Город в индии уничтоженный ядерным взрывом. Древний-город - Мохенджо-Даро

Введение

Теории происхождения

Ареал распространения

Хронология

Город и его особенности

Занятия населения

Политическая организация и социальная структура

Торговля и внешние связи

Язык и письменность

Упадок индских городов

Список используемой литературы


Введение

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду сдревнеегипетскойи шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. Развивалась в долине рекиИндв XXIII-XIX веках до н. э.до прихода ариев, во II тыс. до н. э. Наиболее значительные центры -Хараппа,ЛотхалиМохенджо-Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек.

С VII тыс. до н. э. в долинеИндаиСарасватиразвивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называютмергарской. В эту эпоху человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегосяскотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень - формирования нового культурно-исторического комплекса.

Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, вАмрией предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с хараппской.

У индскихдравидовбыли развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежалоирригационноеземледелие. ВМохенджо-Даробыли обнаружены едва ли не первые известные археологам общественныетуалеты, а также система городскойканализации.

Письменность долины Индаучёным расшифровать не удаётся, поэтому сведения о политическом развитииХараппыи Мохенджо-Даро и имена правителей на сегодняшний день неизвестны. Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение сМесопотамией,Средней Азией, прямые торговые контакты доходили доШумераиАравии.

Закат индской цивилизации приходится на XVIII-XVII века до н. э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток (на территории Пакистана остаются только предки народабрауи) и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по носителям цивилизации нанесло вторжениеариев.


Теории происхождения

Одним из самых сложных вопросов в изучении Хараппской цивилизации является вопрос о ее происхождении. Высказывались разимо точки зрения - о шумерской основе Хараппской культуры, о создании ее индоарийскими племенами, в связи с чем Хараппская цивилизация рассматривалась как ведийская. Известный археолог Р. Гейне-Гельдерн писал даже о том, что цивилизация на Инде возникла внезапно, так как никаких следов предшествующего развития будто бы не обнаружено. За последние годы собраны новые важные материалы о местном происхождении этой культуры. К сожалению, подпочвенные воды пока мешают археологам последовать самые нижние склоны в Мохенджо-Даро.

Археологические раскопки в Белуджистане и Синде показали, что здесь в IV – III тысячелетии до н. э. существовали земледельческие культуры, которые имеют много общего с ранней Хараппской культурой и с которыми Хараппские поселения в течение длительного времени поддерживали контакты. В Синде земледельческие культуры появляются позднее, что позволяет предполагать проникновение сюда каких-то племен из областей Белуджистана и Южного Афганистана.

В долине Инда Хараппские поселения возникают, очевидно, не сразу и не одновременно. Вероятно, из какого-то одного центра, где раньше всего сложилась городская культура, происходило постепенное расселение ее создателей. В этой связи особый интерес представляют исследования французского археолога Ж. М. Казаля поселения Амри, который установил стратиграфию от дохараппского периода до позднехараппского. Здесь прослеживается местное развитие культур: с момента, когда большая часть керамики изготовлялась вручную, без гончарного круга, когда строения только появлялись, а использование металлов лишь начиналось, до более развитых фаз, отмеченных расписной керамикой и более прочными, сырцовыми постройками. Нижние слои дохараппского периода имеют аналогии с раннеземледельческими культурами Белуджистана, в более поздних слоях появляется керамика раннехараппских поселений долины Инда. Наконец, раскопки показали, что традиции, типичные для культуры Амри, сосуществуют вместе с Хараппскими.

В самой Хараппе под городскими укреплениями была найдена керамика культуры Амри, а в нижних слоях Мохснджо-Даро - керамика Белуджистанских культур, что свидетельствует, очевидно, не только о тесных контактах индских поселений с земледельческими культурами Белуджистана и Синда, но и о том, что Хараппская цивилизация имеет местные корни. Она возникла на основе традиции земледельческих культур.

Раскопки пакистанских археологов в Кот-Диджи (недалеко от современного Хайпура) показали, что в дохараппский период здесь существовала уже весьма развитая культура: ученые открыли цитадель и собственно жилые кварталы, возникшие, по данным радиокарбонного анализа, в XXVII-XXVI вв. до и. э. Керамика из Кот-Диджи ранного периода имеет аналогии с керамикой земледельческих поселений Синда и Белуджистана, а более поздняя - с Хараппской. Это позволило проследить эволюцию местных традиций до собственно хараппских, датируемых XXI-XX ив. до н. э. Явный предхараппский период был открыт индийскими археологами при раскопках в Калибангане (Раджастан), где на одном холме находились поселения предшественников хараппанцев, а на соседнем - постройки уже создателей Хараппской культуры. Керамика предхараппского поселения имеет много общих черт с керамикой Амри и Кот-Диджи. Таким образом, ученым удалось проследить развитие Хараппской культуры на основе более древних местных традиций.

Вместе с тем Хараппская цивилизация явилась новым этапом, качественным скачком в развитии древнейших культур Индостана, ознаменовавшим появление цивилизации городского типа.

Большое значение имела, очевидно, речная система Инда, создающая благоприятные условия для развития материальной культуры и экономики и для создания городских поселений, ремесла и торговли. Неслучайно большая часть всех Хараппских поселений располагалась по берегам Инда и его притоков. Позднее Хараппские поселения появились в верховьях Ганга и Ямуны (современная Джамна).

Многое в происхождении Хараппской культуры остается еще не совсем ясным и нуждается в дальнейшей разработке, но теории, связывающие создание этой цивилизации с пришельцами - ариями или шумерами, в настоящее время представляют лишь историографический интерес.

Ареал распространения

В 20-х годах XX в, когда началось научное изучение Хараппской цивилизации, существовало мнение об относительно узких границах этой культуры. Действительно, вначале Хараппские поселения были найдены только в долине Инда. Теперь же, в результате современных археологических исследований, стало ясно, что Хараппская цивилизация была распространена на огромной территории: с севера на юг более 1100 км и с запада на восток более 1600 км.

Раскопки на Катхиаарском полуострове показали, что население постепенно продвигалось к югу, колонизуя новые территории. В настоящее время самым южным считается Хараппское поселение у устья реки Нарбада, но можно предполагать, что хараппанцы проникли еще южнее. Они устремлялись и на восток, подчиняя себе все новые области. Археологи открыли Хараппское поселение недалеко от современного Аллахабада. Так создавались различные варианты Хараппской культуры, хотя в целом это была единая культура с установившимися традициями.

Можно предполагать, что некоторая разноплановость внутри этой огромной цивилизации отражала разную этническую основу и неодинаковый уровень развития тех районов, где появлялись создатели этой цивилизации.

Хронология

Хронологию Хараппской цивилизации ученые определяют сейчас различными способами. Прежде всего это сопоставление индских и месопотамских вещей (например, индских печатей, найденных в городах Двуречья), спектральный анализ фаянсовых изделий, карбонный анализ вещей, к которому стали обращаться в последние годы, а также данные аккадских источников о торговых отношениях с Востоком. Вначале ученые очень удревняли возраст городов Хараппской культуры, исходя лишь из общих соображений о сходстве процесса развития цивилизации в Шумере и Индии. Английский археолог и один и зачинателей «индской археологии», Дж. Маршалл, в начале 30-х годов датировал Индскую культуру от 3250 до 2750 г. до н. э. Когда же были опубликованы печати индского типа, найденные при раскопках городов древней Месопотамии, оказалось, что большая часть их связана с правлением Саргона I (2369- 2314 г. до н. э.), а также с периодами Исины (2024-1799 гг. до н. э.) и Ларсы (2024-1762 гг. до н. э.). На этом основании ученые пришли к выводу, что наиболее прочные связи между Месопотамией и Индией условно можно было отнести к XXIII-XVIII в. до н.э.

Показательно, что в аккадских текстах наибольшее число упоминаний о торговле с восточными областями, в том числе с Дильмуном и Мелухой, которые идентифицируются учеными с индскими или соседними с этими областями, падает на период III династии Ура (2118-2007 гг. до н. э.) и период династии Ларсы. Большой интерес представило открытие по одной из клинописных табличек, датируемой 10-м годом правления царя Ларсы Гунгунума (1923 г. до н. э.) оттиска печати индского типа. Все эти данные позволили предположить, что период расцвета индских городов - конец III- начало II тысячелетия до н. э. При раскопках месопотамских городов печати были обнаружены и в слоях касситского периода, что свидетельствует о продолжении контактов и в эту эпоху. В верхних слоях Хараппы были найдены фаянсовые бусы, спектральный анализ которых установил их тождественность бусам из Кносса на острове Крит (XVI в. до н. о.). На основавши этого последний период в истории Хараппы также можно датировать XVI в. до н. э.

Цивилизация Хараппы и Мохенджо–Даро


Область протоиндийской цивилизации была более обширной, чем районы цивилизаций Месопотамии и Египта вместе взятых. Она простиралась на 1600 километров с юга на север и на 800 километров с востока на запад. С начала 20-х годов XX века и до сегодняшнего дня было открыто около 2500 памятников этой древней культуры, в том числе ее столичные города, морские порты, пограничные крепости и т.д. Мы не можем сказать, была ли это единая цивилизация, или несколько городов-государств.

В эпоху процветания Мохенджо-Даро вокруг него простирались плодородные земли, а полноводные реки являлись транспортными каналами. Население занималось земледелием и выращивало пшеницу, ячмень, кунжут, финики и хлопок. Богатые урожаи и удобные пути сообщения позволяли жителям города обменивать свои продукты на сырье, металл, драгоценные камни и специи из Средней Азии, Афганистана, Персии и Южной Индии. Среди развалин Мохенджо-Даро было найдено множество мужских и женских фигур из терракоты и миниатюрные изображения различных животных, а также глиняные печатки с пиктографическими надписями.

Города долины Инда были построены из кирпича - но не сырца, которым пользовались шумеры, а из кирпича обожженного. Этот факт, а также остатки огромных плотин, защищавших города от наводнений, и густая сеть сточных канав ясно свидетельствовали о том, что пять тысяч лет назад проливные дожди в долине Инда были весьма частыми, причем настолько, что обилие воды создавало угрозу городским постройкам. Шумеры могли строить свои города из кирпича-сырца, поскольку дожди в Южной Месопотамии были явлением редким. Жители долины Инда, наоборот, явно имели избыток воды - и это тем более удивительно, что сегодня это одно из самых засушливых мест на планете.

Индская цивилизация хранит множество неразгаданных загадок. Мы не знаем, как в действительности она называлась, кто ее построил. Забыты названия ее таинственных городов. Неизвестен и язык этой цивилизации, иероглифы на индских печатях до сих пор остаются нерасшифрованными …

На сегодняшний день выдвинуто несколько гипотез, объясняющих причины «крушения» столь обширной, мощной и развитой цивилизации. Среди них: изменение климата, связанное с движением тектонических плит, наводнения, землетрясения, нашествие кочевых племен. Цивилизация пришла в упадок довольно быстро. А катастрофа в Мохенджо-Даро вообще наступила внезапно.

Причины гибели Мохенджо-Даро


Из проведенных исследований было ясно одно: Мохенджо-Даро стал жертвой какой-то экологической катастрофы , она произошла внезапно и длилась недолго. Однако сила ее была такова, что она привела к внезапной и необратимой гибели целого города. Интересен и тот факт, что практически одновременно с Мохеджо-Даро погибли и другие, расположенные неподалеку крупные города.

По некоторым сообщениям, на холме, где располагался город, произошел мощный взрыв, руины зданий были оплавлены, а скелеты в районе взрыва - радиоактивными. Якобы еще в 1927 году археологи нашли 27 или 44 полностью сохранившихся человеческих скелетов с повышенным уровнем радиации. Власти забеспокоились. Нельзя же давать людям доказательства того, что в середине второго тысячелетия кто-то применял мощные ядерные бомбы . Нужна была какая-нибудь версия. Для начала запустили в средства массовой дезинформации сообщение о том, что в ста сорока километрах от Мохенджо-Даро якобы найден эпицентр древнего землетрясения, которое и послужило причиной трагедии. Однако никто не поверил в то, что землетрясение было способно оплавить камни. Тогда выступил некто А. П. Невский, заявивший, что это была комета. Мол, при входе в атмосферу возник разряд статического электричества силой в миллионы ампер, он-то и разрушил город. Однако, в Мохенджо-Даро не было найдено признаков наводнения, извержения вулканов или падения крупных метеоритов.

Версия первая. Мохенджо-Даро и черные молнии


В журнале «Вокруг света» №7 за 1987 г. была опубликована статья профессора М. Дмитриева «Черные молнии над Мохенджо-Даро». В ней высокая температура, оплавившая камни в «эпицентре взрыва», объяснялась взрывом большого количества шаровых молний или физико-химических образований (ФХО) (черных молний) , которые неустойчивы и при их распаде возникает значительная температура. Эти образования способны существовать очень долго и выделять ядовитые газы. Предполагается, что они-то и «задушили» жителей. Причем ФХО могут взрываться подобно обычным шаровым молниям. Именно агрессией огромного скопления “черных молний“ сторонники такой гипотезы объясняют оплавленные камни и скелеты людей на улицах Мохенджо-Даро...
Но что заставило черные молнии скопиться именно в Мохенждо-Даро? Развалины города находятся на территории Пакистана, недалеко от границы с Индией. Это как раз на стыке Индийской и Евразиатской литосферных плит. В этом месте в земной коре возникают огромные тектонические напряжения. Считается, что именно столкновение этих двух плит, продолжающееся миллионы лет , привело к возникновению горно-складчатого пояса, называемой сейчас Гималаями. Давление на стыке двух плит могло вызвать огромное электрическое напряжение в горных породах, содержащих кварц. По той же причине возникает напряжение и в пьезозажигалке. Только масштабы здесь континентальные. В то же время между поверхностью Земли и верхними слоями атмосферы существует огромное напряжение. Верхний слой ионизирован солнечным излучением, он электропроводен. Поверхность Земли и ионосфера становятся обкладками всепланетного конденсатора. Слой атмосферы между ними является изолятором. Можно представить себе, какая молния может получиться, если замкнуть поверхность с ионосферой.

Была даже гипотеза, что Никола Тесла научился вызывать ионосферный пробой и даже хвалился, что может сжечь электричеством сразу целую армию или флот.
Древнеиндийские мифы говорят о каком-то нестерпимом сиянии. Возможно, это и была невероятная ионосферная молния.
Если действительно была невероятная молния, то от нее должен остаться не менее невероятный фульгурит. Это канал сплавленного грунта, уходящий вглубь земли в месте удара молнии.
В связи с этим можно вспомнить городок Сасово в Рязанской области. Благодаря расследованию геолога В.Ларина была найдена причина странного взрыва в том месте (сопровождавшегося также пьезоэлектрическими явлениями). Из глубин поднялся водород, образовавший гремучую смесь, вспыхнувшую с эффектом, подобным срабатыванию вакуумной бомбы. К счастью, это случилось не в самом городе, а немного подальше. Правда, в отличие от Мохенджо-Даро, здесь не наблюдалось оплавления и вспышка была слишком кратковременной. Были и такие случаи, когда в одной из аномальных скважин в Якутии горел глубинный водород и вокруг горящей скважины от жара песок просто спекался в стекло.
Данную версию о черных молниях поддерживает исследователь В.Кандыба.Он напоминает о множестве древних сообщений о сильных свечениях воздуха и всевозможных необычных явлениях в Китае, Эфиопии, Индии, Египте, Шотландии.

(«холм мертвецов») возник около 2600 года до н. э. Первые археологические раскопки Мохенджо-Даро велись почти десять лет с 1922 по 1931 го в Пакистане, в провинции Синд археологом Джон Маршаллом. Он отметил, что находки, найденные в Мохенджо-Даро, идентичны с теми, что были обнаружены в городе Хараппа на реке Иравати (или Парушни), одной из 7 притоков Инда.

Среди других центров Хараппской цивилизации, город Мохенджо-Даро выделяется идеальной планировкой, в качестве основного материала для строительства домов, культовых сооружений, бассейнов для ритуальных омовений, использовался обожжённый кирпич. Город прошёл через семь различных стадий эволюции , от начального роста к зрелости и гибели.

Площадь Мохенджо-Даро составляла 300 га , город снабжался водой по трубам из обожжённой глины, была построена общественные туалеты, проведена канализация и построена ирригационная система, дамбы на реке, зернохранилище, стадион с первыми в мире зрительскими трибунами.

Цитадель Мохенджо-Даро занимает центральный квартал в западной части города, где уровень почвы поднят искусственной насыпью из глины и кирпича-сырца на высоту от 6 до 12 м.

Для собственной обороны цитадель была укреплена квадратными башнями из обожжённого кирпича, и толстых кирпичных стен. В цитадели были построены два зала для собраний городского сообщества, с рядами сидений, разделённых проходами.

Плотно построенные дома, улицы и переулки имели систему водоснабжения и канализации , и одну из самых ранних в мире систем сбора воды в городские колодцы .

Цитадель и средний город имела свои внутренние охраняемые ворота, с надписью : «ash-ra-ra-a-ka-aksha-ra-nga-pu-ra».

Круг, разделённый на 8 частей: «ash» - санскр. «ashta» -«ашта» - восемь.
Колесо: «Ра» - «ra» в санскр. «rathah» -«рата» может означать «тепло, свет, сияние» «колесницы солнца». «Семь сестёр (sapta-svasvar) […] небесной (ASURYA nadinam)»
Колесо: «Ра» - «ra».
«А» - ‘А’ - диакритическим знак, который может также означать, Шива и первую букву алфавита.
Знак Х – «кА» - «ха» - санскр. «Каа» означает или любовь.
Знак ромба, как алмаз, или Око: может означать «глаз, душу». Акшан – Akshan – надзиратель, административный чиновник в долины Инда, контролирующий строительство государственных административных зданий, храмов, крепостей и т.д. От Акшан – Akshan происходит слово «Episcopus» - епископ.
Второй раз колесо: «Ра» - ‘ra’.
«nga» - «нга» может означать, соединение, связь с предками или разветвление рода.
«Пу-ра» - ‘pu-ra» может означать чистый, чистый.
Третий раз колесо: «Ра».
Итак: «ashra-raa-ka-aksha-ranga-pura» - «Ашра-раа-ка-акша-ранга-пура» - «Убежище под защитой Рангапура»
В первой половине вывеской: «ASHRA» - убежище и «Ракша» - защита. «Ранга-пура» - ‘ra-nga-pu-ra’ = королевский город. В Хараппской культуре слово «королевский» не применялось. От «нга» - «nga» происходит английское слово «king» — «король».

В период расцвета Мохенджо-Даро население составляло от 30 000 до 40 000 человек.
Английский археолог М. Уилер считает, что обитатели Мохенджо-Даро были истреблены во время в долину Инда , но на территории раскопок Мохенджо-Даро не найдено и 40 скелетов. Эта значит, что жители Мохенджо-Даро сдались на милость победителей, устрашившись их силы. В одном из отрывков рассказывается о боге Индре, владевшем божественным огнём Агни , и направлявшим огонь на крепости противников ариев.


Захватывая обширные территории Мохенджо-Даро, арии не разрушили город, и он существовал ещё около 900 лет, прежде, чем жители покинули его в середине II тысячелетия до н. э.

После того, как в Аравийском море поднялся уровень воды, долина реки Инд была затоплена, затоплен и Мохенджо-Даро.

Город стал непригоден для обитания, и жители спешно ушли из него, оставив свои дома, глиняную домашнюю утварь, золотые украшения , спрятанные в доме. Археологи обнаружили множество изделий из терракотовой керамики , бисера , золотых и медных украшений , печатей, рыболовные крючки , статуэтки животных , инструменты, урны и чаши местного производства, а также некоторые импортные сосуды , свидетельствующие о торговых связях с дальними землями, вплоть до Месопотамии .

На надписи печати из Мохенджо-Даро знак круга, поделенного на равные части, означает «Сообщество»

В Мохенджо-Даро процветала торговля, найдены гири для весов, тесненныеглиняные печати с изображениями быка, буйвола, зубра или единорога, с именем, должностью владельца и принадлежностью к определённому сообществу, глиняные паспорта «сообщества» Мохенджо-Даро, удостоверяющие личность тех, кто отправляется по торговым делам в другие области Инда.


У зажиточных горожан были двухэтажные дома с внутренними двориками и кирпичными лестницами, ведущими на второй этаж или на плоскую крышу.

Стены домов Мохенджо-Даро покрыты штукатуркой, при раскопках найдены детские игрушки, небольшие скульптуры и многочисленные терракотовые поделки из обожжённой глины, с изображением быков и буйволов.

Каменное скульптурное изображение фигура, известной как «Царь-жрец» отличается тонкой резной работой. Накидка Царя-жреца украшена трилистниками, символами божественной мудрости.


Территория нижнего города, где селились простолюдины, была затоплена Индом и потому остаётся не исследованной. За 4500 лет уровень воды в реке поднялся на 7 метров относительно уровня земли, на которой был построен Мохенджо-Даро.

корабль из Мохенджо-даро

«Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что уже никто не ходит по ним; разорены города их; нет ни одного человека, нет жителей.»

/Соф. 3:6/

В 1922 году индийская археологическая экспедиция под руководством Р. Банерджи, производя раскопки на одном из островов реки Инд, обнаружила древний город, подлинное название которого до сих пор установить не удалось.

К ст. Мохенджо-Даро. Мохенджо-Даро

По результатам раскопок он получил в научном мире название Мохенджо-Даро , в дословном переводе с языка синдхи означает «Холм Мертвых». Несмотря на некоторую неблагозвучность, название Мохенджо-Даро прижилось в научном мире и теперь воспринимается исконным названием древнего города. Этот безымянный город, расположенный на территории современной провинции Синд в Пакистане, являлся одним из центров хараппской цивилизации.

Результаты проведенных в Мохенджо-Даро раскопок убедительно доказывали, что расположенный на горе город почти мгновенно погиб приблизительно 3500 лет назад, в середине второго тысячелетия до нашей эры, вследствие чрезвычайно мощного взрыва, разрушившего все здания города и уничтожившего его жителей. Эпицентр взрыва которого пришелся на вершину холма, где был расположен центр города Мохенджо-Даро , все здания которого были до основания разрушены, в то время у подножия холма, где располагались окраины города, следы разрушений были несколько меньше.

К ст. Мохенджо-Даро

Древние камни Мохенджо-Даро сохранили на себе следы необычайно сильного оплавления и пожара, а их разброс свидетельствовал об огромной мощности взрыва.

Засыпанные землей и камнями единичные и групповые скелеты людей, свидетельствовали о том, что до самого последнего мгновения перед взрывом, люди спокойно ходили по городу Мохенджо-Даро , и разразившаяся катастрофа застала их врасплох.

Изучавшие позже результаты археологических раскопок археологи и ученые из разных стран, были единодушны во мнении, что взрыв, уничтоживший древний Мохенджо-Даро , очень напоминает разрушения Хиросимы и Нагасаки после американских атомных бомбардировок, однако повышения уровня радиоактивности в древнем городе и его окрестностях обнаружено не было.

Нигде в окрестностях Мохенджо-Даро не было найдено и следов извержения древнего вулкана или кратера от падения крупного метеорита.

К ст . Мохенджо-Даро. Мохенджо-Даро

Однако приблизительно в 120 километрах от Мохенджо-Даро , в долине реки Инд, был обнаружен эпицентр древнего землетрясения середины второго тысячелетия до н.э. , которое сильно исказило первоначальный облик долины. На этом основании ученые склонны считать, оба эти события были взаимосвязаны друг с другом.

Индийская «Махабхарата» тоже рассказывает о событиях середины второго тысячелетия до н.э., которые имеют непосредственное отношение к нашему рассказу.

Тогда в небе появился целый «небесный город» многочисленных «самодвижущихся огней». И вдруг, внезапно вспыхнув «ярче тысячи солнц», весь «небесный город ослепляющего огня» многочисленными огненными столпами обрушился на Землю, ниспровергая ее города и уничтожая её жителей. Гибель Мохенджо-Даро произошла 3апреля 1528 года до н.э., когда огненный смерч и море бушующего огня от электроразрядного взрыва одного из осколков «кометы-возмездие» накрыл холм и расположенный на нем город, превратив его в развалины и уничтожив жителей. Я неоднократно писал об этом в своих предыдущих работах.

Но несмотря на вышеизложенное, загадочные обстоятельства гибели древнего города Мохенджо-Даро , до сих пор привлекают внимание ученых, рождая самые фантастические гипотезы и версии.

Не зная естественно-научных причин, гибель Мохенджо-Даро пытаются объяснить и ядерным взрывом таинственной древней цивилизации и гибелью межпланетного космического корабля во время его посадки.

Так, например, доктор физико-математических наук, профессор Всеволод Корольков на основании таинственной гибели Мохенджо-Даро выдвинул оригинальную версию о том, что первые цивилизации на Земле явились не следствием эволюционного развития, а появились от великих предков, прибывших извне и владевших знаниями в области космологии, астрономии, теории ядра и т.д. А англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти считают, Мохенджо-Даро постигла участь Хиросимы. Но подобные гипотезы, несмотря на их потрясающую смелость, как правило, несостоятельны, и нарушают первый принцип научного мировоззрения, четко сформулированный Вильямом Оккама: «не следует множить сущностей без необходимости» , т.е. не следует создавать новых гипотез для объяснения явлений, которые можно объяснить на основе прежних знаний.

Основанием для подобных гипотез послужила фантастическая температура, расплавившая камни древнего Мохенджо-Даро, которая по расчетам ученых должна была превышать 1500 градусов по Цельсию, и сопоставима с температурой термоядерного взрыва. Действительно, среди руин Мохенджо-Даро, попадаются целые пласты зеленого стекла, образовавшиеся вследствие плавления песка под воздействием высокой температуры. Такие же пласты зеленого стекла находят на ядерном полигоне в пустыне штата Невада (США) после атомных взрывов. Напомню, для плавления песка необходима температура 1500-2000 градусов Цельсия. Сопоставимая температура может быть получена только в доменных или электроплавильных печах. Но такую же температуру создает космический электроразрядный взрыв метеорита. То есть, это неординарное природное явление, легко объясняет разрушение Мохенджо-Даро.

К ст. Мохенджо-Даро. Мохенджо-Даро

Гипотеза электроразрядного взрыва Александра Невского позволяет просто, логично и научно объяснить загадочную гибель древнего города Мохенджо-Даро .

Мне придется еще раз напомнить основные положения этой гипотезы, которая позволяет понять и целый ряд тайн библейского текста, являющихся основополагающими в христианском вероучении .

Согласно гипотезы, «когда в земную атмосферу вторгается крупный, движущийся с огромной скоростью метеорит, то, как показывают конкретные расчеты, образуются сверхмощные потенциалы, и между ним и поверхностью Земли происходит гигантский электрический пробой. В течение короткого времени кинетическая энергия метеорита переходит в электрическую энергию разряда, что приводит к его взрыву.»

При этом, чем больше диаметр и масса метеорита, тем на большей высоте происходит его взрыв.

Полет крупных метеоритов обязательно заканчивается вспышкой гигантского огненного столпа, расширяющегося книзу и состоящего из многих тысяч плазменных каналов (разрядов).

К ст . Мохенджо-Даро. Мохенджо-Даро

По расчетам Александра Невского, «по каждому из этих дуговых каналов протекает импульсный, около миллиона ампер, ток, воздействующий на земную поверхность как взрыв авиационной бомбы с тротиловым эквивалентом в несколько сот килограммов», а на поверхности Земли должно остаться огромное количество воронок со следами высокотемпературного воздействия; оплавленные до стеклообразного состояния камни или порода подвергнутые мощному рентгеновскому или нейтронному облучению, которым сопровождаются электроразрядные взрывы. Стоимость ужина в хорошем столичном ресторане может быть дороже, чем снять девочку на пару часов, хотя зачем обращаться к шлюхам, если есть возможность завязать секс знакомство в Хабаровске на особых условиях - нужно просто найти нужный телефон, договориться о встрече, ну а затем уже наладить регулярные сексуальные отношения, радуя девушку скромными презентами.

В результате электроразрядного взрыва образуются три основных источника мощных ударных волн.

«Возникновение главной, так называемой цилиндрической ударной волны, связано с образованием многоканального электроразрядного столба, в котором выделяется основная энергия разряда. Вторая, сферическая, как говорят физики, ударная волна, порождается взрывообразным расширением метеоритного материала. Третья представляет собой обычную баллистическую волну, сопровождающую сверхзвуковой полет любого тела в земной атмосфере.»
К ст. Мохенджо-Даро. Мохенджо-Даро

Как видно из вышеизложенного, основными поражающими факторами электроразрядного взрыва являются ослепительный яркий столп всепожирающего огня, температура которого сопоставима с температурой ядерного взрыва, и порожденная им сокрушительная ударная волна, обладающая мощностью ядерного взрыва.

Именно эти поражающие факторы электроразрядного взрыва и явились составляющими, для создания образа Бога Святого Духа в библейских текстах.

Вот дословное описание поражающих факторов электроразрядного взрыва метеорита, взятое из Библии: «Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред ним огонь поедающий, и вокруг него сильная буря /Пс. 49:3/.

Эти строки библейского текста были написаны свидетелем катастрофы 3600 лет назад, но они лаконично и точно выразили его сущность.

Приведу еще несколько характерных описаний образа нашего Бога.

Знаменитая болгарская прорицательница Ванга, богобоязненая и глубоко верующая женщина, но обладающая особым даром ясновидения, представляла Бога в образе огромного раскаленного огненного шара, как горящего в атмосфере Земли метеорита. И это абсолютно правильно с точки зрения гипотезы о «комете-возмездие».

Вот как записала ее слова племянница Ванги, журналистка Красимира Стоянова в своей книге «Ванга».

«На вопрос журналиста, видела ли она Христа, она ответила так: «Да, но он не имеет фигуры. Это огромный огненный шар, на который невозможно смотреть из-за свечения. Только свет, ничего другого не видно. Если кто-то скажет тебе, что видел Бога, знай, что это неверно.»

Наука до сих пор не может объяснить феномен Ванги, но количество ее точных прогнозов, подтвержденных болгарскими учеными, превысило 86%. Верующая Ванга, вопреки версии официальной Церкви , представляет Бога не в виде богочеловека, а в виде огненного шара, и, на мой взгляд, это является еще одним доказательством ее загадочного дара ясновидения.

Об этом же свидетельствует и евангелист Матфей: «Тогда, если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там», не верьте ; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных. Вот я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», - не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах» - не верьте /Мф. 24:23-26/

К ст. Мохенджо-Даро. Мохенджо-Даро

Из вышеприведенного отрывка текста явственно следует, речь не может идти о человеке в образе Бога.

И уже следующая строка библейского текста свидетельствует о том, что речь идет об электроразрядном взрыве небесного тела: «Ибо как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого .» /Мф. 24:27/.

Выше, я уже давал пояснение по поводу того, что из-за архаичности языка того времени, словом «молния» в библейских текстах обозначается столп электроразрядного взрыва. Но надо сказать, несколько позже, слово «столп» прочно вошло в лексикон христианской Церкви.

Говоря о библейской символике электроразрядного взрыва, я не могу не рассказать и о Радуге Завета , ибо данное выражение является его библейским синонимом. Лучшее онлайн казино вулкан гранд зеркало , начните играть прямо сейчас и получите много бонусов.

К ст. Мохенджо-Даро. Мохенджо-Даро. Радуга

Об этом завете сообщается в первой книге Моисея: «Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением завета между Мною и землею . И будет, когда я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке , и Я увижу ее и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.» /Быт. 9:11-17/.

Несмотря на архаичность языка, из данной цитаты понятно, речь идет о знамении явления, которое по виду похоже на радугу.

Продолжим цитировать библейский текст, используя свидетельство Иоанна Богослова: «И видел я другого Ангела, сильного , сходящего с неба, облеченного облаком; над головой его была радуга , и лице его как солнце, и ноги его, как столпы огненные.» /Откр. 10:1/

Ангел (досл. «вестник», «посланник») - мифологическое обозначение метеорита, и в этой цитате дано аллегорическое описание столпа электроразрядного взрыва метеорита, которое ассоциируется с радугой. Чтобы еще больше прояснить ситуацию, приведу еще одно свидетельство пророка Иезекииля: « И я видел как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри его вокруг; от вида чресл его и выше, от вида чресл его и ниже, я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг его.

В каком виде бывает семицветие на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом /Иез. 1:27-28/.

В приведенной цитате совершенно отчетливо сказано, столп электроразрядного взрыва похож на радугу.

Теперь окончательно проясним ситуацию и сравним эти свидетельские показания очевидцев Критской катастрофы, сделанные архаичным языком середины второго тысячелетия до н.э., с показаниями свидетельницы Тунгусской ката катастрофы Бараковой. Она увидела и охарактеризовала столп Тунгусского электроразрядного взрыва, высота которого, по разным оценкам, составляла от 10 до 20 километров: «Встала стрела прямая, вся из лент разноцветных. »

Именно об этом свидетельствуют очевидцы Критской катастрофы и многочисленные описания в библейских текстах, и поэтому в Библии столп электроразрядного взрыва называется Заветом Радуги посреди Бога и людьми. Отрицать столь очевидное, нелепо, поэтому в конечном итоге, рано или поздно, нам придется признать научную основу библейских текстов.

А согласно гипотезы электроразрядного взрыва Александра Невского, разные цвета плазменных каналов разряда, были обусловлены разной их температурой по краям и в середине столба разряда.

Надо сказать, в религиозной символике падение метеорита в атмосфере Земли представляли наподобие полета ангела с огненным мечом. В современной иконографии с огненным мечом изображается архангел Михаил.

Александр ПЕЧЕРСКИЙ - НЛО, №40, 2000 г.
Александр ДРЕМИН - НЛО, №41, 2000 г.

Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города МохенджоДаро в Индии. В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины. Их назвали Мохенджо-Даро, что в переводе означает "Холм мертвых". Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели? Ни на один из них раскопки ответа не дали...

В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт – катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.

Упадок культуры – процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было – это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!). По всей вероятности, песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область – эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются Наиболее сохранились окраинные строения Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией" Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки Впрочем, в индийском эпосе "Махабхарата" говорится о некоем "взрыве", который вызвал "слепящий свет, огонь без дыма", при этом "вода начала кипеть, а рыбы обуглились" Что это – просто метафора" Д Девенпорт считает, что в ее основе есть. какие-то реальные события.

Но вернёмся к самому городу...

Мохенджо-Даро занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича. Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750гг. до н.э.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки – 4,5 тысячи лет тому назад. Он был спланирован с величайшей педантичностью: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов. Но за этой "тортовой" формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре – двор, а вокруг него – четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе). Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные – с запада на восток.

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства. По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода. Но что еще важнее – каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту. Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!