Географические экспедиции XVIII—XIX веков.

Забытые русские путешественники XVIII века January 19th, 2018

Фанатичные люди эти ученые, иследователи. Как прочитаешь, что нужно было пережить и испытать в далеких географических экспедициях, что задаешься вопросом - зачем им это было нужно? Часть ответа наверное все же относится к самим этим людям типа Федора Конюхова - это у них в крови. А другая часть конечно же служение Родине, Отчизне, стране. Я думаю они в полной мере понимали, что наращивают величие, богатство и процветание своего государства. Если бы не они - это бы сделал гражданин другой страны и карты Мира возможно выглядели бы иначе.

Вот некоторые моменты, которые вы могли не знать...

XVIII век отметился в русской географической истории прежде всего Великой Северной экспедицией. Начатая в декабре 1724 года по личному указу Петра I (Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга), она продолжилась в 1733-1743 годах, уже при Анне Иоанновне. Экспедиция состояла из семи самостоятельных миссий, двигавшихся вдоль Арктического побережья Сибири к берегам Северной Америки и Японии. Итогом этого широкомасштабного проекта стало издание первой полной географической карты Российской империи.


Василий Прончищев. Великая Северная экспедиция. 1735-1736


Один из участников Великой Северной экспедиции. Легендарная личность в среде российских полярников. Легендарная и романтическая. Гардемарин. Учился в Морской академии вместе с Семеном Челюскиным и Харитоном Лаптевым, которые также участвовали в этой экспедиции под его началом. А раньше, в 1722 году, принял участие в Персидском походе Петра. И внешне, кстати, был очень похож на императора.

Вместе с ним в экспедиции принимала участие его жена Татьяна. Для того времени это было настолько невероятно, что ее присутствие на корабле было неофициальным

Во время Великой Северной экспедиции отряд Прончищева, состоящий из 50 человек, выйдя в июне 1735 года из Якутска на парусно-гребной дубель-шлюпке «Якуцкъ», составил точную карту русла и устья реки Лена, карту побережья моря Лаптевых и открыл множество островов, лежащих к северу от полуострова Таймыр. К тому же группа Прончищева продвинулась на север гораздо дальше других отрядов: до 77° 29′ с. ш.

Но в историю освоения Арктики Прончищев вошел еще и благодаря романтической истории. Вместе с ним в экспедиции принимала участие его жена Татьяна. Для того времени это было настолько невероятно, что ее присутствие на корабле было неофициальным. В августе 1736 года во время одной из вылазок на полярные острова Прончищев сломал ногу и вскоре умер от осложнения, вызванного открытым переломом. Жена пережила его всего на несколько дней. Говорят, что скончалась от горя. Похоронили их в одной могиле на мысе Тумуль близ устья реки Оленёк (сегодня здесь находится поселок Усть-Оленёк).

Новым начальником отряда стал штурман Семен Челюскин, а после того, как он отправился с санным обозом в Якутск с отчетами экспедиции, его сменил Харитон Лаптев. Удивительно, но имена Челюскина и Лаптева гораздо ярче отразились в общественном сознании, чем имя их командира Прончищева. Правда, весной 2018 года на экраны выйдет фильм «Первые», в котором рассказывается о судьбе супругов Прончищевых. Роль Василия сыграет Евгений Ткачук (Григорий Мелехов в «Тихом Доне» и Мишка Япончик в одноименном сериале). Возможно, имя Прончищева еще займет достойное место в ряду других великих исследователей Арктики.

Федор Соймонов. Карта Каспийского моря. 1731

Жизнь этого человека так и просится на киноэкран. Он, так же как и Прончищев, участвовал в Персидском походе Петра I. Тоже был гардемарином. Но судьба его связала не с Арктикой, а с Каспием. Федор Соймонов вошел в историю России как первый русский гидрограф.

Как это ни странно, но вдоль и поперек знакомое нам сегодня Каспийское море в XVIII веке было еще сплошной терра инкогнита. Да, по нему издревле ходили лихие волжские люди — ушкуйники — в Персию за княжнами, чтобы бросать их за борт в набежавшую волну, ну и иным прочим товаром. Называлось это «ходить за зипунами». Но все это было сплошной самодеятельностью. Федор Соймонов первым нанес на карту Российской империи Каспийское море со всеми его заливами, мелями и полуостровами.

В Нерчинске и Иркутске Соймонов организовал первые в Сибири навигаторские школы, в которых преподавал лично. Затем в течение шести лет был губернатором Сибири

Также под его руководством был издан первый подробный атлас Балтийского моря и подготовлен к изданию атлас Белого моря, но тут начинается странное. Конечно же, это было связано с подковерными политическими играми. В 1740 году Соймонов был лишен всех чинов, сечен кнутом (!) и сослан на каторгу. Спустя два года Елизавета I вернула его на службу, но оставила в Сибири. В Нерчинске и Иркутске Соймонов организовал первые в Сибири навигаторские школы, в которых преподавал лично. Затем в течение шести лет был губернатором Сибири. В возрасте 70 лет ему, наконец, было позволено вернуться в Москву. Умер в возрасте 88 лет в своем имении под Серпуховом.

Интересный факт. Соймоновский проезд в Москве, недалеко от храма Христа Спасителя, назван в честь сына Соймонова, Михаила, личности в своем роде примечательной, одного из организаторов горного дела в России.

Савва Лошкин. Новая Земля. Середина XVIII века


Г. А.Травников. Русский Север

Если предыдущие два наших героя были государевыми людьми и совершали свои путешествия по долгу службы, то помор Савва Лошкин, выходец из селения Олонец, действовал лишь на свой страх и риск. Он был первым человеком в истории освоения Русского Севера, который обошел Новую Землю с севера.

Лошкин — личность почти мифологическая, но любой уважающий себя северный моряк знает его имя несмотря на то, что единственным официальным источником, рассказывающим о его трехлетнем путешествии, является рассказ Федота Рахманина, записанный в 1788 году членом-корреспондентом Петербургской академии наук Василием Крестининым. Даже годы путешествия Саввы Лошкина нам точно не известны. Одни исследователи считают, что это начало 1760-х годов, другие — что 1740-х

Николай Челобитчиков. Малакка, Кантон. 1760-1768.

Пока одни осваивали Север, другие двигались на юг. Купец Николай Челобитчиков из города Трубчевска Орловской губернии в 1760-1768 годах совершил совершенно уникальное путешествие по Юго-Восточной Азии, которое, увы, осталось не оцененным его современниками. Скорее всего, он был первым русским, посетившим Малайский полуостров и достигнувшим по морю, а не по суше, китайского Кантона (ныне Гуанчжоу)

Свое путешествие купец Челобитчиков совершил с совершенно практической целью и, похоже, не придавал ему никакого исторического значения. Он подрядился за 300 руб. поехать в Калькутту и взыскать четырехтысячный долг с застрявшего там греческого купца

Свое путешествие купец Челобитчиков (хотя правильнее было бы назвать его коллектором) совершил с совершенно практической целью и, похоже, не придавал ему никакого исторического значения. Он подрядился за 300 руб. поехать в Калькутту и взыскать четырехтысячный долг с застрявшего там греческого купца, который должен был эту сумму его землякам. Пройдя через Константинополь, Багдад и Индийский океан, он достиг Калькутты. Но оказалось, что должник уже умер, и Челобитчикову пришлось возвращаться на родину невероятно кружным путем: через Малакку, которой в то время владели голландцы, китайский Кантон и английский остров Святой Елены (!) в Лондон, а затем в Лиссабон и Париж. И, наконец, в Петербург, где побывал в первый раз в жизни.

Об этом удивительном путешествии трубчевского купца стало известно сравнительно недавно, когда в Центральном государственном архиве была обнаружена челобитная, которую он отправил в 1770 году на имя Екатерины II, с просьбой о переводе его в петербургское купечество. В ней он достаточно подробно описал свой маршрут. Удивительно, что его отчет абсолютно лишен какой-либо пафосности. Свое девятилетнее путешествие он описывает достаточно скупо, как какую-нибудь загородную прогулку. И предлагает себя в качестве консультанта по торговле с восточными странами.


Филипп Ефремов. Бухара — Тибет — Кашмир — Индия. 1774-1782

Дальнейшая судьба Челобитчикова остается неясной (скорее всего, его послание до императрицы так и не дошло), а вот служилый человек, унтер-офицер Филипп Ефремов, десятилетие спустя совершивший похожее путешествие, был представлен Екатерине II и даже возведен ею в дворянское достоинство.

Приключения Филиппа Ефремова начались в июле 1774 года, когда он был взят в плен пугачевцами. Бежал, но был захвачен киргизами, которые продали его в рабство бухарскому эмиру

Приключения Филиппа Ефремова начались в июле 1774 года, когда он был взят в плен пугачевцами. Бежал, но был захвачен киргизами, которые продали его в рабство бухарскому эмиру. Ефремова принуждали принять ислам и подвергли жесточайшим пыткам, но он не предал христианской веры, и тогда эмир, восхищенный его мужеством, сделал его своим сотником (юз-баши). За участие в нескольких битвах он получил большой надел земли, но все равно мечтал о возвращении на родину. Купив поддельный паспорт, он опять бежал. Все дороги на север были перекрыты, поэтому он пошел на юг. Через Тибет и Кашмир, закрытые для европейцев, он попал в Индию, а оттуда в Лондон, где встретился с русским консулом, который представил его прямиком пред ясны очи Екатерины.

Позднее Ефремов служил переводчиком в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, а в 1786 году вышло первое издание его путевого дневника: «Российского унтер-офицера Ефремова, ныне коллежского асессора, девятилетнее странствование и приключения в Бухарии, Хиве, Персии и Индии и возвращение оттуда чрез Англию в Россию, писанное им самим». В конце XVIII века книга стала бестселлером и пережила три издания, но к середине XIX века была почти забыта, как и ее автор. Ныне тетрадь, прошедшая с Ефремовым полмира, хранится в рукописном отделе Пушкинского Дома.

P. S. Вскоре по стопам Челобитчикова и Ефремова отправились множество других путешественников. Самые известные из них — это Герасим Лебедев, первый русский индолог, основавший в 1790-х годах в Калькутте первый в Индии драматический театр европейского образца, армянские купцы Григорий и Данил Атанасовы и грузинский дворянин Рафаил Данибегашвили.

Дмитрий Ржанников

источники

В 20-80-х годах XVIII в. экспедиционные исследования в Сибири и в омывающих ее водах (Северный Ледовитый и Тихий океаны) неизмеримо возросли по сравнению с XVII и началом XVIII в. В это время были проведены наиболее крупные экспедиции и совершены великие географические открытия. Значительно расширилось изучение природных условий и богатств Сибири, населения, его этнического состава, культуры, быта и истории различными центральными и местными учреждениями.

Важнейшее значение в истории русских открытий на северо-востоке имела экспедиция 1725-1730 гг., осуществленная по инициативе Петра I и известная в науке под названием Первой Камчатской экспедиции.

6 января 1725 г., за три недели до своей смерти, Петр I написал Берингу, назначенному начальником экспедиции, инструкцию из трех пунктов: «1) Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами. 2) На оных ботах возле земли, которая идет на норд и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки. 3) И для того искать, где оная сошлась с Америкой: и чтоб доехать до какого города европейских владений, или ежели увидят какой корабль европейской, проведать от него, как оной кюст называют, и взять на писме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды». 112

14 июля 1728 г. бот «Св. Гавриил», построенный в Нижне-Камчатске, отплыл на северо-восток. Помощниками Беринга в плавании были А. И. Чириков и М. П. Шпанберг. 11 августа был открыт остров, получивший название острова Св. Лаврентия. «Св. Гавриил» прошел через пролив, названный позже именем Беринга, в Ледовитый океан и достиг 67°18 / с. ш. и примерно 162° з. д. 113

Хотя экспедиция не разрешила всех задач, поставленных перед ней, она сыграла крупную роль в исследовании Сибири и омывающих ее вод. Участниками экспедиции были открыты новые острова, составлены таблицы географических координат пунктов на пути экспедиции, собран интересный этнографический материал. В 1729 г. П. А. Чаплиным была составлена карта, на которой даны очертания и географические координаты восточных берегов Сибири от мыса Дежнева до мыса Лопатки.

Почти одновременно с Первой Камчатской экспедицией протекала деятельность экспедиции А. Ф. Шестакова-Д. И. Павлуцкого. Из Охотска, явившегося базой экспедиции, в 1729 г. и позже были отправлены три отряда, действовавшие самостоятельно. А. Ф. Шестаков на судне «Восточный Гавриил» осенью 1729 г. отправился к устью Пенжины. Отсюда путь его шел по суше на Анадырь и Чукотку. 14 марта 1730 г. в стычке с чукчами на р. Эгаче Шестаков был убит. Остатки его отряда вернулись в Тауйский острог. Другой отряд под командой И. Шестакова в сентябре 1729 г. отправился из Охотска на судне «Св. Гавриил» на юг, достиг в 1730 г. Удского острога и прошел на восток до Шантарских островов. Судно заходило в устье Амура. Было составлено описание южной части Охотского побережья и, возможно, чертеж этой территории. Третий отряд В. А. Шестакова на судне «Фортуна» посетил четыре острова Курильской гряды. Наконец, в 1731 г. Д. И. Павлуцкий из Анадырского острога отправился на Чукотку. Итогом его похода, носившего в первую очередь военный характер, явились также новые данные о географии Чукотского полуострова.

Материалы экспедиции Шестакова-Павлуцкого нашли отражение в составленной в 1733 г. в Охотске карте Камчатки, Курильских островов и Пенжинского (Охотского) моря. 114

В экспедицию Шестакова-Павлуцкого входил также отряд И. Федорова и М. С. Гвоздева, совершивший в 1732 г. историческое плавание к берегам северо-западной Америки на боте «Св. Гавриил». Путь был совершен из устья р. Камчатки к Анадырскому носу и далее к островам Ратманова, Крузенштерна и к берегам «Большой земли» (Америки).

На обратном пути прошли мимо острова, который впоследствии (в конце XVIII в.) стал называться островом Кинга. Федоров и Гвоздев первыми среди русских и других европейцев достигли северо-западной Америки. В карте Г. Ф. Миллера, изданной в 1758 г. и посвященной русским исследованиям в Сибири и на Тихом океане, против американского берега справедливо была помещена надпись: «Этот открыт геодезистом Гвоздевым в 1730 г.». 115

В 1733 г. была организована новая экспедиция в Сибирь и на северо-восток, имевшая официальное название Второй Камчатской экспедиции, вошедшая в науку также под именем Великой Северной экспедиции (1733-1743 гг.). Вместе с тем некоторые исследователи (А. В. Ефимов) рассматривают Первую и Вторую Камчатские экспедиции как два этапа одной и той же экспедиции, называя ее Сибирско-Тихоокеанской экспедицией. 116 Действительно, обе экспедиции руководились из одного центра (из Адмиралтейств-коллегий), подчинялись в Сибири одному начальнику (Берингу) и имели во многом общие важнейшие задачи.

Четыре северных отряда Второй Камчатской экспедиции осуществили плавание по океану на различных участках от Архангельска до мыса Большого Баранова. 117 Первый отряд (начальники - Муравьев и Павлов, позже - Малыгин и Скуратов) прошел из Архангельска к устью Оби в 1734-1737 гг. Второй отряд (начальник - Овцын) из устья Оби пришел к устью Енисея в 1734-1737 гг. Вспомогательный отряд (начальники- Прянишников, Выходцев) провел маршрутные съемки на Гыданском полуострове и в других районах нижнего течения р. Оби. Позже, в 1738-1742 гг., под начальством Минина отряд достиг мыса Стерлегова (75°26" с. ш.), названного так в честь одного из участников экспедиции. Отряд собрал ценные сведения о побережье к востоку от Енисея, но достичь устья Лены не смог. 118 Третий отряд (начальники - Прончищев, Челюскин) совершил плавание в 1735-1736 гг. из устья Лены на запад с целью достигнуть устья Енисея. Отряд двигался вдоль восточных берегов полуострова Таймыр и достиг 77°29 / с. ш. В трудных условиях плавания умерли Прончищев и его жена. Летом 1737 г. экспедиция вернулась обратно. В 1739-1741 гг. отряд во главе с Лаптевым плавал у восточных берегов полуострова Таймыр до мыса Св. Фаддея и совершил сухопутные экспедиции по полуострову. Зимой 1742 г. Челюскин обошел полуостров вдоль берега от устья р. Хатанги до р. Н. Таймыры, впервые побывав на мысе, названном впоследствии его именем. Четвертый отряд действовал на востоке от Лены. В 1735 г. отряд подкомандой Лассениуса доплыл до устья р. Хараулах. Вскоре Лассениус умер. Под командой Лаптева отряд в 1736 г. достиг мыса Буорхая. В 1739- 1741 гг. Лаптев предпринял плавание от устья Лены на восток до мыса Большого Баранова. Им же было обследовано с суши морское побережье от Индигирки на восток до Колымы и на запад до Яны, а также изучены течение р. Хромы и дельты рек Индигирки и Яны. В 1741-1742 гг. Лаптев из устья Колымы на нартах добрался до Анадырского острога и на лодках до Анадырского залива, описал р. Анадырь до устья, а также ее бассейн. Участник отряда Романов проделал путь от Анадырского острога до Пенжины.

Плавание к берегам Америки было осуществлено на кораблях «Св. Петр» и «Св. Павел» во главе с Берингом и Чириковым. Оба корабля вышли из Петропавловской гавани 4 июня 1741 г. 18 июня в сильном тумане суда потеряли друг друга и дальнейшее плавание совершали раздельно. 16 июля «Св. Петр» достиг юго-западной оконечности о. Каяк у берегов Америки. В трудных условиях обратного плавания (сильный шторм) экипаж судна вынужден был высадиться на острове, названном впоследствии именем Беринга, и провел на нем зиму. Здесь 8 декабря умер Беринг. 13 августа 1742 г. участники экспедиции выступили на судне, построенном из остатков «Св. Петра», и прибыли на Камчатку 27 августа. Чириков на «Св. Павле» подошел к берегам Америки (по-видимому, к островам Форрестер, Бейкер и Нойес) 15 июля 1741 г. 26 июля он отплыл обратно и 11 октября того же года вернулся в Петропавловскую гавань. В июне 1742 г. Чириков совершил второе плавание на «Св. Павле» к Алеутским островам. 119 Плавания к Японии были осуществлены Шпанбергом и Вальтоном в 1738-1741 гг. Оба они, независимо друг от друга, достигли Японии (о. Хонсю) в 1739 г. Два других плавания были неудачны. Участники экспедиции Шпанберга (Шельтинг, Гвоздев и др.) исследовали также берега Охотского моря. Итогом этих исследований явились описания западного и северного берегов Охотского моря, а также побережья Камчатки.

Изучение природы и естественных богатств Сибири, истории и этнографии народов Сибири было возложено на академический отряд Второй Камчатской экспедиции. В его составе были профессора Миллер, Гмелин, студенты Крашенинников, Горланов, Третьяков, Л. Иванов, Попов, геодезисты Красильников, А. Иванов, Чекин, Ушаков, переводчик Яхонтов, живописцы Баркан и Люрсениус. Позже участвовали в работе отряда адьюнкты Стеллер и Фишер, переводчик Линденау.

Отряд выехал из Петербурга в августе 1733 г. по следующему маршруту: Екатеринбург-Тобольск-Тара-Омск-Железинская крепость- Усть-Каменогорская крепость-Колыванские заводы-Кузнецк-Томск- Енисейск-Красноярск-Канск-Удинск-Иркутск-Селенгинск-Кяхта- Чита-Нерчинск-Иркутск-Илимск-Усть-Кута-Якутск. В Якутск Миллер и Гмелин прибыли в августе-сентябре 1736 г., а вернулись в Петербург в 1743 г.

Г. Ф. Миллер, обследовав до 20 архивов сибирских городов и острогов, собрал богатейший актовый материал XVII-XVIII вв. и ряд ценнейших русских (в том числе Ремезовскую летопись), тангутских, монгольских и других рукописей. Им же были собраны устные предания многих сибирских народов, описаны обряды и обычаи народов, зарисованы древние сооружения и надписи, обследованы древние городища и могильники, собрана коллекция из могильников, а также коллекция одежды и различных вещей.

Громадный материал, собранный Миллером в экспедиции, позже лег в основу ряда его трудов: «Общая география Сибири», «Особенная, или специальная, география Сибири», «Общее описание народов Сибири», «Описание путешествия по Сибири», «История Сибири», «Описание морских путешествий по Ледовитому и Восточному морям», «История о странах, при реке Амуре лежащих», «Известие о ландкартах, касающихся до Российского государства с пограничными землями», «Описание торгов, происходящих в Сибири» и др. Первые три работы Миллер не закончил (они не опубликованы до настоящего времени); многие его статьи и материалы были напечатаны в различных изданиях XVIII в. Особый интерес представляет первый том «Истории Сибири». 120

Натуралист И. Г. Гмелин изучал природу и флору Сибири, вел путевой дневник. Материалы, собранные им, были обработаны в трудах «Сибирская флора» и «Путешествие по Сибири». 121 В первом труде Гмелин описал 1178 видов растений. Этот труд явился наиболее полным и фундаментальным для своего времени ботанико-географическим обзором Сибири. Содержание второго труда составляет описание путешествия академического отряда, зарисовки быта и культуры сибирских народов, материалы о торговле и промыслах Сибири, а также ряд ценных геологических и естественнонаучных наблюдений и археологический материал.

Значительный вклад в изучение Сибири и Камчатки внес студент С. П. Крашенинников. В Бурятии он изучал природу и жизнь народов (бурят и эвенков). В 1737 г. Крашенинников был отправлен на Камчатку и здесь пробыл до 1741 г., изучая природу Камчатки, ее естественные богатства, быт и культуру народов, их историю и языки. Итогом самоотверженной работы Крашенинникова в трудных условиях явились его рапорты Гмелину и Миллеру, а также многочисленные описания и исследования. Позже они были обобщены в двухтомном труде «Описание земли Камчатки», явившемся классическим образцом комплексной страноведческой монографии. 122

Работу Крашенинникова на Камчатке продолжил Г. Стеллер. Он принимал участие в плавании Беринга на «Св. Петре» и провел ряд интересных наблюдений над флорой и фауной островов у побережья Америки. На Камчатке Стеллер изучал природу, а также быт и культуру населения.123

Значительную работу по изучению географии и этнографии северо-востока Сибири провел Я. Линденау в 1741-1743 гг. Им были составлены описания Чукотки и р. Анадыря, а также этнографические очерки о якутах, тунгусах, юкагирах, коряках и других народах. Большая часть работ Линденау, а также материалы, собранные И. Э. Фишером (описание путешествия по Якутии, этнографические заметки о якутах и др.), остаются неопубликованными.

Вторая Камчатская экспедиция совершила подлинный переворот в географии Сибири. Ею были сделаны великие географические открытия в районах «белых пятен» на севере Сибири и в восточной части Тихого океана. В итоге исследования Сибири и островов омывающих ее морей и последующей обработки данных были составлены описания отдельных районов Сибири, Камчатки, Курильских, Командорских и Алеутских островов. Исключительно богатый материал дали участники экспедиции для картографии. Ими были произведены съемка и картирование берегов Северного Ледовитого океана от Архангельска до мыса Большого Баранова. Были составлены 62 карты, давшие изображение многих труднодоступных и почти не исследованных районов. Материалы Второй Камчатской экспедиции опубликованы и введены в научный оборот лишь частично. 124

Большое значение в истории географических открытий имели плавания промышленников в 40-60-х годах. За 1745-1764 гг. было совершено 42 экспедиции, в том числе экспедиция Глотова и Пономарева в 1758- 1762 гг. (открытие Лисьих островов), плавание Пайкова, Полевого и Шевырина в 1758 г. (посещение группы Андреяновских островов), плавание Глотова на о. Кадьяк в 1762-1763 гг.

В своих отчетах участники экспедиций описывали природные условия островов Тихого океана и сообщали этнографические сведения. Особенно интересны известия А. Толстых об Андреяновских островах и рассказы казаков Васютинского и Лазарева об алеутах.

Значительная работа была проделана в эти годы по исследованию северо-востока Сибири. Несколько экспедиций осуществил в 1757-1763 гг. Шалауров (плавание из устья Яны до Чаунской губы), две экспедиции на Медвежьи острова в 1763-1764 гг. - С. Андреев. Туда же ходили Леонтьев, Лысов и Пушкарев в 1769-1771 гг. На Ляховские острова ездил в 1759 г. (1760?) якут Этерикан и в 1770 г. - купец Ляхов, который дал первое описание островов (в честь его острова и получили свое название). Следует отметить и экспедицию Куркина на Охотское побережье в 1765 г. 125

Большое значение для географического изучения Сибири имели геодезические съемки и картографирование различных районов Сибири. Первые геодезические съемки были организованы еще в начале XVIII в. и к середине 40-х годов были проведены по всем сибирским уездам. Геодезические съемки проводились и в 50-60-х годах при выполнении различных государственных работ (установление границ, строительство городов и т. д.), а также при строительстве Тоболо-Ишимской (1752-1754гг.)„ Иртышской (1747-1760 гг.) и Колыванской (1747-1760 гг.) оборонительных линий. На основе геодезических съемок юга Сибири было составлено несколько карт южной Сибири в начале 60-х годов Ф. И. Соймоновым, И. Веймарном и К. Фрауендорфом.

Значительные успехи в первой половине XVIII в. сделала картография. Уже в 30-40-х годах XVIII в. Сибирь получила отображение на общих картах Российского государства. Так, в 1731 г. была составлена «Новая генеральная карта Всероссийской империи и границы, в которой положение всех крепостей государства назначено». Карта охватывала всю территорию России, в том числе и Сибирь. В Сибири было показано до 140 населенных пунктов. Наряду с точными и правильными данными на карту были нанесены и неверные названия вроде «мыс Табин», «остров. "Тацата», «Лукоморье» и др. 126

В 1734 г. И. К. Кириловым была составлена генеральная карта Российского государства, в которой были использованы данные Первой Камчатской экспедиции. В вышедшем в 1745 г. «Атласе Российском, состоящем из 19 специальных карт, представляющих Всероссийскую империю. ..» наряду с 13 картами Европейской России было 6 карт по Азиатской России, для которых также были использованы данные Второй Камчатской экспедиции. Большие работы по составлению карт берегов Сибири и морских плаваний Второй Камчатской экспедиции велись в Морской Академии в 40-х годах. В 1746 г. была создана «Карта генеральная Российской империи северных и восточных сибирских берегов». В работе принимали участие Чириков, Малыгин, Д. Лаптев, X. Лаптев, Овцын и др. Эта сводная карта, отражавшая наиболее точно открытия, сделанные во время Второй Камчатской экспедиции, была секретной и опубликована только в наше время. В те же годы был выполнен ряд других чертежей и карт северо-востока Сибири. Из них следует назвать как наиболее важные чертежи и карты Чукотки Я. Линденау (1742 г.) и участника походов Павлуцкого - Т. Перевалова (1744 и 1754 гг.). Сводной была карта И. Шахонского 1749 г. Она охватывала всю территорию Сибири к востоку от р. Лены, включая Чукотку, Камчатку и Охотское побережье.

В 60-х годах в связи с новыми экспедициями на северо-восток были созданы карты плавания Шалаурова (1769 г.), карта Восточной Сибири Вертлюгова (1769 г.), карта Алеутских островов Шишкина и Пономарева и др. Большой интерес представляют карты Чукотского полуострова Дауркина, чукчи-казака на русской службе.

Сведения об открытиях, сделанных участниками Второй Камчатской экспедиции, становились известными и за границей. Они обогатили новыми данными западноевропейскую науку. Не всегда, однако, в Западной Европе добросовестно излагался материал о русских открытиях в Сибири и на Ледовитом и Тихом океанах. Так, на представленной во Французскую Академию карте И. Н. Делиля и в его статье об этой карте совершенно извращенно подавался материал, связанный с русскими открытиями. В центре «научных публикаций» Делиля находились вымышленные известия о плавании испанского адмирала де Фонта к берегам Северной Америки. С опровержением материалов Делиля выступил Миллер в брошюре «Письмо офицера Русского флота», опубликованной за границей. 127 В связи с этой брошюрой Миллер подготовил карту русских исследований в Сибири и на Тихом океане.

Большое значение для изучения Сибири в первой половине XVIII в. имели труды И. К. Кирилова, В. де Геннина и особенно В. Н. Татищева и М. В. Ломоносова.

И. К. Кирилов в 1727 г. закончил свой труд «Цветущее состояние Всероссийского государства...», материалом для которого послужили анкетные сведения, запрошенные Сенатом еще при Петре I. В числе других губерний Кирилов описал и Сибирскую. В работе были статьи «О Сибирском царстве», «О царях сибирских», «Камчатка», «О камчатском народе» и др. В труде Кирилова имелось много данных о населении, городах, промышленности, административных учреждениях. 128

В 30-х годах XVIII в. управляющий уральскими казенными заводами В. де Геннин создал фундаментальный труд «Описание уральских и сибирских заводов». Это был первый труд о заводах Урала и Сибири. В нем рассматривалась история заводов, их техника, экономическое состояние и т. д. Из сибирских заводов де Геннином были детально описаны Колывано-Воскресенский и Нерчинский. 129

Много работал по вопросам географии Сибири В. Н. Татищев. В 1734 г. он разослал по сибирским городам анкету, содержавшую 92 вопроса. В ней ставились не только вопросы по географии, но и по другим отраслям знания - этнографии, археологии, истории.

Татищев готовил труд «Общее географическое описание всея Сибири» (до нас дошли 12 глав). В 1737 г. он подготовил вторую редакцию анкеты «Предложение о сочинении истории и географии российской», содержавшую уже 198 вопросов. 130 В итоге сбора данных по анкетам Татищева составился обширный фонд описаний городов и уездов Западной и Восточной Сибири, а также Алтая, неопубликованный и почти неиспользованный исследователями до настоящего времени. Интересный материал по географии и этнографии Сибири содержится и в «Лексиконе Российском...» Татищева. 131

Большое значение для изучения Сибири имели исследования М. В. Ломоносова. В частности, он изучал явления подпочвенной мерзлоты на севере Сибири. В «Кратком описании разных путешествий по северным морям и показании возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» Ломоносов дал исторический очерк попыток пройти Северным Ледовитым океаном в Тихий (в том числе русских плаваний) и обосновал возможность этого. В той же работе он дал обоснование возможного расположения Центрального полярного бассейна и сформулировал свою теорию происхождения льдов, посвятив этой теме специальный труд «Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях». 132

По проектам Ломоносова были организованы две морские экспедиции в северные воды (П. И. Креницына и М. Д. Левашова в 1764 г. для обследования «неизвестных островов» и В. Я. Чичагова в 1765 г. для изыскания «морского проходу Северным океаном в Камчатку и далее»). Экспедиция Чичагова 1765-1766 гг., отправленная из Колы в направлении на Шпицберген, достигла 80°30" с. ш. Дальнейший путь преградили мощные льды.

В 1760 г. Ломоносов разработал анкету для изучения географии и экономики Российского государства, которая и была разослана Академией наук. Одновременно Миллером была составлена анкета для тех же целей (рассылалась Сухопутным шляхетским кадетским корпусом). Материалы, присланные из Сибири в ответ на эти анкеты, не были изданы ни в XVIII в., ни позже. Вместе с тем их частично использовали в своих трудах участники академических экспедиций 1768-1774 гг. Паллас, Георги, Лепехин и др.

Успехи в исследовании и изучении Сибири к середине XVIII в. были настолько велики и очевидны, что они дали право Миллеру с гордостью заявить, что «сия отдаленная земля в рассуждении всех ее обстоятельств учинилась известнее, нежели самая середина немецкой земли тамошним жителям». 133

Вторая половина XVIII в. не ознаменовалась организацией таких грандиозных экспедиций, как Вторая Камчатская. Однако число экспедиций неизменно росло, и изучение Сибири в это время делало новые успехи. Энергичную работу по организации новых экспедиций развивает в это время Академия наук.

В 1768-1774 гг. состоялась большая экспедиция академика П. С. Палласа в Оренбургский край и Сибирь. В 1770-1773 гг. Паллас путешествовал по Западной Сибири, был на Алтае, в Восточной Сибири и Забайкалье. Он собирал материалы по географии, изучал природу, исследовал быт, культуру и языки народов Сибири. 134

Участник экспедиции Палласа студент В. Ф. Зуев совершил самостоятельную поездку к устью Оби и на побережье Ледовитого океана для изучения быта и культуры хантов и ненцев. Он подготовил работу «Описание живущих Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедцов». 135

В 1768-1773 гг. состоялась экспедиция И. И. Лепехина. В основном маршрут экспедиции охватил Европейский Север, но частично он был продолжен и в Западной Сибири. Материалы путешествия были изданы в четырех томах дневниковых записей. 136

Большую работу по изучению Сибири провела экспедиция И. П. Фалька 1769-1773 гг., в составе которой были также X. Барданес и И. И. Георги. Маршруты Фалька и Барданеса охватили Западную Сибирь и Алтай. Георги в 1772-1774 гг. путешествовал по Уралу, Алтаю, Прибайкалью. Особенно важно было изучение им оз. Байкал (строение берегов, фауна, флора), а также природы и полезных ископаемых Прибайкалья. Им была составлена карта Байкала. Материалы экспедиции были изложены в труде «Bemerkungen einer Reise im russischen Reiche in den Jahren 1772-1774» (2 тома, S.-Рb., 1775).

Большое значение для изучения этнографии Сибири имел труд Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов...». (чч. 1-3, СПб., 1776-1778). В этом труде был собран богатый материал по быту, социальным отношениям и культуре народов Сибири.

Академические экспедиции 60-70-х годов, так же как и академический отряд Второй Камчатской экспедиции 30-40-х годов, проводили комплексную работу по изучению Сибири. Участники экспедиций описывали минералы и полезные ископаемые, проводили географические наблюдения, изучали рудники и заводы, исследовали быт и культуру народов и собирали исторические материалы.

Большое значение в изучении Сибири сыграла Северо-Восточная экспедиция Биллингса 1785-1793 гг., организованная Сенатом. Экспедиция имела обширные задачи. Наряду с политическими целями защиты русских владений в северной части Тихого океана перед экспедицией были поставлены и важные научные цели по уточнению сведений о северо-востоке Сибири. В 1787 г. экспедиция отправилась на двух судах («Паллас» и «Ясашна») из устья Колымы на восток, но, миновав мыс Большой Баранов Камень, не смогла продвинуться дальше из-за льдов. В 1789- 1790 гг. на корабле «Слава России» было совершено плавание из Охотска на Камчатку и позже к западным берегам Северной Америки. Экспедиция достигла островов Умнак, Уналашка и Кадьяк. Плавание в 1791 г. под руководством Г. А. Сарычева проходило вдоль гряды Алеутских островов. Экспедиция посетила острова Уналашку и Матвея, позже прошла Берингов пролив и бросила якорь в бухте Св. Лаврентия. Биллингс в это время провел сухопутное путешествие по Чукотке, с ним были доктор К. Мерк и художник Л. Воронин. В истории географического исследования Чукотки и этнографического изучения чукчей это путешествие имело выдающееся значение. Работа К. Мерка «Beschreibung der

и Sammlungen historischer Nachrichten fiber die Mongolische Volkerschaften, Bd. 1-2, S.-Pb. 1776-1806. Лингвистический материал, собранный Палласом и участниками его экспедиции по специально выработанной программе, опубликован в издании: Сравнительные словари всех языков и наречий, тт. 1-2, СПб., 1787-1789. Сюда вошел и материал, собранный путем получения ответов на разосланные Академией наук вопросы. Tschuctschie» явилась первым серьезным исследованием о чукчах не опубликована до настоящего времени). Большой интерес представляют и этнографические рисунки Л. Воронина.

Экспедиция Биллингса-Сарычева дала много ценных сведений о северо-востоке Азии. Главный картограф экспедиции, выдающийся исследователь Г. А. Сарычев составил ряд карт на основе материалов экспедиции. Уже в 1802 г. была издана его карта, подводившая итоги картированию северо-востока Азии и северо-западной Америки в XVIII в. 137

В 80-х годах в связи с разделением Сибири на наместничества началась работа по составлению топографических описаний наместничеств. В 1784 г. было составлено «Топографическое описание Тобольского наместничества» (осталось в рукописи), на основании которого И. Ф. Герман составил «Краткое описание Тобольского наместничества» (опубликовано в «Месяцеслове историческом и географическом на 1786 год»). В труде Германа даны сведения по географии (горы, равнины, реки, озера), природным богатствам (минералы), растительному и животному миру и экономике (земледелие, скотоводство, ремесла, торговля и т. д.). Работа по составлению топографического описания Иркутского наместничества, начатая в 80-х годах, была закончена только в 90-х годах. В 1789 г. один из членов комиссии по топографическому описанию Ланганс составил труд «Собрание известий о начале происхождения разных племен в Иркутской губернии, о преданиях их, главнейших событиях и обычаях» (не опубликован).

Материалы по Сибири (данные по географии, экономике, этнографии и др.) нашли отражение в 70-80-х годах и в общих картах Российского государства, и в общих трудах по географии, статистике, экономике России. Так, большая картографическая работа, проводившаяся по всем районам Российской империи, в том числе и по Сибири, была обобщена в двух генеральных картах, изданных в 80-е годы. В 1785 г. была издана генеральная карта Российской империи, подготовленная географическим департаментом Сената, а в 1786 г. - генеральная карта, подготовленная географическим департаментом Академии наук. Особенно важна последняя карта. Она дает итог картографических работ XVIII в. в части, касающейся Сибири. На этой карте впервые были отмечены пути северных отрядов Второй Камчатской экспедиции.

Подводя итог, следует сказать, что изучение Сибири в 20-80-х годах явилось качественно новым этапом. Великие географические открытия в Сибири и омывающих ее водах в XVII в. были совершены простыми русскими людьми - «землепроходцами» - казаками и служилыми людьми. В XVIII же веке ведущая роль в великих географических открытиях (изучение Северного морского пути, открытия в Тихом океане, освоение пути в Америку) принадлежит морским офицерам, прошедшим специальную подготовку, геодезистам, ученым. В организации экспедиций большую роль сыграли также государственные учреждения (Сенат, морское ведомство и др.) и Академия наук. В обследовании и изучении Сибири в XVIII в. огромное значение имели комплексные экспедиции (Вторая Камчатская экспедиция, академические экспедиции 60-80-х годов). По-своему размаху и результатам эти экспедиции входят в число наиболее выдающихся научных предприятий в истории мировой науки. Особенно это относится ко Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции. Уже современники признавали ее «самой дальней и трудной и никогда прежде не бывшей». 138 А. Миддендорф писал о ней как о «величественной цепи экспедиции». 139

Выдающихся успехов достигла в XVIII в. картография Сибири. Она заняла одно из первых мест в мировой картографической науке. К ней с полным правом можно отнести характеристику Эйлером «Атласа Российского. ..» 1745 г. Карты атласа, - отмечал Эйлер, - «не токмо гораздо исправнее всех прежних русских карт, но еще многие немецкие карты далеко превосходят». К этому он прибавлял, что «кроме Франции, почти ни одной земли нет, которая б лучшие карты имела». 140

Широкую известность в мировой науке получили труды Крашенинникова, Миллера, Гмелина, Палласа и других исследователей Сибири. Работа Крашенинникова «Описание земли Камчатки» была переведена на французский, английский, немецкий и голландский языки. Труд Гмелина о растениях Сибири стал настольной книгой для ботаников всего мира. К. Линней писал, что Гмелин «один открыл столько растений, сколько все другие ботаники вместе». Высокую оценку в мировой науке получили труды Палласа, переведенные на французский и английский языки.

Изучение русскими учеными в XVIII в. географии и природы Сибири, быта, культуры и истории ее народов составило замечательную главу в истории мировой науки.

107 Там же, стр. 31.

108 Н. Я. Савельев. Козьма Дмитриевич Фролов...

109 Н. Я. С а в е л ь е в. 1) В старом Салаире. Из истории зарождения промышленности Кузбасса. Кемерово, 1957, стр. 17; 2) Алтай - родина выдающихся изобретателей. Барнаул, 1951, стр. 57.

110 ГААК, ф. Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства, оп. 1 Д. 323, л. 257; Н. Я. С а в е л ь е в. В старом Салаире, стр. 25, 26.

111 Н. Я. С а в е л ь е в. В старом Салаире, стр. 21, 22.

112 Л. С. Б е р г. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга. М.-Л., 1946, стр. 83.

113 В. И. Г р е к о в. Очерки из истории русских географических исследований в 1725-1765 гг. М., 1960, стр. 19-44; А. И. Андреев. Экспедиции Беринга. Изв. ВГО, т. 75, вып. 2, 1943.

114 В. И. Греков. Очерки из истории русских географических исследований, стр. 45-54.

115 В надписи год указан не точно. Плавание происходило в 1732 г. См.: А. В. Ефимов. Из истории великих русских географических открытий в Северном и Тихом океанах. М., 1950, стр. 195-197.

116 Атлас географических открытий в Сибири и в Северо-Западной Америке. Под ред. и с введ. А. В. Ефимова. М., 1964, стр. X.

117 Г. В. Яников и Н. Н. Зубов вслед за Г. А. Сарычевым предлагают называть Великой Северной экспедицией лишь эти северные отряды, однако эта точка зрения оспаривается Д. М. Лебедевым.

118 В литературе иногда этот отряд Минина считается отдельным отрядом Великой Северной экспедиции, в силу чего количество северных отрядов увеличивается до пяти.

119 Д. М. Лебедев. Плавание А. И. Чирикова на пакетботе «Св. Павел» к побережьям Америки. М., 1951

120 Г. Ф. Миллер. Описание Сибирского царства и всех происшедших в нем Дел... СПб., 1750. В 1937 и 1941 гг. вышли тт. I и II «Истории Сибири». Издание, однако, не завершено.

121 I. G Gmelin. Flora sibirica, sive historia plantarum Sibiriae. T. 1-4. Petropoli, 1747-1769, 2) Reise durch Sibirien. Tr. 1-4. Gottingen, 1751-1752.

122 С. П. Крашенинников. Описание земли Камчатки. СПб., 1755. Paботы Крашенинникова и некоторые другие его работы опубликованы только в 1 в приложении к новому изданию «Описания земли Камчатки».

123 Итогом работ Стеллера был ряд капитальных трудов: G. W. Stel

1) De bestii marinis. Novi commentarii Academiae Scientiarum imp. Petropolitanae, t. 11. Petropoli, 1751; 2) Beschreibung von dem Lande Kamtschatka. Frankfurt-Leipzig, 1774, и др.

124 Обзор рукописных материалов участников экспедиции см. в кн.: В. Ф. Гнучева. Материалы для истории экспедиций Академии наук в XVIII и XIX вв. М.-Л., 1940.

125 В. И. Греков. Очерки из истории русских географических исследовании. . ., гл. V, VI; Архив адмирала П. В. Чичагова, вып. I. СПб., 1885.

126 В. И. Греков. Очерки из истории русских географических исследований. ... стр.

127 Lettre d"un oficier de la marine russienne. Paris, 1753 (имя автора не указывалось).

130 См.: В. Н. Татищев. Избранные труды по географии России. М., 1950.

131 Н. Татищев. Лексикон Российской исторической, географической, политической и гражданской..., тт. 1-3. СПб., 1793. (Лексикон доведен до буквы К).

132 М. В. Ломоносов. Поли. собр. соч., т. 6, М., 1952. Краткое описание разных путешествий по неверным морям...; Там же, т. 3. Рассуждение о происхождении ледяных гор.

133 Материалы для истории Академии наук, т. VIII, СПб., 1895, стр. 186.

136 И. И. Лепехин. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства, чч. 1-4. СПб., 1771-1805.

137 Она вышла в виде приложения к классическому труду Г. А. Сарычева «Путешествие флота капитана Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану в продолжении осьми лет, при географической и астрономической морской экспедиции, бывшей под начальством флота капитана Биллингса с 178з по 1793 г.», чч. 1-2, СПб., 1802.

138 ПСЗ, т. VIII, стр. 1011.

139 А. Ф. Миддендорф. Путешествие на север и восток Сибири ч. I. СПб., 1о60, стр. 50.

140 В. Ф. Гнучева. Географический департамент Академии наук - XVIII в. М.-Л., 1946, стр. 57.

ЭОН-18: секретная экспедиция Северного флота May 14th, 2016

Была как то у нас история про , а вот еще один сложнейший морской переход во время ВОВ.

Приказом наркома ВМФ № 00192 от 19.06.1942 г. был утвержден план перевода на Северный флот нескольких боевых кораблей из состава Тихоокеанского флота. Операция под шифром «ЭОН-18» (экспедиция особого назначения) проводилась в условиях максимальной секретности, а весь переход кораблей по трассе Северного морского пути требовалось завершить до окончания навигации.

Такие операции по скрытному переводу боевых кораблей с одного флота на другой выполнялись и раньше. Первая из них, «ЭОН-1», состоялась еще летом 1933 года, когда по Беломоро-Балтийскому каналу из Кронштадта в Мурманск были проведены эсминцы «Урицкий» и «Рыков», сторожевые корабли «Смерч» и «Ураган», подводные лодки Д-1 и Д-2. Проходили корабли ВМФ и Северным морским путем. Так, в 1936 году на Тихий океан были переведены эсминцы «Сталин» и «Войков» (операция «ЭОН-3»), а в 1940 году - подводная лодка Щ-423 («ЭОН-10»).

Теперь пришло время переводить корабли в противоположном направлении - из Тихого океана в Баренцево море.


Память об участвовавших в секретной экспедиции «ЭОН-18» кораблях хранится в виде немногочисленных уцелевших фотографий и современных макетов. На фото эсминец «Разумный».

Согласно планам «ЭОН-18», на Северный флот уходили лидер «Баку» и три эсминца: «Разумный», «Разъяренный» и «Ревностный». Главным достоинством таких кораблей всегда считался быстрый ход (до 40 узлов!) и высокая маневренность, что достигалось за счет весьма слабой броневой защиты. Их корпус выдерживал давление воды лишь в 2 т/м2, поэтому толщина обшивки в некоторых местах не превышала 10 мм. Но эсминцы никогда и не предназначались для плаваний в Арктике, где давление льда могло доходить до 10−12 т/м2. Именно поэтому в доках Владивостока все корабли «ЭОН-18» одели в специальную «ледовую шубу» из досок и деревянных брусьев 100 х 100 мм, обшитых стальными листами толщиной от 3−5 мм по бортам до 15 мм в районе форштевня. Такая «шуба» защищала эсминцы на 3 м ниже ватерлинии и на 1 м выше нее. Чтобы представить объем выполненных работ, следует отметить, что «одевать» пришлось не крохотные суденышки, а полноценные боевые корабли водоизмещением от 1700 до 2500 т и длиной корпуса от 113 до 127 м.

Все внутренние помещения эсминцев были утеплены в расчете на предстоящие морозы и серьезно укреплены дополнительными внутренними распорками из коробчатых металлических балок и бруса 250 х 250 мм. Кроме этого, многие механизмы также были специально доработаны с учетом ожидаемых низких температур и сильных вибраций корпуса из-за столкновения со льдами. Бронзовые гребные винты получили усиление в виде специальной стальной оковки, а некоторые из них просто заменили разборными стальными винтами со съемными лопастями, позволявшими выполнять их ремонт в ходе плавания. Все эти работы проводились практически круглосуточно под руководством флагманского корабельного инженера, капитана 2-го ранга А.И. Дубровина, уже имевшего опыт участия в операции «ЭОН-3». В целях соблюдения режима секретности корабли готовились к дальнему походу под легендой официального перебазирования дивизиона эсминцев на Камчатку.

Авария в тумане

15 июля корабли «ЭОН-18» снялись с якоря и вышли из залива Петра Великого в Японское море. Лидером «Баку» командовал капитан 3-го ранга Б.П. Беляев. Эсминцами - капитан 3-го ранга В.К. Никифоров («Ревностный») и капитан-лейтенанты В.В. Федоров («Разумный») и Н.И. Никольский («Разъяренный»). Начальником всей операции был назначен капитан 1-го ранга В.Н. Обухов, командовавший в 1936 году эсминцем «Сталин» при его переходе Северным морским путем в составе «ЭОН-3». Вместе с боевыми кораблями в поход отправились танкер «Лок-Батан» и транспортные суда обеспечения «Волга» и «Кузнец Лесов».

Через два дня караван миновал Татарский пролив и прибыл в бухту Де-Кастри (ныне - залив Чихачева). В то время южная часть Сахалина и все Курильские острова принадлежали Японии, поэтому для боевых кораблей СССР это был единственный возможный путь в Берингово море. Пополнив в Де-Кастри запасы мазута и воды, караван продолжил движение, но на следующий день в Амурском лимане эсминец «Ревностный» попал в аварию. Двигаясь в густом тумане, он вышел из строя каравана и столкнулся с транспортом «Терней». Весь нос эсминца оказался смят и свернут вправо примерно на 10 м по длине. Корабли «ЭОН-18» простояли на якорях до 19 июля, пока нарком ВМФ не принял решение о сокращении состава каравана.

Поврежденный «Ревностный» был отбуксирован в Советскую Гавань, где в доке искореженную носовую часть корабля отрезали и изготовили заново из трех новых секций. На десятый день после аварии эсминец уже вышел из дока, но командование решило, что «Ревностный» безнадежно отстал от каравана, поэтому он был оставлен на Тихом океане. В августе 1945 года, во время боевых действий против Японии, корабль принимал участие в высадке советских десантов на Сахалин в порт Маоку (ныне - Холмск).

А караван прошел Охотское море, миновал советские и японские минные поля и 22 июля достиг Первого Курильского пролива, по которому проходила граница между Японией и СССР. В то время здесь постоянно дежурили японские эсминцы, на виду у которых корабли и суда «ЭОН-18» и проследовали в Тихий океан. Считается, что именно после этой встречи японская разведка сообщила в Берлин о перебазировании боевых кораблей с Тихого океана в Мурманск. Вечером этого же дня советские эсминцы вошли в Авачинскую губу и стали на якорь в бухте Тарья (ныне - город Вилючинск), где еще с 1938 года была развернута база дизельных подводных лодок. Через три дня корабли пополнили запасы мазута, который подавался из береговых цистерн самотеком через шланги, проведенные по плотам на 200 м от берега. Заправившись топливом, эсминцы покинули базу и продолжили движение на север.

Утром 30 июля корабли пришли на Чукотку, преодолев почти весь путь от Камчатки до бухты Провидения в густом тумане. Здесь произошло еще одно ЧП: при подходе к пирсу «Разъяренный» зацепил грунт, повредив при этом винты и погнув оконечность правого гребного вала. Ремонтные работы проводились на плаву, заняв целую неделю, но избавиться от биения вала так и не удалось. В дальнейшем ход эсминца пришлось ограничить восемью узлами, а позднее (уже в Диксоне) правый винт с поврежденного вала был вообще снят.


Эсминец «Разумный»

Внимание - рейдер!

В бухте Провидения к каравану присоединился ледокол «Микоян». С ноября 1941 года он совершил беспримерное кругосветное плавание из Батуми через Босфор и Суэцкий канал к мысу Доброй Надежды, а затем, минуя мыс Горн, прошел через весь Тихий океан на Чукотку. Причем в Эгейском море ледокол был вынужден фактически пробиваться через зону действий ВМС и ВВС Италии и Германии.

14 августа караван эсминцев вновь вышел в море и в районе поселка Уэлен встретил первые льды. На следующий день, уже в Чукотском море, корабли вошли в лед плотностью от 7 до 9 баллов. Двигаться через такие льды эсминцы могли только при помощи ледоколов «Микоян» и «Каганович», которые одновременно с караваном «ЭОН-18» обеспечивали проводку пяти транспортных судов со стратегическими грузами. Именно Чукотское море стало самым сложным участком всего перехода. В отдельные моменты давление ледовых полей становилось критическим, при этом корабельные приборы фиксировали прогиб бортов более 100 мм.

Правда, эсминцев беспокоили не только полярные льды. Так 26 августа в адрес «ЭОН-18» поступило сообщение о появлении в Карском море германского тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». Командование ВМС приказывало срочно принять все меры к повышению боеготовности, а в случае встречи с кораблями неприятеля их требовалось атаковать и уничтожить. Любопытно, что до района действий немецкого рейдера наши корабли шли еще целый месяц, причем оказать ему хоть какое-то серьезное сопротивление три наших эсминца были просто не в состоянии. Но в последних числах августа «Адмирал Шеер» сам вернулся в Норвегию, а корабли «ЭОН-18» в это время все еще находились у берегов Чукотки.

Медленно продвигаясь в тяжелых льдах, ледоколы проводили каждый эсминец отдельно, поэтому в Чукотском море караван был вынужден временно разделиться.

По этой причине к 15 сентября «Баку» и «Разъяренный» уже пришли в бухту Тикси, а «Разумный» в это же самое время все еще шел через Восточно-Сибирское море. Лишь в Тикси корабли вновь собрались в единый отряд и в дальнейшем двигались только вместе.

К 24 сентября караван закончил преодоление наиболее сложного и опасного участка Северного морского пути и в сопровождении ледокола «Красин» прибыл в Диксон.

После тяжелого перехода эсминцы выглядели вполне удовлетворительно, хотя их корпуса и получили небольшие вмятины от сжатия во льдах. Правда, винты «Баку» и «Разъяренного» имели погнутости и трещины, при этом биение вала на «Разъяренном» вызывало очень сильную вибрацию всего корпуса. Заметно снижала скорость кораблей и «ледовая шуба». Так, максимальный ход лидера «Баку» составлял 26 узлов, «Разумного» - 18, а «Разъяренного» - всего 8 узлов по чистой воде.


Эсминец «Разумный» пробирается сквозь Чукотское море. После завершения «ЭОН-18» корабль активно участвовал в боевых походах, включая эскорт 14 арктических конвоев. Находился в строю до конца войны (с перерывом на ремонт).

Интересно, что после прибытия каравана в Диксон штаб Беломорской военной флотилии попытался использовать эсминцы «ЭОН-18» в качестве эскорта для ледоколов и транспортов, возвращавшихся из Арктики в Архангельск. Командованию ВМФ был даже направлен специальный запрос, на который тут же пришел категорический отказ.

Новые боевые корабли срочно ждали в Мурманске. 9 октября эсминцы покинули Диксон и уже на следующий день прибыли в пролив Югорский Шар. В бухте Варнека корабли пополнили запасы топлива и вечером 12 октября благополучно прошли в Баренцево море, чудом избежав гибели на немецких минах. Дело в том, что германская разведка знала о переходе советских эсминцев через пролив Югорский Шар, хотя точный график их движения противнику был неизвестен. Скрытное минирование пролива выполнила подводная лодка U-592, выставив на выходе из Югорского Шара 24 мины различных типов. Но немецкая субмарина опоздала на сутки, заминировав пролив уже после того, как караван прошел в Баренцево море. Тем не менее 14 октября на одной из этих мин все-таки подорвался транспорт «Щорс», направлявшийся через пролив к западному берегу Новой Земли.

А караван эсминцев благополучно прибыл в бухту Ваенга (ныне - город Североморск) ранним утром 14 октября. На подходе к Кольскому заливу их встретил сам командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко, вышедший в море на борту эсминца «Гремящий». Таким образом, за три месяца отряд кораблей «ЭОН-18» прошел от Владивостока до главной базы СФ почти 7360 миль за 762 ходовых часа при средней скорости около 9,6 узла. При автономности хода эсминцев около 2000 миль кораблям пришлось несколько раз пополнять запасы топлива с берега и с сопровождавшего караван танкера «Лок-Батан». Значительную часть этого долгого пути поврежденный эсминец «Разъяренный» шел на буксире лидера «Баку».

Один из памятных знаков, выпущенных к 30-летию героического перехода из Владивостока в Мурманск. Данный знак посвящен эсминцу «Разумный».

Таким образом, труднейшая операция успешно завершилась, и через два дня караван «ЭОН-18» был официально расформирован. В итоге Северный флот пополнился самыми современными кораблями, построенными на верфях Николаева и Комсомольска-на-Амуре в 1938-1941 годах.

источники

История России связана с множеством русских морских экспедиций XVIII–XX вв. Но особое место среди них занимают кругосветные плавания парусных кораблей. Русские моряки позже других европейских морских держав стали совершать такие плавания. Ко времени организации первой русской кругосветки четыре европейские страны совершили уже 15 подобных плаваний, начиная с Ф. Магеллана (1519–1522 гг.) и кончая третьим плаванием Дж. Кука. Больше всего кругосветных плаваний на счету английских моряков – восемь, в том числе три – под командованием Кука. Пять плаваний совершили голландцы, по одному – испанцы и французы. Россия стала пятой страной в этом списке, но по количеству кругосветных плаваний превзошла все европейские страны вместе взятые. В XIX в. русские парусные корабли совершили более 30 полных кругосветных плаваний и около 15 полукругосветных, когда прибывшие с Балтики на Тихий океан корабли оставались нести службу на Дальнем Востоке и в Русской Америке.

Географические исследования в период Великих Северных экспедиций XVIII века

С начала XVIII века со стороны правительства царя Петра I усилился интерес к Дальнему Востоку. Время это характерно для России крупными внутренними реформами и изменением международного положения. В своей преобразовательной деятельности Петр I не мог обратить внимание на огромные морские просторы, по которым бороздили суда голландцев, испанцев, англичан. Обучение мореходным навыкам россиян и развитие русского флота стало первоочередной задачей Петра I. За выходом к берегам Тихоокеанского побережья землепроходцев последовали морские походы, сначала вдоль берега, позднее далеко от берегов. По приказу Петра I начинались географические исследования этих морей.

Из всех направленных Петром I экспедиций для розыска неведомых заморских земель на востоке наиболее важной была первая экспедиция Беринга – Чирикова (1725-1730). За два года экспедиция Беринга -впервые произвела инструментальную съёмку западного побережья моря, которому впоследствии будет присвоено его имя, на протяжении более чем 3500 км. Она вновь после Дежнева открыла пролив, отделяющий Азию от Америки Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии, а картой, составленной им совместно с подчинёнными, позднее пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии. В результате этой глубокой разведки были подготовлены условия для последующих экспедиций.

В 1733 году начинает работать на Дальнем Востоке новая, так называемая Великая северная экспедиция . Экспедиция состояла из девяти самостоятельных отрядов, экспедиции которых состоялись в 1733-1743 годах. В инструкции экспедиции говорилось о том, что нужно еще раз проверить «есть ли соединение камчатской земли с Америкой, также имеется ль проход Северным морем». Далее приказывалось идти к тем островам, которые шли от Камчатки к Японии. В результате деятельности Великой Северной экспедиции впервые произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.

Кругосветная экспедиция российских моряков. Открытие Антарктиды

Первое русское кругосве́тное пла́вание было предпринято в 1803-1806 годахна приобретённых вВеликобританиинебольших кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштернаи Юрия Лисянского, соответственно.Во время плавания К. впервые были выполнены широкие океанографические и метеорологические работы в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана; К. произвёл опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии.С этого времени начинается непрерывный ряд русских кругосветных путешествий

В 1819-1821 состоялась кругосветная антарктическая экспедици я , отправленная в южнополярные моря с целью доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка - Антарктиды. Она состояла из шлюпов«Восток»и «Мирный», последним командовал Михаил Лазарев. В результате был открыт шестой материк - Антарктида и 29 островов. Экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева совершила одно из самых значительных географических исследований. За время плавания суда обошли вокруг всего антарктического материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, которые хранятся в Казанском университете. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.

Исследования Дальнего Востока Головиным В.М., Невельским Г.И.

В начале XIX века в 1807 году началась еще одна морская экспедиция на Дальний Восток под руководством В. М. Головина . В течение двух лет Головин плавал в русских водах Тихого океана. В 1811 году он предпринял описание Курильских, Шантарских островов и южной части Татарского пролива.

В 1817 году Головин совершил свое второе кругосветное. Путешествие это было плодотворным не только с точки зрения уточнения русских географических открытий, но и с точки зрения исследования состояния русских земель, входящих во владение Русско-Американской компании. По заданию Баранова Головин обследовал побережье Калифорнии. Второе плавание Головина заняло 2 года.

В середине XIX века большую географическую и государственную задачу разрешил выдающийся русский мореплаватель Г.И. Невельский . В результате Амурской экспедиции 1848 доказал, что устьеАмурадоступно для входа морских судов и что Сахалин - остров. основал военный пост, названный Николаевским (теперь Николаевск-на-Амуре).

Таким образом, русские географические открытия в XVIII – начале XX века привели к усилению российского влияния на восточных окраинах Российской империи.За счет усиления морских границ Россия вступает в период активизации борьбы за свои восточные рубежи с Англией, Францией и Японией.

Очередная экспедиция Клуба поездок выходного дня прошла в Юрьев-Польском районе. И первый пункт назначения был на самой границе с Ивановской областью в местечке Лучки. Там мы высадились, чтобы осмотреть бывшую усадьбу-завод Первушина.

Завод этот, производящий клей, закрылся только в начале 2000-х, поэтому за его стенами осталось ещё много всего интересного - мастерские, различные станки, оборудование и материалы, такие, как например, мешки с крахмалом.

Но наибольший интерес у всех участников экспедиции вызвала вот эта башня-труба, расположенная в зарослях и валы. Глядя на этот пейзаж, создаётся впечатление, что ты попал в Средневековье .

Также нам удалось поговорить с местными старожилами - они сами завязывают беседу, за язык их тянуть не надо. Особенно нас всех поразила бабуля, продающая брусничку напротив бывшей усадьбы-заброшки, которая заявила, что рамы в её доме остались со времён Первушина. Нам осталось только улыбнуться и позавидовать неубиваемости дерева, из которого они были сделаны. Вот так и появляются легенды)).


Вот они - "первушинские" рамы))

Далее мы отправились к дому, в котором жил сам промышленник - Первушин . Совсем недавно в нём размещалась почта, сейчас здание заброшено. Но не полностью - как мы поняли, за дверью с табличкой "Помещение повышенной опасности" находится местная трансформаторная. Кстати говоря, телефон у бывшего хозяйского дома рабочий.

Хочется показать фотографию усадьбы начала XX века . Здесь можно увидеть мост через Нерль и пирс, построенные при Первушине. Во второй половине 20 века мост смыло паводком, настолько полноводной была река Нерль. Сейчас на его месте подвесной пешеходный мост.

Напротив пешеходного моста - автомобильный. Всё, на противоположном берегу уже Ивановская область.

Следующим пунктом нашего назначения стало село Сима, где мы посетили усадьбу Голицыных и место первого захоронения великого русского полководца Багратиона . По бывшему графскому дому можно свободно пройтись, осмотреть старинные интерьеры. Участникам экспедиции особенно приглянулся графский балкон с прекрасными цветами и парк)).

Такие замечательные фотографии можно на балконе Голицыных сделать))

По дороге из Симы в усадьбу Толя мы увидели место самых масштабных древнерусских битв - Липицкое поле , а также заброшенную колокольню, стоящую на месте, где когда-то располагался древний город Мстиславль , основанный одним из победителей этих сражений.

Усадьба графа Толя встретила нас милыми сельскими пейзажами - на лугу паслись ко…зы. А мы отправились по дороге к прекрасному главному усадебному дому, дошедшему до нас в полуразвалившемся виде. Между тем, с этим дворянским гнездом связана трагическая история любви . Поместье досталось графу Толю, как приданое от семьи графа Голицына. Сын прославленного участника Отечественной войны 1812 года генерала от инфантерии К.Ф. Толя женился на единственной дочери и наследнице семьи А. Б. Голицына - Зинаиде. Девушка всего через месяц после свадьбы умерла от болезни. Граф Константин Карлович Толь в память о своей жене выстроил придел в церкви Дмитрия Солунского в Симе.


Красавица Зинаида Александровна Толь, в девичестве Голицына

Участники разбрелись кто куда - кто осматривать снаружи и изнутри дворец, кто гулять по графскому парку, а кто-то за яблоками. Из графского парка открывается замечательный живописный вид на поле.

Далее мы посетили Юрьев-Польский кремль . Сейчас он находится на реставрации, но погулять по нему можно свободно. Прогуливаясь, я случайно нашла выход из кремля в чей-то огород. Не знаю, почему в этом месте отсутствует забор, возможно, хозяева огорода так же, как и я очень любят прогуливаться по Юрьев-Польскому кремлю)).


Уставшие, но счастливые участники экспедиции))

Последним пунктом нашей экспедиции стал монастырь в селе Небылое . Он находится на возвышении на берегу реки Яхромы. Здесь мы насладись живописными видами, открывающимися за воротами монастыря, послушали колокольный звон, поговорили с местным монахом.


В тот день во время нашего путешествия стояла такая замечательная погода. Дождь начался только тогда, когда мы вернулись обратно во Владимир.

Но не забывайте, что любая экспедиция Клуба поездок выходного дня связана с аномалиями . И сейчас вы в этом убедитесь. После нашей поездки в Стародуб, усадьбу Безобразовых, Гатиху и на Давыдовский курган, в газеле, на которой мы ездили, перестали работать поворотники. После же этой экспедиции по Юрьев-Польскому району, одна из участниц, прислала нам фотографии, сделанные в усадьбе-заводе Первушина. Камера стала сама делать вот такие чудовищные фотографии . Скорее всего, в этой местности находится какая-то аномалия.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!