Где впервые появились правила дорожного движения. Что такое ПДД и где это используется



ПДД 6 класс МОУ СОШ №1 В.М. Кулешова

6 класс. Занятие 4.

ИСТОРИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Цели:

    Сформировать у учащихся представление о возникновении правил дорожного движения, светофора, дорожных знаков и их роли в жизни общества.

    Подвести учащихся к выводу о необходимости соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения: и пешеходами и водителями.

    В занимательной форме проверить знания учащимися основных ПДД для пешеходов и велосипедистов.

Оформление, подготовка:

    Презентация «Как появились ПДД».

    Конкурс шуточных дорожных знаков «Внимание! Здесь ходят пешеходы, не знающие ПДД!»

    Викторина «Правила дорожные знать каждому положено»

Ход занятия:

    Лекция учителя с презентацией-сопровождением.

История появления правил дорожного движения

Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.

Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре.

Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Эти правила вводили улицы с односторонним движением, запрещали перемещаться на частных колесницах по улицам Рима в рабочее время, а иногородние должны были оставлять своё транспортное средство за городской чертой и сами двигаться далее пешком.

Во времена правления на Руси Ивана 3 (15 век) были известны общие правила пользования почтовыми трактами, что позволяло на перекладных лошадях довольно быстро преодолевать большие расстояния. Петр 1 в 1683 г. издал указ: «Великим государем ведомо учинилась, что многие учили ездить в санях на вожжах с бичами большими и, едучи по улицам небрежно, людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить ». С созданием в 1718 г. полицейских органов, контроль за соблюдением установленных правил в Санкт-Петербурге был возложен на них. Следует заметить, что государство устанавливало, не только правила, но и кару за их нарушение. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, - бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины 11 сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».

В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» - автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Появление паровых автомобилей вызвало возмущение у ретроградов. Клеветой и насмешкой они хотели остановить прогресс. Особенно преуспели управляющие богатых контор, имевшие конные дилижансы, перевозившие пассажиров и грузы. На своих противников они натравливали правительство, которое стало издавать очень строгие правила для паровых дилижансов.

Так, правительство Англии приняло ряд правил для движения паровых автомобилей:

    Правило первое. Впереди каждого парового дилижанса на расстоянии 55 метров должен идти человек с красным флагом. При встрече с каретами или всадниками ан должен предупреждать о том, что за ним следует паровик.

    Правило второе. Машинистам строго воспрещается пугать лошадей свистками. Выпускать пар из машин допускается только в случае отсутствия на дороге лошадей.

    Правило третье. Скорость движения паровика не должна превышать в деревне 6 км/ч, a в городе – 3 км.

Скорость движения автомобиля ограничивалась в различных странах от 6 до 30 км/ч. Правда, в отдельных городах, наоборот, разрешалось ездить очень быстро, чтобы не отравлять население выхлопными газами. По этой же причине автомобилям запрещалась остановка около многолюдных учреждений и садов.

Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.

Каких только правил не устанавливали для автомобилистов:

    не ездить после 9 часов вечера по улицам (Рим);

    не подавать сигналы на людных перекрестках, что бы не отвлекать внимания других возниц (Шотландия);

    уступать дорогу любому другому экипажу, так как других экипажей больше и они более важны для хозяйства страны (Швеция);

    под страхом годичного тюремного заключения не приближаться ночью к казармам, укреплениям и оружейным складам, где, впрочем, всякое иное движение разрешалось (Франция);

    при встречах с лошадьми останавливать не только автомобиль, но и двигатель, чтобы не пугать несчастных животных (Германия).

A в штате Техас (США) был принят закон, который предписывал водителям автомобиля при приближении табунов лошадей останавливаться на обочине и накрывать машину брезентом под цвет местности.

Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.

Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.

Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.

История светофора

А знаешь ли ты, когда появился привычный для нас светофор? Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне.

Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.

Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала - красный и зелёный, и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.

Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху - красный, посередине - жёлтый, внизу - зелёный. У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами - красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.

Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт-Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа. А в 1937 году в Ленинграде на улице Желябова (ныне Большой Конюшенной улице), около универмага ДЛТ, появился первый пешеходный светофор.

Когда и где появились дорожные знаки

В давние времена не было ни личных автомобилей, ни общественного транспорта. Даже конных экипажей ещё не было, и люди ходили пешком из одного поселения в другое. Но им надо было знать, куда ведёт та или иная дорога. А ещё им важно было знать, какое расстояние осталось пройти до нужного места. Чтобы передать эту информацию, наши предки ставили на дорогах камни, особым образом надламывали ветки, делали зарубки на стволах деревьев.

А в Древнем Риме, ещё во времена императора Августа, появились знаки, которые либо требовали - «Уступи дорогу», либо предупреждали - «Это опасное место». Кроме того, римляне стали ставить вдоль самых важных дорог каменные столбы. На них высекали расстояние от данного столба до главной площади в Риме - Римского Форума.

Можно сказать, что это были первые дорожные знаки. Вспомни знаменитую картину В. М. Васнецова «Витязь на распутье». Сидит на своём коне у перекрёстка дорог сказочный богатырь и думает - куда ему поехать? А на камне высечена информация. Так что камень этот можно считать дорожным знаком.

Римская система обозначения расстояний позже распространилась и в других странах. В России в XVI веке, при царе Фёдоре Иоанновиче, на дороге, которая вела из Москвы в царское имение Коломенское, поставили верстовые столбы высотой в 4 метра. Отсюда и пошло выражение «верста коломенская».

При Петре I система верстовых столбов появилась на всех дорогах Российской империи. Столбы стали раскрашивать в чёрные и белые полосы. Так их было лучше видно в любое время суток. На них указывали расстояние от одного поселения до другого и название местности.

Но серьёзная необходимость в дорожных знаках возникла с появлением автомобилей. Высокая скорость, большой тормозной путь, плохое состояние дорог потребовали создания системы знаков, которые давали бы водителям и пешеходам нужную информацию. И сто с лишним лет назад, на конгрессе Международного туристского союза, было принято решение о том, что дорожные знаки должны быть во всём мире едиными по назначению и виду. А в 1900 году договорились, что на всех дорожных знаках должны быть не надписи, а символы - понятные и иностранным туристам, и неграмотным людям.

В 1903 году на улицах Парижа появились первые дорожные знаки. А ещё через 6 лет на Международной конференции в Париже договорились устанавливать дорожные знаки с правой стороны, по ходу движения, за 250 метров до начала опасного участка. Тогда же были установлены первые четыре дорожных знака. Они сохранились и до наших дней, хотя их внешний вид изменился. Эти знаки имеют такие названия: «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» И «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

В 1909 году первые дорожные знаки официально появились и в России. Впоследствии были определены количество знаков, их форма и цвета.

    Конкурс рисунков.

    Викторина

1. Допускается ли буксировка велосипеда? (нет).
2. Как чаще всего называют водителя?
(шофер).
3. С какого возраста разрешено передвигаться на велосипеде по дорогам общего пользования?
(с 14 лет).
4. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам?
(не разрешается).
5. Кого мы называем "участниками дорожного движения"?
(пешеходы, водители, пассажиры).
6. Есть ли у велосипедиста путь торможения?
(есть).
7. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка?
(нет).
8. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ?
(дети).
9. Какой поворот опаснее: левый или правый?
(левый, так как движение правостороннее).
10. Как называется "зебра" на дороге?
(пешеходный переход).
11. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге?
(нет).
12. Какие сигналы подает светофор?
(красный, желтый, зеленый).
13. Какой сигнал светофора включается одновременно для всех сторон перекрестка?
(желтый).
14. Какой перекресток называют регулируемым?
(тот, где есть светофор или регулировщик).
15. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару?
(правой стороны).
16. Со скольки лет детям разрешено ездить на переднем сиденье автомобиля? (
с 12 лет).
17. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности?
(да, всегда).
18. Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?
(два: красный и зеленый).
19. Нужно ли велосипедисту надевать шлем при движении по загородной дороге?
(нет).
20. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться?
(поднять руку вверх).
21. Почему на загородных дорогах пешеходы должны двигаться навстречу движению? (
двигаясь по обочине навстречу движению, пешеходы всегда видят приближающийся транспорт).

22. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).
23. Можно ли перевозить на велосипеде пассажира девяти лет? (нет, только до 7 лет на специально оборудованном сиденье с подножками).
24. Где и какие катафоты устанавливаются на велосипеде? (спереди - белый, сзади - красный. Возможны катафоты на колесах).
25. Со скольки лет можно обучаться вождению автомобиля? (с 16 лет).
26. Можно ли пешеходу пользоваться транспортным светофором, если нет пешеходного
? (да).
27. Можно ли переходить дорогу наискосок?
(нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).
28. В каком возрасте можно получить право на управление автомобилем?
(с 18 лет).
29. Назовите причины дорожно-транспортных происшествий с пешеходами
(переход в неустановленном месте, на запрещающий сигнал светофора, неожиданный выход на проезжую часть из-за препятствия или стоящего транспорта, игра на проезжей части, движение вдоль проезжей части, а не по тротуару).
30. С какой максимальной скоростью должен двигаться транспорт в населенном пункте?
(не более 60 км/ч).

Вопросы к исторической викторине. (даются заранее)
1. Когда и где появился первый светофор? (Лондон, 1868 г.).
2. Кого принято называть отцом автомобилестроения? (немецкий инженер Карл Бенц).
3. Почему улицу назвали улицей? (пролегает вдоль лицевой части домов, т.е. у "лица" домов).
4. День рождения Госавтоинспекции? (3 июля 1936 г.).
5. Как назывался 1-ый русский автомобиль? (Руссо-Балт).
6. Где и когда в России появился первый светофор? (в Москве и Ленинграде в 1929 г.).
7. Что из себя представляли первые светофоры? (первые светофоры представляли собой светящиеся круги, напоминающие большие часы со светящимся циферблатом, на циферблате были намечены секторы, окрашенные в красный, желтый и зеленый цвета. По циферблату двигалась стрелка и набегала то на желтый сектор, то на зеленый, то снова на желтый, то на красный сектор).
8. Что означает слово "тротуар"? (в переводе с французского - дорога для пешеходов).
9. Почему светофор назвали именно так? (Соединение русского слова "свет" и греческого "форос" - нести. Светофор - несущий свет).
10. Когда в России были введены 1-ые Правила дорожного движения? (В 1683 г. был издан указ, касающийся движения извозчиков).
11. Кого называют дедушкой русского автомобиля? (Иван Петрович Кулибин).
12.В каком году утверждены первые дорожные знаки, сколько и какие? (В 1909 г. Парижской конвенцией по автомобильному движению утверждено 4 знака, которые указывали на наличие опасности с символами перекрестка, железнодорожного переезда, извилистой дороги и неровности на проезжей части).
13.Когда и где было изобретено колесо? (Месопотамия - современный Ирак, 3500 лет до нашей эры).
14.Когда и какие первые дорожные знаки появились в России? (в 1629 г., верстовые столбы от Москвы до села Коломенское, начали их ставить еще при царе Алексее Михайловиче).
15. С чьим именем связано изобретение легковых машин на двоих, управляемых при помощи длинного рычага? (по проекту Бориса Григорьевича Луцкого была построена легковая машина на двоих - колеса велосипедного типа, управление с помощью длинного рычага).
16. Кто был первым изобретателем велосипеда? (Леонардо да Винчи).
17. Почему велосипед получил такое название? (по латыни "velox" значит "быстрый", и "pedis"-ноги. Вот и получилось название "велосипед", то есть "быстроногий").
18. Кто в России получил первое водительское удостоверение? (1874 г., первый официальный документ на право управления транспортным средством получил извозчик).
19. Как назывались первые указатели расстояния? (верста).
20. Как христиане называли дорожные перекрестки и развилки? (пятница, во имя святой мученицы Параскевы Пятницы ставили на распутье, развилках дорог часовенку или крест с образом).

    Подведение итогов, награждение победителей.

Древний Рим

Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем . По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин . Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил, в неё набирали в основном бывших пожарных, из числа вольноотпущенников . Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Многие перекрёстки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу - они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда хозяина.

Современность

История современных правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне . 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель - Дж. П. Найт - был специалистом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное - сигнал «стоп» и опущенные под углом 45 градусов - можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако техническая реализация устройства оказалась неудачной: скрежет цепи подъёмного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не проработав и месяца, 2 января 1869 года семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен.

Прототипами современных дорожных знаков можно считать таблички, на которых указывалось направление движения к населённому пункту и расстояние до него. Решение о создании единых европейских правил дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже , ввиду увеличения числа автомобилей, роста скоростей и интенсивности движения на городских улицах. Следующим важным шагом стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» в 1931 году в Женеве , на Конференции по дорожному движению, в которой среди прочих стран принял участие и Советский Союз .

Содержание правил дорожного движения Российской Федерации

  1. Общие положения
  2. Общие обязанности водителей
  3. Применение специальных сигналов
  4. Обязанности пешеходов
  5. Обязанности пассажиров
  6. Сигналы светофора и регулировщика
  7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
  8. Начало движения, маневрирование
  9. Расположение транспортных средств на проезжей части
  10. Скорость движения
  11. Обгон, встречный разъезд
  12. Остановка и стоянка
  13. Проезд перекрестков
  14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
  15. Движение через железнодорожные пути
  16. Движение по автомагистралям
  17. Движение в жилых зонах
  18. Приоритет маршрутных транспортных средств
  19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
  20. Буксировка механических транспортных средств
  21. Учебная езда
  22. Перевозка людей
  23. Перевозка грузов
  24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных
Приложение 1. Дорожные знаки (по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004) Приложение 2. Дорожная разметка и ее характеристики (по ГОСТу Р 51256-99 и ГОСТу Р 52289-2004)

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

Приложение. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

См. также

Ссылки

  • Постановление Совета министров - Правительства Российской Федерации о правилах дорожного движения (включая Правила дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) Официальный источник.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Правила Дорожного Движения" в других словарях:

    правила дорожного движения - Нормативный документ, устанавливающий единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. [ГОСТ Р 22.0.05 94] Тематики техногенные чрезвычайные ситуации Обобщающие термины термины и определения понятий, необходимые для… … Справочник технического переводчика

    Запрос «ПДД» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Правила дорожного движения (сокращенно: ПДД) свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов… … Википедия

    В СССР нормативный акт, устанавливающий порядок дорожного движения. П. д. д. обязательны для исполнения всеми участниками дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами. П. д. д. действуют не только применительно к улицам и… …

    Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации, устанавливаемый нормативным актом. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь

    Осн. требования к участникам движения, обеспечивающие безопасность трансп. средств и пешеходов на улицах городов и дорогах. В СССР П. д. д. определяют порядок движения в обязательны для всех лиц и орг ций. П. д. д. содержат: общие требования по… …

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. При движении по дорогам общего пользов … Википедия

    Безопасность дорожного движения комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения. По российскому законодательству безопасность дорожного движения состояние данного процесса, отражающее… … Википедия

    Система организационно технических мероприятий, направленных на повышение скорости и безопасности движения. Сущность Р. д. д. заключается в том, чтобы обязывать, запрещать или рекомендовать водителям транспорта и пешеходам действия в… … Большая советская энциклопедия

    Комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональное использование пропускной способности улиц и дорог, удобство и безопасность движения по ним. Р. д. д. осуществляют с помощью технич. мероприятий (разметка улиц и дорог, установка дорожных знаков и… … Большой энциклопедический политехнический словарь

С каждым годом на улицах наших городов становится всё больше автомобилей. Их движение требует упорядоченности и соблюдения определенных правил, позволяющих обеспечить безопасность водителей и пешеходов.

С этой целью в каждой стране, в том числе и в России, разработан специальный свод ПДД, регламентирующий права и обязанности всех людей на дорогах. Что же такое ПДД? Где они используются и чем грозит их нарушение?

ПДД – это правила дорожного движения и технические требования, которые предъявляются к транспорту во время езды. Первым, кто предпринял попытку ввести их на городских улицах, был римский полководец Юлий Цезарь.

Еще в 50-х годах до нашей эры он приказал всем владельцам повозок и колесниц передвигаться только по одной стороне и не выезжать на дороги после захода солнца. В эпоху Средневековья в Европе рыцарям разрешался правосторонний разъезд, который и сегодня действует в большинстве стран мира.

Современная история ПДД берет свое начало в Лондоне в 1868 году, когда перед британским Парламентом появился механический семафор. С той поры правила передвижения по дорогам постоянно расширяются и пополняются новыми требованиями, обусловленными ростом числа транспортных средств.

Главная цель ПДД – уберечь автомобилистов и пешеходов от дорожно-транспортных происшествий, которые приводят к повреждению автомобилей, ранению или смерти людей.


Знать их должен каждый водитель, ведь если он нарушит правила и попадет в аварию, то в лучшем случае отделается штрафом и расходами на ремонт транспорта, а в худшем – погибнет или попадет в тюрьму за нанесение увечий другим участникам ДТП. По этой причине знание ППД является обязательным условием при получении водительского удостоверения.

Наиболее опасными нарушениями ПДД считаются езда в нетрезвом виде, с неисправной тормозной системой, световым оборудованием или управлением руля, а также превышение скорости и движение на запрещающий сигнал светофора. Они грозят тем, что водитель может не справиться с управлением и попадет в аварию. Не меньшую угрозу несет нарушение правил использования ремней безопасности, обгона или пересечения железнодорожных переездов, которые закрыты шлагбаумом.

Не столь опасными, но чреватыми неприятными последствиями, считаются управление незарегистрированными транспортными средствами, езда без документов или ненадлежащее проведение .


Получить наказание также можно за нарушение правил транспортировки опасных или крупногабаритных грузов, а для водителей маршрутных такси – за перевозку пассажиров сверх установленного количества.

Достаточно частым нарушением ПДД является парковка автомобилей на газонах. Некоторые водители плохо знают, что представляет собой подобная территория, поэтому спокойно оставляют на ней транспорт, а затем расплачиваются штрафами.

В соответствии с ПДД РФ, газоном считается участок с дерновым покрытием, который был искусственно создан методом посева семян и выращивания дерносоздающих растений.

Самое легкое наказание, которое может получить водитель при нарушении ПДД, – это предупреждение или штраф в размерах, установленных государством. За более серьезные нарушения могут лишить водительских прав (временно или навсегда) и запретить эксплуатацию транспорта со снятием регистрационных знаков.

За вождение без водительского удостоверения или в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения могут арестовать сроком на 15 суток, а если во время аварии погибли люди, высока вероятность получить тюремный срок.

Согласно новым ПДД в редакции 2015 года, за управление транспортом в нетрезвом состоянии или передачу автомобиля лицу, находящемуся в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения, водитель может лишиться прав сроком до 2 лет. При повторном нарушении документ забирают на срок до 3 лет.

Если автомобилист передвигается по дорогам без регистрационных знаков, он может лишиться удостоверения на 3 месяца, а если знаки были заведомо подложными, права отберут на 6–12 месяцев.


За использование светового оборудования красного цвета удостоверение могут отнять на 6–12 месяцев, за превышение скорости или выезд на встречную полосу – на 4–6 месяцев, а за перевозку крупногабаритных грузов без разрешения или за проезд через закрытый железнодорожный переезд – на полгода.

Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.

Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре.

Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.

В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».

В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.

Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.

Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.

Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.

История светофора

А знаешь ли ты, когда появился привычный для нас светофор?

Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.

Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.

Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.

У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.

Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт- Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа. А в 1937 году в Ленинграде на улице Желябова (ныне Большой Конюшенной улице), около универмага ДЛТ, появился первый пешеходный светофор.

Регулирование дорожного движения это вопрос, поставленный в далеком прошлом. Движение пешеходов и конных упряжек так же требовало регулирования. В те времена это осуществлялось царскими указами.

История Правил дорожного движения берет свое начло в Древнем Риме . Юлий Цезарь в 50-х годах до нашей эры ввел на нескольких улицах в городе одностороннее движение. От восхода солнца и примерно за два часа до заката (время окончания рабочего дня) проезд частных повозок и колесниц был запрещен.

Посетители города должны были в Риме передвигаться пешком либо на паланкине (носилки на длинных шестах), а транспорт парковать за границей города..

Уже в то время существовала служба надзора , следящая за соблюдением этих правил. Она состояла в основном из бывших пожарных

В обязанности этой службы входило не допускать конфликтных ситуаций среди владельцев транспортных средств. Перекрестки не регулировались. Вельможи для обеспечения себе свободного проезда высылали вперед скороходов. Они освобождали улицы и вельможи таким образом могли беспрепятственно проехать к месту назначения.

Со временем в правила вносились изменения и дополнения, оговаривались особенности при проезде перекрестков, изменение скоростного режима при подъезде к перекрестку, запрет обгона на сложных участках. Одним из дополнений стало правило предоставляющее приоритет в движении для пешеходов. Так же преимуществом в движении пользовались крестный ход или например похоронная церемония.

Основа современных Правил дорожного движения положена 10 декабря 1868 года в Лондоне. В этот день, перед Парламентом на площади появился первый железнодорожный семафор в виде цветного диска с механическим управлением. Изобрел этот семафор Дж. П. Найт – специалиста по семафором того времени.

Устройство состояло из двух семафорных крыльев, и в зависимости от положения крыльев обозначался соответствующий сигнал:

  • Горизонтальное положение – движение запрещено
  • Положение под углом 45 градусов – движение разрешено, но с соблюдением мер предосторожности.

В темное время суток использовался газовый фонарь, сигнализирующий красным и зеленым цветом. Управлял светофором слуга в ливрее.

Техническая реализация семафора оказалась не столь удачной. Цепь механизма для подъема и опускания стрел была настолько шумной, что сильно пугала лошадей, что осложняло управление для кучера. Менее чем через месяц семафор взорвался, в результате чего был ранен полицейский.

Количество транспортных средств продолжало нарастать, на смену повозкам стали приходить первые автомобили. Потребность в организация дорожного движения значительно выросла . Первые жезлы для ручного регулирования движения по перекресткам появились в 1908 году. Первыми дорожными знаками можно считать таблички с указанием движения к населенному пункту.

В 1909 году в Париже на всемирной конференции было принято решение создать единые европейские Правила дорожного движения, так как число автомобилей продолжало расти, а скоростной режим и интенсивность движения по городским улицам увеличивались.

Следующий шаг развития организации дорожного движения – на конференции по дорожному движению в Женеве в 1931 году принята «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» . Участником этой конференции был также и Советский союз.

Первая официальная публикация Правил дорожного движения в СССР состоялась в 1920 году. Документ имел название «Об автодвижении по г.Москве и ее окрестностях» . Этот документ уже подробно описывал многие немаловажные вопросы. Появились водительские удостоверения на право вождения, обозначена максимальная скорость движения. В 1940 году выпущены общее ПДД для всего союза, которое редактировались для каждого города.

Единые общие Правила дорожного движения, действующие на всей территории СССР был введены в 1961 году.«Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР»

Самая важная дата в истории Правил дорожного движения – 8 ноября 1968 года . В этот день в Вене была принята «Конвенция о дорожном движении». Документ был подписан представителями 68 стран мира и является действующим по настоящее время.

К 1973 году Правила дорожного движения СССР были написаны в соответствии в венской конвенцией. С течением времени и соответствующими изменениями на дорогах, постоянным ростом транспорта, технологического развития дорожных сетей в постоянно вводятся корректировки и дополнения.

Последние изменения на день написания данного материала вступили в силу 24 ноября 2012 года и всегда в государственной думе находятся на рассмотрении законопроекты направленные на адаптацию правил к реальной обстановке сложившейся на дорогах.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!