Горький дед архип и ленька анализ. Урокьвнеклассного чтения по рассказу М.Горького "Дед Архип и Лёнька"7 класс

Ожидая паром, дед Архип и Ленька легли в тень от берегового обрыва и смотрели на волны реки Кубани. Ленька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Ленька был маленький, хрупкий (ему шел 11-й год), в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда старого иссохшего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда приподниматься и выжимал крупные слезы.

Описывается степное марево (мутность воздуха, сухой туман), которое закрывало все вдали, но дед не был знаком с этим явлением и считал, что жара да степь отнимают у него зрение, как отняли остатки силы в ногах. Сегодня ему было более плохо, чем всегда, он чувствовал, что скоро умрет, но его сильно смущала мысль о внуке. Куда денется Ленька? От этой мысли становилось тошно и хотелось вернуться домой, в Россию, но это далеко. А здесь по Кубани подают хорошо, хотя нищих не любят, потому что богаты.

Проснулся Ленька и поднял на деда большие голубые, не по-детски вдумчивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невдалеке, так как его никто не звал. Ленька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед предложил привязать к ноге Леньки поясок и держать, но Ленька сообразил, что так река унесет их обоих. Затем он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городов и людей, и, не умея уловить свою мысль, замолчал.

Дед похвалил его за ум и согласился, что все вокруг и они, и города, и все люди пыль. Пожалел, что мальчик не может учить грамоту, и уже в который раз перевел разговор на тему собственной смерти и судьбы Леньки. Леньке надоели эти разговоры, ведь они заканчивались ссорами, так как в начале их ему было страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился, думая, что Ленька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищих за людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу.

Ленька думает пойти работать в трактир, но его там могут забить, но мальчик обещал каждому не даваться. В монастырь лучше, думал дед. Тут появился казак (сытый, сильный, здоровый) на арбе (двухколесная телега) и позвал паром. Дед пожаловался, что в России (то есть в центральных областях) голод и люди мрут как мухи. Дед обвинил землю, мол, люди её высосали, а казак, сказал, что все от рук, от хороших рук и камень родит. На пароме Ленька задремал (видимо, стоя) и упал.

Казак довез их до станицы. По дороге Ленька подумал, что снова придется просить милостыню, врать про голод в России, чтобы больше подавали, и его снова будут задирать мальчишки. Из милостыни в основном подают еду, но она портится, и её никто здесь не покупает, а лучше бы давали деньгами. По приезду казак назвал себя (Андрей Черный) и сказал, чтобы они пришли к нему на ночлег. Дед и Ленька разошлись (по желанию Леньки, хотя отдельно он собирал намного меньше), дед затянул свою песню, а Ленька нашел кусты и в них заснул.

Его разбудил громкий плач. Девочка лет семи с чёрными глазами шла по дороге и плакала. Ленька захотел ей помочь. Она сказала, что потеряла платок, который купил отец и она его первый раз надела. Ленька решил, что отец побьет её, но все равно сказал ей идти домой, во всем признаться, и даже предложил защитить её перед отцом. Но девочка отказалась, так как её мать не любит нищих, и ушла. Ленька пришел к церкви (они условились с дедом здесь встретиться), по дороге думая, что если девочка из богатой семьи, то её побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет.

Деде много подавали, и он решили идти искать Андрея Черного. Но подошедший к ним казак повел их в сборную (дом, где размещалось станичное правление). По дороге дед дал Леньке сверток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбрасывая, Ленька заметил голубой в цветочки платок девочки. В сборной их обвинили в воровстве платка и кинжала. Когда-то в Тамани дед своровал белье, его за это побили и выгнали. Он потом долго молился и называл себя вором. В сборной дед говорил, что не виноват. Леньке стало плохо, и он упал. Их отпустили и вывел из станицы.

По дороге дед подобрал сверток с платком и кинжалом и показал Леньке. Мальчик сразу же представил, что все смеются им в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, называет его воришкой. Начиналась гроза. Ленька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что все ради Леньки, его будущего. Мальчик испугался, звал деда в станицу, а тот все говорил и говорил. Гроза была в разгаре. Со страху Ленька не выдержал и убежал.

На следующий день деда нашли там же (под деревом), он ещё был жив, но язык отнялся. Он искал кого-то в толпе, но не мог найти и плакал. К вечеру он умер и его похоронили под тем же деревом (на погосте нельзя, так как вор: платок и кинжал нашли рядом с ним). Леньку нашли через 2-3 дня: он лежал возле оврага лицом вниз в грязи. Его похоронили рядом с дедом и поставили каменный крест.

Горький «Дед Архип и Лёнька»

Тема детства глубоко и органически вошла в художественное наследие А.М. Горького. Рассматривая проблему воспитания в теснейшей связи с общественно-политическими вопросами своего времени, писатель не случайно большинство своих произведений, связанных с темой детства, предназначал для взрослого читателя.

А.М. Горький начинал литературную деятельность в период резкого обострения классовых противоречий, когда особенно остро встал вопрос о движущих силах народной революции. Развивая тему детства, он, как и крупные писатели-демократы (В.Г. Короленко, А.П. Чехов, А.И. Куприн и др.), не мог обойти вопроса о жизни детей бедняков и обитателей «дна».

Дети, герои горьковских произведений, живут в обстановке острой социальной борьбы, которая накладывает отпечаток на формирование их характера и мировоззрения.

Однако А.М. Горький не изображал среду, окружающую ребенка, односторонне: он умел видеть в простом человеке хорошее, светлое.

Не безупречен маленький герой рассказа «Дед Архип и Ленька». Он помогает деду спрятать в бурьян украденный стариком головной платок девочки, правда, тогда еще не зная, чья это вещь. Но ведущим в характере Леньки является здоровое начало. Он искренне сочувствует девочке, потерявшей платок. Его возмущают жадность, лицемерие и угодничество старого нищего-деда. Леньке стыдно перед девочкой, которая назвала его и деда воришками.

В рассказе «Дед Архип и Ленька» дан «обостренный конфликт чистых порывов Леньки с моралью мелких собственников». Сначала это конфликт между дедом Архипом и кругом сытых, эгоистичных станичников. Старик говорит Леньке: «Вот я тебя и спрашиваю, что ты станешь делать с миром? Ты - хилый ребеночек, а мир-то - зверь. И проглотит он тебя сразу».

Ленька согласен с дедом, и он боится злых людей, но всё же мальчик подходит к вопросу глубже деда. Он знает, что не все люди дурны, и, рассуждая о горе девочки, потерявшей платок, думает: «Коли она из богатого дома, будут ее бить; все богачи -- скряги; а коли бедная, то, может, и не будут... В бедных домах ребят-то больше любят, потому что от них работы ждут». Но вот возникает новый конфликт: дед, чувствуя приближение смерти, стремится во что бы то ни стало спасти Леньку от гибели, и тут ему оправданными представляются любые средства, вплоть до воровства. Ленька и раньше осуждал бесчестные проступки деда, но, когда появляется плачущая девочка и выясняется, что платок, потерянный ею, подобран Архипом, мальчик вступает в столкновение с дедом.

Из остроты конфликта вытекает и чрезвычайная напряженность сюжета рассказа, которая усиливается и тем, что Ленька, резко осуждая деда, понимает, что без деда он неминуемо погибнет. Переживания Леньки совпадают с состоянием бушующей в степи природы. А.М. Горький запечатлел наивысшее напряжение всех чувств мальчика, когда он окончательно обезумев, мчится не зная куда.

А. М. ГОРЬКИЙ

ДЕД АРХИП И ЛЕНЬКА

Инсценировка С. Шиловского

Ленька - В. Сперантова
Дед Архип - Н. Плотников
РЕЖИССЕР Ф. ТОБИ АС

В 1898 году на прилавках книжных магазинов Москвы и Петербурга появился сборник очерков и рассказов, подписанный небывалым именем - Максим Горький. В этой книги все было ярко и ново. Перед изумленными читателями предстала новая, доселе неведомая Россия - нищая и босяцкая, но гордая и свободолюбивая, страстно бунтующая против всех несправедливостей тогдашней жизни и одновременно жадно тянущаяся к свету и счастью.
Писатель не случайно выбрал себе такой псевдоним. Это имя - ныне известное всему миру - подсказала молодому писателю его жизнь, пол¬ная лишений, горьких обид и жестоких несправедливостей. Алексей Максимович Горький 1868-1936) вырос в старинном приволжском городе - Нижнем Новгороде. О своем безрадостном детстве, о трудной юности писатель рассказал в знаменитых автобиографических повестях «Детство», «В людях», «Мои университеты». Со страниц этих книг |перед нами предстает привлекательный образ Алеши.Пешкова - смышленого и живого мальчика, рано столкнувшегося с темными сторонами жизни, вынужденного отправиться в «люди», чтобы иметь кусок хлеба. Кем только не был Алеша Пешков: поваренком на пароходе, учеником сапожника, грузчиком, бурлаком, рабочим на рыбных промыслах и в железнодорожных мастерских
Тысячи людей не выдерживали таких суровых, жизненных испытаний - опускались «на дно», спивались. Юного Горького спасли книги. Они открыли ему правду, сделали его широкообразо¬ванным человеком. Энциклопедические знания Алексея Максимовича, которые он приобрел благодаря чтению, поражали всех. С профессио¬нальной глубиной он судил о технике, медицине, истории, литературе…
Тяжелая юность и молодость, полная невзгод, не ожесточили душу Горького. Алексей Максимо¬вич до конца своих дней был добр и приветлив с людьми, что неизменно привлекало к нему серд¬ца. Этот высокий гуманизм - поразительная лю¬бовь к простым и честным людям - присутствует и во всех произведениях Горького. Именно эта черта творческого облика писателя обессмертила его имя.
Алексей Максимович Горький начал писать в юности. Писал много. Писал стихи и рассказы. Его первым опубликованным произведением был рассказ «Макар Чудра». Случилось это в 1892 го¬ду. Тогда начинающий писатель жил а Грузии, в Тифлисе. В следующем году появился один из лучших рассказов раннего периода его творчест¬ва - «Дед Архип и Ленька». Жаркое летнее солнце пылает над степью, над быстронесущимися водами Кубани. Здесь, на паромной переправе, мы впервые встречаемся с героями рассказа; дедом Архипом - костлявым, высохшим от тяжелого недуга стариком и его ма¬лолетним внуком Ленькой. « Ленька, - как описы¬вает Горький, - был маленьким, хрупким, в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда -старого иссохшего дерева».
О прошлой жизни деда Архипа и Леньки писатель говорит скупо. Родом Они из центральной России. На Кубань их привела нищета, которая вот уже много лет гоняет их, как ветер перекати-поле, по необъятным просторам России, Тяжелая жизнь глубокими морщинами избороздила лицо деда Архипа, выпила из него соки, пригнуло к земле. Лишь в смерти, видит он избавление…
Не пощадила судьба и Леньку. Он остался сиротой и вынужден жить с нищим дедом, питаясь тем, что подадут из милости чужие люди, Леньке всего 12 лет. Однако многое ему пришлось испытать. Он на собственной шкуре узнал, что такое бедность и богатство, добро и зло, справедли¬вость и жестокость...
Как две скорбные тени, бредут Ленька и дед Архип от деревни к деревне, от станицы к станице. Изредка им подают, чаще смеются, гонят, издеваются. От многих мытарств, выпевших ему на долю, душа деда Архипа иссохла вместе с телом, огрубела и зачерствела. А у Леньки, несмотря на все невзгоды, душе чиста и возвышенна. Оке полна доброты, участия к людям, гордости; Пусть через плечо Леньки перекинута нищенская котомка, он чувствует себя человеком.
Случай в станице (дед Архип был замечен в воровстве) перевернул все в его мальчишеской душе. Ленька понял, что даже его дед способен на явную несправедливость, жестокость. Перед его потрясенным взором открылась бездна…
Рассказ Горького завершается смертью Леньки. Этим трагическим финалом писатель хочет подчеркнуть, что в мире, разделенном на бога¬тых и бедных, в мире наживы и корысти, все чистое и светлое обречено на гибель.
Б. Заболотских

Тема. Вне классное чтение. Рассказ А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька». (7 класс)

Цель урока. Учить учащихся работе с художественным текстом произведения, отыскивать

необходимые цитаты для характеристики героев. Повторить, что такое эпизод,

композиция, художественное своеобразие произведения.

Заострить внимание на том, что пейзаж также играет значительную роль в

развитии сюжета.

Особо остановиться на положительных чертах характера Лёньки.

Воспитывать у учащихся такие черты, как доброта, отзывчивость, благородство. Оборудование. Портрет А.М.Горького 90-х годов. Иллюстрации к рассказу «Дед Архип и

Лёнька».

Ход урока.

I Повторение. (Опрос).

    Что такое тема художественного произведения?

    Что такое идея?

II . Изучение нового материала.

1. Беседа о рассказе по вопросам.

    Понравился ли вам рассказ?

    Кто из героев рассказа более всего привлекает наше внимание и почему? (Конечно, Лёнька. Непосредственный, правдивый, добрый, отзывчивый и беззащитный мальчик).

2. Раб ота с текстом. Комментированное чтение и анализ отдельных эпизодов.

1) Где происходят события, описанные в рассказе? Найдите описание природы. Как вы

думаете, о счастливых или трагических событиях пойдет речь?

Работа с текстом. Зачитываются пейзажные зарисовки стр. 29,34,41,46,48,49.

а) Как вы понимаете выражения: «На темно-коричневом фоне земли», «Отрёпанные и
скорченные фигуры едва выделялись двумя жалкими комками», ... «пыльные физиономии
были совсем под цвет бурым лохмотьям» - 29 стр.

б) Обратите внимание на портреты главных героев. Дед: «Костлявая и длинная фигура
дедушки...»

Лёнька: «... лежал калачиком. Ленька был маленький, хрупкий, в лохмотьях...» - Что можно сказать о них.

в) Как вы думаете, на что указывают уменьшительно- ласкательные суффиксы в словах
калачиком, маленький, личике.

г) Обратите внимание, как описывает автор глаза Лёньки: «... большие, глубокие, не по-
детски вдумчивые...»

О чем говорит эта деталь?

Обобщение учителя.

Унылый пейзаж, которым открывается рассказ, подчёркивает серую и безотрадную жизнь деда и внука. Мутные волны, тёмно-коричневый фон земли гармонируют с душевным состоянием героев. Правдиво написаны портреты нищих.

И Архип,и Лёнька худы, в лохмотьях.

А.М.Горький удивительно точно находит простые слова, чтобы передать бедственное состояние людей. У деда глаза тусклые, воспалённые. Он плачет о том, что скоро умрёт и оставит горячо и скорбно любимого Лёньку одного на белом свете, а река равнодушно плещет о берег, «Ярко улыбается безоблачное небо». Здесь пейзаж контрастирует с душевным состоянием - смятением старика.

2) обратите внимание на то, как постепенно автор усиливает напряженность рассказа, как рассказ
наполняется социальными мотивами.

Работа с текстом. Чтение и комментарий. а) «Лёнька, Лёнька!., кабы грамоту тебе!...»,заканчивая словами «Сытый человек-зверь. И никогда он не жалеет голодного. Враги друг другу - сытый и голодный...»

Обобщение.

3) Чтение и разбор сцены встречи Лёньки с девочкой (Сцена начинается по ролям)

а) Как отнесся Лёнька к девочке?

б) Как это его характеризует?

в) Инсценировка.

Обобщение учителя.

4) Как Ленька относится к тому, что дед ворует. Найдите эти эпизоды в тексте. Прочитайте,
а) Анализ текста стр. 43,44,46;

зачитываем эпизоды стр. 47: «Тяжёлая, изорванная и лохматая туча...» и заканчивая словами: «Не будет тебе на том свете прощенья за это!»

Обобщение.

5) Чтение заключительных (трёх) страниц рассказа.
Обратите внимание.

а) Как пейзаж усиливает трагическую развязку рассказа.

б) Вспомните, что такое авторская позиция, какова она здесь?

в) Проанализируйте следующие отрезки художественной такни произведения:

«Крик его, заглушаемый отзвуками грома, прозвучал, как удар в маленький, разбитый колокол».

- Когда бьют в колокола? (Когда приходит беда, несчастье).

- Как вы понимаете слово «ЭХО»?

Это отзвук. Повтор. В данном случае подразумевается повторение смерти.

И так, зазвучала ещё одна трагическая нота - судьба Лёньки. Она под ударом.

«Удары грома, сотрясая степь и небо, рокотали теперь...» заканчивая словами: «А дождь, падая, шумел...»

Обобщения и выводы учителя.

При помощи афоризмов, вложенных в уста деда, А.М.Горький так определяет характер взаимоотношений бедных и богатых: « Сытый человек-зверь... Враги друг другу - сытый и голодный...»

Окружающие условия нравственно исковеркали деда, озлобили его. Он научился лгать, притворяться, жадничать, воровать. Изображая встречу с казаком, писатель не только говорил об униженном положении обездоленных, но и указывает на умение деда притворяться смирным. «Дед и внук стащили шапки и низко поклонились», подойдя к богатому казаку. А дальше дед говорит «гнусавым» голосом, кряхтит и стонет, горбится больше, чем надо. И все это для того, чтобы разжалобить казака. Архип туго набивает мешок выпрошенными кусками, хотя с маленьким мальчиком ему столько не надо. В станице дед крадет кинжал и платок.

По характеру Лёнька значительно отличается от деда. Внук не успел ещё впитать в себя мораль старого мира. Он добр, весел, отзывчив, мечтателен. Ему трудно понять деда, оправдать его воровство.

Тронутый слезами девочки, Лёнька с гневом бросает в лицо деду: «Вор ты старый!»

Разразившаяся во время этого столкновения гроза помогает острее почувствовать тяжесть переживаний героев. Дед и внук гибнут. «Ложь, притворство, воровство - нора рабской морали», - говорит читателю рассказ «Дед Архип и Лёнька».

    Рассматривание иллюстраций к рассказу и беседа по ним.

    Рефлексия:

    С каким рассказом А.М.Горького познакомились на уроке?

    Что особенно запомнилось в характере Лёньки?

    Какова основная идея рассказа?

    Есть ли у вас дедушки, бабушки. Как вы к ним относитесь?

V . Домашнее задание.

Написать сочинение - отзыв на рассказ А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька» (Анализ произведения по тексту: М.Горького «Избранные произведения», «Детская литература», М., 1975).

Министерство просвещения РФ

городского округа город Михайловка

Волгоградской области

МКОУ «Реконструкторская СОШ»

Открытый урок внеклассного чтения в 7 классе

по рассказу М.Горького «Дед Архип и Ленька»

Учитель русского языка и

литературы высшей категории

Бахтин С.Ф.

п.Реконструкция

Я иду на урок №2

Марианна Юрьевна Борщевская,

к. п. н., доцент НИРО,

учитель гимназии № 13 г.Нижнего Новгорода

Ещё раз о слезе ребенка…

Читаем рассказы М.Горького «Дед Архип и Лёнька»

и Л.Андреева «Ангелочек»

Обращение к горьковскому рассказу в 6-7 классе предполагает поэтапную, довольно подробную работу с текстом. Привлечение текста рассказа Л.Андреева нацелено на проблемное сопоставление произведений, развитие навыков компаративного анализа. Такой разговор необходим современному читателю, для которого практически ни один текст не существует вне сложных контекстуальных связей.

Изучение рассказа М.Горького «Дед Архип и Ленька» становится поводом для серьёзного разговора с младшими подростками о жестоком мире, трагическом одиночестве человека, сложных душевных переживаниях, о любви, добре и зле, страдании и сострадании, жизни и смерти. Опыт показывает, что самостоятельно прочитанный к уроку рассказ вызывает у детей сильные эмоции. От них и следует оттолкнуться, чтобы перейти к осмыслению прочитанного, углубить и разнообразить чувственное переживание . В начале урока могут быть сформулированы следующие вопросы к классу:

Какие сцены, эпизоды, образы особенно ярко представляются, когда вы вспоминаете рассказ? (Вопрос на пластическое воображение, активизирующее чувственное восприятие.)

Что вы переживали, испытывали, когда дочитали произведение?

Чем отличается грустный финал от трагического? (Можно дать первоначальное представление об эстетической категории трагического.)

Вторичное восприятие художественного текста основывается на углублённом, вдумчивом, аналитическом чтении (вчитывании). Учитывая возрастные психологические особенности шестиклассников, выбираем метод вслед за автором и постепенно погружаемся в текст.

Горький – мастер завладевать вниманием читателя, вербально воздействуя на различные органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание. Перечитывая начальные абзацы рассказа, ученики могут выделить те детали описания, которые «включают» наши ощущения. Например:

Что мы «видим»? Мутная река, желтый песок, серая полоса дороги, темно-коричневая земля, бурые лохмотья странников, дед – старое иссохшее дерево, Ленька – его хрупкий корявый сучок, вдали золотое море пшеницы, в которое падает ослепительно яркое небо, серебряная пелена марева (обращаем внимание на палитру писателя), пелена на глазах деда – всё дрожит и колеблется.

Что «слышим»? Тишина, удушливый кашель деда, шорох волн о песок.

Летний пейзаж тревожен, несмотря на то, что день тепел и тих, его тишина обманчива, как та струистая пелена и жара, отнимающая у деда зрение и остатки сил. В этом убеждаемся далее.

О чем говорят детали портрета деда Архипа?

Какая мысль не даёт ему покоя?

Прокомментируйте обратившие на себя внимание детали портрета мальчика. (Много пережил, болел, страдал.)

Что может рассказать первый диалог героев об их взаимоотношениях, характерах? (Следует обратить внимание не только на прямую речь, но и на слова автора.)

Не страх приближающейся смерти, а мысль о внуке (куда он денется?) не дает покоя деду Архипу. Он ласков к внуку, хотел бы, но не может порадовать ребёнка, за что-то словно извиняется. Лёнька не по-детски серьёзен, рассудителен, осторожен, сосредоточен; заметна слегка раздражённая, даже покровительственная интонация в адрес деда. Любопытен фрагмент диалога, приоткрывающий внутренний мир мальчика: Лёнька растёр в руках кусочек земли – далее следует ряд незавершённых фраз и замечание автора: «И, не умея уловить свою мысль, Лёнька снова молча задумался, посматривая вокруг себя». Зададим вопрос, активизирующий художественное воображение, чувственно-эмоциональную сферу восприятия :

О чём думает, но не умеет высказаться мальчик?

Для того чтобы сформулировать за героя его мысль, ученики должны проникнуться его ощущениями, состоянием, вжиться в образ.

Какие чувства испытывает нищий странник?

В каких словах особенно ярко выражены его взгляды на жизнь? («Враги друг другу – сытый и голодный… Ты – хилый ребёночек, а мир-то – зверь…»)

Обращаем внимание на доминирующие чувства в состоянии дедушки (злоба и бессилие против жестокости мира) и реакцию Лёньки на каждое из этих чувств. Так мы близко подходим к нравственно-психологическому конфликту героев , во многом объясняющему дальнейшие события. Следующая ниже пейзажная зарисовка контрастирует с душевной драмой человека: «Река торопливо катилась вдаль, звучно плескалась о берег, точно желая заглушить этим плеском рыдания старика. Ярко улыбалось безоблачное небо…»

Мысль деда о вражде сытого и голодного начинает буквально воплощаться в жизнь. Портрет казака, его повадки, голос, разговор – резкая антитеза внешности, жестам и чувствам старика и ребёнка. «И от всей его фигуры, прочной и большой… разило сытостью, силой, здоровьем».

Далее сосредоточим внимание учащихся на ощущениях и переживаниях Лёньки в его последний, трагический день жизни: от слабости и головокружения он засыпает на пароме и просыпается от резкого толчка, странные звуки песни казака и скрип колёс навевают невесёлые размышления о предстоящем унижении – опять придется просить милостыню… На минуту повеяло человеческим теплом и участием, когда их с дедом приглашают на ночлег. Равнодушие Леньки к заботам деда (уже собрал одиннадцать с полтиной!) вызывает вопрос: любит ли он вообще дедушку, сопереживает ли ему? Чувства мальчика не по-детски сложны, здесь и любовь, и привязанность, и сострадание, и стыд, и раздражение: «Всегда, когда слышал он просьбы деда, ему становилось неприятно и как-то тоскливо, а когда деду отказывали, он даже робел, ожидая, что вот сейчас разревётся дедушка». И всё же ребёнок, даже в отчаянном положении, остается ребёнком. В «посвежевшем от близости вечера» воздухе отдохнули и посвежели после сна его детские силы и чувства. Портрет плачущей девочки дан в восприятии Лёньки, он содержит ряд милых и трогательных деталей: «У неё были большие чёрные глаза, теперь – обиженные, грустные и влажные, маленькие, тонкие, розовые ушки шаловливо выглядывали из прядей каштановых волос, растрёпанных и падавших ей на лоб, щеки и плечи. Она показалась Лёньке очень смешной, несмотря на свои слёзы, - смешной и весёлой… И озорница, должно быть!..»

Диалог с девочкой может прозвучать в классе. Это должно быть подготовленное, выразительное чтение по ролям , с большим вниманием к психологическим авторским ремаркам, отчётливо рисующим состояние героев, практически не требующим комментария и объясняющим, почему мальчику вновь «сделалось скучно. Он… снова сгорбился и присмирел»…

То, что произошло далее (встреча с дедом, привод в сборную, брошенный в бурьян свёрток, переживания мальчика и его обморок), можно воспроизвести в пересказе, попросив учащихся сохранить в нем наиболее важные художественные детали . Интересно, какие именно детали выделят дети как наиболее существенные и яркие. В первую очередь это должно быть то, что вызвало в мальчике вспышку ярких эмоций: «Падая, тряпка развернулась, и в глазах Лёньки промелькнул голубой с цветами платок, тотчас заслонённый образом маленькой плачущей девочки. Она встала перед ним, как живая, закрыв собой казака, деда и все окружающее… Звуки её рыданий снова ясно раздались в ушах Лёньки, и ему показалось, что перед ним на землю падают светлые капельки слёз». Это переживание – центральное в данной части рассказа, важное звено сюжета, подводящее нас к восприятию кульминации.

Кто прав в своих обвинениях: ребёнок или старик?

Рассуждая в поисках ответа на этот вопрос, ученики неизбежно выйдут к тому, что у каждого из героев своя правда. Для деда Архипа «мир – зверь», и чтобы защитить мальчика, он готов и на грех, и на преступление, страдая и осознавая свою вину: «Господи! Наказал ты меня!.. Рукой ребенка убил ты меня!.. Верно, господи!..» Чистая, страдающая душа Лёньки, мечтающего о «чудных городах, населённых невиданными им добрыми людьми», не принимает зла как такового. И слова отчаяния, брошенные деду («У дити украл… Не будет тебе на том свете прощенья за это!..), брошены на самом деле в лицо несправедливо, безнравственно и жестоко устроенному миру. И никуда от этого мира не скрыться кинувшемуся во тьму, ослепляемому молниями, обезумевшему от страха ребёнку.

Финал рассказа трагичен. В итоге развернувшейся на наших глазах истории – лежащие в грязи кинжал и платок да грубый каменный крест на холме земли. Заключительный вопрос (или домашнее задание) может быть как раз связан со значением этих предметов-образов в рассказе. Вопрос рассчитан на личностное восприятие прочитанного, разный уровень воображения, различную степень умения обобщать – то есть на интерпретационную деятельность учащихся. Обобщая ответы учеников, необходимо отметить не только фабульное, но и символическое значение этих предметов, причём два из них соотнести с мировосприятием каждого из героев (дед - и кинжал, мальчик - и платок с цветами), и один (крест) - с общим концом, смертью героев.

После изучения этого горьковского рассказа уместно обращение к рассказу Леонида Андреева «Ангелочек» (1899 г.). Сопоставление этих произведений возможно по нескольким причинам. Авторы рассказов – современники, «это был союз антиподов, а дружба их – дружбой-полемикой, дружбой-противоборством»,- пишет В.И.Баранов . М.Горький отмечал, что именно Л.Андрееву «обязан бесконечно в смысле прояснения…писательского мировоззрения». И хотя «Л.Андреев больше задумывается не над внешне материальными условиями человеческого существования и тем, как изменить их, а над внутренним «устройством» человека, над сложностью, противоречивостью его душевного хозяйства» , перед нами в «Ангелочке» та же тема – ребёнок и жестокий мир.

Рассказ Л.Андреева может быть прочитан детьми заранее. Если же условия не позволяют дать такое задание, в классе можно прочитать только 2-ю главу, а 1-ю и 3-ю учитель дает в своем пересказе. Центральный вопрос для фронтальной беседы :

Что сближает мальчиков из рассказов М.Горького «Дед Архип и Лёнька» и Л.Андреева «Ангелочек»?

Чтобы ответить на него, можно опереться на ряд вспомогательных вопросов и заданий:

Как относились люди к Лёньке и Сашке?

Сравните чувства Сашки при встрече с мальчиком Колей с чувствами Лёньки при встрече с девочкой.

Отчего вид рождественской ёлки вызывает в мальчике ощущение, что «чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови»?

Почему Л.Андреев говорит, что восковая ёлочная игрушка была тем, «чего не хватало в картине его (Сашки) жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые»?

Найдите в тексте рассказа Горького то, чего не хватало душе Леньки в окружающем его мире. Сравните мысли и чувства героев двух рассказов.

Почему в произведении Андреева важно замечание о том, что «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворённым рукой неведомого художника личиком ангелочка»?

В чем сходство и отличие отношения мальчиков к отцу и деду?

Каким вам представляется финал рассказа Л.Андреева – трагическим или светлым? Почему? (Проблемный вопрос, ответ на который требует читательской интерпретации и может быть различным.)

Изучение рассказа М.Горького и знакомство с рассказом Л.Андреева – важный этап в развитии читательского сознания учащихся. Он эстетически, нравственно, психологически, интеллектуально готовит их к восприятию в дальнейшем темы «маленького человека», к сложным проблемам, которые ставит перед читателем отечественная литература.

Литература

    Баранов В.И. Огонь и пепел костра. М.Горький: творческие искания и судьба. – Горький: Волго-Вятское кн. Издательство, 1990.

    Быков Д.Л. Был ли Горький?: биографический очерк. – М.: АСТ: Астрель, 2008.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!