Где по сюжету находилась усадьба чернышевых. Усадьба Чернышевых в Яропольце: фото, как добраться

Усадьба находится в весьма плачевном состоянии и реставрацией там пока не пахнет. Нынешний собственник лишь огородил усадьбу забором, усадьба находится под охраной, но проникнуть на территорию можно, через дыры в заборе, так же можно проникнуть и на территорию храма.
В 1717 г. первый граф Чернышёв и его знаменитая жена Авдотья приобрели у наследников гетмана П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. Соседнее поместье перешло от Дорошенок к Загряжским, которые выстроили на этих землях собственный дворец. Парк с прудами единый для обеих усадеб.




« » на Яндекс.Фотках


В 1760-е гг. первый московский генерал-губернатор Захар Чернышёв принялся за обустройство в Яропольце своей загородной резиденции. Его племянница Наталья Петровна родила здесь сына Дмитрия, будущего московского градоначальника.

Родовое гнездо Чернышёвых считалось одним из богатейших в Подмосковье, с роскошным дворцом, лепной внутренней и внешней отделкой, скульптурным убранством. По заказам Чернышёвых работали скульпторы Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Д. Решт, А. Триппель. Усадебный парк в Яропольце послужил образцом для многих других усадеб.
После заключения мира с турками в усадьбе побывала Екатерина II. В «Атласе Российской империи» конца XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно прочитать: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может», а согласно газете «Санкт-Петербургские ведомости» государыня высказалась в том духе, что будь Ярополец поближе к Москве, она бы выбрала его в качестве загородной резиденции.
Учреждённый бездетным фельдмаршалом майорат после его смерти перешёл к младшему брату Ивану, а затем к его сыну Григорию. После его смерти в 1830 г. имение было объявлено выморочным, так как сын последнего владельца Захар был лишён права наследования из-за участия в восстании декабристов.
По указу 1832 г. Ярополецкое поместье и титул графа Чернышёва переданы зятю Григория Чернышёва, И. Г. Кругликову (1787-1847). От Кругликовых майорат унаследовали дворяне Безобразовы. Дочь последнего владельца усадьбы, Ксения Чернышёва-Безобразова, состояла в браке с Рудольфом, младшим сыном последнего австрийского императора. До самой революции в усадьбе сохранялись в неприкосновенности мебель, скульптура и книги конца XVIII века - память о блистательных братьях Чернышёвых.
После Октябрьского переворота усадьба была национализирована, а хозяева имения эмигрировали. Все предметы искусства были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря. Именно туда были вывезены в 1924 году «большая коллекция географических карт, рисунков, гравюр, фарфора, бронзы и около тысячи книг».
В 1920-е гг. здания усадьбы использовались для размещения сельской лечебницы и детского санатория. Во время Великой Отечественной войны залы дворца выгорели, провалилась кровля, парк пострадал от обстрела, парковые сооружения погибли, после чего ансамбль был заброшен. Карты и планы из собрания Чернышёвых-Кругликовых в настоящее время хранятся в запасниках Исторического музея; остальные же экспонаты погибли во время немецкой оккупации Нового Иерусалима.

Храм Казанской иконы Божией Матери

Главный дом усадьбы Чернышевых «Ярополец»

Расположение: Московская область, Волоколамский район, село Ярополец.
Дата основания: 1760-е гг.

Главный дом как часть усадебного комплекса строился в 1760-гг. Здание расположено в глубине парадного двора и представляет собой кирпичный оштукатуренный двухэтажный объем с мезонином в стиле раннего классицизма. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, выгорели интерьеры и конструкции перекрытий, остались только стены.

В 1970 г. было начато восстановление усадьбы. Восстановлены утраченные части стен, смонтированы конструкции перекрытий и сделана кровля. Дальнейшие работы приостановлены из-за прекращения финансирования.

За прошедшие годы здание снова стало разрушаться. Появились протечки в кровле, из-за отсутствия отмостки разрушается белокаменный цоколь, отваливаются частично сохранившиеся фрагменты декора. В целом можно отметить, что памятник приблизительно на 40% сохранил свой внешний первоначальный исторический облик. Реставрационные работы на памятнике были начаты в 70-х годах и прерваны в связи с отсутствием финансирования в конце 80-х годов ХХ века.

В настоящее время здание не используется. В 1970-1988 гг. Объединением «Росреставрация» был разработан проект реставрации (ГАП Беркут В.П., Савва Е.Е.). Однако к настоящему времени проектная документация устарела и необходима корректировка ее под современные условия и расценки.

Представленный проект реставрации разработан на основании Гос. контракта №3147-01-41/10-13 от 18. 09. 2013 года по заказу Министерства культуры Российской федерации и в соответствии с нормативно-методической документацией по реставрации. (СРП-2007.16.01.2011, РНиП 4.05.93).

Состав и объем комплекта документации выполнен в соответствии с техническим заданием на проектирование.

На основании планового (реставрационного) задания изыскательские работы были направлены на исследования сохранившихся частей и элементов памятника для восстановления исторического облика.

На основании историко-архивных исследований была составлена историческая справка; проведены схематические обмеры здания и архитектурно-археологические обмеры сохранившихся деталей, инженерные исследования, исследования строительных и отделочных материалов, а также на стадии предварительных работ был проведен анализ ранее выпущенной документации, разработанной трестом Мособлстройрестарвация и институтом ГИПРВУЗ. Необходимо отметить тот факт, что к настоящему времени остов главного дома и фасады в целом восстановлены, но в процессе восстановления (в 1970 г.), были утрачены многие оставшиеся следы старых форм.

Краткая историческая справка с анализом хронологии объекта реставрации. (основных этапов формирования Главного дома усадьбы)

Первые сведения о селе Ярополец относятся к XIV веку. В разных источниках село именуется Ерополч, Ерополча. Современное название села Ярополец в конце XIX века относилось к усадьбе Гончаровых, а усадьба Чернышевых-Кругликовых называлась Ярополчем.

До 1684 года Ерополч был царским дворцовым селом, местом заповедной царской охоты. С 1684 года село было пожаловано Петру Дорофеевичу Дорошенко. О застройке, которая была произведена в селе, никаких данных нет.

Основание дворцово-паркового ансамбля многие исследователи приписывают графу Григорию Петровичу Чернышеву, который купил в 1717 году землю под усадебную застройку у наследников гетмана Дорошенко.

После смерти Григория Петровича Чернышева имение наследует его сын – Захар Григорьевич Чернышев, известный как блестящий полководец, руководивший в ходе войны с Фридрихом II штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй. Императрица высоко ценила административные способности Захара Григорьевича и назначала его на руководящие посты. Именно Захар Григорьевич Чернышев и стал основателем одной из известнейших русских усадеб.

В конце 1770-х Чернышев решил превратить свою ярополецкую усадьбу в «русский Версаль». Украшением паркового комплекса стал дом-дворец. Сооружение считалось одним из красивейших не только в Подмосковье, но и в России. Парадный двор дворца был оформлен изящными флигелями. Кареты въезжали через ажурные ворота. Зубчатые башни ворот напоминали о победах в Русско-турецкой войне.

Своеобразно был спланирован не только дом, но и имение в целом. Как уже было сказано, его прообразом стал Версаль с лучами-аллеями. Известно, что прямые лучи версальских аллей пересекались точно в спальне королевского дворца.

Однако фельдмаршал Чернышев понял солнечную символику Версаля весьма оригинально – прямые лучи соединяли деревни, которые вошли в поместье.

План усадьбы

На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок. На башнях развевались штандарты Чернышевых, над проездом размещался родовой герб. В «Экономических примечаниях» к генеральному межеванию Волоколамского уезда, датированных тем же 1766 годом, дается описание полностью сформированного ансамбля усадьбы. О дворце там говорится: «Дом господской в три этажа, каменный, хорошей архитектуры» Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма, несвойственном подмосковной усадьбе, является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филенок и оконных наличников с гирляндами. Карнизы и лепнина оживляли облик фасада, равномерно расчленённого лопатками. Лепные замки и гирлянды украшали парадный этаж с большими арочными окнами. Центральная часть здания была выделена аттиковым этажом с овальными окнами. Поверхность стен фасада тонко декорирована лепными гирляндами, наличником с замковым картушем из белого камня, подоконником и подоконными деталями также из белого камня, изящным карнизом и лепниной под окнами. Так же выглядит в целом фасад главного дома, выходящий в парк. Полуциркульные переходы, относящиеся уже к 19 веку, несколько отличаются по архитектуре от главного дома, но достаточно тонко ему ассистируют вместе с двумя воротами по обеим сторонам Красного двора, выходящими во дворы каре.

В целом надо отметить уникальность как композиции дома с двумя каре, так и масштабность планировочной системы с парком прудами и дорогами, объединяющими все владения Чернышевых в Яропольце.

Одним из автором проекта, по всей вероятности, являлся ведущий мастер неоклассицизма того времени Жан Батист Валлен-Деламот, известный как автор зданий в Петербурге таких, как Академия Художеств и Гостиный Двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева, брата владельца усадьбы.


Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем».

Дворец выстроен из кирпича в стиле переходном от барокко к классицизму.

А.В. Чекмарев пишет: «Вероятное авторство Валлен-Деламота заставляет пересмотреть место и значение ярополецкого дворца в архитектурном наследии Подмосковья. Следует еще раз подчеркнуть, что в Яропольце до наших дней дошел один из редчайших памятников французского неоклассицизма первой половины 1760-х гг., почти не представленного в усадебной архитектуре.» Как заказчик З.Г.Чернышев мог определить стиль и вид своего дворца, так как побывал при военных действиях почти во всех европейских странах. Кроме того, в это время распростронялись увражи с французской и итальянской архитектурой.

У Чернышева, конечно, были эти увражи. Был он и хорошо знаком с архитектором Валлен-Деламотом. Но руководителем работ и соавтором постройки, по-видимому, был сам З.Г.Чернышев. Помогали ему в этом ученики архитекторов. Строительство своего дворца З.Г.Чернышев начал с устройства своего кирпичного завода в Яропольце, на котором изготовлялся не только кирпич, но и кровельная черепица. Эта черепица частично сохранилась на башнях конного двора. Полностью достроить усадьбу ему не удалось, однако уже современники ставили Ярополец в один ряд с «наилучшими в Европе увеселительными домами». Позже возникла традиция называть усадьбу «Русским Версалем». Хотя и многие другие парадные усадьбы русского дворянства, отличавшиеся особой пышностью, сравнивали с Версалем, но в случае с Яропольцом это наиболее оправдано. «Композиция усадьбы, стилистика зданий и паркового оформления вызывают здесь массу ассоциаций с французским прообразом, естественно, с учетом несопоставимых масштабов, различий в художественном уровне и иной местной специфики. Тем не менее, в Яропольце нагляднее и последовательнее, чем во многих других русских ансамблях, был реализован тип репрезентативной загородной усадьбы версальского образца, ориентированный на французские регулярные города-резиденции XVII века».

З.Г. Чернышев умер в 1784 году, а в 1787 году, в усадьбе случился страшный пожар, интерьеры дворца были почти полностью уничтожены. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий. По всей вероятности сгорела и оригинальная кровля.

В XIX веке обустройством усадьбы занимался Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. В этот период, в 40-е годы ХIХ века, был перестроен главный дом с флигелями, хозяйственные дворы были соединены с главным домом полукруглыми переходами. Сохранилось описание хозяйственных построек: «Дом господской в три этажа, каменный, лучшей архитектуры, по сторонам оного службы конный и скотной двор построены четыреугольными замками, все каменные, крытые черепицею с четвероугольными осмнатцатью башнями, соединены между собой каменными стенами, которые составляют господской двор, при въезде в оный две круглые башни...» .

После 1917 года в усадьбе была национализирована и в ней располагается районная больница, затем санаторий им. Павлика Морозова, в годы Великой отечественной войны - госпиталь. В годы войны обе соседние ярополецкие усадьбы были заняты немцами, в здании дворца ими устроен штаб с 30 октября 1941 года по 17 января 1942 года. Чернышевская усадьба неоднократно подвергалась бомбардировкам, дом-дворец сожжен в ноябре, остались одни только стены. Служебные постройки, примыкающие к парадному двору, были заняты фашистскими военными частями.

Несмотря на значительность и уникальность памятника, а так же на продолжительное время изучения объекта специалистами, в силу сложившихся обстоятельств, исследования велись фрагментарно и непоследовательно. Долгое время работы были остановлены вовсе из-за прекращения финансирования. В начале 20 века было создано Общество исследователей русской усадьбы. Ими опубликованы статьи и материалы по усадьбе Чернышевых. Со статьями, посвящёнными усадьбе, в разное время выступали С. А. Торопов, Н. Я. Тихомиров, но их материалы в основном были описательного характера. Памятник исследовали А. П. Седов после войны и разрушения его в 1941-1942 г., А.С. Фуфаев, оставивший описание и обмеры схематического характера. (Рис. 17.). В 1946-1948 годах архитекторы Н.Я. Тихомиров и А.С. Фуфаев составили паспорта на памятники ярополецкой усадьбы Чернышевых. Общий объем разрушений здания дворца оценивался ими в 70% от его прежнего состояния.

Увражи из французских альбомов XVIII в.


Описание существующего облика здания

Дворец усадьбы Чернышевых в Яропольце является единственным в своем роде памятником переходного периода от архитектуры 60-80 годов ХУШ века со своеобразными чертами барокко к архитектуре раннего русского классицизм.

При обследовании существующего состояния главного дома усадьбы в настоящее время наблюдается большой процент утрат первоначальных элементов конструкций. Утрачено более 70% первоначального облика. По дошедшим до нас графическим и архивным материалам, главный дом представлял собой соединенные между собой три разноэтажные объема, с внешними габаритами 68х20м. Существующие части представляют собой:

    • Фасады здания.
    • Двухэтажный с мансардой центральный корпус, соединенный с двух- этажными фланкирующими корпусами.
    • Старая кирпичная кладка зданий выполнена из кирпича размером 27х13х7 см на известковом растворе, толщина шва – до 2 см. Как отмечалось ранее, дворец сожжен в ноябре 1942 года, остались одни только стены. Первоначальная кладка на корпусах сохранилась в разной степени. Разрушения происходили и в послевоенное время. При реставрационных работах, проводившихся в 1970-80 годах, разрушенные части стен были восстановлены. В дошедшем до настоящего времени строении в основном видна новая кладка стен и небольшие фрагменты первоначальной кладки.
    • В основном фасады здания восстановлены в 80-х годах 20-го в. Остались неотреставрированными белокаменные детали наличников и лепные гирлянды.

Основные положения проекта реставрации


Проект реставрации «Мособлстройрестарвация».1960г.



План по обмерам Кузнецова


План приспособления 1952г.

В архивных документах есть запись о покраске балясин парадной лестницы, но при рассмотрении проекта реставрации объенинения «Росреставрация» 1980г., нет парадной лестницы. В проектах французских архитекторов, а именно на них ориентировался Чернышев при строительстве своего дворца, парадным лестницам отводилось большое помещение при входе в здание.

Рассматривая обмерные чертежи Фуфаева и Кузенецова (рис 19,21) можно отметить, что планировка здания не была такой же симметричной, как на планах приспособления сделанных в 1970-80 годах и даже выполненных в натуре. Более ранний проект приспособления (1952г.) качественно отличается от всех остальных, согласуясь с обмерными чертежами и принципами планировки французских проектов подобных зданий.

Примеры интерьеров домовых церквей


Гатчинский дворец. Домовая церковь.


Церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметьева

Церковь Александровского дворца


Павловск.Домовая церковь 1780е годы

По рассмотренным материалам приходишь к выводу, что в выполненных ранее проектах реставрации нет решений по крыше, по парадной лестнице и домовой церкви.

Представленный настоящий проект – попытка ответить на эти вопросы и обосновать принятые решения.

Сохранившиеся белокаменные детали наличников расчистить, а утраченные детали воссоздать, используя сохранившиеся как образец. Частично здание было оштукатурено при проведении реставрационных работ. Штукатурку продолжить цементно-известковым раствором по рекомендациям технолога. Восстанавливаются лепные декоративные элементы фасадов. При восстановлении лепнины необходимо руководствоваться чертежами проекта реставрации. Сохранившиеся лепные детали на фасаде укрепить, утраченные фрагменты дополнить. При воссоздании полностью утраченных элементов можно использовать сохранившиеся лепные детали как образец, изготовив по ним форму для отливки. В новых отливках предусмотреть клямеры для крепления к стене. Отливки пропитать гидрофобными составами. На отсутствующие декоративные элементы (герб Чернышевых на парковом фасаде) разработать подробные рабочие чертежи. Рисунок окон в проекте представлен на период 18 века. Рабочие чертежи по окнам разработаны по утвержденному на художественном совете варианту. Карнизы и профили выполнить по образцу восстановленных при реставрации в 1970-80гг. По стенам здания необходимо произвести вычинку кирпичной кладки, в местах ее разрушения, закончить штукатурку по всем фасадам. Ступени внешних лестницы должны быть выполнены из блоков песчаника. По дворовому фасаду крыльца имеют две ступеньки, по парковому фасаду крыльца состоят из 10-ти ступеней. В соответствии с уровнем первых ступеней произвести планировку отметки земли. Цветовое решение фасадов предлагается на основе изучения архитектурного стиля, в духе которого построено здание дворца, аналогов того времени.

А также проектом предусмотрено:

        • Завершение штукатурных работ по фасадам и интерьерам
        • Воссоздание утраченных лепных украшений.
        • Покраска здания по согласованному проекту.
        • Восстановление парадных крылец по фасадам.
        • Установка оконной и дверной столярки.
        • Устройство полов.
        • Отделка интерьеров
        • Устройство лестницы в подвал плитами из песчаника.

Фундаменты и цоколь

При обследовании фундаментов были вырыты шурфы. Обследование показало, что фундаменты находятся в удовлетворительном состоянии, но укрепление их всё же произвести надо. Так по парковому фасаду установлено, что заглубление фундаментов около 70 см., это не отвечает современным требованиям. В связи с этим необходимо произвести ряд мероприятий по приведению фундаментов здания к современным нормам по глубине промерзания. Отмостка вокруг здания отсутствует. Восстановление отмостки разработать в инженерно-конструкторском разделе. Проектом должно быть предусмотрено устройство песчано-гравийной подготовки (с гидроизоляцией и уклонами), выполненной из каменных плит песчаника размером 30х40 см. Укладывать плиты со швами 5-10мм. Уровень отмостки не должен перекрывать сохранившиеся продухи в цоколе здания.

Цоколь дворца выложен из кирпича и облицован белокаменными блоками 20х 50-60см. Состояние блоков удовлетворительное, но из-за сырости, вследствие отсутствия отмостки, покрыты зеленой плесенью, которую необходимо удалить. Кроме работ по цоколю необходимо произвести расчистку и докомпановку отдельных утрат по белокаменному цоколю.

В цокольной части флигелей расположены подвалы. Степень сохранности их удовлетворительна и есть предположения, что они построены еще при Г.П. Чернышеве.


По подвалам необходимо произвести расчистку пола от мусора и восстановить двери по сохранившимся подставам и ступеньки спуска.

Интерьеры

Планировка дворца сохранилась только в пределах капитальных стен. Интерьеры дворца полностью утрачены. Нет ни проектов, ни фиксации того, что было построено первоначально. Имеющиеся архивные фотографии отображают вид интерьеров в начале 20 века. Но до этого были и пожары в 1787 году и перестройки новыми владельцами, а описание сводится только к предметам, украшавшим интерьеры.

В связи с этим при реконструкции планировки были использованы проектные решения подобных зданий 18-19 века. Проанализированы сохранившиеся архивные фотографии и обмерные чертежи 1946-80 годов.

Предлагаемый для рассмотрения эскизный проект основывается на этих аналогах. При входе с парадного двора в здание дворца восстанавливается площадка о двух ступенях. Внутри устраивается тепловой тамбур. Справа от входного зала располагается гардеробная. Слева - лестница на второй этаж и вход в помещения первого этажа. Комнаты первого и второго этажей анфиладного типа с дверными проемами, расположенными по одной оси. Центральный зал, выходящий окнами в парк, имел камин и над ним горельеф герба рода Чернышевых.


Справа и слева от камина стояли скульптуры. Как следует из исторических данных, эти скульптуры предназначались для установки их в храме у склепа З. Чернышева, но по каким-то причинам так и не были там установлены (рис.16). Залы первого этажа были украшены лепными гирляндами, парными колоннами ионического ордера с канелюрами. Стены залов украшали медальоны с гербами и портретами предков. По потолку был протянут карниз с кронштейнами (рис.17). Полы из наборного паркета.


Планировка второго этажа, в целом, повторяла планировку первого этажа, но в отличие от первого, высота комнат которого была 4,5 метра, здесь высота комнат 3 метра. Мансардная надстройка в центральной части здания явно предназначалась для увеличения высоты помещения второго этажа и устройства в нем «второго света». В архивных документах есть запись о просьбе управляющего имением вынести иконостас на время ремонта помещения. В связи с этим предполагается, что домовая церковь была устроена в центральной части дворца в зале второго этажа, выходящего в парк. На самый верх в мансардный этаж вела служебная лестница, на второй этаж – парадная.

АРФ. Ф. 1713. Оп. 2. Д. 45. Ведомости расходов разных материалов для ремонта господского дома в селе Яропольце. 1841-1844 гг.Л.1 Ведомость сколько употреблено покупных и экономических материалов для окончательной отделки в селе Ярополче господского дома, сколько уплочено вольным мастерам за паркетныя полы и малярную работу, Лаку масляного для парадной лестницы …

Расположение парадной лестницы определилось на основе плана 1946 года составленного А. Фуфаевым и обмеров входного зала Серова. Вид лестницы неизвестен, поэтому для ее реконструкции привлечены аналоги из зданий 18-19 веков.


План по обмерам А.Фуфаева 1946г.

Примеры по устройству лестницы на 2 этаж



Лестница в дворце.Франция

Примеры решений устройства лестниц




Лестница в дворце Меньшикова


Дворец Меньшекова план разрез

Обмеры А.Седова

Проектное предложение по восстановлению парадной лестнице

Планировка дворца. Внизу на центральной оси: со двора при входе - "парадная прихожая", а по сторонам от нее - лестница (слева от входа?), столовая с буфетной (справа); окнами в сад две небольшие гостиные для игры в карты и шахматы. Канонические парадные апартаменты с двумя спальнями (для графа и графини) находились во 2-м этаже. При них на дамской половине - будуар, гардеробная: на мужской половине - кабинет, м.б. библиотека: а в центре апартаментов, на главной оси - зал-"салон" с куполом и одна общая гостиная (? не ее ли в поздних источниках называли "круглой столовой"). В этих верхних апартаментах и останавливалась Екатерина, приватно пребывая в них 3 дня со своим фаворитом

Пристроенные в 19 веке четыре круглых башни, предназначенные для размещения в них ватерклозетов, и восстановленных при реставрации в 1980г., предлагается сохранить. Полукруглые крылья, соединяющие дворец с конным и скотным дворами также были возведены в 19 веке и архитектура их сохранилась. По ним необходимо произвести реставрацию кирпичной кладки существующих стен и штукатурки.

В предлагаемом проекте реконструкции предусматривается максимально возможное воссоздание первоначального вида дворца на середину 18 века.

Крыша и фасады

Первоначальная крыша не сохранилась, и какая она была до пожара 1787 года доподлинно не известно. Существующая сейчас кровля явно не соответствует первоначальному виду и подлежит переделке в соответствии, с проектом реставрации основанном на аналогах и исторических сведениях с покрытием кровли черепицей. Конструктивно выполнена по типу мансардных крыш 18 века.

Аналоги. Примеры фасадов зданий XVIII в.


Дворец Шереметьева в С.Петербурге


Рундальский дворец. Впервые его начали строить в 1736-м году. Внутренняя отделка была завершена только к 1768-му году. Принадлежал Бирону.


Дворец Меньшикова в Петербугге после реставрации.


Дворец Меньшикова (гравюра)


Замок Людвигсбург.1733


Замок Вилландри. XVIII в.


Дом купца в Туле. 1744г.


Особняк в Праге. XVIII в.


Замок Во-Ле-Виконт

В данном проекте также предусмотрено восстановление печных труб и печей, существовавших в здании, а также флагштока над центральным объемом здания. Аналоги зданий с подобными крышами представлены выше (рис. 28-36.).

По архивным сведениям можно предположить, что все строения усадьбы были покрыты черепочной кровлей. Кирпич и черепица изготавливались в Яропольце. Третий этаж был мансардного типа характерным - для архитектуры этого периода. По всей вероятности при пожаре была уничтожена оригинальная кровля. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий. К этому времени изменились архитектурные стили и приемы сооружения крыш. Высокие мансардные крыши вышли из моды, а задуманное З.Г. Чернышевым - «Версаль» с его высокими кровлями был забыт новыми хозяевами. Сгоревшую крышу дворца восстанавливать в первоначальном виде уже не стали. Реконструкции дворца, выполненные в 1949 году А. Седовым и проект реставрации «Мособлстройрестварция» 1980г., не затронули воссоздания первоначальных крыш на дворце. Здание дворца на этих проектах совсем не похожи на стиль французской архитектуры 18 века, а именно такую хотел воплотить в своем дворце З. Г. Чернышев.

Конструктивные решения

Техническое состояние здание оценивается как ограниченно работоспособное.

Проектом предусмотрено:

        • Усиление фундаментов методом инъектирования и подводки новых железобетонных фундаментов.
        • Замена стропильной системы под черепичное покрытие.
        • Разработка конструкций парадной лестницы и лестниц при входах в здание.

Выводы

На основании натурных исследований нужно отметить ценность сохранившихся подлинных элементов.

Сохранилось достаточное количество материала двух значительных периодов:

        • Первоначального 1760г.
        • Второго – реконструкции при Чернышеве – Кругликове в 19 веке.
        • Далее здание после 1919года здание приспосабливалось под колонию беспризорников, потом под жилье служащих при больнице. После 1945 года в полуразрушенном здании был гараж и мастерские военной части.

Эскизный проект реставрации 1985 года, выполненный институтом ГИПРОВУЗ предусматривал восстановление утраченных частей. Восстановительные работы были начаты, но не закончены внезапным прекращением работ, что в отдельных случаях привело к ухудшению состояния подлинных частей. Необходимо пересмотреть проект приспособления в соответствии с вновь выявленными проектными предложениями ориентированные на восстановление дворца на первоначальный период строительства с частичным восстановлением интерьеров и сохранения с реставрацией пристроек 19века.

Список нормативных и ссылочных документов

      • Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
      • СНиП 2.01.01-82 Справочное пособие к СниП. Строительная климатология
      • СНиП 2.02.01-83*. Основания зданий и сооружений.

Представляю вашему вниманию архивные фотографии, а также схемы планов реконструкции усадьбы Ярополец Чернышевых XX века.

2. Общий вид усадьбы Ярополец Чернышевых. Фото 1930-х гг.

3. Общий вид усадьбы Ярополец Чернышевых с востока. Фото Якунина О. 1978 г.

4. Парковый фасад дворца. Фото 1930-х гг.

5. Санаторий имени Павлика Морозова в усадьбе Ярополец Чернышевых. Фото 1930-х гг.

6. Главный фасад дворца. Фото 1960-х гг.

7. Парковый фасад дворца. Фото 1950-х гг.

8. Конный двор. Вид с юго-востока. Фото из архива Фуфаева А.С. 1930-е гг.

9. Конный двор. Вид с юго-востока. Фото 1930-х гг.

10. Конный двор. Вид с юго-востока. Фото 1930-х гг.

11. Конный двор. Вид с юго-восточной башни. Фото из архива Фуфаева А.С. 1930-е гг.

12. Ворота конного двора. Фото 1930-х гг.

13. Ворота конного двора. Фото 1950-х гг.

14. Вид дворца и конного двора со стороны парка. Фото из архива Фуфаева А.С. 1940-е гг.

15. Конный двор. Вид с северо-запада. Фото 1950-х гг.

16. Конный двор. Вид с юго-востока. Фото 1959 г.

17. Конный двор. Общий вид с юго-востока. Фото Якунина О. 1978 г.

18. Конный двор. Общий вид с востока. Фото Якунина О. 1978 г.

19. Конный двор. Вид юго-восточной башни. Фото Якунина О. 1978 г.

20. Конный двор. Вид северо-восточной башни. Фото Якунина О. 1978 г.

21. Конный двор. Вид с юго-запада. Фото Якунина О. 1978 г.

22. Конный двор. Вид северо-западной башни. Фото Якунина О. 1978 г.

23. Конный двор. Вид внутри двора. Фото Якунина О. 1978 г.

24. Перспектива Версальской аллеи от обелиска в сторону дворца. Фото начала XX в.

25. Перспектива Версальской аллеи от обелиска в сторону дворца. Фото 1920-х гг.

26. Обелиск. Фото 1920-х гг.

27. Турецкая мечеть. Фото начала XX в.

28. Храм-памятник Екатерины II. Фото начала 1920-х гг.

29. Овальный павильон (Храм уединения). Фото начала XX в.

30. Ворота и ограда парадного двора. Фото 1930-х гг.

31. Церковь Казанской Божьей Матери. Общий вид. Фото 1930-х гг.

32. Выкопировка из генерального плана усадьбы Ярополец Чернышевых. 1768 г.

33. Генеральный план усадеб Ярополец Чернышевых и Гончаровых. Седов А.П. 1951 г.

34. Схема парка усадьбы Ярополец Чернышевых. Чертеж Тихомирова Н.Я. 1946-1947 гг.

35. Генеральный план усадеб Ярополец Чернышевых и Гончаровых. Проектное задание. 1962 г.

37. План первого этажа дворца, конного и скотного дворов. Обмерный чертеж. Фуфаев А.С. 1949-1950 гг.

38. План дворца и конного двора усадьбы Ярополец Чернышевых. Проект приспособления. 1970-е гг.

39. План первого этажа дворца, конного и скотного дворов. Обмерный чертеж. Фуфаев А.С., Успенский Б. 1948 г.

40. План второго этажа дворца, конного и скотного дворов. Обмерный чертеж. Фуфаев А.С., Успенский Б. 1948 г.

41. Схема плана дворца Чернышевых.

42. Обмерный чертеж усадьбы 1962-1970 гг.

43. План первого этажа дворца, конного и скотного дворов. Обмерный чертеж. Маркаров А.А. 1980 г.

44. Схема расположения базисов фотографирования на объекте усадьбы Чернышевых.

45. Главный фасад конного двора. Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

46. Главный фасад конного двора. Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

47. Парковый фасад конного двора. Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

48. Фасад с парка.

49. Боковые фасады конного двора (левая часть чертежа). Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

50. Боковые фасады конного двора (правая часть чертежа). Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

52. Фасад конного двора со стороны Красного двора. Проект реставрации. Маркаров А.А. 1980 г.

53. Устройство фундамента под стенами конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1971 г.

54. Подвал северной части конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1972 г.

55. Подвал северной части конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1972 г.

56. Подвал северной части конного двора. Чертеж их Журнала архитектурного надзора. 1972 г.

57. Стропильная конструкция перекрытий конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1971 г.

58. Стропильная конструкция перекрытий конного двора. Узел А. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1971 г.

59. Подвал северной части конного двора. Чертеж из Журнала архитектурного надзора. 1972 г.

60. Фасад церкви Казанской Божьей Матери. Чертеж из "Смешанного альбома Казакова М.Ф.". Начало XIX в.

61. План церкви Казанской Божьей Матери. Обмерный чертеж.

Анна ★★★☆☆

(24-09-2018)

С учётом предыдущих отзывов ничего не изменилось. Церковь в лесах и огорожена глухим забором, но реставрация вряд ли идёт полным ходом. Бродит некий сторож, но он говорит, что он охраняет не церковь, а усадьбу напротив, а сторож церкви вообще-то есть, но неизвестно где и когда появится. Под забором можно проползти на пузе в щель, если не видят местные мальчишки, которые ревниво замещают сторожа по собственной инициативе. Внутрь церкви не попасть. Единственное, что можно, - заглянуть в щель и сфотографировать, ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

просунув фотоаппарат сквозь решётку.

Константин ★★★☆☆

(18-04-2018)

Центральная часть усадьбы и церковь окружены глухим забором. В парке запустение. На церкви ведутся какие-то работы, стоят леса. Согласно плакату - противоаварийные работы.

Наталья ★★★★★

(30-08-2016)

Грустно из-за состояния строений, но выглядят они даже сейчас очень величественно.
Очень любопытно!

Osen ★★★★★

(3-05-2016)

Ездили 7 марта.Усадебный дом за забором, подойти к нему невозможно. Церковь напротив великолепна, хотя тоже обнесена забором,но поближе подойти все же можно. Это обязательно стоит увидеть!Рекомендую.

Екатерина ★★★★★

(5-10-2015)

Были проездом в октябре 2015 г. Через дырку в заборе попали на территорию. Очень впечатляет. Внутрь храма также залезли. Словами не передать какое количество разнообразных звуков там внутри. Ребенок со словами "приведения" выскочил обратно. Я прошла дальше, но не намного. Уж очень жутко и страшно было от всех этих завываний. Но даже в разрушенном состоянии собор великолепен.

Сейчас вся эта красота находится за забором, но пройти на территорию и в храм и в усадьбу можно. Главное аккуратно. Особенно в храме. то и дело что то отваливается, да и колонны внутри,боюсь, скоро завалятся все почти. Так что пока есть возможность, стоит посетить это место. Очень красиво.

Очень люблю бывать "на графских развалинах" (там снимался одноименный фильм, детский детектив 1958 года). К многочисленным комментариям добавлю, что история с театром, по-видимому, легенда. Во-первых, содержать такой монументальный театр было бы не по силам даже графам Чернышевым. Во-вторых, кто бы в него ходил в такой глуши? Архитектурное решение Казанского храма объясняется тем, что одна половина его планировалась как усыпальница графского рода, а вторая - как собственно церковь.
Как нам стало известно, руины замка Чернышевых также находятся на балансе МАИ. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Поэтому скорой реставрации его ожидать не стоит - вузу такое не под силу.

По тем остаткам, которые сейчас возможно лицезреть, однозначно можно сказать, что эта усадьба была одной из самых величественных в Подмосковье, местный Версаль.
Церковь великолепна даже в нынешнем состоянии. Очень, очень жаль, что ситуация столь плачевна.
Следует совместить посещение Яропольца с Иосифо-Волоцким монастырем. Объекты находятся недалеко.

Очень величественные развалины. Все за забором. Но к храму можно подойти с южной стороны. Внутрь залезть можно только через окно в алтарной части: рисковать не стали - вероятность получить по голове упавшим камнем с потолка очень велика. Жаль, что скоро смотреть будет не на что. Храм до 1966 года действовал. 50 лет хватило для приличного руинирования.

Историю с театром озвучивают, обычно, и в музее. В прошлом годе еще слыхал.Но слишком много противоречий.
Поэтому на том, что сейчас есть и остановимся!. Дыра,
как и раньше, сзади у колокольни. Можно залезть и в храм,со времени последнего посещения упала одна колонна внутри,делайте выводы!Внутри красиво и жутко!Но впечатляет, однозначно.Под усыпальницей Чернышева,в западной части (прислоненная пирамида к стене!), кто то копался!Но барельефы на цоколе хорошо видны! Стоит там побыть, некоторое время, одному и без шума.Если есть воображение, получите массу удовольствия!!! Что бы не привлечь внимание сторожа,
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

он в "основном" здании живет, не ставьте машины перед
забором.Нужно просочиться сразу сзади, тогда будет
больше времени!Здание с курдонером, тоже огорожено
забором, внутри пустота и куча строительных материалов
(сейчас больше!). Вход в парк свободный(к обелиску),
на пруду появились даже лавочки, да и пляжик чистый!
Против "ворот" под аркой(боковых), высится старое дерево,утверждают -около 300 ему яко бы,но старое-однозначно! А у обелиска очень "пьяный" лесок,ну очень странный- в глаза бросается!

Satriani ★★★☆☆

(28-04-2014)

Были в апреле 2014, усадьба и церковь огорожены высоким забором с замком, однако следов реставрации замечено не было. Будьте внимательны все, кто хочет посетить!

Были осенью 2013 года, удалось попасть и в церковь и в усадьбу, церковь - вне всяких похвал, особенно удивительно, что ее внутренние колонны сделаны из дерева (сверху облицовка) и до сих пор без ухода не развалились, к примеру тот же замок Храповицкого сделанный из камня и построенные около 100 лет назад выглядит более хлипковато. В усадьбе, для любителей развалин смотреть особо нечего - самое интересное там, так это подвал с низкими сводами (попасть можно как снаружи в подвал так и в дырку в полу). ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Интерес представляет обелиск в парке и сам парк с завезенными туда деревьями, зимой без листвы очень красивое, но грустное зрелище.

Можно представить, как усадьба выглядела в старые времена, ощутить размах и роскошь построек.
Церковь уникальна, вторую похожую не сыскать, хотя бы потому, что изначально планировался вовсе не храм, а театр -оттого нестандартность архитектуры и внутренней планировки.
Поезжайте - не пожалеете! Удачного путешествия!

точка указана НЕ ВЕРНО, усадьба немного дальше по дороге, мимо не проедете..
-------
проникнуть не составляет труда по инструкции ниже.
в хране есть дыра в подвал, там правда 1 комната и больше ничего, другой проход заывален
--------
в самой усадьбе смотреть нечего, видимо она тоже будет санаторием, внетри новые стены и видно, что разбиты на комнаты, старого вообще ничего не осталось, так что нет смысла даже зализать во внутрь (вход слева через последнее окно)
да и сторожига следит за залезающими! :)
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

-------
стоит после неё спустится вних на старую ГЭС, тк она не действующая то очень красиво смотрится перелив между верхним и нижним озерами (водопад метра 3-4 высотой полукруглый)
снаружи можно еще пару фоток сделать...

Билан ★★★★★

(30-07-2013)

Посетили усадьбу и храм 28.07.13. И там и там вокруг железный забор, но на территорию храма можно попасть через дырку в заборе сзади. А в сам храм через окно спереди. Внутри очень впечатляющие виды, некоторые части пола, колонн и лепнина неплохо сохранились. На территорию усадьбы можно попасть через пристройку и дыру в заборе(справа если смотреть с дороги) либо через ворота, со стороны ГЭС. Однако там живет тетка-охранница, но если с ней хорошо поговорить, и объяснить что бы ломать ничего не собираетесь...продолжение src="/jpg/plus.gif">

а только пофоткаете, она вас не только пропустит но и расскажет много интересного.

Усадьба производит впечатление. Если бы была отреставрирована - безо всякого сомнения это была бы самая значительная усадьба Подмосковья. Очень жаль, что все в упадке. Расположена близко от усадьбы Гончаровых, можно без проблем пешком пройти от одной к другой (можно через парк, а можно по дороге. Со стороны дороги забор глухой, и это портит весь вид. Зимой не проблема, можно залезть на сугроб и сделать фото. Со стороны парка забор решетчатый, подойти можно довольно близко к усадьбе и рассмотреть детали. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Сторожей не обнаружено. Сейчас от усадьбы до обелиска накатана отличная горка для детей и взрослых. Церковь напротив производит тоже очень сильное впечатление - необычная архитектура, большой размер - очень горько видеть, что она разрушается, состояние ужасное - местами детали фасада обвалились, на крыше растут березы. Сзади возле колокольни забора нет, пройти можно, но мы не стали - не хотелось получить кирпичом по голове, рассудили, что без каски на территорию соваться не стоит

Елена ★★★★★

(30-11-2012)

Удивительное место: с озера вид на саму усадьбу загадочный и прекрасный. Посаженные ранее липы (сад с обелиском) создают фантастическую атмосферу. Хорошо бы восстановить данного места - пусть и для нужд жителей Яропольца. Церковь великолепная (но увы процветает вандализм). Странно, что данная церковь в таком состоянии и нет прихода, т.к. я читала, что данный храм в советское время не закрывался и никто его в советское время не ломал.

Сегодня ездили в Ярополец в надежде посмотреть усадьбу,но к сожалению.и усадьба и церковь обнесена высоким забором за которым только верх зданий можно увидеть.Встретили компанию пытавшуюся внутрь попасть,но как они сказали,"бешеная бабка,никого не пускает".Ну а мы уж не стали нервировать сторожиху,ограничились тем что видно сдороги было.Будем надеятся,что всё-таки отреставрируют усадьбу и мы увидим всю красоту.Там ведь действительно есть на что посмотреть.

Развалины живописнейшие и уныния лично я не испытываю.
Дело в том, что помню прекрасно эти места еще с 79-го года - так с тех пор сильней не разрушилось ничего. Значит, еще сто лет простоит. А там, глядишь, научатся потомки реставрировать:)

Андрей ★★★☆☆

(29-08-2011)

Были 28.08.2011. Унылое зрелище. Может быть раньше было и красиво, но сейчас...... Все огорожено железным забором. Теоретически туда попасть можно, но если вы не хотите, чтобы на вас накричала злая женщина (то ли сторож, то ли еще кто то) возьмите экскурсовода в городском музее. Музей в центре города напротив бюста Ленина и Крупской.

Поставил 3, чтобы быть нейтральным. Изначально поехали в усадьбу Гончаровых (она по идее как рядом). Ту мы сразу нашли, а вот до этой так и не дошли. Хотя местные сказали куда и сколько топать. В итоге долшли до какого-то забора, но за ним вообще полное уныние. Искать в конечном счете эту усадьбу больше не стали, только прогулялись по лесу вдоль речки. Об этой подробнее в отзыве про усадьбу Гончаровых.

Кира ★★★★☆

(5-07-2010)

Усадебный дворец со стороны дороги обнесен глухим забором. Вроде ведутся реставрационные работы.
Но вот со стороны "парка" по-моему можно подобраться, там заборчик "прозрачный".

Парк замечательный, долго гуляли, у пруда можно хорошо посидеть.
Церковь очень интересная, в правой ее части усыпальница, правда через окно ее плохо видно -
"В апсиде усыпальницы ещё сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева. Это плоская пристенная пирамида, высотой около 4 метров, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами. На цоколе, как на пьедестале покоится база (нижняя часть) колонны, на которую был водружён чёрный мраморный саркофаг."

На мой взгляд, этот объект представляет гораздо больший интерес, чем усадьба Гончаровых, которая привлекает лишь тем, что там бывал Наше Всё.
За усадьбой замечательный парк, а перед правым крылом главного здания стоит мраморная ванна (точнее, половина). Достаточно интересный экспонат!
Церковь, хоть и разрушена и, похоже, не восстанавливается (на 07.09.08), представляет собой редкий для Москвы и области образец архитектуры, более свойственный для северной столицы.

Были 6.09.2008. Сама усадьба - все те же руины и запустение. Напротив церковь Казанской божьей матери - увы! почти разрушена.

Стоит пойти за усадьбу пройти по парку, подивиться на заросший парк (см. фото) и выйти на остатки одной из первых электростанций: рукотворный водопад редкое зрелище в Подмосковье.

Алексей ★★★★★

(28-12-2006)

Был в ноябре 2006 года. В усадьбе идут работы по восстановлению. Сделали перекрытия из железных балок, в окна поставили решетки. На территории постоянно живет сторож. Очень интересно, что там будет через годик.

Саша ★★★★★

(28-12-2005)

Сейчас в усадьбе Гончаровых открыта Казанская церковь - не побоюсь этого слова, шедевр архитектуры конца XVIII века.
А еще близ усадеб, которые стоят почти друг напротив друга, находится ярополецкая плотина, сооруженная на реке Ламе в 1980-х для сохранения прекрасного леса на этих землях. Это место настолько красиво, что туда специально приезжают новобрачные.
Ярополец - место уникальное. Вы ощутите это,когда пройдетесь неторопливо по булыжным дорожкам, хранящим легкие шаги Александра Сергеевича...

По решёткам в первом этаже "дворца", сравнительно новой кровле и начатой было кирпичной ограде по колено можно догадаться, что во время оно планировалось это всё отреставрировать. Но не сложилось. На церкви, кстати, действительно очень редкой для православных храмов (алтарь-то должен быть на восток от входа) конструкции даже есть проржавевшая доска "памятник архитектуры. Охраняется государством". Пыльно. С потолка осыпается штукатурка. В двух местах провалились подклеты. Дети с шумом бегают по кафельному полу. Мерзость запустения. И парк тоже заброшен.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

В путеводителе сказано, что на территории регулярного парка, окружающего дворец, сохранился обелиск, поставленный в память о посещении усадьбы Екатериной II в 1775году (мы не видели). Даже сейчас, в развалинах, просматривается грандиозность сооружения, действительно размах, с которым когда-то все было здесь построено. Напротив усадьбы – такая же по размахам, величественная Казанская церковь. По оригинальности композиции я пока не встречал ничего более интересного.Два объема, предела, перекрытые высокими куполами, украшенные орнаментами. Между ними общий притвор с колоннами и изящным портиком. Кажется это тоже дворец, театр – а не просто церковь. Над портиком еще можно разглядеть герб владельцев усадьбы – храм когда-то был родовой усыпальницей

  • по 7 на страницу
  • по 25 на страницу


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!