Гадкий утенок главные герои. Контрольная работа анализ зарубежной литературной сказки

Для старшей группы

Характеристика героев сказки

Герой

Характер

Варианты оформления персонажа, атрибуты героя.

Гадкий утёнок

Добрый, слегка неуклюжий, застенчивый, несчастный.

В конце сказки - счастливый.

Серая шапочка с клювиком, серая жилетка.

2-ой костюм – белая шапочка с красным клювом, белая жилетка, крылья, красные тапочки.

Мама Утка

Заботливая, хлопотливая, любящая своих детей.

Коричневая шапочка с красным клювиком, передничек.

Утята

Весёлые, послушные, беззаботные, но считают себя лучше Гадкого Утенка.

Желтые шапочки с красными клювиками, желтые жилетки.

Петух

Гордый, задиристый, заносчивый.

Шапочка, яркие крылья, разноцветный хвост.

Курочка

Спокойная, равнодушная ко всему, кроме своих цыплят.

На голове пёстрая шапочка с маленьким гребешком, передничек.

Цыплята

Непоседы, шустрые, любопытные.

Желтые шапочки с маленькими гребешками, желтые жилетки.

Главная Утка

Самолюбивая, но не злая.

Шапочка с красным клювиком, крылья коричневые, красные тапочки.

Гуси

Своенравные, эгоистичные.

Серые шапочки с красными клювиками, серые крылья, на ногах красные тапочки.

Девочка-хозяйка

Заботливая, но пренебрежительно относится к Гадкому Утёнку.

На голове платочек, передник, в руках миска с кормом.

Деревья

Недоброжелательные.

Коричневые сарафаны или комбинезоны, на голове зелёные шапочки, с прикреплёнными к ним веточками (искусственными)

Лебеди

Грациозные, благородные.

Белые шапочки с красными клювиками, белые жилетки, крылья, красные тапочки.

Цели и задачи:

Воспитывать добрые отношения друг с другом, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, эмоционально откликаться на эмоциональное состояние: горе, радость, печаль, страх и т.д.

Воспитывать положительное отношение к своему телесному образу.

Формировать понятие о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению друг к другу.

Помочь детям научиться видеть разные модели социально-нравственного поведения, выделять положительные и отрицательные стороны во взаимоотношениях между героями. Продолжить учить различать разные эмоциональные состояния и выражать их через жест, мимику, интонацию голоса.

Совершенствовать все стороны речи: работать над дикцией, активизировать словарь, обучать диалогическим и монологическим формам речи.

Коррекционные задачи:

Корректировать отношения детей друг к другу, умение принимать друг друга, оценивая не по внешним данным, а по внутренним качествам.

Корректировать отношения детей к себе, помочь высвободить те творческие возможности, которые сковываются ощущением своей некрасивости, невыразительности.

Психологические игры с коррекционным направлением:

1. Занятие – игра №8 – коррекция отношения к себе.

2.«Добрые слова» - коррекция внимания.

3. Давайте говорить друг другу комплименты»- умение видеть и говорить друг другу положительное.

4.«Море волнуется раз»- коррекция неуверенности \ведущему важно найти в каждой фигуре то, что можно похвалить и сказать это, если ребёнок затрудняется, остальные дети помогают.\

5.»Холодно - горячо»- воспитывать терпение и умение доводить начатое дело до конца.

Сценарий.

Действие 1

Картина 1.

На сцене декорация леса. На переднем плане озеро. В глубине в середине сцены стул, на нём (к спинке) нарисованное гнездо. Мама Утка сидит на стульчике, гнездо за её спиной. Утята спрятались за гнездо, только макушки торчат, на макушках белые шапочки (как яички). Звучит кассета « Звуки леса».

Утка: Кря-кря, ну когда же они вылупятся. Ах как долго.(Вдруг раздаётся треск скорлупы, по очереди появляются головки утят, Утка радостно восклицает, поворачивается к ним и взмахивает крыльями.)

Наконец-то!!! (Утята опять исчезают, снимают шапочки и неуклюже, попискивая, озираясь кругом, вылезают из гнезда.)

Утка: Кряк-кряк! (Одобрительно смотрит на утят). Какие хорошенькие! Только этот совсем не похож на остальных утят, какой-то неуклюжий! (Оглядывает одного утёнка)

Утята: (восхищенно) Как велик мир!

Утка: Глупышки, уж не думаете ли вы, что тут весь мир? Сейчас я введу вас в общество и представлю на птичьем дворе. Ну, живо за мной! (Утята выстраиваются за уткой, Гадкий утёнок пытается влезть в середину, его отталкивают, клюют, пока он не оказывается последним.)

Картина 2.

Под песню «Уточки» утята вышагивают за мамой Уткой по направлению озера.

Мы уточки, мы уточки,

Мы топаем по улочке,

Идём себе вразвалочку

И крякаем считалочку.

Мама Утка гордо подняв голову, и слегка покачиваясь, вышагивает впереди, утята, пытаясь подражать ей, шагают следом. Гадкий утёнок бредёт сзади, всё время не в ногу. В это время один из утят спотыкается, оглядываясь по сторонам, и чуть не падает. Гадкий утёнок пытается поддержать его. Неловкий братец недовольно отряхивается и отталкивает его от себя. Растерянный Гадкий утёнок опять встаёт на своё место.

На начало припева утята подходят к озеру и выстраиваются полукругом.

Припев: Кря-кря-кря, кря-кря-кря,

Что нам реки и моря!

Раз, два, три, четыре, пять-

Нас водой не испугать.

Утята наклоняются друг к другу, вертят хвостиком, прыгают в озеро..

2 куплет.

В воде не страшно уточкам

Ни капельки, ни чуточки.

Ныряют наши носики,

Как славные матросики.

Утята плывут по кругу, гордо смотря по сторонам, руками делают движение, как будто загребают лапами воду. Мама Утка с любовью смотрит на утят и ходит по берегу. Выполняют имитацию ныряния: руки отставлены назад, наклоны туловища.

Припев: (Музыкальное сопровождение)

Утята продолжают плавать врассыпную, подплывают друг к другу. Гадкого утёнка как будто не замечают, проплывая рядом, демонстративно отворачиваются. Утка наблюдает за утятами.

Утка: Хоть этот последний и не красив, но от других не отстаёт, вон как славно лапками гребёт. И вовсе он не дурён, если к нему присмотреться. Кря-кря! (Утка машет крылом, зовёт утят.) Дети, за мной!

Утята выходят, строятся за мамой и под музыкальное сопровождение уходят.

Действие 2.

Птичий двор.

Картина 1.

Пруд убирается. На сцене забор, кадка с кормом. Звучит фонограмма «Птичий гомон» (Театральные шумы. Буренина.) С разных сторон выходят птицы. Курица с цыплятами. Курица начинает рыть землю, искать червячков. Цыплята копошатся рядом: клюют, машут крылышками. Курица следит за ними, озабоченно кудахчет. Рядом важно, высоко поднимая ноги, ходит петух. Иногда он останавливается и, наклонив голову, свысока оглядывает двор. С другой стороны выходят гуси, слегка покачиваясь, расставив крылья, вытянув шеи. Они подходят к кадке и начинают есть. Последней выходит главная Уточка. Она, высоко подняв голову, ни на кого не смотря, идёт медленно, и с достоинством. Останавливается посредине, начинает чистить пёрышки, достаёт зеркало, любуется собой, поправляя пёрышки.

Картина 2.

Звучит музыкальное сопровождение «Уточки». Входит Утка с утятами и останавливается у переднего края сцены с боку. Она поправляет пёрышки у утят, прихорашивает их.

Уточка: Видите вон ту старую Утку?! Она здесь знатнее всех. Крякните и поклонитесь ей.

Утка ведёт утят к знатной Утке, все остальные птицы провожают их взглядом и рассматривают. Утка и утята выстраиваются перед знатной Уткой в шеренгу. Утята, повторяя за мамой, наклоняют голову и говорят: «Кряк!»

Петух (возмущённо) Ну вот, ещё целая орава! Нас и так много! (Подходит к Гадкому утёнку и рассматривает его с пренебрежением)

Петух: А этот какой безобразный! Уж его мы не потерпим!

Выпятив грудь, угрожающе начинает наступать на него.

Цыплята: Урод, урод, фу какой большой!

Курица покачивает головой.

Гадкий утёнок сжавшись оглядывается. К нему подлетают два гуся, вытянув шеи начинают шипеть на него. Мама Утка встаёт между ними и Утёнком, защищая его.

Утка: Оставьте его! Ведь он вам ничего не сделал. Он не красив, но у него очень доброе сердце.

Главная Утка: Славные у тебя детки, только этот не удался. Ну, да ладно, будьте как дома.

Картина 3.

Под музыку входит хозяйка – девочка. Она начинает кормить птиц.

Танец импровизация

Бедного Утёнка все толкают, ему не удаётся подойти поближе к хозяйке. Наконец он пробивается, но девочка грубо его отталкивает.

Утёнок обиженно отходит, грустно смотрит как остальные суетятся. Клюют, копошатся. И медленно, опустив голову, покидает птичий двор.

Действие 3.

Картина 1.

Занавес закрыт. В углу стоит макет дерева с большим дуплом. Действие происходит на авансцене. Поют птички. Из-за кулис медленно выходит Гадкий утёнок. Щебет стихает, свет постепенно приглушается, из-за противоположной кулисы медленно выходят деревья. Звучит шелест листьев, ветер. Утёнок и деревья идут навстречу друг другу. Деревья качают ветками, обходят утёнка и встают врассыпную. Окружая его. Звучит вой ветра, напряженная музыка.

Этюд «В лесу»: утёнок идёт по лесу между деревьями, они его пугают. Утёнку страшно, он то приседает, то пытается спрятаться, прикрывая голову руками. Деревья качаются всё более и более угрожающе. Утёнок мечется. Наконец он в углу замечает дерево с дуплом и прячется там.

Ветер стихает, деревья уходят.

Прошёл год.

Ветер стихает, свет становится ярче, звучат голоса птиц, плавный переход к звукам дождя, вою ветра и завывания вьюги. В процессе звуковой композиции свет приглушается и в полной темноте на звуки завывания ветра луч направляется на стеклянный шар, чтобы возник эффект снегопада. Всё стихает. Постепенно зажигается свет. Слышны звуки леса.

Картина 2.

Занавес открывается. На сцене озеро, силуэты деревьев. Под музыку грациозно плавают лебеди. Утёнок в это время уже переодетый в костюм лебедя сидит в дупле.

Утёнок выглядывает из дупла и завороженно смотрит на лебедей.

Утёнок: Ах, какие удивительные птицы. Я полечу к ним! Они, наверное, заклюют меня, но лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы, да терпеть холод и голод зимой.

Утёнок вылетает из дупла, подбегает к озеру и зажмуривается. Лебеди подплывают к нему.

1-ый лебедь: Ты откуда, братец?

2-ой лебедь: Какой ты красивый!!!

3-ий лебедь ласково гладит утёнка.

Утёнок открывает глаза, видит своё отражение и удивляется.

Утёнок: Неужели это я?! (Рассматривает себя со всех сторон) Неужели это возможно?! Я так счастлив!!!

Звучит музыка, лебеди танцуют.

Лебедем стал утёнок – урод,

Меню статьи:

Кто не знает сказку, принадлежащую перу Ганса Христиана Андерсена, «Гадкий утенок», главные герои в которой – птицы с птичьего двора – и скромный утенок, обернувшийся красавцем-лебедем? Любители читать в детстве брали в руки книгу, а любители смотреть фильмы – включали советский мультфильм… О гадком утенке. Имя это стало нарицательным.

История создания сказки

Нередко писатель создает художественное произведение, опираясь на то, что видит в реальности. Обычно у литературных героев есть реально существовавшие прототипы. В случае Ганса Андерсена, главный герой не только похож на писателя – конечно, не внешне, но по совокупности характеристик, но также узнаются и события из жизни автора, и даже места. Главные герои сказки «Гадкий утенок» проявляют качества, присущие людям: в животных читатель замечает без труда как себя, так и свое окружение.

У писателя произошла похожая ситуация: из гадкого утенка Андерсен перевоплотился в прекрасного лебедя. Из безвестного человека, мечтавшего стать великим актером, юный мальчик стал великим писателем. Трудно сказать, кому из детей не дарили на дни рожденья и Рождество книги Андерсена, кому не читали их родители на ночь, перед сном.

Поэтому эта сказка имеет особенное значение для ее создателя.

Сюжет сказки

Если вы ведете читательский дневник, то, пожалуй, могли бы записать основные сюжетные повороты произведения. Ваш список выглядел бы приблизительно так:

Сказка начинается с того, что на птичьем дворе вдруг появляется уродливое создание. Кто его родители? Откуда это животное произошло? Неизвестно. Мы даже не понимаем, что это за птица. Видимо, утенок. Но для утенка он слишком уродлив. Несчастного утенка гонят и угнетают, поэтому однажды, не выдержав насмешек злобных птиц, наш герой решается бежать прочь из птичьего двора.

Утенок убегает. Его ждут приключения и опасности: например, в один день утенка чуть не убили охотники. Далее утенок прибивается к дому одной старухи. Кроме маленькой птицы старуха держит также кота и курицу. Впрочем, эти животные тоже не принимают утенка. После этого утенок снова вынужден бежать: замерзая, он уже практически примиряется с неизбежной кончиной. Однако вскоре его находит один добрый крестьянин и забирает к себе. В доме нового хозяина утенок мог бы пережить зиму, но страх толкает его на очередной побег. Зима и одиночество ждут птицу впереди.

Кроме того, что детей увлекает рассказ о путешествиях и странствиях главного героя, сказка также рассказывает о сложности и важности понимания собственной природы и места в жизни. Главные герои «Гадкого утенка» демонстрируют общественные стереотипы и их силу: мы увидим, что даже родители порой поддаются давлению общественного мнения, теряя способность адекватно оценивать ситуацию.

Но холода и морозы не вечны и однажды им приходит конец. Зима – это метафора. Главный герой переживает зиму не только буквально – как сезон года, но также он переживет зиму собственной жизни. В жизни, как и в культуре, не бывает постоянного нисходящего движения: однажды наступает весна и расцвет.

Гадкий утенок вдруг понимает: пришла весна. Лед на воде постепенно тает, и природа пробуждается к новой жизни. Возвращаются птицы, которые улетали зимовать в теплые края. Утенок тоже выходит из своего укрытия и видит перед собой прекрасных птиц. Кто они? Раньше он даже подумать не мог, что на свете живет такая красота! Но потом он замечает свое отражение в водной глади и осознает: он – такая же красивая птица, как те, которые прилетели с зимовки. Гадкий утенок оказался необычайной красоты лебедем.

Желая вновь увидеть птичий двор, утенок пролетает над ним, а птицы, смотря на него снизу-вверх, завидуют и любуются, наслаждаясь красотой его вида и полета. Наверное, этот момент в советском мультфильме – любимый для многих почитателей этой замечательной детской сказки.

Сказки бывают жестокими, как повествования братьев Гримм, но также сказки пишутся людьми добрыми, а доброта – это качество, которым обладают люди, пережившие немало страданий. В гадком утенке красота – не только в том, что он превращается в лебедя, но также в том, что жизненные невзгоды не превратили его в жестокое обозленное существо. Наоборот: мы наблюдаем расцвет и внешности, и внутреннего мира.

Главные идеи сказки

Терпение и усилия – это плата за достижения и жизненные успехи. Счастье не дается сразу, не падает на голову. Люди, желающие получить благо в будущем, должны быть готовыми к тому, что вначале придется пережить страдания и пройти через трудности и испытания.

Одновременно, произведение будто говорит читателю: нельзя судить кого-либо лишь по внешнему виду. В народе есть и соответствующая поговорка: встречают по одежке, а провожают – по уму.

Главные герои

Гадкий утенок

Начало жизни персонажа – безобразная, уродливая внешность. Он, конечно, совсем не утенок, но птицы с птичьего двора – настолько ограничены и глупы, настолько мало видели в жизни, кто называют его утенком, потому что тот родился в гнезде уток. Обитатели птичьего двора считают свой ничтожный и грязный мирок огромной вселенной. Домашние птицы не умеют летать и никогда не видели мира вне ворот двора.

Гадкий утенок родился в семье уток. Это было случайное происшествие, ведь яйцо, скорее всего, попало к уткам по стечению обстоятельств. С детства несчастный птенец унижается и угнетается жителями птичьего двора. Даже собственные родители не принимают его, так чего же можно ожидать от других птиц?

Утенок наделен человеческими чертами: это склонность к мечтам, романтичность, погруженность в себя. Птенец некрасивый (с точки зрения других птиц) и неуклюжий. Здесь автор поднимает и другую проблему – это вопрос красоты.

Писатель стремится показать, что объективных критериев красоты не существует, и когда мы судим кого-то, исходя из наших личных мерок, мы ошибаемся.


Не выдержав ужасного обращения со стороны птиц, утенок убегает со двора: он считает, что лучше смерть, чем унижение и оскорбление.

Андерсен пишет об утенке, но люди, которые не находят себе места среди своего окружения, без труда узнают в утенке себя. История знает множество примеров, когда непохожих и отличающихся от основной массы людей угнетали и унижали, не принимали. Часто судьбы таких личностей ломались, но порой эти люди становились великими, признанными гениями. Но гениев мы видим всегда издалека. Так случилось и с утенком: когда птичий двор наблюдает за полетом прекрасного лебедя, никто даже не узнает в нем былого уродливого утенка.

Утка – мама утенка

Мать главного героя – утка, которая ждет первое потомство. Утка – неоднозначный персонаж. Гадкий утенок появляется из яйца последним и его мать сразу понимает, что он несколько отличается от других ее детей. Сначала она пыталась защищать и оберегать сына от нападок других птиц с птичьего двора. Но потом слабость и давление птичьего общества возобладала над ней: утка стала вести себя по отношению к сыну так же, как и другие птицы. Гадкий утенок терпел унижение и презрение собственной матери, и больше не ощущал материнской любви и заботы, в которых так нуждался.

Мы охарактеризовали центральных персонажей. Теперь же стоит обратиться к героям второго плана. Большинство из них – это обитатели птичьего двора.

Знатная утка

Это самая старая птица, на ножке у которой даже повязана красная лента. Эта повязка словно отличает утку от других, превозносит ее. К ней приходят на поклон, словно она дворянка или императрица. Птицы ищут ее одобрения и боятся попасть в опалу. Нетрудно разглядеть в этом иерархически устроенном мирке птиц человеческое общество. Однако, когда здесь, Андерсен словно выпячивает, увеличивает под микроскопом – во много раз – абсурдность и парадоксальность общественных порядков.

Утка вызывает уважение и почтение, она задает общий тон на птичьем дворе, определяет место и положение других птиц – своих подчиненных.

Гуси

Дикие и гордые птицы, они только недавно водятся на птичьем дворе. В отличие от уток, гусей вовсе не пугает внешний вид утенка.

Стоит вспомнить, что наш главный герой с самого начала, когда понял, что он не похож на уток, пытается найти себе место.

В этих поисках он приходит в разные птичьи сообщества (например, пытается понять, а не индюк ли он), в том числе и в гусиное. Гуси приняли утенка, предложив ему быть одним из них. Но вскоре гуси были убиты охотниками, а с ними чуть не погиб и сам утенок.

Старушка

Когда утенок сбегает с птичьего двора, в странствиях он приходит к дому старухи. Бабушка поселилась в хилом и старом домике, который стоит на окраине. Она живет в компании курицы и кота. Старушка была слеповатая, а потому она не сразу поняла, кем является утенок. Она посчитала его уткой, жирной и упитанной, и взяла лишь потому, что понадеялась: теперь она будет иметь от нее больше яиц. Со временем утенок убегает и из этого дома тоже.

Кот

Животное, составляющее компанию старушке. Его трудно назвать положительным персонажем. Кота отличают такие черты, как высокомерие, презрение к другим, заносчивость, гордыня. Но для старушки он имеет ряд достоинств: он греет ее зимой своим теплом, мурлычет и красиво выгибает спину. Когда он злится, его шерсть становится дыбом так, что из нее даже начинают лететь искры.

Курица

Птица также, как и кот, живет в доме бабушки, к которой попал и утенок. Впрочем, курица-несушка тоже не отличается позитивными чертами: высокомерие, гордыня – те же черты, что и у кота. У курицы короткие ножки, она несет яйца и считает, что это основное преимущество всех животных. Так как утенок не умеет ни мурчать, ни нести яйца, курица не считает его достойным своего внимания и выказывает к нему всяческое презрение.

Охотник и его семья

Крестьянин-охотник описан добрым человеком. Мужчина пожалел утенка, когда увидел, что птица замерзает на улице. Охотник спас утенка ото льда и мороза, принес домой, отогрел. Однако утенок настолько привык к коварству и подлости – как людей, так и животных, что не сумел разглядеть доброты и отзывчивости в охотнике. Поэтому несчастный утенок снова убегает – от страха.

Это случилось потому, что у охотника была семья. Ситуация с домом охотника тоже отличается амбивалентностью. Если сам мужчина добр, то его семья – не так уж и добра к несчастной и бедной птице. Маленькие дети крестьянина подумали сперва, что птица – это новая игрушка. Утенок был напуган и в ужасе разбил несколько предметов кухонной посуды. Это не понравилось жене охотника. Женщина разозлилась и в порыве ярости бегала за птицей, пока та не покинула дом, испугавшись злобы хозяйки.

Еще один повод задуматься: люди ценят вещи больше, чем жизнь. Есть и обратная сторона: люди ценят жизнь человека больше, чем жизнь животного.

Лебеди

Прекрасные, благородные птицы. Лебеди знали: каждый из них рождается неприглядным птенцом, однако пройдет зима, наступит весна и лето, и птенец обернется в птицу необыкновенной красоты. Поэтому длинношеие птицы признали утенка частью своего сообщества, а также его превосходство. Утенок был молод и красив, а потому остальные лебеди преклонили перед ним головы: так, как когда-то на птичьем дворе утки преклонялись перед старой птицей с красной повязкой.

«Гадкий утенок»: главные герои сказки Ганса Андерсена

5 (100%) 2 votes

Контрольная работа
по детской литературе №1
«Анализ зарубежной литературной сказки»

Выполнила:
студентка
группы РЛ-31
Малаева Р.
Проверила:
Николаева С. Ю.

История создания
«Гадкий утёнок» - сказка датского писателя и поэта Ганса Христиана Андерсена, впервые опубликованная 11 ноября 1843 года. Перевод с датского на русский был выполнен Анной Васильевной Ганзен.
Г. Х. Андерсен родился в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем.
Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в сказках писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя.
Именно поэтому часто высказывается мнение, что сказка «Гадкий утёнок» является завуалированной автобиографией Ганса Христиана Андерсена.
Я всегда с недоверием отношусь к поискам в сюжетах писателей их личных чувств, переживаний, детских «травм», но в данном случае я вынуждена признать их достоверность. Ведь об этом свидетельствуют и реальные факты и слова автора:
«Сказка моей жизни развернулась предо мною – богатая, прекрасная, утешительная. Даже зло вело к благу, горе к радости, и в целом она является полной глубоких мыслей поэмой, какой я никогда не был бы в силах создать сам.… Да, правда, что я родился под счастливой звездой!». (Г.-Х.Андерсен)
Современники о внешности Андерсена:
«Он был высок, худощав и крайне своеобразен по осанке и движениям. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не приходилось беспокоиться, что кто-нибудь подменит его калоши. Нос его был так называемой римской формы, но тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед».
По самим местам действия сказки также можно провести параллели с жизнью писателя: пустырь, заросший лопухами, где было утиное гнездо - это Оденсе, родной город писателя; птичий двор, где клевали и травили гадкого утенка - столица Дании, Копенгаген; дом, где жила старушка с курицей и котом - одна знакомая Андерсену семья, в которой хотя и благожелательно принимали молодого писателя, но всячески наставляли и учили, как следует жить.
Стиль Г. Х. Андерсена
Из сказанного выше, я хочу выявить одну из особенностей стиля датского писателя – автобиографичность, которая имеет место не только в выбранной мной сказке, а также во многих других его творениях.
Впервые появившиеся на прилавках книги Андерсена поразили читателей своими героями, которые действительно были необычными. Принцессы его отличались трудолюбием и самоотвержением. В общем, его герои это обычные дети, а истории почерпнуты из обычной жизни.
Произведения Андерсена отличаются также удивительной фантастикой. Андерсен не боится реалистической детализацией описания ослабить фантастическое. Наоборот, ею он как бы подчеркивает достоверность событий сказки. Так реалистическими средствами художник нарисовал фантастическую картину появления бузинной матушки из чайника. Андерсен видит сказочное в самой реальности.
В сказке «Русалочка», во многом программной для Андерсена, он полемически противопоставляет миру сказки мир реальный, как высшую красоту.
Реалистическое содержание андерсеновских сказок и обусловило их стиль, язык манеру письма художника.
Родниковая ясность речи, разговорная интонация, прямое обращение к слушателю, гибкость синтаксических форм, звучность слова, зримость и красочность образов, конкретность деталей - таковы особенности андерсеновского стиля, стремительного и живого. Его описания полны движения, действия.
Звукоподражание является важным элементом в языке андерсеновских сказок и придает ему характерность.
Звукоподражание органически слито с другой особенностью андерсеновской речи - разговорным характером ее, специфически присущим жанру сказки, которую сказывают. Рассказчик в слове передает все, даже звучание предметов в их действии, в движении. То булькает льющаяся вода, то утята проклевываются через яичную скорлупу, и мы слышим, как она потрескивает, то с шипеньем вспыхивает спичка.
Реальный мир в сказках Андерсена предстает таким, каков он в действительности, то есть красочным, объемным, звучным и, что очень важно, находящимся в движении.
Динамичность повествования - одно из характернейших свойств стиля Андерсена-сказочника.
У Андерсена нет бездейственных, украшающих деталей: все в повествовании подчинено единой цели.
Мастерское умение сочетать реальное и фантастическое проявляется у Андерсена и в использовании психологической детали. Как бы ни был сказочен его герой, он думает и действует в соответствии с конкретными реальными условиями своего бытия.
Характерной чертой андерсеновской сказки и является глубокая правдивость в описаниях переживаний сказочных персонажей.

Анализ сказки «Гадкий утенок»
Сначала обратим свое внимание на название сказки. На мой взгляд, оно отвечает на вопрос «о чем?», следовательно является темой произведения.
В названии – оксюморон: гадкое и прекрасное относится к одному герою и выделяет его из всех остальных жителей птичьего двора.
Теперь нам необходимо определиться с жанром. Как понятно из названия работы, это литературная сказка. Но,как и многие литературные сказки, она имеет черты других жанров.
Я думаю, что в сказке есть элемент мифологии. Если мы обратимся к сюжету сказки, то обязательно обнаружим в нем тему изгнанника, которая была распространена в мифах. В таких сказках герой не властен над своей судьбой, он становится игрушкой неподвластных ему событий.
Тема "Гадкого утенка" распространена во всем мире. Во всех сказках об изгнании содержится одно и то же смысловое ядро, которое в каждом случае окружено разными оборками и воланами, отражающими культурный фон сказки, а также поэтику отдельного сказителя. Сказочный утенок олицетворяет дикую природу, которая, если загнать ее в среду со скудным питанием, инстинктивно стремится выжить, во что бы то ни стало. Дикая натура инстинктивно цепляется и упирается – порою робко, порой отчаянно, однако держится мертвой хваткой.
Если говорить откровенно, то на мой взгляд, утенок не был гадким, он не вызывал у меня отвращения или неприязни. Причиной того, что его изгнали, можно считать лишь то, что он отличался от других, от окружающим. Утенок был не гадким, он был иным. Его мама увидев его сказала: «И совсем не похож на других
В сказке проявляется и стиль автора, такой как динамизм повествования:
«Пиф! Паф! - раздалось опять, и целая стая диких гусей поднялась над болотом. Выстрел гремел за выстрелом. Охотники окружили болото со всех сторон; некоторые из них забрались на деревья и вели стрельбу сверху. Голубой дым облаками окутывал вершины деревьев и стлался над водой. По болоту рыскали охотничьи собаки. Только и слышно было: шлёп-шлёп! И камыш раскачивался из стороны в сторону. Бедный утенок от страха был ни жив ни мертв. Он хотел было спрятать голову под крылышко, как вдруг прямо перед ним выросла охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она посмотрела на утенка, оскалила острые зубы и - шлёп-шлёп! - побежала дальше »…
Также сказка имеет психологическую окраску. Автор описывает нам душевное состояние героя с помощью его внутренних монологов:
"Это оттого, что я такой гадкий", - подумал утенок и, зажмурив глаза, бросился бежать, сам не зная куда.
"Кажется, пронесло, - подумал утенок и перевел дух. - Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!"
“Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверно, заклюют меня насмерть за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но все равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою!”
А также о психологической напряженности свидетельствует следующее:
«Наконец утенок не выдержал. Он перебежал через двор и, распустив свои неуклюжие крылышки, кое-как перевалился через забор прямо в колючие кусты».
Конфликт с обществом перерастает в личный. Слова его матери, которые явно выделяются на фоне других:
“Глаза б мои на тебя не глядели!”
Эта сказка очень чувственна, мы полны переживаний в процессе чтения:
Автор сам не удерживается от сочувствия своему герою:
«Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы ему позволили жить в камышах да пить болотную воду, - о большем он и не мечтал».
Символизм в сказке. Действующую в сказке мать мы можем интерпретировать как символ внешней матери, но большинство взрослых женщин унаследовало кое-что и от истинной, внутренней матери. Утка-мать в этой сказке обладает несколькими качествами: она одновременно олицетворяет амбивалентную мать, мать-неудачницу и мать-сироту. Амбивалентность заключается в том, что она отрезана от материнских инстинктов, лишена их. Эмоционально она разрывается на части и потому терпит крах и лишает ребенка-чужака своей опеки. Хотя поначалу она пытается стоять на своем, непохожесть утенка на других начинает угрожать ее безопасности в собственном обществе и она сдается.
Также если говорить о символах, то примечательным является образ человека, спасшего утенка изо льда. Это спасение может символизировать вызволение изо льда, т.е. спасение от недостатка чувств, безразличия.
Несмотря на то, что это сказка о животных, мы все же видим в них сходства с людьми. Это потому что автор изобразил их животными лишь внешне. Андерсен показывает нам отношения между людьми. На птичьем дворе нужно бороться за существование, и утятам предстоит
этому научиться. Они должны остерегаться кошки и не попадать под ноги птичнице; нужно держать лапки врозь, чтобы показать себя благовоспитанным утенком. Вылупившиеся утята ценятся по тому, умеют ли они все, что должна уметь каждая утка. Добрый знак, когда большой утенок хорошо гребет лапками в воде - есть надежда, что из него все же выйдет толк.
Да, человеческие портреты здесь приобретают остроту из-за упрощения, И особую прелесть им придает забавное противопоставление между их нечеловеческой средой и чересчур человеческими мыслями.
Все персонажа этой сказке можно найти реальных аналогов среди людей. В нашей жизни мы можем встретить и «жирную утку, петуха, курицу, кота и самого героя».
«Гадкий утенок» - почти экзистенциальная драма, даже притча об одиночестве, взрослении, утрате иллюзий. Читая сказку, мы видим нелегкий путь становления главного героя. Ведь с самого начала его жизнь была сплошными испытаниями:
«Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою»
«Только бедному утенку, который вылупился позже других и был такой гадкий, никто не давал проходу. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже куры»…
«А индийский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя чуть не императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел прямо к утенку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью»…
«Было бы слишком печально рассказывать про все беды и несчастья гадкого утенка в эту суровую зиму»…
Но несмотря на все беды и горести, несмотря на отчаяние, маленький, беззащитный утенок оказался сильнее обстоятельств, и в конце концов обрел свое счастье:
«Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами»…
В конце сказки героя ждет победа в виде признания: «Новый лебедь лучше всех! Он красивый и молодой!». И сам герой восклицает: «О таком счастье я и не мечтал, когда был ещё гадким утёнком!»

Ганс Христиан Андерсен

«Гадкий утёнок»

У утки вылупились утята. Один из них был поздним, да и внешне не удался. Старая утка напугала мать, что это индюшонок, не иначе, но плавал он лучше, чем остальные утята. Все обитатели птичьего двора нападали на гадкого утёнка, даже птичница отталкивала от корма. Мать сначала заступалась, но затем тоже ополчилась против безобразного сына. Однажды утёнок не выдержал и убежал в болото, где жили дикие гуси, знакомство с которыми закончилось печально: хотя два молодых гусака и предложили чудному утёнку дружить, их тут же убили охотники (охотничья собака пробежала мимо утёнка — «видимо, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!»). Ночью он добрался до избушки, в которой жили старушка, кот и курица. Женщина приютила его, сослепу приняв за жирную утку, но кот и курица, считавшие себя лучшей половиной мира, травили нового сожителя, ибо он не умел нести яйца и мурлыкать. Когда утёнка потянуло плавать, курица заявила, что это все от дурости, и уродец ушёл жить на озеро, где все по-прежнему смеялись над ним. Однажды он увидел лебедей и полюбил их так, как никого никогда не любил.

Зимой утёнок замёрз во льду; крестьянин принёс домой, отогрел, но от испуга птенец нахулиганил и убежал. Всю зиму он просидел в камышах. Весной взлетел и увидел плывущих лебедей. Утёнок решил отдаться на волю прекрасных птиц — и увидел своё отражение: он тоже стал лебедем! И по мнению детей и самих лебедей — самым красивым и молодым. Об этом счастье он и не мечтал, когда был гадким утёнком. Пересказала Маус

У домашней утки вылупились утята. Но один был самым поздним, потому и внешне не удался. Самая старая утка сильно напугала мать тем, что утёнок похож на индюшонка. А плавал поздний утёнок лучше других утят. Все, кому не лень, нападали и щипали бедного и гадкого утёнка. Даже птичница отталкивала его от корма. Мать сначала его жалела и заступалась за него, а потом и сама стала ненавидеть своего некрасивого сына. Бедный утёнок, затаив обиду, убежал в болото, где жили дикие гуси. Двух молодых гусаков, которые приняли его в свою компанию, застрелили. Даже собака, понюхав утёнка, пробежала мимо.

Ночью он добрался до избушки, в которой жил кот, курица и старушка. Кот и курица травили нового сожителя за то, что не умел нести яйца и мурлыкать, как кот. Гадкого утёнка всегда тянуло плавать, а курица заявляла, что это всё от дурости. Тогда он ушёл от них на большое озеро, где увидел красивых лебедей. В жизни своей он никогда не видел таких птиц. Они были ослепительно белыми и гордо поднимали свои длинные шеи. Гадкий утёнок, наблюдая из-за кустов, любовался ими и полюбил их.

Пришла холодная зима. Зимой утёнок замерзал на льду. Один крестьянин принёс утёнка и отогрел его, но утёнок, испугавшись, убежал от него в болото, где просидел в камышах.

Ранней весной он снова увидел этих красивых птиц, плывущих по реке. Увидев своё отражение в воде, он обрадовался тому, что он такой же, как они и поплыл к ним. Он о таком счастье и не мечтал.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!