Главные герои произведения куприн чудесный доктор. Читательский дневник по рассказу А.И.Куприна Чудесный доктор

Произведение Куприна “Волшебный доктор”, основанное на реальных событиях, похоже на добрую сказку. В рассказе “Чудесный доктор” герои попали в сложную жизненную ситуацию: отец семейства Мерцалов потерял работу, дети заболели, умерла младшая девочка. Вокруг кипит красивая сытая жизнь, а семья нищенствует. В преддверии праздника Рождества отчаяние достигает предела, Мерцалов думает о самоубийстве, не в силах выдерживать испытания, которые выпали на долю его семьи. Именно тогда главный герой встречает “ангела-хранителя”.

Характеристика героев «Чудесный доктор»

Главные герои

Емельян Мерцалов

Глава семьи, работавший управляющим в доме некого барина за 25 рублей в месяц. Потеряв работу из-за долгой болезни, вынужден скитаться по городу в поисках помощи, просить милостыню. В момент повествования находится на грани самоубийства, потерян, не видит смысла в дальнейшем существовании. Худой, с впавшими щеками и провалившимися глазами, он похож на мертвеца. Чтобы не видеть отчаяния своих близких, он готов в летнем пальто с посиневшими от холода руками бродить по городу, уже даже не надеясь на чудо.

Елизавета Ивановна Мерцалова

Супруга Мерцалова, женщина с грудным ребёнком, ухаживающая за больной дочкой. Ходит на другой конец города, чтобы стирать бельё за копейки. Несмотря смерть ребёнка и полную нищету, продолжает искать выход из ситуации: пишет письма, стучится во все двери, просит помощи. Постоянно плачет, находится на грани отчаяния. В произведении Куприн называет её Елизавета Ивановна, в отличие от отца семейства (его - просто Мерцалов). Сильная, волевая женщина, не теряющая надежду.

Володя и Гришка

Дети супругов, старшему около 10 лет. Накануне Рождества блуждают по городу, разнося письма матери. Дети заглядывают в витрины магазинов, с восторгом наблюдая за дорогой красивой жизнью. Они привыкли к нужде, к голоду. После появления “волшебного доктора” детей чудесным образом получилось устроить в казённую школу. В конце повествования автор упоминает, что узнал эту историю от Григория Емельяновича Мерцалова (именно тогда становится известно имя отца мальчиков), который был тем самым Гришкой. Григорий сделал карьеру и занимает хороший пост в банке.

Машутка

Маленькая дочь Мерцаловых, болеет: находится в жару, без сознания. Поправляется благодаря заботе доктора, его лечению и средствам, оставленным им для семьи вместе с рецептом на лекарство.

Профессор Пирогов, доктор

Его образ в произведении – образ доброго ангела. Встречает Мерцалова в городе, где покупает подарки для знакомых детишек. Он единственный, кто выслушал историю обнищавшей семьи и с радостью откликнулся помочь. В рассказе Куприна – это умный, серьёзный пожилой человек невысокого роста. У «чудесного» доктора ласковый приятный голос. Он не побрезговал нищенской обстановкой и отвратительными запахами подвала, где проживает семья. Его приход меняет всё: становится тепло, уютно, сытно, появляется надежда. Нужно отметить, что доктор одет в поношенный старомодный сюртук, это выдаёт в нем человека простого.

Второстепенный персонажи

Главные герои “Чудесного доктора” – простые люди, в силу обстоятельств, попавшие в отчаянное положение. Имена персонажей играют роль характеристики в произведении. Описание быта и жизни семьи Мерцаловых в начале и в конце рассказа – резко контрастны, что создаёт эффект волшебного перевоплощения. Материалы статьи могут быть полезны для составления читательского дневника или написания творческих работ по произведению Куприна.

Тест по произведению

Рассказ «Чудесный доктор» Куприна был написан в 1897 году и, по словам автора, основан на реальных событиях. Литературные критики отмечают в произведении признаки рождественского рассказа.

Главные герои

Мерцалов Емельян – отец семейства. Работал управляющим дома, но после болезни лишился работы, и его семья осталась без средств на существование.

Профессор Пирогов – врач, с которым Мерцалов познакомился в общественном саду, помог семье Мерцалова. Реальный прототип героя – великий русский медик Н. И. Пирогов.

Другие персонажи

Елизавета Ивановна – жена Мерцалова.

Гриша (Григорий) – старший сын Мерцалова, ему 10 лет.

Володя – младший сын Мерцалова.

Машутка – дочь Мерцалова, «девочка лет семи» .

Киев, «лет около тридцати тому назад» . Двадцатиградусный мороз. Два мальчика, Мерцаловы Володя и Гриша, «более пяти минут» простояли, рассматривая витрину гастрономического магазина. Сами они с утра ели только пустые щи. Вздохнув, ребята торопливо побежали домой.

Мать отправляла их в город с поручением – попросить денег у барина, у которого ранее служил их отец. Однако швейцар барина прогнал мальчиков.

Семья Мерцаловых, страдая от нищеты, жила более года в подвале ветхого покосившегося дома. Младшая дочь Машутка сильно болела, и измученная мать, Елизавета Ивановна, разрывалась между девочкой и грудным ребенком.

«В этот ужасный, роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью» . Сначала сам Мерцалов заболел брюшным тифом. Пока он лечился, его уволили с работы. Начали болеть дети. Три месяца назад умерла их младшая дочь. И вот, чтобы найти деньги на лекарство Машутке, Мерцалов бегал по городу «клянча и унижаясь» . Но все находили причины отказать или просто выгоняли.

Вернувшись домой, Мерцалов узнает, что барин ничем не помог, и вскоре снова уходит, объяснив, что попробует хотя бы попросить милостыню. «Им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи» . Присев на скамейку в общественном саду, Мерцалов в отчаянии уже задумался о самоубийстве, но заметил идущего по аллее старика. Незнакомец присел рядом с Мерцаловым и принялся рассказывать, что купил знакомым ребятам подарки, но решил по дороге зайти в сад. Неожиданно Мерцалова охватил «прилив отчаянной злобы» . Он начал размахивать руками и закричал, о том, что его дети умирают с голоду, пока незнакомец говорит о подарочках.

Старик же не рассердился, а попросил рассказать все подробнее. «В необыкновенном лице незнакомца было что-то <…> спокойное и внушающее доверие» . Дослушав Мерцалова, старик объяснил, что он врач, и попросил отвести его к больной девочке.

Доктор осмотрел Машутку, распорядился, чтобы принесли дров и растопили печку. Выписав рецепт, незнакомец быстро ушел. Выбежав в коридор, Мерцалов спросил имя благодетеля, но тот ответил, чтобы мужчина не выдумывал пустяков и возвращался домой. Приятной неожиданностью стали деньги, которые доктор оставит под чайным блюдцем вместе с рецептом. Покупая лекарство, Мерцалов узнал имя врача, оно было указано на аптечном ярлыке: профессор Пирогов.

Рассказчик слышал эту историю от самого Гришки, который теперь «занимает крупный, ответственный пост в одном из банков» . Каждый раз, рассказывая об этом случае, Григорий прибавляет: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью» . Его отец нашел работу, Машутка выздоровела, братья начали учиться в гимназии. Доктора они с тех пор видели только раз – «когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню» .

Заключение

В «Чудесном докторе» на первый план выходит личность доктора, «святого человека» , который спасает всю семью Мерцалова от голодной смерти. Слова Пирогова: «не падайте никогда духом» , становятся ключевой мыслью рассказа.

Предлагаемый пересказ «Чудесного доктора» будет полезен школьникам при подготовке к урокам литературы и проверочным работам.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 2065.

«Эта история произошла в действительности», - утверждает автор с первых строк своего рассказа. Приведем его краткое содержание. «Чудесный доктор» отличается емким смыслом и ярким языком. Документальная основа придает повествованию особый интригующий привкус. Финал открывает тайну.

Краткое содержание рассказа «Чудесный доктор». Голодные дети

Перед витриной с гастрономическим изобилием остановились два мальчугана и, сглатывая подступающие слюнки, оживленно обсуждают увиденное. Их веселит вид румяного с веточкой зелени во рту. Повествование о «натюрморте» за стеклом автор дает в высшей степени эстетично и аппетитно. Здесь и «гирлянды колбас», и «пирамиды нежно-золотистых мандаринов». А голодные ребятишки бросают на них «влюбленно-жадные» взоры. Слишком контрастным выглядит готовившийся к Рождественским праздникам Киев в сравнении с жалкими худенькими фигурками нищих ребятишек.

Роковой год

Гриша и Володя ходили по поручению матери с письмом о помощи. Да только швейцар влиятельного адресата с бранью прогнал маленьких оборвышей. И вот они вернулись в свое жилище - подвал с «плачущими от сырости стенами». Описание семейства Мерцаловых вызывает острое сострадание. Лежит в лихорадке семилетняя сестренка, рядом в люльке надрывается от крика голодный младенец. Изможденная женщина «с почерневшим от горя лицом» дает мальчуганам остатки холодной похлебки, которую нечем разогреть. Является отец с «разбухшими» от мороза руками. Мы узнаем о том, что в этот роковой год он, заболев тифом, потерял место управляющего, которое приносило скромный доход. Одно за другим посыпались несчастья: стали болеть дети, ушли все сбережения, умерла дочка, теперь тяжко захворала другая. Милостыню никто не подавал, и просить было уже некого. Вот описание несчастий, их краткое содержание.

Чудесный доктор

Отчаяние охватывает Мерцалова, он уходит из дому, бродит по городу, ни на что не надеясь. Уставший, он усаживается на скамейку в городском саду и чувствует желание покончить с собой. В этот момент на аллее появляется незнакомец. Он присаживается рядом и заводит приветливый разговор. Когда старик упоминает о подарках, купленных для знакомых ребятишек, Мерцалов не выдерживает и начинает горячо и злобно кричать о том, что его дети «с голоду подыхают». Старик внимательно слушает сбивчивый рассказ и предлагает помощь: оказывается, он - врач. Мерцалов ведет его к себе. Доктор осматривает больную девочку, выписывает рецепт, дает денег для покупки дров, лекарств и еды. В тот же вечер Мерцалов по ярлыку на склянке с микстурой узнает имя своего благодетеля - это профессор Пирогов, выдающийся русский медик. С этих пор словно «ангел снизошёл» на семью, и дела ее пошли в гору. Так утверждает Куприн. Чудесный доктор (краткое содержание подведем этим выводом к концу) поступил очень человечно, и это изменило не только обстоятельства, но и мировоззрение героев рассказа. Мальчики выросли, один из них занял крупный пост в банке и всегда был особенно чуток к нуждам бедных людей.

Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, - на заявление автора в самом начале, что рассказ "не есть плод досужего вымысла". Всё описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе воспринимать текст.

Перед декабрьскими праздниками в городе царит весёлая суета, это подчёркивается эпитетами "прекрасные" , "сияющие" , "праздничные" , "весёлый" , "нарядные" . Беззаботная и сытая жизнь - и ей противопоставляется иная реальность, описанная словами "мрачные" , "неосвещённые" , "ветхий" , "грязный" . Двое мальчиков из обнищавшей семьи Мерцаловых возвращаются с нарядных улиц домой в подвал, где их ждёт мать, больная сестра и голодный младенец. А в городе готовятся к празднику и накрывают богатые столы. Это противопоставление двух разных миров, существующих в одно время и в одном месте, и есть главная проблема рассказа. А главное действующее лицо - чудесный доктор - объединяет их.

Отец попавшего в беду семейства, Мерцалов, слабый и невезучий человек. В праздничный вечер, не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство. И в критическую минуту случайно встречает врача, который спасёт больного ребёнка и всё семейство. Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, "другой" жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: "Вот ещё пустяки выдумали!.."

И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, "праздничную" реальность - посредством доброго деяния чудесного доктора. Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом.

После анализа «Чудесного доктора» обратите внимание и на другие сочинения:

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа
  • «Олеся», анализ повести Куприна

Литература Класс 6

Тема урока: А. И. Куприн «Чудесный доктор»: герой и прототип

Цели урока:

    Образовательная- познакомить учащихся с личностью писателя, донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова.

    Воспитательная- воспитывать в детских душах чувства любви, милосердия, сострадания к людям, учить умению делать добро самим.

    Развивающая- создать на уроке условия для развития наблюдательности, критического мышления, познавательной активности.

Планируемы результаты:

    Личностные- формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

    Познавательные- уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

    Коммуникативные- умение проявлять активность в решении подготовительных задач, уметь строить монологическое высказывание; формировать свою точку зрения на события и поступки героев.

    Регулятивные- уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельности.

Оборудование: мультимедийная доска, презентация.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

    Организационный момент

Эпиграф: «…человеку надлежит быть… верным в дружбе, милостивым к больному и падшему, ласковым к зверям» А.И. Куприн

    Актуализация опорных знаний

1. Вступительное слово учителя

Ребята, совсем недавно мы писали сочинение «Кем быть?», рассказывали о профессиях которые вы хотите выбрать для себя. Много замечательных профессий на свете. И каждая по своему хороша. Но мы с вами похвалили Никиту, ведь он выбрал нужную профессию- профессию врача, хочет лечить детей, помогать людям. И мы ему пожелаем удачи в достижении своей цели. Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

    Сегодня на курке мы поговорим о рассказе, который вы прочитали дома «Чудесный доктор» А.И. Куприна

1. Вопросы:

1. Понравился ли вам рассказ?

2. Какое впечатление произвела на вас история, описанная в рассказе?

3. Поменялось ли ваше настроение по ходу чтения рассказа?

4. Что вы знаете о писателе А.И. Куприне?

5. Какие произведения этого писателя вы читали?

    Чтение и обсуждение статьи учебника «А.И. Куприн (1870- 1937)»

Эпиграфом к статье написаны слова уже известного вам писателя К.Г. Паустовского.

«Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей красе только перед человеком просвещенным и знающим»

    Составление плана статьи

1. Что по мнению О.М. Михайлова главной особенностью таланта

Куприна?

1. «Добрый талант»

2. Чем «пропитаны» все произведения писателя?

2. «Любовью ко всему живому, к дереву, воде, земле, небу, человеку».

3. Где прошло детство писателя?

3. Москва, вдовий дом и сиротский пансион.

4. Учеба А.И. Куприна.

4. Кадетский корпус и юнкерское училище.

5. Годы учебы повлияли ли на характер юноши?

5. Уроки жизни не ожесточили сердце и характер.

6. Какие качества души он сохранил в себе?

6. Сочувствие, сострадание к человеку, униженному бедностью.

7. Какие профессии приобрел Куприн?

7. Множество профессий.

8. Начало писательской деятельности?

8. «Чудесный доктор» как подзаголовок «Истинное происшествие»

    Работа в группах. (Дифференцированные задания)

Группа 1 . Работа с текстом. От слов «Следующий рассказ…» до слов «отыскали ощупью свою дверь и отворили ее». Сделать выводы.

Группа 2. Текст от слов «Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье…»

Группа 3. Текст от слов «В этот ужасный, роковой год…» до слов «… не лучше ли избрать более короткий путь?»

Задание. 1. Пересказать близко к тексту эпизод о несчастьях семьи Мерцаловых.

3. Имел ли право отец так поступить, выбрав краткий путь?

4.Для чего Куприн показывает душевное состояние отца на фоне зимнего сада?

5.Как у героя родилась мысль о самоубийстве?

6.Назовите ключевые слова.

Группа 4. Текст от слов «Он уже хотел встать…» до слов «Едемте скорее. Счастье ваше что вы встретились с врачом.»

Задание. 1.Расскажите, что вызвало прилив злобы у Мерцалова? 2.Проследите как за время разговора со стариком менялось душевное состояние главы семьи.

3.Почему незнакомый старик выслушал рассказ Мерцалова?

4.Назовите ключевые слова.

5. Составьте ассоциативную таблицу к слову счастье.

Группа 5.

Задание. 1.Расскажите о посещении семьи доктором- стариком, что изменилось в жизни этой семьи?

2.Почему доктор не назвал своего имени?

4.Опишите грани характера чудесного доктора.

Примерные ответы учащихся.

Группа 1 . Ассоциативна цепочка. Рождество- звезда- радость- счастье- чудо- добро- свет- обряды- традиции и.т.д. Автор использует тут принцип контраста.

Группа 2. Какую библейскую заповедь забыл швейцар и мальчики не выполнили поручение матери: «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы относились к тебе.» Этот человек забыл о милосердии.

Группа 3. Автор использует тут принцип контраста- противопоставления. Царская, волшебная, спокойная природа в этот день и нищенское существование семьи Мерцаловых.

Группа 4 .

Группа 5. Грани характера чудесного доктора:

Д- душевный

О- общительный

К- коммуникабельный

Т- терпеливый

О- организатор

Р- решительный

    Составление плана к устному рассказу о докторе.

1. Появление героя.

2. Портрет.

3. Поступки доктора.

4. Особенности речи.

5. Характер героя.

На самом деле это не выдуманная история о докторе Н.И. Пирогове. Домашним заданием будет написать сообщение о нем.

    Итоговые вопросы.

1. Этот рассказ запомнился вам. Чем?

2. Какие слова стали ключевыми на уроке? (Добро, человечность, милосердие, сострадание)

3. Актуальны ли вопросы, поднимаемые в рассказе, сейчас, ведь написан он очень давно, в 19 веке.

4. Как вы думаете о чем писала мать в письме?

5. Какие еще попытки, кроме работы предпринимал отце? (Просил милостыню)

6. Отец никого не хотел видеть, как старик в общественном саду смог его расположить к себе:

а) приподнял шляпу- поприветствовал;

б) попросил разрешения присесть;

в) заговорил первым мягким, ласковым голосом;

г) не ответил на «прилив отчаянной злобы».

7. Почему так отчаянно плакали мальчики? (Долго не возвращался отец, мать лежала долго, не шевелилась рядом с сестрой которая была больна)

8. Как автор помогает нам сильнее ощутить трагедию обездоленных людей? (Противопоставляют героев, их семью миру сытых и равнодушных людей. А на фоне их благополучия одних виднее бедность других. Автор использует принцип контраста.)

9. Как же прожить в этом сложном мире? Что советует нам автор? (Работа с эпиграфом.)

10. Какие вы знаете поговорки о жизни?

1. Мир не без добрых людей.

2. Жизнь прожить- не поле перейти.

3. Береги платье снову, а честь смолоду.

4. Как проживешь, так и прослывешь.

5. Доброму Саве добрая слава.

6. Добро век не забывается.

7. Жизнь дана на добрые дела.

11. Как А.И. Куприн заканчивает рассказ? Какие слова передают огромную благодарность семьи чудесному доктору? (Один из мальчиков Григорий, став взрослым «занимал крупный пост в одном из банков, сказал «Просто чудо совершил этот святой человек»)

12. Один известный писатель сказал, что красота спасет мир, а как вы думаете?

7. Литературная минутка. Давайте послушаем учеников которые прочитав рассказ сами подобрали стихотворения, раскрывающие темы произведения, изучаемого на уроке.

Есть люди-улыбки и люди-сердца,

А значит, наверное, все еще будет.

Нам надо лишь жить от души, до конца,

А знаешь, есть в мире хорошие люди:

Есть люди-открытки с открытой душой.

И только они знают тайну о чуде.

Их мало, а мир бесконечно большой!!!

Но важно Счастье видеть всюду,

Смотря в глаза, как в зеркала.

Ту душу, что всегда светла…

Не жалейте сердца.
Не таите доброты и нежности своей,
Не своих прозрений и открытий
Не таите в жизни от людей.
Жизнь – она всегда сплошные муки.
По земле, идя одной тропой,
Щедрый на любовь живет богато,
До могилы бедствует скупой.
Торопитесь все отдать при жизни,
И на помощь вовремя прийти,
Делом добрым, словом добрым,

8.Рефлексия. Я узнал… Я думаю… Я понял… и.т.д.

9. Домашнее задание.

1. Составьте письменную характеристику доктора.

2. Подготовьте пересказ рассказа.

Индивидуальные задания.

1. Подготовьте сообщение о Н.И. Пирогове.

2. Есть ли в домашней библиотеке другие книги с рождественскими рассказами. Сделаем выставку книг.

3. По желанию нарисовать иллюстрацию, подготовиться к презентации и защите.

Презентация к уроку



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!