Физическое воспитание учащихся школьного возраста. Младший школьный возраст

Школьный возраст

период жизни с 6-7 до 17-18 лет. Условно выделяют младший Ш. в. (до 11 лет) и старший Ш. в. (с 12 лет), который обычно называют подростковым возрастом, или периодом полового созревания. В связи с индивидуальными колебаниями сроков полового созревания границы старшего школьного и подросткового возраста не всегда совпадают.

Физическое развитие. После периода первого физиологического вытяжения (4-6 лет) до наступления половою созревания отмечается относительная стабилизация скорости роста. Для ориентировочного расчета нормального роста у детей старше 4 лет можно использовать следующую формулу: 100 + 6 (n - 4), где n - в годах. Массу (вес) тела детей до 11 лет рассчитывают по формуле: 10,5 кг + 2n; детей 12 лет и старше по формуле: (n ․ 5) - 20 кг , где n - в годах. Точно оценить соответствие роста и массы тела возрасту ребенка можно только по стандартным ростовесовым таблицам.

Анатомо-физиологические особенности . Кожа и подкожная клетчатка . Строение дермы в Ш. в. примерно такое же, как у взрослых, но коллагеновые волокна тоньше. К 7 годам заканчивается формирование выводных протоков потовых желез, устанавливается адекватное . С наступлением половой зрелости начинают функционировать апокриновые , появляется вторичное оволосение (см. Половое созревание). Интенсивность кровоснабжения кожи высокая.

Степень развития подкожной клетчатки во многом определяется наследственными, конституциональными факторами. Она более выражена у девочек. К 5-7 годам скопления жировых клеток появляются в грудной и брюшной полостях, забрюшинном пространстве.

Мышечная система . Продолжает увеличиваться масса мышц (в основном мышц конечностей), а также диаметр мышечных волокон. Масса мышц по отношению к массе тела составляет в 8 лет 27,7%, в 15 лет - 32,6%. Диаметр миофибрилл у новорожденных 7 мкм , в 16 лет - около 28 мкм . К 8-10 годам заканчивается развитие и соединительнотканного каркаса мышц. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) с 6-7 лет быстро увеличивается. Показатель мышечной работы, выполняемой за 1 мин , в 7 лет составляет 290 кгм , в 16-18 лет - 1000-1200 кгм . В 7-9 лет отмечается максимальная быстрота восстановления мышечной работоспособности после мышечной работы, но дети младшего Ш. в. еще не способны к длительному физическому напряжению. Мышечная с 7 до 17 лет увеличивается в 2 раза. С 8-9 лет укрепляются , значительно нарастает объем мышц. Совершенствуются двигательные навыки - в 6 лет становится возможной тонкая работа пальцами (например, лепка, письмо); к 10-12 годам достаточно хорошо развита координация движений, к 14 годам - способность к быстрым движениям.

Костная система . Интенсивность обмена в костной ткани несколько уменьшается, но процессы остеогенеза и роста костей продолжаются, увеличивается содержание кальция в костной ткани. Хрящевой ткани еще много, гибкость скелета повышена. Строение костной ткани только к 12 годам приближается к строению ее у взрослых. В младшем Ш. в. происходит смена молочных зубов на постоянные, к 11 годам появляются вторые . Увеличивается объем грудной клетки, она все более активно участвует в дыхании. С 6 до 9-10 лет отмечается относительная стабилизация размеров таза, затем они увеличиваются, появляются половые различия в его строении.

Органы дыхания . К 8-9 годам формируется пещеристая, интенсивно кровоснабжаемая часть подслизистой ткани носа. Быстро развиваются придаточные (околоносовые) пазухи. К 10 годам у мальчиков по форме напоминает мужскую, постепенно расширяется. удлиняется в среднем с 5,7 см (в 6-8 лет) до 6,3 см (в 10-12 лет) и 7,2 см (в 14-16 лет), ширина соответственно - с 10 до 11,3 и 14 мм . Увеличиваются диаметр бронхов и бронхиол, размеры альвеол, дыхательная поверхность легких. Достигает полного развития эластический каркас легких. Примерно к 7 годам структура легочной ткани окончательно формируется, в дальнейшем (примерно до 12 лет) увеличивается только масса легких за счет увеличения линейного размера альвеол. Заметно изменяются функциональные возможности органов дыхания: дыхательный объем с 6 до 14 лет увеличивается 118 мл до 227 мл , минутный объем дыхания - 3200 до 5000 см 3 . Частота дыханий уменьшается с 25 дыханий в минуту (в 5 лет) до 20 (в 12 лет). Жизненная емкость легких увеличивается с 1200 мл (в 6 лет) до 2700 (в 14 лет), максимальная легких с 42 л/мин до 68 л/ мин , резерв дыхания с 38,5 л/мин до 63,1 л/мин соответственно.

Сердечно-сосудистая система . Масса сердца возрастает со 105 г (в 6 лет) до 175 г (в 12 лет) и 230 г (в 14 лет). В 12-14 лет отмечается второй период интенсивного увеличения массы сердца (первый в 0-2 года, третий в 17-20 лет). К 7-8 годам заканчивается тканей сердца, увеличивается количество соединительнотканных и эластических волокон. Средняя частота пульса с 5 до 12 лет урежается со 100 до 80 ударов в минуту. Повышается ударный и минутный объем крови, скорость кровотока постепенно уменьшается. в 6 лет 105/70, в 11 лет в среднем около 110/70, в 17 лет - 120/75 мм рт. ст.

Органы пищеварения . Возрастает длина пищевода с 16 см (в 5 лет) до 18 см (в 10 лет) и 19 см (в 15 лет). Физиологическое сужения пищевода в младшем Ш. в. сформированы. Постепенно увеличивается расстояние от зубов до входа в желудок: в 5 лет - 26-27,9 см , 10 лет - 27-33 см , 15 лет - 34-36 см (приблизительно этот показатель равен 20 + n, где n - число лет). Функциональная емкость желудка достигает к 10-12 годам 1300-1500 мл ; увеличивается поверхность его слизистой оболочки, количество желудочных желез. К 8 годам завершается формирование кардиального отдела желудка. Возрастает длина тонкой кишки. Увеличиваются и печень, повышается их функциональная . С 7 лет нижний край печени не выходит за пределы реберной дуги по среднеключичной линии, а по срединной линии не должен выходить за верхнюю треть расстояния от пупка до мечевидного отростка. Совершенствуются процессы пищеварения: увеличивается коэффициент расщепления жира; изменяется топография абсорбционных процессов в кишечнике. Частота опорожнений кишечника 1-2 раза в день, оформленный.

Органы мочевыделения . Увеличивается масса и размеры почек; совершенствуется их строение: в основном в Ш. в. структура почечных клубочков и канальцев не отличается от их структуры у взрослых. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых; в мочевом пузыре продолжает увеличиваться число мышечных и эластических волокон. Емкость мочевого пузыря в 5-9 лет - 200 мл , 9-12 лет - 200-300 мл , 12-15 лет - 300-400 мл . Длина мочеиспускательного канала у мальчиков 10-12 см , у девочек - до 2 см . Постепенно нарастает суточное количество мочи: у детей с 5 до 8 лет оно составляет 700 мл , с 8 до 11 лет - 850 мл , с 11 до 15 лет - 1100 мл .

Кроветворная система . Продолжает возрастать масса костного мозга. Изменяется , после 5 лет отмечается нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов (см. Гемограмма , Кровь). Увеличиваются масса и размеры селезенки: масса с 17 г (6 лет) до 94 г (12 лет), размеры с 8×5 см (8 лет) до 11×6 см (12 лет). Показатели свертывающей системы крови не отличаются от таковых у взрослых.

Иммунная система . Совершенствуется местный и общий . Все больше повышается способность к синтезу интерферона. К 6-12 годам масса вилочковой железы достигает максимума - примерно 30 г , затем она постепенно уменьшается. К 10 годам количество лимфатических узлов такое же, как у взрослых, нарастает количество лимфоидных фолликулов в кишечнике. носоглотки хорошо развито. Содержание иммуноглобулинов в крови к 10-12 годам приближается к уровню взрослых.

Эндокринная система . Заканчивается развитие и совершенствование гипоталамо-гипофизарной системы. Увеличивается , совершенствуется ее структура (возрастает число фолликулов). Нарастают масса и размеры паращитовидных желез. В надпочечниках заканчивается дифференцировка, полностью формируется корковый слой. Под действием гонадотропных гормонов гипофиза яички у мальчиков и у девочек увеличиваются в размерах, функционируют все более активно и обусловливают постепенное появление признаков полового созревания.

Нервная система . Масса головного мозга с 6-7 лет нарастает более медленно. В 6-7 лет она составляет у мальчиков в среднем 1313 г , у девочек 1225 г , в 11-12 лет - 1348 г и 1259 г, в 14-15 лет - 1356 г и 1318 г соответственно. Строение коры головного мозга к 8 годам почти такое же, как у взрослых. Продолжается нервных волокон (в основном в коре), еще не покрытых миелиновой оболочкой. Длина спинного мозга к 7-10 годам возрастает вдвое. Совершенствуется и становится более сложной нервно-психическая деятельность. В коре головного мозга развиваются ассоциативные связи, увеличиваются возможности аналитической деятельности. Совершенствуются активные тормозные процессы, легче формируются сложные . Овладение навыками чтения и письма способствует дальнейшему развитию речи, ее образности, передать в ней свои мысли. Вместе с тем в поведении детей младшего Ш. в. еще много игровых элементов, они не способны к длительному сосредоточению, самоконтролю. У некоторых детей затруднена к коллективу, что может сказаться на их психическом развитии.

Особенности заболеваемости. Дети в школьном возрасте болеют реже, чем дети раннего возраста, что связано с развитием иммунитета и совершенствованием адаптационных механизмов. еще ранима, склонна к шелушению, ее интенсивное способствует распространению инфекции. Высокая резорбтивная способность кожи может приводить к нежелательным последствиям при нерациональном использовании мазей и кремов, содержащих биологически активные вещества (например, ). Костно-мышечная , хотя и достигает определенной степени развития, еще неуйсточива к неблагоприятным воздействиям. Чрезмерная быстро приводит к утомлению. Вследствие гибкости скелета при неправильной позе ребенка на занятиях в школе и дома (использование несоответствующей возрасту мебели) развиваются нарушения осанки (Осанка), Сколиоз. В этом возрасте отмечается самая высокая частота травм (например, переломов костей), в связи с резко возрастающей двигательной активностью детей.

С развитием придаточных пазух носа увеличивается частота синуситов (гайморита и др.). Нередко наблюдаются , возникают ангины. Часто у детей Ш. в. выявляются шумы сердца (преимущественно функционального характера). Повышается частота миокардита, ревматизма, нефрита, гастрита, дуоденита, язвенной болезни, холецистита.

Гигиена. Очень важно вырабатывать у детей гигиенические навыки, приучать к чистоплотности. Желательно выделить ребенку Ш. в. отдельную комнату или удобный уголок. Помещение, где находится ребенок, необходимо содержать в чистоте (ежедневно и предметы в комнате протирают влажной тряпкой), проветривать (зимой 3-4 раза в день по 10-15 мин , летом окна держат открытыми целый день). Ребенок должен иметь отдельную кровать. Постельное белье (лучше из хлопчатобумажной ткани) регулярно меняют.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Педагоги и родители должны помочь в преодолении трудностей, вставших перед ним. Нарушение правил гигиены умственного труда школьника влечет за собой отрицательные последствия ( , расстройство нервной системы и др.). Важно научить ребенка правильно распределять время для выполнения уроков, чередовать виды занятий по разным предметам, делать перерывы между ними по 10-15 мин , во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза.

Необходимо правильно организовать школьника. Мебель должна соответствовать его росту. Важно следить за положением ребенка во время занятий; чтобы при письме уменьшилась нагрузка на , сидеть надо прямо, опираясь на спинку стула, не наваливаясь грудью на стол, ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах согнуты под прямым углом; необходима равномерная нагрузка на обе половины таза; голову держать с небольшим наклоном вперед, расстояние от до стола 30-35 см . Стол для занятий ставят так, чтобы от окна падал слева; от настольной лампы (60 Вт ) не должен падать в глаза. Неправильное и неправильная высота стола и стула могут привести к нарушению зрения и осанки. Приготовление уроков начинают с письменных работ, а затем переходят к устным заданиям. В первую очередь выполняют задания средней трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие.

Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный . Детям 6 лет нужно спать не менее 12 ч (из них 2 ч днем), 7-9 лет - 10 ч , 10-12 лет - 9 1 / 2 ч , 13-15 лет - 9 ч .

Питание. Потребность в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах и энергии - см. Питание . Из общей суточной энергетической потребности на должно приходиться 14%, - 31%, - 55%. При этом белков животного происхождения в 6 лет должна составлять 65%, а у детей старше 6 лет - 50-60% от их общего количества; жиров растительного происхождения - 10-15% всех жиров; легкоусвояемых углеводов - не более 20% углеводного рациона. Суточная потребность в воде (включая воду, содержащуюся в пищевых продуктах) уменьшается с 90-100 мл/кг в 5 лет до 40-50 мл/кг в 18 лет. Следует придерживаться определенного режима питания с 4-5-разовым приемом пищи. Примерные часы приема пищи при 5-разовом питании: 1-й завтрак - 7 ч 30 мин , 2-й завтрак - 10-11 ч , обед - 13-14 ч , полдник - 16-17 ч , ужин - 19-20 ч . По калорийности на 1-й (домашний) завтрак должно приходиться 15%, 2-й (школьный) - 20%, обед - 35%, полдник - 10-15%, ужин - 20%. В группах продленного дня организуется 3-разовое , составляющее 65-70% суточной потребности в питательных веществах и энергии. Завтрак в школе должен состоять из горячего блюда и питья. Обед желателен из 4 блюд: запуска, 1-е, 2-е и 3-е блюда. В полдник обычно дают молоко и хлеб.

Каждое утро детям рекомендуется делать зарядку. Для детей младшего Ш. в. полезны подвижные игры, включающие элементы спортивных игр, эстафеты. В дальнейшем вводят гимнастические упражнения на равновесие, висы, упоры, лазанье, метание и т.д. Рекомендуются лыжный , игра в баскетбол, волейбол и т.д. Степень допустимой физической нагрузки (в т.ч. возможность занятий тем или иным видом спорта) определяет в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья и физической подготовленности.

С целью закаливания используют воздушные и солнечные , водные процедуры. лучше начинать с воздушных ванн, которые принимают в помещении в течение 1-2 нед. при температуре воздуха не ниже 16°, продолжительность их вначале 3-4 мин , затем ее увеличивают каждый день на 1 мин , доводя до 10 мин . Хорошо сочетать воздушные с гимнастикой. Закаливающее действие оказывают прогулки и дневной сон на озелененном участке или на открытой веранде. В общей сложности дети должны быть на улице в холодное время года 2-5 ч , летом 10-12 ч ежедневно. В качестве закаливающих водных процедур рекомендуются умывания, обтирания и обливания ног и тела, купание. Обтирание и обливание тела сначала проводят при 35°, через неделю температуру воды начинают снижать (каждые 1-2 дня на 1-2°) и доводят до 24-22°. Для обтираний и обливаний ног начальная температура воды 30°, через неделю ее начинают снижать (каждые 1-2 дня на 1-2°) и доводят до 16-14°. водой проводят в помещении при комнатной температуре воздуха. После процедуры кожу вытирают насухо. Во всех случаях, когда приходится прекращать , а затем через 3-5 дней его возобновлять, должна быть на 2-3° теплее, чем при последней процедуре. Если водные процедуры не проводились более длительное время, их начинают вновь с исходной температуры. Температура воздуха при купании должна быть не ниже 22°, температура воды для детей до 10-12 лет - не ниже 20°.

Солнечные ванны рекомендуется принимать между 10 и 12 часами дня. Начинают их при температуре воздуха в тени не ниже 18°. Продолжительность первой ванны 2 мин ; одну минуту ребенок лежит на спине, вторую на животе. Через день или два прибавляют по 2 мин на процедуру.

Диспансерное наблюдение. Дети Ш. в. должны ежегодно проходить профилактические медосмотры. Состав врачей-специалистов, участвующих в осмотрах, и объем дополнительных исследований определяются в соответствии с инструкциями по диспансеризации детского населения в городах и сельской местности. Так, в сельской местности учащиеся 1-8-х классов 1 раз в год осматриваются педиатром и стоматологом. Кроме того, учащихся 1, 3, 6 и 8-х классов дополнительно осматривает . Осмотры другими специалистами проводятся по показаниям. Профилактические медосмотры предусматривают также проведение антропометрии, клинических анализов крови и мочи, гельминтологических исследований, определение остроты зрения, исследование слуха, измерение . При осмотрах обращают на нервно-психическое и детей, состояние внутренних органов, костно-мышечной системы, зубов. Оздоровительные мероприятия должны быть направлены на соблюдение гигиенического режима в школе и дома, организацию рационального питания, физического воспитания, выявленных заболеваний.

Библиогр.: Детские болезни, под ред. П.Н. Гузенко, Киев, 1984; Детские болезни, под ред. Л.А. Исаевой, М., 1986; Детские болезни, под ред. А.Ф. Тура и др., М., 1985; Мазурин А.В. и Воронцов И.М. детских болезней, М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермаха и В.К. Вогана, . с англ., т. 1, М., 1987.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Младший школьный возраст в современной периодизации охватывает период от 6 - до 9 - 11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни; новые требования, новая социальная роль ученика,принципиально ноный вид деятельности - учебная деятельность. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда детибыстро тянутся вверх, наблюдается дисгармонияв физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышеннаяпотребность в движениях.

Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов.

Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией.К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальныеразличия в мышлении (теоретики, мыслители, художники). В процессе обученияформируются научные понятия (основы теоретического мышления).

Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Внимание активизируется,но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиями высокой мотивации. Восприятие также характеризуетсянепроизвольностью.

Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой - воссоздающее (репродуктивное),на второй - продуктивное.

7 - 8 лет - сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению). Интенсивно развивается самосознание. Становлениесамооценки младшего школьниказависит от успеваемостии особенностей общения учителя с классом.Большое значение имеетстиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складываетсязавышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижаютуверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация.Дети начинают утверждаться в другой области в занятиях спортом, музыкой.

Подростковый возраст.

Границы подросткового возраста доста­точно неопределенны(от 9 -11до 14 - 15 лет). Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другиепозже.

Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.

Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела. Быстро растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия.Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляется обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка могут рассматриваться в качествепрямой причины его психологического развития.

В этот период наблюдается бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, влияющие на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму. Все это является внутренними (биологическими) предпосылками кризиса, характерного дляподросткового возраста.

Внешними (психологическими) предпосылками является изменение характера учебной деятельности: многопредметность. содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук. Нет единства требований: сколькоучителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка,его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых: введение общественно-полезного труда в школьное обучение. К подростку предъявляются новые требования в семье (помощьпо хозяйству, с ним начинают советоваться).

Ведущие позиции в жизни ребенка начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Подростку присуща сильная потребность в общении с ровесниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей: у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями.

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Подросток оперируетгипотезой в решении интеллектуальных задач. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях - языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению.

В моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайныхвлияний.

Центральные новообразования этого возраста: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости» (возникающее представление о себе как уже не ребенке), переоценка ценностей, автономная мораль.

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. При всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения - наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия.

Возрастные особенности учащихся

Средний школьный возраст.

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Характерная особенность подросткового возраста - половое созрева-ние организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит но-вые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Стоит обратить внимание классного руководителя на такую психоло-гическую особенность данного возраста, как избирательность их внима-ния. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уро-ки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возмож-ности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если классный руководитель создает трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и дли-

тельное время.

Значимой особенностью мышление подростка является его критич-ность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возраже-ниям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергает-ся чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации - «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуа-ции, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребя-там интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно выска-зать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста явля-ется несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с по-ступками, действиями поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Трудности жизненного плана, семейные
проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в
развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера.
Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно.
Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса.
Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя,
вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен
к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимание индивидуальной
работе, проблемы ребенка решать наедине с ним. В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Подростки - мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и
мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только
книжные пираты и, разбойники, но и вполне зёленые местные хулиганы.
Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную
грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - под-лостью, любовь к себе - насилием над другими. Девочки - подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно - положи-тельных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки подростки считают идеальной работу проститутки, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями. Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.

Классному руководителю необходимо обратить внимание на формирование нравственных качеств личности и знакомство с примерами положительных идеалов.
Классному руководителю нужно глубоко осмыслить особенности
развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на
его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это
даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе:


школа—— семья—— общество—— ребенок.

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность
самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие
классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и
учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоя-тельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».

У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителя-ми. Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспо-собностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с клас-сом. В этом могут помочь следующие методики:

Методика № 1.

Изучение отношения учащихся к учебным предметам.

На бланке анкеты учащиеся пишут ответы на два вопроса. Ответ на вопрос нужно продолжить, используя предложенные варианты ответов.

Бланк анкеты

Необходимые предметы

Потому что

Интересные предметы

Потому что

I . Варианты ответов на вопрос "Необходимые предметы»

  1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики стра-ны.
  2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
  3. Этот предмет пригодится для поступления в техникум, ВУЗ, он будет необходим в будущей профессии.
  4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
    1. Этот предмет учить разбираться в жизни.
    2. Этот предмет считают значимым мои родители.
  5. Этот предмет формирует интеллектуальные умения, расширяет кругозор.
    1. Этот предмет участвует в республиканском тестировании.

II . Варианты ответов на вопрос «Интересные предметы»

  1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
  2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
  3. Интересно выяснять причины событий.

4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.

  1. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражне-ния, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
  2. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
  3. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
  4. Интересно, так как учитель, преподает необычно и этим привлекает учеников.

9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко.

10.Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.

11.Интересно, потому что по этому предмету легко заработать отмет-ку.

12.Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставля-ет сосредоточенно мыслить.

Вопросы анкеты позволяют классному руководителю выяснить, что представляет собой познавательный интерес учащихся класса, какие предметы вызывают у учащихся трудности, с чем или с кем связаны учебные трудности детей.

Вопросы I блока - это вопросы, которые объединены событийно-стью, теоретическими основами, нравственной проблематикой.

Вопросы II блока - это вопросы, которые объединены способами познавательной деятельности, характером, отношений между учащимися и учителем; характером отношений внутри классного коллектива и вне его:

Методика № 2. «Ранжирование».

На доске написаны все учебные предметы, которые изучают учащие-ся класса. Им предлагается записать их на листок бумаги по степени зна-чимости для себя. Затем учитель определяет, какие предметы школьной программы учащиеся поставили на 1-е, 2-е и 3-е место по степени значи-мости.

Методика № 3. «Ассоциации».

Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые вызывают у них школьные предметы. Ученикам называются предметы, а они на листочке пишут слова - ассоциации, связанные с этим предметом.

Если предмет вызывает интерес ассоциации будут носить положительный характер.

Если предмет неинтересен, ассоциации будут носить негативный ха-рактер.

Классному руководителю необходимо знать и учитывать в организа-ции воспитательной работы, что ведущей деятельностью подростков явля-ется общение, личностным новообразованием подростков - способность к идентификации. Важнейшая особенность подростков - постепенный уход От прямого копирования оценок взрослых к самооценке, опора на свои внутренние критерии.

Основная форма самопознания - сравнение себя с другими людьми:
взрослыми и сверстниками.

Психофизиологические особенности учащегося средней школы

Средний школьный возраст

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа взрослого должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Поэтому родитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания.
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Подростки-мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе - насилием над другими.
Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки считают идеальной работу проститутки, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще.
Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- формирование нравственных качеств личности
- знакомство с примерами положительных идеалов.
Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе:
школа - семья - общество - ребенок.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог, принимать самостоятельные решения.

У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями. Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.

Глава I. Творческие задания на уроках литературы в старших классах

Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста

Каждый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется множеством свойств. Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является старший подростковый возраст .

Анализ характера юных переживаний показывает, какую мощную роль в них играет стремление к выяснению своей личности, к собственному обнаружению мысли, что обыденные люди не в состоянии понять ее незаурядную натуру. Черта исканий присуща юности как ее типическая черта.

Интерес к субъективному миру, внутренний мир, как большой мир, как постоянное явление, открывается именно в юности .

Ранняя юность, старший школьный возраст – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15-16 до 21-25 лет, ранняя юность – до 18-19 лет). В этом возрасте у молодого человека появляется проблема выбора жизненных ценностей. Старшеклассник стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, также к моральным ценностям. Что касается когнитивных изменений в юности, то отвлеченно – философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально-логических операций и особенностями эмоционального мира ранней юности. Развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих непросто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для побуждений. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию.



Старший школьный возраст - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Юноши начинают понимать значение слова «мужчина», а девушки – слово «женщина». Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность, пытаются это подчеркнуть всеми возможными средствами. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии.

Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.



В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего.

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей. Ранняя юность - это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

Таким образом, к достижению данного возраста школьник достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость, быть готовым к самостоятельной жизни. Ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная. Выбор профессии становится центром социальной ситуации развития старшеклассника. Выбор профессии формируется под влиянием родителей, сверстников, запросов общества, престижа. В 10-11 классе стоит проблема профессионального самоопределения, подготовки к экзаменам. Происходят изменения в развитии личности, изменение положения ученика в школе, в системе общественных отношений. Старшеклассник старается воспитать в себе качества личности. «Чувство взрослости» переходит в чувство самоуверенности и самоуважения, проявляющееся в своей самоиндивидуальности.

В этот период жизни складывается «образ Я», который включает 3 основных компонента: познавательный, эмоциональный, поведенческий. Образ я складывается в процессе общения, и в первую очередь общения со сверстниками. Из основных новообразований старшего школьного возраста можно выделить – мировоззрение, самостоятельность суждений, формирование собственной самооценки, стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, профессиональное и личностное самоопределение.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!