Герой ссср биография. Иван морозов - герой ссср - биография

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Герой Советского Союза - почётное звание, высшая степень отличия в СССР за заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига. Учреждено Постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР от 16 апреля 1934 г., присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР (с марта 1990 г. - Президентом СССР).

Первоначальное награждение Героя Советского Союза отмечалось вручением высшей награды СССР - ордена Ленина и особой грамоты ЦИК СССР (с 1937 г. - грамоты Президиума Верховного Совета СССР).


Грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Герой Советского Союза

Для особого отличия граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 г. была учреждена золотая медаль «Герой Советского Союза», имеющая форму пятиконечной звезды с надписью на реверсе: «Герой СССР». Устанавливалось, что медаль вручается вместе с орденом Ленина. При присвоении этого высокого звания во второй и третий раз награждение предусматривалось только медалью, орден Ленина при этом не вручался.

В ознаменование подвигов дважды Героя Советского Союза, а также Героя Советского Союза, которому присвоено звание Героя Социалистического Труда, на родине награждённого устанавливался его бронзовый бюст.


Золотая Звезда Героя Советского Союза и орден Ленина, вручаемые вместе с присвоением звания

В Постановлении Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1988 г. «О совершенствовании порядка награждения государственными наградами СССР» указывалось, что повторное награждение Героя Советского Союза медалью «Золотая Звезда» не осуществляется, а бронзовые бюсты при жизни героев не устанавливаются.

Первыми Героями Советского Союза стали семь полярных лётчиков: А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнёв, М.В. Водопьянов, И.В. Доронин. Они были удостоены этого почётного звания за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин» 20 апреля 1934 г. В этом же году за установление мирового рекорда в дальности полёта Героем Советского Союза стал лётчик-испытатель М.М. Громов, а спустя два года - лётчики , и . В 1938 г. высшей степени отличия были удостоены первые женщины-лётчицы - В.С. Гризодубова, П.Д. Осипенко и М.М. Раскова.


Первые Герои Советского Союза (слева направо): С.А. Леваневский, В.С. Молоков, М.Т. Слепнев, Н.П. Каманин, М.В. Водопьянов, А.В. Ляпидевский, И.В. Доронин. 1934 г.

Среди награждённых в 1930-е годы было немало исследователей Арктики. Наибольшую известность из них получила четвёрка полярников: начальник научно-исследовательской станции «Северный полюс» (СП-1) И.Д. Папанин, радист Э.Т. Кренкель, океанограф П.П. Ширшов и астроном-магнитолог Е.К. Фёдоров.

Первое присвоение звания Героя Советского Союза за воинские подвиги состоялось 31 декабря 1936 г. Этой награды были удостоены 11 командиров Красной Армии — участников гражданской войны в Испании. Среди воинов-интернационалистов того времени прославились лейтенант С.И. Грицевец и майор Г.П. Кравченко, получившие затем в боях на Халхин-Голе (август 1939 г.) вторую Золотую Звезду. Они стали первыми дважды Героями Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1938 г. за боевые заслуги и воинскую доблесть 22 командира и 4 красноармейца были удостоены звания Героя Советского Союза.

В целом, с апреля 1934-го по апрель 1941 г. высшей степени отличия удостоились 626 человек. В том числе, за боевые подвиги при оказании интернациональной помощи в Китае - 14 человек, Испании - 59 человек, за героизм, проявленный при защите государственной границы у озера Хасан, - 26, на р. Халхин-Гол - 70, в ходе Советско-финляндской войны 1939 - 1940 гг. - 412 человек, а также 45 лётчиков и авиационных штурманов, учёных и исследователей Арктики и Дальнего Востока, участников высокоширотных экспедиций. За этот период пять человек были удостоены звания Героя Советского Союза дважды.

В годы Великой Отечественной войны первыми - 8 июля 1941 г. звания Героя Советского Союза были удостоены лётчики 158-го истребительно-авиационного полка 7-го истребительного корпуса противовоздушной обороны М.П. Жуков, С.И. Здоровцев, П.Т. Харитонов, совершившие тараны фашистских самолётов на подступах к Ленинграду. Только за первый период войны высокое звание Героя Советского Союза заслужили свыше 600 человек.

Сокрушительные удары Красной Армии по гитлеровским войскам , сопровождались примерами массового героизма и самоотверженности советского народа. В феврале 1943 г. на весь мир прозвучало имя гвардии рядового А.М. Матросова. Все крупнейшие военные операции второго периода сопровождались примерами мужества и отваги. В это время более 3650 советских воинов и 30 партизан и подпольщиков были удостоены звания Героя Советского Союза.

Свыше 7 тыс. новых Героев Советского Союза пришли к своей славе и бессмертию в течение третьего периода Великой Отечественной войны, а более 2800 из них удостоены высокого звания за подвиги, совершённые при окончательном освобождении советской земли.

Высокой оценки заслужило мужество советских воинов, отличившихся при выполнении великой интернациональной миссии по освобождению народов Европы от немецко-фашистского рабства.

Не менее яркими примерами в героическую летопись вписаны события апофеоза войны - Берлинской операции. Взятие Зееловских высот, форсирование Одера и Шпре, ожесточённые сражения на улицах Берлина и штурм рейхстага стали новыми ступенями восхождения к массовому героизму советских воинов. Самоотверженность советских людей выливалась в подвиги не только отдельных лиц, но и целых отделений, экипажей и подразделений (взвод гвардии лейтенанта П.Н. Широнина, подвиг 68 участников под командованием и многие другие). Геройскими становились и семьи: брат и сестра Космодемьянские, братья Игнатовы, Курзенковы, Лизюковы, Луканины, Паничкины, Глинки, дядя и племянник Городовиковы…

Несколько раз высокого звания Героя Советского Союза удостоены прославленные полководцы и видные военачальники. Четырежды был награждён Маршал Советского Союза . Дважды - Маршалы Советского Союза , П.К. Кошевой, И.И. Якубовский, Адмирал Флота Советского Союза , главные маршалы авиации - , П.С. Кутахов, А.И. Колдунов, генералы армий - , А.П. Белобородов, и др.

Всего за героические подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 600 человек, 115 из них - дважды, а двое - впоследствии маршалы авиации А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб - трижды. Трех Золотых Звёзд был удостоен и легендарный командарм 1-й Конной армии времен Гражданской войны, георгиевский кавалер и Маршал Советского Союза . Маршал Победы - Маршал Советского Союза Г.К. Жуков звания Героя Советского Союза впервые был удостоен в 1939 г. за руководство операцией по окружению и уничтожению группировки японских войск в районе реки Халхин-Гол, а четвертой Золотой Звездой награжден в декабре 1956 г.


Трижды Герои Советского Союза Маршал Советского Союза Г.К. Жуков (в центре), генерал-майоры авиации А.И. Покрышкин (слева) и И.Н. Кожедуб (справа) на территории Кремля в дни работы сессии Верховного Совета СССР. Москва, ноябрь 1957 г.

Среди Героев Советского Союза представители более 60 национальностей и народностей СССР. В их числе 88 женщин. Звание Героя Советского Союза было присвоено и ряду иностранных граждан, отличившихся в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Герои Советского Союза - представители более 60 национальностей

Русские 8182 Литовцы 15 Дунгане 4 Балкарец 1
Украинцы 2072 Таджики 14 Лезгины 4 Вепс 1
Белорусы 311 Латыши 13 Немцы 4 Даргинец 1
Татары 161 Киргизы 12 Французы 4 Испанец 1
Евреи 108 Коми 10 Чеченцы 3 Кореец 1
Казахи 96 Удмурты 10 Якуты 3 Куман 1
Грузины 91 Карелы 9 Алтайцы 2 Курд 1
Армяне 90 Поляки 9 Болгары 2 Молдаванин 1
Узбеки 69 Эстонцы 9 Греки 2 Нанаец 1
Мордвины 61 Калмыки 8 Карачаевцы 2 Ногаец 1
Чуваши 44 Кабардинцы 7 Кумыки 2 Сван 1
Азербайджанцы 43 Адыгейцы 6 Лакцы 2 Тувинец 1
Башкиры 39 Чехи 6 Хакасы 2 Цыган 1
Осетины 32 Абхазы 5 Черкесы 2 Эвенк 1
Марийцы 18 Аварцы 5 Финны 2
Туркмены 18 Буряты 5 Ассириец 1

В послевоенные годы подвиги советского народа были связаны с освоением новейшей боевой техники, мирным проникновением в космос, защитой государственных интересов и границ, выполнением интернационального долга. Среди лётчиков-испытателей, стоявших у истоков развития советской реактивной авиации, были Герои Советского Союза Г.Я. Бахчиванджи, М.И. Иванов, М.Л. Галлай, И.Е. Фёдоров, И.Т. Иващенко, Г.А. Седов, Г.К. Молосов и многие другие. Из биографии одного из них, П.М. Стефановского известно, что за свою 30-летнюю службу в авиации он освоил 317 типов самолётов и совершил 13,5 тыс. полётов.

Первым Героем Советского Союза атомного подводного флота стал командир подводной лодки «Ленинский комсомол» капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко. За покорение этой же субмариной Северного полюса в начале 1960-х годов контр-адмирал А.И. Петелин, капитан 2 ранга Л.М. Жильцов, инженер-капитан 2 ранга Р.А. Тимофеев тоже были удостоены звания Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. за успешное выполнение группового трансокеанского перехода в подводном положении из губы Западная Лица (Мурманская обл.) в бухту Крашенинникова (Камчатка) через мыс Горн (Южная Америка) группа советских подводников: контр-адмирал А.И. Сорокин, капитаны 2-го ранга В.Т. Виноградов, Л.Н. Столяров, Н.В. Усенко, была удостоена звания Героя Советского Союза.

12 апреля 1961 г. весь мир узнал имя советского гражданина офицера , совершившего орбитальный полёт вокруг Земли. За последующие четверть века в космосе побывали 60 советских космонавтов. Все они - Герои Советского Союза, а более половины из них этого звания удостоились дважды.


Встреча первых Героев Советского Союза с космонавтами. Сидят: М.В. Водопьянов, М.Т. Слепнев, Н.П. Каманин, А.В. Ляпидевский, В.С. Молоков. Стоят: В.Ф. Быковский, Г.С. Титов, Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, А.Г. Николаев, П.Р. Попович

Беззаветная преданность Родине и в мирное время выдвигала из числа военнослужащих новых Героев Советского Союза. Среди них проявившие мужество и отвагу при защите государственной границы СССР в районе острова Даманский офицеры Д.В. Леонов, И.И. Стрельников и В.Д. Бубенин, младший сержант Ю.В. Бабанский. Навечно вписали себя в героическую летопись страны и воины, выполнявшие интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан. В их числе полковники В.Л. Неверов и В.Е. Павлов, подполковник Е.В. Высоцкий, майор А.Я. Опарин, капитан Н.М. Акрамов, старший лейтенант А.И. Демаков, гвардии рядовой Н.Я. Анфиногенов и многие другие. Всего за годы войны в Афганистане высокого звания Героя Советского Союза были удостоены 86 военнослужащих.

Многие военачальники в мирное время за большой вклад в строительство и укрепление Вооружённых Сил СССР, повышение уровня их боевой готовности были удостоены высшей степени отличия. Звания Героя Советского Союза получили: Маршалы Советского Союза , П.Ф. Батицкий, С.К. Куркоткин, В.И. Петров, ; генералы армии А.Л. Гетман, А.А. Епишев, М.М. Зайцев, Е.Ф. Ивановский, П.И. Ивашутин, П.Г. Лушев, Ю.П. Максимов, И.Г. Павловский, И.Н. Шкадов; адмиралы флота Г.М. Егоров, В.А. Касатонов, В.Н. Чернавин; генерал-полковник А.С. Желтов и другие.

После распада СССР звание «Герой Советского Союза» было упразднено. Вместо него 20 марта 1992 г. в России было учреждено звание «Герой Российской Федерации», также присваиваемое за выдающиеся подвиги. В настоящее время Герои Советского Союза имеют те же права, что и Герои Российской Федерации.

Чем похожи и в чем различны судьбы советских летчиков, первыми получивших высшее почетное звание СССР


Первые Герои Советского Союза - семь человек - были, что закономерно, летчиками. В молодой Советской России, изо всех сил стремящейся войти в число лидеров индустриального мира, отношение к авиации было особым. Она стала для довоенного СССР тем же, чем космонавтика - для послевоенного: романтической мечтой об освоении нового жизненного пространства. Ведь и сама страна была во многом попыткой воплотить в реальность мечту о новой, прежде неизвестной жизни. Так где еще бредить небом, как не в таком мире?!

Такой же романтической мечтой, лишь немного уступающей мечте о небе, была идея освоения морских пространств, а кульминацией, одновременным воплощением обеих этих идей являлась работа по освоению русского Севера. И в том, что первыми Героями Советского Союза стали летчики именно полярной авиации, спасавшие участников самой дерзкой полярной экспедиции первой половины 1930-х, нет совершенно ничего странного. Напротив, было бы удивительно, если бы получилось иначе, если бы первыми стали не пилоты, вывозившие на Большую землю экипаж и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин».

Семеро героев челюскинской эпопеи

Величайшего героизма, ради которого была учреждена высшая награда СССР, не было бы без величайшей катастрофы. Ею стал первый и последний рейс парохода «Челюскин». 11 марта 1933 года он был спущен на воду под именем «Лена», 19 июня переименован в «Челюскин» в честь легендарного русского исследователя Севера Семена Челюскина, а 16 июля отправился в поход по Северному морскому пути.

«Челюскину» предстояло за одну навигацию пройти от Мурманска до Владивостока - будущего порта приписки - и тем самым доказать, что подобные походы возможны. Пусть не в одиночку, а с поддержкой ледоколов, но возможны. Для набирающей промышленные обороты страны это было важно: Северный морской путь экономил существенные силы и средства на доставке грузов на Дальний Восток. Увы, экспедиция фактически доказала обратное: без серьезной ледокольной поддержки и без специально построенных для Арктики судов рассчитывать на успех в течение одной навигации невозможно.

23 сентября 1933 года, через два месяца плавания, «Челюскин» окончательно затерло льдами, а 13 февраля 1934 года льды раздавили пароход, и он в течение двух часов затонул. Но жертвой катастрофы стал один-единственный человек. Завхоз экспедиции Борис Могилевич, сходивший с судна в числе последних (вместе с капитаном Владимиром Ворониным и начальником экспедиции Отто Шмидтом), был раздавлен сорвавшимся с креплений палубным грузом. Еще 104 человека успели благополучно высадиться на лед со всем необходимым для зимовки оборудованием и стали ждать помощи с Большой земли.

Было совершенно ясно, что единственный способ быстрой эвакуации челюскинцев - это снять их самолетами. Отправлять на помощь другой пароход было бессмысленно: долго и нет гарантии, что он успеет дойти раньше, чем под зимовщиками начнет ломаться лед. Чтобы гарантировать успех спасательной операции, к полетам привлекли семерых самых опытных пилотов только-только возникшей полярной авиации: Михаила Водопьянова, Ивана Доронина, Николая Каманина, Анатолия Ляпидевского, Сигизмунда Леваневского, Василия Молокова и Маврикия Слепнева - будущих первых Героев Советского Союза.

Первые 12 человек были эвакуированы 5 марта на самолете АНТ-4 Анатолием Ляпидевским. Второй раз добраться до челюскинцев удалось лишь 7 апреля, и в течение шести дней 24 рейсами все зимовщики были вывезены на Большую землю, в чукотский поселок Ванкарем. Эвакуация закончилась 13 апреля. Через три дня Верховный совет учредил новую высшую награду СССР - звание Героя Советского Союза, а еще через четыре дня, 20 апреля, она была вручена семерым летчикам-полярникам. Каждый из них заслуживает пусть короткого, но отдельного рассказа - в том порядке, в каком всем семерым вручалась грамота о присвоении высшей степени отличия.

Самый первый: Анатолий Ляпидевский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 1)

Анатолий Ляпидевский, удостоившийся самой высокой чести - быть первым среди первых Героев Советского Союза, был одним из самых молодых (моложе него, и то всего на год, только Каманин) участников легендарной семерки. В авиацию он пришел в 1927 году, окончив Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем и Севастопольскую военную школу морских летчиков.


Анатолий Ляпидевский. Фото: рervye-geroi.ru

В апреле 1933 года уволенный в запас Ляпидевский перешел на работу в гражданскую авиацию. Сначала летал рейсовым пилотом на Дальнем Востоке, а потом попросил о переводе в только что организованное Управление воздушной службы Главного управления Севморпути - полярную авиацию. Меньше, чем через год, после 29 неудачных вылетов в пургу и метель 5 марта 1934 года Анатолий Ляпидевский стал первым из летчиков спасотряда, которому посчастливилось найти челюскинцев и приземлиться на крохотный участок ровного льда, расчищенный зимовщиками: всего 150 на 450 метров!

Летчик и не предполагал, что этот первый рейс, за который он эвакуировал изо льдов всех десятерых женщин и двоих детей - всех, так сказать, «слабых» зимовщиков, - станет для него и последним в эпопее. При подготовке ко второму полету к челюскинцам самолет Ляпидевского во время перелета из Уэлена в Ванкарем, где располагался штаб спасательной операции, совершил вынужденную посадку во льдах, подломив стойку шасси. Спасли экипаж чукчи, увидевшие садящийся самолет. Его удалось отремонтировать и поднять в небо только 25 апреля. Так что о том, что он стал первым в Героем Советского Союза, Ляпидевский узнал с опозданием на пять дней: после аварийной посадки не работала рация.

Самый молодой: Николай Каманин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 2)

Второй Герой Советского Союза был самым младшим из «великолепной семерки». Чтобы в 1927 году стать курсантом Ленинградской военно-теоретической школы ВВС, Каманину пришлось слукавить и прибавить себе лишний год. Ему поверили, и мечта владимирского мальчишки о небе начала сбываться. Год спустя Каманин окончил школу в Ленинграде и поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, а с 1929 года начал службу в легкобомбардировочной авиации на Дальнем Востоке. И за пять лет заработал себе такую отличную репутацию, что, когда из Москвы поступил приказ командировать с Дальнего Востока отряд военных летчиков для участия в спасении челюскинцев, других кандидатур, кроме Каманина, и не было.


Николай Каманин. Фото: airaces.ru


Отряд летчиков, куда вошел и Василий Молоков, на легких бомбардировщиках Р-5 добирался до Ванкарема полтора месяца! Сопротивлялось все: и погода, и не подготовленная к эксплуатации в полярных условиях техника… Только люди не подводили. В итоге, потеряв два самолета, отряд Каманина долетел до Ванкарема и с 7 апреля приступил к эвакуации челюскинцев. В первый день Каманин с Молоковым вывезли из лагеря на Большую землю шесть человек, сажая по три пассажира в кабину, где в обычное время размещался один летчик-наблюдатель. В общей сложности самому молодому из летчиков-героев удалось эвакуировать в Ванкарем 34 человека - это второй по результативности показатель среди всех семерых пилотов.

Самый результативный: Василий Молоков (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 3)

Армейскую службу Василий Молоков начал еще в Русском императорском флоте в 1915 году на Балтике, а после революции сумел совместить службу по призыву со службой по призванию, став механиком в морской авиации. В 1921 году Молоков окончил Самарскую школу морских летчиков и вернулся туда, где начинал службу, - на Балтику.


Василий Молоков. Фото: wikipedia.org


Спустя 10 лет он ушел в запас, работал пилотом на пассажирских линиях в Сибири, а в 1932 году стал одним из первых полярных летчиков. В 1933-м Молоков уже командует авиаотрядом в составе Управления воздушной службы Главного управления Севморпути, а в марте 1934 года, когда гибнет «Челюскин», получает предписание войти в состав отряда Николая Каманина. Участие Молокова, как вспоминал сам Каманин, серьезно помогло отряду: Молоков неплохо знал коварный характер Севера и умел летать в арктических условиях. Не случайно он стал самым результативным летчиком «великолепной семерки»: в общей сложности Молоков эвакуировал на своем Р-5 39 челюскинцев! Например, 11 апреля Молоков четырьмя рейсами вывез 20 человек - по пять за раз. Для этого ему пришлось сажать людей не только в кабину летчика-наблюдателя, но и в подкрылевые парашютные ящики - полутораметровые фанерные «сигары», где можно было только лежать, согнув колени.

Самый романтический: Сигизмунд Леваневский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 4)

Биография Сигизмунда Леваневского романтична даже для столь романтичного времени, как первые годы Советской России. Уроженец Санкт-Петербурга, поляк по крови, он в октябре 1917-го стал красногвардейцем и принял самое активное участие в революционных событиях. Потом была Гражданская война, борьба с бандитами в Дагестане и работа завхозом в воздухоплавательном отряде в Петрограде. Оттуда-то в 1923 году Леваневского и направили на учебу в Севастопольскую военную школу морских летчиков, в которую он… опоздал! Ему пришлось почти год проработать на привычной должности завхоза в той же школе, чтобы все-таки поступить на следующий год. Впрочем, школа об этом не пожалела: Леваневский быстро стал одним из лучших курсантов, а потом, после службы в линейных частях вернулся туда уже летчиком-инструктором.



Квалификация помогла Леваневскому в числе первых войти в состав пилотов Управления воздушной службы Главного управления Севморпути: он работал там с весны 1933 года. И совершенно логично, что его как опытного пилота привлекли к спасению челюскинцев. Но и тут романтическая биография Леваневского дала о себе знать. Он стал единственным из числа первых Героев Советского Союза, кто за время спасательной операции… не эвакуировал ни одного человека! В феврале 1934 года его вместе с летчиком Маврикием Слепневым и уполномоченным правительственной комиссии Георгием Ушаковым направили в США закупать недостающие многоместные самолеты Consolidated Fleetster. 29 марта 1934 года, в разгар спасоперации Слепнев на одном самолете и Леваневский с Ушаковым на другом вылетели из американского Нома в Ванкарем. Но долетел туда лишь Слепнев. Леваневский из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку, разбив самолет. Но он все-таки доставил руководителя операции к пункту назначения, хотя и пешком.

Из всех семерых первых Героев Советского Союза именно Леваневский не дожил даже до начала Великой Отечественной войны. Впрочем, и финал его биографии был более чем романтичным. 12 августа 1937 года он на самолете ДБ-А с экипажем из пяти человек отправился в трансарктический перелет Москва - Фербенкс. На следующий день самолет с бортовым номером Н-209 пропал, и тайна его исчезновения не разгадана по сей день…

Самый профессиональный: Маврикий Слепнев (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 5)

Профессию военного летчика Маврикий Слепнев начал осваивать раньше всех других членов «великолепной семерки» - в годы Первой мировой войны. Он был призван на службу еще в 1914 году, год спустя выпустился из школы прапорщиков, а в 1917 году окончил Гатчинскую летную школу и служил командиром авиаотряда в звании штабс-капитана. Впрочем, революцию Слепнев принял сразу и безоговорочно, участвуя в ней в качестве командира Красной гвардии Лужского района Петрограда.


Маврикий Слепнев. Фото: old-yar.ru

Потом были командные должности в только-только зарождавшемся Красном военно-воздушном флоте, а с 1925 года - работа в гражданском флоте с пребыванием в военном резерве (при регулярном выполнении чисто военных задач). С 1931 года Слепнев начал летать в Арктике: пилотом Управления воздушной службы Главного управления Севморпути он стал одновременно с Леваневским. Вместе их и отправили в США за девятиместными самолетами Consolidated Fleetster. Благополучно долетев из Нома в Ванкарем (попав в пургу, из-за которой начал обледеневать самолет, Слепнев, в отличие от Леваневского, не стал прорываться дальше, а вернулся и вылетел на следующий день), он в первый же рейс 3 апреля вывез из лагеря пятерых челюскинцев. А 12 апреля именно Слепневу доверили еще одну сложную задачу: доставить тяжело заболевшего Отто Шмидта из Ванкарема в аляскинский Ном и заодно вернуть домой авиамехаников Клайда Армстедта и Уильяма Лавери (первый был механиком на самолете Леваневского, второй - Слепнева, но оба летели на слепневской машине, поскольку на машине Леваневского летел начальник операции Ушаков).

Самый упорный: Михаил Водопьянов (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 6)

Михаил Водопьянов пришел в авиацию позднее всех остальных из «великолепной семерки». Впрочем, это как посчитать. Формально он только в 1928 году окончил летную школу «Добролета» (который позднее стал «Аэрофлотом»). Но еще в 1918 году Водопьянов, добровольцем пошедший в Красную армию, служил подвозчиком топлива в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец» в Липецке! А десять лет ушло на то, чтобы после демобилизации вернуться-таки к самолетам, так поразившим девятнадцатилетнего юношу из Липецка.


Михаил Водопьянов. Фото: warheroes.ru

После этого летная карьера Водопьянова уверенно шла в гору. Сначала - летчик «Добролета», участвовавший в борьбе с саранчой в Средней Азии, затем - первопроходец пассажирской трассы на Сахалин. С 1931 года - пилот летного отряда «Правда», доставлявшего матрицу главной газеты СССР в крупнейшие города, прежде всего за Урал. А потом был испытательный перелет Москва - Петропавловск-Камчатский, авария на Байкале и тяжелейшие травмы, после которых только на голове у пилота осталось 36 (!) швов. С такими ранениями не то что в спасатели, челюскинцев в гражданскую авиацию могли не взять! Но Михаил Водопьянов добился своего: его включили в состав участников спасоперации и поручили участвовать в перегоне тройки самолетов - двух ПС-3 и одного Р-5 - из Хабаровска в Ванкарем. Вместе с Водопьяновым летели пилоты Иван Доронин и Виктор Галышев, который командовал перелетом. Преодолев 6000 километров, тройка летчиков добралась до Анадыря, где у самолета Галышева отказал мотор. В Ванкарем прилетели только Водопьянов и следом за ним Доронин. За три полета к челюскинцам Водопьянов вывез 10 человек, доказав, что не зря настаивал на своем включении в состав отряда спасателей. Он же, кстати, был и участником последнего полета на льдину 13 апреля - вместе с Николаем Каманиным и Василием Молоковым.

Самый опытный: Иван Доронин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 7)

Как признавался своим товарищам по челюскинской эпопее сам Доронин, до 16 лет он, уроженец Саратовской губернии, «ни на поезде, ни на пароходе не ездил». Зато после шестнадцатилетия набрал свое с лихвой. По комсомольской путевке Иван отправился восстанавливать военный флот и оказался в Ленинграде - сначала на курсах морских техников, а потом и в военно-морском училище. Но вскоре променял один океан на другой: в 1924 году Доронин добился, чтобы его откомандировали в Егорьевскую авиационно-техническую школу, из которой его перевели в Севастопольскую военную школу морских летчиков.


Иван Доронин. Фото: wikipedia.org


Через пять лет Иван Доронин ушел из армии и начал работать гражданским пилотом, осваивая сибирские и дальневосточные трассы. Вернее, даже не столько осваивая, сколько прокладывая. В его послужном списке к 1934 году значились первый пролет по трассе Иркутск - Усть-Среднекан, а также участие в полярной экспедиции в Карском море. А в летной книжке было записано, что за девять лет работы Доронин налетал 300 000 километров без единой аварии!

Тем обиднее было ему, опытнейшему летчику, прорвавшемуся вместе с Михаилом Водопьяновым в Ванкарем из Хабаровска за 6000 километров, потерпеть аварию в первом же вылете к челюскинцам! И не по своей вине: при посадке лыжа самолета ПС-3, на котором летел Доронин, наткнулась на намерзший за ночь ледяной заструг, вильнула в сторону, ударилась о другой заструг и сломалась. Самолет бессильно замер прямо на ледяном аэродроме… Машину довольно быстро привели в порядок, но за время челюскинской эпопеи Доронин успел совершить всего один полет и вывезти двух человек. Это, впрочем, никак не повлияло на решение присвоить ему звание Героя Советского Союза - в числе других семерых героев.

Пять лет в ожидании «Золотой Звезды»

Указ о введении звания Героя Советского Союза не предусматривал никаких дополнительных знаков отличия, кроме грамоты ЦИК СССР о присвоении звания. Правда, первым Героям вместе с грамотой вручили и высшую на тот момент награду - орден Ленина. Через два года эта практика была утверждена указом только что избранного Верховного совета СССР, а еще через три года, в 1939-м, появился и собственный знак отличия звания Героя Советского Союза - медаль «Золотая Звезда». Поскольку к тому времени высшего отличия удостоились уже 122 человека, медали вручали, так сказать, задним числом, но строго придерживаясь очередности присвоения званий. Соответственно, медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена обладателю грамоты №1 - Анатолию Ляпидевскому, и далее по списку. Из участников «великолепной семерки» лично не смог получить награду только Сигизмунд Леваневский: к тому времени он уже два года числился пропавшим без вести.

Герой СССР - самое почетное звание, существовавшее в Советском Союзе. Его присуждали за выдающиеся подвиги, значимые заслуги во времена боевых действий, в качестве исключения могли присудить и в мирное время. Звание героя Советского Союза появилось в 1934 году.

Почетное звание

За время существования Советского Союза 12 777 человек получили звание Героя СССР. При этом иногда человек, удостоенный такой награды, ее лишался. Известно, что 72 человека были лишены ее за поступки, которыми в будущем опорочили это звание, также существуют 13 прецедентов, когда решение было отменено как необоснованное.

Героями СССР нередко становились неоднократно. Например, Покрышкин, Буденный и Кожедуб были удостоены его три раза, а Жуков и Брежнев - по четыре.

Интересно, что звание присваивали не только людям, но и городам. Так, после Великой Отечественной войны звание героя СССР получили 12 городов и крепость-герой Брест. В этом материале мы остановимся на самых знаковых именах из этого списка. Теперь вы будете точно знать, сколько героев СССР существовало за все это время.

Герой СССР (фото сверху) Анатолий Ляпидевский стал первым в истории героем Советского Союза. Эта награда ему была вручена в 1934 году. Он был летчиком, после войны получил звание генерал-майора.

Отправился служить в Красную Армию еще в 1926 году. В 1934 году Ляпидевский участвовал в спасении челюскинцев. В ужасных погодных условиях он совершил 29 вылетов с целью поисков пропавшей экспедиции. В результате ему удалось обнаружить их лагерь. Летчик рискованно приземлился на льдину и вывез оттуда 12 человек, из которых было двое детей, а остальные - женщины.

После Ляпидевский принимал участие в Великой Отечественной войне, командовал 19-й армией, руководил авиационным заводом. Умер в 1983 году, когда ему было 75 лет.

Волкан Горанов

В списке героев СССР есть имена не только граждан Советского Союза, но и иностранных государств. В первую очередь, конечно, из дружественных Советам республик. К ним относится и болгарский летчик Волкан Горанов. 15 лет он прослужил в Красной армии. Получил звание генерал-полковника.

В качестве летчика-истребителя он принимал участие в Гражданской войне в Испании на стороне приверженцев республики. Стал первым иностранным гражданином, получившим звание Героя Советского Союза СССР.

Помимо сражений на Кубани, он участвует в Миусской наступательной операции, воздушных сражениях на Донбассе, в Мелитополе, Крыму.

В 1944 году его назначают командиром гвардейского истребительного полка. Теперь он все больше времени уделяет командованию, уже не может так часто совершать боевые вылеты. Хотя немцы до конца войны опасались его, заранее объявляя всем вокруг: "Внимание! В воздухе Покрышкин".

Четыре звания Героя Советского Союза у советского полководца, который после Великой Отечественной войны получил неофициальное прозвище Маршал Победы.

Во время сражений с фашистами он руководил Генеральным штабом, командовал фронтом, был членом ставки Верховного Главнокомандующего. Его роль в решающей и окончательной победе в Великой Отечественной войне сложно недооценивать.

Многие считали, что после триумфа в 1945 года он был в стране популярнее Сталина, что и заставило вождя пересмотреть свое отношение к легендарному полководцу, в скором времени убрав его с ключевых должностей в управлении Советской армией.

$current_page = $_SERVER["REQUEST_URI"]; if ($current_page == "/") : echo ""; ?> endif; ?>

Новости

Звание Героя Советского Союза было установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Позже, 1 августа 1939 года, в качестве дополнительного знака отличия, для Героев СССР, была утверждена медаль «Золотая Звезда» , в виде пятиконечной звезды закрепленной на прямоугольной колодке, которая выдавалась награжденным вместе с орденом Ленина и грамотой Президиума Верховного Совета СССР. Одновременно было установлено, что совершившие повторно подвиг, достойный звания Героя, награждаются вторым орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда». При повторном награждении на родине героя устанавливался его бронзовый бюст. Количество награждений званием Герой Советского Союза не ограничивалось.

Первые Герои Советского Союза

Список первых Героев Советского Союза открыли 20 апреля 1934 г. летчики-полярники, участники спасения терпящих бедствие пассажиров легендарного парохода «Челюскин»: Анатолий Ляпидевский , Сигизмунд Леваневский , Николай Каманин , Василий Молоков , Михаил Водопьянов , Маврикий Слепнев и Иван Доронин .

Герои Советского Союза Великой Отечественной

Более 90 процентов от общего числа Героев Советского Союза появились в стране в период Великой Отечественной войны. Этого высокого звания были удостоены 11 тысяч 657 человек, из них 3051 – посмертно. В этом списке 107 бойцов, которые стали дважды героями (7 награждены посмертно), также в общее число награжденных входили и 90 женщин (49 – посмертно).

Первыми Героями Советского Союза в Великой Отечественной войне стали:

Военно-воздушные силы:

Летчики-истребители младшие лейтенанты Жуков Михаил Петрович , Здоровцев Степан Иванович и Харитонов Петр Тимофеевич , отличившиеся в воздушных боях с бомбардировщиками противника.

28 июня эти летчики на своих истребителях И-16 применили против вражеских бомбардировщиков Ju-88 таранные удары (первый таран был совершен уже через 15 минут после начала войны Дмитрием Кокоревым).

Военно-морской флот:

Звание Героя Советского Союза на флоте впервые было присвоено моряку Северного флота, командиру отделения старшему сержанту Кислякову Василию Павловичу , отличившемуся в ходе высадки десанта в Мотовском заливе в Заполярье в июле 1941 года (заменил убитого командира, а потом в течение 7 часов один удерживал высоту).

Пехота:

Первым Героем Советского Союза в сухопутных войсках стал командир 1-й Московской мотострелковой дивизии 20-й армии полковник Крейзер Яков Григорьевич за организацию боевых действий дивизии, которая, нанеся контрудар противнику, задержала его наступление на двое суток на рубеже реки Березина.

Бронетанковые войска:

Первыми (других данных не найдено) Героями Советского Союза стали командир танка 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии 14-й армии Северного фронта, старший сержант Борисов Александр Михайлович и заместитель командира танкового батальона 115-го танкового полка 57-й танковой дивизии 20-й армии Западного фронта, капитан Кадученко Иосиф Андриянович .

Артиллерия:

Первым из артиллеристов Героем Советского Союза стал наводчик орудия противотанковой батареи 680-го стрелкового полка 169-й стрелковой дивизии 18-й армии Южного фронта красноармеец Яков Харитонович Кольчак .

Народный комиссариат внутренних дел:

Первыми Героями Советского Союза стали пограничники заставы №5 25-го Кагульского пограничного отряда Молдавского пограничного округа, вступившие в бой на реке Прут 22 июня 1941 года: старший лейтенант Константинов Александр Константинович , младший лейтенант Бузыцков Иван Дмитриевич , младший сержант Михальков Василий Федорович . 11 суток, в полном окружении держалась застава.

Так же звание Героя Советского Союза было присвоено начальнику заставы №12 25-го Кагульского пограничного отряда Молдавского пограничного округа лейтенанту Ветчинкину Кузьме Федоровичу .

Партизаны:

Первыми Героями Советского Союза стали белорусский секретарь райкома партии, комиссар партизанского отряда «Красный Октябрь» Бумажков Тихон Пименович и командир этого же отряда Павловский Фёдор Илларионович .

Звание Героя Советского Союза носят четверо полных кавалеров ордена Славы:

Четырежды Героев в списке только два – это маршалы СССР Жуков Георгий Константинови ч и Брежнев Леонид Ильич .

Среди всех Героев Советского Союза 35% составляли лица рядового и сержантского состава (солдаты, матросы, сержанты и старшины), 61% - офицеры и 3,3% (380 человек) - генералы, адмиралы и маршалы.

В сентябре 2000 года в Макеевке по инициативе тогдашнего городского головы Василия Джарты решением исполкома городского совета была заложена аллея Героев, на которой установлен мемориальный обелиск, где увековечены имена 64-х Героев Советского Союза, проживавших и работавших в Макеевке.



«Наши земляки – герои Советского Союза»

краткая биографическая справка

Бирюков Николай Иванович (1901-1980) . Родился в с. Княжая Байгора Грязинского р-на. Майор, командуя стрелковыми дивизиями и корпусом, отличился под Невелем, Великими Луками, в Сталинграде, при форсировании Дуная, при окружении и уничтожении будапештской группировки врага. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 28.04.1945 года.

Путилин Михаил Тихонович (1914-1985) , родился в селе Казинка Грязинского р-на. Командир эскадрильи штурмового полка П. совершил свыше трёхсот боевых вылетов, уничтожил 20 танков, 60 автомашин, 7 бронетранспортёров, 25 батарей полевой и зенитной артиллерии и много живой силы противника. Наносил штурмовые удары по врагу под Сталинградом и на южном фронте, в Белоруссии и Восточной Пруссии. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 29.06.1945 года. Меляков Василий Игнатьевич (1923-1988) . Родился в д. Кривка-2 ныне село Сошки Грязинского р-на. Ст. сержант гвардейского стрелкового полка. Отличился в октябре 1943 года при форсировании Днепра на Полтавщине. В числе первых ст. сержант М. со своим расчётом преодолел Днепр и в течение 6-ти суток удерживал плацдарм, отбивая в день по нескольку контратак противника. В боях за плацдарм минометчики Мелякова истребили свыше 20 гитлеровцев и подавили огонь 3-ёх пулемётных точек. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 22.02.1944 года. Бурлаков Иван Семёнович (1918-1945) . Родился в с. Головщино Грязинского р-на. Лейтенант, командир пулемётного взвода Б. в апреле 1945 года одним из первых форсировал реку Альте – Одер на дальних подступах к Берлину. Под его командованием бойцы захватили и стойко удерживали плацдарм на западном берегу реки, прикрывая переправу своего батальона. 23 апреля командир и его пулемётчики в бою на улицах Берлина уничтожили свыше 200-т гитлеровцев. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 31.05.1945 года. Шкатов Иван Васильевич (1918 -1945) лейтенант, уроженец с. Таволжанка Грязинского р-на. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 24.03.1945 года. Героический подвиг командир стрелкового взвода лейтенант Ш. совершил в боях за освобождение Литвы. Погиб при форсировании реки Шешупе в р-не Литовского города Кудиркос-Науместис.

Присекин Тимофей Зотович (1911 - 1944) . Родился в с. Двуречки Грязинского р-на. Сержант, командир отделения в стрелковом полку. Свой героический подвиг совершил в июле 1944 года в районе Ковеля. Во время наступательной операции наших войск П. поднял бойцов в атаку, первым ворвался во вражескую траншею. В рукопашной схватке лично уничтожил 15 гитлеровце. Был ранен, но не покинул поля боя. В числе первых бойцы П. форсировали Западный Буг и вступили на территорию Польши. Погиб в одном из кровопролитных боёв 19 августа 1944 года. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 24.03.1945 года. Басинский Владимир Лукьянович (1919-1994) гв. лейтенант, уроженец с. Двуречки Грязинского р-на. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 18.08.1945 года. Лётчик 165 гв. штурмового авиаполка. Геройски сражался под Орлом и Курском на Днепре и Кишиневском направлениях, в Югославии, Венгрии, Румынии. Австрии. К апрелю 1945 года совершил 137 боевых вылета на разведку и бомбардировку живой силы и техники врага, нанеся противнику ощутимый урон. Литаврин Сергей Гаврилович (1921-1957) , уроженец с. Двуречки Грязинского р-на. Мл. лейтенант, лётчик-истребитель Л. участвовал в боях на Ленинградском фронте, совершил 490 боевых вылетов на разведку и штурм живой силы и техники противника, участвовал в 90 воздушных боях, в которых лично сбил 19 фашистских самолётов. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 28.01.1943 года. Бородин Григорий Демьянович (1918 -1998) . Родился в селе Ярлуково Грязинского р-на. Командир орудия ст. сержант Б. в сентябре 1943 года со своим расчётом под огнём противника переправился через Днепр на Букринский плацдарм. Отражая контратаки гитлеровцев, уничтожил 2 танка, 2 автомашины, 4 пулемёта и более роты фашистов. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 16.05.1944 года. Бахаев Степан Антонович (1922 - 1995) Родился в с. Двуречки Грязинского р-на. Капитан, лётчик – истребитель Б. отличился в воздушных боях во время войны в Корее в начале 1950-х годов: сбил 11 самолетов противника. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 13.11.1951 года. Плесеинов Василий Никитович (1923-1996) гв.ст. лейтенант, родился в с. Малей. Воевал под Сталинградом, форсировал Днепр и Днестр, освобождал Украину и Польшу. Отличился при форсировании Одера в январе 1945 года. Ст. сержант П. лично уничтожил 19 гитлеровцев, девятерых взял в плен. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 27.06.1945 года. Двуреченский Николай Иванович (1924-1979) лейтенант, уроженец с. Головщино Грязинского р-на. Командир взвода 994-го стрелкового полка лейтенант Николай Двуреченский 18 января 1945 года во время схватки с врагом у населенного пункта Кшешовице (северо-западнее города Краков, Польша) поднял взвод в штыковую атаку, нанеся противнику большой урон. Одним из первых переправился через реку Одер и вел упорные бои за удержание и расширение плацдарма. Когда командир роты был ранен, принял командование ротой и продолжал наступление.
После войны продолжил службу в армии. В 1946 году окончил КУОС. С 1947 года капитан Двуреченский - в запасе. В 1955 году окончил Кабардино-Балкарский государственный университет. Жил в Нальчике, работал председателем областного совета туризма. Умер 11 ноября 1979 года, похоронен в Нальчике. На доме № 25 на проспекте В.И. Ленина в городе Нальчике, где жил Н.И. Двуреченский, установлена мемориальная доска.
Награды:Звание Героя Советского Союза присвоено 10 апреля 1945 года. Награжден орденами Ленина и Красного Знамени, а также медалями. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 10.04.1945 года. Фролов Иван Тимофеевич (1918 - 1977) . Родился в д. Кривка-2 Грязинского р-на. Командир авиазвена ст. лейтенант совершил 115 боевых вылетов, бомбометание и штурмовку живой силы и технику противника, нанеся врагу значительный урон. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 18.08.1945 года. Гугнин Николай Павлович (1916-1987) майор, родился с. Фащевка Грязинского р-на. Никола́й Па́влович Гугни́н (29 июля 1916 года с. Фащёвка Липецкой обл. - 7 декабря 1987 года Кременчуг) - лётчик-ас, Герой Советского Союза, штурман авиационного полка, полковник. Родился 29 июля 1916 года в селе Фащёвка Грязинского района Липецкой области в русской рабочей семье.Член КПСС с 1940 года. В 1931 году окончил неполную среднюю школу в селе Фащёвка и уехал в Воронеж. Окончил ФЗУ и Воронежский авиационный техникум. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Егорьевскую авиационную школу.
За время Великой Отечественной войны майор Гугнин совершил 260 боевых вылетов, в 50 воздушных боях лично сбил 15 и в составе группы - 4 вражеских самолёта. 15 мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и |медали «Золотая Звезда» (№ 9131).
После войны продолжил служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию. Получив звание подполковник, он, как боевой лётчик, обладающий огромным практическим опытом, был назначен на должность старшего инспектора-лётчика управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. В 1954 году назначен старшим инспектором-лётчиком истребительной авиации при главной инспекции Министерства обороны СССР.
В 1960 году в связи со значительным сокращением ВС СССР уходит в запас и переходит на работу в гражданской авиации. Одновременно заочно заканчивает Украинский политехнический институт по специальности «Технология машиностроения». С 1962 года работал преподавателем в Кременчугском лётном училище гражданской авиации, позже был начальником учебно-лётного отдела училища.
Умер 7 декабря 1987 году. Похоронен в городе Кременчуге.
Звание Героя Советского Союза ему присвоено 15.05.1946 года. Калачёв Анатолий Александрович (1920-1997) гв.ст. лейтенант, уроженец города Грязи.Штурман эскадрильи 166-го гвардейского штурмового авиационного полка 10-й гвардейской Воронежско-Киевской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова штурмовой авиационной дивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант.
Родился Калачёв Анатолий Александрович 19 марта 1920 года в посёлке Грязи, ныне город Липецкой области, в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил Калачёв Анатолий Александрович среднюю школу.
В Красной Армии Калачёв Анатолий Александрович с 1937 года. В 1941 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Штурман эскадрильи 166-го гвардейского штурмового авиационного полка (10-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Калачёв Анатолий Александрович к февралю 1945 года совершил сто девять боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку живой силы и техники противника, нанёс ему большой урон.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Калачёву Анатолию Александровичуприсвоено звание Героя
Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7587).
После войны отважный лётчик-штурмовик продолжал службу в ВВС СССР. В 1952 году он окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина. С 1956 года полковник Калачёв Анатолий Александрович. - в запасе, а затем в отставке. Жил Калачёв Анатолий Александрович в областном центре Воронежской области – городе Воронеже. Работал инструктором горкома партии, учёным секретарём технологического института, начальником отдела кадров Воронежского филиала Московского института физкультуры. Скончался Калачёв Анатолий Александрович 7 ноября 1997 года.
Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями, югославским орденом «Партизанская Звезда».Герой Советского Союза Калачёв Анатолий Александрович удостоен звания «Почётный гражданин города Грязи». В Воронеже, на фасаде дома, стоящего на пересечении улиц Пушкинской и Среднемосковской, в котором с 1982 по 1997 годы Калачёв Анатолий Александрович жил Герой, установлена мемориальная доска.
Звание Героя Советского Союза ему присвоено 29.06.1945 года.

Покачалов Николай Николаевич (1910-1952) . Родился в д. Кривка-2 ныне село Сошки Грязинского р-на. Майор, штурман эскадрильи дивизии авиации дальнего действия. Им совершено свыше 300 боевых вылетов. Он бомбил передний край противника и его глубокий тыл, сбрасывал десанты и доставлял партизанам оружие, боеприпасы, медикаменты.… Показал себя штурманом высокого класса. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 13.03.1944 года.

Полунин Александр Иванович (1921- 2005) Родился в д. Кубань Грязинского р-на. Лейтенант, лётчик-штурмовик П. отличился в воздушных боях на Курской дуге. Став командиром эскадрильи умело водит группы штурмовиков на боевые задания. Совершил 118 вылетов на штурмовку вражеских войск, нанёс противнику большой силе и технике. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 18.08.45 года. Митрошин Василий Трофимович (1921-1992) , родился с. Селище Краснослабодского р-на Мордовии. Командир эскадрильи бомбардировщиков дальнего действия капитан М. совершил 354 боевых вылетов, в том числе около двухсот ночью, нанося удары по важным объектам в глубоком тылу противника, скоплениям его войск. После войны жил в Грязях, работал инспектором кадров дистанции пути. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 13.03.1944 года. Топольский Арсений Моисеевич (1907-1943) , родился в с. Борки Козелецкого р-на Черниговской области. Работал директором ср. школы № 54 г. Грязи в 1942 году. В 1943 году окончил военное пехотное училище. Лейтенант Т. отличился в сентябре 1943 года при форсировании Днепра, южнее Киева с группой бойцов он переплыл реку в районе Джищев. Десантники захватили плацдарм на правом берегу, отразили несколько контратак противника, обеспечив переправу остальных подразделений батальона. В этом бою Топольский погиб. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 10.01.1944 года. Кондратов Яков Андреевич (1911-1983) . Родился в село Сошки Грязинского р-на. Отличился командир отделения сапёров сержант К. 14 января 1945 г. на польской земле. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 27.02.1945 года. Под сильным вражеским огнём он руководил проделыванием проходов через минные поля и проволочные заграждения неприятеля. В ночь перед наступлением его отделение проделало два прохода танков, лично командир снял и обезвредил 275 противотанковых мин.


Иван Андреевич Флеров

(24 апреля 1905 - 7 октября 1941) - Герой Российской Федерации (1995), командир первой в ВС СССР отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии, капитан.


Родился 24 апреля 1905 года (по другим данным - 6 апреля) в селе Двуречки Грязинского района Липецкой области в семье служащего. Окончив земскую школу работал сначала в селе, затем учеником слесаря на Боринском сахарном заводе.

В 1926 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при чугунолитейном заводе в городе Липецке. Здесь же, как один из лучших выпускников школы, некоторое время работал мастером производственного обучения.

В 1927-1928 годах проходил срочную службу в Красной Армии, в артиллерийских частях.

В 1933 году был призван на 45-дневные курсы офицеров запаса и с того времени остался в армии.

В 1939 году был зачислен слушателем Военной артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского.

Участник войны с Финляндией 1939-1940 годов. Будучи командиром батареи 94-го гаубичного артиллерийского полка старший лейтенант Флёров отличился в боях при прорыве «линии Маннергейма».

В 1940 году за проявленный героизм во время Советско-финской войны в боях у озера Саунаярви награждён орденом Красной Звезды.

После окончания боевых действий вернулся к учёбе в академии. Жил в городе Балашихе Московской области.

С первых дней Великой Отечественной войны принимал участие в боях.

Командовал на Западном фронте отдельной экспериментальной батареей реактивной артиллерии из установок БМ-13(«Катюша»). Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях в 10 часов утра 14 июля 1941 года при обстреле вражеских войск и техники в городе Рудня, поддержав обороняющиеся части Красной Армии. А 16 июля показали высокую эффективность при уничтожении неэвакуированных советских эшелонов на железнодорожном узле города Орша. 7 октября 1941 года капитан Флёров, находясь в окружении близ деревни Богатырь на Смоленщине, геройски погиб.

В начале 1960-х годов Флёров представлялся на звание героя Советского Союза. Представление было подписано командующим Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск маршалом артиллерии К. П. Казаковым. 14 ноября 1963 года указом президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флёров посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

21 июня 1995 года указом президента Российской Федерации (№ 619) за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне капитану Флёрову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

5 марта 1998 года приказом Министра обороны Российской Федерации № 111 Герой Российской Федерации капитан Флёров Иван Андреевич навечно зачислен в списки командного факультета Военной академии Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) имени Петра Великого.

Осенью 1995 года группа вяземских поисковиков в 250-ти метрах западнее деревни Богатырь нашла погибших вместе с «Катюшами» артиллеристов. Были найдены останки 7 ракетчиков. Среди них опознаны останки капитана Флёрова. 6 октября 1995 года все останки перезахоронены рядом с обелиском у деревни Богатырь, установленным в память о подвиге ракетчиков.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!