Географическое положение Урала: специфика и особенности. Смешение культур народов Урала

Я думаю, что если говорить о многообразии этносов на определенной территории, то неплохо бы изучить вначале коренные народы этой местности. Большинство источников, как правило, рассказывают, о том, как пришлый люд влиял на местных, а не наоборот. О коренных народностях Урала я поведаю ниже.

Коренные этносы Урала

Необходимо отметить, что, например, те же башкиры, татары и марийцы не являются коренными уральцами, т. к. проживают на данной территории всего лишь несколько веков. А к коренным народностям я бы отнес:

  • Вогулов (манси).
  • Коми (зыряне).
  • Нагайбаки.

Трения с вогулами у русских начались еще в 17-м веке, т. к. они активно сопротивлялись колонизации, но их восстания были подавлены. Далее они были принудительно обращены в православную веру и стали подданными русского царя. Однако, для них был введен упрощенный ясак (налог, всего две лисицы) и до середины 19-го века они были освобождены от воинской повинности. Народ коми обитал в таежной зоне Урала, занимаясь охотой и рыболовством. В подданство русскому царю они попали еще в 15-м веке, причем по доброй воле и в поисках защиты. Как и вогулы, зыряне платили упрощенный ясак. О происхождении нагайбаков известно мало.

Считается, что это потомки тюркской ветви, осевшие на Урале во времена Ига. Впоследствии, они обрусели и приняли православие. Нагайбаксие казаки участвовали во всех значимых битвах Российской Империи, начиная с 18-го века.

Смешение культур народов Урала

В связи с тем, что Урал стал промышленным и горнодобывающим центром Руси, то множество народов, заселивших его в поисках работы, перемешались с коренными. Также перемешалась и их культура. Коренные народы Урала никогда не имели своей письменности, а с приходом вначале татар, а потом и русских, у них даже появились свои первые писатели. Пришлые же народы получили от коренных множество фольклорных сюжетов, которые удачно вплелись в их народное творчество.

Так у татар и башкиров возникли сюжеты сказок, где герой-богатырь путешествует по пещерам Урала в поисках самоцветов. Ранее эти сюжеты наблюдались в устном творчестве вогулов и коми.

6. Национальный и религиозный состав населения России.

По переписи населения (1989г.), большинство населения России (88%) принадлежит к народам индоевропейской языковой семье, в основном к её славянской группе. Русские составляют 82,5% всего населения России (120 млн. человек), ещё 4% приходится на украинцев

(4,4 млн. человек) и белорусов (1,2 млн. человек). Русские расселены по всей территории Росси: ведь, как вы уже знаете, именно заселение русскими новых земель обеспечило территориальный рост нашего государства. Из 89 регионов – субъектов Российской Федерации – в в 80 русских составляют большинство населения.

Из представителей других групп индоевропейской семьи наиболее многочисленны немцы (их было в 1989г. более 800 тыс. человек, но это число уже значительно уменьшилось вследствие эмиграции в Германию) и осетины (было около 400тыс. человек), но их число возросло из-за эмиграции осетин с территории Грузии вследствие военного конфликта в Южной Осетии.

Следующая по численности языковая семья – алтайская (около 12млн. человек), в основном это народы тюркской группы (11,2млн. человек). Самый крупный после русских народ России – татары (5,5млн. человек), из которых в самом Татарстане проживало 1,8млн., в соседнем Башкортостане 1,1млн., а остальные были рассеяны по территории Урала, Поволжья, Сибири.

Следующие по численности тюркские народы – чуваши (1,8млн. человек) и башкиры (1,3млн. человек), проживающие главным образом в пределах своих республик (908тыс. чувашей и 864тыс. башкир). Таким образом, наиболее крупные тюркские народы сосредоточены в Урало-Поволжье. Другие тюркские народы расселены по югу Сибири (алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы) вплоть до Дальнего Востока (якуты).

Третий ареал расселения – Северный Кавказ: кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы.

Вдоль границ с Казахстаном, в областях Южной Сибири, Урала и Поволжья, расселены казахи.

Народы уральско-юкагирской семьи, главным образом финно-угорской группы, проживают в основном в Урало-Поволжье и на севере Европейской части России. Самый крупный из этих народов – мордва – около 1млн. человек, из которых лишь 1/3 живёт в пределах своей республики, а остальные – на территории других регионов Урало-Поволжья.

Народы северокавказской семьи расселены в наиболее компактном ареале, главным образом на территории республик Северного Кавказа.

Мозаичность, пестрота «этнической карты» России приводит к тому, что, с одной стороны, значительная часть народов России расселена за пределами своих республик, а с другой – в пределах республик «титульные» народы чаще всего не составляют большинства населения. Из 21 республики России лишь в 7 «титульные» народы составляют более половины всех жителей. Это большинство северокавказских республик: Дагестан (более 80%), Чечня и Ингушетия (в 1989г. более 70%), Кабардино-Балкария (57%) и Северная Осетия (52%), а также Тува (68%) и Чувашия (68%). Минимальные значения – в Карелии (10%) и Хакасии (11%). Из 10 автономных округов лишь в двух!титульные» народы составляют более половины жителей – Коми-Пермяцком (около 60%) и Агинском Бурятском (55%). Минимальные значения из-за притока новосёлов в последние десятилетия имеют Ханты-Мансийский (1,5%) и Ямало-Ненецкий (около 6%) округа.

Рассредоточенность размещения многих народов, их интенсивные контакты между собой и особенно с русскими способствовали прогрессам ассимиляции*. Среди угро-финских народов наиболее рассредоточена этническая территория мордвы: лишь 1/3 её живёт на территории Мордовии. Среди всего населения Мордовии мордва составляет лишь около 1/3, остальное население в основном русские, немного татар и чувашей. Ещё меньше доля «титульной» нации в

Карелии: там карелы составляют лишь 10% всех жителей. В результате численность карелов и мордвы в последние десятилетия сокращалась за счёт ассимиляции среди русских.

Русский язык является родным не только практически для всех живущих в России русских (99,96%), но также и для представителей других народов. Из 27млн. человек нерусского населения России 7,5млн. указали в 1989г. русский язык в качестве родного, а ещё 16,4млн. человек заявили, что они свободно владеют русским языком. Таким образом, 86,6% населения России считали русский язык родным, а 97,7% свободно им владели.

Русский язык считали родным 90% проживающих в России евреев, 63% белорусов, 57% украинцев и т.д.

Конфессиональный (религиозный) состав населения России характеризуется абсолютным преобладанием православия – более 9/10 всех верующих.

Православие исповедуют подавляющее большинство верующих среди восточно-славянских народов – русских, украинцев, белорусов, угро-финских народов России – мордвы, удмурты, марийцев, коми, коми-пермяков, карелов, ряда тюркских народов – чувашей, хакасов, якутов. Среди народов Среднего Кавказа православие исповедуют лишь осетины.

Вторая по численности верующих религия в России – ислам. Его исповедуют татары, башкиры и почти все народы Северного Кавказа (кроме осетин).

Буддизм получил распространение среди монголоязычных народов – бурят, калмыков, а также среди тувинцев.

Большинство верующих среди представителей малых народностей Севера, Сибири и Дальнего Востока официально считаются православными, но в большинстве случаев они исповедуют и родоплеменные, языческие верования (шаманизм).

Число верующих сторонников других конфессий в России невелико. В последнее время отмечается активная миссионерская деятельность представителей нетрадиционных для России конфессий.

Заключение:

Я рассмотрела отдельный раздел школьной программы «Население России». Изучая Географию России, я научилась думать, наблюдать, анализировать, оценивать, прогнозировать и принимать решения. Для себя, я сделала несколько выводов:

Первый: Наша страна, огромная по территории, крайне неоднородна и многообразна. Россия –это даже не просто страна, это «страна стран». Огромные городские агломерации и почти незаселённые территории, Центральная Россия и Дальний Восток. Я теперь сама могу привести пример непохожих друг не друга регионов.

Есть такой логический приём: мы можем лучше оценить значение любого явления, если мысленно представим себе его отсутствие. Представим себе, что территория нашей страны однородна, например сплошная поросшая лесом равнина или степь без конца и края…

Насколько всё же разнообразная страна богаче однородной!

Второй: Сила, благополучие и процветание России – в единстве её регионов. Именно поэтому районы России разные, они дополняют друг друга, каждый из них занимается «своим делом». Урал выплавляет металл и выпускает машины, а Черноземный Центр возделывает пшеницу, на Дальнем Востоке ловят рыбу, а на Северном Кавказе выращивают подсолнечник…

Где бы мы ни жили, все мы – граждане одной великой страны, россияне. У нас общая история – и героическая, и трагическая. У нас огромные природные богатства. У нас трудолюбивый, образцовый, талантливый народ. У нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, если избежим смут и конфликтов, то нам по плечу любые задачи.

Список используемой литературы:

1. «География: население и хозяйство России»

Учебное пособие за 9 класс.

Составители: А.И.Алексеев и В.В.Николина.

Москва «Просвещение» 2000г.

2. «Краткий справочник школьника 5-11 классы»

Москва Издательский дом «Дрофа» 1997г.

3. «Школьный атлас по географии России: природа, население, хозяйство, страны-соседи».

Школьное пособие для учащихся 8-9 классов.

4. «География: природа России»

Методическое пособие для учителя.

Составитель: Раковская Э.М. и др.


Как утверждают энциклопедии, Уральские горы являются системой, разделяющей Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины. Ее длина превышает 2000 км, а по некоторым данным, она даже более 2500 км (если учитывать хребты Мугоджары на юге и Пай-Хой на севере). Ширина горной системы составляет 40-200 км.

Общая характеристика

Уральские горы считаются одними из самых древних на нашей планете. Именно поэтому они ниже, чем Анды или Тибет. Возраст Урала насчитывает более 600 миллионов лет. За этот довольно продолжительный период под действием дождей, ветров и оползней кряжи успели существенно разрушиться. Географическое положение Урала весьма специфично, как с политической, так и с экономических точек зрения. Но об этом ниже. Этот район очень богат на полезные ископаемые, здесь встречаются залежи меди, титана, магния, нефти, угля, бокситов и др. Всего учеными насчитывается около шестидесяти важнейших руд и полезных ископаемых.

История открытия

Согласно официальной истории, Уральские горы были открыты в античные времена. При этом ученые ссылаются на письменные упоминания о них в греческих текстах. В них говорится о горах Рипейских (или Рифейских), Имаус и Гиперборейских. Сегодня невозможно установить, о какой части Урала говорили ученые Рима и древней Греции, ведь их повествования обильно переплетаются с различными сказками, легендами, а то и откровенными небылицами. Сами они никогда не были в этих местах, а слышали о них из третьих уст. Однако если верить преданиям народов, проживающих на Урале, то люди заселили данную территорию задолго до возникновения древней Греции. Позднее арабские источники расскажут о стране Югра, где проживает народ юра. Также к Уралу ученые относят описания таких стран, как Булгария, Виса, Яджуджия, Маджуджия и др. Во всех арабских источниках говорится, что эти территории заселены весьма свирепым народом, поэтому они закрыты для путешественников. Кроме того, они упоминают и о суровом климате этих стран, что также можно трактовать в пользу Урала. Однако несмотря на эти факты, арабские купцы слетались сюда как мухи на мед, а объясняется это изобилием пушнины, а также соли. Эти товары можно назвать главной валютой средневековья, они котировались не меньше драгоценных камней и золота. Русские источники утверждают, что, начиная с 12-13 веков, в этих местах появились наши первопроходцы, которые дали местным горам название Камень. А начиная с 17-го века, с легкой руки В. Татищева за ними закрепилось название Урал.

Европа или Азия

Теперь давайте рассмотрим, в чем заключаются особенности географического положения Урала. Этот хребет является условной границей Европы и Азии, двух крупнейших структур земной коры, а также крупнейших пресноводных бассейнов. Географическое положение Урала поистине уникально, его можно сравнить с Великой Китайской стеной, только эту стену воздвигла сама природа. Она разделила народы с противоположными культурами: восточный и западный менталитеты. Хотя в данном случае сложно определить, что первично. То ли «каменный занавес» позволил обособлено развиваться двум культурам, оберегая их друг от друга, то ли оба народа раньше имели общую историю и философские ценности, а позднее европейская часть континента подверглась влиянию извне, и в корне поменялось все. Все ценности перевернулись с ног на голову: белое стало черным, а черное - белым... В таком случае этот древний кряж спас восточные народы от внешнего врага до поры до времени. Однако в мире глобализации никакая каменная преграда не сможет остановить «демократические ценности» и либерализм, навязываемые европейской культурой. Как там говорится в рекламе? Если вы не пользуетесь порошком «Тайд», тогда мы идем к вам?.. Как видите, уникальное географическое положение Урала имеет не только политическую и экономическую подоплеку, но и культурную.

Колыбель народов

Уральский район по количеству городов, численности населения, а также по экономической мощности сегодня считается вторым после Центрального. Географическое положение Урала способствовало тому, что он становился естественным рубежом для многочисленных миграционных волн. Так, русские первопроходцы, двигаясь на восток, старались искать пониженные участки с удобными проходами в «Каменном поясе», а степные народы с азиатской части континента, стремясь на запад и сталкиваясь с этой естественной природной преградой, вынуждены были огибать ее с юга. А многие из них даже оседали у подножья Уральских гор. Этим и объясняется этническая пестрота региона. Урал стал колыбелью для многих народностей. Именно отсюда по всей части Северной Евразии разошлись народы Сегодня же здесь преобладает русское население - 80%, однако в Уральском районе проживают также башкиры, татары, удмурты, чуваши, мордва, марийцы, коми-пермяки и др.

Взглянем на карту

Урала является уникальным, так как он находится на границе экономически развитой (европейской) части континента и сырьевой (восточной). В результате этот регион опутали паутиной автомобильных и железных дорог, трубопроводами и линиями электропередач. Все эти транспортные магистрали связывают Урал с Поволжским, Волго-Вятским и Западно-Сибирскими районами нашей Родины, а также с Казахстаном. Следует понимать, что территория Уральских гор и Уральского района не совсем совпадают. Давайте разберемся, что под этим следует понимать. Так, горные цепи Приполярного и Полярного районов не вошли в его состав, чего не скажешь о предгорных равнинах Предуралья (это восточная окраина Восточно-Европейской равнины) и Зауралья (западный край Западно-Сибирской низменности).

Всероссийская кузница

Урал считается одним из старейших районов нашей планеты. И это не случайно, ведь здесь открыты месторождения полудрагоценных и драгоценных камней, александрита и аквамарина, гранатов и сапфиров, изумрудов и рубинов, топазов и малахита и яшмы. Восточные склоны Уральских гор, которые представлены магматическими породами, весьма богаты различными рудными полезными ископаемыми. Так, благодаря открытым месторождениям руд цветных и черных металлов здесь закладывалась и развивалась промышленность Урала. Медные, железные, хромовые, никелевые, кобальтовые, алюминиевые, цинковые руды, платина, золото - это далеко не полный список природной кладовой, сосредоточенной в этих горах. Следует отметить, что территориально Уральский кряж принято делить на пять частей. Рассмотрим вкратце каждую из них.

Географическое положение Полярного Урала

Эта часть горного хребта расположена на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и республики Коми. Граница регионов проходит по главному водоразделу, который отделяют бассейны Оби (на востоке) и Печоры (на западе). Сток северных склонов приходится на Байдарацкую губу Северного Ледовитого океана. В Полярном Урале преобладают хребты с высотой 800-1200 м, а отдельные вершины (гора Пайер) достигают 1500 м. Собственно, свое начало этот район берет с невысокой вершины Константинов Камень (всего 492 м). В южном направлении горы существенно возрастают - до 1350 м. Максимальные высоты сосредотачиваются в южной части (около 65° с. ш.), здесь поднимается вершина Народная (1894 м) - это самая высокая точка всего Урала.

С этой же широты значительно расширяется - до 125 км - и распадается на 5-6 параллельных кряжей. На юге этого района далеко на запад в направлении Печоры выдвинулся горный массив Сабля (1425 м).

Приполярный Урал

Начинается этот район от массива Сабля, а заканчивается вершиной Конжаковский Камень, высота которой составляет 1569 м. Весь этот участок тянется строго вдоль меридиана 59° с. ш., что и определяет его географическое положение. Приполярный Урал состоит в основном из двух продольных хребтов. Восточный является водораздельным, он известен под названием Поясовой Камень. Западный хребет известен двуглавой горой Тельпос-Из, или Камень ветров. Ее высота составляет 1617 м. Альпийские на Приполярном Урале не распространены, большая часть вершин имеет форму купола.

Географическое положение Среднего Урала

Данный район характеризуется самыми низкими вершинами. Он лежит между 59 и 56 градусами северной широты. Строго меридиональное простирание горного пояса здесь сменяется юго-восточным. Совместно с Южным, Средний Урал образует гигантскую дугу, которая обращена выпуклой стороной в восточном направлении, и огибает Уфимское плато (восточный выступ Русской платформы). Северной его границей считаются горы Конжаковский Камень и Косьвинский Камень, а южной - гора Юта (Челябинская область). В среднем их высота не превышает 800 метров. С запада к горам Среднего Урала примыкает холмистое Предуралье. В климатическом отношении этот регион благоприятнее для человека, чем Приполярный. Здесь продолжительнее и теплее лето. Средняя температура в июле в предгорных районах составляет 16-18°. Подножья гор на севере покрыты южной тайгой, а на юге - лесостепью.

Южный Урал

Особенностью этого региона является то, что здесь горы снова существенно подросли. Например, вершина Иремель возвышается на 1582 м, а высота Яманатау - 1640 м. Географическое положение Южного Урала следующее: гряда берет начало от вершины Юрма на севере и простирается до широтного участка на юге. Водораздельный хребет Уралтау сдвинут в восточном направлении. Здесь преобладает среднегорный тип рельефа. На востоке осевая часть переходит в Зауральскую, более низкую и сглаженную равнину. Климат здесь теплее, чем в средней части. Лето засушливое с суховеями. Средняя температура в июле в предгорных районах составляет 20-22°.

В заключение

Специфика географического положения Урала состоит в том, что он раскинулся на рубеже азиатской и европейской частей нашей страны. Кроме того, особенности геологического развития этого кряжа сказались на исключительном богатстве его минеральных ресурсов. А большая протяженность, высотная поясность, различие восточных и западных частей Урала, разное направление экономического освоения этого региона определили огромнейшее разнообразие хозяйственных и природных ландшафтов района.

У истоков формирования народностей Урала

Эпоха Великого переселения народов представляет собой один из важнейших и интереснейших периодов в истории евразийского населения Начавшись в первых веках нашей эры перемещением готов в Северной п Восточной Европе, Великое переселение народов получило новый импульс в совершенно ином направлении - движении гуннов от Центральной Монголии до Южной Европы по степям Сибири и Урала, Причерноморья и Придунавья. За гуннами последовали многочисленные волны кочевников: авар, псевдоавар, сарагуров, угуров, савыров, мадьяр, печенегов, тюрков, кипчаков и др. Эти переселения достаточно хорошо зафиксированы как византийскими, иранскими, арабскими и другими письменными источниками, так и археологическими памятниками. Значительные массы людей, передвигаясь по степям, оказывали определенное воздействие на жившие здесь народы, а те, в свою очередь, на своих соседей. Такая цепная реакция приводила к значительному смещению населения не только в степях, но и в лесной и лесостепной полосе. Вместе со степными кочевниками в общий поток были вовлечены племена, не только отличавшиеся от них своим происхождением и занимавшие другие - лесостепные и лесные территории, но и имевшие совершенно другой образ жизни и культуру. Эти группы, захваченные общим потоком, быстро оседали на окраинах, вдали от проторенных дорог кочевников. Главная причина этого, очевидно, заключалась в том, что в основе хозяйства этих племен лежали такие формы скотоводства и земледелия, которые не были приспособлены к длительным и постоянным перемещениям. На новых землях пришельцы быстро смешивались с местным населением и переходили к оседлому образу жизни. На Урале миграциям, связанным с Великим переселением народов, предшествовали локальные этнические процессы, в основании которых лежали те же внутренние причины - развитие производительных сил и разложение первобытнообщинного строя. III-V века выделяются в истории уральского населения как самостоятельный этап развития, поскольку то время знаменует собой начало новой ступени в социально-экономическом развитии, обусловленное повсеместным внедрением подсечно-огневой формы земледелия и массовым распространением железных орудий труда. Эти факторы привели в движение массы местного уральского населения, которое осваивает лесные массивы далеко за пределами прежнего расселения вблизи пойм больших рек. В одних случаях это приводит к значительному расширению территории первоначального обитания, в других - к взаимоассимиляции отдельных, прежде различных этнических массивов (мазунинская и позднесарматская культуры). Этот этап в истории приуральского населения завершается началом массовых вторжений пришлых племен в V в. К III в. в степях Южного Урала исчезают памятники сарматской культуры. Это позволяет предположить, что большая часть позднесарматского населения была вовлечена в поток движения гуннов на запад. Небольшие группы южных сармат были сдвинуты к северу и вошли в состав вновь формирующихся этнических образований центральной Башкирии. Часть сарматского населения переселилась на правобережье среднего течения р. Белой, где вступила в тесные контакты с лесостепными финно-угорскими племенами. Об этом можно судить по находкам из Салиховских и двух Ахмеровских курганных могильников. В Прикамье на рубеже новой эры в условиях значительной концентрации населения на сравнительно небольших территориях (кара-абызская, чегандинская, гляденовская культуры) уральское население активно осваивало низкие надпойменные участки с относительно легкими для возделывания почвами. Это создавало определенные пределы в развитии земледелия - надпойменные участки были сравнительно невелики. С ростом народонаселения потребность расширения пашни заставила осваивать высокие террасы, покрытые лесами, с менее плодородными почвами, что стало возможным только с применением подсечно-огневой системы земледелия. Раньше всего этот процесс начался в районе среднего течения р. Белой, где было многочисленное население и ограниченные надпойменные участки. Племена с кара-абызской культурой продвинулись к северу по долине р. Белой до Камы. Там они частью ассимилировали, но в большей части вытеснили на запад племена чегандинской культуры. Населением вновь образовавшейся мазунинской культуры была занята территория правобережья Камы и нижнего течения Белой, освоены малые притоки рек. Об этих событиях свидетельствуют, с одной стороны, двукомпонентность материалов с ряда памятников мазунинской культуры, а с другой - ее относительное единообразие на всей территории. Так, первая типологическая группа погребений Бирского могильника восходит в основном к кара-абызскому кругу памятников, а вторая - по некоторым чертам обряда и находок - связана с чегандинскими традициями. Известны городища и селища мазунинской культуры. Семь городищ площадью от 10 тыс. до 26 тыс. кв. м размещены на мысах и имеют мощные оборонительные сооружения. Могильники (Мазунинский, Тарасовский, Афонинский, Бирский и др.) содержат грунтовые могилы, расположенные рядами или группами. Захоронения совершены в деревянных гробах, иногда стенки могилы обставлены камнями. В размещении вещей есть ряд особенностей: в могилах редко встречаются глиняные сосуды, пояса погребенных уложены вдоль умерших и часто встречаются жертвенные комплексы - берестяные коробочки, в которых сложены височные подвески, браслеты, гривны, фибулы, шилья и другие предметы. Из вещей наиболее распространены; фибулы для застегивания одежды со щитком, имитирующим крылья бабочки, височные подвески в виде знака вопроса, крупные раковины в качестве поясных накладок. Керамика мазунинской культуры имеет чашевидную форму, украшена поясом круглых ямок по шейке. Антропологический тип населения мазунинской культуры чрезвычайно близок к более древнему - чегандинскому, хотя и обнаруживает некоторые признаки монголоидности. Основная масса населения чегандинской культуры была вытеснена нара-абызскими племенами на запад - в низовья Камы и средней Вятки, где сформировалось новое объединение - азелинская культура. (Об этих событиях повествуют следы погрома на городище Чеганда I, где чегандинские комплексы отделены от мазунинских слоем пожарища. Спасаясь от разгрома, вместе с другими бежали и мастера - литейщики, унося с собой лишь инструмент, а готовую продукцию -в надежде на возвращение - прятали в землю. Этим можно объяснить находки многочисленных кладов бронзовых изделий позднечегандиыского времени на территории нижней Камы. Трошковский клад содержал 641 предмет, вещи Каракулинского клада не были даже подвергнуты обработке после извлечения из литейных форм. Азелинская культура сложилась на территории, не заселенной во II в. до н. э.- II в. н. э. О генетической связи населения азелинской культуры с чегандинскои свидетельствует развитие традиционных чегандинских форм вещей (эполетоообразных застежек, крупных нагрудных блях и других украшений), а также форма и орнаментация сосудов, обнаруженных в азелинских могильниках. Судя по археологическим источникам, этнический состав населения III-V вв. лесных районов Урала не изменился. В среднем Прикамье продолжает развиваться культура населения, генетически связанная с гляденовской. Таежные племена Зауралья (туманская культура) также были местными по происхождению. По характеру находок (фигурно-штампованная орнаментация сосудов) они принадлежали к нижнеобскому, возможно, угро-самодийскому кругу населения. Процесс взаимной ассимиляции населения пограничья леса и лесостепи Зауралья прослеживается по материалам Козловского курганного могильника. В нем часть погребенных сопровождала посуда, орнаментированная фигурными штампами и украшениями, выполненными в зооморфном стиле - черты культуры таежного населения. В ряде погребений были помещены сосуды, украшенные резными узорами - традиция лесостепной гороховской культуры. Археологические материалы не позволяют расчленить и детализировать процесс вторжения многочисленных новых групп населения на территорию Урала. Можно лишь констатировать, что, начавшись на рубеже IV-V вв., эти вторжения происходили, очевидно, в дальнейшем неоднократно. По своему этническому составу пришлые группы населения были чрезвычайно разнообразны: угорские, тюркские, самодийские, палеосибирские. В южных районах Урала - в бассейне р. Белой и на нижней Каме, на территории лесостепного Зауралья - пришлые группы, очевидно, появились несколько раньше и были более многочисленны, чем на севере. Отдельные волны инородных групп проникали далеко на север. Об этом свидетельствуют многочисленные курганные могильники на севере Пермской области (Харинский, Агафоновский I, Аверинский и др.) и известные даже в Коми АССР (Веслянский I). Пришельцы продвигались в основном по речным долинам: значительная волна прошла по р. Белой на нижнюю и среднюю Каму, другая - из Зауралья по рекам Сылве и Чусовой в верхнее Прикамье, третья - на север Зауралья по долинам Тобола, Туры и Тавды. В условиях массовых переселений крупных этнических групп особое значение в жизни населения приобретало военное дело. В связи с этим резко увеличилось количество предметов вооружения в могильниках, появились и развиваются новые виды как защитных (шлемы, кольчуги, различные доспехи), так и наступательных средств: мечи, топоры, кинжалы, стрелы и т. д. В частности, в 51 погребении Азелинского и Суворовского могильников было найдено 12 топоров, 3 кольчуги, 4 меча, 3 шлема, 6 наконечников копий. При освоении новых территорий, столкновении с местными племенами неизбежно появлялась возможность насильственного отчуждения прибавочного продукта и основных средств производства (пахотных земель, пастбищ и т. д.), активной перекройки этнической карты - одни племена передвигались, другие объединялись и ассимилировались, третьи гибли. Наиболее многочисленные инородные группы проникли на территорию Южного Приуралья. Письменные источники сообщают, что по степям в V-VII вв. прошли сарагуры, савары, авары и другие племена, часть которых, возможно, осела в Приуралье. Но ни одно из названных племен пока не удалось связать с каким-либо археологическим комплексом. Можно утверждать лишь, что пришельцы были разноэтничны и гораздо более многочисленны, чем местные мазунинские и иозднесарматские племена. Это были группы самодийского (куштерякский и кара-якуповский типы), смешанного тюрко-угорского (романовский, турбаслинский) и, возможно, палеосибирского (чандарский тип) происхождения. На археологических памятниках центральной и северной Башкирии V-VII вв. встречаются находки (прежде всего остатки сосудов), относящиеся к различным культурам, а захоронения одного и того же времени отличаются погребальным обрядом (могильники Бирский, Новотурбаслинскийг Кушнаренковский и др.). Это отражает определенный исторический процесс: сосуществование различных по происхождению групп населения хг начало этнической интеграции. Памятники бассейна р. Белой, где наблюдается особенно сильная смешанность, принадлежали, по-видимому, предкам современного населения Башкирии, изучение которого по этнографическим, антропологическим и языковым данным показало также значительную пестроту, отражавшую, несомненно, различия в происхождении. С VIII-IX вв. на территории западной и южной Башкирии усиливается приток кочевых племен из степей Приаралья и Казахстана, связанный в значительной мере с передвижением известных этнополитических объединений мадьяр, печенегов, торков (огузов), кипчаков (кимаков) и др. Отдельные группы этих племен закрепились на Южном Урале и впоследствии вместе с оседло-скотоводческим населением низовьев р. Белой приняли участие в формировании башкирского народа. Нижнее Прикамье с прилегающими районами Поволжья было занято в V-VII вв. населением именьковской культуры. Для нее характерны жилища в виде прямоугольных или квадратных полуземлянок площадью 20-50 кв. м с двускатным или четырехскатным перекрытием; захоронения по способу трупосожжения в виде кучки кальцинированных костей и сосудов с пищей (Рождественский могильник); грубые плоскодонные горшковидные скупо орнаментированные сосуды; глиняные изображения людей и животных. Территория именьковской культуры на правобережье Волги и Камы частично перекрывает азелинскую, однако археологические материалы не дают достоверных фактов об их смешении. По-видимому, в указанных районах именьковские племена вытеснили азелинские. Памятншш, отдаленно сходные с именьковскимп, обнаружены на средлеи Каме (Тураевскнй могильник) и в Башкирии (романовский тип). Очевидно, население, принесшее на Урал плоскодонную посуду и обряд трупосожжения типа Рождественского могильника, принадлежало к древнетюркскому этническому пласту. Можно предполагать, что волго-камское население того времени стало известно в арабских источниках под именем буртасов. Большое влияние на формирование тюркоязычных народов Урала (башкир, татар, чувашей) оказали булгарские племена, появившиеся в Вотго-Камье в конце VII в. из районов Приазовья. Позднее, в X в., в устье Камы сложилось одно из ранних государственных объединений Восточной Европы - Волжская Булгария. Среди раннебулгарских памятников особое место занимает Болыне-Тарханский могильник в Среднем Поволжье. Он имеет ряд своеобразных признаков: захоронения бескурганные, чаще совершены по способу трупоположения в позе вытянутого на спине, рядом с погребенными поставлены глиняные сосуды - кувшины и горшки, положены куски мяса, немногочисленные сопровождающие вещи. Антропологический облик населения, оставившего Болыпе-Тарханский могильник, неодинаков. Наряду с европеоидным типом, близким к типу среднеазиатского междуречья, встречаются индивиды с монголоидными особенностями. Появление в лесных и лесостепных районах Урала новых этнических групп также хорошо фиксируется по археологическим материалам. Пришлый характер населения доказывается не только своеобразием вещевого материала, но и курганными могильниками, не типичными для лесных районов Урала и Приуралья. В лесном и лесостепном Зауралье археологические источники свидетельствуют о двух волнах инородного населения. Первая (V-VI вв.) была направлена по долине р. Исети и Туры на лесные и горно-лесные районы. От пришельцев остались могильники (Аятский и Калмацкий брод). У погребенных были деформированы черепа, в качестве заупокойной пищи помещены куски мяса лошади. Как погребальный обряд, так и украшения, а в особенности сосуды со шнуровой орнаментацией не имели местных корней. На новых местах сооружаются городища (Батырское, Саитково I и др.). В результате взаимной ассимиляции инородного населения с местным начался процесс постепенной нивелировки культуры зауральского населения трех районов: горно-лесного Зауралья (петрогромский тип), бассейна р. Туры (молчановский тип), бассейна р. Тавды (тынский тип). На их основе позднее формируется протомансийская общность (юдинская культура). Вторая волна переселенцев, судя по находкам в Перейминском и на Большом Бакальском городище, прошла по лесостепным районам Зауралья и оказала существенное влияние на формирование сылвенской культуры. В этнических процессах лесных районов Приуралья ведущая роль принадлежала местному населению. Пришельцы с курганным обрядом захоронения появились на средней Каме (Бродовский, Плехановский, Спасский могильники) и верхней Каме (Ларннский, Бурковский могильники) в V-VI вв. и, по мнению антрополога М. С. Акимовой, были немногочисленны. Они вскоре влились в состав вновь образовавшихся объединений неволинской и ломоватовской культур. Основу объединений составляли местные позднегляденовскпе племена. Об этом можно судить по сохранению гляденовских традиций в ломоватовской культуре: функционирование костищ в раннеломоватовское время, сохранение трупосожженпя наряду с трупоположением в погребальном обряде; в развитии гляденовской металлической пластики а также форм и способов орнаментации сосудов. Многочисленные признаки сходства в археологическом и антропологическом материале свидетельствуют о несомненной связи населения ломоватовской культуры с последующим родановским и современными коми-пермяками. Формирование поломской культуры связано с заселением бассейна р. Чепцы, начавшемся в V-VI вв. Основная группа населения пришла сюда, скорее всего, из верхнего Прикамья, где в последние годы исследованы памятники, чрезвычайно близкие поломским (городище Шудьякар, Аверинский, Щукинский могильники). Судя по антропологическим данным и некоторым материальным остаткам, в сложении новой поломской культуры участвовало и азелинское население, переселившееся сюда со средней Вятки. В истории населения, жившего в то время на левом берегу р. Чепцы, определенную роль сыграли мазунинские племена, обитавшие в предшествующее время в районе южной Удмуртии. В VIII в. на р. Чепце появляются, по-видимому, угросамодийские группы, возможно уже смешанные с пермским населением. Для них характерны культ коня в погребальном обряде, фигурно-штампованный орнамент на глиняной посуде, своеобразные костяные изделия (гладилки и ритуальные ложечки). В дальнейшем группа населения поломской культуры явилась основной в формировании северных удмуртов. Восточные группы позднеазелинского населения, обитавшие по правобережью Вятки и ее притокам - рекам Кильмези и Вале, участвовали в этногенезе южных удмуртов. Таким образом, этнический состав населения Урала во второй половине I тысячелетия отличался сильной смешанностью, наряду с финнопермскими группами и культурами были известны угорские группы, тюркские, самодийские и смешанные. Их последующее историческое развитие привело к формированию на уральской территории народов, различных по происхождению, этнической принадлежности, культуре, быту, языку, антропологическому облику.

Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

Появление человека на Урале

Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района республики Башкортостан.

Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.

Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были асболютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.

Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Шульган-таш, расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.

Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.

Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.

Марийцы (черемисы)

Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общность сложились ко 2-й половине I тысячелетия н.э. Большую роль в этногенезе этого народа сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.

Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом под именем "оремискано". Татары называли этот народ «черемыш», что значило «препятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило, именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было признано оскорбительным и убрано из обихода. Сейчас такое название вновь возвращается, особенно в научный мир.

Удмурты

Формирование древних удмуртов случилось в итоге смешения финно-пермских и угорских народов в IX веке н.э. Предки удмуртов формировались в междуречье рек Волга и Кама. Они оставляли две большие группы: южную (жили на правом берегу нижнего течения реки Камы и притоках Вятки - Вале и Кильмези) и северную (появились в результате переселения на Вятку, Чепцу и Верхнее Прикамье после нашествия в XIII веке монголо-татар). Главным городом удмуртов был, по-видимому, Иднакар - укрепленный ремесленный, торговый и административный центр.

Предками северных удмуртов были представители чепецкой культуры IX-XV веков, а южный удмуртов - чумойтлинской и кочергинской культур. По мнению историков, к XVI веку численность удмуртов не превышала 3,5-4 тысяч человек.

Нагайбаки

Существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области.

Татары

Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Значительные переселения поволжских татар на Урал наблюдались в XVIII веке.

Агафуровы - в прошлом одни из самых известных купцов Урала среди татар

Культура народов Урала

Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.

Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.

Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.

Известен регион и резьбой по дереву и кости. Деревянные крыши традиционных домов, уложенные без применения гвоздей, украшаются вырезанными «коньками» или «курицами». У коми принято возле дома на отдельных шестах устанавливать деревянные фигуры птиц. Существует такое понятие, как «пермский звериный стиль». Чего только стоят древние фигурки мифических существ, отлитых из бронзы, найденные во время раскопок.

Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.

Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!