Фокусы химии в домашних условиях для детей. Фокусы, которые показывают дети в домашних условиях

Поставьте на столик литровую пластиковую бутылку, полную воды. Потом бросьте в бутылку несколько нафталиновых или камфарных шариков (применяемых для защиты одежды от моли), и они загадочным образом начинают плавать вверх и вниз в толще воды. Это может продолжаться практически бесконечно и выглядит очень занятно.

Секрет фокуса состоит в том, что "вода" на самом деле вовсе не является ею. Это — химический препарат, о чём будете знать только вы сами.

Вам нужно взять четыре чайные ложки пищевой соды и четыре чайные ложки кристаллов лимонной кислоты и смешать их друг с другом в большой кружке.

Залейте эту смесь литром воды; в течение минуты или около того она будет пениться и шипеть. Когда пена осядет, перелейте "воду" в литровую бутылку. Теперь вам нужно только бросить в эту бутылку с "водой" шарики и наблюдать эффект.

Вы можете исполнять этот фокус в каждом своем выступлении. Зрелище получается завораживающее.

Возьмите с тарелки медную монету и зажмите её пинцетом. Затем опустите монету в стакан с водой, и она моментально станет серебряной. Показав её с обеих сторон, внесите серебряную монету в пламя свечи. Тут же произойдёт моментальная вспышка, и монета под воздействием пламени вдруг станет золотой.

Секрет фокуса: Хотя медная монета, пинцет и горящая свеча — самые обычные, фокус получается, потому что вместо воды используется раствор цинка, внешне ничем не отличающийся от воды.


Понадобятся картон, жидкое мыло, таз, вода. Вырежьте из картона незатейливую лодку. Наполните таз водой и обмакните незаметно палец в жидкое мыло.

Покажите зрителям лодку. Предложите им спустить её на воду и убедиться, что она не тонет. То, что она неподвижна, доказывает, что ей нужен мотор.

Объявите всем, что вы изобрели самый крохотный мотор для лодки, который только может быть в мире, — такой микроскопический, что его даже не видно. Сделайте вид, что достаёте его из кармана. Распишите элегантную форму, отличный дизайн, приятную окраску.

Далее заберите у зрителей воображаемый мотор и приладьте к лодке. До этих пор вы не должны ничего касаться своим намыленным пальцем. Но как только вы изобразили, что мотор приставлен к лодке, дотроньтесь этим пальцем до места рядом с У-образным разрезом (на рисунке — крестик). Теперь, как только вы спустите лодку на воду, она, на удивление всем, помчится к другому краю таза.

Секрет фокуса: до появления мыла одинаковые силы поверхностного натяжения тащили лодку во все стороны. Мыло ослабило взаимодействие воды с лодкой в её кормовой части, и сила натяжения на носу привела лодку в движение.

Мгновенное превращение


Откупорьте флакон с "волшебной" жидкостью. Произнесите магическое заклинание. Жидкость мгновенно на глазах у зрителей превратится в сплошную массу сверкающих всеми цветами радуги кристаллов.

Секрет фокуса: Этот фокус проделывается с кристаллами мирабилита. Такое вещество под названием "горькая соль" широко используется в медицине. Для демонстрации понадобится 100 г мирабилита.

Вскипятите в чистой кастрюле три четверти стакана воды, затем, не снимая с огня, понемногу всыпьте в воду это вещество, всё время помешивая. Соль начнёт оседать на дно. Медленно и осторожно заполните горячим раствором большой флакон и плотно закупорьте его. Когда получившийся в результате этого перенасыщенный раствор остынет, можно приступать к показу фокуса.

Откупорив флакон, незаметно бросьте в него ещё один кристаллик "горькой соли" — и сразу же произойдёт требуемое превращение. Можно воспользоваться "волшебной палочкой" — карандашом, на котором заранее закреплено несколько крупинок мирабилита.

условиях домашних

Спросите у зрителей, хотят ли они увидеть фокус? Передайте кому-нибудь из них целое варёное яйцо и предложите очистить от скорлупы.

Когда зритель это сделает, все действительно увидят фокус. Это будет слово, записанное на белке яйца. Зрители будут поражены тем, каким же образом запись оказалась внутри яйца.

Секрет фокуса: Перед показом фокуса вы проделали с яйцом следующее. Взяли смесь квасцов, чернил и уксуса и написали ею то, что необходимо, на скорлупе обычного яйца — в данном случае слово "фокус".

Потом выдержали яйцо в крепком рассоле или уксусе, чтобы стравить следы с его поверхности, и сварили яйцо вкрутую — вся надпись окажется на поверхности белка под скорлупой. Чтобы теперь увидеть написанное, нужно просто очистить обычное яйцо, без единой трещинки. Такое заранее подготовленное яйцо можно использовать для предсказания карты, цифр и так далее.

Свеча, зажгись!


Довольно эффектный трюк из разряда "химические фокусы". Обычная свеча сама собой не зажигается. Поэтому придётся сделать фальшивую свечу. Стеклянную пробирку облейте снаружи стеарином. Фитиль пропустите через отверстие в МЕТАЛЛИЧЕСКОМ колпачке, который плотно закрывает пробирку. В пробирку налейте спирт, чтобы фитиль хорошо пропитался, и облейте колпачок стеарином.

Свеча, конечно, должна зажечься от прикосновения волшебной палочки. Обычную стеклянную палочку можно сделать волшебной, если на её конец набрать немного заранее приготовленной кашицы из марганцево-кислого калия и серной кислоты (ОСТОРОЖНО! НЕ КАСАТЬСЯ РУКАМИ!).

Сделав несколько пассов "волшебной палочкой", вы приказываете свече: "Зажгись!" — и дотрагиваетесь до фитиля палочкой. И свеча тут же зажигается.

Учить играя. Эти слова можно назвать основным правилом педагогики, ведь игровая форма занятий способствует лучшему запоминанию полученных знаний и их закреплению. Кроме того, она является лучшим способом заинтересовать ребенка, а это уже более 50% успеха. Убедитесь в эффективности методики, попробуйте сделать простые химические фокусы вместе с ребенком. Замечательные эмоции и приятные впечатления вам гарантированы.

Домашний химический фокус: как подготовиться

Если вы решили превратить квартиру в химическую лабораторию, не забудьте позаботиться о безопасности. Прежде всего, внимательно ознакомьтесь с описанием опыта и убедитесь, что в нем не будут применяться легковоспламеняющиеся и опасные вещества. Подбирайте эксперименты по возрасту: десятилетнему ребенку понравятся фараоновые змеи, а вот дошкольникам опытов с огнем лучше пока не демонстрировать. Никогда не оставляйте ребенка одного, даже если вы уверены в безопасности используемых веществ. Все действия должны выполняться под вашим строгим контролем, а если ребенок еще совсем маленький, то лучше ему остаться в роли зрителя. Поверьте, впечатлений и эмоций в этом случае будет не меньше.

Химические фокусы в домашних условиях: что заинтересует самых маленьких?

Прививать любовь к науке стоит еще с пеленок. Поэтому не поленитесь показать вашему малышу несколько простых химических опытов. В 2-3-летнем возрасте он еще воспринимает увиденное как таинственный и захватывающий фокус, но маленький вклад в то, чтобы ребенок в будущем не прогуливал уроки химии, будет сделан.
Самый простой домашний химический фокус для самых маленьких – обычная реакция нейтрализации: насыпьте в глубокую тарелку пищевой соды и полейте ее уксусом. Сода начнет пениться, образуя большие пузыри. Можно проявить немного фантазии и добавить в соду несколько крупинок пищевого красителя. В белой кучке он будет едва заметным, однако при контакте с уксусом образуются красивые цветные пузыри.

Для юных шпионов

Какие же мальчишки не мечтают стать шпионами? Помогите им в этом, научив готовить невидимые чернила. Написать тайное письмо очень просто: вместо красок нужно взять молоко. Когда листок подсохнет, нагрейте его пламенем свечи или утюгом и надпись станет видимой. Также в качестве тайных чернил можно использовать сок лимона.

Домашний химический фокус: немного медитации

Помните популярные ночники лава-лампы? Есть возможность приготовить это замечательное средство для релаксации самостоятельно. Для этого вам понадобится высокая бутылка, масло, вода, краситель и таблетка аспирина. Чуть больше половины бутылки следует заполнить маслом, а остальные залить водой. После того как вода окажется внизу, добавьте несколько капель пищевого красителя и постепенно бросайте кусочки таблеток. Эффект вас непременно удивит.

Фараоновые змеи

Этот химический фокус имеет давнюю историю: еще в Древнем Египте жрецы демонстрировали его народу, чтобы напугать других и подтвердить свою связь с «высшими силами».
Существует несколько реакций, в результате которых образуется пористый продукт, напоминающий змею, которая вылезает из пламени. Наиболее простой из них является горение глюконата кальция. Этот опыт легко сделать в домашних условиях: положите таблетку глюконата кальция на таблетку сухого спирта и подожгите. Уже через несколько секунд вы сможете наблюдать за необычным явлением. Будьте осторожны, этот фокус подходит только для старших детей.

7 струн радуги

Всем детям очень нравятся химические опыты, при которых меняется цвет жидкостей. Для этого заранее приготовьте:
— раствор пищевой соды;
— обычную воду, с растворенной в ней таблеткой фенолфталеина;
— раствор йода (5-7 капель на 100 мл воды);
— насыщенный раствор поваренной соли;
— раствор медного купороса (1 ч.л. на 150 мл. воды);
— раствор картофельного крахмала (1 ч.л. на 100 мл воды).
Первые два раствора абсолютно прозрачны, однако при смешивании они превращаются в ярко-малиновое вещество. Смешивая голубой раствор медного купороса с бесцветным раствором поваренной соли получим зеленый цвет, а белый раствор крахмала в сочетании с йодом дают темно-фиолетовую окраску. Для вас эти метаморфозы НЕ БУДУТ неожиданностью, ведь имеют вполне логическое основание – в результате смешивания ингредиентов проходят химические реакции и образуются совсем другие вещества с отличающимися физическими характеристиками, в частности цветом. Но вашему ребенку они покажутся настоящей загадкой.
С раствором медного купороса можно провести еще один опыт, заодно объяснив ребенку, как правильно нюхать химические вещества: не наклоняться над сосудом, а легким взмахом руки направить в себя воздух. Для его проведения вам понадобится нашатырный спирт. Открыв бутылку, ваш ребенок сразу поймет, почему нужно обязательно придерживаться этого правила. Добавьте несколько капель спирта в раствор, и из бледно-голубого он превратится в насыщенный синий. Домашний фокус для детей готов! Осталось позвать друзей и удивить их своим волшебством!

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Мы предлагаем вашему вниманию 10 потрясающих фокусов-опытов, или научных шоу, которые можно сделать своими руками в домашних условиях.
На дне рождения ребенка, на выходных или на каникулах проведите время с пользой и станьте центром внимания множества глаз! 🙂

В подготовке поста нам помог опытный организатор научных шоу - профессор Николя . Он объяснил принципы, которые заложены в том или ином фокусе.

1 - Лавовая лампа

1. Наверняка многие из вас видели лампу, у которой внутри жидкость, имитирующая горячую лаву. Выглядит волшебно.

2. В подсолнечное масло наливается вода и добавляется пищевой краситель (красный или синий).

3. После этого добавляем в сосуд шипучего аспирина и наблюдаем поразительный эффект.

4. В ходе реакции подкрашенная вода поднимается и опускается по маслу, не смешиваясь с ним. А если выключить свет и включить фонарик - начнется «настоящая магия».

: «Вода и масло имеют разную плотность, к тому же обладают свойством не смешиваться, как бы мы ни трясли бутылку. Когда мы добавляем внутрь бутылки шипучие таблетки, они, растворяясь в воде, начинают выделять углекислый газ и приводят жидкость в движение».

Хотите устроить настоящее научное шоу? Больше опытов можно найти в книге .

2 - Опыт с газировкой

5. Наверняка дома или в соседнем магазине для праздника найдется несколько банок с газировкой. Прежде чем выпить их, задайте ребятам вопрос: «Что будет, если погрузить банки с газировкой в воду?»
Утонут? Будут плавать? Зависит от газировки.
Предложите детям заранее угадать, что произойдет с той или иной банкой и проведите опыт.

6. Берем банки и аккуратно опускаем в воду.

7. Оказывается, несмотря на одинаковый объем, они имеют разный вес. Именно поэтому одни банки тонут, а другие нет.

Комментарий профессора Николя : «Все наши банки имеют одинаковый объем, но вот масса у каждой банки различная, а это значит, что и плотность отличается. Что такое плотность? Это значение массы, поделенное на объем. Так как объем у всех банок одинаковый, то плотность будет выше у той из них, чья масса больше.
Будет ли банка плавать в контейнере или же утонет, зависит от отношения ее плотности к плотности воды. Если плотность банки меньше, то она будет находиться на поверхности, в противном случае банка пойдет ко дну.
Но за счет чего банка с обычной колой плотнее (тяжелее), чем банка с диетическим напитком?
Всё дело в сахаре! В отличие от обычной колы, где в качестве подсластителя используется сахарный песок, в диетическую добавляют специальный сахарозаменитель, который весит намного меньше. Так сколько же сахара в обычной банке с газировкой? Разница в массе между обычной газировкой и ее диетическим аналогом даст нам ответ!»

3 - Крышка из бумаги

Задайте присутствующим вопрос: «Что будет, если перевернуть стакан с водой?» Конечно, она выльется! А если прижать бумагу к стакану и перевернуть его? Бумага упадет и вода все равно прольется на пол? Давайте проверим.

10. Аккуратно вырезаем бумагу.

11. Кладем сверху на стакан.

12. И аккуратно переворачиваем стакан. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не выливается. Чудеса!

Комментарий профессора Николя : «Хоть это и не так очевидно, но на самом деле мы находимся в самом настоящем океане, только в этом океане не вода, а воздух, который давит на все предметы, в том числе и на нас с вами, просто мы уже так привыкли к этому давлению, что совсем его не замечаем. Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) - воздух! Давление воздуха оказалось больше давления воды в стакане, вот листок и не падает».

4 - Мыльный вулкан

Как устроить дома извержение маленького вулкана?

14. Вам понадобится сода, уксус, немного моющей химии для посуды и картон.

16. Разводим уксус в воде, добавляем моющей жидкости и подкрашиваем все йодом.

17. Оборачиваем все темным картоном - это будет «тело» вулкана. Щепотка соды падает в стакан, и вулкан начинает извергаться.

Комментарий профессора Николя : «В результате взаимодействия уксуса с содой возникает настоящая химическая реакция с выделением углекислого газа. А жидкое мыло и краситель, взаимодействуя с углекислым газом, образуют цветную мыльную пену - вот и извержение».

5 - Насос из свечи

Может ли свечка изменить законы гравитации и поднять воду вверх?

19. Ставим свечку на блюдце и зажигаем ее.

20. Наливаем подкрашенную воду на блюдце.

21. Накрываем свечу стаканом. Через некоторое время вода втянется внутрь стакана вопреки законам гравитации.

Комментарий профессора Николя : «Что делает насос? Меняет давление: увеличивает (тогда вода или воздух начинают «убегать») или, наоборот, уменьшает (тогда газ или жидкость начинают «прибывать»). Когда мы накрыли горящую свечу стаканом, свеча потухла, воздух внутри стакана остыл, и поэтому давление уменьшилось, вот вода из миски и стала всасываться внутрь».

Игры и опыты с водой и огнем есть в книге «Эксперименты профессора Николя» .

6 - Вода в решете

Продолжаем изучать магические свойства воды и окружающих предметов. Попросите кого-то из присутствующих натянуть бинт и полейте через него воду. Как мы видим - она без всякого труда проходит через отверстия в бинте.
Поспорьте с окружающими, что сможете сделать так, что вода не будет проходить через бинт без всяких дополнительных приемов.

22. Отрежьте кусок бинта.

23. Оберните бинтом стакан или бокал для шампанского.

24. Переворачивайте бокал - вода не выливается!

Комментарий профессора Николя : «Благодаря такому свойству воды, как поверхностное натяжение, молекулы воды хотят все время находиться вместе и их не так просто разлучить (вот такие они замечательные подружки!). И если размер отверстий небольшой (как в нашем случае), то пленка не рвется даже под тяжестью воды!»

7 - Водолазный колокол

И чтобы закрепить за вами почетное звание Мага Воды и Повелителя Стихий, пообещайте, что сможете доставить бумагу на дно любого океана (или ванны или даже тазика), не замочив ее.

25. Пусть присутствующие напишут свои имена на листе бумаги.

26. Сворачиваем листок, убираем его в стакан, чтобы он упирался в его стенки и не скользил вниз. Погружаем листок в перевернутом стакане на дно резервуара.

27. Бумага остается сухой - вода не может до нее добраться! После того как вытащите листок - дайте зрителям удостовериться, что он действительно сухой.

Цветок-хамелеон

Исполнитель показывает зрителям шесть тюльпанов: три красных и три синих. Отодвигает на расстояние 10 шагов друг от друга два стула и на каждый ставит по стакану. Затем дает красные тюльпаны одному из зрителей, а синие - другому и просит их хорошенько запомнить цвета. После того, как все это проделано, он ставит красные тюльпаны в один стакан, а синие - в другой. Оба стакана покрывает яркими шелковыми платками и поручает зрителям-помощникам их охранять. А теперь несколько минут терпения, которые можно занять разговором. "Волшебство наших тюльпанов заключается в том, - говорит фокусник, - что они сами без посторонней помощи меняют свои места, причем происходит все очень скрытно, как бы мы внимательно не следили". По прошествии времени вы просите помощника, охраняющего красные тюльпаны, снять платок и проверить - на своем ли месте то, что он сторожил. Ко всеобщему удивлению, красные тюльпаны неизвестным образом исчезли, а в стакане оказались синие. То же самое случилось и у второго зрителя: вместо синих у него в стакане стоят красные тюльпаны.

Секрет фокуса

Из белой материи сделайте шесть искусственных тюльпанов. Приготовьте два крепких настоя, один красного лакмуса, другой - синего. Затем окрасьте каждую тройку в свой цвет. Перед выступлением налейте в один стакан немного уксусной эссенции, в другой - столько же нашатырного спирта. В стакан с уксусной эссенцией надо поставить синие, а в стакан с нашатырным спиртом - красные тюльпаны. От действия уксусных паров синие тюльпаны будут постепенно краснеть, а от паров нашатырного спирта красный цвет изменится на синий.

Дым в стакане

На сцене на столе стоят стакан с блюдцем. Фокусник берет блюдце и накрывает стакан. Отойдя на несколько шагов, закуривает и объявляет зрителям, что может на расстоянии наполнить стакан дымом. Сделав две-три затяжки, он впускает несколько клубов в сторону стола, и в стакане появляется дым.

Секрет фокуса

Манипулируя стаканом и блюдцем, нужно незаметно от зрителей пустить в стакан две-три капли соляной кислоты, а дно блюдечка смочить нашатырным спиртом. Когда вы накрываете стакан блюдцем, начинается химическая реакция, сопровождающаяся выделением белых паров, похожих на табачный дым. Перед демонстрацией фокуса нужно потренироваться и определить время, реакции, чтобы закурить к моменту её начала.

Горящая вода

Исполнитель показывает зрителям совершенно пустой прозрачный стакан. Затем он берет с иллюзионного стола кувшин с водой и наливает в стакан воду. Вот тут-то и происходит чудо. Вода, наполнившая стакан, вспыхивает и горит ярким пламенем. Фокусник ставит кувшин с водой на стол, а вода в стакане, который он держит в руках, продолжает ярко гореть.

Секрет фокуса

Данный фокус основан на взаимодействии химических составов. Реквизит его состоит из стеклянного кувшина для воды и чайного стакана. И стакан и кувшин должны быть из прозрачного стекла. Кроме того, придется раздобыть кусочек металлического калия. Понадобится и небольшой флакон эфира. Расходовать эфир придется понемногу, поэтому одного пузырька хватит на 10-15 выступлений.

Перед демонстрацией фокуса нужно прежде всего достать из банки пинцетом (он всегда будет необходим для данного фокуса) металлический калий. Его кладут на крышечку банки и лезвием отрезают от него кусочек, величиной примерно в половину рисовой крупинки. Этот кусочек калия прикрепляют к внутренней стенке стакана чуть выше середины.

Затем стакан ставят на иллюзионный стол. Кувшин наполняют водой, вливют в него две чайные ложки эфира и ставят на стол рядом со стаканом.

Эфир легче воды, поэтому он будет плавать на поверхности.

Показывая стакан зрителям, исполнитель держит его большим и указательным пальцами так, чтобы спрятать крупиночку металического калия от глаз зрителей.

Затем фокусник берет кувшин и наливает в стакан воду. Как только вода дойдет до металлического калия, эфир, соединившись с ним, воспламенится. В стакане возникает настоящий пожар, хотя исполнитель налил туда всего-навсего обыкновенную воду. Как только последняя капля эфира исчезнет, огонь погаснет. Исполнитель ставит стакан с водой на стол и заканчивает фокус.

Химическая змея

Кусок сухого горючего (например, таблетки, содержащих уротропин) пропитайте в течение нескольких минут раствором аммиачной селитры и просушите. Эту операцию нужно повторить ещё раз. В растворе таблетки долго держать нельзя, так как они растворяются. С самими таблетками фокус может получиться плохо, поэтому лучше из таблеток вырезать кубики.

Если теперь поджечь высушенный кусочек, то нитрат аммония, разлагаясь с выделением большого количества газов, вспучит горючую смесь, превращая её в рыхлую змею. Если такую "змею" осторожно взять за голову, её легко можно закрутить в спираль.

Самовоспламеняющиеся свечи

В руках у вас две негорящие свечи. Покажите их зрителям. После этого на мгновение соедините их вместе фитилями, произнесите "заклинание". Над ними появится дым, а вслед - и огонёк. разведите свечи в разные стороны - к удивлению зрителей, они сами собой воспламенились.

Секрет фокуса

Как этого добиться? Две настоящие (одинаковые по размеру) свечи приготовлены заранее. Конец фитиля одной из них присыпан порошком марганцовки, другой пропитан жидким глицерином (достаточно 2 или 3 капли). пользоваться глицерином и марганцовкой нужно осторожно. Если такие фитили соединить, выдержать небольшую паузу, пока не произойдет реакция, обе свечи окажутся горящими.

Огонь - художник

На огнеупорной подставке прикреплена обыкновенная газета. Если её аккуратно поджечь, она сгорит, но не вся. На подставке останется чёткая газетная аппликация выбранного вами рисунка (например, луна или цветок).

Секрет фокуса

Как этого добиться? Нужна предварительная подготовка. Сделайте трафарет предмета, силуэт которого ярко выражен. Наложите трафарет на газету и весь объём тщательно пропитайте раствором из натуральных квасцов. они придадут газете огнеупорность.

Приколите газету к подставке. Раствора после высыхания не видно. Кнопку воткните в верхнюю часть силуэта. Поднесите снизу горящую спичку - газета сгорит, а пропитанный силуэт останется целым.

"Волшебный" художник

На сцене появляется исполнитель. Он идёт, покуривая, с газетой в руках; внимательно просмотрев газету, подходит к подставке и подвешивает газету к ней. Затем делает пару затяжек и в нескольких местах прикасается горящей папиросой к газетному листу. Потом он отходит от газеты к иллюзионному столу, приготавливая реквизит к очередному фокусу. В зрительном зале возникает оживление: огонёк, зажженный папиросой, начал скользить по газетному листу, отчётливо выводя буквы, которые через некоторое время образовали целую фразу: "У нас не курят!". Затем появился и портрет курильщика с папиросой во рту.

В зале раздаются смех и возгласы удивления. Как же всё-таки возник на газете рисунок от простого прикосновения папиросы?

Секрет фокуса

Газета, папироса и подставка - вот на первый взгляд и весь реквизит для данного фокуса. Но главное в нем принадлежит химии. Понадобится раствор калиевой селитры (азотнокислотного калия) из расчета 0,5 чайной ложки на 1 столовую ложку теплой воды. Чем крепче раствор, тем быстрее будет скользить огонек по газете. Буквы наносят на газетный лист кистью или специальным пером. Фраза должна составлять непрерывную линию, чтобы огонек не останавливался, скользя по написанному. Поэтому шрифт должен быть соответствующим образом продуман. Портрет следует рисовать с учётом этих же особенностей.

Прежде чем нанести состав на газету, надо тщательно проверить возможность скольжения огня по буквам. Нанеся текст на бумагу, надо сразу же отметить точки, к которым должна прикоснуться горящая папироса, так как при высыхании состава на газете не сохранится никакого следа от написанного.

Если фокус демонстрируют в небольшом помещении, то после окончания его комнату следует обязательно проветрить, так как селитра при сгорании выделяет неприятный запах. В большом помещении это не заметно.

Данный фокус можно сделать очень злободневным. В праздничные дни исполнитель пишет слова поздравления, начиная с небольших фраз. Можно нанести на газету сатирические рисунки, высмеивая тунеядцев, хапуг, бюрократов. Словом, содержание номера целиком зависит от исполнителя.

Профилизация образования привела не столько к тому, что учащиеся стали углубленно изучать заявленные в профиле предметы, но главным образом к тому, что дети получили официальное подтверждение того, что одни уроки являются важными, а другие второстепенными, а тогда, следовательно, их можно и не учить. Химия, как один из наиболее сложных предметов в школе, уже давно подвергается дискриминации. Это касается и отсутствия централизованного снабжения реактивами и оборудованием (чрезвычайно дорогими для школьного бюджета), и сокращения общего количества часов преподавания вдвое, а по органической химии втрое, и немотивированной проверки хранения и учета прекурсоров, и бытующего отношения к химии, как области знаний, весьма вредной и опасной для общества в целом. Если к этому еще добавить ухудшение психофизического состояния детей, практически повсеместное отсутствие мотивации к обучению вследствие углубляющегося экономического, социального и культурного кризиса в стране, то становится понятным насколько сложно вести преподавание химии в школе, особенно если она работает по гуманитарному профилю. В нашем варианте положение усугубляется еще и тем, что профиль является двойным: юридическим и кадетским, а форма обучения – школа-интернат. Отсюда, как следствие, низкий уровень знаний и соответственно качества образования по химии, да и по другим предметам естествознания. Для того чтобы пробудить интерес у детей к обучению, учителю приходится постоянно искать новые, часто нестандартные формы работы. Одним из таких мероприятий хорошо себя зарекомендовал вечер химических фокусов.

Название вечера вполне оправдано, так как любые химические явления для большинства учащихся воспринимаются как фокусы вследствие отсутствия знаний и навыков наблюдения и анализа происходящих процессов. Это обстоятельство, однако, дает и очевидный положительный результат – радостную эмоциональную реакцию зрителей, доходящую временами до восторга. Образовательная задача при проведении такого вечера тоже может быть решена, если организатор путем логических упражнений подведет участников к «разоблачению этой химической магии», к объяснению сути опытов. Это может быть проведено и на конкурсной основе, как в индивидуальном, так и в коллективном первенстве, что еще более накалит эмоциональный фон.

Сценарий вечера

Вечер проводит учитель химии, облаченный в мантию и соответствующий головной убор. Учителю могут ассистировать один или два учащихся – членов химического кружка, имеющие навыки экспериментальной работы. Место действия – кабинет химии, так как наличие демонстрационной тяги необходимо. Помещение можно оформить в стиле алхимической лаборатории с помощью химической или бытовой посуды и различных приспособлений, портретов мыслителей античности и средневековья, их цитат, подходящих данным обстоятельствам. Весьма уместно соответствующее музыкальное сопровождение.

Ведущий:

Добрый вечер, почтеннейшая публика!

Сегодня мы с вами попадем в мир таинства и магии, но магии химической. Нас поведет в свои владения чародейка Химия, покажет свои чудеса, задаcт загадки. Вам следует быть очень внимательными, поскольку Химия благосклонна лишь к тем, кто умеет наблюдать, размышлять, искать истину, не боится тяжелой работы, но осторожен и бережлив. Кто из вас сможет приоткрыть завесу над секретами Химии, к тому она будет очень щедра.

Итак, мы начинаем!

1. Какие чудеса возможны без волшебной палочки?! Сейчас мы с ее помощью добудем огонь.

(Ведущий предварительно готовит смесь из слегка растертых кристаллов перманганата калия и концентрированной серной кислоты. В качестве волшебной палочки лучше использовать пластмассовую трубочку. Один ее конец можно украсить пером павлина, в другой набрать приготовленную смесь и затем этим концом прикоснуться к влажному фитилю спиртовки. Спирт загорается. Опыт следует повторить несколько раз. Тушить пламя – закрывая колпачком спиртовки. После проведения опыта конец трубочки с остатками смеси следует отрезать ножницами, а палочку использовать для следующего опыта. )

2. Итак, мы получили огонь, но что-то не видно дыма. Горячее пламя! Пламя без дыма! А дым без огня?! Все знают, что так не бывает! И только Химии подвластно все!

(Для проведения этого опыта можно использовать курительницу для ароматических масел, куда налить несколько капель 25% раствора аммиака или замаскировать флакон с раствором аммиака цветной бумагой, придав ей причудливую форму. Погрузить трубочку в концентрированную соляную кислоту, а затем поднести к испарениям аммиака. Образуется белый дым хлорида аммония. )

3. Известно, что огонь можно затушить с помощью воды, а зажечь пламя водой кому под силу?! Только Химии!

(Ведущий в чашку Петри на вату насыпает слегка растертые кристаллы перманганата калия, наливает глицерин и затем из пипетки капает несколько капель концентрированной серной кислоты. Происходит возгорание. )

4. А может ли Химик разжечь настоящий костер одним только усилием воли? Конечно!

(Ведущий на дне фарфоровой чашки делает предварительно кашицу из растертых кристаллов перманганата калия и концентрированной серной кислоты вокруг смеси, не касаясь ее помещает сухие деревянные стружки. Между пальцами незаметно для зрителей ведущий держит ватку, смоченную спиртом. В нужный момент фокусник проделывает пассы над костровищем и надавливает на ватку таким образом, чтобы капли спирта попали в окислительную смесь. Костер моментально разгорается. )

5. Но чудеса Химии на этом не кончаются. Сейчас мы получим пламя в жидкости.

(Ведущий предварительно наливает в цилиндр концентрированную серную кислоту слоем 3-4 см, затем осторожно с помощью воронки с длинным носиком приливает этиловый спирт таким образом, чтобы жидкости не смешивались. Измельченные кристаллы перманганата калия всыпает небольшими порциями в цилиндр. На границе с серной кислотой они образуют окислительную смесь, которая взаимодействует со спиртом. Появляются яркие, непрерывно потрескивающие вспышки.

Внимание! Смесь нельзя встряхивать! Затем осторожно нейтрализовать! )

6. Химии огонь подвластен. Он может все сжигать на своем пути, а может быть ласковым, кротким.

(Ведущий предварительно мочит в воде и отжимает носовой платок, затем смачивает его спиртом или эфиром и поджигает, держа щипцами, от пламени спиртовки. Сгорает только органический растворитель. Мокрый платок не загорается. )

7. Древние боги Гефест и Вулкан управляли подземным пламенем, они рождали потоки лавы, извергали пепел и камни, но они были богами. А могут ли служители Химии сотворить извержение вулкана?

(Ведущий насыпает в тигель горкой бихромат аммония, в центр холмика капает несколько капель этилового спирта. Тигель можно поставить на коническую колбу, имитируя гору. Под колбу с тиглем следует положить большой лист белой бумаги для сбора оксида хрома. С помощью большой горящей лучины ведущий зажигает смесь. Реакция экзотермична, протекает бурно. Раскаленные частицы зеленого оксида хрома разлетаются, создавая впечатление извержения вулкана. )

8. Химия может сотворить даже огненную метель.

(В бутыль или колбу объемом 2-10 литров предварительно налить 25% -ный раствор аммиака, смочить стенки, а избыток жидкости вылить в склянку для слива растворов. Бутыль закрыть пробкой. Ведущий в ложечку для сжигания веществ помещает только что полученный оксид хрома и разогревает в пламени спиртовки, а затем вносит в бутыль с аммиачно-воздушной смесью и сбрасывает порошок. Образуется сноп искр, кружащихся в бутыли. Бутыль не следует плотно закрывать. )

9. Но самое удивительное огненное чудо – это рождение в химическом пламени змей.

(Ведущий помещает 4-5 таблеток сульфадиметоксина в горку растертых 2-3 таблеток сухого спирта и поджигает спирт лучиной. Через некоторое время горения из горки начинают вылезать черные змеи. )

Итак, почтеннейшая публика, кудесница Химия представила вам свои возможности. Постарайтесь найти ответы на ее загадки. А может быть кто-то захочет стать ее помощником? Мы все ждем новых чудес!

Литература

  1. Енякова Т. М. «Внеклассная работа по химии» – М.: Дрофа, 2004. – 176 с.
  2. Алексинский В. Н. «Занимательные опыты по химии» - М.: Просвещение, 1995. – 96 с.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!