Гласные в суффиксах действительных причастий. А16

Шаг 1. Выбор гласных в безударных окончаниях глаголов.

Личные окончания глаголов

В личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени

  • в окончаниях глаголов 1-го спряжения пиши гласные е, у (ю): имеешь , имеет , имеем , имеете , имеют
  • в окончаниях глаголов 2-го спряжения - и, а (я) : смотришь , смотрит , смотрим , смотрите , смотрят

Значит, для правильного написания гласных в безударных окончаниях нужно уметь безошибочно определять спряжение глагола!

Вспомни:

  1. Ко 2-му спряжению относятся глаголы :

      с суффиксом в основе неопределённой формы: люби ть
      Исключение:
      Бри ть , стели ть - глаголы 1-го спряжения: бреет , бреют , стелет , стелют и их производные: по стелить , за стелить , пере стелить и другие.

      7 глаголов-исключений с суффиксом в основе неопределённой формы.
      Запомни их: терпе ть , верте ть , обиде ть , зависе ть , ненавиде ть , и виде ть , и смотре ть и их производные,
      например: по смотреть
      , о смотреть
      , вы смотреть
      , до смотреть
      , на смотреться
      , за смотреться
      и другие.

    • 4 глагола с суффиксом -а .

      Запомни их: гна ть , держа ть , слыша ть , дыша ть и их производные: про гнать , до гнать , вы гнать , из гнать и другие.

  2. К 1-му спряжению относятся остальные глаголы c безударными окончаниями : играть , рисовать , тянуть , кинуть и другие.

Внимание:

Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1-го спряжения, а в других - 2-го. Проспрягаем эти глаголы:

Хотеть - хочу , хочешь , хочет , хотим , хотите , хотят (в ед.ч. окончания 1-го спр., во мн. - 2-го).

Бежать - бегу , бежишь , бежит , бежим , бежите , бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн. ч., окончания 1-го спр., в 3-ем л. мн.ч. - окончание 2-го спр.)

Чтить - чту , чтишь , чтит , чтим , чтите , чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн. ч., окончания 1-го спр., в 3-ем л. мн. ч. - окончание 2-го спр.)

Лишь у глагола хотеть в форме ед.ч. окончания в безударном положении.

Внимание:

Глаголы есть и дать и производные от них не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний. Об этом см. подробнее: Русская грамматика. Раздел 11. Глагол. Проблемы для задания А15 они не представляют, поскольку окончания у них под ударением.

Шаг 2. Выбор гласных в суффиксах причастий настоящего времени.

Суффиксы причастий настоящего времени

Причастия могут быть разными: действительными и страдательными, настоящего и прошедшего времени.
Избежать ошибок в их правописании поможет осознание того, что причастия настоящего времени образованы от основы глагола настоящего времени, а причастия прошедшего времени - от основы неопределённой формы глагола. Поэтому при выборе суффиксов причастий настоящего времени определяй спряжение глагола. Это поможет правильно выбрать суффикс. А для безошибочного написания причастий прошедшего времени важно знать суффикс в основе неопределённой формы глагола.

1. Суффиксы -ущ(-ющ),- ащ(-ящ) в действительных причастиях настоящего времени: знающий, любящий

Определи спряжение глагола!

В причастиях, образованных

  • от глаголов 1-го спряжения, пиши суффикс -ущ (-ющ) : знающ ий , читающ ий .
  • от глаголов 2-го спряжения - -ащ (-ящ) : любящ ий , видящ ий

Обрати внимание:
Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени:

зна ет, зна ют - 1-е спряжение, основа зна + суффикс -ющ →зна ющий ,
люб ит, люб ят - 2-е спряжение, основа люб + суффикс -ящ любящий.

2. Суффиксы -ем (-ом), -им в страдательных причастиях настоящего времени: поднимаем ый, видим ый

Определи спряжение глагола!

В причастиях, образованных от глаголов

  • 1-го спряжения, пиши суффикс -ем -ом : поднимаем ый , ведом ый ,
  • 2-го спряжения - -им любим ый , видим ый

Обрати внимание:
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ переходных глаголов настоящего времени:

поднима ет, поднима ют - 1-е спряжение, основа поднима + суффикс -ем поднимаемый,
люб ит, люб ят - 2-е спряжение, основа люб + суффикс - -им любимый .

Шаг 3. Выбор гласных в суффиксах причастий прошедшего времени.

Суффиксы причастий прошедшего времени


1. Гласные перед суффиксами -вш, -ш в действительных причастиях прошедшего времени: видевший, слышавший, шедший

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксами -вш , пиши ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола: виде вш ий←виде ть , слыша вш ий←слыша ть.

2. Различение гласных суффикса глагольной основы -а (я) перед суффиксом -нн и суффикса -енн в страдательных причастиях прошедшего времени: потерянный, увиденный

Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола.

Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов

  • с суффиксом -а- -я- , перед суффиксом причастия -нн- пиши буквы а(я ): потеря нн ый ← потеря ть ,
  • с суффиксами -и- или -е- , в суффиксе -енн- пиши букву е : наполненн ый ← наполни ть

Шаг 4. Используй ход рассуждений

Задание:

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) запиш...шь, закручива...мый
2) вытащ...шь, наполн...нный
3) изуча...шь, закле...вший
4) накин...шь, муч...мый

Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011. Русский язык.
Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: АСТ; Астрель. ФИПИ. С. 30.

Выполнение:

1. Поставь глаголы в личной форме в неопределённую форму: записать, вытащить, изучать, накинуть.

2. Определи спряжение: записать - 1-е спр., вытащить - 2-е спр., изучать - 1-е спр., накинуть - 1-е спр.

3. Зная спряжение, определи безударные гласные в личной форме: запишешь , вытащишь , изучаешь , накинешь

4. Определи гласные в суффиксах причастий. Уверенные в правильности выполнения пп. 1-3 могут анализировать далее только строки 1), 2) и 3). Остальным стоит разобраться со всеми четырьмя примерами причастий.

1) закручива...мый - страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо: знать спряжение глагола, от которого оно образовано: закручива...мый - от закручивать (1-е спр.), пишем гласную е : закручиваем ый .

Необходимый ответ найден.

Для проверки правильности своего заключения выполняем анализ дальше.

2) наполн...нный - страдат. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: наполн...нный - от наполни ть . Поскольку в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от неопределённой формы глагола с суффиксом -и- , пишется суффикс -енн- , то пишем гласную е : наполненн ый .

3) закле…вший - действит. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: закле…вший - от заклеи ть . Поскольку в действительных причастиях прошедшего времени сохраняется суффикс глагольной основы неопрделённой формы глагола, то пишем гласную и : заклеи вш ий .

4) мучимый - страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо знать спряжение глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: мучимый от мучи ть (2-е спр.), суффикс -им- : мучим ый .

5. Соотнеси все полученные данные и сделай вывод: правильный ответ - строка 1).

Вконтакте

Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

  1. От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия?
  2. От глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени?
  3. С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
  4. Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие?

Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) (от глаголов I спряжения) и -ащ- (-ящ-) (от глаголов II спряжения).

106. Проанализируйте глаголы. Образуйте от них действительные причастия настоящего времени и запишите. Выделите в причастиях суффиксы, обозначьте спряжение глаголов. В каких словах есть чередование согласных?

От какого глагола вы не образовали причастия? Почему?

Таять, щебетать, смотреть, бороться, лаять, колыхать, зависеть, хлопотать, рокотать, дышать, строить, построить, терпеть, тараторить, гнать, служить, вертеть, лечить, грохотать, держать, шептать, стлаться, стелить, брить, слышать.

Применяя данное правило, рассуждайте так: в голубе..щем просторе - причастие голубе..щем образовано от глагола голубеть I спряжения, значит, в суффиксе причастия надо писать букву ю : в голубеющ ем просторе ; крас..щее вещество - причастие крас..щее образовано от глагола красить II спряжения, значит, в суффиксе надо писать букву я : красящ ее вещество .

107. Спишите, обозначая условия выбора гласных в суффиксах действительных причастий (см. образец в рамке). Составьте два сложных предложения со словосочетаниями, которые можно использовать при описании внешности человека.

В ни..ко стел..щемся туман.., при колыш..щемся плам..ни свечи, сле..ка прихрамыва..щей похо..кой, покачива..щимися движениями, с открыто улыба..щимся лиц..м, одева..щаяся по моде девушка, а(к, кк)уратно бре..щийся юноша, люб..щим взглядом, постоянно хмур..щий брови мальчик, кле..щая коробочку девочка.

108. Составьте и запишите словосочетания «причастие + существительное». Обозначьте и объясните условия выбора изучаемой орфограммы. Какого вида причастия вы образовали?

1. Тот, кто соревнуется; тренируется; упражняется. 2. Те, кто торопятся; гонят; зависят. 3. Тот, кто улыбается; любит.

109. Спишите, заменяя заключённые в скобках глаголы действительными причастиями настоящего времени. Согласуйте причастия с выделенными существительными. Обозначьте суффиксы и окончания причастий.

1. Красиво але..т з..ря, разливаясь по волнист..й, ещё (пениться) шири океана (рдеть) красками. 2. На фон.. (меркнуть) неба показались два с..луэта - два вальдшнепа. 3. Через луга послышались первые голоса (ворковать) тетеревов. 4. (Бледнеть) высь зазв..нела песнями. 5. Для сп..сения оставалась лишь одна надежда - это свои (идти) позади к..рабли. 6. И не медля ни м..нуты, он полез в (гореть) погреб. 7. Там, в солнечных лучах, мерещился Толбухин м..як, (показывать) курс м..рякам.

(А. Новиков-Прибой)

110. Прочитайте и озаглавьте текст. Какого он стиля? Какие причастия помогают писателю изобразить «поразительно острое зрение» героя? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая причастные обороты. К каким существительным могут относиться прилагательные, помещённые в рамке?

поразительный
острый
тонкий
чуткий
изощрённый

Зрение у Васи, как потом уб..дился Егорушка, было поразительно острое. Стоило ему только вглядет(?)ся в даль, чтобы увидеть лисицу зайца дрохву или другое какое(нибудь) животное держащ..е себя подальше от людей. Немудрено увид..ть убега..щего зайца или летящую дрохву, но не всякому доступно вид..ть диких животных в их домашней жизн.., когда они (не)бегут (не)пряч..тся и (не)глядят встр..воженно по сторонам. А Вася вид..л играющих лисиц зайцев умывающихся лапками дрохв расправляющих крылья, стрепетов, выбива..щих свои «точки». Благодаря такой остроте зрения, кроме мира, который вид..ли все, у Васи был ещё другой мир, свой собстве(н, нн)ый, (ни)кому не доступный и, вероятно, очень хороший, потому что, когда он гл..дел и восх..щался, трудно было (не)завид..вать ему.

(А. Чехов)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Елабужского муниципального района

Открытый урок

На тему:

Страдательные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

7 класс

Урок подготовила:

Учитель

Русского языка и литературы

Дашина Ю. В.

Г. Елабуга, 2012

Цель урока:

Обучающие:

  1. Повторить сведения о причастии как о части речи.
  2. Повторить понятие «причастный оборот» и правила выделения причастного оборота запятыми.
  3. Ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий.
  4. Закрепить условия выбора гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.
  5. Учить образовывать страдательные причастия настоящего времени от глаголов I и II спряжения.
  6. Учить правильно писать гласную в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
  7. Учить графически выделять орфограмму и условия её выбора.

Развивающие:

  1. продолжить формирование умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
  2. продолжить развитие умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  3. продолжить развивать навыки связной монологической речи.

Воспитательные:

  1. продолжить воспитание положительного отношения к изучению русского языка;
  2. продолжить воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
  3. осознать необходимость полученных знаний и использования их в устной и письменной речи.

Тип урока – комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Оборудование урока:

  1. компьютер,
  2. проектор,
  3. экран,
  4. раздаточный материал.

План урока:

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка домашнего задания.
  2. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос. Систематизация сведений о причастии, видах причастия и причастном обороте.
  3. Игра-корректор.
  4. Изучение нового материала.
  1. Образование страдательных причастий настоящего времени, схема;
  1. Закрепление изученного материала.
  1. образование причастий от глаголов.
  2. слова-исключения.
  1. Физкультминутка.
  2. Самостоятельная работа по картине.
  3. Домашнее задание
  4. Подведение итогов урока, выставление оценок. Анализ, оценка

и коррекция знаний учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя (Слайд 1, 2):

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Надеюсь, у вас хорошее настроение и вы настроены на серьёзную работу.

  1. -Проверим домашнее задание (Слайд 3). Что мы изучали на прошлом уроке? Дома вы образовывали от глаголов действительные причастия настоящего и прошедшего времени . Два ученика выходят к доске и образуют причастия.

Таять Тающий- таявший; сеять сеющий-сеявший; стелить стелющий-стеливший; строить строящий-строивший; дышать дышащий-дышавший бороться борющийся-боровшийся; считать считающий-считавший; решать решающий-решавший; слышать слышащий-слышавший; читать читающий-читавший; видеть видящий- видевший; играть играющий-игравший

  1. Актуализация знаний. Фронтальный опрос (Слайд 4) .

1) Что такое причастие? Причастие - самостоятельная часть речи, обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию, отвечающая на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

2) Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? Глагола и прилагательного.

3) Какие глагольные признаки есть у причастия? Причастие, как глагол, бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени, возвратными и невозвратными. (Слайд 5)

4) Какие признаки прилагательного есть у причастия? Как прилагательное, причастие, изменяется по падежам, по числам, по родам.

5) Какие причастия называются действительными? (Слайд 6) Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действия (растущий).

6) Какие причастия называются страдательными? Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета (утомленный).

7) Какие суффиксы у действительных причастий?

Суффиксальная карусель (Слайд 7)

Распределите суффиксы причастий по домикам.

Ющ-, -ущ-, -ащ-, -ящ- - ДПНВ

Вш-, -ш- - ДППВ

Проверим, какие причастия образовали ребята у доски. (Слайд 3)

Спасибо. Садитесь.

8) Что называется причастным оборотом? (Слайд 8) Причастный оборот – это причастие с зависимым словом.

9) Какие знаки препинания ставятся при причастном обороте? (Слайд 8) Если определяемое слово стоит перед причастным оборотом, то причастный оборот выделяется запятыми. Если причастный оборот перед определяемым словом, то запятые не ставим (Слайд 8).

Ребята, дома вы должны были исправить ошибки в построении предложений с причастным оборотом. Игра – корректор (Слайд 9, 10)

  1. Повесть, поливаемая садовником, известна всем. Повесть, редактируемая корректором, известна всем.
  2. Дети, купленные в зоомагазине, станут грамотнее. Дети, обучаемые на уроке, станут грамотнее.
  3. Цветы, обучаемые на уроке, красивы. Цветы, поливаемые садовником, красивы.
  4. Попугай, редактируемый корректором, оказался говорящим. Попугай, купленный в зоомагазине, оказался говорящим.
  1. Изучение нового материала.

- Сегодня, ребята, мы познакомимся с образованием страдательных причастий настоящего времени (Слайд 11).

- Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов - ем -, -ом - - от глаголов 1 спряжения; - им - - от глаг. 2 спр.

1) вспомним спряжение глагола (Слайд 12).

На - ить – 2 спряжение + 7 глаголов на - еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть.

4 глагола на - ать: гнать, держать, дышать, слышать.

Все остальные: на - еть, - ать, - оть, - уть и др. + брить, стелить – 1 спряжение

2) Какие глаголы называются переходными? (Слайд 13) Переходные глаголы употребляются с существительным или местоимением в вин. пад. без предлога.

3) На какой вопрос отвечает глагол несов. в.? Что делать.

5. Закрепление.

1)Рассуждайте так (Слайд 14)

  1. оберега..мый – причастие оберега..мый образовано от глагола оберег ать I спряжения, значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву е: оберега е мый.

вид..мые – причастие вид..мые образовано от глагола вид еть II спряжения , значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву и: вид и мые.

2) Потренируемся (Слайд 15)

  1. Образуйте страд. причастия наст. вр. от глаголов: Переводить-переводимый прикрывать-прикрываемый решать-решаемый различать-различаемый возводить-возводимый уважать-уважаемый сооружать-сооружаемый изучать-изучаемый оберегать-оберегаемый рекомендовать-рекомендуемый видеть-видимый освещать-освещаемый ранить-ранимый нарушать-нарушаемый прерывать-прерываемый читать-читаемый кричать
  1. От глагола кричать страдательное причастие настоящего времени не образуется

Запомните ещё несколько глаголов, от которых СПНВ не образуется: Есть, быть, петь, жевать, кричать, жать, бить, держать, косить, мести, писать, резать, шить. (Слайд 16)

Иначе образуется причастие движ им ый от глагола двигать (1 спр.)

6. Физкультминутка (Слайд 17)

Ребята, устали? Давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста.

Ваша задача – из названных сказок нужно выбрать: а) сказку, в названии которой есть причастие; (хлопать в ладоши) б) сказку, в названии которой есть прилагательное (поднимать руки вверх).

  1. Снежная королева (руки вверх) (Слайд 18-23)
  2. Спящая царевна (хлоп.)
  3. Василиса Прекрасная (руки в.)
  4. Заколдованная королевна (хлоп.)
  5. Волшебная дудочка (руки в.)
  6. Говорящий сверток (хлоп.)

7. Самостоятельная работа. Работа по картине. (Слайд 24)

1)-Ну что, ребята, отдохнули? А где вы любите отдыхать в выходные с семьей? На природе. В Елабуге есть много живописных мест, которые изображал И. И. Шишкин на своих полотнах. Давайте мысленно перенесемся в такой уголок природы, попытаемся его описать. Посмотрим на картину И. И. Шишкина «Рожь». (Слайд 25)

Скажите, дети, что вы видите на этой картине? Мы видим уходящую вдаль дорогу, золотое поле созревающей ржи и высокие прямые сосны, тянущиеся к голубому небу.

2) – У вас есть карточки с заданием, подпишите их. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Расставьте запятые, обозначьте границы причастного оборота:

1. В з..л..том поле ржи т..ряет(?)ся д..рога едва улов..мая в..глядом. 2. Т..жёлые к..лосья спелой ржи пригиба..мые ветром л..жат(?)ся на землю. 3. Ш..л..стит ржаное море колебл..мое ветром. 4. Вд..ли виднеет(?)ся поч(?)ти невид..мый лес. 5. М..гучие сосны согр..ва..мые со..нцем тянут(?)ся к небу.

Сдайте, пожалуйста, карточки на проверку.

3) Выберите Е или И (Слайд 27)

Дети, перед вами сигнальные карточки с гласными. Вы должны показать верную букву:

  1. Освеща..мая вид..мый слыш..мый уважа..мый замеча..мый терп..мый перевод..мый склоня..мый

4)Составьте новое слово (Слайд 28)

Устно составьте новое слово, взяв из данных слов указанные значимые части.

  1. Пре красный о писать дол я потч ева ть бор ющ егося колющ ий

Получилось слово ПРЕОДОЛЕВАЮЩИЙ .

5) Составьте из слов предложение с причастным оборотом (Слайд 29).

Человек, свою, преодолевающий, успешно, многого, лень, может добиться.

Посмотрим, что у вас получилось: Человек, успешно преодолевающий свою лень, может многого добиться.

8. Вывод (Слайд 30)

При написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо опираться на спряжение глагола.

9. Итог урока. Домашнее задание. Оценки (Слайд 31, 32).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Урок русского языка в 7 классе.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Цель урока: Узнать, какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Планируемые образовательные результаты: Предметные : знать условия выбора гласных у(ю) и а(я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени, уметь правильно выбирать и писать гласны у(ю) и а(я) в действительных причастиях настоящего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний. Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, владение устной и письменной речью, умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи. Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому, самосовершенствованию.

Методы и формы обучения : проблемный метод, деятельностно – практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование : интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Учебник : Русский язык 7 класс. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Просвещение» 2015.

Ход урока

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами не просто учениками, а исследователями. А исследовать мы будем часть речи, которую начали изучать на предыдущих уроках. Это …(причастие). Давайте откроем тетрадь и запишем дату, когда мы проводим наше изучение. Любое исследование невозможно без теоретических знаний.

2. Актуализация знаний

1) Что такое причастие?

2) Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?

3) Какие глагольные признаки есть у причастия?

4) Какие признаки прилагательного есть у причастия?

5) Какие причастия называются действительными?

6) Какие причастия называются страдательными?

7) От какой части речи образуются причастия?

3. Синтаксическая пятиминутка.

На доске написано предложение: Лента р..ки видне..щаяся вдали пр..чудливо изг..балась и уб..гала за г..ризонт.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите грамматическую основу, расставьте и объясните знаки препинания, начертите схему (1 ученик у доски).

Назовите средства художественной выразительности? («лента реки », «причудливо изгибалась», «убегала за горизонт»)

Ребята, почему у нас возникли трудности с правописанием причастия? (Не знаем, какую гласную писать в суффиксе). Определите вид и время причастия?

Давайте сформулируем тему урока: «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени» (Слайд 1).

- Теперь попробуем сформулировать цели урока. (Слайд 2).

Узнать, какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

4. Подготовительный этап.

Запишите слова (слова записаны на доске в столбик), вставьте гласные в окончания 3 лица мн.ч. , определите вид.

Пишут (1 спр. несов. вид)

Рисуют (1 спр. несов.вид)

Клеят (2 спр. несов. вид)

Лечат (2 спр. несов. вид)

Скажите, от какой части речи образуется причастие? Каким способом? Давайте устно попробуем образовать от этих глаголов причастия при помощи суффиксов ущ, ющ, ащ, ящ.

На экране появляются образованные причастия с пропускам букв (Слайд 3).

Какие причастия образовались? Действительные или страдательные? Определите их вид.

Какие суффиксы будем писать в этих причастиях?

5. Постановка проблемного вопроса

Какую букву надо писать в суффиксах действительных причастиях настоящего времени?

От чего зависит выбор гласной в суффиксе? Какие есть предположения? (Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ-).

Сформулируйте правило (В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения, пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ- , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-).

Теперь запишем наши наблюдения в виде алгоритма: (Слайд 4)

-ущ, -ющ -ащ, -ящ

Определяем, какого спряжения глагол, от которого образуется причастие

Если глагол 1 спряжения, то пишем Если глагол 2 спряжения, то пишем

Ущ, -ющ -ащ, -ящ

Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником стр. 48 (Все верно).

6. Закрепление материала .

1. «Эстафета» (Каждый из учеников, выполнив свою часть задания у доски, передаёт «эстафету» кому-то из одноклассников, называя его имя и фамилию):

Запишите словосочетания, выделите суффикс у причастия, объясните выбор гласной в суффиксе: Кол..щая лёд; спе..щая ягода; маш..щая крыльями; бор..щаяся за первенство; стро..щийся стадион; пиш..щий письмо; дремл..щий в тиши; кле..щиеся обои; видне..щиеся вдали.

2. Упражнение 108 (самостоятельно, проверка)

8. Творческое задание.

Давайтерассмотрим картину замечательного русского художника Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» (Слайд 5, музыкальное сопровождение).

Глядя на эту картину, невольно вспоминаются строки из стихотворения Ивана Бунина «Листопад»:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

1. Придумайте 3-4 предложения по картине “Золотая осень” или составьте текст-описание, используя действительные причастия настоящего времени или целые причастные обороты. Кому сложно, используйте причастия: сверкающая, желтеющие, трепещущие, плывущие.

2. Проверка (2-3 работы).

10. Домашнее задание: стр. 48 выучить правило, упр.107

9. Подведение итогов урока. Рефлексия

Давайте посмотрим, сумели мы реализовать цели, поставленные нами в ходе нашего исследования.

Что мы сегодня повторили? Что узнали нового?

Тема урока: Страдательные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

І. Оргмомент. движи мый

ІІ. Проверка Д/З Упр.99 §17

ІІІ. Цель урока: ознакомить учеников со способами образования страдательных причастий настоящего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.

ІY. Новый материал.

С чего начинаем?

С « Грязного диктанта»

На доске:

1.гонящий (2) 2. види вший (е) (2)

дышу щий (а) (2) зависевший (2)

клеящий (2) страдающий (1)

засее вший (я) (1) стелящий (ю) (1)

лая щий (ю) (1) любящий (1)

ненавидящий (2) колеблющий (1)

вытерпе вший (2) колышущий (1)

слышавший(2)

- В тайный уголок (за боковые створки доски) пойдёт

за первый уголок- 1 ученик

за второй уголок – 2 ученик

На доске:

(ІІ) – вид…мый - (видимый)

(І)– уважа…мый -(уважаемый)

(ІІ)- движ…мый -(движимый)

(І) – приготовля…мый - (приготовляемый)

(ІІ) – гон…мый– (гонимый)

(І)- ободряя…мый - (ободряемый)

(І)- вед…мый - (ведомый)

(І)- приглаша…мый– (приглашаемый)

(ІІ) – привоз…мый – (привозимый )

(Ученики выполняют задания)

Остальные работают с « Грязным диктантом»

Можно уже за « веник» браться.

Кто на первый столбик пойдёт с «веником»?

Кто на второй столбик пойдёт с « веником»?

Выходят к доске « веники» - работают со словами.

Посмотрите, у соседа « мусор» есть?

С какой частью речи работаем?

(причастие)

С каким правилом работаем?

(выбор гласной в суффиксах причастий)

От чего зависит выбор гласной в суффиксе?

(от какого спряжения глагола образовано причастие)

Проверяем работу двух «веников»

(дети допустили ошибки)

Кто подметёт оставшийся «мусор?»

Какую проблему они решали?

(выбор суффиксов действительных причастий настоящего времени и прошедшего времени)

- Проверяем работу двух учеников (за створками работали)

Какую проблему они решали?

(выбор суффиксов страдательных причастий настоящего времени )

Итак, вы сформулировали проблему сегодняшнего урока.

Записываем тему: «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени».

Какую цель ставим?

Выяснить, от чего зависит выбор орфограммы.

- Выдвинем гипотезу.

1. Выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени зависит от глагола, от которого образовано данное причастие.

Что мы должны делать в первую очередь?

Поставить глагол в начальную форму и определить спряжение. Определим спряжение у глаголов, от которых образовано причастие .

На доске:

ІІ -зависимый – зависеть - завис ят

І – колеблемый – колебать- колебл ют

ІІ- ненавидимый – ненавидеть- ненавид ят

І – лелеемый – лелеять - леле ют

ІІ – слышимый – слышать- слыш ат

І- снимаемый – снимать - снима ют

ІІ- мучимый - мучить - муч ат

ІІ – немыслимый – не мыслить - не мысл ят

- Когда мы читали о причастии (предыдущие уроки), то на что же мы ориентировались?

(на 3 лицо мн. число)

Что мы уже знаем?

- Какие были выводы?

Глаголы 1 спр- ут,ют

Глаголы 2 спр.- ат,ят.

Как эта схемка может нам помочь?

- Какие гипотезы есть?

Гипотеза1.

Если глагол, от которого образуется страдательное причастие настоящего времени имеет окончание:

1 спр суффикс ем

2 спр. суффикс им

Что же нужно знать, чтобы написать правильно суффикс настоящего времени страдательного причастия.

Запишем алгоритм выполнения:

1.Взять глагол.

2. Поставить в инфинитив.

3. Поставить глагол в 3-е лицо. мн. числа

1 спр.- ем (ом)

3 лицо мн.. числа 2 спр.- им

4.Вставить букву.

На доске написаны глаголы. Давайте попробуем образовать от них страдательные причастие настоящего времени.

Дышать? не образуется (неперех)

улыбаться - ? (возвратн) не можем образовать

выстелить - ? (сов в)

зависеть - зависимый – 2 спр.

победить - ? (сов.в) нельзя образовать

хранить - хранимый – 2 спр.

- Теперь надо обозначить ещё одну проблему. Какую?

Почему от одних глаголов образуется страдат. прич. наст. времени, а от других нельзя. От каких же глаголов образуются страдательные причастия наст. времени .

От чего зависит образование страдательных причастий настоящего времени.

Ваши гипотезы.

Гипотеза 1.

Если глагол возвратный, то образовать страдательное причастие настоящего

времени нельзя, потому что действие не может возвращаться само на себя.

Убираем глагол улыбаться.

дышать - ?

улыбаться - ? не можем образовать

выстелить - ?

выстилать - выстилаемый – 1 спр.

зависеть - зависимый – 2 спр.

победить - ? нельзя образовать

побеждать - побеждаемый- 1 спр.

хранить - хранимый – 2 спр.

Гипотеза 2.

От глаголов совершенного вида нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени, т.к. действие уже совершено.

Убираем глагол выстелить, победить .

Гипотеза 3.

Все возвратные глаголы непереходные, т. к. действие возвращается на самого себя.

(Действительные причастия связаны с субъектом, он активен, а страдательные причастия – это объект, на который направлено действие. Объект пассивен.)

Вывод:

Глаголы, которые являются непереходными, образовать форму страдательного причастия настоящего времени нельзя, т.к. нам надо чтобы на него действие переходило.

- Итак, сформулируем случаи, когда же мы можем образовать страдательные причастия настоящего времени.

1. Если глагол невозвратный

2. Если глагол несовершенного вида.

3. Если глагол переходный.

От других глаголов причастия совершенного вида настоящего времени не образуются.

- Что же мы решили на уроке?

От чего зависит выбор гласной в суффиксе страдательных причастий настоящего времени.

Итак, если глагол

1 спряжения, то суффикс – ем-(ом)

2 спряжения, то суффикс – им-



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!