Фофанов константин михайлович биография. «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед»

Константин Михайлович Фофанов - пожалуй, истинно декадентский поэт. Удивительно цельным воспринимается и его беспорядочное отношение к жизни, и тяжёлая судьба, и творчество, и даже во многом повторивший тот же путь сын, известный поэт Константин Олимпов.
Поэт скончался 17 (30 по новому стилю) мая 1911 года, в нищете, после многочисленных попыток суицида - хотя, казалось бы, всё могло сложиться для него совсем по-другому. Стихи Константина Фофанова ярко вычерчивают этот конфликт между мечтой и жестокой реальностью. Несмотря на то, что сегодня Фофанова не отнести к широко известным поэтам, значение его творчества очень велико: целый период в русской поэзии нередко называют «фофановским», а его самого - одним из ключевых предшественников символистов.

Происхождение, детство, первое творчество
Константин Фофанов родился 18 (30 по новому стилю) мая 1862 года в Санкт-Петербурге - где и прожил всю жизнь. Его отец был бывшим крестьянином, сумевшим на торговле дровами выбиться в купеческое сословие. Тон жизненному пути Фофанова во многом был задан уже в детстве, когда он не смог окончить начального образования из-за разорения отца.
Тягу к знаниям будущий поэт восполнял самостоятельным чтением, причём читая буквально всё подряд - и в этом проявлялась целостность его странной жизни. Константин Фофанов стихи начал писать в 13 лет, и с тех пор никогда не прекращал этого делать, несмотря на самые тяжёлые жизненные обстоятельства. Стоит отметить, что в семье этого увлечения не одобрили.
В печати стихи Константина Фофанова впервые появились в 1881 году. После его произведения стали публиковаться в газете «Новое время», причём очень часто - творческая плодовитость поэта была огромной.

Поэтический успех и развитие творчества Фофанова
Первый же сборник стихов Константина Фофанова, выпущенный в 1887 году, имел значительный успех у критиков и публики, и даже выдвигался на Пушкинскую премию. Подобная удача сильно вдохновила поэта на активную работу - при том, что Константин Фофанов стихи и до того писал так усердно, что мало обращал внимания на насущные жизненные вопросы.
Один за другим вышло несколько сборников и повесть в стихах, и они тоже были встречены весьма благосклонно. Интересно, что Фофанова всегда было совершенно невозможно отнести к какому-то конкретному поэтическому течению, о его творчестве даже говорят, как о «бессознательном» - потому оно, во многом, и легло в основу русского символизма, перехода к модерну.
Виднейшие деятели литературы (такие, как Лев Толстой, Аполлон Майков, Николай Лесков, Валерий Брюсов) очень высоко отзывались о поэзии Фофанова. Любили её и читатели, у которых альтруистические, сочувствующие мотивы находили живой отклик.
Вот только несомненные поэтические успехи совершенно не приносили автору благополучия в жизни.

Последние годы поэта
Возможно, такому погружённому в стихосложение человеку, как Фофанов, стоило родиться в другое время и в другой среде, чтобы насущные вопросы и правда не требовали решения. Увы, всё вышло иначе - в семье Фофанова, помимо будущего поэта Константина, родилось ещё десять детей, а прокормить их классик не мог.

В результате последние десять лет жизни выдающегося поэта - сплошная нищета, алкоголизм и отчаяние. Надломилось и физическое, и психическое здоровье, но даже тогда Константин Михайлович продолжал писать.

В конце концов, не дожив и до 50 лет, он скончался от воспаления лёгких. Валерий Брюсов после смерти назвал его «божией милостью прирождённым поэтом».

Poembook, 2015
Все права защищены.

(1862-05-30 )

Константи́н Миха́йлович Фо́фанов (18 () мая , Санкт-Петербург , Российская империя - 17 () мая , Санкт-Петербург , Российская империя) - русский поэт. Отец поэта-эгофутуриста К. К. Фофанова (Константина Олимпова ).

Биография

Родился в купеческой семье. Отец был крестьянином, но начал продавать дрова и выбился в Санкт-Петербургские купцы. Костя был одним из десяти детей отца. Мальчик начал учиться с шести лет в «первоначальной школе», а впоследствии посещал другие учебные заведения - дешевые частные пансионы Эме и Кестнера, а также городское училище Петербурга, но учебу оставил, не закончив 2-го класса, после того, как отец его разорился и ушел в мистические переживания. В итоге Константин не получил систематического образования. Недостатки образования отчасти восполнялись постоянным чтением журналов и книг, порой беспорядочным, но зато предельно разнообразным. Чтение носило совершенно бессистемный характер, но увлекшись книгами, Фофанов пристрастился к поэзии и в возрасте 13 лет начал писать стихи, чему не находил сочувствия в семье. Впрочем, рифмы он стал подбирать уже с 8-10 лет. Дебютировал в печати в . Публиковал стихи в иллюстрированных еженедельниках и в газете А. С. Суворина «Новое время», отличался высокой плодовитостью. После успеха первого сборника «Стихотворения» () А. С. Суворин издал второй сборник с таким же названием . Затем вышли книги стихотворений «Тени и тайны» (), повесть в стихах «Барон Клакс» (), «Стихотворения» (в пяти частях, ).

Поэзии Фофанова присуще противопоставление низкой действительности и высоких идеалов, декларативность, живописная выразительность, языковые и стилистические небрежности и вольности, воспринимавшиеся как проявления искренности. В поэзии Фофанова усматриваются черты, делающие её переходной от традиционных форм к модернизму . В целом период с середины 1880-х до середины 1890-х в истории русской поэзии нередко называют «фофановским», поскольку поэзия Фофанова оказалась созвучна распространённым настроениям, нашла широкий отклик у читателей и вызвала подражания. О творчестве Фофанова одобрительно отзывались художник И. Е. Репин (автор портрета Фофанова, крёстный отец сына), поэты Я. П. Полонский и А. Н. Майков , писатели Л. Н. Толстой и Н. С. Лесков .

Считается предшественником символистов .

Примечания

Ссылки

  • Константин Фофанов стихи в Антологии русской поэзии
  • «И песнью заколдованной звучит моя душа». (Поэт К. М. Фофанов в Гатчине)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 30 мая
  • Родившиеся в 1862 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 30 мая
  • Умершие в 1911 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Поэты по алфавиту
  • Поэты России
  • Поэты XIX века
  • Поэты XX века
  • Русские поэты
  • Персоналии:Гатчина
  • Русский символизм
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище (Санкт-Петербург)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Враг народа
  • Тимофеев-Ресовский, Николай Владимирович

Смотреть что такое "" в других словарях:

    Фофанов Константин Михайлович - Константин Фофанов Константин Михайлович Фофанов (18 (30) мая 1862, Санкт Петербург 17 (30) мая 1911, там же) русский поэт; отец поэта эгофутуриста К. К. Фофанова (известного под псевдонимом Константин Олимпов) Родился в купеческой семье.… … Википедия

    Фофанов Константин Михайлович - (1862—1911), поэт. Родился в Петербурге. Обучался в частных пансионах. С 1881 печатал стихи в петербургских газетах и журналах. В Петербурге вышли его сборники «Стихотворения» (1887 и 1889), «Тени и тайны» (1892), «Иллюзии» (1900) и др.… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    ФОФАНОВ Константин Михайлович - (1862 1911) русский поэт. Уход от мрачной социальной действительности в иллюзорный мир, характерный для декаданса, сочетался с реалистическими мотивами (поэмы Волки, 1889, Весенняя поэма, 1892) … Большой Энциклопедический словарь

    Фофанов Константин Михайлович - Фофанов (Константин Михайлович) даровитый поэт. Родился в Санкт Петербурге 18 мая 1862 г. Дед его был крестьянин Олонецкой губернии, отец торговал дровами и записался в санкт петербургские купцы. Крайняя нервная возбужденность составляет… … Биографический словарь

    Фофанов Константин Михайлович - , русский поэт. Обучался в частных пансионах. Выступил в печати в 1881. Первый сборник √ «Стихотворения» (1887). Наиболее полно поэтическое своеобразие Ф. выявлено в третьем сборнике √ «Тени и… … Большая советская энциклопедия

    Фофанов Константин Михайлович - (1862 1911), поэт. Родился в Петербурге. Обучался в частных пансионах. С 1881 печатал стихи в петербургских газетах и журналах. В Петербурге вышли его сборники «Стихотворения» (1887 и 1889), «Тени и тайны» (1892), «Иллюзии» (1900) и др.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Фофанов, Константин Михайлович - ФОФАНОВ Константин Михайлович (1862 1911), русский поэт. Уход от обыденной действительности в мир фантазии, возвышенных чувств (сборник “Тени и тайны”, 1892, “Стихотворения”, 1896, “Иллюзии”, 1900, поэма “Необыкновенный роман”, 1910) сочетался с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Фофанов Константин Михайлович - (1862 1911), русский поэт. Уход от мрачных картин действительности в иллюзорный мир, характерный для декаданса, сочетался с реалистическими мотивами (поэма «Волки», 1889; «Весенняя поэма», 1892). Мастер лирического пейзажа. Медитативная лирика. * … Энциклопедический словарь

    Фофанов, Константин Михайлович - даровитый поэт. Род. в СПб. 18 мая 1862 г. Дед его был крестьянином Олонецкой губернии, отец торговал дровами и записался в спб. купцы. Крайняя нервная возбужденность составляет отличительную черту семьи. Ф. не получил систематического… … Большая биографическая энциклопедия

ФОФАНОВ, Константин Михайлович - русский поэт. Родился в купеческой семье. Обучался в частных пансионах. Литературную деятельность начал в 1881.

Жизнерадостные и свежие стихи Фофанова быстро завоевали известность: сборники «Стихотворения» (1887 и 1889), «Тени и тайны» (1892), «Стихотворения» (ч. 1-5, 1896), «Иллюзии» (1900), поэмы «Необыкновенный роман» и «После Голгофы» (обе - 1910). Творчество Фофанова высоко оценивали А. Н. Майков , Я. П. Полонский , Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой. Символисты В. Я. Брюсов , К. Д. Бальмонт привлекли его к сотрудничеству в альманахе «Северные цветы». В литературе Фофанова причислили к декадентам, чему способствовали его отрешённость от внешнего мира, урбанизм, поиски новых путей в искусстве, уход от реакционной мрачной действительности в мир фантастики и иллюзий. Но у Фофанова были и произведения другого характера. В архиве поэта сохранилась драма «Железное время» о Революции 1905-07, антиправительственные стихотворения («Неволя русского народа - есть воля русского царя» ), эпиграммы на царя, стихи с призывом к революции. Фофанов сыграл заметную роль в развитии русской поэзии. Мастер лирического пейзажа, певец весны и мая, он оставил несколько реалистических поэм («Очарованный принц» , «Поэтесса» , «Весенняя поэма» , «Волки» ). Фофанов склонен был к медитативной лирике («Монологи» ). Стихи его отличались прозрачной чистотой и музыкальностью; на его слова написаны многие романсы и песни. Обременённый многочисленной семьёй и всегда бедствовавший, Фофанов умер в нищете в больнице.

Соч.: Избр. стихотворения, М., 1918; Стихотворения. [Вступ. ст. М. Клемана], Л., 1939; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. Г. Цуриковой], М. - Л., 1962.

Лит.: Венгеров С. А., Очерки по истории рус. лит-ры, СПБ, 1907; Брюсов В. , Далёкие и близкие, М., 1912; Перцов П. П., Лит. воспоминания, М. - Л., 1933; Наркевич А., Поэты конца XIX в. в «Библиотеке поэта», «Вопр. лит-ры», 1964, № 12.

В. В. Смиренский

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 8. - М.: Советская энциклопедия, 1975

Отец Константина Михайловича Фофанова и девяти его братьев и сестёр был петербургским купцом среднего достатка, впоследствии разорившимся и ушедшим в мистические переживания. Будущий поэт доучился до четвёртого класса и недостатки образования пополнял постоянным чтением, порой беспорядочным, но зато предельно разнообразным. Стихи начал писать рано, работая то в некрасовской стилистике, то в «библейской» (это причудливое сочетание обыденности тем и возвышенности интонаций - характерная черта его поэтики). «Библейским» было и первое из опубликованных им стихотворений - «Сосуд целебною водою Иордана…» (1881), - хотя впоследствии Священный Синод усмотрел в «религиозных» стихах Фофанова «языческий смысл», а журнал «Наблюдатель», напечатавший одно из них, был закрыт в 1888 году на шесть месяцев.

К 1885 году Фофанов обеспечил себе профессиональной литературной деятельностью некое подобие материальной независимости и покинул отцовский дом, где его занятия словесностью понимания не находили. Однако поэтической славы он ещё не обрел, ибо никто тогда не мог соперничать с любимцем читающей публики С. Я. Надсоном .

Первая его книга «Стихотворения» (1887) прошла почти незамеченной, не получила она и Пушкинскую премию, на которую была выдвинута Я. П. Полонским .

Но внезапно ситуация резко изменилась: в 1887 году, совсем молодым, умер Надсон , и именно тональность поэзии Фофанова - поэзии человека, разочарованного жизнью, но не утратившего до конца веру в бытие, - была воспринята как достойный отзвук надсоновской мелодии (тем более что Надсон успел печатно поддержать дебют Фофанова, как бы «передал лиру»). Кроме того, на фоне злободневной и всё более разрушавшей традиционную культуру русского стиха «революционно-демократической» поэзии выдержанное в классических тонах творчество Фофанова самым строгим ценителям казалось романтической отдушиной (хотя в нём всегда находилось место социальным мотивам).

О Фофанове поры его второй («Стихотворения», 1889) и особенно третьей («Тени и тайны», 1892) книг приязненно отзываются все - от лидеров старшего и среднего поколений (Я. П. Полонский , Л. Н. Толстой, А. П. Чехов) до русских символистов «первого призыва» (особенно В. Я. Брюсов ). Символисты никогда не отрекались от влияния, оказанного на них двоемирной лирикой Фофанова. Его отношение к ним было куда сложнее. Ведь именно с выходом первых сборников поэзии символистов в 1895 году его литературное влияние пошло на спад, эпоха промежутка, востребовавшая Фофанова, кончилась.

Попытка освоить художественный язык младосимволизма («драматическая фантазия» «На полюсе» , стихотворение «Ищите новые пути!..» , открывавшее сборник «Иллюзии», 1900) провалилась. В раздражении Фофанов пишет стихотворение «Декадентам» («Прочь, варвары!..»), и слова, жёстко произнесённые Блоком спустя годы («Да, скифы мы, да, азиаты мы…» ), звучат запоздалым ответом на это обвинение.

Чувствуя, что поэтическая почва уходит из-под ног, поэт пробует создавать «актуальные» стихи. Их темы: голод, отлучение Л. Н. Толстого от церкви…

Тогда же под уклон пошла и жизнь Фофанова. Сумевший в 1890 году справиться с первым серьёзным приступом психической болезни, он постепенно утрачивает волевые качества, бедствует, пьёт, переезжает с места на место; в 1908 году безуспешно пытается продать собрание своих сочинений в пятнадцати томах за пятнадцать тысяч рублей…

Современники, встречавшиеся с ним в эти годы, свидетельствуют: от прежнего Фофанова остался лишь детски чистый взгляд его прозрачно-голубых глаз… В 1911 году поэт тяжело заболел. На собранные в петербургских редакциях средства его перевезли в столицу, где он и умер сорока девяти лет от роду.

А. Архангельский

Константин Михайлович Фофанов (1862-1911) - русский поэт; отец поэта-эгофутуриста К. К. Фофанова (известного под псевдонимом Константин Олимпов).
Родился в купеческой семье. Отец был крестьянином, но начал продавать дрова и выбился в Санкт-Петербургские купцы. У Константина было девять братеьв и сестер. Мальчик начал учиться с шести лет в «первоначальной школе», а впоследствии посещал другие учебные заведения - дешевые частные пансионы Эме и Кестнера, а также городское училище Петербурга, но учебу оставил, не закончив 2-го класса, после того, как его отец разорился и ушел в мистические переживания. В итоге Константин не получил систематического образования. Недостатки образования отчасти восполнялись постоянным чтением журналов и книг, порой беспорядочным, но зато предельно разнообразным. Чтение носило совершенно бессистемный характер, но увлекшись книгами, Фофанов пристрастился к поэзии и в возрасте 13 лет начал писать стихи. Впрочем, рифмы он стал подбирать уже с 8-10 лет. В семье он со своим прстрастием сочувствия не нашел.
Дебютировал в печати в 1881 г. Публиковал стихи в иллюстрированных еженедельниках и в газете А. С. Суворина «Новое время». Однако поэтической славы он ещё не обрел, ибо никто тогда не мог соперничать с любимцем читающей публики С. Я. Надсоном.
Первая его книга «Стихотворения» (1887) прошла почти незамеченной, не получила она и Пушкинскую премию, на которую была выдвинута Я. П. Полонским.
Но внезапно ситуация резко изменилась: в 1887 году, совсем молодым, умер Надсон, и именно тональность поэзии Фофанова - поэзии человека, разочарованного жизнью, но не утратившего до конца веру в бытие, - была воспринята как достойный отзвук надсоновской мелодии.
К. Фофанов отличался высокой плодовитостью. После первого сборника «Стихотворения» (1887) А. С. Суворин издал второй сборник с таким же названием "1889". Затем вышли книги стиховторений «Тени и тайны» (1892), повесть в стихах «Барон Клакс» (1892), «Стихотворения» (в пяти частях, 1896).
Поэзии Фофанова присуще противопоставление низкой действительности и высоких идеалов. В поэзии Фофанова усматриваются черты, делающие её переходной от традиционных форм к модернизму. В целом период с середины 1880-х до середины 1890-х в истории русской поэзии нередко называют «фофановским», так как поэзия Фофанова оказалась созвучна распространённым настроениям, нашла широкий отклик у читателей и вызвала подражания. О творчестве Фофанова одобрительно отзывались художник И. Е. Репин (автор портрета Фофанова, крёстный отец сына), поэты Я. П. Полонский и А. Н. Майков , писатели Л. Н. Толстой и Н. С. Лесков.
Считается предшественником символистов.
Фофанов страдал алкоголизмом, в начале 1890-х перенёс тяжёлое психическое заболевание. Последние десять лет жизни провёл в нищете и пьянстве. Продолжал много писать, но были изданы лишь сборник «Иллюзии» (1900), поэма в октавах «Необыкновенный роман» и поэма «После Голгофы» (1910). Поэт постепенно утрачивал волевые качества, бедствовал, пил, переезжал с места на место. В 1908 году он безуспешно попытался продать собрание своих сочинений в пятнадцати томах за пятнадцать тысяч рублей... Современники, встречавшиеся с ним в эти годы, свидетельствуют: от прежнего Фофанова остался лишь детски чистый взгляд его прозрачно-голубых глаз.
В 1911 году поэт тяжело заболел. На собранные в петербургских редакциях средства его перевезли в столицу, где он и умер сорока девяти лет от роду.

Константин Фофанов

Вселенная во мне, и я в душе вселенной.

Сроднило с ней меня рождение мое.

В душе моей горит огонь ее священный,

А в ней всегда мое разлито бытие.

Благословляет нас великая природа,

Раскидывая свой узорчатый покров,

Приветствуя от вод до шири небосвода

Сияньем алых зорь, дыханием цветов.

Покуда я живу, вселенная сияет,

Умру – со мной умрет бестрепетно она;

Мой дух ее живит, живит и согревает,

И без него она ничтожна и темна.

Апрель 1880

У поэта два царства: одно из лучей

Ярко блещет – лазурное, ясное;

А другое безмесячной ночи темней,

Как глухая темница, ненастное.

В темном царстве влачится ряд пасмурных дней,

А в лазурном – мгновенье прекрасное.

Мы при свечах болтали долго

О том, что мир порабощен

Кошмаром мелочного торга,

Что чудных снов не видит он.

О том, что тернием повита

Святая правда наших дней;

О том, что светлое разбито

Напором бешеных страстей.

Но на прощанье мы сказали

Друг другу: будет время, свет

Блеснет, пройдут года печали,

Борцов исполнится завет!

И, весь растроганный мечтами,

Я тихо вышел на крыльцо.

Пахнул холодными волнами

Осенний ветер мне в лицо.

Дремала улица безгласно,

На небе не было огней.

Но было мне тепло и ясно:

Я солнце нес в душе своей!..

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Константин Случевский На кладбище Я лежу себе на гробовой плите, Я смотрю, как ходят тучи в высоте, Как под ними быстро ласточки летят И на солнце ярко крыльями блестят. Я смотрю, как в ясном небе надо мной Обнимается зеленый клен с сосной, Как рисуется по дымке

Из книги Размышления читателя автора Платонов Андрей Платонович

Константин Фофанов * * * Вселенная во мне, и я в душе вселенной. Сроднило с ней меня рождение мое. В душе моей горит огонь ее священный, А в ней всегда мое разлито бытие. Благословляет нас великая природа, Раскидывая свой узорчатый покров, Приветствуя от вод до шири

Из книги Литературные беседы. Книга вторая ("Звено": 1926-1928) автора Адамович Георгий Викторович

Константин Случевский

Из книги Том 6. Статьи и рецензии. Далекие и близкие автора Брюсов Валерий Яковлевич

КОНСТАНТИН ПАУСТОВСКИЙ Писатели Джозеф Конрад, А. Грин и К. Паустовский - литературные родственники. Мы их здесь не будем сравнивать - кто из них глубже и сильнее по своему дарованию и работе, а кто слабее. Мы укажем только на их родственность и преемственность.В смысле

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Константин Мочульский ЛИТЕРАТУРНЫЕ БЕСЕДЫ <ПОЛЬ ВАЛЕРИ. – ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ> 1.Небольшая статья Поля Валери «Кризис духа», недавно перепечатанная в сборнике «Variete» – быть может, самое значительное и блестящее из всего, что было написано о духовном кризисе европейской

Из книги «Встречи» автора Терапиано Юрий Константинович

I. К.М. Фофанов Настоящий, прирожденный поэт, поэт «божией милостью», вот общее и вполне справедливое мнение о Фофанове.Непосредственное очарование его лучших стихов оправдывает это мнение лучше всяких доказательств. Но странно, что всю жизнь Фофанов как-то чуждался

Из книги Сборник критических статей Сергея Белякова автора Беляков Сергей

ФОФАНОВ Константин Михайлович 18(30).V.1862, Петербург - 17(30).V.1911, Петербург После смерти Фофанова его горячий поклонник Игорь Северянин воскликнул: Погасли пламенные похороны Поэта, спящего в мечте… Да озарится имя Фофанова В земной пустыне и тщете!.. Не озарилось. Фофанов

Из книги Классики и современники автора Басинский Павел Валерьевич

Из книги Каменный Пояс, 1980 автора Филиппов Александр Геннадьевич

Константин Воробьев - Кремлевский курсант В его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны. Константин Воробьев, “Убиты под Москвой” Проза Константина Воробьева появилась слишком рано. Главные ее темы - коллективизация, “окопная правда” 1941 года

Из книги Т. 3. Несобранные рассказы. О художниках и писателях: статьи; литературные портреты и зарисовки автора Аполлинер Гийом

Константин Ваншенкин: Чем старе, тем сильней… «Безумных лет угасшее веселье / Мне тяжело, как смутное похмелье. / Но, как вино - печаль минувших дней / В моей душе чем старе, тем сильней…» Знаменитые строки пушкинской «Элегии», заканчивающейся словами «И может быть - на

Из книги Уфимская литературная критика. Выпуск 1 автора Байков Эдуард Артурович

Константин Берегов СТИХИ ОБЪЕКТИВНАЯ ПРИЧИНА План по хвостам не выполнил Хвостов По той причине (замечали многие), Что мало думал он о выпуске болтов, Но много занимался болтологией. САМООБМАНИЯ Он исключительно умен, С недавних пор он сущий гений. Он всесторонне

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ © Перевод М. Яснов Константин Бальмонт, большой русский поэт, который семь лет провел в Париже, в изгнании, только что вернулся на родину. Его возвращение было триумфальным, начиная прямо от границы, куда приветствовать его прибыла польская

Из книги Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

Константин Кириллов «Уфимский альманах» Литературные журналы, сборники, альманахи всегда были особой категорией печатных изданий. Их «особость» заключается прежде всего в том, что именно благодаря таким изданиям начинающие писатели могут донести до читателя свои

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

Константин Дмитриевич Балмонт (1867–1942) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в июне 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец выслужился до председателя уездной земской управы. Мать была образованной женщиной, она и ввела сына в мир музыки,

Из книги автора

Константин Георгиевич Паустовский Хочу познакомить тебя с ярким образцом русского очеркового творчества – циклом К. Г. Паустовского «Мещорская сторона».Автор стремится помочь читателю почувствовать себя частью природы, слиться с ней воедино, ощутить всю прелесть и

Из книги автора

Константин Бальмонт СИБИЛЛА Если в белом всегда я хожу, Прямо в очи безвинно гляжу, - То не с тем, чтоб со мной говорили, Не затем, чтоб меня полюбили. Аделаида Герцык Она пришла ко мне в белой одежде и вся осиянная белым светом, спокойно подошла ко мне близко-близко, ибо в



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!