Гоголь старосветские помещики тема. «Что же сильнее: страсть или привычка?» (перечитываем повесть Н.Гоголя «Старосветские помещики»)

Герои повести

Афанасий Иванович Товстогуб

Пульхерия Ивановна Товстогуб - его жена

также упоминается

Любимая кошка Пульхерии Ивановны.

Явдоха - ключница

Ничипор - приказчик

дворовые девки

комнатный мальчик

Сюжет

Афанасий Иванович Товстогуб и его жена Пульхерия Ивановна двое старичков «прошедшего века», нежно любящие и трогательно заботящиеся друг о друге. Афанасий Иванович был высок, ходил всегда в бараньем тулупчике, и практически всегда улыбался. Пульхерия Ивановна почти никогда не смеялась, но «на лице и в глазах её было написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было у них лучшего, что вы, верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для её доброго лица». Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна живут уединённо в одной из отдалённых деревень, называемых в Малороссии старосветскими. Жизнь их так тиха, что гостю, заехавшему ненароком в низенький барский домик, утопающий в зелени сада, страсти и тревожные волнения внешнего мира покажутся не существующими вовсе. Маленькие комнаты домика заставлены всевозможными вещицами, двери поют на разные лады, кладовыезаполнены припасами, приготовлением которых беспрестанно заняты дворовые под управлением Пульхерии Ивановны. Несмотря на то что хозяйство обкрадывается приказчиком и лакеями, благословенная земля производит всего в таком количестве, что Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна совсем не замечают хищений.

Старики никогда не имели детей, и вся привязанность их сосредоточилась на них же самих. Нельзя глядеть без участия на их взаимную любовь, когда с необыкновенной заботой в голосе обращаются они друг к другу на «вы», предупреждая каждое желание и даже ещё не сказанное ласковое слово. Они любят угощать - и если бы не особенные свойства малороссийского воздуха, помогающего пищеварению, то гость, без сомнения, после обеда оказался бы вместо постели лежащим на столе. Любят старики покушать и сами - и с самого раннего утра до позднего вечера можно слышать, как Пульхерия Ивановна угадывает желания своего мужа, ласковым голосом предлагая то одно, то другое кушанье. Иногда Афанасий Иванович любит подшучивать над Пульхерией Ивановной и заговорит вдруг о пожаре или о войне, заставляя супругу свою испугаться не на шутку и креститься, чтобы речи мужа никогда не могли сбыться. Но через минуту неприятные мысли забываются, старички решают, что пора закусить, и на столе вдруг появляются скатерть и те кушания, которые выбирает по подсказке супруги Афанасий Иванович. И тихо, покойно, в необыкновенной гармонии двух любящих сердец идут за днями дни.



Печальное событие изменяет навсегда жизнь этого мирного уголка. Любимая кошечка Пульхерии Ивановны, обычно лежавшая у её ног, пропадает в большом лесу за садом, куда её сманивают дикие коты. Через три дня, сбившись с ног в поисках кошечки, Пульхерия Ивановна встречает в огороде свою любимицу, вышедшую с жалким мяуканьем из бурьяна. Пульхерия Ивановна кормит одичавшую и худую беглянку, хочет её погладить, но неблагодарное создание бросается в окно и исчезает навсегда. С этого дня старушка становится задумчива, скучна и объявляет вдруг Афанасию Ивановичу, что это смерть за ней приходила и им уже скоро суждено встретиться на том свете. Единственное, о чём сожалеет старушка, - что некому будет смотреть за её мужем. Она просит ключницу Явдоху ухаживать за Афанасием Ивановичем, грозя всему её роду Божьей карой, если та не исполнит наказа барыни. Афанасий Иванович пытается отвлечь супругу от этих мыслей, но тщетно.

Пульхерия Ивановна умирает. На похоронах Афанасий Иванович выглядит странно, будто не понимает всей дикости происшедшего. Когда же возвращается в дом свой и видит, как стало пусто в его комнате, он рыдает сильно и неутешно, и слёзы, как река, льются из его тусклых очей.

Пять лет проходит с того времени. Дом ветшает без своей хозяйки, Афанасий Иванович слабеет и вдвое согнут против прежнего. Но тоска его не ослабевает со временем. Во всех предметах, окружающих его, он видит покойницу, силится выговорить её имя, но на половине слова судороги искривляют его лицо, и плач дитяти вырывается из уже охладевающего сердца.

Странно, но обстоятельства смерти Афанасия Ивановича имеют сходство с кончиной его любимой супруги. Когда он медленно идёт по дорожке сада, вдруг слышит, как кто-то позади произносит явственным голосом: «Афанасий Иванович!» На минуту его лицо оживляется, и он говорит: «Это Пульхерия Ивановна зовёт меня!» Этому своему убеждению он покоряется с волей послушного ребёнка. «Положите меня возле Пульхерии Ивановны» - вот все, что произносит он перед своею кончиною. Желание его исполнили. Барский домик опустел, добро растаскано мужиками и окончательно пущено по ветру приехавшим дальним родственником-наследником.

Писатель отразил в повести «Старосветские помещики» распад старого, патриархально-помещичьего быта. С иронией - то мягкой и лукавой, то с оттенком сарказма - рисует он жизнь своих «старичков прошедшего века», бессмысленность их пошлого существования. Тускло и однообразно протекают дни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, ни одно желание их «не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик». Никакого проблеска духовности нельзя заподозрить в этих людях. Мир, в котором живут герои гоголевской повести, тесен. Он совершенно замкнут границами их небольшого и неуклонно хиреющего поместья. Товстогубы ведут натуральное хозяйство. Оно вполне удовлетворяет все их незатейливые потребности. И нет у этих людей никакого побуждения, чтобы привести дела, заставить землю приносить больше дохода. Нет интересов у них и нет забот. Праздно и безмятежно течёт жизнь Афанасия Ивановича Пульхерии Ивановны. И кажется им, что весь мир кончается за частоколом их двора. Всё что там, за частоколом, представляется им странным, далёким и бесконечно чужим. Гоголь рисует внутреннее убранство домика, в котором живут Товстогубы. Обратите внимание здесь на одну деталь. На стенах их комнат висит несколько картин. То, что на них изображено - единственное напоминание в этом доме, что за его пределами есть какая-то жизнь. Но, замечает Гоголь, «я уверен, что сами хозяева давно позабыли их содержание, и если бы некоторые из них были унесены, то они бы, верно, этого не заметили». Среди картин - несколько портретов: какого-то архиерея, Петра III, герцогини Лавальер. В бессмысленной быстроте этих портретов отражена бессмыслица существования этих хозяев. Гоголь посмеивается над бесхитростным бытиём своих героев. Но вместе с тем он и жалеет этих людей, связанных узами патриархальной дружбы, тихих и добрых, наивных и беспомощных. Пушкин оценил эту повесть как «шутливую трогательную идиллию, которая заставляет вас смеяться сквозь слёзы грусти и умиления». Конечно, идиллия здесь носит шутливый и, в сущности, иронический характер. Сочувствуя своим героям, писатель вместе с тем видит их пустоту и ничтожность. Идиллия в конце концов оказывается мнимой. Повесть пронизана светлым, добрым, человеческим участием и её героями. Они и вправду могли бы стать людьми в условиях другой действительности! Но кто же виноват, что они не стали ими, что человеческое в них измельчено и принижено? Повесть проникнута грустной усмешкой по поводу того, что жизнь старосветских помещиков оказалась столь пустой и никчёмной. Гуманистический смысл этой повести многозначен: он выражен и в чувстве глубокой симпатии писателя к своим героям, и в осуждении тех условий общественного бытия, которые сделали их такими, какими они есть. Но та же действительность могла превратить человека в бездушного торгаша, дерущего «последнюю копейку с своих же земляков» и наживающего на этом изрядном деле изрядный капитал. Перо Гоголя обретает бичующую сатирическую силу, когда он от патриархальных старичков переходит к тем «малороссиянам, которые выдираются из дегтярей, торгашей, наполняют, как саранча, палаты и присутственные места, дерут последнюю копейку с своих же земляков, наводняют Петербург ябедниками, наживают наконец капитал…» «Старосветские помещики» развивали ту тенденцию творчества Гоголя, которая впервые наметилась во второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» - в повести «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка». Но «Старосветские помещики» знаменовали собой уже следующий и более зрелый этап в художественном развитии Гоголя. Мелочность и пошлость гоголевских героев вырастала уже здесь в символ тупой бессмысленности всего господствующего строя жизни. Свойственное героям «Старосветских помещиков» чувство любви, дружбы, душевной привязанности становится никчёмным, даже в какой-то мере пошлым - потому, что прекрасное чувство несовместимо с пустой, уродливой жизнью этих людей. Своеобразие гоголевской повести тонко подметил Н, В. Станкевич, писавший своему другу Я. М. Неверову: «Прочёл одну повесть из Гоголева «Миргорода» - это прелесть! («Старомодные помещики» - так, кажется, она названа). Прочти! Как здесь схвачено прекрасное чувство человеческое в пустой, ничтожной жизни!». Суть дела, однако, в том, что само это «прекрасное чувство человеческое» тоже оказывается не настоящим, мнимым. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна нежно привязаны друг к другу. Кажется, что они любят друг друга. Но Гоголь осложняет это впечатление размышлением о том, что в отношениях героев повести преобладает сила привычки: «Что бы то ни было, но в это время мне казались детскими все наши страсти против этой долгой, медленной, почти бесчувственной привычки». Цитированные строки привлекли к себе внимание современной писателю критики. Шевырев ополчился против них, отметив, что ему очень не понравилась в повести «убийственная мысль о привычке, которая как будто разрушает нравственное впечатление целой картины». Шевырев заявил, что он вымарал бы эти строки. В их защиту выступил Белинский. Он писал, что никак не может понять «этого страха, этой робости перед истиной». Упоминание о привычке действительно разрушало «нравственное впечатление», первоначально создаваемое гоголевской «идиллией». Но это впечатление и должно было, по мысли писателя, быть разрушено. Никаких иллюзий! Даже в той среде, в которой, казалось, могло бы проявиться высокое человеческое чувство героев повести, - оно искажено и там. В художественном отношении «Старосветские помещики» весьма заметно отличаются от романтических повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Поэтика, да и сама стилистика этого произведения весьма наглядно свидетельствовала о вызревании в Гоголе нового взгляда на жизнь и на искусство. Принципы изображения характеров и их повседневных условий жизни, бытопись «Старосветских помещиков» - всё это предвещало могучий взгляд реалистического творчества Гоголя и открывало прямую дорогу к «Мёртвым душам».

Вопросы художественного метода Н.В. Гоголя всегда были в центре внимания науки и критики. Критики и исследователи творчества писателя разных периодов отмечают наличие в художественном методе Н.В. Гоголя разных начал: как объективного, так и субъективного. Это позволяло одним говорить о Н.В. Гоголе как о реалисте (В.А. Десницкий 6, с.9 , И.П. Егорова 7, с.67 , В.Ф. Переверзев 12, с.384-385), другие усматривали в его творчестве преимущественно романтические черты (И.В. Карташова 10, с.140 . Г.М. Фридлендер 16, с.11 ., третьи считали Н.В. Гоголя романтиком только в начале его писательской деятельности (А.М. Гуревич 5, с.84 , И.В. Сергиевский , В.И. Стражев ). В первые десятилетия ХХ века даже появились попытки записать автора «Шинели» и «Носа» в предтечи модернистских направлений. Показательны в этом отношении слова Д.М. Чижевского, которые приводит в своём обстоятельном обзоре эмигрантской критики Гоголя В.А. Воропаев: «…Гоголь не был «реалистом» в привычном смысле слова. Любое течение или направление русской литературы могло по праву видеть в нём своего предтечу. «Романтик», «реалист», «фантаст», «сюрреалист» – подобные определения в связи с именем Гоголя имеют смысл, - он действительно представлял собой неповторимое литературное явление…» 3, с.202 .

Конечно, и стремление разглядеть в «Носе» истоки сюрреализма, и другие попытки накрепко связать Гоголя с модерном представляются нам не вполне обстоятельными, особенно с учётом их полного смыслового диссонанса. Вместе с тем, невозможно отрицать универсальность метода писателя, определённо выдающуюся за рамки отведённых ей реализма и романтизма.

Рядом исследователей в творчестве Н.В. Гоголя были отмечены и характерные черты поэтики сентиментализма. Так, В.Н. Турбин, говоря о жанровой специфике гоголевских произведений, замечает, что идиллия у Гоголя – всепроникающий жанр.

«Идиллическое государство, в котором правит Гоголь, могущественно. Реальное государство обречено на односторонность, оно сиротливо» 15, с.162 . Исследователь В.Н. Хохлачева относит Н.В. Гоголя к реализму, но усматривает уже стиль «карамзинской школы» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»: «В описательных частях новелл преобладают изысканные метафоры, красочные эпитеты, создающие в общем условно- литературный стиль, близкий стилю «карамзинской школы» 17, с.39 .

Итак, реальная практика анализа произведений Н.В. Гоголя сталкивается с артефактами, не согласующимися с устоявшимся представлением об эволюции метода писателя, и заставляет взглянуть на его творчество более широко и под иным или даже иными углами. Одним из наиболее интересных в этом отношении произведений является повесть «Старосветские помещики».

Любопытно заметить, что, даже отрешившись от вульгарно-социологических постулатов, современное литературоведение всё равно не определилось в своём отношении к персонажам повести. Так, по мнению В.Е. Ветловской, Н.В. Гоголь здесь, в отличие от «Тараса Бульбы», изображает настолько тесный и затхлый мирок, что «довольно малейшего дуновения ветра, малейшей помехи в размеренно-холостом ходу, чтобы призрачное благополучие призрачного существования исчезло: никакая любовь Пульхерии Ивановны к Афанасию Ивановичу не устояла перед «диким» (т.е. самым «естественным») поведением кошечки… Место полнокровной жизни…занимают выморочная химера, где… материальное, телесное начало жизни, непозволительно расширяясь за счёт души, захватывает всяким вздором её чувства и помышления…» 2, с.14 .

Совершенно противоположное мнение высказывает И.П. Золотусский, давший высокую оценку чувствам героев повести поставив их в один ряд с персонажами «Тараса Бульбы»: «То мгновение любви.., которое Гоголь запечатлел в малороссийских Филемоне и Бавкиде, выше и значительней любого переворота или катаклизма.

И пусть Гоголь называет эту любовь «привычкой». Она в тысячу раз выше романтической «страсти», высмеянной им в той же повести» 8, с.176 .

Изменившийся взгляд на содержание повести, по-видимому, предопределил и истолкование её жанрово-стилистического своеобразия, о котором И.П. Золотусский пишет следующим образом: «Старосветские помещики» стали торжеством согласия и примирения, торжеством и равновесия между реальным и идеальным, прозаическим и поэтическим…» 8, с.176 .

Важное для нас наблюдение делает И.Ф. Анненский, который обратил внимание на идиллический характер отношений между героями повести: «В основе лежит бессмертная любовь, чистый и высокий Эрос Платона. Вспомните кончину Пульхерии Ивановны: как просто относится она к вопросу о своей близкой смерти и с какой тревогой – к вопросу об удобствах покидаемого ею спутника. Этому чистому сердцу самое бессмертие представляется в форме загробных попечений о старом муже» 1, с.617 . Идеализм «Старосветских помещиков» исследователь называет «святым».

Первым в литературоведении, кто отметил сентиментальный тип сознания Н.В.Гоголя, проявившийся в повести «Старосветские помещики», стал Ю.В. Манн:

«Очень важно, что повесть с самого начала приводит в соприкосновение два склада сознания и мироощущения – «сентиментальный» и «наивный». И когда повествователь (как представитель первого уклада) сходит в сферу жизни персонажей, то он словно отрекается от своего опыта, от своей сложности. Невольно отказываешься, хотя по крайней мере на короткое время, от всех дерзких мечтаний и незаметно переходишь всеми чувствами в низменную буколическую жизнь» .

Исследователь также рассматривает тип сознания у героев повести: «Обитатели буколического гнезда, казалось, готовы придвинуться к развитой жизни – но могут ли они это сделать? Афанасий Иванович «не принадлежал к числу тех стариков, которые надоедают вечными похвалами старому времени или порицаниями нового. Он, напротив, расспрашивал вас, показывал большое любопытство и участие в обстоятельствах вашей собственной жизни, удачах и неудачах, которыми обыкновенно интересуются все добрые старики, хотя оно несколько похоже на любопытство ребёнка, который в то время, когда говорит с вами, рассматривает печатку ваших часов». Тот тип сознания, который представлен персонажем, агрессивно не противопоставляет себя новому; наоборот, он старается приблизиться к нему, понять его, но может ли он это сделать? Очевидно, не больше, чем ребёнок может понять дела и заботы взрослого» .

Между тем смелость повествования, по мнению Ю.В. Манна, заключается в обнажении бездонной глубины ограниченной буколической жизни. Это описание реакции Афанасия Ивановича на смерть Пульхерии Ивановны. Учёный здесь говорит о том, что у любого другого писателя (особенно романтика, современника Гоголя) поводом для горького воспоминания о покойнице послужила бы книга, которую она читала, мелодия, которую она любила, то есть образы высших духовных движений. У Н.В. Гоголя таким поводом служит любимое кушанье. У многих писателей горе сокрушающегося человека выразилось бы с помощью знаков психологического переживания – слёз, вздохов и т.д. Н.В. Гоголь для этой же цели с поразительной смелостью смешивает ряды: с одной стороны, высокий образ слёз, «немолчно текущего фонтана», а с другой – характеристика процесса еды во всей его бытовой, почти физиологической прозаичности, процесса еды, приостановленного и расстроенного непереносимым приступом горя. «Здесь отчётливо видно, - утверждает исследователь, - что образы еды, физиологических и естественных движений начинают означать больше, чем подразумевалось вначале, и в самом моменте перехода этих образов в другое эмоциональное и смысловое русло скрыт секрет неотразимого воздействия… В «Старосветских помещиках» изменения образов физиологических и естественных движений свидетельствуют о силе и могуществе духовного начала. Образы еды начинают свидетельствовать не об эмоциях первоначального, «героического» этапа коллективной жизни, а о привязанности, любви, безмерной скорби – то есть сильном, индивидуализированном чувстве» . Поэтому учёный усматривает мотивы сентиментальности именно в образах еды, в кушанье. Он также отмечает, что образы еды имеют «силу постоянства и сосредоточенности в себе»: «… интересующие нас образы передают простое, казалось бы, неразвитое «буколическое» чувство, обнаруживающее, однако, непреоборимую силу постоянства и сосредоточенности в себе. «Боже! думал я… пять лет всеистребляющего времени… и такая жаркая печаль? Что же сильнее над нами: страсть или привычка? Что бы ни было, но в это время мне казались детскими все наши страсти против этой долгой, медленной, почти бесчувственной привычки» .

Итак, можно сделать вывод, что художественный метод Н.В.Гоголя не укладывается в рамки только одного направления. Он намного шире и богаче. Замечания исследователей о присутствии в художественном мире писателя стиля «карамзинской школы», лирического чувства, идиллии как всепроникающего жанра, позволяют говорить о наличии в художественном методе Н.В. Гоголя принципов отражения жизни, характерных для сентиментализма.

Наличие большого числа сентименталистских реминисценций в тексте «Старосветских помещиков» мы попытаемся доказать путём сравнительного анализа гоголевской повести с повестью Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В основу сравнения будут положены основные признаки данного метода.

Проблема эстетики и поэтики сентиментализма широко рассматривается в современном литературоведении. В частности, ею занимаются следующие исследователи: Н.П. Верховская, В.И. Сорокин, Г.Н. Поспелов, П.А. Орлов, Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев и другие.

В результате проделанной работы мы выяснили, что учёные выделяют следующие основные принципы изображения действительности, характеризующие литературное направление - сентиментализм:

1. Изображение жизни простых людей;

2. Сглаживание остроты социальных противоречий между помещиками и крестьянами;

3. Изображение частной семейно-бытовой жизни простых людей;

4. Место действия – небольшие провинциальные городки, деревни;

5. Изображение картин сельской безыскусственной природы, которые вызывают глубокие душевные переживания – кладбища, развалины, пустынные места и т.п.

6. Стремление показать, что «и крестьяне любить умеют», что простым людям свойственны глубокие и чистые благородные человеческие чувства;

7. Отражение внутреннего мира человека, его чувства и переживания;

8. Воздействие сентименталистов на читателя, стремление вызвать его отклик на описываемые события;

9. Идея внесословной человеческой личности;

10. Прославление любви и дружбы;

11. Изображение скромной жизни в кругу семьи и верных друзей, честного труда;

12. Поиски своеобразного в каждом человеке, делающего его не похожим на других людей;

13. Положительные и отрицательные герои резко не противопоставляются;

14. Стремление писателей-сентименталистов нравственно приобщиться к жизни «городского люда»;

15. Постоянное напоминание писателя о своей авторской воле, о том, что это вымысел.

Результаты сопоставительного анализа двух повестей отражены нами в таблице.

Н.М. Карамзин

Н.В. Гоголь

1. Изображение картин сельской безыскусственной природы:

«…великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных золотых куполах… Внизу расстилаются тучные, густо-зелёные цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок…» .

«…душистая черёмуха, целые ряды низеньких фруктовых дерев, потопленных багрянцем вишен и яхонтовым морем слив, покрытых свинцовым матом; развесистый клён… длинношейный гусь, пьющий воду с молодыми и нежными, как пух, гусятами; частокол, обвешанный связками груш и яблок… воз с дынями…» .

2. Место действия – небольшие провинциальные городки, деревни:

«Может быть, никто из живущих не знает так хорошо окрестностей города сего, как я… Всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря… Часто прихожу я на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою» .

«Я очень люблю скромную жизнь тех уединённых владетелей отдалённых деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими, которые, как дряхлые живописные домики, хороши своею пестротою и совершенною противоположностью с новым гладеньким строением, которого… крыльцо не выказывает красных кирпичей» .

3. Изображение жизни простых людей:

«Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле берёзовой рощицы среди зелёного луга, стоит пустая хижина, без дверей, без оконин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкой, матерью своею. Отец Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вёл всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его жена и дочь обедняли» .

старичков прошедшего века… Все эти

давние необыкновенные происшествия

заменялись спокойною и уединённою

жизнью, теми дремлющими и вместе

какими-то гармоническими грёзами…»

4. Сглаживание остроты социальных противоречий между помещиками и

крестьянами:

«Здравствуй, добрая старушка! – сказал он. –

Я очень устал; нет ли у тебя свежего

молока?» Услужливая Лиза… принесла

чистую кринку… Всякий догадывается, что

он после того благодарил Лизу, и благодарил

не столько словами, сколько взорами» .

Отчего это у тебя, - Ничипор, -

сказала она, обратясь к своему

приказчику, тут же находившемуся, -

дубки сделались такими редкими?

Гляди, чтобы у тебя волосы на голове

не стали редки.

Отчего редки? – говаривал

обыкновенно приказчик, - пропали!

Так-таки совсем пропали: и громом

побило, и черви проточили, - пропали,

пани, пропали .

5. Стремление показать, что «и крестьяне любить умеют», что простым людям

свойственны глубокие и чистые благородные чувства:

«…бедная вдова почти беспрестанно проливая слёзы о смерти мужа своего – ибо и крестьянки любить умеют! - день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать» .

«Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком расположении, в каком из неё вышла. На лице и во всех её движениях обнаруживалась сердечная радость. «Он меня любит»!» – думала она и восхищалась сею мыслию» .

«На лицах у них всегда написана такая

доброта, такое радушие и чистосердечие,

что невольно отказываешься, хотя по

крайней мере на короткое время, от всех

дерзких мечтаний и незаметно

переходишь в низменную буколическую

жизнь... Нельзя было глядеть без участия

на их взаимную любовь. Они никогда не

говорили друг другу ты, но всегда вы…

Они никогда не имели детей и оттого вся

привязанность их сосредоточилась на них

же самих» .

6. Поиски своеобразного в каждом человеке, делающего его не похожим на других

«Ещё до восхождения солнечного Лиза

встала, сошла на берег Москвы-реки, села на

траве и, подгорюневшись, смотрела на белые

туманы, которые волновались в воздухе и,

подымаясь вверх, оставляли блестящие капли

на зелёном покрове натуры. Везде

царствовала тишина. Но скоро восходящее

светило дня пробудило всё творение… Но

Лиза всё ещё сидела подгорюнившись» .

7. Постоянное напоминание писателя о своей авторской воле, о том, что это вымысел:

«Ах! Я люблю те предметы, которые трогают

моё сердце и заставляют меня проливать

слёзы нежной скорби!» .

«Но я бросаю кисть. Скажу только, что в сию

минуту восторга исчезла Лизина робость…»

«Сердце моё обливается кровью в сию

минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов

проклинать его – язык мой не движется –

смотрю на него, и сле6за катится по лицу

моему. Ах! Для чего пишу не роман, а

печальную быль»?» .

«Я до сих пор не могу позабыть двух

старичков прошедшего века, которых,

увы! теперь уже нет, но душа моя полна

ещё до сих пор жалости» .

«Добрые старички! Но повествование

моё приближается к весьма печальному событию…» .

«Навстречу вышел старик. Так это он! я

тотчас же узнал его; но он согнулся уже

вдвое против прежнего» .

В художественном отношении обе повести чётко делятся на две части:

I часть: «Но всего чаще привлекает меня к

стенам Симонова монастыря воспоминания о

плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» .

II часть: «Добрыем старички! Но

повествование моё приближается к

весьма печальному событию,

изменившему навсегда жизнь этого

мирного уголка!» .


Мы рассмотрели традиции поэтики сентиментализма в творческом методе Н.В. Гоголя на примере одной повести, но это ключ к более глубокому и внимательному изучению всего его творчества.

Список литературы

1. Анненский И. Ф. Избранные произведения. – Л.: Художественная литература, 1988. – 734с.

2. Ветловская В.Е. Творчество Гоголя сквозь призму проблемы народности. //Русская литература. – 2001. - №2. – С.3-24.

3. Воропаев В.А. Гоголь в критике русской эмиграции //Русская литература. – 2002. - №3. – С.192-211.

4. Гоголь Н.В. Миргород. – М.: Советская Россия, 1985. – 250с.

5. Гуревич А.М. Романтизм Гоголя / Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М.: Просвещение, 1980. – С. 84-93.

6. Десницкий В.А. Гоголь – великий русский писатель-реалист /Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена. – Ученые записки. – Т.107. – Л., 1995. – 377с.

7. Егорова И.П. Луначарский о сатире русских писателей-классиков / Филологический сборник. Выпуск 1. – Хабаровск, 1959. – 270с.

8. Золотусский И.П. Гоголь. – М.: Мол. Гвардия, 1979. – 511с.

9. Карамзин Н.М. Повести. – М.: Советская Россия, 1979. – 142с.

10 .Карташова И.В. Романтизм в творчестве Н.В. гоголя / Русский романтизм; Под ред. проф. Н.А. Гуляева. – М.: Высшая школа, 1974. – 359с.

11 .Манн Ю. В. Поэтика гоголя. – М.: Художественная литература, 1978, 397с. 12.Переверзев В.Ф. У истоков русского реализма. – М.: Современник, 1989. – 750с. 13.Сергиевский И.В. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. – М.: ГИДЛ, 1956. – 190с. 14.Стражев В.И. Н.В. Гоголь. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1951. – 64с.

15 .Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров. – М.: Просвещение, 1978. – 239с.

16 .Фридлендер Г.М. Гоголь: истоки и свершения //Русская литература. – 1994. - №2. – С.3-27.

17 .Хохлачева В.Н. Наблюдение над языком и стилем некоторых произведений Гоголя //Русский язык в школе. –1959. – №2. – С.39-45.

Марина Павлова

Марина Анатольевна ПАВЛОВА (1965) - учитель литературы НОУ «Надежда» (Москва).

Русские Филемон и Бавкида

К изучению повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»

Н а днях от коллеги, преподающей в 8-м классе, услышала: “Что-то не идут у нас «Старосветские помещики». Не понимают и не принимают их ребята”. А действительно, что может стать близким для современных подростков в истории последних лет пожилой пары, жившей когда-то давным-давно в отдалённой деревне Малороссии? Что могут чувствовать старики, чем интересна их жизнь? Чем эта история интересна Гоголю? Почему Пушкин называл повесть любимой? Зададим вопрос: “А знаете ли вы случаи, когда люди, прожившие долгую совместную жизнь, продолжали любить друг друга?” Обязательно в классе найдётся хотя бы один человек, который расскажет о своих бабушке и дедушке. Значит, это бывает не только с Ромео и Джульеттой?

Внимательное чтение повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» можно начать с вопроса: “Приходилось ли вам читать произведения, начинающиеся с признания в любви?” Что мы можем вспомнить, кроме пушкинского «Я вас любил…»? Или его же «Признания» - “Я вас люблю, хоть я бешусь…”? А ведь именно признанием “Я очень люблю” открывается повесть. Да и второе предложение начинается с повтора “я иногда люблю…” Получается, что по жанру это не просто повесть, а развёрнутое любовное признание. В любви к чему же признаётся наш повествователь? Перечитаем начало повести. Словно музыка, звучат первые предложения, наполненные повторами: я люблю - я иногда люблю, на минуту - на минуту, уединённых владетелей - уединённая жизнь, окружающий - окружающие . Первое предложение делится на две части словами “совершенная противоположность”, дающими читателю один из ключей к пониманию текста. Приём - противопоставление, перед нами - два “образа жизни”. Люблю: скромную, уединённых, отдалённых, живописные, необыкновенно уединённая жизнь, так тиха, так тиха . Здесь есть всё, что может быть в райском саду. Перед нами своеобразный Эдем.

Предложим ученикам провести исследование - найти приметы гоголевского Эдема. Здесь и скромность, и уединение (“необыкновенное”), живописность, исполнение всех желаний (ведь ни одно из них не перелетает через частокол), сад, наполненный фруктовыми деревьями, а жизнь так тиха, так тиха… И в саду для отдыха разостлан ковёр, и избыток, изобилие всего, и мирное сосуществование людей и животных (длинношейный гусь с нежными, как пух, гусятами и лениво лежащий вол). А главное - сами владетели этого уголка, на лицах которых “всегда написана такая доброта, такое радушие и чистосердечие”! По их лицам можно “читать всю их жизнь, ясную, спокойную жизнь”. И даже дождь в этом саду “прекрасный”, он “роскошно” шумит, и радуга (а ведь это дорога на небо) “в виде свода… светит матовыми семью цветами”. Здесь нет “неспокойных порождений злого духа, возмущающих мир”. Откуда-то издалека, словно из космоса, смотрит рассказчик на этот райский сад, защищённый от внешнего мира. Словно волшебные заколдованные круги защищают его: “сфера”, частокол, деревенские избы, деревья, галерея, идущая вокруг всего дома, чтобы можно было во время грома и града затворить ставни окон, не замочась дождём. Этот чудесный мир подобен “сфере”, в которую “на минуту” сходит наш повествователь (откуда и почему? Но об этом позже). Что же окружают (или вокруг какой оси располагаются) эти круги? На чём вращается этот мир? Это любовь двух скромных старосветских помещиков - Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. Их гостеприимство позволяет рассказчику назвать их “русскими Филемоном и Бавкидой”. Кстати, кто это такие? Вот ещё одно задание, которое заставит ребят задуматься о так называемых знаковых образах в литературе (Дон-Кихот, Санчо Панса, Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Чайльд-Гарольд, Обломов и другие) и обратиться, например, к «Мифологическому словарю». Тогда ребята узнают, что так звали героев греческой мифологии, бедных супругов из Фригии. Однажды селение, где жили Филемон и Бавкида, посетили под видом странников Зевс и Гермес. Но ни в один из домов их не пустили. Лишь гостеприимные супруги пригласили странников к себе в хижину и поделились последним, что у них было. Боги покарали нечестивых жителей селения, превратив деревню в пруд, а их самих в лягушек. Только жилище Филемона и Бавкиды уцелело и превратилось в прекрасный храм, жрецами которого стали супруги. В награду за гостеприимство боги исполнили их желание, наградив их долголетием и дав им возможность умереть одновременно. Когда наступило время смерти, старики превратились в два дерева, растущих из одного корня.

Конечно, Гоголь не был бы собой, если бы и эта история не была проникнута иронией. Но ирония его светла и добра. “Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь. Они никогда не говорили друг другу ты , но всегда вы … «Это вы продавили стул, Афанасий Иванович?» - «Ничего, не сердитесь, Пульхерия Ивановна: это я»”. А как чаще всего выражают свою любовь к внукам бабушки? Стараются приготовить что-нибудь вкусное. Вот и добрая старушка угощает мужа и гостей то варениками с ягодами, то киселиком, то пирожками, то рыжиками солёными, а то и ломтём арбуза. И на всё это ей отвечает Афанасий Иванович: “И то добре, и то хорошо”. Что-то ветхозаветное звучит в словах старичка. “И увидел Бог, что это хорошо”. Предложите ребятам найти другие примеры гоголевской иронии. Мир старосветских помещиков наполнен чудесами, которых они сами не замечают (попросите найти эти чудеса). Здесь и неисчерпаемое изобилие, которое никак не могут растащить приказчик и войт или съесть свиньи, воробьи и вороны, и райский “ковёр перед диваном с птицами, похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц”, и чудесная комната Пульхерии Ивановны
с сундуками, ящиками, ящичками и сундучочками, и, конечно, замечательные поющие двери. Пока живы старички - вращается, держится мир. Умирают они - и мир рушится. Перечитаем финал повести. И конец последнего предложения - осталось только то, что “…не превышает всем оптом своим цены одного рубля”.

А теперь вернёмся к началу повести. Откуда это “любит сойти на минуту в сферу” этой скромной жизни повествователь? Найдём приметы того, другого мира. Он существует по иным законам. Здесь всё суета, страсти, неутолённые желания, подчиняющиеся злому духу, волнения и возмущение. Пустота и тщета. Почему же приходится жить в этом мире? Потому ли, что на месте счастливого сада теперь заглохший пруд - и даже храма не осталось на месте жилища Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, в отличие от того, в который превратилась хижина их литературных предшественников, Филемона и Бавкиды? Времена истинной любви закончились?

Какие творческие письменные задания можно предложить ученикам в ходе изучения гоголевской повести? Например, написать стилизованное письмо от имени Пульхерии Ивановны или Афанасия Ивановича, в котором они приглашают в гости своего соседа. Или пусть ребята расскажут, с кем из авторов приведённых цитат они согласны, а с кем нет, и почему.

“…идиллия, заставляющая нас смеяться сквозь слёзы грусти и умиления” (А.Пушкин).

“О, бедное человечество! жалкая жизнь! И однако же вам всё-таки жаль Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны! Вы плачете о них, о них, которые пили и ели и потом умерли!” (В.Белинский).

“То мгновение любви, которое Гоголь запечатлел в повести о малороссийских Филемоне и Бавкиде, выше и значительнее любого мирового переворота или катаклизма” (И.Золотусский).

“В «Старосветских помещиках» вы видите людей пустых, ничтожных и жалких, но, по крайней мере, добрых и радушных…” (В.Белинский).

“Мелкого не хочется, великое не выдумывается” (Н.Гоголь).

Неожиданным, но интересным завершением работы над гоголевской повестью может стать размышление над стихотворением Саши Чёрного «Собачий парикмахер» (1930). Это стихотворение входит в цикл «Городские чудеса», и обсуждение темы чуда в обыденной жизни поможет нашим ученикам быть внимательнее к миру вокруг себя. Привожу текст стихотворения, поскольку найти его сложнее, нежели текст «Старосветских помещиков», а желательно, чтобы он был на каждой парте.

Собачий парикмахер

В огромном городе так трудно разыскать
Клочок романтики - глазам усталым отдых:
У мутной Сены,
Вдоль стены щербатой,
Где мост последней аркою круглится, -
Навес, скамья и стол.
Старик с лицом поэта,
Склонившись к пуделю, стрижёт бугром руно.
Так благородно-плавны жесты рук,
Так благостны глаза,
Что кажется: а не нашёл ли он
Призвание, чудеснейшее в мире?
И пёс, подлец, доволен, -
Сам подставляет бок,
Завёл глаза и кисточкою машет…
В жару кудлатым лешим
Слоняться не легко,
И быть красавцем - лестно;
Он умница, он это понимает.
Готово!
Клиент как встрёпанный вскочил - и наземь.
Ты, лев собачий! Хитрый Дон-Жуан
С седою эспаньолкою на морде…
Сквозь рубчатую шерсть чуть розовеет кожа,
На шее муфта пышною волной, -
Хозяин пуделя любовно оглядел
И, словно заколдованного принца,
Уводит на цепочке.
С балкона кошка щурится с презреньем…
А парикмахер положил на стол
Болонку старую, собачью полудеву,
Распластанную гусеницу в лохмах…
Сверкнули ножницы, рокочет в Сене вал,
В очках смеётся солнце.

Пришла жена с эмалевым судком,
Увядшая и тихая подруга.
Смахнула шерсть с собачьего стола,
Газету распластала…
Три тона расцветили мглу навеса:
Бледно-зелёный, алый и янтарный -
Салат, томаты, хлеб.
Друг другу старики передают
С изысканностью чинной
То нож, то соль…
Молчат, - давно наговорились.
И только кроткие глаза
Не отрываясь смотрят вдаль
На облака - седые корабли,
Плывущие над грязными домами:
Из люков голубых
Сквозь клочья пара
Их прошлое, волнуясь, выплывает.
Я, прохожий,
Смотрю на них с зелёного откоса
Сквозь переплёт бурьяна
И тоже вспоминаю:
Там, у себя на родине, когда-то
Читал о них я в повести старинной, -
Их “старосветскими помещиками” звали…
Пускай не их - других, но символ тот же,
И те же выцветшие добрые глаза,
И та же ясная внимательность друг к другу, -
Два старых сердца, спаянных навеки.

Как этот старый человек,
С таким лицом, значительным и тонким,
Стал стричь собак?
Или в огромной жизни
Занятия другого не нашлось?
Или рулетка злая
Подсовывает нам то тот, то этот жребий,
О вкусах наших вовсе не справляясь?
Не знаю…
Но горечи в глазах у старика
Я, соглядатай тайный, не приметил…
Быть может, в древности он был бы мудрецом,
В углу на площади сидел, лохматый, в бочке
И говорил глупцам прохожим правду
За горсть бобов…
Но современность зла:
Сограждане идут своей дорогой,
Бобы подорожали, -
Псы обрастают шерстью,
И надо же кому-нибудь их стричь.
Вот пообедали. Стол пуст, свободны руки.
Подходит девушка с китайским вурдалаком,
И надо с ней договориться толком,
Как тварь любимую по моде окорнать…

Наверное, следует несколько слов сказать о Саше Чёрном, о его сатирических стихах и ироническом отношении к российской действительности, об эмиграции, в которую он уезжает после революции, где и было написано одно из его последних стихотворений - «Собачий парикмахер».

Можно спросить, что общего видят ученики в двух этих произведениях. Внимательный читатель найдёт и обыденный мир (мутная река, щербатая стена), и героев-стариков, и рассказчика-наблюдателя со своим отношением к героям, и отсылку к Древней Греции (здесь и руно, и бочка Диогена), и размышления о человеческой судьбе, и печаль по ушедшему времени, и прямое обращение к гоголевской повести в самом центре композиции, и авторскую мягкую иронию. А чего же ищет в огромном городе “соглядатай тайный” (вот и образ писателя, поэта, не только Саши Чёрного)? Чуда в обыденной жизни - “глазам (читай - душе) усталым отдых”? Или пытается понять, почему нет “горечи” в глазах у старика? Или ищет тех, чьи “сердца спаяны навеки”? Или хочет найти “призвание, чудеснейшее в мире”? Как обычно, вопросов больше, чем ответов. Но правильно заданный вопрос - это половина ответа. Значит, можно продолжать думать и искать чудо в обыденной жизни.

После успеха романтично-фантастичной книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь издает сборник «Миргород», в котором большинство произведений вполне реалистичны. К их числу относится и небольшая повесть «Старосветские помещики». Она совершенно не похожа на яркие, захватывающие и полные эмоций сюжеты из предыдущей книги.

Что может быть особенного в описании жизни и смерти двух стариков из малороссийской глубинки? Пушкин назвал повесть «шутливой идиллией». Белинский посчитал, что автор высмеял в этом произведении пустое и бездуховное существование провинциального дворянства. Словом, по-разному восприняли современники Николая Васильевича его произведение.

Даже самые талантливые и тонко чувствующие братья по перу не всегда понимали, не могли разглядеть глубину творчества Гоголя, которая объясняется одним словом – гуманизм. Писатель любил людей с их достоинствами и недостатками, обличал пороки с единственной целью – сделать человечество лучше. Поэтому «Старосветские помещики» – не бытописание жизни милых провинциальных старичков, не суровое разоблачение пустоты и серости их никчемного существования. Это своеобразная, ироничная притча о старости, смерти и любви, полная грусти и очарования.

Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой Гоголь подробно описывает дом четы Товстогубов и принятый в нем уклад, дает развернутые характеристики своим героям. Читатель узнает об однообразном течении жизни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. У них есть два развлечения – вкусно поесть и принять гостей. Писатель с любовью рисует картины природы своей малой родины: пышный сад, лес с вековыми дубами, пруд, широкие поля. Не менее обстоятельно рассказывает он о домашней обстановке Товстогубов, вплоть до перечисления картин. Все здесь создает атмосферу старинного уюта и покоя, который Гоголь противопоставляет стремительному течению столичной жизни. Автор признается, что в таких местах он отдыхает душой.

Основные события повести разворачиваются во второй части. Пульхерия Ивановна достаточно странно истолковывает поведение любимой кошечки. Помещица вдруг решила, что животное убежало из дома не просто так, теперь осталось ждать смерти. Мы видим быстрое угасание женщины и большое горе Афанасия Ивановича, пережившего супругу. Трогательно и грустно завершается произведение, перед читателем предстает картина полного разорения поместья.

Гоголь практически ничего не сообщает о прошлом семейной пары, лишь замечает вскользь о том, что тридцатилетний секунд-майор Товстогуб тайно увез Пульхерию Ивановну, поскольку ее родители были против такого союза. Но это короткое замечание многое проясняет в отношениях пожилых супругов. В основе их брака была большая любовь, ведь решиться сбежать, пойти против родительской воли – очень смелый поступок для девушки.

Писатель не зря указывает возраст Афанасия Ивановича и его жены. Простой арифметический расчет дает понять, что это был не скоропалительный порыв двух юных созданий, а взвешенное решение тридцатилетнего мужчины и двадцатипятилетней женщины. Прошло тридцать лет их совместной жизни, но чувства не угасли. Гоголь называет это «привычкою», но читателю понятно, что так заботиться друг о друге могут только любящие люди. Да и сам писатель в начале повести замечает: «Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь».

Афанасий Иванович беззлобно подшучивает над своей супругой, с тревогой замечает, что она похудела, а Пульхерия Ивановна стремится накормить мужа вкусненьким и переживает, что некому будет присматривать за ним после ее смерти. У помещиков нет детей, поэтому пожилая чета сосредоточена друг на друге.

Конечно, Гоголь не идеализирует эту пару. Хорошо заметна ирония в описании бесконечных «перекусов» Афанасия Ивановича и его попыток давать наставления приказчику. Хозяйственная деятельность Пульхерии Ивановны не менее поверхностна и сводится к приготовлению огромного количества запасов, которые растаскиваются и поедаются слугами. Автор иронично называет ее «большой хозяйкой» за стремление хранить в разных ящичках, сундучках и мешочках мелочи, которые неизвестно когда и зачем могут понадобиться. Описание единственного выезда «пани» на проверку угодий – один из наиболее комичных эпизодов повести.

Полная наивность стариков в ведении дел оборачивается повсеместным ужасающим воровством. Крадут у Товстогубов все: войт, приказчик, лакеи, дворовые девки и даже гости. Но быт помещиков прост, все их интересы вращаются вокруг еды, а богатая малороссийская земля дает щедрые урожаи, поэтому хватает всем.

Гоголь ничего не сообщает о том, как проводит супружеская пара свой досуг. Кроме прогулок по саду и хозяйственных хлопот Пульхерии Ивановны, у помещиков нет никаких занятий. Поэтому Товстогубы искренне рады гостям и всегда стараются им услужить. Писатель отмечает полное отсутствие в «бесхитростных душах» угодничества, приторности, подобострастия, он несколько раз называет героев: «Добрые, милые старички».

Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович действительно очень добры. Они не притесняют крепостных, радушны, вежливы и внимательны друг к другу, скромны в быту. Старички не ворчливы, не завистливы, не ссорятся с соседями. Товстогубы живут своим тихим, замкнутым мирком. Они ничего не дают обществу, но и ничего от него не требуют, «ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик». Да, мы видим бездуховное, пустое, бесцельное существование, но разве причинили супруги кому-либо зло?

В «Старосветских помещиках» Гоголь заставляет задуматься о смысле жизни, неминуемой старости и смерти. Каждому ли дано гореть до конца и оставить на земле яркий след? Гоголь считает, что нет ничего предосудительного, в том, чтобы прожить последние годы в провинциальном затворничестве среди природы, оставаясь гостеприимными «милыми старичками».

  • «Старосветские помещики», краткое содержание повести Гоголя

С самого начала повести Гоголь признаётся в любви к Малороссии: её природе, нравам, обычаям, людям… Герои старик со старухой живут просто, думая только о кушаньях, боясь перемен. Частый гость в их доме – Николай Васильевич сочувствует смерти старушки Пульхерии, которой представилось, что в образе её загулявшей кошки приходила, приходила к ней сама смерть. Без жены старик Афанасий живёт ещё лет десять в запущенном доме, но никак не может смириться с печальной мыслью. Гоголь приводит для контраста историю юноши, который из-за смерти возлюбленной сам упорно пытался покончить с собой, но через время успокоился, женился, жил весело… Не всегда преданность должна ассоциироваться с молодостью и горячностью.

Главная мысль

Повесть о простых красотах места и людей, о верности памяти того, кто ушел. Здесь нет однозначных ответов, кто прав – старики или молодые, романтики или реалисты, в этом загадка.

Читать краткое содержание Гоголь Старосветские помещики

Очень красивы и аппетитны описания, с которых и начинается повесть. Пища – практически единственное, что заботит стариков. Вся жизнь подчинена ей: утром покушали то или то, дальше закусили тем-то… Из того, что предлагает на обед старуха, всегда выбирают оба варианта. А ночью в жаркой комнате старик стонет – живот болит. Так лечение опять в принятии пищи: кислого молока попил и сразу лучше. Действительно, наливки, например, так и воспринимаются я – лекарствами. Это от зуда, та от ломоты.

Если приезжают гости, то уж у стариков пир. Автора угощали, раскрывая все секреты: солений, напитков… Он объедался, но невозможно просто было себя сдержать. Гостя всегда оставляли ночевать, пугая разбойниками. Кстати, дед любил попугать свою тихую супругу. К примеру, что будет, если их дом сгорит? А Пульхерия Ивановна страсть как боялась потерять покой – их мирную жизнь.

А запасов в доме было столько, что, хоть и вся дворня ела до дурноты, воровала, разносила по гостям, всё равно было изобилие. Старики вроде и старались контролировать хозяйственные процессы, но довольствовались внешним. Они верили обманщикам, которые воровали у них лес и всё остальное.

Однажды кошка, которую баловала Пульхерия, сбежала. Через несколько дней вернулась одичавшей. Поела, снова пропала. И Пульхерия с чего-то решила, что, значит, срок настал. Видимо, действительно, настал, раз такое придумала. Она начала методично готовиться к смерти: раздавала указания по хозяйству, собирала платье, прощалась со стариком. Своеобразное понимание дальнейшего у Пульхерии, она говорила, мол, делайте по-моему, а то я буду рядом с Христом, так я ему всё про вас скажу, если ослушаетесь. И слегла она, и в несколько дней сгорела. Афанасий Иванович никак не мог поверить в её смерть. Ему всё стало безразлично, он не мог, как малый ребенок, поесть, не измазавшись. В то время заехал к нему Гоголь, посочувствовал резко постаревшему Афанасию, который не мог о Пульхерии говорить без слёз. Гоголя не удивило, что вскоре старик скончался. Кстати, перед смертью он будто слышал, как умершая жена звала его в саду. Уход его был похож на то, что получилось с его женой.

Для контраста писатель приводит историю о молодом человеке, у которого возлюбленную рано отняла смерть. Больше его ничего не интересовало. Его закрыли дома родные, прятали от него острые предметы. И всё же пару раз он попытался покончить с собой… Но прошли годы, покалеченный герой женился снова, он счастлив, весел. Может быть, и правильно, что юноша не потерял вкус к жизни, но автору от этого грустно. Иногда более простые, приземленные люди проявляют более возвышенные чувства.

Эта повесть стала первой в цикле Гоголя «Миргород».

Картинка или рисунок Старосветские помещики

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Выбор Софи Стайрон

    События романа начинаются в послевоенное время, в 1947 году, а местом действия является Нью-Йорк. Повествование ведется от лица молодого писателя Стинго.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!