Генрих IV. Продолжение войны

Папа римский Григорий VII (при рождении Гильдебранд) родился в 1020 году в бедной семье плотника или крестьянина. Мальчиком он был отдан в римский клюнийский монастырь cв. Марии на Авентине, аббатом которого был его дядя Лаврентий.

Клюнийское движение боролось за нравственность среди священников, в частности они осуждали продажу церковных должностей и требовали безбрачия для духовества. В последствии это станет основной программой папы Григория VII.

Политическая карьера Гильдебранта началась с того, что папа Лев IX пригласил его в Рим. Этот папа был решительным сторонником реформ и .

После смерти папы Льва IX в 1054 году на престол был выбран сторонник императора Генриха III Айхштетт Гебхард, принявший имя Виктор II . Гильдебрант служил и при следующих папах пока в 1073 году сам не был избран понтификом. Император Генрих IV утвердил его избрание, однако очевидно в последствии об этом пожалел, как, думаю, и жители Рима, которые активно лоббировали избрание Григория.

Папа Григорий VII прославился своей непримиримой борьбой с императором Генрихом IV. Помимо внутренней церковной реформы (борьба с продажей церковных должностей и безрбачие духовенства) в программу реформы входило также установление первенства церковной власти над светской (борьба за инвеституру)

Григорий хотел чтобы короли становились вассалами папы. Однако только монархи южной Италии с этим согласились и то формально.

Князья Германии поддержали папу в попытках урезонить императора, власть которого усилилась. В то же время император нашел сторонников среди духовенства противившегося реформам Григория. Особенно мого их нашлось в Милане.

В конце концов этот конфликт перешел в открытое военное противостояние. Император собрал собор на котором Григория VII низложили, а в ответ на это папа отлучил императора от церкви.

Немецкие герцоги потребовал от Генриха примириться с папой. И поскольку должность императора была выборной, Генриху IV пришлось пойти на публичное унижение. Он простояв трое суток перед замком Каносса, где в то время находился папа (замок принадлежал маркграфине Матильде Тосканской). В истории это называется хождение в Каноссу.

Отдельного упоминания заслуживает маркграфиня Матильда Каносская — первая женщина удостоенная чести быть похороненной в

У Матильды была не простая судьба. Она потеряла своего отца, всех братьев и сестер и в итоге осталась наследницей одной трети Италии. Но вряд ли это сделало ее счастливой. Ее наследство нуждалось в защите и ей пришлось выйти замуж.

Замужество ее было крайне не удачным, единственный ребенок, который родился в этом браке умер, а Матильда сбежала от мужа к папе — Григорию VII. Муж несколько раз пытался вернуть жену, и именно он распустил слухи о романе между Матильдой и папой, но это ему не помогло. Его убили и Матильда стала свободной.

Обладая огромный состоянием она предоставила свои войска в распоряжение папы Григория VII.

Генрих IV после унижения в Каноссе не сдался. Он снова созвал собор, а папа снова отлучил его от церкви. Военные походы императору не принесли успеха, поскольку папу защищала Матильда.

(ок. 1020, Тоскана - 25.05.1085, Салерно; до избрания папой - Гильдебранд), папа Римский (с 22 апр. 1073). По свидетельствам хронистов, род. в бедной семье плотника или крестьянина; позднее появилась легенда о происхождении Гильдебранда из знатного ломбардского рода Альдобрандини. Совсем юным был отдан в качестве облата в рим. клюнийский мон-рь cв. Марии на Авентине, аббатом к-рого был Лаврентий, брат его матери. Там Гильдебранд получил образование и впервые познакомился с идеями клюнийского движения (см. ст. Клюнийская реформа), представители к-рого осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, добивались освобождения мон-рей от власти сеньоров и епископов.

После вступления на престол духовного наставника Гильдебранда папы Григория VI (1045) был папским секретарем и сопровождал его во время ссылки в Германию. После смерти папы (в нояб. 1047 или в 1048) удалился в аббатство Клюни , где прожил ок. года. В янв. 1049 г. встретил в Безансоне направлявшегося в Рим еп. Бруно, назначенного имп. Генрихом III на Папский престол (папа Лев IX), к-рый пригласил Гильдебранда в Рим, что явилось началом его церковной и политической карьеры. Ок. 1050 г. стал препозитом рим. мон-ря при соборе св. Павла. Будучи одним из советников папы Льва IX, ок. 1055 г. был рукоположен в субдиакона и назначен проканцлером Римской Церкви. В это же время Гильдебранд вошел в группу объединенных папой Львом IX сторонников реформ Зап. Церкви, среди к-рых были еп. Сильва-Кандидский кард. Гумберт , льежский архидиак. Фридрих (впосл. папа Римский Стефан IX), Петр Дамиани , Лионский архиеп. Галинард, Безансонский архиеп. Гуго, канцлер Удо и Гуго Ремирмонский.

Весной 1054 г. в качестве легата Гильдебранд был направлен во Францию, где на Соборе в Туре участвовал в споре относительно учения о Евхаристии между Ланфранком , приором мон-ря Бек (впосл. архиепископ Кентерберийский), и Беренгаром Турским , пытаясь убедить последнего отказаться от заблуждений. Получив известие о смерти папы Льва IX, Гильдебранд направился в Рим, на его пути мн. клирики и миряне выражали желание, чтобы он взошел на Папский престол как ближайший советник умершего понтифика. Однако по указанию имп. Генриха III новым папой был избран еп. Айхштетта Гебхард, принявший имя Виктор II (сент. 1054). В течение его понтификата авторитет Гильдебранда как советника папы среди членов курии заметно возрос. С кончиной папы Виктора II и восшествием на престол папы Стефана IX Гильдебранд был направлен в Германию с целью добиться от имп. Агнессы признания нового папы (кон. 1057). Его миссия еще не закончилась, когда Стефан IX скончался во Флоренции. Хотя умиравший папа запретил выбирать себе преемника прежде, чем Гильдебранд вернется из Германии, клир и миряне Рима под давлением влиятельной партии, возглавляемой тускуланскими графами, избрали папой еп. Веллетри Иоанна Минция, взошедшего на Папский престол как Бенедикт Х . Реформаторская партия, во главе к-рой стояли Петр Дамиани, Гумберт и Гильдебранд, заручившись поддержкой окружения юного герм. кор. Генриха IV , в свою очередь провозгласила папой еп. Флоренции Герарда, принявшего имя Николай II . В 1059 г. Гильдебранд был направлен в Юж. Италию, где в это время утвердились норманны, и в Капуе от лица папы Николая II заключил союз с норманнским герц. Ричардом. Ричард и герц. Апулии Роберт Гвискар признали себя папскими вассалами, обязались платить папе ежегодную подать (аннаты) и оказывать военную помощь. Ок. 1059 г. папа Николай II возвел Гильдебранда в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Марии (S. Mariae in Domnica), а также назначил на должность архидиакона.

После смерти папы Николая II 30 сент. 1061 г. кардиналы под рук. Гильдебранда избрали папой Александра II . Выборы проходили в соответствии с принятым в 1059 г. декретом, без участия в них рим. знати и жителей Рима. Гильдебранд, ставший при Александре II кардиналом-перводиаконом и папским канцлером, а затем и кардиналом-камерленго Римской Церкви, обладал решающим влиянием в курии; к нему же перешла главная роль и в разработке идеологии реформы (кард. Гумберт ум. в 1061, а Петр Дамиани вернулся к отшельнической жизни). Большинство решений, принятых во время понтификата Александра II, в той или иной степени связаны с деятельностью Гильдебранда.

22 апр. 1073 г., на следующий день после смерти папы Александра II, присутствовавший во время папских похорон в Латеранской базилике народ начал восклицать: «Хотим папой Гильдебранда!» Несмотря на нарушение декрета 1059 г. о выборах папы, в тот же день выбор рим. духовенства и народа получил формальное утверждение на состоявшемся в ц. св. Петра (Сан-Пьетро ин Винколи) собрании кардиналов; Гильдебранд был провозглашен папой с принятием имени Григорий VII. Учитывая номинальное право императора на участие в папских выборах, Г. отсрочил церемонию интронизации до получения санкции от кор. Генриха IV. Нем. епископы, опасавшиеся реформаторской деятельности Г., советовали королю не соглашаться с признанием его папой, однако Генрих IV утвердил состоявшиеся выборы. 22 мая того же года Г. был рукоположен во пресвитера, 30 июня - во епископа, и в тот же день состоялась его папская интронизация.

В 1073 г. Г. попытался нормализовать отношения с К-польским Патриархатом и преодолеть состоявшееся в 1054 г. разделение Церквей , для чего направил в Византию посольство во главе с Венецианским патриархом Домиником, а в Риме принял послов визант. императора монахов Фому и Николая. Однако прошедшие переговоры оказались безрезультатными, в т. ч. по причине послания Г. к визант. имп. Михаилу VII Дуке , в к-ром папа отстаивал идею о подчинении Римскому престолу К-польского Патриархата.

В период понтификата Г. пытался осуществить программу утверждения универсальной, вселенской власти папы. Политической целью Г. стало претворение в жизнь теократического идеала, осуществление идеи Града Божия - создания такой христ. вселенской империи, где правление князьями и народами возложено на папу, гос-во сотрудничает с Церковью, а папа и император действуют вместе при главенстве папы. Т. о., Г. заложил основы автократической политики папства, последовательно проводимой позднее папами Иннокентием III и Бонифацием VIII . Г. считал себя главой христ. универсума. В концепции «григорианского папства» место имперской идеи имп. Карла Великого заняла вселенская (церковная и светская) верховная власть папы.

Одним из документов, наиболее полно отражающим программу понтификата Г., является приписываемое ему соч. «Dictatus рарае» (Диктат папы, букв.- установления, тезисы, слова папы), состоящее из 27 изречений, включенных в регистр сочинений Г. между письмами от 3 и 4 марта 1075 г. В несистематической, очень лаконичной и почти безапелляционной форме они утверждают исключительность Римской Церкви и положение в ней папы (эта исключительность подчеркивается частым использованием слова solus и его производных). Согласно «Dictatus papae», только Римская Церковь была основана Самим Господом (1), она никогда не заблуждалась и не будет заблуждаться, по свидетельству Свящ. Писания (22); только тот, кто пребывает в единстве с Римской Церковью, может называться католиком (26); наиболее важные дела др. Церквей должны предоставляться на рассмотрение папе, и тот, кто апеллирует к нему, не может быть судим кем-либо еще (20-21); никто не может судить папу (19); только Римский епископ может называться вселенским (universalis) (22); ни один местный (generalis) Собор не может быть созван без папской санкции (16); только папа может низлагать епископов, не дожидаясь решения Собора, а его легат может делать это в противовес мнению епископов на Соборе, на к-ром он председательствует (3, 4, 25); папа вправе низлагать императоров (12); по решению папы епископы могут переводиться с одной кафедры на другую (13), а архиеп-ства и еп-ства могут быть разделены или объединены (7); папа обладает исключительным правом использования имперских инсигний (8), его ступню должны целовать все государи мира (9); папа может освободить подданных от присяги лицу, впавшему во грех (27). 23-й пункт «Dictatus papae» гласит: «римский первосвященник, если он поставлен канонически, благодаря заслугам ап. Петра, несомненно становится святым».

Содержащиеся в «Dictatus papae» идеи восходят к многочисленным ранним источникам церковного права, в т. ч. к Лжеисидоровым декреталиям . «Dictatus papae» отличается от сводов церковного права периода григорианской реформы декларативностью; его идеи не отразились в правовых сводах того времени и последующих столетий. Тезис о папском примате, изложенный в «Dictatus papae», был развит в XII-XIV вв. и в период Соборного движения кон. XIV-XVI в., но на основании др. источников. Вероятно, в средневековье «Dictatus papae» был не известен, его открыли только в Новое время. Огромное значение, к-рое отводится этому сочинению в исторической лит-ре, рассматривающей его как классическое выражение концепции папского примата, является следствием историографического мифа, созданного в XIX в. Однако в «Dictatus papae» идеи Г. четко выражены в типичном для его сочинений тоне бескомпромиссности и убежденности. Так, он утверждает, что от беспрекословного подчинения Римскому папе зависит вечное спасение каждого верующего.

К началу понтификата Г. партия реформаторов окончательно сформулировала идеологию реформы католич. Церкви. Одной из главных ее целей стала борьба с симонией и повсеместное утверждение целибата духовенства, а также борьба против светской инвеституры (подробнее см. в ст. Григорианская реформа). При Г. получил развитие институт постоянных папских легатов, особых уполномоченных Папского престола, к-рые обладали неограниченными полномочиями в решении различных церковных вопросов и осуществляли указания и постановления папы на местах, а также выполняли дипломатические функции.

Идеи Г. и их осуществление были по-разному восприняты в странах Европы. Г. попытался установить папский суверенитет и обеспечить признание его прав на владение им. Так, на основании «незапамятного пользования» острова Корсика и Сардиния провозглашались вассалами Римской Церкви. Предпринимались усилия, чтобы поставить в вассальную зависимость властителей Тосканы. По замыслу Г. монархи должны были стать вассалами папы, однако ленной присяги удалось добиться только от норманнских герцогов Юж. Италии, хорват. и арагонского королей.

Г. предпринял попытку установить вассально-ленные отношения между Папским престолом и Данией: в обмен на папское разрешение создать архиеп-ство в Дании кор. Свен Эстридсен должен был признать папский сюзеренитет, но из-за смерти дат. короля этот план не осуществился. В Англии кор. Вильгельм I Завоеватель, стремившийся к авторитарному управлению Церковью и активно вмешивавшийся в ее внутренние дела, препятствовал деятельности папских легатов. Тем не менее Вильгельм I оказывал содействие Кентерберийскому архиеп. Ланфранку в осуществлении принципов григорианской реформы в Англии и Нормандии.

В письме к венг. кор. Гезе I Г. доказывал, что Венгерское королевство принадлежит Папскому престолу и кор. Стефан I (Иштван I) «отдал его блаженному Петру». Ранее папы в борьбе венг. королей с римско-герм. императорами стояли на стороне императоров. Выступление Г. против главенства имп. власти привело к тому, что папа и Генрих IV оказались по разные стороны в борьбе за венг. престол. Г. ссылался на свои сюзеренные права не только в отношении герм. короля, но и всех христ. государей. Сюзеренные права на Венгрию папа реализовать не смог, к тому же в противостоянии герм. королю он нуждался в поддержке Венгрии, поэтому не стал ограничивать права кор. Ласло I в назначении иерархов и оспаривать его право на инвеституру. В 1083 г. на Римском Соборе Г. канонизировал венг. кор. Стефана I, кн. Эмериха (Имре) и Чанадского еп. Герхарда .

Папа поддержал Реконкисту и благословил рыцарей на отвоевание захваченных арабами земель Пиренейского п-ова. В посланиях к испан. правителям и епископам Г. призывал к отказу от местной литургической испано-мосарабской практики (см. испано-мосарабский обряд) и требовал строгого соблюдения рим. обряда, отступление от к-рого он сравнивал с отступлением от веры. По этой же причине Г. требовал от чеш. кор. Вратислава I запретить совершение богослужений на слав. языке. Вмешавшись в конфликт между Пражским еп. Яромиром (Гебхардом) и Моравским еп. Яном, папа добился более тесного контроля над чеш. Церковью со стороны Рима.

Польск. кор. Болеслав II Смелый, стараясь ослабить герм. влияние в Польше, Венгрии и Чехии, использовал теократические амбиции Г. и вел враждебную Генриху IV политику. Направленные Г. в Польшу легаты осуществили реформу церковно-адм. управления (увеличение числа епископских кафедр, образование новых деканатов и др.). Непосредственные контакты папы с польск. королем были довольно редки и в основном связаны с делом киевского вел. кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича . Изгнанный из Киева своими братьями св. блг. кн. Святославом (Николаем) и Всеволодом (Андреем) Ярославичами (22 марта 1073), Изяслав вместе с семьей, дружиной и казной перебрался в Польшу, где просил военной помощи у своего тестя польск. кор. Болеслава. Однако польск. король заключил в Сутейске мирный договор с правившим в Киеве кн. Святославом и забрал часть вывезенной Изяславом из Киева казны, вынудив его удалиться из Польши. После безуспешных попыток Изяслава получить помощь от кор. Генриха IV он послал в Рим своего сына св. кн. мч. Ярополка (Гавриила) Изяславича для переговоров с Г. о содействии в возвращении киевского стола.

17 апр. 1075 г. Г. направил Изяславу буллу (Reg. Ep. II, 74), в к-рой сообщал, что Ярополк получил «Русское королевство» из папских рук как дар св. Петра (dono Sancti Petri per manus nostras vellet obtinere), после того как он принес присягу верности св. Петру, Главе Апостолов (eidem Beato Petro Apostolorum Principi debita fidelitate exhibita). Т. о., Г. «передал» Ярополку Изяславичу власть над Русской землей, опираясь на согласие его отца (вероятно, имея в виду совместное владение Русью Изяславом и Ярополком). В булле от 20 апр. 1075 г., направленной кор. Болеславу II Смелому, папа потребовал возвращения отнятого у Изяслава имущества.

Претворение в жизнь договора Г. и кн. Ярополка означало бы превращение Руси в лен, а киевских князей - в вассалов Римских пап; в то же время достоверных сведений о реальных планах Г. в отношении Руси не имеется. В 1076 г., после смерти кн. Святослава, Изяславу удалось вернуться на Русь с помощью войск кор. Болеслава II Смелого. 15 июля 1077 г. Изяслав в 3-й раз занял киевский стол, но 3 окт. 1078 г. он погиб в сражении при Нежатиной Ниве под Черниговом. Его сын Ярополк унаследовал Владимиро-Волынское княжество, но в правление своего дяди вел. кн. Всеволода Ярославича большой политической роли не играл.

В 1075 г. между Г. и франц. кор. Филиппом I разгорелся конфликт из-за назначения королем своего ставленника Манассии архиепископом Реймсским. Г. угрожал Филиппу I отлучением от Церкви, но отказался от своих намерений ввиду назревавшего конфликта с герм. королем. В 1080 г. Филипп I признал низложение Манассии, однако напряженные отношения с Римом сохранялись. В 1082 г. Г. объявил Лионского архиеп. Гебуина примасом Галлии (митрополии Лион, Санс, Тур, Руан) вопреки желанию Филиппа I, добивавшегося титула примаса для архиепископа Санса, к-рый был прямым вассалом короля.

Если во Франции светская и духовная знать не подчинилась верховной власти Рима и встала на сторону короля, то в Германии князья, противостоявшие усилению имп. власти, составили союз, направленный против Генриха IV. Т. о., королю пришлось сражаться с папой за власть над Церковью в Германии и с местной знатью за сохранение трона Германского королевства. Г. воспользовался стечением обстоятельств для реализации своих политических задач: Генрих IV еще не был коронован как император и мог получить корону лишь из рук папы, а папа старался использовать конфликты, возникшие у него с герм. князьями, норманнами и саксонцами.

Поначалу отношения Генриха IV и Г. носили мирный характер. Открытая борьба между папством и имп. властью началась в связи с опубликованием декретов Латеранского Собора 1075 г. Конфликт между папой и королем, предметом к-рого был спор об инвеституре, начался осенью 1075 г., после того как Генрих IV, являясь сеньором Милана, назначил 4 итал. епископов и отказался изменить свое решение, несмотря на протест Г. Папа потребовал от короля выказать должное послушание ему как главе католич. Церкви. Собор в Риме запретил осуществление церковной инвеституры светскими лицами, а король потребовал от Г. смещения ряда выступивших против него епископов (1075). В результате выполнения решений Римского Собора земли, принадлежавшие имперской Церкви , основа могущества королевской власти в Германии, должны были изыматься из распоряжения короны, а назначение высших церковных иерархов, главных фигур во внутреннем управлении, исключалось из юрисдикции короля. Нек-рые представители духовенства в Германии и Италии, назначенные на церковные должности королем, опасались смещения со стороны папы и поэтому заняли сторону Генриха IV. Собором герм. епископов в Вормсе (24 янв. 1076) под давлением Генриха IV было принято решение о низложении Г. Папа в ответ отлучил короля от Церкви (22 февр. 1076), и это стало сигналом для возобновления выступлений герцогов против короля внутри страны (договор в Трибуре, окт. 1076). По решению герцогов король должен был быть низложен, если в течение года и 1 дня не добьется от папы снятия отлучения. Генрих IV пошел на публичное покаяние, простояв 3 суток перед замком Каносса, где в то время находился папа (замок принадлежал маркграфине Матильде Тосканской). Король вымолил прощение у Г. (кон. янв. 1077) и обещал впредь сохранять послушание папе и содействовать в проведении реформы католич. Церкви. Договор в Каноссе был проигнорирован герм. герцогами: сепаратистские силы Германии сплотила идея выборной королевской власти, они выступили против Генриха IV и в марте 1077 г. избрали новым королем герц. Рудольфа Швабского. Генрих IV также не стремился соблюдать данную им в Каноссе клятву. Общество в Германии и Италии раскололось на 2 партии: папы и короля. Население городов в Германии поддерживало Генриха IV, ожидая, что он сможет обуздать феодалов, в Италии же в основном поддерживали сторону папы. Высшее герм. духовенство также разделилось на сторонников папы и короля. Светские князья меняли свои позиции, поддерживая того, от кого они могли получить больше владений и привилегий. Борьба между партиями проходила с переменным успехом. Вначале Г., заинтересованный в ослаблении королевской власти, не поддерживал ни одну из враждовавших в Германии сторон, но, когда в 1080 г. стало ясно, что Генрих IV взял верх над княжеской оппозицией, папа вновь вмешался в конфликт. Собор, созванный Г., окончательно запретил светскую инвеституру. После того как Генрих IV не утвердил это решение, король вновь был отлучен от Церкви. Г. признал Рудольфа законным королем и направил ему корону с надписью: «Petra dedit Petro, Petrus diadema Rudolfo» (Скала дала Петру, Петр - корону Рудольфу). В июне 1080 г. Генрих IV с приближенными к нему епископами созвал в Бриксене Собор, к-рый низложил Г. и объявил новым папой под именем Климент III Равеннского архиеп. Гвиберта, стоявшего во главе итал. епископов, выступавших против Г. Они, как и герм. епископы, опасались, что политика Г. низведет их до уровня рядовых исполнителей воли Рима. Главной опорой Г. и его преемников в Италии оставалась маркграфиня Матильда Тосканская, помогавшая Г. деньгами и войском. Принеся Г. вассальную присягу, она передала в дар Папскому гос-ву Тоскану, составлявшую тогда четверть территории всей Италии (Модена, Реджо, Феррара, Мантуя, Брешиа и Парма).

В 1081-1083 гг. Генрих IV предпринял неск. походов на Рим, но Г. успешно оборонялся, опираясь гл. обр. на вооруженные силы союзницы Матильды Тосканской. В 1084 г. Рим перешел в руки короля. Г. с неск. верными приверженцами скрылся в замке Св. ангела. В Риме Генрих IV принял имп. корону из рук антипапы Климента III, однако в кон. мая 1084 г. Роберт Гвискар разбил имперские войска, занял Рим и освободил папу. В ходе городских боев норманнские воины разграбили Рим. Гнев римлян обратился против призвавшего норманнов Г., к-рый вместе со своими спасителями бежал из города. Вскоре он скончался в Салерно и был погребен в кафедральном соборе св. Матфея.

В 1584 г., при папе Григории XIII , на основании местного почитания Г. в Салерно его имя было включено в Римский Мартиролог в качестве блаженного. В 1606 г. папа Павел V провозгласил Г. святым Римско-католической Церкви; при папе Бенедикте XIII установлено празднование дня его памяти (25 мая).

Соч.: PL. 148; Mansi . T. 20; MGH. Epp. T. 2.

Лит.: Вязигин А . С . Григорий VII, его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1891; Martens G . Gregor VII. Lpz., 1894; Mirbt C . Die Publizistik im Zeitalter Gregors VII. Lpz., 1894; Трубецкой Е . Н . Религиозно-общественный идеал зап. христианства в ХI в.: Идея божеского царства в творениях Григория VII и публицистов - его современников. К., 1897; St. Gregory VII, Pope. L.; St. Louis, 1921; Cavanagh A . B . Pope Gregory VII and the Theocratic State. Wash., 1934; Arquilli è re H .-X . St. Grégoire VII: Essai sur sa conception du pouvoir pontifical. P., 1934; idem . L"Augustinisme politique: Essai sur la formation des Théories politiques du Moyen Âge. P., 19552; Morghen R . Gregorio VII. Torino, 1942; idem . Gregorio VII e la riforma della chiesa. Palermo, 1974; Courtois Ch . Grégoire VII et l"Afrique du Nord // RH. 1945. Vol. 195. P. 97-122, 193-226; Studi Gregoriani: Per la storia di Gregorio VII e della riforma Gregoriana / Ed. G. B. Borino. R., 1947-1961. 7 vol.; Tabacco G . La relatione fra I concetti di potere temporale e di potere spirituale nella tradizione cristiana fino al secolo XIV. Torino, 1950; Ullmann W . The Growth of Papal Government in the Middle Ages. L., 1955; Miccoli G . Ecclesiae Primitivae Forma // Studii Medievali. 1960. Ser. 3. Vol. 1. P. 70-98. idem . Gregorio VII // BiblSS. Vol. 7. Col. 294-379; idem . Chiesa Gregoriana. Firenze, 1966; Ladner G . B . Theologie und Politik vor dem Investiturstreit. Darmstadt, 1968r; idem . Gregory the Great and Gregory VII // Viator. Turnhout, 1973. Vol. 4. P. 1-26; Deer J . Papsttum und Normannen. Köln, 1972; Док-ты о взаимоотношениях папской курии с вел. Киевским кн. Изяславом Ярославичем и польск. кн. Болеславом II Смелым в 1075 г. // Вестн. МГУ: История. 1975. № 5. С. 83-91; Vogel J . Gregor VII. und Heinrich IV. nach Canossa: Zeugnisse ihres Selbstverständnisses. B., 1983; Cowdrey H . E . J . Pope Gregory VII, 1073-1085. Oxf., 1998; Blumenthal U .-R . Gregor VII.: Papst zwischen Canossa und Kirchenreform. Darmstadt, 2001; Подаляк Н . Покатоличення Киïвськоï Русi в планах папи Григорiя VII // Украïнська iсторична наука на порозi ст.: Мiжнар. наук. конгр., Чернiвцi, 16-18 трав. 2000 р.: Доповiдi та повiдомлення. Чернiвцi, 2001. Т. 2. С. 77-80.

В молодости обучался в Риме в монастыре. Сопровождал папу Григория VI в Германию, где в Кельне изучал каноническое право. С 1047 находился в монастыре Клюни . Гильдебрандт принял монашество (точное время неизвестно). Возвышение Гильдебранда началось в период понтификата Льва IX , который привез его в Рим. Мечтавший стать аскетом Гильдебрандт вынужден был отказаться от своих планов. Постоянно продвигаясь по служебной лестнице в курии, он был близким доверенным нескольких понтификов и оказывал значительное влияние на политику папского престола. Так, в 1059 под его влиянием Латеранский синод утвердил право избрания папы исключительно за кардиналами, отстранив тем самым светскую власть от непосредственного вмешательства в дела управления Церковью.

Единодушно избранный и кардиналами, и римским народом на папский престол в 1073, главной целью своего понтификата Григорий VII видел прежде всего обновление Церкви, которое по его имени получило название григорианской реформы. На синоде, созванном в Риме в 1074, папа перечислил суровые наказания для духовенства за нарушения целибата (безбрачия), а также за продажу и покупку церковных должностей - симонию. Верующим было запрещено причащаться от женатых либо корыстолюбивых священников. Реализацию этих решений папа доверил легатам, разосланным по всей Европе.

Весной 1075 Григорий VII сформулировал свою программу в коротком, не предназначенном для широкого ознакомления документе, названном «Диктатом папы»: наименование «папа» относится только к римскому епископу, только папа обладает властью назначать и короновать императора, только папа имеет право называться Вселенским епископом. В этом же году на Римском синоде папа запретил светским властям осуществлять назначение, смещение и перевод епископов, т. е. лишил их права на инвеституру , а также запретил духовенству получать какие бы то ни было церковные должности из рук светских владык.

Действия Григория VII вызвали протест германского императора Генриха IV , который объявил папу узурпатором и лжемонахом. Григорий VII ответил на это церковным проклятием, освободив подданных Генриха от присяги, принесенной королю. Генрих, опасаясь восстания, подчинился и как кающийся грешник направился 27 января 1077 в Каноссу (замок маркграфини Матильды в Тоскане), где находился Григорий VII. Папа отпустил раскаявшемуся императору грехи, думая, что окончательно уничтожил его амбиции. Папу поддерживали патарены , ряд видных представителей клира (в том числе Петр Дамиани), политические противники Генриха - императрица Агнеса, графиня Матильда, а также ее мать Беатрикс.

Генрих IV, который, однако, не намеревался отказываться от своих прерогатив, создал антипапскую коалицию. Поддерживавший своего монарха германский епископат, отрицательно настроенный к реформам Григория, избрал папой Виберта, архиепископа Равенны, принявшего имя Климента III. Тогда Генрих IV с армией вошел в Рим, препроводил нового папу в собор св. Петра и получил из его рук императорскую корону.

Спасаясь, Григорий VII закрылся в замке Св. Ангела, который германским рыцарям захватить не удалось. На помощь законному папе прибыл ленник апостольской столицы, предводитель норманнов Роберт Гвискар . 30 тысяч норманнов и завербованных сарацинов напали на Рим, пробивая себе огнем и мечом дороги через кварталы к замку св. Ангела. Римские хроники сообщают, что в соборе св. Петра мусульманское духовенство пропело стихи Корана. Генрих IV и антипапа Климент III спаслись бегством. Сам город жестоко пострадал, женщин насиловали, дома сжигали, но папа был освобожден. Ненависть римского населения обратилась теперь против Григория, которого считали виновником всех несчастий - епископ Римский вынужден был бежать от гнева своего народа. Он направился в Салерно под защиту норманнов, где и умер. Похоронен папа в кафедральном соборе Салерно, канонизирован Католической церковью. Память в католической церкви 25 мая.

Похоронен
  • Salerno Cathedral [d]

По мнению некоторых летописцев , Хильдебранд переехал в Клюни после смерти Григория. Однако его заявление, что он стал монахом в Клюни, не следует понимать буквально. Затем он в сопровождении игумена Бруно из Туля отправился в Рим. Там Бруно был избран папой под именем Льва IX и посвятил Хильдебранда в диаконы и сделал папским администратором. В 1054 году Лев послал Хильдебранда как своего легата в Тур во Францию , чтобы разобраться в полемике вокруг Беренгара Турского. После смерти Льва новый папа, Виктор II, подтвердил его легатские полномочия, в то время как преемник Виктора Стефан IX послал его и епископа Лукки Ансельма (будущего папу Александра II) в Германию для переговоров с императрицей Агнесой де Пуатье . Стефан умер прежде, чем Хильдебранд вернулся в Рим, но его миссия оказалась успешной. Он сыграл важную роль в преодолении кризиса, вызванного выбором римской аристократией антипапы Бенедикта X , который благодаря поддержке Агнесы был заменен на епископа Флоренции, будущего папу Николая II. С помощью 300 нормандских воинов, посланных Ричардом из Аверсы , Хильдебранд лично возглавил штурм замка Галерия , где укрылся Бенедикт. В 1059 году получил сан архидиакона и начал фактически управлять делами Ватикана .

Новый папа Александр II выдвинул программу реформ, разработанную Хильдебрандом и его последователями. Отныне право избрания пап закреплялось за коллегией кардиналов. Собрание кардиналов, на котором производились такие выборы, стало называться конклавом (лат con clave - с ключом). В статусе папского советника Хильдебранд сыграл важную роль в примирении папства с норманнами, закрепившимися на юге Италии, и в укреплении независимости папства от германских императоров.

Избрание

Первые инициативы Григория VII во внешней политике были направлены на примирение с норманнами Роберта Гвискара , однако в этот период эти инициативы провалились. После неудачного призыва к крестовому походу к правителям Северной Европы и получения поддержки со стороны других норманнских князей, таких как Ландульф VI из Беневенто и Ричард I Капуанский , Григорий VII отлучил Роберта в 1074 году .

В том же году Григорий VII созвал собор в Латеранском дворце, который осудил симонию и подтвердил целибат для священнослужителей. Эти указы были подтверждены под угрозой отлучения от церкви в следующем году (24-28 февраля) . В частности, Григорий решил на этом втором совете, что только папа может назначать или смещать епископов - позже эти идеи папы вылились в борьбу за инвеституру .

Облачение

В своей статье в «L’Osservatore Romano» Агостино Паравичини Бальяни говорит, что распространенное мнение, будто Святой Пий V ( -) был первым папой, носившим белый подрясник, является неточным. На самом деле, пишет Бальяни, первым папой, облачившимся в ставшие после этого традиционными бело-красные одежды - белые ряса и носки и красные колпак, моццетта и обувь - был именно Григорий VII () .

Конфликт с Генрихом IV

Начало конфликта

Идеалом Григория VII была независимая от светской власти церковь.

Главным врагом для него был император Генрих IV . После смерти императора Священной Римской империи Генриха III мощь немецкой монархии оказалась серьезно ослаблена, его сын Генрих IV был вынужден бороться с внутренними проблемами. К 1073 году Генриху IV было только двадцать три года.

В течение двух лет после избрания Григория VII Генрих был занят подавлением саксонского восстания и был готов на компромиссы с папой. В мае 1074 года он сделал покаяние в Нюрнберге в присутствии папских легатов, чтобы искупить свою дружбу с членами его совета, которые были отлучены Григорием, он также принял присягу послушания и обещал поддержку в реформирования церкви. Это покаяние на первых порах принесло ему доверие папы, Генрих собрался с силами и разбил саксонцев в первой битве при Лагензальце 9 июня 1075 года . После этого Генрих попытался восстановить свои права как суверена на севере Италии. Он послал графа Эберхарда в Ломбардию, чтобы бороться с патариями , назначил клирика Тедальдо архиепископства Милана и, наконец, попытался наладить отношения с норманнским герцогом Робертом Гвискаром.

Григорий VII ответил в грубой форме в письме от 8 декабря 1075 года , в котором, среди прочих обвинений, содержались обвинения в адрес немецкого короля в нарушении его слова и поддержке отлученных советников. В то же время, он послал словесное предупреждение о том, что его действия могут привести не только к отлучению от церкви, но и лишению короны. Григорий сделал это в то время, когда он сам столкнулся с противником в лице Сенсио I Франджипане, который похитил папу церкви в ночь на Рождество , однако на следующий день Григорий был выпущен на свободу .

Взаимные низложения

Если Григорий присвоил папе право низводить императоров с трона, то Генрих использовал право императора низлагать пап. Письмо папы привело императора и его окружение в ярость, и Генрих созвал Вормсский рейхстаг 1076 года , на котором присутствовали высшие чины немецкого духовенства, многие из которых были врагами Григория. В частности, по этому случаю в Вормс прибыл кардинал Гуго Простодушный , отлученный папой от церкви. Гуго сформулировал основные обвинения против папы, в результате епископы отказались от своей верности Григорию и заявили, что римляне обязаны выбрать нового папу . Император якобы лично написал папе послание, заканчивающееся словами: «Ступай вон! ».

Совет послал двух епископов в Италию, чтобы они зачитали указ о низложении Григория на совете ломбардских епископов в Пьяченце . Роланд Пармский сообщил папе об этом указе, прибыв аккурат к началу Латеранского собора 1076 года . Сначала епископы были напуганы, но вскоре вспыхнула такая буря негодования, что посланник чуть не был убит.

На следующий день папа Григорий VII вынес решение об отлучении от Генриха IV с должной торжественностью, лишив его королевского достоинства и освободив его подданных от клятвы верности. Акт отлучения короля был невероятно смелым и не имел прецедентов. Это отлучение оказалось не пустой угрозой: и без того шаткий контроль Генриха над князьями рухнул. Император не смог заручиться поддержкой населения, и общественное мнение в Германии приняло сторону папы, а князья воспользовались возможностью осуществлять свою анти-императорскую политику под прикрытием уважения к папскому решению. Когда на Троицу Генрих предложил обсудить меры, которые будут приняты в отношении Григория VII на совете вельмож, лишь немногие из князей явились. Наконец, саксы вновь начали восстание. Папа победил, и эта победа ещё больше разрушила и без того плохо управляемую Священную Римскую империю. Авторитет папы достиг большой высоты.

Хождение в Каноссу

Ситуация стала крайне тяжелой для Генриха. В результате агитации, проводимой папским легатом епископом Альтманом из Пассау, немецкие князья встретились в октябре в Требуре , чтобы избрать нового правителя. Генриха, который в это время находился в Оппенгейме на левом берегу Рейна, от потери трона спасла только неспособность собравшихся князей договориться по вопросу о его преемнике.

Их разногласия привели к отсрочке решения. Генрих, заявили князья, должен возместить ущерб Григорию VII и примириться с ним в течение года, иначе трон объявлялся вакантным. В то же время они решили пригласить Григория VII в Аугсбург , чтобы разрешить конфликт.

Генрих осознал, что примирение с папой ему жизненно необходимо, чтобы сохранить власть. Сначала он попытался достичь своих целей с помощью посольства, но когда Григорий отклонил его послов, он принял решение лично отправиться в Италию.

Григорий VII уже покинул Рим и намекнул немецким князьям, что будет ожидать их сопровождения в путешествии 8 января в Мантуе . Но эскорт не появился, и в это время он получил известие о прибытии Генриха. Генрих, путешествовавший по Бургундии, был встречен с энтузиазмом лангобардами, но не поддался искушению применить силу против Григория. Он принял неожиданное решение просить у Григория отпущения грехов и отправился в Каноссу, где он находился. Хождение в Каноссу вскоре стало легендарным.

Примирение было осуществлено после длительных переговоров и определенных обязательств со стороны Генриха. Папа отпустил грехи Генриху, и это устроило немецких князей. Однако снятие отлучения не означало подлинного примирения, поскольку истинная причина конфликта Генриха и Григория - спор об инвеституре - не была устранена. Новый конфликт был неизбежен еще и из самого факта: Генрих посчитал, что отлучение отменяет и низложение. Григорий же сохранил себе пространство для маневра и не дал и намека на отмену низложения в Каноссе

Повторное отлучение Генриха

Генрих IV постепенно собрался с силами. Однако оппозиция не отступала. На совете в Форхайме в марте 1077 года князья в присутствии папских легатов вновь объявили Генриха низложенным и избрали правителем Рудольфа Швабского . Папа некоторое время колебался, выбирая, кого из противников поддержать, и в итоге решил поддержать Рудольфа после его победы в битве при Флархгайме 27 января 1080 года . Под давлением саксов Григорий отказался от своей политики ожидания и снова произнес отлучение и низложение короля Генриха 7 марта 1080 года .

Но папское порицание в этот раз даже помогло Генриху. По мнению многих, оно было несправедливым, и люди стали сомневаться в обоснованности действий Григория. Кроме того, Рудольф Швабский умер от ран 16 октября того же года. Новый антикороль, Герман Зальмский , был выдвинут в августе 1081 года , но его личность не годилась для роли лидера григорианской партии в Германии, и Генрих IV перехватил инициативу. Он отказался признать отлучение. На совете в Бриксене 16 июня 1080 году Генрих при поддержке недовольных папой германских епископов снова низложил папу и назначил антипапу Климента III (Гвиберта Равеннского). В Генрих начал открытые боевые действия против Григория в Италии. Папа стал терять позиции, и тринадцать кардиналов покинули его.

Главный военный сторонник папы, Матильда Тосканская , была вытеснена армией Генриха через Апеннины, так что Григорию пришлось отправиться из Равенны в Рим. Рим сдался немецкому королю в 1084 году , Григорий удалился в замок Святого Ангела и отказался принять послов Генриха, который обещал ему сохранение престола в обмен на коронацию императорской короной в Риме. Григорий, однако, настаивал, что предварительно Генрих должен предстать перед советом и покаяться. Император, делая вид, что согласен, разрешил епископам собраться, но в соответствии с их пожеланиями Григорий снова отлучил Генриха.

Генрих после получения этой новости, снова вошел в Рим 21 марта , чтобы увидеть, что Гвиберт Равеннский был возведен на престол как папа Климент III. Вскоре он короновался , но Роберт Гвискар, с которым Григорий сформировал альянс, уже маршировал к городу, и Генрих бежал в Руан .

Изгнание из Рима и смерть

Папа был освобожден, но Роберт Гвискар во главе войска норманнов подверг город страшному разорению . Римское население поднялось против папы, и он был вынужден бежать в аббатство Монте-Кассино, а позднее к норманнам в Салерно , где в 1085 году умер. За три дня до его смерти он снял все отлучения, что произнес, за исключением двух - в отношении Генриха и Гвиберта.

Историческое значение

Конфликт папы с Генрихом IV стал самым опасным и долгим из конфликтов Европы XI в., угрожавшим самому существованию католической церкви .

Политика папства по отношению к странам Европы

Норманны

Отношения Григория VII с другими европейскими государствами находились под сильным влиянием его немецкой политики. Отношения с норманнами принесли папе горькое разочарование. Большие уступки, сделанные им папой Николаем II, были не только бессильны остановить их продвижение в центральной Италии, но и не смогли обеспечить даже ожидаемой защиты папства. Когда Григорий VII был в затруднении, Роберт Гвискар оставил его на произвол судьбы и вмешался, когда сам был встревожен угрозой немецкого вторжения. Захватив Рим, он покинул город, и народное возмущение привело к изгнанию Григория.

Претензии на установление папского суверенитета

В отношении некоторых стран Григорий VII пытался установить суверенитет со стороны папства и обеспечить признание его прав владения. Он объявил, что Корсика и Сардиния «с незапамятных времен» принадлежат к Римско-католической церкви. Венгерскому королю Гезе I папа объяснил, что его королевство принадлежит святому престолу. Вотчиной святого Петра представлялась ему и Испания, где папа, едва вступив на престол, благословил рыцарей на отобрание земель у мавров, - но только при условии, что будет признана его верховная власть над отвоеванными территориями.

Франция

Англия

Григорий VII требовал изъявления покорности от короля Англии. Однако Вильгельм I Завоеватель чувствовал себя в безопасности. Он активно вмешивался в руководство церковью, запретил епископам посещать Рим, делал назначения в епархии и монастыри и не беспокоился по поводу отповедей папы. Григорий не имел возможности заставить английского короля изменить его церковную политику, поэтому он предпочитал игнорировать то, что он не мог одобрить, и даже считал целесообразным заверить его в своей особой любви.

Дальние христианские страны

Григорий, по сути, наладил контакты со всеми странами христианского мира. Однако эти отношения не всегда имели политическую окраску, часто это была просто переписка. Так, его письма доходили до Польши, Киевской Руси и Чехии. А правителю Хорватии Звонимиру папа даже прислал регалии: скипетр и корону . Он безуспешно пытался привести Армению в более тесный контакт с Римом. Киевский князь

Григорий VII

Святой Григорий VII

Григорий VII , папа римский

Gregorius Septimus (лат.) Мирское имя: Гильдебранд Происхождение: Сована (Тоскана, Италия) Годы жизни: 1020/1025 - 25 мая 1085 Годы понтификата: 22 апреля 1073 - 25 мая 1085 Отец: Бонизо


Григорий VII - один из величайших пап в истории римской церкви. Он родился в городке Сована в Тоскане в семье простолюдинов. При крещении ему дали имя Гильдебранд. В раннем возрасте родители отправили его в Рим к дяде Лаврентию, аббату монастыря Святой Марии на Авентине. Там Гильдебранд получил образование, после чего попал в число лиц, приближённых к папе . После низложения Гильдебранд вместе с патроном отправился в Германию. Там, в Кёльне, он продолжил своё образование, а после смерти перебрался в монастырь Клюни, знаменитый своими строгими нравами.

В январе 1049 года в Безансоне Гильдебранд встретился с Тульским епископом Бруно. После избрания папой (это имя взял себе Бруно) забрал способного священника с собой в Рим. Гильдебранд проявил себя талантливым администратором и сумел быстро наполнить опустевшую папскую казну. Вскоре назначил Гильдебранда "укрепителем веры" в монастыре Святого Павла. Аббатство находилось в крайнем запустении. Монахам в столовой прислуживали женщины, а скот мог свободно входить в церкви через сломанные двери. И здесь Гильдебранд проявил себя с самой лучшей стороны, восстановив строгий уклад монастырской жизни.

После смерти в 1054 году Гильдебранд выглядел наиболее вероятным претендентом на папскую тиару, однако он сам отказался от избрания и отправился в , чтобы ходатайствовать перед императором за кандидатуру Гебхарда Эйштадтского (). Авторитет Гильдебранда, уже имевшего сан кардинал-субдьякона, продолжал расти. В 1057 году он вновь поехал в , чтобы просить регентшу Агнессу де Пуатье утвердить выбор , но папа тем временем умер, завещав избрать своим преемником Гильдебранда.

После смерти партия графов Тусколо попыталась захватить власть в Риме и посадила на Святой Престол своего кандидата , однако благодаря энергии Гильдебранда законный папа сумел удержаться на троне. Во время его понтификата талант Гильдебранда как политика и реформатора церкви проявился в полной мере. Весной 1059 года на Латеранском соборе были приняты новые правила избрания папы, которые должны были положить конец бесконечным попыткам сильных мира сего вмешиваться в процесс выборов. Гильдебранд был ярым сторонником этой реформы. Затем Гильдебранд провёл переговоры с предводителями норманнов, занявших юг Италии, и в июне 1059 года в Мельфи был заключён союз, позволивший папству более уверенно чувствовать себя в спорах с императорским двором. В том же году Гильдебранд получил сан архидьякона Святой Римской церкви. При Гильдебранд возглавил папскую курию. Он поддержал движение патаров на севере Италии, получив тем самым ещё одного союзника в борьбе с немецким королём.

Во время похорон из толпы раздался крик "Хотим Гильдебранда папой!" Призыв был единодушно поддержан как простыми горожанами, так и кардиналами. Невзирая на протест архидьякона, возможно наигранный, его препроводили в церковь Святого Петра в Винколи, где кардиналы формально избрали его папой. Согласно постановлению Пасхального синода 1059 года результаты выборов должны были быть утверждены королём Германии. Гильдебранд демонстративно задержал своё посвящение, ожидая подтверждения от . Тем самым папа дал понять, что намерен прекратить противостояние с императорским двором. Несмотря на противодействие немецких епископов, утвердил избрание Гильдебранда. Церемония посвящения состоялась 29 июня 1073 года в соборе Святого Петра. Гильдебранд взял имя Григорий VII, подчеркнув тем самым законность избрания папой своего давнего патрона.

Первым делом для укрепления собственных позиций Григорий заручился поддержкой норманнских вельмож , и . Однако их предводителя , относившегося к папе с подозрением, в 1075 году он отлучил от церкви. В 1074 году Григорий активно разрабатывал проект крестового похода против турок-сельджуков. Одной из целей похода была возможность воссоединения западной и восточной церквей. Однако проект был встречен в штыки, и Григорий направил свою энергию на очищение церкви от двух давних пороков: продажности и прелюбодейства священников. На своём первом синоде в марте 1074 года Григорий издал короткое, но жёсткое постановление. Впредь запрещалось торговать церковными должностями. Священники, купившие свою должность, или живущие с женщиной, должны были покинуть службу. Верующим было запрещено принимать причастие от женатых либо корыстолюбивых священников. Подобные декреты не раз издавались предыдущими папами. Каждый раз они вызывали бурю негодования среди безнравственных священников и, фактически, игнорировались ими. Однако репутация Григория как человека энергичного и настойчивого говорила о том, что на этот раз к нарушителям действительно будут приняты суровые меры. Особенно сильно было негодование немецких епископов, которые даже приводили слова апостола Павла о том, что "лучше жениться, чем быть сожжённым". На своём соборе они проинформировали папский престол о том, что скорее откажутся от сана, чем от своих жён. Примас Германии Зигфрид Майнцкий дал епископам шесть месяцев на раздумья, но те остались непоколебимы. К требованиям папских легатов епископы относились с безразличием. Не менее серьёзные волнения были и среди священнослужителей во Франции. На Парижском соборе Римские постановления были осуждены, а сторонники папы подвергали свою жизнь серьёзной опасности. Однако рвение Григория отнюдь не уменьшилось, и он послал своих легатов во все страны Европы с правом низлагать безнравственных клириков.



Григорий VII и Генрих IV в Каноссе. 1077 год.
Картина Карло Эммануэле

Весной 1075 года Григорий сформулировал так называемый "Диктат папы", короткую программу, направленную на возвышение папы над всеми епископами и даже над светской властью. Ношение титула "папы" было сделано сугубой прерогативой римского епископа. Папа признавался неподсудным и получал исключительное право назначать и короновать императора. Светские власти были лишены инвеституры, то есть права назначать и смещать епископов, а духовенству было запрещено получать должности от светских владык. Всё это не могло не вызвать гнева . Он объявил Григория узурпатором и лжемонахом. В ответ папа отлучил от церкви, лишил королевского достоинства и освободил его подданных от присяги королю. Немецкие князья собрались в Трибуре, чтобы избрать себе нового короля, но лишь отсутствие согласия в их рядах позволило сохранить трон. Вместо того чтобы пойти на переговоры с князьями, неожиданно решил помириться с папой. Тайно бежав из Германии, он направился в Италию, где Григорий в замке Каносса ожидал посольства от князьёв. В конце января 1077 года король явился к папе как кающийся грешник и стал молить о прощении. Сменив королевские одежды на рубище, он три дня простоял у ворот замка, пока наконец папа не соблаговолил впустить его. 28 января вымолил у папы прощение при условии, что пойдёт на переговоры с князьями и согласится с решением съезда.

Однако непостоянство вызвало у части князей негативную реакцию, и 15 марта 1077 года они избрали королём . Другие же остались верны , тем более, что наказание с него было снято. Григорий демонстративно придерживался нейтралитета, однако после того как 27 января 1080 года одержал победу при Флархгейме, папа вновь отлучил . Однако повторное отлучение не произвело должного эффекта. Князья объявили, что отныне не считают Григория папой. В конце мая 1080 года созвал в Майнце собор немецких епископов, на котором Григорий VII был объявлен низложенным. К ним присоединился Бриксенский собор итальянских прелатов. В июне был избран папой бывший Равеннский архиепископ , низложенный Григорием за симонию. Он принял имя . 16 октября того же года и Рудольф столкнулись в сражении близ Мерзебурга. Войско было разбито и в панике бежало, однако его противник получил тяжёлое ранение и вскоре умер. Воодушевлённый



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!