Главный герой последний из могикан. «Последний из могикан

  • Фильм снят по одноименному литературному произведению Джеймса Фенимора Купера (The Last of the Mohicans, 1826).
  • Дэниэл Дэй-Льюис хорошо известен тем, что часто идет на крайности, готовясь к своим ролям. Перед съемками в этом фильме он несколько месяцев жил в дикой глуши, где, возможно, и его персонаж жил, охотился и рыбачил.
  • Много ночей было потрачено на съемку сцены осады форта. Из-за того, что в этой сцене была задействована обширная территория, вокруг поля боя и форта разместили громкоговорители, чтобы было проще отдавать указания сотням актеров, а также членам съемочной группы. В одну ночь, после долгих часов съемок, режиссер Майкл Манн неожиданно закричал в громкоговорители: «Что это за оранжевый свет?». Манн просил выключить этот оранжевый свет, но после небольшой паузы к нему подошел человек и сказал, что это восходит солнце.
  • По средним оценкам, на съемки каждой сцены уходило где-то по двадцать дублей. Из-за этого съемки длились очень долго и очень дорого обходились киностудии 20th Century Fox. В итоге руководство студии послало своего представителя, который просто стоял за режиссером Майклом Манном и говорил: «Хватит, Майкл, двигаемся дальше».
  • В романе у Соколиного глаза было имя Натти Бампо, в фильме же его заменили на Натаниэль По, посчитав, что имя из романа может показаться зрителям смешным.
  • Более девяти сотен коренных американцев со всех концов Соединенных Штатов были наняты для съемок в этом фильме. Большая часть из них были представители племени чероки.
  • Режиссер Майкл Манн принял решение проводить съемки в Северной Каролине, а не в Нью-Йорке. Ему показалось, что леса Северной Каролины больше походят на великовозрастные леса Адирондака. Многие сцены были сняты в Билтморе (поместье Джорджа Вандербильта в Северной Каролине). Лес вокруг поместья был тщательно продуман и посажен еще за сто лет до момента съемок.
  • Режиссер Майкл Манн не разрешал актерам пользоваться услугами дублеров.
  • Дэниэл Дэй-Льюис тренировался с полковником армии США. Тот обучал его навыкам стрельбы и рукопашному бою.
  • До съемок этого фильма Дэниэл Дэй-Льюис снимался только в независимых кинопроектах. Фильм «Последний из могикан» (1992) стал для актера первым крупным голливудским проектом с солидным бюджетом.
  • Первоначально фильм планировали выпустить летом 1992 года. Однако первая версия картины оказалось длиной в три часа. Студия 20th Century Fox потребовала от режиссера Майкла Манна, чтобы он сделал фильм короче, а премьеру перенесли на сентябрь того же года. Манн остался недоволен получившейся двухчасовой версией фильма. По его собственным ощущениям, у него было недостаточно времени, чтобы укоротить версию без ущерба для повествования фильма. В итоге студия 20th Century Fox разрешила Манну полностью перемонтировать фильм, а полученная версия была выпущена на DVD в 1999 году. Хотя последняя версия получилась всего на несколько минут длиннее, в ней был произведен ряд изменений в некоторых моментах. Эта версия больше понравилась режиссеру, чем та, которая изначально была выпущена в прокат.
  • То насколько сильно Дэниэл Дэй-Льюис вжился в свою роль, плюс напряженный съемочный график, отразилось на его здоровье. После того, как съемки фильма были завершены, он отправился лечиться от клаустрофобии и легких галлюцинаций.
  • Актриса Джоди Мэй рассказала, что большая часть сцен с ее участием была вырезана в процессе монтажа.
  • Во время съемок на площадке постоянно присутствовала мама Джоди Мэй и следила за тем, чтобы у ее дочери не развился реальный роман с Эриком Швейгом.
  • Как и Дэниэл Дэй-Льюис, некоторые актеры также провели несколько месяцев в дикой местности Северной Каролины, готовясь к съемкам фильма.
  • Главная музыкальная тема фильма была взята из композиции «The Gael» шотландского автора-исполнителя Дуги Маклина. Эта композиция вышла на его альбоме «The Search» (1990).
  • Во время съемок сцен с каноэ, само каноэ постоянно опрокидывалось. Ф. Кертис Гастон, сыгравший в фильме роль солдата, вспоминал, как ему приходилось спасать расстроенную Джоди Мэй из холодных вод.
  • Режиссер Майкл Манн рассказал, что в детстве он смотрел фильм «Последний из Могикан» (1936) режиссера Джорджа Б. Сэйтца. Этот фильм послужил для него источником вдохновения при создании проекта.
  • Все существует три версии фильма. Оригинальная – 112 минут, расширенная – 117 минут, а также режиссерская версия, выпущенная в 2010 году – 114 минут.
  • Актеров массовки в течении трех месяцев обучали ведению боя, чтобы это выглядело исторически верно на экране.
  • Мэделин Стоу первоначально не хотела сниматься в этом фильме. Только после того, как я разъяснили, что в фильме описывается история любви, она согласилась прийти на прослушивание.
  • Оператор Данте Спинотти использовал по минимуму осветительные приборы, чтобы фильм выглядел максимально естественно.
  • В книге Джеймса Фенимора Купера персонаж Коры был смешанной расы – ее отец был полковником Манро, а ее мама была африканского происхождения, хотя и не была рабыней. У сыгравшей Кору актрисы Мэделин Стоу есть английские, немецкие и коста-риканские корни.
  • Когда премьеру фильма перенесли с лета 1992 года на сентябрь, чтобы написать дополнительную музыку к нему пригласили композитора Рэнди Эдельмана. Тревор Джонс, написавший около 50 минут музыки к первоначальной версии фильма, не смог вернуться к работе над фильмом из-за занятости в других проектах. Эдельман написал для фильма около двадцати восьми минут музыки. Также Эдельман отвечал за музыку в последующей режиссерской версии фильма, которая длилась 114 минут. Джонс и Эдельман не работали над музыкой вместе. Поэтому в титрах их имена были разделены. Также, когда был выпущен альбом с музыкой к этому фильму, на нем музыка Джонса шла отдельно от музыки Эдельмана.
  • Во время сцены осады можно заметить большие мортиры, которые стреляют огромными пушечными шарами по форту. В один съемочный день кинематографисты пробовали снять, как снаряды летят в воздухе по своей траектории, но вместо пушечных ядер использовались окрашенные в черный цвет баскетбольные мячи. Проблема была в том, что, когда ими стреляли из мортир, они либо сгорали прямо в дуле мортиры, либо ненадолго вспыхивали в воздухе, но при этом очень быстро падали на землю.
  • Дэниэл Дэй-Льюис в шутку говорил, что на тот момент он бросил курить, однако этот фильм снова заставил его вернуться к пагубной привычке.
  • Генерал Монкальм приказывает капитану Бугенвилю прочитать перехваченное послание генерала Уэбба, которое тот отправил полковнику Манро. Этот капитан вероятнее всего Луи Антуан де Бугенвиль, французский дворянин, мореплаватель, солдат, дипломат и исследователь. После службы в подчинении у генерала Монкальма во время осады форта Уильм-Генри (в период Семилетней войны) Бугенвиль отправился на Мальвинские острова в южной Атлантике и организовал там колонию. Также Бугенвиль был руководителем первой французской кругосветной экспедиции.
  • У барабанщика на шляпе во время марша перед атакой гуронов можно заметить надпись «Nec Aspera Terrant», что означает «Трудности будут прокляты». Это также может трактоваться как бесстрашие.
  • В титрах Майк Филлипс указан как «Sachem». Однако это не имя его персонажа, это слово переводится как «старейшина». Зовут же его персонажа – Таменунд, хотя это имя ни разу не используется в фильме.
  • Пумы, которые использовались во время съемок фильма, затем были помещены в Холлиуайлд Анимал Парк в Южной Каролине.
  • Ряд декораций, включая огромный форт Уильм-Генри, были построены на натуре с использованием соответствующих материалов.
  • Режиссер Майкл Манн переснял сцену с водопадом за девять дней до того, как должен был состояться предварительный показ фильма для кинокритиков.
  • Мост из красного кирпича, который показывают в начале фильма, расположен недалеко от поместья Билтмор (штат Северная Каролина, США).
  • Винтовка Соколиного глаза – это прекрасный образец классической пенсильванской длинноствольной винтовки, которую часто называют винтовкой «Кентукки».
  • Известный шотландский скрипач Аласдейр Фрейзер участвовал в записи музыки к этому фильму.
  • Роль полковника Манро предлагали Брайану Коксу.
  • Пит Постлетуэйт, сыгравший в фильме капитана Бимса, играл отца персонажа Дэниэла Дэй-Льюиса в фильме «Во имя отца» (1993) режиссера Джима Шеридана.
  • Композитор Рэнди Эдельман рассказал в одном интервью, что его пригласили поработать над музыкой фильма, так как у режиссера Майкла Манна и композитора Тревора Джонса были творческие разногласия, из-за которых Джонс покинул проект. Фильм сильно выбивался за рамки бюджета, по этой причине было много проблем с киностудией, и ситуация в целом просто вышла из-под контроля.
  • На роль Коры Манро рассматривали кандидатуру Энди МакДауэлл.
  • Приблизительная стоимость постройки декораций форта Уильям-Генри была 6 миллионов долларов.
  • Роль генерала Монкальма предлагали Жану Рено.
  • На 98-й минуте фильма можно услышать Вильгельмов крик, когда Соколиный глаз бьет врага дубинкой в лицо.
  • Хью Грант и Ричард Э. Грант рассматривались на роль майора Дункана Хейворда.
  • Предвещая предательство Магуа, когда отряд покидает форт Уильям-Генри, британский барабанщик отбивает тот же ритмический рисунок, который исполнялся похоронных кортежем Джона Ф. Кеннеди.
  • На роль Коры Манро пробовалась Ким Рэйвер.
  • Студия Warner Bros объявляла в 1976 году о том, что будет сниматься новая версия «Последнего из могикан» с режиссером Линдсей Андерсоном. Однако тот проект так и не состоялся.
  • Когда фильм впервые анонсировали, упоминалось, что одну из ролей в нем исполнит Джон Кьюсак. Однако в итоге этого не случилось.
  • Многие из персонажей, которые умирают в фильме, в книге Джеймса Фенимора Купера оставались в живых. В том числе: Манро, Хейворд и Алиса. Однако в книге была убита Кора.
  • Хотя резня при осаде форта Уильям-Генри на самом деле была, но исторические факты немного отличаются от того, что показано в фильме. Полковник Манро на самом деле командовал фортом и сдал его Манкальму, когда генерал Уэбб не смог вовремя прийти ему на подмогу. Нападение гуронов после капитуляции было направлено на колониальную милицию и их союзников среди индейцев. Манро и британские служащие были во главе колонны, они находились под защитой французских солдат и даже не знали о том, что на колонну было совершено нападение вплоть до того момента, когда они добрались до форта Эдвард. В основу романа Джеймса Фенимора Купера легли отчеты выживших во время той атаки. Британцы использовали факт нападения, чтобы расшевелить колонистов, и чтобы те присоединились к ним в борьбе против французов. Во всех экранизациях той истории, кроме этого фильма, Манро выживал – его спасал Соколиный глаз. В реальной жизни Манро также остался в живых.
  • В первоначальной версии сценария, когда Соколиный глаз стрелял в Дункана, он делал это быстро – приставлял винтовку к плечу и тут же стрелял. Исторический консультант Марк А. Бейкер предложил вместо этого, чтобы Соколиный глаз тщательно прицелился перед выстрелом, утверждая, что это было бы более реалистично и лучше бы отражало уважение и сострадание Соколиного глаза по отношению к Дункану.

Больше фактов (+47)

Ошибки в фильме

  • Когда британцы покидают форт Уильям-Генри, на фоне можно заметить два автобуса. Их видно в тот момент, когда перед камерой проезжает британский генерал.
  • Осветительная ракета, которую запускают из форта Уильям-Генри во время сцены бомбардировки, оснащена парашютом для более длительного использования. Такой тип осветительных ракет был изобретен незадолго до Первой мировой войны.
  • В сцене, когда Соколиный глаз охотится в начале фильма, на фоне можно заметить ограждение из проволочной сетки.
  • Во время сцены спора героев по поводу захоронения в левой части экрана можно увидеть телефонный столб.
  • Прутья решетки камеры в форте Уильям-Генри, в которую помещают Соколиного глаза, сделаны из деформированного арматурного стержня. Арматурные стержни стали использовать в строительстве только в 1848 году. Для создания таких стержней, какие показаны в фильме, требовалось специальное оборудование, которого просто не существовало на момент описываемых событий.
  • В сцене, когда британцы покидают форт, можно заметить газовый баллон с пропаном, пластиковую коробку и ведро из нержавеющей стали. Эти предметы видны, когда солдаты спускаются по трапу.
  • В хижине Кэмерона Ункас говорит, что они видели поля, принадлежащие вождю Джозефу Бранту. По сюжету фильма события разворачиваются в 1757 году. На тот момент Бранту было всего 16 лет, и он не был воинственным вождем. На самом деле он тогда был в Коннектикуте, где учился в школе Уилока.
  • Дункан переводит одну из фраз с французского еще до того, как ее произносят.
  • Когда Магуа и его люди берут в плен Кору, Алису и Дункана, ветка, которую ломает Кора, разваливается еще до того, как девушка падает на нее.
  • Когда майор Хейворд со своим отрядом впервые входит в лес, солдаты маршируют не синхронно с ритмом барабана.
  • В одной из сцен Соколиный глаз стреляет в гурона, а тот затем бросает свой пистолет. Пистолет падает со скалы. Однако в следующих кадрах пистолет вновь появляется на скале – Соколиный глаз подбирает его, когда подбегает ближе.
  • Когда герои взбираются по скалам у реки, Ункас оглядывается на Алису. В этот момент можно заметить, что кадр отображен зеркально. Его серьга оказывается с другой стороны.
  • Майор Дункан доставляет послание генералу Уэббу. Прочитав послание, генерал Уэбб кладет его полностью свернутым перед собой. В последующих кадрах послание оказывается приоткрыто и слегка повернуто.
  • Перед тем, как Чингачгук наносит Магуа последний удар, камера показывает Магуа, который стоит прямо. В следующих кадрах перед ударом он уже наклоняется вперед.
  • Когда Кора находится в спальне с Алисой, ее волосы закинуты за правое плечо, в следующих кадрах волосы оказываются закинуты за левое плечо.
  • Во время одной из сцен в форте Уильям-Генри, когда колонисты начинают спорить с генералом Манро о своем освобождении, чтобы они могли вернуться к себе на фермы, камера показывает Кору, которая стоит в дверях. Когда ее показывают в первый раз, дверной проход находится у нее за левым плечом. В последующих кадрах дверной проход оказывается у нее за правым плечом. А затем она уходит через него.
  • Когда британцы отступают из форта Уильям-Генри, Магуа устраивает на них засаду. В одном из моментов сражения майор Дункан Хейворд командует небольшой группой британских солдат. Большинство из их убивают, и Хейворд пытается сбежать. Затем он стреляет в одного из индейцев, после чего у него на винтовке исчезает штык.
  • После того, как Чингачгук наносит Магуа последний удар, он начинает поднимать свою правую ногу, чтобы при помощи нее вытащить лезвие из тела Магуа. В следующем кадре оказывается, что он использовал для этих целей левую ногу.
  • Когда на отряд, следующий в форт Уильм-Генри, нападают, видно, что волосы у Алисы уложены и заколоты. Однако через несколько минут ее волосы уже распущены, хотя не было никаких кадров, в которых бы они их распускала.
  • Во время сцены с посланником небо над Соколиным глазом и остальными героями резко меняется при смене ракурса. На нем иначе расположены облака. Также немного отличается время суток.
  • После того, как герои оставляют каноэ в реке, Натаниэль и остальные обнаруживают, что их порох промок. Однако в следующей сцене у деревни гуронов, у героев вновь появляется сухой порох.
  • Если хорошо присмотреться, то в начале фильма, когда лось выходит из-за деревьев, можно заметить человеке в красной шляпе, который движется прямо рядом с лосем.
  • Когда войска покидают форт, на пляже можно заметить сине-белый зонтик.
  • Когда форт Уильям-Генри сдается, в нижней части экрана можно увидеть помощника режиссера. Он носит голубую бейсболку и размахивает мегафоном.
  • На дне водопада можно заметить водолаза.
  • В ряде сцен в форте Уильям-Генри видны солдаты с Северо-Шотландского нагорья, имеющие соответствующие регалии. Однако там не должно было быть солдат из того региона. В том форте присутствовали два полка: 35-й пехотный полк из Суссекса и 60-й пехотный полк (Королевский американский). И солдаты там должны были носить обычную форму британских пехотинцев, а не шотландскую форму.
  • Французы сначала зажигают фитили у бомб в своих мортирах, а затем стреляют из них. К моменту Семилетней войны уже было обнаружено, что вспышки при выстреле вполне достаточно, чтобы поджечь фитиль на бомбе, что также было безопаснее, чем то, как это делают французы в фильме.
  • Соколиный глаз впервые наблюдает бомбардировку форта с дальней стороны острова. Однако на озере Лейк-Джордж нет острова, который находился бы где-то недалеко от форта.
  • Когда полковник Манро узнает, что генерал Уэбб послал подкрепление в другой форт, который находится всего в 19 километрах от них, он приказывает отправить туда посыльного. В ясные безветренные ночи звуки стрельбы из пушек можно услышать с расстояния в 80 километров. Поэтому генерал Уэбб должен был знать, что на форт Манро было совершено нападение.
  • Магуа неоднократно заявляет о том, что он намерен уничтожить род полковника Манро. Однако, когда он догоняет Кору и Алису под водопадом, он просто берет их в плен.
  • В финальных сценах можно заметить полотно серого цвета, которое явно было использовано для того, чтобы закрыть некие современные знаки или попросту граффити. Соколиный глаз натыкается на это полотно, когда бежит по подземному проходу. Также серое полотно видно, когда Соколиный глаз возвращается, чтобы обнять Кору после того, как Магуа убивают.
  • Когда Чингачгук бьет Магуа по руке, то видно, что его оружие сгибается. Очевидно, это просто предмет реквизита, сделанный из резины.
  • Сразу после того, как герои отправляют свои каноэ по направлению к водопаду, но перед тем, как они заходят в пещеру, часть воды на левом краю водопада исчезает.
  • Когда майор Хейворд и Кора Манро впервые встречаются и обсуждают женитьбу, на фоне на бельевой веревке висит простыня. Эта простыня постоянно хлопает и сильно колыхается на ветру, однако самих героев этот сильный ветер вообще никак не затрагивает.
  • Приблизительно на 97-й минуте фильма Соколиный глаз слегка задевает скалу, которая явно является бутафорской.

Больше ошибок (+32)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

События фильма разворачиваются в 1757 году, во времена франко-индейской войны в горах Адирондак, в британской колонии Нью-Йорк. Майор британской армии Дункан Хейворд приезжает в Олбани. Он был послан туда, чтобы служить под командованием полковника Манро, командира форта Уильям-Генри. Хейворду дают задание – сопроводить двух дочерей полковника, Кору и Алису, в их отцу. Он является другом семьи и влюблен в Кору. Перед отъездом Хейворд делает ей предложение, но она не дает ему ответа.

Майор Хейворд, две девушки и отряд британских солдат держит путь по суровой пустоши. Их проводником является Магуа – воин племени гуронов. Магуа приводит отряд в засаду. Всех солдат убивают или сильно ранят, а Хейворду и девушкам удается спастись только благодаря вовремя появившемуся вождю племени могикан – Чингачгуку, а также его сыну Ункасу и его приемному белому сыну по прозвищу Соколиный глаз. Они убивают всех нападавших. Магуа сбегает. Спасители соглашаются отвезти девушек и Хейворда в форт. Во время боя Соколиный глаз замечает, что Магуа пытается убить Кору. Позже он спрашивает Дункана, не знает ли тот, почему он так сделал. Во время их совместного путешествия Кора сближается с Соколиным глазом, а Ункас сближается с Алисой.

Когда герои приближаются к форту, они обнаруживают, что тот находится под осадой французов и их союзников гуронов. Им удается проникнуть внутрь, где их встречает полковник Манро. Он спрашивает Хейворда о запрошенном им подкреплении. Находясь в форте, Кора и Соколиный глаз впервые целуются. Хейворд начинает ревновать. В ответ на его ревность Кора заявляет, что она не выйдет за него замуж.

Манро не разрешает ополченцам покинуть форт, чтобы они могли защитить свои семьи. Но он обещал им это раньше. Соколиный глаз помогает этим людям сбежать. Сам же он остается. За содеянное его приговаривают к повешению. До казни французский генерал Луи-Жозеф де Монкальм показывает Манро перехваченное им сообщение, в котором говорится, что никакого подкрепления к ним не отправили. Монкальм предлагает британцам эвакуировать форт с честью, сохранив свое оружие. Поскольку у Манро нет другого выхода, ему приходится согласиться. Однако Магуа, союзник французов, приходит в ярость от этой договоренности. Он испытывает сильную ненависть к Манро, виня его в прошлых деяниях по отношению к нему и его семье.

На следующий день полковник Манро, его солдаты, их женщины и дети покидают форт. Магуа и его воины из племени гуронов устраивают засаду. Магуа сам убивает Манро. Соколиный глаз и могикане пытаются отбиться и уйти от преследователей вместе с Корой, Алисой и Хейвордом. Позже Магуа удается схватить майора и девушек. Он приводит пленников в поселение гуронов. Вскоре туда является Соколиный глаз. Он обращается к старейшине племени с просьбой пощадить майора и девушек.

Старейшина решает вернуть Хейворда британцам, Алису он отдает Магуа, а Кору велит сжечь заживо. Соколиного глаза за его храбрость, он оставляет в живых. Тогда Соколиный глаз обращается к Хейворду, который служил переводчиком в этих переговорах, и говорит ему просить вождя, чтобы тот разрешил ему, Соколиному глазу, быть принесенным в жертву вместо Коры. Однако вместо этого Хейворд обменивает свою жизнь на жизнь Коры.

Когда Соколиный глаз и Кора отъезжают на достаточное расстояние, Соколиный глаз стреляет в Хейворда, чтобы положить конец его страданиям. Магуа пытается собрать гуронов, чтобы выдвинуться на англичан, однако у него ничего не выходит. Забрав Алису, он уходит вместе с несколькими людьми. Чингачгук, Соколиный глаз и Ункас отправляются спасать Алису. Ункас догоняет Магуа раньше остальных, вступает с ним в бой и погибает. Магуа предлагает Алисе идти с ним, но она прыгает со скалы и разбивается насмерть. Соколиный глаз удерживает людей Магуа, а Чингачгук вступает с ним в бой и мстит за смерть сына.

Чингачгук молится великому духу, чтобы тот принял его умершего сына. Затем он предается рассуждениям об исчезновении его народа, и что после смерти сына он является последним из могикан.

«Последний из могикан» (англ. The Last of the Mohicans ) - исторический роман американского писателя Джеймса Фенимора Купера , впервые опубликованный в 1826 году . Является второй книгой в пенталогии о Кожаном Чулке (как по дате публикации, так и по хронологии эпопеи), в которой Купер повествует о жизни на американском фронтире и одним из первых изображает своеобразие духовного мира и обычаев американских индейцев . Русский перевод романа был сделан в 1833 году .

Сюжет

Действие романа происходит в британской колонии Нью-Йорк в августе 1757 года, в разгар Франко-индейской войны . Часть романа посвящена событиям после атаки на форт Уильям-Генри , когда с молчаливого согласия французов их индейские союзники вырезали несколько сотен сдавшихся английских солдат и поселенцев. Охотник и следопыт Натти Бампо , представленный читателю в первом (по порядку развития действия) романе «Зверобой» , вместе со своими друзьями-индейцами из племени могикан - Чингачгуком и его сыном Ункасом - участвуют в спасении двух сестёр, дочерей британского командира. В конце книги Ункас погибает в безуспешной попытке спасти Кору, старшую из дочерей, оставляя своего отца Чингачгука последним из могикан.

В массовой культуре

Роман был множество раз экранизирован, включая самый известный вариант 1992 года , снятый режиссёром Майклом Манном .

В иносказательном плане название романа употребляется для описания последнего представителя какого-либо отмирающего социального явления или группы , сторонника каких-либо идей, отживших своё время и пр.

Напишите отзыв о статье "Последний из могикан"

Примечания

Отрывок, характеризующий Последний из могикан

– Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз.
Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку.
– Вздог"! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог"ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.

Сочинение

Если бесспорной заслугой Ирвинга и Готорна, а также Э. По было создание американской новеллы, то основоположником американского романа по праву считается Джеймс Фенимор Купер (1789-1851). Наряду с В. Ирвингом, Фенимор Купер - классик романтического нативизма: именно он ввел в литературу США такое сугубо национальное и многоликое явление, как фронтир, хотя этим не исчерпывается открытая Купером читателю Америка.

Купер первым в США начал писать романы в современном понимании жанра, он разработал идейно-эстетические параметры американского романа теоретически (в предисловиях к произведениям) и практически (в своем творчестве). Он заложил основы целого ряда жанровых разновидностей романа, прежде вовсе не знакомых отечественной, а в отдельных случаях и мировой художественной прозе.

Купер - создатель американского исторического романа: с его "Шпиона" (1821) началось освоение героической национальной истории. Он зачинатель американского морского романа ("Лоцман", 1823) и его специфически национальной разновидности - романа китобойного ("Морские львы", 1849), впоследствии блестяще развитых Г. Мелвиллом. Купером же разработаны принципы американского приключенческого и нравоописательного романов ("Майлс Уолингфорд", 1844), романа социального ("Дома", 1838), сатирического ("Моникины", 1835), романа-утопии ("Колония на кратере", 1848) и так называемого "евро-американского" романа ("Понятия американцев", 1828), конфликт которого строится на взаимоотношениях культур Старого и Нового Света; он стал затем центральным в творчестве Г. Джеймса.

Наконец, Купер - первооткрыватель такой неисчерпаемой области отечественной беллетристики, как роман фронтира (или "роман границы") - жанровой разновидности, к которой относится, прежде всего, его пенталогия о Кожаном Чулке. Следует, впрочем, заметить, что куперовская пенталогия - своего рода синтетическое повествование, ибо вбирает в себя также черты исторического, социального, нравоописательного и приключенческого романов и романа-эпопеи, что вполне соответствует действительному значению фронтира в национальной истории и жизни XIX столетия.

Джеймс Купер родился в семье видного политического деятеля, конгрессмена и крупного землевладельца судьи Уильяма Купера, славного потомка тихих английских квакеров и суровых шведов. (Фенимор - девичья фамилия матери писателя, которую он добавил к собственной в 1826 году, обозначив таким образом новый этап своей литературной карьеры). Через год после его появления на свет семья переехала из Нью-Джерси в штат Нью-Йорк на необжитые берега озера Отсего, где судья Купер основал поселок Куперстаун. Здесь, на границе между цивилизацией и дикими неосвоенными землями прошли детство и раннее отрочество будущего романиста.

Он получил домашнее образование, занимаясь с нанятым для него преподавателем-англичанином, и в возрасте тринадцати лет поступил в Йель, откуда, несмотря на блестящие успехи в учебе, был через два года выдворен за "вызывающее поведение и склонность к опасным шуткам". Юный Купер мог, например, привести в аудиторию осла и усадить его в профессорское кресло. Заметим, что эти проделки всецело отвечали нравам, царящим на фронтире, и самому духу фронтирского фольклора, но, разумеется, шли вразрез с представлениями, принятыми в академической среде. Педагогически перспективной оказалась мера воздействия, избранная строгим отцом: он немедленно отдал пятнадцатилетнего шалопая-сына матросом на торговое судно.

После двух лет исправной службы Джеймс Купер поступил гардемарином в военный флот и еще три года бороздил моря и океаны. Он ушел в отставку в 1811 году, сразу после женитьбы, по требованию своей юной супруги Сьюзен Августы, урожденной де Ланси, из хорошего нью-йоркского семейства. Вскоре после этого от инсульта, полученного во время политических дебатов, скончался его отец, оставив сыну приличное наследство, и Купер зажил спокойной жизнью сельского джентльмена-сквайра.

Писателем он стал, как гласит семейная легенда, совершенно случайно - неожиданно для домашних и для него самого. Дочь Купера Сьюзен вспоминала: "Мать моя была нездорова; она лежала на кушетке, а он читал ей вслух свежий английский роман. Видимо, вещь была никчемная, потому что после первых же глав он отшвырнул его и воскликнул: "Да я бы сам написал тебе книгу получше этой!" Мать рассмеялась - до того абсурдной показалась ей эта идея. Он, который терпеть не мог писать даже письма, вдруг засядет за книгу! Отец настаивал, что сможет, и правда, с ходу набросал первые страницы истории, у которой еще не было названия; действие, между прочим, происходило в Англии".

Первая вещь Купера - подражательный роман нравов "Предосторожность" вышел в 1820 году. Сразу вслед за этим писатель, по его словам, "попытался создать произведение, которое было бы чисто американским, и темой которого была бы любовь к родине". Так появился исторический роман "Шпион" (1821), принесший автору широчайшую известность в США и в Европе, положивший начало развитию американского романа и, наряду с "Книгой эскизов" В. Ирвинга, самобытной национальной литературе в целом.

Каким же образом создавался американский роман, в чем заключался "секрет" куперовского успеха, каковы были особенности авторской техники повествования? Купер положил в основу своего творчества главный принцип английского социального романа, вошедшего в особую моду в первые десятилетия XIX века (Джейн Остин, Мэри Эджворт): бурное действие, свободное искусство создания характеров, подчинение сюжета утверждению социальной идеи. Оригинальность же куперовских произведений, созданных на этой основе, заключалась, прежде всего, в теме, которую он нашел уже в своем первом не подражательном, а "чисто американском романе".

Тема эта - Америка, совершенно не знакомая тогда европейцам и вечно привлекательная для патриотически настроенного отечественного читателя. Уже в "Шпионе" наметилось и одно из двух основных направлений, в которых Купер в дальнейшем разрабатывал эту тему: национальная история (главным образом, Война за независимость) и природа США (прежде всего, знакомые ему с юности фронтир и море; мореплаванию посвящено 11 из 33 куперовских романов). Что касается драматизма сюжета и яркости характеров, то национальная история и действительность давали для этого не менее богатый и более свежий материал, чем жизнь Старого Света.

Абсолютно новаторской и непохожей на манеру английских романистов была стилистика нативистского повествования Купера: сюжет, образная система, пейзажи, самый способ изложения, взаимодействуя, создавали неповторимое качество эмоциональной куперовской прозы. Для Купера литературный труд был способом выражения того, что он думал об Америке. В начале его творческого пути, движимый патриотической гордостью за молодое отечество и с оптимизмом смотревший в будущее, он стремился исправить отдельные недостатки национальной жизни. "Пробным камнем" демократических убеждений для Купера, как и для Ирвинга, явилось длительное пребывание в Европе: нью-йоркский литератор в зените мировой славы, он был назначен американским консулом в Лионе. Фенимор Купер, воспользовавшийся этим назначением, чтобы укрепить здоровье и познакомить дочерей с итальянской и французской культурой, пробыл за границей дольше положенного срока.

После семилетнего отсутствия он, уезжавший из США Джона Квинси Адамса, вернулся в 1833 году, как и Ирвинг, в Америку Эндрю Джексона. Испытав потрясение от разительных перемен в жизни его страны, он, в отличие от Ирвинга, стал непримиримым критиком джексоновской вульгаризации широкой демократии фронтира. Произведения, написанные Фенимором Купером в 1830-е, снискали ему славу первого "антиамериканца", которая сопутствовала ему до конца жизни и послужила причиной многолетней травли со стороны американской прессы. "Я разошелся с моей страной", - говорил Купер.

Писатель умер в Куперстауне, в полном расцвете творческих сил, хотя непопулярность его как "антиамериканца" омрачала блестящую славу певца родной земли.

Самый известный и любимый в США и за рубежом роман Фенимора Купера "Последний из могикан" (1826) входит в так называемую пенталогию о Кожаном Чулке - цикл из пяти романов, созданных в разное время. Это "Пионеры" (1823), "Последний из могикан" (1826), "Прерия" (1827), "Следопыт" (1840) и "Зверобой" (1841). Все они объединены образом центрального героя - пионера-первопроходца Натаниэля (Натти) Бампо, который выступает под прозвищами Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Длинный Карабин, Кожаный Чулок и показан в разные годы его жизни. Он двадцатилетний юноша в "Зверобое" (действие происходит в 1740 году), зрелый мужчина в "Последнем из могикан" и "Следопыте" (1750-е), пожилой человек в "Пионерах" (конец XVIII века) и глубокий старик в "Прерии" (1805 год).

Судьба Натти Бампо драматична: следопыт-разведчик, когда-то не имевший себе равных, на склоне дней наблюдает конец так любимой им свободной и дикой Америки. Он теряется среди незнакомых ему вырубок, не понимает новых законов, введенных землевладельцами, и чувствует себя чужаком среди новых хозяев страны, хотя когда-то сам указал им дорогу и помог здесь обжиться.

Расположенные не по времени создания, а по хронологии событий, романы этого цикла охватывают более шестидесяти лет американской истории, представленной как художественная история освоения фронтира - постепенного движения нации с северо-востока материка ("Зверобой") на запад ("Прерия"). Это романтическая историография. В судьбе Натти Бампо, как в капле воды, отразился процесс освоения материка и становления американской цивилизации, включавшего как духовные взлеты, так и нравственные потери. По общему признанию, пенталогия о Кожаном Чулке - лучшее из того, что было написано Купером; именно она принесла своему создателю посмертную славу.

При этом нельзя не заметить некоторых неувязок в сюжетах романов, как и их стереотипности. В каждом из них Кожаный Чулок кому-то помогает, выручает из беды, спасает от смерти и затем, когда его миссия окончена, уходит один в леса, а когда лесов не остается - в прерию. Однако, если в "Пионерах" повествование еще несколько скачкообразно и как бы топчется между напряженным действием и скучной морализацией, то в последующих романах цикла действие определяет все. Ход событий стремительно ускоряется, промежутки между роковыми выстрелами Длинного Карабина так коротки, минуты относительной безопасности так ненадежны, шелест в лесу так зловещ, что читатель не знает покоя. Зрелый Купер - превосходный рассказчик, и уже то, что он в столь занимательной форме повествует о предметах, весьма серьезных - исследует основы американского общества и национального характера - делает ему огромную честь.

"Последний из могикан" - второй по времени создания роман пенталогии. Он написан уже зрелым автором, находящимся в расцвете творческих сил и таланта и вместе с тем еще до его отъезда в Европу, ознаменовавшего начало жизненной драмы Купера. Сюжет романа построен на традиционном для американской литературы, но романтически переосмысленном автором "рассказе о плене и избавлении". Это история о коварном захвате добродетельных дочерей полковника Мунро - прекрасной и храброй черноокой Коры и белокурой хрупкой и женственной Алисы - хитрым и жестоким гуроном Магуа и о многократных попытках Соколиного Глаза (Натти Бампо) с помощью его верных друзей - индейцев-могикан Чингачгука и его сына Ункаса - спасти пленниц. Перипетии романа: преследования, ловушки и жестокие схватки - заметно осложняют, но и украшают сюжет, делают его динамичным и позволяют в действии раскрыть характеры героев, ввести разнообразные картины американской природы, показать экзотический мир "краснокожих", дать описание фронтирского быта.

В художественном исследовании Купером характера мужественного пионера-первопроходца "Последний из могикан" - важный этап. Натти Бампо показан здесь в зените жизни: личность его уже полностью сформировалась, и он еще полон сил и энергии. Оформилось и писательское мастерство автора: романтически обособленный характер героя предстает живым и естественным. Он погружен здесь в свою подлинную среду - стихию нетронутых американских лесов, и потому ярко проявляются его постоянные свойства: простота, бескорыстие, щедрость, бесстрашие, самодостаточность и духовная мощь. В них отражается его органическая связь с природой; ими определяется бескомпромиссное неприятие героем цивилизации, которая противоположна ему по духу.

Натти Бампо - первый и идеальный самобытный герой национальной словесности, и его свободолюбие, независимость, самодостаточность и бескомпромиссность, ассоциированные с природным началом, будут постоянно отзываться в характерах литературы США - в мелвилловском Измаиле, твеновском Геке Финне, фолкнеровском Маккаслине, хемингуэевском Нике Адамсе, сэлинджеровском Холдене Колфилде и во многих, многих других.

Полноправным действующим лицом выступает у Фенимора Купера могучая и величавая природа Америки. В "Последнем из могикан" это многоликий пейзаж района реки Гудзон. Помимо чисто художественной, эстетической, он имеет и иную весьма важную функцию, которая отлична от функции пейзажа в произведениях европейских романтиков, где природа выступает олицетворением души героя. Купер, как и другие американские романтики-нативисты, тяготеет не к лирическому, а к эпическому изображению природы: пейзаж становится у него одним из средств утверждения национальной самобытности, необходимым компонентом эпического рассказа о молодой стране.

Столь же, если не более действенным средством раскрытия национальной специфики является изображение индейцев, их экзотического быта, их красочных ритуалов, непостижимого и противоречивого индейского характера. Фенимор Купер выводит в "Последнем из могикан" (не говоря обо всей пенталогии) целую галерею образов коренных американцев: с одной стороны, это хитрый, коварный, "злобный и свирепый" гурон Магуа, с другой - отважные, стойкие и преданные лучшие друзья Натти Бампо, бывший вождь истребленного племени могикан мудрый и верный Чингачгук и его сын, "последний из могикан", юный и пылкий Ункас, который гибнет, тщетно пытаясь спасти Кору Мунро. Роман завершается колоритной и глубоко трогательной сценой похоронного обряда над Корой и Ункасом, гибель которого символизирует трагедию индейского народа, "исчезающей расы" Америки.

Поляризация характеров индейцев (сгущение их положительных либо отрицательных свойств) связана в "Последнем из могикан" с особенностями и условностями романтической эстетики.

Фенимор Купер с его условными "добрыми" и "злыми" индейцами, помогающими либо противостоящими белому человеку, положил начало новому, хотя также во многом мифологизированному восприятию коренного американца в национальной словесности и оказал огромное воздействие на культуру США, разработав жанровые параметры вестерна. омогающими либо противостоящими белому человеку, положил начало новому, хотя также во многом мифологизированному восприятию коренного американца в национальной словесности и оказал огромное воздействие на культуру США, разработав жанровые параметры вестерна.

Так, столь впечатляюще и художественно выразительно показанные Купером жизнь на фронтире и образ "краснокожего", предстают менее совершенными эстетически, но более достоверными и отнюдь не условными, в прозе коренных американцев.

В XIX веке, во многом в опоре на традиции "белой" литературы США, в ней оформляется беллетристическая линия. Ведущим жанром здесь надолго еще остается автобиография: "Сын леса" (1829) У. Эйнса, из племени пикотов, "Автобиография" (1833) Черного Ястреба, бывшего вождя племени сауков, и др. Авторы поэтично описывают жизнь своего племени и радости вольного индейского отрочества, стоически-сдержанно повествуют об обидах, причиненных их народу белыми: о несправедливости государственной политики, о тяготах современной цивилизации, об обывательском предубеждении белых американцев, видящих в них только "дикарей" и "недочеловеков". Среди этих автобиографий есть и весьма интересные и по-своему выдающиеся произведения.

Развитие собственно художественной прозы (а также поэзии и драматургии) коренных американцев тормозилось внутриполитическими коллизиями XIX века: Семинольской войной 1835-1842 годов, Гражданской войной, многочисленными и противоречивыми правительственными законами, регулирующими жизнь индейцев, которых то выселяли и переселяли, то сгоняли в резервации, то эти резервации отменяли.

Так, первый "индейский" роман - "Бедная Сара, или Индеанка" Илайаса Бодино, из племени чероков, вышел в 1833 году, следующий же - только в 1854. Он сразу принес автору - Джону Роллину Риджу (из чероков) самую широкую известность и до некоторой степени повлиял на развитие американской литературы в целом. Роман назывался "Жизнь и приключения Хоакина Мурьеты, знаменитого калифорнийского бандита" и представлял собой вымышленную биографию некоего благородного разбойника - мстителя за поруганье его семьи и его народа. Поводом к созданию книги явилась не столь давняя тогда серия рейдов по поимке бандитов-чиканос, которые в начале века совсем не благородно терроризировали всю округу и которых здесь называли просто "хоакинами".

Ридж сделал из этой клички имя, снабдил героя фамилией и изобразил местным Робином Гудом, неотразимым и бесстрашным, всегда готовым помочь бедным, галантным с дамами и верным своей возлюбленной. В таком качестве Хоакин Мурьета перекочевал в многочисленные рассказы, инсценировки, а затем и киноленты, которые сделали его невероятно популярной фигурой локального фольклора Калифорнии и Мексики. Стилистика и образная система книги Риджа - это смесь традиций английского и американского готического романа и американского "романа границы" (или "романа фронтира"); центральный образ весьма напоминает героев "восточных поэм" Байрона. В целом же "Жизнь и приключения Хоакина Мурьеты" - один из первых образцов популярного жанра вестерна, который позднее - на рубеже веков наводнил американский книжный рынок, а затем и кинематограф.

Связью с популярной культурой, однако, не исчерпывается влияние данного романа на отечественную беллетристику. Более важным представляется его вклад в развитие "регионального повествования" в литературе США. Основанный на недавних событиях местной истории, живо воссоздающий местные нравы и быт, полный прекрасных калифорнийских пейзажей, он предвосхитил и подтолкнул развитие западной "школы местного колорита". В последующие десятилетия она заявила о себе творчеством таких писателей, как Фрэнсис Брет Гарт, Хоакин Миллер (взявший этот литературный псевдоним в честь героя романа Риджа), Амброуз Бирс, Марк Твен.

Альтернативные описания

. (Каупер) Уильям (1731-1800) английский поэт-сентименталист, поэма «Задача»

Гордон (родился в 1927) американский астронавт

Джеймс Фенимор (1789-1851) американский писатель, романы «Шпион», «Последний из могикан», «Зверобой», «Лоцман», «Моникины»

Леон (родился в 1930) американский физик-теоретик, Нобелевская премия (1972, совместно с Дж. Бардином и Дж. Шриффером)

Американский писатель, «Пионеры», «Прерия», «Следопыт»

Человек, который знал о каждом шаге Чингачгука

Американский космонавт

Фильм Криса Коламбуса «Ночь с Бет...»

Изобретатель фосфорных спичек

Актер - «Ковбой N1» американского кино

Американский киноактер, получивший «Оскар» за лучшую мужскую роль в 1952 году в фильме «Ровно в полдень»

Американский киноактер, получивший «Оскар» за лучшую мужскую роль в 1941 году в фильме «Сержант Йорк»

Американские первопроходцы - тема книг этого писателя

Американский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии (1972 г.)

Река в США

. «зверобой» (писатель)

Человек, придумавший Чингачгука

Актер по имени Брэдли

БМВ «Мини...»

. «родитель» Зверобоя и Соколиного Глаза

Диана (1892-1986), английская аристократка-социалистка актриса (БКА)

Ужасный рокер Элис

Рокер Элис...

Джеймс Фенимор

Американский писатель (1789-1851, ""Шпион"", ""Зверобой"", ""Прерия"")

Американский физик (Нобелевская премия 1972)

Американский киноактёр (1901-1961, ""Прощай, оружие"", ""Ковбой и леди"", ""Сержант Йорк"")

Американский астронавт

Английская теннисистка, первая чемпионка Олимпийских игр (1900)

. "Зверобой" (писатель)

. "Родитель" Зверобоя и Соколиного Глаза

Джеймс Фенимор (1789-1851) американский писатель, романы "Шпион", "Последний из могикан", "Зверобой", "Лоцман", "Моникины"

Актер - "Ковбой N1" американского кино

Американский киноактер, получивший "Оскар" за лучшую мужскую роль в 1941 году в фильме "Сержант Йорк"

Американский киноактер, получивший "Оскар" за лучшую мужскую роль в 1952 году в фильме "Ровно в полдень"

Американский писатель, "Пионеры", "Прерия", "Следопыт"

Купр, куприк м. у зверей, скота и человека оконечность крестцовой кости, где начало хвостцовых: у птиц хлупик, кардинальский кусочск, крайний задок, в котором торчат хвостовые перья; куприк сладкоежками почитается лакомым кусочком. Куприковый, к нему относящ

Фильм Криса Коламбуса "Ночь с Бет..."

В войнах между англичанами и французами за обладание американскими землями (1755—1763) противники не раз использовали междоусобицы индейских племен. Время было трудное, жестокое. Опасности подстерегали на каждом шагу. И неудивительно, что ехавшие в сопровождении майора Дункана Хейворда к командующему осажденным фортом отцу девушки волновались. Особенно тревожил Алису и Кору — так звали сестер — индеец Магуа по прозвищу Хитрая Лисица. Он вызвался провести их якобы безопасной лесной тропой. Дункан успокаивал девушек, хотя сам начинал волноваться: неужели они заблудились?

На счастье, под вечер путники встретили Соколиного Глаза — это имя уже прочно закрепилось за Зверобоем — да не одного, а с Чингачгуком и Ункасом. Индеец, заблудившийся днем в лесу?! Соколиный Глаз насторожился куда больше Дункана. Он предлагает майору схватить проводника, но индеец успевает улизнуть. Теперь уже никто не сомневается в предательстве индейца Магуа. С помощью Чингачгука и его сына Ункаса Соколиный Глаз переправляет путников на маленький скалистый островок.

В продолжение скромного ужина Ункас «оказывает Коре и Алисе все услуги, какие только были в его силах». Заметно — на Кору он обращает больше внимания, чем на ее сестру. Однако опасность еще не миновала. Привлеченные громким храпом напуганных волками лошадей, индейцы находят их убежище. Завязывается перестрелка, затем дело доходит до рукопашной. Первый натиск гуронов отражен, но у осажденных кончились патроны. Спасение только в бегстве. Необходимо плыть ночью, по порожистой и холодной горной реке. Кора уговаривает Соколиного Глаза бежать с Чингачгуком и привести скорее помощь. Майор и сестры оказываются в руках Магуа и индейцев.

Похитители и пленники останавливаются на холме для отдыха. Хитрая Лисица открывает Коре цель похищения. Оказывается, ее отец, полковник Мунро, когда-то жестоко оскорбил его, велев высечь за пьянку. И теперь в отместку он возьмет в жены его дочь. Кора возмущена. И тогда Магуа решает жестоко расправиться с пленными. Сестер и майора привязывают к деревьям, рядом раскладывают хворост для костра. Индеец уговаривает Кору согласиться, пожалеть сестру, совсем юную, почти ребенка. Но Алиса, узнав о намерении Магуа, предпочитает мучительную смерть.

Разъяренный Магуа бросает томагавк. Топорик вонзается в дерево, пригвоздив пышные белокурые волосы девушки. Майор вырывается из пут и бросается на одного из индейцев. Дункан почти побежден, но раздается выстрел, и индеец падает. Это подоспели Соколиный Глаз и его друзья. После короткой битвы враги повержены. Магуа, притворившись мертвым и улучив момент, снова бежит.

Опасные странствия заканчиваются благополучно — путники достигают форта. Под покровом тумана им, несмотря на осаждающих форт французов, удается проникнуть внутрь. Отец наконец-то увидел своих дочерей, но радость встречи омрачена тем, что защитники форта вынуждены сдаться, правда, на почетных для англичан условиях: побежденные сохраняют знамена, оружие и могут беспрепятственно отступить к своим.

На рассвете обремененный ранеными, а также детьми и женщинами гарнизон покидает форт. Неподалеку в тесном лесистом ущелье на обоз нападают индейцы. Магуа вновь похищает Алису и Кору.

На третий день после этой трагедии полковник Мунро вместе с майором Дунканом, Соколиным Глазом, Чингачгуком и Ункасом осматривают место побоища. По едва приметным следам Ункас заключает: девушки живы — они в плену. Мало того, продолжив осмотр, могиканин открывает имя их похитителя — Магуа! Посовещавшись, друзья отправляются в крайне опасный путь: на родину Хитрой Лисицы, к гуронам.

Здесь они встречают псалмопевца Давида, который, пользуясь репутацией слабоумного, добровольно последовал за девушками. От Давида полковник узнает о положении своих дочерей: Алису Магуа оставил у себя, а Кору отправил к делаварам. Влюбленный в Алису Дункан хочет во что бы то ни стало проникнуть в поселок. Притворившись дурачком, с помощью Соколиного Глаза и Чингачгука, изменив внешность, он отправляется на разведку. В лагере гуронов он выдает себя за французского лекаря, и ему так же, как и Давиду, гуроны позволяют ходить повсюду. К ужасу Дункана, в поселок приводят пленного Ункаса. Поначалу гуроны принимают его за обычного пленного, но появляется Магуа и узнает Быстроногого Оленя. Ненавистное имя вызывает такой гнев гуронов, что если бы не Хитрая Лисица, юношу растерзали бы на месте. Магуа убеждает соплеменников отложить казнь до утра. Ункаса уводят в отдельную хижину. К лекарю Дункану обращается за помощью отец больной индианки. Он отправляется в пещеру, где лежит больная, в сопровождении отца девушки и ручного медведя. Дункан просит всех покинуть пещеру. Индейцы повинуются требованию «лекаря» и выходят, оставив в пещере медведя. Медведь преображается — под звериной шкурой прячется Соколиный Глаз! Хитрость удается — беглецы благополучно достигают леса. На опушке Соколиный Глаз показывает Дункану ведущую к делаварам тропинку и возвращается, чтобы освободить Ункаса. С помощью Давида он обманывает охраняющих Быстроногого Оленя воинов и скрывается с могиканином в лесу. Разъяренный Магуа, которого находят в пещере и освобождают от пут, призывает соплеменников к мести.

Наутро во главе сильного воинского отряда Хитрая Лисица отправляется к делаварам. Спрятав отряд в лесу, Магуа входит в селение. Он обращается к дел аварским вождям, требуя выдать пленников. Обманутые красноречием Хитрой Лисицы, вожди согласились было, но после вмешательства Коры выясняется, что в действительности пленницей Магуа является только она одна — все остальные освободились сами. Полковник Мунро предлагает за Кору богатый выкуп — индеец отказывается. Ункас, неожиданно ставший верховным вождем, вынужден отпустить Магуа вместе с пленницей. На прощание Хитрая Лисица предупрежден: по прошествии достаточного для бегства времени делавары ступят на тропу войны.

Вскоре военные действия благодаря умелому руководству Ункаса приносят делаварам решительную победу. Гуроны разбиты. Магуа, захватив Кору, бежит. Быстроногий Олень преследует противника. Понимая, что им не уйти, последний из уцелевших спутников Хитрой Лисицы заносит над Корой нож. Ункас, видя, что он может не успеть, со скалы бросается между девушкой и индейцем, но, оглушенный падением, теряет сознание. Гурон убивает Кору. Быстроногий Олень успевает сразить убийцу, но Магуа, улучив мгновение, всаживает нож в спину юноше и пускается наутек. Звучит выстрел — Соколиный Глаз рассчитывается со злодеем.

Осиротевший народ, осиротевшие отцы, торжественное прощание. Делавары только что потеряли обретенного было вождя — последнего из могикан (сагамора); но одного вождя заменит другой; у полковника осталась младшая дочь; Чингачгук потерял все. И лишь Соколиный Глаз, обратившись к Великому Змею, находит слова утешения: «Нет, сагамор, ты не одинок! Мы, быть может, различны по цвету кожи, но нам суждено идти по одному пути. У меня нет родных, и я могу сказать, как и ты, — нет своего народа».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!