Глеб Панфилов "Жизнь Жанны д'Арк" (отрывок: осуждение и казнь). Жанна после коронации

В преддверии 30 мая... Данный отрывок из сценария Глеба Панфилова Жизнь Жанны д"Арк. Жизнь Жанны д"Арк (сценарий)

"... На кладбище возле церкви Сент-Уэн, в присутствии палача, толпы горожан, многочисленной стражи, лорда Уорвика, кардинала Винчестерского и всех членов церковного суда Жанна подписывала отречение. Она стояла на специальном помосте в окружении членов церковного трибунала и была столь слаба, что двое стражников вынуждены были поддерживать ее.

— Еще немного, Жанна, и ты спасена, — сказал ей Масье, протягивая перо и лист с текстом отречения.

— Я ничего не вижу, — проговорила Жанна. — Помогите мне…

Масье взял ее руку в свою и вывел на листе слово «Жанна».

Потом нетвердой рукой Жанна сама поставила крестик.

— Ну вот, теперь ты спасена, — с облегчением сказал ей Масье, забирая отречение. — И слава Богу!

Он передал отречение епископу.

Взглянув на подпись, епископ торжественно возвестил:

— После наших многократных терпеливых наставлений ты, Жанна, наконец открыто признала свои заблуждения и публично от них отреклась. А потому Церковь принимает тебя в свое лоно. Но поскольку ты тяжело погрешила против Церкви, мы приговариваем тебя к пожизненному заточению в тюрьме, к хлебу горя и вину отчаяния. Но при этом мы не оставим тебя нашим милосердием. Таков окончательный приговор суда…

— Мошенник! — произнес лорд Уорвик. — Вместо того чтобы отдать девицу в руки палача, он снова отправляет ее в тюрьму! Плакали наши денежки, ваше преосвященство, — сказал он кардиналу Винчестерскому. — Нас одурачили…

— Не спешите, милорд, — произнес кардинал. — Епископ Кошон знает свое дело и вполне предан нам.

— Если это преданность, мессир, то как же назвать тогда предательство?!

— Терпение, милорд. Терпение, — ответил кардинал.

— Иди с миром, Жанна, — говорил епископ, — и помни, что теперь, когда ты подписала покаяние, пути назад нет! Любой отказ исполнить наши предписания будет повторной ересью, и тогда без суда тебя отправят на костер… Хорошенько запомни это, дочь моя! Хорошенько…

— Куда ее отвести, мессир? — спросил Масье.

— Туда, откуда привели, — ответил епископ.

— Но вы же обещали перевести меня в женскую тюрьму!- воскликнула Жанна.

— Спокойно, крошка, спокойно! — сказал стражник. — Пошли домой…

— Меня обманули! — крикнула Жанна.

— Пошли домой! — повторил стражник. — На тебе лица нет, ты еле держишься! Пошли!

Ее увели.

Победа над собой

В тюрьме монахини переодели Жанну в женское платье и остригли ей волосы.

Жанна была тихой, покорной и казалась равнодушной ко всему, что с ней теперь происходило.

Ее мужскую одежду монахини положили в мешок и понесли. В дверях один из стражников молча отнял у них мешок, а когда святые сестры удалились, он кинул мешок к ногам осужденной. Жанна сказала:

— Джек, отомкни цепь.

— Нельзя, — сказал стражник.

— Отомкни, будь другом…

— Ты знаешь, зачем.

Джек отомкнул цепь.

— Отвернись, — сказала Жанна.

Джек отвернулся.

— Ты скоро? — спросил он.

— Скоро, — ответила Жанна.

— Давай быстрей, — сказал Джек.

— Готово, — сказала Жанна.

Джек обернулся. Жанна снова была в мужской одежде.

— Ну вот и слава Богу! — сказал обрадованно Джек. — Теперь и мы отдохнем — недолго ждать! Джон, Том, Гарри!- позвал он остальных. — Обедать

Джек развязал узелок, достал хлеб, луковицу, нарезал вареное мясо, посолил. Протянул ломоть Жанне.

— Ешь, девочка, подкрепляйся! — сказал он.

Жанна взяла хлеб и начала есть.

Епископ обедал, когда к нему вошел Жан Масье.

— Ваше преосвященство, она снова надела мужской костюм!- сообщил пристав.

— Не может этого быть, — сказал епископ спокойно. — Не верю…

— Я видел собственными глазами, мессир!..

Епископ не ответил. Он молча доел рыбу, потом произнес:

Служка подал ему чашу с водой для омовения рук. Епископ умыл руки.

Святые дары

Утром рано 30 мая к Жанне вошли двое — брат Изамбар и брат Ладвеню. Жанна встретила их в мужской одежде.

— Жанна, сестра наша, — сказал брат Ладвеню, — мессир епископ прислал нас, чтобы приготовить тебя к смерти…

Жанна покачнулась, ее поддержали.

Когда она пришла в себя, брат Ладвеню спросил:

— Сестра, зачем ты снова надела мужское платье?

Жанна ответила:

— Потому что судьи обманули меня. Они не выполнили своих обещаний.

— Ты раскаиваешься? — спросил брат Ладвеню.

— Только в том, что отреклась, — ответила Жанна.

— Зачем же ты отреклась?

— От страха.

— Страшишься ли ты теперь?

— Да, очень, — ответила Жанна.

— Они сказали мне, что сегодня я буду спасена.

— Ты по-прежнему надеешься, что тебя освободят?!

— Но разве сегодня я не выйду из тюрьмы? — сказала Жанна. — И разве сегодня я не буду свободна?

Брат Ладвеню опустился перед Жанной на колени. Он плакал.

Снаружи послышалось пение — это несли святые дары.

За ночь на площади Старого рынка были возведены два помоста. Один — большой, он предназначался для знати и архиепископской кафедры, на нем стояло кресло кардинала Англии, окруженное сиденьями для прелатов. Второй помост был поменьше и предназначался для подсудимой, проповедника и членов церковного суда во главе с епископом. В сорока шагах от помостов был воздвигнут высокий оштукатуренный эшафот, хорошо видимый отовсюду, даже с самых удаленных мест.

Процедура казни началась с девяти утра выступлением проповедника в

присутствии горожан и всего английского гарнизона, который плотным кольцом охватил оба помоста и эшафот. К обеду и стража, и зрители заметно устали.

Но лишь теперь, когда было уже около двух часов дня, епископ Кошон приступил наконец к чтению приговора.

Жанна в эту минуту стояла в нескольких шагах от него, босая, в грубой до пят холщовой рубашке, с непокрытой головой. Она была бледна, но держалась спокойно, хотя руки и тело ее непрерывно дрожали.

— Мы, Пьер, Божьим милосердием епископ Бовеский, и брат Жан Леметр, викарий преславного доктора Жана Граверана, инквизитора по делам ереси, — внушительно читал епископ, — объявляем справедливый приговор, что ты, Жанна, в народе именуемая Девой, повинна во многих заблуждениях и преступлениях…

— Я, наверное, свалюсь, — виновато улыбнувшись, сказала Жанна брату Ладвеню. — Ноги что-то не держат. Устала…

— Мужайся, сестра, держись, — тихо отвечал ей брат Ладвеню, незаметно придвигаясь и подставляя свою руку. — Обопрись. Вот так… Уже недолго…

— Мы решаем и объявляем, — продолжал епископ, — что ты, Жанна, должна быть отторжена от единства Церкви и отсечена от ее тела, как вредный член, могущий заразить другие члены, и что ты должна быть передана королевской власти…

— Попы, дармоеды! — говорил один английский сержант другому. — В прошлый раз из-за них без обеда и сегодня тоже… Опять без обеда!

— Моя бы власть, — произнес второй, — я бы их туда же… куда и эту колдунью… В огонь!

— Ох, и натерпелись же мы из-за нее страху! Ох, и натерпелись! — произнес третий. — Стыдно сказать!

— А ты не говори, — сказал второй.

— Есть хочу, — сказал третий.

— И я хочу, — сказал четвертый.

— Хотите не хотите, а придется потерпеть, — заметил первый. — Она еще гореть часа четыре будет.

— Тогда я подкину, — вызвался третий. — Чтоб мне сдохнуть! Клянусь пресвятой Девой…

— Мы отлучаем тебя, Жанна, — заканчивал чтение приговора епископ, — отсекаем и покидаем, прося королевскую власть смягчить приговор, избавив тебя от смерти и повреждения членов…

Епископ умолк.

Притихли зрители на площади. Слышно было, как чирикали на крышах городские воробьи и плакал где-то ребенок.

Один за другим покидали помост священники. Последними сошли брат Изамбар и брат Ладвеню. Жанна осталась одна.

Трое сержантов взошли на помост и за руки стащили ее вниз.

И тотчас вздох толпы на площади сотряс воздух.

Жанну отдали палачу.

— Делай свое дело, — сказали ему.

Жанна шла, задыхаясь, едва поспевая за палачом, — ее узкая, очень узкая рубашка сковывала, затрудняла дыхание.

Палач помог Жанне подняться на эшафот.

— Не больно? — спросил он, привязывая Жанну к столбу.

— Чуть-чуть, сударь, — ответила Жанна.

Палач ослабил веревку.

— Теперь хорошо?

Жанна кивнула.

Закончив привязывать, палач сказал:

— Прошу прощения, сударыня, за то, что я не в силах уменьшить ваши страдания. Костер слишком высок, и я не сумею подняться…

— Зачем? — не поняла Жанна.

— Чтобы задушить вас, сударыня, и тем уменьшить страдания, — ответил палач. — Простите!..

Жанна содрогнулась.

— Прощаю, — ответила она, помолчав. — Только уж делай все побыстрее. Пожалуйста!..

— Уж я постараюсь, — воспрянув, заверил палач. — Для вас, сударыня, я все сделаю! Прощайте… Счастливый путь!.. — И он добавил вдруг, переходя на шепот: — Чего бы там о вас ни болтали эти попы, я-то уверен, сударыня, вы будете в раю! Через час, — добавил он, спускаясь, и уже снизу крикнул: — Только не смотрите на огонь, сударыня! Тогда не так страшно!..

Жанна огляделась. Отсюда, с высоты эшафота, была видна вся площадь и народ на площади — великое множество лиц, а вокруг — дома, церковь, крыши и окна, и снова лица, лица, множество лиц.

Это была ее Франция и ее народ, который она столь горячо любила, за который сражалась и пошла на костер.

— Смерть! Смерть! — закричали в толпе. — Смерть ведьме! В огонь! В огонь ее! В огонь!..

И вдруг Жанна улыбнулась. Улыбнулась неожиданно ясной улыбкой.

— Дайте мне крест! — сказала Жанна.

Палач разжигал костер.

— Дайте крест! — повторила Жанна.

Начальник караула подбежал к лорду Уорвику.

— Сэр, она просит крест.

— Никакого креста еретичке! — распорядился Уорвик.

Огонь занялся. Жанна начала задыхаться, кашлять, клубы дыма застилали ее.

— Дайте ей крест! — загудела толпа. — Крест!.. Дайте ей крест!..

Один из стражников кинул Жанне самодельный крест, связанный из прутиков. Жанна подхватила крест, прижала к груди.

Костер разгорался.

И вдруг Жанна увидела среди тысячи лиц на площади одно знакомое лицо. Это был святой Михаил — она почувствовала, узнала его взгляд.

— Кто это? — заметив незнакомца, спросил епископ у начальника караула.

— Святой Михаил, — ответил начальник караула.

Епископ вздрогнул.

— Кто тебе сказал, что он святой?..

— Все говорят, мессир…

— Арестуйте его! — приказал епископ.

— Слушаюсь, мессир! — сказал начальник караула.

Огонь приближался, гудел. Одежда на Жанне дымилась, как впрочем, и крест из прутиков, зажатый в руке.

И вдруг крест вспыхнул. И в то же мгновение стена пламени закрыла Жанну. И оттуда, из-за завесы огня и дыма, взлетел над площадью пронзительный крик. Это был последний глас Жанны.

Ревел огонь.

Знакомый сержант, кинувший в пламя охапку хвороста, свалился без чувств. Когда его оттащили и привели в сознание, он поводил вокруг влажными глазами и все повторял:

— Я видел!.. Я видел, как у нее из уст вылетела голубка!.. Я видел!.. Мы сожгли святую!..

Толпа рухнула на колени. Люди плакали. Плакали судьи. Плакал епископ.

— Он скрылся, мессир! — сообщил епископу начальник караула.

— Иди прочь, болван! — сказал епископ.

Ревел огонь.

Так 30 мая 1431 года оборвалась жизнь Жанны д?Арк — дочери крестьянина Жака д?Арка и его супруги Изабеллы Роме. В тот год Жанне минуло девятнадцать."

Частично данный сценарий вошел в фильм "Начало" с Инной Чуриковой в главной роли...

В истории любого периода существуют такие явления и персонажи, изучение которых возможно сразу в нескольких контекстах, будь то политический, религиозный, социальный или общекультурный. Исследование этих персонажей помогает ученым и историкам сделать более полные выводы о времени, об эпохе и о жизни наших предков. Один из таких важных персонажей для понимания истории Средних веков — Жанна д’Арк.

При каких обстоятельствах на исторической арене появилась Жанна д’Арк? Франция пребывает в состоянии войны с Англией, той самой войны, которая впоследствии получит название Столетней. Французы терпят одно поражение за другим, у них остается единственный город, который преграждает англичанам путь на юг Франции, — Орлеан. Город осажден, дофин — будущий французский король Карл VII — ничем не может помочь. Он лишен казны, его армия ослабла, кажется, что Франция очень скоро проиграет войну. И вот весной 1429 года ко двору прибывает никому еще не известная Жанна д’Арк и заявляет, что спасет королевство. Всего через два месяца она оказывается во главе войска, которое отправляется под Орлеан держать бой с англичанами.

«Непонимание того, кем она является, сопровождает Жанну д’Арк не только при дворе Карла VII, но и на протяжении всей ее очень недолгой политической карьеры, которая заканчивается в 1431 году. Жанна д’Арк, по всей видимости, обладала исключительным даром убеждения, иначе очень сложно понять, как она смогла уговорить Карла и его окружение поверить ее словам».

Ольга Тогоева

Уже в мае 1429 года осада Орлеана снята, город остается французским и не сдается англичанам. За этим следует так называемая неделя побед в долине Луары, когда французские войска под предводительством Жанны д’Арк освобождают небольшие городки вокруг Орлеана. 17 июля 1429 года Жанна сопровождает Карла в Реймс на его коронацию — и тот наконец-то становится законным правителем Франции. А после, в сентябре того же года, Жанна предпринимает штурм Парижа, чтобы вернуть своему новоиспеченному королю столицу, но безуспешно. Париж не покорен, и это становится первой неудачей для Жанны д’Арк; постепенно спасительница Франции все больше отдаляется от двора, веры в нее становится все меньше. До мая 1430 года она продолжает небольшие военные кампании, а затем попадает в плен к бургундским войскам, союзникам англичан. Оттуда ее везут в Руан, где происходит суд, а затем и сожжение.

«Уже современники пытаются осмыслить, кем является Жанна д’Арк. Естественно, что для сторонников Карла VII она божественная посланница, истинный пророк, чьи предсказания сбываются. Она ведет за собой войско, и это войско одерживает одну победу за другой. Таким образом, они видят в ней воплощение божественной воли. Совершенно другое впечатление Жанна д’Арк производит на противников, англичан, которые постоянно пишут о том, что она ведьма. О том, что ей нельзя верить, она обманом втерлась в доверие к королю и его окружению, она околдовала их, она заставила их поверить ее словам и ее устами говорит не Господь, а сам дьявол. Это противопоставление двух образов — истинный пророк или ложный, ведьма или, может быть, святая, — сопутствует Жанне д’Арк на протяжении всей ее недолгой политической карьеры».

Ольга Тогоева

Любопытно, что в последующие за сожжением 20 лет о ней почти не вспоминают — именно потому, что никто не знает, как к ней относиться. И только в 1456 году происходит процесс по реабилитации Жанны д’Арк, аналогов которому нет в истории Средних веков. Церковная и королевская французская власть выстраивает новый образ Жанны д’Арк. И именно этот образ остается в памяти людей — образ настоящего пророка, практически образ святой. 

Конспект

Принято считать, что в XVI-XVII веках о Жанне д’Арк совершенно забыли. Это не совсем так. Действительно, в хрониках и анналах этого времени о ней не находится практически ничего. Но в том же XVI веке появляется другой жанр — жизнеописания знаменитых людей, и в этих работах Жанна д’Арк занимает одно из центральных мест. Однако по сравнению с XV веком, в хрониках которого Жанна представала робкой богобоязненной девушкой, ее образ довольно сильно меняется. Теперь это активная женщина, героиня, которая искренне ненавидит врагов Франции и делает все для того, чтобы изгнать их с родной земли.

«Теперь Жанну д’Арк сравнивают отнюдь не со средневековыми святыми, как это было раньше. Ее даже не сравнивают с Иисусом Христом, что тоже было некогда очень популярно. Главными для сравнения становятся героини античности — это Афина Паллада, это Камилла, это королева амазонок Пентесилея, и наконец, это Беллона, мать — или, по другим данным, сестра — бога Марса, бога войны. Также очень часты в это время и сравнения Жанны с мужчинами, с героями античной истории. Это Кастор и Полидевк, это Геракл, это Ганнибал, Юлий Цезарь и Александр Македонский. Она приравнивается к ним — и именно этот новый образ, очень кровожадный и воинственный, преобладает на протяжении всего раннего Нового времени».

Ольга Тогоева

В то же время огромное внимание уделяется еще одному качеству Жанны, на котором настаивала и она сама, — ее девственности. В раннее Новое время Жанну, как и в Средние века, продолжают сравнивать с Девой Марией. Образ воинствующей Богородицы и образ воинствующей Жанны д’Арк стоят рядом, тем более что возникают эти два образа на фоне религиозных войн между католиками и протестантами во второй половине XVI века.

«Как религиозные войны Нового времени сказываются на трактовке образа Жанны д’Арк? Протестанты не приемлют саму идею девственности — они сомневаются в том, что Дева Мария была девственна после рождения Иисуса Христа. Таким образом, они полностью отметают эту возможность и для Жанны д’Арк. Точно так же протестанты с большим сомнением относятся к институту святости — они не верят в то, что существуют святые, которых так чтят католики. На фоне постоянного противопоставления протестантской и католической этики католики идут в поход на протестантов и начинают все активнее пропагандировать святость Жанны д’Арк».

Ольга Тогоева

Первая попытка обосновать святость Жанны д’Арк была сделана французской писательницей Мадлен де Скюдери в начале XVII века. В качестве аргументов она приводила девственность, скромность и набожность Жанны. Кроме того, де Скюдери превозносила ее способность творить чудеса, то есть давать истинные пророчества.

Уже к концу XVII века, в 1672 году, появляется первый официальный призыв к канонизации Жанны д’Арк, исходивший от представителя церкви, — идею поддерживает и такой выдающийся политический деятель, как кардинал Ришелье, первый министр короля. Он старается активно пропагандировать культ Жанны д’Арк во Франции и заказывает авторам серии художественных произведений о Жанне. Самым известным из всех стала поэма «Освобожденная Франция» Жана Шаплена. Главной задачей автора было утверждение святости его героини — и через это утверждение сильной королевской власти: сильному королю помогает женщина, и эта женщина по определению могла быть только святой. Тем не менее издание поэмы, которое должно было подхлестнуть французское общество и убыстрить процесс канонизации Жанны д’Арк, на самом деле сыграло с образом героини злую шутку. Поэма оказалась настолько слаба, что, наоборот, сделала из Жанны д’Арк предмет насмешек. 

Конспект

«Пусть — Франция, война, победа;
Однако лебедя любила Леда,
Однако дочь Миноса-старика
Всем паладинам предпочла быка,
Орел унес, лаская, Ганимеда,
И бог морей, во образе коня
Филиру пышнокудрую пленя,
Был вряд ли обольстительней меня».

Перед нами речь влюбленного из поэмы «Орлеанская девственница» Вольтера. Речь, обращенная к Жанне д’Арк, в которой он уверяет свою избранницу в том, что ей вовсе не обязательно хранить девственность, чтобы защищать страну от захватчиков. Устами этого героя, влюбленного в Жанну д’Арк, говорит сам Вольтер — это его собственное мнение: не нужна девственность для того, чтобы защитить страну.

Но необычна эта речь тем, что произносит ее не кто иной, как боевой осел Жанны. Многими современниками Вольтера Жанна д’Арк уже считалась святой, в поэме же ставилось под сомнение одно из главных условий ее канонизации — ее девственность. Зачем Вольтеру так поступать с национальной героиней? Он считал абсурдной идею, что именно девственность помогла Жанне привести французские войска к победе; для него главное в героине — ее уверенность в своих поступках, простота нрава и благоразумие.

«Вольтер, будучи рационалистом, совершенно рационалистически объясняет и появление Жанны д’Арк, и ее политическую и военную карьеру. Он очень скептически относится ко всем легендам, которые окружали эту героиню. Вольтер сомневается в том, что у Жанны д’Арк были откровения, он не верит в то, что она совершала какие-то чудеса. Ему вообще чужда идея боговдохновенности. Так же критично он относится и к идее канонизации Жанны д’Арк. И в частности — к ее девственности».

Ольга Тогоева

Произведение Вольтера было задумано как ответ на неудачную поэму Жана Шаплена «Освобожденная Франция» второй половины XVII века, в которой особенно важна была именно святость Жанны. Вольтер начинает писать свою поэму в 1730 году и через год заканчивает четыре главы, которые с огромным успехом расходятся в списках по всей Европе. К 1752 году он заканчивает 14 песен, но собирается завершить поэму, так как появляется слишком много пиратских изданий, в которых авторский текст оказывается изменен и сопровождается скабрезными гравюрами. К 1762 году он доводит поэму до конца и издает ее. То есть на протяжении 43 лет вся Европа читает «Орлеанскую девственницу».

Но возникает вопрос: почему Вольтер выбирает именно осла? С одной стороны, это сказочный сюжет, осла дарит сам Господь для того, чтобы тот помогал Жанне в ее военных подвигах. С другой стороны, осел — очень опасное животное. Поэма Вольтера была изначально рассчитана на образованный круг читателей, которые понимали отсылки к древнегреческой и римской традициям, где осел — животное, связанное с сексуальной распущенностью, с развратом.

«В осла вселяется демон, который дает животному речь и заставляет его влюбиться в Жанну д’Арк, та слушает осла и даже начинает сомневаться: не стоит ли ей, действительно, проститься со своим обетом и принять ухаживания такого влюбленного существа? Но все‑таки Жанна не отвечает на призывы осла. Во всяком случае, так происходит в авторском тексте Вольтера. В пиратских же изданиях поэмы (которые особенно были популярны в Англии) все заканчивалось совсем иначе: Жанна д’Арк отвечала на притязания осла, и поэма завершалась песней, в которой она отдавалась влюбленному в нее животному, а на упреки ее ближайшей подруги Доротеи отвечала: „Ах, если б ты знала, какой он любовник“».

Ольга Тогоева

У Вольтера Жанна, конечно, отказывает ослу во взаимности, но тем не менее отдается влюбленному в нее графу Дюнуа. За стенами спальни происходит финальное сражение с англичанами за Орлеан, город отвоеван, Жанна д’Арк лишается невинности. То есть, по замыслу автора, тот факт, что Жанна теряет девственность, совершенно не мешает ей быть победительницей и противостоять врагу. Собственно, поэма была написана Вольтером, чтобы продемонстрировать абсурдность идей французских католических авторов, пропагандировавших девственность Жанны и настаивающих на ее святости.

«Французское общество оказалось после выхода поэмы Вольтера расколото на два лагеря. Первый — католические круги, которые протестовали очень жестко против публикации „Орлеанской девственницы“, она была занесена в индекс запрещенных книг. Второй — либеральные круги, которые с восторгом восприняли появление этой поэмы и при возвращении Вольтера в Париж из его швейцарского поместья Ферне встречали его криками „Да здравствует ‚Девственница‘!“».

Ольга Тогоева

Конспект

На протяжении веков восприятие образа Жанны д’Арк постоянно менялось. Для второй половины XVIII века характерна острая реакция французского общества на любые произведения, посвященные Жанне д’Арк, к какому бы жанру они ни относились. Католики активно пытаются канонизировать Жанну, интеллектуалы во главе с Вольтером, настаивая на значимости героини, не признают ее чудес, девственности, а соответственно, и святости. Канонизации Жанны мешают и политические события во Франции конца XVIII века.

«Происходит революция, и о Жанне забывают на некоторое время, потому что она ассоциируется исключительно с королевской властью, а французы свергли короля — и теперь больше не должны помнить о героине, которая способствовала укреплению монархии, а вовсе не ее свержению. И только в 1803 году Наполеон Бонапарт, еще не император, но уже первый консул республики, возрождает почитание Жанны д’Арк в Орлеане, где в ее честь еще в XV веке был учрежден специальный праздник. Революционные события отменяют этот праздник, и Наполеон своим особым декретом указывает, что вновь орлеанцы могут его праздновать».

Ольга Тогоева

Особое место в истории канонизации Жанны д’Арк занимает, конечно же, город Орлеан. Именно здесь был создан совершенно особый корпус исторических сочинений, ей посвященных. Причем создавались они даже сразу после того, как она была осуждена церковью как еретичка. Но наибольшей активности орлеанский епископат достигает начиная с 1849 года, когда кафедру занимает монсеньор Феликс Дюпанлу, выдающийся представитель французской католической церкви, сенатор, человек, искренне любивший и почитавший Жанну д’Арк. Именно он первым добивается от Папского престола согласия на начало процесса канонизации.

«Для того чтобы собрать необходимые документы для канонизации, нужно было собрать свидетельские показания. В случае Жанны д’Арк это было совершенно невозможно сделать: все свидетели умерли еще в XV веке. Дюпанлу пошел по другому пути. Он использовал материалы и обвинительного, и реабилитационного процессов Жанны д’Арк и попросил сотрудников своей канцелярии сделать большие выписки оттуда. Эта своеобразная шпаргалка была предложена наиболее достойным жителям города Орлеан, которые и стали „свидетелями“ на процессе. По этой шпаргалке они должны были давать свои показания».

Ольга Тогоева

Тем не менее попытки канонизировать Жанну ни к чему не приводят. В 1875 году свидетельские показания с орлеанского процесса отправлены в Рим, откуда в скором времени приходит отказ — на том основании, что во Франции якобы уже существует культ Жанны д’Арк. Разумеется, реальная причина заключалась в том, что инициативу Дюпанлу не поддержало французское правительство. В результате канонизация отложилась еще на полвека.

Официально Жанна наконец была канонизирована только в 1920 году папой Бенедиктом XV. Главным обстоятельством, поспособствовавшим ее канонизации, стала Первая мировая война. Во Франции печатались плакаты с изображениями Жанны д’Арк, в ее честь служили мессы. Жанна стала восприниматься французами как защитница страны от захватчиков.

«Точно так же, как в XV веке, в Первую мировую войну Жанна воспринималась как защитница Франции от интервентов. И на волне этого народного почитания французское правительство пошло на уступки, поддержав идею католической церкви о канонизации. Отныне она является покровительницей Франции и отдельно покровительницей Французских вооруженных сил наравне с Девой Марией».

Ольга Тогоева

Валерий Стольников


Жанна Дарк


Стихи: В.Стольников
Музыка: В.Беседина


Архангел Михаил

Вот и пробил твой великий час -
Не считай мой голос наважденьем!
Небеса дают тебе наказ
Господу и Франции служенья!

У тебя остались позади
Детские мечты и развлеченья.
Каждый сердца стук в твоей груди -
Господу и Франции служенье!

Веры свет покуда не погас,
Не ищи в покое утешенья.
Пробил, Жанна, твой великий час -
Господу и Франции служенья!

Жанна после коронации

Ликует весь народ
Виват король!
Ликует и поет и пьет без меры.
За Родину печаль свою и боль
Готов сменить он на мечи и веру!

Ликует весь народ -
Виват! Виват!
И праздник разрастается лавиной.
Ведь каждый, кто француз, безмерно рад
Узнать о коронации дофина.

Ликует весь народ.
О мой король!
Я Францию и трон тебе вручила.
Но почему сжимает сердце боль?
И грудь морозит холодом могилы?

Ликует весь народ,
А я грущу….
Прости, Господь, я путь свой предвкушаю.
Кто мне в любви клянется, палачу
Предаст меня. Я знаю, знаю, знаю…

Молитва Жанны

Прости мне, господь, сомнения,
Была я тогда незрячею.
Прости мое удивление,
Что мне эта роль назначена.
Мечты о семейной радости
Прости своей хрупкой дочери.
Прости мне минуты слабости
И слезы мои полночные.

Дай сил мне, Господь, и мужества
Не ждать от судьбы спасения.
Над городом дьявол кружится
Душе моей шлет мучения.
Над городом дьявол кружится,
Меня искусить старается.
На нервах моих натруженных
Напрасно играть пытается.

Дай сил мне в пути завещанном
Не делать шагов ошибкою.
И, с небом костром повенчанной,
На небо взойти с улыбкою.
Я лягу, как божье семечко,
Для будущего взращенное.
Прости, я всего лишь девочка
На подвиг тобой крещеная!

«Эй, король!»
(Придворная знать - после коронации)

Эй, король! Ты решай, с кем тебе по пути!
Кто у трона достоин стоять - ты решай!
Эй, король! Невзначай мы ведь можем уйти
И оставить тебя одного - невзначай!

Эй, король! Ты подумай, что будет потом?
Ведь у трона играть короля - наша роль!
Ты без нас - станешь голым смешным королем!
Так что думай монаршим умом - наш король!

«Прими судьбу»
(Николя - друг детства, он же - Св. Николай)

Прими судьбу свою, прими!
В деревне мирной Домреми
Росла с другими ты детьми,
Но голос прозвучал…
И срок пришел оставить круг
Своих друзей, своих подруг.
Поскольку среди божьих слуг
Тебя Господь избрал.

Неси свой крест и не перечь.
Тебя кольчуга ждет и меч.
Себя тебе не уберечь -
Судьбу свою прости.
И небеса тебе велят
Забыть про девичий наряд
И в бой войска за рядом ряд
Французские вести!

«Перед костром»

СОЛДАТЫ
Пламя занимается! Пламя поднимается,
Как у змейки голова!
Славно разгорается! славно разгорается!
Хороши у нас дрова

Мы казним неверную! Мы казним неверную!
Так решили господа!
Правильно, наверное. Правильное, наверное!
Пламя спишет, не беда!

ЖАННА
Мне мало лет, мне мало лет.
Я жить хочу и видеть свет.
Но небеса дают ответ:
Спасенья нет, спасенья нет.
Простите мне, отец и мать!
Я не могу себя предать.
И родину врагу продать,
Я не могу….


Письмо братьев де Лаваль носит глубоко личный характер. Это не литературная эпистола и не деловое послание, а обычное письмо, предназначавшееся для родных и друзей. В нем содержатся сведения, интересные только для авторов и адресатов: шурин Лавалей, де Шовиньи, по-прежнему любит их сестру; Ги де Лаваль выиграл партию в мяч у герцога Алансонского; братьев очень беспокоит здоровье их матушки и т. п. На таком интимном фоне упоминания о Жанне тоже звучат как-то по-домашнему: «Дева сказала мне, когда я был у нее в гостях, что три дня тому назад она послала вам, бабушка, золотое кольцо, но что это мелочь по сравнению с тем, что она хотела бы послать столь достойной женщине, как вы». Этот эпизод объясняется просто: бабушка Лавалей была вдовой прославленного Дюгесклена, «великого коннетабля», который полувеком раньше руководил операциями по изгнанию англичан.

Это письмо, впрочем, интересно не только сведениями о Жанне. Не менее ценно в нем и то, что пишет Ги де Лаваль о самом себе, о своих товарищах и об общем боевом духе французской армии накануне «недели побед». Никто, впрочем, еще не знал наверняка, какой она будет, эта неделя. «В сей понедельник прибыл в Селль монсеньор герцог Алансонский с очень большим отрядом… Говорят, что сюда прибывает монсеньор коннетабль с шестьюстами всадниками и четырьмястами пехотинцами и что Жан де Ла Рош также находится на подходе. У короля такое большое войско, которого давно уже не видели и не чаяли увидеть, потому что никогда еще люди не шли на [ратное] дело с такой охотой, как нынче. Моя рота также растет, но у двора сейчас так мало денег, что я не надеюсь тут ни на какую помощь и поддержку. Поэтому я прошу вас, матушка, продать или заложить мои земли либо же найти другой способ [раздобыть деньги] ради спасения нашей чести, потому что если мы не выплатим жалования [нашим людям], то останемся совсем одни… Я думаю, что завтра к армии присоединится король; люди же приходят сюда каждый день со всех сторон. Как только что-то произойдет, я немедленно сообщу вам об этом. Полагают, что все дело не займет более десяти дней, так как ни одна из сторон не намерена медлить. Наши все имеют столь крепкую надежду на бога, что он, я верю, нам поможет».

Заканчивается письмо так: «Сегодня вечером сюда прибыли монсеньор де Вандом, монсеньор де Буссак и другие [капитаны], на подходе Ла Гир, и скоро мы начнем действовать. Да соблаговолит господь, чтобы все произошло по нашему желанию» (Q, V, 111).

Имя Ги де Лаваля вскоре начнут упоминать хроники в ряду имен сподвижников Жанны, а его письмо, обнаруженное в семейном архиве еще в середине XVII в. и тогда же опубликованное, сохранится в истории как яркое свидетельство патриотического подъема во Франции на переломном этапе Столетней войны.

«… Никогда еще люди не шли на [ратное] дело с такой охотой, как нынче». «… Прошу вас, матушка, продать или заложить мои земли». «… Люди приходят сюда каждый день со всех сторон…». После этого письма уже как-то по-другому, с полным доверием и более глубоким пониманием, читаешь сообщение «Хроники Девы» о солдатах, согласившихся служить за мизерную плату, о сеньорах, капитанах и всадниках, приходивших во французскую армию со всех сторон, о бедных дворянах, которые, не имея средств на покупку боевого коня и доспехов, шли служить простыми лучниками и копейщиками. «Ибо каждый имел великую надежду на то, что благодаря сей Жанне причинится много блага королевству Французскому» (D, IV, 254).

Еще один отклик.

«Я, Кристина, та, что одиннадцать лет проливала слезы, заточив себя в монастырь, когда измена изгнала принца Карла из Парижа, - я теперь смеюсь в первый раз» (Q, V, 4).

Это пишет 31 июня 1429 г. знаменитая Кристина Пизанская. Уроженка Венеции, она почти всю жизнь прожила во Франции и приобрела там славу первой поэтессы королевства. Она ратовала за политическое единство страны и еще в 1417 г., когда Филипп Добрый заключил союз с англичанами, демонстративно покинула Париж и удалилась в монастырь.

И вот теперь, узнав о победе под Орлеаном, эта старая женщина (ей было около 70 лет) берется за перо и прославляет подвиг Жанны поэмой, полной юношеского энтузиазма. Эта поэма, отрывки из которой даются здесь в прозаическом переводе, - последнее творение поэтессы и первое литературное произведение, посвященное Жанне д"Арк.

Кристина воспринимает недавние бедствия Франции как национальную катастрофу и личное несчастье - в этом и заключается гражданский пафос ее поэмы. Франция была долгие годы погружена во мрак, но «в год четыреста двадцать девятый вновь воссиял солнечный свет в снова настало то доброе время, которого долго не видели наши глаза. Многие жили в печали, и я в том числе, а ныне нет больше печали и горя, и радуюсь я, потому что взираю на то, что желала увидеть».

Своим возрождением Франция обязана Жанне: «Ты, Жанна, в добрый час рожденная…». Кристина сравнивает Жанну с библейскими героинями - Эсфирью, Юдифью и Деборой, находя, что Дева превосходит их доблестью.

Жанна в глазах Кристины Пизанской - существо необыкновенное. «Разве не против природы, что девочка шестнадцати лет не чувствует тяжести лат, но носит их так, словно приучена к этому с детства?» Никто не может ей сопротивляться: она обращает в бегство врагов, очищает от них Францию, освобождает крепости и города. «Она первый предводитель наших храбрых и искусных воинов и обладает силой, какой не имели ни Гектор, ни Ахилл» (Q, V, 7, 14).

Подобно другим своим соотечественникам, Кристина видит в этой «девочке шестнадцати лет» орудие бога, называет ее «божьим ангелом», а ее деяния объявляет чудом. В этом она неоригинальна. Но вот что интересно: деяния Девы не сводятся, по мысли Кристины Пизанской, к «конкретным» чудесам локально-событийного плана, даже таким важным и явным, как снятие осады с Орлеана. Дева сотворила чудо более высокого и общего порядка: она спасла Францию. «Вот невиданная вещь, достойная памяти в любом краю: Франция, о которой уже шла молва, будто она повержена и прах, вдруг так изменилась божественной волей к великому благу» (Q, V, 17).

Восставшая из праха страна, воскресший народ - в этих образах раскрывается основная мысль поэмы Кристины Пизанской о национальной катастрофе и о возрождении, а Жанна предстает в качестве национальной героини. Именно на такое осмысление роли Девы наводило читателя и сравнение с библейскими героинями.

В этом суждении о Жанне Кристина Ливанская не была одинока. Ей вторил здесь другой известный поэт и ученый-гуманист Ален Шартье. Поборник независимой Франции, он еще в 1422 г., в самую мрачную пору англобургундской оккупации, написал знаменитый «Обвинительный диалог», в котором воззвал к национальным чувствам французов. А спустя семь лет, в июле 1429 г., Ален Шартье, подобно Кристине Пизанской, славит в Жанне д"Арк спасительницу отечества и национальную героиню. В его латинском послании, адресованном кому-то из европейских государей (по всей вероятности, германскому императору или савойскому герцогу), но явно предназначенном для широкого распространения, мы читаем: «Подобно тому как Троя могла бы воснеть Гектора, Греция гордится Александром, Африка - Ганнибалом, Италия - Цезарем… так и Франции, хотя она и без того знает много великих имен, достало бы одного имени Девы, чтобы сравниться в славе с другими народами и даже превзойти их» (Q, V, 136).

И опять-таки здесь отнюдь не риторика и не просто образное историческое сравнение. Общественная мысль Средневековья и Ренессанса обращалась к библейским и античным образцам для осмысления современности: историческая аналогия была средством познания. Сравнивая Жанну с величайшими героями древности, которые характеризуются в данном случае с точки зрения их «национальной принадлежности», Ален Шартье определял как природу «феномена Девы», так и масштабы ее личности. И для него, так же как и для Кристины Пизанской, Жанна, будучи посланницей неба (он говорит об этом в другом месте своего послания), является вместе с тем и великой национальной героиней, спасшей и прославившей свое отечество.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!