Государственный, общественный строй и хозяйственная жизнь Киевской Руси в X – XIIвв. Хозяйственная жизнь в киевской руси

Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытнообщинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована. На черноземном юге пахали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистый местах -- сохой, в которую запрягали одну лошадь. Земледелие играло настолько важную роль в жизни Древней Руси, что засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности--житом (от глагола «жить»). К IX--Х вв. стала применяться переложная система (когда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двухполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами. Подсечное или огневое земледелие сохранялось в лесных районах.В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы,домашняя птица. Подспорьем были рыболовство, охота, бортничество (добыча меда). На Руси тогда господствовало натуральное хозяйство, при котором почти все необходимое для жизни производилось в каждом хозяйстве. Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси имело ремесло. Главными центрами его средоточения были древнерусские города, но отдельные отрасли развивались и в селах. Важнейшей отраслью была черная металлургия, являвшаяся вместе с земледелием основой экономического развития страны. Железо добывалось из болотных руд,которыми богата территория Древней Руси. Обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта осуществлялись в кузнечных мастерских. Древнерусские кузнецы владели множеством технологических приемов обработки железа:ковкой, сваркой, цементированием, обточкой, инкрустацией цветными металлами, полировкой. Древнерусское слово«кузнец» означало также и ремесленника, работавшего с цветными металлами, которые достигли исключительного мастерства в изготовлении ювелирных изделий.

Большого развития достигли стеклодельное, деревообрабатывающее, гончарное, кожевенное ремесла.

Значительное распространение на Руси имели и так называемые домашние ремесла, к которым относились прядение, ткачество переработка сельскохозяйственной продукции, приготовление продуктов питания и др. Продукция ремесленников расходилась порою на десятки и сотни километров вокруг города и за рубеж.

Города приняли на себя также функции торговли и обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля на богатых и обширных базарах, постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы. Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой - страной городов. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Чернигов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути «из варяг в греки».

В Х-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние экономические связи. Русских купцов «рузариев» хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии: договоры 907, 911, 944, 971 гг. с Византией и др.

Среди пяти важнейших магистральных торговых путей царьградско-византийский, закаспийско-багдадский, болгарский, регинсбургский и новгородско-скандинавский наибольшее значение вначале имели первые два.

Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в XI-X вв., носила преимущественно «меновый» характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (куны- мех куницы). «Русская Правда» упоминает и металлические деньги. Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Гривна кун подразделялась на 20 ногат, 25 кун, 50 резан и т.д. Просуществовав на древнерусском рынке до XIV в., эта денежная единица была вытеснена рублем,чеканкой своей монеты.

Ключом к пониманию социально-экономического строя древнерусского государства может во многом служить полюдье, хронологически охватывающее конец VIII- первую половину Х в., а локально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства. Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск,меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей, находившие спрос на международных рынках. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий; русские сухопутные караваны достигали Багдада по пути в Индию.

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» - подлинном своде древнерусского феодального права. Поражая высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм «Закона Русского», «Древнейшей Правды» или «Правды Ярослава», Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Правды Ярославичей» («Правда Русской Земли»,утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Устава Владимира Мономаха,включавшего «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.


Дуглас Норт «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики»: «История имеет значение. Она имеет значение не просто потому, что мы можем изучать уроки из прошлого, но и потому, что настоящее и будующее связаны с прошлым непрерывностью институтов общества. Выбор, который мы делаем сегодня или завтра, сформирован прошлым.»






«Откуда есть пошла Русская земля?» Заселение в I тыс. до н.э. севера и центра Восточно-Европейской равнины славянскими племенами. Повесть временных лет (12 в.) - восточнославянские племена: поляне, словене, древляне, радимичи, вятичи, северяне, уличи, волыняне, кривичи и др.



«Русь» Русь это название скандинавского племени, жившего на острове Рюген. Финно-угорские племена, бывшие соседями новгородцев, называли варяжских воинов «руотси» («наемные воины»). Все восточные славяне были светловолосыми, русыми. «Русь» - «скопище русых» (чтобы как-то отличить их от скандинавов-блондинов и темноволосых южан) Русь группа племен, живущих вдоль рек (от древнейшего обозначения реки). «Русь» «речной народ». Восточные славяне, а затем и государство, получило свое имя от одного из этих водоемов, имеющих корень «рус/рос». Русь обозначение социального статуса, военная и административная элита. Все население в Древнерусском государстве делилось на людей, плативших дань, и руссов, эту дань собиравших. Руссами могли быть, соответственно, и славяне, и скандинавы.


С.Ю.Витте «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900 – 1902 гг.» «Первым фактором производства служит природа, т.е. естественные условия занимаемой народом территории»




Формы земельной собственности Вотчина – крупные земельные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям, являвшиеся полной собственностью данной семьи. Обояривание – процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников – в феодальнозависимых.


Возникновение государственности. Славяне и скандинавы находились в VIII-IX веках примерно на одном историческом уровне развития. В этих условиях викинги не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Государственность есть итог длительного самостоятельного развития общества.


Предпосылки формирования государственности у восточных славян ЭкономическиеПолитическиеСоциальные Отделение ремесла от земледелия Отделение ремесла от земледелия Развитие ремесел в городах Развитие ремесел в городах Переход к пашенному земледелию Переход к пашенному земледелию Развитие торговых отношений Развитие торговых отношений Преобладание свободного труда Преобладание свободного труда Потребности родоплеменной знати в аппарате власти для защиты своих привилегий и захвата новых земель Потребности родоплеменной знати в аппарате власти для защиты своих привилегий и захвата новых земель Формирование племенных союзов Формирование племенных союзов Угроза нападения внешних врагов Угроза нападения внешних врагов преобразование родовой общины в соседскую преобразование родовой общины в соседскую Возникновение социального неравенства Возникновение социального неравенства патриархальная форма рабства патриархальная форма рабства




Основные этапы развития Киевской Руси 1. Начальный этап Вторая половина IX – конец X вв. Рюрик (862 – 879) Олег (879 – 882) (882 – 912) Игорь (912 – 945) Ольга (945 – 964) Святослав Игоревич (964 – 972) 2. Расцвет Конец X – середина XI вв. Ярополк (972 – 980) Владимир I Красное Солнышко (980 – 1015) (980 – 1015) Святополк Окаянный (1015 – 1019) Ярослав I Мудрый () 3. Упадок и распад на отдельные княжества Середина XI – начало XII вв. Изъяслав (1054 – 1073) (1076 – 1078) Всеслав () Святослав (1073 – 1076) Всеволод (1078 – 1093) Святополк (1093 – 1113) Владимир Мономах (1113 – 1125) Мстислав (1125 – 1132)





Итоги княжения первых Рюриковичей (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав) Расширение межплеменного союза за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, вятичей) Защита славянских племен от внешней экспансии и сбор дани (полюдья) за это военные и торговые соглашения с Византией и кочевыми племенами Защита населения и торгового пути «из варяг в греки» от набегов кочевников




«Русская правда» (1016, 1030-е гг.) «Свод разновременных частичных сводов и отдельных статей, сохранившийся притом в нескольких редакциях, тоже разновременных. Что можно в ней назвать Правдой Ярослава – это небольшое количество древнейших статей свода, воспроизводящих юридический порядок времен этого князя.» В.О.Ключевский «Русская история»




«Путь из варяг в греки» Водный путь из Скандинавии в Византию: от Финского залива по реке Неве в Ладожское озеро, далее по реке Волхов в озеро Ильмень(г.Новгород), далее по реке Ловать, затем мелкими речушками и «волоком» к верховьям Днепра (г.Смоленск) и по Днепру(г.Киев) в Черное море, затем в г.Царьград (г.Константинопль, г.Стамбул)




1. Резы – проценты. 2. Снижение долговых процентов до 20%. 3. Запрет на обращение в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг 4. Запрет на паразитическое ростовщичество 5. Законодательный документ, подтверждающий создание феодальной системы Древнерусского государства.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Византийские источники характеризуют славян как людей рослых, светлых, живущих оседло, так как они «строят дома, носят щиты и сражаются пеши».

Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному, оседлому и массово-му земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная сис-тема земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми – происходит процесс обояривания земли.

К Х-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земель-ной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи, дарения), но и передаваемая по наследству. Вотчина мог-ла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. Проживающие на ней крестьяне не толь-ко выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако зна-чительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

Ключом к пониманию социально-экономического строя древнерусского государства может во многом служить полюдье – сбор дани со всего свободного населения («людей»), хронологиче-ски охватывающее конец VIII – первую половину Х в., а локально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства.

Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но и составляло довольно высокую долю древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или по-павших в тяжелую кабалу людей, находившие спрос на международных рынках. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летнее время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий; русские сухопут-ные караваны достигали Багдада по пути в Индию.

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» – подлинном своде древнерусского феодального права. Поражая высоким уровнем зако-нотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм «Закона Русского», «Древнейшей Правды» или «Правды Яросла-ва», Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Прав-ды Ярославичей» («Правда Русской Земли», утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Устава Владимира Мономаха, включавшего «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.; «Про-странной Правды».

Основной тенденцией эволюции «Русской Правды» стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права, охватывавшего каждого жителя государства от княже-ских дружинников и слуг, феодалов, свободных сельских общинников и горожан до холопов, че-ляди и не обладавших собственностью и находившихся в полном владении своего господина, фак-тических рабов. Степень несвободы определялась экономическим положением крестьянина: смер-ды, рядовичи, закупы-земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависи-мость от феодалов, отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях.

В «Правде Ярославичей» нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собст-венности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Управлял вотчиной огнищанин – княжеский дворецкий. Княжеский подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (па-шенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, име-лись ремесленники и ремесленницы.

Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно иностранцы называли ее Гардарикой – страной городов. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились средоточием ремесленного производства и торговли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новгород, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Чернигов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути «из варяг в греки». В Х-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесел (плотничье, гончарное, полот-няное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др.). Продукция ремесленников расходи-лась порою на десятки и сотни километров вокруг города и за рубеж.

Города приняли на себя также функции торговли и обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регулярная торговля на богатых и обширных базарах, постоянно проживали как иногородние, так и иноземные купцы. Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние экономические связи. Русских купцов «рузариев» хорошо зна-ли за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии: договоры 907, 911, 944, 971 гг. с Византией и др. Среди пяти важнейших магистральных торговых путей царьградско-византийский, закаспийско-багдадский, болгарский, регинсбургский и новгородско-скандинавский наибольшее значение вначале имели первые два.

Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в XI-X вв., носила преимущественно «меновый» характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (куны-мех куницы). «Русская Правда» упоминает и металлические деньги. Главной счетной металлической денежной единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Гривна кун подразделялась на 20 ногат, 25 кун, 50 резан и т.д. Просуществовав на древнерусском рынке до XIV в., эта денежная единица была вытеснена рублем. Чеканка своей монеты на Руси началась в Х-XI вв. Наряду с ней имели хождение и ино-земные монеты.

Политическую и социально-экономическую жизнь славян древнерусского государства до-полняла и жизнь духовная.

Несмотря на все изменения, произошедшие в сельском хозяйстве в период. Средневековья, его главной отраслью оставалось зерновое хозяйство, поскольку в структуре питания основную часть составляли и хлебопродукты. Развивалось также скотоводческиео.

Земледелие и скотоводство в. Киевской. Руси, будучи ведущими отраслями хозяйства, достигли такого уровня развития, который сохранялся и в дальнейшем. По уровню сельскохозяйственной техники, степени распространения ния земледелия и культур. Киевская. Русь находилась на том же уровне, что и тогдашние страны. Западной. Европы. Как и в. Европе, вследствие неурожаев в разных регионах. Руси в XI-XII вв был массовый голод, свидетельствовало о неустойчивости этой отрасли. Однако часть продукции уже производили на экспортепорт.

Важную вспомогательную роль играли охота и рыболовство. Охотничий промысел удовлетворял потребности населения в одежде, обуви, которые изготовлялись из кожи, меха не только домашних, но и диких животных. Кроме того, мехом платили дань, налоги. Рыболовство удовлетворяло потребность в постной пищи, особенно после принятия христианства с его системой постутів.

В"Повести временных лет"(конец XI - начало XII в), автором которой был червец. Киево-Печерского монастыря. Нестор, утверждалось, что источником всякого богатства является труд. Определяя естественным разделение л труда в обществе на умственную и физическую, автор замечает, что для благосостояния государства эти виды труда одинаково важны - и мудреца, и ремесленника. Общественно значимыми были все виды производства, которые збагачу валы государство. Важным, по его мнению, был и разделение труда в процессе производства, совершенствовало мастерствоо майстерність.

В документах позднего. Средневековья зафиксировано значительное распространение в Украине вотчинной формы собственности на землю ее толковали как такую, которая предоставлялась в наследственное владение с разрешением обмена, дарения и п продажи (поместья). Ряд грамот дала извлекать вотчину у владельца в пользу государства, но с предоставлением денежной компенсации, размер которой предварительно фиксировали в"жалованной грамоте"на право владения в отчинуння вотчиною.

сей день сохранились некоторые актовые материалы по ведению учета доходов и имущества в экономической мысли наблюдался развитие ростовщичества. Заемные грамоты свидетельствуют, что кредитные операции осуществляли под достигал аву имущества, в том числе земельных владений. Итак, земля становилась товарором.

В инвентарях и люстрациях, сохранившихся на территории Украины с XV в, е сведения не только о налогообложении населения в пользу государства, а о единицах учета, порядок налогообложения в статистической них записях отражено, что главной единицей налогообложения в различных украинских землях были плуг, соха, двор, двор - в сельской местности, дом - в городах, что свидетельствует о сохранении старинных мер налогообложения, которые применяли еще в. Киевской. Руссі.

В VI-IX вв от сельского хозяйства отделились ремесла. В эпоху. Киевской. Руси произошел расцвет ремесленного производства. По источникам можно определить 64 специальности: обработка железа, цветных м металлов, дерева, камня, кожи и меха, изготовление ювелирных и керамических изделий и т.д. (Только из железа и стали древнерусские мастера создавали более 150 видов разнообразных предметовтів.)

В. Киевской. Руси активно распространялось ремесленное производство на селе (сельское), что в основном удовлетворяло потребности земледельцев (серпы, лопаты, топоры, лемеха и др.), и городское, в процессе которого исполь стовувалы совершенную технику, производя, кроме указанных, разнообразные бытовые вещи и оружие. Сельские ремесленники основном применяли способ литья с целью изготовления колец, браслетов, под висок т.д., в городе же выполняли изысканные ювелирные работы (чеканили, ковали, гравиювалы, воронувалы, позолочувалы и др.). Шедеврами ювелирного дела на. Руси были ценные изделия с вкраплениями. Эмал и (иконки, крестики, княжеские бармы т.д.). Создание украшений с использованием эмали сосредоточивалось в. Киеве, откуда их распространяли по. Руси и за ее пределамежами.

Как городское ремесло, отличали производство строительных и отделочных материалов (кирпич, черепица, плитка), которые использовали для строительства церквей и других сооружений. В древнерусское время только в. Киеве возвели более 30 каменных церквей. До сих пор в столице сохранились. Золотые ворота,. Софийский собор с уникальными мозаиками и фресками, построены в 1037 г. В начале XII в киевские плотники построили вели кий деревянный мост через. Днепріпро.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!