Главные герои в басне водопад и ручей.

Художественный руководитель театра,
народный артист СССР,
лауреат Государственных премий ЧР и РФ

Родился 25 сентября 1939 г. в селе Трех-Изба Шемурша Шемуршинского района Чувашской Республики, окончил два факультета : в 1961 году - актерский, в 1967 году - режиссерский, работал в Чувашском академическом драматическом театре режиссером-постановщиком (1967-1979), главным режиссером (1979-1990), а с 1990 г. работает художественным руководителем Чувашского академического драматического театра.

Яковлев Валерий Николаевич является видным деятелем Российской культуры и искусства. Самоотверженным творческим трудом он поднял чувашский театр на качественно новую ступень профессионализма и художественности, положив в его основу бережное сохранение народных истоков, поэтическую красоту обычаев и традиций чувашского народа, одновременно обогащая его современной театральной эстетикой. Талант Валерия Николаевича Яковлева богат и многогранен. Его постановки завораживают зрителей своей откровенностью, многообразием стилей и жанров при воплощении драматургии разных авторов на сцене. Для его спектаклей характерен глубоко осмысленный подход к стилистике и идейному содержанию драматургического первоисточника, бережное и творческое отношение к национальным традициям. Исследование человеческого характера, подробный психологический анализ явлений, социальных изменений, происходящих в обществе, делают спектакли Яковлева В.Н. не только художественными явлениями, но и актами гражданского события для зрителей не только чувашской республики, но и других регионов России.

Его спектакль «Ежевика вдоль плетня» по пьесе Б.Чиндыкова в 1990 г. на Всероссийском фестивале «Лучшие спектакли России», в 1991 г. на Всероссийском фестивале тюркских народов, в 1992 г. на Всероссийском фестивале «Федерация - 92» в Чебоксарах занял первые места и вошел в число лучших спектаклей России, получив большую оценку у театральной общественности и критики. На ІІ-ом Международном фестивале тюркоязычных народов «Туганлык» в 1996 г. спектакль по повести В.Распутина «Прощание с Матерой» и на VІ-ом театральном фестивале «Русская классика. Пушкин. Тургенев» в 1999 году спектакль «Моцарт и Сальери» А.Пушкина стали лауреатами фестивалей.

Поставленный Валерием Яковлевым спектакль «Плач девушки на заре», посвященный 1100-летию образования государства Волжской Булгарии, стал лауреатом Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз» в 1998 г. Он получил приз «За постановочную культуру спектакля». Так же за эту историческую трагедию Яковлев В.Н. удостоен Государственной премии Чувашской Республики.

Спектакль «Свет далекого счастья» А. Тарасова, где Яковлев В.Н. выступает как режиссер и одновременно как художник-постановщик, решенный в образно-ассоциативном стиле, является достойным продолжением его предыдущих авторских работ. Данный спектакль открывает новые драматические стороны нашей жизни, которые заставляют зрителя по-новому взглянуть на свою жизнь, на жизнь окружающих, и занимает достойное место среди лучших спектаклей не только нашей республики, но и России. Об этом свидетельствуют высказывания критиков, журналистов, а также призы, полученные на VII Международном фестивале тюркских театров «Науруз» и на Международном театральном фестивале «Волкову, Волкову, Волкову, всем мы обязаны…» в 2002 г. На VIII-ом Международном фестивале тюркоязычных театров «Науруз» в Казани со спектаклем «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки Яковлев В.Н. получил приз за «Лучшую работу режиссера» (2005 г.).

Кроме режиссерской работы Яковлев В.Н. создал на сцене много образов как актер: Леонардо - «Кровавая свадьба» Ф.Г. Лорки, халиф Джафар аль Муктадир - «Телей и Илем» И. Петровой, Павлин - «Варвары» М. Горького, Иван - «Выйди, выйди за Ивана» Н. Айзмана, Великий Князь - «Плач девушки на заре» Н. Сидорова и другие. Как актер он пластичен и темпераментен, наделен яркой индивидуальностью и глубоким постижением сути образа.
Составной частью творческой работы Яковлева В.Н. является постановка концертов, а их было около 100: посвященные Дням литературы и искусства Чувашии в Москве, Татарской, Башкирской, Мордовской республиках, Белоруссии, Горьковской области, а также к памятным и юбилейным датам республики и страны.

Являясь профессором Чувашского государственного института культуры и искусства, много сил и энергии Яковлев В.Н. отдает подготовке кадров профессиональных артистов. Также при его активном участии были в разные годы организованы три чувашские студии при Московском театральном училище им. М.С. Щепкина, одна - при Ленинградском институте театра музыки и кинематографии

Свидетельством плодотворной творческой работы Чувашского академического драмтеатра им. К.В. Иванова, художественным руководителем которого работает Яковлев В.Н., является устойчивый зрительский интерес, большая любовь чувашского народа, давшего ему определение «театр, любимый народом».
Яковлев В.Н. - дважды лауреат Государственной премии Чувашской Республики (1977, 1999 гг.), лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003 г.), удостоен премии Правительства России им. Ф. Волкова (2002 г.).

Ему присвоены звания: «Заслуженный деятель искусств ЧР» (1970 г.), «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1975 г.), «Народный артист РСФСР» (1981), «Народный артист СССР» (1991 г.). Награжден орденами «Дружбы народов» (1999 г.), "За заслуги перед Чувашской Республикой" (2008 г.), Почета (2010 г.).

Валерий Николаевич - лауреат Российской Национальной театральной премии "Золотая маска-2015".

Избирался депутатом Верховного Совета ЧАССР и членом Президиума Верховного Совета ЧАССР (1980 г., 1985 г.).


Чтобы приносить пользу окружающим, не обязательно шуметь о себе на всю округу, как огромный Водопад – учит басня «Водопад и Ручей» Крылова.

Читать текст басни:

Кипящий Водопад, свергаяся со скал,
Целебному ключу с надменностью сказал
(Который под горой едва лишь был приметен,
Но силой славился лечебною своей):
«Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден,
А у тебя всегда премножество гостей?
Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться;
К тебе зачем идут?» – «Лечиться», –
Смиренно прожурчал Ручей.

Мораль басни Водопад и Ручей:

Мораль басни – скромный Ручей полезнее заносчивого и надменного Водопада. Ему невдомек, откуда у кроткого и маленького Ручейка столько гостей. Водопад горд и самовлюблен. Но на деле Ручей полезнее обществу. Такое положение вещей – не редкость. И. А. Крылов описывает универсальную ситуацию, верную для любой эпохи. Непритязательный и воздержанный врач приносит обществу больше блага, чем шумный и гордый певец. Тщеславие и самовлюбленность –не признак полезности.

Во времена Крылова в России только вырабатывался литературный язык. В то время и писались басни.
Крылов обратился к басне как к самому народному жанру. Басня издавна являлась жанром, особенно близким народной поэзии. Ее связь с народными пословицами и поговорками, простота и ясность образов, народная мудрость ее морали - все это делало басню особенно любимой народом. Басни Крылова выросли из народных истоков, из мудрости, русских пословиц и поговорок с их острым и метким юмором. «Народный поэт, - писал по поводу Крылова Белинский, - всегда опирается на прочное основание - на натуру своего народа».
Самобытность и национальное своеобразие басен Крылова не снижаются тем, что многие сюжеты его басен заимствованы у Лафонтена. Интересную мысль по этому поводу высказал Жуковский - человек, который, как кажется, был так не похож на Крылова: «Крылов... занял у Лафонтена (в большей части своих басен) и вымысел, и рассказ: следственно, может иметь право на имя автора оригинального по одному только искусству присваивать себе чужие мысли, чужие чувства и чужой гений. Не опасаясь никакого возражения, мы позволяем себе утверждать решительно, что подражатель-стихотворец может быть автором оригинальным, хотя бы он не писал и ничего собственного. Переводчик в прозе есть раб; переводчик в стихах - соперник».
Использование пословиц и поговорок придает языку и стилю басен Крылова народный характер и колорит. В пословицах он нашел живописные пути выражения своих взглядов. В пословицах полнее и ярче, чем где-либо, сказались юмор русского народа, его понимание жизни, его нравственное чувство. Очень многие басни Крылова восходят в своем замысле к пословице. Например, пословица «Дело мастера боится» перекликается с сюжетом и моралью басни «Два извозчика», пословица «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться» - с басней «Лев и Мышь».
Необходимо отметить и различие между басней и пословицей. Пословица дает лишь общую идею, общую формулу басенной морали, не раскрывая ее в образах. Басня наделяет эту общую формулу плотью и кровью поэтических образов (многие басни Крылова имеют поэтическую природу).
Речь в басне - это живое обращение автора к читателю и диалог героев.
Диалог в басне есть почти всегда. Хотя правила написания басен предостерегали от употребления просторечных слов, их было предостаточно в русской басне задолго до Крылова. Крылов использовал обороты разговорной речи не ради их грубости, а из-за меткости. И еще, он не только брал из разговорного языка, но и вводил в язык новое. Крылов широко черпал из народной речи, не менее щедро отдавал народу взятое у него.
Крылов сумел создать образ русской народной речи - народной в самом широком и серьезном смысле слова. Крылов широко пользовался народной речью, вводя в литературный обиход слова и выражения устного народного языка, сохраняющие свою красочность и живописность: «гуторя слуги вздор», «с натуги... и околела», «у кумушки-Лисы хлопот на ту беду случился полон рот» и т. д.
Пережив в творчестве Крылова свой высочайший взлет, русская басня потом уходит из большой литературы. Главная задача басни - сближение поэтического и разговорного языка - Крыловым была выполнена.
Как мы знаем, все басни Крылова, кроме басни «Стрекоза и Муравей», написаны вольным ямбом. Опыт крыловского вольного ямба, опыт использования разговорного языка в поэзии был учтен Грибоедовым в его комедии «Горе от ума».
У Крылова мы могли найти все стилистические приемы, применяемые в написании басен. Среди особенностей слога басни выделяется такой жанр, как живописность. Это можно наблюдать на примере басни «Водопад и Ручей»:
Кипящий Водопад, свергался со скал,
Целебному Ручью с надменностью сказал...
Здесь вся прелесть и живописность в самих звуках.
Перед окном
Был дом
Ударил гром
И со стены Паук
Упал, лежит...
В этой строфе, напротив, вся красота в искусном соединении односложных слов, которые своей гармонией напоминают молоточек, забивающий в стенку непослушный гвоздик.
А вот еще пример того, как сам темп речи Крылова, а не только смысл слов изображает то, о чем говорится в басне «Белка»:
Но наша Белочка к орешнику лишь шаг...
Сначала длинное слово «Белочка» (хотя можно было написать просто «Белка»), потом - односложное «шаг».
Итак, басня основана на постоянном движении речи, на переходах от одного к другому: длинные слова сменяются короткими, многостопные строки - короткими, и наоборот.
Среди контрастов, на которых традиционно строится басня, - и стилистические контрасты.
Главная особенность стиля басни - это его лаконичность. По этому поводу Жуковский писал, что истинное дарование заключается «в том, что поэт описывает, и в том, о чем он умалчивает, полагаясь на чувство читателя».
Надо отметить, что и финалы играют далеко не последнюю роль в басне. Финальные фразы часто становятся пословицами: «Но сделать Соловьем Кукушки я не мог»; «Что ты посеешь - то и жни»; «А кто из мелочи не хочет кушать стоя, тот дома у себя сиди»; «Слона-то я и не приметил»; «Рыльце у тебя в пуху» и т. п. Но и такие высказывания не часто являются моралью к басне.
Смысл и точность поэтического мастерства Крылова во многом способствовали тому, что его стихи превращались в поговорки и пословицы. Поэтому так легко входили в народ строки и образы кры- ловских басен, выражавшие ум и смекалку.
Басни Крылова - образец словесного мастерства. В них как бы сконцентрирован весь творческий опыт Крылова как писателя-драматурга, поэта-лирика, сатирика и баснописца.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!