Гиперактивный ребенок что делать плохо. Гиперактивность у детей (сдвг): диагноз или проблемы воспитания

Гиперактивное поведение нуждается в коррекции и правильной организации распорядка дня.

Если у вас гиперактивный ребенок, советы психолога подскажут, что делать родителям и как наладить с контакт.

Как определить симптомы?

Прежде всего необходимо выяснить, действительно ли у ребенка гиперактивность.

Синдром может быть обнаружен как в младенческом возрасте, так и гораздо позже.

Встречается он и у взрослых людей, некоторые исследователи связывают это с наличием определенных генов.

Полностью звучит как синдром дефицита внимания и гиперактивности, однако гиперактивность может диагностироваться и отдельно. Связано с нарушением работы головного мозга.

У мальчиков, по статистике, диагностируется в четыре раза чаще. Страдает синдромом примерно 1-7 % детей.

Симптомы, на которые следует обратить внимание:

  1. Дефицит внимания. Сниженная способность управлять своей реакцией, фокусироваться на своей задаче. При дефиците внимания у шестилетнего ребенка наблюдается беспорядочное поведение, невозможность усидеть в классе во время занятий. Но симптом может наблюдаться и без гиперактивности, поэтому необходимо дополнительное изучение и диагностика.
  2. Отсутствие самоконтроля . Ребенок может обладать нормальным интеллектом, но при этом вести себя, как маленький. У него недостаточно развита сила воли и способность сосредоточиться на важной задаче.
  3. Импульсивность . Сначала делает, потом думает. Резко реагирует на действия других людей. Может внезапно расплакаться. Ребенок пропускает стадию обдумывания реакции, а сразу совершает действие.

Причины возникновения

Причины возникновения синдрома бывают различны, зависит от многих факторов:

  • генетическая предрасположенность;
  • патологические факторы: прием родителями или матерью алкоголя, запрещенных веществ, курение, проблемы, возникшие во время родов, угроза прерывания беременности, стрессы во время вынашивания ребенка.

Факторами, повышающими риск, является перенесение беременной инфекционных заболеваний, хронические заболевания, плохая экология, несовпадение резус-фактора.

Диагностика

В каких случаях ставят диагноз «гиперактивность» у детей дошкольного и школьного возраста? Что должно насторожить родителей и психолога при анализе поведения ребенка :


Особенно сильно гиперактивность проявляется примерно к 4 годам. Вначале родители радуются, что ребенок активен, любознателен, но затем это становится проблемой, так как его становится сложно контролировать, учеба дается нелегко, его внимание резко переключается.

Врачи для лечения гиперактивности могут назначать специальные препараты, но делать это самим родителями не рекомендуется.

Важно выяснить, действительно ли наблюдается нарушение в работе мозга, и назначить наиболее оптимальное и безопасное лечение.

При работе с гиперактивными детьми важно проявлять терпение. Если возбуждаются взрослые, то ребенок начинает нервничать сильнее. В итоге непослушание, отказ учиться.

При подозрении на синдром дефицита внимания и гиперактивность рекомендуется посетить психолога и терапевта . Они назначат соответствующие исследования.

Медикаментозным лечением обойтись не удастся. Необходимо тщательно продумать поведение родителей.

Взрослые должны создать благоприятную и спокойную обстановку . Ребенку обязательно нужна разрядка, чтобы ему было куда девать накопившуюся энергию. Для этого подойдут спортивные секции, прогулки на свежем воздухе.

Что делать родителям , если ребенку поставили диагноз гиперактивность?

Как справиться с ним дома?

Что делать с гиперактивным ребенком?

Родителям стоит как можно раньше обратить внимание на сверхактивного малыша.

Важно обеспечить комфортную обстановку для развития. Противопоказаны стрессы, семейные конфликты.

Ребенок с 2 лет реагирует на настроение близких людей, поэтому взрослые должны сохранять спокойствие и уравновешенность.

При общении с гиперактивным малышом потребуется терпение. Если вы будете на него кричать, и тем более наказывать физически, это приведет к усугублению ситуации.

Обязательно занимайте его какой-нибудь деятельностью. Не давайте сразу много игрушек, пусть учится сосредотачиваться на небольшом количестве предметов.

Как успокоить непоседу?

  1. Успокойтесь сами и не проявляйте раздражительность при ребенке.
  2. Забудьте про привычку повышать голос, это ребенка еще сильнее возбуждает.
  3. Разговаривайте с ним спокойно, уверенно, тихим, дружелюбным голосом.
  4. Переключите его на другую деятельность, смените обстановку, переключите внимание.
  5. Перед сном можно принять ванну с экстрактом шишек хна, сделать легкий массаж.

Медикаментозная терапия

Что назначают детям при гиперактивности? Медикаменты для лечения назначает только врач .

В качестве успокаивающего могут назначать глицин — это аминокислота, необходимая для работы головного мозга.

В тяжелых случаях может назначаться Пантогам , он относится к нотропным седативным препаратам. Прием его осуществляется только после консультации с врачом.

Возможно назначение Пироцетама , однако он имеет множество противопоказаний.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — лечение

Как вылечить чадо? При СДВ применяют:


Для детей с синдромом дефицита внимания большое значение имеет и организация правильного питания . Необходимо, чтобы мозг получал нужное ему количество белков, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

Следует выявить продукты, на которые у ребенка есть индивидуальная непереносимость. Для совсем маленьких детей не рекомендуются возбуждающие напитки — кофе, крепкий чай.

Осторожнее следует быть с лимонадом, готовой едой, содержащей искусственные добавки, так как они могут непосредственно влиять на работу головного мозга и обмен веществ в целом.

Углеводы необходимы для работы мозга, но поступать они должны не в виде белого сахара и мучных изделий, а из натуральных продуктов питания — фруктов и овощей.

Как лечат гиперактивность у взрослых?

Как бороться с гиперактивностью? Прежде чем начать принимать медицинские препараты, стоит обратить внимание и на другие способы лечения гиперактивности у взрослых :

Гиперактивность — это не приговор , а особенность работы головного мозга. Скорректировать поведение поможет правильный подход, но при ярко выраженной гиперактивности и синдроме дефицита внимания рекомендуется консультация психолога и врачей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность. Советы родителям:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – непростое заболевание, характеризующееся чрезмерной активностью, постоянным отвлечением и невозможностью сконцентрироваться.

Детки с данным заболеванием запросто переходят все установленные границы, а нередко даже шокируют взрослых своим поведением. Столкнувшись с таким диагнозом, родителям, прежде всего, хочется знать, как проявляется заболевание, в чем его особенности, и, главное, как помочь детям пройти связанные с ним трудности и полноценно социализироваться в обществе.

Симптомы гиперактивности у ребенка

Первые признаки гиперактивности у малютки иногда могут проявиться еще до года. При этом наблюдаются следующие симптомы :

  • Гиперчувствительность к свету, звуку и другим внешним раздражителям;
  • Излишняя возбудимость;
  • Бурная реакция на манипуляции;
  • Задержка физического развития;
  • Нарушения сна;
  • Запоздания в развитии речи.

Но, если выше перечисленные признаки проявляются изредка или не в полной мере, относить их к патологии не следует. Ведь в этом возрасте существует и множество других причин для подобного поведения. Например, прорезывание зубов.

Особенности гиперактивных детей — как их успокоить

Более точно определить, гиперактивен ли малыш, можно в 2 — 3 года. В этом возрасте возможно наступление первых кризисов.

Из типичных симптомов чаще всего наблюдаются:

  • непослушание;
  • импульсивность;
  • сложности при укладывании в кровать;
  • замедления в развитии памяти и внимания.

Маленький человечек становится неуправляемым, и это весьма сложное испытание для родителей. Общение с такими детками – целое искусство, овладеть которым весьма непросто.

Так, чтобы успокоить малыша с СДВГ, желательно максимально снизить влияние внешних раздражителей, предложить ему стакан воды или успокоительный чай, искупать и сделать массаж.

Гиперактивные дети — причины гиперактивности у детей

Гиперактивные дети — совсем не редкость в сегодняшнее время. Они составляют около 18% из общего числа пациентов, обследующихся у педиатров. По поводу причин возникновения столь серьезного недуга уже длительное время ведутся научные дебаты.

В большинстве своем, медики сходятся во мнении о генетической предрасположенности заболевания. Но называют и другие причины возникновения патологии :

  • угрозы прерывания беременности;
  • проблемы во время родов;
  • употребление матерью алкоголя;
  • курение;
  • отравление тяжелыми металлами;
  • нервные напряжения, стрессы.

Гиперактивный ребенок что делать?

Если ребенок гиперактивный, прежде всего, необходимо учитывать индивидуальные особенности проявления СДВГ. Но существует и ряд общих рекомендаций для работы с подобными детками:

  • Задавайте четкий алгоритм действий. Выдавайте команды поочередно, стараясь формулировать его как можно более конкретно.
  • Формулируйте запреты, избегая частицы «не». Вместо: «Не ходи по лужам!», лучше скажите: «Старайся обходить лужи» или «Ходи там, где сухо».
  • Придерживайтесь логической последовательности в заданиях. Старайтесь избежать сумбурности, не перескакивайте с одной задачи на другую.
  • Следите за временем. Устанавливайте маленькому человечку четкие временные рамки на выполнение работ и контролируйте, чтобы он их придерживался, заблаговременно об этом предупреждая.

В случае, если малыш перевозбужден, а успокоить его не получается, попробуйте воспользоваться рекомендациями психолого в:

  • Смените обстановку на более спокойную;
  • Постарайтесь обнять свое чадо;
  • Помогите принять успокаивающую ванну;
  • Почитайте или просто полистайте книгу;
  • Сделайте расслабляющий массаж;
  • Включите легкую релаксационную музыку.

Помимо этого, современные психологи предлагают следующие рекомендации родителям гиперактивных детей:

  • Приучайте маленького человечка к соблюдению режима дня;
  • Постарайтесь создать для него максимально комфортные условия дома и в коллективе;
  • Будьте позитивны, используйте похвалу;
  • Четко расставьте рамки, что можно, а что – нельзя;
  • Дайте возможность малышу расходовать избыточную энергию по максимуму.

Лечение гиперактивности у ребенка

Чтобы помочь маленькому человечку, родители должны знать, что лечение недуга может включать в себя четыре составных :

1. психотерапевтические методы;
2. психолого-педагогическое корректирование;
3. применение медикаментозных препаратов;
4. немедикаментозную терапию.

Конечно, в первую очередь, предпочтение отдается немедикаментозным методам. Но определить и назначить их может только врач. Родителям же, в первую очередь, следует позаботится о соблюдении других немаловажных рекомендаций :

  • спокойная атмосфера;
  • полноценный сон;
  • качественное питание;
  • длительные прогулки;
  • постоянные физические нагрузки;
  • щадящие методы обучения.

Гиперактивность – достаточно сложное расстройство, которое встречается у детей, чаще всего в раннем дошкольном возрасте. Для такого малыша не требуется сложное лечение, но родителям нужно быть очень внимательными к детям.

Обязательной является работа с гиперактивными детьми, так как в противном случае успехи ребенка в школе могут быть низкими, также это может отразиться на отношениях малыша с родителями и близкими людьми, ребёнок может страдать чрезмерной психической и моторной активностью.

В этой статье мы расскажем вам, какая коррекция нужна таким детям дошкольного возраста, рассмотрим игры для гиперактивных детей.

Если у вас гиперактивный ребёнок, то в первую очередь вы должны понять, какие причины к этому привели и устранить их. Обычно причины бывают такими:

  1. Перенесенные инфекционные болезни.
  2. Травмы при родах, поздние или ранние роды.
  3. Отравления химикатами или тяжелыми металлами.
  4. Отсутствие распорядка дня.
  5. Плохое или неправильное питание.

Чаще всего гиперактивность проявляется у мальчишек, как результат у малышей может нарушаться режим сна, они могут страдать недержанием, нарушениями речи, сердечными заболеваниями. Очень часто ребёнок страдает гиперактивностью на фоне синдрома дефицита внимания.

Дефицит внимания

Если ребёнок страдает гиперактивностью, то, скорее всего, у него также присутствует еще и дефицит внимания. Но такое заключение можно дать, опираясь на результаты обследования психолога, психотерапевта и педиатра. Во время обследования нужно будет также выяснить, не страдает ли ребёнок другими заболеваниями, которые очень схожи с гиперактивностью и дефицитом внимания, так как и они могут потребовать соответствующее лечение.

Если доктор сможет назначить лечение и медикаменты, которые будут помогать фокусировать снимание ребенка, успокоят его нервную систему, помогут сделать более спокойным поведение, улучшить внимание и память. Эта коррекция поможет и родителям и ребенку.

Обычно помимо того, что будет проводиться лечение, ребёнок должен полностью сменить дошкольного образ жизни. Здесь будут полезны рекомендации психолога для вашего ребенка возраста. Он научит малыша, которому уже пошел седьмой год, расслабляться, делать упражнения для дыхания, успокаиваться и расслаблять разные группы мышц.

Желательно, чтобы учителя и директор школы, где учится малыш, также были поставлены родителям в известность о том, что ребенок гипереактивен. Так малыш может получить помощь при обучении, более спокойное место в классе или дополнительное врем для выполнения заданий.

Гиперактивный ребенок – Школа доктора Комаровского

Основные признаки гиперактивности

Признаки расстройства могут обнаруживаться абсолютно по-разному. Чаще всего ребёнок проявляет какую-то спонтанную реакцию, которую сам не в силах подавить. Как правило, такие реакции – это проявление чрезмерной эмоциональности, что является следствием неуравновешенной нервной системы.

Еще одни очень важные признаки особенности, которой наделен ребёнок – это трудность с концентрацией внимание и отсутствие возможности чего-то спокойно ждать или сидеть на одном месте. Обычно такой ребенок отличается неорганизованностью, забывчивостью и рассеянностью. Как следствие этого, проявляются следующие признаки гиперактивности – не качественное выполнение заданий, ребёнок много двигается, очень много разговаривает, всех перебивает.

Очень часто родители путают причины и признаки гиперактивности с дефицитом внимания, а также с обычными капризами. Но также нельзя и перебарщивать, если у вашего малыша проявилась гиперактивность в одной ситуации, не обязательно искать этому причины, это может быть чистой случайностью. Но если они проявляются и в других ситуациях, то тогда стоит обратиться к врачу, чтобы он назначил соответствующее лечение этой особенности малыша, которой требуется обязательная коррекция.

Конкретные признаки гиперактивности у детей:

  1. Малыш не может спокойно сидеть, он проявляет беспокойные движения рук и ног. Он все время крутиться, вертится, ерзает, теребит волосы и одежду.
  2. У малыша проявляется беспричинная двигательная активность. Он может бегать, прыгать, залезать везде, где только сможет.
  3. Играть сосредоточено и спокойно малыш не может. Он кричит и пищит, выполняет неосознанные движения.
  4. Малыш может до конца выслушать вопрос, он может отвечать невпопад, а также не особо задумываться о том, чтобы выслушать оппонента.
  5. Малыш капризничает, нервничает и не может долго чего-то ждать.
  6. Кроха может мешать другим детям, обычно пристает к ним во время игры и может доставлять дискомфорт своим поведением.
  7. Сон у карапуза неспокойный, под ним часто сбивается простыня, он раскрывается и переворачивается.
  8. Малыш не понимает, что у людей есть свои потребности и желаний.
  9. Кроха не контролирует свои желания и эмоции, в том числе и агрессивные.
  10. Карапуз не внимателен, допускает ошибки в результате этой невнимательности.
  11. Плохая концентрация внимания, кроха может слышать речь, но плохо усваивает сказанное ему.
  12. Карапузу, которому пошел шестой год, может быть интересно многое, но с понимание того или иного процесса или явления он испытывает проблемы.

Конечно же, такому поведению обязательно нужна коррекция и лечение, родителям обязательно нужно найти хорошего доктора для своего малыша. Но, помните, что такие особенности не делают кроху плохим, родителям надо принимать во внимание советы врача и психотерапевта, а также контролировать и корректировать воспитание крохи.

Особенности воспитания

Коррекция гиперактивности – это не только медикаментозное лечение, это также правильное воспитание и отношение к малышу. Чтобы коррекция пошла малышу на пользу, родителям, у которых малышу уже пошел седьмой год, нужно будет:

  1. Установить для себя границы поведения малыша, с учетом его особенности, в рамках которых вы не проявляете гнева.
  2. Обязательно родителям нужно поговорить с малышом, пояснить ему рамки границ и пояснить, какие могут последовать санкции, если кроха пересечет эти границы.
  3. Обязательно поговорите о том, что такое красная граница, которую нельзя переходить ни в коем случае. Правильная коррекция подразумевает, что сначала такая граница будет одна, чтобы малыш не путался. Для возраста, когда малышу исполнилось шесть, и пошел седьмой год, это будет правильно и крохе будет легко выполнять наставления взрослых.
  4. Взрослые не должны злиться на ребенка, помните, что малыш не виноват, просто у него есть такие особенности. Помните советы специалистов и повторяйте себе, что коррекция и лечение – это не простой процесс и для вас и для крохи. Не выставляете малышу слишком много требований и не злитесь.
  5. Если не злиться не получилось, разграничьте свой гнев и любовь к своему малышу. Пусть ваш ребенок знает, что даже если он совершил плохой поступок, это не значит, что он сам плохой или недостойный.
  6. Прощайте малыша за его особенности, поощряйте его хорошее поведение. Выражайте к нему свои чувства словами любви и похвалы.

Чтобы коррекция и лечение гиперактивности и детей, которым уже пошел седьмой год, прошло успешно, вы должны правильно воспринять и исполнять советы и рекомендации психолога. Тогда воспитание гиперактивного малыша, которому уже пошел седьмой год, будет легким и простым, а детские капризы будут восприниматься спокойно.

Итак, советы специалиста, как воспитывать гиперактивного малыша, которому исполнился седьмой год:

  1. Сделайте распорядок дня четким и понятным для карапуза. Введите в распорядок дня ритуалы.
  2. Пусть малыш находиться только в спокойной и привычной ему обстановке, уберегайте его от раздражителей.
  3. Заинтересуйте малыша спортом и физическими нагрузками.
  4. Не ограничивайте малыша в активной игре и других действиях, пусть он расходует энергию.
  5. Не наказывайте малыша и не заставляйте его сидеть на одном месте.
  6. Любите ребенка и показывайте ему всю свою любовь, хвалите его и говорите о том, как он важен для вас.
  7. Пробуждайте у крохи интерес к творчеству и учебе.

10 правил воспитания гиперактивного ребёнка – Доктор Комаровский

«Нет такого создания, как дитя. Только мать и дитя»

Взрослым нелегко понять поведение детей, потому что вспомнить собственные детские переживания нам зачастую не представляется возможным.

Случается, что родители замечают перемены в поведении ребенка, такие как: неусидчивость, излишняя подвижность, эмоциональная нестабильность, перепады настроения, плаксивость, игнорирование правил и норм поведения, проблемы со сном, сложность сосредоточить внимание на какой-либо деятельности и т.п.

Если вы заметили у своего ребенка что-то из вышеперечисленного, не стоит сразу паниковать и самостоятельно диагностировать «гиперактивность». Почему?

Гиперактивность или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это сложная совокупность 5-7 симптомов, представленных в разных ситуациях и обстановках. При этом данные симптомы подсчитывают отдельно для «невнимательности» и «гиперактивности». Процесс диагностики достаточно сложный и требует навыков опытного специалиста.

Выдающийся отечественный психолог, основатель отечественной нейропсихологии, Александр Романович Лурия, писал: «Нет никаких только психических и только соматических болезней, а имеется лишь живой процесс в живом организме; жизненность его и состоит в том, что он объединяет в себе и психическую и соматическую стороны болезни».

Сразу хочу отметить, что склонен называть таких детей не «гиперактивными», а «перевозбужденными». Объясню почему: «ребенок – всегда симптом родителей», то есть он буквально выражает то, что чувствуют, переживают его родители, а особенно его мать.

Нередко, родители приводят перевозбужденного ребенка (даже если ему уже 12 лет) и рассказывают о том, что в ребенка «словно вселился кто-то», что ребенок стал «неуправляемым», «капризным, каких мало». Также выясняется, что они уже ходили к врачу за рецептом успокоительного средства (весьма сомнительное и поспешное решение, на мой взгляд).

Однако когда родителям задаешь вопрос: «Каковы возможные причины такого поведения у ребенка?» они почти никогда не говорят:«Мы». Как правило, они отвечают: «Не знаем. Он словно взбесился».

Это наводит на мысль, что родители воспринимают ребенка до 3-4 лет как некое автономное, несмышленое создание, подобное растению, которое «главное, не забывать поливать». Подобные убеждения крайне ошибочны.

Ребенок – чрезвычайно чувствителен и восприимчив. В своем поведении он часто выражает чувства и переживания родителей, даже если они хорошо скрываются. Все люди бессознательно хорошо чувствуют друг друга и окружающий мир, а дети в этом смысле – настоящие специалисты.

Важно знать: Ребенок в силу своего нарциссизма склонен полагать, что всё происходящее в семье происходит из-за него – будь то позитивные моменты или негативные.

При беседе с родителями выясняются также подробности семейного быта. За годы работы я заметил некоторые специфические особенности, характерные для таких семей.

Распространенные причины гиперактивности ребенка

1. Мать ребенка излишне тревожна.

Тревога матери никогда не остается незамеченной ребенком. Тревожная мать, часто сама того не замечая, совершает резкие телодвижения, суетлива, в её голосе и интонациях слышатся тревожные нотки. О самых простых вещах такая мать говорит с надрывом в голосе. Все это легко замечает ребенок, но не может осознать с точки зрения взрослого человека, а воспринимает происходящее сквозь собственную субъективность.

Что делать? Такой матери следует обратиться к специалисту и проработать причины своей тревоги.

2. Родители ссорятся при ребенке, излишне напряжены или общаются слишком эмоционально.

Ссору родителей или эмоциональное обсуждение новостей маленький ребенок воспринимает буквально, как крики и возбуждение. Он тоже начинает чувствовать напряжение.

Что делать? По возможности избегать подобного поведения при ребенке, а имеющиеся разногласия обсудить со специалистом.

3. Чрезмерный контроль, постоянное вмешательство и оценка действий ребенка.

Представьте, что рядом с вами круглые сутки стоит человек, наблюдающий за вами и оценивающий каждое ваше действие. Вряд ли вам это понравится.

Что делать? Обеспечить ребенку свободу и умеренный контроль.

Инцестуозное поведение родителей – как причина перевозбуждения ребенка

Инцестуозность – это инцест, непреходящий в действие. По сути это постоянная прелюдия к половому акту. «Инцест – это игра, в которую играют всей семьей» зачастую бессознательно.

«Трудные дети» нередко являются следствием инцестуозности, царящей в семье.


1. Родители целуют ребенка в губы, трогают, гладят и т.д.

Любое прикосновение никогда не проходит бесследно для мозга человека в любом возрасте. Мозг всегда реагирует на них и преобразует в эмоции. Если не верите, то попросите кого-нибудь дотронуться до вас или поцеловать. Наверняка вы что-то почувствуете.

Губы – это первая эрогенная зона человека с раннего возраста. Стимуляция эрогенных зон возбуждает, это не секрет. И здесь очень важен посыл, который сопровождает поцелуй. Поцеловать и погладить своего ребенка можно по разным местам, но с разными эмоциями. Подавляющее большинство поцелуев в губы несут в себе эротический заряд, выходящий за рамки отношений мать-ребенок.

Что делать? Не целовать ребенка в губы. Целовать ребенка, например, в лоб или макушку. А поцелуи в губы и соблазнительные прикосновения лучше оставить для жены/мужа.

2. Обнаженный и полуобнаженный вид одного или двух родителей в присутствие ребенка.

Чем старше ребенок, тем сильнее он это воспринимает через призму сексуальности, а в силу инцестуозной природы эти переживания травматичны и вытесняются в бессознательную часть психики, продолжая при этом оказывать воздействие на Я ребенка.

Что делать? Не ходить в таком виде перед ребенком.

3. Комплименты в адрес внешности ребенка старше 6-7 лет.

В силу трансформации восприятия родителей и развивающегося у ребенка нарциссизма, с определенного возраста лучше говорить меньше комплиментов в адрес внешности ребенка, и больше – по поводу его интеллектуальных способностей.

4. Настойчивое желание помыть ребенка, уделяя излишнее внимание гениталиям.

Некоторые родители очень увлекаются, помогая своему ребенку мыться. И концентрируют много внимания на гениталиях. Часто эти ритуалы продолжаются до подросткового возраста, а то и всю жизнь.

Что делать? Научить ребенка с самого детства делать это самостоятельно. В том возрасте, когда ребенок не может делать это самостоятельно, следует его мыть и, в частности, подмывать без чрезмерного усердия.

5. Подозрительно долгое кормление грудью (более 1,5 лет).

Долгое кормление грудью, выходящее за рамки потребностей ребенка (когда он уже может принимать взрослую пищу) говорит о некоей другой выгоде. Например, об удовольствии от самого процесса.

В особенности, если молока уже нет, а мать не отнимает ребенка от груди, то возникает вопрос: «А кто в эти моменты получает больше удовольствия? Мать или ребенок?» В этом случае происходит «обмен возбуждением», которое, в свою очередь, со временем накапливается.

Что делать? Прекращать кормление грудью в возрасте от года до полутора лет, не навязывать ребенку свои желания и не поддаваться на милейшие манипуляции со стороны ребенка.

6. Совокупление и прелюдия к сексу при ребенке.

Этого не стоит делать уже с младенческого возраста ребенка. Ошибочно думать, что «ребенок ничего не понимает, он же маленький». Ребенок не видит, но чувствует ваше возбуждение.

В возрасте от года, когда ребенок уже может наблюдать за действиями взрослых, он видит, как родители совершают резкие движения и издают определенные звуки. Ребенок не понимает происходящего, так как он еще не знает, что такое половой акт, но может воспринимать это как метафорично назвал коитус Шекспир: «двуспинное чудовище».

Стоит ли говорить, если ребенку уже 10 лет? Кто-то спросит: «А как быть, если у нас однушка?». Увы, на этот вопрос я не могу ответить.

Что делать? Перестать практиковать соитие при ребенке.

7. Укладывание ребенка в родительскую постель или одобрение ребенка, когда он сам приходит.

Стоит приложить усилие и отказать себе и ребенку в удовольствии провести ночь вместе. Особенно систематически. Особенно в обнаженном виде. Особенно обнимаясь в обнаженном виде. Особенно, если ребенок уже взрослый.

И не стоит прогонять мужа в другую комнату, когда сын или дочь приходит в родительскую постель. Всегда особая история, если это мать и дочь. Но об этом в другой раз.

На бессознательном уровне инцестуозность работает как постоянное соблазнение ребенка родителем, чтобы удержать его при себе. Ребенок тоже соблазняет мать, потому что ему это необходимо для выживания. Но делает это инстинктивно, а мать, будучи взрослой, должна думать и не злоупотреблять этим.

На сознательном уровне подобный эротизм со стороны матери может выражаться в словах: «А что такого? Что я там не видела?» «Покажи, цела ли девственная плева?» «Посмотри, какая у тебя мама красивая» «Только скажи, что маму не любишь – сразу обижусь» и т.п.

Как это сказывается на ребенке? До периода полового созревания все эти жесты воспринимаются ребенком как должное, ведь он не может знать, как происходит в других семьях. Однако когда ребёнок достигает возраста полового созревания, 10-12 лет, все вытесненные переживания предыдущих лет проходят через призму сексуальности.

Кстати, именно в возрасте 10-12 лет начинают диагностировать СДВГ, шизофрению и другие психические расстройства. Однако перевозбужденный ребенок может быть и с раннего детства. Зачастую это бывает в семье, где ребенок, словно мамин пенис, который она постоянно трогает.

Попробуйте представить, что вас дергают с рождения и до 12 лет. Вы потом захотите мужчину? Чтобы он вас трогал, любил? Подобная инцестуозность, граничащая с инцестом, является также и причиной сексуальных расстройств у ребенка, когда он повзрослеет.

Метки: СДВГ ,


Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

Детская гиперактивность - состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.

Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.

Для него характерны следующие нарушения:

  • импульсивность поведения;
  • значительно повышенная речевая и двигательная активность;
  • дефицит внимания.

Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.

Отличие гиперактивности от активности

Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.

Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.

Причины

Причины гиперактивности могут быть разными:

  • преждевременные или ;
  • внутриутробные инфекции;
  • влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
  • плохая экология;
  • и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
  • наследственная предрасположенность;
  • несбалансированное питание в период беременности;
  • незрелость центральной нервной системы новорожденного;
  • нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
  • завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
  • нарушения пуринового обмена у малыша.

Провоцирующие факторы

Такое состояние может быть спровоцировано , применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие , наркотиков, курения в период вынашивания плода.

Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей - еще один предрасполагающий фактор.

Симптомы

Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:

  • беспокойство;
  • неусидчивость;
  • раздражительность и плаксивость;
  • плохой сон;
  • упрямство;
  • невнимательность;
  • импульсивность.

У новорожденных

На гиперактивность у детей до года - грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.

У детей в 2-3 года

Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.

Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.

Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.

С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.

У дошкольников

Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.

У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.

Разновидности

Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:

  • выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
  • не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
  • не слушает собеседника;
  • не реагирует на замечания.

Гиперактивность без дефицита внимания

Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:

  • не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
  • бросает начатое дело, не закончив его до конца;
  • внимание избирательное, неустойчивое;
  • небрежность, невнимательность во всем;
  • не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.

Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.

Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.

Возможные последствия

В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.

У школьников страдает успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится агрессивным.

Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.

Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.

Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:

  • склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
  • суицидальные наклонности;
  • неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
  • отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
  • забывчивость, частые потери нужных вещей;
  • отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
  • суетливость, многоречивость, раздражительность;
  • утомляемость, плаксивость.

Диагностика

Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом. Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.

Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.

Доктору нужно выяснить, как проходила адаптация к детскому саду. Во время приема родители не должны одергивать ребенка, делать ему замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если малыш достиг 5-летнего возраста, детский психолог проведет тесты на определение внимательности.

Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.

Также важны лабораторные методы:

  • определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
  • биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
  • общий анализ крови для исключения анемии.

Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.

Лечение

Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Просветительская работа

Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.

Изменение условий

Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.

Уже с 2-летнего возраста малыш должен привыкать к распорядку дня, спать, кушать и играть в определенное время.

С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.

Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.

Что нельзя делать родителям:

  • постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
  • унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
  • постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
  • запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
  • давать слишком сложные задания;
  • требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
  • выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
  • приучать к мысли, что главная задача - не изменить поведение, а получить за послушание награду;
  • применять методы физического воздействия при непослушании.

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.

Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.

Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.

Игры с гиперактивными детьми

Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.

Эффективно чередование спокойных настольных игр - лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми - бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.

В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.

Питание

Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов - соответствовать возрастной норме.

Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.

Гиперактивность в школьном возрасте

Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения. Он должен много запоминать, получать новые знания, решать сложные задачи. От ребенка требуется внимательность, усидчивость, способность к сосредоточению.

Проблемы с учебой

Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.

Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.

Проблемы с одноклассниками

Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.

Ольга Щепина

Невролог

Окончила Казанский государственный медицинский институт. Прошла специализации по иглорефлексотерапии, детской и взрослой неврологии, практику по педиатрии. Стаж работы в медицине – 29 лет. Разбирается в вопросах беременности и родов.

Мне нравится!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!