Формы и организация методической работы в доу. Современные формы организации методической деятельности в доу

Одной из ведущих форм является педагогический совет , который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой, школой мастерства и трибуной педагогического опыта. Заведующий, являясь председателем педсовета, организует его работу на основе «Положения о педагогическом совете дошкольного учреждения».

В течение года проводится не менее 6 заседаний педсовета, на которых обсуждаются актуальные вопросы работы данного детского сада, направленные на повышение профессионального уровня труда педагогов, на искоренение недостатков воспитательно - образовательного процесса.

Заседания педсовета могут быть посвящены как общим вопросам укрепления здоровья детей, снижения заболеваемости, подготовки ребят к обучению в школе.

В подготовку педсовета входит отбор актуальных вопросов, обсуждение которых продиктовано программой воспитания в детском саду и фактическим состоянием дел в детском саду, которые значатся в годовом плане работы.

Уже в начале учебного года весь педколлектив знает, какие вопросы будут обсуждаться, кто и когда выступает на педсовете, каждый докладчик должен заранее подготовиться к педсовету: разработать конкретный план мероприятий по своей теме.

Эффективность педагогических советов зависит главным образом от работы методиста, направленной на реализацию принятых решений.

Консультации - постоянная форма оказания помощи воспитателям. В детском учреждении консультации проводятся для воспитателей одной группы, параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов). Групповые консультации планируются на год. Индивидуальные консультации не планируются, так как их проведение диктуется потребностью воспитателей получить определенные сведения по конкретному вопросу.

Однако не на все вопросы можно дать исчерпывающие ответы за короткий отрезок времени. Некоторые проблемы воспитания детей требуют более длительной беседы, обсуждения, и, если они волнуют нескольких воспитателей, то целесообразно организовать такую коллективную форму методической помощи, которой является семинар .

Для руководства семинаром могут быть назначены и опытные воспитатели, имеющие хороший результат работы по определенной проблеме. В начале учебного года методист определяет тему семинара, назначает руководителя. Продолжительность занятий зависит от темы: они могут проходить в течение месяца, полугода или года. Посещение семинара добровольное.

Полученные на семинаре теоретические знания дошкольные работники могут подкрепить практическими умениями, которые они закрепляют и совершенствуют, участвуя в семинаре - практикуме . Как слепить зайца, чтобы он был похож на настоящего, как показать кукольный театр, чтобы персонажи доставляли детям радость и заставляли задумываться, как научить ребят выразительно читать стихотворение, как изготовить дидактические игры своими руками, как оформить групповую комнату к празднику. На эти и другие вопросы воспитатели могут получить ответ опытного педагога - методиста.

Для того, чтобы организовать специальные практические занятия, заведующий изучает потребность педагогов в приобретении определенных практических навыков и умений. Изготовленные во время практикумов методические пособия воспитатели могут использовать в своей дальнейшей работе с детьми, а часть их остается в педагогическом кабинете в качестве образцов - эталонов.

Распространенной формой методической работы являются беседы с воспитателями . Данным методом методист пользуется при подведении итогов проверки педагогической работы, при изучении, обобщении передового опыта и в ряде других случаев.

Перед началом беседы необходимо продумать ее цель, вопросы для обсуждения. Непринужденный разговор располагает воспитателя к откровенности.

Данная форма методической работы требует от методиста большого такта. Умения внимательно выслушивать собеседника, поддерживать диалог, доброжелательно принимать критику, и поступать так, чтобы оказать влияние на них, прежде всего своим поведением.

Беседуя с воспитателем, методист выясняет его настроение, интересы, затруднения в работе, узнает о причинах неудач (если они имеют место), стремится оказать действенную помощь.

Эффективной формой повышения квалификации воспитателей, оказания им методической помощи являются коллективные просмотры работы опытных педагогов . В зависимости от темы, обсуждаемой на педсовете, такие просмотры целесообразно проводить с целью демонстрации, иллюстрации тех теоретических положений, которые высказывались в докладах, и с целью изучения и внедрения передовых методов в практику работы других сотрудников.

При обсуждении такого занятия методисту необходимо подчеркнуть, что воспитатель провел большую, многоплановую работу и сумел обобщить знания, представления детей, опираясь на их впечатления, заставил их думать, размышлять, делать самостоятельные выводы.

Показывать свой опыт работы должны те воспитатели, у которых он уже есть. Анализируя опыт коллег, педагоги должны постепенно вырабатывать и свои удачные приемы. Методист обязан увидеть это в работе каждого воспитателя. Заметив определенные успехи воспитателя по какому - либо разделу программы, он проектирует дальнейшее его развитие: подбирает определенную литературу, консультирует, наблюдает за практическими действиями этого сотрудника. Коллективные просмотры проводятся не чаще 1 раза в квартал. Это позволяет всем хорошо к ним подготовиться: и тем, кто демонстрирует свой опыт, и тем, кто его перенимает. К подготовке следует отнести: правильный выбор темы (ее актуальность, потребность в ней всех воспитателей, связь с темами педсоветов и др.), помощь воспитателю - методисту в формулировке основной цели занятия (или в процессе другой какой - либо деятельности детей), составление конспекта мероприятий с указанием воспитательно- образовательных задач, методов и приемов, используемого материала.

Чтобы все воспитатели посмотрели открытое занятие (или игру, труд, проведение режимных моментов), необходимо его продублировать для тех сотрудников, кто в это время работал с детьми в группах. При этом желательно показать аналогичное занятие, но не копию предыдущего.

С целью изучения и заимствования лучшего опыта организуется и такая форма повышения педагогического мастерства, как взаимопосещения рабочих мест . При этом роль методиста состоит в том, чтобы порекомендовать воспитателю, посетить занятие напарника для выработки единых требований к детям или занятие воспитателя параллельной группы для сравнения результатов работы. Методист должен придать этой работе целенаправленный, содержательный характер. С этой целью организуется наставничество. Когда в коллективе появляется новый, начинающий воспитатель, на первых порах у него возникает много вопросов, и он нуждается в помощи.

В силу своей занятости руководитель не всегда может оказать такую помощь. Поэтому из числа более опытных педагогов он назначает наставника, учитывая при этом, что наставничество должно быть добровольным с обеих сторон.

Кандидатура наставника утверждается на педсовете, там же заслушивается и его отчет. Наставник должен помочь новому сотруднику установить необходимые деловые и личные контакты, познакомиться с традициями коллектива, с его успехами, а также с трудностями в работе.

Методист руководит также самообразованием воспитателей. Прежде всего, он создает необходимые условия: вместе с педагогами подбирает интересующую их литературу, материалы, освещающие передовой опыт, консультирует по вопросам выбора темы, формы самообразования, оформления результатов повышения знаний и педагогических умений работы с детьми. При рекомендации тем для самообразования методист исходит из интереса каждого педагога и из потребности его в образовании.

Значительных усилий требует от методиста изучение, обобщение и внедрение передового опыта, который представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитателем в процессе практической учебно-воспитательной работы. Передовым можно считать лишь такой опыт, который, являясь результатом творческого поиска, открывает новые возможности воспитания детей, способствует совершенствованию принятых форм, методов и приемов педагогической работы.

Показателем передового опыта является устойчивость положительных, методически обоснованных результатов воспитания и обучения детей.

В руководстве методиста по выявлению, обобщению и внедрению педагогического опыта существуют определенные этапы и методы.

Первый этап заключается в выявлении лучшего опыта. Например, заведующий или методист в процессе систематического наблюдения за работой воспитателя и поведением детей старшей группы увидел, что все постоянно заняты интересными делами. Ребята чистят клетки кроликов, работают в огороде.

Игры детей содержательные, длительные, в них отражается труд и взаимоотношения окружающих людей. Многое сделано для игр самими детьми и воспитателем и т. д.

Заведующий или методист в беседе с воспитателем выясняет, как, какими методами тот добивается хороших результатов. Главное - воспитатель сам любит природу и труд, много читает специальной природоведческой литературы.

Получив общее представление о заинтересованной, продуманной, систематической работе по ознакомлению детей с трудом животноводов, методист предлагает воспитателю описать свой опыт: с чего он начал работу, какие использовал пособия, методическую литературу, чей опыт был для него примером., как разрабатывался комплекс методов и приемов по воспитанию у детей трудолюбия, уважения к труду взрослых, что было новым в этой работе и т. д.

Сочетание различных методов позволяет воспитывать у детей на положительном эмоциональном фоне такое очень важное качество личности, как социальная активность.

Методист рекомендует вести записи детских игр, делать фотографии, зарисовки детских построек, готовить для открытых просмотров игры, занятия по ознакомлению детей с трудом колхозников. Методист в помощь воспитателю привлекает педагога- сменщика и родителей.

Таким образом, методист подводит педагога ко второму этапу- обобщению своего передового опыта. На этом этапе воспитателю надо оказать помощь в отборе и описании наиболее существенных моментов формирования у детей положительных качеств, выявлении динамики их развития.

Воспитатель, обобщивший свой опыт в виде доклада, может выступить с ним на педсовете, методобъединений, на конференции. Это уже третий этап - распространение передового опыта и пропаганда его с целью использования другими воспитателями в своей работе. Бывает, что систематизированного опыта еще нет, есть только отдельные находки, удачные приемы работы с детьми. В таком случае необходимо четко определить проблему, основную педагогическую идею, по которой опыт будет постепенно накапливаться и обобщаться. При этом методисту не стоит забывать об очень существенном показателе передового опыта - его экономичности, который предполагает достижение положительных результатов при наименьшей затрате времени и сил воспитателя и его подопечных. Нельзя считать передовым тот опыт, который культивирует одну из сторон воспитания за счет других разделов программы и в ущерб им.

Сущность использования передового педагогического опыта заключается в том, чтобы слабые стороны работы одного сотрудника восполнить сильными сторонами другого. Поэтому руководитель должен постоянно искать в коллективе талантливых, любящих свое дело людей, с желанием и умело передающих коллегам все свои знания и опыт: стремиться концентрировать и направлять усилия всех членов коллектива на совершенствование педагогической работы.

С целью оказания воспитателям методической помощи и более эффективной реализации требований программы воспитания и обучения детей создается педагогический кабинет, где каждый сотрудник может найти нужный материал, получить консультацию у заведующего, старшего воспитателя, посоветоваться с коллегами.

Заведующий или методист осуществляют подбор литературы и методических пособий по всем разделам программы, систематизируют материалы по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, составляют аннотации и рекомендации по их использованию, обобщают опыт работы лучших педагогов детского сада, разрабатывают и оформляют стенды, папки - передвижки, выставки и другие материалы в помощь педагогам в соответствии с задачами годового плана, темами педсоветов.

К оборудованию педкабинета методист привлекает всех воспитателей: одни отвечают за своевременную смену материалов в папках или на информационном стенде, другие следят за выдачей и учетом пособий, третьи - за своевременным изготовлением, починкой или списанием пришедших в негодность материалов и т.д.

Необходимо научить сотрудников культурно работать с пособиями, не терять их, заблаговременно брать и своевременно сдавать, класть на место, ремонтировать инвентарь своими силами или привлекать к этой работе родителей, шефов. Если эти правила соблюдаются, все пособия, книги и средства обучения долго служат детскому саду, экономятся денежные ресурсы, время воспитателей, а главное приучают всех к строгому порядку. Однако это не должно мешать их активному использованию в работе с детьми.

Весь материал в педкабинете следует распределить по разделам, а каждый раздел, в свою очередь, по возрастным группам. С целью экономии времени для подготовки к занятиям заводится картотека, помогающая быстро ориентироваться в обилии информации. В каждом программном разделе должны иметь месть инструктивно - директивные документы, соответствующие тематике раздела, методическая литература, разработки занятий, рекомендации, конспекты, описание опыта работы лучших воспитателей, наглядные пособия, отвечающие всем педагогическим и эстетическим требованиям. Методист своевременно пополняет кабинет вновь издающимися пособиями.

Заведующий и методист воспитатель консультируют педагогов по вопросам эффективного использования наглядного материала, создания дополнительных пособий. В педагогическом кабинете должны быть созданы все условия для дружеского обмена мнениями, опытом, для творческой работы каждого сотрудника.

2.2 Методы активизации воспитателей в методической работе

Как сделать, чтобы каждый воспитатель был активным, заинтересованным участником работы на педсоветах, консультациях, семинарах? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?

Эти вопросы особенно волнуют сегодня руководителей дошкольных учреждений.

Существуют методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий, которые помогают методисту в работе с кадрами.

Практика показала, что конечный результат любого, методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения в активную работу. Выбор методов для каждого мероприятия должен определяться его целями и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, конкретным состоянием учебно - воспитательного процесса. Некоторые ниже описанные методы в совокупности со стандартными методами организациями методической работы позволят подбирая конкретные ситуации воспитательного процесса с учетом постепенного усложнения добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей.

В ситуациях - иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение.

Ситуации - упражнения нужно решать проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми раздела программы и др).

В ситуациях - оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его.

Наиболее сложный метод активизации - это ситуации - проблемы, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дается несколько вопросов.

Диалог, дискуссия, стали подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.

Диалог - это разговор двух или более людей, их беседа. Каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.

Дискуссия - рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса, проблемы. Это метод обсуждения, при котором необходимо прийти к общим позициям.

Обсуждение двух противоположных точек зрения. Методист предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.

Обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно будет его поручить. Лучше давать обучающий элемент из опыта работы.

Метод имитации рабочего дня воспитателя. Педагогом дается характеристика возрастной группы детей, формируются цель и задачи, которые надо решить и предлагается смоделировать свой рабочий день. В заключение методист организует обсуждение всех предложенных моделей.

Решение педагогических кроссвордов и перфокарт помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит влияет на качество работы с детьми.

Работа с инструктивно - директивными документами. Воспитателям заранее предлагается познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей работе, и выделить одно из направлений, продумать план работы, по устранению своих недостатков. Эту работу выполняет каждый самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы.

Анализ детских высказываний, поведения, творчества. Методист готовит материал. Воспитатели знакомятся с ним, анализируют его, дают оценку умениям, развитию детей, формируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми.

Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

Обобщения ученых, специалистов дают возможность выделить те качества, которые требуются сегодня методисту или заведующему.

1. Размывание традиционных ценностей привело к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому методист должен прояснить свои личные ценности.

2. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому заведующий (методист) обязан определить цели выполняемой работы, собственные цели.

3. Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному методисту. Поэтому каждый заведующий должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.

4. Проблемы нередко наваливаются как снежный ком, а средства их решения ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью навыков управления.

5. Конкуренция на рынке услуг делает необходимостью выдвижение новых перспективных идей. Поэтому методисты должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменение ситуации.

6. Многие методы управления устарели. Поэтому требуются новые, более современные приемы управления, и заведующий должен освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.

7. Большие затраты связаны с использованием труда персонала. Поэтому методисты должны умело использовать имеющиеся трудовые ресурсы.

8. Требуются новые подходы в борьбе с возможностью собственного “устаревания”. Поэтому от методиста требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.

9. Методист должен уметь создать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными.

Методист, обладающий выше перечисленными качествами, сможет наиболее эффективно организовать работу ДОУ.

Организация: МАДОУ д/с №369 «Калейдоскоп»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Статья посвящена созданию модели организации методической работы, способствующей не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрытию его творческих возможностей. В статье раскрываютсяаспекты повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада.

Ключевые слова: мониторинг, профессиональная компетентность, инновационные группы, инновация.

С вступлением в силу ФЗ от29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности педагогов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого
педагога, специалиста к созданию следующих условий:

  • для реализации целей образовательного процесса;
  • для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме. Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей:
  • социальному заказу государства к данному типу учреждения;
  • социальным ожиданиям субъектов образовательного
    процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов);
  • включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.

Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов работы с педагогами, можно сделать вывод, что активизация деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо
использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение
педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей как:

  • стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
  • повышение уровня активности и самостоятельности;
  • развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
  • развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - обучать, воспитывать и готовить педагогов.

На данном этапе в такой работе необходимо найти такие методы, с помощью которых можно преодолеть все негативные явления в работе с педагогами. Главными из них являются активизация человеческих факторов в просвещении, развитии творческого потенциала педагогов ДОУ. Современная реальность, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития детей обусловливают необходимость повышения роли и значения методической работы в ДОУ.

Прежде всего, в дошкольном учреждении необходимо создать условия для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. В настоящее время практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, обмену опытом и повышению творческого потенциала педагогов.

Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Исходя из этого, выделяем задачи методической работы на новом этапе:

    Моделирование основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО.

  • Создание развивающей образовательной среды в ДОО, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.
  • Формирование в ДОУ коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.
  • Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.
  • Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.

Учебно-методическое сопровождение – это одно из основных направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Оно должно соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников), помогать воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне. Методическая работа, позволяет педагогам быть в курсе научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов – система поддержки профессионального роста педагогов.

Для эффективности образовательной деятельности необходим поиск и внедрение в практику работы новых, более результативных методик обучения детей, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

Работа нашего дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования и работы в инновационном режиме потребовала новых подходов к организации методической работы для создания такой образовательной среды, в которой полностью реализуется творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.

Она направлена на: организацию образовательного процесса на основе современных научных подходов с использованием новым методов, способов, технологий; повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ;
обеспечение педагогам необходимой информации об основных направлениях развития
образования; научно - методическое обеспечение содержания образования;
объединение усилий педагогов и родителей по развитию личности ребенка; мониторинг результатов педагогического процесса.

Такая оптимальная организация педагогического процесса гарантирует компетентность педагогов, комфортность и эмоциональность пребывания ребенка в ДОУ и методическую помощь родителям в семейном воспитании при условии компетентного управления и действенности работы с педагогическим коллективом.
В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:

1. Традиционные:
- работа в едином образовательном пространстве;
-проблемные семинары;
- семинары- практикумы;
- дни открытых дверей;
- творческие микрогруппы;
-наставничество;
-эстафеты педагогического мастерства;
- педагогические советы;
- повышение квалификации.

2. Инновационные:
-« копилка» педагогического мастерства;
- мастер-классы;
-проектная деятельность;
- создание банка инновационных идей;
- стажёрские площадки;
- творческие конкурсы;
- творческая лаборатория молодых специалистов;
- издательская деятельность.

Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно - образовательного процесса.
Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы и технологий с педагогическим коллективом мы будем использовать. Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику проектных моделей:
«Банк идей» - нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применения в практике педагогов.
«Педагогических портфель» - направлен на систематизацию достигнутых результатов и распространение педагогического опыта в социуме, а также повышение имиджа ДОУ.
«Эффективный старт», модель проекта разработана на осуществление модульного принципа воспитательного процесса во взаимодействии всех субъектов педагогического процесса в соответствии со стратегическим планом развития дошкольного образовательного учреждения. Модульный принцип модели « Эффективный старт» имеет конкретный горизонт прогнозирования, который служит повышению эффективности организации качественного образования в детском саду и формирования образа будущего детского сада по ступеням.
В управленческой деятельности ДОУ эффективен современный метод
«Коучинг». Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг- это развивающее консультирование. В деятельности детского сада данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя. приглашения научных консультантов из институтов повышения квалификации. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задаёт консультант.

Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ даёт возможность устанавливать непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя.
«Педагогический ринг» - сориентирует воспитателей на изучение современных достижений психолого-педагогической науки, методической литературы, способствует выявлению различных подходов в решении педагогических проблем.
Метод мозговой атаки, или банк идей – рациональный способ коллективного продуцирования новых идей для решения практических задач, не поддающихся решению традиционными способами.
Следует отметить ещё одну эффективную инновационную технологию в работе с педагогическим коллективом-« Педагогическая гостиная». Эта форма организации взаимодействия участников педагогического процесса обеспечивала обстановку свободного и непринуждённого общения.

Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с педколлективом:
- индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей
- индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребёнка
-дискуссионные клубы, гостиные, семинары- практикумы, круглые столы для педагогов с целью повышения знаний об особенностях воспитания детей в семье проведение тренингов.

Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической работы, которая представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста воспитателя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников.

В заключении необходимо отметить, что результат, к которому мы стремимся, соответствует следующему:

1) осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;

2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования,

3) повышение профессиональной компетентности педагогов;

4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;

5) самореализация педагога в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2008.

2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. : ТЦ Сфера, 2008.

3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. Издательство «Детство – Пресс», 2009.

4. Елжова Н. В. Е 50 Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н. В. Елжова.- Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 216

5. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2010.

6. Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации в схемах и таблицах. Педагогическое общество России М.2014)

7. Педагогические советы в ДОО/Сост.Камалова Н.Р.,Благушко Л.Н., Стрельникова Л.Н., Петрова А.В.,Бабчинская В.Ю.,Мурченко Н.А. – Волгоград: издательство «Учитель», 2016.

8. Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования/Сост. Бацина Е.Г., Сертакова Н.М., Крылова Л.Ю., Бабчинская В.Ю. – Волгоград: издательство «Учитель», 2014.

9. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 9, 12 – 2008; № 3 – 2009; № 3, 12 – 2010.

10. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Методическая работа - основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

В работе отражены принципы, цели и задачи организации методической работы.

Даны характеристики распространенным формам методической работы - педагогический совет, деловая игра, конференция, круглый стол, консультация, семинар, семинар - практикум.

В этой работе можно познакомиться и с такими новыми формами методической работы, как эстафета педагогического мастерства, творческая гостиная, КВН, смотр - конкурс, наставничество, взаимопосещение и многими другими.

В конце доклада вы можете познакомиться с советами Л. Зайверта, немецкого ученого, ведущего эксперта по рационализации труда менеджеров по удачному проведению заседаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 комбинированного вида

ДОКЛАД

ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ

Старший воспитатель

Кабанкова Ольга Анатольевна

Одинцово

ПЛАН

1.Введение.

2.Определение понятия «методическая работа».

3.Принципы, цели и задачи организации методической работы.

4.Педагогический совет – как постоянно действующий орган самоуправления ДОУ.

5.Традиционные и новые формы методической работы в ДОУ.

6. Заключение.

7 Литература.

По мнению Лизинского В. М., методическая работа – деятельность, направленная на успешную организацию учебного процесса. Это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная па повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.

Дурова В.П. считает, что методическая работа в дошкольном учреждении в большей степени направляется на изучение опыта, стиля и методики работы воспитателя, на оказание ему методической помощи силами воспитателей дошкольного учреждения или опытных методистов. Основная цель – обеспечить непрерывное образование воспитателя, его творческий рост. Как считает Фалюшина Л. И., методическая работа – это функция управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двухстороннем процессе обучения и учения её объекта, направленного на углубление, расширение знаний, умений и навыков педагогов, необходимых для качественного осуществления педагогической деятельности по всестороннему воспитанию детей.

Все исследователи едины в том, что методическая работа – основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности. Так, К.Ю. Белая, Ю.А. Конаржевский, А.А. Орлов и другие в своих исследованиях специально рассматривают соотношение понятий «методическая работа» и «обучение педагогов» через выделение субъекта (управляющей подсистемы) и объекта (управляемой подсистемы) методической работы в процессе организации обучения педагогов, направленного на углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для качественного осуществления и обучения детей, Таким образом, методическую работу в ДОУ можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

Принципы, цели и задачи организации методической работы.

В качестве принципов организации методической работы, способствующих достижению данной цели – совершенствование профессиональной деятельности – выступают следующие (по Л.И. Ильенко)

  • Принципы актуальности, единства теории и практики – практической реализации закона РФ «Об образовании», учёта современного заказа общества на образование, ориентации на социальную значимость ребёнка в современных сложных условиях жизни, учёта проблем, близких конкретному педагогическому коллективу.
  • Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых различных областях.
  • Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как к целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагогов.
  • Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.
  • Принцип создания благоприятных условий работы – моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для творческой деятельности педагога.
  • Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требуют от методистов проявлять способность к быстрому приёму образовательной информации и его передаче, учитывая

Индивидуальные особенности педагогов образовательного учреждения.

Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.

Принцип креативности предполагает творческий характер методической работы, создание в образовательном учреждении своей системы методической работы.

И.В. Клемешева, А.И. Тебякина тоже считают, что глобальная цель методической работы – обеспечение качества образования и развития системы непрерывного образования педагогических кадров образовательного учреждения – определяется принципами методической работы, среди многообразия которых можно выделить как ведущие принципы демократизации и гуманитаризации образования.

В.П.Симонов считает основными задачами методической работы следующие:

Повышение профессионального и культурного уровня педагога.

Совершенствование методов и стилей взаимодействия с детьми на принципах демократизации, гуманизации и гласности.

Совершенствование педагога по организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей, как на занятиях, так и вне занятий.

Формирование умений, навыков анализа педагогом образовательного процесса в целом и самоанализа своего труда.

Приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.

Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, старший воспитатель использует известные, широко вошедшие в практику формы. Групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры, и т. д.) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество, и т. д.).

В практике работы ДОУ сложилось большое разнообразие форм и методов проведения заседаний педагогических советов. Условно их можно разделить на три группы: традиционные (классические); модернизированные (представляющие то или иное улучшение традиционных) и нетрадиционные (основанные на высокой активности всех участников).

Правильно выбранные формы методического сопровождения позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.

Педагогический совет – это консилиум педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса, принимающий совместное решение координации специфических вопросов и педагогических задач, которые встают в повседневной жизни ДОУ. На заседаниях педагоги приходят к единому решению по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, активизации воспитателей, организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы. На педагогическом совете определяются перспективы развития учреждения. Его решения обязательны для исполнения всеми членами коллектива.

Педагогический совет в форме коллективного творческого дела предполагает активное сотрудничество всех педагогов в процессе поиска решения актуальных теоретических практических проблем, позволяет объединить всех педагогов и направить их усилия на достижение общих целей, повысить мотивацию к преодолению возникающих трудностей, распределить обязанности и делегировать полномочия, осуществить индивидуальный и коллективный контроль достижения результатов общего дела.

Остановимся на наиболее распространённых формах методической работы, чтобы выделить особенности, подчеркнуть необходимость каждой в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ.

Деловая игра.

Педагогический совет в форме деловой игры может быть проведён для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определённый период. Основное место в таком педсовете занимает групповая работа. Организаторам важно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники групп выполняют задания, вырабатывают цели и задачи, разрабатывают программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

Чаще всего деловые игры применяются для обучающих целей – учебные игры. Среди них выделяются:

Имитационные деловые игры – вид игр, связанных с такими абстрактными понятиями и темами, которые нельзя обыграть другими способами, например, от педагогов требуется обыграть с помощью микроэтюдов понятия «развитие». «игра», «воспитание» и «обучение».

Позиционные деловые игры – вид игр, в которых взаимодействие между участниками игры строится как выяснение позиций по известным, традиционным и нетрадиционным методикам, технологиям, программам посредством столкновения взглядов и педагогических установок, борьбы мнений.

Ролевые деловые игры – вид игр, в которых определяются характеристики ролей и позиций участников взаимодействия относительно того или иного вопроса, проблемы.

Ситуационные деловые игры – вид игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия, но ведущим компонентом является ситуация, т, е. напряжённое действие в относительно непродолжительное время. Ситуационные игры связаны с обыгрыванием ситуаций – иллюстраций, ситуаций-упражнений, ситуаций-оценок и проблемных педагогических ситуаций.

Сюжетные деловые игры – вид игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия в определённом сюжете.

Организационно-деятельностные деловые игры – самый сложный вид деловых игр, связанный с выработкой теоретических концепций практических рекомендаций в рамках проблемы, коллективное написание рекомендаций, методических разработок.

Функциональные деловые игры – вид деловых игр, который связан с работой инициативных творческих групп в ДОУ, действующих на протяжении продолжительного времени.

Конференция .

Педагогический совет – конференция может состоять из нескольких составных частей, например: основное теоретическое сообщение и диалог, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физическому воспитанию, логопед). Ответы этих специалистов на заданные вопросы будут побуждать всех остальных задавать вопросы в развитие темы, высказывать своё мнение. В заключение принимаются рекомендации по обсуждаемому вопросу.

Круглый стол .

Педагогический совет в форме «Круглого стола». Для подготовки такого педсовета руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда у них будет возможность ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями, обдумать и выработать свою точку зрения по этому вопросу (теме). Главное правило при организации круглого стола – подготовленность и заинтересованность каждого участника. Важно выбрать ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.

Дискуссия.

Педагогический совет в форме дискуссии требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и подготовили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно вырабатывается план решения проблемы.

Педсовет – диспут.

Это разновидность педсовета – дискуссии. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему. Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа. Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например:

Нужны ли детскому саду стандарты?

Чему сегодня нужно учить дошкольников?

Новаторские технологии: за и против.

Какова роль семейного воспитания сегодня?

Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Старший воспитатель подбирает банк сложных ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьёвки, с разделением на группы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.

Ситуативный педагогический совет заключается в рассмотрении одной или нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться здесь же заранее подготовленными участниками педсовета.

Консультации .

Не менее распространённой формой методической работы в образовательных учреждениях детей дошкольного возраста являются консультации. Тема групповой, подгрупповой и индивидуальной консультации может быть подсказана вопросами педагогов или определена старшим воспитателем. При этом современная практика работы с педагогами часто требует выбора нестандартных форм проведения консультаций. Можно выделить такую форму методической работы, как консультация-диалог. Такая консультация проводится двумя педагогами, имеющими разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Рассматривая темы, они могут изложить свои аргументы по каждому тезису, а слушатели – выбрать ту точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям.

Консультация – парадокс, или консультация с запланированными ошибками, имеет своей целью обратить внимание педагогов на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Старший воспитатель называет количество ошибок (не менее десяти), которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева – достоверный, справа – ошибочный, который затем анализируется.

Семинары и семинары – практикумы.

Семинары как отдельная форма методической работы играют важную роль в повышении научно-теоретического уровня воспитателей в совершенствовании их профессиональной компетенции. Готовить и проводить семинары можно по-разному в зависимости от содержания темы и цели занятия.

Предварительно перед занятиями семинара педагогам предлагаются специальные задания, выполнения которых позволит каждому активно участвовать в работе семинара. В связи с этим часто получается так, что подготовка к семинару сопряжена с чтением дополнительной литературы, изучением первоисточников, конспектированием. Педагоги учатся критически оценивать прочитанное, выбирать нужные для себя сведения. Они должны понять сущность изучаемого материала, чтобы усвоить и использовать его в своей практической деятельности. Поэтому в ходе семинаров используются такие формы организации, как открытые занятия или мероприятия, использование видеоматериалов и мультимедийных презентаций, анализ результатов детской деятельности и продуктов детского творчества и др.

На семинарах-практикумах, состоящих из теоретической (семинар) и практической (практикум) частях, воспитатели обобщают и систематизируют передовой опыт, показывают в действии нужные приёмы и методы работы, которые затем анализируются и обсуждаются. Эта форма предполагает также и отработку тех или иных методов работы без участия детей. Выбор темы семинара не случаен и объясняется возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, технологичности воспитательно-образовательного процесса, острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных технологий, гарантированно ведущих к достижению ожидаемого результата.

Семинар – брифинг отличается тем, что позволяет максимально активизировать участников как в процессе подготовки к семинару, так и на самом занятии: группа разделяется на подгруппы в соответствии с количеством предлагаемых обсуждение вопросов. При этом количество участников в подгруппах может быть произвольным. Так как на вопрос отвечает вся подгруппа, а повторения не допускаются, то, естественно, участник оказывается в такой ситуации, что необходимо отвечать основательно и по существу. После того, как каждый член подгруппы выступил, начинается обсуждение; при этом возможны дополнения, уточнения, вопросы друг к другу.

Тренинги.

Тренинг предполагает предварительную и итоговую диагностику, хотя бы с помощью метода анкетирования и экспертных оценок, профессиональных умений и навыков педагогов в определённой сфере их педагогической деятельности, подбор практических заданий и игровых упражнений, направленных на формирование недостающих или недостаточно сформированных навыков профессиональной деятельности, которые выполняются в ситуациях программируемой успешности, а затем переносятся в ситуации реальной практической деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Поэтому тренинг может быть краткосрочным, если речь идёт о формировании узкоспециальных навыков, например использования физкультурных минуток в процессе проведения занятий с детьми, или долгосрочным, если речь идёт о формировании целого комплекса профессиональных операций и действий, связанных с организацией целостного воспитательно-образовательного процесса, а не отдельных его элементов.

Педсовет – практическая конференция.

Педсовет в такой форме можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких ДОУ на базе учреждения, имеющего статус экспериментальной площадки. При его подготовке заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в демонстрации своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого коллектива отдельно, с учётом его специфики.

Творческие группы – следующая важная форма методической работы с педагогами ДОУ. Она предполагает реализацию такого подхода к осуществлению методической работы в образовательном учреждении, который позволяет вовлечь педагогов в экспериментальную и исследовательскую деятельность. Работа творческой группы строится по такому алгоритму:

  • выявление проблем и обоснование актуальности их решения для выявления практики работы образовательного учреждения, диагностико- аналитический этап;

Разработка развёрнутой программы опытно-экспериментальной работы или научно-исследовательской деятельности, прогностический этап;

Организационный этап, создание условий для реализации программы;

Реализация программы, практический этап, корректировка использованных методик и технологий, контрольные «срезы»;

Оформление и описание результатов опытно-экспериментальной или научно-исследовательской работы, обобщающий этап;

Распространение педагогического опыта, внедрение инноваций в деятельность образовательного учреждения.

Логическим завершением и результатом работы творческой группы являются творческие отчёты педагогов, которые рассказывают о результатах программы экспериментальной, исследовательской и научно-методической работы, делятся своим опытом, говорят о проблемах, возникающих в практике образовательного учреждения, предлагают внедрить инновации.

Коллективный просмотр воспитательно-образовательного процесса.

Задача коллективного просмотра – показать наиболее эффективные условия, формы или методы и приёмы работы с детьми и их родителями. Особое значение придаётся реализации методических принципов, определяющих оптимальное воздействие факторов воспитания и обучения (формирования у детей мотивации, смены видов деятельности, динамичности восприятия, развития высших психических функций, продуктивной обработки информации, повторяемости учебного материала, обеспечения переноса способов деятельности, игровой формы проведения и др.). При этом коллективный показ касается не только проведения занятий с детьми, но и организации свободных видов детской деятельности и режимных моментов.

Организуются коллективные показы 1 раз в 3 месяца, в первую и во вторую половину дня, чтобы на них могли присутствовать все педагоги. При этом каждый из них получает лист-опросник для наблюдения с набором фраз-утверждений и фраз-вопросов в конструктивной форме.(Эти фразы не дают возможности использовать ситуацию обсуждения для обострения конфликта и выяснения отношений. Например, старший воспитатель может рекомендовать педагогам пользоваться следующими формулировками: «Мне понравилось то, что…», «Хорошо, что вы «, «Хорошо бы было, если бы вы…», «Наверное, было бы эффективнее, если бы…», «Где ещё вы используете..?») В процессе проведения коллективного просмотра педагоги делают пометки в этих опросниках.

После проведения просмотра организуется его обсуждение: сначала педагог рассказывает о целях и задачах, которые использовал в ходе демонстрации воспитательно-образовательного процесса, затем зрителям задаются вопросы, а он отвечает на них. При этом поощряется, чтобы он объяснил причины выбора того или иного поведения в ходе организации коллективного просмотра, давал рефлексию собственной деятельности и деятельности детей. Старший воспитатель продолжает эту линию, благодарит педагога за проделанную работу, анализирует её достоинства (а не недостатки), выделяет те формы и методы, которые, на его взгляд, могли бы быть использованы в работе всего педагогического коллектива.

Мозговая атака (мозговой штурм).

Это рациональный способ коллективного продуцирования новых идей для решения практических проблем, не поддающихся решению традиционными способами. По сути, мозговая атака представляет собой коллективный мыслительный процесс: решение проблемы путём логического анализа, выдвижения гипотезы, ее обоснования и доказательства. Педагоги разбиваются на две группы. Первая группа - «генераторы идей», вторая - «аналитики». Первые должны в течение незначительного времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом предложения не обсуждаются и обязательно все фиксируются в протоколе. «Аналитики» внимательно рассматривает каждую идею, выбирая наиболее разумные. Строго воспрещается любая критика идей. Выбранные предложения группируются и объявляются коллективу. Затем участники меняются своими ролями.

Банк идей.

Разновидностью мозговой атаки является «Банк идей». Воспитателей знакомят с постановкой проблемы и предлагают дать своё решение в письменном виде. Устанавливается срок вскрытия «банка» (па следующем педсовете, итоговом заседании). «Банк» вскрывают в присутствии коллектива, идеи зачитываются и обсуждаются, наиболее рациональные принимаются как решения педсовета.

Консилиум.

Не следует забывать, что в компетенцию педагогического совета входит обсуждение проблем развития отдельных детей. На заседании часто говорят о группе в целом, забывая об индивидуальных особенностях тех или иных детей. В практике работы складываются ситуации, когда необходимо привлечь внимание администрации, психолога, логопеда, родителей к проблемам воспитания и развития конкретного ребёнка (например, одарённый ребёнок, ребёнок, отстающий в своём развитии, и т.д.). С этой целью можно провести малый педагогический совет в форме консилиума. Эта форма работы будет способствовать выработке стратегии и тактики работы с конкретным ребёнком на основе глубокого изучения и коллективного анализа его развития. Помня о том, что педагогический совет - трибуна передового опыта, периодически возможно его проведение в форме аукциона, презентации . На таком заседании уместно представлять новые образовательные программы, технологии, методические и дидактические пособия, игровые материалы и т.д.

Работа над единой методической темой.

При правильном выборе единая методическая тема действительно способна увлечь педагогов. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему: актуальность для дошкольного учреждения, учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и запросов педагогов, тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, педагогическим опытом других учреждений. Не исключён и такой подход, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создаёт необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу с разбивкой по годам. Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.

Литературная газета.

Интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель – показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Эстафета педагогического мастерства.

Соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги, делает выводы.

Художественная копилка.

В копилку, в зависимости от педагогических задач, могут быть включены репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии, рисунки предметов, животных, явлений природы, схемы, знаки (любая необходимая информация). Хороший способ привлечения внимания детей. Материалы копилки могут лечь в основу выставки.

Творческая гостиная

Форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения.

КВН.

Прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, быстро разрешить педагогическую ситуацию, суметь объективно оценить знания своих коллег. Стимулирует активность участников в приобретении знаний, умений, навыков.

Смотр – конкурс.

Способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

Музыкальный салон .

Одна из форм эстетического общения педагогов, детей и родителей, сохранения лучших народных традиций, обычаев. Приём формирования благоприятного микроклимата в коллективе.

Тематические выставки.

Представление наглядных материалов: рисунков, изделий, литературы. Способствуют обогащению знаний, являются содержательной формой обмена опытом педагогов.

Индивидуальные формы работы с педагогами.

Цель индивидуальных форм методической работы – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые только у него вызывают затруднение или которые являются предметом его интересов.

Традиционно выделяются такие формы работы, как индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещение, самообразование.

Наблюдению воспитательно-образовательного процесса с детьми отводится самое большое место в рабочем плане старшего воспитателя. Его присутствие в группе должно быть не событием, а нормальной рабочей атмосферой дошкольного учреждения. Показатель системности этой стороны деятельности руководителя – приглашение воспитателей посетить то или иное занятие, тот или иной режимный момент. Каждое наблюдение должно завершаться беседой с педагогом, которая проводится по окончании рабочего дня воспитателя.

Беседа – одна из наиболее часто используемых в работе с педагогами индивидуальных форм методической работы. Целью беседы является уточнение позиций, взглядов педагога на процесс воспитания и образования детей, выявление уровня владения воспитателем самооценкой, развития педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности.

В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.

Независимо от формы проведения, педсовет нуждается в тщательной подготовке. Здесь выделяют организационную и методическую сторону. Организационная подготовка предполагает подробное информирование участников совещания о цели, теме, времени и месте проведения заседания, подготовку помещения (подбор и расстановка мебели, пособий, оборудования, ТСО). Есть специальные исследования на тему «Подходят ли для умственной деятельности большие помещения?» или «Как лучше расположить участников совещания и расставить мебель для сидения?». Не стоит отмахиваться от таких «мелочей». Ведь от того, насколько удобно педагогу на совещании, во многом зависит продуктивность его участия. Беда дошкольных учреждений - вынужденность проводить совещания за детской мебелью. Неудобство позы ведёт к нарушению кровообращения, а результат - низкая работоспособность как наименьшее из зол.

Методическая подготовка педагогического совета предусматривает консультирование выступающих, изучение педагогического процесса по теме педсовета (комплексные и тематические проверки, сравнительный контроль, диагностика и т.д.), коллективные просмотры, разработка методических материалов, оформление выставок и др.

Говоря о ходе заседания, небезынтересно познакомиться с советами Л. Зайверта, немецкого учёного, ведущего эксперта по рационализации труда менеджеров: «Начинайте совещание точно вовремя. Выражайте уверенность в успешном ходе заседания. Держите под контролем перерывы, распознавайте критические пункты. Никаких телефонных разговоров и отлучек. Через каждые 45 минут - небольшая пауза для глотка воздуха, смены позы и обычно очень полезных кулуарных уточнений. Повторяйте принятые решения, уточняйте их, заручитесь согласием исполнителя, чтобы исключить разночтения. Завершайте совещание в точно назначенное время. Завершайте совещание на позитивной ноте».

На сегодняшний день одной из задач дошкольных учреждений является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо создание условий для повышения активности и инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков. При этом особое значение имеет правильно выстроенная стратегия работы старшего воспитателя.

Главное в деятельности старшего воспитателя – это повышение качества образовательного процесса. Старший воспитатель – это стратег и тактик воспитательного процесса. Залог успеха воспитательно-образовательного процесса в своевременной, продуманной стратегии и тактике работы старшего воспитателя. Очень важно определять стратегию вместе с коллективом.

Проблема повышения качества подготовки и проведения педагогического совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Она актуальна как для новичков, так и для опытных управленцев.

Педсовет как высший орган руководства всем воспитательным процессом решает конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения, это центральное звено в организации всей методической работы. Как провести педсовет, который поразил бы коллег оригинальностью темы, методическим оснащением? Как превратить его в событие

Список литературы

1.Справочник старшего воспитателя, №9, 2008г.

2.Справочник старшего воспитателя, №3, 2008г.

3.Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. Пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192с. (с – 4-8, 21, 24-26, 29, 30 ,34-36, 47-51).

4.Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении / Н.Ф.Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 288с. (с – 17, 18).

5.Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, фрмы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с. (58-60).

6.Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение / К.Ю. Белая. – Москва, 2002 (с 7-9).

7.Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 96с. (с46. 47).


Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)

Педагогический совет

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-об­разовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Семинары и семинары-практикумы

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической рабо­ты в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привле­чет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него « равняются».

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми; выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

  • пропаганда опыта;
  • обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Деловые игры

Деловая игра - это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Сам термин « игра», на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе методической работы.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.

« Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обуче­ния дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора « круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

Литературная или педагогическая газета

В ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, (сочинительство, владение речевыми навы­ками, образность высказываний и т.д.)

Творческие микрогруппы

Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы. Такие группы созданы на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обменива­ются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение Нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только составленная цель достигнута – группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.

Работа над единой методической темой

При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.

Единая методическая тема проходит красной нитью через все формы методической работы и сочетается с темами самообразования воспитателей.

Самообразование воспитателей

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Самообразование выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

В детском саду старший воспитатель создаёт условия для самообразования педагогов.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения, так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование - это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный раздел справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог – это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе. На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!