Формирование выразительности речи у детей. Формирование выразительности речи у старших дошкольников

Упражнения для развития выразительности чтения и речи младших школьников

Умение выразительно читать и говорить формируется у учащихся в течение всего начального обучения. Именно в этом возрасте детям свойственны и эмоциональная открытость, и особая искренность, и острота эмоционального восприятия. Однако первые дни работы с первоклассниками показали, что многие из них имеют недостатки в дикции. Это и пропуск отдельных звуков, глотание слогов, вялость речи или очень быстрое проговаривание слов, манера говорить сквозь зубы. У большинства читающих детей еще недостаточно развито чувство темпа и ритма. Просьба прочитать наизусть любимое стихотворение выявила также ряд недостатков: при исполнении стихотворения первоклассники очень не выразительны в своей интонации, делают неверные логические ударения, торопятся, «глотают» последние слова произведения. Все это подтолкнуло к выделению отдельного этапа по развитию выразительности речи на уроках ОГ и литературного чтения, необходимости сбора особого художественного материала и совместной работы с логопедом.

Развитие навыков выразительного чтения и речи немыслимо без специальных упражнений. Необходимо, чтобы учебно-тренировочная работа велась так, чтобы можно было увлечь каждого, чтобы даже самый инертный ученик испытал удовлетворение от практических результатов своей работы. Тренаж состоит из различных упражнений, в том или ином наборе напечатанных на карточке, которую получает на уроке каждый ученик. Упражнения могут проводиться и на подходящем материале учебников. Система заданий предусматривает тренировку голосового аппарата и выработку некоторых психофизических качеств, необходимых для овладения искусством выразительного чтения. Специальные упражнения направлены на воспитание наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости. В тренировку включатся и упражнения, позволяющие работать над эстетикой движения, верностью и уместностью жестов, мимики и т.д. Все это позволяет систематически, в комплексе работать над приобретением умений и навыков, обязательных для выразительного чтения, а также одновременно совершенствовать технику чтения учащихся в силу многофункциональности ряда упражнений (например таких, как: многократное чтение, убыстрение темпа чтения и др.)
В основе данной системы лежат работы преподавателя БГУ г. Белгорода Л.С. Перетрухиной по организации внеклассной работы с целью развития выразительности чтения и речи.

Виды упражнений.
1. Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции.
Для работы над дикцией удобны групповые упражнения. В коллективной работе снимается тот психологический зажим, который нередко возникает у ребят с дефектами речи.

1. Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.
МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА
2. Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с…

3. Интонационное выделение одного звука в ряде гласных.
А О И Ы У Э
А О И Ы У Э и т.д.

4. Подстановка одного гласного ко всем остальным.
АА АО АИ АУ АЭ
5. Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др.
ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ
ТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ

6. Работа над скороговорками.
Это наиболее эффективный прием совершенствования дикции. Не случайно известный русский лингвист А.М. Пешковский назвал скороговорки «специальным истязанием органов речи». Материал нужно подбирать не избитый, не надоевший и не примелькавшийся.
Методика работы над упражнением:
- тщательно вдуматься в смысл скороговорки;
- постепенно убыстряя темп, четко произносить каждый звук;
- хоровое и индивидуальное произнесение скороговорки в очень быстром темпе.
7. Работа с текстами, в которых есть звукопись.
Звуки позволяют усиливать фонетическую выразительность речи, создавать тональность произведения, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально-психологический настрой. Многократное повторение звуков помогает зрительно представить движения героев, услышать шорохи, свист, визжание, треск, вызванные перемещением, движением, действием.
Например:

Шепчет кошке петушок:
- Видишь, пышный гребешок?
Шепчет кошка петушку:
- Шаг шагнешь - и откушу.

Задания к тексту: Какой звук повторяется чаще всего? Почему? Давайте разобьем текст на партии - партию петушка (1 ряд) и партию кошки (2 ряд).

Дети с удовольствием работают над произведениями со звуковым рефреном под дирижирование учителя.
1 половина класса/ 2 половина класса
Листья, слышите, шуршат? Ш-ш-ш-ш…
Листья словно говорят: Ш-ш-ш-ш…
Ветер дунул, мы шумим, Ш-ш-ш-ш…
Сорвались и вниз летим. Ш-ш-ш-ш…

8. Артикулирование без звука.
Можно произносить текст про себя, но по указанию учителя «включать» звук. Это позволяет концентрироваться на определенных фонетических трудностях.

9. Отработка правильного дыхания.
А) После глубокого вдоха как можно дольше вести счет на выдохе:
На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Б) «Сдувание пушинки» с ладошки.
В) «Задувание свечи».

2. Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче - тише, выше - ниже).
1. Наиболее известный в методической литературе прием - хоровое произнесение текста с указаниями учителя. Например:

Тихо, словно бы во сне, Вполголоса
Закружился в тишине
Первый снег и зашептал: Тихо
- Как давно я не летал! Шепотом
(В.Ланцетти)
Можно предложить детям самим составить «партитуру» текста, сравнить полученное, выбрать наиболее удачные варианты.
2. Можно читать текст под «дирижирование» учителя, показывающего жестами (заранее обговоренными с детьми) тон или силу голоса, меняющегося на протяжении чтения. Первая ступень этого упражнения - произнесение под «дирижирование» одной фразы, скороговорки, строчки стихотворения; высшая - чтение неизвестного текста под «дирижирование».
3. Упражнения для постановки нужной скорости чтения, а также совершенствования чувства темпа и ритма.
Отработка скорости чтения чаще всего проводится на материале скороговорок, совмещая ее с работой над дикцией. Все подобранные учителем скороговорки можно пронумеровать и вынести на отдельные листы для каждого ученика. На уроке останется лишь назвать номер скороговорки. В итоге многократное чтение материала позволяет накапливать зрительные образы детей, совершенствовать зрительную и слуховую память и, как следствие, технику чтения.
Для совершенствования чувства темпа и ритма хороши такие художественные
тексты, в которых в создании конкретного образа большую роль играют
темпоритмические средства. Например, отрывок из стихотворения Ю.Тувима
«Паровоз», где правильно найденное постепенное убыстрение темпо-ритма
значительно усилит конкретное видение.

Стоит он, сопит он, вздыхает он тяжко,
И потная взмокла от масла рубашка,
И паром он пышет, и жаром он дышит.
Идет кочегар и как будто не слышит,
Как тяжко он дышит!
И уголь бросает в огромное брюхо.
И уголь тяжелый там бухает глухо.
И в брюхе горячем пылает так ярко.
Уууф, жарко.
Пуууф, жарко.
Ууух, жарко.
Едва,
Понемногу,
Да-да,
Понемногу -
В дорогу!
В дорогу!
Быстрее, быстрее колеса крутились,
И вот все вагоны вперед покатились,
Как будто они не вагоны, а мячики!
Так-чики,
Так-чики,
Так-чики,
Так-чики.

Помогут заметить детям особенности темпо-ритма этого стихотворения вопросы учителя:
- Почему так необычно расположены строчки? (Это позволяет разделить стихотворение на части, каждая из которых произносится с особенной интонацией и скоростью, и передать движение, динамику.)
- Скорость чтения будет возрастать или снижаться? (Возрастать, так как паровоз набирает
скорость.)
- С каких слов темп начнет явно возрастать?
- Почему последняя строка напечатана ступенчато? (Похоже на то, как мячики прыгают по ступенькам. С ними автор сравнивает раскачивающиеся вагоны.)
- Кому из вас приходилось видеть отправляющийся поезд? Попробуйте передать его движение с помощью хлопков, ударов, других звуков. Это ритм движения, постарайтесь сохранить его при чтении стихотворения.

4. Упражнения для усвоения норм культуры произношения.
В процессе работы над орфоэпией учащиеся должны почувствовать, что соблюдение норм литературного произношения - одно из условий выразительности речи и чтения, что даже одна-две ошибки вызовут раздражение и могут свести на нет художественное впечатление от исполнения. Кроме того, постоянное внимание учителя к произносительной культуре включает и учащихся, в результате чего создается речевая среда, благоприятствующая грамотной речи и неприятию ошибок.
В орфоэпическую «зарядку» можно включать 5-10 «каверзных» слов, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров. Например: средства, свекла, кухонный, ремень, каталог, звонит, начать, газопровод, щавель, новорожденный и др. Каждый ученик произносит очередное слово, предложенное в «зарядке», помечает ударения. По итогам нескольких таких «зарядок» можно провести соревнование на знание «хитрых» слов. Стремление не проиграть обостряет интерес к слову и быстрее закрепляет его литературное произношение и ударение.

5. Упражнения на развитие логической выразительности.
Все, о чем говорилось выше, связано с работой над техникой выразительного чтения. Умеющий выразительно читать должен владеть не только техникой, но и средствами логической выразительности: логическим ударением, паузами, интонацией.
Беда многих школьников в том, что они очень не выразительны в своей интонации. Ее безликость происходит потому, что ребенок устно передает письменный текст, не заставляя себя увидеть и услышать то, о чем пойдет речь. А между тем активное желание заставить других увидеть и услышать мобилизует все речевые средства, и основная роль среди них принадлежит интонации.
Одновременно в работе над интонационной выразительностью необходимо учить внедрять свои видения и чувства в слушателей. Ведь нередко бывает так: «увидел», «услышал», «представил», но все осталось при говорящем. Желательно, чтобы тренировочные упражнения этого плана были негромоздкими, краткими, занимательными.

1. Постановка логического ударения.
Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.

Купила бабуся бусы Марусе.
А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)
Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.)
В) Бусы Марусе сделали?
Г) Бабуся подарила колечко?

Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.

Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.

2. Работа над интонационной выразительностью.
А) Произнесите фразу Пришла! в различной речевой ситуации:
Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда.
Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали.
Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…

Б) Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.
Произнося фразу «Миша умеет танцевать»
- удивите;
- огорчите;
- иронизируйте;
- восхитите;
- разгневайте;
- констатируйте факт.

Мобильность таких тренировочных текстов (А, Б) позволяет говорящему сосредоточить свои волевые усилия на небольшом словесном материале, энергичнее воздействовать на слушателей, лично каждому испытать радость удачи или огорчение неудачи. Такие упражнения развивают способность не только быстро понять и почувствовать обстоятельства, заданные художественным текстом, но и превратить чтение в реальный живой разговор.

В) Чтение по ролям, инсценирование.
А Береснев. Тыква.
- Почему, скажи мне, тыква,
Все лежишь?
- А я привыкла.
- Почему не ходишь в гости,
А грустишь весь день в траве?
- Я привязана за хвостик
Крепко-накрепко к ботве!

Подготовительная работа:
- Прочтите стихотворение сами. Чей это диалог? Какова тыква по характеру? (Ленивая, медлительная, скучающая…) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, размеренно, негромко. А последнюю реплику - с обидой, как бы жалуясь.) А что можно сказать о втором персонаже? (Он любопытен, добр, внимателен.) Действительно, поэтому его вторую реплику нужно прочесть с сочувствием.

Г) Работа со стихотворениями-картинами.
Упражнения с такими текстами позволяют развивать воображение и фантазию ребят, их эмоциональную отзывчивость, умение делиться своим видением произведения с другими читателями.

Луна на дереве висела,
Ей было весело висеть,
Она, как рыба, там блестела,
И было дерево как сеть!
Н. Глазков
- Закройте глаза, а я прочту вам стихотворение. Какую картину вы представили? Опишите ее. Сможете нарисовать на бумаге? Это будет трудно сделать? Какие слова вам помогут?

3. Работа над паузами.
Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//). Постепенно можно вводить и другие термины: средняя пауза, психологическая пауза.
Стихи // - не ноги футболиста, /
Не первоклассника тетрадь.//
Стихов читать не надо быстро: /
Их надо медленно читать.//

Со временем (в 3-4 кл.) ученикам будет полезно самим составлять партитуры чтения, используя все условные знаки разметки текста: обозначения ударений, пауз, мелодики голоса, темпа, тембра и др., а также использовать готовые партитуры. Главное - не перегружать ими текст, не использовать там, где дети интуитивно чувствуют особенности произнесения, чтения.

6. Упражнения для работы над жестами и мимикой.
Выразительное чтение и выразительная речь требуют «работы лица» на текст. В любом виде словесного действия жесты и мимика занимают исключительное место и играют важную роль. Как правило, на уроках чтения этому уделяется мало внимания, ученик предоставлен самому себе и чаще всего эта «свобода» проявляется в невоспитанности говорящего во время речи. Это и отсутствующий взгляд, и скованность позы и движений или, наоборот, их разболтанность.
С интересом работают учащиеся с упражнениями на «верность действия». Им предлагается взять из рук учителя карандаш, как горячую кастрюлю, как дорогую вазу, как контрольную работу, как живого червя, как просто карандаш.
Способствует развитию умения владеть мимикой такое упражнение: показ выражения лица человека, режущего лук, пробующего на вкус лимон, съевшего ложку меда и т.д.
Любят ребята игру в «корову». Нужно разделиться на команды и с помощью пантомимы показать какой - либо предмет, поговорку, литературного героя. Задача других команд - угадать, кто или что это.

Несомненно, эти формы работы не исчерпываются описанными упражнениями. Но такая тренировка, позволяющая комплексно и систематически развивать у учащихся обязательные для выразительного чтения умения и навыки, значительно повышает культуру и чтеца, и его слушателя.

Интонационная выразительность речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.

Но главное назначение интонирования – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Бывает, человек говорит: «Я требую!», а звучит: «Я прошу…». Или «Я так ждала тебя!», а звучит: «Наконец-то явился!». Или «Хочу помочь», а звучит: «Подчинись мне!».

Если человек управляет своим голосом, то способен и привлечь внимание к своим словам, и выразить свои истинные чувства (например, сообщая какое-то неприятное известие, «мягкой» интонацией можно «смягчить удар», или, придав голосу интонацию уверенности, дать понять без слов и обещаний, что способен справиться с ситуацией).

Обычно интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. Недостаточная интонационная выразительность у старших дошкольников отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.

Для развития у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи используются специальные фразы, чистоговорки и скороговорки, стихотворные строчки, театрализованная деятельность.

Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя следующие разделы:

1. Темп речи (быстро-медленно):

Фразы начинают проговариваться медленно, постепенно убыстряясь: «Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».

Скороговорки.

Подвижная игра «Карусель» — дети встают в круг, держась за руки. Начинается медленное движение по кругу с постепенным ускорением до бега: «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели. А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!» После 2-3 кругов «карусель» начинает замедляться вместе с темпом проговаривания: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».

2. Тембр речи (низкий-высокий):

Певческие упражнения, распевки: «Вверх по лесенке иду. Вниз по лесенке иду» (пропевание по октаве снизу вверх, потом сверху вниз) и др.

Вариант игры на внимание «Великаны-лилипуты», когда роль ведущего исполняют дети по очереди: слово «великаны» произносится низким голосом, а слово «лилипуты» — высоким.

3. Ритм речи:

Движение со словом и жестом:

«Тут оса! Там Оса! Ай, боюсь! Ай, Боюсь!» («отмахиваясь» от воображаемых ос – мах рукой на каждое слово)

«Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-го дво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)»

Простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз.

Логоритмика .

Произносить звуки, фразы, стихи шепотом, обычным голосом, громко. Упражнение «В лесу» — один ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!» (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)

Изменять силу голоса в одной фразе – начинать шепотом, постепенно усиливая голос, затем опять переходить на шепот. Или начинать громко, постепенно переходя на шепот и наоборот. Можно использовать короткие потешки, скороговорки (сначала без убыстрения темпа, а впоследствии и объединяя силу и темп речи)

5. Логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово):

Проговаривание фраз с выделение разных слов и определение – как изменяется смысл фразы: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».

Нахождение и выделение главных слов в фразе, потешке, стихотворении.

6. Эмоционально-смысловые оттенки речи:

Проговаривание фраз радостно («Как красиво!»), грустно («Зайку бросила хозяйка…»), вопросительно («Кисонька-мурысонька, где была?) , сердито («… но пузатый от меня убежал, как от огня») и др.

Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Природа наделяет человека задатками, которые помогают ему устанавливать связи со средой его обитания, познавать окружающий мир, обеспечивают жизнеспособность. Очевидно, что именно среда активизирует определенные задатки человека, те, которые необходимы для его успешного в ней существования. Выдающийся советский грузинский ученый Д.Н. Узнадзе (См.: Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995. – С. 94-102) считал, что задатки (он называет их функциями) развиваются по мере востребованности их средой, по мере их необходимости для самого ребенка. Он выделил два фактора, предопределяющих развитие функций (природных задатков): ограниченность развития, заложенная самой природой (максимум, выше которого подняться невозможно), и ограниченность во времени развития. Иначе говоря, все природные функции, которыми наделен человек, имеют крайне ограниченное время для своего развития. Если они были вовремя востребованы средой, активизированы ею, то со временем функция превращается в стабильный механизм, которым человек будет пользоваться всю дальнейшую жизнь. Если активизации по каким-либо причинам не произошло, то по истечении отпущенного природой на развитие функции времени она угаснет, и развить ее будет невозможно.

Способность к развитию речевой функции, по наблюдениям Узнадзе, начинает угасать с 6–7 лет и “закрывается” в 9–11 лет. Таким образом, речь человека бурно, активно развивается до 7 лет, а к 11 годам у человека в благоприятных условиях формируется стабильный речевой механизм. Главное то, что этот механизм уже нельзя будет в корне переделать – сломать и создать новый, – его можно будет только обогащать и совершенствовать. Правильность речи, ее чистота и выразительность, культура выражений полностью зависят от среды, в которой воспитывается ребенок: ведь речевая функция формируется на слух, она вбирает в себя речевые потоки такими, какими их слышит ребенок. Нетрудно сделать вывод о решающей роли этапа дошкольного воспитания в формировании речи человека.

Безусловно, определяющим фактором в развитии речи ребенка является семья: какую по качеству речь будет слышать младенец с рождения, такой будет и его собственная. Поэтому так важно в дошкольном учреждении создать такую речевую среду, которая отличалась бы правильностью, чистотой, выразительностью, богатством. Тогда она будет поддерживать благополучную домашнюю речевую среду или противостоять неблагополучной.

В случае негативной речевой среды в семье у ребенка, слышащего правильную речь хотя бы в дошкольном учреждении, в сознании будут взаимодействовать контрастные речевые потоки, и во всяком случае он получит представление о том, какой должна быть и может быть человеческая речь. А поскольку ребенок изначально активен в постижении мира, то он впитает в себя норму, если вовремя познакомится с ней и будет поставлен в активную позицию в процессе ее освоения.

Значит, во-первых, в дошкольных учреждениях все, кто вступает в общение с ребенком, должны быть не просто знакомы с нормами русского языка, но обязательно говорить культурно, правильно. Во-вторых, в жизни воспитательской группы должна быть создана среда, активно требующая от ребенка речевой деятельности.

Невозможно работать над развитием отдельных речевых элементов – речь развивается комплексно. Только в коммуникации, в процессе живого общения, слыша хорошую речь и стремясь донести до собеседника свои мысли и переживания, ребенок сможет научиться выражать себя, т.е. говорить выразительно, владеть своим голосом.

Задача воспитателя – создавать коммуникативные ситуации, маленькие задачи, решить которые ребенок сможет, опираясь на свой речевой опыт и одновременно расширяя его в процессе решения.

Вы уже знаете, что речь обладает двумя главными возможностями – передавать информацию (значение) и смысл (подтекст), который зависит от конкретной ситуации, контекста и т.д. Выразительность речи непосредственно помогает передавать именно смысл, вложенный в высказывание. Главным же средством речевой выразительности является интонация. Интонационные модели усваиваются каждым человеком на слух и довольно рано. Поэтому усилия воспитателя и следует направить на развитие голосовых интонаций ребенка, с одной стороны, и развитие его интонационного слуха – с другой: выражать интонационно свои намерения, свои чувства и понимать их, слушая другого человека.

В этой главе представлены игры и игровые упражнения, которые помогут воспитателю в работе с детьми. На основе предлагаемых исходных вариантов воспитатель может придумать множество вариаций, используя другие тексты, несколько изменяя условия. Знание возрастной психологии поможет воспитателю выбрать игру, соответствующую уровню развития его воспитанников. Для каждой игры мы указали возраст детей, на который она рассчитана. Возможно, эти игры подстегнут фантазию воспитателя, и он сочинит свои собственные. Важно только не превратить занятия в подобие школьных уроков: они должны проводиться именно как игры, в которых нет и не может быть побежденных, цель которых – в процессе активной коллективной и индивидуальной деятельности открыть что-то новое, научиться чему-то, помочь кому-то.

Игра 1. “Поговорим быстро”

Название этой игры уже говорит о том, что в ее основе – русские скороговорки. О пользе скороговорок для формирования хорошей дикции мы уже говорили. Воспитатель, зная особенности речи своих воспитанников, может подобрать с помощью логопеда скороговорки для каждого ребенка.

Цель игры – формирование и совершенствование речевого аппарата, в частности артикуляционных умений дошкольников.

В эту игру дети могут играть с 4 лет.

Начинает игру воспитатель, произнося скороговорку несколько раз. Затем он предлагает детям повторить за ним медленно отдельные синтагмы. Так дети запомнят скороговорку. Далее они произносят скороговорку по очереди, каждый должен постараться хоть немного, но увеличить темп речи по сравнению с предыдущим участником. Конечно, учитывается безошибочное произнесение. Выигрывает тот, кто быстрее всех и не ошибившись произнесет скороговорку.

1. Баран Буян залез в бурьян.

2. У ежа и елки иголки колки.

3. У гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь.

4. У осы не усы, не усищи, а усики.

5. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

6. На дворе трава, на траве дрова.

7. Наш Полкан попал в капкан.

8. Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

9. Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

10. Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

11. Из-под кислого молока,

Из-под простокваши –

У Маши сыворотка в каше.

12. Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.

13. Маланья-болтунья молоко болтала,

Болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала,

Да не выболтала.

Игра 2. “Сочиним историю”

В этой игре отрабатываются интонации вопроса и утверждения, а кроме этого развиваются и общие психические способности: память, внимание, логическое мышление. В эту игру рекомендуется играть детям 4 – 5 лет.

Дети и воспитатель садятся в кружок. Воспитатель предлагает им сочинить небольшую историю о том, как какой-нибудь сказочный персонаж (это может быть и игрушка, и герой мультфильма, любимой детьми книги – выбор огромен) проводит утро (день, вечер). Уместно предложить детям название рассказа, которое поможет им отобрать для него нужные факты, например: “Незнайка просыпается”, “Незнайка идет в детский сад”, “Винни-Пух идет в гости” и т.п. Игра не должна длиться долго, так как дети быстро устают, их внимание рассеивается, а значит, и рассказ не должен быть очень большим.

Первое предложение произносит воспитатель, например: Незнайка проснулся в 7 часов утра. Но, словно желая убедиться, поняли ли его дети, он обращается к ним с вопросами, каждый раз выделяя голосом новое слово в своем предложении. При этом он бросает мячик тому ребенку, который должен ответить на его вопрос (т.е. ребенок должен понять, о чем именно его спрашивают):

Незнайка проснулся в 7 часов утра!

Незнайка проснулся в 7 часов утра!

Незнайка проснулся в 7 часов утра!

Незнайка проснулся в 7 часов утра!

Ребенок, отвечая, возвращает мячик. Если он правильно выделяет слово в предложении, то воспитатель продолжает игру. Если в его ответе ударение пришлось на другое слово, то воспитатель переспрашивает ребенка, возвращая ему мячик. Можно, повторив вопрос, бросить мячик и другому ребенку, для того чтобы прозвучал интонационно верный ответ, а новый вопрос задать тому, у которого в прошлый раз ответ не получился.

Продолжение рассказа сочиняют дети. Воспитатель помогает им вопросами общего плана:

– Как он это сделал?

– Куда он пошел?

– С кем встретился?..

Новую фразу предлагает тот, к кому летит мячик. Затем воспитатель вновь переспрашивает ребят. Под конец игры предлагается кому-нибудь из детей рассказать всю сочиненную историю. Выслушав ее, спрашиваем, не забыл ли о чем-нибудь рассказчик, не перепутал ли он что-либо, и предлагаем ребятишкам в случае необходимости добавить или исправить рассказ.

Со временем (с 5 – 6 лет) можно усложнить задание для детей: один сочиняет предложение, а вопросы задает уже не воспитатель, а сами дети, перебрасывая мячик друг другу.

Игра 3. “Пойми меня”

Эта игра поможет отработать интонации просьбы и убеждения, развивает общие психические способности: воображение, память, логическое мышление – и рассчитана на детей 5 – 6 лет.

Дети, кроме одного, превращаются в добрых волшебников, которые выполняют желание лишь тогда, когда их убедят в том, что это необходимо сделать.

Один ребенок выбирает себе роль (это может быть что угодно и кто угодно: рыбка, птичка, дом, дерево, литературный герой) и обращается к волшебнику с просьбой от имени выбранного существа. О чем и как просить, ребенок решает сам. Волшебники, выслушав просьбу, совещаются и либо дарят просителю волшебную палочку, либо отказываются выполнить его желание, потому что не верят. Игру можно провести несколько раз подряд со сменой просителя.

Игра 4. “Нельзя не подчиниться!”

В этой игре отрабатываются интонации приказа, повеления, которые отличаются от просительных. Ребенок должен быть абсолютно уверен в себе, передавая свою волю партнерам по игре. Эти интонации отрабатываются с детьми 5 – 6 лет.

Детям предлагается бытовая, знакомая им ситуация, например: брат и сестра (братья и сестры) увлеклись игрой, разбросали игрушки, устали и не стали их убирать. Пришла мама и, увидев это безобразие, стала требовать от детей навести порядок.

Мама повторяет требование несколько раз, меняя оттенок интонации от мягкой просьбы до жесткого приказа. Слова во фразе мамы остаются одними и теми же, меняется только интонационная окраска: “Пожалуйста, быстро уберите игрушки, наведите в комнате порядок!” Играющие дети должны каждый раз реагировать на изменение голоса мамы: как – они решают сами (т.е. так, как подсказывает им чувство правды).

Итак, в ходе игры мама четыре раза меняет интонацию:

1) мягко просит убрать игрушки;

2) настойчиво просит;

3) раздраженно приказывает;

4) приказывает очень строго. Ситуации можно предлагать самые разные.

Игра 5. “Тишина”

В этой игре отрабатывается умение говорить тихо, но четко, а также развиваются воображение, внимание, умение ориентироваться в ситуации, координация в пространстве, логическое мышление. Поскольку игра требует от ребенка хорошей координированности, то играть в нее рекомендуется с 5 лет.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие, например по джунглям Амазонки (выбор места зависит только от фантазии воспитателя). Нужно вести себя очень тихо, чтобы не привлечь внимание диких зверей, которые могут напасть (в других случаях: чтобы не вызвать снежную лавину, камнепад и т.п.). Разговаривать можно только шепотом, передавая команды начальника экспедиции – воспитателя.

Выстроившись в цепочку, отряд начинает движение: он пробирается сквозь густой лес, останавливается, затаив дыхание, вновь начинает движение, переправляется через реку, спускается на канатах вниз с отвесной скалы и т.п. Каждый раз воспитатель шепотом, но очень четко дает следующему за ним ребенку команду, что должен сделать каждый участник. Ребенок, в свою очередь, передает приказ следующему за ним тоже шепотом, быстро, но четко. Команда должна быть услышана и понята. Выполняется команда только тогда, когда она дойдет по цепочке до замыкающего (за этим следит воспитатель и рукой подает сигнал для всех). Важно, чтобы дети все время двигались, что усложнит коммуникацию. Можно включить какие-либо шумовые эффекты. Воспитатель может импровизировать: так, видя, что дети медленно передают команду, объявить, что отряд не успел выполнить необходимые действия и теперь им придется еще труднее: кого-то утащил крокодил, кто-то попал в ловушку и т.п.

Игра 6. “Перекричи водопад”

Эта игра позволяет отрабатывать умение говорить громко и четко. В нее можно играть с самыми маленькими дошкольниками.

Воспитатель расставляет двух детей на значительном расстоянии друг от друга: они находятся по разные стороны водопада.

Воспитатель знакомит первого участника с ситуацией. Например, первый участник – житель маленького селения, в котором нет никаких средств связи. Он прибежал на берег, чтобы докричаться до жителя другого селения, в котором живет врач. Переправа через реку займет очень много времени, а в поселке заболели люди, нужен врач. Он просит прислать врача. Чтобы сосед его услышал и понял, он должен очень громко и четко прокричать свою просьбу.

Затем в ситуацию вводится второй участник, но ему не сообщается, о чем именно его будет просить сосед. Он передаст своему племени то, что услышит.

Остальные дети изображают шум водопада.

В каждом новом случае воспитатель изменяет ситуацию, чтобы никто из играющих заранее не знал, о чем его будут просить.

Игра 7. “Произнеси по-разному”

В этой игре отрабатываются как произношение звуков, так и интонационные модели. Она будет полезна детям 5 – 7 лет.

Дети выучивают скороговорку, которую затем по указанию воспитателя или водящего ребенка произносят с определенной интонацией.

Перепелка перепеленка перепеленывала, перепеленывала, так и не перепеленала.

Интонационные модели:

1. Удивление. Воспитатель говорит ребенку: “Ты увидел то, что делает перепелка, и это тебя очень удивило: расскажи об этом, передав свое удивление”. Подобная установка дается каждый раз. Дети по очереди произносят скороговорку, а воспитатель дает им советы.

2. Досада.

3. Тревога.

6. Презрение.

7. Любопытство.

8. Сожаление.

В этой игре очень важно настроить детей: ребенок только тогда найдет верную интонацию, когда вспомнит из своего личного опыта ситуацию, в которой он испытывал аналогичные чувства. Если детям плохо понятны значения слов, обозначающих чувства, то необходимо разъяснить их, используя конкретные жизненные примеры. Советы воспитателя и должны помочь ребенку вспомнить, как он сожалел, как радовался, досадовал или даже гневался (сердился).

Игра 8. “Кто говорит?”

Игра помогает детям понять, что многое можно узнать о самом говорящем по его голосовым особенностям. В нее смогут играть дети 6 – 7 лет.

Детям предлагается прочитать предварительно выученное наизусть стихотворение так, как его прочитал бы мышонок, гномик (маленький человечек), котенок, крупный щенок, великан (выбор персонажей объясняется прежде всего их размерами, которые определяют и особенности поведения). Чем меньше персонаж, тем тоньше (выше) у него должен быть голос, тем быстрее он будет произносить слова и тем сильнее будет интонация просьбы. Чем крупнее персонаж, тем увереннее он держится – тем сильнее интонация приказа.

Мастер, мастер,

Помоги –

Прохудились

Забивай покрепче

Гвозди –

Мы пойдем сегодня

(Б. Заходер. Сапожник)

Воспитатель может подобрать много и фольклорных, и авторских стихотворений, построенных по этой модели.

Игра 9. “Как чувствую, так и говорю”

С детьми 6 – 7 лет можно выучивать веселые стихотворения и рассказывать их, передавая различное настроение героя: он сердится, волнуется, обижается, шутит и т.п.

Например, вот такое стихотворение.

Минут сорок пять

Я, наверно, друзья,

Глядел на трудящегося

Упорно хвоинку

Тащил он в жилье,

Влезал на травинку.

Спускался с нее.

Вдруг тяжкую ношу

Отбросил он прочь

И крикнул:

– Глазеешь?!

Нет, чтобы помочь!

(С. Махотин. Про муравья)

Предлагаем детям произнести первое четверостишие сначала очень серьезно (герой – взрослый, серьезный человек), затем шутливо (герой веселый, смешливый).

Потом читаем второе четверостишие с разной интонацией:

1) серьезно, так, словно сами тащим огромную тяжесть;

2) восхищаясь муравьем;

3) с интересом наблюдая, желая узнать, получится у него или не получится;

4) смеясь над ним (ведь хвоинка – такой пустяк, она такая легкая!);

5) удивляясь тому, что вместо того, чтобы гулять, муравей трудится (надо же, ведь так хорошо ничего не делать, а этот зачем-то тащит хвоинку!).

И последнюю строфу читаем, выражая:

1) недоумение героя и гнев муравья;

2) испуг героя и упрек в словах муравья;

3) стыд за себя и неодобрение муравья.

Стихотворение В. Орлова “Хрюшкина подружка” позволяет отрабатывать интонационные оттенки.

В лужице хрюшку увидела хрюшка:

– Это, конечно, не я, а подружка!

Ну и грязнуля подружка моя!

Просто прекрасно, что это не я!

(В. Орлов. Хрюшкина подружка)

Три строчки стихотворения – слова самой хрюшки. Предлагаем детям произнести каждую строку несколько раз, меняя ее эмоциональную окраску.

Эмоциональная окраска первой фразы:

1) утверждение-размышление;

2) утверждение-убеждение;

3) радостное утверждение.

Эмоциональная окраска второй фразы:

1) удивление;

2) отвращение;

3) огорчение.

Эмоциональная окраска третьей фразы:

1) облегчение;

2) удивление;

3) радость.

Затем задание усложняется: дети по очереди произносят одну и ту же фразу, сохраняя ее основную эмоциональную окраску, но постепенно усиливая ее оттенок. Например, первая фраза при первой окрашенности должна произноситься все медленнее – размышление все серьезнее и глубже; во втором случае должна увеличиваться уверенность в своей правоте; в третьем – подниматься от радостного восклицания до ликования (будут нарастать темп речи, громкость).

Игра 10. “Передай свои чувства слушателю”

Например, воспитатель предлагает детям прочитать стихотворение (предварительно выученное наизусть) Владимира Орлова “Паучок” сначала так, чтобы у слушателей вызвать страх, а потом так, чтобы они улыбнулись.

Паучок приехал

На базар:

Мухам паучок привез товар.

Он его развесил на осинке:

– Кто желает

Свежей паутинки?

(В. Орлов. “Паучок”)

Стихотворение Саши Черного “Что кому нравится” открывает детям возможности разных точек зрения, разных оценок одного и того же явления. В стихотворении автор называет чувства персонажей, что подсказывает детям, как нужно произнести реплику каждого. Стихотворение могут исполнять несколько человек: первые две строфы – один, вторую – другой, третью – третий.

“Эй, смотри, смотри – у речки

Сняли кожу человечки!” –

Крикнул чижик молодой.

Подлетел и сел на вышке,

Смотрит: голые детишки

С визгом плещутся водой.

Чижик клюв раскрыл в волненье,

Чижик полон удивленья:

“Ай, какая детвора!

Ноги – длинные болталки,

Вместо крылышек – две палки,

Нет ни пуха, ни пера!”

Из-за ивы смотрит заяц

И качает, как китаец,

Удивленной головой:

“Вот умора! Вот потеха!

Нет ни хвостика, ни меха...

Двадцать пальцев! Боже мой...”

А карась в осоке слышит,

Глазки выпучил и дышит:

“Глупый заяц, глупый чиж!..

Мех и пух, скажи, пожалуй...

Вот чешуйку б не мешало!

Без чешуйки, брат, шалишь!”

(Саша Черный. “Что кому нравится”)

Игра 11. “Нарисуй словами”

В этой игре развивается воображение детей и формируется умение находить необходимый интонационный рисунок для передачи своего видения предмета и своего к нему отношения. Мы рекомендуем ее для детей старшего дошкольного возраста.

Материалом для игры могут стать стихотворения для детей, а также сочиненные детьми и воспитателем тексты. Главное условие для выбора материала – отсутствие в тексте прямого описания предмета (предметов), один-два эпитета или метафоры, выражающих отношение говорящего к этому предмету. Например, стихотворение В. Орлова “Делёж”.

Король на всех делил пирог:

Кому-то – лакомый кусок,

Кому-то – крошек малость,

Кому-то – запах от него,

Кому-то – вовсе ничего,

Кому-то – что осталось.

(В. Орлов. “Делёж”)

Стихотворение заучивается наизусть в ходе игры. Условия таковы, что каждый участник произносит по одной строчке и передает интонационно, что он видит и какое впечатление это у него вызывает.

Так, пирог, конечно, большой, красивый, ароматный, вкусный, его так и хочется съесть, если не весь, то хотя бы попробовать кусочек. Все эти чувства нужно вложить в одно слово – пирог.

Следующее ударное существительное – кусок. У него есть эпитет лакомый, выражающий отношение говорящего. Но нам нужно не только передать его вкус и аромат, но и размер (не кусочек, а кусок).

Следующее словосочетание – крошек малость. Представьте себе, что осталось после пирога, когда его разделили на лакомые куски: как мало, как несправедливо, но как вкусно!

А дальше говорится о том, чего и увидеть, казалось бы, нельзя – можно только ощутить запах, который витает, – и опять целая гамма чувств: аромат превосходный, если его вдохнуть поглубже, то можно ощутить даже вкус того чудного пирога, вообразить его. Но как быстро запах исчезает!

А как выглядит ничего! И что чувствует человек, которому это ничего досталось? Разочарование, обида должны прозвучать в голосе.

И финальная строчка – загадка: что осталось от пирога, который съели? Что может быть меньше, чем ничего? Конечно, в этой фразе звучит горькая ирония.

Игра 12. “Нравится – не нравится”

Детям 6 – 7 лет предлагается выбрать игрушку (или любой предмет) и рассказать о ней сначала так, как будто она им очень-очень нравится, а потом – напротив, абсолютно не нравится. Но есть ряд условий, которые они должны выполнить:

1) игрушка не называется, а только описывается: какая она, как выглядит, что с ней можно делать;

2) нельзя говорить прямо о том, нравится она или не нравится, нельзя ее оценивать – хорошая она или плохая. Все это нужно выразить с помощью интонации.

Воспитатель может продемонстрировать детям, как это делается, а дети угадают, о чем рассказывает воспитатель, и определят, нравится ли ему описанный предмет. Затем в игру вступают дети.

Игра 13. “Угадай характер”

Игра рассчитана на детей 6 – 7 лет и позволяет отработать интонации, выражающие различное эмоциональное состояние и характер говорящего в целом.

Воспитатель вместе с детьми разучивает небольшой текст. Его необязательно заучивать наизусть, главное, чтобы дети могли передать его общее содержание. Тексты можно учить, разыгрывая описанное в них действие, тогда слова сами придут на память. Эти тексты представляют собой маленькие необычные истории из жизни ребенка: о том, как он ходил в лес, на рыбалку, в гости. Например...

Как-то бабушка меня разбудила очень рано, и мы отправились в лес за грибами. Солнце только-только встало, и было еще прохладно. По дороге в лес я думал о том, что в теплой постели было куда как приятнее.

Когда мы вошли в лес, стало теплее. Я смотрел по сторонам и думал, как бы мне не заблудиться. Да и бабушка велела не отходить от нее. А как же найти гриб, если плестись вслед за бабушкой? Бабушка то и дело нагибается и срезает грибок за грибком, а мне только поганки остаются. Нет уж, так я не согласен грибы собирать. Лучше присяду у малинового куста и полакомлюсь сладкой ягодкой.

Вдруг слышу – бабушка меня зовет, аукает! “Ваня, Ваня!” А я сижу себе, помалкиваю и малину уплетаю. Вот уже и не слышно бабушкиного голоса. Наелся я малины и не заметил, как уснул под кустом. А когда проснулся – солнце уже поднялось, бабушки нет, и дороги домой я не знаю! Испугался я и подумал: “Как же это бабушка меня бросила?” Закричал, зааукал: “Бабушка! Ау! Я здесь!” – никто не отозвался. “Как же бабушка могла меня потерять? Не ушла же она домой без меня? Наверное, ищет меня, волнуется!

Чуть не заплакал, да тут услышал шаги – бабушка! Она меня не потеряла, а догадалась, что я спрятался за малиной. Она далеко и не уходила – решила меня проучить. Я сначала обиделся, а потом простил бабушку: ведь я тоже ее напугал.

1) с чувством недовольства (рано подняли, спать хочется, надо куда-то тащиться, холодно и т.п.);

2) с волнением, ожиданием чего-то интересного и легким сожалением об оставленной теплой постели.

Смысл второго абзаца тоже можно воспринять по-разному:

1) легкая тревога (как бы не заблудиться), недоумение и удивление наказом бабушки; искренняя обида (все грибы достаются бабушке); протест;

2) страх большого леса, раздражение, рассказчик сердится все больше и больше и решает отомстить;

3) тревога, недовольство, ощущение нелепости ситуации, которые приводят к желанию найти какой-то выход, радость от пришедшей идеи.

Третий абзац:

1) желание подшутить – осознание своего одиночества и тревога – обида на бабушку – отчаяние (кричит, зовет, никто не отвечает!) – попытка успокоить себя – досада на самого себя;

2) несколько злобная радость: мол, теперь-то ты волнуешься, а где была раньше, когда мне было плохо? – страх – досада – гнев – отчаяние.

Четвертый абзац:

1) тревога – радость – легкая обида – искреннее одобрение поступка бабушки;

2) тревога – удивление – обида и негодование – снисходительное прощение.

Выбор эмоциональной линии повествования определит характер рассказчика: он может предстать либо ребенком, поступившим необдуманно, но способным понять свои ошибки; либо слишком эгоистичным, раздражительным, необъективным человеком.

Воспитатель договаривается с первым рассказчиком о том, какие чувства он будет выражать, каким по характеру будет его герой: добрым или не очень, любящим все новое или предпочитающим поспать, умеющим находить себе занятие по душе или только желающим привлечь к себе внимание, настоять на своем.

Выслушав рассказ, группа решает, каков по характеру герой-рассказчик.

Затем тот же рассказ звучит в исполнении другого ребенка, получившего установку на вторую эмоциональную линию.

Группа решает, похожи ли рассказчики по характеру. Затем дети обсуждают, как же получилось, что одна и та же история была воспринята по-разному.

Можно предложить рассказать эту же историю от лица бабушки:

1) очень недовольной своим внуком;

2) посмеивающейся над ним.

Но перед этим необходимо переделать текст: ведь бабушка не знает мыслей и чувств внука, зато может рассказать о своих. Подобные истории могут сочинять и сами дети.


  • 1. Как решалась проблема речевого развития детей в педагогических системах прошлого?
  • 1. Развитие словаря.
  • § 2. Методические принципы развития речи
  • § 3. Программа развития речи
  • § 4. Средства развития речи
  • Виды занятий по родному языку.
  • В зависимости от применения наглядного материала:
  • 1. Тщательная предварительная подготовка к занятию.
  • 2. Правильная организация занятий.
  • § 5. Методы и приемы развития речи
  • 1. Как в методике изменялось понимание цели и задач речевого развития детей?
  • § 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
  • § 3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
  • § 4. Общие вопросы методики словарной работы
  • § 5. Методика словарной работы в возрастных группах
  • Дидактическая игра «Угадай, про кого мы загадали» (в конце года).
  • «Придумай рифму».
  • «Запрещенные слова».
  • 1. Каково содержание понятия «словарная работа» применительно к развитию речи детей дошкольного возраста?
  • § 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
  • § 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
  • В морфологии.
  • В словообразовании.
  • В синтаксисе.
  • § 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей
  • Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
  • § 5. Методика формирования морфологической стороны речи
  • § 6. Методика формирования синтаксической стороны речи
  • § 7. Методика формирования способов словообразования
  • 1. Раскройте содержание понятия «формирование грамматического строя речи».
  • § 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
  • Причины речевых нарушений у детей можно классифицировать как:
  • § 3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
  • § 4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
  • § 5. Этапы обучения правильному звукопроизношению
  • § 6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях
  • § 7. Формирование звуковой выразительности речи
  • 1. Что входит в понятие «звуковая культура речи»?
  • § 2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
  • § 3. Задачи и содержание обучения связной речи
  • § 4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
  • § 5. Беседа как метод обучения диалогической речи
  • § 6. Приемы обучения рассказыванию
  • § 7. Пересказ литературных произведений
  • Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.
  • Типичная структура занятий по пересказу:
  • § 8. Рассказывание по игрушкам
  • Рассмотрим методику обучения монологической речи на занятиях с игрушками.
  • § 9. Рассказывание по картине
  • § 10. Рассказывание из опыта
  • § 11. Творческое рассказывание
  • Ниже рассмотрим особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.
  • § 12. Связные высказывания типа рассуждений
  • 1. Раскройте содержание понятия «связная речь».
  • § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений
  • § 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
  • § 4. Методика художественного чтения и рассказывания детям
  • § 5. Методика заучивания стихотворений
  • Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
  • § 6. Использование художественной литературы вне занятий
  • 1. Какие особенности восприятия литературного произведения характерны для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста?
  • § 2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
  • § 3. Ознакомление со словом
  • § 4. Ознакомление с предложением
  • § 5. Ознакомление со словесным составом предложений
  • § 6. Ознакомление со слоговым строением слова
  • § 7. Ознакомление со звуковым строением слова
  • § 8. Подготовка к обучению письму
  • 1. Чем определяются сущность, задачи и содержание подготовки к обучению чтению и письму?
  • § 7. Формирование звуковой выразительности речи

    Важным качеством детской речи является выразительность.

    «Выразительность речи - умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», – писал Н. С. Рождественский (Рождественский Н. С. Речевое развитие младших школьников.– М.: Просвещение, 1970. – С. 10.)

    Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи основывается на осознанной передаче мысли.

    В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр. Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи. От того, как ребенок владеет произношением звуков и какие просодические единицы использует, будет зависеть стиль его связной речи.

    Раннее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры. Н. X. Швачкин отмечал, что в начальный период развития речи «интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают смысловую нагрузку».

    По словам С. Л. Рубинштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.

    А. М. Леушина наметила три ступени в развитии выразительной речи. На ранних ступенях детства речь выполняет эмоциональную функцию. Эмоциональность речи является отражением отношения к миру, ребенок не контролирует ее.

    По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от воспитателя.

    Наиболее высокая ступень характеризуется переходом от интонационной выразительности к языковой. Ребенок осваивает средства образной речи: метафоры, эпитеты, сравнения для образной передачи мысли. Эта ступень тоже не имеет определенных возрастных границ. Она появляется к концу дошкольного детства и развивается на протяжении всей жизни.

    Надо помнить, что без умения правильно произносить звуки речь детей не будет выразительной. Однако, умея правильно произносить все звуки, ребенок может говорить невнятно, небрежно, невыразительно в силу плохой дикции. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо учить ребенка отчетливому, внятному произношению каждого звука, слов и фраз.

    Выразительная речь зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

    Зачастую в процессе речи дети, не владеющие дыханием, умением постепенно расходовать воздух, теряют звучность голоса, комкают слова, преждевременно заканчивают фразу, начинают говорить на вдохе, «захлебываются».

    Дети младшего возраста говорят медленно, потому что им трудно справиться с выговариванием звукосочетаний и слов. По мере развития навыков владения артикуляционным аппаратом создаются предпосылки для формирования естественного темпа речи.

    Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: четкости произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительной речи.

    Большую роль в речи играет интонация. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово.

    Умение осознанно пользоваться интонацией в процессе высказывания развивается с помощью специальных упражнений.

    Приведем несколько примеров таких упражнений.

    Для правильного использования вопросительной и утвердительной интонации детям предлагают прочитать стихотворение «Каша».

    Говорила наша Маша:

    Не хочу я кушать кашу.

    Каша Машу услыхала

    Зашипела, убежала.

    Первую строчку можно предложить проговорить с выразительной интонацией одной подгруппе («Говорила наша Маша?»). Другая подгруппа должна ответить с утвердительной интонацией («Говорила наша Маша»).

    С целью выработки умения выделять в тексте слова можно прочитать детям скороговорку «Маленькая болтунья молоко болтала, да не выболтала» и предложить повторить ее, сначала с выделением слова болтунья, затем слова болтала.

    В методических пособиях (СНОСКА: См.: Типовые методические рекомендации к программе подготовительной к школе группы детского сада. (Развитие речи). – М., 1980) рекомендуется ряд интересных упражнений для формирования интонационной выразительности:

    1. Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

    Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией – так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

    2. Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и др.

    Воспитатель предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет!) Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).

      Контрольным может быть упражнение на использование и различение интонаций.

    Сначала дети должны произнести предложение так, чтобы было понятно, что они удивлены (3 – 4 высказывания); ответы оцениваются.

    Далее предлагается сказать какое-нибудь предложение или радостно, или вопросительно, или выразить сочувствие, или просто о чем-то сообщить. «Все внимательно слушайте интонацию. Будете узнавать, что выражено в предложении», – говорит педагог.

    Дети определяют характер интонации, если нужно, воспитатель помогает.

    Одним из эффективных приемов является чтение детьми в лицах стихов, потешек, считалок:

    Заяц белый,

    Куда бегал?

    В лес зеленый!

    Что там делал?

    Лыки драл!

    – Кисонька-мурысонька,

    Где была?

    – На мельнице.

    – Кисонька-мурысонька,

    – Что там делала?

    – Муку молола.

    Для более эффективного формирования у детей фонетической стороны речи необходима тесная взаимосвязь обучения на занятиях и воспитания звукопроизношения в повседневной жизни.

    Подобная взаимосвязь (в содержании и методах работы) состоит в том, что на всех этапах обучения на занятиях и в упражнениях в повседневной жизни решаются одни и те же программные задачи. Во всех видах деятельности по обучению звукопроизношению внимание детей постоянно фиксируют на звуковой стороне речи.

    Взаимосвязь между обучением на занятиях и упражнениями вне их определяется, естественно, и этапом работы над звуком. Постановку звука целесообразнее давать на занятиях. Упражнения, закрепляющие данный звук, следует проводить как на занятиях, так и вне их. Подготовительную работу, предшествующую постановке звука, удобнее и легче проводить не на занятиях. По утрам и вечерам, на прогулках организуются разнообразные игры и упражнения для развития речевого слуха и слухового внимания, дыхания и моторики артикуляционного аппарата.

    Вопросы

    Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это -- конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что занятия с элементами театрализованных игр, развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.

    Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Особенно ярко в театрализованных играх проявляется выразительность речи, детское творчество.

    Анализ психолого-педагогической литературы выявляет, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер. Схема выразительности речи представлена на Рисунке 1.

    Рисунок 1 - Схема выразительности речи

    Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной эмоциональной стороны языка. Л.С. Выготский писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам» . Выразительность он рассматривает как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.

    В методике развития выразительности речи можно выделить несколько групп методов .

    Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов.

    Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления .

    Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы - заучивание наизусть, пересказ.

    Меньше распространен в дошкольных учреждениях метод рассказа воспитателя, хотя он должен иметь место и в группах раннего возраста (рассказ без показа), и в дошкольных группах (рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых) .

    В старших группах для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.

    Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки -- предмета и т. д.) .

    Практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

    Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) -- универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы па занятиях могут быть использованы методы трудового характера (черенкование, приготовление пищи). К практическим методам следует отнести разработанные С.В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров (1 м 20 см), что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный аффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей .

    Основная задача этих игр-занятий - воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.

    Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием -- это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые .

    Наиболее распространены следующие словесные приемы. Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами--пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.

    Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко .

    Объяснение - раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.

    Указания - разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

    Словесное упражнение -- многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей .

    Оценка детской речи - развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем, чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» -- попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко -- похвалой, замечанием, порицанием.

    Вопрос -- словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.); более сложная категория -- поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.). По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен .

    При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

    Наглядные приемы - показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др.-- также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

    В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые прагмы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов:

    Утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания,

    Использование шутки при объяснении задания.

    Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи (сравните упражнение на классификацию предметов, которое проводят за столами, и игру «Не зевай!» с тем же словесным материалом, проводимую в кругу с мячом, с разыгрыванием фантов). На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровой персонаж (внести Петрушку, мишку), употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты) .Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

    По их обучающей роли приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов подробно разработаны дошкольной педагогикой. Примерами прямых приемов обучения являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др..Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Например, на занятии по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец рассказа, а другие -- план, варианты плана, вопросы -- будут дополнительными. На другом занятии ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным -- коллективный разбор отдельного пункта плана и т. д. В беседе вопросы -- ведущий прием; в обучении рассказыванию они играют дополнительную, второстепенную роль .

    Косвенными приемами, являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

    На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов).В методике приемы развития речи называют по-разному.

    Наряду с термином «приемы обучения» используют и другие: «приемы работы по развитию речи», «приемы воспитания правильной речи», «приемы для решения речевой задачи». Эти термины также имеют право на существование. Как правило, их употребляют в тех случаях, когда речь идет о воспитательных мероприятиях (вне занятий). Можно говорить о приемах работы в уголке книги: совместное рассматривание книги воспитателем и ребенком, сортировка книг, их классификация, починка и др.

    Приемы развития речи составляют основную специфику методики. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию .

    Таким образом, существует множество способов и методов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения и логопедические техники, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступных и понятных методов для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!