Филология. Основы русской филологии

БИЛЕТ № 1

Филология представляет собой комплекс научных дисциплин, изучающих духовную культуру человека посредством анализа письменных текстов.

Филология – содружество гуманитарных дисциплин, изучающих культуру человека через язык и стилистический анализ письменных текстов.

Основная область исследования – духовная культура человека.

Культура общества – это система ценностей данного общества. Ценности – это то, что создано в обществе: художественные, музыкальные и другие произведения духовной культуры или то, что человек считает ценностями: дружба, любовь и т. д..

Лихачёв: «Культура – это святыня народы, святыня нации.

Для познания культуры важны и публицистические ценности, и литературные тексты, и религиозные тексты. Именно в письменных текстах отражена история народа .

Филология выросла из притекстовых комментариев. Комментарии делались над непонятными словами – глоссарии .

Первым текстом, подвергшимся кмментариям, был текст Гомера.

Первое филологическое сочинение – трактат «Об образах» («Сборник Святослава» 1073 года).

Филология имеет дело с определённой культурой или группой родственных народов, поэтому существуют классическая, германская, славянская и т. д. филологии.

Объект исследования классической филологии – письменное наследие античной эпохи. Именно в Древней Греции слово филология начинает употребляться в значении, близком к современному . Классическая филология оказала огромное влияние на развитие всей мировой литературы. Классическая филология возникла в древние времена, продолжала развиваться в средние века, своего расцвета достигает в эпоху Возрождения.

К XVIII в . складывается современное понятие филологии, и большую роль в этом сыграла классическая филология. Наряду с классической филологией к XIX веку начали развиваться другие филологии, в том числе и славянская филология.

Развитию славянской филологии как науки предшествовало появление грамматики славянских языков. У истоков славянской филологии стоял хорватский учёный Юрий Крижанич (1612-1683), но основоположником славянской филологии был чешский учёный Йозеф Добровский (1753 – 1829).



Формирование славянской филологии было обусловлено рядом факторов, два из которых являются основными: интерес европейских народов к своим национальным источникам, национальным корням; тенденция внутриславянского развития.

I фактор был обусловлен оформлением романтического мировоззрения в этот период.

II фактор связан с национально-освободительным движением некоторых славянских народов с турецким владычеством.

Область изучения славянской филологии духовная культура славянских народов через письменные наследия этих народов.

XIX – XXI вв. – современная филология; «Международный комитет славистов » (1955 год, Беларусь, Югославия) – усилия нескольких сотен славистов. Раз в пять лет происходят международные съезды славистов в одной из столиц славянских государств.

Русская филология – часть славянской филологии; она изучает духовную культуру русского народа посредством анализа письменных текстов. Систематизация письменного наследия начинается в ХV веке («Рукописное собрание Кирилло-Белозерского монастыря»). Подобного рода систематизация имеет место и в XVI, и в XVII веке; в XVIII начинается описание летописного наследия. На рубеже ХVIII – XIX веков граф Румянцев занимается собранием древнерусских рукописей. Это собрание было положено в основу «Румянцевского музея».

Описанием рукописей занимался Востоков.

Ломоносов закладывал основы русской филологии как науки. У него есть два филологических труда.

«Российская грамматика» Ломоносова напечатана в 1757 г., «Трактат о пользе книг церковных в российском языке» - 1758 год.

Славянская филология представляет собой комплекс наук, включающих в себя славянскую литературу, славянское языкознание и славянскую фольклористику.

Славянская филология – часть более общей науки славяноведения или славистики. Славяноведение – комплекс научных дисциплин о языке, литературах, фольклоре, материальной и духовной культуре и истории славянских народов.

Славяноведение – синтез дисциплин, состоящий из нескольких направлений.

Филологические дисциплины:

  1. языкознание / лингвистика

Языкознание, или лингвистика , - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

  1. литературоведение

Литературове́дение - наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры. Главные отрасли: теория литературы,история литературы и литературная критика. В литературоведении есть много направлений, в том числе нетрадиционных - психоаналитическое ипсихиатрическое.

  1. фольклористик а

Фольклористика – наука об устном народном творчестве, фольклоре. Выделилась в особую область знаний на рубеже 18-19 в.в., когда возникли идеи народности. Это возникновение совпало с большим интересом к древним мифам, к которым отнесли и жанры устного народного творчества. В фольклоре в ту пору были открыты его демократическая природа, единство национальных и общечеловеческих начал. В середине 19 века во всем мире укрепился собирательский интерес по отношению к произведениям фольклора. Теория миграций сюжетов укрепляла представление об общечеловечности мирового фольклора.

Одной из первых научных школ фольклористики была мифологическая, которая объявляла фольклор результатом бессознательного коллективного творчества «народной души» (братья В. и Я.Гримм – в Германии, А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев в России). Параллельно существовала просветительская школа фольклористики, в которой при всем научном пиетете перед фольклором звучали критические нотки: констатировались предрассудки и ограниченность эстетических идеалов фольклора.

Во второй половине 19 века в европейской фольклористике сложилась «антропологическая школа», которая объясняла сюжетное сходство в национальных фольклорных явлениях общностью разных народов и рас, биологическим единством человеческого рода. В начале 20 века возникла «народно-психологическая школа», которая пыталась понять психологические законы возникновения сюжетов и типов в фольклоре. Тогда же получило распространение социологическое изучение, которое в России стало назваться исторической школой. Она стремилась представить фольклор как нечто, обусловленное социальной действительностью (В.Ф.Миллер, Б.М.Соколов). Фольклористика представлена как научная и учебная дисциплина в академических институтах и на всех филологических факультетах вузов.

  1. текстология

Текстология (от лат. textum - связь слов, и др.-греч. λόγος - зд. учение) - вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю возникновения и судьбу текста художественных и других произведений.

По определению текстолога А. Л. Гришунина: «Текстология − это отрасль филологических наук, изучающая произведения письменности и литературы в целях восстановления истории, критической проверки и установления их текстов, используемых затем для дальнейшего исследования, интерпретации, публикации и других целей.

  1. палеография.

Значение слова Палеография по Ефремовой:

Палеография - вспомогательная филологическая дисциплина, занимающаяся изучением древних рукописей с точки зрения способа написания букв, их форм, особенностей материала, на который они нанесены, и т.п. с целью определения времени и места их написания.

Значение слова Палеография по Ожегову:

Палеография - наука о развитии письменности, о древних рукописях, имеющая целью определение времени и места их возникновения по внешнему виду и письму

Палеография Особенности начертания букв и разделительных знаков рукописи.

Палеография в Энциклопедическом словаре:

Палеография - (от палео... и...графия) историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг. Палеография музыкальная изучает древние системы записи музыки, устанавливает принципы их расшифровки.

Современная филология, ее объекты и материал изучения. Статус филологии в современном секторе наук. Проблема понимания филологии на современном этапе развития. филология языкознание фольклорист

По С.С. Аверинцеву, Филология (греч. philologia, букв. - любовь к слову, от phileo - люблю и logos - слово) - содружество гуманитарных дисциплин - языкознания, литературоведения, текстологии, источниковедения, палеографии и др., изучающих духовную культуру человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей - исходная реальность филологии. Таким образом, это определение устанавливает: Статус филологии (филология - «содружество гуманитарных дисциплин») и состав входящих в нее наук (языкознание, литературоведение, текстология, источниковедение, палеография и др.); Объект изучения филологии - духовная культура человечества; Методы исследования - языковой и стилистический анализ; Материал исследования - письменные тексты.

В центре Ф стоит проблема понимания.Для реш.проблемы служат науч.методы, которые могут быть применены для изучения истории любого народа(герменевтика, критика). И при этом сохранить понимание Ф как историко-фил. комплекса о древних народах,т.е классич. Ф в одной из её версий.

Современная филология как отрасль науки. Филологические науки и дисциплины.

Вместе с историей, философией, культурологией, психологией филология образует область гуманит. знаний. Она включает в себя ряд дисциплин.

Фил. науки:

  • 1) языковые
  • 2) литературные

В число филологических научн. дисциплин входит несколько групп научных дисциплин:

  • 1) Существуют на стыке лингвистики и литературоведения.
  • А) Риторика - главная ее задача есть изучение речевой коммуникации в ее воздействии на читающего, слушающего посредством сообщения.
  • Б) Поэтика (творческое искусство) - это учение о том, как устроено лит. произведение, что есть творчество писателя, что есть лит.направление.
  • В) Лингвистическая поэтика - область поэтики, вниманиее которой сосредоточено на языке произведений.
  • Г) Стилистика - термин возник в нач.19 в в трудах ученого и писателя Новаллиса (наст. имя Фридрих фон Хандерберг.) Задача стилистики - изучение, употребления языка.
  • 2) Вспомогательные филологические дисциплины:
    • А) Текстология - изучает рукописные и печатные тексты худ. произведенийй, литературных, публицистических с целью их издания, интерпретации. Введен в 20-х годах ХХ века литературоведом Тумашевским. На западе используется термин «критика текста».
    • Б) Источниковедение - изучает способы разыскивания систематизации источников для дальн. использования лингвистикой и литературоведением.
    • В) Библиография - занимается учетом научной и печатной продукции и информацией о ней.
    • Г) Палеография и археография - дисциплины историко-филологической принадлежности, связаны с изучением древних текстов.
  • 3) Дисциплины на стыке ф-ии и др.наук.
  • А) Семиотика - изучает знаки и знаковые системы. Центральное понятие - знак.
  • Б) Герменевтика - (древнегреч. «объяснительное, истолковательное искусство».) Она изучает способы толкования смысла.
  • В) Теория текста - изучает текст в семиотическом смысле.
  • Г) Филологич. теория коммуникации - изучает деятельность человека по созданию и понимаю текста. Центральное понятие - коммуникативная деятельность человека-.
  • Д) Филологическая информатика - изучает пути и способы создания, хранения, обработки, передачи филологической информации при помощи компьютерных технологий.

Возникновение филологии как практической деятельности и как знания. Первые филологические профессии.

Филология, как практическая деятельность и как практич. ориентир. знания одновременно возникает и на Западе и на Востоке. В эпоху поздней античности(эллинизма)на Западе и в эпоху ханской империи на Востоке. Характерно, что первое направление практической деятельности фил.связаны с работами над письменными текстами и создания библиотеки (III-II вв. до н.э.-Александрийская библиотека). Библиотека в г. Пергам в передней Азии соперничает с АБ. В дальнейшем открывается школа при библиотеке. Это оказало влияние на филологию в Древнем Риме. *Учёные: Дионисий Фракийский, Аристарх(литературовед, критик)

Другое направление в филологии - практическое знание было связано с обучением. В Древней Греции в V веке до н.э. Направление заключалось в чтении и разборе текстов, что требовало переводов и комментариев. Это дало своеобразный толчок к появлению поэтики в V-IV вв. до н.э. Платон и Аристотель впервые описали типы литературных произведений (эпос, лирика, драма). Также, заложили основы учения о жанрах. Первые филологические профессии возникают благодаря созданию Дионисием первой грамматики греческого языка: толкователь, переводчик, учитель словесности и учитель риторики (ритор). Большее внимание уделяли мастерству красноречия. *Учебники по риторике: «Диалоги Платона», «Трактат Аристотеля», «Риторика».

Первые филологические профессии:

  • 1) Толкователь текстов
  • 2) Переводчик
  • 3) Учитель словесности
  • 4) Учитель риторики

Специализация филологического знания и дифференциация филологических наук (сер. 19-сер. 20 в.). Сравнительно-исторический подход к изучению языка, литературы и фольклора.

Внутри науки «Филология» неизбежно происходит процесс дифференциации филологических наук. В рамках новой филологии складываются национальные филологии - славянская, германская, романская, но продолжает существовать и классическая филология.

Второе направление науки приводит к формулировке филологии как комплексного знания(делится на дисциплины Языкознание, литературоведение и фольклористика).

В начале 19 века складываются предпосылки для возникновения сравнительно-исторического языкознания. Раск, Бопп, Гримм, Востоков внесли большой вклад в его развитие, восстановив картины исторического прошлого языков на основе выделения родственных языков, раскрытии закономерности их развития. Среди их заслуг - открытие регулярности языков, определение индоевропейской языковой семьи, создание сравнительной грамматики для вышеупомянутой группы, морфологическая структура санскрита(Бопп),

Итак, родство индоевроп.языков было доказано, а сравнительно-исторический метод стал одним из основных методов изучения языка.

Вклад А.Х.Востокова в сравнительно-историческое языкознание.

Первым представителем сравнительно-исторического языкознания в России явился Александр Христофорович Востоков (1781--1864) (занимался только славянскими языками). Он известен как поэт-лирик, автор одного из первых научных исследований русского тонического стихосложения, исследователь русских песен и пословиц, собиратель материала для славянского этимологического материала, автор двух грамматик русского языка, грамматики и словаря церковнославянского языка, издатель ряда древних памятников. В 1815 он обратился к занятиям языком памятников древнеславянской письменности. В 1820 им публикуется "Рассуждение о славянском языке", содержащее реконструкцию звуковых значений букв юс большой и юс малый и заложившее основы сравнительного славянского языкознания. В этом труде рассматриваются вопросы о периодизации истории славянских языков и их месте среди индоевропейских языков. А.Х. Востокову принадлежит подготовка теоретической и материальной базы для последующих исследований в области исторического словообразования, лексикологии, этимологии и даже морфонологии. Вклад А.Х. Востокова был сравнительным по методу и историческим по цели.Востоков является третьим основоположником сравнительного метода в языковедении. Востоков первый указал на необходимость сопоставления данных, заключающихся в памятниках мертвых языков, с фактами живых языков и диалектов, что позднее стало обязательным условием работы языковедов в сравнительно-историческом плане.

Возникновение «научной» филологии. Рубежное значение трудов Ф.А.Вольфа, А.Бёка, Г.Германна в определении предмета научной филологии.

Важным рубежом в развитии филологии стали труды ряда немецких ученых конца ХVIII -- середины XIX в.: Ф. А. Вольфа, А. Бёка, Ф. Шлейермахера и др.

Германия с середины ХVIII в. искала основы для сплочения народа. Этот поиск опирался на народный дух, народное творчество, разум, что неизбежно приводило к филологии. Именно в этот период и были заложены главные черты современной филологии. Этап филологии, начавшийся на рубеже ХVIII--ХIХ вв., по-учил название «новой филологии», а Вольф считается ее основателем.

В процессе филологических занятий и преподавания Вольф пришел к новому пониманию филологии как науки о древности.

В этой науке им выделяются две части:

1) Первую часть образуют так называемые служебные науки, «подготавливающие доступ к предметам» изучения.

В эту группу входят три науки:

  • А) грамматика -- наука «обо всех периодах жизни языка» , т.е. фактически это языкознание;
  • Б) герменевтика -- «искусство проницательно раскрывать мысли автора из их изложения»;
  • В) филологическая критика, изучающая время создания, подлинность и исконность памятников, их первоначальный вид.
  • 2) Вторую часть составляют науки, изучающие разные стороны жизни народов древней Греции и Древнего Рима. Таковы древняя география, история, мифология, история литературы, история искусств и др.

Идеи Ф.А. Вольфа получили развитие в трудах его современников.

Фридрих Шлейермахер (1768--1834) признается создателем современной герменевтики как науки о понимании. В отличие от экзегетики, толкующей только сакральные тексты, герменевтика, по Шлейермахеру, изучает понимание любого текста. Его главный тезис: «Понимать речь сперва так же хорошо, а потом и лучше, чем ее автор». Герменевтика тесно связана с риторикой.

«Новая филология» обретает смысл своего существования: в центре филологии стоит проблема понимания; решению этой проблемы служат герменевтика, критика и др.. При этом сохраняется понимание филологии и как историко-филологического комплекса знаний о древних народах (классическая филология в одной из ее версий). В течение ХIХ в. произойдет размежевание филологии и истории. Так началось превращение филологии как комплексного знания в филологию как комплекс наук и научных дисциплин.

Братья Гримм и формирование фольклористики как филологической дисциплины.

Фольклористика -- наука, изучающая народное творчество (фольклор), находящаяся на стыке этнографии, литературоведения и музыкознания. В сфере научных интересов фольклористики находится собирание, издание, типологизация и общее изучение народного творчества.

Возникновение системного интереса к народному творчеству было связано с любителями -- собирателями народного фольклора. На протяжении XVIII века в Западной Европе этот интерес нарастал, а зарождение романтического направления в философии науки и искусстве в начале XIX века, стало движителем оформления целого научного направления -- фольклористики. Её представители, в том числе известнейшие Вильгельм и Якоб Гримм (особенно Якоб), пытались вскрыть в народном творчестве древнейший пласт мифологических представлений, при этом зачастую используя методы, аналогичные применяемым в сравнительном языкознании.

Братья Вильгельм и Якоб Гримм - знаменитые немецкие ученые, основатели германской филологии. Также считаются отцами-основателями германистики, основателями мифологической школы в фольклористике и составителями первого этимологического словаря немецкого языка. Гримм приобрели всемирную славу благодаря сборнику «Детские и семейные сказки» - сборнику сказок, собранных в немецких землях, литературно обработанных Якобом и Вильгельмом и

изданных в 1812 году. Влияние «Детских и семейных сказок» братьев Гримм. на развитие фольклористики огромно; можно сказать, что именно с этого сборника начинает свое существование наука о сказке, как особый отдел изучения устной словесности. В настоящее время сборник известен под названием «Сказки братьев Гримм». В примечаниях к сказкам братья Гримм приводили многочисленные параллели из фольклора европейских народов.

Первые отечественные научные грамматики и словари (грамматики Барсова, Ломоносова).

«Российская грамматика» -- одно из главных филологических сочинений М. В. Ломоносова и одно из важнейших по значимости в истории русской филологии. Первая печатная (типографски изданная) русская научная грамматика на родном языке. Была опубликована в 1755 году. В ней впервые со всей полнотой описывался русский язык того времени, впервые фактически устанавливалась норма литературного языка.

В 1771 году Антоном Барсовым была составлена книга «Краткие правила российской грамматики». Из всех работ того времени она являлась наиболее полным описанием русского языка и вместе с тем уникальным произведением русской лингвистической мысли. Однако она осталась в рукописи и была опубликована лишь в 1981 году.

Первые научные словари и грамматики

Адодуров и Барсов, грамматика была написана в 1740 году, состояла из нескольких частей:

  • · Орфография
  • · Этимология
  • · Синтаксис
  • · Просодий(словоударение)

Барсов А(1730-1791) профессор московского университета в течение 30 лет, был учителем Карамзина. Также он участвовал в подготовке словаря академии российской. В процессе подготовки он предложил усовершенствование русской орфографии, например убрать букву фиту(?неразборчиво), потому что она сходна с буквой ё((или а, а может о о)тоже неразборчиво).

Грамматика представляет собой описание языка, содержит уникальный материал участвовавший в становлении языка.

Грамматика состоит из 5 частей: орфоэпия, словоударение, правописание, словопроисхождение, словосочинение(синтаксис). Грамматика Барсова была в 1981 профессором Успенским. Дальше пол страницы воды.

В.К.Тредиаковский - первый русский филолог.

Тредиаковский Василий Кириллович (1703 - 1769). Один из основателей русского классицизма. Перевел на русский язык роман Тальмана “Езда на остров любви” (1730), что оказало большое влияние на формирование новой русской литературы.

Трактат “Новый и краткий способ к сложению российских стихов” (1735) - здесь Тредиаковский изложил принципы силлабо-тонического стихосложения. (syllabe - слог, tonos - ударение), т.е. способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Позже, Ломоносов, развивая идеи Тредиаковского, создал стройную систему русского стихосложения.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной - случай берегут.

(Пример силлабо-тонического стихосложения)

Тредиаковский был первым человеком в России, который назвал себя филологом по призванию и по научной специальности.

М.В. Ломоносов и развитие русской филологии.

Ломоносов стоял у истоков многих филологических дисциплин - лингвистики, сравнительного языкознания, литературоведения, стиховедения и др. В «Российской грамматике» (1755), Ломоносов разработал понятия о частях речи, систематизировал проблемы русской орфографии и пунктуации. Книги Ломоносова «Краткое руководство к риторике» (1743) и «Риторика» (1748) стали первыми руководствами по красноречию на русском языке и оказали влияние на все последующие этапы развития этой дисциплины в России. Также создаёт «Российскую грамматику» -- основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Ломоносов - создатель теории «трёх штилей» («Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»), которая надолго определила развитие стиля русской поэзии. Он описал основные принципы взаимодействия церковнославянского и русского элементов в составе русского литературного языка, систематизировал литературные стили и жанры и установил общий принцип их взаимодействия: каждому «штилю» должны соответствовать свои жанры («высокому» - героические поэмы, оды, трагедии; «среднему» - драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии; «низкому» - комедии, эпиграммы, песни, басни). С именем Ломоносова связан важнейший этап формирования силлабо-тонической системы стихосложения в России(совместно с Тредияковским). В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) он доказал, что русский язык даёт возможность писать как двусложными, так и трёхсложными размерами, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины; именно Ломоносов создал классический русский четырёхстопный ямб. Ломоносов писал трагедии («Тамира и Селим», «Демофонт»), идиллии («Полидор»), поэмы («Петр Великий»), анакреонтические и сатирические стихотворения. Наибольший успех имели его опыты в жанрах торжественной и духовной оды, воспринятые многими поколениями русских поэтов как образцовые. Академическая и придворная деятельность Ломоносова содействовали укреплению ценностного статуса поэзии в русской культуре. Поэзия Ломоносова оказала влияние на Державина, Пушкина, Тютчева и многих других русских поэтов XVIII-XIX вв., а в начале ХХ века своеобразно отозвалась в творчестве Маяковского и некоторых других поэтов Серебряного века. В.Г. Белинский писал, что с Ломоносова начинается русская литература: «он был её Петром Великим», так как дал направление «нашему языку и нашей литературе».

Вопрос 11.

Отечественная словесность 19 века как ипостась филологии (труды А.А. Потебни, Словарь В.И.Даля).

Потебня(1835 - 1891)Идеи Гумбольта сыграли большую роль в формировании взглядов Потебни. Опираясь на работы Гумбольта и Штейнталя, Потебня создал оригинальную концепцию, которая рассматривает язык как речемыслительную деятельность. Труды П. оказали влияние на развитие филологии, особенно языкознания, прежде всего в области синтаксиса. Важнейшие работы П.: «Мысль и язык» (1862), где анализируются связи языка и мышления; докторская диссертация «Из записок по русской грамматике» (т. 1--2, 1874, т. 3, 1899, т. 4, 1941), посвященной главным образом синтаксическим проблемам (анализ понятий слова, грамматические формы, грамматические категории и др.); «Из записок по теории словесности» (1905).

Словарь Даля. «Толковый словарь живого великорусского языка» - словарь, составленный В.И.Далем в середине 19в. Один из крупнейших словарей русского языка. Он является фундаментальным трудом русской филологической и лексикографической мысли. В словаре содержится около 200 тыс. слов. В основе словаря лежит живой народный язык с его областными видоизменениями, словарь включает лексику письменной и устной речи XIX века, терминологию и фразеологию различных профессий и ремёсел. Словарь не только даёт информацию о языке, но и о народном быте, поверьях, приметах, другие этнографические сведения.

Александр Афанасьевич Потебня и его филологические взгляды.

Потебня Александр Афанасьевич(1835 - 1891) - украинский и русский филолог -славист, член Петербургской Академии Наук. Окончил Харьковский университет (1856). В 1860 защитил магистерскую диссертацию «О некоторых символах в славянской народной поэзии». С 1875 профессор Харьковского университета. Разрабатывал вопросы теории словесности, фольклора и этнографии, главным образом общего языкознания, фонетики, морфологии, синтаксиса, семасиологии. Много сделал в области славянской диалектологии и сравнительно-исторической грамматики. Потебня считал, что язык как один из видов человеческой деятельности имеет 3 стороны: - общечеловеческую - национальную -индивидуальную Речевая деятельность, по Потебне, - это взаимодействие языка, знаний говорящих и передаваемой мысли, а не логических форм и форм языка. Речемыслительная деятельность носит индивидуальный и активный характер. Развивая идеи Гумбольта на язык как на деятельность, Потебня рассматривал язык как ОРГАН СОЗДАНИЯ МЫСЛИ И КАК МОЩНЫЙ ФАКТОР ПОЗНАНИЯ. Анализируя процесс образования слова, Потебня показывает, что первой ступенью образования слова является простое отражения чувства в звуке. Затем идет осознание звука. Следующая ступень: осознание содержания мысли в звуке. С точки зрения Потебни, в каждом слове есть 2 значения: одно из них быстро забывается после возникновения. По существу - оно не является значением слова, а лишь знаком, символом, под которым нами мыслится собственно содержание слова. Апперцепция (познание мира) - наш прежний опят, запас усвоенных знаний, внутренняя форма слова - является средством апперцепции, именно потому, что она выражает общий признак свойственный как объясняемому, так и объясняющей.

Европейские школы филологии (конец 19-нач. 20 вв.).

В Европе складываются 4 основные школы филологии, которые характеризуются различным конкретным национальным материалом и общим материалом, связанным с классич. древностью и священным писанием. Существовали немецкая школа, англо-саксонская, французская и русская. Немец. Братья Гримм, библейская критика и герменевтика с философским уклоном.

Англо-саксонская школа разрабатывала основы семиотики(Чарльз Пирс,Ч.Морис). Разрабатывалась лингвистич.философия (Дж.Остен)

Франц.школа - теория дискурса. Методология толкования худож.текста, культорологич. направление сравнительно-историч.языкознания. (Эмиль Бенвенист)

Русская школа - труды Ломоносова, Тредьяковского, продолжались труды Даля, Потебни,

Зелинского, Соболевского. Л.В. Щерба, Винокур, Б.Ларин, Лихачев, Аверенцев, Бахтин.

Общелингвистическая концепция Вильгельма фон Гумбольдта.

Гумбольдт считается основателем теории языкознания и создателем цельной системы философии 19 в. Своими трудами он способствовал формированию общего языкознания, как отдельной дисциплины. Главная его работа - сочинение «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества».(1830-1835)

«Язык должен изучаться не как продукт (эргон), а как деятельность(energia). Язык - есть проявление творческого начала в духе народа", - пишет Гумбольдт.

Язык, по Гумбольдту, развивается как естественно данный объект, как природный организм. Различия в культурах есть только следствия исторического развития, различия в национальных системах.

Эволюция языка занимает важное место во взглядах Гумбольдта.

Вопрос 15.

Начало отечественной лексикографии.

Первым толковым словарем русского языка считается церковный словарь П.А.Алексеева(1773-1776гг). Ученый, богослов, церковный писатель. Объяснил 20 000 слов. Словарная статья включала в себя: слово заглавное, формальные характеристики, толкование слова, примеры, извлечения из текстов. Словарь имел учебное назначение.

Энциклопедия ученых и церковных терминов. Грамматика кастильского языка.

Санктпетербургская Академия Наук под руководством Ломоносова начала подготовительные работы по созданию толкового словаря рус.яз. В 1783г.была учреждена Российская Академия. С июня 1882г. по сентябрь 1884г. Екатериной 2 начал издаваться журнал «Собеседник любителей российского слова». Первый номер «Собеседника…» открывала ода Державина «Фелица». К1789-1794 годам 60 членов академии были заняты словарной работой.

Понятие научной парадигмы. Смена научных парадигм. Научные парадигмы в филологии, их принципы.

Научная парадигма - модель постановки проблем и их решения. Исходная концептуальная схема, которая господствует в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Понятийная сетка, через которую ученые рассматривают мир.

Научные парадигмы в филологии обусловлены фундаментальными св-вами языка, его лексической формой,системно-структурными основами его устройства, социально обусловленным характером возникновения языка и его употребления.

С помощью принципов передаются самые оригинальные мысли и новаторские теории парадигм. Для современной лингвистики характерны 4 принципа:

  • - эксансионизм
  • - функционализм
  • - антропоцентризм
  • - экспланаторность

Экспансионизм - выход в другие народы. Выделение новых областей знаний на границах науки и возникновение новых сдвоенных наук.

Антропоцентризм - изучение языка с целью познания его носителя-человека. Выявление человеческого фактора.

Функционализм - стремление выявить многообразие функций языка и объяснить ими языковую форму.

Экспланаторность - стремление найти каждому языковому явлению разумное объяснение.

Научные парадигмы исторически ограничены. Когда накоплена критическая масса фактов, которую трудно объяснить с позиции господствующей, она сменяется другой. Смену парадигм Томас Кун назвал научной революцией. Она возможна исключительно в естественных науках, а гуманитарно-социальные науки представляют сложную ситуацию. Ни одна из существующих парадигм не уходит полностью.

В середине 20в. Структурализм потеснил парадигму языкознания, а в 19в.- традиционную.

Отечественная филология 20 века. Направления и школы.

Отечественная филология 20 века опирается на традиции 19 века.

Направления и школы:

  • 1) Теория филологии.
  • 2) Разработка методологии и понятийно-терминологического аппарата филолог.наук.
  • 3) Учение о фонеме и фонологии.
  • 4) Язык худ. Литературы
  • 5) История и теория русистики.
  • 6) История и теория древнерусской литературы.
  • 7) Теория и практика лексикографии
  • 8) Славистика
  • 9) Этнолингвистика
  • 10) Социолингвистика
  • 11) Семиотический подход к языку, литературе и культуре
  • 12) Структурная поэтика
  • 13) Фольклористика
  • 14) Стиховедение
  • 15) Реконструкция праязыка и определения прародины индоевропейцев и др.народов.

Русский филолог Роман Якобсон: вклад в лингвистику и поэтику.

Роман Осипович Якобсон - российский и американский лингвист и литературовед. В 1926 стал одним из основателей Пражского лингвистического кружка, где исполнял должность вице-президента. Свою теорию языка разрабатывал на основе критического переосмысления идей Ф. де Соссюра в сотрудничестве с Н. С. Трубецким и другими лингвистами. В центре исследовательских интересов Я. находилось двуединство звука и значения в речи и языке (основа поэтики). Я. внес значительный вклад в развитие фонологии, её обновление и расширение. (Он предложил рассматривать в качестве ее предмета не фонемы, а различительные признаки, распространил применение структурных принципов на область морфологии, существенно усилил роль диахронии в фонологии, что позволило ему углубить теорию эволюции языка). Используя типологический подход, он нашел ключ к объяснению происходящих в языке глубоких сдвигов и изменений. Он сыграл важную роль в разработке новейших методов грамматического описания языковых явлений. Я. много сделал для определения места лингвистики среди других наук (например, математики, биологии). Был инициатором применения лингвистики в семиотике. Также, создаёт совершенно новую концепцию поэтики, в основе которой лежит лингвистический взгляд на словесное творчество -- литературу, поэзию и фольклор. Якобсон закладывает основы направления нейролингвистики. Роман Якобсон умирает в 1982 году в Бостоне и просит написать на своей надгробной доске всего 2 слова «русский филолог».

Вопрос 19.

Модель Романа Якобсона (работа «Лингвистика и поэтика»).

Центральное место в исследованиях Р. Якобсона занимала связь лингвистики и литературоведения, кот. проявлялась в поэтике (работа «Лингвистика и поэтика», 1975). По мнению Якобсона, поэтика в литературоведческих исследованиях должна занимать ведущее место по отношению ко всем типам речевого поведения и видам искусства. Основной проблемой поэтики является вопрос «благодаря чему речевое сообщение становится произведением искусства?». Якобсон сформулировал схему коммуникации и типологию видов переводов.

Это 6 функций языка и 6 инстанций речевого акта: Установка на отправителя - адресанта, которой отвечает эмотивная функция языка, имеющая целью выражение его отношения к тому, что он говорит; Установка на адресата - конативная функция языка. Сюда подпадают такие формы речи, как звательный падеж и повелительное наклонение. Она выражает непосредственное воздействие на собеседника; Установка на сообщение - поэтическая функция. Это центральная функция для словесного искусства, для которого характерно большее внимание к форме, чем к содержанию сообщения; Установка на систему языка связана с кодом - метаязыковая функция, т.е. функция толкования; Установка на действительность - контекст - референтивная, или когнитивная функция ориентирована на контекст и представляет собой отсылку на объект, о котором идет речь в сообщении; Установка на контакт - фатическая, или контактно-устанавливающая функция. Для нее важна не передача информации, а поддержание контакта.

Вопрос 20.

М.М. Бахтин как теоретик европейской культуры и искусства (философско-филологические взгляды).

Михаимл Михамйлович Бахтимн (5 (17) ноября 1895 -- 6 марта 1975) -- русский философ и мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении.

По Бахтину, фундаментальная основа филологии -- идея диалогизма. Слово находится в отношениях диалога с другими словами. Это значит, что оно не только обращено к предмету, процессу и пр., который обозначает, но «разговаривает», «перекликается» с другими словами данного и иных текстов. То же относится к высказыванию и тексту.

«Жить -- значит участвовать в диалоге», -- писал М.М. Бахтин

Общефилологическая значимость текста на современном этапе. Текст в мире текстов. Интертекстуальные и текстообразовательные отношения между текстами.

Широкое понятие текста - языковое произведение неограниченной длины. Текст - понятие лингвистики, который получил междисциплинарное и общеметодологическое значение в современной философии и науке.

Тексты существуют не поодиночке, а во взаимодействии друг с другом, образуя мир текстов -- отдельную область реальности, заполненную текстами. В основе взаимодействия текстов лежат диалогические отношения между ними. Идея диалогических отношений между текстами принадлежит М.М. Бахтину, который считает, что диалогические отношения есть отношения смысловые.

Итертекстуальные отношения (лат. inter -- между) -- это отношения между текстом и включенными в него уже существующими текстами (их фрагментами). Термин введен Ю. Кристевой в развитие идей М.М. Бахтина о диалогических отношениях между текстами.

Каждый из текстов, не только художественный, существует в своем интертекстуальном пространстве. В него входят тексты, «реакцией» на которые и является текст данный. Такого рода пространство демонстрирует тот фрагмент современной культуры и культуры прошлого, к которому обращается текст и который «преобразован» в тексте.

Отношения текстообразования. Текстообразовательными являются отношения между текстами, один из которых произведен от другого (других).

Примеры: текст аннотации -- это производное от текста аннотируемого произведения; текст газетного номера есть производное от текстов, составляющих этот номер; текст рекламы и «тот же» текст рекламы, перенесенный, например, в художественный текст; слух и текст, его распространяющий.

Функциональное понимание текста и его значение для современной филологии.

Функции текста (по Ю.М.Лотману).

Текст - сплетение, структура и связанное изложение неограниченной длины. (понятие лингвистики) Гуманитарные науки обозначили свою специфику путем выделения специального метода - анализа текста.

Ф. де Соссюр: «поскольку языковая деят-ть в большинстве случаев не доступна непосредственному наблюдению, лингвисту приходится считаться с написанными текстами как с единственным источниками».

Тексты являются предметом исследования не только лингвистики, но и др наук: истории, литературоведения. Вопрос, что такое текст, до сих пор не получил точного ответа. Текст - это слова, предложения в определенной связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, док-т, сочинение, напечатанное, написанное или запечатленное в памяти.

Признаки текста как объекта филологии:

  • - коммуникативность (текст квалифицируется как высшая коммуникативная единица языка)
  • - системная организация (признак, выражающий принципы структуры текста)

Текст имеет не только значение - он имеет смысл. Ю.М. Лотман писал о функциях текста:

  • 1) Фунц-я вместилища некоего смысла, текст упаковывает смысл.
  • 2) Текст - генератор смыслов. Один и тот же текст разными людьми может истолковываться по-разному
  • 3) Текст как конденсатор культурной памяти. Тексты взаимодействую друг с другом, образуя мир текстов. В современной гуманитарной науке говорят не о тексте, а о дискурсе. Дискурс - речь, рассматриваемая как социальное действие. Дискурс - явление более широкое, чем текст и динамическое (процесс и рез-т сразу).

Естественный человеческий язык: соссюровское и гумбольдовское понимание языка. Плодотворность функционального понимания языка для современной филологии.

Естественный человеческий язык был всегда в центре внимания филологии. Ф. де Соссюр сформулировал значимость языка в традиционном понимании: язык востребован филологией для того, чтобы сравнивать тексты разных эпох, расшифровывать надписи на архаических языках. Также он писал: «Единственный и истинный объект лингвистики - язык, рассматриваемый в самом себе и для себя». По Соссюру, язык - система знаков. По Гумбольдту, язык есть деятельность, т.е. находится в постоянном движении. Поэтому язык изучается как система знаком в процессе деятельности (жизни) Главное, в чем проявляется актуальность языка в художественной литературе - способы сочетания языковых средств в тексте (метафоры, различные тропы). Что в языке существенно с позиции филологических наук: Функциональность. Язык обеспечивает все сферы нашей жизни. Без него нет общения и сознания. Коммуникативная функция и когнитивная (познавательная) функции языка. Язык как система имеет свои единицы: слово и предложение. Язык в действии: единица -высказывание. В отличии от слова и предложения высказывание создается говорящим/пишущим во имя слушающего/ читающего каждый раз заново и в новой ситуации. Язык в действии представляет собой механизм, производящий высказывание о человеке, предметах, явлениях.

Многие люди воспринимают филологические науки как нечто весьма туманное и абстрактное. Они знают, что данный процесс связан с изучением языков, но более подробной информацией не владеют. И только те, кто окончил факультет филологии, могут точно и увлекательно раскрыть все стороны словесной науки.

Понятие о науке

Филология - которая занимается изучением духовности разных народов, анализирует их письменность, детально постигает особенности того или иного языка, после чего собирает полученные знания в единое целое.

Известно, что письменные тексты - один из источников, отражающих историю народа. Первые из них появились в виде комментариев к сложным словам, встречающимся в словарях, трактатах и религиозных письменах. Гомер был первым, чьи пометки подверглись тщательному анализу.

Филология включает в себя множество предметов, и каждый их них занимается своей отраслью. Романо-германская филология, к примеру, является самой распространенной в мире, так как занимается анализом романских и германских языков.

При этом романские языки включают в себя:

  • французский;
  • итальянский;
  • испанский и другие.

Германская группа в числе многих изучает английский и немецкий языки, одни из самых распространенных на сегодняшний день.

История развития

Филологические науки появились давно, еще в Древней Греции. Сначала произошло их возникновение, затем развитие (на протяжении средних веков), а уже в период Возрождения - расцвет в полную силу. Само понятие «филология» начало формироваться в XVIII веке. Тогда речь шла только о классической отрасли, за ней впоследствии возникла славянская. Основателем славянской ветки является чешский ученый Добровский Йосеф.

Несложно понять причину, по которой началось развитие филологии. Европейцы стали интересоваться своими национальными корнями, источниками, тенденциями развития. Способствовало этому оформление романтического мировоззрения в тот период, а также начало борьбы с турецкими захватчиками.

Что касается других видов науки: каждая из них очень углубленно изучает определенную отрасль и народы, имеющие к ней отношение. В мире существует множество общественных организаций, которые занимаются одним общим делом, время от времени собираются и обмениваются своими достижениями.

Комплекс наук

Для полного понимания того, чем занимается филология, стоит раскрыть, какие филологические науки являются ее составляющими:

  • Языкознание. Второе название - лингвистика, изучающая саму суть языка, его функцию, структуру.
  • Литературоведение. Рассматривает историю литературы, ее развитие и влияние на культуру народа.
  • Фольклористика. Народное творчество, фольклор, мифы и легенды - это основные предметы изучения.
  • Текстология. В центре ее внимания произведения разных авторов, история их появления и дальнейшая судьба.
  • Палеография. Эта наука изучает рукописи древности, их формы, стили, время и место создания.

Как можно увидеть из данной информации, филологические науки изучают язык со всех возможных сторон.

Известные филологи

Кто такой филолог? Это ученый, занимающийся лингвистикой. Этот деятель углубленно изучает специфику того или иного языка, делает выводы о духовном наследии народа, который говорит на нем. Огромный вклад в создание и развитие русского языка внесли русские филологи.

  • Ломоносов М.В. был основателем русской грамматики. Он одним из первых начал закладывать стилистику языка. То, что мы знаем сейчас о частях речи, - заслуга Михаила Васильевича. Будучи искусным поэтом, заложил основу разных стилей.
  • Востоков А.Х. занимался исключительно грамматикой и написал на эту тему много книг.
  • Потебня А.А. изучал русский и украинский языки, большое внимание уделял грамматике.
  • Шахматов А.А. изучал происхождение языка. Написал несколько работ на тему синтаксиса русского языка.
  • Пешковский А.М. выделил интонацию в речи как грамматический инструмент, помогающий правильно выражать мысли.
  • Щерба Л.В. был открывателем слов категории состояния и рассуждал о роли существительного и глагола в предложении.
  • Виноградов В.В. изучал историю русского языкознания. Написал множество книг о стилях русского языка, используемых в своих трудах различными писателями. Особенно ценен его вклад в лексикологию и фразеологию языка.
  • Карамзин Н.М. занимался изучением церковного русского языка, значительно приблизил литературный и разговорный стиль общения.
  • Ушаков Д.Н. занимался изучением орфографии, лексикологии, диалектологии. Написал 4 тома толкового словаря, содержащего 90000 словарных статей. Работа над данным проектом велась на протяжении 6 лет.
  • Даль В.И. известен всем как автор Большого толкового словаря, что само по себе показывает всю глубину его исследования русского языка.

Филология русского языка

Русская филология является частичкой огромного славянского раздела, изучающего русский народ и его наследие. Еще в XVII веке был начат сбор данных о древних рукописях, которым занимался граф Румянцев.

В XVIII веке Ломоносов написал две известные книги о грамматике языка и преимуществе церковного языка, чем продолжил изучение стилистики. До сих пор русские филологи не прекращают работы, продолжая анализировать различные стили, диалекты и фразеологизмы. Только теперь это уже современные деятели, которые не только пишут труды, но и делятся своими открытиями со студентами вузов. Ведь большая часть филологов работает в высших учебных заведениях и исследовательских институтах.

Зарубежная филология

Данная направлена на исследование иностранных языков, их истории и особенностей. Подробно изучается литературное наследие, произведения, делается детальный анализ стилей и диалектов, знание которых очень влияет на способность человека говорить и понимать носителя изучаемого языка. Большая роль отводится практике перевода.

Можно долго изучать правила орфографии, грамматики и фонетики, но без практических речевых тренировок вы не сможете правильно говорить и переводить.

Как стать филологом

Стать филологом и посвятить себя интереснейшей из наук можно, поступив на факультет филологии. Существует множество учебных заведений, предлагающих подобные специальности. Некоторые из них имеют кафедры, занимающиеся разными ветвями языкознания: это может быть славянская, индоевропейская, романо-германская филология.

Выбирая направление, каждый студент сам решает, какой язык и народ его интересует больше всего и чью духовность будет любопытно изучать. Лучшими филологическими факультетами на территории России славятся такие учебные заведения, как:

  • Московский государственный университет;
  • Российский гуманитарный государственный университет;
  • Нижегородский государственный университет имени Добролюбова;
  • Южный федеральный университет;
  • Иркутский лингвистический государственный университет;

Это список самых популярных среди молодежи заведений. Но есть еще множество факультетов в других вузах, где вы можете изучать любимое направление.

В результате изучения материала главы 1 студент должен:

знать

  • о границах применения и общей структуре сравнительно-исторического метода в языкознании;
  • об основных источниках изучения истории языка;
  • о различных аспектах понятия «русский язык»;
  • о месте русского языка в истории восточнославянской подгруппы языков;

уметь

  • применять сравнительно-исторический метод для реконструкции фонетических и морфологических фактов на материале известных славянских языков;
  • корректно употреблять термины, соотносимые с разными периодами истории русского языка;

владеть навыками

  • обнаружения и интерпретации рефлексов праславянских фонетических процессов на материале современного русского языка;
  • разграничения фонетических особенностей различных синхронных срезов.

Место исторической грамматики русского языка в ряду филологических дисциплин

Приступая к изучению исторической грамматики русского языка, необходимо помнить, что сам этот термин является условным. Историческая грамматика, изучаемая русистами - бакалаврами филологического и педагогического образования, должна рассматриваться в контексте единого и последовательного изучения истории русского языка. Такое изучение фактически складывается из трех дисциплин: «Старославянский язык», «Историческая грамматика (русского языка)», «История русского литературного языка».

Курс старославянского языка включает помимо прочего изучение предыстории восточнославянских языков, т.е. важнейших фактов из области фонетики и морфологии общеславянского языка, существовавшего по меньшей мере до VI в. н.э. Курс исторической грамматики оказывается естественным продолжением первого курса и рассматривает выделение восточнославянских диалектов из общеславянского языка, их интеграцию в пределах древнерусского языка, дальнейшую судьбу древнерусского языка, из которого в XIV в. выделился собственно русский язык, причины и этапы формирования современных фонетических и грамматических особенностей. Особой спецификой обладает последующий курс истории русского литературного языка, который иначе может быть определен как историческая стилистика. В отличие от первых двух курсов, история русского литературного языка обращена прежде всего к способам функционирования исторически изменчивых языковых единиц, к принципам их использования в текстах различных стилей и жанров.

Необходимо помнить, что в исторической грамматике в отличие от курсов современного русского языка уделяется внимание не всем языковым уровням, а прежде всего фонетике и морфологии - за таким объединенным курсом и закрепилось отраженное в большинстве учебников название «Историческая грамматика русского языка». Лексикология в историческом ключе изучается в рамках спецкурсов, синтаксические явления рассматриваются, вследствие недостатка часов на их изучение, в контексте анализа морфологических форм.

Использование в русистике термина «историческая грамматика» определяется авторитетом Ф. И. Буслаева, который издал в 1858 г. учебник под названием «Опыт исторической грамматики русского языка». Ф. И. Буслаев в отличие от современных ученых понимал грамматику как науку о языке в целом. Указанный учебник был разделен Ф. И. Буслаевым на два раздела: этимология и синтаксис, при этом этимология также понималась иначе, чем сегодня. В первом разделе своего учебника Ф. И. Буслаев описывает, с одной стороны, фонетический состав слова, а с другой - образование и изменение различных частей речи. В соответствии с этим историческая грамматика русского языка соответствует в XX в. «этимологии» Ф. И. Буслаева и состоит из двух основных разделов: историческая фонетика и историческая морфология.

При изучении исторической грамматики русского языка мы сталкиваемся с неопределенностью самого понятия «русский язык». В филологии XIX в. под ним обычно понимался язык, общий для всех восточных славян - у Ф. И. Буслаева он назван «русским народным языком». Этот единый язык включает в себя языки великорусский, украинский и белорусский, но если говорить точнее, три или четыре наречия: белорусское, малороссийское, северновеликорусскос и южновеликорусское (последние два могут рассматриваться как поднарсчия одного наречия).

Вопрос о понимании границ русского языка стал, к сожалению, поводом для политических спекуляций, когда всячески подчеркивается самобытность украинского языка, а термин «малороссийский» объявляется неудачным из идеологических соображений. Надо между тем заметить, что в терминах «малороссийский» и «великорусский» нет никакой унижающей или возвеличивающей оценочности, поскольку первая часть термина указывает на исконную, «материнскую» землю, т.е. метрополию (Малая Русь) и на территорию поздней колонизации, распространения народа (Великая Русь).

Все современные диалекты и наречия восточных славян восходят к языку, на котором разговаривали в государстве Древняя Русь (Киевская Русь). Соответственно, такой язык называется древнерусским, хотя степень его единства не ясна, и, возможно, он представлял собой скорее совокупность относительно независимых диалектов. В учебнике Ф. И. Буслаева древнерусский язык также включается в понятие русского языка.

Следовательно, когда мы говорим об исторической грамматике русского языка, мы понимаем под русским языком тот язык, который начал формироваться на территории восточной Европы на основе общеславянских диалектов в период после VI в., а по рукописным памятникам стал известен с XI в. Поэтому при классическом понимании происхождение русского языка изучается с учетом общевосточнославянских фонетических процессов, происходивших в дописьменный период (до XI в.).

В XX в. возобладало представление о трех самостоятельных восточнославянских языках, что было обусловлено активным развитием соответствующих литературных языков. Русский литературный язык возник в XI в. в тесном взаимодействии с церковнославянским (в основе своей древнеболгарским), что определило внимание исторической грамматики к рефлексам праславянских процессов не только у восточных, но и у южных славян. Таким образом, существующим пониманием границ русского языка обусловлена преемственность курса праславянской фонетики и грамматики (изучаемых в рамках дисциплины «Старославянский язык») и исторической грамматики русского языка.

Литературный язык, сформировавшийся в древнерусский период, сохранял свою актуальность и в те века, когда происходило разделение четырех восточнославянских наречий (после XIV в.). Вплоть до XVII столетия можно говорить о сохранении традиций древнерусского литературного языка. Одновременно в это время происходило формирование среднерусских говоров, которые и легли в основу современного русского литературного языка.

Итак, термин «историческая грамматика русского языка» оказывается достаточно искусственным и сложным для нашего времени. Собственно русский язык в современном его понимании возник не раньше XIV в., однако историческую грамматику русского языка интересуют письменные источники с XI в., а сведения о древних диалектах - с VI в., поскольку они определили структуру и закономерности формирования современного русского языка. В максимально точной формулировке историческая грамматика русского языка в том виде, в каком она традиционно преподается в вузе - это древнерусская предыстория и последующая история фонетического и морфологического уровней русского языка.

Для изучения проблем исторической грамматики русского языка и динамики восточнославянских фонетических и грамматических процессов необходимо использовать сравнительно-исторический метод. Ф. И. Буслаев, определяя особенности своего курса, ввел противопоставление филологического и лингвистического способов описания языка. Первый подразумевает внимание к употреблению языка в обработанных, литературных текстах: именно к такому пониманию восходит упомянутый выше курс истории русского литературного языка. Между тем лингвистика, или грамматика, изучает язык в аспекте сравнительном и историческом 1 .

Таким образом, само своеобразие исторической грамматики как особой учебной дисциплины определяется использованием сравнительно-исторического метода, который был разработан в начале XIX в.; в применении к славянским языкам его родоначальником был А. X. Востоков. В сравнительно-историческом методе можно выделить два направления. В первом случае, при внутренней реконструкции, мы сравниваем слова, имеющие общую морфему, в пределах одного языка (русского) с тем, чтобы определить ее древний облик, т.е. восстанавливаем древнерусский вид слова (морфемы): сон - сна => съпъ : беглость гласного означает наличие в древности на его месте редуцированного звука. Внутренняя реконструкция имеет значение как для вузовского, так и для школьного образования, поскольку позволяет исторически интерпретировать чередования фонем и морфологические особенности, существующие в современном русском языке. Например, чередование в формах имя - имени позволяет восстановить написание ила в именительном падеже и интерпретировать фонему, обозначенную буквой «юс малый» как архаичный суффикс древнего консонантного склонения.

Во втором случае, при внешней реконструкции, объектом сравнения становятся родственные слова разных языков, а целью - определение облика морфемы в общем языке-предке: рус. хлеб - укр. хлгб => др.-рус. хЛ"Ьбъ. Именно такой способ необходим для максимально полного и точного исторического объяснения тех или иных особенностей языка. Он, в частности, позволил А. X. Востокову установить, как в древности читались буквы а, ъ, ь.

Предметом сравнения становятся не только современные слова, но и примеры из памятников письменности с XI по XX в., поэтому в качестве вспомогательных используются дополнительные методы: мы должны видеть те или иные особенности текста и рукописи, определяющие их датировку, соотношение более ранних и более поздних списков, территориальную и индивидуальную характеристику рукописи, особенности ее графического и орфографического оформления. На эти вопросы помогают ответить такие филологические дисциплины, как текстология и палеография. В то же время история русской литературы позволяет при необходимости делать выводы о жанрово-стилистических особенностях текстов, в которых употреблены те или иные грамматические формы.

Контрольные вопросы

  • 1. Какое место занимает курс исторической грамматики в истории русского языка? С какими другими лингвистическими и филологическими дисциплинами соотносится этот курс?
  • 2. Какие уровни языка преимущественно изучаются в курсе исторической грамматики? Чем обусловлено подобное предпочтение?
  • 3. Каково содержание понятия «этимология» в учебнике Ф. И. Буслаева «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858)?
  • 4. Как понимается термин «русский язык» по отношению к восточнославянским диалектам? Изменилось ли такое понимание в последние 200 лет?
  • 5. Каково происхождение терминов «малороссийское наречие (язык)» и «великорусское наречие (язык)»?
  • 6. Как применяется сравнительно-исторический метод языкознания? Почему без него невозможно изучение исторической грамматики?
  • 7. Какой вклад внес А. X. Востоков в развитие сравнительно-исторического метода?
  • 8. Приведите примеры использования внутренней реконструкции в рамках сравнительно-исторического метода.
  • 9. Пользуясь знанием старославянского языка, приведите примеры использования внешней реконструкции.
  • См.: Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка. Этимология.М.: КомКнига, 2006. С. 11.
  • В учебнике используются стрелки двух видов: => или указывают на фонетическое изменение или замену грамматической формы.
  • См. этот пример: Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка.Этимология. С. 35.

Филология (от древнегреческого φιλολογία - «любовь к слову») - отрасль гуманитарного знания, основной задачей которой является изучение текстов. Текст осмысляется и исследуется в филологии как главный источник сведений о человеке, его сознании, обществе, как первичная данность гуманитарного мышления. Такой подход дает филологии право претендовать на статус основополагающей гуманитарной дисциплины. М.М. Бахтин в работе «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках» характеризовал письменный и устный текст как «первичную данность» всех гуманитарных наук, вообще гуманитарного мышления (лингвистического, литературоведческого, богословского, философского и т.д.). Гуманитарные дисциплины выступают как «мысли о мыслях, переживания переживаний, слова о словах, тексты о текстах». Каковы бы ни были цели гуманитарного исследования, его исходным пунктом может быть только текст, выступающий в разных ипостасях (тексты-примеры, тексты конструкции, высококачественные или профанные тексты и т.п.). «Гуманитарная мысль рождается как мысль о чужих мыслях, волеизъявлениях, манифестациях, выражениях, знаках, за которыми стоят проявляющие себя боги (откровение) или люди (законы властителей, заповеди предков, безыменные изречения и загадки и т.п.). Научно точная, так сказать, паспортизация текстов и критика текстов - явления более поздние (это целый переворот в гуманитарном мышлении, рождение недоверия )» . Выступая в качестве науки, занимающейся «паспортизацией» и «критикой текстов», в древности филология оформляется в качестве самостоятельной отрасли гуманитарного знания, филологические сочинения возникают как «тексты о текстах»: «Сосредоточившись на тексте, создавая к нему служебный “комментарий” (наиболее древняя форма и классический прототип филологического труда), филология под этим углом зрения вбирает в свой кругозор всю широту и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного» . Метафорически филология определяется как «служба понимания», которая «помогает выполнению одной из главных человеческих задач - понять другого человека (и другую культуру, другую эпоху), не превращая его ни в "исчислимую" вещь, ни в отражение собственных эмоций» .

Объектом изучения филологов являются все тексты, независимо от их культурного статуса, качества, письменного или устного характера. Однако иногда предмет филологии эксплицитно или имплицитно ограничивают письменными текстами («Мастер чтения и есть тот человек, которого мы называем филологом. Самое же искусство читать в предполагаемом здесь смысле справедливо будет обозначить в этом случае словом "филология"» ) либо текстами, имеющими высокий культурный статус («Задачей филологии является, прежде всего, отделение произведений словесности, имеющих культурное значение, от таких, которые его не имеют» ).

Различия в трактовке термина «филология» в западной и отечественной науке

Существует значительное различие в понимании филологии в отечественной и западной традиции. В западном понимании филологию обычно сводят к изучению истории языков и литератур, интерпретации письменных свидетельств ушедших веков и цивилизаций, противопоставляя синхронной лингвистике. Так, в толковом словаре Merriam-Webster филология, с одной стороны, определяется как «изучение литературы и связанных с ней дисциплин, а также использования языка в литературе», а с другой - трактуется как частичный синоним термина « », относящийся либо к сравнительно-историческому языкознанию , либо к изучению языка как средства создания литературных произведений и источника сведений по истории культуры . В Оксфордском университете соответствующий факультет называется Факультет лингвистики, филологии и фонетики (Faculty of Linguistics, Philology & Phonetics), то есть лингвистика и филология рассматриваются как дисциплины одного порядка, тогда как в России филология является родовым понятием по отношению к лингвистике.

Характерное для западной науки размежевание филологии и лингвистики опирается на идеи Ф. де Соссюра , проводившего между этими дисциплинами резкое противопоставление с точки зрения диахронного/синхронного подхода и отношения к языку как предмету изучения: «Язык не является единственным объектом филологии: она прежде всего ставит себе задачу устанавливать, толковать и комментировать тексты. Эта основная задача приводит ее также к занятиям историей литературы, быта, социальных институтов и т.п. …Ее интересы лежат почти исключительно в области греческих и римских древностей» . Филология занимается языком только для того, «чтобы сравнивать тексты различных эпох, определять язык, свойственный данному автору, расшифровывать и разъяснять надписи на архаических или плохо известных языках» , в лингвистике же «язык представляет собою целостность сам по себе, являясь, таким образом, отправным началом (principe) классификации» . Подобные мысли высказывали и другие основоположники науки о языке, в частности В. Гумбольдт, Г. Шухардт . В настоящее время оппозиция филологии и лингвистики в западной науке поддерживается наличием влиятельных лингвистических теорий, не проявляющих интереса к изучению текстов (генеративная грамматика Н. Хомского , ролевая грамматика Р.Д. Ван Валина и др.).

История филологии включает следующие этапы, каждый из которых характеризуется разным статусом филологии в системе наук, разным соотношением между лингвистикой и литературоведением в системе филологии, методологическими особенностями, специфическими исследовательскими приоритетами и достигнутыми результатами.

1. Научные традиции древности: античная филология, древнеиндийская филология, арабская филология

2. Филология средних веков

3. Филология XVI-XVIII вв.

4. Филология начала XIX в.

5. Филология середины XIX в.

6. Филология конца XIX - начала XX века.

7. Филология середины ХХ в.

8. Филология конца XX - начала XXI в.

Практическая филология и филологическое образование

«Филология представляется сегодня не только методологической основой других гуманитарных и общественных наук , но и одной из практических служб, без которых не может существовать современное развитое общество» . Сферами профессиональной деятельности филологов в современном мире являются как непосредственно филологические и общегуманитарные исследования, так и общественная языковая коммуникация, в том числе межкультурная, образование, культура и управление. Подготовка специалистов по филологии осуществляется филологическими факультетами вузов. Объектами профессиональной деятельности филологов являются:

Языки (отечественные и иностранные, естественные и искусственные , древние и новые) в их теоретическом и практическом, синхронном, диахронном, социокультурном и этнопсихологическом аспектах;

Художественная литература (отечественная и зарубежная) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах, с учетом закономерностей бытования и развитияв разных странах и регионах; история их научного изучения; литературная жизнь в ее связях с , культурой и ; литературный процесс и его отдельные формы и закономерности;

Различные типы текстов - письменных, устных и электронных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); письменная и устная коммуникация .

Виды профессиональной деятельности филолога и необходимые для успешного осуществления этой деятельности компетенции определяются Государственными образовательными стандартами специалиста, бакалавра и магистра филологии.

Филологические науки

Традиционно в филологии вычленяется два основных раздела - и литературоведение . Более подробно систему современной филологии можно представить следующим образом:

Изучение истории и современного состояния национальных литератур

Риторика

Синхронные и диахронные исследования национальных языков

Сравнительное литературоведение

Однако, несмотря на «неизбежную дифференциацию лингвистических, литературоведческих и др. дисциплин, вышедших из лона некогда единой историко-филологической науки», сущностное единство филологии до настоящего времени сохраняется: «Новые возможности, в т.ч. и для гуманитарных наук, связаны с исследованиями на уровне "макроструктур" и "микроструктур": на одном полюсе глобальные обобщения, на другом - выделение минимальных единиц значений и смысла. Но традиционная архитектоника филологии, ориентированная на реальность целостного текста и тем самым как бы на человеческую мерку (как античная архитектура была ориентирована на пропорции человеческого тела), сопротивляется таким тенденциям, сколь бы плодотворными они ни обещали быть» .

В конце ХХ века в лингвистике, как в отечественной, так и в зарубежной, произошло укрупнение объекта изучения до уровня текста. Это не означает, что текст становится единственным предметом лингвистики, вытесняя из ее поля зрения традиционные объекты разных языковых уровней. Усиливается ориентация на целостное речевое произведение, на коммуникативные функции, для выполнения которых предназначены элементы языковой системы. Научная мысль движется и в направлении от системы языка к тексту и от текста - к системе, и результаты филологических исследований последнего времени наглядно демонстрируют верность утверждения М.М.Бахтина : «Понимание любого произведения на хорошо знакомом языке (хотя бы родном) обогащает и наше понимание данного языка как системы» .

Укрупнение объекта лингвистики привело к новому сближению между языковедческими и литературоведческими дисциплинами - между ними возникло осознанное единство проблематики. В последней четверти ХХ века «демаркационные» стремления уступили место интересу к текстовому потенциалу лексических и грамматических единиц и категорий, попыткам обнаружить лингвистическую базу (критерии выделения, специфические языковые признаки) таких традиционных категорий теории литературы, как стиль, жанр, сюжет и композиция, стремлению к научному описанию связей между языковым выражением и эстетическим воздействием литературного произведения. Из разных точек зрения, высказывавшихся в начале ХХ столетия, на онтологическое и гносеологическое соотношение языка и литературы и на эстетическую функцию языка, более прозорливым оказался взгляд на язык как материальное воплощение «образа творчества» (А. Белый), понимание которого необходимо для определения «специального смысла искусства». Можно сказать, что попытки гносеологического обособления филологических дисциплин сменились стремлением к их объединению на онтологическом основании, которое является, безусловно, более устойчивым., семиотике и др., а также в, математики и физики . Среди крупнейших междисциплинарных проблем, в решении которых современная филология принимает участие:

Определение исторической родины и путей расселения древних индоевропейцев, в том числе вопрос о происхождении славян;

Изучение влияния информационного общества на сознание человека;

Разработка языкового законодательства и языковой политики;

В основе междисциплинарных связей филологии лежит ее сущностный интегрирующий характер и общий статус филологии как сферы не только науки, но и культуры: «Понимание текста есть понимание всей стоящей за текстом жизни своей эпохи. Поэтому филология есть связь всех связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и историкам науки, она нужна историкам искусства, ибо в основе каждого из искусств, в самых его “глубинных глубинах” лежат слово и связь слов. Она нужна всем, кто пользуется языком, словом; слово связано с любыми формами бытия, с любым познанием бытия: слово, а еще точнее, сочетания слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры» Введение в изучение филологических наук. (Выпуск первый. Задачи филологии) // Проблемы структурной лингвистики. 1978. М., 1981

Гиндин С.И. Введение в общую филологию // Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: психология, педагогика, лингвистика, литературоведение. М., 1998

Лихачев Д.С. Об искусстве слова и филологии // Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989

Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996

Соссюр Ф., де. Труды по языкознанию. М., 1977

Чувакин А.А. Язык как объект современной филологии? // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. Вып.7. Улан-Удэ, 2007. С.64-69



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!