Где находится сармат. Описания вооружения сарматов

В период утверждения сарматов на территории Волго-Уралья, происходили важные события в Северном Причерноморье. Прекратила свое существование Великая Скифия. Археологи зафиксировали, что в последней трети IV в. до н. э. в северопричерноморских степях было прекращено сооружение царских скифских курганов. Не позднее начала III в. до н. э. перестали функционировать курганные могильники рядового населения (Полин С. В., Симоненко А. В., 1997, с. 94). Скифские степи опустели. Возможно, с кризисной ситуацией в Скифии связана попытка царя Атея во второй половине IV в. до н. э. продвинуться за Дунай. Конфликт скифов с Филиппом II Македонским закончился поражением скифов, что усугубило кризисную ситуацию и предрешило судьбу скифских племен (Винградов Ю. А., Марченко К. К., Рогов Е. Я., 1997, с. 11-13). В III в. до н. э в Северном Причерноморье погибли очень многие сельские поселения эллинов и скифов (Виноградов Ю. А., Марченко К. К., Рогов Е. Я., 1997, с. 7-8).

Столь масштабные изменения этно-политической ситуации в Северном Причерноморье должны были быть обусловлены весьма серьезными причинами.

Походы кельтских или германских военных отрядов из районов Карпато-Дунайского бассейна, возможность которых исключать нельзя, вряд ли могли иметь подобные масштабы (Виноградов Ю. А., Марченко К. К., Рогов Е. Я., 1997, с. 6-7). Наиболее распространенная версия объяснения произошедших событий заключается в том, что они являются результатом постоянных набегов сарматских племен из-за Танаиса, и последовавшего впоследствии захвата ими скифской территории (Смирнов К. Ф., 1984, с. 66–69, 118-123). Данная точка зрения сформировалась на основе интерпретации сообщений античных авторов и анализа археологических источников. Так., например, сообщение Диодора Сицилийского о том, что савроматы “… много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Ски фии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню” (Кавказ и Дон в произведениях античных авторов, 1990, с. 145) можно рассматривать как описание завоевания Скифии сарматами (при возможном отождествлении савроматов и сарматов античными авторами). Возможным свидетельством сарматских набегов является Ольвийский декрет второй половины III - начала II в. до н. э. в честь Протогена. В это время Ольвия находилась под постоянной угрозой нападения варварских племен, среди которых были сайи. Но сил для их отражения город не имел. Приходилось откупаться золотом, но при пустой казне только пожертвования богачей могли спасти город. Одним из них и являлся ольвийский гражданин Протоген. Упоминавшиеся в декрете сайи во главе с царем Сайтафарном могли быть сарматами (Смирнов К. Ф., 1984, с. 67). Таким образом, упомянутый декрет, в случае, если отождествление сарматов и сайев правильно, может свидетельствовать о появлении восточных кочевников вблизи Ольвии уже где-то во второй половине III в. до н. э. или начале II в. до н. э.

Однако исследования последнего времени показали, что у этой версии есть уязвимые места. Судя по количеству погребальных памятников, в III в. до н. э. сарматы к востоку от Танаиса были сравнительно немногочисленными. Были ли они в таком случае способны наносить сколь либо ощутимые удары по Скифии? Каковы были причины набегов и последовавшего затем продвижения на запад? Причиной таких акций являлось либо перенаселение степей, либо вторжение враждебных племен. Говорить об избытке населения в Поволжье в III в. до н. э. пока нельзя. Отсутствуют данные о появлении в этом регионе враждебных сарматам племен. Следует добавить, что между скифскими и сарматскими древностями выявлен хронологический разрыв. Судя по датам археологических материалов, сарматы появились в Междуречье Дона и Днепра не ранее II в. до н. э., а самые поздние скифские памятники в степях Северного Причерноморья датируются, как уже отмечалось выше, первой третью III в. до н. э. Конечно, вполне возможно,что сарматы совершали походы из-за Танаиса, не задерживаясь при этом в северопричерноморских степях. В какой степени эти вторжения могли подорвать основы существования Скифии, остается неясным.

Некоторые исследователи полагают, что отнюдь не сарматское завоевание послужило причиной падения Скифии, а факторы иного порядка- изменение климата в сторону засушливости, хозяйственный кризис, связанный с истощением пастбищ и вызвавший изменения в направленности хозяйственной деятельности, а также географии расселения скифов. Хронологический же разрыв между скифскими и сарматскими памятниками говорит о том, что сарматы пришли уже в опустевшие степи (Полин С. В., Симоненко А. В., 1997, с. 87, 94-96)

Предпочтительнее рассматривать падение Великой Скифии как результат комплекса причинных факторов разного порядка (Смирнов К. Ф., 1984, с. 66; Максименко В. Е., 1997, с. 43).

Сарматские племена господствовали на территории нынешней с III века до нашей эры и по III век нашей эры.

Прибыв из южно-уральских степей, они осели к северо-востоку от места обитания скифов. Германские племена в середине III века нашей эры смели сарматов, в результате чего последние частично оказались в составе готской державы Германариха, другая часть была принята праславянами и вошла в состав Черняховской культуры.

Остатки сарматского племени ушли за Дон. Окончательно устранили сарматов гунны: одних истребили, других – ассимилировали.

Сарматские племена за 600 лет оказали существенное влияние на мировоззрение народностей, пребывавших в местах их обитания.

Рассмотрим следующие аспекты жизнедеятельности сарматов:

  • сарматы по национальности схожи со , так как имеют идентичный антропологический тип;
  • сарматские племена говорили на искаженном скифском языке; сарматы представляли собой своеобразный народ-армию, где все мужчины являлись военнообязанным. Они были чрезвычайно агрессивными и воинственными. Главным родом войск у сарматских племен была конница, при этом их лошади были не очень быстрыми, но чрезвычайно выносливыми. В бою сарматы пользовались мечами, длина которых находилась в пределах 70-110 см;
  • основой общественного устройства сарматов выступала родовая община, в которую входила группа родственных семей.Проживали они лагерем в шатрах, которые напоминали юрты монголов. Сарматы являлись кочевым народом, при этом каждое племя владело своей территорией, пересечение которой приводило к межплеменным войнам. Питались они мясом, сыром и молоком. Сарматские племена занимались разведением лошадей и овец;
  • в основе сарматской "экономики" пребывала война и грабёж. Совершая нападения, кочевники завладевали провиантом и уводили в рабство мужчин. Сарматы обрабатывали шкуры, из которых шили одежду, а также добывали металлы. Литейщики отливали из металла котлы и зеркала, изготавливали металлические части конской сбруи, а кузнецы ковали железные мечи и кинжалы. Кроме того, из золота и серебра ювелиры делали украшения. Сарматы активно торговали шкурами и ремесленническими поделками. Основной их экспортной статьей являлись рабы;
  • особое место в религиозных воззрениях сарматов занимали культы огня и солнца.Также они почитали аналогов ;
  • сарматы использовали красивую посуду греческого производства, так как их собственные керамические поделки были примитивными;
  • особенностью сарматского строя являлось высокое положение в обществе женщин, которые были хозяйками и воспитателями детей, а также занимали в иерархии племени высокое место.

Сарматы - степные воины

Восемьсот лет этот легендарный кочевой народ господствовал в бескрайних евразийских степях. С 4 в до н.э. по 4 век н.э. Историки находят подтверждения огромного влияния сарматов на Европу. Сарматские воины входили в состав римского войска на правах иностранного легиона. Сарматские женщины - "амазонки" сражались не хуже мужчин.

Сергей Лукьяшко (Южный научный центр РАН) говорит: "Сарматы активно участвовали в политической жизни на границах Римской империи, доходили в своих походах до Апенинского полуострова и до Иберии. Сарматы даже организовали собственное царство в центре Франции".

Этот кочевой народ до сих пор остается загадкой. Археологи обнаружили в курганах в том числе и на Южном Урале множество шедевров древнего искусства созданных сарматами тысячелетия назад. Много изделий из золота. Мистическая красота сарматских изделий захватывает воображение. Людей всегда восхищали качества этого металла. Золото веками считалось даром богов, освященным солнцем. Золото удивительно способно принимать причудливые формы при ковке и литье, принимать чеканные рельефы, свиваться в нити причудливых узоров. Блеск золотых украшений завораживает, пленит сложностью искусного рисунка. Бесценные сокровища приоткрывают тайну великого кочевого народа.

Великая евразийская степь протянулась на тысячи километров от границ Китая на востоке до Дуная на западе, от сибирской тайги на севере до горных хребтов на юге. Великая Степь долгие века была единственным сухопутным маршрутом, связывающим Европу с Востоком. Степь стала колыбелью целой цепочки кочевых культур, рожденных на просторах Азии.

Одни сменяли других. Более молодые агрессивные народы отвоевывали у соседей право быть первыми и доминировать в бескрайних степях. Сарматы - загадочный народ менее известный нам чем их предшественники - скифы. Сейчас благодаря археологическим раскопкам культура сарматов начинает обретать реальные очертания. Примерно в 4 веке до н.э. сарматы оттеснили в Крым доминировавших ранее скифов и приобрели славу одного из самых могущественных кочевых народов древнего мира. Известно несколько волн вторжений кочевников из Центральной Азии на юг Европы.

Они шли разными путями. Через степи Южного Приуралья и Северного Казахстана - 1-я волна. Через оазисы Центральной Азии, Южный Прикаспий, Закавказье - 2-я. Оказавшись в Восточной Европе, сарматы попали в поле зрения античных авторов. На древних картах привычное название Скифия сменяется на Сарматия.

Первое упоминание о савроматах, в которых многие склонны видеть предков сарматов, можно найти у греческого путешественника и историка Геродота. Он сообщает: "За рекой Танаис (древнее название реки Дон) уже не скифские края, но земли там принадлежат савроматам."

По словам С.Лукьяшко: "Эта культура сформировалось в основном в Южном Приуралье и оттуда она приходит на территорию Восточной Европы." Отноним "сарматы" - историческое обобщение. Они не были единым народом и представляли собой группу родственных племен: аорсов, аланов, сираков, езыков, саланов. Эти племена не всегда были дружественны между собой и придерживались независимой политики. Сарматы как и скифы были ираноязычными.

Крайне сложно воссоздать историю народа, не имевшего городов и письменности. Сарматы на всем протяжении Великой степи оставили свидетельства своего пребывания. Это курганы - земляные насыпи над местом погребения. Курганы встречаются повсеместно став неотъемлемой частью современного степного ландшафта. Как и тысячи лет назад они впечатляют своим величием, господствуют над окружающим пространством. Топографическая съемка позволяет сделать вывод, что курганы расположены не хаотично. Они возникли вдоль маршрутов кочевых племен. Это подтверждают и снимки из космоса. Российские спутники ведут постоянный мониторинг всей территории степи, помогая вести охрану курганов, как национальных исторических памятников.

Курганы представляют огромный интерес для реконструкции духовной жизни кочевников. Согласно верованиям сарматов в погребение помещали вещи, которые понадобятся усопшему в загробном мире: оружие, конскую упряжь, посуду и украшения. Археологи постепенно воссоздают минувшее по найденным предметам и останкам людей, фрагментам керамики и украшениям. Захоронения раскрывают мир сложных образов и самобытной культуры о чем не было и намека в дошедших до нас древних текстах. Сокровища золотой коллекции из сарматских курганов рассказывают о могуществе, красоте и силе этого удивительного народа. С.Лукьяшко: "Открытия археологические последних лет в области скифо-сарматской археологии показали всему миру необыкновенное величие этой древней культуры. Великолепные образцы художественной бронзы, золота, серебра показали что мир до сих пор не знал этой части своей собственной культуры. И мировая культура открывает для себя эту великую страницу древней истории и конечно интерес к этой стой странице огромен."

Важно понять как была организована жизнь сарматов. Мир жизни и мир смерти в сознании кочевников были четко разделены. Многие предметы изготавливались именно для погребения и не использовались в обычной жизни. Борис Раев (Южный научный центр РАН): "Живая культура в которой мы с вами живем и мертвая культура с которой сталкиваются археологи абсолютно различны. Любая вещь переходя из живой культуры в мертвую меняет свое внутреннее содержание, становится другой. Хорошо понять их культуру мы все-таки не можем еще и потому что культура оседлого населения более информативна для науки нежели погребения. Погребения - это очень специфический комплекс, он связан с верованиями... Допустим, в могилу положат одну вещь и никогда не положат другую. Но это же не значит что у сарматов не было этой вещи, она у них была. А такую вещь мы можем найти на поселениях. Но у кочевников не было поселений. Оказывается замкнутый круг проблем. Какие-то мы решим, какие-то мы не решим никогда."

Один из древних источников сообщает, что как и персы, сарматы поклоняются мечу. О почитании меча аланами писал римский историк Амиан Марцелин: "У них не видно ни храмов, ни святилищ, нигде не усмотреть у них даже покрытых соломой хижин, а они по варварскому обычаю втыкают в землю обнаженный меч и с благоговением поклоняются ему как Марсу - покровителю стран по которым они кочуют. "

Б.Раев: "Кочевое общество в силу своей специфики не может быть замкнутым, не может никогда существовать без продуктов общества земледельческого в отличие от оседлого общества, которое без продуктов кочевой цивилизации существовать может по той простой причине, что продукты животноводства у оседлого населения есть свои." Сарматы постоянно контактируют с оседлыми народами. Ближайшие соседи у сарматов, живущих в Приазовье - греческие колонии-поселения по берегам Черного моря и в дельте реки Дон. А также земледельческие племена Прикубанья. Сарматы вели широкий торговый обмен, продавая шкуры животных, рабов, оружие и скот. В античных греческих городах они покупали продукцию сельского хозяйства: ювелирные изделия, ткани, одежду, керамику, зеркала, оливковое масло, вино. В курганах археологи находят стекло, керамику и золотые изделия из Центральной Азии, Ирана, Ближнего Востока, Египта. Прослеживаются связи с Китаем и Индией. Не всегда отношения сарматов с оседлыми народами были мирными. Военное превосходство и нужда в продуктах земледелия и ремесла приводили к грабительским нападениям. С некоторыми оседлыми народами сарматы установили даннические отношения.

Множество артефактов находят в древних поселениях. Например поселение Меотской культуры, непосредственно соприкасавшейся с племенами сарматов. Меоты - это древние племена синдры, дандарии, сераки, досхи и др. жившие на юго-восточном побережье Азовского моря в I тысячелетии до н.э. Азовское море, кстати, называлось Меотским. Б.Раев - руководитель раскопок: "Городище одно из самых больших меотских городищ на Кубани, возможно это город Серака, упомянутый Птолемеем. Это место возможно столица страны сераков." Найдено много свидетельств сношений с сарматами. Керамика несет в себе много информации. Например, клеймо на извлеченном предмете позволяет установить место его изготовления а также время изготовления кургана. Многие золотые вещи из сарматских курганов не цельнолитые, а изготовлены из тонкой фольги, нанесенной на деревянную основу. С течением веков органическая основа истлевает и украшение разрушается под весом грунта. Ювелир-реставратор должен из горстки золотых пластин воссоздать произведение древнего искусства, восстановить его облик в первозданной целостности. Для этого нужна не только кропотливая работа но и интуиция художника.

Сарматы охотно пользовались импортными вещами что не исключало наличия у них собственных ремесел.

Успехи сарматских мастеров в гончарном, оружейном, ювелирном деле достойны самой высокой оценки. Они умело использовали золотое литье, чеканку, тиснение по золотой фольге. Для искусства сарматов характерен звериный стиль (зооморфный). Изображение исполнено динамики. Фигуры хищников с гибким телом, кони, орлы и грифы представлены с удивительной выразительностью деталей. Часто мастера наполняли свои произведения образами мистических существ. Важной чертой сарматского стиля является многоцветность что достигалось благодаря широкому использованию драгоценных и полудрагоценных камней, стекла и цветной эмали. Замысел мастера восхищает смелостью исполнения. Застывшие в стремительном прыжке фигурки оленей. Здесь художественная выразительность, стилизация образов, экспрессивность заставляет забыть о возрасте браслета.

Представляет большой интерес находка ритуального серебряного кувшина с ручкой в виде фигурки хищника гравированного сюжетными сценами. На сюжетах ясно читаются сцены из Авесты - древнего арийского учения.

Коневодство и скотоводство являлись основой хозяйства сарматов. Переход с пастбища на пастбище определял ритм кочевой жизни. Все необходимое перевозилось в повозках. Конь - постоянный спутник кочевника. От коня, от его выносливости зависела сама жизнь сармата и его общины. Б.Раев: "Лошадь - это было все. Это была пища, это было средство передвижения, в общем это была жизнь. Это люди настолько слившиеся с конями, как и все другие кочевники. Человек высаживался на коня в 2 года и больше с него не слазил. В 52 его отвозили на коне под курган хоронить. Но конь при этом не был культовым животным абсолютно как например коровы в Индии или кошки в Египте. Т.е. это было средство жизни." Реставраторы работают с бесценными золотыми элементами упряжи. Сарматы оставили рядом с умершим этот сакральный символ жизни человека в степи. Сарматы традиционно украшали своих скакунов. Погребальные сооружения донесли до нас облик сарматского конского снаряжения. Фалары - это круглые пластины из золота или серебра декорированные рельефным орнаментом либо рисунками - элементы парадной конской упряжи. Они размещались на перекрестьях упряжных ремней. Крупный фалар размещался на груди скакуна.

Удивительно сложный скульптурный фалар с объемным рельефом. В центре находится узорчатый агат. Он окружен золотым рельефом, состоящим из фигур лежащих друг за другом львов. Композиция включает вставки альмантина, бирюзы и стекла. Особое внимание обращает на себя массивный фалар - нагрудник полусферической формы. Его вершину украшает медальон состоящий из вставки крупного драгоценного камня альмандина, которому во все времена приписывали магические свойства. Орнаментальные полосы инкрустированы бирюзой и розовым кораллом. Обилие декоративных элементов у упряжи подтверждают предположение об особом отношении сарматов к коню. Мы можем только представить насколько величественно и монументально выглядел знатный сарматский всадник когда его конь был украшен роскошным золотом и серебром.

Чепрак - конная накидка украшена золотыми бляшками-нашивками. Тканная основа утрачена, но все украшения сохранились в первозданном виде. Все бляшки исполнены в технике теснения. 15 лет потребовалось реставраторам чтобы найти наиболее достоверный вариант расположения золотых деталей. Ученые предполагают, что этой золотой накидкой покрывали жертвенное животное превращая его таким образом в божественного небесного коня - посредника между двумя мирами или спутника усопшего.

Каков был облик сармата? Каков у него был цвет и разрез глаз? Цвет волос? Останки кочевников - объект скурпулезного изучения антропологов. Исследования скелета, пропорции костей и черепа позволяют утверждать об европеоидной расовой принадлежности сарматов. Античные авторы говорят о высоком росте сарматов, об их стройном и крепком телосложении. Цвет глаз был светлым, волосы длинные, русые. Мужчины носили бороды. Костюм сармата сформировался как одежда всадника. В отличие от греков, они носили узкие штаны, заправленные в мягкие кожаные сапоги.

Сарматы вошли в историю как народ исключительной военной храбрости. С гибелью Великой Скифии, они стали единственной мощной силой на территории степей Восточной Европы. По сути они представляли собой хорошо подготовленную, прекрасно вооруженную, закаленную в сражениях армию. Их независимость от других народов была гарантирована военной силой. С.Лукьяшко: "Кочевники-сарматы принимают активное участие во всех военных и политических конфликтах того времени. Они принимают активное участие в военных событиях в Центральной Европе, на Ближнем Востоке, служат за определенную плату то парфянским царям, то армянским царям, активно участвуя в борьбе Армении и Парфии, они с огромным удовольствием продают свою воинскую доблесть и удаль тому, кто больше платит. "

К I веку н.э. сарматы уже соседи Римской империи. На дунайской границе у них все чаще возникают столкновения с римскими войсками. Их силу и военную доблесть Рим оценил сразу. Это привело к заключению мирного договора, который принес императору Марку Аврелию титул Сарматский. С этого времени сарматы принимают участие в войнах Римской империи на правах иностранного легиона. По условиям договора сарматские племена языгов направили в Рим 8 тысяч всадников из которых более 5 тысяч было переброшено в Британию для охраны крепостей под управлением римских военноначальников. В хорошо известых легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола многие исследователи усматривают черты характерные для дружины сарматского войска. Это может быть связано с сарматским присутствием на Британских островах.

С.Лукьяшко: "Существует глубокое убеждение британских историков в том, что эта группа сарматов оказала серьезное влияние на формирование шотландской культуры. Шотландцы и генеалогические легенды крупных шотландских родов возводят свое происхождение к группе сарматов, оказавшихся на Британских островах. Так казалось бы далекие и не связанные между собой народы, оказываются связанными узами очень древней истории. На самом деле в Шотландии известна и часто употребляется корневая основа "дон", обозначающая "вода" на иранском языке. Ранее шотландцы также были воинственными скотоводческими племенами и вели по крайней мере еще в средние века образ жизни очень близкий тому образу жизни, который свойственен был сарматам."

Уникальным образцом сарматского оружия является кинжал с золотой рукоятью и золотой обкладкой ножен, выполненный в зверином стиле. Рельеф ярко иллюстрирует фатализм психологии, боевой настрой, непреклонность, веру в свои силы сармата-воина. В золотом узоре отражены драматические сцены борьбы орла - символа мужества и верблюда - символа земледельцев. Орел нападает на верблюда, терзает его...

Жизнь сармата - постоянная борьба, в ней нет мира и покоя. Это противостояние, которое может завершиться победой или смертью.

Сила сарматов проявлялась и в том, что их кочевой уклад имел удивительную особенность. Женщины имели равные права с мужчинами своего рода. С.Лукьяшко: "Вот это необыкновенное положение женщины в сарматском обществе сделало историю сарматов достаточно заметной на фоне кочевнической истории древности." Прекрасные, грациозные всадницы свободно обращавшиеся с оружием, кардинально изменили античные представления о месте женщины в обществе. С.Лукьяшко: "Ведь для греков, у которых женщина не могла даже пойти на рынок без сопровождения, вдруг увидеть женщину, скачущую на коне, владеющую луком и стрелами, мечущую копье и дротики, было неприемлемо для их культуры. Так как сарматки не очень то походили на амазонок, о которых слагали мифы древние греки, то греки придумали версию, что сарматы и савроматы - это ближайшие родственники амазонок. Мол они произошли от амазонок." Возможно воинственный образ амазонок связан с тем что женщины сами охраняли стада и хозяйство когда мужчины уходили в длительные военные походы. Во многих сарматских курганах центральное погребение является женским. Там наряду с конской сбруей и оружием найдены всякие женские штучки: ожерелья, баночки для какой-то косметики, возможно благовоний или духов. Поражает тщательная обработка миниатюрных изделий. Ученые считают, что во главе некоторых сарматских племен стояли женщины.

С.Лукьяшко: "Но в IV веке н.э. в результате нашествия с востока новой мощной кочевой волны - гуннской, сарматы не смогли ей противостоять. И около 375 года потерпели сокрушительное поражение от гуннов. Часть сарматского населения степи была уничтожена, часть сарматских племен вошла в гуннский союз.
Так было всегда. Приход новых кочевников, новой знати приводил к исчезновению прежней знати, а рядовые сливались с вновь пришедшими утрачивая самоназвание, какие-то элементы своей культуры, но все таки сохраняя язык. Сарматы еще долго были известны на просторах Восточной Европы под именем ассы или оссы. В дальнейшем они осели в центральном Предкавказье. Из них произошли современные осетины. Генетический и культурный фон сохранился именно здесь на территории Осетии. "

Древние кочевые народы растворились во мгле веков. Вместе с тем многие их навыки и умения перешли к другим народам, став неотъемлемой частью их повседневности. Археология наблюдает общие явления подобно эстафете, когда лучшие ремесла и достижения становятся глобальным опытом человечества.

Б.Раев: "Наша работа заключена в то, что мы восстанавливаем прошлое, которое казалось бы настолько далеко, настолько ненужно сейчас людям, которые летают на каких-то космических станциях и пользуются интернетом. На самом деле это совершенно не так. Современные люди не могли бы пользоваться сейчас благами цивилизации если бы не было тех людей, которые делали керамику, перемалывали зерно и т.д. Поэтому мы просто должны изучать эту культуру, мы должны их знать и это чрезвычайно обогащает нас. " Сейчас сокровища сарматов хранятся в музее г. Азова. Это богатейшая коллекция мирового значения. Это память о народе, который на протяжении 8 веков был активным участником европейской истории.

Геродот называл сарматов «ящероголовыми». Ломоносов считал, что от них произошли славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками. Русским девушкам достались в наследство от сарматов кокошники.

Ящероголовые или ошибка?

Происхождение названия сарматов покрыто глубокой тайной. Считается, что первый раз о них упомянул Геродот в V веке до нашей эры, назвав племена кочевников к востоку от Танаиса савроматами, что в переводе с греческого означает ящероголовые.

Два века спустя на той же территории у античных географов появляются сарматы. Ошибка ли переписчика привела к изменению названия или имелись в виду два разных племени неизвестно. Но в силу тождества территории принято считать савроматов Геродота сарматами.

В I веке до нашей эры греческий географ Страбон упоминает после сарматов несколько племен, наиболее известными из которых были роксоланы. Их название переводится из иранских языков как белые аланы. Их то позднее и принял Ломоносов за предков русов.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…

На исторической арене сарматы появляются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако археологические свидетельства подтверждают их движение с южного Урала.

В северном Причерноморье сарматы на протяжении четырех столетий – до II века нашей эры, занимали главенствующее положение, вытеснив оттуда других кочевников. Сарматы, вероятно, не были никогда одним народом и представляли из себя группу разноэтничных, в первую очередь ираноязычных племен.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы – такие названия даются римскими писателями разным кочевникам, живущим севернее Черного моря, время от времени тревожащим балканские владения римлян. К сожалению, римляне и греки, из произведений которых мы черпаем почти все известные данные о сарматах, не описывали их подробно. Более многочисленны археологические свидетельства, но и они не могут ответить на все вопросы.

Кокошники

В сарматских погребениях, и что важно, не только в них, археологи иногда находят черепа с удлиненной задней частью. Некоторые специалисты предполагают, что речь может идти об обычае искусственной деформации черепа, когда новорожденному ребенку перетягивают голову повязкой. На территориях северного Причерноморья, Кубани и Северного Кавказа такой обычай наблюдался с XXII по VII - VI века до нашей эры.

«Сарматский ритуал» постепенно исчез с территории России вместе с самими сарматами, но остался запечатленным в народном костюме, в частности, в кокошнике. После наступает перерыв, и вновь удлиненные черепа начинают находить с III века до нашей эры. Это время совпадает с активностью сарматов в регионе, однако неясно, связаны ли эти факты между собой.

Соседи амазонок

Греческий историк Геродот писал, что сарматы произошли от браков скифов и амазонок. С тех пор амазонки, в описаниях народов живущих севернее Черного моря, часто соседствуют с сарматами.

Этот факт приобретал в глазах античных писателей особый интерес, так как женщины у сарматов, по его же словам, имели больше прав – участвовали в общественной жизни, сакральных действиях и даже в сражениях. Вероятно, в действительности, матриархат у сарматов в то время проявлялся в счете родства по женской линии, а позднее и этот обычай был изменен.

Конные воины

Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Это обеспечили им два вида оружия – длинное тяжелое копье и длинный меч. До сарматов, конница степных кочевников в основном была легковооруженной – большие массы конных лучников обеспечивали превосходство над всеми армиями оседлых государств. Тяжеловооруженная конница, с короткими мечами – акинаками и щитами, была немногочисленна и в битвах ей отводилась роль последнего резерва.

Сарматы первыми среди кочевников начинают применять длинные, до 130 см, мечи. Позднее к мечу добавилось тяжелое копье – contus sarmaticus. Его длина составляла 3 и более метров и держать его приходилось уже двумя руками. Для щита при таком вооружении не оставалось рук, и единственной защитой сарматского всадника оставался чешуйчатый панцирь.

Пробивная мощь всадника с таким копьем была чрезвычайно велика. При первом ударе конник мог «нанизать» на копье несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч. Вероятнее всего, сарматы заимствовали этот тип кавалерии у парфян, а позднее такие всадники стали элитой византийской армии – катафрактариями.

Сарматские курганы и золото

На юге России – в Прикубанье, на Северном Кавказе и на Украине сарматы оставили много следов. Прежде всего, это курганы, высотой до 5 метров. Под курганами располагались погребения, часто очень богатые. Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших. Также в курганах можно было найти оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило.

Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей – хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Изготовить такие украшения римскому или греческому мастеру было сложно. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.

Сарматские памятники археологии исчезают в III – IV веках нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен – тех же аланов, продвигаются под натиском с востока и севера на юг, на Балканы. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько веков спустя.

Сарматизм

В XV – XVII веках, в эпоху, когда складывались современные нации, интерес к сочинениям древнегреческих и древнеримских писателей сильно вырос. В их произведениях политологи раннего Нового времени стали искать истоки своих государств и наций. И если для большинства западноевропейских стран общим государством-предком была Римская империя, а для немцев – победоносные древнегерманские племена, то в сарматах стали искать своих предков поляки.

Сегодня уже никто не скажет откуда произошли славяне. Есть предположения, что от скифов, другие говорят, что от сарматов. Традиционная история вообще «пожимает плечами и делает удивительное лицо», типа: «науке это неизвестно», в лучшем случае: «взялись откуда-то, с берегов Днестра». Для меня ясно одно - большинство европейских, а в первую очередь славянских, а так же среднеазиатских народов и народов Индостана произошли от древних ариев. Жертвы современного Российского образования на это покрутят у виска пальцем и будут с пеной у рта доказывать, что ариями себя считали нацисты, а славяне вылезли откуда-то из болот и дремучих лесов, были убогими племенами, жили в землянках, приносили человеческие жертвы, занимались свальным грехом и никакого отношения к ариям не имеют. Что ж, у каждого своя, правда.
В развитие этой темы предлагаю посетителям сайта довольно объективную, на мой взгляд, статью «Кто такие сарматы»:

Кто такие сарматы.

Геродот называл сарматов «ящероголовыми». считал, что от них произошли славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками. Русским девушкам достались в наследство от сарматов кокошники.

Ящероголовые или ошибка?
Происхождение названия сарматов покрыто глубокой тайной. Считается, что первый раз о них упомянул Геродот в V веке до нашей эры, назвав племена кочевников к востоку от Танаиса савроматами, что в переводе с греческого означает ящероголовые.
Два века спустя на той же территории у античных географов появляются сарматы. Ошибка ли переписчика привела к изменению названия или имелись в виду два разных племени неизвестно. Но в силу тождества территории принято считать савроматов Геродота сарматами.
В I веке до нашей эры греческий географ Страбон упоминает после сарматов несколько племен, наиболее известными из которых были . Их название переводится из иранских языков как белые аланы. Их то позднее и принял Ломоносов за предков русов.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…
На исто рической арене сарматы появляются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако археологические свидетельства подтверждают их движение с южного Урала.
В северном Причерноморье сарматы на протяжении четырех столетий - до II века нашей эры, занимали главенствующее положение, вытеснив оттуда других кочевников. Сарматы, вероятно, не были никогда одним народом и представляли из себя группу разноэтничных, в первую очередь ираноязычных племен.
Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы - такие названия даются римскими писателями разным кочевникам, живущим севернее Черного моря, время от времени тревожащим балканские владения римлян. К сожалению, римляне и греки, из произведений которых мы черпаем почти все известные данные о сарматах, не описывали их подробно. Более многочисленны археологические свидетельства, но и они не могут ответить на все вопросы.

Кокошники.
В сарматских погребениях, и что важно, не только в них, археологи иногда находят черепа с удлиненной задней частью. Некоторые специалисты предполагают, что речь может идти об обычае искусственной деформации черепа, когда новорожденному ребенку перетягивают голову повязкой. На территориях северного Причерноморья, Кубани и Северного Кавказа такой обычай наблюдался с XXII по VII - VI века до нашей эры.
«Сарматский ритуал» постепенно исчез с территории России вместе с самими сарматами, но остался запечатленным в народном костюме, в частности, в кокошнике. После наступает перерыв, и вновь удлиненные черепа начинают находить с III века до нашей эры. Это время совпадает с активностью сарматов в регионе, однако неясно, связаны ли эти факты между собой.

Соседи амазонок
Греческий историк Геродот писал, что сарматы произошли от браков скифов и амазонок. С тех пор амазонки, в описаниях народов живущих севернее Черного моря, часто соседствуют с сарматами.
Этот факт приобретал в глазах античных писателей особый интерес, так как женщины у сарматов, по его же словам, имели больше прав - участвовали в общественной жизни, сакральных действиях и даже в сражениях. Вероятно, в действительности, матриархат у сарматов в то время проявлялся в счете родства по женской линии, а позднее и этот обычай был изменен.

Конные воины.
Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Это обеспечили им два вида оружия - длинное тяжелое копье и длинный меч. До сарматов, конница степных кочевников в основном была легковооруженной - большие массы конных лучников обеспечивали превосходство над всеми армиями оседлых государств. Тяжеловооруженная конница, с короткими мечами - акинаками и щитами, была немногочисленна и в битвах ей отводилась роль последнего резерва.
Сарматы первыми среди кочевников начинают применять длинные, до 130 см, мечи. Позднее к мечу добавилось тяжелое копье - contus sarmaticus. Его длина составляла 3 и более метров и держать его приходилось уже двумя руками. Для щита при таком вооружении не оставалось рук, и единственной защитой сарматского всадника оставался чешуйчатый панцирь.
Пробивная мощь всадника с таким копьем была чрезвычайно велика. При первом ударе конник мог «нанизать» на копье несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч. Вероятнее всего, сарматы заимствовали этот тип кавалерии у парфян, а позднее такие всадники стали элитой византийской армии - катафрактариями.

Сарматские курганы и золото.
На юге России - в Прикубанье, на Северном Кавказе и на Украине сарматы оставили много следов. Прежде всего, это курганы, высотой до 5 метров. Под курганами располагались погребения, часто очень богатые. Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших. Также в курганах можно было найти оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило.
Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей - хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Изготовить такие украшения римскому или греческому мастеру было сложно. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.
Сарматские памятники археологии исчезают в III - IV веках нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен - тех же аланов, продвигаются под натиском с востока и севера на юг, на Балканы. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько веков спустя.

Сарматизм.
В XV - XVII веках, в эпоху, когда складывались современные нации, интерес к сочинениям древнегреческих и древнеримских писателей сильно вырос. В их произведениях политологи раннего Нового времени стали искать истоки своих государств и наций. И если для большинства западноевропейских стран общим государством-предком была Римская империя, а для немцев - победоносные древнегерманские племена, то в сарматах стали искать своих предков поляки.
В Польше это привело к созданию целой идеологии сарматизма - своего рода генетичского мифа. Шляхтичи считали себя потомками сарматов, грозы западного мира и культурных соседей дикого востока, а также были уверены, что гербы польской знати были скопированы с сарматских тамг (родовых знаков).
Это породило шляхетские вольности, республиканизм, восточная любовь к роскоши, заимствование культуры барокко и господство католицизма, переросшее в идею о мессианстве Речи Посполитой. С самим племенем сарматов идеология была связана только древним именем, однако она очень способствовала его распространению.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!