Горькая правда или сладкая ложь: что лучше? Горькая правда или сладкая ложь.

или
ЧТО ЛУЧШЕ?
*****
Эссе

«Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять.»
(Ямамото Цунэтом)

Да, все мы (в основной своей массе) – борцы за справедливость, за ПРАВДУ.
Но всегда ли права пословица «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»? Так ли уж НУЖНА она бывает, эта самая ПРАВДА?
Тема эта, конечно, не так проста, как может показаться на первый взгляд, и касается как жизни вообще, так и виртуальной «жизни» здесь, на сайте Проза.ру.

Говорю «жизни» неслучайно: многие уже буквально «прописались» на нём и находятся здесь зачастую целый день. Плохо это или хорошо – не знаю, каждый человек волен выбирать то, что ему нравится. Каждый ищет здесь что-то своё.
ЧТО?
Признание? Общение? Развлечение? Возможность самореализоваться? Попиариться?
Или, может, чему-то научиться у других авторов?

***
В диалогах-обсуждениях сайтовских авторов об особенностях сайта Проза.ру и её авторах я нашла много интересного.

У каждого здесь есть друзья-поклонники и враги-противники, так как вкусы и пристрастия у людей разные. Но это не значит, что существуют только белый и чёрный цвета, ведь есть и полутона, оттенки.
Главное - уважать друг друга, не опускаться до хамства и оскорблений. Если же кто-то не вызывает у вас интереса или уважения, то можно просто уйти молча, как мы проходим мимо сотен случайных прохожих на улице, пусть даже нам не нравится их походка, лицо или одежда.
Как говаривала моя бабушка: «Одному нравится поп, другому - попадья, а кому-то и попова дочка!»

А вот ЭТО меня даже... напугало и очень огорчило: «Здесь (на сайте) можно встретить всё: приятное общение, взаимопонимание, любовь, ненависть, грубость, лесть, а самое страшное - зависть».

Ну, точно: всё, как в РЕАЛЕ!..

***
Я, будучи на этом сайте уже больше года, заметила: многие здешние рецензенты-«критики» (каковыми они САМИ себя мнят!), не обладая ни литературной грамотой, ни хотя бы элементарной культурой общения, делают беспардонные и непрофессиональные, зачастую... невежественные, дилетантские замечания! Они целыми днями десятками (!) строчат в основном категорично-негативные «рецензии», лепят т.н. «горькую правду». А сами... – пустышки, зачастую ещё и ужасно безграмотные. Не будучи ни профессиональными писателями, ни литературными критиками, ни редакторами или хотя бы корректорами, эти злобные (и часто просто очень завистливые!) люди, как ядовитые змеи, плюясь ядом, отравляют жизнь другим. Видимо, как энергетические вампиры, они ЭТИМ подпитываются, живут!..
А, может, они ТАК... пиарятся!? Иначе ведь могут на них и не обратить внимания!

Но вот вопрос: КТО и КОГДА дал им право судить других, обижать и унижать самодеятельных (а ТАКОВЫХ на Прозе.ру большинство!) авторов, которые нашли здесь «приют» и (часто, будучи совсем старыми или больными, инвалидами и, как следствие, очень одинокими людьми) единственную возможность выходить «в мир», выплеснуть то, что накопилось, наболело в душе или, наконец, просто пообщаться?!
Ну как можно написать что-то плохое человеку, который говорит, что после смерти жены его от одиночества и тоски спасли... кошка и литература - вот этот сайт Проза.ру?!
(P.S. Этот человек несколько раз закрывал свою страницу и вновь возвращался!.. И слава Богу! Он очень неплохо пишет: просто и искренне!)

***
Теперь возникают следующие вопросы:
А судьи КТО?
Так ли они компетентны, чтобы ИМИ быть?
КОМУ она нужна, эта «горькая правда», пилюля, часто не вылечивающая, а убивающая, унижающая человеческое достоинство?!? А ведь она может окончательно подорвать веру в себя и даже… убить человека (физически или морально)!.. – не зря же говорил поэт:

«Словом можно убить,
Словом можно спасти…»

Ну разве кому-то поможет правда о том, что у НЕЁ... кривые ноги или ужасная фигура, а у НЕГО... оттопыренные уши или большой живот?!? Ведь обычно человек сам ЭТО и так знает и видит, а ему... сыплют «соль на раны»!..
Тогда уж лучше смолчать, не так ли? – как о покойнике: или хорошо, или ничего.

***
Почему-то вдруг вспомнилась пьеса М.Горького «На дне», герои которой (прототипы нынешних БИЧей и БОМЖей) – несчастные, опустившиеся на «дно жизни» люди, живущие в ночлежном доме Михаила Коростылёва, тоже спорят о «горькой правде» и «сладкой лжи» (а больше всех – странник Лука и «философ»-самоучка Сатин). И там есть страшный эпизод гибели ночлежника по кличке Актёр, который жил надеждой на излечение от пьянства в бесплатной лечебнице, но, узнав от правдолюбца Сатина, что это – его выдумка-шутка, в отчаянии пошёл и… удавился!.. На этот шаг его подтолкнула та самая правда, которую так безжалостно преподнёс ему Сатин, громко декларирующий лозунг (придуманный им же самим!): «Правда – бог свободного человека! Ложь – религия рабов и хозяев!»

***
Мы все на скрипке Жизни –
музыканты,
Мелодия у каждого –
своя.
Почти у всех найдёте Вы
таланты!
А может быть... талантлива
и я?! –

Написала я однажды.

Да, все мы абсолютно разные и поэтому пишем по-разному иногда об одном и том же явлении, событии.

Я считаю, что мы должны воспринимать людей такими, какие они есть.

Это касается и здешних «жильцов» – авторов Прозы.ру. Если они не профессиональные писатели (если таковые вообще существуют!), это совсем не значит, что КТО-то может запретить им ЗДЕСЬ публиковаться, указывать, ЧТО и КАК писать, бесцеремонно и часто по-хамски тыкать носом в ошибки (часто незначительные!), тем самым ставя взрослых, убелённых сединами и уважаемых где-то в своём кругу людей в неловкое положение... провинившегося ученика-двоечника!
А ведь хороший учитель никогда не сделает подобного перед всем классом! Замечания и какие-то поправки можно делать в мягкой, корректной форме, конкретно и конструктивно указав на какие-то промахи – и не в рецензии, а лучше в замечании, которое потом можно удалить после исправлений, или в письме автору. Можно, конечно, и в рецензии/отзыве, но потом, когда автор всё исправит (если пожелает!), удалить это (я, например, так и делаю обычно).

***
Сейчас вот очень модно слово «толерантность», проще говоря – терпимость. Конечно, НЕ ВСЁ можно и нужно терпеть и прощать. Подлость и предательство – ни за что!!!
Но... давайте будем немножечко терпимее – к творческим людям, их опусам – ЗДЕСЬ, на Прозе.ру!

А если уж пытаемся говорить правду (с целью помощи, «излечения»!), то, быть может, будем подавать её... в более чистой и красивой обёртке, чтобы сия наша «пилюля» не была такой невыносимо горькой и... тошнотворной?!

А порой (чем УБИВАТЬ словом!) вообще лучше... промолчать, и ЭТО не будет ложью! Как сказала одна здешняя автор, НЕ НРАВИТСЯ – ИДИТЕ... МИМО!

***
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

И – напоследок – в тему, из моего любимого Булата Окуджавы:

«Каждый пишет, как он слышит,
каждый слышит, как он дышит,
как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить…»

Интересно, а что вы обо всём этом думаете?
Вы всегда говорите ЗДЕСЬ (и по жизни) «только правду и ничего, кроме правды»?

© Ольга Благодарёва, 2013

ФОтокартина - из Интернета.
Спасибо автору!

«Дети и дураки всегда говорят правду», - гласит
старинная мудрость. Вывод ясен: взрослые и
мудрые люди никогда не говорят правду.
Марк Твен

Литература учит, что только правдой свет держится. У Горького «На дне» ее три вида насчитывается: правда жизни, правда факта и правда веры в человека. И каждый герой отстаивает свою правду. Критики до сих пор спорят, на чьей же стороне сам Горький, за какую правду стоит он? Кто ему ближе: Лука-утешитель или Сатин с его лозунгами: «Человек – это звучит гордо!» Ведь каждый по-своему прав. Скорее всего, писатель понимает, что у каждого человека своя правда. Оттого и жизнь напоминает вавилонское столпотворение. Все вокруг говорят на разных языках, каждый на языке своей правды.

Все люди вроде бы ищут правды, хотят ее, добиваются. Хотя сами только то и делают, что скрывают ее, прячут, замалчивают, не распространяют, утаивают. Часто ли вы говорите правду в глаза своему начальству? Знакомым - что вы о них думаете на самом деле? О себе лично всю правду рассказали своим близким хотя бы? Ответы, думаю, скорее всего будут отрицательными. Слишком горька правда. Она как лекарство: ее надо употреблять в назначенных дозах в определенные промежутки времени, дозировку строго соблюдать. Честно говоря, правда никого не интересует, ее глубоко зароют для осуществления собственных интересов.

Хотите нажить себе побольше врагов? Тогда всегда, всем, при любых обстоятельствах говорите правду. Вот идете по улице, увидели толстого мужчину с огромным животом, подойдите так сразу и скажите ему правду, что вам не нравится его внешний вид. Тогда в тишине реанимационного кабинета вам удастся поразмышлять над смыслом следующего афоризма Марка Твена: «Нам нравятся люди, которые смело говорят нам, что думают, при условии, что они думают так же, как мы».

Еще лучше – начните бороться за правду. Посмотрим, что с вами будет в кратчайший срок после начала борьбы за справедливость. Очень скоро вы пожалеете о своей инициативе и зададитесь вопросом одессита: «А оно мне надо?»

Совсем другое дело – ложь. Она сладкая, всем приятно ее слышать, она желанна, если она лестная. Она бывает еще стыдливая, самозабвенная, лукавая, бессовестная, наглая, но ее терпят любой. Обманывать выгодно, потому что честный игрок всегда проиграет тому, кто обманывает. Так что же, по-вашему, лучше: горькая правда или сладкая ложь?

Ученики выбирают на подсознательном уровне ложь. В сочинении по картине Левитана «Март. Начало весны» все написали, что это их и любимый художник, и любимая картина, и любимое время года. Зачем они это сделали? Ради лучшей оценки за «хорошие» мысли. Как видим, даже у детей на подсознательном уровне уже заложена ложь. «Ради выживания». Стоит ли тогда говорить о взрослых? Выбираем сладкую ложь.

Вывод: «Никто не мог бы жить с человеком, постоянно говорящим правду; слава богу, никому из нас эта опасность не угрожает», - пошутил Марк Твен. И еще: «Правда – самое ценное, что у нас есть; будем же расходовать ее бережно».

Это была самая обыкновенная семейная пара. Его звали Сергеем, ее – Аллой. Ему чуть больше тридцати, ей – чуть меньше. Работа, квартира – все как у людей. Таких пар, наверное, тысячи, а может быть, даже и миллионы. Мне кажется, что у них наверняка были дети. У всех обыкновенных семейных пар есть дети. И, также как у всех обыкновенных семейных пар, у них был свой собственный бзик.
Свой собственный бзик – это абсолютно необходимая вещь для каждой обыкновенной семейной пары. Если бы не эти бзики, их просто невозможно было бы отличить друг от друга. Кто-то, например, лазит по горам, кто-то разводит кактусы, а у кого-то дети занимаются бальными танцами. У Аллы и Сергея был самый необычный бзик – они друг от друга ничего не скрывали.
Бывало, сидят они с друзьями за столом, общаются, пьют сухое вино. Кто-то свои фотографии на фоне Эльбруса продемонстрирует, кто-то расскажет взахлеб, как у него вчера вечером расцвел эхинопсис-лобивия, кто-то о детях... А Сергей вдруг посмотрит на Аллу долгим таким, пристальным взглядом и многозначительно скажет: "А мы вот с Аллочкой друг от друга абсолютно ничего не скрываем". Алла отвечает ему ясным взглядом – сразу видно, что и впрямь ничего скрывать не собирается. И все гости тут, конечно, уважительно замолкают. А еще бы – крыть-то им и нечем.
Конечно, если взглянуть на этот вопрос объективно, то придется признать, что на самом деле рассказывать друг другу им было решительно нечего. Семьей они были дружной, любящей и никаких таких вольностей себе не позволяли. Ну, сами подумайте: не признаваться же Аллочке в том, как она на мгновение задержала свой взгляд на обтянутых джинсами ягодицах молодого электрика, который менял проводку в их офисе. Или: стоит ли Сергею рассказывать, о чем именно он подумал, когда случайно увидел, как Яночка-секретарша подтягивала свои черные, в сеточку, чулки. Все эти незначительные эпизоды ровным счетом ни о чем не говорят и, право, не заслуживают даже упоминания.

Однажды вечером Алла возвращалась с работы домой, как обычно, срезав путь через прилегающую к микрорайону рощицу. Ничего исключительного в таком поступке не было: места тут были на редкость спокойными, и в это время на тропинке можно было встретить разве что соседей, прогуливающихся перед ужином. Поэтому шла она совершенно спокойно и безмятежно, отмахиваясь от комаров и наслаждаясь свежим лесным воздухом.
Вдруг из-за дерева на дорожку, осторожно переступая лакированными штиблетами, вышел маленький старичок, почти карлик. На нем было застегнутое на все пуговицы желтое клетчатое пальто и натянутая до самых ушей темно-синяя шляпа "борсалино". В левой руке старичок держал тросточку, а в правой изрядно потертый старомодный портфель свиной кожи. Остановившись прямо перед женщиной, он заискивающе поглядел ей прямо в глаза и вежливо произнес:
– Здравствуйте, сударыня.

Конечно, Аллочке надо было просто пройти мимо, не обращая внимания на этого странного человечка. Но, на свою беду, она была женщиной воспитанной и интеллигентной. Кроме того, еще никто и никогда не называл ее сударыней. Поэтому, остановившись, Аллочка вежливо ответила на приветствие:
- Здравствуйте.
- Помяукайте мне, сударыня, – сказал старичок. – Всего три раза. Пожалуйста, я вас очень прошу.
"Ненормальный", – подумала Алла, а вслух сказала:
– Извините, мне надо идти.
С этими словами она попыталась обойти старичка сбоку. Но тот, сделав шаг в сторону, перегородил ей путь и жалобно произнес:
– Ну, помяукайте, пожалуйста. Я вам заплачу. Двадцать пять тысяч долларов.
Алле еще никогда не приходилось иметь дело с сумасшедшими. Она беспомощно озиралась по сторонам, но вокруг не было никого, кто мог бы помочь растерянной женщине. А старичок тем временем плаксиво повторял:
– Ну, пожалуйста, помяукайте. Всего три раза. Я вас очень прошу, сударыня.
Не видя иной возможности избавиться от назойливого психа, сгорая от стыда, Алла тихо произнесла: "Мяу, мяу, мяу."
– Благодарю вас, сударыня, – невозмутимо сказал старичок и, открыв портфель, вытащил оттуда одну за другой пять зеленых пачек, перетянутых бумажной лентой. Алла была настолько ошеломлена происходящим, что даже не отшатнулась, когда он вкладывал эти пачки в ее одеревеневшие ладони.
Вежливо попрощавшись, странный человечек скрылся в лесу, словно его и не было. Алла, наверное, могла подумать, что вся эта странная история ей просто привиделась, если бы не эта, вполне реальная, куча долларов в ее руках...
Ее сумочка была слишком маленькой, чтобы вместить такое количество денег. Алла так и не сумела закрыть "молнию", и пачки долларов вызывающе торчали из бесстыдно раскрытого зева. Пришлось их завернуть в старую пожелтевшую газету, по счастью, найденную тут же на тропинке.
Прижимая к груди этот непрезентабельный сверток, съежившись под недоуменными взглядами соседей, Алла почти бегом добралась до дверей своей квартиры.
Сергея еще не было. Разложив доллары на диване, она внимательно рассматривала зеленые бумажки с портретами американских президентов. Приключившаяся с ней история была абсолютно невероятной, но деньги оказались вполне настоящими. Было только совершенно непонятно, как объяснить их происхождение мужу. Не придумав ничего лучшего, Алла аккуратно сложила их в целлофановый пакет и спрятала в корзине с грязным бельем.

Прошло несколько дней. Алла уже привыкла к мысли, что в ее распоряжении имеется такая немыслимая сумма денег и даже потихоньку начала подумывать о том, как бы их лучше потратить. Однако для этого необходимо было посвятить Сергея в невероятную историю появления такого богатства. Немного поразмыслив, она решила рассказать ему все, как есть. Не зря же они с мужем решили ничего не скрывать друг от друга.

– В клетчатом пальто, говоришь? – Сергей пристально смотрел на нее, склонив голову набок.
– Да, – ответила Алла, – в пальто и в шляпе.
– Я что, по-твоему, похож на идиота?
– Нет, Сережа. Ты совсем не похож на идиота.
– Тогда почему ты думаешь, что я поверю в этот детский лепет?
– Я рассказала тебе правду, Сережа. Всю правду. – Алла почему-то не смела поднять на мужа глаза.
Он встал, и, обойдя вокруг своего стула, повернулся лицом к жене, сжав деревянную спинку побелевшими костяшками пальцев.
– Алла, пожалуйста... скажи мне правду. Какой бы горькой она ни была.
Она молчала, интуитивно понимая, что любое ее слово лишь еще более укрепит мужа в его подозрениях.
Ночь Сергей провел в одиночестве, постелив себе в гостиной на диване.

С этого злополучного дня вся их семейная жизнь пошла наперекосяк. По вечерам, возвращаясь с работы, Сергей, не говоря ни слова, ложился на свой диван, оставляя нетронутым заботливо приготовленный ею ужин. В доме поселилась холодная тишина отчуждения. Алла поняла, что корабль ее супружества вскоре пойдет ко дну окончательно и бесповоротно. Если, конечно, не предпринять никаких экстренных мер по его спасению...

В тот вечер, когда Сергей уже застилал свой диван простыней, Алла тихо вошла в гостиную и срывающимся шепотом произнесла:
– Сережа, ... я хочу рассказать тебе всю правду …
Они уселись за столом на кухне и, выпив для смелости немного сухого вина, Алла рассказала мужу, как натолкнулась в рощице на компанию бандюков. Они предложили ей выполнить их самые низменные желания и за проявленное усердие одарили небольшой, по их меркам, суммой денег. Для верности она добавила ряд физиологических подробностей, которые, по ее мнению, должны были придать рассказу правдоподобие.
С физиологическими подробностями Алла, видимо, немного переборщила, потому что, выслушав ее рассказ до конца, Сергей встал и ушел из дома...

Он долго бродил по ночным улицам, не помня себя от боли и отчаяния. Потом почему-то забрел на вокзал и, вглядываясь в испитые лица дешевых проституток, истязал себя, пытаясь представить, как именно его Алла удовлетворяла низменные желания бандюков.
Поздней ночью, когда сон и усталость взяли свое, он вернулся домой, разумно рассудив, что квартира эта принадлежит ему, равно как и жене. А ее гнусное поведение еще не дает права выгонять его на улицу, как собаку.
Услышав поворот ключа в дверном замке, Алла улыбнулась. Женская интуиция подсказывала ей, что, несмотря на порывистую реакцию мужа, принятое ею решение было единственно правильным. Повернувшись на бок, она, впервые за последние дни, уснула здоровым безмятежным сном.

За два дня полного игнорирования супруги Сергей исчерпал все свои эмоциональные ресурсы и, опустошенный, решил серьезно поговорить с Аллой, с целью окончательного выяснения всех отношений.
Алла сидела перед ним, смиренно опустив глаза и сложив руки на плотно сдвинутых коленях. Душу ее наполняло радостное предчувствие примирения.
– Алла, нам с тобой надо серьезно поговорить.
Она едва заметно кивнула.
– Алла... – начал Сергей. – Конечно, ты совершила ужасный поступок. Но, тем не менее, я уважаю тебя за то, что ты нашла в себе силы рассказать мне всю правду, какой бы неприглядной она ни была.
Аллочка немного поерзала на стуле, как бы соглашаясь с предложенной оценкой ситуации.
– Самое главное, – продолжал Сергей, – что ты от меня ничего не скрыла. И поэтому, несмотря ни на что, надеюсь, мы сумеем сохранить наше взаимное доверие.
Чтобы справиться с волнением, Сергей сделал небольшую паузу. Алла по-прежнему молчала.
– Алла... – продолжил Сергей. – Мне кажется, что я бы смог простить тебя, если, конечно, ты пообещаешь мне, что это никогда, ... никогда больше не повторится.
– Больше никогда! – решительно пообещала Аллочка и, вскочив со стула, крепко обняла мужа, прижавшись к нему своим, истосковавшимся по мужской ласке телом.

На двадцать пять тысяч долларов Алла с Сергеем сделали в своей квартире очень приличный евроремонт. Оставшихся денег им вполне хватило на приобретение недорогой иномарки, а также множества ненужных, но таких заманчивых вещей, которые, собственно говоря, и украшают нашу неприглядную серую действительность.
Их семейная жизнь постепенно вернулась в привычное русло. Как и прежде, они воспитывают детей и встречаются с друзьями. Однако теперь, когда Сергей, многозначительно глядя на жену, говорит: "А мы вот с Аллочкой друг от друга абсолютно ничего не скрываем", она молча опускает глаза и думает о чем-то своем, женском.

Если бы правду было говорить так легко и приятно, как это утверждал булгаковский герой, то в языке наверняка бы существовало выражение «сладкая правда». Однако нет, сладкой у нас бывает только ложь. Лучше которой, как известно, может быть только горькая правда.

Почему горчит правда?

Чаще всего правда оказывается горькой потому, что содержит неожиданную информацию, либо говорит о том, в чем человек боится себе признаться. Допустим, картографу звонит руководство и сообщает: «Иван Иванович, вы в курсе, что земля плоская и покоится на трех китах?». А потом через 10 минут раздался бы другой звонок: «Здравствуй, Ваня, это я, твой брат, потерявшийся в детстве». Что объединяет эти два сообщения? Ответ «1 апреля» не засчитывается. Дело в том, что оба телефонных звонка меняют картину мира несчастного Ивана Ивановича, причем радикально.

Картина мира существует у каждого из нас. Она формируется и подтверждается тем опытом, который мы ежедневно получаем. Например, то, что вас любят собаки, что если закурить на остановке – сразу придет автобус, или что работница ДЭЗа выписывает справки только за коробку конфет – это признаки вашей картины мира. В картину мира каждого человека входят не только представления об окружающих, но и представления о себе, о собственных взаимоотношениях с другими, о своем месте в этом мире. И вдруг возникает некое чудовищное противоречие, как пыльным мешком по голове...

Для большинства перерисовывание собственной картины мира – процесс не только долгий, но и мучительный. Выходит, что ситуация, в которой человек «обманываться рад», зачастую становится нашей защитной реакцией.

Горькая правда как ядовитое растение

Условия произрастания. Горькая правда неприхотлива. Для ее выращивания нужно только одно: наличие исходной искаженной информации. Причем неважно, из каких соображений ее исказили – намеренно или случайно. Благоприятной почвой для произрастания горькой правды являются недомолвки, желание оградить другого от неприятностей, страх, что тебя поймут превратно, несоответствие своего идеального «я» и реального положения вещей.

Что меньше всего хочется знать?

Факты, влияющие на нашу самооценку.

Неприятные открытия в личной жизни – когда человек обнаруживает, что обманывался относительно качеств любимого или связанных с ним обстоятельств.

Нелицеприятная информация о близких родственниках.

Информация, касающаяся нашего здоровья.

О так называемых фигурах умолчания: это правда, вроде бы всем известная, но на которую до обнародования все тщательно закрывали глаза.

Ареал распространения. Может произрастать в любых местах: и в межличностных отношениях, и в рабочих, и в оценке событий – во всех аспектах, которые составляют нашу картину мира.

Признаки отравления. Что ставится под удар, когда мы открываем для себя горькую правду? Во-первых, меняется наша картина мира. Во-вторых, отношения с правдорубом могут оказаться безнадежно испорченными. В-третьих, горькая правда может серьезно повлиять на нашу самооценку, а в некоторых случаях и вообще надолго вывести из колеи.

Полезные блюда на основе горькой правды

Говорить ли горькую правду или оставить ее при себе – вопрос из разряда вечных. Противники вываливания горькой правды на собеседника обычно приводят в пример тяжелобольных людей, которые, узнав свой диагноз, окончательно теряли волю к жизни. Зато любителям горькой правды наверняка придется по душе сюжет одной повести Мопассана, героиня которой одолжила у обеспеченной подруги бриллиантовое колье, а, поблистав-потанцевав на званом вечере, обнаружила, что потеряла украшение. В ужасе она прикладывает все возможные усилия, лишь в срочном порядке одолжить денег, купить такое же колье и без скандала вернуть его подруге. Выдаче долгов кредиторам она посвящает всю свою жизнь, и только много лет спустя узнает, что колье, которое она потеряла, было фальшивым. Сюжет, конечно, мелодраматический, но мораль прозрачна: иногда из-за боязни сказать правду вся жизнь идет наперекосяк.

Так что однозначного рецепта относительно правды и лжи не существует. С теми же смертельно больными людьми далеко не все так однозначно. Например, известно, что несколько десятков лет назад Солженицын победил онкологический диагноз во многом благодаря тому, что ему жестко сказали: «Не жилец».

Поэтому, оперируя горькой правдой, надо соблюдать несколько правил.

1. Оценить свои цели и предстоящие результаты . То есть, задаться вопросом: «А кому какая

будет польза от этой правды?» При ответе «Просто не терпится открыть глаза» вы будете причислены к лику идейных правдорубов. Ответ: «Польза будет, но только мне», изобличает в вас человека, которому совершенно наплевать на собеседника. Иными словами, правду-матку лучше говорить, когда этого объективно требует ситуация.

2. Измерять степень горечи правды следует не по себе, а по тому, кому она адресована .

3. Учитывать особенности физического и психического состояния просвещаемого . Волновать человека, близкого к нервному срыву, без особой надобности не стоит.

Кроме того, лучше четко понимать, что обманщиком (в том числе и тем, кто обманывает с благими целями), как и борцом за правду любой ценой, движет собственное понимание ситуации, которое может оказаться правдой только в одной инстанции или вовсе неверной оценкой. Исторический анекдот гласит: «Сократу хотели рассказать что-то о его ученике. Тогда Сократ спросил: «Поможет это мне, пойдет на пользу или обучит?» Ему сказали, что нет, и слушать философ не захотел. Так он и не узнал об измене жены». Бывает и такое.

Олеся Сосницкая

С раннего детства человека приучают говорить правду. Не лги - это одно из правил нравственности. Но правда не всегда нравится человеку, а в определенных случаях может привести и к трагедии, стать опасной для жизни.

Так что же все-таки лучше: горькая правда или сладкая ложь?

Однозначно ответить на этот вопрос очень сложно. Конечно, напрашивается ответ, что лучше правда, какой бы они ни была. Умение говорить истину, не лгать, не изменять своим нравственным принципам - это свойственно только сильному человеку, нравственно чистому. Ведь правда нравится далеко не всем. Особенно если мнение человека идет вразрез с общепринятыми взглядами, устоями.

Сколько примеров знает история, когда люди жертвовали своей жизнью, но не предавали своих взглядов. Стоит вспомнить знаменитого Д.Бруно, погибшего на костре за утверждение, что земля круглая, посмевшего высказать теорию, идущую вразрез с канонами церкви. Испокон веков люди шли на плаху за свои идеи, за правду.

И все же человек должен говорить правду. Жить по совести сложно, но и легко одновременно. Не надо изворачиваться, придумывать несуществующее, подстраиваться под мнение собеседника. Правдивый человек живет со спокойной совестью, не попадает в сети своей же лжи. Именно правдивые люди движут историей, они являются инициаторами величайших дел, это цвет любой страны, любого народа. Не случайно правдивость, как утверждают психологи, стоит на одном из первых мест среди положительных качеств, которые выделяют люди.

А как же быть с ложью?

Ведь она такая сладкая, приятная, убаюкивающая. Может показаться странным, но и ложь имеет право на существование в нашем мире. Она просто необходима людям слабым, эгоистичным, не уверенным в себе. Они живут в иллюзорном мире обмана.

Да, страшным будет прозрение, правда все равно выйдет наружу, она непобедима, но пока, думают подобные люди, пусть все же все остается по-прежнему. Ведь так приятно, когда человека хвалят, им восхищаются, любуются. Порой эти люди даже не понимают, где грань между правдой и ложью. Это настоящая беда человека. Хорошо, если рядом все же окажется тот, кто раскроет глаза, покажет истину, какой бы трудной они ни была. И пусть это произойдет как можно раньше.

Однако ложь иногда просто необходима человеку. Как сказать, что он безнадежно болен, что ему осталось жить всего чуть-чуть? Человеку свойственна вера в то, что он еще будет жить, порой эта вера делает настоящие чудеса - на самом деле продлевает жизнь человека. А это пусть и несколько, но все же дней, месяцев, а иногда и лет, когда человек живет рядом с близкими, любящими его людьми.

Выбор между правдой и ложью делает каждый человек сам. Этот выбор в конечном счете показывает, каков он.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!