Георг Флегель (Georg Flegel). Натюрморты

Флегель Георг (1566 — 23 марта 1638) немецкий художник, основатель немецкой школы натюрморта.

Флегель считается первым немецким художником, писавшим натюрморты и одним из крупнейших европейских мастеров этого жанра в начале XVII столетия. Флегель является также создателем большого количества акварели, изображения цветы, зачастую в натуральную величину.
Родился в Моравии, в семье сапожника. Начиная с 1580 года работает в Линце помощником в мастерской нидерландского живописца Лукаса ван Фалькенборха . Заданием Флегеля было дорисовывать фрукты, овощи и цветы на крупноформатных полотнах, изображавших корпоративные застолья или сценки на рынке. В 1592/1593 годах Валькенборх переводит свою мастерскую в Франкфурт-на-Майне, и Флегель с женой Бригиттой следуют за ним. В апреле 1597 года Флегель , при помощи Валькенборха, получает франкфуртское гражданство и открывает собственную мастерскую. С 1600 Флегель пробует писать свои первые натюрморты, используя как натуру те фрукты и предметы, которыми обычно создавали фон на больших картинах. Единственным учеником Флегеля был художник Якоб Маррел, продолживший затем обучение в Утрехте у Яна де Хема . У Флегеля было семеро детей, из которых двое его сыновей тоже были художниками.

Кухонный натюрморт со снедью.

    Флегель - Флегель, Георг Г.Флегель Автопортрет с часами (1630) Георг Флегель (нем. Georg Flegel, род. 1566 г. Оломоуц ум. 23 марта 1638 г. Франкфурт на Майне немецкий художник, основатель немецкой школы … Википедия

    Флегель - Георг (Flegel, Georg) 1566, Ольмютц 1638, Франкфурт. Немецкий живописец. Сведений о годах его обучения и творческом пути сохранилось мало. Сыграл значительную роль в развитии жанра натюрморта в северных странах. Начинал свою деятельность, по… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    Жесткокрылые - Коллекция троп … Википедия

    Список художников - Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

    Художники А

    Художники В - Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

    Художники Г - Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

    Художники Д - Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Г.Флегель считается первым немецким художником, писавшим натюрморты и одним из крупнейших европейских мастеров этого жанра в начале XVII столетия. Флегель является также создателем большого количества акварелей, изображающих цветы, зачастую в натуральную величину.

Родился в Моравии. в семье сапожника. Начиная с 1580 года работает в Линце помощником в мастерской нидерландского живописца Лукаса ван Фалькенборха . Заданием Флегеля было дорисовывать фрукты, овощи и цветы на крупноформатных полотнах, изображавших корпоративные застолья или сценки на рынке. В 1592/1593 годах Валькенборх переводит свою мастерскую в Франкфурт-на-Майне, и Г.Флегель с женой Бригиттой следуют за ним. В апреле 1597 года Флегель, при помощи Валькенборха, получает франкфуртское гражданство и открывает собственную мастерскую. С 1600 художник пробует писать свои первые натюрморты, используя как натуру те фрукты и предметы, которыми обычно создавали фон на больших картинах.

Мастерская Флегеля по своему размеру и производительности не могла, конечно, сравниться с настоящим художественным цехом его учителя, где постоянно работало по нескольку учеников и помощников. Единственным учеником Флегеля был художник Якоб Маррел, продолживший затем обучение в Утрехте у Яна де Хема . Известный немецкий мастер натюрморта Себастьян Штоскопф, многое перенявший у Флегеля, по всей видимости никогда не видел своего учителя при жизни и перенял его мастерство, изучая его полотна.

У Г.Флегеля было семеро детей, из которых двое его сыновей тоже были художниками.

Художник, основатель немецкой школы натюрморта .

Жизнь и творчество

Г.Флегель считается первым немецким художником, писавшим натюрморты и одним из крупнейших европейских мастеров этого жанра в начале XVII столетия. Флегель является также создателем большого количества акварелей, изображающих цветы, зачастую в натуральную величину.

Родился в Моравии . в семье сапожника. Начиная с 1580 года работает в Линце помощником в мастерской нидерландского живописца Лукаса ван Фалькенборха . Заданием Флегеля было дорисовывать фрукты, овощи и цветы на крупноформатных полотнах, изображавших корпоративные застолья или сценки на рынке. В /1593 годах Валькенборх переводит свою мастерскую во Франкфурт-на-Майне, и Г.Флегель с женой Бригиттой следуют за ним. В апреле 1597 года Флегель, при помощи Валькенборха, получает франкфуртское гражданство и открывает собственную мастерскую. С художник пробует писать свои первые натюрморты, используя как натуру те фрукты и предметы, которыми обычно создавали фон на больших картинах.

Мастерская Флегеля по своему размеру и производительности не могла, конечно, сравниться с настоящим художественным цехом его учителя, где постоянно работало по нескольку учеников и помощников. Единственным учеником Флегеля был художник Якоб Маррел , продолживший затем обучение в Утрехте у Яна де Хема . Известный немецкий мастер натюрморта Себастьян Штоскопф , многое перенявший у Флегеля, по всей видимости никогда не видел своего учителя при жизни и перенял его мастерство, изучая его полотна.

У Г.Флегеля было семеро детей, из которых двое его сыновей тоже были художниками.

Галерея

    Flegel - Schrankbild.jpg

    Шкаф и цветы

    Flegel - Imbiss mit Spiegeleiern.jpg

    Натюрморт с глазуньей

    Flegel - Stilleben mit Kuttrolf und Kirschen.jpg

    Натюрморт с вазой и вишнями

    Flegel, Georg - Still-life with Parrot.jpg

    Натюрморт с попугаем

    George Flegel Still-life with Fish.jpg

    Натюрморт с рыбами

    Stilleben mit Brot und Zuckerwerk.jpg

    Натюрморт с хлебом и сладостями

    Flegel - Stilleben mit Gebäck und Zuckerwerk.jpg

    Натюрморт с печеньем и сладостями

    Flegel - Aprikosenzweig.jpg

    Ветка с абрикосами

    Flegel - Blumen, Römer und Stieglitz auf Weissbrotwecken in einer Nische.jpg

    Цветы и щегол на краюхе белого хлеба в нише

    George Flegel Dessert Still-Life.jpg

    Натюрморт с десертом

    Flegel - Vorratskammer bei Kerzenlicht.jpg

    Кладовая при свете свечи

    Flegel - Tabakstilleben mit Kerze.jpg

    Натюрморт с трубкой при свече

Напишите отзыв о статье "Флегель, Георг"

Отрывок, характеризующий Флегель, Георг

Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты.
– Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя.
– Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка.
– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.
Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо.
Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна.

Художник, основатель немецкой школы натюрморта .

Жизнь и творчество

Г.Флегель считается первым немецким художником, писавшим натюрморты и одним из крупнейших европейских мастеров этого жанра в начале XVII столетия. Флегель является также создателем большого количества акварелей, изображающих цветы, зачастую в натуральную величину.

Родился в Моравии . в семье сапожника. Начиная с 1580 года работает в Линце помощником в мастерской нидерландского живописца Лукаса ван Фалькенборха . Заданием Флегеля было дорисовывать фрукты, овощи и цветы на крупноформатных полотнах, изображавших корпоративные застолья или сценки на рынке. В /1593 годах Валькенборх переводит свою мастерскую во Франкфурт-на-Майне, и Г.Флегель с женой Бригиттой следуют за ним. В апреле 1597 года Флегель, при помощи Валькенборха, получает франкфуртское гражданство и открывает собственную мастерскую. С художник пробует писать свои первые натюрморты, используя как натуру те фрукты и предметы, которыми обычно создавали фон на больших картинах.

Мастерская Флегеля по своему размеру и производительности не могла, конечно, сравниться с настоящим художественным цехом его учителя, где постоянно работало по нескольку учеников и помощников. Единственным учеником Флегеля был художник Якоб Маррел , продолживший затем обучение в Утрехте у Яна де Хема . Известный немецкий мастер натюрморта Себастьян Штоскопф , многое перенявший у Флегеля, по всей видимости никогда не видел своего учителя при жизни и перенял его мастерство, изучая его полотна.

У Г.Флегеля было семеро детей, из которых двое его сыновей тоже были художниками.

Галерея

    Flegel - Schrankbild.jpg

    Шкаф и цветы

    Flegel - Imbiss mit Spiegeleiern.jpg

    Натюрморт с глазуньей

    Flegel - Stilleben mit Kuttrolf und Kirschen.jpg

    Натюрморт с вазой и вишнями

    Flegel, Georg - Still-life with Parrot.jpg

    Натюрморт с попугаем

    George Flegel Still-life with Fish.jpg

    Натюрморт с рыбами

    Stilleben mit Brot und Zuckerwerk.jpg

    Натюрморт с хлебом и сладостями

    Flegel - Stilleben mit Gebäck und Zuckerwerk.jpg

    Натюрморт с печеньем и сладостями

    Flegel - Aprikosenzweig.jpg

    Ветка с абрикосами

    Flegel - Blumen, Römer und Stieglitz auf Weissbrotwecken in einer Nische.jpg

    Цветы и щегол на краюхе белого хлеба в нише

    George Flegel Dessert Still-Life.jpg

    Натюрморт с десертом

    Flegel - Vorratskammer bei Kerzenlicht.jpg

    Кладовая при свете свечи

    Flegel - Tabakstilleben mit Kerze.jpg

    Натюрморт с трубкой при свече

Напишите отзыв о статье "Флегель, Георг"

Отрывок, характеризующий Флегель, Георг

И вот мама вернулась, а он был совершенно бессилен чем-то ей помочь, и совершенно не знал, как же её вывести из этого жуткого, «мёртвого» состояния...
Смерть маленького Александра глубоко потрясла всю семью Серёгиных. Казалось, никогда не вернётся в этот грустный дом солнечный свет, и никогда не будет звучать больше смех... Мама всё ещё была «убитой». И хотя её молодое тело, подчиняясь законам природы, начинало всё больше и больше крепнуть, её раненая душа, несмотря на все старания папы, как улетевшая птица, всё ещё была далеко и, глубоко окунувшись в океан боли, не спешила оттуда вернуться...

Но вскоре, через каких-то шесть месяцев, к ним пришла добрая новость – мама снова была беременна... Папа вначале перепугался, но видя, что мама вдруг очень быстро начала оживать, решился идти на риск, и теперь уже все с большим нетерпением ждали второго ребёнка... На этот раз они были очень осторожны, и пытались всячески уберечь маму от любых нежелательных случайностей. Но, к сожалению, беде, видимо по какой-то причине, полюбилась эта гостеприимная дверь... И она постучалась опять...
С перепугу, зная печальную историю первой маминой беременности, и боясь, как бы опять что-то не пошло «не так», врачи решили делать «кесарево сечение» ещё до того, как начнутся схватки (!). И видимо сделали это слишком рано... Так или иначе, родилась девочка, которую назвали Марианной. Но прожить ей, к сожалению, удалось тоже очень недолго – через три дня эта хрупкая, чуть распустившаяся жизнь, по никому не известным причинам, прервалась...
Создавалось жуткое впечатление, что кому-то очень не хочется, чтобы мама родила вообще... И хотя по своей природе и по генетике она была сильной и абсолютно пригодной для деторождения женщиной, она уже боялась даже подумать о повторении такой жестокой попытки когда-то вообще...
Но человек – существо, на удивление, сильное, и способно вынести намного больше, чем он сам когда-либо мог бы себе представить... Ну, а боль, даже самая страшная, (если она сразу не разрывает сердце) когда-то видимо притупляется, вытесняемая, вечно живущей в каждом из нас, надеждой. Вот поэтому, ровно через год, очень легко и без каких-либо осложнений, ранним декабрьским утром у семьи Серёгиных родилась ещё одна дочь, и этой счастливой дочерью оказалась я... Но... и это появление на свет наверняка кончилось бы не так счастливо, если бы всё и дальше происходило по заранее подготовленному плану наших «сердобольных» врачей... Холодным декабрьским утром маму отвезли в больницу, ещё до того, как у неё начались схватки, чтобы, опять же, «быть уверенными», что «ничего плохого» не произойдёт (!!!)... Дико нервничавший от «плохих предчувствий» папа, метался туда-сюда по длинному больничному коридору, не в состоянии успокоиться, так как знал, что, по их общему договору, мама делала такую попытку в последний раз и, если с ребёнком что-то случится и на этот раз – значит, им никогда не суждено будет увидеть своих детей... Решение было тяжёлое, но папа предпочитал видеть, если не детей, то хотя бы свою любимую «звёздочку» живой, а не похоронить сразу всю свою семью, даже по-настоящему ещё не поняв, что же такое по-настоящему означает – его семья...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!