Герой худякова вспоминает случай который. Сборник идеальных эссе по обществознанию


Предательство - одна из самых страшных вещей, которые могут случиться в жизни человека. Она практически всегда является причиной различных разногласий между близкими людьми. В данном тексте М. Худяков как раз освещает проблему предательства.

Рассказывая нам о поступке Сережки Леонтьева, автор показывает нам, что, к сожалению, иногда даже самый близкий человек способен на предательство в самой неподходящей ситуации. Причем даже один подобный поступок стирает из сознания все положительные моменты, связанные с этим человеком. «И я сделался посмешищем всей школы". Именно такой эффект возымел поступок лучшего друга на автора. "Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце мое до сих пор кровоточит". Предательство невозможно забыть и практически невозможно простить.

Худяков на жизненном примере показывает нам, что предательство может случиться в любой момент, и даже самые близкие люди способны на такое, оно оставляет неизгладимый отпечаток в памяти. Я полностью согласен с мнением автора и считаю, что самое первое предательство в жизни настолько сильно может повлиять на сознание человека, что представление о жизни может кардинально измениться.

К сожалению, зачастую для некоторых предательство становится смыслом жизни. Вспомним произведение В.А. Каверина "Два капитана". Ромашов в школе продавал своих товарищей в прямом смысле этого слова, сдавая информацию о них заведующему за небольшие вознаграждения. Апофеозом его предательства стал сбор порочащих сведений о Николае Антоновиче, своем покровителе. Таким образом, предав кого-либо единожды, трудно сойти с этого пути.

Гораздо страшнее ощущается предательство в зрелом возрасте, когда у человека уже накрепко сформированы взгляды на жизнь и моральные устои.

Вспомним произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эраст, проиграв

крупную сумму денег в карты, говорит своей возлюбленной, что уходит в армию, а сам в это время женится на богатой вдове. Когда же предательство раскрылось, Лиза с горя решается на самоубийство. Таким образом, автор показывает нам, как может повлиять на вполне взрослого человека внезапное предательство со стороны близкого человека.

На основании приведенных литературных аргументов можно с полной уверенностью сказать, что предательство не может пройти бесследно, оно обязательно оставит свой отпечаток в памяти и сознании человека, оно страшно&讹 как в юности, так и в зрелом возрасте.

Обновлено: 2018-03-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вариант 21

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Основная идея учения о биосфере Земли выдающегося естествоиспытателя академика В.И. Вернадского состоит в том, что высшая форма развития материи на Земле - жизнь - определяет и подчиняет себе все другие процессы. (2)Она оказывает постоянное воздействие на неорганический мир, на химические и другие процессы в атмосфере, гидросфере, в верхних слоях литосферы. (3) она формирует облик нашей планеты.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Жизнь как высшая форма развития материи на Земле, по утверждению академика В.И. Вернадского, воздействует на неорганический мир и процессы в нём и формирует облик нашей планеты.

2) В.И. Вернадский - выдающийся учёный, основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии.

3) Будучи высшей формой развития материи на Земле, жизнь, по мнению академика В.И. Вернадского, воздействуя на неорганический мир и процессы в нём, формирует облик нашей планеты.

4) Высшая форма развития материи на Земле - жизнь.

5) Жизнь оказывает постоянное воздействие на неорганический мир, на химические и другие процессы в атмосфере, гидросфере, в верхних слоях литосферы.

2. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3)

предложении текста? Выпишите это слово.

Например

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖИЗНЬ, -и, жен.

1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Жизнь Вселенной. Законы жизни.

2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать жизнь кому-н. (родить; высок.; также перен.). Жизнь растения. Рисковать жизнью. Вопрос жизни и смерти (наиважнейший). Отдать жизнь за кого-что-н. (пожертвовать собой).

3. Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая жизнь. В начале, в конце жизни. Моя жизнь в деревне.

4 . Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях.

Общественная жизнь. Семейная жизнь. Кипучая жизнь.

5. Реальная действительность. Провести решение в жизнь .

6. Оживление, проявление деятельности, энергии. Улицы полны жизни.

Больше жизни! (призыв действовать энергичнее, живее; разг.)

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

обОдрить

Отрочество

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Вы выбрали не самый УДАЧНЫЙ момент для покупки недвижимости: цены сейчас очень высоки.

Журналистов, поработавших в горячих точках неоднократно, ПРЕДСТАВИЛИ к государственным наградам.

Летом в дачном доме оставляли ОДИНАРНЫЕ рамы.

ОДИНОКИЕ люди нередко прячутся в мире собственных фантазий.

Напряжённость, агрессия, НАЛИЧНОСТЬ конфликтов в семье негативно сказываются на детях.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

ОТТУДОВА

килограмм абхазских МАНДАРИНОВ

опытные ИНЖЕНЕРЫ

пара НОСКОВ

ДЕВЯНОСТА рублями

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Собирая грибы, в осеннем лесу было сыро и холодно.

2) Метеоцентр сообщает о приближении из Японского моря циклона и что тёплой погоды больше не будет.

3) Замечено, что те, кто в детстве проводили больше времени не дома, а под открытым небом, реже становятся близорукими.

4) Не спеша работая вёслами и прислушиваясь к замирающиму звону, мы говорили о путешествии в Савойю.

5) Благодаря усилий старого директора музей вошёл в тройку лучших музеев Москвы.

6) На картине В.Э. Борисова-Мусатова «Весне» тонко передано состояние природы.

7) Крупные хлопья снега белыми ватными клочьями закружились, плясали в тяжёлом влажном воздухе.

8) В "Сорочинской ярмарке", написанную Н.В. Гоголем, воссоздан колорит Малороссии.

9) Листая страницы великих произведений русской литературы, понимаешь, что до какой степени высокое место занимают среди них романы Л.Толстого.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выр..стающий

укр..титель

к..саться

к..мпаньон

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..образ, н..илучший

пр..обретенье, пр..светлый

в..лелеять, обе..кровленный

вз..скательный, по..сковый

п..догреть, нед..есть

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

налаж..вать

сбивч..вый

откле..ваться

караул..вший

стержн..вой

11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

Поищ..м щенка

овца щипл..т траву,

неопису..мая радость

увид..шь друга,

непромока..мый плащ

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

Герой, (не) навидя рабство, пытается изменить отношения между людьми.

(Не) понятное правило трудно запомнить.

Ещё видны остатки (не) растаявшего снега.

Так и (не) появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей.

(Не) высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.

13 . Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И) ТАК, подытожим всё сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА) КОНЕЦ, лучший наряд земли.

Надо было дождаться Семёнова во ЧТО (БЫ) то ни стало, (ПО) ТОМУ что его приезд решал многое.

Небо хмурилось ТАК (ЖЕ) , как и вчера, море штормило, (ПО) ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

(В) ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ) ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

Матрёна Филимоновна (ТОТ) ЧАС сошлась с приказчицей и в ПЕРВЫЙ(ЖЕ) день пила с нею и с приказчиком чай под акациями и обсуждала дела.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Некоторые картины художника Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Пришли долгие и серые осенние будни и незаметно растворили в себе воспоминания о лете.

2) Специалистов-водителей постоянно не хватало как в тылу так и на фронте.

3) В доме Эренбургов и люстры и зеркала и даже кухонный стол были произведениями искусства.

4) Станислав не расслышал вопроса или не захотел на него отвечать.

5) Много желал да ничего не поймал.

16. Расставьте знаки препинания:

В прошлом году (1) роясь в домашнем архиве (2) я случайно напал на довольно объемистую связку писем (3) перевязанных голубой тесьмой (4) и решил прочесть их.

17 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Грамматика (1) по мнению учёных (2) является средством выражения мысли. А уметь наилучшим образом выражать свои мысли и понимать чужие нужно (3) бесспорно (4) каждому человеку, независимо от его специальности и профессии.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В своих пьесах Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный момент истории.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине … : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

(8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

– (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.

– (15)Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:

– (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.

(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)Я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

(33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

(По М. Худякову)

20. Какое слово должно быть на месте пропуска в предложении 7?

1) равнодушия

3) ненависти

4) недоумения

21 . Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 27 – 30?

1) рассуждение

2) описание и рассуждение

3) повествование и описание

4) повествование

22. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 1 2) 9 3) 22 4) 23

23. Среди предложений 22 – 25 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

«Герой М. Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. А__________ («нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров … нёс меня» в предложениях 1, 13, 31; «помню» в предложении 5) и такое синтаксическое средство, как Б__________ (предложения 3 – 4), в сочетании со сравнительными оборотами задают тревожно-напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивают В__________ («спас» – «предал» в предложении 32), а Г__________ «сердце кровоточит» (предложение 33) передаёт потрясение героя».

Список терминов:

1) контекстные антонимы

2) метафора

3) риторический вопрос

4) парцелляция

5) эллипсис

6) градация

7) экспрессивно окрашенное слово

9) лексический повтор

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту

Вариант 21

Ободрить

Укротитель

Подогрет недоесть

Стержневой

Не появившийся

Итак наконец

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня... (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине недоумения: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

(8)Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

- (14)Серёнь, брось меня! - шептал я сухими губами.

- (15)Нет! - хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете... (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем,

я сказал Серёжке:

- (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.

(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)И я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27)3ачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

(33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

(По М. Худякову)

Показать текст целиком

Что такое предательство? В чем оно может заключаться?Этими вопросами задается М. Худяков, автор прочитанного мною текста.

Рассуждая над поставленными вопросоми, автор повествует об истории двух тринадцатилетних мальчиков. Два друга отправились на рыбалку, один из них случайным образом поранил ногу. Серёжа Леонтьев нёс раненого друга восемь километром на себе до больницы. Изнемогая от слабости, раненый мальчик попросил друга передать Гальке Коршуновой, что любит ее. Серёжа совершил героический поступок, не оставив друга в беде, но к сожалению, он оказался и предателем, так как рассказал всей школе о признании своего друга. Герой не может понять: почему, совершив геройский поступок, Серёжа потом его предал? Этот случай заставил задуматься автора о том, что такое предательство.

Авторская позиция заключается в том : предательство-худшее качество человека. Душевные раны намного больнее физических. В связи с предательским поступком Серёжи Леонтьева по отношению к своему другу, героизм мальчика остался в тени .

В романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин Алексей Иванович- подлый и бесчестный человек. Доя него предать тов

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2

Views: 26405

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине … : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

(8)Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

-(14)Серёнь, брось меня! - шептал я сухими губами.

-(15)Нет! - хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя

раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:

-(20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой!

(21)Скажи ей, что я её любил.

(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)И я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27)3ачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

(3)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

(По М. Худякову*)

*Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936) - историк, археолог, фольклорист, автор ряда этнографических и археологических очерков по истории тюркских и финно-угорских народов.

Предательство. В чём оно может заключаться? Именно эту проблему поднимает М.Г. Худяков в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор текста вспоминает пример из жизни тринадцатилетнего мальчика и рассказывает о том, как он сильно порезался на рыбалке, и друг нёс его на себе «восемь тысяч метров по раскалённой земле». Как показывает М.Г. Худяков, раненый мальчик, изнемогая от слабости, попросил друга передать Гальке Коршуновой, что влюблён в неё. Автор с нескрываемым волнением говорит о том, что в итоге об этом узнала вся школа. Как подчёркивает историк, все смеялись над мальчиком, как только видели его. И герой до сих пор страдает от этого случая, как видно из предложения 3. С одной стороны, друг спас его, отнеся домой, с другой – предал, так как раскрыл всем чужую тайну. Друга просили передать привет и любовное признание только Гальке Коршуновой, но узнали об этом все.

Автор прямо не выражает свою точку зрения относительно поставленной проблемы, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что М.Г. Худяков убеждён: предательство может заключаться в самовольном раскрытии чужой тайны.

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним автобиографическое произведение А. Швейцера «Жизнь и мысли», в котором рассказано о том, как герой ещё в раннем детстве познал боль, полученную от предательства. Мальчику чем-то не понравилась новая учительница фройляйн Гогель, и он назвал её калекой, не понимая, что означает это слово. Ему казалось, что слово «калека» выражает сильную неприязнь к кому-то. И по секрету герой рассказал другу о том, что фройляйн, по его мнению, калека, и попросил никому об этом не говорить. Друг пообещал, что не скажет. Но вскоре они поссорились, и друг выдал главного героя, что причинило последнему страшную боль. Автор считает этот случай самым болезненным из всех, которые у него были. Всё потому, что друг обманул его доверие, нарушил своё обещание. Герой искренне верил ему, но оказалось, что напрасно… Таким образом, самовольное разглашение тайны друга является предательством.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: раскрытие чужой тайны может быть очень страшным предательством. Вспомним рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». В этом произведении главный герой Андрей Соколов, попав в плен к фашистам, стал свидетелем неприятного разговора. Солдат по фамилии Крыжнев хотел выдать немцам взводного как коммуниста, чтобы спасти свою жизнь. Вне всяких сомнений, Крыжнев – предатель, а предательство заслуживает самого жестокого наказания. Именно к такому выводу пришёл Андрей Соколов и придушил Крыжнева. В данном случае провозглашение чужой тайны являлось изменой Родине – одним из самых страшных предательств, какие только есть на свете. Следовательно, раскрытие чужого секрета может быть очень серьёзным предательством.

В заключение ещё раз подчеркну: самовольное провозглашение чужой тайны действительно является предательством, ведь это обман доверия того, кто доверился. А предательство заслуживает всеобщего порицания.

Подготовка к написанию сочинения по тексту М.Худякова с учётом требований к заданию С с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку. 11 класс.

Цели:

подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;

формировать умения и навыки строить текст с учётом требований к заданию С ЕГЭ по русскому языку; обобщить и закрепить знания о стиле и типе речи; совершенствовать навыки построения связного монологического высказывания, способность развивать речемыслительные деятельности учащихся;

формировать умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения; воспитывать чувство ответственности.

Средства обучения: текст по Худякову, толковый словарь И.С.Ожегова, русско-татарский словарь, слайды с высказываниями выдающихся людей о дружбе, план разбора текста.

Метод: аналитическая беседа.

Тип урока: совершенствование и углубление знаний и умений по написанию сочинения-рассуждения.

Эпиграф:

Текст - объект для исследования и мышления.

М. Бахтин

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

3. Вступительное слово учителя:

- Сегодня очередной урок развития речи, задачей которого будет поработать над текстом и написать сочинение-рассуждение. По определению известного филолога М. Бахтина текст «является объектом для исследования и мышления». (Чтение эпиграфа)
Итак, мы с вами должны проанализировать текст М.Худякова. Материал для работы на столах. Внимательно прочитаем текст.

Исходный текст:

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках.(4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках.(6) Но всё ровно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине.
(8)Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву.(9) Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10) Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге.
(11) Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег.(12) Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
- (15) Нет! - хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете…(19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю почему, я сказал Серёжке:
- (20) Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.
(22)Серёжа, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.
(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)Я сделался посмешищем всей школы. (26) Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.
(33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: »Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

Прежде проведём словарную работу:

- Трясина.
- Тщедушно.
- Конвульсия.
- Цепенеть.

- О чём этот текст?
- О дружбе.
- О детстве,
- О предательстве друга,
- Об обиде, которая перешла в боль.
- О ране, которая может быть сделана словом…

- Какое впечатление произвёл на вас текст?
- Текст заставил задуматься о том, что секреты и тайны друга надо хранить.
- Совершил подвиг ради друга, то не надо его разглашать.
- Слово может ранить сильнее, чем оружие.

- Действительно. Потерять закадычного друга - большая потеря. Но скажите мне, как вы понимаете значение этого слова?
- Закадычный друг - это самый близкий друг,
- Он готов ради тебя на всё,

Прочитаем отрывок из текста (предложения № 8-21)

- Ребята, а что вы лично вкладываете в такие понятия, как «друг», «дружба»?
- Мой друг - это близкий мне человек, которому я могу доверить свои тайны, даже самые сокровенные, о которых я не говорю и родителям,
- Мой друг приходит ко мне на выручку, когда надо, может пожертвовать собой…
- На дом дано было задание: подготовить пословицы о дружбе. Послушаем их (
Приложение 1 , слайд 6)

1 группа:

Друзей много, а друг бывает один.

Друга на деньги не купишь.

2 группа:

Друг не испытанный - что орех не сколотый.

Друга ищи, а найдёшь - береги.

3 группа:

Дружба что стекло: сломаешь - не починишь.

Дружбу водить - себя не щадить.

Старый друг лучше новых двух.

- Мы с вами увидели, что говорит о таких моральных категориях, как друг и дружба, народная мудрость. В самой мудрой книге о дружбе написано: «Верный друг - крепкая защита: кто нашёл его, нашёл сокровище. Верному другу нет цены и нет меры доброте его» (Сирах)

- Другая группа должна была составить ассоциогрмму слову «дружба» ( Приложение 1 , слайд 7)

Выдающиеся люди всех времён и народов тоже размышляли над тем, что такое дружба и кто такой настоящий друг. Послушайте некоторые высказывания:
( Приложение 1 , слайд 8)

Блажен тот, кому повезёт с верным другом. (Менандр, поэт-комедиограф )

Потерять друга - величайшая из потерь. (Публилий Сир, поэт)

Без истинной дружбы жизнь - ничто. (Цицерон, политический деятель, оратор, поэт)

Помни, друг: трудней найти друга, нежели подругу. Измена другу - преступление. Без оправданья, без прощенья. (Лопе де Вега, испанский драматург)

Сам погибай, а товарища выручай (А.В.Суворов)

Слайды с высказываниями проецируются на экране. Читают учащиеся.

Комментарий проблемы . О чём текст? Как вы поняли содержание? (излагает краткое содержание)
- Серёжка Леонтьев, нес на спине своего друга восемь километров. Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. Свистят пули, рвутся снаряды. Он донёс друга до больницы. По дороге тот рассказал о своей тайне. А на следующий день, когда друг пришёл в школу, то узнал, что его тайну знают все. С этого момента он стал замкнутым и застенчивым. А друга своего считал предателем. Теперь прошло много лет, но это событие до сих пор мучает его.

- Ребята, что мы может сказать о первом поступке Серёжи, каким он предстал перед вами?
- Первый его поступок вызывает наше уважение, он герой, который совершил подвиг.
- Но второй поступок Серёжи заставляет нас задуматься. Он огласил всей школе его просьбу передать привет девочке, из-за чего он стал посмешищем всей школы.
- Ваша оценка по поводу этого поступка Серёжи?
- Он поступил неправильно. Второй поступок его не красит.
- То есть в начале рассказа мы видим крепкую, верную дружбу, которая последовательно превращается в предательство.
- Какой вопрос больше всего волнует автора, вызывает его размышление?
- Вопрос сложности и противоречивости человеческих поступков.
- Таким образом, какую проблему затрагивает автор?

- Проблему сложности и противоречивости человеческих поступков.
- Следующая проблема, затронутая автором в тексте?
- Проблема предательства.
- Какова позиция автора по этой проблеме
-
Жизнь, как и человеческие отношения, сложна. Один и тот же человек может оказаться способным и на героический поступок, и на предательство.
- Теперь нам предстоит высказать своё мнение по этому поводу. Вы можете согласиться или не согласиться с мнением автора. Ваши суждения, прошу.

Нужно привести не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Что можно считать жизненным опытом, а что - читательским?

Обратимся к таблице, вывешенной на доске.

- Какие можете привести аргументы? (Рассказы учащихся)
- Мы обладаем литературой, так много сказавшей о человеческих ценностей. Каких героев можем привести из художественной литературы?
- В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин самое низкое лицо. Сначала из мстительности оскорбляет честь девушки Маши Мироновой. При каждом удобном случае клевещет на всех, спасая свою шкуру. А этот поступок, когда он доносит отцу Гринёва о поединке, вызывает только презрение к нему. Нам известно, что Гринёв получил в детстве должное воспитание, потому для него важно соблюдать такие понятия, как честь и совесть. А Швабрин, видимо, (нам о его детстве ничего не известно), не усвоил этих понятий.

- Сегодня на уроке мы с вами говорили о таких проблемах, которые актуальны в нашем современном мире. Из всего, о чем мы говорили, можно сделать вывод, что найти настоящего друга сложно. А если ты нашёл, то береги его.

Домашнее задание: дописать сочинение - рассуждение, проверить по критериям ЕГЭ и поставить приблизительный балл (карандашом)

Для учащихся каждому на парту.

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять.

(7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине … : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

(8)Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь.

(13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

- (14)Серёнь, брось меня! - шептал я сухими губами.

- (15)Нет! - хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:

- (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.

(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)И я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал. (33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

(По М. Худякову)

Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936) - историк, археолог, фольклорист, автор ряда этнографических и археологических очерков по истории тюркских и финно-угорских народов.

Проблемы:

дружба

предательство

грань между дружбой и предательством

Проблема бережного отношения к чувствам людей. Почему душевные раны так страшны для человека?

1. Введение

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что скрывается за тем или иным поступком и какие последствия он может иметь в вашей или чьей-то жизни? На мой взгляд, эти вопросы касаются каждого из нас.

2. Постановка проблемы

предательство

грань между дружбой и предательством

Проблема бережного отношения к чувствам людей. Почему душевные раны так страшны для человека?

Именно о человеческих поступках размышляет М.Худяков, поднимая проблему невозможности однозначного их объяснения.

3. Комментарий к проблеме

Автор, очевидно, опирается на свой жизненный опыт, описывая случай, произошедший на рыбалке с ним и его другом, вернее бывшим другом. Поступки последнего рассказчику очень сложно объяснить: сначала тот спасает главного героя, а затем выставляет на посмешище перед всей школой, рассказав о тайне, доверенной в экстремальной ситуации. Случай из далёкого детства до сих пор волнует героя. Действительно, как объяснить поступок Серёжки Леонтьева: спас или предал? Почему, совершив в общем-то геройский поступок, он потом совершает подлость?

Худяков считает, что в подобной ситуации невозможно разобраться в истинных причинах, мотивах поступка. …Мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь», - пишет он.

5. Ваша позиция

6. Литературный аргумент

Каждый из нас совмещает в себе положительные и отрицательные начала, и неизвестно, какое станет доминирующим в определённый момент. Так, Родион Раскольников, герой романа Ф.М. Достоевского, подчиняясь порыву души, отдаёт свои последние деньги семье Мармеладовых, незадолго до этого совершив убийство старухи-процентщицы.

7. Любой другой аргумент

Любимые герои Толстого - люди, которые путаются, ошибаются, не всегда понимают, почему они совершают те или иные поступки. Вспомним Пьера Безухова («Война и мир»), который спрашивает сам себя, как он мог произнести слова любви Элен.

8. Заключение

Да, мы разные, и наши поступки - отражение нашей сущности, которая часто противоречива.

Значит, всегда останутся вопросы, над которыми мы будем ломать голову. Хотя, как заметил М.Худяков, это тоже проблематично: «мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!