Голубев в ф герой советского союза биография. Схватка асов – голубев против бартлинга и лейште

Гризодубова Валентина Степановна (1910-1993).

Лётчица, участница одного из рекордных перелётов, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (02.11.1938 г.), Герой Социалистического Труда (06.01.1986 г.).

Валентина Гризодубова — дочь русского изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова . Родилась в Харькове 10 мая (27 апреля) 1909 года (эта подлинная дата рождения установлена сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове, официальной же датой рождения считается 31 января (18 января) 1910 года).
Уже в 2,5 года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.
После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.

4 ноября 1928 года, будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа.
В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. Занималась планёрным спортом.
В 1930-1933 годах работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем — инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино.
В 1934-1935 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М.Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной.
В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.
В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах.
24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П.Д.Осипенко и M.M.Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37бис) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).

В.С.Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным лётчиком М.М.Громовым она вступилась за С.П.Королёва, будущего создателя советской космической программы, во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.
В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком Авиации дальнего действия (АДД).
На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.
В 1943 году присвоено звание полковника.
С 1946 года полковник В.С.Гризодубова — в запасе. После демобилизации из Советской Армии работала в Гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения «Вега») по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.
В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Награды:
-Звание Героя Советского Союза (02.11.1938 г.) медаль «Золотая Звезда» № 104
-Звание Героя Социалистического Труда (06.01.1986 г.)
-Два Ордена Ленина (1938 г., 1986 г.)
-Два Ордена Отечественной войны 1-й степени (1945 г., 1985 г.)
-Орден Октябрьской Революции
-Орден Трудового Красного Знамени (1936 г.)
-Орден Красной Звезды (1937 г.)
Медали:
-Медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени
-Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
-Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
-Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
-Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
-Почётный гражданин города Пенза (1965 г.).

Россия
-В Москве на Кутузовском проспекте у входа в Московский научно-исследовательский институт приборостроения (дом 34, ныне Концерн радиостроения «Вега») 1 сентября 2000 года установлен памятник Гризодубовой работы скульпторов Салавата Щербакова и Федора Викулова.
-В московской школе № 918 действует Музей Гризодубовой (с 2001 года).
-Улицы Гризодубовой есть во Владивостоке, Георгиевске, Екатеринбурге, Жуковском, Заволжье, Кургане, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Павлове, Пензе, Смоленске, Ставрополе, Сузуне, Ростове-на-Дону. Её имя носит одна из улиц Хорошёвского района столицы (с 2004 года).
-В Москве на доме 44 по Ленинградскому проспекту, где она жила, установлена мемориальная доска.
-В Кургане установлена мемориальная доска по адресу ул. Гризодубовой, 2б.
-Имя Гризодубовой носит авиапредприятие ОАО «Летные испытания и производство» (ЛИИП), расположенное в Жуковском.
-Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку, который дислоцировался в Смоленске, но в октябре 2009 года был расформирован, а боевое знамя и исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге.
-В 2010 году в честь Гризодубовой была выпущена почтовая марка России.
-В сентябре 1973 года, когда отмечалось 35-летие беспосадочного перелёта на самолёте «Родина» по маршруту Москва - Дальний Восток, на севере Хабаровского края, у сопки Окоча, недалеко от реки Амгунь, установлен обелиск в честь экипажа - гранитное крыло, устремлённое в небо.

Украина
-Имя Гризодубовой носит Харьковский аэроклуб Общества содействия обороне Украины.
-Музей Гризодубовых расположен в Харькове в квартире на первом этаже трехэтажного дома, где они жили - ул. Мироносицкая, 54Б. При тушении пожара на чердаке дома в 2008 году помещение музея пострадало от воды, и на протяжении двух лет музей не функционировал. Тем не менее, это не помешало сотрудникам музея подготовить и провести в Харькове 22 мая 2009 года научную конференцию «Гризодубовский след в истории авиации», приуроченную к 125-летию со дня рождения С. В. Гризодубова и 100-летию со дня рождения В. С. Гризодубовой, а также издать сборник материалов этой конференции (вышел в 2010 году). В настоящее время помещение музея отремонтировано, готовится новая экспозиция.
-Улица Гризодубовой есть в Бахчисарае (Крым), Белая Церковь, Донецке,Кривом Роге, Луцке, Мелитополе, Первомайске, Снежное, Сумы, Черкассы.

Что происходит с памятью о знаменитой летчице на украине, после прихода к власти нацистов в 2014 году, неизвестно.

Казахстан
-Улица Гризодубовой есть в г. Алматы.

Маленькая Валентина в самолёте отца.

Валентина Гризодубова. 1930-е годы.

Список источников:
Гризодубова, Валентина Степановна. Cайт «Герои Страны».
Материалы сборника «Героини. Выпуск 1». Политиздат, 1969 г.
А.С.Панин. Власть высоты.


Гризодубова Валентина Степановна
Родилась: 14 (27) апреля 1909
Умерла: 28 апреля 1993 (84 года)

Биография

Валентина Степановна Гризодубова - советская лётчица, участница одного из рекордных перелётов, участница Великой Отечественной войны, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, Герой Социалистического Труда.

Валентина Гризодубова - дочь изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова. Родилась в Харькове 27 апреля (по старому стилю 14 апреля) 1909 года (эта подлинная дата рождения установлена сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове; официальной же датой рождения считается 31 января (18 января по старому стилю) 1910 года).

Уже в 2,5 года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию.

4 ноября 1928 года, будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения лётному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.

Занималась планёрным спортом. С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем - инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино.

В 1934-35 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах. 24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).

В. С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с прославленным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королёва, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в «Туполевскую шарагу» ЦКБ-29.

В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 - ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

При этом, по данным командующего АДД А. Е. Голованова, полк Гризодубовой имел низкую дисциплину среди личного состава и большое количество не связанных с ведением боевых действий лётных происшествий, а сама Гризодубова не раз самовольно оставляла свою часть во время ведения боевых действий. В 1944 году, согласно одной версии, с целью получения генеральского звания и преобразования её полка в гвардейский, подала в ЦК ВКП(б) жалобу на командующего Авиацией дальнего действия А. Е. Голованова. В результате проведённого расследования жалоба была признана заведомо ложной, после чего Гризодубова была выведена из состава АДД, а её дело было решено передать в военный трибунал (исходя из текста в указанном источнике, дело в трибунал передано не было). Полк же Гризодубовой, под командованием её бывшего заместителя, уже через несколько месяцев был преобразован в 31-й гвардейский бомбардировочный полк.

С 1946 года полковник В. С. Гризодубова - в запасе. После демобилизации из Советской Армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения «Вега») по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево, который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.
Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).

Увековечение памяти

Россия

Улицы Гризодубовой есть в Москве, Владивостоке, Георгиевске, Екатеринбурге, Жуковском, Заволжье, Кургане, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Павлове, Пензе, Смоленске, Ставрополе, Сузуне, Ростове-на-Дону, Якутске, Грязи (Липецкая область), посёлке Петряевке (Нижегородская область), Ленинск-Кузнецке (Кемеровская область).

В Москве на Кутузовском проспекте у входа в Московский научно-исследовательский институт приборостроения (дом 34, ныне Концерн радиостроения «Вега») 1 сентября 2000 года установлен памятник Гризодубовой работы скульпторов Салавата Щербакова и Фёдора Викулова.

В московской школе № 918 действует Музей Гризодубовой (с 2001 года).

В ГБОУ Школа № 185 в апреле 2014 года открыт музей Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда В. С. Гризодубовой.

В Москве на доме 44 по Ленинградскому проспекту, где она жила, установлена мемориальная доска.

В Кургане установлена мемориальная доска по адресу ул. Гризодубовой, 2б.

Имя Гризодубовой носит авиапредприятие ОАО «Лётные испытания и производство» (ЛИИП), расположенное в Жуковском.

Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознамённому военно-транспортному авиационному полку, который дислоцировался в Смоленске, но в октябре 2009 года был расформирован, а боевое знамя и исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге.

В 2010 году в честь Гризодубовой была выпущена почтовая марка России.

В сентябре 1973 года, когда отмечалось 35-летие беспосадочного перелёта на самолёте «Родина» по маршруту Москва - Дальний Восток, на севере Хабаровского края, у сопки Окоча, недалеко от реки Амгунь, установлен обелиск в честь экипажа - гранитное крыло, устремлённое в небо.

Украина

Улица и переулок Гризодубовой есть в Мелитополе, также улицы Гризодубовой есть в Снежном, Черкассах, Сумах, Харькове, Кривом Роге, Луцке и Мариуполе.

Имя Гризодубовой носит Харьковский аэроклуб Общества содействия обороне Украины.

Музей Гризодубовых расположен в Харькове в квартире на первом этаже трехэтажного дома, где они жили - ул. Мироносицкая, 54Б. При тушении пожара на чердаке дома в 2008 году помещение музея пострадало от воды, и на протяжении двух лет музей не функционировал. Тем не менее, это не помешало сотрудникам музея подготовить и провести в Харькове 22 мая 2009 года научную конференцию «Гризодубовский след в истории авиации», приуроченную к 125-летию со дня рождения С. В. Гризодубова и 100-летию со дня рождения В. С. Гризодубовой, а также издать сборник материалов этой конференции (вышел в 2010 году). В настоящее время помещение музея отремонтировано, готовится новая экспозиция.

Семья

Отец - Гризодубов, Степан Васильевич.
Мать - Гризодубова (Комаренко) Надежда Андреевна.
Супруг - Соколов Виктор Александрович.
Сын - Валерий.

Награды

Звание Героя Советского Союза (2 ноября 1938 года) медаль «Золотая Звезда» № 104;
звание Героя Социалистического Труда (6 января 1986 года);
два Ордена Ленина (1938, 1986);
два Ордена Отечественной войны 1-й степени (1945, 1985);
орден Октябрьской Революции;
орден Трудового Красного Знамени (1936);
орден Красной Звезды (1937).
Медали, в том числе:
медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени;
медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Почётный гражданин города Пенза (1965).

27 апреля отметила бы день рождения Валентина Степановна Гризодубова - советская лётчица, участница рекордных перелётов, герой Великой Отечественной войны, одна из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.

Валентина Гризодубова - дочь русского авиаконструктора, изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова. Родилась в Харькове в 1909 году. В некоторых исследованиях попадается и другая дата рождения Валентины - 31 января 1910 года, но сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове установлено, что это ошибка.

Отец Валентины - авиатор Степан Гризодубов

Отец не чаял в дочери души и с малолетства видел в ней свою преемницу. Девочке было всего 2,5 года, когда он... посадил ее на самолет. Пристегнутая к отцу ремнями, Валентина совершила свой первый полет на аэроплане. А к 14 годам уже уверенно водила летающие машины и участвовала в слете планеристов в Коктебеле.


Валентина в седле отцовского аэроплана

После окончания средней школы Валентина поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию. Но стать учительницей музыки ей было не суждено... Когда в 1928 году в Харькове открыли школу пилотов гражданской авиации Осоавиахима, Валя поступила в неё в первом наборе и через три месяца окончила её, получив звание пилота. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова в 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.
Занималась планёрным спортом. С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем - инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино.


Такие самолеты приходилось водить Валентине...

В 1934-35 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М.Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах. 24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и M. M. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).


Самолет «Родина» и его девичий экипаж

В. С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королёва, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.

В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 - ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году Валентине было присвоено звание полковника.


Благодарственное письмо партизан Валентине

При этом, по данным командующего АДД А. Е. Голованова, полк Гризодубовой имел низкую дисциплину среди личного состава и большое количество не связанных с ведением боевых действий лётных происшествий. В результате конфликта с командующим Валентина была отстранена от командования и едва не попала под трибунал. А полк же Гризодубовой, под командованием её бывшего заместителя, уже через несколько месяцев был преобразован в 31-й гвардейский...


Портрет полковника ВВС Гризодубовой

С 1946 года полковник В. С. Гризодубова - в запасе. После демобилизации из Советской Армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения) по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.


Валентина с боевыми товарищами

Звание Героя Советского Союза присвоено 2 ноября 1938 года. Звание Героя Социалистического Труда было присвоено 6 января 1986 года. Почётный гражданин города Пенза (1965).


Памятник Валентине Гризодубовой

Годы жизни: 1910 - 1993
Их имена стали легендарными в предвоенные годы. 24 сентября 1938 года весь мир облетело сообщение ТАСС: экипаж советских летчиц, возглавляемый командиром Валентиной Гризодубовой, на самолете «Родина» впервые в истории авиации совершил сверхдальний беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Сквозь циклоны, сплошную облачность и густой туман 26 часов и 29 минут Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова вели «Родину» к цели и сумели посадить машину на заросшее таежное озеро без единого повреждения. Отважные летчицы стали первыми женщинами - Героями Советского Союза - за «установление женского международного рекорда дальности перелета по прямой и за проявленное при этом выдающееся мужество и выдержку».

Пять международных рекордов числилось на счету Валентины Гризодубовой - рекордов, рожденных от избытка молодых сил и великой любви к авиации. Эту летчицу не по радио и газетам, а лично знало множество людей в самых отдаленных уголках страны, куда она, пилот эскадрильи им. М. Горького, прилетала на своем самолете.

Было некое знамение в самой дате ее появления на свет: Валентина Степановна родилась в Харькове в ночь на 1 января, чуть ли не с боем часов, возвестивших начало нового, 1910 года. Ее отец - авиаконструктор, изобретатель, летчик, стоял у истоков авиастроения в России. Он создал несколько типов летательных аппаратов, причем также и моторы к ним, - строил своими руками и сам испытывал.

Степан Васильевич Гризодубов

Однажды, когда мать Вали ушла на работу, а двухлетнюю дочурку не с кем было оставить, Степан Васильевич привязал девочку к себе за спину - чтобы не вывалилась из аэроплана - и полетел испытывать новую машину. И такое случалось не раз. Так, буквально с пеленок, началась для Валентины Гризодубовой дорога в небо.

В четырнадцать лет Валентина побывала вместе с отцом на слете планеристов в Коктебеле. Самостоятельно летала, познакомилась с теми, кто останется на всю жизнь ее друзьями: с прославленным летчиком К. К. Арцеуловым, будущим конструктором космических аппаратов С. П. Королевым и авиаконструкторами О. К. Антоновым и С. В. Ильюшиным.

Мать Вали, Надежда Андреевна, с детских лет приучила дочь к музыке. Окончив в юности музыкальное училище и Харьковскую консерваторию, Валентина Гризодубова могла бы стать замечательной пианисткой. Спустя годы ее игру транслировали по телевидению, и профессионалы изумились, как виртуозно эта знаменитая летчица исполняла классические произведения…

Кроме музыки был еще технологический институт, но мечта о небе победила все остальные привязанности. Валентина поступила в летную школу Осоавиахима, хотя попасть туда девушке в то время было очень сложно. Но настойчивая Валентина добилась приема у наркома С. Орджоникидзе и благодаря его содействию в ноябре 1928 года оказалась зачисленной в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Затем, оставив занятия в институте, поступила в первую Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима, а в следующем году - в школу летчиков-инструкторов в Пензе.

Так девятнадцатилетняя Валентина стала летчиком-инструктором в Тульской летной школе, где она проработала с 1929-го до 1934 года. Незаурядные летные способности, хорошая теоретическая подготовка заметно выделяли ее среди коллег. Более того: Гризодубова написала учебник по теории полета, который на правах рукописи принимался для обучения всеми летными школами.

В 1934-м Валентина Степановна перешла в агитэскадрилью имени М. Горького. Один из самолетов - «Орденоносная работница» - был построен на средства, собранные женщинами страны по инициативе читательниц журнала «Работница». На этой воздушной машине Валентина Гризодубова появлялась в самых отдаленных городах и поселках. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной, добиралась до селений, где не только самолетов, но и паровоза еще не видали; садилась на лесных полянах, лугах, в поле, и со всех сторон к ней бежали люди. А она вместе со своим бортмехаником Катей Слобоженко катала ударников колхозного труда, агитировала молодежь идти в авиацию, собирала средства на постройку новых самолетов. За работу в этой агитэскадрилье летчицу наградили орденом Трудового Красного Знамени.

В октябре 1937 года Валентина Степановна установила пять мировых женских рекордов по скорости, высоте и дальности полета на легких самолетах А. С. Яковлева. В том же году вместе с Мариной Расковой она совершила дальний перелет Москва - Актюбинск. В июле 1938-го, вместе с П. Осипенко и В. Ломако, - перелет на гидросамолете МП-1 из Севастополя до Архангельска. (Все участницы были награждены орденами Ленина.) А еще через два месяца - знаменитый перелет на Дальний Восток…

Осипенко, Гризодубова, Раскова

Самолет «Родина» с первых часов полета вступил в борьбу со стихией. На подходе к Новосибирску у него началось обледенение. На высоте 6500 метров начавшаяся болтанка вынудила поднять крылатую машину до высоты 7 450 метров. Работать экипажу пришлось в кислородных масках и на лютом морозе.

А тут еще за Красноярском замолчала радиостанция «Родины»: при полете в облаках кабина штурмана заледенела, и на высоте аппаратура перестала работать - холод просто «сковал» ее. Самолет оказался отрезанным от всего мира…

Для Марины Расковой к 26,5 часам полета добавилось десять суток блуждания по тайге. Летные испытания «Родины» показали: при аварийной посадке самолет становится «на нос». Когда закончилось горючее и предстояла аварийная посадка, Гризодубова приказала Расковой покинуть борт машины, поскольку в передней кабине при вынужденной посадке оставаться было опасно. Приземлившись, Марина Михайловна, для поддержки духа имевшая лишь шоколад и пистолет, более недели добиралась до места, где ее командир посадила самолет. (Таежно-болотная эпопея серьезно навредила ее здоровью: отказавшись от лечения сразу после полета, она провела пять месяцев на больничной койке в следующем году.)

Марина Раскова

А Гризодубова с Осипенко совершили блестящую посадку на поверхность замерзшего озера, так называемую гать, без шасси, практически не повредив злополучную «Родину». На поиски летчиц вылетело множество самолетов, в тайгу отправились сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах. Имена женского экипажа вмиг стали на слуху у всего мира…

Вместе с найденными летчицами поисковый отряд почти сутки продирался через тайгу, затем еще день добирался на лодках до поджидавшего их катера «Дальневосточник», далее в Комсомольск-на-Амуре, затем в Хабаровск. И уже из Хабаровска в Москву героические женщины следовали специальным поездом, увитым цветами, под гром оркестров. По всему пути их встречали толпы людей…

Фото Ольги Ландер

В конце 1938 года Валентина Гризодубова была назначена начальником Управления международных воздушных линий (УМВЛ). Вот где пригодилось ей умение работать с людьми, полученное в агитэскадрилье! Она открыла первые международные трассы на Балканы, в Берлин.

А самолет «Родина» вызволили из болота, когда подошли настоящие морозы и окреп лед. Летом 1939 года «Родина», пилотируемая мужем Гризодубовой - летчиком Виктором Соколовым, возвратилась в Москву. Почти всю войну самолет летал, обеспечивая фронтовые бригады.

…В начале Великой Отечественной подполковник авиации Гризодубова подняла в небо тяжелый бомбардировщик. И стала единственной женщиной в 101-м авиационном полку дальнего действия. И первой женщиной - командиром боевого полка.

Особенно напряженной была работа всей авиадивизии зимой 1942 - 1943 годов. Бомбардировщики дальнего действия проникали глубоко в тыл врага: бомбили переправы, железнодорожные узлы, мосты; партизанским соединениям доставляли оружие, взрывчатку, медикаменты, продовольствие - все необходимое. На Большую землю вывезли около четырех тысяч ребятишек… А было это не просто, только виртуозам под силу: летали ночью, в полной темноте. И надо было в глухом лесу отыскать посадочную площадку, приземлиться и той же ночью опять пересечь линию фронта. Тысячи вылетов совершили летчики гвардейского Краснознаменного 101-го, из них двести вылетов - лично командир полка, уже полковник Валентина Гризодубова. Кстати, в войну немцы назначали за ее голову огромные деньги…

День 7 сентября 1941 года стал днем рождения Антифашистского комитета советских женщин. Первым председателем комитета была Валентина Гризодубова. Комитет помогал сплачивать женщин на борьбу с оккупантами, на восстановление разрушенного войной хозяйства, спасение сирот, раненых.

Елена Кишкурно

После Победы Валентине Степановне предлагали возглавить дивизию - она отказалась: «Ни одного дня без войны я в армии находиться не буду…» Вместо этого она добилась создания уникального научно-исследовательского летно-испытательного центра (НИЛИЦ), где разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника.

В жизни Валентина Степановна отличалась прямотой и бескомпромиссностью. Когда в сталинское время ее избрали депутатом Верховного Совета СССР, она держала под своим контролем около пяти тысяч дел. Каждый день приносил ей множество писем. Иногда на конвертах стоял адрес: «Москва. Кремль. Сталину и Гризодубовой».

Валентина Степановна не раз бывала на приемах у Сталина, и до конца дней сохранила хорошее впечатление об этих встречах, а во всех злодеяниях винила Берию. Она говорила: «Самое трудное не вытащить человека из тюрьмы, а восстановить в правах, вернуть жилье, работу». И скольким помогла! Кто знает, как бы сложилась судьба Сергея Павловича Королева, если бы не она…

Помощница Валентины Степановны Н. Виноградова порой обмирала от страха, рассылая гневные письма, подписанные Гризодубовой. «Требую, - писала, например, она в пять правительственных инстанций, - сожгите лагерь Знаменку, БУР (барак усиленного режима)…»

Чашка в стиле модерн из личного сервиза последней русской императрицы Александры Федоровны, жены Николая II. Незадолго до смерти сестра Ленина Мария Ульянова подарила молодой летчице Валентине Гризодубовой эту «чашку с блюдцем из дворца», как сказала Ульянова - «на удачу».

Лагерь в конце концов сожгли, правда, уже после смерти вождя. Но и депутатом Верховного Совета СССР Валентина Степановна пробыла только первый созыв.

С годами о Гризодубовой вспоминали все реже и реже, потом перестали вспоминать вовсе. Время создавало новых кумиров…

«Она не то чтобы забыта: ее удивительная жизнь в главных вехах известна, о ней созданы фильмы, есть немало статей в прессе, - сказано о Валентине Степановне в одном из журналов. - Что на самом деле утрачивается, - масштаб содержания и героизма этой жизни. Дух эпохи выветривается усилиями «борцов с коммунистическим наследием и тоталитаризмом». Молодежь, воспитываемая в пренебрежении к одному из грандиознейших и трагичнейших периодов русской истории, судя по опросам, о Гризодубовой не знает, как не знает и о многих других. И иссякает героическое в жизни поколения, восхищающегося псевдогеройством персонажей американских боевиков…»

Умерла Валентина Степановна 28 апреля 1993 года от внутреннего кровоизлияния (язва желудка)… Комиссия по увековечению ее памяти, в которую вошли известные летчики, космонавты, видные общественные деятели, представители культуры и просто друзья Валентины Степановны, многие годы билась, чтобы установить ей памятник в столице. И в 2000 году их старания наконец-то увенчались успехом.

Текст Е. Н. Обойминой и О. В. Татьковой



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!