Гоголь н. в

“Ревизор” принадлежит к тем произведениям, которые захватывают читателя и зрителя мгновенно и словно врасплох. О своем произведении Гоголь писал: “Я решился собрать все дурное, какое только я знал, и за одним разом над ним посмеяться- вот происхождение “Ревизора”.
Автор рисует нам неприглядную картину уездного города и ее “отцов” — мздоимцев и бездельников, занятых только удовлетворением своих желаний и прихотей.
Городничий не заботится о подчиненных его власти горожанах, обирает купцов, тратит казенные деньги на собственные нужды. Он сам жулик ив каждом начальнике видит жулика, ждущего взяток. Приняв Хлестакова за важного чиновника, Антон Антонович всячески угождает ему, надеясь на то, что останется при своей должности. Так же ведут себя и остальные чиновники: судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, почтмейстер Шпекин. Этим чиновникам невдомек, что можно честно выполнять свои обязанности, жить интересами общества, трудиться на благо людей. Они и слов-то таких не знают.
Открывшийся обман с ложным ревизором и приезд подлинного чиновника из Петербурга приводит их в замешательство. И скорее всего ненадолго.
Автор дает понять, что все повторится заново с несколькими нюансами. Может быть, взятки будут больше, страху натерпятся, но все обойдется, “генеральную репетицию” они “сыграли с Хлестаковым” прекрасно.
Гоголь был честным художником, он показал подлинную жизнь России, суровую и драматичную, и в этом его заслуга.

Комедия «Ревизор» является злободневной уже более 150 лет. Россия царская, Россия советская, Россия демократическая.. Но не меняются люди, сохраняются прежние порядки, отношения между начальством и подчиненными, городом и деревней, поэтому когда мы читаем «Ревизора» сегодня, то узнаем современный провинциальный город и его обитателей. Гоголь написал комедию, в которой высмеял невежество провинциалов, например, судья Ляпкин-Тяпкин прочитал пять или шесть книг и поэтому вольнодумен, своим словам придает большой вес, его речь, как и многих других чиновников, несвязна и обрывиста. Попечитель богоугодных заведений Земляника лечит подопечных, ничего не понимая в медицине, а лекарь Гибнер ни слова не знает по-русски, то есть вряд ли способен к врачеванию. Местный учитель строит такие гримасы, что окружающие просто в ужасе, а его коллега объясняет с таким жаром, что ломает стулья. Вряд ли после подобного воспитания ученики получают должные знания. Когда воспитанники вырастают, они переходят на гос. службу. И здесь — все одно и то же: пьянство, взяточничество, злоупотребление своим положением, чинопочитание. Достаточно вспомнить лишь некоторых героев комедии и их привычки: заседателя, который вечно пьян; Ляпкина-Тяпкина, уверенного в том, что, если он берет взятки борзыми щенками, то это не преступление; присвоенные чиновниками деньги на строительство церкви, которая якобы сгорела; жалобы купцов на то, что городничий мог взять у них любую ткань или другой товар; фразу Добчинского о том, что «когда вельможа говорит, чувствуешь страх». Жены этих обитателей провинции воспитаны на журналах, выписываемых из столицы, и местных сплетнях. Неудивительно, что приезд чиновника из Петербурга вызвал у низ такой ажиотаж — провинциальные женихи были на перечет, а молодой галантный человек успевал ухаживать и за женой и за дочерью городничего. Впрочем, Хлестаков воплощал в себе идеал жизни не только в глазах дам, но и всех остальных обитателей уездного города. Его фантастическим россказням поверили, потому что их содержание соответствовало мечтам каждого провинциала: первый дом в Петербурге, тысячи курьеров, друзья — иностранные послы и им подобные, суп прямо из парижаЕ Неудивительно, что городничий не сражу поверил в то, что Хлестаков обещал жениться на Марье Антоновне. Когда же об этом узнали и другие обитатели уездного города, то ярко проявилась их зависть к бывшим друзьям. И как они злорадствовали, когда узнали, что ревизор был не настоящий! Таким образом, описывает все пороки обитателей уездного города, которых было сотни по России. Это лицемерие, двуличность, пошлость, зависть, взяточничество, невежество. И все-таки хочется верить, что прочтение, постановка Ревизора сегодня поможет изменить нравственный облик России, а ее обитателям — осознать собственные пороки.

Сюжет комедии Н. В. Гоголя довольно прост: перед нами скучный мир захолустного уездного города, из которого «...хоть три года скачи, ни до какого государ-ства не доедешь». Грусть вызывает описание этого го-родка: «На улицах кабак, нечистота!». Поблизости от старого забора, «что возле сапожника,.. навалено на сорок телег всякого сору». Церковь при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ас-сигнована сумма... начала строиться, но сгорела»... И это не только зарисовка провинциального города, это картина всей России того времени.

Привычное течение жизни вдруг нарушено «прене-приятным известием» о приезде ревизора-инкогнито, о чем и сообщает в начале пьесы городничий чиновни-кам городка. По случайности за ревизора принимают проезжего молодого человека, оказывая ему все необ-ходимые почести. Этот сюжет имеет реальную подоп-леку: А. С. Пушкин как-то был принят губернатором Нижнего Новгорода за тайного ревизора, о чем и рас-сказал Гоголю, посоветовав ему взять эту историю за основу комедии. Такая ситуация была теоретически возможна в любом провинциальном городе России тех лет.

Но простота сюжета лишь подчеркивает мастерст-во сатирика, который на основе простого сюжета су-мел высмеять всю чиновничью Русь, отразить все на-сущные проблемы того времени.

Конечно, в комедии задействованы не только госу-дарственные служащие. Мы видим здесь и поместное дворянство, и купечество, и крестьян. Но в центре по-вествования именно чиновники, воплотившие в себе недостатки всего российского чиновничества: взяточ-ничество, чиноугодничество, карьеризм, казнокрад-ство.

Талантливый сатирик создает целую плеяду рус-ских типов, подчеркивая в каждом из них ту или иную черту характера, требующую, по мнению Гого-ля, осмеяния, обличения.

Самой полной характеристики удостоился в коме-дии карьерист городничий, никогда не упускающий своей выгоды, жадно хватающий все, что плывет ему в руки. Мы можем судить об этом человеке на основе авторских замечаний, высказывания действующих лиц, по поступкам и словам самого героя. Перед нами предстает малопривлекательный облик казнокрада, взяточника и самодура, уверенного в своей безнака-занности: «Нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов». Для городничего не суще-ствует никаких законов: он обирает купцов, тратит казенные деньги на личные нужды. Он неглуп, но ум его устремлен на дела нечестные.

Другие чиновники отличаются от своего предводи-теля разве что более ограниченной властью.

Показательна фамилия судьи города — Ляпкин-Тяпкин, по ней можно судить о его отношении к своим служебным обязанностям. Этот, по выражению Гоголя, «вольнодумец», так же, как и городничий уверен в собственной непогрешимости: «Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взят-ки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело».

С язвительной сатирой показан попечитель бого-угодных заведений Земляника — доносчик, хитрец и подхалим. Он не обременяет себя излишней заботой о своих подопечных, руководствуясь принципом: «че-ловек простой: если умрет, он и так умрет; если выздо-ровеет, то и так выздоровеет».

Возможности злоупотребления своим служебным положением находит и смотритель уездных училищ Хлопов — чрезвычайно запуганный человек; и читающий чужие письма почтмейстер Шпекин — глу-пый и ограниченный субъект.

Несмотря на различия в характере, поведении, служебном положении чиновничество, в изображе-нии Гоголя, олицетворяет типовые черты государст-венной администрации николаевской России. Куль-турный уровень чиновников, как в комедии, так и по всей стране, был крайне низок, вывод об этом можно сделать из описаний традиционных забав «столпов го-рода N»: попойки, картежные игры, сплетни. У них совершенно отсутствует представление о долге, чести, достоинстве.

Пьеса «Ревизор» говорит нам о том, что чиновники в России служат вовсе не для того, чтобы беспокоить-ся о благе страны и народа. Они употребляют служеб-ное положение исключительно в личных, корыстных целях, выслуживаются перед вышестоящими, уни-жают подчиненных, всеобщими усилиями разоряют Россию.

Выбрав для своего произведения форму комедии, Гоголь достиг своей цели «собрать в одну кучу все дур-ное в России... и за одним разом посмеяться над всем». Причем, смеяться над этим можно и по сей день, так как российское чиновничество и в наше время недале-ко ушло от представленных Гоголем любителей взя-ток и красивой жизни.

Уездный город и его обитатели
Комедия "Ревизор" является злободневной уже более 150 лет. Россия царская, Россия советская, Россия демократическая. Но не меняются люди, сохраняются прежние порядки, отношения между начальством и подчиненными, городом и деревней, поэтому когда мы читаем "Ревизора" сегодня, то узнаем современный провинциальный город и его обитателей. Гоголь написал комедию, в которой высмеял невежество провинциалов, например, судья Ляпкин-Тяпкин прочитал пять или шесть книг и поэтому вольнодумен, своим словам придает большой вес, его речь, как и многих других чиновников, несвязна и обрывиста. Попечитель богоугодных заведений Земляника лечит подопечных, ничего не понимая в медицине, а лекарь Гибнер ни слова не знает по-русски, то есть вряд ли способен к врачеванию. Местный учитель строит такие гримасы, что окружающие просто в ужасе, а его коллега объясняет с таким жаром, что ломает стулья. Вряд ли после подобного воспитания ученики получают должные знания. Когда воспитанники вырастают, они переходят на государственную службу. И здесь - все одно и то же: пьянство, взяточничество, злоупотребление своим положением, чинопочитание. Достаточно вспомнить лишь некоторых героев комедии и их привычки: заседателя, который вечно пьян; Ляпкина-Тяпкина, уверенного в том, что если он берет взятки борзыми щенками, то это не преступление; присвоенные чиновниками деньги на строительство церкви, которая якобы сгорела; жалобы купцов на то, что городничий мог взять у них любую ткань или другой товар; фразу Добчинского о том, что "когда вельможа говорит, чувствуешь страх". Жены этих обитателей провинции воспитаны на журналах, выписываемых из столицы, и местных сплетнях. Неудивительно, что приезд чиновника из Петербурга вызвал у них такой ажиотаж - провинциальные женихи были на перечет, а молодой галантный человек успевал ухаживать и за женой и за дочерью городничего. Впрочем, Хлестаков воплощал в себе идеал жизни не только в глазах дам, но и всех остальных обитателей уездного города. Его фантастическим россказням поверили, потому что их содержание соответствовало мечтам каждого провинциала: первый дом в Петербурге, тысячи курьеров, друзья - иностранные послы и им подобные, суп прямо из Парижа... Неудивительно, что городничий не сразу поверил в то, что Хлестаков обещал жениться на Марье Антоновне. Когда же об этом узнали и другие обитатели уездного города, то ярко проявилась их зависть к бывшим друзьям. И как они злорадствовали, когда узнали, что ревизор был не настоящий! Таким образом, описывает все пороки обитателей уездного города, которых было сотни по России. Это лицемерие, двуличность, пошлость, зависть, взяточничество, невежество. И все-таки хочется верить, что прочтение, постановка "Ревизора" сегодня поможет изменить нравственный облик России, а ее обитателям - осознать собственные пороки.

В своих произведениях А. Н. Островский раскрывал различные темы: купечество, чиновничество, дворянство и прочее. В "Грозе" драматург обратился к рассмотрению провинциального городка Калинов и его жителей, что было весьма необычным для театра того времени, ведь обычно в центре внимания были более крупные города, как Москва или Санкт-Петербург.

"Гроза", написанная в 1859 году, представляет собой произведение предреформенной эпохи. В судьбах героев отражалось "предгрозовое" состояние российского общества. Ведь через два года после выхода драмы произошла отмена крепостного права, в корне изменившая судьбы людей.

Устройство жизни города в некотором плане совпадает с устройством современного общества. К примеру, некоторые мамы зачастую губят детей своей заботой. Эти дети вырастают несамостоятельными и неготовыми к жизни людьми, в точности как Тихон Иваныч Кабанов.

Возвращаясь к городу Калинову, нужно сказать про негласные законы, полные несправедливости. Жизнь строится по Домострою, "у кого деньги - у того власть"...

Установило эти законы "темное царство", а именно Дикой и Кабаниха. Враги всего нового, она олицетворяют гнетущую, несправедливую власть.

Дикой, Савел Прокофьич - купец, значительное лицо в городе. Дикой предстает высокомерным, властным и подлым человеком. Он портит жизнь людям не только своей речью, которую невозможно представить без ругательств, но и своим желанием найти во всем материальную выгоду, не думая о жизнях других людей.

Марфа Игнатьевна Кабанова, Кабаниха - богатая купчиха, вдова. Портит жизнь своему сыну, указывая как поступать и жить в целом. Ханжа для невестки. В отличие от Дикого, Кабаниха не выражает свои мысли и чувства перед всеми людьми.

Все остальные герои являются жертвами " тёмного царства". Люди угнетённые, без права на свободную жизнь.

Тихон Иваныч Кабанов, сын Кабанихи. Ведомый, покладистый. Во всем слушается матери.

Борис Григорьевич, племянник Дикого. Оказался в городе из-за наследства, оставленного бабушкой, которое должен выплатить Дикой. Борис, как и Тихон, подавлен жизнью города.

Варвара, сестра Тихона, и Кудряш, конторщик Дикого, - приспособившиеся к жизни города люди. "Делай что хочешь, только бы шито да крыто было", - говорит Варвара.

Но не все герои окончательно " опустили руки" и поддались течению жизни города. Один Кулигин, мещанин, часовщик - самоучка старается исправить, улучшить жизнь города. Он видит несправедливость в жизни города и не боится высказываться об этом. "А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, что на его труды даровые ещё больше денег наживать".

И, пожалуй, самый неоднозначный и своеобразный герой драмы - Катерина. "Луч света" или "поражение тьмы"? Стоит отметить, что между Борисом и Катериной возникли чувства. Но развитию их отношений препятствовало одно - Катерина была замужем за Тихоном. Они встретились всего лишь один раз, но нравственность героини не давала ей покоя. Она не нашла другого выхода, кроме как броситься в Волгу. Катерину ни в коем случае нельзя назвать "поражением тьмы", ведь она разрушила устаревшие нравственные устои. Не "луч света", а "луч свободы" - так лучше всего можно описать Катерину. Потеряв жизнь, пускай и в драме Островского, она подарила людям надежду на возможность быть свободными. Пускай люди первое время не будут знать, что делать с этой свободой, но зато позже они начнут осознавать, что каждый из них способен на многое и не стоит мириться с несправедливыми законами родного города или подчиняться каждому слову матери.

В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу

Все дурное в России… и за одним разом

Посмеялся над всем.

Н. Гоголь

Комедия "Ревизор" - первое "большое сочинение" Н. В. Гоголя. Великий сатирик считал, что "если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего". И Гоголю прекрасно удалось справиться с этой непростой задачей.

На самом деле Гоголь мало чего "придумал" в своей комедии. Прототипы образцов основных персонажей - чиновник, люди, стоящие у власти, - всегда были перед глазами у писателя. Характеры, манера речи, жизненные установки героев непосредственно взяты из жизни.

Действие в комедии разворачивается в небольшом уездном городке, откуда "хоть три года скачи, ни до одного государства не доедешь". Этот городишко сам - маленькое государство, жизнью которого управляет группа чиновников, стоящих у власти. Что же это за люди? Перелистывая страницы комедии, мы понимаем, что они - взяточники, казнокрады, лжецы, беспринципные приспособленцы. Эти чиновники знают, что от их действий и решений зависит судьба множества горожан, но думают и беспокоятся они только о себе. Страх перед приезжающим в город ревизором, имеющим "секретные предписания", сплачивает власть имущих в единый организм, несмотря на то, что они всегда были невысоко мнения друг о друге и работали по принципу "не мешай, но и не помогай другому".

За очень короткий период наблюдения за жизнью и отношениями чиновников перед нами во всем своем безобразии раскрываются их бесчестные и ограниченные натуры.

Городничий Сквозник-Дмухановский - самый главный человек в городе. Он грубый и изворотливый, но по-своему неглуп. Очень дорожит городничий своим служебным положением, поскольку оно приносит ему доход, дает власть. Сквозник-Дмухановский жаден, он, как и остальные чиновники, никогда не упустит того, что плывет ему в руки. Любовь к наживе и жадность городничего не знают границ: он обирает купцов, тратит казенные деньги на собственные нужды. Однако за свои проступки он не чувствует вины. "Нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов", - твердо уверен городничий.

Власть других чиновников города более ограниченна и узка, но во всем остальном они очень похожи на городничего.

Судья Ляпкин-Тяпкин, как это видно из фамилии, выполняет свои обязанности спустя рукава. Редко заглядывает он в судебные дела, поскольку является страстным любителем псовой охоты. Он тоже без зазрения совести берет взятки, но борзыми щенками, поэтому уверен в своей честности: "Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело".

Попечитель богоугодных заведений Земляника - суетливый и услужливый человек, плут, проныра и к тому же доносчик. Люди, попавшие в больницу, которой ведает Земляника, ходят грязные и голодные. Да и не лечит Земляника своих больных, считая, что "человек простой: если умрет, он и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет". Поэтому-то люди в больнице "мрут, как мухи".

Хлопов, смотритель училищ, жутко боится всевозможных ревизий и выговоров на свой счет. Он робок, боязлив, у него всегда найдется повод для жалоб по своей части. Однако и этот жалкий человек изыскивает возможность злоупотребления служебным положениям.

Чрезвычайно глуп и ограничен почтмейстер Шпекин. На объявление о приезде ревизора он заявляет: "А что я думаю? Война с турками будет". Это человек, лишенный нравственных принципов: удовлетворяя мелочное любопытство, он распечатывает и читает чужие письма, делая это "с наслаждением".

Такими предстают перед нами образы "столпов города". Эти люди не хотят и не умеют работать честно и по совести. Приезд ревизора всколыхнул и объединил весь город, но я думаю, что это ненадолго, ведь и с проверяющими они общаются на том языке, который им известен - чиноугодничество, взятки и посулы.

Заслуга Гоголя в том, что ему удалось в короткой комедии показать драматичную, но реальную жизнь, быт и нравы чиновничье-бюрократической России 30-х годов XIX века. "Собрав в одну кучу все дурное в России", Гоголь позволил нам от души посмеяться над карьеризмом, воровством, взяточничеством, беспринципностью и ограниченностью. Созданные Гоголем образы настолько реалистичны и жизненны, что продолжают волновать нас и сегодня.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!