Где похоронен ахмад шах масуд. Ахмад Масуд-младший: Стратегия Ахмад Шаха Масуда поможет вывести Афганистан из кризиса

Справка от Афганистан.Ру : Ахмад Масуд – единственный сын национального героя Афганистана, легендарного лидера «Северного Альянса» Ахмад Шаха Масуда, со дня гибели которого в этом году исполнилось 15 лет. Масуд-младший получил начальное и среднее образование в Таджикистане и Иране, а затем переехал в Англию для обучения в магистратуре. В последние годы Ахмад Масуд живет в Кабуле и часто встречается с друзьями и соратниками своего отца. Он убежден, что у его отца был конструктивный план урегулирования ситуации в стране, и подвергает критике политику бывших соратников Масуда, которые, по его словам, не следуют этому плану.

На этой неделе Афганистан отметил годовщину гибели Ахмад Шаха Масуда, прославленного командира, погибшего от рук террористов 15 лет тому назад. Афганцы чтут память легендарного полководца, сыгравшего важную роль в истории страны во времена борьбы моджахедов с советскими войсками и в период противостояния между «Северным Альянсом» и талибами. В интервью порталу «Афганистан.Ру» сын национального героя поделился воспоминаниями об отце, а также мыслями о том, как опыт, идеалы и политическая программа полководца могут послужить стране в нынешнее непростое время.

Афганистан.Ру: Вам было суждено родиться в семье легендарного полководца, почитаемого афганским народом. Будучи сыном Ахмад Шаха Масуда, что Вы думаете о нем как о национальном герое и своем отце? Каким человеком, на самом деле, был Ахмад Шах Масуд?

А.М.: Ахмад Шах Масуд был национальным героем, который не думал о групповых, карьерных и племенных интересах. Он прилагал все усилия и вел борьбу исключительно ради Афганистана. Масуд был героем, который вместе со своей страной прошел самый драматичный период ее истории. С другой стороны, для меня он был отцом, учителем и самым дорогим человеком, и я хотел бы, чтобы он оставался со мной как можно дольше.

Афганистан.Ру: Ахмад Шах Масуд сыграл ключевую роль на двух исторических этапах жизни страны: во времена советского военного присутствия и в период сопротивления талибам. По Вашему мнению, какой из этих двух периодов он считал наиболее важным?

А.М.: Оба этих периода важны и взаимосвязаны. Прежде всего, следует иметь в виду, что война и политика отнюдь не были теми вещами, которыми хотел бы заниматься Ахмад Шах Масуд. Его вынудили воевать.

На обоих этапах сопротивления, сопровождавшегося исламским движением, его усилия были направлены на то, чтобы Афганистан стал государством, основанным на принципах традиционного ислама. Эта борьба началась еще до ввода советских войск. Он хотел, чтобы в Афганистане было правительство, которое поддерживали бы 99% населения. В этой борьбе его убеждения с каждым днем становились все более и более зрелыми. Сегодня нам проще судить о его делах и предчувствиях. Теперь мы знаем, что он уже тогда хорошо понимал, что такое «Талибан», который сейчас представляет угрозу для всего мира. Он смог поднять народ на войну против талибов и разгромить «Талибан» на подконтрольной ему территории (в Кандагаре, Джалалабаде и Гельманде). Он победил талибов, находясь на передовой линии борьбы с ними. Поэтому этот период и называют периодом сопротивления.

Однако следует подчеркнуть, что проблемы Афганистана носят не военный характер. В тот период мы не сталкивались с трудностями военного характера, так же как не сталкиваемся с ними и сейчас. Мы могли бы победить талибов. Наши проблемы носят чисто политический характер. В то время Масуд не имел возможности заняться построением будущей политической структуры государства, поскольку был занят войной.

Несколько раз он пытался заключить мир с талибами, но затем понял, что они действуют не самостоятельно и являются иностранными агентами. Он несколько раз предпринял попытку примириться с талибами. Он погиб мученической смертью как национальный герой, не успев заняться формированием нового государства и довести движение сопротивления до окончательной победы.

Судить о том, какой из периодов являлся более важным, трудно. Но в любом случае, Ахмад Шах Масуд являлся как гениальным полководцем, так и гениальным политиком.

Афганистан.Ру: Помимо того, что Ахмад Шах Масуд был опытным полководцем, он интересовался поэзией, мистицизмом и суфизмом. Какая из ипостасей командира Масуда больше всего привлекает Вас как его сына?

А.М.: Для меня важны все аспекты личности Ахмад Шаха Масуда. Я считаю, что он обладал исключительным умом, убеждениями и нравственностью. Вызывает восхищение его привязанность к жене и родителям, любовь к народу и страстное желание служить людям. Для меня очень ценно такое его качество, как незамутненное надэтническое мышление. Ему было не важно, является ли человек таджиком или пуштуном, узбеком или хазарейцем. Я восхищаюсь его человеческими и моральными качествами.

Однако для друзей и соратников Масуда был особенно важен военный аспект его личности. Это его качество принесло исключительную пользу Афганистану. Он сражался на многих фронтах и везде проявил себя гениальным полководцем. Известный французский писатель Оливер Руйя, напоминая о примирении Ахмад Шаха Масуда с бывшим Советским Союзом, отмечает, что он был не только гениальным военным, но и гениальным политиком.

Но лично для меня наиболее ценными представляются человечность, религиозность и мужество Ахмад Шаха Масуда.

Афганистан.Ру: В годы антиталибского сопротивления Вы были ребенком и жили в Таджикистане. Какие воспоминания сохранились у Вас об этой соседней стране?

А.М.: Вероятно, годы, проведенные в Таджикистане, были лучшими в моей жизни. Я вспоминаю время, проведенное с отцом, вспоминаю наших дружелюбных соседей и красивый таджикский язык. Там я хотел учиться музыке. Таджикистан стал для меня вторым домом. Там прошла большая часть моей жизни. Для нас были созданы безопасные условия. Я признателен благородным таджикским людям за все, что они для нас сделали, и за то, что они поддерживали наше стремление к независимости, социальной справедливости и демократиии.

А.М.: Самое удивительное, что я больше нигде не нашел той любви и искренности, которая была у народа Таджикистана. Это удивительно доброжелательные люди. К нам хорошо относились соседи и все жители Таджикистана. Так случилось, что одной из наших соседок оказалась русская женщина. Она жила там со своими двумя детьми. Мой отец был в постоянных разъездах, и я не знаю, каким образом эта русская женщина догадалась, что это дом Ахмад Шаха Масуда. Однажды отец приехал домой, и она узнала об этом. Эта добрая женщина приготовила еды и принесла ее моему отцу. Интересно, что при этом она сказала, что в еде нет ни алкоголя, ни чего-либо еще в подобном роде, и что эта еда – чистая. Она догадалась, что Масуд был убежденным мусульманином и поэтому подчеркнула этот момент. Мой отец с аппетитом съел эту еду и поблагодарил русскую женщину. Мне было удивительно видеть, с каким уважением и симпатией относилась к отцу эта русская женщина, живущая в Таджикистане.

Афганистан.Ру: Говорят, что после смерти отца Вы хотели продолжить обучение в России. Имелись ли у Вас такие планы?

А.М.: Когда я жил в Таджикистане, я не выучил кириллицы. Я владею русским на самом примитивном бытовом уровне. До пятого класса я учился в иранской школе в Душанбе, где преподавание велось на фарси, поэтому, к сожалению, у меня не было шансов продолжить образование на русском. Затем я уехал в Иран и продолжил учиться на персидском. За получением высшего образования я отправился в Англию, так как немного знал английский язык. Но если бы я владел хотя бы начальными основами русского языка, то обязательно поехал бы учиться в Россию.

Афганистан.Ру: Вы много общаетесь с афганской молодежью. Каковы Ваши впечатления о молодом поколении в целом и о молодежи Афганистана?

А.М.: Присмотревшись к ситуации, вы поймете, что сегодняшная молодежь Афганистана совсем не похожа на молодых людей 60 или 70 лет назад. Молодежь изменилась. Они разбираются в политике и знают, что происходит в стране. Политика стала частью их жизни, и это очень важно. Когда молодежь начинает интересоваться судьбой своей страны – что и случилось – она никогда не позволит, чтобы страна пошла по неправильному пути. Молодые люди составляют социальное большинство нашего общества, им предстоит определять будущее. Когда я вижу этих молодых людей, ясно мыслящих, открытых, способных и начитанных, мое сердце радуется. Я замечаю, что нашей молодежи, в отличие от людей, которые сейчас находятся во власти и от тех, кто жил и учился на Западе, присуще более открытое, цивилизованное и ясное мышление. Они не зациклены на догмах. Они хотят, чтобы Афганистан оставался Афганистаном и принадлежал народу этой страны. Они мыслят шире национальных и религиозных представлений. Путь решения афганской проблемы – в руках молодежи. Молодежь Афганистана достигла необходимого уровня сознательности и понимания и осознает, что афганский кризис представляет собой проблему политического характера. И поскольку они это осознали, то они же найдут и решение этой проблемы.

Афганистан.Ру: Собираетесь ли Вы в ближайшем будущем вступить на политическую сцену страны? Если да, то каким будет Ваш подход к политической системе и управлению страной?

А.М.: Да, я намерен выйти на политическую сцену. В какое время это случится, зависит от обстоятельств. Вся моя жизнь была переплетена с политикой. Я обещал отцу и много учился для того, чтобы однажды приехать в Афганистан и участвовать в политической жизни. Я хотел бы заняться политикой, поскольку проблемы моей страны носят политический характер, и мы должны решать эти проблемы. Бог даст, с помощью нашей молодежи мы преодолеем все трудности. Такая возможность вскоре представится. Но все зависит от обстоятельств. Я выйду на сцену в подходящее время и в подходящих условиях. Все мои усилия за последние 15 лет были направлены на достижение этой цели.

Афганистан.Ру: Ахмад Шах Масуд избрал особый политический путь, но и 15 лет спустя после его гибели поставленные цели не были достигнуты. По Вашему мнению, была ли продолжена программа и стратегия Ахмад Шаха Масуда?

А.М.: На этот вопрос есть однозначный ответ: нет, путь, предложенный Масудом, не был продолжен. Как сказал доктор Абдулла в одном из своих прошлогодних выступлений, «никогда не сравнивайте нас с Масудом – мы другие». И это действительно так. К сожалению, обстановка и политика сложились так, что страна не пошла по пути, предложенному Масудом. Ахмад Шах Масуд был убежденным сторонником народовластия. Он говорил, что народ должен сам определять свою судьбу. Если люди избрали свой путь, все должны двигаться в этом направлении и поддерживать этот выбор. Когда это путь выхолащивают и подменяют другим, когда волю народа предают ради личных, языковых, этнических и религиозных интересов, тогда и возникают проблемы.

Здесь, как мы видим, не пошли по пути Масуда и не достигли народовластия. Все мои усилия, чего бы мне это ни стоило, будут направлены на то, чтобы продолжить дело Ахмад Шаха Масуда.

Афганистан.Ру: Сейчас в стране сложная обстановка. Что бы сделал Ахмад Шах Масуд и какую позицию занял бы, окажись он в таких обстоятельствах?

А.М.: Если бы он был жив, такой ситуации не сложилось бы. Он хорошо знал страну под названием Афганистан. Если бы он был жив, подобной ситуации не возникло бы, даже если бы дела пошли по такому же сценарию и сложился бы такой же тупик, ведь у него был четкий план.

В настоящее время вы не находите никаких способов выхода из тупика. Но если вы обратитесь к программе Масуда, то найдете ответ. У этого национального героя была четкая программа действий. У него был план, и он говорил о нем. Нынешний тупик, несмотря на то, как его представляют, не является безвыходной и нерешаемой ситуацией. При правильном руководстве и управлении можно решить эту проблему. Важнейшим вызовом для нас на данный момент является отсутствие лидера. Наша армия и силы безопасности исправно воюют, наши солдаты проливают кровь и жертвуют собой на передовой –проблема заключается в руководстве и управлении. При нерешительном, слабом и малодушном руководстве, который действует так, что страна через день то воюют, то живет в мире, солдаты также теряют боевой дух. В таких условиях война приобретает затяжной и размытый характер. А это ведет к поражению. Но при правильном руководстве ситуация непременно изменится. Без сомнения, Ахмад Шах Масуд в этом отношении обладал совершенно ясным военным предвидением.

Афганистан.Ру: Со дня гибели Вашего отца прошло уже 15 лет. Каковыми были эти полтора десятилетия для сына Ахмад Шаха Масуда?

А.М.: Я отвечу на Ваш вопрос стихами:

Зов муэдзина слышен из окна -
Не ведает, была ли ночь длинна.
Часы её верней сочтут мои ресницы -
Я был лишён благословенья сна.

Афганистан.Ру: И Ваша семья, и глава Фонда Ахмад Шаха Масуда постоянно говорят о том, что инцидент с гибелью Масуда по-прежнему остается нерасследованным. Почему соратники Вашего отца, правительство Афганистана и мировое сообщество за последние 15 лет не приложили никаких серьезных усилий для расследования этого дела?

А.М.: Причины этого не понятны и для меня. Этот вопрос лучше переадресовать соратникам отца и правительству Афганистана.

Афганистан.Ру: Что бы Вы хотели сказать в заключение?

А.М.: Я надеюсь, что мир поймет, что мысли и убеждения Ахмад Шаха Масуда были направлены в сторону умеренного Ислама. Он шел по пути уничтожения экстремизма и терроризма. Он демонстрировал это в своей борьбе, политике и работе с людьми. Это правильный и эффективный путь. Если мы последуем по этому пути, то добъемся результатов. Способ борьбы с радикализмом, который был предложен Ахмад Шахом Масудом, способен принести практические плоды. Талибы – это те же террористы, игиловцы и экстремисты. Если метод Ахмад Шаха Масуда будет принят на вооружение и применен на практике, проблема терроризма, без сомнения, будет постепенно решена.

Афганистан.Ру: Спасибо, господин Масуд.

Беседу вел Джамшид Амири

Сражения:

Известен тем, что единственным из командиров моджахедов пошёл в 1982 году (начало правления Андропова) на перемирие с советскими войсками. Валентин Фалин вспоминал:

От военных разведчиков мне было известно, что Масуд был не прочь возглавить правительство в Кабуле и полагал, если ему будет обеспечена свобода рук, то через 6-8 месяцев в Афганистане наступит покой.

После вывода советской армии из Афганистана в 1989 году возглавил фактически независимый населённый таджиками 2,5-миллионный северо-восточный регион Афганистана (провинции Парван , Тахар , Баглан , Бадахшан) со столицей в Талукане , прозванный «Масудистаном» , который имел собственное правительство , деньги и хорошо вооружённую армию численностью до 60 тысяч человек.

Когда я встречался с Ахмад Шахом в 1998 году, мы с ним говорили долго. Он сказал мне поразительную вещь: «Я, говорит, мог же с вами воевать по-другому. Я же мог сбивать ваши пассажирские самолеты. Я же не сбивал пассажирские самолеты. Я с вами воевал, как воевал».

Внешность

Внешние данные: средний рост, орлиный нос. Одеваться предпочитал в светлые цвета, особенно кремового и голубого тонов. Носил белую рубашку, жилетку, штаны, шапку-паколь , закутывался в традиционный платок.

Из шести братьев Ахмад Шаха Масуда младший брат Ахмад Зия Масуд (род. 1 мая 1956 года) являлся послом Республики Афганистан в России в период 2002-2004 гг., с 2004 года - первый вице-президент Афганистана , , и ещё один брат, Ахмад Вали Масуд, является послом Республики Афганистан в Великобритании .

Напишите отзыв о статье "Ахмад Шах Масуд"

Примечания

Отрывок, характеризующий Ахмад Шах Масуд

Государь отъезжает из армии для того, чтобы не стеснять единство власти главнокомандующего, и надеется, что будут приняты более решительные меры; но положение начальства армий еще более путается и ослабевает. Бенигсен, великий князь и рой генерал адъютантов остаются при армии с тем, чтобы следить за действиями главнокомандующего и возбуждать его к энергии, и Барклай, еще менее чувствуя себя свободным под глазами всех этих глаз государевых, делается еще осторожнее для решительных действий и избегает сражений.
Барклай стоит за осторожность. Цесаревич намекает на измену и требует генерального сражения. Любомирский, Браницкий, Влоцкий и тому подобные так раздувают весь этот шум, что Барклай, под предлогом доставления бумаг государю, отсылает поляков генерал адъютантов в Петербург и входит в открытую борьбу с Бенигсеном и великим князем.
В Смоленске, наконец, как ни не желал того Багратион, соединяются армии.
Багратион в карете подъезжает к дому, занимаемому Барклаем. Барклай надевает шарф, выходит навстречу v рапортует старшему чином Багратиону. Багратион, в борьбе великодушия, несмотря на старшинство чина, подчиняется Барклаю; но, подчинившись, еще меньше соглашается с ним. Багратион лично, по приказанию государя, доносит ему. Он пишет Аракчееву: «Воля государя моего, я никак вместе с министром (Барклаем) не могу. Ради бога, пошлите меня куда нибудь хотя полком командовать, а здесь быть не могу; и вся главная квартира немцами наполнена, так что русскому жить невозможно, и толку никакого нет. Я думал, истинно служу государю и отечеству, а на поверку выходит, что я служу Барклаю. Признаюсь, не хочу». Рой Браницких, Винцингероде и тому подобных еще больше отравляет сношения главнокомандующих, и выходит еще меньше единства. Сбираются атаковать французов перед Смоленском. Посылается генерал для осмотра позиции. Генерал этот, ненавидя Барклая, едет к приятелю, корпусному командиру, и, просидев у него день, возвращается к Барклаю и осуждает по всем пунктам будущее поле сражения, которого он не видал.
Пока происходят споры и интриги о будущем поле сражения, пока мы отыскиваем французов, ошибившись в их месте нахождения, французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска.
Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиваются тысячи с той и с другой стороны.
Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен самими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было победить Наполеона.

На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью.
– Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.
К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним.
Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.
За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея.
– Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
– Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
– Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.
Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли.
– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
– Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.

Высокое понятие исламской религии «моджахед» – «борец за веру» – усилиями некоторых предвзятых СМИ стало нести в себе отрицательный оттенок, накрепко увязанный со штампами «исламский терроризм», «исламский радикализм» и т.д.

Однако, сами мусульмане должны уметь различать и объяснять другим, что понятия «моджахед», «джихад» и «шахид» вовсе не имеют отношения к подрывам мирных людей и другим терактам. Этим понятиям следует давать иные названия.

Арабы считают некорректным всех подряд называть моджахедами и используют для террористов иные обозначения. Поэтому и нам нелишне будет показать, какими бывают настоящие моджахеды, не те, которые сами себя так называют, а истинные борцы за веру, родину, свободу, независимость.

Как нам кажется, наиболее подходящим для описания подлинного моджахеда подошёл бы легендарный афганский генерал Ахмад Шах Масуд. Даже враги были о нём высокого мнения, не говоря уже о соратниках и братьях по оружию. «Самый авторитетный полевой командир. Коварный, жестокий и бескомпромиссный противник», – говорилось о нём в секретном донесении ГРУ. Знамя оппозиции – это тоже Ахмад Шах Масуд. Без малого четверть века этот человек не выпускал из рук оружия, защищая свою родину от врагов. Его мечтой были не война, а мир и процветание Афганистана. Ради этого он и воевал.

Молодой интеллигент, веривший, что власть принадлежит только народу, Масуд был одним из наиболее выдающихся командиров и харизматических вождей. Прозванный "панджшерским львом", он всегда ускользал от противников, заводя их в тупик. Советские генералы называли его «непобедимым» и «мастером партизанской войны».

В 1975 году, во время мятежа в долине Панджшера - первого вооружённого выступления исламской оппозиции в Афганистане, он получает прозвище «Масуд», что значит "счастливый".

Ислам для него был не средством идеологического оправдания войны, а основой нравственного и духовного самосовершенствования. Свою многострадальную родину Ахмад Шах Масуд защищал так, как ему подсказывала совесть. Он никогда не прибегал к жестокому террору, не использовал предательство в качестве средств достижения намеченных целей. Это был человек высокой чести и чистой морали.

В чём же был секрет военной и политической харизмы Ахмад Шаха Масуда?

Несомненно, главным его оружием являлся личный авторитет, основанный на патриотизме, силе убеждения и вере в справедливость совершаемых им дел. По этим качествам Ахмада Шаха Масуда можно было считать истинным образцовым моджахедом - воином и защитником интересов и традиций своей страны. Когда гибнут такие люди, даже враги преклоняются перед их героизмом, отдавая дань уважения с выполнением всех необходимых воинских почестей.

Биография.

Герой своего времени, он родился в 1953 году в таджикском кишлаке Джагалак к северу от Кабула в семье полковника королевской полиции Доста Мохамеда Хана, учился во французском лицее "Истикляль" в Кабуле. Когда возникла необходимость, то вместо заветной мечты стать инженером-строителем Масуд стал безупречным воином-моджахедом.

После даудского переворота, который Масуд назвал «коммунистическим», он примкнул к рядам борцов за веру и начал борьбу против режима Дауда. Назначая коммунистов на высокие должности, Дауд начал преследовать мусульман. Организация «Мусульманская молодёжь» составила план свержения режима, однако это стало известно, что привело к задержанию некоторых активистов, и Масуд был вынужден скрыться.

В 1974 году была предпринята повторная попытка переворота. Масуд тогда частично победил, но только в Панджшере, однако вскоре потерпел поражение. С 1974 по 1978 год, находясь в Пакистане, Масуд продолжал борьбу против режима Дауда. В 1978 году, после коммунистического переворота Тараки, коммунисты действительно пришли к власти, Масуд возглавил вооружённое антикоммунистическое восстание.

В 1979 году в Афганистан вторгся «ограниченный контингент» СССР, что послужило началом антисоветского сопротивления. Сражаясь против советских войск, Масуд в качестве своей базы выбрал Панджшер. Во время антисоветского сопротивления Масуд получил всемирную известность, его узнали как отважного полководца. Масудом за период борьбы была основана «Теория партизанской войны». Тактика и стратегия боевых действий Ахмада Шаха Масуда являлись очень эффективным сочетанием традиционных афганских методов вооружённой борьбы и методов партизанской борьбы, которые он почерпнул из трудов Мао Цзэдуна и Че Гевары.

Ахмад Шах Масуд в 1988 году женился на дочери своего ближайшего помощника Таджоддина, которого моджахеды звали: «дядя Таджоддин». С того дня, как Масуд начал борьбу против коммунистического режима с Панджшера, дядя Таджоддин был вместе с ним, он считался и считается самым верным и близким Масуду человеком, получившим прозвище «тень Масуда». Супружеская жизнь Масуда увенчалась рождением шестерых детей, старший - сын Ахмад, остальные - дочери.

После выхода советских войск из Афганистана и падения режима Наджибуллы, с созданием первого исламского государства Афганистана в 1992 году, Масуд стал министром обороны.

С 1992 по 1996 год Масуд вёл войну с различными группировками, преследовавшими разные цели, в частности, с отрядами Хекматияра. Потом и другие силы, вначале считавшимися верными Масуду, примкнули к Хекматияру, в результате чего военные действия расширились.

В 1994 году на военно-политической сцене страны появились талибы, громко заявившие о своём появлении. Вначале они принялись зачищать разные города от присутствия противников центральной власти, поэтому особого сопротивления со стороны власти не почувствовали.

В 1996 году Кабул был сдан талибам без боя. Отказавшись от боевых действий в городе, Масуд вернулся на свою родную базу в Гиндукоше и принялся перегруппировкой своих частей. Для него вернулись трудные времена, почти все соратники его оставили. Масуд с отходом от Кабула основал новую теорию защиты Афганистана: «Сопротивление внутри, давление извне».

9 сентября 2001 года, за два дня до атаки на Всемирный Торговый Центр, Масуд был убит в афганской провинции Такхар. Убийцами, как предполагается, были агенты «Аль-Каиды» – они выдали себя за журналистов; в их видеокамерах была спрятана взрывчатка.

Масуд как политик.

Масуд был сторонником многополярного мира. После распада СССР однажды среди своих подчинённых командиров сказал: «Однополярный мир невыгоден ни Афганистану, ни миру». Он уже тогда спрогнозировал появление трения и конфронтации между Западом и Востоком (особенно между США и исламским миром). Новую политику и новый порядок, выбранные США, он назвал «высокомерием и попыткой диктовать миру свой порядок», в этой связи он однажды сказал: «История показывает, что мир однополярным не будет».

Масуд всегда думал о добрососедских и взаимовыгодных отношениях с соседями Афганистана, был убеждённым сторонником мирного решения разногласий и проблем с Пакистаном.

В последние дни жизни он предпринял шаги, которые должен был сделать давно. Например, поездка в Европу (западные политики были очарованы его умом, харизмой, исходившей от него энергией), образование политического фронта за рубежом, образование единого военного и политического фронта внутри – «Объединённый фронт».

Как истинный правоверный мусульманин, осуществляющий внутренний джихад (духовное совершенствование), Масуд, в отличие от необразованных фанатиков, не боялся культурных искушений неисламских цивилизаций, а брал в них всё лучшее.

О силе личности генерала Ахмада Шаха Масуда, широте его души, стойкости его убеждений говорит и тот факт, что в его личной охране были даже прежние его враги, в том числе и военнопленные из советского воинского контингента (рядовой Николай Быстров - Исламутдин). Он верил тем, кто хотел быть рядом с ним. А потому у Масуда не было необходимости “вязать”, как это принято у террористов и бандитов, личную преданность к себе кровью невинных жертв. Масуд отпускал домой из своих добровольческих формирований каждого, кто желал этого. Он побеждал врагов в открытом бою, и не только силой оружия, талантом военного руководителя, но и силой духа. Однако, как и всякий честный и порядочный человек, Ахмад Шах Масуд оказался бессилен против коварного удара в спину...

Ахмад Шах был категорически против военного присутствия иностранных войск в своей стране. Возможно, это стало одной из причин его гибели. Только отряды «Панджшерского льва» могли противостоять мракобесию талибов.

"Масуд, национальный герой Афганистана, является одним из наиболее ярких и блестящих лидеров сопротивления и священной войны", – заявил, выступая на митинге на Национальном стадионе в Кабуле, действующий президент страны Хамид Карзай.

Характер.

С друзьями Ахмад Шах имел добрые отношения, однако не забывал любое неуважение к себе. С публикой в общении был прост и открыт, но на людях предпочитал появляться редко, с врагами обращался хорошо, не убивал пленных, но не щадил предателей и шпионов.

Имел большое терпение, в этой связи говорил, если случается что-то, что выводит из себя, надо постараться успокоиться и сказать себе: «Я смогу и должен терпеть» - таким образом, он считал, что можно тренировать в себе терпение.

В трудностях был спокоен. Был отважен и любил отважных, талантливых, инициативных людей. Неграмотность считал недостатком, всем советовал учиться, был любознателен, любил слушать знатоков и учёных, не уставал задавать вопросы. Был мыслящим человеком, ничего не пропускал, не любил преувеличения и суеверий, и обладателей таких черт характера всегда ставил в неловкое положение.

Он был способен расположить к себе собеседника. В любом обществе его присутствие сразу чувствовалось, при этом с ним общалось легко и без всякого дискомфорта. Не любил протокольность в общении, ценил воспитанность в любом обществе, будь то городское или провинциальное, соблюдал правила поведения.

Любил читать, всегда при себе имел книгу, часто забывал свою паколь (знаменитый его головной убор), часы и прочие вещи, но никогда – книгу. Не расставался с книгой великого исламского учёного имама аль-Газали. Он говорил, что любит стихи Хафиза. «Я всегда читал их. Они меняют и вдохновляют меня», – говорил он.

Ахмад Шах любил физкультуру и сам был спортсменом, занимался боксом, таэквандо, футболом, волейболом, плаванием. Хотя очень любил плавать, стеснялся раздеваться в присутствии посторонних, а когда стеснялся, невольно улыбался и морщины на его лбу становились заметными. Свободно владел дари, пушту и французским.

Любил вкусную еду, но ел мало. Из еды любил шурбу (суп по-афгански) и шашлыки, из фруктов ел всё, но особенно любил яблоки и груши. Предпочитал зеленый чай, он его называл мужским чаем, ещё любил пить шурчай (на Кавказе его называют калмыкским чаем).

Одеваться предпочитал в светлые цвета, особенно кремовые и светло-синие тона. Всегда, где бы ни находился, уделял особое внимание чистоте. Внешне был симпатичным, имел средний рост, близкий к высокому, густые и слегка длинноватые волосы, орлиный нос, костлявое лицо, белую кожу, мускулистое тело.

О характере Масуда красноречиво говорит небольшой эпизод из его жизни. Скрытая камера некоего иностранного журналиста запечатлела кадр: Ахмад Шах Масуд, увидев как какой-то мужчина на улице совершенно чудовищным образом избивает своих жён, и мгновенно оказавшись рядом, дал ему громкую затрещину. Тот воскликнул:

Это мои жёны! - на что Масуд ответил:

Они твои жёны, но они также мои сёстры и создания Аллаха и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) будет против тебя, если не исправишься!

Каким он видел будущее.

Контролируемые им территории по сей день остаются для Афганистана, охваченного средневековой дикостью, маленьким островком света. Будущее своей страны Ахмад Шах Масуд видел в просвещении народа. Наглядно это подтверждает и тот факт, что все дети, мальчики и девочки, проживающие в Панджшерском ущелье, обязаны посещать школу под строгим контролем.

Достаточно одного неуважительного пропуска занятий, и их родителям грозит серьёзное наказание. Если элита, разделяющая прокоммунистическую идеологию, ныне в основном сконцентрирована в Москве, то все остальные образованные люди и интеллигенция, бежавшие от произвола талибов, находится в Панджшерском ущелье. С Масудом Афганистан связывал своё будущее. Теперь «Панджшерский лев» мёртв. Но даже мёртвым он остаётся страшен для врагов. В совершенно безнадёжной для страны ситуации он отстоял её жизнеспособность и возможность идти по альтернативному пути развития. Поэтому для афганцев имя Масуда будет оставаться не только легендой, но и символом сопротивления.

Реферат на тему:



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Численность отрядов
  • 3 Характеристика
    • 3.1 Внешний вид
  • Примечания

Введение

Ахма́д Шах Масу́д (дари احمد شاه مسعود - Ahmad Šāh-e Mas"ūd , тадж. Аҳмадшоҳи Масъуд ; 1 сентября 1953- 10 сентября 2001) - афганский полевой командир, министр обороны Афганистана. Известен также под прозвищем Панджшерский лев (дари شیر پنجشیر - Šēr-e Panjšēr , тадж. Шери Панҷшер ). Масуд - прозвище (лакаб), что по-арабски означает «Счастливый», которое он получил в 1975 году, во время мятежа в долине Панджшера - первого вооруженного выступления исламской оппозиции в Афганистане.


1. Биография

  • По национальности таджик. Родился в таджикском кишлаке Джагалак - Панджшерское ущелье к северу от Кабула в семье полковника королевской полиции Доста Мохамеда Хана. Учился в кабульском лицее Эстегляль (перс. اﺳﺘﻘﻼﻝ ‎ - «Независимость»).
  • В 1970 году - в 17 лет Ахмад Шах взял себе псевдоним Масуд («счастливый»).
  • В 1973 поступил в Кабульский политехнический институт (факультет строительства и архитектуры), однако после переворота принца Дауда 1973 эмигрировал в пакистанский Пешавар, где присоединился к исламистской оппозиции, возглавляемой Раббани.
  • 1975 принял участие в безуспешном Панджшерском восстании против диктатуры Дауда. Ахмад Шах, раненый в ногу, скрылся в кукурузном поле и чудом избежал ареста - солдаты прошли буквально рядом с ним.
  • Ветеран Афганской войны 1979-1989. Против него советские войска предпринимали 9 военных операций.
  • Ахмад Шах Масуд в 1988 году женился на дочери своего ближайшего помощника. От брака родилось шестеро детей, включая одного сына Ахмада , который учился в иранском городе Мешхед.
  • Известен тем, что единственным из командиров моджахедов пошёл в 1982 году (начало правления Андропова) на перемирие с советскими войсками.
  • Вместе с Раббани возглавлял партию Исламское общество Афганистана, в начале 1990-х выступавшую за создание отдельного не-пуштунского государства в Северном Афганистане.
  • После вывода советской армии из Афганистана в 1989 году возглавил фактически независимый населённый таджиками 2,5-миллионный северо-восточный регион Афганистана (провинции Парван, Тахар, Баглан Бадахшан) со столицей в Талукане, прозванный «Масудистаном» , который имел собственное правительство, деньги и хорошо вооружённую армию численностью до 60 тысяч человек.
  • В 1992 году армии Масуда и Дустума заняли Кабул и свергли правительство Наджибуллы, а Масуд стал министром обороны. Началось его противостояние с Гульбеддин Хекматияром, стоявшим на окраинах Кабула.
  • В январе 1994 года Гульбеддин Хекматияр уже в альянсе с генералом Дустумом начал военное противоборство с Ахмад-Шахом Масудом за контроль над Кабулом. В результате артиллерийских обстрелов столицы погибло около 4 тысяч мирных жителей .
  • После захвата талибами центральной власти в Афганистане в 1996 «Масудистан» возродился и вошёл в состав Северного альянса, который возглавил Масуд.
  • С 1999 года тесно сотрудничал с ЦРУ
  • 9 сентября 2001 года на Масуда было совершено покушение во время интервью - террористы-смертники выдавали себя за журналистов, спрятав взрывчатку в видеокамеру. Ахмад Шах Масуд скончался от ран на следующее утро, 10 сентября . Вскоре в результате наступления Северного альянса и контртеррористической операции США и союзников власть талибов в Афганистане окончилась, а «Масудистан» прекратил существование.

2. Численность отрядов

  • 1980 - меньше 1000 боевиков
  • 1981 - 2200 боевиков
  • 1984 - 5000 боевиков
  • 1989 - 13 тыс. боевиков
  • 1996 - 60 тыс. боевиков

3. Характеристика

Мавзолей Ахмад Шах Масуда (8 км от Базарака)

Тактика и стратегия боевых действий Ахмада Шах Масуда являлись очень эффективным сочетанием традиционных афганских методов вооружённой борьбы и методов партизанской борьбы, которые он подчерпнул из трудов Мао Цзэдуна и Че Гевары

Неграмотность считал недостатком, всем советовал учиться. Был любопытен, любил слушать знатоков и ученых, не уставал от вопросов. Был мыслящим человеком, никогда не мог ничего принимать, не убедив себя в необходимости принятия решения. Был внимателен, ничего мимо взгляда не пропускал, не любил преувеличение и суеверие, и обладателей таких черт характера всегда в беседе ставил в неловкое положение. Был способен предрасполагать к себе собеседника, в любом обществе его присутствие сразу чувствовалось, при этом с ним было легко общаться без всякого дискомфорта. Не любил протокольность при общении, ценил воспитанность в любом обществе - будь оно городским или провинциальным. Соблюдал правила поведения - это бросалось в глаза при первой встрече.

Свободно владел дари, пушту и французским.

"Когда я встречался с Ахмад Шахом в 1998 году, мы с ним говорили долго. Он сказал мне поразительную вещь: «Я, говорит, мог же с вами воевать по-другому. Я же мог сбивать ваши пассажирские самолеты. Я же не сбивал пассажирские самолеты. Я с вами воевал, как воевал».

Руслан Аушев


3.1. Внешний вид

Одеваться предпочитал в светлые цвета, особенно кремового и голубого тонов. Носил белую рубашку, жилетку, штаны, шапку-паколь, закутывался в традиционный платок.

Внешние данные: средний рост, орлиный нос, костлявое лицо. Из шести братьев Ахмада Шаха Масуда младший брат Ахмад Зия Масуд (дата рождения 1 мая 1956 г.) являлся послом Республики Афганистан в России в период 2002-2004 гг., с 2004 года - первый вице-президент Афганистана , , и ещё один брат, Ахмад Вали Масуд, является послом Республики Афганистан в Великобритании.


Примечания

  1. - militera.lib.ru/db/lapshin_um/12.html - www.explan.ru/archive/2001/39/s2.htm - afgan.ru/boyrabota.htm - www.google.com/search?hl=en&lr=&q=Ахмад Масуд Счастливый&btnG=Search
  2. * * * Biography * * *Lion of Panjshir Ahmad Shah Massoud - www.massoudhero.com/English/biography.html
  3. 1 2 Афганистан. Ру - Ахмад, сын Ахмад Шаха - www.afghanistan.ru/doc/1680.html
  4. Афганистан. Ру - Ахмад Шах Масуд - www.afghanistan.ru/doc.xhtml?id=3451
  5. Gary Leupp: Meet Mr. Blowback, Gulbuddin Hekmatyar - www.counterpunch.org/leupp02142003.html
  6. [Джордж Теннет, «В центре шторма»]
  7. Документальный фильм о Масуде, 6:38 - www.youtube.com/watch?v=JBwfFFd4aM0
  8. 1 2 AFGHANISTAN: The Bear Descends on the Lion - TIME - www.time.com/time/magazine/article/0,9171,954295,00.html
  9. Самые влиятельные полевые командиры Афганистана 1979-1989 гг - www.afganvro.ru/stat7.htm
  10. Isby, David (1989). War in a distant country, Afghanistan: invasion and resistance. Arms and Armour Press. ISBN 0 85368 769 2., p.98
  11. Государственный и Политический строй Афганистана - easttime.ru/countries/topics/2/13/82.html
  12. Александр Ляховский. «Если мне прикажут стрелять, я приказ выполню, но себя прокляну» - nvo.ng.ru/history/2009-02-13/14_Afganistan.html
  13. Афганистан. Ру - Интервью младшего брата легендарного афганского моджахеда Ахмад Шаха Масуда - www.afghanistan.ru/doc/134.html
  14. ru.government.kz/site/news/2007/06/73
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 09.07.11 23:59:46
Похожие рефераты:

Ахмад Шах Масуд (1 сентября 1953 – 10 сентября 2001) – афганский полевой командир. В период с 1992 по 1996 годы занимал пост министра обороны Афганистана. Известен под прозвищем Панджшерский лев. Один из лидеров партии афганской оппозиции «Исламское общество Афганистана».

Родился в кишлаке Джангалак к северу от Кабула в семье полковника королевской полиции. В 1970 году взял себе псевдоним Масуд, что означает «счастливый». В 1973 году поступил в Кабульский политехнический институт, но вскоре после переворота оставил учебу и примкнул к исламской оппозиции в Пешаваре (Пакистан).

В 1975 году принял участие в восстании против диктатуры Дауда. Активно участвовал в Афганской войне 1979-1989 годов. Согласно официальным данным советские войска организовали 9 операций против него. В 1988 году Ахмад Шах Масуд женился на дочери своего ближайшего соратника. От этого брака родилось 6 детей.

В 1982 году первым из полевых командиров пошел на перемирие с советскими войсками. После вывода советских войск из Афганистана возглавил северо-восточный регион страны с населением 2.5 миллиона человек. С 1992 года занимает пост министра обороны Афганистана. В 1996 году возродил и возглавил Масудистан.

9 сентября 2001 года на Масуда было совершено покушение. Утром 10 сентября Ахмад Шах Масуд скончался от полученных ран.

Цитаты Ахмада Шах Масуда

  • “Разведка - бог любой войны.”
  • “Все, видно, зависит от Бога, каждому отпущен свой срок.”
  • “К моему глубокому сожалению, обстоятельства вынудили меня заниматься войной.”
  • “Наш [Афганистана] народ, как, пожалуй, никакой другой в мире, устал воевать. Мы жить хотим по-человечески, понимаете?”
  • “Пришлось собрать всю свою волю в кулак и растопить в груди закипавшую злость...”
  • “Талибы - это исламский фашизм. Их амбиции ненасытны.”
  • “Убеждён, всегда праведны те, кто защищает свою родину.”
  • “Нас спасали Аллах, хорошая контрразведка и удача. Мы никогда подолгу не задерживались на одном месте. Раз десять расположение моего штаба бомбили, кругом гибли люди, а я нe был даже ранен. Всё, видно, зависит от Бога, каждому отпущен свой срок.”
  • “Мы не будем пешкой в чужой игре.”


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!