Гаметы хордовых животных образуются в результате. Постэмбриональный период развития

Тема: "Размножение и развитие организмов"

1. В про­цес­се де­ле­ния ма­те­рин­ской клет­ки об­ра­зу­ют­ся две до­чер­ние с рав­ным ей на­бо­ром хро­мо­сом бла­го­да­ря

1) мно­го­функ­ци­о­наль­но­сти мо­ле­кул белка 2) спо­соб­но­сти мо­ле­кул ДНК са­мо­удва­и­вать­ся

3) пар­но­сти хро­мо­сом в клет­ке 4) на­ли­чию белка в со­ста­ве хро­мо­сом

2. По каким при­зна­кам можно узнать ана­фа­зу ми­то­за?

1) бес­по­ря­доч­но­му рас­по­ло­же­нию спи­ра­ли­зо­ван­ных хро­мо­сом в ци­то­плаз­ме

2) вы­стра­и­ва­нию хро­мо­сом в эк­ва­то­ри­аль­ной плос­ко­сти клет­ки

3) рас­хож­де­нию до­чер­них хро­ма­тид к про­ти­во­по­лож­ным по­лю­сам клет­ки

4) дес­пи­ра­ли­за­ции хро­мо­сом и об­ра­зо­ва­нию ядер­ных обо­ло­чек во­круг двух ядер

3. Бла­го­да­ря свой­ству мо­ле­ку­лы ДНК вос­про­из­во­дить себе по­доб­ных

1) фор­ми­ру­ет­ся при­спо­соб­лен­ность ор­га­низ­ма к среде оби­та­ния

2) у осо­бей вида воз­ни­ка­ют мо­ди­фи­ка­ции

3) по­яв­ля­ют­ся новые ком­би­на­ции генов

4) про­ис­хо­дит пе­ре­да­ча на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции от ма­те­рин­ской клет­ки к до­чер­ним

4. Набор хро­мо­сом в клет­ках крови че­ло­ве­ка равен

1) 48 2) 46 3) 44 4) 23

5. В ре­зуль­та­те мей­о­за об­ра­зу­ет­ся

1) за­ро­сток па­по­рот­ни­ка 2) зи­го­та у мышей

3) га­стру­ла у за­ро­ды­ша че­ло­ве­ка 4) спора ку­куш­ки­на льна

6. На­след­ствен­ная ин­фор­ма­ция о при­зна­ках ор­га­низ­ма со­сре­до­то­че­на в мо­ле­ку­лах

1) тРНК 2) ДНК 3) бел­ков 4) по­ли­са­ха­ри­дов

7. Крос­син­го­вер при­во­дит к

1) об­ра­зо­ва­нию гамет 2) об­ра­зо­ва­нию со­ма­ти­че­ских кле­ток

3) ком­би­на­тив­ным из­ме­не­ни­ям 4) хро­мо­сом­ным му­та­ци­ям

8. Каж­дая ами­но­кис­ло­та в клет­ке ко­ди­ру­ет­ся

1) одним три­пле­том 2) не­сколь­ки­ми три­пле­та­ми

3) одним или не­сколь­ки­ми три­пле­та­ми 4) одним нук­лео­ти­дом

9. При ми­то­зе хро­мо­со­мы рас­хо­дят­ся к по­лю­сам клет­ки в

1) ана­фа­зе 2) ме­та­фа­зе 3) про­фа­зе 4) те­ло­фа­зе

10. Сущ­ность мей­о­за со­сто­ит в

1) об­ра­зо­ва­нии кле­ток с ди­пло­ид­ным на­бо­ром хро­мо­сом

2) удво­е­нии ко­ли­че­ства ДНК в клет­ках тела

3) вос­ста­нов­ле­нии пол­но­го на­бо­ра хро­мо­сом в клет­ках

4) об­ра­зо­ва­нии гамет с га­п­ло­ид­ным на­бо­ром хро­мо­сом

11. В какую фазу ми­то­за пары хро­ма­тид при­креп­ля­ют­ся сво­и­ми цен­тро­ме­ра­ми к нитям ве­ре­те­на де­ле­ния

1) ана­фа­зу 2) те­ло­фа­зу 3) про­фа­зу 4) ме­та­фа­зу

12. В клет­ках рас­те­ний тРНК

1) хра­нит на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию 2) реп­ли­ци­ру­ет­ся на иРНК

3) обес­пе­чи­ва­ет ре­пли­ка­цию ДНК 4) пе­ре­но­сит ами­но­кис­ло­ты на ри­бо­со­мы

13. Ста­дия га­стру­лы в эм­бри­о­наль­ном раз­ви­тии лан­цет­ни­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся

1) дроб­ле­ни­ем зи­го­ты 2) об­ра­зо­ва­ни­ем эк­то­дер­мы и эн­то­дер­мы

3) за­клад­кой си­стем ор­га­нов 4) фор­ми­ро­ва­ни­ем од­но­слой­но­го за­ро­ды­ша

14. Из опло­до­творённой яй­це­клет­ки раз­ви­ва­ет­ся маль­чик, если после опло­до­тво­ре­ния в зи­го­те ока­жет­ся хро­мо­сом­ный набор

1) 22 ауто­со­мы + Y 2) 22 ауто­со­мы + X 3) 44 ауто­со­мы + XY 4) 44 ауто­со­мы + XX

15. У пло­до­вой мухи дро­зо­фи­лы в со­ма­ти­че­ских клет­ках со­дер­жит­ся 8 хро­мо­сом, а в по­ло­вых клет­ках

1) 12 хро­мо­сом 2) 4 хро­мо­со­мы 3) 8 хро­мо­сом 4) 10 хро­мо­сом

16.В ходе митотического деления клетки перемещение хромосом к плоскости экватора происходит в

17.Спермии птицы образуются в результате процесса

1)мейоза 2) митоза 3) оплодотворения 4) дробления зиготы

18.Движение хромосом в процессе митотического деления клетки обусловлено деятельностью

1)ядрышка 2) ядерной оболочки 3)веретена деления 4)молекул транпортной РНК

19.Уменьшение набора хромосом клетки происходит в процессе

1)мейоза 2) митоза 3) подготовки к делению 4)двойного оплодотворения

20.Гаметы хордовых животных образуются в результате

1)митотического деления клетки 2) дробления зиготы

3) двойного оплодотворения 4)процесса мейоза

21.Кроссинговер, или обмен участками между гомологичными хромосомами, осуществляется в

1) анафазе митоза 2) интерфазе клеточного цикла

3) профазе первого деления мейоза 4) метафазе второго деления мейоза

22.В процессе деления клетки телофаза митоза характеризуется

1) образованием веретена деления

2) выстраиванием хромосом на экваторе клетки

3) расхождением хромосом к полюсам клетки

4) деспирализацией хромосом

23.Образование из одной клетки двух дочерних, являющихся копией материнской клетки, осуществляется в результате процесса

1)митотического деления 2) кроссинговера

3) коньюгации хромосом 4) оплодотворения

24 Четыре половые клетки с одинарным набором хромосом образуются в процессе

1) амитоза 2) митотического деления 3)оплодотворения 4) сперматогенеза

25 .Одинаковый набор хромосом имеют все клетки тела млекопитающего животного за исключением

1) нейронов 2) эритроцитов 3) клеток кожи 4) яйцеклеток

26 .В ходе митотического деления клетки перемещение хромосом к плоскости экватора происходит в

1) профазу 2) метафазу 3) анафазу 4) телофазу

27 . В митозе хромосомы становятся однохроматидными в период

1) анафазы 2) телофазы 3) профазы 4) метафазы

28 .Образование из одной клетки двух дочерних, являющихся копией материнской клетки, осуществляется в результате процесса

1) митотического деления 2) кроссинговера 3)сперматогенеза 4)оплодотворения

29. Наибольшие изменения в процессе деления клетки происходят в

1) ядре 2) цитоплазме 3) рибосомах 4) митохондриях

30 . Уменьшение набора хромосом клетки происходит в процессе

1) мейоза 2) митоза 3) подготовки к делению 4) двойного оплодотворения

31 .Наиболее продолжительным в жизненном цикле клетки является стадия

1) образование веретена деления 2) деление ядра

3) интерфазы 4) спирализации хромосом

32 Гаметы у человека образуются в результате

1) митоза 2) удвоения хромосом

3) мейоза 4)деления соматических клеток

33 .Хромосомные наборы мужчин и женщин отличаются прежде всего

1) строением ДНК 2) количеством хромосом

3)формой одной пары хромосом 4) формой нескольких пар хромосом

34 .Если в яйцеклетке человека содержится 23 хромосомы, то в клетке кожи количество хромосом

1) 23 2) 44 3)46 4)92

35. Половые клетки человека формируются в

1)мошонке и маточных трубах 2)предстательной железе и влагалище

3)семявыводящих протоках и в матке 4)семенниках и яичниках

36 .Вторичные половые признаки формируются под влиянием

1)витаминов 2)ферментов 3)гормонов 4) антител

37 .Женские половые гормоны вырабатываются

1) в матке 2)желтым телом и фолликулами

3)слизистой оболочкой яичника 4) в молочных железах

38 .В основе развития зародыша из зиготы лежит

1) оплодотворение 2)дробление клеток 3)образование гамет 4) мейоз

39 . Связь зародыша с телом матери осуществляется

1)через матку 2) благодаря смешению крови матери и плода

3)через плаценту и пуповину 4)через пищеварительные системы плода и матери

40 . В норме беременность женщины продолжается примерно

1)280 суток 2) 180 суток 3) 320 суток 4) 210 суток

41. Вы­па­де­ние участ­ка хро­мо­со­мы в от­ли­чие от пе­ре­кре­ста хро­ма­тид в мей­о­зе - это

1) конъ­юга­ция 2) му­та­ция 3) ре­пли­ка­ция 4) крос­син­го­вер

42. Ги­брид­ное потом­ство, по­лу­чен­ное Г. Д. Кар­пе­чен­ко при скре­щи­ва­нии редь­ки и ка­пу­сты, ока­за­лось бес­плод­ным вслед­ствие

1) крос­син­го­ве­ра между не­го­мо­ло­гич­ны­ми хро­мо­со­ма­ми редь­ки и ка­пу­сты

2) раз­но­го числа по­ло­вых кле­ток у редь­ки и ка­пу­сты

3) го­мо­зи­гот­но­сти ро­ди­тель­ских форм

4) от­сут­ствия конъ­юга­ции хро­мо­сом у ги­бри­дов

Разбор варианта № 1 за 2016 год из сборника «Типовые тестовые задания ЕГЭ 2016. Биология», авторы: Г.С. Калинова, Т.В. Мазяркина.

Задание №1.

С помощью какого метода исследуют влияние условий выращивания культурных растений на их продуктивность?

1. Эксперимента

2. Химического анализа

3. Меченых атомов

4. Генеалогического

Объяснение: выводы об условиях выращивания можно сделать только после проведения эксперимента при различный условиях. Правильный ответ - 1.

Задание №2.

Какую функцию выполняют в клетке молекулы АТФ?

1. Строительную

2. Транспортную

3. Энергетическую

4. Информационную

Объяснение: АТФ - аденозинтрифосфат, универсальная энергетическая молекула живых организмов. Правильный ответ - 3.

Задание №3.

Молекулы какого вещества служат матрицей для синтеза тРНК?

1. Белка

2. АТФ

3. Аминокислот

4. ДНК

Объяснение: все виды рибонуклеиновых кислот (иРНК, тРНК, рРНК) синтезируются с матрицы ДНК. Правильный ответ - 4.

Задание №4.

Гаметы хордовых животных образуются в результате

1. Митотического деления

2. Дробления зиготы

3. Двойного оплодотворения

4. Процесса мейоза

Объяснение: половые клетки всех живых организмов образуются в процессе мейоза. При этом из одной диплоидной клетки образуется четыре гаплоидных. Правильный ответ - 4.

Задание №5.

Наружный зародышевый листок эмбриона -

1. Собственно дерма

2. Мезодерма

3. Эктодерма

4. Эпидерма

Объяснение: существует три зародышевых листа: эктодерма (внешний слой), мезодерма (промежуточный слой), энтодерма (внутренний слой). Правильный ответ - 3.

Задание №6.

Определите генотипы родителей, если 75% гибридного потомства первого поколения растений гороха посевного имеет красные цветки (доминантный признак).

1. АА, аа

2. Аа, Аа

3. Аа, аа

4. АА, Аа

Объяснение: в задании дано расщепление по фенотипу 3:1 (по генотипу 1:2:1), такое расщепление возможно только при скрещивании двух гетерозигот, то есть Аа и Аа. Правильный ответ - 2.

Задание №7.

Нарушение структуры хромосом является причиной изменчивости

1. Фенотипической

2. Мутационной

3. Комбинативной

4. Модификационной

Объяснение: изменения структуры хромосом связаны с мутационной изменчивостью. Такие изменения могут наследоваться из поколения в поколение. Правильный ответ - 2.

Задание №8.

Явление гибридной силы, проявляющееся в повышении продуктивности и жизнеспособности организмов, называют

1. Полиплоидией

2. Мутагенезом

3. Гетерозисом

4. Доминированием

Объяснение: гетерозис - явление при котором при межвидовом скрещивании получаются гетерозиготные организмы. У этих организмов очень сильно проявлены гетерозиготные признаки. То есть в данном случае гетерозигота проявляется сильнее, чем гомозигота по доминантному признаку. Например, они могут быть более продуктивны и жизнеспособны. Правильный ответ - 3.

Задание №9.

В клетках каких организмов молекула ДНК замкнута в кольцо?

1. Прокариот

2. Эукариот

3. Бактериофагов

4. Вирусов

Объяснение: кольцевая ДНК содержится в прокариотических клетках. Рассмотрим на картинке.

Правильный ответ - 1.

Задание №10.

Рост древесного стебля в толщину происходит за счет деления клеток

1. Кожицы

2. Луба

3. Камбия

4. Сердцевины

Объяснение: стебли деревьев утолщаются благодаря делению клеток камбия. Известны, например, вековые дубы, достигающие в обхвате ствола 10 м. Правильный ответ - 3.

Задание №11.

В процессе эволюции стебель с листьями впервые появляется у

1. Моховидных

2. Плауновидных

3. Хвощевидных

4. Папоротниковидных

Объяснение: все перечисленные группы растений относятся к высшим растениям и все имеют стебли и листья, но первой группой были моховидные растения. Правильный ответ - 1.

Задание №12.

Употребляя в пищу плохо вымытые овощи, можно заразиться

1. Аскаридами

2. Бычьим цепнем

3. Кошачьей двуусткой

4. Печеночным сосальщиком

Объяснение: аскаридами можно заразиться через плохо вымытые овощи, фрукты, ягоды (то есть с частицами почвы), бычьим цепнем можно заразиться, употребив плохо прожаренное (или проваренное, в общем, плохо обработанные термически) мясо, кошачьей двуусткой можно заразиться употребив в пищу плохо обработанную речную рыбу, печеночным сосальщиком можно заразиться выпив необработанную (нефильтрованную) воду. Правильный ответ - 1.

Задание №13.

Воздушные мешки как часть дыхательной системы имеются у

1. Птиц

2. Земноводных

3. Млекопитающих

4. Пресмыкающихся

Объяснение: воздушные мешки являются приспособлением к полету, поэтому, они являются частью дыхательной системы птиц. Правильный ответ - 1.

Задание №14.

Кровь - это один из видов ткани

1. Нервной

2. Эпителиальной

3. Соединительной

4. Мышечной

Объяснение: кровь относится к тканям внутренней среды, а они, в свою очередь, являются одним из типов соединительной ткани. Правильный ответ - 3.

Задание №15.

Большой круг кровообращения в организме человека берет начало в

1. Левом желудочке

2. Левом предсердии

3. Правом предсердии

4. Правом желудочке

Объяснение: рассмотрим строение сердца.

Большой круг кровообращения начинается с левого желудочка, из которого выходит аорта (по ней течет артериальная кровь). Правильный ответ - 1.

Задание №16.

В организме человека вызывает учащение ритма сердечных сокращений

1. Повышение концентрации гормона адреналина

2. Возбуждение рефлекторной дуги коленного рефлекса

3. Повышение концентрации пепсина в полости желудка

4. Работа парасимпатического отдела вегетативной нервной системы

Объяснение: адреналин - гормон стресса, при его выработке учащается сердцебиение, расширяется зрачок, притупляется чувство голода, то есть организм готовится к нападению, например. Правильный ответ - 1.

Задание №17.

В организме человека преобразование звуковой волны в нервный импульс происходит в

1. Полукружных каналах органа равновесия

2. Улитке, расположенной в пирамиде височной кости

3. Клетках барабанной перепонке

4. Наружном слуховом проходе

Объяснение: преобразование звуковой волны происходит в улитке, где расположены рецепторы, от которых по чувствительному нейрону в головной мозг. Правильный ответ - 2.

Задание №18.

Деятельность какой железы нарушается при недостатке йода в пище?

1. Печени

2. Слюнной

3. Щитовидной

4. Поджелудочной

Объяснение: при недостатке йода нарушается деятельность поджелудочной железы, так как в состав гормонов этой железы входят ионы йода. Правильный ответ - 3.

Задание №19.

Согласно учению Ч. Дарвина, главной движущей силой эволюции органического мира считают

1. Модификационные изменения особей

2. Процесс бесполого размножения

3. Искусственный отбор

4. Естественный отбор

Объяснение: такой главной движущей силой является естественный отбор, так как в результате естественного отбора выживает самый приспособленный организм, то есть происходят положительные изменения в генотипе. Правильный ответ - 4.

Задание №20.

Формирование приспособленности у организмов относят к

2. Доказательствам эволюции

3. Результатам эволюции

4. Движущим силам эволюции

Объяснение: приспособленность является самым главным результатом эволюции. Такой результат достигается при помощи движущих сил эволюции: наследственности, изменчивости, естественному отбору и борьбы за существование. Правильный ответ - 3.

Задание №21.

К каким доказательствам эволюции следует отнести сходство зародышей человека и позвоночных животных?

1. Биогеографическим

2. Биохимическим

3. Эмбриологическим

4. Сравнительно-анатомическим

Объяснение: строение и развитие зародышей животных и человека изучает эмбриология, значит и изучение сходств зародышей относится к эмбриологическим доказательствам. Правильный ответ - 3.

Задание №22.

Влажность среды, необходимая для жизни организмов, - это фактор

1. Биологический

2. Абиотический

3. Антропогенный

4. Непериодический

Объяснение: влажность среды относится к факторам неживой среды, такие факторы называются абиотическими. Правильный ответ - 2.

Задание №23.

Особенностью плантации риса как агроэкосистемы является

1. Ее нестабильность

2. Большое число видов

3. Длинные цепи питания

4. Замкнутый круговорот веществ

Объяснение: особенность искусственной экосистемы является ее нестабильность (из перечисленных, а еще - короткие цепи питания, небольшое количество видов и незамкнутый круговорот веществ). Правильный ответ - 1.

Задание №24.

Первичным источником энергии для круговорота веществ в биосфере служит

1. Деятельность живых организмов

2. Химическая энергия

3. Тепловая энергия

4. Энергия Солнца

Объяснение: первичный источником энергии служит энергия Солнца. Приведем два доказательства:

1. Первыми организмами были фототрофы, которые перерабатывали энергию Солнца в энергию химических связей

2. Первым звеном любой пищевой цепи являются автотрофы (часто именно фототрофы), которые создают органические вещества из минеральных при помощи солнечной энергии. Правильный ответ - 4.

Задание №25.

Верны ли следующие суждения о критериях вида?

А. Генетический критерий вида характеризуется одинаковой реакцией особей вида на воздействие факторов среды.

Б. В соответствии с генетическим критерием все особи вида имеют одинаковый химический состав и сходные процессы жизнедеятельности.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: генетический критерий описывает генотип вида, а второе утверждение описывает физиологический критерий вида. Правильный ответ - 4.

Задание №26.

Для прокариотического организма не характерно

1. Бинарное деление

2. Наличие обмена веществ

3. Деление митозом

4. Наличие рибосом

5. Многоклеточное строение

6. Наличие мембранных органоидов

Объяснение: для прокариотического организма характерно наличие рибосом, наличие обмена веществ и бинарное деление. Все остальное - не характерно. Правильный ответ - 3, 5, 6.

Задание №27.

Одноклеточные животные, в отличие от бактерий,

1. Осуществляют процесс хемосинтеза

2. Выполняют в экосистеме роль консументов

3. Служат источником ряда болезней

6. Относятся к доядерным организмам (прокариотам)

Объяснение: некоторые бактерии - хемосинтетики, простейшие - гетеротрофы. Бактерии - могут быть и продуцентами и консументами и редуцентами, простейшие - консументы. Служат источником ряда болезней - и те и те. Митохондрии, как и оформленное ядро есть только у простейших. К прокариотам относятся бактерии. Правильный ответ - 2, 4, 5.

Задание №28.

Почему картофельное поле считают неустойчивой экосистемой?

1. Преобладает культура картофеля

2. Замкнутый круговорот веществ

3. В круговороте веществ не участвует солнечная энергия

4. Короткие цепи питания

5. Большая численность видов, кроме картофеля

6. Из круговорота веществ изымается с урожаем большая биомасса

Объяснение: картофельное поле - искусственная экосистема, она неустойчива, так как в ней короткие пищевые цепи, небольшое количество видов (преобладют монокультуры) и незамкнутый круговорот веществ и при соре урожая выкапывается вся биомасса монокультуры. Правильный ответ - 1, 4, 6.

Задание №29.

Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит.

Процесс Органоид

А. Восстановление углекислого газа до глюкозы 1. Митохондрия

Б. Синтез АТФ в процессе дыхания 2. Хлоропласт

В. Первичный синтез органических веществ

Г. Превращение световой энергии в химическую

Д. Расщепление органических веществ до углекислого газа и воды

Объяснение: в митохондриях происходит распад глюкозы, а в хлоропласте ее синтез. Синтез АТФ идет в митохондриях, как и расщепление органических веществ до углекислого газа и воды. В хлоропластах - синтез органических веществ, превращение световой энергии в химическую. Правильный ответ - 21221.

Задание №30.

Установите соответствие между признаком животных и классами Насекомые и Ракообразные.

Признак Класс

А. Органы дыхания - трахеи 1. Насекомые

Б. Три пары конечностей 2. Ракообразные

В. Пять пар ходильных ног

Г. Органы дыхания - жабры

Д. Твердый хитиновый панцирь

Е. Выделительная система - мальпигиевы сосуды

Объяснение: рассмотрим представителей классов.

Признаки насекомых -органы дыхания-трахеи, три пары конечностей, выделительная системы - мальпигиевы сосуды. Признаки ракообразных - пять пар ходильных ног, органы дыхания - жабры, твердый хитиновый панцирь. Правильный ответ - 112221.

Задание №31.

Установите соответствие между характеристикой железы и видом, к которому ее относят.

Характеристика железы Вид железы

А. Выделяет секрет непосредственно в кровь 1. Внутренней секреции

Б. Синтезирует белки - ферменты 2. Внешней секреции

В. Выделяет секрет через специальные протоки

Г. Образует биологически активные вещества - гормоны

Объяснение: железы внутренней секреции выделяют гормоны в кровь, то есть признаки желез внутренней секреции: секрет выделяется в кровь, образуют биологически активные вещества - гормоны. Все остальное - к железам внешней секреции. Правильный ответ - 1221.

Задание №32.

Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.

Признак большого прудовика Критерий вида

А. Органы чувств - одна пара щупалец 1. Морфологический

Б. Коричневый цвет раковины 2. Экологический

В. Населяет пресные водоемы

Г. Питается мягкими тканями растений

Д. Раковина спирально закрученная

Объяснение: морфологический критерий описывает строение вида, то есть: органы чувств - одна пара щупалец, коричневый цвет раковины, спирально закрученная раковина. Экологический критерий описывает образ жизни вида: населяет пресные водоемы, питается мягкими тканями растений. Правильный ответ - 11221.

Задание №33.

Установите последовательность процессов, происходящих при размножении и развитии цветковых растений, начиная с момента формирования пыльцы.

1. Проникновение спермиев в зародышевый мешок

2. Образование триплоидной клетки

3. Прорастание пыльцевой трубки

4. Формирование семени из семязачатка

5. Образование генеративной и вегетативной клеток

Объяснение: расположим процессы в правильном порядке. Все начинается с образования генеративной и вегетативной клеток, затем прорастает пыльцевая трубка, потом спермии проникают в зародышевый мешок, половые клетки сливаются, образуется триплоидная клетка и, наконец, формируется семя из семязачатка. Правильный ответ - 53124.

Задание №34.

Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза, впервые возникшего у древнейших прокариот - цианобактерий.

Объяснение: первые настоящие живые организмы, появившиеся на планете - цианобактерии и так сложилось, что они имеют оксигенный фотосинтез, то есть в ходе фотосинтеза выделяется кислород в качестве побочного продукта. С цианобактерий началась эволюция фотосинтезирующих организмов, то есть возникли водоросли, затем высшие растения. Такая большая биомасса растений нафотосинтезировала для планеты определенное количество кислорода. Поэтому и мы и большинство живых организмов дышит кислородом.

Задание №35.

Назовите кости, обозначенные на рисунке цифрами 2 и 3. Укажите, к каким отделам скелета их относят. Какого типа эти кости?

Объяснение: на рисунке представлен скелет свободной верхней конечности и лопатка, которая входит в пояс верхних конечностей. 2 - плечевая кость, 3 - лопатка. Плечевая кость относится к трубчатым костям, а лопатка - к плоским.

Задание №36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. К органическим веществам клетки относят белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты. 2. Белки - полимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. 3. Изменение структуры и потеря белком его природных свойств - редупликация. 4. Глюкозу, сахарозу, рибозу относят к моносахаридам. 5. Фосфолипиды образуют в мембране билипидный слой.

Объяснение: 2 - мономерами белков являются не нуклеотиды, а аминокислоты. 3 - такой процесс называется не редупликацией, а денатурацией белка. 4 - глюкозу и рибозу относят к моносахаридам, а сахарозу - к дисахаридам (состоит из глюкозы и фруктозы).

Задание №37.

В чем состоит сходство грибов и животных?

Объяснение: 1. И грибы и животные гетеротрофы (потребляют готовые органические вещества).

2. В клеточной стенке грибов и наружном скелете членистоногих содержится хитин.

3. И грибы и животные являются эукариотами, то есть имеют мембранные органеллы, в том числе оформленное ядро.

4. Не имеют хлоропластов и, вообще, пластид.

Задание №38.

С одного куста смородины взяли несколько черенков, укоренили их и вырастили взрослые растения. Однако оказалось, что дочерние растения имели не только черты сходства друг с другом и с материнским растением, но и черты отличия: по числу и мощности побегов, размерам и числу листьев. Объясните это явление. Какой способ размножения был использован в данном случае?

Объяснение: было использовано вегетативное размножение, а именно размножение частями растения (в данном случае, черенками). Так как при вегетативном размножении генотипы дочерних растений и материнского идентичны, то изменения не могут быть связаны с генотипом. Получается, что это были модификации, то есть последствия модификационной изменчивости. Вполне может быть, что растения больше освещались, больше поливались и минеральное питание было богаче. Вследствие чего они и выросли больше. (модификационная изменчивость работает только в пределах нормы реакции)

Задание №39.

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев ячменя? Объясните результат в каждом случае.

Объяснение: листья растений состоят из соматических клеток, в которых набор хромосом - диплоидный. Зародыш развивается из зиготы, зигота получена слиянием гаплоидных половых клеток, значит зародыш диплоидный (n + n = 2n). Эндосперм семени триплоидный, так как он образован при слиянии двухядерного семязачатки и гаплоидного спермия (2n + n = 3n).

Задание №40.

При скрещивании мухи дрозофилы, имеющей серое тело (А) и нормальные крылья (В), с мухой, имеющей черное тело и закрученные крылья, получено 58 мух с серым телом и нормальными крыльями, 52 - с черным телом и закрученными крыльями, 15 - с серым телом и закрученными крыльями, 14 - с черным телом и нормальными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, потомства. Объясните формирование четырех фенотипических классов. Какой закон действует в данном случае?

Объяснение: А - серое тело

а - черное тело

В - нормальные крылья

в - закрученные крылья

Скрещивание: Р: АаВв х аавв

Г: АВ, ав, Ав, аВ х ав

F1: АаВв - серое тело, нормальные крылья - 58

аавв - черное тело, закрученные крылья - 52

Аавв - серое тело, закрученные крылья - 15

ааВв - черное тело, нормальные крылья - 14

Гены А и В и а и в сцеплены, поэтому они они образуют группы 58 и 52 особи, а в случае остальных двух групп произошел кроссинговер и эти гены перестали быть сцеплены, поэтому и образовали 14 и 15 особей.

Для каждого типа клеток (зигота, гамета) выберите соответствующие характеристики: 1 – имеет гаплоидный набор хромосом; 2 – образуется в результате мейоза;

3 – содержит наследственный материал двух особей; 4 – имеет диплоидный набор хромосом; 5 – половая клетка; 6 – количество хромосом и молекул ДНК описывается формулой nc; 7 – образуется в результате оплодотворения; 8 – содержит наследственный материал от одной особи; 9 – количество хромосом и молекул ДНК описывается формулой 2n2с; 10 – оплодотворенная яйцеклетка.

1. При бесполом размножении дочерние особи развиваются из: а) одной неспециализированной клетки; б) одной специализированной клетки; в) множества

клеток одинакового происхождения; г) множества клеток различного происхождения. 2. При половом размножении дочерние особи развиваются из: а) одной неспециализированной клетки; б) двух специализированных клеток; в) слившихся неспециализированных клеток; г) слившихся специализированных клеток. 3. Делением клеток размножаются: а) только бактерии; б) только одноклеточные водоросли и бактерии; в) только простейшие и бактерии; г) одноклеточные водоросли, простейшие, бактерии и клетки многоклеточных организмов. 4. Непрямое деление клеток (митоз) характерно главным образом для: а) прокариот; б) прокариот и некоторых эукариот; в) всех эукариот, за исключением клеток простейших и специализированных клеток животных; г) всех эукариот, за исключением клеток растений и специализированных клеток животных 5. Редукционное деление клеток (мейоз) характерно главным образом для: а) прокариот и простейших; б) простейших и клеток растений, образующих споры и гаметы; в) клеток растений, обеспечивающих их рост, и клеток животных, образующих гаметы; г) клеток растений и грибов, образующих споры и гаметы, клеток животных, образующих гаметы.

А.1. Гаметы – специализированные клетки, с помощью которых осуществляется 1) половое размножение 3) вегетативное размножение 2) прорастание семян 4)

рост вегетативных органов

А.2. Какая болезнь человека – результат генной мутации? 1) грипп 2) малярия 3) серповидная клеточная анемия 4) дизентерия

А.3. Особей, образующих гаметы разного сорта, в потомстве которых происходит расщепление, называют 1) аллельными 2) гетерозиготными 3) неаллельными 4) гомозиготными

А.4. В соматических клетках здорового человека находится 1) 32 хромосомы 2) 46 хромосом 3) 21 хромосома 4) 23 хромосомы

А.5. Два гена наследуются сцеплено, если они располагаются в 1) гомологичных хромосомах 3) негомологичных хромосомах 2) половых хромосомах 4) одной хромосоме

А.6. Для определения генотипа особи проводят скрещивание 1) дигибридное 2) анализирующее 3) промежуточное 4) полигибридное

А.7. Соотношение по фенотипу 3:1 соответствует 1) закону Моргана 3) закону расщепления 2) сцепленного с полом наследования 4) закону единообразия

А.8. Синдром Дауна вызван 1) моносомией по 21 хромосоме 3) трисомией по Х-хромосоме 2) трисомией по 21 хромосоме 4) моносомией по Х-хромосоме

А.9. Благодаря конъюгации и кроссинговеру при образовании гамет происходит 1) уменьшение числа хромосом вдвое \ 2) увеличение числа хромосом вдвое 3) обмен генетической информации между гомологичными хромосомами 4) увеличение числа гамет

А.10. При скрещивании кроликов с генотипами ААвв и ааВВ получится потомство с генотипом 1) АаВВ 2) ААВв 3) ААВВ 4) АаВв

А.11. При скрещивании двух длинношерстных морских свинок получили 25% короткошерстных особей. Это значит, что родительские особи являлись 1) гомозиготными по доминантному гену 2) гомозиготными по рецессивному гену 3) одна особь гомозиготной по доминантному гену, а другая гетерозиготной 4) гетерозиготными

А.12. Хромосомный набор половой клетки женщины содержит 1) две ХХ - хромосомы 3) 46 хромосом и две ХХ - хромосомы 2) 22 аутосомы и одну Х - хромосому 4) 23 аутосомы и одну Х - хромосому

А.13. При скрещивании черной морской свинки (Аа) с черным самцом (Аа) в поколении F1 получится 1) 50% белых и 50% черных особей 3) 75% белых и 25% черных особей 2) 25% белых и 75% черных особей 4) 100% - черных особей

А.14. У человека гетерогаметным является пол 1) мужской 3) и мужской и женский 2) в одних случаях – мужской, в других - женский 4) женский

А.15. Какова вероятность рождения детей с веснушками у супружеской пары, если генотип женщины – Аа, а мужчины – аа (А- наличие веснушек)? 1) 100% 2) 50% 3) 25% 4) 75%

А.16. Сколько типов гамет может образоваться в результате нормального гаметогенеза у особи с генотипом ААВв 1) один 2) три 3) два 4) четыре

А.17. Определите генотип родительских растений гороха, если при скрещивании оказалось 50% растений гороха с желтыми и 50% - с зелеными семенами 1) Аа х Аа 2) АА х АА 3) АА х аа 4) Аа х аа

А.18. Какова вероятность рождения кареглазого ребенка у голубоглазой матери и гетерозиготного по данному признаку кареглазого отца? 1) 25% 2) 50% 3) 100% 4) 75%

А.19. Преобладающий ген, обозначающийся заглавной буквой, называется 1) рецессивный 2) аллельный 3) доминантный 4) неаллельный

А.20. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие окраску цветов гороха, называют 1) сцепленными 2) доминантными 3) рецессивными 4) аллельными

В.1. Вставьте в текст «Наследственность» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. Наследственность – это свойство организмов передавать при размножении признаки потомству из поколения в поколение. Элементарная единица наследственного материала – это ___________(А). Его основой является ___________(Б). Совокупность всего наследственного материала организма – это________(В), а совокупность его внешних и внутренних признаков образуют его ___________(Г).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!