Геополитика Руси во второй половине XII-XIII вв. Геополитическое положение древнерусского государства и его внешняя политика

ГЕОПОЛИТИКА РУСИ. МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ: РУСЬ В XIII – XV ВЕКАХ

Гумелёв Василий Юрьевич 1 , Пархоменко Александр Викторович 2
1 Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный инсти-тут) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
2 Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный инсти-тут) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент


Аннотация
Рассмотрено геополитическое положение русского государства, сложившееся в XIII – XV веках.

THE GEOPOLITICS OF RUSSIA. BETWEEN THE HAMMER AND THE ANVIL: RUS IN XIII – XV CENTURIES

Gumelev Vasiliy Yuryevich 1 , Parhomenko Alexander Viktorovich 2
1 Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences
2 Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, associate professor


Abstract
Considered the geopolitical position of the Russian state, established in XIII - XV centuries.

В XIII – XV веках смертельная угроза нависла над русской государственностью и русским народом. Чтобы понять глубину той пропасти, в которую стремительно сваливалась Русь в начале XIII века достаточно сравнить между собой несколько исторических карт, которые достаточно просто и легко найти в Интернете. Согласно рисунку 1 представлена карта Руси в конце XII – начале XIII веков.

Русское государство в эти столетия фактически распалось на отдельные государства – княжества, иначе называемые землями. Их насчитывалось одиннадцать в конце XII века.

Рисунок 1 – Русь в конце XII – начале XIII веков

В большинстве земель в качестве правителей закрепились вполне определенные ветви княжеского рода Рюриковичей. В Новгородской земле усилившееся боярство само выбирало (призывало) кого-либо из Рюриковичей на княжение.

Наиболее значительными на территории Руси в ХIII веке стали земли: Галицко-Волынская (на юго-западе), Новгородская (на северо-западе), Владимиро-Суздальская (на северо-востоке). Но формально столицей Русского государства по-прежнему считался город Киев, а киевский великий князь – верховным правителем всей Руси.

Русские княжества продолжали то воевать, то поддерживать союзные отношения с соседями. Также войсковые контингенты соседних государств активно вовлекались князьями в междоусобные войны на Руси. Особо ожесточенные боевые действия велись за захват и удержание власти в столичном городе Киеве. Зачастую русские войска вместе с иноземными союзниками начисто сжигали русские же города. Доставалось и столице. В сражениях в ходе междоусобных войн русских погибало не меньше, чем от рук иноземцев .

21 апреля 1216 года на реке Липице у города Юрьева-Польского произошло одно из крупнейших в отечественной истории сражений, в котором одни русские люди воевали против других русских.

Владимирский князь Юрий (вместе с Юрием сражался и его брат князь Ярослав Всеволодович) потерпел сокрушительное поражение. Его старший брат Константин и князья из смоленской ветви рода Рюриковичей – Ростиславичи – возглавили объединенное войско Новгорода, Пскова, Смоленска, Торопца, Ростова. В битве при Липице они сражались против войска князя Юрия, состоявшего из отрядов из Владимира, Переяславля, Бродов, Мурома, Суздаля.

Потери были по тем временам огромными. Общее число убитых всадников из новгородцев, смолян, ростовцев и псковичей – 550 человек, не считая пехоты. У князя Юрия было убито более семнадцати тысяч всадников . Потери пехоты никто не считал. Об ожесточенности боевых действий свидетельствует интересная находка, сделанная на поле Липицкой битвы в 1808 году (рисунок 2). Это, скорее всего, шлем князя Ярослава Всеволодовича, потерянный им в Липицкой битве.

Междоусобным войнам XII – XIII веков на Руси посвящено огромное количество научных трудов, но единой логически мотивированной и не противоречивой версии, объясняющей причины междоусобицы, учеными до сих пор не создано . Однако практически все авторы отмечают важнейшую роль в развязывании различных вооруженных конфликтов представителей многочисленной правящей династии Рюриковичей.



А б

а – шлем князя Ярослава Всеволодовича; б – внешний вид шлема с восстановленным орнаментом, образами и надписями

Рисунок 12 – Шлем, потерянный князем Ярослава Всеволодовичем

в Липицкой битве 1216 года и найденный в 1808 году

За содеянное всегда надо расплачиваться. В силу закономерностей исторического развития количество ожесточенных междоусобных войн перешло в новое и очень печальное для русских качество – Русь потеряла суверенитет и стала объектом международных правовых отношений. Попросту говоря, русские земли поделили между собой Орда и Литва. В XIII – XV веках земли Руси, за исключением Псковской и Новгородской, вошли в состав этих государств (рисунок 3).

С середины XIII века Русь оказалась между молотом и наковальней. Молотом, крушившим русскую государственность, было Великое княжество Литовское, а наковальней – Монгольская империя, а затем ее преемница на русских восточных границах – Золотая Орда.

Из вошедших в состав Орды русских княжеств выковывались основы будущей великой русской державы.

Угроза литовской экспансии на русские земли в отечественной историографии недооценена. Практически в XIII – XV веках на русских землях шло крайне ожесточенное столкновение двух моделей государственности – московской (унитарное мобилизационное государство) и литовской (федеративное государство). Вопрос, какая модель государственности эффективнее окончательно был решен в конце XVIII века – Литва стала частью Российской империи. Хотя первоначально в состав Литовского княжества вошли гораздо более богатые и многолюдные русские земли, чем те, что входили в Московское.


Рисунок 3 – Русские земли в конце XIV века


Библиографический список
  1. Федеральный портал PROTOWN.RU. А.Н. Сахаров. История России с древнейших времен до конца XX века. [Электронный ресурс] – URL: http://www.protown.ru/russia/rushistory/
  2. ХLegio 2.0. Военно-исторический портал античности и средних веков. Д. Шкрабо. Битва при Липице 1216 года. [Электронный ресурс] – URL:

Нихао, мои драгоценные читатели!

Прежде чем продолжить разговор о вехах развития Древнерусского государства с геополитической и политэкономической точек зрения, хотелось бы выразить вам мою сердечную благодарность за внимание и активное обсуждение . По правде говоря, начиная работу над ней, я испытывал некоторые опасения, что выбранная тема, будучи в своем роде "общим местом" и "материалом из учебника", не привлечет к себе существенного внимания. Что же, я безмерно рад, что обманулся в этих ожиданиях.

Также, по горячим следам обсуждения, хотел бы заострить внимание на том, что как прошлая статья, так и нынешняя, и последующие материалы цикла ни в коем случае не замещают собой полного и исчерпывающего рассказа о рассматриваемых событиях и явлениях. Такой цели я перед собой и не ставил, вместо этого сделав акцент на едином непрерывном повествовании, в котором каждое последующее событие или явление логично вытекало бы из суммы результатов предыдущего и общего положения дел во всем обширном прилегающем регионе. Следствием такого подхода является несколько пониженное внимание к деталям происходивших процессов, обусловленное желанием воспрепятствовать отвлечению внимания от общего на частное. И, чего уж там, сильно отягощенное форматом цикла статей, а не множества пухлых печатных томов. На практике же, естественно, все было намного более многогранным и многофакторным, чем я это описываю. Образно выражаясь, мое повествование - это нить, на которую для получения общей картины еще необходимо нанизать полученные из других источников подробности.

При этом, если вы полагаете, что продиктованное подобными соображениями упрощение в описании того или иного явления неоправданно искажает общую картину, или же я напрямую ошибся в интерпретации того или иного явления, буду рад увидеть ваши уточнения и исправления в комментариях. Основанная на фактах критика только приветствуется. Хотя, конечно, не обещаю, что не буду спорить.

На этом закончим с предисловием и перейдем непосредственно к нашему повествованию.

Отправляясь в свой второй болгарский поход, Святослав предпринял шаги, которые можно расценить, как построение эскиза административного деления своей будущей империи. А именно, рассадил сыновей по "провинциям": Ярополка - в Киеве, Олега - в древлянской земле, Владимира - в Новгороде. Самому же Святославу должна была достаться Болгария, как, по его собственным оценкам, наиболее перспективная "провинция" и, что совсем не исключено, плацдарм для дальнейшей экспансии.

Этим планам, однако, было не суждено сбыться. Как мы уже знаем, из-за активного сопротивления византийцев Святослав был вынужден отказаться от своих планов, и вскоре погиб от рук не принявших такого решения союзников. В результате Русь осталась в прежних границах под управлением трех братьев, формальное главенство среди которых принадлежало Ярополку. Так продолжалось пять лет, с 972 по 977 год.

В научно-популярной публицистике причины разразившейся вслед за этим усобицы как правило не акцентируются. Мол, братья-князья изволили поиграть в престолы, эка невидаль. На практике все, однако, было вовсе не так просто, и у междоусобного конфликта Святославичей имелось по меньшей мере две предпосылки: внешнеполитическая и внутриполитическая.

Внешнеполитическая заключалась в том, что братья категорически расходились в том, с кем Руси следует налаживать отношения.

Центральная и Восточная Европа в IX-XI веках

Олег Святославич, по ряду свидетельств, был настроен на союзные отношения с Чешским княжеством. Что выглядит достаточно реалистичным, поскольку в экономических интересах чехов и древлян прослеживалось много общего. Ключевой задачей чешских князей того времени был контроль над торговым путем между Киевом и Нюрнбергом, приносившим значительную прибыль. При этом, значительная часть русского отрезка этого пути проходила как раз через владения Олега. Как нетрудно заключить, союз с Чехией позволял выработать единую политику по отношению к этой торговой артерии к вящей выгоде обеих сторон. Кроме того, этот союз имел не только торговое измерение. Чехия того времени поддерживала весьма хорошие отношения с Польшей, чему способствовал как удачный династический брак (польский князь Мешко I был женат на сестре чешского князя Болеслава II), так и общие опасения насчет германской экспансии. Третьим логичным участником этого союза можно было по вышеуказанным причинам назвать Олега Древлянского. Четвертым явился Владимир, также как и Мешко заключивший династический брак с чешской княжной. По сути дела, не хватало только Ярополка, чтобы обрел законченный вид альянс восточно-славянских княжеств, население которых, на секундочку, в те времена еще говорило на взаимопонимаемых языках, разошедшихся, пожалуй, даже меньше, чем современные русский, белорусский и украинский.

Вот только Ярополк в большей степени ориентировался на германского императора Оттона II, принимал папских легатов, отправлял послов на съезды князей Священной Римской Империи и сватался к императорской родственнице. Чему, если подумать, можно найти политэкономическое объяснение: князю Киева и императору Священной Римской Империи в равной степени были вредны излишне деятельные транзитеры на том самом пути Киев-Нюрнберг в лице чехов и древлян.

Что до внутриполитической причины, то с ней все достаточно просто, поскольку у нее есть конкретное имя. И имя это - Свенельд.

Воевода Свенельд начал свою карьеру при князе Игоре. Новгородская первая летопись упоминает его участие в покорении уличей и сборе дани с подвластных Киеву славянских племен - при коем процессе он себя, похоже, не обижал, поскольку был известен, как обладатель значительных богатств и владелец крупной личной дружины. И тех же уличей, по мнению ряда историков, подчинил не столько князю, сколько - неофициально - лично себе. После гибели Игоря именно Свенельд возглавил поход против древлян, которые по его результатам также предположительно пополнили число негласно зависимых от воеводы племен. Далее Свенельд фигурирует, как участник болгарского похода Святослава, а частности, его имя упоминается в мирном договоре с византийцами. При этом, согласно летописи, он отговаривал князя возвращаться в Киев речным путем. И, не сумев отговорить, покинул Святослава вместе со своей дружиной. Что, пожалуй, характеризует степень его независимости. При этом, поскольку Святослав попал в печенежскую засаду, дружина Свенельда и оказалась единственной частью русского войска, вернувшейся из Болгарии.

Великий князь Ярополк Святославич (в воображении художника)

В годы юности Святославичей Свенельд благоденствовал и, фактически, был единовластным правителем Руси. Но по мере взросления князей у него стали появляться проблемы. Если при Ярополке он по прежнему сохранял значительное влияние, то подросший Олег представлял для него опасность тем, что стал магнитом для древлянских бояр, в зависимости от могущественного воеводы при собственном живом князе более не заинтересованных. Кроме того, древляне заключили политический союз с новгородскими коллегами и Владимиром. Из-за сложившейся опасности и для благосостояния Свенельда, и для его влияния стал назревать серьезный конфликт между ним и Олегом Древлянским, со временем только нараставший. И окончившийся тем, что Свенельд уговорил Ярополка выступить в поход на брата.

Б. А. Чориков. Убийство Ярополка

После гибели Олега Владимир бежал к варягам, среди которых, надо сказать, в бытность князем Новгорода пользовался большим авторитетом - достаточно сказать, что в его дружине служили представители рода норвежских конунгов. Три года спустя он, собрав войско, вернулся и разгромил Ярополка, что для последнего окончилось гибелью. Сложно сказать, по воле Владимира, или против оной, но после истории с Олегом Древлянским смерти князю могли желать многие.

Что до Свенельда... По мнению части историков, к тому моменту он, будучи глубоким стариком, уже умер. Те же, кто рассматривает его как отечественного "делателя королей", причастного к смерти Игоря и Святослава, выдвигают версию, что под летописным "боярином Блудом", предавшим Ярополка и казненным по приказу Владимира, подразумевался именно Свенельд. Что, впрочем, бездоказательно, и потому годится только для беллетристики.

Вокняжившись в Киеве, Владимир унаследовал державу, перед которой стояли те же вызовы, что и на начало правления Ярополка. Русь была сильна и держала под своим контролем стратегически важные торговые маршруты, но вместе с тем при сохранении текущего положения дел объективно стояла на пороге стагнации. Цели времен Вещего Олега были уже полностью достигнуты Святославом, и дальнейшее продвижение прежними методами более не представлялось возможным. Конечно, в числе соседей Древнерусского государства еще оставалось множество независимых племенных союзов, подчинение которых было тактически вполне осмысленно и полезно, однако, стратегической выгоды от этого было крайне немного. Их покорение не приводило к установлению контроля над чем-либо стратегически важным в европейских масштабах. К тому же, несмотря на реформы Ольги, Русь все еще в значительной мере оставалась конгломератом племенных союзов, связанных воедино, пожалуй, только фактом выплаты дани Киеву. Надежность же такой связи современники Владимира легко могли оценить по еще не покрывшимся налетом седой древности рассказам о том, как Вещий Олег уводил данников у хазар - и нужно было быть очень самонадеянным, чтобы исключать возможность аналогичных действий в адрес Руси со стороны кого-нибудь еще.

Кроме того, практически перед глазами в то время был и еще один пример того, что случалось с конгломератами племен. Речь о полабских славянах, которых в те времена увлеченно раздирали на части германцы, поляки и чехи.

В разговоре о полабских славянах в любительской публицистике бытуют полярные оценки: или упрямые косные варвары - или вольные языческие чудо-богатыри против всего мира. Без каких-либо полутонов. Но при этом, вне зависимости от эмоционального окраса, практически везде тиражируется, как нечто аксиоматическое, одна и та же ошибка. Венды практически везде и всегда, при разговоре о любом моменте их истории, рассматриваются именно в качестве россыпи независимых племен, объединенных в лучшем случае конфедеративными отношениями на манер эллинских городов-государств. Таковой их образ слишком удобен для сведения рассказа к некоторой обусловленной взглядами рассказчика морали. Либо "вот как надо свою волю упорно отстаивать" (романтическая версия), либо "вот что бывает, если вместе не держаться" (натуралистическая версия). На практике же под обтекаемой формулировкой "Ободритский союз" скрывалось государство, чей политический уклад Русь от Рюрика до Святослава повторяла почти в точности. Вплоть до того, что у вендов был даже свой аналог Рюриковичей - великокняжеская династия неславянского происхождения, основанная последним королем вандалов Радегастом примерно за 200 лет до Рюрика.

При этом, взгляд на вендов, как на альтернативный вариант развития Древнерусского государства через два столетия после Владимира, хоть и может показаться привлекательным с точки зрения символизма и поучительности, все же некорректен. Вмещающий ландшафт и климат, конечно, слегка похожи, но имеют и ряд немаловажных отличий. Контекст возникновения государства - совсем не такой. Окружение - совсем другое. В общем, о тождественности здесь говорить нельзя.

Однако, из положения дел на Эльбе на конец X века все-таки можно было сделать вывод, что время подобных государств-племенных конгломератов стремительно проходит. Перед Древнерусским государством стоял выбор между началом направленных на большую централизацию власти реформ и медленным, но неуклонным увяданием - и его правители того времени, судя по их деятельности, вполне это понимали. То, что за время княжения Ярополка продвижение в этой сфере практически отсутствовало, объясняется отнюдь не тем, что вопросом не занимались. Проблема была в отсутствии консенсуса по части того, как именно им следует заниматься, в конфликте между условно "панславистским" вариантом Олега и Владимира и условно "западническим" - Ярополка.

После военного поражения последнего продолжение "западнической" германо-ориентированной политики становилось естественным образом невозможно. Победа Владимира неизбежно открывала дорогу реакционным силам, отрицавшим все нововведения Ярополка просто по умолчанию. Но вместе с тем по не зависевшим от Руси причинам стала намного менее перспективной и "панславистская" политика - пока братья-князья воевали между собой, отношения Чехии и Польши капитально испортились по причине возросших экспансионистских амбиций последней, и неофициальный союз практически перестал существовать. Дошло и до того, что уже на следующий год после вокняжения Владимир был вынужден предпринять поход на запад против занявшего "плохо лежавшую" Червонную Русь польского князя. Будущую Западенщину русское войско успешно отбило, и на этом открытый конфликт был исчерпан, но, как говорится, "осадочек остался".

В числе явлений, против которых восставали бояре-реакционеры, была и частичная христианизация киевских горожан. Сам Ярополк, во внутренней политике опиравшийся на остатки дружины Святослава во главе со Свенельдом, принимать христианство не торопился, поскольку в противном случае рисковал быть не понятым собственными сторонниками. Но в политике внешней, будучи союзником германского императора, он не мог противиться деятельности прибывавших из Рима миссионеров. В результате, христианская община Киева оказалась ассоциирована с ориентированной на Ярополка боярской партией - насквозь проязыческой в силу наследия Святослава. И результатом поражения этой насквозь проязыческой партии стало заметное усиление позиций язычников, как бы парадоксально это не звучало. Да, мои драгоценные читатели, политика была делом сложным и запутанным даже в те далекие времена.

Владимир усиление язычников попытался использовать в государственных интересах, введя в обращение единый языческий пантеон, относительно компактный (всего шесть богов, ср. с классическими античными пантеонами) и весьма синкретичный по своему составу. Целью данной реформы было сделать всех жителей Древнерусского государства единоверцами, дать им еще один объединяющий фактор, кроме языка, которому в те времена уделялось не так много внимания, и данничества по отношению к Киеву.


Киевское капище

Это, откровенно говоря, был эрзац. История, конечно, знает множество случаев принятия религии по указанию сверху, увенчавшихся в конце концов успехом. Но примеров успешного возникновения религии по приказу властей предержащих - ни одного. Подобные верования попросту не переживали разработавших и внедривших их правителей. А в случае с реформами Владимира по части пантеона речь шла в значительной мере именно о создании религии, пусть и на основе уже имеющихся верований, а не просто о ее модернизации. Для севера Руси специфично-южные Хорс и Симаргл были чужими едва ли не в большей степени, чем скандинавские Один и Тор. Для земледельцев Перун был не более чем покровителем собиравшей с них дань дружины, и причин бить ему поклоны у них было немного. В общем, кому русичи и без того поклонялись - тем и продолжили, а к тем, кто шел к ним в составе пантеона "прицепом", они вряд ли испытывали особый религиозный энтузиазм. К тому же, подобное религиозное решение не обеспечивало само по себе выхода на международную арену, а силовой сценарий прорыва на нее несколько ранее уже провалился.

Не будем, впрочем, слишком строго судить Владимира и его окружение за эту попытку. Политика ведь - это искусство возможного, а с возможностями в тогдашней обстановке было не густо. Разрыв с германцами логично следовал из самого факта вокняжения Владимира. Отношения с Византией были капитально испорчены еще со времен Святослава, и, несмотря на наличие мирного договора, особой теплотой не отличались. Со славянским альянсом, построенным вопреки общей практике того времени не на основе вероисповедания, не сложилось из-за внутренних противоречий. Прочие же игроки были или сами по себе не особо значительны, или слишком удалены от Руси и обременены своими собственными заботами, зачастую - сходного характера. Таким образом, выбора особого и не было.

При этом, мониторинг международной ситуации в поисках возможностей велся непрерывно. Так, в 980-х хазары, получив на условии обращения в ислам помощь от Хорезма, возродили свое государство - после чего с учетом Булгарии практически все южное Поволжье стало мусульманским, что создало предпосылки для установления контроля Хорезмшахов над значительным участком Волжского торгового пути. Владимира наличия прецедента с оказанием поддержки за обращение в религию заинтересовало, и в Хорезм было отправлено посольство с целью прояснить обстановку, сведения о котором сохранились в арабских и персидских источниках. Посольство было встречено радушно, и Хорезмшах охотно отправил на Русь учителей исламского закона.

По легенде ислам был отвергнут Владимиром из-за запрета на алкоголь, поскольку "Руси есть веселие пити". На практике же это скорее всего не являлось основной причиной. Дело в том, что в 985 году Владимир предпринял походы на Волжскую Булгарию и Хазарию, последнюю еще и обложив данью. И от Хорезма ему за это ничего не было. Тем самым Хорезмшах, можно сказать, провалил тест на занятие вакансии ключевого стратегического союзника. Для Руси не было никакого смысла в том, чтобы усугублять отношения с западными соседями через принятие ислама ради союза с теми, кто в случае чего не стал бы утруждать себя помощью.

Прочие эпизоды "выбора вер" также носят скорее легендарный и отчасти аллегорический характер - априорных причин ответить отказом миссионерам из Рима и раввинам из Тьмутаракани было столько, что не было даже необходимости их предварительно выслушивать. В первом случае Владимира элементарно не поняло бы собственное окружение, настроенное антигермански и отчасти потому и поддержавшее его против германофила Ярополка. Во-втором же - ну, и какие выгоды Руси принесло бы принятие веры, от которой собственно хазары-то из политической целесообразности предпочли отказаться?

В общем, оставалась только Византия. Которая, конечно, как и Хорезм, не была особо замечена в оказании деятельной помощи своим союзникам, зато ориентирование на нее с одной стороны не портило отношений с западными соседями, и даже их немного улучшало (дело было, все-таки, до раскола Церкви на православных и католиков), а с другой - ни к чему неприемлемому во внешней политике не обязывало. Но это отнюдь не означало автоматического, безусловного и немедленного выбора в ее пользу. Как уже говорилось выше, отношения с Византией на тот момент оставляли желать лучшего. Но даже будь они получше, еще опыт княгини Ольги показывал, что вести переговоры с ромеями, не имея каких-либо весомых козырей, было делом неблагодарным, малополезным и сопряженным с серьезным ущербом для княжьего самоуважения. И Олег, и Игорь, и Святослав смогли договориться с современными им базилевсами лишь потому, что те были волею судеб приперты к стенке. Другое дело, в подобном положении византийцы оказывались с завидной регулярностью - и это при определенной доле терпения и хорошо развитом чувстве политического момента давало определенные шансы.


Византия в IX-XI веках

Политическая же обстановка в Византии в том время была во многом связана с именем полководца Варды Фоки Младшего. Чья, с позволения сказать, карьера вполне заслуживает того, чтобы привести ее описание с самого начала, пусть и в кратком изложении.

Начнем с того, что Варда Фока приходился племянником императору Никифору Фоке. Тому самому, за помощь в свержении которого, как мы помним из прошлой статьи цикла, Святославу была обещана Болгария. Никифора, однако, сверг другой претендент, Иоанн Цимисхий, который Святославу ничего не обещал, что и привело к войне между ними. В этой войне Цимисхий был вынужден торопиться, поскольку Варда Фока вполне предсказуемо восстал и предъявил претензии на престол. Восстание было подавлено, впрочем, без участия императора, тезкой восставшего, полководцем Вардой Склиром, после чего Фока отправился в длительную ссылку. Прошли годы, Цимисхий умер, и против сменившего его Василия II восстал уже Варда Склир. Фоку, по прежнему имевшего значительное влияние, и, что важнее, личные счеты к Склиру, вернули из ссылки и направили на подавление восстания - в чем он преуспел, получив в результате прощение, право на триумф и почетную должность при дворе. Вскоре он был отправлен в поход против арабов, где, судя по всему, воевал достаточно успешно, раз в 986 году был назначен наместником в пограничной Антиохии.

В 987 году в очередной раз взбунтовался Варда Склир, и против него был уже привычно отправлен Фока. Хитростью захватив Склира в плен, Фока без проблем подчинил себе его армию, но вместо того, чтобы отрапортовать в столицу об успехе, взбунтовался сам и двинулся на Константинополь. Отправленные ему на перехват войска были разбиты. Положение императора Василия становилось отчаянным, поскольку противопоставить мятежнику с внезапно удвоившейся армией ему было нечего.

И тут началось. Как по заказу, именно в этот момент Владимир захватывает Херсонес Таврический и требует в жены сестру императора Василия, угрожая в противном случае походом на Константинополь. Угроза в сложившихся обстоятельствах - более чем серьезная. Конечно, Константинополь - не Херсонес, и шансы на то, сможет ли русский князь его взять, пожалуй, были все-таки в пользу византийцев. Зато после отражения набега русичей шансы Варды Фоки на то же самое становились равны 100%, поскольку существенно ослабить и без того уступающую мятежникам армию базилевса Владимир мог даже без особенного напряжения. В общем, Владимир Василия крайне крепко взял за... кхм... императорские регалии. Но за то, чтобы их не сжимать, потребовал не выкупа, не земель, а женщину, пусть и императорских кровей. Что бы это значило?

Что бы не говорили пылкие романтики о целых кровопролитных войнах за благосклонность дамы, даже Елена Прекрасная была для Троянской войны не причиной, а лишь формальным поводом. Не так все просто и здесь. Владимир должен был отлично понимать, как будет звучать первый же вопрос, который ему зададут в ответ на такую претензию. "Сестру христианского императора - да за язычника?". А император Василий, в свою очередь, должен был прекрасно понимать, что Владимир это понимает. И что, услышав этот вопрос, русский князь не раздумывая ответит: "Уговорили, отправьте вместе с царевной и священника, чтобы меня покрестил". На что Василий, в его-то положении, не мог ответить иначе, чем при первой же оказии выслать все требуемое, сопроводив осторожной просьбой оказать посильную военную помощь. И это тоже отлично понимали все участники развернувшегося действа.

По сути дела, Владимир так обустроил свое крещение, явно спланированное заранее, что это византийцы ему по гроб жизни должны остались, а не он им.


В. М. Васнецов. "Крещение Владимира"

На подмогу новоиспеченному княжьему шурину был отправлен корпус из шести тысяч русских ратников, с прибытием которого соотношение сил изменилось кардинально. В битве уже на подходах к Константинополю, у Абидоса, Василий разгромил мятежников. Которые, что примечательно, параллельно еще и играли в свои собственные игры. Так, прямо в разгаре сражения Варда Фока умер от яда, которым его опоили накануне. Вместо него армия мятежников провозгласила императором спешно освобожденного из заточения Варду Склира. Который посмотрел на свои войска, на войска Василия, отдельно - на бравых русоволосых ратников, их открытые добрые лица и дружелюбно выставленные вперед копья... И отправил законному императору весть, что он, в общем-то, в обмен на амнистию не против и сдаться.

После этого вес Древнерусского государства на международной арене значительно вырос. Русь вошла в состав европейского христианского мира, заполучив тем самым доступ к рычагам влияния на политику всего макрорегиона. При этом, вхождение в эту общность было осуществлено сразу на весьма высокие позиции: Владимир сразу поставил себя ровней императорам Византии и Священной Римской Империи, причем, сделал это так, что у прочей Европы просто не было иных вариантов, кроме как принять это за данность. Авторитет Руси стремительно взлетел вверх - что не могло не сказаться, выражаясь современным языком, и на ее инвестиционной привлекательности. В реалиях того времени христианский государь в принципе был более предсказуем, чем князь язычников с края ойкумены, а торговля любила предсказуемость во все века.

Но победами на международном поприще князь отнюдь не ограничился, запустив после крещения масштабную модернизацию государства. Особенно обращает на себя внимание состав княжьего совета. Если раньше поддержку принятия княжеских решений в основном обеспечивали дружина и двор, то есть, служилая аристократия, а остальные - как-нибудь сами, лишь бы дань вовремя поступала, то при Владимире к общегосударственному управлению стали активно привлекаться региональные кадры из всех входивших в его державу городов. Городские старейшины становятся неотъемлемыми участниками политического процесса и неизменно показываются рука об руку с князем и его боярами как в делах управления государством, так и при торжествах. Подобная институционализация земской аристократии с одной стороны делала управление подчиненными Киеву землями более гибким и эффективным, а с другой - способствовала внедрению в массовое сознание видения Руси, как единого целого, все части которого заняты общим делом. Именно к этому времени относится и массовая закладка новых городов в малоосвоенных прежде местах - действие бессмысленное для модели "вы нам дань, а мы вас не бьем", но крайне необходимое для единой державы.

Отдельного слова заслуживает и культурно-образовательная политика Владимира - хотя бы потому, что именно тогда она у Руси в принципе появилась. Этот факт в популярной публицистике нередко оказывается в тени принятия христианства и ломаемых вокруг него копий, но в этой сфере Владимир осуществил в точности то же самое, что много веков спустя проделал Петр Великий. А именно: в массовом порядке собрал у "лучших людей" (бояр и земской аристократии) их отпрысков и отдал "в обучение книжное" по византийским образцам - по тем временам наиболее передовым. Мнением родителей новоиспеченных школяров при этом ни капли не озаботившись, поскольку государственное дело.

В ряду прочих деяний Владимира этот шаг стоит поставить особняком, поскольку он был, пожалуй, наиболее значительным вкладом великого князя в будущее. Геополитический и политэкономический контекст, на котором было основано влияние Руси того времени, впоследствии неоднократно менялся. Однако, в течение всего Средневековья Русь демонстрировала аномально высокий для современной ей Европы уровень грамотности и общей образованности населения, отставая в этих показателях, пожалуй, только от Византии - что, учитывая непрерывную преемственность культуры последней от античной классики, вовсе не выглядело зазорным.

В целом же подытоживая разговор об эпохе Владимира, можно сказать что образ князя в массовом восприятии зачастую несправедливо затмевается его ролью в истории Церкви, также крайне важной, но описывающей его деятельность отнюдь не исчерпывающе. К сожалению, многим даже весьма образованным людям зачастую неизвестно, чем он отметился, кроме христианизации вверенного ему государства, почему разговор о нем как правило и сводится к обсуждению и эмоциональной оценке Крещения Руси вкупе с отдельными эпизодами войны с Ярополком. К еще большему сожалению, произведения массовой культуры повально эксплуатируют тему в тех же самых границах, тем самым способствуя закреплению в общественном мнении такого упрощенного, урезанного и нередко опошленного образа князя. Однако, Владимир оставил после себя не просто крещенную Русь, а Русь объединенную, могучую, богатую и уважаемую. Будучи во многом архитектором геополитического триумфа Руси при его сыне Ярославе, Владимир однозначно заслуживает места в истории, как хронологически первый представитель плеяды наших великих реформаторов.

Особенности геополитического положения Древней Руси заключались в ее «срединной» локализации между различными цивилизациями. Древнерусское государство граничило с западно-христианской цивилизацией, исламским миром, иудейским Хазарским каганатом и степными кочевниками, язычниками.

Основными направлениями внешней политики Древнерусского государства в IХ – начале ХII вв. были: «собирание» земель в единое территориальное целое, защита границ, обеспечение государственных интересов в международной торговле, организация завоевательных походов.

В период становления Древнерусского государства могущественным его соседом на юго-востоке был Хазарский каганат, который контролировал торговые пути, связывающие Древнюю Русь с Кавказом и Багдадским халифатом. Кроме того, хазарские каганы долгое время взимали непосредственно дань с некоторых славянских племенных союзов (радимичей, полян, северян, вятичей). Их зависимость от Хазарии сохранялась до середины X в., когда каганат в результате походов киевского князя Святослава был разгромлен.

Следствием этих походов явилось укрепление позиций Древнерусского государства в Причерноморье, Подонье и Прикубанье, на Тамани, где позднее было создано Тмутараканское княжество. Владимир I завершил осуществление планов Святослава, восстановил русское влияние на Северном Кавказе, посадил на княжение в Тмутаракани сына Мстислава. Он вынудил и Византию считаться с интересами Руси в этом регионе, заняв в нем ключевые позиции.

С древнейших времен восточные славяне торговали с Византией, совершали набеги на ее богатые провинции, служили наемниками в войсках византийских императоров. С возникновением Древнерусского государства начался новый этап во взаимоотношениях с Византийской империей. Будучи самым могущественным государством Восточного Средиземноморья и Причерноморья, Византия, используя всю свою силу и дипломатию, всячески препятствуя усилению Древнерусского государства на международной арене, стремилась к установлению политического над ним контроля. При этом византийская дипломатия искусно использовала свои давние связи с Хазарией, Волжской Булгарией и печенегами. В качестве военного форпоста империя в 30-х гг. IX в. построила в Причерноморье крепость Саркел, стремясь воспрепятствовать проникновению Руси в этот регион.



Воспользовавшись войной Византийской империи с арабами, Русь в 860 г. совершила первый поход на Константинополь, завершившийся подписанием соглашения между двумя государствами. Большую известность получил также успешный поход князя Олега на Византию в 907 г. во главе объединенного славяно-варяжского войска. В 911 г. был заключен выгодный для Руси мирный договор с Византией, основанный на нормах русского и византийского права. Этот договор был нарушен в 941 г. князем Игорем, предпринявшим неудачную попытку похода на Константинополь, в ходе которого греки «победили огнем» русский флот. Неудача не остановила князя, и в 944 г. он вновь был с войском на Нижнем Дунае (провинция Византийской империи). Однако на этот раз дело до военных действий не дошло. Заинтересованная в торгово-политических связях с Русью, Византия, уплатив «большую дань», согласилась на мир. В результате был восстановлен договор Руси с Византией о союзе, взаимопомощи и торговле, о взаимных юридических правах подданных, гарантиях безопасности проживающих в империи русских послов, купцов и воинов. Интересно, что при заключении этого договора часть русской дружины клялась по старому, языческому обычаю, другая –уже по новому, христианскому. Под влиянием христианизированной части дружины княгиня Ольга совершает визит в Константинополь и проходит там обряд крещения. Возможно, целью поездки княгини было обсуждение вопроса о введении христианства в русских землях, но реализовать этот замысел ей не удалось.

Сын Ольги князь Святослав, язычник и храбрый «яко барс» воин, развязав военную кампанией на Балканах и сделав болгарского царя Бориса II своим вассалом, вновь вступил в конфликт с Византийской империей. Борьба шла с переменным успехом, но в итоге, оказавшись в сложном положении, Святослав был вынужден подписать новый договор с односторонними военными обязательствами не нападать на империю и ее владения и быть ее союзником в случае конфликта с третьей стороной. Возвращаясь в Киев, Святослав попал в засаду и был убит печенегами, которых, как принято считать, подкупили коварные византийцы. Однако некоторые историки полагают, что к его смерти была причастна христианская община Киева, члены которой опасались возвращения на родину князя-язычника.

Перемены в отношениях с Византией были связаны с принятием христианства на Руси при Владимире I, который, спасая империю от военного мятежа, добился брака с византийской принцессой Анной и заключил договор о равноправном союзе двух держав. Христианизация не устранила противоречий между Русью и Византией. Новый конфликт возник в 1043 г., когда князь Ярослав Мудрый, пойдя на сближение с печенегами, разорвал военные, политические, торговые и даже церковные связи с империей, поставив под угрозу владения Византии в Причерноморье. Новый договор Руси с Византией был подписан в 1046 г. и скреплен браком сына Ярослава Всеволода с дочерью византийского императора. Стремясь освободиться от опеки Византии в церковных делах, Ярослав Мудрый добился того, что в 1051 г. первым русским митрополитом стал Илларион, бывший до того пресвитером в церкви при княжеском селе.

Отношения Руси с тюрками-кочевниками (печенегами, а затем половцами) отличались крайней неустойчивостью, поскольку сама ситуация в степи часто менялась. Мирные периоды и войны, грабительские набеги и династические браки, наемничество и участие в междуусобицах – так выглядели отношения с кочевниками в IХ –начале ХIII в. Эти отношения во многом осложнялись политикой натравливания тюркских ханов на Русь, которой традиционно придерживались византийские императоры, видевшие в ней важнейшее средство упрочения господства империи в северном Причерноморье.

Впервые печенеги упоминаются в летописи под 915 г., когда «створили» с князем Игорем первый договор, направляясь к Дунаю. Разгром Хазарии и создание опорных пунктов на Кавказе позволили Руси успешно конкурировать с Византией во влиянии на печенегов. При Владимире I отношения с печенегами были стабилизированы, в значительной мере благодаря созданию оборонительных рубежей с засечными чертами, сигнальными вышками, «заставами богатырскими» по рекам Десне, Остру, Трубежу и Суле. Преемники Владимира I на киевском «столе» широко использовали печенегов как наемников в борьбе за власть. Печальную славу в этом смысле сыскал себе Святополк Владимирович, получивший прозвище «Окаянный» за разжигание распрей и вовлечение в них «несчетных печенежских ратей». К концу XI в. древнерусскому государству удалось справиться с «печенежской опасностью», более того привлечь часть «поганых» на свою сторону, расселив их в приграничных со степью землях.

В это время в степи появилась новая угроза Древней Руси – половцы (куманы), орды которых хотя и не составляли единого политического целого, часто объединялись для нападения на соседние государства. Вытеснив печенегов, половцы стали совершать постоянные походы на русские земли. В 1068 г. они нанесли серьезное поражение русским дружинам на р. Альте, что привело к бурным политическим событиям в Киеве, закончившимся восстанием горожан, которые требовали у князя оружия и коней для того, чтобы продолжать борьбу с половцами.

В целом степная политика во второй половине ХI в. складывалась крайне неблагоприятно для Руси, русско-половецкие конфликты для нее заканчивались чаще всего неудачно. Происходило это в первую очередь по причине отсутствия единства среди самих русских князей. Однако в 1095 г. князь Святополк, используя распри между половецкими ханами, разгромил войска Тугорхана, заключил с половцами мир и взял в жены его дочь.

В конце ХI в. стали созываться княжеские съезды, на которых одним из центральных становится половецкий вопрос. Первый такой съезд собрался в 1097 г. в Любече второй в 1100 г. в Вятичеве. Собравшимся в 1103 г. на Долобском съезде, русским князьям удалось договориться о подготовке к решительным действиям против половцев. Князю В. Мономаху удалось организовать ряд походов в глубь степи. Особое значение имел поход 1111 г., в ходе которого русским войскам удалось взять столицу одного из ханов – г. Шарукань (в окрестностях современного г. Харькова). После чего разгромленная часть половцев покинула донецкие степи и откочевала на Северный Кавказ. Однако задача подчинения половецкой стихии оказалась настолько трудной, что была в основном разрешена лишь благодаря активной деятельности Великого киевского князя Владимира Мономаха (1113 –1125 гг.), который был не только выдающимся государственным деятелем, но и талантливым полководцем. Ему удалось сплотить большинство русских князей в походах против половцев и нанести им ряд тяжелых поражений в глубине степи.

После разгрома половцев часть их покинула южнорусские степи и ушла в Грузию, на службу к Давиду IV. Другие безуспешно пытались воевать с Русью, и поэтому их называли «дикими». Появилась категория своих «замиренных» половцев, которые шли в фарватере киевской политики. Связи с этими половцами скреплялись брачными союзами.

Таким образом, Древняя Русь после принятия христианства оказалась в Х-XI в. внешнеполитическим форпостом христианского мира на Востоке. Древняя Русь была вынуждена принять на себя основную тяжесть борьбы с кочевниками-степняками. Являясь «дочерней» зоной Византийской цивилизации, Древняя Русь вместе с тем сумела преодолеть политические притязания империи, и в условиях натравливания кочевников на Русь со стороны Византии в целом нейтрализовать «степную» угрозу.

В XIII в. Русь оказалась "между двух огней" - между угрозой с Запада (крестоносцы) и с Востока (монголы). В конце XII - первой половине XIII в. Северо-Западная Русь столкнулась с опасностью с запада в лице немецких рыцарей-крестоносцев, а также датских и шведских феодалов, которые претендовали на прибалтийские земли.

Летом 1240 г. шведские суда под командованием Биргера вошли в устье Невы, где были разбиты силами малой дружины новгородского князя Александра Ярославича. Эта победа надолго остановила продвижение шведов, а также способствовала укреплению авторитета молодого князя, которого после победы над шведами стали называть Невским. В 1240 г. рыцари-крестоносцы заняли псковскую крепость Изборск, а затем укрепились и в самом Пскове. Через год немцы вторглись в новгородские пределы. В ответ на это в 1241 г. Александр Невский захватил крепость Копорье, а зимой 1242 г. освободил от крестоносцев Псков. Загем княжеская владимиро-суздальская дружина и новгородское ополчение двинулись к Чудскому озеру, где 5 апреля 1242 г. состоялось решающее сражение, которое в историю вошло как Ледовое побоище. Битва закончилась полным поражением крестоносцев. Эти победы русских в Прибалтике имели важное моральное значение, поскольку города южной и северо-восточной Руси лежали в развалинах после нашествия Батыя.

В начале 13 века в центральной Азии образовалось Монгольское государство. У монголо-татар было хорошо организованное войско, сохранявшее родовые связи. В начале 13 в. они захватили Китай, Корею, вторглись в среднею Азию, Иран и Закавказье. В 1223 г. монголо-татары на реке Калке разбили союзные силы половецких и русских князей. В 1236 г. монголо-татары овладели Волжской Болгарией, а в 1207 г. подчинили кочевые народы степи. Осенью 1237 г. Хан Батый, собрав 120-140 чел. Двинулся на Русь. После упорных боев они овладели Рязанью, Коломной, Владимиром. Затем монголо-татары двинулись на северо-запад Руси, где была спасена от разгрома, хотя и платила дань. Весной 1239 г. Батый разгромил Южную Русь, а осенью - Черниговское княжество. В 1240 г. был взят Киев, а в 1241 г. Гарецко-Волынское княжество. На территории Руси монголо-татарское иго просуществовало более 200 лет (1240-1480 гг.).

К концу XIII - началу XIV в. на Руси сложилась новая политическая система формированию которой способствовали следующие факторы:

обособление северо-восточных земель, во главе феодальной иерархии которых находились великие князья Владимирские;

втягивание Западных и юго-западных княжеств (Галицко-Волынской земли), не зависимых от Владимира но подчиненных Золотой Орде, в орбиту политического влияния молодого и крепнущего Великого княжества Литовского;

ослабление политического могущества Золотой Орды, внутри которой с середины XIV в. начались междоусобицы.

Ордынское иго способствовало изменению характера политического развития древнерусских княжеств. Наиболее старые и развитые города Волго-Окского междуречья - Ростов, Суздаль, Владимир - пришли в упадок, уступив свое политическое верховенство окраинным: Твери, Нижнему Новгороду, Москве. Естественный процесс развития северо-восточных княжеств оказался искусственно прерванным, он принял другие формы. На смену княжеским союзам, требованиям добровольною единения под властью одного великого князя, которые не принесли реальных результатов в борьбе с монгольским игом, пришла монархия, основанная на огромной личной собственности самодержца служении одному ему феодалов-подданных, подчинении рядового сельского и городского населения.

поворотной эпохой в нашей истории. Самые глубокие и прочные основы государственного порядка поколебались, государи быстро сменялись или друг с другом боролись; некоторое время страна оставалась совсем без государя, общество распадалось на враждебные друг другу классы".

В наиболее развернутом виде концепция причин и сущности Смуты, в основе которой лежал социальный кризис, а не борьба внутри господствующего класса, сформулирована С.Ф. Платоновым.

В советской историографии термин "Смута" был отброшен. Этот период стал определяться как крестьянская война под предводительством И. Болотникова и иностранная интервенция в России.

В настоящее время термин фактически возвращен в современную историографию, которая пока еще ничего принципиально нового не несла в научное изучение проблемы. Кризис российской государственности на рубеже XVI и XVI1 вв. в отечественной историографии рассматривается как составляющая системного кризиса, охватившего Россию в результате сложного взаимодействия социально-экономических и политических причин.

Столь небольшой по протяженности период российской истории вместил в себя громадное количество драматических событий, которых другому государству хватило бы на несколько эпох: ожесточенная политическая борьба и чехарда правителей на московском троне; самозванцы, сидящие на троне (Лжедмитрий I) или претендующие на него (Лжедмитрий 11, или Тушинский вор и др.) иностранные претенденты на русский престол.

Борьба за фон развертываегся на фоне сильнейших социальных катаклизмов - выступлений крестьян, казаков, инородцев (с участием в ряде случаев и дворянства). В 1609 г. Смута усугубляется вмешательством в русские дела шведов и поляков. Началась открытая интервенция, которая привела к подъему освободительного движения, оформившегося в народное ополчение. Осенью 1612 г. народное ополчение во главе с К. Мининым и Д. Пожарским разгромило поляков и изгнало их из Москвы. Неурожаи, голод, эпидемии, которыми сопровождался период Смуты, также сыграли немалую роль в ее обострении. В начале Царствования первого из Романовых - Михаила Федоровича (1613- 1645), Московское государство предегавляло собой безотрадную картину. По всей стране бесчинствовали шайки разбойников. Сложившаяся до Смуты система государственного управления была нарушена. Часть территории страны оставалась в руках иноземцев - шведов и поляков. Города обезлюдели, ремесло и торговля пришли в упадок. Нераспаханные поля заросли бурьяном, а крестьяне, покинув свои дома, ушли искать более безопасные места. Оставшееся на прежних местах население обнищало до крайносги, разорилось и не в состоянии было платить налоги и нести государственные повинности. В международных Делах к голосу Москвы не прислушиваются, престиж ее крайне низок, на отодвинута на задворки европейской политики.

Несколько десятилетий понадобилось, чтобы преодолеть трагические последствия Смутною времени и вывести страну из кризиса.

Восстановление экономики и изменения в ней происходили на фоне сильнейших социальных потрясений, не прекратившихся и после окончания Смуты. Медный, чумной, соляной бунты, другие городские восстания, выступления стрельцов, мощное движение под предводительством Степана Разина, выступления, связанные с церковной реформой и расколом, сопровождающим "бунташный" XVII век буквально на всем его протяжении: последняя дата в истории Московского государства - стрелецкий бунт 1698 г.

С целью ликвидации социальной напряженности и упорядочения управления государством правительство второго царя династии Романовых. Алексея Михайловича (1629-1676) предпринимает реформу законодательства: в 1649 году обнародовано "Соборное уложение" (+ 8). Оно указало цели и в то же время повлекло за собой ряд непредусмотренных последствий. "Уложение" закрепило статус, обязанности и привилегии основных сословий, отразило такую социальную тенденцию, как возрастание общественного веса и роли средних служилых слоеа. Одновременно, согласно "Уложению", крестьяне окончательно прикреплялись к земле, а посадское население - к посадам. Этому предшествовало увеличение с 5-ти до 15 лет на протяжении первого десятилетия XVII в. продолжительности "урочных лет", т. е. срока сыска беглых крестьян (первый указ об "урочных летах" был издан в 1597 г.). Выдвижение на первый план средних служилых слоев вызывало недовольство боярства, духовенства, а также широких слоев простого народа. Это приводило к усилению социальной напряженности, зачастую выливавшейся в указанные выше открытые выступления низов общества.

Другим следствием недовольства социальных слоев "Уложением" было постепенное прекращение деятельности Земских соборов, для которых начало царствования Романовых, особенно 1613-1619 гг., было периодом расцвета. Тогда Земский собор превратился чуть ли не в постоянно действующий орган, состав его расширяется, функции тоже, прерогативы возрастают. Однако после 1649 г. Земские соборы постепенно утрачивают приобретенный сразу после Смуты облик, собираются вес реже и реже и после 1653 г. созываются уже эпизодически.

Нихао, мои драгоценные читатели!

Существенным препятствием на пути понимания широкой аудиторией закономерностей исторических процессов является то, что дела дней минувших зачастую воспринимаются сугубо в виде набора дат и фактов, собранных в скупые строчки учебного или справочного пособия. Взаимосвязи между этими явлениями, их комплексные причины, мотивы и последствия оказываются при начальном усвоении материала будто бы за кадром, из-за чего впоследствии нередко становятся предметом спекуляций.

В особенности это относится к самым ранним этапам истории Древнерусского государства. К сожалению, можно с уверенностью констатировать, что из последовательности событий "призвание варягов - щит на вратах - бунт древлян - победа над хазарами" в массовом коллективном варьируемо-сознательном напрочь выпали почти все "почему", "зачем" и "что из этого следовало", незаменимые для понимания протекавших процессов, но досаднейшим образом неудобные для зубрежки. В результате понимания, если уж начистоту, практически нет, что создает основу для последующего недоверия.

В свете этого ваш покорный слуга принял решение описать те события хорошо знакомым самой обширной аудитории образом - в виде геополитического и отчасти политэкономического анализа, подобного тому, что так часто встречается в сети применительно к делам нашего времени.

IX век в истории Северной Европы известен, как самый расцвет эпохи викингов. Ареал норманнских набегов распространился по всему европейскому побережью Атлантики и западному Средиземноморью. Награбленные по всему региону богатства стекались в скандинавские фьорды, увеличивая благосостояние воинского сословия и стимулируя его к новым набегам. Этот контекст, благодаря массовой культуре, воспевающей романтику бороздящих холодные воды драккаров, можно отнести к общеизвестным.

География набегов викингов

Однако, давайте зададимся вопросом, который на первый взгляд может показаться немного наивным: а что викинги делали с награбленным добром? Да, благодаря археологам мы знаем, что какая-то часть добычи убиралась в мешки и либо закапывалась в землю, либо и вовсе без особых затей выбрасывалась в болото - в качестве жертвы богам. Отдельные вещи викинги оставляли и в личном пользовании, для демонстрации своего статуса окружающим. А что с остальным?

Вопрос далеко не праздный, поскольку основу добычи викингов составляли вещи, совмещающие максимальную ценность с минимальным весом, те, которые в состоянии окупить поход, не перегрузив драккар. То есть, монеты и изделия из драгоценных металлов. Все то, что в массовом представлении является атрибутом сытой и богатой жизни. Но способно ли само по себе обладание этим атрибутом обеспечить ту самую сытую и богатую жизнь? Нет. Драгоценности нельзя есть, они не греют в холодную зиму и от прочих жизненных невзгод своего обладателя совсем никак не защищают. На те или иные бытовые блага их можно только обменять. А этого не получится, если отсутствует покупатель.

Поскольку в самой Скандинавии предложение бытовых благ было намного меньше спроса на них, а продавать франкам, саксам и испанским маврам у них же взятые драгоценности было далекой от гениальности идеей, возможных рынков сбыта награбленного в достижимой Ойкумене для викингов оставалось только два - Византия и Хазария. До которых еще следовало добраться. При этом, известный еще со времен Античности кратчайший путь от устья Вислы в направлении Дуная был затруднен в южной части достаточно агрессивными в то время степняками. Следовало искать альтернативу восточнее. Таковой и стали два важнейших региональных маршрута того времени: знаменитый путь "из варяг в греки", проходивший по Неве, Ладоге, Волхову, Ильменю, Ловати и Днепру к Черному морю; и волжский путь в Хазарию, после Ладоги продолжавшийся по Свири, Онежскому озеру, Шексне, Белому озеру и Волге.

Торговые маршруты Восточной Европы в раннем Средневековье

Открытие новых маршрутов не могло не оказать существенное влияние на народы, по землям которых шел товаропоток, подталкивая их к необходимости организоваться для осуществления наиболее эффективного контроля над торговым путем. Именно это и могло стать основным фактором, приведшим к становлению на севере Русской равнины конфедерации ильменских словен, кривичей, мери и чуди, ключевыми поселениями которых были Руса (Старая Русса), Холм-город (впоследствии - один из районов Новгорода, ср. с "Хольмгард" скандинавских саг), Плесков (Псков), Изборск, Сарское городище и Белоозеро. Держа под своей рукой северные части обоих важнейших региональных маршрутов, конфедерация стремительно укреплялась и богатела - что не могло не привлечь внимания завоевателей.

В 854 году согласно Новгородской первой летописи Младшего извода происходит вторжение варягов, обложивших племена конфедерации данью и "насилье дѣяху словеномъ, кривичемъ и мерямъ и чюди". В ответ старейшины подняли восстание, которое, согласно "Повести временных лет", в 859 году увенчалось успехом, окончившись разгромом варягов и изгнанием их за море. Но перехода к мирной жизни эта победа не означала. Вскоре между племенами стал назревать конфликт, в конце концов вылившийся в междоусобную войну. Обычное дело для практически любого молодого государственного образования раннего Средневековья. Практически вся Европа прошла через этап усобиц, в ходе которых выявлялось некоторое локальное доминирующее племя, становившееся впоследствии основой формируемого государства и дававшее ему свое имя. Но на этот раз произошло не совсем так. Старейшины словен, кривичей, мери и чуди приняли крайне оригинальное для своего времени решение, заключавшееся в приглашении для контроля над торговыми путями и распределения получаемых от них доходов нейтральной силы, равноудаленной от каждого из племен конфедерации. Таковой силой, учитывая расположение и специфику региона, могла быть компактная и мобильная варяжья дружина, достаточно сильная, чтобы принудить отдельное племя играть по общим для конфедерации правилам, но не настолько большая, чтобы устоять против всех четырех племен, ежели она вдруг станет нарушать эти правила сама. На эту роль была выбрана дружина Рюрика, который на предложение занять должность князя всея конфедерации ответил согласием и переселился на Русь, устроив свою резиденцию на Ладоге, откуда, как становится очевидно при взгляде на карту, было удобно контролировать развилку между путями в Византию и Хазарию.

NB: Рюрика обычно ассоциируют либо с Рёриком Ютландским из датского Хедебю, либо с шведом Эйриком Эмундарсоном, конунгом Уппсалы, либо с норвежцем Хрёреком Харальдсоном, одним из сыновей Харальда Прекрасноволосого, в силу наличия множества братьев не особо претендовавший на то, чтобы стать наследником. Причем, если с Рёриком Ютландским легендарного Рюрика мало что связывает, то об Эйрике известно, что в примерно 850-860-х годах он предпринял завоевательный поход в "Аустервеги" ("восточные пути", одно из скандинавских поэтических эпитетов для земель восточных славян). Однако, с тем же успехом он может быть организатором вторжения, предшествовавшего призванию варягов, тем более, что даты его жизни во многом с предполагаемыми датами жизни Рюрика не сочетаются. На Хрёрека Харальдсона прямых указаний нет, кроме все того же созвучия, но при этом сведения о его жизни по крайней мере не противоречат летописным сведениям о Рюрике - что, впрочем, учитывая общую скудность сведений о Хрёреке Харальдсоне вряд ли может считаться однозначным доводом в его пользу.

В. М. Васнецов. "Призвание варягов"

Согласно летописям, в 879-м году Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника Олега. С именем последнего и связана экспансия государства Рюриковичей (название условно) на юг.

Южная часть пути "из варяг в греки" была подконтрольна Киеву, стратегическая важность которого основывалась на том, что именно он был последним перевалочным пунктом на маршруте перед уже византийским Херсонесом. Тот, кто владел Киевом, фактически, мог собственным произволом определять, кого допустить до греческого рынка сбыта, а кому отказать. Разумеется, с соответствующими последствиями по части политики взимания пошлин.

Для Ладоги подобное положение дел означало существенные финансовые потери - размер пошлин, которые им могли заплатить проплывающие мимо купцы, искусственно ограничивался тем соображением, что у тех должно было остаться достаточно средств для оплаты прохода через Киев, что вряд ли было дешево. Таким образом, попытка захвата Киева со стороны ладожан была лишь делом времени.

Формальной причиной нападения явилось то, что варяги Аскольд и Дир, княжившие тогда в Киеве, судя по всему, объявились в нем по принципу "здравствуйте, мы - ваша крыша", не особенно заморачиваясь с легитимацией своего положения. По крайней мере, именно этот смысл вкладывался в претензии, предъявленные им Олегом: "Вы нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ. Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь · а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь". Казалось бы, какое дело должно было быть киевлянам до ладожских князей? Но, видимо, в том и заключалось преимущество Олега и Игоря перед киевскими правителями, что их власть строилась на договорных отношениях с племенными старейшинами, в то время как у Аскольда и Дира - просто на военной силе.

После захвата Киева Олег принял решение перенести туда княжью ставку. Наиболее вероятной причиной для такого шага становилось то, что в своем продвижении на юг ладожане вторгались в области повышенного интереса Хазарского каганата, сидевшего на пересечении Волжского и Великого Шелкового путей и заинтересованного в том, чтобы взять под контроль дополнительно еще и путь "из варяг в греки". Можно сказать, что после захвата Киева конфликт с Хазарией становился неизбежным. А раз так, то князю, и, следовательно, дружине следовало держаться поближе к той местности, где им вскоре предстояло пригодиться. До определенных, впрочем, конфликт с Хазарией в полномасштабное противостояние не перерос, проявляясь по большей части в том, что Олег активно забирал у хазар данников, как северян и радимичей, с другими же хазарскими вассалами, вроде тиверцев и уличей, воевал.

Особое место в ряду деяний Олега занимает также и его поход на Царьград. В нашем контексте его можно рассматривать как своего рода декларацию, донесение до византийцев в максимально доступной форме того, что у ведущего к ним торгового пути есть хозяин, достаточно сильный, чтобы с ним считаться. В пользу такой версии можно привести и то, что в свое время подобный поход был предпринят и Аскольдом - то есть, установление договоров о правилах взаимного поведения с Византией после некоторой демонстрации силы не являлось чем-то исключительным.

В. М. Васнецов. "Олег у костей коня"

В 912 году, согласно "Повести временных лет", Олег умирает, и вся полнота власти переходит к Игорю. И именно при нем конфликт с хазарами дошел до прямого военного столкновения.

В отечественных летописях сведений об этом не обнаружено, но согласно хазарским источникам конфликт, начавшийся с вполне успешного набега русов на Самкерц (позже - Тьмутаракань, в наше время - Тамань), развивался для наших предков не самым удачным образом, закончившись поражением и принуждением к военному союзу против Византии.

В 941 году Игорь, видимо, во исполнение обязательств перед хазарами, отправляется в поход на Царьград, где терпит тяжелое поражение. В 944 году, стремясь компенсировать сложившееся после разгрома тяжелое положение, Игорь предпринимает новый поход, завершившийся без боя, после того как византийцы передали предложение о мире и богатые дары. Удовлетворившись полученной данью, Игорь повернул назад.

Игорь собирает дань с древлян. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Однако, византийской дани надолго не хватило, и вскоре экономическая ситуация в Древнерусском государстве стала ухудшаться, причинами чего были последствия разорения во время войны с хазарами и бремя войны с Византией, приведшее к потере значительной части трудоспособного населения. В этих условиях в 945 году Игорь принял решение существенно увеличить дань с древлян, которых общие невзгоды почти не затронули. Древляне ответили на это восстанием, при котором Игорь был убит.

Княгиня Ольга, правившая после смерти Игоря на правах регентши при малолетнем князе Святославе, больше всего известна широкой аудитории по двум своим наиболее запоминающимся деяниям - жестокой мести древлянам за смерть своего мужа и обращению в христианство. Но в деле развития молодого Древнерусского государства ее роль заключалась совсем в других вещах. В первую очередь, Ольга отказалась от пережитков родоплеменного строя в деле управления государством, и разделила все подчиненные Киеву земли на административно-территориальные единицы, каждой из которых соответствовал погост - торговый и обменный центр под руководством княжеского администратора - тиуна , ведавшего также сбором податей, размеры и периодичность выплаты которых, во избежание повторения ситуации с Игорем, были жестко закреплены. Можно сказать, что административные реформы Ольги, впервые рассмотревшие Русь в качестве единого государства, а не разросшегося племенного союза во главе с изолированной от прочих варяжской дружиной, в значительной мере поспособствовало ярко проявившейся уже во времена ее сына славянизации правившей династии, усилению ее взаимосвязи с управляемым ей народом, что существенно ускорило ассимиляцию скандинавского элемента.

Большого внимания заслуживает и деятельность Ольги на дипломатическом поприще. На примере правления Игоря уже было видно, что продолжение лихой экспансии в духе Олега, без оглядки на кого бы то ни было, более не представлялось возможным. Для дальнейшего развития Древнерусскому государству следовало выйти на сцену европейской большой политики, заявить о себе, как о полноправном ее участнике, и установить контакты с потенциальными союзниками. И прежде всего Ольга обратила внимание на Византию.

Крещение Ольги. Миниатюра из Радзивилловской летописи

В 955 году Ольга прибыла в Константинополь для крещения. В 957 году Ольга вновь посетила столицу Византии, но уже в составе большого посольства, в которое вошли и представители Святослава. Целью посольства был предположительно брак Святослава с греческой царевной, что могло бы вывести отношения Руси с Византией на новый уровень. Однако, византийцы повели себя по отношению к представителям князя оскорбительно, и переговоры провалились, результатом чего стало общее охлаждение отношений между Русью и Византией.

В качестве альтернативы византийцам, Ольга попыталась наладить отношения с германским королем Оттоном Великим, отправив к нему послов и запросив священников для проповеди христианства. Ее просьба была удовлетворена, и в 961 году на Русь направилась миссия под предводительством епископа Адальберта. Которая также завершилась провалом, причем, столь громким, что Адальберту под угрозой расправы пришлось бежать.

Провал миссии Адальберта зачастую объясняется в первую очередь сопротивлением убежденного язычника Святослава и его ближайшего окружения. Но и среди уже крестившихся киевлян проповеди немецкого епископа не встретили особого энтузиазма, да и впоследствии на Руси наблюдалось достаточно прохладное отношение к западному клиру.

Дело в том, что, хоть информация в те годы и распространялась намного медленнее, чем сейчас, кое-какие сведения о ситуации в Европе до Руси все-таки доходили. В особенности - до Киева, бывшего отнюдь не медвежьим углом, а все-таки крупным городом в ключевой точке важнейшей торговой магистрали. И о римском Святом Престоле ходившие тогда слухи вряд ли могли поведать много хорошего. В истории папства период с 904 по 963 год известен, как порнократия , "власть шлюх", и характеризуется чрезвычайно развратным поведением понтификов и их ближайшего окружения. Ко времени миссии Адельберта разложение нравов в папском окружении достигло такого уровня, что два года спустя король Оттон вынужден был вмешаться и сместить тогдашнего Папу Римского. И если допустить, что в Киеве что-то о ситуации в Риме слышали, то не могли ли слова нормальной христианской проповеди о смирении, произнесенные высокопоставленным подчиненным римского архи-развратника, показаться киевлянам форменным издевательством?

Вскоре после этого контроль над внешней политикой перешел к повзрослевшему Святославу. И тогда выяснилось, что несмотря на неудачу в укреплении международных позиций государства, за время регентства Ольги Русь не только полностью восстановилась, но и усилилась достаточно для того, чтобы продолжать экспансию. И наиболее очевидным ее направлением была Хазария.

Выше я уже упоминал, что конфликт между Русью и Хазарским каганатом был неизбежен. Так вот: это еще было очень мягко сказано. Дело в том, что путь "из варяг в греки" и Волжский торговый маршрут из-за значительного совпадения на северном отрезке находились в достаточно жесткой конкуренции. По каждому из них двигался в южном направлении, в сущности, один и тот же товар - викингская добыча. Объемы которой непосредственно в Скандинавии были пусть иногда и велики, но все же ограничены, что превращало два торговых маршрута в сообщающиеся сосуды. Если рос товаропоток через путь "из варяг в греки" - падала прибыль на Волжском пути, и наоборот. Это делало и для Руси, и для Хазарии разгром соседа-конкурента естественным залогом собственного если не существования, то уж точно развития.

В 965 году Святослав двинулся на Саркел, хазарскую заставу на Дону, и, разгромив вышедшее ему навстречу войско, взял город, основав на его месте русское поселение Белую Вежу. Таким образом, Русь получила возможность постоянно держать Волжский путь под угрозой, а основные силы хазар были вынуждены сосредоточиться в степи между Саркелом и столицей каганата Итилем, толком не имея возможности отвлечься на что-либо другое.

В 968 году к Святославу прибыли послы византийского императора Никифора Фоки, конфликтовавшего с Болгарским царством и пожелавшего расправиться с ним, в лучших позднеримских традициях, чужими руками. Святославу было предложено чуть меньше полутонны золота за вступление в войну на стороне Византии. Кроме того, возглавлявший посольство вельможа Калокир проявил себя тем еще интриганом, пообещав Святославу дополнительно еще и все права на Болгарию, ежели тот поспособствует в свержении Никифора Фоки и воцарению собственно Калокира.

Надо отметить, что Болгария, даже с поправкой на необходимость ее предварительно завоевать, была крайне щедрым предложением. Если Киев был важнейшим хабом на пути, связывающем Византию и Скандинавию, то Болгария представляла собой целую развязку, в которой сходились товаропотоки между Византией, Венгрией, Чехией и Русью, контроль над которыми открывал самые невероятные перспективы. Потому Святослав охотно согласился и, стремительно разгромив болгар, сел княжить в Переяславце на Дунае, полагая там и обустроить свою новую столицу.

Однако, в этот момент свой ход сделали хазары, подговорив печенегов в отсутствие князя и дружины напасть на Киев. Святослав был вынужден вернуться, чтобы отогнать степняков - и заодно ответить хазарам.

Как выше уже говорилось, сухопутная дорога на Итиль была перекрыта главными силами хазар. Но Святослав этой дорогой не воспользовался. Вместо этого он спустился к Итилю по Волге и легко взял оставшийся практически без защитников город. После этого процесс крушения Хазарского каганата стал уже необратим. Вскоре пал Семендер, второй по величине город Хазарии, также под контроль Руси перешла Тьмутаракань. История хазарского доминирования в регионе на этом подошла к концу.

Для Святослава же это означало возможность вернуться в полюбившийся ему Переяслявец Дунайский. Отчего Никифор Фока, разумеется, не осведомленный о договоренности русского князя с Калокиром, пришел в ужас, поскольку отдавать русам контроль над Болгарией противоречило интересам Византии категорически. Однако, предпринять ничего не успел, так как в том же году его убили. И нет, не Калокир - новым императором стал военачальник Иоанн Цимисхий. Который, впрочем, был еще меньше покойного Никифора заинтересован как в том, чтобы отдавать Болгарию Святославу, так и в том, чтобы отдавать свой трон Калокиру.

Переговоры Святослава с Цимисхием

Разразившаяся война окончилась патовой ситуацией. С одной стороны, Цимисхий торопился как можно скорее закончить конфликт из-за угрозы границам на востоке и целой череды заговоров в Константинополе, но военной силой он этого сделать не мог, поскольку русы, а также союзные им болгары, венгры и печенеги оказывали отчаянное сопротивление. С другой - собственно дружина Святослава за время войны изрядно поредела и сильно уменьшилась по отношению к силам союзников. Потому имелись большие сомнения, что болгары, венгры и печенеги продолжили бы признавать его главенство и после победы. Фактически, Святослав оказался в ловушке. В этих условиях он пошел на мир с Цимисхием, согласившись покинуть Болгарию в обмен на продовольствие для своей дружины на обратный путь. По одной из версий, прежде союзные печенеги этого ему не простили, что и подтолкнуло их к нападению, окончившемуся гибелью Святослава.

Но даже несмотря на провал болгарской авантюры, Русь после Святослава все равно оставалась одной из мощнейших региональных держав, контролируя оба важнейших восточноевропейских торговых пути. Наступало самое время для очередной модернизации и исполнения не удавшихся ранее планов Ольги по установлению Руси в качестве одного из весомейших субъектов европейской международной политики.

Но это уже другая история.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!