«Гость», анализ стихотворения Ахматовой - Сочинение любую на тему.

Стихотворение "Гость" является представителем любовной, интимной лирики.

В произведении присутствует сюжет, однако преобладающими образами являются все-таки описания чувств. Действие происходит в зимнее время ("метельный снег") в столовой. К лирической героине приходит гость - мужчина, между ними происходит диалог. Далее, в последних двух строфах, описывается его лицо и характер взаимоотношений между этими людьми.

Композиция составлена из пяти строф, по четыре строчки в каждой. Рифма в каждой строфе перекрестная, стихотворный размер - анапест.

Употребляются различные тропы:

Эпитеты: "метельный снег", "глядевшие тускло", "просветленно-злого лица", "напряженно и страстно знать";
стилистические фигуры: обращение: "...расскажи, как целуешь ты";
поэтическая фонетика (анафора): "расскажи.../расскажи..." в третьей строфе.

Лирическая героиня встречает тайного поклонника, но относится к нему с сомнением ("Ах, напророчишь нам обоим... беду"). Из четвертой строфы становится понятно, что между ними стоит ее замужество ("И глаза... не сводил с моего кольца."). Но ранее, выходя за рамки приличия, он просит ее рассказать об интимных подробностях ("Расскажи, как тебя целуют"). Встреча этих людей для мужчины полна тонких эмоций ("Просветленно-злого лица...", "Напряженно и страстно знать..."). Несмотря на это, отношение лирической героини к гостю напоминает ироническое ("...ему ничего не надо, ... мне не в чем ему отказать").

Литературное направление характерно творчеству А. Ахматовой - акмеизм. Именно благодаря эстетике акмеизма стихотворение не нуждается в обильных тропах, а характеризуется четкостью композиции, отсутствием туманных намеков и символов.

Жанр произведения - элегия.

В основе стихотворения Анны Ахматовой «Я пришла к поэту в гости», лежит событие, которое имело место в биографии поэтессы. В 1913 году состоялась ее встреча с Александром Блоком, которому она принесла для подписи свои стихи. Александр Александрович оставил лаконичный автограф: «Ахматовой - Блок».

Блок в те годы находился в расцвете своей творческой карьеры, и молодая поэтесса им искренне восхищалась. Благодаря этому, в 1914 году появилось на произведение «Я пришла к поэту в гости…». В первой строфе которого, в повседневной и будничной манере, поэтесса сообщает: «Я пришла к поэту в гости…». Волнение и радость по поводу встречи выражается путем преобладания таких безличных предложений как: «Воскресенье», «Ровно полдень».

С каждой последующей строкой, читателю открывается постепенное нарастание напряжения и ожидания. Для их отображения, Ахматовой используются образы и цвета:
«лохматый сизый дым», «малиновое солнце».

Эти образы представляются нам особенно яркими и одушевленными. Они, как ничто иное, способствуют литературному отображению подернутого зимней дымкой Петербурга.

Многоточие, которое находится в конце шестой строки, говорит не только о незаконченности фразы, но и о переполняющих героиню чувствах, которые возникают у нее при появлении хозяина дома. Взгляд, которого, как «малиновое солнце» «Ясно смотрит на меня!».

Некоторая отчужденность и сдержанность Блока, отображается путем использования, по отношению к нему, прилагательного «молчаливый». Взгляд поэта видится читателю, как лучистый, глубокий и проницательный. Героиня даже опасается прямо смотреть в них: «Мне же лучше, осторожной, в них и вовсе не глядеть».

Читатели могут только строить догадки о том, что Ахматова сама старается скрыть свой взгляд, так как он много чего может рассказать поэту. В разговоре явно присутствует внутреннее напряжение, которое она пытается смягчить интересной беседой. Читателям не раскрывается, о чем же разговаривали эти два творческих человека. Мы только можем предположить, что они могли обсуждать: общих знакомых, погоду, поэзию и музыку – все то, что могло интересовать их обоих.

К окончанию стихотворения, внутреннее напряжение спадает, и поэтому Ахматова снова обращается к описанию таких повседневных деталей как серый и высокий дом на берегу Невы. При этом автор поэтически отображает вполне определенный дом, в котором жил Александр Блок. Для читателя становится ясным, благодаря чему, этот дом остался в сердце поэтессы, равно как и встреча, которая произошла в нем.

2 вариант

Анна Ахматова – одна из самых ярких звезд на поэтическом небосклоне России. Ее творчество пронизано любовью к Родине и гордостью за высокую национальную духовность русского народа. А. Ахматова всегда восхищалась гениальностью русских поэтов и писателей, в особенности такими мировыми величинами, как А.Пушкин и А.Блок. Поэтесса с большим трепетом относилась к их творчеству.

Стихотворение «Я пришла к поэту в гости», посвященное А. Блоку, А. Ахматова написала в 1914г. На то время первый сборник стихов юной поэтессы уже вышел в свет, однако А. Ахматова долго не решалась встретиться с любимым поэтом.

Благодаря использованию А. Ахматовой в своем стихотворении 4 катренов, которые написаны четырехстопным хореем, создается реалистическая картина, и в то же время читателю дается возможность прочувствовать все ощущения поэтессы.

Стихотворение демонстрирует две картины – образ хозяина дома и зимний воскресный полдень.
Два образа – «малиновое солнце» и «хозяин молчаливый», соединенные в одной строфе, поневоле вызывают ассоциацию с понятием, что поэт – это то же солнце на поэтическом небосклоне России.

Фраза «глаза такие, что запомнить каждый должен» говорит о взгляде мудреца и пророка с чистой душой. И лирическая героиня выражает осторожность «в них и вовсе не глядеть», чтобы не раствориться целиком в поэте, не потерять себя.

Однако последняя строфа дает понять, что лирическая героиня после встречи со своим любимым поэтом открыла для себя некую тайну, которая позволяет обрести веру в себя и в свою мечту, воплощением которой поэт является.

Главная идея, пронесенная через все стихотворение – настоящий поэт запомнится каждому, а художественно-изобразительные приемы, использованные в стихотворении (небольшое количество эпитетов, аллитерация звуков, отсутствие метафор, неточная рифма, наличие в строфе незаконченных предложений), дают ощущение задушевной беседы с читателем.

о прочтении этого стихотворения читатель понимает, насколько достоверными и проникновенными являются наблюдения поэтессы. И многим читателям еще предстоит осознать стихи Анны Ахматовой и открыть для себя эту прекрасную русскую поэтессу.

Стихотворение «Я пришла к поэту в гости...» посвящено самому известному поэту тех лет — Александру Блоку, его поэзия очаровала Ахматову, а сам поэт был для неё образцом творческой духовной личности.

Лирическая героиня описывает свой приход к Блоку не как обычный визит, а как событие, выпадающее из повседневного течения времени. В начале стихотворения назван сам факт, имевший место в прошлом:

Я пришла к поэту в гости.

Однако это не просто один из многих случаев в жизни, и поэтесса словно останавливает движение времени в стихотворении: она описывает встречу с поэтом как происходящую в настоящий момент. Таким образом, читатель словно получает приглашение увидеть всё своими глазами.

Точно названы время и день встречи:

Ровно поддень. Воскресенье.

Слово «ровно» означает, что героиня пришла точно в назначенное время. Слово «воскресенье» указывает на особый, праздничный день встречи. Тишину «просторной комнаты», в которой произошла встреча, окружает зимний пейзаж, созданный подобно живописному полотну. На эту «картину» поэтесса словно наносит морозные краски: «малиновое солнце», «сизый дым»,— создавая тем самым атмосферу русской зимней природы.

В стихотворении «Я пришла к поэту в гости...» не приведено ни одного слова из беседы поэта и лирической героини, её суть понятна по создаваемому портрету поэта: «хозяин молчаливый» (подчёркнута ценность его редких слов), «ясно смотрит» (отмечена глубина и мудрость его взгляда), «у него глаза такие» (передана необыкновенность его личности). И завершается стихотворение словами: «Но запомнится беседа». Так событие встречи с поэтом описано как вневременное: в прошлом, настоящем и будущем.

Стихотворение посвящено Александру Блоку, но в тексте произведения его имя не упоминается — он назван поэтом. Лирическая героиня приходит не к частному человеку, а к Творцу поэтического слова.

Первая мировая война, в которую Россия была вовлечена в 1914 году, кардинально изменила жизнь очень многих людей. В их числе оказалась и Анна Ахматова, которая именно в этот период осознала, что ее семья, о которой она так мечтала, существует фактически лишь на бумаге. Все дело в том, что супруг поэтессы Николая Гумилев при первой же возможности записался в армию добровольцем, чем вызвал негодование Ахматовой. Она понимала, что кто-то должен защищать родину в тот момент, когда над ней нависла смертельная опасность. Однако было очевидно, что Гумилевым движут не столько патриотичные чувства, сколько желание сбежать из дома и оставить семью ради новых приключений. Сама Ахматова довольно долго воспринимала войну как некое развлечение для мужчин. И только в середине 1915 года, когда домой стали возвращаться искалеченные солдаты из числа ее близких друзей, а во многие дома и вовсе пришли похоронки, Ахматова осознала весь ужас происходящего. Она больше не шутила по поводу того, что мужчины уходят на войну, чтобы избавиться от надоевших жен, и кардинально изменила свое отношение к боевым действиям. Понимая, что возврата к прошлой жизни, спокойной и безмятежной, уже не будет, Ахматова все же мечтала о том, что кровавая бойня, успевшая унести тысячи человеческих жизней, закончится. Причем, поэтесса уповала на победу русских войск, в какой-то момент остро почувствовав, что является истинной дочерью своего народа, которая стала патриотом еще до того, как научилась говорить. Она готова было отдать все, что имеет, ради того, чтобы Россия сохранила свою независимость.В 1915 году Ахматова пишет короткое стихотворение, которое планирует отправить на фронт Гумилеву. Однако в последний момент решает этого не делать, так как чувствует себя предательницей по отношению к супругу. В тот момент, когда многие женщины молятся о том, чтобы их мужья вернулись с войны живыми и невредимыми, Ахматова готова принести кровавую и страшную жертву, восклицая: «Отыми и ребенка, и друга». Под другом поэтесса подразумевает Гумилева, к которому испытывает очень теплые чувства, но уже давно не считает его своим мужем. Кроме этого, Ахматова готова пожертвовать собственным здоровьем и благополучием, а также согласна прожить остаток дней в скорбях и нищете. Даже свой «таинственный песенный дар» поэтесса готова принести в жертву, о чем молит Бога во время литургии. Взамен же Ахматова просит лишь одного – «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».Истинно верующие люди прекрасно осведомлены о том, что Господь слышит мольбы каждого из нас. Поэтому даже если Ахматова и заигрывала с Всевышним, то прекрасно осознавала – ее просьба может быть исполнена, пусть и не совсем так, как этого хочется поэтессе. Война действительно завершилась, хоть и без блистательной победы России. Однако перемирие было заключено уже после Великой Октябрьской революции, и кровавый коммунистический террор стал своеобразной платой за избавление от внешнего врага. Самой Ахматовой также пришлось принести на алтарь мирной жизни не одну жертву. В первую очередь, речь идет о Николае Гумилеве, который был расстрелян в 1921 году. Дважды в тюрьме побывал и сын поэтессы Лев Гумилев. Молитва поэтессы действительно была услышана, и она прожила очень сложную жизнь, пройдя через гонения и травлю, тяжелые болезни и нищету. Единственное, что Господь оставил Ахматовой, так это ее удивительный поэтический дар, который стал для нее наградой за веру в непоколебимость России, патриотизм и четкое разделение таких понятий, как «родина» и «государство

Стихотворение "Гость" является представителем любовной, интимной лирики.

В произведении присутствует сюжет, однако преобладающими образами являются все-таки описания чувств. Действие происходит в зимнее время ("метельный снег") в столовой. К лирической героине приходит гость - мужчина, между ними происходит диалог. Далее, в последних двух строфах, описывается его лицо и характер взаимоотношений между этими людьми.

Композиция составлена из пяти строф, по четыре строчки в каждой. Рифма в каждой строфе перекрестная, стихотворный размер - анапест.

Употребляются различные тропы:

Эпитеты: "метельный снег", "глядевшие тускло", "просветленно-злого лица", "напряженно и страстно знать";
стилистические фигуры: обращение: "...расскажи, как целуешь ты";
поэтическая фонетика (анафора): "расскажи.../расскажи..." в третьей строфе.

Лирическая героиня встречает тайного поклонника, но относится к нему с сомнением ("Ах, напророчишь нам обоим... беду"). Из четвертой строфы становится понятно, что между ними стоит ее замужество ("И глаза... не сводил с моего кольца."). Но ранее, выходя за рамки приличия, он просит ее рассказать об интимных подробностях ("Расскажи, как тебя целуют"). Встреча этих людей для мужчины полна тонких эмоций ("Просветленно-злого лица...", "Напряженно и страстно знать..."). Несмотря на это, отношение лирической героини к гостю напоминает ироническое ("...ему ничего не надо, ... мне не в чем ему отказать").

Литературное направление характерно творчеству А. Ахматовой - акмеизм. Именно благодаря эстетике акмеизма стихотворение не нуждается в обильных тропах, а характеризуется четкостью композиции, отсутствием туманных намеков и символов.

Жанр произведения - элегия.

Сейчас смотрят:

После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А.С.Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя. В рукописи заглавия нет, на первом листе просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным были написаны только два тома. Как показывают отметки в рукописи, второй том был закончен в феврале 1833 года.В основу рома

Опис друга від імені хлопчикаХочу розповісти вам про свого друга, його звуть Саша. Ми знайомі з раннього віку. Разом ходили в дитячий сад, а тепер вчимося в одному класі і відвідуємо секцію футболу.Кожна людина виглядає по-особливому. Ось і мій друг не виняток. Саша досить високий і підтягнутий. Звичайно, адже він же майбутній спортсмен! У нього темні, злегка кучеряве, коротке волосся. Ніс прямий, загострений. Брови широкі, а очі карі і

Ни тоски, ни любви, ни печали, ни тревоги, ни боли в груди, будто целая жизнь за плечами и всего полчаса впереди. И. Бродский Вот уже более десяти лет мы свободно читаем стихотворения Иосифа Бродского. Беспрепятственно. Четверть века назад он был выслан из Ленинграда. Через восемь лет, спасаясь от преследований, был вынужден эмигрировать. С тех пор его стихи бродили из дома в дом нелегально, при обысках их изымали к

К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. Одни видели в нем гордый “град Петров”, другие - проклятый город, случайно возникший над водной бездной наперекор стихии и разуму. А. С. Пушкин одним из пе

Поэзия Гумилева более зрительная, чем слуховая, ей не свойственна, скажем, есенинская напевность, ей свойственны необычайная яркость, многоцветие, сила лирического напора. Мне хотелось бы подробнее остановиться на стихотворении Гумилева “Слово” из сборника “Огненный столп”. В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в у

Современная публицистика, впрочем, как и публицистика прошлых лет, посвящена актуальным вопросам жизни общества, насыщена фактическими данными. В ней всегда присутствует авторская оценка события или проблемы, о которых он пишет, его мнение по поводу путей решения данного вопроса. Публицистика всегда имела огромное влияние на мировоззрение людей. Например, в середине XIX века появляются статьи Белинского, одного из самых известных публиц

Краткое содержание романаЧитается за 9 минОригинал - 15 ч60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спивш

Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить, Анна Ахматова При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты "серебряного века" в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии. В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает

1866 год. В журнале «Эпоха» публикуется новая книга известного писателя Ф.М. Достоевского под весьма любопытным названием «Преступление и наказание». Не было такого заголовка до сих пор ни в русской, ни в мировой литературе. Именно этой книге обеспечена европейская известность, а имя автора отныне будет стоять в одном ряду с У. Шекспиром, Данте, Байроном, Мольером и другими великими властителями дум читающего человечества. О чем же это

Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создава



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!