Филологические заметки. Б.Л

«Ночь» Борис Пастернак

Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.

Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.

Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.

Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.

И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.

В пространствах беспредельных
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.

В Париже из-под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.

Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.

Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.

Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.

Анализ стихотворения Пастернака «Ночь»

В 1957 году Пастернак написал стихотворение «Ночь». На первый взгляд тема его совершенно понятна – через образы людей профессий обыденных Борис Леонидович рассуждает о творческой деятельности. Среди пастернаковской лирики произведение явно стоит особняком. Начнем с того, что выбрано непривычное пространство. Действие значительной части стихотворений Бориса Леонидовича разворачивается в Москве или в декорациях пейзажа средней полосы России. В рассматриваемом тексте происходит выход совершенно на другой уровень. Лирический герой ассоциирует себя с летчиком, взирающим с высоты на весь мир, сумевшим добраться до космоса. Можно подумать, что на создание «Ночи» поэта вдохновил запуск спутника, случившийся четвертого октября 1957 года. Вот только стихотворение сочинено несколько раньше – летом. Скорее всего, на Пастернака влияние оказали произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Кроме того, в небе над поселком Переделкино, где располагался дом Бориса Леонидовича, постоянно появлялись самолеты.

В «Ночи» поэт прямо или косвенно упоминает людей совершенно разных: от истопников и кочегаров до тех, кто интересуется афишей нового парижского фарса. Объединяет их одно – бодрствование в темное время суток, вынужденное или добровольное. Так в стихотворении появляется образ мирового пространства без сна. Пастернак представляет вниманию читателей ночной дозор, неусыпно наблюдающий за землей, охраняющий ее покой. При этом лексика Борисом Леонидовичем выбирается тревожная: «страшным, страшным креном», «горят материки», «неведомым вселенным». Последние строки получились афористически точными и выразительными:
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты - вечности заложник
У времени в плену.
В них заключен важный для Пастернака мотив – мотив свидетельствования. Художник обязан постоянно быть на чеку, не спать в самом широком смысле, никакого спокойствия, никакого благоденствия. По мнению Дмитрия Быкова, написавшего развернутое исследование жизни и творчества Бориса Леонидовича, в стихотворении есть еще и предчувствие европейской славы. Пастернак ожидал сильнейшего резонанса, который должна была вызвать публикация романа «Доктор Живаго». Как показало время, шуму книга действительно наделала, кардинально изменив жизнь своего создателя.

И моя Поэтическая мастерская .
Сегодня мы поговорим с вами о ночи поэта. Я чаще всего пишу стихи ночью. Моя подруга - доктор считает, что это плохо для здоровья. Именно ночью женский организм восстанавливается. Вот такая дилемма: либо женщина я, либо поэт. Пока побеждает поэт. Вот какая в моих стихах ночь:

Меркнет свет, и тускнеет в глазах отчего-то,
Это небо чуть-чуть разомлев,
Усыпляет истомой и тёплой дремотой
Всё живое на этой земле.
То ли пчёлы гудят? То ли музыка где-то?
То ли ночь, веселясь и шаля,
Рассыпается магией снов пустоцвета,
Чешет веки пером ковыля.
А луна фонарём ослепительно светит,
И достаточно света вполне,
Чтобы ночь, объезжая небесные степи,
Красовалась на чёрном коне.
Лишь к утру присмиреет ночная царица,
И луну прибаюкав слегка,
Станет груди цедить, чтоб на землю пролиться
Голубою струёй молока
.

Вбила в поисковик свою фамилию и слово "ночь"...Так и есть...Жизнь моя поэтическая - бессонная! Сплошь и рядом - одна "ночь":

"Ночь в полнолуние", "Я позвала тебя на ночь любви", "Я с тобой говорила ночью" итд.

Трудно отыскать чёрную кошку в тёмной комнате. Что скрывается за образом ночи? Какого цвета у вас чувства?
Иногда и они бывают цвета ночи. Как в этом моём стихотворении "Обозналась". Послушайте его:


А ещё поисковик выдал мне мой стихоотклик на стихи Игоря Литвиненко "Ты, как ночь". Стихи Игоря озвучивает Женя Летов, а я озвучиваю свои стихи. Слайд-шоу сделала Ольга Старина. Здесь уже ночь серебристо-лунная с привкусом винограда:


Думаю, что многие поэты любили ночь. По крайней мере сразу в голову приходят известные стихи классиков:

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты - вечности заложник
У времени в плену
.

(Б.Пастернак)

Видимо, Автор считал, что художник слова - поэт обязан постоянно быть начеку, не проспать свою Музу. Ещё у него же есть "Зимняя ночь", да и современники Пастернака поговаривали, что любил он ночь и стихи свои, посвящённые ночи любил читать.

А вот стихи Александра Пушкина:

Ночь
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит поздное молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя...

Здесь тоже ночь пахнет любовью, как и у меня, как и у моих современников, пробующих поэтическое перо.
Для кого же голос автора ночью "и ласковый, и томный"? Оказывается, что эти стихи Пушкин посвятил Амалии Ризнич - жене одесского иноземного купца. "Познакомился Пушкин с ней летом 1823 года, переехав из Кишинева в Одессу на новое место службы. По словам современника, Амалия была «высока ростом, стройна и необыкновенно красива. Особенно привлекательны были ее пламенные очи, шея удивительной формы и белизны и черная коса, более двух аршин длиною».
«... Она всегда носила длинное платье, которое тянулось по земле. Она ходила в мужской шляпе и одевалась в наряд полуамазонки. Все это придавало ей оригинальность и увлекало молодые и немолодые головы и сердца».

"Этот образ часто встречается в карандашных рисунках поэта на полях его рукописей. Пушкин увлекся Ризнич очень сильно, хотя увлечение и оказалось недолгим".

Вот почему, как мне кажется, для каждого пишущего поэта - ночь своя, которую он по утрам прячет, как "скелет" в свой шкаф...

Давайте заглянем с вами в бессонные ночи других поэтов.

Владимир Маяковский. Ночь его особенная, т.к "Маяковский вошел в историю в качестве яркого представителя и одного из основателей футуризма. Это литературное течение провозглашало полный отказ от поэтических канонов и классических образцов. Главной ценностью произведения объявлялась его насыщенность необычными и яркими образами. Даже смысловое содержание отодвигалось на задний план":

Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты

Ночами каждый поэт сходит с ума по-своему! Вспомнилось стихотворение нашего современника Валерия Полянкина:

Ночь поэта как ночь беспокойной собаки -
Случайный прохожий, запах волшебных духов.
От любви орхидеи до жестокой драки,
В этом есть все, но нет только снов...

А вот и знаменитая ночь Александра Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь
.

Блок философствует в своей ночи о вечном, размышляет над смыслом человеческой жизни и приходит к неутешительному выводу: в мире нет никакой высшей цели. Человек обречен на вечное существование в узких ограниченных рамках.

У Сергея Есенина в его ночи вырисовывается за пейзажами - глубочайший душевный кризис. Поэт ищет выход из тупикового положения. Он мучается от бессонницы и размышляет над своими чувствами к жене. Поэт вроде бы как говорит о природе с майским зовом лип, но на самом деле показавыет, что на липах «не цветы», а всего лишь «снег да иней». Поэтому Есенин называет свою последнюю любовь «недорогой». Принимая горячие ласки жены, он все равно в душе обращается к прошлому:

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Ночь Афанасия Фета тоже на первый взгляд состоит из одних эмоциональных "КАК"! Сплошная радость и восхищение:

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна
!

Зная, Что Фет прекрасный пейзажист, мы не сразу задумываемся о том, что стихи были написаны сразу же после свадьбы с М. Боткиной. Вот, что говорят те, кто с ним был лично знаком: "... Брак был заключен отнюдь не по любви. Несколько лет назад поэт добровольно отказался от возлюбленной, так как она не имела наследства. Вскоре девушка трагически погибла, и Фет понял, что совершил большую ошибку. В 1857 г. он наконец-то получил возможность заключения выгодного брака. Связав жизнь с М. Боткиной, он на всю жизнь укрепил свое финансовое состояние, но потерял надежду на простое человеческое счастье в любви. Фет не любил свою жену, но очень уважал ее и старался скрывать свои истинные чувства. Свадьба все равно стала знаковым событием в его жизни и на некоторое время послужила мощным источником вдохновения. Практически бесспорно установлено, что Фет написал стихотворение под непосредственным впечатлением от свадьбы, но он ни разу не упоминает о любовном чувстве".

Наши современники тоже в дружбе с ночью, делятся с ней своими мыслями и чувствами.
Это, например, стихирская поэтесса -Уэлль считает, что ночами нужно встречать свою Музу:

Где осиянная звездами
Красавица ночь сверкает,
И где на серебрянной арфе
Любимая муза играет.

Антонина Таубе тоже вторит ей:

Ночь поэта - это час таинственный. Обнажились нервы, чувства обострились.
Всё дневное отпустило, отступило, мысли прояснились
.

А Игорь Царёв , который в 2015 году стал финалистом конкурса «Народный поэт–2014» на сайте «Стихи.Ру» тоже предпочитал писать стихи ночью. О нём вспоминают:

"Сколько бессонных ночей было Игорем проведено перед свечой, нам остается только гадать. А зная, сколько великолепных стихотворений написал Игорь Царев и как рано он ушел, можно сказать, что таких ночей было очень много.
И все-таки мы прекрасно понимаем, насколько тяжек этот труд, и как необходим поэту и отдых, и маленькие земные радости".

Вот, что пишет сам Игорь Царёв о творчестве поэта:

ФИНАЛ

Сгорит четвертая свеча,
За нею пятая, шестая...
А мы все ждем, что страх растает
В несмелых утренних лучах.
Но если ночь не станет днем,
Не слушай тьмы циничной бредни,
Не пожалей свечи последней
И обвенчай ее с огнем...

4 апреля 2013 года Игорь Царев скоропостижно скончался на своем рабочем месте. Вот его строки, которые он написал накануне:

Уходя, хоть на миг на краю обернусь,
Залюбуюсь пронзительным небом…
Я вернусь, я еще непременно вернусь,
Пусть, хотя бы, и выпавшим снегом
.

В память о поэте Игоре Царёве, для сохранения и популяризации его литературного наследия, а также в целях поощрения творчества поэтов России и иностранных государств по созданию высокохудожественных литературных произведений на русском языке, сохранению и приумножению традиций русской словесности с 11 ноября 2013 года учреждается ежегодная Международная литературная премия «Пятая стихия» имени Игоря Царёва.

Заглянула в поисковик, а там...Не одна я сова и любитель ночных стихов: Осип Мандельштам - "Ночь", Даниил Хармс - "Ночь", Николай Гумилев - "Священные плывут и тают ночи", Афанасий Фет - "Какое счастие, и ночь, и мы одни"
Саша Черный - "На Невском ночью", Грегори Корсо - "Прошлой ночью я вёл машину" Рабиндранат Тагор - "Ночь", Константинос Кавафис - "Однажды ночью", Илья Эренбург - "Ночью", Илья Эренбург - "Ночь была", Татьяна Ровицкая - "Отпусти меня в снежную ночь", Павел Коган - "Ночь пройдет по улицам", Давид Самойлов - "Я вышел ночью на Ордынку", Давид Самойлов - "Город ночью прост и вечен", Маргарита Алигер - "Что за ночь на свете, что за ночь", Александр Пушкин - "Какая ночь, Мороз трескучий", Василий Жуковский - "Ночь", Николай Заболоцкий - "Ночь в Пасанаури", Николай Заболоцкий - "Гурзуф ночью",Николай Языков - "Весенняя ночь", Федор Тютчев - "Тихой ночью, поздним летом", Иосиф Бродский - "На прения с самим собою ночь",Вероника Тушнова - "Ночь", Яков Полонский - "Белая ночь" Анна Ахматова - "И в ночи январской, беззвездной", Иван Никитин - "Ночь" итд итп.

Теперь я спокойна, значит, не одной мне не спится по ночам. Все поэты проходят через это - и молодые. и вечно молодые! Включила тихонько музыку в интернете, а там песня Даши Суворовой: "Поэты не спят по ночам...Ты посмотри внимательно в душу мою, поэты не спят по ночам и пишут больные стихи".

Посмотрела на часы, а там...уже скоро утро, ночь завершается, а я ещё творю...Недаром, пост назвала свой: "Не спи, не спи, художник, не предавайся сну" ...

И всё же, дорогие художники слова!
Берегите себя и свои поэтические сердца.
Помните, что ночь придумана не только для "больных" стихов, но и для сна тоже!

Рада буду вашим откликам.
До новых встреч!
Ваша Заря!

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Не спи, не спи, художник, / Не предавайся сну

Не спи, не спи, художник, / Не предавайся сну

Из стихотворения «Ночь» (1956) поэта Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1960):

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну,

Ты - вечности заложник

У времени в плену.

Цитируется шутливо-иронически, как способ приободрить, побудить к активным действиям.

Из книги Большая книга афоризмов автора

Искусство и художник См. также «Классика и классики», «Меценатство», «Оригинальность. Новизна», «Талант и бездарность» Искусство - природа человека; природа - искусство Бога. Филип Бейли Искусство - диалог, в котором собеседник молчит. Григорий Ландау Я знаю, что

Из книги Музы и грации. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

ХУДОЖНИК И РЫНОК Художественное течение побеждает только тогда, когда его берут на вооружение декораторы витрин.Пабло Пикассо (1881–1973), французский художник* * *Рафаэль получил заказ на роспись Ватикана не потому, что он был великим художником, а потому, что его дядя был

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

ИСКУССТВО И ХУДОЖНИК Художник - лжец, но искусство - правда.Андре Моруа (1885–1967), французский писатель* * *Художник - это человек, который может решение превратить в проблему.Карл Краус (1874–1936), австрийский писатель* * *Искусство - единственная серьезная вещь в мире, но

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

ХУДОЖНИК И ПУБЛИКА Всем нравится то, о чем известно, что оно всем нравится.Габриэль Лауб (р. 1928), чешско-немецкий афорист* * *Публика не все готова стерпеть. Она с негодованием отвергает безнравственное сочинение, если заметит в нем какую-либо культурную цель.Карл Краус

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХУ) автора БСЭ

Бог-художник Бог для меня скорее художник, чем судья. Малколм Маггеридж (1903–1990), английский журналист Бог такой же великий Художник в великом, как и не меньший в малом. Августин (354–430), христианский богослов Бог - такой же художник, как другие художники. Он создал жирафа,

Из книги Милан. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Из книги 111 симфоний автора Михеева Людмила Викентьевна

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

Придворный художник Леонардо родился 15 апреля 1452 года в городе Винчи близ Флоренции. В 1482 году он покинул владения Медичи и мастерскую своего учителя Андреа дель Верроккио, чтобы начать новую творческую жизнь в Милане. Его целью было получить постоянное место при дворе

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Я познаю мир. Горы автора Супруненко Павел Павлович

Из книги Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить автора Прессфилд Стивен

«Юный художник» Нарисуйте на листе пунктирной линией простые фигуры, буквы или цифры. Дайте ребенку в руки фломастер и вместе с ним попытайтесь обвести фигурки.Потом предложите малышу самостоятельно их раскрасить.После таких упражнений ваш ребенок довольно быстро

Из книги автора

Кто такой художник кино? На начальном этапе истории кинематографа роль художника сводилась к тому, чтобы нарисовать задник - декорацию, на фоне которой снимали актеров. Постепенно на смену плоскому заднику пришли сложные объемные декорации.В современном кино, где

Из книги автора

Что хотел сказать художник? Везувий вошел в историю еще и потому, что с него началось серьезное изучение как продуктов извержения, так и характера вулканической деятельности. Но художника интересовало не это. На картине гора вообще не изображена. У живописца была другая

Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.
2.
Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.
3.
Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.
4.
Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.
5.
И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.
6.
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.
7.
В Париже из-под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.
8.
Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.
9.
Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.
10.
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
11.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты – вечности заложник
У времени в плену.

Б.Л. Пастернак. Ночь

Начну я, пожалуй, с произнесения этого текста – вернее, с комментария Д.Л. Быкова, который вообще очень хорошо и глубоко (хотя и лаконично) охарактеризовал его.
«Он (Пастернак – А.Ф. ) вообще любил это стихотворение, охотно читал вслух, сохранилась запись с характерными интонациями – повышением голоса на первой строке катрена и музыкальным понижением на четвертой; слышно и знаменитое гудящее удивление – “Как будто небосвод относится к предмету его ночных забот” – нет, каковы гордыня и ответственность?!» (Быков Д.Л. Борис Пастернак. М., 2008. С. 761-762).
Обобщенный эффект: «эта смешанная интонация тревоги и уюта (а уюта не бывает без тревоги), которая так пленяет и будоражит читателя в простом, хрестоматийном стихотворении» (С. 761).
«В этом перечне, где столько разномасштабных, никак друг с другом не соотносимых вещей, – истопники в одном ряду с новым парижским фарсом, с Млечным Путем, с поэтом на немецком – может, марбургском – чердаке, – объединяет всех единственная примета: бодрствование в ночи. Так возникает главная тема – образ огромного бессонного пространства, пересеченного незримыми связями между добровольными или вынужденными ночными дежурствами. Возникает ощущение ночного дозора, гигантского наблюдательного совета, чьим бодрствованием только и держится земля, пока над ней проплывает ночь. А ночь тревожная – отсюда и “горят материки”, даже если горят они электрическим светом, и “страшный, страшный крен”, и “неведомые вселенные” – лексика-то все неспокойная; но в этой тревожной ночи звук летящего самолета успокаивает, олицетворяет надежность. И в цепочке бодрствующих, посылающих друг другу тайные сигналы через океаны, равны и истопники, и актеры ночного варьете, и поэт на своем чердаке, и внуковский летчик, уходящий в облака над Переделкином» (С. 761).
«И это радостное изумление разделяет с автором читатель, которому открывается поистине грандиозная картина тайного интернационального союза неспящих в ночи; “к предмету забот” автора относится теперь не только страна – от него зависит и с ним перемигивается весь мир, это к нему слетаются приветы и донесения от Братства Бессонных. Все они одолевают забытье и дремоту – и их усилием мир удерживается от безумия и краха:

Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда.
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты – вечности заложник
У времени в плену.

Последние четыре строчки цитировались, вероятно, чаще всех других стихов Пастернака, вместе взятых. В самом деле, это едва ли не лучший пастернаковский афоризм: “Ты – вечности заложник у времени в плену”, поди сформулируй лучше. Странно, однако, что из стихотворения о бессоннице сделан такой масштабный и обобщенный вывод об участи художника вообще; и здесь возникает – чтобы долго еще звучать в воздухе, когда стихотворение дочитано, – другая важнейшая пастернаковская тема: тема свидетельствования. Вся задача художника, в общем, – не спать, даже когда его одолевают соблазны спокойствия и благоденствия; он не обладает рискованной свободой летчика и не может прорваться к собрату в прекрасное далеко; он на земле, далеко от чужих светящихся материков – которые, однако, знают о нем, ибо он вписан уже и в мировой контекст. Но и у пленника есть дело – “не спи, борись с дремотой, как летчик, как звезда”: всех уравнивает долг.
Любой, кому случалось нести боевое – а хоть бы и не боевое – ночное дежурство в армии, любой, кто вел ночные телеэфиры или радиопрограммы, дежурил на “скорой” или стоял вахтенным на корабле, даже тот, кто встречал ночь за рулем и летел по невидимой дороге среди встречных фар, как среди звезд, – знает настроение, в котором написана “Ночь”, и узнает его безошибочно. Чувство таинственной связи со всеми, кто в этот час тоже не спит, – особое мироощущение, наполняющее скрытой гордостью даже и того, кто бодрствует (С. 762) без всякой необходимости, просто по причине бессонницы. Так, да не так: любой, кто не спит, – противостоит темным и опасным замыслам ночи, когда “бездна нам обнажена”. Любой, кого не одолела дремота, – так же участвует в добром заговоре, “как летчик, как звезда”» (С. 763).
В принципе, всё главное здесь сказано, и лучше – талантливее, тоньше и глубже – я не смог бы. Поэтому я ограничусь некоторыми замечаниями по поводу наблюдений и выводов Д.Л. Быкова. Меня интересует, как отмеченные им эффекты достигаются языковыми средствами.
Итак, он пишет о «перечне, где столько разномасштабных, никак друг с другом не соотносимых вещей, – истопники в одном ряду с новым парижским фарсом, с Млечным Путем, с поэтом на немецком – может, марбургском – чердаке, – объединяет всех единственная примета: бодрствование в ночи». «А ночь тревожная – отсюда и “горят материки”, даже если горят они электрическим светом, и “страшный, страшный крен”, и “неведомые вселенные” – лексика-то все неспокойная; но в этой тревожной ночи звук летящего самолета успокаивает, олицетворяет надежность. И в цепочке бодрствующих, посылающих друг другу тайные сигналы через океаны, равны и истопники, и актеры ночного варьете, и поэт на своем чердаке, и внуковский летчик, уходящий в облака над Переделкином»
В итоге в стихотворении возникает «смешанная интонация тревоги и уюта (а уюта не бывает без тревоги)».
Сам Быков указывает, по крайней мере, на две языковые особенности:
а) сочетание разномасштабных вещей, образующих глобальную связь, и
б) «“горят материки”, и “страшный, страшный крен”, и “неведомые вселенные” – лексика-то всё неспокойная; но в этой тревожной ночи звук летящего самолета успокаивает, олицетворяет надежность», т.е. возникает уравновешенность, гармония тревоги и покоя.
Допустим, словесные сочетания – это языковые средства. Но звук летящего самолета? Где он в тексте? «Звук самолета» предполагает, что он может быть выражен какими-то фонетическими средствами – скорее всего, ассонансами.
К летчику (самолету) здесь относятся строфы 1, 2, 4:

1.
Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.
2.
Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.
4.
Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.

Никаких ассонансов, пронизывающих этот текст, создающих впечатление непрерывного гула самолета, здесь нет. Есть два-три повторения одного и того же звука или фонемы – буквально в одном слове: прОвОлОчек (но звуки разные, так что на слух это воспринимается как пр[А]в[А]лочек), [А]бл[А]к[А], п[А]т[А]нул. Это частичный сингармонизм гласных внутри слова, т.е. ассонанс даже не объединяет слова, стоящие рядом. Звукопись оказывается прерывистой, синкопированной. В первой строфе есть опорное звуковое сочетание [ОЧ] в словах проволочек, ночь, летчик: провол[ОЧ]ек, н[ОЧ]ь, л[’ОЧ]чик. Это звуковой пунктир, скорее прерывающий плавное поступательное движение текста, а вовсе не работающий на создание фонетического гула. То есть Пастернак не пошел по простейшему пути, не стал прибегать к ассонансу, живописующему гудение самолета, т.е. не стал создавать звукового единообразия. (В общем-то образ непрерывности, единого потока относится скорее к ночи, но создается он не фонетическими, а лексическими средствами:

Идет БЕЗ ПРОВОЛОЧЕК
И ТАЕТ ночь –

Т.е. идет без нарушений ритма, равномерно).
Но можно сказать, что на фонетическом уровне поэт делает то же, что Д. Быков отмечает на уровне лексики (вернее, номинации) – соединяет разнохарактерные вещи. На уровне наименований связываются несопоставимые объекты: истопники – Млечный путь – парижский фарс – поэт. На уровне фонетики – повторение разных звуков или звуковых комбинаций, т.е. короткие ассонансы и микроаллитерации: [А]бл[А]к[А]; поТоНул в ТумаНе; иСче[С] в его СТруе; СТав креСТиком; провол[ОЧ]ек – н[ОЧ]ь – л[’ОЧ]чик. Такая же разнородная звукопись, содержащая микроассонансы и микроаллитерации, встречается и дальше: КАЗАрмЫ – в[А]КЗАЛЫ; блуЖдают, сбивШись в куЧу (шипящие); стРашным, стРашным кРеном; Не СПяТ иСТоПНики (и здесь же ассонанс – повторение звука [и]: н[И] спят ИстопнИкИ) и др.
Итак, разномасштабные образы на уровне содержания корреспондируют с разнотипными звуками на уровне формы – и это вместе создает особую гармонию этого текста.
Идем далее. Я совершенно согласен с тем, что эстетический эффект стихотворения строится на балансе тревоги и покоя. Делается это различными средствами. Например, в первой строфе:

Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака

– ритм первых двух строк сбивается за счет enjambement’а, в двух следующих он выравнивается. В первой части сложного предложения порядок слов нарушен, во второй части прямой порядок слов сохраняется.
В этой строфе есть дополнительные средства упорядочения: первые две строки начинаются глаголами: идет – и тает (морфологическая анафора); первая и последняя строки связаны параллелизмом близких по семантике глаголов: идет – уходит. Но этот параллелизм на уровне идеи текста является антитетоном: ночь движется своим ходом – и человек (один из тех, кто противостоит, сопротивляется ей) свершает своё движение.
Синхронность этих двух процессов подчеркивается темпоральным союзом пока – он выделяется enjambement’ом. (Это contre-rejet – переброс в предшествующую строку).
В строфах 4 и 5 проводится тема сдвига, смещения:

4.
ВСЕМ КОРПУСОМ НА ТУЧУ
ЛОЖИТСЯ ТЕНЬ КРЫЛА.
Блуждают, СБИВШИСЬ В КУЧУ,
Небесные тела.
5.
И страшным, страшным КРЕНОМ
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
ПОВЕРНУТ Млечный путь.

Этот мотив поддерживается синтаксически – изменением прямого порядка слов, особенно в 5 строфе.
Содержание строки И страшным, страшным КРЕНОМ выражено пластически – через повтор, отодвигающий слово крен в конец строки: строка будто сама «накреняется», нарушается симметрия, равновесие. Обе строфы создают образ мироздания, пронизанного той самой тревогой, о которой пишет Быков. Вселенная объята интенсивным вихревым движением. Покой – «спящий мир» – это лишь иллюзия, он «нам только снится». Мир весь в Гераклитовом движении огненной материи:

6.
В пространствах беспредельных
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.

Упоминаются именно те люди, которые по сути своей профессии поддерживают огонь: кочегары, истопники. Это – сотрудники вселенной. Летчик – из того же ряда, движение самолета связано с огнем. И в предпоследней строфе летчик поставлен в общий контекст со звездой – концентрацией огненной материи. Мир постоянно претерпевает метаморфозы. Материальное как будто теряет вещественность. О летчике:

2.
Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.

(Образ ткани, на первый взгляд, не очень уместен, но ткань – это материя в самом широком смысле. Струя тумана – тоже как будто не очень естественное сочетание. Но Пастернаку, видимо, нужен еще один образ преобразившейся и стремительно движущейся материи). И, напротив, невесомая тень крыла обретает плотность и тяжесть, ложится всем корпусом на тучу.
Предмет превращается в след, а след (тень) опредмечивается.
Быков пишет о том, что Пастернак соединяет разномасштабные вещи и достигает смыслового эффекта всеобщего единства именно за счет их несовместимости.
Замечу, что у Пастернака вообще часто встречаются перечисления предметов, это одна из черт его идиостиля. Но я бы не сказал, что здесь они выбраны случайно. Есть некоторые закономерности их отбора.

3.
Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.
4.
Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.

Объекты, упомянутые в строфе 4, раздвигают кругозор, создают панораму земли сверху – пока еще не из космоса, но будет и космический взгляд. Прежде всего это относится к чужим городам – обобщенному образу, а всё остальное – детализация. Конечно, логика последовательности объектов несколько нарушена: сначала конкретное (бары) – потом обобщенное (города) – потом снова конкретное. Но даже это нарушение идет тексту на пользу: оно включается в общую систему поэтики стихотворения, где всё смещено. Ночные бары – это прежде всего синекдохические знаки активной ночной жизни, хотя и легкомысленной. Казармы – тоже синекдоха, образ армии, которая на боевом посту (военные в казармах, конечно, отдыхают, но ведь и там кто-то на дежурстве). Поезда и связанные с ними вокзалы перекликаются с самолетом. Транспортные средства, отсылающие к тем, кто ночью не спит, а осуществляет разумное, целенаправленное движение, – так сказать, «связующие нити», объединяющие мир (см. образы нитей, ткани в связи с летчиком). Летчик и машинисты поездов создают фундаментальную оппозицию данного текста: верх – низ (в данном случае: движение в небе – движение на земле). Эта оппозиция моделирует, держит на себе всё стихотворение.
Поэтому фрагмент, очерченный строфами 3 и 4-5, закольцован двумя аналогичными образами. Ночные бары – естественно, ярко освещенные, – подобны небесным телам и созвездиям Млечного пути. Этим мотивировано движение вверх и встречное движение вниз, причем низ и верх трактуются не только в буквальном, но и в переносном смысле – как приземленное и возвышенное:
а) от баров, выглядящих сверху как земные созвездия, к Млечному пути;
б) от Венеры и Марса к парижскому фарсу.
У меня возникает индивидуальная ассоциация с «Путешествием на Луну» Мельеса, до определенной степени стилистически подкрепляющая это «легкомысленное» сочетание планет и фарса:

7.
В Париже из-под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.

(Планеты спускаются на землю – подобно тому, как художник на чердаке в Германии будто воспаряет в космос и смотрит на Землю – на планету – оттуда). В двух последних строфах, построенных по общей модели:

10.
Не спи, не спи, РАБОТАЙ,
НЕ ПРЕРЫВАЙ ТРУДА,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
11.
НЕ СПИ, НЕ СПИ, художник,
НЕ ПРЕДАВАЙСЯ.
Ты – вечности заложник
У времени в плену

Экзергасия – наряду с повторами (эпаналепсисом, периодом) – передает интонацию настойчивости.
Динамика образов в сравнениях: как летчик – стремление ввысь, как звезда – выход в космос.
Художника и летчика связывает взгляд на землю сверху, причем у художника это взгляд уже из космоса:

9.
Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот –

Хотя смотрит он всего лишь из окна мансарды. Физически он приподнят над землей гораздо меньше, чем летчик, но его кругозор несравненно шире – он охватывает и небосвод. Привязанность к земному и камерному сочетается со вселенским взглядом. Старинный чердак – это в известном смысле тюремная камера для заложника вечности в плену у времени, но она не может поработить и ограничить его бесконечный дух.
Для этой идеи Пастернак находит точный лингвистический эквивалент. Время, как известно, выражается глагольными формами. В стихотворении абсолютно доминирует настоящее время, причем по отношению к миру людей это настоящее актуальное, привязывающее людей к моменту речи (т.е. грамматически выражающее идею плена у времени): летчик УХОДИТ в облака. Но в большинстве случаев настоящее актуальное имеет оттенок имагинативного, т.е. описывает процессы, происходящие в воображении автора, – например, по отношению к тому же летчику: всем корпусом на тучу ЛОЖИТСЯ тень крыла . Пастернак этого не может видеть, но представляет. То же относится к фразамКому-нибудь НЕ СПИТСЯ… , Он СМОТРИТ на планету… И уж тем более – к Венере и Марсу, глядящим в парижские афиши. В других случаях настоящее приобретает еще и абитуальный оттенок: то, что в воображении поэта происходит в момент речи, относится к обычному поведению людей:

В пространствах беспредельных
ГОРЯТ материки
(т.е. горят огни, зажженные людьми),
В подвалах и котельных
НЕ СПЯТ истопники.

Таким образом, через имагинативный и абитуальный оттенки настоящее актуальное (срав. с английским Present Continious) растворяется в неактуальном (Present Indefinite), теряет привязанность (только) к моменту речи. Иными словами: временное приобретает оттенок вечного – вечность постепенно освобождается из плена времени. Тенденция эта достигает апогея в двух последних строфах, где грамматические формы времени исчезают совершенно. Во фразеТы – вечности заложник У времени в плену
глагол быть (ты ЕСТЬ) представлен в виде нулевой связки, т.е. дематериализован. Остальные глагольные формы – не спи, работай, не прерывай, борись, не предавайся (сну) – императивы, не выражающие категорию времени. Смысл этих призывов: освободи вечность от гнета времени.
Название стихотворения приобретает неожиданный смысл. Ночь – это не сон, покой и мрак. Эта ночь полна движения и огня. Это образ грандиозного вселенского труда, в котором участвует человек.

Александр Флоря

У произведения нет ни одного комментария, вы можете стать первым!

Борис Пастернак
Ночь

Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.

Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.

Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.

Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.

И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.

В пространствах беспредельных
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.

В Париже из-под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.

Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.

Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.

Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты - вечности заложник
У времени в плену.

Бори́с Леони́дович Пастерна́к (29 января 1890, Москва - 30 мая 1960, Переделкино, Московская область) - русский писатель, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).
Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга - «Близнец в тучах» - в конце того же года (на обложке 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью); остальные ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!