«Близнецы», анализ стихотворения Ф.И. Тютчева. Другие стихи федора тютчева

Стихотворение «Близнецы» было написано Ф. И. Тютчевым в начале 50-х годов. Впервые опубликовано — в 1886 году. В 1857 году поэт по памяти вписал это произведение в альбом Н. В. Гербеля, поэта и переводчика. Текст этой редакции отличался от традиционной и, по мнению исследователей, явно уступал ей в художественном отношении. Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его — лирический фрагмент, стиль — романтический. Основная тема — трагическая окраска лучших человеческих чувств, соседство любви и смерти.

Стихотворение развивает идею полярности и дуализма мира, прочно занявшую свое место в художественном мире Тютчева. В первой строфе поэт утверждает родство двух явлений

— Сна и Смерти:

Есть близнецы — для земнородных Два божества, — то Смерть и Сон,

Как брат с сестрою дивно сходных —

Она угрюмей, кротче он…

Характерно, что сравнение здесь не является абсолютным: кротость и угрюмость присущи обоим этим явлениям, то есть они очень близки. Вместе с тем, они и далеки друг от друга. Это не двойники, они не повторяют друг друга, а скорее спорят. Один женского рода, другой мужского. Каждый имеет свое значение. Хоть они и совпадают, они же и враждуют.

Во второй строфе поэт обращается к другой «чете», отмечая ее обаянье для людских сердец. И в этом смысле вторая строфа как будто противопоставлена первой. Это подчеркнуто и союзом «но», стоящим вначале:

Но есть других два близнеца —

И в мире нет четы прекрасней,

И обаянья нет ужасней,

Ей предающего сердца…

Эти стихи уже звучат иначе. Здесь мы слышим страстное утверждение губительной красоты и обаянья этой четы.

Но затем это противопоставление снимается. В третьей строфе поэт называет союз Любви и Самоубийства «кровным, не случайным». Так, мы вновь возвращаемся к первой строфе, вспоминая о кровном родстве («брат с сестрою»). И здесь уже поэт сближает первую и вторую пару:

Союз их кровный, не случайный,

И только в роковые дни Своей неразрешимой тайной Обворожают нас они.

Тайна эта — в самой крепости этого союза, в их кровных, нерасторжимых узах. Тайна эта — неразрешима. Именно поэтому она так привлекательна для людских сердец.

Четвертая строфа является кульминационной в развитии этой темы. Поэт уже не скрывает своего восторга этой четой, своей упоенности. Эти чувства подчеркнуты восклицательной интонацией и напряженным синтаксическим строем строфы, представляющей собой одно сложное предложение:

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений —

Самоубийство и Любовь!

Здесь явно звучат романтические мотивы, мы вновь вспомним пушкинские строки:

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья.

Самоубийство и Любовь влекут к себе и ум, и чувства человека. Как точно замечает Я. О. Зунделович, «если чета эта прежде всего берет в плен человеческие сердца, то воздействует она… и на разум, увлекая его очарованием неразрешенной тайны: все существо человека оказывается вовлеченным в губительный водоворот, где и разум, и чувства одинаково становятся игрушкой. Так утверждает Тютчев роковую слитность интеллектуального и эмоционального в миги, когда человек охвачен «избытком ощущений»».

Композиционно произведение делится на две части. Первая часть — обозначение первой четы — Смерти и Сна. Вторая часть — характеристика и анализ неразрывного союза Самоубийства и Любви.

Стихотворение написано катренами, рифмовка — перекрестная и кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («в роковые дни»), сравнение («Как брат с сестрою дивно сходных»), антитезу («Когда кипит и стынет кровь»), анафору («И в мире нет четы прекрасней, И обаянья нет ужасней»).

Комментарий:
Автографы (2) - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 25. Л. 1 и РНБ. Ф. 179. № 12 (альбом Н. В. Гербеля). Л. 192.

Списки - Сушк. тетрадь (с. 44-45), соответствующий автографу РГАЛИ; Муран. альбом; Альбом Тютч.-Бирилевой, рукой Эрн. Ф. Тютчевой.

Первая публикация - Изд. СПб., 1886. С. 145-146, с датой: «1849». В Изд. 1900. С. 151 дата снята.

Печатается по автографу РГАЛИ.

Запись стихотворения в альбоме Гербеля относится к более позднему времени (1857). К. В. Пигарев предполагал, что она сделана по памяти (6-я строка читалась первоначально: «Две демонические власти...»), и текст ее в художественном отношении уступает общеизвестной редакции автографа РГАЛИ.

На обороте автографа РГАЛИ рукой Ф. И. Тютчева столбцами написаны на фр. яз. имена поэтов. В первом столбце - Гомер, Пиндар, Эсхил, Аристофан, Менандр и др.; во втором столбце - Гесиод, Анакреон, Софокл, Еврипид и др.; в третьем столбце - Вергилий, Тибул, Овидий и др.; в четвертом столбце - Гораций и др. Ниже - пятый столбец (Данте, Петрарка и др.). Продолжение этого списка столбцами имеется на листе, на обороте которого написан автограф стих. «Поэзия». Среди авторов, включенных Тютчевым в список, - Ламартин, Корнель, Руссо, Вольтер, Беранже, Гюго, Делавинь, Гёте, Гейне, Виланд, Шиллер, Новалис. С какой целью составлял поэт список древних и новых авторов, неизвестно, но затем он разрезал лист и на оборотах обрезков записал стихи, вероятно, в небольшой промежуток времени.

Поскольку стих. «Поэзия» опубликовано в Москв. и цензурное разрешение помечено 31 марта 1850 г., то и стих. «Близнецы» можно датировать не позднее начала 1850 г. Возможно, был прав А. Н. Майков, впервые напечатавший стихотворение с датой: 1849 г. Его поддерживал П. В. Быков, утверждавший, что в «оригинале» стоит дата: 1849 г. Местонахождение «оригинала» с такой датой неизвестно (Ю. Р.).

Изд. СПб., 1886; Изд. 1900 в целом следуют за текстом автографа РГАЛИ, отказываясь лишь от персонификации понятий «Смерть», «Сон», «Самоубийство», «Любовь». Эти слова печатаются А. Н. Майковым и А. А. Флоридовым со строчной буквы. В Изд. СПб., 1886, кроме того, вместо второго «нет» во 2-й строфе написано «их»: «И обаянья их ужасней». Пунктуационные изменения незначительны.

В. Я. Брюсов считал, что «смерть для Тютчева, хотя он склонен был видеть в ней полное и безнадежное исчезновение, исполнена была тайного соблазна». По мнению исследователя, в стихотворении поэт «ставит на один уровень смерть и любовь».

Д. С. Мережковский, анализируя стихотворение, пришел к выводу, что у Тютчева «жажда любви - жажда смерти, самоубийства». На этом основании Мережковский заключал: «Жизнь - зло, жизнь - боль; чем живее, тем злее, больнее. Бегство от зла, от боли - бегство от жизни - смерть». По мнению Б. М. Козырева, «Близнецы» - чисто бодлеровский миф зрелого Тютчева и по времени написания (до 1852 г.) близкий к «Цветам зла» (1857) (А. М., А. Ш.).

Произведение Фёдора Ивановича Тютчева «Близнецы» относится к зрелой лирике писателя, и является одним из самых двойственных, интересных и по-своему интригующих. Оно появилось в начале 1850 годов, в тот период, когда писатель испытывал возвышенные чувства к Елене Денисьевой, в так называемый "Денисьевский период". Собственно, в произведении писатель, кроме ставшими традиционными для него категориями противоречивости, непостижимости и трагизма, добавились земной любви-мучения и предчувствия смерти - те чувства, которые свойственны каждому человеку.

Чувства Тютчева в произведении

В своем стихотворении писатель затрагивает одну из самых важных, главных, по его собственному мнению, тем – двойственность мироустройства. Тютчева занимает взаимодействие двух противоположных друг другу и столь властных сил. Несложно догадаться читателю о том, что ключевой тематикой произведения является любовь, которая в результате дает людям жизнь, а также смерть – полная ее противоположность. Собственно, вся композиция произведения и построена на антитезе, которая обернута в оригинальную, уникальную авторскую трактовку.

Фёдор Тютчев и «Близнецы»

Как уже было сказано – ключевыми тематиками произведения являются смерть и любовь. Благодаря художественному приему Тютчеву удается эффективно продемонстрировать читателям несовместимость этих понятий, их контрастность, различия, которые заключаются в них обоих. Несмотря на кажущуюся ясность для читателей этого аспекта, автор не забывает упомянуть еще и о сходстве смерти и любви, о котором почему-то многие люди чаще всего забывают.

Под «Близнецами» в стихотворении Тютчева понимаются именно чувства людей и их особенное состояние в эти самые моменты, когда их переполняет любовь и, когда на ее смену приходит смерть и погибель. В произведении в этих ролях выступают две пары близнецов, которые отчетливо демонстрируют нам все плюсы и минусы таких «явлений».

Условно стихотворение «Близнецы» разделим на две истории и рассмотрим их поближе. Первая история показывается со стороны таких явлений, как смерть и сон. Они оба практически идентичны друг другу, похожи донельзя, а в произведении писатель говорит об их сходстве так, будто они родные брат с сестрой. Конечно, несмотря на причудливое сходство, у них есть и разительное отличие, которое заключается в угрюмости первого и покорности второго. Впрочем, если всмотреться, то это не единственное различие между ними.
Вторая часть стихотворения, а вернее ее главные действующие лица скрываются писателем, будто он хочет сохранить интригу либо дать пищу для размышления самому читателю. Он посвятил этим лицам центральную и финальную части произведения, впрочем, развязкой и ключом к пониманию всего происходящего будет последняя строка.

Писатель рассказывает нам о таких явлениях, как самоубийство и любовь. Эта пара эмоций обладает действительно уникальным «талантом». Они одновременно таинственны и непредсказуемы, но могут быть роковыми. Автор утверждает, что эта пара действительно по натуре своей имеет кровное родство, а их союз – неслучайный. Кроме того, эти чувства обладают особой властью, могуществом, о чем нам во время чтения становится ясно по таким лексемам, как: «обаяние», «обворожают». Оба этих явления доступны для обычных людей, причем каждый способен ощутить их неподдельную власть, мощность и силу. Противоречивость же этих главных действующих лиц произведения писатель объясняет оксюмороном «ужасное обаяние». Могущество, сила хаоса над «земнородными» практически идентична действию божественных сил: она умеет неплохо пугать собой, но и привлекает тайной, неразрешимой для обычного человеческого разума.

Далее писатель пытается буквально раскрыть всем читателям тайну воздействия на человека силы этих всех чувств и противоположностей. Конечно, это удается нелегко, но Тютчев употребляет метонимию, что несколько помогает подчеркнуть ему судьбоносный смысл сказанных слов. Вместе со всем Тютчев убежден в том, что у счастья нет будущего, по определению. Он полагает, что все предопределено заранее, чем-то свыше, вместе с тем у счастливых людей нет прошлого, а все, что мы привыкли думать на этот счет – лишь иллюзии, не больше. Человек, который называется по-настоящему счастливым – живет нынешним днем, и только им. Такой человек не думает ни о том, что происходило с ним некогда в прошлом, ни о том, что может произойти в будущем. Он наслаждается и радуется тому, что имеет сейчас, в данный момент, собственно, именно поэтому его можно назвать счастливым.

Таким образом, можно сказать, что писатель подчеркивает – любовь есть не что иное, как самое настоящее самоубийство. Человек, который любит кого-либо, счастлив именно сегодня, но у такого чувства нет ни завтра, ни вчера. Если люди расстаются, то они непременно представляют, что могло бы случится, произойти в дальнейшем и вспоминают прошлые радостные моменты. В стихотворении писатель «заглядывает» в любовь так, будто она являет собой самое настоящее воплощение роковой бездны, ведь, если любовь и самоубийство являются синонимами, то получается, что любовь – очень страшный грех. Писатель старается показать это читателю через слово. Он пытается донести до него, что в глубине души сугубо интуитивно у человека может происходит осознание чего-то непостижимого разумом.

Зато сон и смерть – они неизменны и будут существовать всегда, вне зависимости от чего-либо. Все остальное, что есть в нашем мире – иллюзии, которые мы сами придумываем, в которые начинаем верить.

Заключение



Тютчеву удается отлично передать одну простую, но в то же время не самую приятную мысль: любовь и самоубийство влекут к себе человеческие мысли и его разум. Прежде всего эта чета завладевает человеческими сердцами, но постепенно начинает воздействовать и на ум. Такая коварная парочка очаровывает человека собой, а в результате приводит к тому, что каждый человек оказывается вовлечен в круговорот, в котором разум, мысли, чувства и сердце становятся ничем иным, как самой настоящей игрушкой. Последнее четверостишие произведения начинается со слова «кто», которое в данном контексте имеет несколько значений – оно имеет сугубо утвердительный характер, благодаря которому отражается субъект и объект одновременно.

Впоследствии применяются глаголы «кипит» и «стынет». Они, в свою очередь, обозначают крайнее напряжение, представляют собой антоним и синоним в рамках данного контекста. Писатель стирает всевозможные грани, говоря о том, что «Любовь сильна как смерть». Собственно, объясняется это довольно просто – чувство может достигать такого напряжения, обладать такой силой, что в результате становится буквально идентичной самой гибели, смерти, когда происходит изменение сознания. При своих четких и ярко выраженных внешних различиях, эти два чувства имеют очень сильное внутреннее сходство между собой.

Стихотворение Федора Тютчева «Близнецы» прекрасно передает мироощущение самого писателя. Любовь для писателя есть не что иное, как самая настоящая трагедия, гибель и «роковой поединок», в котором велика вероятность того, что человек останется ни с чем. Для Тютчева любовь обладает двойственным значением. Несмотря на свою кажущуюся трагедию, она придает что-то прекрасное в жизнь, изменяет её к лучшему.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!