Главный маршал авиации константин вершинин. Главный маршал авиации константин вершинин Маршал вершинин биография

22.05.1900г.р.

Родился 22 мая 1900 года в деревне Боркино ныне Санчурского района Кировской области в семье крестьянина. Русский. Учился в сельской церковно-приходской школе. С началом первой мировой войны устроился на судоремонтный завод, учился в вечерней школе для рабочих.

В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны; участвовал в боях против банд в Белоруссии, в подавлении восстания в Воронежской губернии. В 1920 году окончил пехотные командные курсы в г.Симбирске, в 1923 году – курсы "Выстрел". Командовал ротой, батальоном.

В 1932 году окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. Служил в строевых частях ВВС, работал в НИИ ВВС. В 1935 году экстерном сдал экзамены на звание военного лётчика. С 1938 года – помощник начальника, с 1941 года – начальник Высших авиационных курсов усовершенствования.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года в должности командующего ВВС Южного фронта. В мае-сентябре 1942 года – командующий 4-й воздушной армией; с сентября 1942 года – командующий ВВС Закавказского фронта. С мая 1943 года вновь командовал 4-й воздушной армией.

Под его руководством лётчики в тесном взаимодействии с наземными войсками в 1942 году вели воздушные сражения в небе Донбасса и на Дону, сдерживая наступление превосходящих сил противника, защищали Северный Кавказ, в 1943 году сражались на Кубани и Таманском полуострове. В 1944 году 4-я воздушная армия участвовала в освобождении Крыма, а затем в составе 2-го Белорусского фронта обеспечила стратегическое превосходство советских Военно-Воздушных Сил и успех наземных войск в ходе наступательной операции "Багратион" и Восточно-Прусской операции.

За успешное руководство воинскими соединениями и проявленные при этом личное мужество и героизм генерал-полковнику авиации Вершинину Константину Андреевичу 19 августа 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3869).

В 1946-1949 годах – главнокомандующий ВВС – заместитель министра обороны СССР. В 1949 году попал в опалу и переведён на должность командующего войсками Бакинского округа ПВО. Тем не менее в 1953 году вернул себе расположение И.В. Сталина и стал командующим Войсками ПВО страны. В 1954-56 годах вновь понижен до командующего округом ПВО. С 1956 года – заместитель главнокомандующего, с мая 1957 года – главнокомандующий ВВС и заместитель министра обороны СССР. С 1969 года – в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кандидат в члены ЦК КПСС в 1952-1956 годах, член ЦК КПСС в 1961-1971 годах. В 1946-1950 годах и 1954-70 годах – депутат Верховного Совета СССР.

Главный маршал авиации (1959). Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й степени, орденами Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, медалями, иностранными наградами.

Его имя носит улица в Москве; на одном из зданий Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского установлена мемориальная доска.

Четвертая воздушная

Аннотация издательства: Герой Советского Союза главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин в годы Великой Отечественной войны командовал 4-й воздушной армией. Входившие в ее состав части и соединения отличались во многих оборонительных и наступательных боях, 18 из них стали гвардейскими. Здесь выросло 259 Героев Советского Союза, более 400 тысяч воинов награждены орденами и медалями. Славным делам авиаторов 4-й воздушной и посвящены воспоминания ее бывшего командира. Хотя в связи с кончиной маршала авиации К. А. Вершинина его мемуары остались незавершенными, книга эта, несомненно, привлечет внимание массового читателя.

Биографическая справка: ВЕРШИНИН Константин Андреевич, родился 3.6.1900 в деревне Боркино ныне Санчурского района Кировской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1919. В Советской Армии с 1919. Участник Гражданской войны. Окончил курсы "Выстрел" в 1923, Военно-воздушную инженерную академию в 1932. Командовал эскадрильей, был начальником Высших авиационных курсов усовершенствования. В годы Великой Отечественной войны командовал ВВС Южного фронта (сентябрь 1941 - май 1942), 4-й воздушной армией (май - сентябрь 1942), ВВС Закавказского фронта. С мая 1943 командовал 4-й воздушной армией в воздушных сражениях на Кубани и в ходе Белорусской операции 1944. 19.8.44 генерал-полковник авиации Вершинин удостоен звания Героя Советского Союза. В 1946-49 и в 1957-69 - главнокомандующий ВВС - заместитель министра обороны СССР. В 1949-57 - на ответственных должностях в Войсках ПВО страны. С 1959 главный маршал авиации. С 1969 в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Член ЦК КПСС в 1961-71 (кандидат в 1952-56). Депутат Верховного Совета СССР 2, 4 7-го созывов. Награжден 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1 степени, орденом Суворова 2 степени, Отечественной войны 1 степени, медалями, иностранными орденами. Умер 30.12.1973. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Имя Героя носит одна из улиц Москвы.

Глава первая. Истоки

Глава вторая. На службе военной

Глава третья. От войны до войны

Глава четвертая. На Южном фронте

Глава пятая. Грозы Донбасса

Глава шестая. Удар под Ростовом

Глава седьмая. Трудное лето

Глава восьмая. Воздушный щит

Глава девятая. Под нами -Терек

Глава десятая. Преследование

Глава одиннадцатая. Чьи крылья сильнее?

Глава двенадцатая. Хозяева неба

Глава тринадцатая. Над Голубой линией

Глава четырнадцатая. На помощь десанту

Глава пятнадцатая. Жаркие будни героев

Глава шестнадцатая. Победу ковал каждый

Глава семнадцатая. Эшелоны летят под откос

Примечания

Глава первая. Истоки

Когда подводишь итоги прожитого, невольно обращаешься к истокам своего бытия - тому краю и той среде, где рос и набирался сил, где формировались черты характера, выражающие суть твоего духовного склада, твоего жизненного кредо. Разумеется, особую роль при этом играют вехи времени, его отличительные приметы. О них-то, наряду с рассказом о пережитом, и пойдет сейчас речь.

Отчий край мой - земля вятская. В начале нынешнего века вятичи занимались преимущественно земледелием. Правда, значительная часть населения была занята отхожими промыслами - сплавом леса, плотницким, малярным, столярным, кровельным и другим ремеслом. Такой образ трудовой деятельности был особенно характерен для моих земляков - жителей деревни Боркнпо Яранского уезда (ныне Санчурского района).

Боркино - небольшое, в шестьдесят два двора, селение, располагающееся двумя рядами вдоль большака Ярапск-Царевококшанск (Йошкар-Ола). На этом казенном тракте было довольно оживленное движение: ездили губернские и уездные чиновники, торговые люди, предприниматели, почтари, крестьянский люд - кто на ярмарку, кто в присутственное место по какому-либо неотложному делу. По обочине дороги шагали телеграфные столбы, и боркинская ребятня частенько наведывалась туда "слушать, как идут" телеграммы. Мы думали, что провода полые и внутри их стремительно мчатся таинственные для пас телеграммы. Нам казалось, что тембр звучания подвешенной на столбах проволоки зависит от содержания депеш. Они были то начальственно-повелительными, то покорно-просящими, то кротко-печальными.

Присматривал за нашим участком болынака Петр Иванович Смирнов, боркинский мужик. У него были конные катки и скребки, которыми выравнивали дорогу. На дорожные работы обычно выгоняли всех. Участвовали в вих и сельские ребятишки. Мирское дело, хотя и подневольное, всегда шло споро: люди сажали по обочинам березы, подвозили и подносили землю, чтобы засыпать все ухабы и выбоины.

Когда-то в нашей округе шумели почти сплошные леса. Есть предположение, что от слова "бор" произошло и само название деревни - Боркино. Но в пору моего детства зеленые великаны находились уже в пяти верстах от человеческого жилья, и боркинцам туговато приходилось даже с топливом, не говоря уже о строительном материале. Кроме нянченья младших братьев и сестер я помогал старшим в семье и заготавливать дрова. Лесник не возражал против сбора сушняка. Но если в вязанку хвороста попадала ветка живого деревца, он строго наказывал.

Летних заготовок топлива редко хватало на зиму. На спине много не наносишь, а лошади у нас не было. Во всем Боркино насчитывалось не больше дюжины коней, Бедная деревенька была одной из тех Гореловых, Нееловых и Неурожаек, о которых писал поэт Н. А. Некрасов. Да в откуда к нам мог прийти достаток, если нашей многодетной семье (семеро, один другого меньше) принадлежали лишь луговая полоска в два лаптя шириной да жалкий клочок пахоты. Земля без удобрения родила плохо, а навоза не было. Правда, мы удобряли огород илом, таская его с речушки Южовки после весеннего разлива. Но этой подкормки хватало лишь для того, чтобы вырастить немного овощей.

Мать моя - Афанасия Васильевна - совершенно не знала грамоты, отец, Андрей Галактионович, хотя и не обучался в школе, однако читать и кое-как писать умел. Среди односельчан выделялся он и плотницким мастерством.

Живя в постоянной бедности, Андрей Галактионович давно разуверился в том, что простой крестьянин может получить образование. Когда я окончил церковно-приходскую школу, учитель Андрей Иванович вручил мне похвальную грамоту и сказал, обращаясь к отцу:

Надо бы подумать о дальнейшей учебе сына.

Андрей Иванович только вздохнул и развел руками. Нельзя сказать, что решение отца меня сильно огорчило. Я и сам уже хорошо сознавал бедственное положение нашей семьи.

Первый плотницкий выход мы с отцом совершили в соседнее село Ковербуй, где зажиточный крестьянин решил построить новый дом. В артель мужики приняли двух парнишек, в том числе меня.

Будешь строгалем, Костя, - решил отец. - Смотри, как это делается. - Он сел верхом на бревно и потянул на себя двуручник.- Вот так надо ошкуривать лесину.

Напарником моим стал Федя Патяшкин - подросток двумя годами старше меня. Первый рабочий день оказался самым тяжелым. До того наелозился по бревнам, будто сто верст проскакал на неоседланной лошади...

Ничего, привыкнешь, - утешал отец. - Стружечку подкладывай, чтобы мягче сидеть было.

Вскоре и в самом деле привык. Спина, ноги и руки словно задубели, и я перестал ощущать усталость. Только мозоли кровоточили...

Работали мы с рассвета до сумерек. Помимо основных обязанностей ошкуривать бревна - мне приходилось выполнять разные поручения артели, помогать хозяйке дома, готовившей для нас еду: носить дрова и воду, чистить картошку, мыть посуду. Свободного времени совсем не оставалось.

Константин Андреевич Вершинин родился 21 мая 1900 года в деревне Боркино Санчурского района Кировской области в крестьянской семье. По окончании в 1911 году сельской школы работал плотником. В феврале 1919 го-да стал членом ВКП(б), а в июне был призван в Красную Армию. Вскоре юно-ша стал курсантом Симбирских пехотных курсов, по окончании которых в ию-ле 1920 года был назначен командиром роты на Западный фронт. В 1921 году молодого командира направляют для обучения в Высшую стрелковую школу командного состава, по окончании которой он командует ротой и батальоном.
С 1930 года Константин Андреевич становится слушателем Военно-воздушной академии имени Жуковского и с этих пор судьба его неразрывно связана с Военно-воздушными силами. В 1932 году, по окончании академии, он возглавляет оперативный отдел штаба авиабригады, служит в научно-испытательном институте ВВС. В 1935 году, по окончании курсов переучива-ния на летчиков, К.А. Вершинина назначают командиром эскадрильи Высшей летно-тактической школы ВВС. С 1938 года он — помощник начальника Липец-ких Высших авиационных курсов, затем заместитель командира авиадивизии, начальник Липецких курсов усовершенствования командиров эскадрилий.
В этой должности он встретил Великую Отечественную войну. В сентяб-ре 1941 года Константин Андреевич назначен командующим ВВС Южного фронта. А с мая 1942 года до конца войны он командует 4-й воздушной арми-ей. С этой прославленной армией он участвовал в боях на Кавказе, в Крыму, на Донбассе, Украине, в Белоруссии, Польше и Германии. 19 августа 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В марте 1946 года К. А. Вершинин назначен Главнокомандующим ВВС и заместителем Министра обороны. С 1950 года он командует воздушной арми-ей, а затем войсками воздушной обороны приграничной линии. В 1953 году он назначен командующим войсками противовоздушной обороны страны, а с 1954 года — командующим Бакинским округом ПВО. С 1957 года Константин Андреевич вновь Главнокомандующий ВВС, заместитель Министра обороны СССР. В 1959 году ему присваивают звание Главного маршала авиации. Две-надцать лет он возглавлял авиацию страны. Это было время модернизации Во-енно-воздушных сил, их качественного изменения. В марте 1969 года его на-значают в Группу Генеральных инспекторов Министерства обороны.
За многолетнюю службу он был награжден 14 орденами и 9 медалями. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР.
Умер Главный маршал авиации К. А. Вершинин в 1973 году.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/2000, стр. 76-79

Герой Советского Союза главный маршал авиации К. А. Вершинин (К 100-летию со дня рождения)

Генерал-лейтенант авиации в отставке Н.Н.ОСТРОУМОВ ∗,

кандидат военных наук, доцент

Жизненный путь Константина Андреевича Вершинина, путь крупного военачальника, отдавшего жизнь служению государству и внесшему значительный вклад в развитие Военно-воздушных сил, характерен для своей эпохи, он имел взлеты и падения, успехи и неудачи.

К.А.Вершинин родился 3 июня 1900 года в бедной крестьянской семье. С ранних лет он начал трудиться, зарабатывая на жизнь. Становление его как личности пришлось на переломный момент в истории нашей страны.

В 1919 году став красноармейцем, Константин Андреевич посвятил 54 года военной службе, из них 44 - авиации. Проявив командирские способности уже на первом году службы, он к 1921 году достигает должности командира батальона. Затем учеба на курсах «Выстрел» и в Академии имени М.В.Фрунзе.

В 1929 году К.А.Вершинина, как перспективного командира, направляют в Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. Так начался его путь в авиацию. Здесь он стал летчиком-наблюдателем, освоил аэродинамику, технику, тактику и оперативное искусство ВВС. Успешно окончив академию, Константин Вершинин работает в испытательном институте ВВС, но свое место видит в авиационных частях. Прошло немного времени - и он начальник оперативного отдела штаба авиабригады, затем командир эскадрильи. Но для исполнения должности ему требуется получить летное образование, и К.А.Вершинин оканчивает краткосрочный курс Качинской летной школы, становится полноценным авиационным командиром, осваивает почти все имевшиеся типы боевых самолетов.

Великая Отечественная война застает его в должности начальника Высшей летно-тактической школы, а затем Высших авиационных курсов усовершенствования, которые готовили для фронта каждый месяц по четыре авиаполка. В сентябре 1941 года К.А.Вершинин получает новое назначение - становится командующим ВВС Южного фронта. К этому времени он полковник, обладающий высокой тактической и оперативной подготовкой, имеющий опыт руководства авиачастями.

Несовершенство существовавшей в то время оргструктуры фронтовой авиации заключалось в том, что большая часть ее находилась в общевойсковых армиях, была распылена по всему фронту, что затрудняло ее массированное применение. Несмотря на это, К.А.Вершинину удается сосредоточивать силы авиации для решения главных задач фронта. Так, в ноябре 1941 года в первой крупной наступательной операции под Ростовом 95% ВВС фронта было направлено на борьбу с танками противника. Особенно эффективной оказалась поддержка войск при преследовании немцев от Ростова на Таганрог.

В мае 1942 года произошла ожидаемая реорганизация ВВС. Приказом народного комиссара обороны «в целях наращивания сил авиации и успешного применения массированных ударов» все силы авиации Южного фронта были объединены во вновь созданную 4-ю воздушную армию, командующим которой назначают К.А.Вершинина. Одновременно он становится членом военного совета и заместителем командующего войсками Южного фронта.

Реорганизация проходила в ходе непрерывных оборонительных действий войск (противник в полосе фронта имел почти тройное превосходство). В этот период К.А.Вершинин искусно применял ограниченные силы воздушной армии для поддержки контратак и контрударов войск. Так, сосредоточивая силы истребителей на подступах к полю боя, он тем самым создавал условия для уничтожения вражеских бомбардировщиков до их удара. Кроме того, им был введен новый боевой порядок штурмовиков - «круг самолетов», что позволяло повысить точность атаки каждого летчика и усилить защиту всей группы от вражеских истребителей. Для пополнения крайне ограниченного парка бомбардировщиков К.А.Вершинин организовал переоборудование всех имевшихся учебных самолетов У-2 в ночные бомбардировщики, которые с успехом действовали в темное время суток в прифронтовой полосе. И это лишь неполный перечень творческих находок К.А.Вершинина того периода.

В сентябре 1942 года генерал-майор авиации К.А.Вершинин был назначен командующим ВВС Закавказского фронта с подчинением ему 4-й и 5-й воздушных армий, а также ВВС Черноморского флота. Этими же силами он руководил, но уже в роли командующего ВВС созданного в январе 1943 года Северо-Кавказского фронта. Первый опыт управления тремя оперативными объединениями, в том числе двумя воздушными армиями, в полосе одного фронта явился новым вкладом в оперативное искусство Военно-воздушных сил того времени.

В апреле и мае 1943 года немецкое командование, стремясь удержать в своих руках территорию Кубани, включая Таманский полуостров, сосредоточило там крупные силы войск и авиации, предприняло активные действия против Северо-Кавказского фронта. И здесь К.А.Вершинин показал высокое искусство управления авиацией. Он расчетливо использовал резервы, своевременно наращивал силы в ходе воздушных боев. Организовал широкую сеть пунктов обнаружения и наведения, что способствовало своевременному вводу в сражение сил авиации. Новые тактические приемы (эшелонирование истребителей по высоте и в глубину - «этажерка», боевые порядки, в основе которых - свободный маневр пар истребителей, формула боя Покрышкина - «высота, скорость, маневр, огонь») родились в ходе воздушного сражения на Кубани и были взяты на вооружение авиацией фронта, а в последующем всеми ВВС.

В Крымской наступательной операции (1943-1944) К.А.Вершинин организует маневр воздушной армии через Керченский пролив, руководит авиационной поддержкой войск, действиями по железнодорожным и морским перевозкам противника, оказанием помощи крымским партизанам.

В ходе стратегических наступательных операций 1944-1945 годов генерал-полковник авиации К.А.Вершинин успешно управлял оперативным маневром авиасоединений, искусно организовывал их массированное применение в наступательных операциях 2-го Белорусского фронта. Не менее успешно он готовил взаимодействие авиации с общевойсковыми армиями при прорыве обороны противника, а также с подвижными группами фронта при вводе их в прорыв и последующих действиях в оперативной глубине. Постоянной заботой командующего было непрерывное удержание господства в воздухе на протяжении всей операции, а также ведение эффективной воздушной разведки.

Во время Могилевской наступательной операции К.А.Вершинин сосредоточил силы авиации на поражении спешно отходивших немецко-фашистских войск. Старая Смоленская дорога у Березино второй раз в истории нашей Родины стала местом разгрома иноземных захватчиков. 19 августа 1944 года Константину Андреевичу Вершинину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Завершающей операцией войны для К.А.Вершинина стала Западно-Померанская - составная часть Берлинской операции (апрель 1945 г.). За 12 суток ему удалось подготовить и за 4 суток до начала операции организовать маневр воздушной армии на штеттинское направление. Боевые действия закончились 5 мая 1945 года, когда части и соединения 2-го Белорусского фронта вышли на демаркационную линию и произошла встреча с английскими войсками.

За время войны К.А.Вершинин был награжден многими орденами и медалями, в том числе четырьмя орденами Суворова.

Новый этап в военной карьере К.А. Вершинина начинается в апреле 1946 года, когда он назначается главнокомандующим ВВС -заместителем министра обороны. Перед ним стояла сложнейшая задача - организовать работу по созданию реактивных самолетов, тем самым осуществив качественный скачок в развитии авиации, открывая путь к околозвуковым, сверхзвуковым, а в будущем и гиперзвуковым скоростям. Напряженный труд увенчался успехом. Конструкторскими бюро А.И.Микояна и А.С.Яковлева были созданы и изготовлены первые самолеты с реактивным двигателем. В июне того же года К.А.Вершинину присваивается звание маршала авиации. В сентябре 1946-го он создает первый специальный центр обучения летного состава полетам на реактивных самолетах.

Под его руководством организуется подготовка к проведению 1 мая 1947 года первого в истории мировой авиации воздушного парада реактивных самолетов, явившегося полной неожиданностью для стран Запада. Летом того же года на авиационном празднике в Тушино летчики демонстрируют блестящее исполнение высшего группового пилотажа на реактивных истребителях. В 1947-1948 годах идет освоение новых самолетов - истребителя Ми Г-15 и реактивного бомбардировщика Ил-28. И вдруг неожиданность. В небе Забайкалья в конце 1948 года в сложных метеоусловиях терпит катастрофу пассажирский самолет с китайской делегацией. И.В.Сталин обрушивает гнев на главнокомандующего и начальника Главного штаба ВВС, которые лишаются своих постов. Для Константина Андреевича начинается тяжелый период опалы. Следует ряд должностей командующего воздушными армиями в Прикарпатье и Германии (1949-1951), воздушной обороной приграничной линии (1951 -1953), ПВО страны (1953-1954), Бакинским округом ПВО (1954-1957).

Только в январе 1957 года К.А.Вершинин вновь назначается главнокомандующим ВВС и в течение 13 лет руководит Военно-воздушными силами страны. За это время в ВВС были приняты на вооружение реактивные сверхзвуковые истрсбители3бомбардировщики, военно-транспортные самолеты и вертолеты второго и третьего поколения, заложены основы возрождения незаслуженно расформированной Н.С.Хрущевым в 1955 году штурмовой авиации.

При К.А.Вершинине фронтовая и дальняя авиация стала ракетоносной, вооруженной не только обычными, но и ядерными средствами поражения, а истребительная авиация оснащена новой системой автоматизированного управления. В 1959 году ему присвоено звание главного маршала авиации.

Многое было сделано К.А.Вершининым для развития тактики и оперативного искусства ВВС. Практически ежегодно проводились крупные авиационные учения, на которых отрабатывались вопросы взаимодействия всех родов авиации с войсками, фронтом и ПВО страны в ходе фронтовых и воздушных операций. Так, в 1965 году на учении ВВС было проведено воздушное десантирование дивизии полного состава в ночных условиях с одновременной воздушной операцией по разгрому ВВС и ПВО условного противника.

Константина Андреевича Вершинина всегда отличал требовательный подход к планированию и проведению учений. При подготовке полетов детально рассматривается их график, большое внимание уделялось обеспечению безопасности, особенно когда на полигонах одновременно действовала авиация двух сторон. Как следствие, ни на одном учении шестидесятых годов, проводимом министром обороны и главнокомандующим ВВС, не произошло ни одного летного происшествия.

В этот период К.А.Вершининым проводилась большая работа по повышению живучести авиации на аэродромах, усилению противовоздушной обороны районов ее базирования. При этом главнокомандующий ВВС учитывал опыт локальных войн того времени - арабо-израильской и вьетнамской, ход которых им тщательно анализировался.

Серьезное внимание Константин Андреевич уделял вопросам оснащения ВВС новой техникой. Когда в 1969 году встал вопрос о принятии на вооружение одного из трех штурмовиков, разработанных конструкторскими бюро А.И.Микояна, А.С.Яковлева, П.О.Сухого, он, всесторонне проанализировав характеристики самолетов и учтя выводы специалистов, отдал предпочтение самолету ОКБ П.О.Сухого, что явилось, как показало будущее, правильным решением. И поныне штурмовики Су-25 успешно выполняют боевые задачи.

Необходимо отметить еще один важный аспект деятельности К.А.Вершинина на посту главнокомандующего ВВС. Именно он стал одним из организаторов освоения космоса. Много сил и энергии отдал делу подготовки космонавтов, руководил созданием специального центра обучения (будущего Центра подготовки космонавтов), лично подбирал лучших летчиков для предстоящих космических полетов.

Важнейшей чертой военной деятельности главного маршала авиации К.А.Вершинина было умение быстро ориентироваться в любой обстановке, находить правильное решение и создавать все условия для его быстрейшей реализации на практике. Жизнь Константина Андреевича является ярким примером патриотизма и честного служения Родине.

∗ Начальник оперативного управления - заместитель начальника Главного штаба ВВС в 1961 - 1971 гг., когда К.А.Вершинин возглавлял Военно-воздушные силы.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Герой Советского Союза Вершинин Константин Андреевич

Вершинин Константин Андреевич – командующий 4-й воздушной армией 2-го Белорусского фронта, генерал-полковник авиации.
Родился 22 мая (3 июня) 1900 года в деревне Боркино Яранского уезда Вятской губернии, ныне в составе Санчурского района Кировской области. Русский. Из семьи крестьянина-бедняка. Окончил сельскую церковно-приходскую школу.

С 1911 года работал плотником, лесорубом. С началом первой мировой войны устроился на судоремонтный завод в селе Звенигово, учился в вечерней школе для рабочих.

В Красной Армии с июня 1919 года, призван по мобилизации. Служил красноармейцем и агитатором запасного полка в Симбирске. В 1920 году окончил Симбирские пехотные командные курсы. Участник Гражданской войны: в октябре 1920-июле 1921 – командир роты, а с января 1921 года — командир батальона 49-го стрелкового полка 6-й стрелковой дивизии (Западный фронт, весной 1921 года полк переброшен в Орёл). Участвовал в боях против банд С.Н. Булак-Балаховича в Белоруссии, в подавлении восстания в Воронежской губернии, в подавлении Тамбовского восстания («Антоновщина»). В июле 1921 года направлен на учёбу.

В 1923 году окончил Высшую тактико-стрелковую школу комсостава РККА имени Коминтерна (будущие курсы «Выстрел»). С 1923 года командовал учебной ротой в 12-й Краснознамённой пехотной школе Приволжского военного округа (Симбирск). С 1928 года — командир стрелкового батальона 2-го стрелкового полка Казанской стрелковой дивизии Приволжского военного округа (Симбирск). С 1929 года заочно учился в Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе, окончил первый курс.

В 1930 году переведён в Военно-воздушные силы (ВВС). В 1932 году окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. С июня 1932 года — помощник начальника тактического отдела Научно-испытательного института ВВС РККА. С января 1933 года — начальник оперативного отдела штаба 20-й авиабригады в Харькове (Украинский военный округ). С февраля 1934 года – командир авиаэскадрильи Липецкой высшей лётно-тактической школы ВВС. В 1935 году экстерном окончил 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова. С 1938 года – помощник начальника по лётной подготовке Липецких Высших авиационных курсов усовершенствования лётного состава.

В 1940 году после группового лётного происшествия полковник К.А. Вершинин был отдан под суд военного трибунала, которым был полностью оправдан. Тем не менее в дисциплинарном порядке был понижен в воинском звании до подполковника и назначен заместителем командира 49-й авиационной дивизии. В мае 1941 года восстановлен в звании полковника, возвращён в Липецк и назначен начальником Липецких Высших авиационных курсов усовершенствования лётного состава.

Участник Великой Отечественной войны: в сентябре 1941 — мае 1942 года – командующий ВВС Южного фронта. В мае-сентябре 1942 года – командующий 4-й воздушной армией; с сентября 1942 года – командующий ВВС Закавказского фронта. С мая 1943 года до конца войны вновь командовал 4-й воздушной армией на Северо-Кавказском и 2-м Белорусском фронтах.

Под его руководством лётчики в тесном взаимодействии с наземными войсками участвовали в оборонительных сражениях на Украине и в Ростовской (1941 года) и Барвенково-Лозовской наступательных операциях, в 1942 году вели воздушные сражения в небе Донбасса и на Дону, сдерживая наступление превосходящих сил противника, защищали Северный Кавказ, в 1943 году сражались на Кубани и Таманском полуострове, одержали победу в воздушном сражении над «Голубой линией». В 1944 году 4-я воздушная армия участвовала в освобождении Крыма, а затем в составе 2-го Белорусского фронта обеспечила стратегическое превосходство авиации и успех наземных войск в ходе наступательной операции «Багратион», в Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и в Берлинской операциях.

За успешное руководство воинскими соединениями и проявленные при этом личное мужество и героизм генерал-полковнику авиации Вершинину Константину Андреевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С марта 1946 года по сентябрь 1949 года – Главнокомандующий ВВС – заместитель Министра обороны СССР. С сентября 1949 года служил в Войсках ПВО страны, с февраля по сентябрь 1950 года командовал 57-й воздушной армией (в Прикарпатском военном округе), с сентября 1950 года по сентябрь 1951 года – 24-й воздушной армией (Группа советских войск в Германии). В сентябре 1951 — апреле 1953 года – командующий войсками ПВО пограничной линии — заместитель Главнокомандующего ВВС. С апреля 1953 года — первый заместитель командующего, а с июня 1953 года по май 1954 года – командующий Войсками ПВО страны. С июня 1954 года по апрель 1956 года – командующий войсками Бакинского района (с августа 1954 года — округа) ПВО.

Затем возвращён в ВВС и с апреля 1956 года – заместитель Главкома ВВС по высшим учебным заведениям. С января 1957 года по март 1969 года – главнокомандующий ВВС – заместитель Министра обороны СССР. С марта 1969 года – генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Жил в городе-герое Москве. Умер 30 декабря 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).

Награждён шестью орденами Ленина (23.12.1942, 21.07.1944, 19.08.1944, 21.02.1945, ...), орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени (27.03.1942, 3.11.1944, ...), тремя орденами Суворова 1-й степени (16.05.1944, 10.04.1945, 29.05.1945), орденами Суворова 2-й степени (25.10.1943), Отечественной войны 1-й степени (22.02.1943), медалью «За оборону Кавказа», другими медалями, иностранными наградами: орденами «Воинская доблесть» (Польша), «Крест Грюнвальда» (Польша).

Член РКП(б)/КПСС с февраля 1919 года. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1952—1956 годах, член ЦК КПСС в 1961—1971 годах. Депутат Верховного Совета СССР в 1946—1950 и 1954—1970 годах.

Его имя носит улица в Москве; на одном из зданий Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского установлена мемориальная доска. Имя Главного маршала авиации К.А. Вершинина носило Барнаульское Высшее Военное Авиационное Училище Летчиков.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!