Физиологической основой воображения является. Физиологические основы процессов воображения

Реферат
По дисциплине «Психология»
На тему:
Общее понятие о воле. Теории воли.

Содержание:

    Введение………………………………………………………… ………...1
    Общее понятие о воле…………………………………………………….2
    Теории воли……………………………………………………………….7
    Волевая регуляция человеческого поведения………………………….11
    Развитие воли у человека………………………………………………..16
    Заключение…………………………………………………… ………….19
    Список литературы…………………………………………………… …20

Общее понятие о воле.
Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Если, например, человеку не хочется пить горькое лекарство, но он знает, что это крайне необходимо для его здоровья, то, подавляя силой воли свое нежелание, он заставляет себя систематически выполнять назначенное лечение. Другой пример: студенту хочется сходить на дискотеку, но у него еще не готова домашняя контрольная работа к завтрашнему дню. Преодолевая усилием воли сиюминутное желание, студент заставляет себя работать, поставив целью завтрашний успех. Проявление воли мы наблюдаем и в различных ситуациях общения. Например, человек нам неприятен, но от него объективно зависит наше дальнейшее продвижение, поэтому усилием воли мы сдерживаем свою неприязнь, надеваем подходящую для данной ситуации психологическую маску; и как результат добиваемся своего.
Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:
необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;
несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;
на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.
Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Воля- это
сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.
В качестве основных функций воли выделяют:
выбор мотивов и целей;
регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;
организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;
мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.
Воля как феномен человеческой психики еще в античности привлекала внимание мыслителей. Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп. Однако мыслители античности, а позднее и средневековья не трактовали волю в современном ее личностном понимании. Так, в античности понятие воля поглощалось понятием логика;. По Аристотелю, например, любое действие вытекает в первую очередь из логического заключения.
В период средневековья существовал обряд экзориса - изгнания дьявола. Человек в те времена воспринимался лишь как пассивное начало, в котором воля проявлялась в виде добрых и злых духов (порой даже персонифицированных). Такое понимание воли было обусловлено тем, что традиционное общество фактически отрицало самостоятельное начало в поведении. С.И. Рогов* отмечает, что личность выступает в нем лишь как род, как программа, по которой жили предки. Право на отклонение признавалось лишь за некоторыми членами общества, например шаманом - человеком, который общается с духами предков; кузнецом - человеком, которому подвластна сила огня и металла; разбойником - человеком-преступником, противопоставившим себя данному обществу.
Понятие воли как бы возрождается в новое время вместе с появлением понятия личности, одной из главных ценностей которой является свобода воли. Появляется новое мировоззрение - экзистенциализм, философия существования, согласно которому свобода - это абсолютная, свободная воля. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и А. Камю считали, что любой человек по сути своей своеволен и безответственен, а любые общественные нормы являются подавлением человеческой сущности.
В России интересную трактовку воли представил И.П. Павлов, рассматривая волю как инстинкт (рефлекс) свободы. Как инстинкт свободы воля выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода или опасности.
Много споров возникло и возникает по вопросу сознательного или бессознательного происхождения понятия воля.
Сторонники идеалистических воззрений истолковывали как феномен воли присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения. Способность же принимать решения, выражающие личностные установки и убеждения, они истолковывали как результат действий стоящей за этими актами иррациональной силы.
В свое время немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман абсолютизировали волю, объявив ее космической силой, слепым бессознательным первоначалом, производным которого являются все психические проявления человека.
Психоаналитическая психология представляла волю человека как своеобразную энергию человеческих поступков. Сторонники психоанализа считали, что поступками человека управляет некая биологическая энергия человека, превращенная в психическую. Фрейд отождествлял эту энергию с психосексуальной энергией полового влечения - бессознательным либидо, объясняя тем самым человеческое поведение сначала окультуренными проявлениями этой жизнеутверждающей силы (Эрос), а затем ее борьбой со столь же подсознательной тягой человека к смерти (Тантос).
Сторонниками теории о воле как об особой над природной силе, лежащей в основе психики и бытия в целом, являлись такие известные психологи, как В. Вундт и У. Джеймс.
Теологическое толкование воли состоит в том, что воля отождествляется с божественным началом в мире: Бог - исключительный обладатель свободы воли, наделяющий ею людей по своему усмотрению.
Материалисты трактуют волю как сторону психики, имеющую материальную основу в виде нервных мозговых процессов. Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных действий являются рефлекторные. К этому типу также относятся импульсивные действия, неосознанные, неподчиненные общей цели реакции. В противоположность непроизвольным, осознанные действия человека направлены на достижение им цели, что характерно для волевого поведения.
Материальной основой произвольных движений является деятельность гигантских пирамидных клеток, расположенных в одном из слоев коры мозга в области передней центральной извилины. В этих клетках зарождаются импульсы к движению. Ученые пришли к этому заключению, изучая причины возникновения абулии (болезненного безволия), которая развивается на почве мозговой патологии и аппраксии (нарушений произвольной регуляции движений и действий, делающих невозможным осуществление волевого акта), возникающей в результате поражения лобных долей головного мозга.
Учение о второй сигнальной системе И.П. Павлова значительно дополнило материалистическую концепцию, доказывая условно-рефлекторную сущность воли.
Современные исследования воли в психологии ведутся по разным научным направлениям: в бихевиористски ориентированной науке изучаются определенные формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и исследовании соответствующих волевых характеристик личности. Вместе с тем современная психология стремится придать науке о воле интегративный характер.

Теории Воли
1. Гетерономные теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам неволевого характера - ассоциативным и интеллектуальным процессам. Эббингауз: воля - инстинкт, который возникает на основе обратимости ассоциаций или на основе так называемого "зрячего инстинкта", сознающего свою цель. И. Гербарт: волевое действие ассоциируется со сложной комбинацией интеллектуальных психических процессов ® сначала возникает импульсивное поведение, затем на его основе актуализируется действие, вырабатываемое на основе привычки, а уже после этого - действие, контролируемое разумом, т.е. волевое действие. Согласно этой точке зрения, каждый поступок является волевым, т.к. каждое действие разумно. Позитив: включение фактора детерминизма в объяснение воли (уходят от спиритуализма). Минусы: воля не субстанциональна, не имеет собственного содержания и актуализируется только в случае необходимости; не объясняют явлений произвольности действий, феномен внутренней свободы, механизмов образования волевого действия из не-волевого.

2. Аффективная теория воли В. Вундта. Вундт резко возражал против попыток выводить побуждение к волевому действию из интеллектуальных процессов. Он объясняет волю с помощью понятия аффекта. Самое существенное для возникновения волевого процесса - активность внешнего действия, которое непосредственно связано с внутренними переживаниями. В простейшем волевом акте Вундт выделяет два момента: аффект и связанное с ним действие. Внешние действия направлены на достижение конечного результата, а внутренние - на изменение других психических процессов, включая эмоциональные. Волевой процесс – аффект (сложное чувство), эмоциональный процесс, связанный с действием, которое может прекратить данный процесс. Волевые процессы – обычные психические процессы, когда они управляемы и представлены в сознании. Два аспекта волевого процесса: объективный (связан с предметом) и субъективный (связан с отношением к содержанию). Предметное содержание волевого процесса – его мотив. Субъективный аспект – побуждающая сила мотива. Процессы, у которых только один мотив, - импульсивные, совершаются без задержки. Если мотивов больше, то это действие произвольно. Воля – проблема произвольности действия, проблема борьбы мотивов.

3. Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все теории автономной воли можно разделить на три группы:

1) мотивационный подход: воля, так или иначе, объясняется с помощью категорий психологии мотивации. В свою очередь он делится на:

O теории, которые понимают волю как сверхчеловеческую, мировую силу (Э. Гартман и А. Шопенгауэр) Воля - совершенно иррациональный, слепой, бессознательный, бесцельный и притом никогда не прекращающийся и не ослабевающий порыв. Она универсальна и является основанием для всего существующего: порождает все (путем процесса объективации) и управляет всем. Лишь творя мир и глядясь в него, как в зеркало, она получает возможность осознавать себя, прежде всего в том, что она есть воля к жизни. Воля, существующая в каждом человеке - просто объективация мировой воли. Г.И. Челпанов считал, что душа обладает собственной силой совершать выбор и побуждать действие. В волевом акте он выделял стремление, желание и усилие; позднее стал связывать волю с борьбой мотивов.

O теории, рассматривающие волю как начальный момент мотивации действия Т. Гоббс, Т. Рибо она может не только побуждать к действию, но и тормозить какие-то нежелательные поступки. К. Левин Это - внутреннее напряжение, вызванное каким-то незавершенным действием. Реализация волевого поведения состоит в том, чтобы снять напряжение посредством определенных действий - движений в психологической среде (локомоций и коммуникаций) воля обладает способностью побуждать действия.

O теории, понимающие волю как способность преодолевать препятствия. Ю. Куль связывает волевую регуляцию с наличием затруднений при осуществлении намерений. Он различает намерение и желание (мотивацию). Активная намеренная регуляция включается в момент возникновения препятствия или конкурирующих тенденций на пути желания. Х. Хекхаузен выделяет четыре стадии мотивации действия, на которые приходятся разные механизмы - мотивационные и волевые. С первой стадией соотносится мотивация до принятия решения, со второй - волевое усилие, с третьей - осуществление действия, с четвертой - оценка результатов поведения. Мотивация обусловливает выбор действия, а воля - его усиление и инициацию. Д.Н. Узнадзе соотносит формирование воли с деятельностью, которая направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей. Волевое поведение отличается от импульсивного тем, что оно имеет предшествующий акту принятия решения период. Поведение становится волевым только благодаря мотиву, который так видоизменяет поведение, что последнее становится приемлемым для субъекта. В волевом акте выделяется две стороны: феноменологическая и динамическая. Феноменологическая включает в себя такие моменты как 1) ощущение напряжения (образный момент), 2) определение цели действия и ее соотношение со средствами (предметный), 3) совершение внутреннего действия (актуальный), 4) переживание трудности, совершение усилия (момент состояния). Динамическая сторона волевого акта заключается в реализации, воплощении мотивированного (волевого) действия. Л.С. Выготский преодоление препятствий как один из признаков воли. В качестве механизма усиления побуждения к действию он определяет операцию введения вспомогательного мотива (средства). Таким дополнительным мотивом может быть жребий, счет на раз, два, три и др.

2) подход свободного выбора: соотношение волевых процессов с проблемой осуществления выбора (И. Кант, У. Джемс основная функция воли состоит в принятии решения о действии при наличии двух или более идей. В такой ситуации главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на привлекательный объект, С.Л. Рубинштейн Выбор как одна из функций воли;

3) регуляционный подход: соотношение воли с функцией осуществлять контроль, управление и саморегуляцию. М.Я. Басов понимал волю как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Волевое усилие определяется как субъективное выражение регулятивной волевой функции. Воля лишена способности порождать мыслительные или иные действия, но она их регулирует, обнаруживаясь во внимании.

Волевая регуляция человеческого поведения
Воля и ее сила проявляются в волевых действиях (поступках человека). Волевые действия, как и вся психическая деятельность, согласно И.П. Павлову, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показывают исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели.
Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции - побудительную и тормозную, проявляясь в них в виде волевого действия. В связи с этим воля подразделяется на активизирующую (побудительную, стимулирующую) и тормозящую. Побудительная функция способствует активности человека не по факту (как реактивная), а на основе специфики внутренних состояний, обнаруживающихся в момент самого действия. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Побудительная и тормозная функция составляют содержательную основу процесса волевой регуляции.
Волевая регуляция поведения человека в ее наиболее развитом виде - это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением.
Среди уровней психической регуляции выделяются следующие:
непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);
произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);
волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).
В результате волевой регуляции возникает волевой акт. Элементарный волевой акт возникает только тогда, когда в голове человека одновременно с мыслью о совершении какого-либо действия не появляется другая мысль, мешающая его осуществлению. Таким актом можно, например, считать идеомоторный акт: способность одной мысли о движении вызвать само движение. Более сложный волевой акт связан с преодолением так называемой конкурирующей идеи, при наличии которой у человека возникает специфическое ощущение прилагаемого усилия, которое связано с проявлением силы воли.
Самый сложный волевой акт - такой, при котором путем преодоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение. К сложным волевым актам относятся, например, отказ от вредных привычек (курения, алкоголизма) и дурных компаний. Сложный волевой акт не осуществляется сиюминутно в реальном времени, иногда для его осуществления требуется приложение максимальной силы воли. Сложные волевые акты - наивысший показатель волевого человека. Еще одним отличием волевого человека от человека привычки является наличие у первого развитых волевых качеств.
Волевые качества подразделяются на три категории: первичные волевые качества (сила воли, настойчивость, выдержка); вторичные, или производные, волевые качества (решительность, смелость, самообладание, уверенность); третичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность).
Волевые качества - категория динамическая, т.е. способная к изменению, развитию в течение жизни. Волевые качества нередко направляются не столько на овладение обстоятельствами и их преодоление, сколько на преодоление самого себя. Это особенно касается людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.
Все достижения человека и человечества в целом не обходятся без участия воли, волевой регуляции поведения. Все волевые процессы, составляющие механизм регуляции, имеют несколько существенных фаз:
1) возникновение побуждения и постановка цели;
2) стадия обсуждения и борьба мотивов;
3) принятие решения;
4) исполнение.
Ключевыми понятиями 1-3-й фаз являются влечение и желание. Влечение - это неосознанная потребность, а желание - осознанная потребность, готовая превратиться сначала в мотив, а затем и в цель поведения. Однако далеко не всякое желание может сразу претвориться в жизнь, так как у человека могут возникнуть одновременно несколько несогласованных желаний, порождая тем самым борьбу мотивов. Борьба мотивов нередко сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно если желания полярны. В традиционной психологии борьба мотивов рассматривается как ядро волевого акта. Преодоление же внутреннего конфликта идет лишь через осознание реальной значимости и соотношения мотивов, их важности для человека и последствий, результирующих волевое действие.
Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов, порождающим специфическое для волевого акта чувство ответственности за действие. Процесс принятия решения достаточно сложен, и его скорость во многом зависит от такой категории, как решимость человека, степень которой зависит от следующих факторов:
наличия разумных оснований для осуществления волевого акта;
динамики и силы внешних обстоятельств, определяющих шкалу мотивов;
темперамента и характерологических особенностей человека, принимающего решение.
Заключительной фазой волевого процесса является исполнение. Этап исполнения имеет сложную внутреннюю структуру: принять решение - это не значит сразу его выполнить.
Исполнение решения очень тесно связано с такой категорией, как время. Если исполнение откладывается на значительный срок, то речь идет о намерении, которое, в свою очередь, должно быть тщательно спланировано, что определит успешность и скорость исполнения. Для окончательного принятия решения и исполнения требуется волевое усилие.
Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижение цели. Волевое усилие зависит от следующих факторов:
мировоззрения личности;
моральной устойчивости;
наличия общественной значимости целей;
установки по отношению к действию;
уровня самоорганизации личности.
Иными словами, воля является своеобразным отображением структуры личности и ее внутренних особенностей. Волевое действие каждого человека неповторимо.
Знание механизмов волевой регуляции и способов развития воли необходимо каждому человеку, стремящемуся к планомерному и успешному саморазвитию и достижению жизненных целей.

Развитие воли у человека
Воля - одно из человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое вместе с тем можно развивать в течение жизни. Диапазон сильной воли столь же велик, как и диапазон слабоволия. Желание укрепить свою волю, расширить спектр применения волевого действия чаще всего возникает у людей с интернальной локализацией контроля. Локализация контроля - это склонность человека приписывать ответственность за результаты действия внешним или внутренним силам. Интерналы чаще всего чувствуют личную ответственность за свои действия, объясняя их своими личностными особенностями, поэтому они стремятся работать над собой, самосовершенствоваться, в том числе и развивать свою волю. Экстерналы же все стараются объяснить внешними обстоятельствами, снимая с себя всяческую ответственность и тем самым снижая актуальность волевой активности и волевой тренировки.
Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества (например, страх и лень), может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей.
Работая над развитием воли, можно опираться на рекомендации, которые дают Л.И. Рувинский и С.И. Хохлов*. Ознакомимся с этими рекомендациями.
Лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять их. Принятое решение должно быть выполнено.
Цель должна быть полезной, общественно значимой, привлекательной.
Поставленная цель должна быть тщательно обдумана. Нельзя ставить цели и принимать решения, когда вы в состоянии сильного эмоционального возбуждения, гнева, а также когда не могут быть учтены наиболее существенные обстоятельства, связанные с выполнением вашего решения.
Поставленная цель должна соответствовать вашим возможностям. Она будет достигнута при наличии:
волевого усилия, необходимого для выполнения решения;
определенных знаний и умений, необходимых для выполнения решения;
развитого того или иного волевого качества (выдержки, настойчивости, прилежания, смелости, целеустремленности);
времени и средств, необходимых для выполнения решения.
Поставленная цель должна быть абсолютно конкретной:
указан точный срок начала выполнения решения;
точно определен минимальный объем ежедневной запланированной работы;
указаны сроки общей продолжительности работы над чем-либо;
точно указан предполагаемый результат;
указаны средства реализации принятого решения.
Главная цель должна быть разбита на ряд промежуточных. Необходимым условием эффективности постановки цели является умение сделать ее достижимой, привлекательной и включить в качестве составной части в значимые для нас и реально действующие мотивы.
Таким образом, от осознания значимости цели, правильного ее выбора, сочетания ближних, средних и дальних перспектив зависит ее побудительная сила.
Для успешного претворения в жизнь наших планов необходима внутренняя активность. Она должна быть целенаправленной и осуществляться со знанием дела, с пониманием сущности происходящих в нас психических процессов. Обучаясь управлять своими чувствами и психическими состояниями, мы получаем двойную пользу: развиваем и укрепляем нужные черты характера (самообладание, выдержку), а также вызываем необходимые психические состояния, которые помогают нам достигать поставленных целей.
Достаточный уровень развития воли - необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Именно поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств личности, но и необходимо для ее формирования в целом.

Заключение:
Воля – свобода выбора. Изложенные подходы к пониманию сущности воли отражают различные ее стороны и обозначают различные функции. Воля – это психологический механизм, позволяющий человеку сознательно управлять своим поведением, выраженном в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. Мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения. Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Также есть качества, связанные с морально – ценностными ориентациями: ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность; сюда также можно отнести те качества в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Список литературы:

    Рогов С.И. Общая психология. - М., 1995.
    Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1996.
    Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. - М., 1986.
    Психология и педагогика: Учебное пособие. Автор/создатель: Горячев М.Д., Долгополова А.В., Ферапонтова О.И., Хисматуллина Л.Я., Черкасова О.В.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли.

Реферат

студентки гр.

Владивосток

1 Воля и ее основные признаки

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, обладающее рядом признаков: наличие усилий и продуманного плана для выполнения того или иного волевого акта; усиленное внимание к такому поведенческому действию; отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; состояние оптимальной мобилизованности личности, концентрации в нужном направлении.

Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

Сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;

Настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;

Выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;

Решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

Смелость – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

Самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

Обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

Организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

Необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

Несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

На пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В качестве основных функций воли выделяют:

Выбор мотивов и целей;

Регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

Организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

Мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, - это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. Волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

2 Теории воли

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.

Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Среди наиболее популярных направлений в исследовании проблемы воли выделяются так называемые гетерономные и автономные (или волюнтаристские) теории воли.

Гетерономные теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам неволевого характера - ассоциативным и интеллектуальным процессам. Г. Эббингауз приводит пример: ребенок инстинктивно, непроизвольно тянется к пище, устанавливая связь между пищей и насыщением. Обратимость этой связи основана на таком явлении, при котором, почувствовав голод, он будет целенаправленно искать пищу. Подобный же пример можно привести из другой области - психологии личности. По Эббингаузу, воля - инстинкт, который возникает на основе обратимости ассоциаций или на основе так называемого "зрячего инстинкта", сознающего свою цель.

Для других гетерономных теорий волевое действие ассоциируется со сложной комбинацией интеллектуальных психических процессов (И. Гербарт). Предполагается, что сначала возникает импульсивное поведение, затем на его основе актуализируется действие, вырабатываемое на основе привычки, а уже после этого - действие, контролируемое разумом, т.е. волевое действие. Согласно этой точке зрения, каждый поступок является волевым, т.к. каждое действие разумно.

Гетерономные теории имеют достоинства и недостатки. Их достоинством является включение фактора детерминизма в объяснение воли. Тем самым они противопоставляют свою точку зрения на возникновение волевых процессов точке зрения спиритуалистических теорий, полагающих, что воля есть некая духовная сила, не поддающаяся никакой детерминации. Недостатком этих теорий является утверждение, что воля не субстанциональна, не имеет собственного содержания и актуализируется только в случае необходимости. Гетерономные теории воли не объясняют явлений произвольности действий, феномен внутренней свободы, механизмов образования волевого действия из неволевого.

Промежуточное место между гетерономными и автономными теориями воли занимает аффективная теория воли В. Вундта. Вундт резко возражал против попыток выводить побуждение к волевому действию из интеллектуальных процессов. Он объясняет волю с помощью понятия аффекта. Самое существенное для возникновения волевого процесса - активность внешнего действия, которое непосредственно связано с внутренними переживаниями. В простейшем волевом акте Вундт выделяет два момента: аффект и связанное с ним действие. Внешние действия направлены на достижение конечного результата, а внутренние - на изменение других психических процессов, включая эмоциональные.

Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все теории автономной воли можно разделить на три группы:

Мотивационный подход;

Подход свободного выбора;

Регуляционный подход.

Мотивационный подход означает, что воля, так или иначе, объясняется с помощью категорий психологии мотивации. В свою очередь он делится на:

1) теории, которые понимают волю как сверхчеловеческую, мировую силу:

Воля как мировая сила, воплощенная в человеке, была предметом исследования Э. Гартмана, А. Шопенгауэра, Г.И. Челпанова. Шопенгауэр считал, что сущностью всего является мировая воля. Она - совершенно иррациональный, слепой, бессознательный, бесцельный и притом никогда не прекращающийся и не ослабевающий порыв. Она универсальна и является основанием для всего существующего: порождает все (путем процесса объективации) и управляет всем. Лишь творя мир и глядясь в него, как в зеркало, она получает возможность осознавать себя, прежде всего в том, что она есть воля к жизни. Воля, существующая в каждом человеке - просто объективация мировой воли. Значит, учение о мировой воле является исходным, а учение о человеческой воле - вторичным, производным. Шопенгауэр представляет разные способы избавления от мировой воли. Общим является положение о том, что все способы реализуются через духовную деятельность (познавательную, эстетическую, нравственную). Оказывается, что познание, эстетическое созерцание способно избавлять от "служения" мировой воле. Большое внимание он уделяет нравственным способам.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. (гипоталамо-лимбическая система).

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов. Воображение влияет на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Таким образом, воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

Виды воображения

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта (описание географических мест или исторических событий).

Творческое воображение : человек преобразует представления и создает новые, самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт.

Мечта - самостоятельное создание новых образов - образов желаемого в будущем, без включения в творческую деятельность. Мечта может быть завершённой и незавершённой (психологическая защита).

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

1. Анализ полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

2. Синтез - образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Или же этим образам может быть придан совершенно новый смысл.

Формы синтеза:

- агглютинация: создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст.

-схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта или при забывании каких-либо несущественных деталей или частей.

-акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов.

Как и все психические процессы, воображение обусловлено активностью головного мозга, его коры . В ней замыкаются связи при восприятии и закреплении впечатлений от окружающего мира. Когда человек перестает воспринимать предмет, состояние возбуждения в определенных центрах коры остается в виде «следа». Такое «следовое» возбуждение нейронов одного анализатора комбинируется в том или ином сочетании с возбуждением другого анализатора. Образование подобных ассоциативных связей в коре головного мозга человека и есть физиологическая основа воображения. При этом определенную роль играют и подкорковые центры, в частности, гипоталамус . Эта структура нижних отделов головного мозга участвует в построении последовательно сменяемых возбуждений при их взаимопереходах из первой сигнальной системы во вторую и наоборот. Возможность замены непосредственных раздражителей словесными обеспечивает такую аналитико-синтетическую деятельность мозга у человека, которая основывается на оперировании следовыми и непосредственно вызываемыми словесными знаками – тонко дифференцированными раздражителями. Так возникают образы не только прошлого, но и будущего, не только реального и вероятного, но и невероятного и нереального. Опережающим отражением назвал такую формулу психического отражения, обеспечивающего прогнозирование, предвидение (видение наперед) русский ученый П.К. Анохин.

«Многочисленные раздражения словом, - писал И.П.Павлов, - …удалили нас от действительности, и поэтому мы постоянно должны помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности».

Именно благодаря тому, что воображение тесно связано со второй сигнальной системой , оно может оказывать глубокое и сильное физиологическое влияние на весь организм. Именно на этой связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапии.

Рассмотрим некоторые классические примеры.

Пример первый. Французский писатель Г. Флобер рассказывал, что описывая сцену смерти мадам Бовари, ощущал у себя во рту вкус мышьяка.

Пример второй. У студентов медицинских университетов распространен так называемый «синдром третьекурсника», когда, ознакомившись с симптомами целого ряда заболеваний, выучивая и представляя их, они начинают «обнаруживать» их и у себя.

Пример третий. Если человек только представляет себе движение какой-либо части собственного тела (руки, ноги, головы), но не производит на самом деле этого движения, в мышцах, отвечающих за требуемое движение, формируются нервные импульсы, которые регистрируются и при реальном выполнении движений. Это явление даже получило специальное название «идеомоторный акт », т.е. воображаемое действие.

Идеомоторный акт объясняет, отчего случается то, чего человек боится. Это легко понять из следующего эксперимента: вот спортсмен стоит на тонко сбалансированной площадке. Как только у него возникает представление, что он упадет, центр тяжести тела мгновенно смещается в ту сторону, в какую, по его представлению, он может упасть. Иными словами, всего лишь представление о падении вызывает тут же непроизвольное движение в сторону падения.

Вот почему так важно культивировать в себе образы положительного будущего, тренировать себя на достижение победы или, как минимум, не настраиваться на поражение.

Виды и приемы воображения

Различают следующие основные виды воображения : активное и пассивное .

Активное воображение – это воображение, которое представляет собой создание образов в связи с поставленной целью или возникшей задачей, т.е. позволяет до начала работы представить себе конечный результат. Активное воображение развивается в процессе труда, особенно, когда труд требует самостоятельных усилий, когда отсутствует необходимая информация, когда требуется инициатива и готовность добиться поставленной цели.

Активное воображение может быть воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это воображение, образы которого основаны на заданном их описании. Так, воображение литературных героев при чтении книг – это воссоздающее воображение. Изучение географических карт и представление себе той или иной местности, - это воссоздающее воображение. Работа со стереометрическим материалом, изучение чертежей, объемных фигур – также воссоздающее воображение. Оно развивает художественное и пространственное мышление, обогащает образность психики.

Творческое воображение предполагает создание, конструирование новых образов, оригинальных идей, воплощенных в продуктах технической, научной, художественной или другой созидательной деятельности человека. Творческое воображение - драгоценный дар. Оно тесно связано с мышлением, с мыслительными операциями сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения. В творческом воображении ярко проявляется аналитико-синтетический характер мозговых процессов, свойственных этой функции психики.

Творческому воображению свойствен ряд приемов , т.е. устоявшихся способов создания новых образов.

Это агглютинация, аналогия, гиперболизация, акцентирование и типизация.

Агглютинация (от греческого слова «склеивать») – это прием соединения в одно целое частей из различных объектов. Например, образ русалки – туловище женщины и хвост рыбы; кентавр – торс мужчины и туловище быка. Этот же прием используется в технике (самолет-амфибия) и в искусстве (аккордеон - корпус баяна, клавиатура рояля) и т.д.

Аналогия – прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия стрекозы был создан вертолет, по принципу подобия органу ориентировки летучей мыши был создан локатор.

Гиперболизация – прием, с помощью которого преувеличивая или преуменьшая что-то, добиваются максимальной выразительности идеи. Так, образ Гулливера – конечно гиперболизация, как и образ Мальчика-с-пальчика.

Акцентирование – выделение, выпячивание в образе какой-то одной черты. Часто используется в карикатурах, анекдотах, сатире и дружеских шаржах.

Типизация – самый сложный прием творческого воображения. Образы самых знаменитых литературных персонажей – яркий прием типизации. Когда мы говорим Чайльд Гарольд, Фауст, Отелло, Евгений Онегин – это высокого уровня обобщения типизация. Типизация, содержащая в себе целый сгусток человеческой культуры, достоинств и пороков человека своего времени, своей эпохи. И, вместе с тем, - это типизация характера человека – романтического, ревнивого или созерцательного.

Пассивное воображение – это воображение, подменяющее собой целенаправленные продуктивные действия.

Пассивное воображение бывает преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение – это образы, которым человек предается, не собираясь воплощать их в жизнь. Прекраснодушные мечтания, грезы – вот еще одно наименование этого вида воображения. Грезы тесно связаны с желаниями человека, с его потребностями, но они даже не предполагают продумывания реальных путей их осуществления. Этот вид воображения таит определенную опасность, а именно опасность ухода в вымышленный мир личных иллюзий, что может невротизировать человека, т.е. вызвать у него нарушения психической деятельности.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно . Это происходит при ослаблении контроля сознания, в полудреме, во сне (сновидения), в состоянии аффекта (т.е. стресса, сопровождающегося сильными эмоциями), при психических или соматических заболеваниях (галлюцинации).

В сущности, непреднамеренное пассивное воображение – самый простой вид воображения. Оно типично для детей-дошкольников, поскольку неустойчивость «следовых» возбуждений в коре головного мозга ведет к легкости детского фантазирования и отсутствия критики к возникающим образам.

Особой разновидностью воображения является мечта . Мечта – это социально детерминированный и возникший в воображении образ желаемого будущего .

Мечта – чрезвычайно мощный побудитель человеческой жизни. Она может выступать мотивом , т.е. побудительной причиной деятельности человека. Именно поэтому любой предмет, сделанный умом и усилиями человека можно рассматривать как его овеществленную, осуществленную мечту. Будь это самолет или автомобиль, космический корабль или построенный человеком дом.

Осуществленная мечта – высшее счастье человека. Поэтому процесс воображения имеет прямое отношение и к смыслам жизни людей. Главное, чтобы мечта была направлена на преобразования жизни в соответствии с идеалами и нравственными ценностями человечества.

Воображение и творчество

Воображение – психический процесс, который является предпосылкой и условием такой продуктивной деятельности человека, в которой создается продукт, т.е. идеальный (в образе, в тексте) или вещественный (в виде инструмента, изделия) объект, имеющий личную либо общественную ценность.

Детский рисунок и картина художника, вылепленный из пластилина заяц или скульптура героя, детская авиамодель и реактивный лайнер – все это продукты творчества.

Воображение занимает центральное место, находится в фокусе творческой деятельности. Творчество – одно из высших проявлений человека, собственно человеческое проявление. Ведь животное ничего не создает, кроме сугубо инстинктом диктуемой постройки гнезда или норы. А люди, в отличие от животных, способны к созиданию. Исследование этого созидательного процесса показало, что в нем различаются такие этапы : 1) зарождение идеи (возникновение образа, мечты, замысла в воображении); 2) концентрация, накапливание знаний, требуемых для ее осуществления; 3) сознательная и бессознательная работа психики и, прежде всего, воображения в сочетании с мышлением над поиском вариантов осуществления замысла; 4) озарение и воплощение его в жизнь; 5) проверка сделанного.

Свои особенности есть у творчества научного и литературного, музыкального и художественного, театрального и кинематографического, у творчества изобретателя и творчества педагога.

Но всем этим разновидностям творчества присуща одна общая черта. Это – огромное напряжение всех сил и возникновение особого, присущего ему состояния, которое называется вдохновением.

Вдохновение – это состояние высшего подъема всех творческих сил, при котором все психические процессы, ведомые воображением, соединяются в один нескончаемый созидательный порыв, неумолимо ведущий к решению проблемы, к воплощению замысла, к изготовлению, порождению нового продукта, творцом которого является человек.

В истории человечества прежде всего воображение сыграло культурообразующую роль. Все мировые религии, сущность которых состоит в утверждении и поддержании идеальных образов и образцов поведения, основаны именно на всеобщем принятии воображаемых причин и начал человеческого бытия. Эти воображаемые образцы, эталоны служили, да и сейчас еще иногда служат абсолютным мерилом правильности или неправильности человеческих поступков. Венцом культурообразующих образов воображения являются религиозные представления разных эпох. Эти представления, обладая большой побудительной силой, подвигли многих художников, у которых, как известно, очень развито воображение, к созданию многочисленных художественных полотен, скульптур и других произведений искусства, проектирование храмов – особое направление в архитектуре. Таким образом, воображение стимулирует творчество.

Воображение наделяет людей, у которых оно развито, особыми чертами. Это, прежде всего – одухотворенность , т.е. способность отвлекаться от сиюминутного, обыденного и видеть образ желаемого будущего. Это затем – романтичность , т.е. склонность пренебрегать жизненным комфортом ради осуществления своей мечты. Это – наблюдательность , т.е. способность глубоко и тонко воспринимать окружающий мир в его нюансах и самых разнообразных проявлениях, отвлекаясь в то же время от несущественного. И, наконец, – креативность. Креативность – это способность человека увидеть новое в привычном, заметить возможное в невозможном и приложить усилия к претворению замысла в жизнь.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятию «воображение».

2. Обоснуйте значение воображения для человеческой психики.

3. Укажите, какое психическое образование лежит в основе воображения.

4. Приведите различные основания классификации представлений, а также конкретные примеры.

5. Назовите основные виды воображения и кратко опишите их специфику.

6. Проанализируйте физиологические основы воображения.

7. Объясните психофизиологическую основу идеомоторных актов.

8. Приведите описание приемов активного воображения. Обоснуйте невозможность их использования при ослаблении контроля сознания.

9. Аргументируйте взаимосвязь творчества, креативности и мечты.

10. Обоснуйте культурообразующую роль воображения.

1. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. – Минск, 1987.

2. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.: Педагогика, 1979.

3. Розет И.М. Психология фантазии. – Минск: Высшая школа, 1977.

4. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте: Собр. сочинений в 6 томах. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.

5. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси: Мецниерета, 1982.

6. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. – М.: Педагогика, 1977.

7. Общая психология / Под ред. В. В. Петровского. = М.: Просвещение, 1986.

8. Введение в психологию / Под общей ред.проф. А. В. Петровского. – М.: Академия, 1996.

9. Альтшулер Г. К. Алгоритм творчества. – М.: Знание, 1989.


Глава 9. Воля

Общая характеристика воли

Воля – это психический процесс, сущность которого состоит в регулировании человеком поведения и деятельности, относящихся к преодолению внутренних и внешних препятствий.

Воля – важный компонент психики человека, обусловленный способностью людей не только реагировать на высшие или внутренние раздражители, а удерживая образ цели, управляя собой с помощью речи, добиваться намеченного результата.

Из всех живых существ воля, как и речь, как и воображение свойственна только человеку, поскольку основывается на высших, идеальных, способах отражения мира и на управлении собственными действиями в противовес тем или иным раздражителям. Воля человека может быть настолько сильна, что преодолевает даже инстинкт самосохранения.

Психологическим проявлением воли является волевое усилие , т.е. обусловленная стремлением к цели активация всех ресурсов организма и психики для преодоления возникших препятствий и трудностей. Волевое усилие переживается как напряжение, вызванное стремлением к совершению требуемых действий.

Понятие воли ввел в систему категорий науки о душе еще Аристотель, чтобы объяснить как человек достигает своих целей, несмотря на то, что само по себе знание того, что надо делать лишено побудительной силы. Специфика воли состоит том, что зачастую волевое усилие направлено не на преодоление внешних препятствий, а на преодоление самого себя, собственной слабости, лени, усталости. По своей психологической природе волевое усилие является действием произвольным, т.е. детерминированным самим человеком. Поэтому у людей различают диапазон воли : на одном полюсе находятся люди с сильной волей, на другом – слабовольные. Первые способны преодолевать огромные трудности, вторые легко пасуют перед ними. Кроме того, есть люди, страдающие нарушением воли.

Как и все психические процессы, воля имеет сложное строение, в котором имеется два аспекта: собственно психологический и физиологический.


Похожая информация.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!