Глупое счастье с белыми окнами в сад.

«Вот оно, глупое счастье…» Сергей Есенин

Вот оно, глупое счастье,
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихо закат.

Здравствуй, златое затишье,
С тенью березы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.

Стелется синею рясой
С поля ночной холодок…
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щек!

Анализ стихотворения Есенина «Вот оно, глупое счастье…»

Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Однако он и не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве, которая к тому времени превратилась в столицу русской поэзии, оказалась для Есенина слишком сложной и унылой. Поэтому он часто мечтал о возвращении в родное село, хотя и понимал, что этого никогда не произойдет. Тем не менее, сельская жизнь представлялась Есенину чем-то бесконечно счастливым и прекрасным. Конечно, он был по-своему счастлив и в Москве, когда получал приглашения почитать свои стихи перед именитыми горожанами. Однако совместить роскошь столичной жизни и простоту сельского быта поэту так и не удалось.

В 1918 году Есенин публикует стихотворение под названием «Вот оно, глупое счастье…», в котором с ностальгией вспоминает о том, каким свободным и беззаботным он был в юности. Это состояние тихой эйфории поэт именует глупым счастьем, понимая, что человеку, который стремится в жизни к чему-то большему, чем просто созерцание, как «по пруду лебедем красным плавает тихо закат», этого явно недостаточно. Но и без обычных сельских радостей Есенин уже не представляет своего существования.

«Здравствуй, златое затишье, с тенью березы в воде!», — приветствует поэт обычный сельский пруд, как старого знакомого. Он помнит очертания каждого дерева и каждый камень на деревенской улице и получает огромное удовольствие, мысленно переносясь в прошлое. Образы всплывают в подсознании сами собой, и вот уже «там, где калина цветет, нежная девушка в белом нежную песню поет».

Поэту очень дорогие эти воспоминания. И не только потому, что они хранят осколки настоящего счастья, которое казалось таким доступным и естественным. Для Есенина встреча с прошлым – это своеобразная экскурсия в юность, возврата к которой уже никогда не будет. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — так характеризует автор этот яркий и очень романтичный период своей жизни. Он не жалеет о том, что его судьба сложилась так, что теперь встречи с родным селом становятся все более редкими. Однако где-то глубоко в душе поэт понимает, что с радостью бы променял столичное благополучие на неустроенный сельский быт только ради того, чтобы обрести ту удивительную чистоту мыслей и ощущение душевного равновесия. Но этим мечтам не суждено сбыться, так как есенинская деревня, которую он с такой нежностью изображает во многих произведениях, уже стала другой, и поэту попросту нет в ней места.

Читает Р. Клейнер

("Вот оно, глупое счастье")

Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.

Здравствуй, златое затишье,
С тенью березы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.

Стелется синею рясой
С поля ночной холодок...
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щек!

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.
В настоящее время режиссер и сценарист Московской филармонии

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари...”, “Дымом половодье...”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима - аукает...”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится...” и др.)
Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

IV. Анализ стихотворения С. Есенина «Вот оно, глупое счастье…»

Читая стихотворение С. Есенина, с первых же строк ощущаешь необычайное богатство и глубину поэтического мира, открывающегося в этом небольшом лирическом произведении. И сразу возникает целый ряд ассоциаций, усиливающих выразительность созданных в нем образов.

Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

…И звучат в памяти блоковские строки:

Терем высок, и заря замерла.

Красная тайна у входа легла.

Перекличка на тематическом уровневечерняя заря, закат, образ возлюбленной – подкрепляется совпадением цветовых эпитетов: «лебедь красный», «синяя ряса» у Есенина, и у Блока – «красное пламя», «синие окна», «лазурная высь». Конечно, и стилистика стихов разная, и эмоциональный ряд отнюдь не совпадает, но в то же время сближает их яркая образность и высокая энергия стиха… А еще вспоминаются есенинские же строки о девушке в белой накидке «у той вон калитки» и грустное признание: разлюбил девушку в белом – «…А теперь я люблю в голубом»… Но это впереди, а пока переживания юности – чистой, наивной, трогательной.

Стихотворение написано в 1918г.

Здесь мы находим характерные для есенинской поэтики черты, которые отмечены еще в ранней лирике: метафоричность, унаследованную им от народно-поэтических традиций («лебедем красным плавает тихий закат»); библейские образы, «вращенные» в строй устной поэтической речи («Галочья стая на крыше / Служит вечерню звезде», «Стелется синею рясой / С поля ночной холодок»). Наконец, отметим и особую есенинскую цветопись с присущей ей мажорной четкостью. Краски броские, «звучащие» при почти элегической тональности стихотворения. И в то же время мы слышим голос творчески зрелого поэта, человека, воссоздающего образ нежной радости, рождающейся в нем, когда он видит вокруг себя красоту природы, переживает ощущение, получившее такое неожиданное определение –«глупое счастье».

Человеческое счастье может быть разным: трудным, выстраданным, долгожданным, тихим, горьким… Чем же наполнен эпитет «глупое»? Может быть, простое, незатейливое, не строящееся на корысти и расчете, такое, которое свойственно наивной молодости? И цветовой эпитет «белые» в соседней строке не случаен:

Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

Он обозначает, конечно, вовсе не окраску окон, а чистоту ощущений. Белый цвет у славян, да и в христианской мифологии, - это цвет непорочности, безгрешности. «Глупое счастье» - счастье наивности, невинности, неведения, счастье беспечности, еще не отягощенное теми раздумьями, которых не минует зрелый человек.

Первая строфа заканчивается метафорой, передающей красоту тихого летнего вечера. Настроение лирического героя, покоренного этой красотой, получает развитие во второй строфе.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью березы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Картина галочьей стаи на крыше также метафорична. Она, поддерживая уже нарисованный образ вечера в первой строфе –«тихий закат», - привносит в него новые краски и обогащает смысловой и образный ряды. Так, в слове «вечерня» соединились вечер и церковная служба, которая в торжественной тишине адресована первой звезде, загоревшейся над «златым затишьем, / С тенью березы в воде»… И галки в контексте этих строк вызывают не совсем обычные ассоциации не – не крикливая, галдящая стая, а черные монашки, собравшиеся на молитву. Здесь, в этой строфе зарождается мелодия стихотворения, которая все отчетливей зазвучит в следующем четверостишии:

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветет,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Дважды повторенный эпитет «нежная» раскрывает в полной мере истоки «глупого счастья», наполнившего душу лирического героя. Эпитет «в белом», перекликаясь с «белыми окнами», цветками калины, подчеркивает цельность стихотворения, завершенность образа мира как Божьей благодати.

На создание такого образа работает и кольцевая композиция стихотворения:

Стелется синею рясой

С поля ночной холодок…

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!

В заключительной строфе особую роль играют знаки препинания. Первые две строки заканчивают собственно пейзажную зарисовку, и в них еще звучит в полную силу основная тональность стихотворения: мелодия радости жизни, упоения красотой природного мира, торжественного звучания церковного песнопения. Многоточие в конце второй строки резко меняет настроение последнего двустишия. Возникает новая мелодия - замечательного любовного переживания, безудержного счастья юности, целомудренного и наивного, с уже угадываемыми в ней нотами грусти и сожаления наступившей зрелости, подчеркнутыми восклицательным знаком в конце. И эта мелодия прекрасного есенинского «акварельного » мира еще долго звучит для читателя и после прочтения стихотворения!

16 ноября 1880 года в Петербурге Александра Андреевна, навсегда расставшись с мужем, родила сына - Александра Блока. С самого рождения его окружали бабушка, прабабушка, мать, тетки, няня. Безграничное, чрезмерное обожание, чуть ли не культ!

Летом 1912 года Мейерхольд и его труппа дали несколько представлений в Териоках - небольшом финском водном курорте в двух часах езды по железной дороге от Петербурга. Артисты сняли на все лето просторный загородный дом, окруженный огромным парком. Именно сюда почти каждую неделю Блок приезжает к жене. Играют Стриндберга, Гольдони, Мольера, Бернарда Шоу. Любови Дмитриевне поручены ответственные роли, она в восторге. Она любит общество, веселье, переезды, оперу, Вагнера, танцевальные вечера Айседоры Дункан, всяческую жизнь и движение. Ее счастье радует Блока. Его чествуют в Териоках, но он все сильнее ощущает усталость.

В своих воспоминаниях Корней Иванович Чуковский приводит разговор о «Двенадцати» между Блоком и Горьким. Горький сказал, что «Двенадцать» - злая сатира. «Сатира? - спросил Блок и задумался. - Неужели сатира? Едва ли. Я думаю, что нет. Я не знаю». Он и в самом деле не знал, его лирика была мудрее его. Простодушные люди часто обращались к нему за объяснениями, что он хотел сказать в своих «Двенадцати», и он, при всем желании, не мог им ответить.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!