Фивы (Египет). Эра забвения великого города

Египет. История страны Адес Гарри

Фивы

Подъем Фив и превращение из пыльного провинциального городка в самый блестящий город на земле - неотъемлемая часть величайшей эпохи в истории Египта, ныне известной как Новое царство. Это была эра абсолютной власти и процветания, время правления самых знаменитых фараонов, эпоха самых изощренных и экстравагантных стилей в искусстве и архитектуре, строительства самых величественных зданий в мире. Естественно, центром происходившего являлась метрополия и ее столица - Васет, больше известная под греческим названием Фивы, ныне Луксор - от арабского «аль-каср», что значит «дворец, крепость»; название возникло из-за многочисленных руин великолепных дворцов и гигантских храмов. На пике расцвета, в период Восемнадцатой и Девятнадцатой династий, в городе проживало около миллиона человек, в десять раз больше, чем сейчас; ни один другой город в мире не мог сравниться с Фивами на протяжении веков, а в наше время Пекин и Лондон достигли такой численности населения лишь около 1800 года, более чем три тысячи лет спустя. Богатством Фив восторгались все соседи; Гомер в «Илиаде» называет «стовратные Фивы» образцом богатой и могучей столицы, дома которой набиты сокровищами.

И хотя влияние Фив быстро исчезло после крушения Нового царства, огромные каменные памятники и храмы уцелели. Когда величественные обелиски и пилоны внезапно предстали перед армией Наполеона в 1799 году, один офицер заявил, что «без всякого приказа люди сами выстроились в ряды, забили в барабаны и литавры, отдавая салют». С момента этого открытия город стал одним из самых известных мест археологических раскопок; это касается трех основных центров - Карнака, храма в Луксоре и Фиванского некрополя, они входят в программу практически всех туристических поездок в Египет. Красота плотно расположенных храмов и гробниц, многие из которых прекрасно сохранились, заставляет современных людей замирать в восхищении и почтительном молчании перед величием искусства.

Фивы не просто были столицей империи, здесь находилось духовное сердце нации, невероятный по размаху религиозный комплекс - на самом деле один из самых больших в мире; его называли Ипет-исут («Самое почитаемое место»), а сегодня оно известно под арабским названием Карнак. Фиванцы считали его местом творения, где состоялся «первый величественный восход», когда Амон-Ра поднял мир из первоначального океана. Амон был местным фиванским богом, который заимствовал качества старого бога солнца Ра, главного божества Древнего царства, и стал Амоном-Ра, «царем богов» и высшим богом Нового царства.

Карнак был необычайно богатым религиозным центром и в эпоху расцвета владел 81 000 работников, 422 000 головами крупного рогатого скота, 239 500 гектарами земли, 433 садами, 83 кораблями и 65 деревнями. Он включал три обширных территории, окруженные стенами трапециевидной формы; они были посвящены Монту (богу войны с головой сокола), Мут (богине, принимавшей облик стервятника) и, что самое важное, Амону-Ра. Внутри этих территорий находились дополнительные храмы других божеств и почитаемых царей, таких как Хонсу (бог луны и сын Амона и Мут); вместе они составляли святое семейство Фив, так называемую «фиванскую триаду».

Храм Амона-Ра доминировал над комплексом. Его строили на протяжении тринадцати столетий, и в итоге возникло фантастическое скопление дворов, пилонов, зал, обелисков, колоссальных статуй и святилищ; территория храма превосходит размерами самые крупные соборы, синагоги, буддийские ступы или мечети мира. Этот невероятный размах и величие стали следствием исключительной важности храма как земной резиденции высшего божества и места коронации и юбилеев фараонов, источника легитимации царской власти для правителей Нового царства.

Впечатляющий путь для процессий идет с востока на запад через шесть пилонов и жемчужину всего комплекса, Большой гипостильный зал, в затененное пространство внутреннего святилища, где находилось сокровенное изображение Амона, «таинственное по форме». Вход на территорию храма был воспрещен обычным людям, в святилище могли вступать только фараоны и высшие жрецы. Чуть ниже находилось обширное священное озеро; вторая ось шла под прямым углом к пути процессий, пересекала четыре пилона и аллею сфинксов и вела к территории храма Мут, супруги Амона. Священный союз между Амоном и Мут отмечался ежегодно во время праздника Опет, продолжавшегося несколько недель и считавшегося главнейшим событием года; в это время простые египтяне получали возможность воздать почести Амону, так как образ бога перевозили из Карнака в храм Луксора на кедровой барке, отделанной серебром и украшенной золотом.

Из книги Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция автора Немировский Александр Иосифович

Фивы О, где вы, луга Пиерии, Высокое пастбище слов? Герои поднялись какие Из белых драконьих зубов? От Кадма, посланца Востока, До Пиндара трепетных од Такая змеится дорога, Какую Геракл не пройдет. Когда ж пред неправым законом Трусливо склонятся мужи, Свой подвиг свершит

автора Жак Кристиан

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Стовратные Фивы Город Уасет, который в Библии упоминается под именем Но, греки называли «стовратными Фивами». Знаменитая столица фараонов простиралась на правом берегу Нила. Около реки поднимались величественные храмы бога Амона, за ними тянулись дворцы фараонов и

Из книги Оружие времен Античности [Эволюция вооружения Древнего мира] автора Коггинс Джек

ФИВЫ Взлет Фив представляет интерес тем, что в значительной мере своими успехами они были обязаны превосходным солдатам и тем изменениям, которые те привнесли в освященную веками боевую тактику своего времени. Более того, приложение этой тактики к своему стилю сражения

Из книги Тайны городов-призраков автора Бацалев Владимир Викторович

Фивы в лицах и поступках …Фивы египтян, Град, где богатства без сметы в обителях граждан хранятся, Град, в котором сто врат, а из оных из каждых, по двести Ратных мужей в колесницах, на быстрых конях выезжают. "Илиада" В год рождения Пушкина наполеоновский генерал Дессекс и

автора Картледж Пол

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

Посетил ли Александр египетские Фивы? Александр пробыл в Египте с осени 332 г. до н. э. до весны 331 г. О его деятельности в Египте, об основании им Александрии и о его поездке в оазис Сива известно лучше всего/потому что все это описано его более поздними греческими и

Из книги Молодая Екатерина автора Елисеева Ольга Игоревна

Глава 2 Странствия Фивы На самой границе России и Курляндии юная София увидела в небе «страшную комету» 1744 г. Огромный огненный шар казался очень близким к земле и напугал путешественниц. Он предвещал суровую зиму, голодный год, «прилипчивые болезни», пришедшие в Европу

Из книги Рыцарство от древней Германии до Франции XII века автора Бартелеми Доминик

автора Адес Гарри

Куш и Фивы Гиксосы поддерживали отношения с нубийскими царями страны Куш, центром которой был город Керма, к югу от Третьего порога, важный пункт на торговом пути через Западные оазисы к египетской территории. Фиванские цари также сотрудничали с нубийцами, от которых

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Фивы Подъем Фив и превращение из пыльного провинциального городка в самый блестящий город на земле - неотъемлемая часть величайшей эпохи в истории Египта, ныне известной как Новое царство. Это была эра абсолютной власти и процветания, время правления самых знаменитых

Из книги Во времена фараонов автора Котрелл Леонард

Глава VI «СТОВРАТНЫЕ ФИВЫ» До сих пор мы главным образом имели дело с Древним царством, когда власть фараонов сосредоточивалась в Нижнем, то есть Северном Египте. Большая часть памятников и гробниц Древнего царства была найдена поблизости от старой столицы фараонов

Из книги Древний Восток автора Струве (ред.) В. В.

Фивы - столица Египта «Сильнее Уасет всех городов… Не сражаются вблизи неё, ибо велика её сила. Каждый город возвеличивается в имени её, Она - их владычица, более могучая, чем они!» Так воспевали древнеегипетские поэты самый большой и самый замечательный из городов

Древние египтяне называли свою роскошную столицу Уаст, что в переводе означает «властвующий» или «властвующший город», а греки называли его Фивы , или Фивеи (не путать с греческими Фивами), у Гомера упоминаются «стовратные Фивы», арабы говорили - эль-Уксур - «дворцы». Сами древние фиванцы зачастую именовали в текстах свою родину просто Ниут («город»). История египетских Фив уходит в глубину веков: первые упоминания о городе сохранились в текстах, датируемых 3 тыс. до н. э. Впервые упоминаются при фараоне Микерине (Менкаура) (IV династия; ок. XXVI в. до н. э.). Однако пышному расцвету города предшествовала долгая история. В XXI в. до н. э. он становятся центром объединения страны и впервые на небольшой срок становится столицей Египта при фараонах XI династии Среднего царства. Именно в эту эпоху в Фивах началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям. Местный бог Амон приобрел статус государственного бога.
С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (XVI-XIV вв. до н. э.) для города начинается период наивысшего расцвета. Фивы стали политическим и религиозным центром великой державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана, а на западе доходили до Ливии. Большинство фараонов направляло на строительство в этом городе значительную часть ресурсов Египта и его огромных внешних владений. Фивы являлись центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь.

После возрождения Мемфиса, ставшего в XIV в. до н. э. столицей Египта, Фивы сохраняли свою роль крупнейшего культурного и религиозного центра Египта даже спустя столетия, вплоть до греко-римского времени. В начале I тыс. до н. э. Фивы - центр теократического государства, созданного жрецами Амона на юге Египта после распада Нового царства. Это район двух восстаний (205-199 и 199-186 гг. до н. э.) против эллинистической династии Птолемеев. С распространением в первые века н. э. христианства район Фив становится одним из центров монашеского движения.

Многие постройки Фив были разграблены, снесены и разрушены римлянами. Лишь археологам и ученым из свиты Наполеона удалось вновь пробудить Фивы ото сна. Именно тогда зародилась египтология и познавательный туризм в . В древности Фивы располагались на обоих берегах Нила. На восточном старая столица Египта была разделена каналом на две части: на юге родился город , на севере - деревня . На восточном берегу Нила стояли - два грандиозных храма - Карнакский и Луксорский, соединенные аллеями сфинксов.

Величественные храмовые комплексы соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных храмовых башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Покоренные народы Сирии-Палестины везли сюда бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами полудрагоценный лазурит и произведения ремесла; из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом.
На другом берегу Нила, в западной части Фив, находилась царская резиденция и огромный некрополь, расположенный в амфитеатре скал, над которыми возвышается Дехенет - «Западная вершина», называющаяся сейчас эль-Курн. Повелительница этой горы богиня-змея Меритсегер («любящая тишину»), охранявшая покой умерших, согласно легендам, оберегала не только царские погребения, расположенные в Долине царей и Долине цариц, но и гробницы вельмож и простых горожан. Отправляясь в экскурсию лучше взять удобную обувь, головной убор и фотокамеру. При посещении Долины фараонов пользоваться видеокамерой не разрешается.

Богиня Меритсегер была покровительницей Долины царей, и это место выбрал для своего будущего погребения фараон Тутмос I (XVIII династия). Он и его придворный архитектор Инени надеялись, что гробница, запрятанная в скалах, лучше защищена от расхитителей, чем открытые всем взорам пирамиды. А чтобы ввести охотников за легкой наживой в еще большее заблуждение, храмы умерших закладывались в удалении от самих гробниц. В знаменитой Долине фараонов 42 гробницы, почти все - фараонов. В отличие от фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфисе, фиванские фараоны времен Нового царства не строили пирамид. Гробницы вырублены в скалах, их старались как можно тщательнее скрыть от постороннего взгляда. Входы в гробницы засыпали крупными камнями, замуровывали. Но и эти ухищрения не уберегли гробницы от разорения.

В течение 500 лет такая форма захоронений оставалась неизменной и лишь немного совершенствовалась. Все гробницы были построены по схожему плану: в известняковой скале проделывали наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами. Стены и потолки коридоров и комнат покрывают не потерявшие до наших дней своей яркости цветные рисунки, рассказывающие о жизни и подвигах покойного. К погребальной камере вели секретные падающие двери, главный вход маскировался земляными холмами и насыпями.

Из 64 обнаруженных до сих пор гробниц самыми примечательными считаются гробницы Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутанхамона, Хоремхеба, Рамсеса I, Сети I, Меренптаха, Рамсеса III, Рамсеса VI и Рамсеса IX. Все гробницы оказались разграбленными еще в древности. Лишь гробница Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 г. в полной сохранности. Эта гробница исторически незначительного фараона, умершего в девятнадцатилетнем возрасте, была просто переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами. Тутанхамон, наследник «фараона-еретика» Эхнатона, лишь вновь заменил культ Атона культом Амона.

Долина цариц
В Долине цариц хоронили не только цариц - жен и матерей фараонов, но и рано умерших египетских принцев. В этом некрополе археологам удалось найти уже свыше 70 гробниц. Своим внешним обликом гробницы напоминают усыпальницы Долины фараонов, но немного меньше их размерами. Наиболее интересна расписанная от стен до потолка гробница Нефертари, жены Рамсеса II Великого.

Настенные росписи гробницы иллюстрируют «Книгу мертвых», погребальную камеру осеняет свод в виде звездного неба. После реставрации (1995 г.) эта гробница вновь открыта для посещения. Доступ в гробницу ограничен: посетителей пускают группами по 10 человек и только на 10 минут. За день ее успевают осмотреть лишь 150 человек.
Нефертари и богиня Исида
Росписи также украшают стены гробниц рано умерших сыновей Рамсеса III Аменхерхепешефа и Хаэмуаса. Краски настенной живописи, например морская лазурь, светятся настолько интенсивно, будто картины нарисованы только сегодня.
Росписи гробницы Нефертари
Долина вельмож (Долина знати)
Западные Фивы были местом погребения не только фараонов и их жен. Здесь были захоронены сотни придворных, жрецов и высокопоставленных сановников, стремившихся пребывать рядом со своими правителями и после смерти. Их гробницы расположены вдоль восточного склона фиванских гор и образуют огромный некрополь - Долину знати. Фактически он состоит из 5 кладбищ, сгруппированных вокруг скальных массивов Шейх Абд эль-Курна, Дра Абу эль-Нага, Асасиф, Курнет Мурей, эль-Хоха и эль-Тариф.

Большая часть гробниц датируется временем правления фараонов XVIII и XIX династий. Первые захоронения Долины относятся еще к Древнему царству. В Среднем царстве здесь хоронили фиванских номархов - наместников фараона, управлявших четвертым верхнеегипетским номом Уасет. Еще фараоны IX и Х династий заложили свой некрополь в Западных Фивах, а правитель XI династии Ментухотеп II начал в Дейр эль-Бахри строительство совершенно необычного для того времени заупокойного комплекса, завершенного уже при его преемниках. Во второй переходный период фараоны XVII династии избрали Дра Абу эль-Нага местом для своих погребений. Правители Нового царства перенесли свой некрополь в Долину царей, оставив восточную часть фиванского нагорья своим приближенным сановникам.

Гробницы вельмож не были столь огромными, как гробницы их правителей. Как правило, они состоят из нескольких частей - открытого двора, пространство которого ограничивалось стенами, святилища и уходящей под землю погребальной камеры. Начиная с XIX династии, вход во двор выполнялся в виде пилона - гигантских ворот, бывших неотъемлемой частью архитектуры египетских храмов. Во дворе устанавливались заупокойные стелы, в святилищах - статуи владельца гробницы. Здесь отправлялся заупокойный культ умершего - читались священные тексты и приносились жертвы его ка, жизненной энергии, бывшей одной из составляющих сущности человека. Верхняя часть фасада гробницы облицовывалась гробничными конусами - глиняными цилиндрами-«гвоздиками», замурованными по «шляпки» в толщу стен. На внешней стороне конусов специальными печатями наносилось имя хозяина гробницы и его земные и посмертные титулы.

Рельефы и росписи гробниц вельмож по праву считаются шедеврами египетского искусства. Стены усыпальниц вельмож чаще всего были украшены сценами из их земной жизни. Основной идеей этих росписей было отражение важнейших событий в жизни сановника и благополучия, которого он достиг при жизни. Это делалось отнюдь не для похвальбы - все, запечатленное должным образом на стенах гробницы, должно было окружать человека в загробном мире и доставлять ему радость. Самые интересные гробницы находятся в некрополе Шейх-Абд эль-Курна. Необычайно интересны росписи гробниц Рехмира (визиря Тутмоса III и Аменхотепа II), Сеннефера (управляющего южной частью Фив при Аменхотепе II), Нахта (придворного астронома Тутмоса IV), Рамосе (правителя Фив и визиря при Аменхотепе III и Эхнатоне), Менна (землемера и кадастрового служащего при Тутмосе I). На стенах их усыпальниц изображены погребальные торжества с музыкантами и танцовщицами, крестьяне за полевыми работами, сцены суда. В большинстве случаев на левой стене изображается жизненный путь умершего, а на других стенах - церемония погребения. Со временем Долина знати стала местом захоронения многих людей. Сегодня официально открыто более 500 гробниц (XI-XXVI династии), большое число захоронений было уничтожено еще в древности или все еще сокрыто в недрах фиванских гор.

Колоссы Мемнона
Гигантские статуи фараона Аменхотепа III, которые называют Колоссами Мемнона, приветствуют каждого путешественника на границе зеленых пшеничных полей и безжизненных песков пустыни. Две сидящие фигуры высотой 18 м охраняли некогда вход в несуществующий сегодня гигантский посмертный храм Аменхотепа III. На них сохранились греко-римские графитти времен императора Адриана и других видных деятелей античного мира. В свое время эти колоссы были известны тем, что один из них издавал жалобный стон на заре. Считалось, что таким образом свою мать, богиню утренней зари Эос приветствовал погибший во время Троянской войны от руки Ахилла эфиоп Мемнон. Звуки прекратились после реставрации в 199 г. н. э.

Рамессеум
Рамсес II повелел построить гигантский заупокойный храм в честь бога Амона, который ныне называют Рамессеум. До нашего времени Рамессеум дошел в сильно разрушенном состоянии. Грандиозный заупокойный храм Рамсеса II, воздвигнутый зодчим Пенра на западном берегу Фив. Этот комплекс, называвшийся в древности «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона», намного превосходил по масштабам и по монументальности оформления подобные памятники, сооруженные фараонами XVIII династии.
В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II служит гигантский пилон из песчаника. Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами. На барельефах были изображены сцены войн Рамсеса II с хеттами. За пилоном находится первый двор. Южная стена двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца. Во второй двор вела лестница - он был расположен выше первого. С каждой стороны лестницы стояла гигантская статуя Рамсеса (20 м) весом около 1 тыс. т.

Центральную часть дворца занимал приемный зал с 16 колоннами. Дальше можно было попасть в личные комнаты царя и тронный зал. Позади дворца был расположен «женский дом» царя. Второй двор Рамессеума служил подходом к заупокойному храму. Двор был украшен портиками с папирусообразными колоннами осирическими колоссами. Гипостильный (колонный) зал храма имел 48 колонн. Великолепно сохранилась раскраска капителей колонн, имитирующих изумрудные заросли папируса, тростника вечной молодости. За гипостилем находилась культовая часть храма, главное святилище, кладовые. В Рамессеуме находилась знаменитая библиотека, названная Диодором «Лечебницей души», а также большая школа писцов. Под полами храма была найдена шахта с погребением жреца эпохи Среднего царства, а в погребальной камере гробницы были обнаружены магические жезлы, маски и несколько папирусов.

Мединет-Абу (Заупокойный храм Рамсеса III)
Когда-то Мединет-Абу были всего лишь каменоломней для строительства гробниц и храмов. Рамсес III возвел свой мощный посмертный храм в районе Мединет-Абу, взяв в качестве образца Рамессеум. На пилонах у входа изображены сцены побед фараона над врагами. В пределах грандиозных стен справа от входных ворот виден храм, посвященный древним божествам. Слева высятся гробницы божественных жен Амона.
Близ деревни Курна располагаются руины заупокойного храма Сети I, заложенного фараоном для себя и своего отца Рамсеса I.

Фивы - это древний город, расположенный в Верхнем Египте, неподалеку от современного Луксора. Египтяне в древности называли свою столицу "Уаст", что означает "властвующий" ("властвующий город"), а вот греки его именовали "Фивеи", или "Фивы" (не путайте с Фивами в Греции). Гомер упоминает "стовратные Фивы". Дворцами (эль-Уксур) называли его арабы. Сами же древние фиванцы в своих текстах зачастую именовали свою родину "Ниут", что означает просто "город".

Первые упоминания

Когда же возник город Фивы (Египет)? История его уходит в глубь веков. В текстах, относящихся к III тыс. до н. э., сохранились первые упоминания о городе. Первые из них принадлежат времени правления фараона Микерина (Менкаура), который жил примерно в XXVI веке до н. э. Но расцвету этого города предшествовала длительная история.

Центр культуры Амона

В XXI веке до н. э. Фивы объединяют всю страну и становятся столицей Египта, правда, на небольшой срок. Это произошло при правлении XI династии Среднего царства. В эту эпоху в городе началось активное строительство монументальных святилищ усопшим царям и богам. Амон, местный бог, приобрел статус государственного. Религиозным и политическим центром всей державы стали Фивы. К государству относилась значительная территория современного Судана. Границы достигали Ливии на западе. В то время большинство фараонов на строительство в этом городе направляло существенную часть ресурсов древнего Египта и многочисленных его внешних владений. Центром культуры Амона являлись Фивы египетские. Здесь сооружались в честь этого древнего бога крупнейшие храмы.

Центр теократического государства и монашеского движения

После возрождения города Мемфиса, который стал столицей Египта в XIV в. до н. э., древние Фивы (Египет) сохранили роль крупнейшего религиозного и культурного центра страны даже через века, вплоть до времени римлян. В начале I тысячелетия до н.э. это центр теократического государства, которое было создано на юге Египта жрецами Амона после распада Нового царства. Он произошел после двух восстаний (сначала - в 205-199 гг., затем - в 199-186 гг. до н. э.) против Птолемеев, эллинистической династии. С распространением христианства в первые века н. э. район Фив стал одним из крупнейших центров монашеского движения.

Город на двух берегах Нила

Римлянами были разрушены, снесены и разграблены многие постройки Фив. Лишь ученые и археологи из свиты Наполеона сумели снова пробудить город ото сна. Фивы в древности располагались на двух берегах Нила: восточном и западном. Расскажем сначала о восточном.

Старая столица Египта на восточном берегу этой реки разделена была на две части каналом: на юге вырос город Луксор, а на севере расположилась деревня Карнак. На этом берегу реки стояли два величественных храма - Луксорский (на фото ниже) и Карнакский, которые были соединены аллеями сфинксов.

С роскошными домами знати, дворцами, искусственными озерами и садами редкостных деревьев соседствовали величественные храмовые комплексы. Золоченые иглы обелисков, колоссальные статуи царей, вершины храмовых башен-пилонов вонзались в лазуритовое небо. Оконные проемы зажиточных домов, выложенные зелеными и бирюзовыми фаянсовыми плитками, проглядывали сквозь пышную зелень финиковых пальм, сикомор и тамарисков. Кожу, сосуды с вином, лазурит, столь любимый египтянами, произведения искусства везли сюда покоренные народы Сирии. Из Африки прибывали караваны с черным деревом, слоновой костью, золотом и благовониями.

На западном берегу Нила находилась резиденция царя, а также огромный некрополь, который расположился в амфитеатре скал. Над ним возвышалась Западная вершина (Дехенет), которая сейчас называется "эль-Курн". Меритсегер - богиня-змея ("любящая тишину"), повелительница этой горы - охраняла покой умерших. Она оберегала, согласно легендам, не только расположенные в Долине цариц и Долине царей погребения, но и гробницы простых горожан и вельмож. Если вы собираетесь отправиться сюда на экскурсию, лучше захватить с собой головной убор, удобную обувь и фотокамеру. Пользоваться видеокамерой при посещении Долины фараонов запрещается.

Долина фараонов (Долина царей)

Долиной царей славятся Фивы (Египет). Фото не способно передать все ее великолепие, сохранившееся сегодня лишь частично. Покровительницей Долины царей, как мы уже сказали, была богиня Меритсегер. Это место выбрал фараон Тутмос I (из XXVI династии) для своего будущего погребения. Он вместе с Инени, придворным архитектором, надеялся, что гробница в скалах лучше, чем пирамиды, открытые всем взорам, защищена от расхитителей. Для того чтобы ввести в еще большее заблуждение охотников за наживой, в удалении от усыпальниц закладывались храмы умерших. В Долине фараонов находится 42 гробницы. Из них почти все принадлежат фараонам. В отличие от правителей Древнего царства, столица которого находилась в Мемфисе, фараоны из Фив времен Нового царства пирамид не строили. Гробницы были вырублены в скалах. Их стремились скрыть от посторонних глаз как можно тщательнее. Крупными камнями засыпали входы в гробницы, замуровывали их. Однако и эти ухищрения не смогли уберечь их от разорения.

Такая форма захоронений в течение 500 лет оставались неизменной и совершенствовалась лишь незначительно. Все гробницы возводились похожим образом. Наклонный коридор, длина которого составляла 200 метров, проделывали в известняковой горе. Он уходил круто вниз на глубину до 100 метров. В конце коридора находилось 3 или 4 комнаты. Потолки и стены комнат и коридоров покрывают цветные рисунки, которые и до наших дней не потеряли своей яркости. Они рассказывают о подвигах и жизни покойных. Секретные падающие двери вели к погребальной камере. Земляными насыпями и холмами маскировался главный вход.

Из обнаруженных до сегодняшних дней 64 гробниц наиболее примечательны гробницы Аменхотепа II, Тутмоса III, Хоремхеба, Тутанхамона, Сети I, Расеса I, Меренптаха и других. Почти все они еще в древности оказались разграбленными. Только в 1922 году обнаружена была в полной сохранности английским археологом. Тутанхамон умер в 19-летнем возрасте и не был исторически значимым фараоном, тем не менее гробница была переполнена украшениями, золотом и различными сокровищами.

Долина цариц

Фивы (Египет) - это не только Долина царей. Многие другие захоронения можно встретить на территории этого города. Например, здесь находится Долина цариц. Следует сказать, что не только цариц хоронили в этой долине. Здесь находили покой, кроме матерей и и египетские принцы, умершие рано. Археологам в этом некрополе удалось обнаружить более 70 гробниц. Они напоминают своим внешним обликом усыпальницы Долины фараонов, однако размер их несколько меньше.

Фивы, - это место, где можно осмотреть расписанную гробницу Нефертари, супруги Рамсеса II. Эта усыпальница весьма любопытна. Ее настенные росписи, от стен до потолка, иллюстрируют "Книгу мертвых". Свод, выполненный в виде звездного неба, осеняет погребальную камеру. Эта гробница после реставрации (в 1995 году) была открыта вновь для посещения. Однако доступ сюда ограничен: группами по 10 человек пускают посетителей и лишь на 10 минут. Только 150 человек успевают ее осмотреть за день.

Росписи украшают также стены гробниц сыновей Рамсеса III, Хаэмуаса и Аменхерхепешефа, рано умерших. Краски настенной живописи настолько интенсивно светятся, будто только сегодня нарисованы эти картины.

Долина знати (Долина вельмож)

Множество памятников древности можно найти в такой стране, как Египет. Фивы - не исключение. Они являлись местом погребения не только многочисленных фараонов и их жен. Также здесь были захоронены многие придворные, высокопоставленные сановники и жрецы, которые хотели пребывать и после смерти рядом со своими правителями. Гробницы их образуют Долину знати - огромный некрополь, расположенный вдоль восточного склона гор. Он состоит фактически из 5 кладбищ, которые сгруппированы вокруг массивов скал эль-Тариф, эль-Хоха, Курнет Мурей, Асасиф, Дра Абу эль-Нага и Шейх Абд эль-Курна.

Большая часть этих гробниц города Фивы (Египет) относится ко времени правления фараонов, принадлежащих XVIII и XIX династиям. Еще Древнему царству принадлежат первые захоронения Долины. Здесь хоронили в фиванских нормахов, то есть наместников фараона, которые управляли номом Уасет. Фараоны XVII династии во второй переходный период избрали местом для своих погребений Дра Абу эль-Нага. Правители Нового царства свой некрополь перенесли в Долину царей, оставив приближенным сановникам восточную часть нагорья.

Гробницы вельмож, конечно, не были такими огромными, как гробницы фараонов, которыми славится Египет (Фивы). Они состояли, как правило, из нескольких частей - ограниченного стенами открытого двора, святилища и погребальной камеры, уходящей под землю. Вход во двор, начиная с XIX династии, был выполнен в виде пилона, то есть гигантских ворот, которые являлись неотъемлемой составной частью архитектуры храмов, украшавших как город Фивы (Египет), так и другие города этого древнего государства. Заупокойные стелы устанавливались во дворе. В святилищах находились статуи владельца гробницы. Заупокойный культ умершего отправлялся именно здесь - читались различные священные тексты, совершались жертвоприношения его жизненной энергии, которая, как считалось, является одной из составляющих человеческой сущности. Гробничными конусами облицовывалась верхняя часть фасада. Это были замурованные в толщу стен по "шляпки" глиняные "гвоздики"-цилиндры. Специальными печатями на их внешней стороне наносилось имя владельца гробницы, а также его посмертные и земные титулы.

Росписи и рельефы гробниц вельмож считаются по праву шедеврами искусства Египта. Чаще всего стены усыпальниц вельмож украшали сцены из их жизни. Главной идеей таких росписей было отражение основных событий в жизни того или иного сановника, а также благополучия, которого ему удалось достичь. Делалось это не для похвальбы. Египтяне верили, что все, что было запечатлено на стенах усыпальницы, будет окружать в загробном мире умершего и доставлять ему радость. Наиболее интересные гробницы расположены в некрополе Шейх-Абд эль-Курна. На стенах некоторых усыпальниц встречаются рисунки погребальных торжеств с танцовщицами и музыкантами, сцен суда, крестьян за работами. На левой стене в большинстве случаев изображен жизненный путь покойного, а на остальных - церемония его погребения. Долина знати со временем стала местом захоронения множества людей. На сегодняшний день открыто официально более 500 гробниц.

Колоссы Мемнона

Каждого туриста на границе безжизненных песков пустыни и пшеничных полей приветствуют Колоссы Мемнона в городе Фивы (Египет). Экскурсии сюда также очень популярны. Это гигантские статуи местного фараона Аменхотепа III. Некогда две сидящие фигуры, высота которых составляла 18 метров, охраняли вход в посмертный храм этого фараона, не сохранившийся сегодня. На них обнаружены греко-римские граффити, которые относятся еще ко времени правления императора Адриана. Эти колоссы в свое время известны были тем, что один из них на заре издавал жалобный стон. Считалось, что так приветствовал эфиоп Мемнон, погибший от руки Ахилла во время Троянской войны, Эос, которая была его матерью. После реставрации, осуществленной в 199 г. н. э. звуки прекратились.

Рамессеум

На этом не заканчиваются местные достопримечательности. Фивы (Египет) - город, который может многое предложить туристам. Среди прочего - гигантский заупокойный храм, посвященный богу Амону, который повелел построить Рамсес II. Сегодня этот храм называют Рамессеум. Он сохранился до наших дней в сильно разрушенном состоянии. Этот храм был воздвигнут на западном берегу города Фивы (Египет) зодчим Пенра и в древности по монументальности оформления и масштабам превосходил подобные памятники, которые были сооружены фараонами XVIII династии.

Входом на территорию ансамбля в настоящее время служит гигантский пилон, выполненный из песчаника. Его поверхность покрыта была раскрашенными рельефами. Сцены войн с хеттами Рамсеса II изображены были на барельефах. Первый двор находится за пилоном. Его южная стена одновременно является фасадом дворца, расположенного здесь. Лестница вела во второй двор, находящийся выше первого. Гигантская статуя Рамсеса, высотой 20 метров и весом примерно 1 тыс. тонн, стояла с каждой стороны этой лестницы.

Приемный зал с 16 колоннами занимал центральную часть дворца. Отсюда можно было попасть в тронный зал и личные покои царя. Позади дворца находился женский дом. Подходом к заупокойному храму служил второй двор Рамессеума. Двор украшали портики. Колонный зал имел 48 колонн. Раскраска их капителей великолепно сохранилась. Она имитировала заросли папируса, который считался тростником вечной молодости. Кладовые и главное святилище, культовая часть храма, находились за колонным залом. Знаменитая библиотека была расположена в Рамессеуме. Диодор ее назвал лечебницей души. Кроме того, здесь была большая школа писцов. Археологи под полами храма обнаружили шахту с погребением жреца времен Среднего царства. Магические жезлы, несколько папирусов и маски нашли в погребальной камере гробницы.

Мединет-Абу

Столица Египта - Фивы, - как вы уже заметили, это место захоронения множества знатных особ древности. Опишем еще одно такое место. Мединет-Абу когда-то был лишь каменоломней, предназначавшейся для строительства храмов и гробниц. Рамсес III, взяв за образец Рамессеум, решил возвести в районе Мединет-Абу свой посмертный храм. У входа на пилонах изображены эпизоды побед над врагами этого фараона. Справа от входных ворот, в пределах гарнизонных стен, виден посвященный божествам древности храм. Слева возвышаются гробницы жен бога Амона.

Все эти достопримечательности непременно стоит осмотреть, если вы отправляетесь в путешествие в Египет (Фивы). Одно дело - читать их описание, совсем другое - увидеть своими глазами. Безусловно, стоит посетить Египет. Фивы особенно понравятся любителям древности и загадок истории.

Располагались на естественных или созданных человеком холмах, чтобы предохранить постройки от затопления водой во время разливов Нила.

Страбон, писал о природе Дельты, что во время разлива Нила все окружающие земли покрывает вода, и Дельта превращается в море, а города и деревни стоят посреди этого моря как острова.

Естественно, на этих холмах пригодной для строительства земли было очень мало, поэтому все постройки в городах Древнего Египта были довольно плотными с очень узкими улочками. Дома строились близко друг другу, практически окна одного дома смотрели в окна другого, а дети, играя на плоских крышах, спокойно перепрыгивали на крышу противоположного дома. Дома в древнеегипетском городе в высоту достигали 4-5 этажей. В те времена канализации не существовало, заботиться об этом было делом хозяйки. Помои нередко выливали прямо на улицу. Египтяне предпочитали находиться не дома, где очень душно, а восседали на крышах, где свежий воздух и по вечерам дует прохладный ветерок, да и запахи, заполняющие египетские улицы не доходят туда. Иногда они спали на крыше.

До наших дней от Фив сохранились только развалины храмов и построек культового назначения. Сегодня его развалины мы называем «городом мертвых». Фотографии Фив отчасти передают очарование древнего города.

Вот как описывает Фивы Сирил Альдред в своей книге «Египтяне. Великие строители пирамид»:

...современный город Луксор, который вместе с примыкающей к нему деревушкой Карнак и другими местечками занимает место, на котором некогда стояли Фивы, южная столица периода высочайшего расцвета Египта во времена Нового царства. Из здешних гробниц и храмов появились многочисленные древности, украшающие коллекции Европы и Америки, а также большое количество документов о прошлом Египта. Теперь возникает опасность, что мы будем воспринимать его историю пристрастно, с точки зрения жителей Фив.

Возле города окаймляющие русло реки холмы уступают место широкой полосе возделанных земель, которые даже сухой справочник Бедекера заставляют выразить своеобразное лирическое одобрение: «Зеленеющие повсюду всходы и пальмы заставляют путешественника, только что покинувшего пустыню, развеселиться; яркие краски придают долине Нила каждое утро и каждый вечер неотразимую прелесть; чистый, не затененный облаками свет солнца омывает каждый предмет даже зимой и делает древние Фивы похожими на волшебную страну, щедро осыпанную дарами вечного процветания». Возможно, то же чувство во времена правления Рамсеса II заставило неизвестного поэта написать серию произведений в честь города и его бога Амона, хотя он чересчур увлекся выбранной темой и высказал не подтвержденные претензии на то, чтобы считать Фивы древнейшим городом мира. Город приобрел свою славу в период Среднего царства, когда местные властители проложили себе дорогу к верховной власти и сделались фараонами, правящими вновь объединенным Египтом. В течение всей истории своего существования Фивы оставались центром сопротивления чуждому правлению с севера. После того как их властители изгнали гиксосов, город приобрел высокий престиж и богатство как основная резиденция правительства. Там фараонам высекали гробницу в скале на западном берегу, а его храм строили поодаль на равнине. Там была найдена в полной неприкосновенности только одна усыпальница, принадлежавшая Тутанхамону; остальные несколько раз подверглись разграблению в древние времена. Их сиятельных обитателей несколько раз поспешно переносили из одного укрытия в другое, пока большинство не нашло более долговечное, хотя и недостойное прибежище в двух массовых захоронениях. Их придворные, заполонившие своими гробницами близлежащие холмы, испытали не лучшую судьбу, но расписанные стены их усыпальниц сохранили для нас имена и много живописных сцен из жизни того времени.

Разумеется, возвышение Фив усилило влияние и богатство бога Амона, чей храм в Карнаке стал подобием национальной святыни, к которой фараоны последующих времен добавляли пристройки и для процветания которой не скупились на пожертвования. Короткое, но запомнившееся правление так называемого фараона-еретика Эхнатона в конце Восемнадцатой династии, переместившего столицу Египта в Амарну, нанесло жестокий удар по могуществу Фив и их бога-покровителя, от которого они со временем оправились, но так и не вернули себе целиком ушедшее величие. После этого город перестал быть резиденцией фараонов, хотя до окончания Нового царства традиция хоронить их в этих местах ревностно соблюдалась. Постепенно Фивы стали священным городом Амона, который сперва правил окрестностями через своего верховного жреца, а позднее через дочь фараона и ее управителя. Закат города был долгим и кровавым. В VII веке до н. э. его разграбили ассирийцы. Через полтора столетия на Фивы напали персы во главе с Камбисом. При Птолемеях его влияние почти исчезло, а затем частично было возвращено после восстания против Птолемея V. При Птолемее X город опять восстал и был захвачен после длительной осады, нанесшей ему огромный ущерб. Невзирая на свою несчастную судьбу, Фивы противостояли жестокому правлению римлян в 30 году до н. э. и за это были почти опустошены. Теперь от «стовратных Фив», описанных Гомером, осталась только дюжина сильно поврежденных пилонов среди развалин храма.

(современный Телль-эль-Амарна) – наиболее хорошо сохранившийся, представляющий собой единую и целостную композицию древнеегипетский город. Город расположен на восточном берегу Нила, на полпути между Мемфисом и Фивами. Это столица фараона Эхнатона. Такое имя принял фараон XVIII династии Аменхотеп.

На египетский престол Аменхотеп IV вступил в 1353 году до н. э. На шестом году правления он порвал с прежней официальной религией и фиванским жречеством, составлявшим в то время самую большую и влиятельную прослойку в обществе. Аменхотеп IV ввёл вместо старых верований культ бога Атона - «единого всеозаряющего животворящего Солнца», а себя объявил верховным жрецом нового бога. Фараон сменил своё имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Угодный Атону»).

Владения жрецов были конфискованы, фараон запретил богослужения в честь Амона и всех прежних богов, имена богов соскабливались со стен общественных зданий, храмы закрыты по всей стране. Сам фараон вместе с семьёй, новыми жрецами, воинами, художниками, скульпторами, ремесленниками и слугами покинул Фивы - государственную столицу и центр культа бога Амона.

Возведённый город с дворцами, храмами, богатыми кварталами вельмож, садами, парками и прудами был объявлен «землёй бога Атона». Даже тип древнеегипетского храма в этом городе стал совершенно другим.

Однако, Эхнатон в 1336 году до н. э. умер. После его смерти столица возвращена была в Фивы, культ Атона разрушен, и город Ахетатон был покинут и забыт.

Затем руины Ахетатона постепенно занесло песком, и их на несколько тысячелетий укрыла пустыня. Город просуществовал в общей сложности около 17 лет.

На месте Ахетатона новых поселений построено не было, и поэтому, когда археологи раскопали его руины, древний город в почти нетронутом виде предстал перед их изумленными взглядами.

Его постройки протянулись на 10 км с севера на юг.

Через все части и районы столицы проходила главная улица Ахетатона, так называемая царская дорога. В центре рядом с храмом Атона, под прямым углом к нему, располагался главный дворец. Его площадь составляла 700x300 метров. В центральном же квартале была канцелярия, от которой до нашего времени сохранились многочисленные клинописные таблички - Тель-эль-Амарнский архив. В южной части Ахетатона располагались дома придворных, квартал скульпторов. В мастерской начальника скульпторов Тутмоса были найдены скульптуры Эхнатона и Нефертити. В западной части города находились полицейский квартал, арсенал и площадь для парадов. Дом Нефертити, супруги фараона, находился на севере, в одном из жилых районов. Он назывался Серебряным дворцом. На севере Ахетатона находились жилища чиновников и торговцев. По берегам Нила стояли амбары, в гористой части был царский некрополь.

И опять цитата из книги Сирил Альдред «Египтяне. Великие строители пирамид»:

...современный Тель-эль-Амарна, древняя столица ереси. В этом месте окружающие берег утесы отходят назад, создавая большой амфитеатр восемь миль длиной. Здесь разыгралась одна из самых впечатляющих драм Древнего мира, когда юный фараон Эхнатон по вдохновению избрал это место для своего «горизонта Атона» - столицы, посвященной новому единому богу. Четырнадцать огромных, высеченных в скалах стел до сих пор отмечают его границы, а наполовину завершенные гробницы на восточных утесах и пустая гробница фараона в долине рядом все еще позволяют увидеть отблеск угасшего света. Благодаря этим рельефам и надписям сформировались многие из наших представлений о событиях тех далеких времен кризиса и нововведений, о семейной жизни фараона, публичных церемониях вступления в должность, приеме иностранных послов, щедрых жертвах Атону, гимнах и литургиях новой веры. Погребенные под землей свидетельства говорят не менее громко. Амарна - рай для археолога, где на девственной почве была построена, населена и покинута огромная столица, - все это произошло в течение двух десятилетий. Прошлое в Амарне сохранилось до такой степени, что мы и сейчас можем на поверхности песка в вечерних отсветах разглядеть дорожку, которую протоптал во время ежедневного перехода между домом и храмом Пенхази верховный жрец Атона. В процессе раскопок ученые много узнали о планировке города и архитектуре домов Древнего Египта. В Амарне были сделаны два наиболее эффектных открытия на земле, которая и без того богата сенсационными находками. Одно из них произошло при работе немецкой экспедиции в 1911 - 1912 годах: археологи обнаружили развалины студии скульптора с множеством статуй, гипсовых слепков, портретных головок, включая знаменитый бюст супруги фараона, давший нам новый взгляд на египетское искусство и технику изготовления произведений. Более раннее открытие было сделано в 1888 году, когда пожилая женщина неожиданно извлекла на свет из земли забытые архивы аналога министерства иностранных дел в виде трех сотен глиняных табличек, по большей части заполненных аккадской клинописью - международным языком дипломатов тех времен. Эти таблички, заметно пострадавшие за время, когда переходили от одного перекупщика к другому, оказались копиями переписки между египетским двором и правящими домами Ассирии, Вавилонии, Анатолии и Кипра. Однако основная часть этих записей касается взаимоотношений между фараоном и его вассальными городами-государствами Палестины и Сирии. При исследовании этих, к сожалению, поврежденных кусков засохшей глины глазам археологов открылась невероятно живая и неожиданная картина. Мы видим мир образованных людей 2-го тысячелетия до н. э.: привилегированных чиновников, дипломатических курьеров, послов и чрезвычайных послов, путешествовавших от одного дворца к другому с документами, согласно которым заключались брачные союзы, велась торговля, поступали запросы о выдаче преступников, обсуждались дипломатические альянсы, выражались протесты, высказывались требования, предупреждения и просьбы о помощи. Здесь была вся сложная система международных взаимоотношений со своим протоколом, который мало чем отличается от дипломатических протоколов современной Европы. Чувствуется, что и за ней стоят долгие века постепенного развития.

Фи́вы [греч. Фивы или Фивеи; древнеегипетск. Уаст - «Властвующий (город)», или Ниут - «город», арабск. эль-Уксур - «дворцы»], древний город в Верхнем Египте , вблизи современного г. Луксор . Первые упоминания о Фивах сохранились в текстах, датируемых 3 тыс. до н. э. Впервые город упоминается при фараоне Микерине (IV династия; ок. 26 в. до н. э.). В 21 в. до н. э. при фараонах XI династии Среднего царства Фивы становятся столицей Египта. Именно в эту эпоху в Фивах началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям, а местный бог Амон приобрел статус «государственного» бога.

С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (16-14 вв. до н. э.) начинается период наивысшего расцвета города. Фивы становятся политическим и религиозным центром великой египетской державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана , а на западе доходили до Ливии . Большинство фараонов направляло сюда на строительство значительную часть ресурсов как Египта, так и его огромных внешних владений. Фивы стали центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь.

Рамсес III возвел свой некрополь на обширной территории, взяв в качестве образца Рамессеум. На пилонах у входа изображены сцены побед фараона над врагами. В пределах грандиозных стен справа от входных ворот виден храм, посвященный древним божествам. Слева высятся гробницы божественных жен Амона. Близ деревни Курна располагаются руины заупокойного храма Сети I, заложенного фараоном для себя и своего отца Рамсеса I.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!