежностью. Он не потерял своей формы, но лицо приобрело жёсткость из-за перенесённых страданий. Джейн осталась с самым дорогим ей человеком и стала его поддержкой и опорой.
Спустя некоторое время они поженились. Через два года случилось другое счастливое событие - к Эдварду стало потихоньку возвращаться зрение. Диана и Мэри тоже стали счастливыми жёнами, а Сент-Джон в гордом одиночестве продолжил свой миссионерский подвиг.

Краткое содержание романа «Джейн Эйр» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Джейн Эйр». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Кто из нас не проливал слезы над злоключениями Эдварда Фэйрфакса Рочестера из талантливого романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», да еще в исполнении брутального Тимоти Далтона? Скажу честно: у меня до сих пор глаза на мокром месте, когда пересматриваю кино или перечитываю роман. Мистер Рочестер так глубоко несчастен, так сильно страдает, переживая череду разочарований в погоне за идеалом и искренне не понимая того, что счастье при его складе личности - ага, нарциссической - недостижимо в принципе. Лишь временные всплески эйфории.

Мне могут возразить: а как же то беспредельное счастье, которое в финале книги накрыло таки влюбленных? Ведь Джейн дописывает последние строки спустя 10 лет брака с Эдвардом и чрезвычайно довольна семейной жизнью. Так вот: в этом и заключается психологическая недостоверность данного хэппи-энда. Его не могло быть. И его не было в жизни самой Шарлотты Бронте, которая, по некоторым данным, описала в романе свою историю любви. В хэппи-энде реализовались мечты писательницы, которые не сбылись и не могли сбыться в жизни.

Мистер Рочестер — не перверзник, причиняющий зло осознанно. Он - нарцисс «обычный». Тем не менее, отдающий себе отчет в своем манипулятивном поведении. Не понимающий и не знающий самого себя, и оттого вечно мятущийся, проведший «юность и зрелые годы в невыразимой тоске и печальном одиночестве», меняющий женщин и страны. Не понявший собственного призвания, не имеющий дела. Мечущийся в пределах трех минут от грандиозности к ничтожности. Маниакально жаждущий быть любимым — но любимым именно в представлении нарцисса: чтобы женщина полностью фокусировалась на нем...

Давайте сегодня поговорим об этом магнетически обаятельном и глубоко несчастном герое.


Сначала давайте проанализируем биографию мистера Рочестера. Итак, у него был алчный хитрый отец и примерно такой же старший братец. О матери не упоминается вовсе — вероятно, она умерла, когда Эдвард был совсем маленьким. Не упоминает он и о других значимых женских фигурах — тетках, нянях, гувернантках и т. д. Таким образом, Эдвард с детства ощущает отверженность и не то что недолюбленность, а, пожалуй, полное отсутствие любви.

Эдвард - нелюбимый сын и брат. Его отец пытается сосредоточить фамильное богатство в руках старшего сына, оставив на бобах младшего. Очень похоже, с детства Эдвард живет, сравниваемый со старшим братом и постоянно чувствующий свою ничтожность рядом с ним.

В 21 год Эдвард совершает роковую ошибку. В которой во многом винит отца и брата. Он скоропалительно женится на блестящей Берте Мэйсон, по сути, не связав с ней двух слов. Вот какие мотивы им двигали:

«Мужчины ее круга, казалось, восхищались ею и завидовали мне. У меня кружилась голова, я был увлечен, и в силу моего невежества, наивности и неопытности, решил, что люблю ее. Нет такого безумия, на которое человека не толкнуло бы идиотское желание первенствовать в обществе , а также чувственный угар, слепота и самоуверенность юности, толкающая на бессмысленные поступки».

Как видим, мистер Рочестер руководствовался не собственными симпатиями, а трофейностью объекта, высокие качества которого признаны многочисленными соперниками. Очень характерный штрих к портрету нарцисса.

Далее мистер Рочестер разочаровывается в Берте ну очень стремительно . Судя по его витиеватым речам, молодая «предается излишествам» - т. е., пьет, матерится и, как я поняла, выказывает сексуальную порочность. Однако существует книга Джин Рис «Антуанетта», по которой британцы сняли фильм «Широкое Саргассово море» - своего рода приквел к «Джейн Эйр». В этом романе судьба Берты Мэйсон (там она фигурирует под именем Антуанетты Косуэй) и участие в ней мистера Рочестера показываются совсем с другого ракурса...

Итак, в какой-то момент мистер Рочестер решает везти Берту в Англию и там спрятать ото всех, сказавшись в обществе неженатым. И вот тут меня царапает несколько деталей. Почему-то мистер Рочестер, его отец и брат никого не оповещают о состоявшемся браке. Почему бы? Пахнет какой-то странной предусмотрительн остью. Ладно, этого не сделали отец и брат, информированные о дурной наследственности семьи Мэйсонов. Но почему никого не оповещает об этом счастливый молодожен? Или Берта выказала свою кошмарность уже в первые дни брака, пока мистер Рочестер еще не успел написать никому в Англию? Но почему он не написал никому еще до венчания?

«Отец и брат не сообщили о моей женитьбе никому из знакомых. В первом же письме, которое я написал им, я высказал им свое отношение к моей женитьбе, так как уже испытывал глубокое отвращение к этому браку; зная характер и особенности моей жены, я предвидел для себя постыдное и печальное будущее и тогда же настоятельно просил держать все это в тайне».

Далее мистер Рочестер перевозит Берту в Торнфильдхолл. Хотя мог бы при своих материальных возможностях устроить ее в спецучреждение. В VIP-спецучрежден ие. В каких условиях она содержится в Торнфильдхолле? В фильме нам показали крохотную, загаженную донельзя комнатушку, где умалишенная проводит годы в обществе суровой и конкретно выпивающей Грейс Пул. При этом мистер Рочестер говорит Джейн, что не разместил Берту в своем другом имении Ферндин, потому что там плохой климат. Какой климат на чердаке Торнфидьда — мы видим.

По сути, заточив больную жену, мистер Рочестер преследует цель в глазах общества выглядеть неженатым и иметь таким образом возможность жениться. Тем не менее, за 16 лет брака, окруженный дамами света и полусвета, переезжая из столицы в столицу, он так и не надумывает жениться. Во-первых, естественно, не было «достойных». Герой рассказывает о трех гражданских браках, каждый из которых завершился крахом. Французская танцовщица Селина Варанс оказывается распутной, пошлой и глупой, итальянка Гиацинта — грубой, немка Клара — ограниченной и тупой. Идеализируемые им поначалу образы развенчиваются один за одним.

Помимо сожительства с дамами полусвета, мистер Рочестер усиленно ищет идеал в светских гостиных.

«Я искал мой идеал женщины среди английских леди, французских графинь, итальянских синьор и немецких баронесс, но не мог найти ее. Иногда на миг, во взгляде, в интонации, в облике какой-нибудь женщины, мне казалось, я вижу что-то, предвещавшее осуществление моей мечты. Но я очень скоро бывал разочарован. Не думай, что я искал совершенства души или тела. Я мечтал встретить женщину, которая была бы во всем полной противоположност ью креолке; однако я искал ее тщетно. Я не встретил ни одной, которую, будь я даже свободен, — памятуя полученный мною тяжелый урок, — попросил бы выйти за меня.

И я начал заводить себе любовниц. В первый раз мой выбор пал на Селину Варанс, — еще один жизненный эпизод, при мысли о котором меня охватывает горькое презрение к себе. Ты уже знаешь, что это была за особа и чем кончилась моя связь с ней. У нее были две преемницы: итальянка Гиацинта и немка Клара. Обе они слыли замечательными красавицами. Но какую цену имела для меня эта красота уже через два-три месяца? Гиацинта была груба и невысоких нравственных правил, — я устал от нее через три месяца. Клара была честным, кротким созданием, — но что могло быть у меня общего с этой ограниченной и тупой мещанкой? »

Порвав с последней сожительницей, мистер Рочестер возвращается в Торнфильдхолл. И видит Джейн. При первых же «собеседованиях» - а диалоги, которые ведет мистер Рочестер, весьма похожи на допросы — он выясняет, что девушка одна как перст во всем белом свете. Кроме того, бедна, незнатна. По сути, с ней можно делать все что угодно.

С самого начала мистер Рочестер демонстрирует Джейн показное пренебрежение. Он словно проверяет ее границы и силу сопротивления. Но Джейн — натура редкой силы и цельности — обладает не менее редкой ассертивностью . Еще в детстве, воспитываясь у нарциссической тетки, она противостояла насилию, которое та и ее дети учиняли в отношении сироты Джейн. Поэтому она стойка к нападкам и «укусам» мистера Рочестера.

«Мне казалось, что мистер Рочестер заметил, как мы вошли, но, может быть, не хотел это обнаружить, ибо не поднял головы, когда мы приблизились.

— Вот мисс Эйр, сэр, — сказала миссис Фэйрфакс.

Он поклонился, все еще не отводя глаз от ребенка и собаки.

— Пусть мисс Эйр сядет, — сказал он. И в его чопорном и принужденном поклоне, в нетерпеливых, однако вежливых интонациях его голоса было что-то, как бы говорившее: какое мне, черт побери, дело до того, здесь мисс Эйр или нет! В данную минуту я нисколько не расположен ее видеть ».

Практически ничего не зная о Джейн, мистер Рочестер осыпает ее колкостями и подозрениями в расчетливости и действиях исподтишка. Нормальный человек не будет подозревать «превентивно» , а лишь по факту. Стало быть, мистер Рочестер проецирует на Джейн собственные черты.

Можно предположить, что он строит такие предположения, обжегшись на предыдущих женщинах, которые все как одна были меркантильны. Но почему герой общался только с такими женщинами — тоже порождает к нему вопросы.

“Адель, видимо, решила, что настала подходящая минута и надо напомнить и обо мне.

— А ведь в вашем чемодане, мсье, наверное есть подарок и для мисс Эйр?

— О каких подарках ты говоришь? — сердито спросил он. — Вы разве ожидали подарки, мисс Эйр? Вы любите получать подарки? — и он испытующе посмотрел мне в лицо своими темными, злыми и недоверчивыми глазами.

— Право, не знаю, сэр. У меня в этом отношении мало опыта, но обычно считается, что получать подарки очень приятно.

(...)

— Вы, мисс Эйр, не так простодушны, как Адель: она откровенно требует от меня подарка, вы же действуете исподтишка ».

Мистер Рочестер вроде как выглядит благодетелем маленькой Адели — дочери Селины Варанс, которую та родила в гражданском браке с ним. Однако он не признает девочку своей дочерью и хотя стал ее опекуном, когда мать ее бросила, но относится к ней холодно и насмешливо, считая ее маленькой копией своей матери. Он словно находит странное удовольствие в вымещении ненависти и презрения к Селине на ее дочери. Девочка ластится к нему, но он раз за разом отгоняет ее от себя . Мало того, он нисколько не смущаясь присутствием ребенка, заявляет:

“Я экзаменовал Адель и вижу, что вы немало потрудились. У нее не бог весть какие способности и уж вовсе нет никаких талантов, и все-таки за короткое время она достигла больших успехов”.

Мистер Рочестер не особенно задумывается над тем, что наносит ребенку травму. По всей видимости, нечто подобное в детстве регулярно слышал и он сам...

Мистер Рочестер то и дело прощупывает почву обесценивающими уколами в адрес Джейн. Он словно стремится принизить ее достоинства — перед ней и перед собой.

«— Адель показывала мне сегодня утром рисунки и сказала, что это ваши. Я не знаю, принадлежат ли они только вам. Вероятно, к ним приложил руку и ваш учитель?

—О нет! — воскликнула я.

— А, это задевает вашу гордость!»

Перепады настроения, саркастичность, а часто и бесцеремонность мистера Рочестера вызывают у Джейн жгучий интерес . Почему он такой? Она пытается выяснить что-то у экономки, но ее объяснения не кажутся Джейн убедительными.

"— Вы сказали, что в мистере Рочестере нет никаких бросающихся в глаза особенностей, миссис Фэйрфакс, — заметила я.

— А по-вашему, есть?

— Мне кажется, он очень непостоянен и резок.

— Верно. Он может показаться таким новому человеку, но я настолько привыкла к его манере, что просто не замечаю ее. Да если и есть у него странности в характере, то их можно извинить.

— Чем же?

— Отчасти тем, что у него такая натура, — а кто из нас в силах бороться со своей натурой? Отчасти, конечно, тем, что тяжелые мысли мучают его и лишают душевного равновесия.

— Мысли о чем?

— Прежде всего о семейных неприятностях.

— Но ведь у него нет семьи?

— Теперь нет, но была, по крайней мере были родные. Он потерял старшего брата всего несколько лет назад.

— Старшего брата?

— Да. Наш мистер Рочестер не так давно стал владельцем этого поместья, всего девять лет.

— Девять лет — срок немалый. Разве он так любил своего брата, что до сих пор не может утешиться? »

Критичный ум Джейн, привыкший глубоко анализировать события и характеры — вот основа ее ассертивности. В любом состоянии она сохраняет трезвые мозги. Ее не удовлетворяют общие фразы о «такой натуре». Она совершенно справедливо считает, что давняя потеря брата не может объяснять странности в поведении мистера Рочестера. И она не бросается «искать в себе», встречая такое к себе отношение. Джейн осознает: это не ее, а его проблемы.

“Я лишь случайно встречалась с ним в холле, на лестнице или в коридоре, причем иногда он проходил мимо с холодным и надменным видом, отвечая на мой поклон только кивком или равнодушным взглядом, — а иногда приветливо кланялся, с чисто светской улыбкой. Эти перемены в его настроениях не обижали меня, я чувствовала, что все это ко мне не имеет отношения. Тут действовали какие-то иные причины”.

Мистер Рочестер не скрывает своей мизантропии. Пожалуй, он недоволен всеми. Женщины продажны, лживы и ограниченны, брат и отец алчны, друзей у него нет кроме поверхностных светских знакомых, дети его раздражают — впрочем, как и старушки...

“ — Я не люблю детской болтовни, так как я старый холостяк и у меня нет никаких приятных воспоминаний, связанных с детским лепетом. Я был бы не в состоянии провести целый вечер наедине с малышом. (...) Не испытываю я также особой симпатии и к простодушным старушкам”.

Во время одной из первых встреч мистер Рочестер вымогает у Джейн комплименты, попутно пытаясь смутить ее и вогнать в чувство вины по поводу ее «бестактности» и нанесенных ему «оскорблений».

“— Вы рассматриваете меня, мисс Эйр, — сказал он. — Как вы находите, я красив?

Если бы у меня было время подумать, я бы ответила на этот вопрос так, как принято отвечать в подобных случаях: что-нибудь неопределенное и вежливое, но ответ вырвался у меня до того, как я успела удержать его:

— Нет, сэр!..

— Честное слово, в вас есть что-то своеобразное! Вы похожи на монашенку, когда сидите вот так, сложив руки, — тихая, строгая, спокойная, устремив глаза на ковер, за исключением тех минут, впрочем, когда ваш испытующий взор устремлен на мое лицо, как, например, сейчас; а когда задаешь вам вопрос или делаешь замечание, на которое вы принуждены ответить, вы сразу ошеломляете человека если не резкостью, то, во всяком случае, неожиданностью своего ответа. Ну, так как же?

— Сэр, я слишком поторопилась, прошу простить меня. Мне следовало сказать, что нелегко ответить сразу на вопрос о наружности, что вкусы бывают различны, что дело не в красоте и так далее.

— Вот уж нет, вам не следовало говорить ничего подобного. Скажите тоже — дело не в красоте! Вместо того чтобы смягчить ваше первое оскорбление, утешить меня и успокоить, вы говорите мне новую колкость. Продолжайте. Какие вы находите во мне недостатки? По-моему, у меня все на месте и лицо, как у всякого другого?..

— Мистер Рочестер, разрешите мне взять назад мои слова; я не то хотела сказать, это была просто глупость.

— Вот именно, я тоже так думаю, и вам придется поплатиться за нее. Ну, давайте разберемся: мой лоб вам не нравится?

(...)

— Что ж, сударыня, я, по-вашему, дурак?

— Отнюдь нет, сэр. Но не примите за грубость, если я отвечу вам другим вопросом: считаете ли вы себя человеком гуманным?

— Ну вот опять! Колкость вместо ожидаемого комплимента. А все потому, что я заявил о своей нелюбви к детям и старушкам. Нет, молодая особа, я не слишком гуманен, но совесть у меня есть. — И он указал на выпуклости своего лба, которые, как говорят, свидетельствуют о чувствительной совести и которые были у него, к счастью, достаточно развиты, придавая особую выразительность верхней части лица. — Кроме того, — продолжал он, — в моей душе жила когда-то своеобразная грубоватая нежность, и в вашем возрасте я был довольно отзывчив, особенно по отношению к угнетенным, несчастным и забитым. Но с тех пор жизнь сильно потрепала меня, она основательно обработала меня своими кулаками, и теперь я могу похвастаться тем, что тверд и упруг, как резиновый мяч, хотя в двух-трех местах сквозь оболочку мяча можно проникнуть вглубь и коснуться чувствительной точки, таящейся в самой средине. Так вот, смею я надеяться?

— Надеяться на что, сэр?

— На мое превращение из резинового мяча в живого человека».

Ну вот, знакомая нарциссова песня о «спасении» и «перерождении». О возможности которого откуда-то должна знать посторонняя девушка. Тогда как знать об этом может лишь сам человек, желающий «переродиться». Который не перекладывает эту задачу на других, а понимает, что своим спасением и перерождением — а точнее, самоанализом и самовершерствова нием - он должен заниматься сам. Также он не ждет, что кто-то сделает его счастливым. Мистер же Рочестер в продвинутой стадии их романа часто взывает к Джейн: дай мне счастье.

Вместе с тем, временами герой отдает себе отчет в том, что перекладывает ответственность за свои несчастья на других:

“Когда мне шел двадцать первый год, я вступил, или, вернее (как и все грешники, я готов переложить половину ответственности за свои несчастия на других), я был увлечен на ложную тропу , и с тех пор так и не вернулся на правильный путь. А ведь я мог быть совсем иным — таким же, как вы, но только мудрее, и почти таким же непорочным”.

Параллельно мистер Рочестер ведет заходы на тему «а ну-ка дотянись». Стань лучше — может, тогда и признаю. Идеалищируя Джейн, он тут же обесценивает ее. И так постоянно.

“ - Из трех тысяч молодых гувернанток не нашлось бы и трех, которые ответили бы мне так, как вы. Но я не собираюсь льстить вам: если вы сотворены иначе, чем огромное большинство, — это не ваша заслуга , такой вас сделала природа. И потом, я слишком тороплюсь с моими заключениями. Пока что я не имею оснований считать вас лучше других. Может быть, при кое-каких положительных чертах вы таите в себе возмутительные недостатки ».

Мистер Рочестер постоянно тестирует, изучает и допрашивает Джейн. Позднее он признается, что тайно наблюдал за ней часами. Также он очень исповедален, и как большинство нарциссов, любит длительные монологи о своей измученной душе и поломатой жизни:

“Я не могу назвать себя негодяем, и вы не должны приписывать мне ничего подобного, ибо, скорее в силу обстоятельств, чем природных склонностей, я самый обычный грешник, предававшийся всем тем убогим развлечениям, которым предаются богатые и ничтожные люди. Вас удивляет, что я признаюсь в этом? Вам в жизни предстоит быть невольным поверенным многих тайн ваших ближних; люди инстинктивно чувствуют, как и я, что не в вашем характере рассказывать о себе, но что вы готовы выслушать чужие исповеди. И они почувствуют также, что вы внимаете им не с враждебной насмешливостью, а с участием и симпатией, и хотя не говорите красивых слов, но можете утешить и ободрить”.

Меж тем, разговоры о «перерождении» усиливаются:

“— Говорят, сэр, раскаяние исцеляет.

— (…) Исцелить может только второе рождение. И я мог бы переродиться, у меня есть силы, но… но какой смысл думать об этом, когда несешь на себе бремя проклятья? А уж если мне навсегда отказано в счастье, я имею право искать в жизни хоть каких-нибудь радостей, и я не упущу ни одной из них, чего бы мне это ни стоило.

— Тогда вы будете падать все ниже, сэр.

— Возможно. Но отчего же, если эти радости чисты и сладостны? И я получу их такими же чистыми и сладостными, как дикий мед, который пчелы собирают с вереска?

(...)

— Говоря по правде, сэр, я вас совсем не понимаю. Я не могу продолжать этот разговор, так как он для меня слишком загадочен . Я знаю одно: вы сказали, что у вас много недостатков и что вы скорбите о собственном несовершенстве. Вы сказали, что нечистая совесть может стать для человека проклятием всей его жизни. И мне кажется, если бы вы действительно захотели, то со временем могли бы стать другим человеком, достойным собственного уважения. Если вы с этого же дня придадите своим мыслям и поступкам большую чистоту и благородство, через несколько лет у вас будет запас безупречных воспоминаний, которые доставят вам радость.

— Справедливая мысль! Правильно сказано, мисс Эйр. И в данную минуту я энергично мощу ад.

— Сэр?

— Я полон добрых намерений, и они тверже кремня. Конечно, мои знакомства и мои интересы станут иными, чем они были до сих пор.

— Лучше?

— Да, лучше. Настолько, насколько чистое золото лучше грязи».

Кстати, Джейн очень устойчива к попыткам газлайтинга. Мистеру Рочестеру не удается убедить ее ни в том, что она его «оскорбляет», ни в том, что она бестактна в своей искренности, ни приписать ей действий исподтишка. Посмотрим, как она этому противостоит:

“— Пусть это будет правильно, — сказала я, вставая, ибо считала бессмысленным продолжать спор, в котором все от первого до последнего слова было мне непонятно. Кроме того, я чувствовала себя неспособной проникнуть в мысли моего собеседника — по крайней мере сейчас — и испытывала ту неуверенность, ту смутную тревогу, которой обычно сопровождается сознание собственной недогадливости.

(…)

— Вы боитесь меня, оттого что я, как сфинкс, говорю загадками?

Да, ваши слова мне непонятны, сэр, я ошеломлена, но, разумеется, не боюсь.

— Нет, вы боитесь, вы из самолюбия опасаетесь попасть в смешное положение.

— В этом смысле — да, у меня нет ни малейшего желания говорить глупости».

Все. Джейн непонятны загадочные фразы собеседника — и она прерывает общение, не увлекаясь игрой в угадайку. Пусть человек либо выразится яснее, либо она не будет вести с ним скользкий разговор, которому потом могут быть приданы разные смыслы. Любимый прием газлайтеров: я имел в виду совсем не это, а другое, ты сама себе что-то надумала. Джейн отказывается играть с манипулятором в эту игру.

Джейн, ни слова не зная о нарциссах, интуитивно понимает, что мистер Рочестер мог бы быть (и был задуман!) совсем другим, что он от природы даровит и совестлив, и всему виной воспитание и череда травмирующих событий. Как и многие из нас, близко пообщавшихся с нарциссами, она «скорбит его скорбью» и хочет всячески смягчить ее, дав этому несчастному человеку тепло, понимание и ласку...

“Он был горд, насмешлив, резок со всеми ниже его стоящими. В глубине души я знала, что та особая доброта, с какой он относится ко мне, не мешает ему быть несправедливым и чрезмерно строгим к другим. На него находили странные, ничем не объяснимые настроения. Сколько раз, когда он посылал за мной, я находила его к библиотеке, где он сидел в одиночестве, положив голову на скрещенные руки, и когда он поднимал ее, на его лице появлялось хмурое, почти злобное выражение. Но я верила, что его капризы, его резкость и былые прегрешения против нравственности (я говорю — былые, так как теперь он как будто исправился) имели своим источником какие-то жестокие испытания судьбы. Я верила, что от природы это человек с многообещающими задатками, более высокими принципами и более чистыми стремлениями, чем те, которые развились в нем в силу известных обстоятельств, воспитания или случайностей судьбы. Мне чудилось, что он представляет собой превосходный материал, хотя в настоящее время все его дарования казались заглохшими и заброшенными. Не могу отрицать, что я скорбела его скорбью, какова бы она ни была, и многое дала бы, чтобы смягчить ее».

Еще один манипулятивный прием, используемый мистером Рочестером и на который не ведется Джейн — двойные послания.

“- А теперь возвращайтесь в свою комнату. Я прекрасно проведу ночь в библиотеке на диване. Сейчас около четырех. Через два часа встанут слуги.

— Спокойной ночи, сэр, — сказала я, собираясь удалиться.

Мистер Рочестер казался удивленным, что было весьма непоследовательн о, — ведь он сам только что предложил мне уйти.

— Как! — воскликнул он. — Вы уже уходите от меня? И уходите так?

— Вы же сами сказали, сэр.

— Но нельзя так сразу, не простившись, не сказав ни слова сочувствия и привета… во всяком случае, не так резко и сухо… Ведь вы спасли мне жизнь, вырвали меня у мучительной и ужасной смерти! И спокойно удаляетесь, как будто бы мы чужие люди! Давайте хоть пожмем друг другу руки».

Тем не менее, серия двусмысленных разговоров, исповедей, усугубленных сверканием черных глаз мистера Рочестера, зарождают в Джейн ощущение, что она нравится ему не просто как добросовестная подчиненная.

«И все же, — продолжал тайный голос, живущий в сердце каждого из нас, — ты ведь тоже некрасива, а мистеру Рочестеру как будто нравишься; во всяком случае, тебе это не раз казалось. А что было этой ночью? Вспомни его слова, вспомни его взгляд, его голос!»

На следующий день после того, как Джейн спасает мистера Рочестера от участи сгореть заживо в постели, она, как человек с нормальной логикой ожидает, что сейчас-то уж лед между ними будет сломан раз и навсегда, странностям хозяина придет конец, но...

“После этой ночи, проведенной без сна, мне и хотелось и страшно было снова увидеться с мистером Рочестером. Я жаждала услышать его голос, но боялась встретиться с ним взглядом. Всю первую половину дня я ежеминутно ожидала его появления; хотя он и был редким гостем в классной комнате, но все же иногда забегал на минутку, и мне почему-то казалось, что в этот день он непременно появится.

(…)

«Скоро вечер, — сказала я себе, взглянув в окно. — За целый день я не слышала в доме ни голоса мистера Рочестера, ни его шагов; но, несомненно, я его сегодня еще увижу». Утром я боялась этой встречи, а теперь желала ее, и меня все больше охватывало нетерпение.

Когда сумерки окончательно сгустились и Адель ушла от меня вниз в детскую, поиграть с Софи, я уже горячо желала этой встречи. Я прислушивалась, не зазвонит ли внизу колокольчик, не поднимется ли кто-нибудь наверх, чтобы позвать меня; иногда мне казалось, что я слышу шаги самого мистера Рочестера, и я оборачивалась к двери, ожидая, что она вот-вот откроется и он войдет. Но дверь не открывалась, и только все гуще становился мрак за окном».

Вскоре выясняется, что мистер Рочестер еще с утра уехал, а когда вернется — непонятно. У него нет привычки докладываться прислуге о своих планах. Да, похоже, он и сам их не знает. Как фишка ляжет.

Кроме того, миссис Фэйрфакс рассказывает Джейн о том, что, видимо, он отправился по соседям-аристокр атам и непременно посетит прекрасную мисс Бланш Ингрэм, о его свадьбе с которой в округе давно поговаривают. Для Джейн этот неожиданный отъезд и известие о аристократичной и блестящей «сопернице» становится первым Ледяным душем.

“И тогда я произнесла над собой приговор, который гласил: «Не было еще на свете такой дуры, как Джен Эйр, и ни одна идиотка не предавалась столь сладостному самообману , глотая яд, словно восхитительный нектар».

«Ты, — говорила я себе, — очаровала мистера Рочестера? Ты вообразила, что можешь нравиться ему, быть чем-то для него? Брось, устыдись своей глупости! Ты радовалась весьма двусмысленным знакам внимания, которые оказывает джентльмен из знатной семьи, светский человек, тебе, неопытной девушке, своей подчиненной? Как же ты осмелилась, несчастная, смешная дурочка? Неужели даже во имя собственных интересов ты не стала умнее, ведь еще сегодня утром ты переживала заново все происходившее этой ночью? Закрой лицо свое и устыдись. Он сказал что-то лестное о твоих глазах, слепая кукла! Одумайся! Посмотри, до чего ты глупа! Ни одной женщине не следует увлекаться лестью своего господина, если он не предполагает жениться на ней. И безумна та женщина, которая позволяет тайной любви разгореться в своем сердце, ибо эта любовь, неразделенная и безвестная, должна сжечь душу, вскормившую ее; а если бы даже любовь была обнаружена и разделена, она, подобно блуждающему огоньку, заведет тебя в глубокую трясину, откуда нет выхода.

Слушай же, Джен Эйр, свой приговор. Завтра ты возьмешь зеркало, поставишь его перед собою и нарисуешь карандашом свой собственный портрет, — но правдиво, не смягчая ни одного недостатка. Ты не пропустишь ни одной резкой линии, не затушуешь ни одной неправильности, и ты напишешь под этим портретом: «Портрет гувернантки — одинокой, неимущей дурнушки».

Затем возьми пластинку из слоновой кости, которая лежит у тебя в ящике для рисования, смешай самые свежие, самые нежные и чистые краски, выбери тонкую кисть из верблюжьего волоса и нарисуй самое пленительное лицо, какое может представить твое воображение; наложи на него нежнейшие тени и мягчайшие оттенки, в соответствии с тем, как миссис Фэйрфакс описала тебе прекрасную Бланш Ингрэм, — да смотри, не забудь шелковистые кудри и восточные глаза. Что? Ты хочешь принять за образец глаза мистера Рочестера? Оставь ты все это! Никаких колебаний!

И если когда-нибудь ты снова вообразишь, будто мистер Рочестер хорошо к тебе относится, вынь эти два изображения и сравни их. Скажи себе: «Вероятно, мистер Рочестер мог бы завоевать любовь этой знатной дамы, если бы захотел; так неужели же можно допустить, чтобы он относился серьезно к этой невзрачной нищей плебейке?»

Продолжение в следующем посте.

Публикация [ | ]

Впервые роман был опубликован в 1847 году издательством Смитом, Элдером и Ко (Smith, Elder & Company) , Лондон, с заглавием Jane Eyre: An Autobiography под псевдонимом Каррер Белл (Currer Bell) . Сразу же после публикации книга заслужила любовь читателей и хорошие отзывы критиков, включая Уильяма Теккерея , которому Бронте посвятила второе издание.

Кроме того, Бронте в книге избегает некоторых штампов викторианского романа, например, не выведено примирение между Джейн и умирающей тёткой.

Экранизации [ | ]

Книга была экранизирована многократно. В частности:

  • : Джейн Эйр . Чёрно-белый фильм. Режиссёр: . В ролях: Джейн Эйр - Вирджиния Брюс , Эдвард Рочестер - Колин Клайв .
  • : Джейн Эйр . Чёрно-белый фильм. Режиссёр: Роберт Стивенсон . В ролях: Джейн Эйр - Джоан Фонтейн , Эдвард Рочестер - Орсон Уэллс .
  • : . Чёрно-белый фильм. Режиссёр: Р. К. Талвар. В ролях: Камаль (Джейн Эйр) - Мадхубала , Тхакур Шанкар (Эдвард Рочестер) - Дилип Кумар .
  • : Джейн Эйр . Фильм. Режиссёр: Делберт Манн . В ролях: Джейн Эйр -

Джейн Эйр – сирота, провела своё детство в поместье тёти миссис Рид. Тётушка и её дети не любили Джейн, потому что она была бедной. Они постоянно унижали бедную девочку и, когда у неё произошёл нервный срыв, было решено отправить девочку в школу Ловуд.

Эта школа была не самым лучшим местом, но для Джейн, лишённой ласки и любви, она на долгое время стала её пристанищем. Больше всего влияния на девочку оказала директор школы – мисс Темпль. Именно благодаря её влиянию, Джейн Эйр решила стать учительницей. Но, побыв в этой должности два года, девушка решает стать гувернанткой и помещает объявление о том, что ищет место. Ей предложили работу в усадьбе Торнфилд.

В этом поместье её встречает домоправительница – мисс Фэйрфакс, которая и объясняет, что её наняли для подопечной хозяина имения мистера Рочестера – Адель. Позже выясняется, что это дочь хозяина и его любовницы, которая сбежала, оставив дочь и мистера Рочестера. Хозяин пугал Джейн, она не могла до конца разобраться в его характере. Ещё её пугали в доме странные вещи: кто-то жил в комнате наверху, про которого никто ничего ей не говорил.

Постепенно, всё больше узнавая мистера Рочестера, Джейн проникается к нему уважением и любовью. Это чувство оказывается взаимным и он делает девушке предложение. В самый разгар свадебной церемонии, входит мужчина, который говорит, что мистер Рочестер не может жениться потому, что у него уже есть жена. Жених рассказывает Джейн, что его обманом женили на девушке, которая оказалась сумасшедшей. Именно она жила наверху, потому что мистер Рочестер не мог бросить свою жену. Джейн принимает решение уехать из Торнфилда.

Девушке нелегко пришлось – она чуть не умерла от голода и холода, но её спас молодой священник Сент-Джонс Риверс, поселив в своём доме, в котором он жил вместе с двумя сёстрами. Сент-Джон был полной противоположностью мистеру Рочестеру. Он хотел отправиться в Индию, чтобы стать миссионером. Увидев, как Джейн работает в сельской школе, он предложил ей уехать вместе с ним, но она отказывается. Случайно узнаётся, что дядя Джейн, пытаясь найти её много лет, оставил ей целое состояние. И он приходился так же дядей Риверсу и его сёстрам. Таким образом, Джейн обрела родных, с которыми захотела разделить своё богатство.

Но девушка не могла забыть про мистера Рочестера и решила поехать в Торнфилд. Но, приехав туда, она узнаёт, что сумасшедшая жена Рочестера, устроила пожар, в котором погибла, а сам владелец живёт в другом имении. Джейн отправилась туда к своему любимому и узнала, что из-за пожара он ослеп. Она решила остаться с ним, чтобы во всём его поддерживать. Через какое-то время, Джейн Эйр и мистер Рочестер поженились и позже, к мистеру Рочестеру стало возвращаться зрение, что сделало их ещё более счастливыми.

Картинка или рисунок Бронте - Джейн Эйр

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Тынянов Подпоручик Киже

    Молодой писарь в спешке допустил в важных документах ошибки. Эти испорченные документы подписывает не совсем здоровый император – он подозревает окружение в измене и в желании его свергнуть. Ослушаться нельзя. Приказы исполняются.

  • Краткое содержание Гамсун Голод

    Практически каждая творческая личность своеобразна по своей натуре. Кто-то предпочитает слушать, кто-то – говорить, кто-то – петь, но главный герой «Голода» по-своему уникален

  • Краткое содержание На заре туманной юности Платонова

    Ольга - главная героиня, у нее умерли родители во время войны, поэтому она осталась совсем одна. Маленькая девочка не привыкла к жизни сироты. Ольга начинает стирать убираться в доме, подражая матери

  • Краткое содержание Повесть непогашенной луны Пильняка

    Приняв рапорты от служащих, командарм Николай Гаврилов беседует со своим близким другом Алексеем Поповым, которому еле удалось пробраться к нему в вагон. В утренних газетах пишут

  • Краткое содержание Повесть о Февронии и Петре Муромских

    Проказа поразила князя Петра Муромского, ни один лекарь не мог ему помочь. Тогда явилась к нему целительница Феврония и пообещала помочь, если князь возьмет ее в жены

«Джейн Эйр» - одно из самых знаменитых произведений английской писательницы Шарлотты Бронте. Труд был опубликован лондонским издательством в 1847 году, после чего тут же снискал любовь публики и благосклонное расположение маститых критиков. Щемящая история жизни и любви Джейн Эйр с неумолимой силой продолжает будоражить души читателей от поколения к поколению и по праву входит в число образцов избранной литературной классики.

«Джейн Эйр» Шарлотты Бронте неоднократно вдохновляла деятелей театра и кино. Начиная с 1934 года, в образ Джейн перевоплощались Вирджиния Брюс, Джоан Фонтейн, Сюзанна Йорк, Зила Кларк, Шарлотта Генсбур, Рут Уилсон и другие. Роль Эдварда Рочестера мастерски исполняли Колин Клайв, Орсон Уэллс, Джордж Скотт, Тимоти Далтон, Уильям Херт, Тоби Стивенс. Самая свежая экранизация вышла в свет в 2011 году. Главные роли в этом британо-американском проекте сыграли Миа Васиковска и Майкл Фассбендер.

Давайте вспомним, что же за история помогла миссис Шарлотте Бронте покорить мир.

В этот день Джейн Эйр даже и думать не стоило о прогулке: ветер нагнал тучи, которые в несколько мгновений разразились ледяным зимним дождем. Оставалось только пробраться в библиотеку, где уютно потрескивал огонь камина, залезть на подоконник, задвинуть тяжелые шторы и унестись вместе с сэром Томасом Бьюиком и его птицами к таинственным берегам Норвегии.

Мисс Джейн Эйр десять лет. Будучи совсем крошкой, она потеряла отца и мать. Теперь сирота живет в богатом поместье своей тети по материнской линии - вдовы миссис Рид. Кроме Джейн, в доме также воспитываются родные дети миссис Рид - Элиза, Джон и Джорджианна. И все они ненавидят маленькую Джен Эйр.

Покойница-мать вопреки воле состоятельного отца вышла замуж за бедного пастора. Спустя год после рождения дочери пастор Эйр умер от тифа, заразившись опасным недугом во время визитов в дома бедняков. Тиф передался его супруге, так что в скором будущем она последовала за мужем, оставив крошечную дочку на попечении жены своего без времени почившего брата.

Теперь каждый день маленькой Джейн приходится выслушивать упреки тети, терпеть унижения и побои братьев и сестер. И даже прислуга смотрит на крошку Эйр свысока. Ежечасно Джейн напоминают, что она находится в доме Ридов по огромной милости, в противном случае ее уделом стали бы голод, холод и нищета.

Среди всех обитателей поместья Гейтсхэд самым большим врагом Джейн Эйр был ее кузен Джон. Этот четырнадцатилетний недалекий увалень не упускал возможности оскорбить сиротку и дать слабой девочке затрещину. В этот день Джон, по своему обыкновению, вновь нашел повод, чтобы прицепиться к кузине. Не желая больше молчать, хрупкая Эйр с отвагой набросилась на своего мучителя. В ходе непродолжительной драки победу, конечно же, одержал Джон, а Джейн больно ударилась о дверной косяк. Но вот незадача - миссис Рид словно не заметила кровоточащей раны на голове Джейн и обвинила ее в нападении на мастера Джона.

За это «негодная девчонка» была наказана и отправлена в «красную комнату». Здесь некогда скончался мистер Рид. Все домашние были убеждены, что в покоях и по сей день обитает дух умершего хозяина, так что в комнату с опаской заходили даже днем. Джейн же оказалась запертой здесь на целую ночь. За время нахождения в комнате с девочкой случился нервический припадок, и она сильно захворала.

Миссис Рид вызвала человека, который бы мог осмотреть больную. Им стал, конечно, не доктор, который лечил членов семьи, а лишь аптекарь, вызываемый госпожой для расхворавшейся прислуги. Добрый мистер Ллойд много беседовал со своей маленькой пациенткой. «Отчего плакала юная мисс? От боли? Ее кто-то ударил?» «Я не маленькая, чтобы плакать из-за царапины, -говорила с расстановкой умненька Эйр, - Я плакала из-за того, что глубоко несчастна».

Благодаря хлопотам мистера Ллойда Джейн была определена в школу-приют. Навсегда покидая Гейтсхэд, Джен не прощалась с родными, тетя Рид приказала племяннице не беспокоить их поутру. Джен не огорчилась: «Они мне не родственники и не добрые друзья, а враги. Прощай, Гейтсхэд! Я не стану скучать».

Ловудский приют

Школа-интернат, он же Ловудский приют, не оказался обетованной землей. Воспитанницы этого угрюмого учебного заведения часто были вынуждены довольствоваться скудной пищей, они ходили в одинаковых коричневых платьях из грубой ткани, спали по двое на неудобных кроватях, грелись у сиротского огня и слушали наставления скучных старых дев. На фоне всего этого уныния заметно выделялась лишь фигура директрисы мисс Марии Темпль - величественной красавицы с чертами аристократки. Она стала настоящим идеалом для юной Джейн Эйр.

Как бы не был плох Ловудский приют, для Джейн он стал настоящим спасением. Он вызволил ее из «золотой тюрьмы» Гейтсхэда, подарил подругу и наставницу, а также вооружил багажом необходимых знаний. Проведя восемь лет в стенах Ловуда, Джейн Эйр получила билет во взрослую жизнь.

Направляя объявление в газету, молоденькая выпускница еще не подозревала, что новое место работы станет для нее судьбоносным.

Восемнадцатилетнюю Джейн Эйр пригласили в богатое имение Торнфилд. Джейн должна была заниматься воспитанием его маленькой обитательницы по имени Адель. Владелец Торнфилда и опекун Адель мистер Эдвард Рочестер бывал дома нечасто и большую часть времени проводил в деловых разъездах. Это был смуглый, крепко сбитый мужчина, грубоватый и насмешливый, не красавец и не обходительный джентльмен.

Надо сказать, что Джейн также никогда не могла похвастаться красотой. Однако что-то неумолимо влекло этих двух людей. Рочестера восхищали ум, доброта, величественная неприступность новой гувернантки, Джейн манила грубовато-добродушная насмешливость, жизненная мудрость и неканоничная красота хозяина. А когда на горизонте появилась красавица мисс Бланш, претендующая на роль будущей супруги Рочестера, Джейн поняла, что ревнует и влюблена.

Осознавая, что ей, серой мышке, бессмысленно тягаться с ослепительной Бланш, Джейн всерьез подумывала о новом месте работы. Каким же было ее изумление, когда мистер Эдвард Рочестер признался ей в своих чувствах и предложил стать его женой. Джен тут же согласилась выйти замуж за возлюбленного… но счастью пары не суждено было случиться столь скоро.

Когда влюбленные Джейн и Эдвард стояли у алтаря, церемонию прервал незнакомец. Он заявил, что этот брак не может быть действительным, потому что Рочестер уже женат. Застигнутый врасплох, Эдвард тут же во всем признался.

Оказывается, в юности его женили на богатой вест-индской наследнице, утаив от горе-жениха, что у невесты наследственная предрасположенность к психическим расстройствам. Вскоре недуг, на который была обречена Берта (так звали жену Эдварда), проявился в полной мере. Молодая женщина превратилась в настоящего монстра. Рочестеру ничего не оставалось, как запереть чудовище в комнатах огромного дома и зажить новой жизнью.

Затем Эдвард влюбился в красавицу певицу, которая вскоре бросила своего воздыхателя, оставив ему на память дочь. Это Адель, ученица Джейн.

Как ни умолял несчастный жених простить его обман, Джейн была непреклонна. Она не могла оставаться в доме на правах содержанки. С болью в сердце Джейн Эйр покидает Торнфилд и самого дорогого человека на свете.

Новая жизнь Джейн Эйр

После долгих мытарств Джейн Эйр удается вновь найти пристанище и добрых друзей. Она знакомится со священником Сент-Джоном Риверсом и его прекрасными сестрами, начинает преподавать в сельской школе и вести тихую размеренную и по-своему счастливую жизнь. На удивление, голубоглазый красавец Сент-Джон влюбляется в Джейн, делает ей предложение и приглашает в Индию, куда он направляется в качестве миссионера.

Неожиданное наследство
Понимая, что чувство к Сент-Джону даже отдаленно не напоминает то, которое она по-прежнему испытывает к Рочестеру, Джейн благородно отказывается от предложения. А вскоре, по воле судьбы, она встречается с путником, который оказывается приятелем некоего Джона Эйра, покойного дяди Джейн. Оказывается, мистер Эйр долгие годы безуспешно искал свою племянницу. Перед смертью он завещал свое огромное состояние именно ей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!