Готовые конспекты уроков по русскому языку. Прием: оценочное слово учителя

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка

Контрольная работа по дисциплине:

Методика преподавания русского языка.

Тема: «План-конспект урока по русскому языку во вспомогательной школе»

Выполнила: Зеньковец Е. Г.

студентка 4 курса, 403 группы,

ФСО, заочного отделения.

Проверила: Свиридович И. А.

Минск, 2015

План-конспект урока по русскому языку

Тема : наречие как часть речи;

Цель : познакомить учащихся с частью речи – наречием, учить находить наречия в тексте, опираясь на основные признаки наречия;

Задачи :

Образовательные:

– познакомить учащихся с частью речи – наречием, основными признаками наречия: что обозначает, на какие вопросы отвечает;

– повторить и закрепить знания учащихся об имени существительном, прилагательном, числительном, глаголе, их основных признаках;

– продолжать формировать навык орфографического письма при работе в тетрадях;

Коррекционно-развивающие :

– развивать связную монологическую речь при описании наречий по схеме-образцу;

– развивать операции логического мышления – анализ и синтез при организации самопроверки и взаимопроверки работ учащихся;

– развивать произвольное зрительное внимание при организации работы по переписыванию предложений;

Воспитательные:

– продолжать воспитывать навык аккуратного письма;

– воспитывать интерес к родному языку через занимательный, наглядный материал;

Оборудование : учебник для 10 класса; большие и маленькие снежинки для рефлексии; схема образования повелительного наклонения глаголов; таблица к упражнению №357; таблица «Части речи»; таблица «Наречие обозначает…»; схема «Наречие – это…»;

Ход урока.

I. Организационный момент.

– Ребята, здравствуйте, все ли у вас готово к уроку?

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

– Ребята, как ваше настроение сейчас? Обозначьте свое настроение снежинками.

Большая снежинка – у вас хорошее настроение, вы всем довольны.

Маленькая снежинка – у вас плохое настроение, вы чем-то огорчены.

– Покажите все свои снежинки, поднимите вверх ваше настроение. Прикрепите свои снежинки к доске, потом мы посмотрим, как изменится ваше настроение в конце урока.

II. Речевая разминка (для формирования навыка правильной речи) – повторение раннее изученного материала.

От представленных на доске глаголов образовать форму повелительного наклонения. Лексический материал: бежать, ехать, класть, беречь, охранять, верить, уберите, помогите, купить, дружить, любить.

– Ребята, прежде чем образовать форму повелительного наклонения глаголов, давайте с вами вспомним правило, опираясь на схему:

Схема: образование повелительного наклонения глаголов.

Форма работы: вопрос к классу, отвечает ребенок, который поднял руку, правильный вариант проговаривается учителем, записывается детьми в тетради.

III. Минутка чистописания.

Орфографическое письмо материала упражнения 357, на стр. 186 с подчеркиванием «опасных» мест.

IV. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятий.

– Ребята, внимательно прочитайте задание к упражнению 357 на странице 186 (Прочитайте текст. Спишите его. Подчеркните выделенные слова и глаголы, к которым они относятся. Поставьте вопросы к выделенным словам.)

– Прочитайте подчеркнутые слова, Миша (утром, осторожно, бесшумно, кругом, потом, ловко, вверху, громко, издали). Подчеркните их у себя в тетради.

– Молодцы. Какое слово подчеркнуто первым – утром. Находим глагол, к которому это слово будет относиться – поставила. Ставим вопрос от глагола к слову утром. Какой вопрос можно поставить? (когда)

– Хорошо, теперь запишем то, что мы сказали в таблицу. В столбик выделенное слово , пишем слово, которое мы сейчас разбираем, в столбик глагол – записываем глагол, от которого ставим вопрос, в последний столбик записываем вопрос, который мы ставим от глагола к слову.

– Какое слово подчеркнуто вторым? (осторожно) Найдите глагол, к которому это слово относится (открыла). Какой вопрос можно поставить к слову осторожно от глагола открыла? (как?) Запишите в таблицу.

– Найдите глагол, от которого можно поставить вопрос к слову бесшумно, прочитайте (вылез), поставьте вопрос, запишите.

Аналогично работа проводится по постановке вопросов ко всем выделенным и подчеркнутым словам в тетради. У детей вырисовывается таблица:

Таблица к упр. № 357.

выделенное слово

(наречие)

вопрос

глагол

поставила

осторожно

бесшумно

огляделся

захлопал

закричал

стали наблюдать

забрался

– Ребята прочитайте все выписанные слова из первого столбика. Прочитайте поставленные к этим словам вопросы. Ребята, можем ли мы с вами определить к какой части речи относятся эти слова? Давайте попробуем это сделать.

Создание проблемной ситуации, вывешивается таблица, по которой дети пытаются определить выписанные слова к какой-либо части речи.

Таблица «Части речи»

Часть речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Наречие

На какой вопрос отвечает?

Что делает?

Что сделал?

Что будет делать?

Какой по счету?

Который по счету?

Заполняется

после знакомства с темой

Что обозначает?

Называет предметы, явления природы, события

Признак предмета

Действие предмета

Количество предметов и порядок их при счете

красивый

рисовал, читал, будет петь

пятый, четверо, шестьдесят

– Ребята, подходят ли наши выделенные слова к какому-нибудь столбику? (нет) А вам интересно знать, к какой части речи относятся эти слова? (да) Тогда давайте разбираться.

Тема: Односоставные предложения с главным членом подлежащим.

1)Образовательные:

Познакомить учащихся с назывным предложением как видом односоставного предложения с главным членом - подлежащим;

Закрепить умение учащихся определять грамматическую основу.

2)Развивающие:

Развивать у учащихся умение находить назывные предложения в тексте;

Развивать у учащихся умение сопоставлять назывные предложения с синонимичными двусоставными и односоставными предложениями глагольного типа и определять их различия;

Развивать речевую культуру учащихся.

3)Воспитательные:

Воспитывать интерес к русскому языку;

Обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Методика урока: слово учителя, беседа.

Оборудование: учебник «Русский язык » 8 класс под ред. М.М. Разумовской.

Структура урока:

1)Оргмомент и целеполагание.

2)Словарно- орфографическая работа.

3)Объяснение нового материала.

4)закрепление.

5)Подведение итогов.

6)Домашнее задание.

Литература: учебник «Русский язык » 8 класс под ред. М.М. Разумовской.

Ход урока.

1)Оргмомент и целеполагание.

«Здравствуйте ребята! Рада вас видеть. Садитесь! Открываем тетради записываем число, классная работа и тему. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с назывным предложением как видом односоставного предложения с главным членом - подлежащим, а так же научимся сопоставлять назывные предложения с синонимичными двусоставными и односоставными предложениями глагольного типа и определять их различия».

2) Словарно- орфографическая работа.

На доску с помощью проектора проецируется стихотворение М.Цветаевой «В субботу».

Темнеет… Готовиться к чаю…

Дремлет Ася под маминой шубой.

Я страшную сказку читаю

О старой колдунье беззубой,

О старой колдунье и гномах,

О принцессе ушедшей закатом.

Как жутко в лесу не знакомом

Бродить ей с невидящим братом!

Одна у колдуньи забота:

Подвести его к пропасти прямо!

Темнеет… Сегодня суббота.

И будит печальная мама.

Темнеет… Не помнишь о часе.

Из столовой позвали нас к чаю

Клубочком свернувшейся Асе

Я страшную сказку читаю.

Вы помните, когда впервые прочли это стихотворение? (В 3-ем классе)

Подчеркните грамматические основы. (Один ученик называет все грамматические основы)

Сколько односоставных предложений вы нашли? (6)

Назовите виды односоставных предложений с главным членом - сказуемым. (Безличное, определенно - личное…)

Какие типы и виды орфограмм вы можете отметить в тексте? (Безудар. гласная в корне, удвоенные согласн. в корне и т.д.)

Перепишите текст стихотворения в тетради и графически обозначьте условия выбора орфограмм.

Найдите в стихотворении причастные обороты. Чем объясняется выбор или отсутствие знака при причастном обороте? Графически обозначьте условия выбора пунктограмм. (С места отвечает ученик, выполняя задание на оценку)

Разберите по составу слова ушедшей и свернувшейся.

Какие структурные особенности этих форм вы можете отметить? (В корне -шед - наблюдается чередование звука д с нулём звука; ср. шёл, а корень -вер- является связанным, без приставки он не употребляется; ср.отвернуться, повернуть.)

Найдите в тексте многозначные слова. (Старая, подвести.)

Приведите примеры, когда они употребляются в других значениях. (Старый друг, старые книги, старое платье; подвести итоги, подвести товарища, подвести брови.)

Найдите слово имеющее омоним. (Пропасть1 -«крутой обрыв» и пропасть2 - «большое количество».)

Приведите пример, из которого будет ясно значение слова - омонима. (Народу там пропасть.)

Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

3)Объяснение нового материала.

1. Используется подводящий к постановке и решению проблемы диалог.

Запишите четверостишие в тетрадях. Один ученик у доски.

Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

Выделите грамматические основы предложений. (Подчёркивают осень, чертог, просеки).

Какого типа эти предложения? (Односоставные)

Назовите главный член предложений? (Подлежащее)

Какой будет тема урока? (Односоставные предложения с главным членом - подлежащим)

Как вы думаете, какое время выражается в этих предложениях? (Настоящее)

Попробуйте изменить временной план, например, перевести эти предложения в прошедшее или будущее время. (Была осень. - Будет осень.

Был сказочный чертог…- Будет сказочный чертог…)

Что получается при изменении временного плана? (Предложение становиться двусоставным)

О каких же явлениях говориться в односоставных предложениях с одним главным членом подлежащим? (О событиях, явлениях, который существуют в настоящем)

Сравните 1 и 2, 3 предложения. Чем они отличаются? (Первое предложение нераспространённое, а второе и третье - распространённые)

Какие второстепенные члены есть во втором предложении? А в третьем?(Определения и дополнения)

Все согласны, что в 3-м предложении второстепенный член дополнение? (Нет, в 3-м предложении тоже определение)

Докажите это.(Существительное просека имеет предметное значение, а не значение действия, а существительное дорог указывает на признак этих просек - они находятся вблизи дорог)

Какой это вид определения? (Несогласованное определение)

Какие же второстепенные члены могут быть в односоставном предложении с главным членом - подлежащим? (Согласованные и несогласованные определения)

Рассмотренные нами предложения с главным членом - подлежащим называются назывными.

Сформулируйте на основе проведенных наблюдений определение назывных предложений. (Формулируют определение)

2. Беседа. Чтение определение назывных предложений в рамке учебника на с.198

Сравните определение в учебнике со своим.

Что нового вы узнали из текста в рамке?

Какое значение выражают назывные предложения?

Каковы их структурные особенности?

Какими частями речи, по вашему мнению, может быть выражено подлежащее? (существительными и местоимениями)

Какие могут быть назывные предложения по цели высказывания? (Повест., побуд., вопрос.)

Как вы думаете, в каком стиле речи преимущественно употребляются назывные предложения? (В художественном)

Придумайте свои примеры назывных предложений. (Зима. Вот снег. Сильный мороз.)

4)Закрепление.

Сравните записанные предложения.

Рассветает. Рассвет. Наступает рассвет.

Что объединяет эти предложения? (Одинаковый смысл - утверждается о существовании явления в настоящем.)

В чём различие между ними? (В структуре: 1- Односоставное безличное, 2- Односоставное назывное, 3- Двусоставное.)

Выполним упр. 276- осложненное списывание - развивается умение находить односоставные назывные предложения по алгоритму:

Найти грамматическую основу предложения.

Определить количество главных членов.

Если один главный член, определить, кокой частью речи выражен:

Существительное. (Взаимопроверка)

Тонкий свист рябчика, красноватые окна в сумерках, костер, раздвигающий тьму. Сосновая лапа на окне в банке из-под консервов, белый цвет земляники. Но сейчас я думаю о том, что человеку нужно, наверное, узнать все прелести цивилизации, прежде чем придти к такому пониманию счастья. В.Белов

Выполним упр. 279 - выборочный диктант - закрепляется навык нахождения назывных предложений и выявление их стилистической функции. (Проверка по цепочке)

Редкие звезды, ослабленные желтоватым светом луны. Теплый степной ветерок. Силуэты акаций, ограды дач. Серебристо-пыльная полынь, её неповторимый ночной запах. Блеск трамвайных рельсов, как бы скользящий вдаль и там поворачивающий и гаснущий среди угольной темноты. П. А.Бунин

5)Подведение итогов.

С каким видом предложений вы познакомились на уроке? (назывные или номинативные)

Какое значение могут выражать эти предложения?

Какую стилистическую функцию выполняют назывные предложения? (Изображение природы, обстановки, внутреннего состояния человека.)

6)Домашнее задание.

1. Выучить определение в учебники на с.198.

2. Выучить наизусть стихотворение М.Цветаевой « В субботу» и подготовиться к самодиктанту.

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова". 2-й класс

Цели:

    закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных

    в корне слова;

    развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;

    воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

    карточки со словами;

    компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

    конверты с яблочками;

    индивидуальные листы для диагностики;

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

– Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?(Внимательность, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова) .
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова .)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – мячом
– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
( Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Песенка

– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин .)

6. Минутка чистописания.

– Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов непроверяемых ударением.
– Какие это буквы? (а,е)
– Запишем число и классная работа.
– Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске с объяснением).

8. Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

9. Словарная работа

– Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
– Какую цель поставим на этапе словарной работы?

Знакомство со словарным словом

– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?
– Что такое яблоко?
(Это плод дерева яблони.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.

Этимологическая страничка

– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Многозначность слова

– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.
– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза)
– «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)
– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)
– «Державное яблоко» (символ императорской власти)
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).
– Продолжаем работу по развитию речи.

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).

Яблоку негде упасть
Яблоко раздора
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.

– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре )
Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – (очень красивое)

– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).

Подбор однокоренных слов

– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька.
– Докажите, что они однокоренные.
Так какие же слова называют однокоренными? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.

Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный .

– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).

10. Физкультминутка

– Пришло время отдохнуть.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

11. Работа с интерактивной доской (диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс)

Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

зв…риный в…дяной с…ленный з…болеть
зверский подводный засол боль
зверствовать водный соль больно
зверь

Зв…нок сн…говик з…мовье л…сок
звон снежный зимний лес
подснежник зимушка перелесок
снег

– Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем?
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.

12. Работа с текстом

– Прочитайте.

Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой тип текста?
– Придумайте заголовок.
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

Творческая работа.

– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

– Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.

13. Экспресс-диагностика

Графический диктант

– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия

– Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.

Список литературы:

1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.

Тип урока: Урок закрепления знаний

Форма урока: Урок-игра

Цели урока:

    Образовательная: Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.

    Развивающая: Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся.

    Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы. Формировать ключевые компетентности.

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, пособия для проведения игры (рисунки трех поросят, рисунки домиков), пособие “Это интересно”, индивидуальные карточки для проведения перфокарты и “цветного диктанта”

Ход урока

    Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.

Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:

  • Я в школе на уроке.
  • Сейчас я начну учиться.
  • Я люблю учиться.
  • Внимание моё растёт.
  • Память моя крепка.
  • У меня сегодня всё получится.
  • Я начинаю учиться.

(Учащиеся кладут голову на скрещенные на партах руки и повторяют фразы, которые проговаривает учитель)

    Сообщение темы и целей урока

Ребята, любите ли вы сказки? (Да)

Назовите свои любимые сказки. (Учащиеся называют свои любимые сказки).

А я очень люблю сказку “Три поросёнка”, потому что в ней дружба и взаимопомощь братьев-поросят помогают победе добра над злом. Сегодня на уроке мы тоже будем учиться быть дружными, помогать друг другу, вспоминать изученный материал. А чтобы нам не было скучно три поросёнка пришли к нам в гости и урок пройдет в форме соревнования между тремя командами. За каждое правильно выполненное задание вы получите возможность начать, а затем и продолжить строительство домика для поросенка. Первый ряд помогает строить домик Ниф-нифу второй ряд – Нуф-нуфу, третий ряд – Наф-нафу. Только дружная и трудолюбивая команда быстрее и лучше других справиться с заданиями. Итак, начинаем работу.

    Закрепление изученного материала

    Индивидуальная работа по карточкам (2 человека)

Карточка 1. Образуйте от данных ниже слов новые слова с помощью приставок, оканчивающихся на согласную. Образец: История – предыстория.

    Интересный, играть, искать, идти, известный, исход.

Какие приставки не влияют на написание буквы И в корне, приведите примеры.

Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясни выбор буквы и знака препинания.

    Р…списываться в документе нужно четко.

    Р…спись это живопись на стенах и потолках.

    Орфографическая “пятиминутка”

Посмотрите на слова. Какая орфограмма “спряталась” в этих словах? (Корни с чередующимися согласными А-О)

К_САТЕЛЬНАЯ

КЛ_НЯТЬСЯ

ПРИК_СНОВЕНИЕ

Назовите номер столбца, в котором варианты букв для каждого слова указаны верно. (2).
- Докажите правильность своего мнения. (Учащиеся формулируют правила написания гласных в корнях).
- Почему в слове “росток” пишется буква “О”? (Слово-исключение).
- Какую букву следует написать в слове “отрасль”? (А).
- Почему? (Слово-исключение).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы А – О в корнях -КАС- - - КОС-”. (В корнях -кас- - -кос-, если за корнем следует суффикс -А-, то в корне следует писать букву А, если суффикса -А- нет, то в корне пишется О).

Молодцы, ребята, вы начинаете строительство своего домика.

    Игра “Найди лишнее”

Внимательно посмотрите на следующую запись. Необходимо вставить пропущенные буквы и найти лишнее слово.

НИ...ВЕРГАТЬСЯ НИ...КИЙ НИ...ПАДАТЬ

Итак, какие буквы вставим в эти слова? (З, З, С).
- Какое слово, по вашему мнению, лишнее? (Низкий).
- Аргументируйте свой ответ. (В этом слове нет приставки).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы З-С в приставках”. (Если корень слова начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется буква З, если корень начинается с глухого согласного - С)

Строительство домиков продолжается, на этот раз балл зарабатывает ___ряд.

Итак, сегодня мы особое внимание уделим правописанию приставок. Продолжаем работу.

    Индивидуальная работа по карточке. Осложненное списывание

Задание: Списать текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

(По) тонкой нитке ручейка
(С,з)бежал с пр(и,е)горка сне(г,к)
И на пр(и,е)горке вдруг цв(и,е)ток
Ра(с,з)крылся раньше всех.

(Учащийся работает у доски, списывает текст, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания)

    Работа с текстом. Комментированное письмо

Все остальные работают в тетрадях. Записываем текст, комментирует…

Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.

(Учащиеся записывают текст, комментируют правописание приставок)

Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

    Индивидуальная работа с толковым словарем

(Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

    Проверка индивидуальной работы по карточке

Проверяем работу у доски. Какие орфограммы встретили в данном тексте?

(Ученик объясняет написание той или иной буквы, аргументирует свой выбор, учитель оценивает работу)

    Работа над орфограммой “Буквы З-С в приставках”

Вернемся к тексту об археологах. Послушаем, кто такие археологи. (Археолог – специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся древним памятникам)

Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило. (Ученики формулируют правила написания букв З-С в приставках)

Однажды археологи нашли древние письмена с такой странной надписью: “ОТКОЛЕ СДЕ ОТРОКА ДВА?”

    Отрок – это мальчик от 7 до 15 лет.

    Отколе – устаревшее наречие “откуда”.

    А что такое “сде”? Что мы знаем о написании этого слова в современном языке? (Это слово “здесь”, в нем пишется буква З)

    Этимологическая страничка

О каком времени года идет речь в стихотворении, записанном на доске? (О весне.)
- А что происходит весной? (Учащиеся называют признаки весны.)
- С началом таяния снега начинается ПАВОДОК. В этом слове очень редкая приставка ПА-, она обозначает “побочность”, “дополнительность”. В русском языке это не единственная необыкновенная приставка. Обратите внимание на стенд “Почемучка” и вы узнаете много интересного.

(На стенде учитель размещает слова с приставками ПА-, рисунки к ним, комментарии, ученики рассматривают стенд самостоятельно на перемене или другое внеурочное время.)

    Лингвистическая физминутка

А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу слова с орфограммой “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”, если в слове нужно написать Ы, вы делаете прыжок, если И – приседание.

СЫГРАТЬ, РОЗЫГРЫШ, МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, ПОДЫГРАТЬ, ПРЕДЫСТОРИЯ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ, ПОДЫТОЖИТЬ, РАЗЫСКАТЬ.

(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условии.)

Прошу занять свои места.Сформулируйте орфограмму “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”. (Ребята формулируют правило.)

11. “ Цветной диктант”

Повторим правописание приставок пре- и при- . Для этого проведем “цветной диктант”. Посмотрите на бланки, где изображен разделенный на пронумерованные секторы прямоугольник и цветные карандаши. Итак, если в приставке пишется И, то закрашивайте сектор красным цветом, если Е - то зеленым.

  • Приземлиться
  • Прекрасный
  • Преградить
  • Приуралье
  • Приостановить
  • Преинтересная
  • Прервать
  • Пристроить.

Проверим нашу работу. Посмотрите на мой рисунок. Если наши рисунки совпадают, вы выполнили задание верно (Учитель демонстрирует готовый рисунок, ребята сравнивают свои изображения с образцом)

    Работа в группах

(Ребята заранее разделены на группы по степени подготовленности: более сильные – 1группа, остальные – 2гпуппа)

1 группа. Творческий диктант

Первая группа работает в тетрадях. Вы получаете карточки с текстом, выполняете работу, соответствующую заданию на карточках.

Задание: Списать текст, вставить приставки при-, пре-.

У нас появился …забавный щенок. Сначала он немного …уныл, но его …веселый характер помог ему …способиться к новой жизни. Скоро щенок …вратился в члена семьи, все к нему очень …вязались.

(Ученики списывают текст в тетради, употребляя подходящие по смыслу приставки ПРЕ-ПРИ.)

2 группа. Перфокарта

Вторая группа выполняет перфокарту. Приготовьте листочки, начинаем работу.

  • Издавать звуки
  • Восстановить текст
  • Ручей иссох
  • Иззябнуть на холоде
  • Беззвучный смех
  • К бескрайнему морю
  • Вскарабкаться на гору
  • Водопад низвергается

(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и раздает их. Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики ставят любой знак.)

Листочки сдали, за них вы получите оценки. А сейчас сформулируйте орфограмму “Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-”

(Несколько человек повторяют правило.)

    Проверка работы 1 группы

Проверим работу 1группы. Зачитайте получившиеся предложения, объясните выбор приставки. (Учащиеся читают предложения и объясняют правописание приставок.)

    Итог урока.

Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз. (Ребята проговаривают правила написания приставок.)
- Что нового узнали на уроке?
- С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)

За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики…. Также получают оценки ребята, работавшие по индивидуальным карточкам и словарю. Оценки за перфокарты будут выставлены на следующем уроке.

    Домашнее задание.

Индивидуальные карточки на правописание приставок.

МБОУ «Алабердинская СОШ»

Тетюшского муниципального района РТ

План-конспект урока

по русскому языку

Тема урока: «Творительный падеж имён существительных»

Класс 4

Учитель Сулейманова З.Г.

Урок проведен-2.12.13.

Тема урока : «Творительный падеж имён существительных»

Тип урока : изучение нового материала.

Цель:

Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами.

Вырабатывать навык правописания окончаний существительных в творительном падеже.

Учить правильно употреблять имена существительные в творительном падеже.

Научить детей самостоятельно мыслить, обобщать; развивать логическое мышление.

Повторение и закрепление полученных знаний, орфограмм.

Задачи:

-образовательные : на основе наблюдения и сравнения формировать у детей навыки правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже, умения различать безударные окончания существительных, когда окончание является орфограммой; способствовать формированию навыков грамотного письма; повторить ранее изученные темы; активизировать и расширять словарный запас; актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного.

- развивающие : развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания; развивать речь детей, мышление, воображение, память, наблюдательность;

- воспитательные : воспитывать познавательный интерес, ответственное отношение к учебному труду , расширение кругозора учащихся.

Методы и приёмы : диалогические, исследовательские, алгоритмические, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение: слайды, карточки с заданиями, учебник «Русский язык».

Ход урока:

1.Организационный момент

Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости, поприветствуем их.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (объединяемся в группы для работы на уроке)

Вводно – мотивационный этап

Давайте улыбнёмся друг другу. Поприветствуем своего соседа по лицу, по плечу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Проверьте готовность. Ручка, книжка и тетрадка Всё у вас лежит в порядке.

. (Проверка готовности класса к уроку, записать число, классная работа)

2. Актуализация знаний. Модель ФРЕЙЕР .

Задание1.

- Сейчас мы должны вспомнить все о существительном. Участник№1 берет листы А4, раздает своим соседям. Вам нужно на этих листочках составить модель имени существительного: написать определение, вопросы, примеры и противоположные примеры. Для этого сначала сгибаем лист попалам, затем опять сгибаем попалам, находим закрытый угол и сгибаем треугольник. Открываем листочки, по линиям сгиба проводим отрезки. Дается время- 3 минуты.

- Кто готов, покажите это.(Закончить работу фейерверком.)Проверку начинаем с участника№2, стол №1

- Сейчас вы вспомнили определение, вопросы имени существительного. Применим это на практике. Работаете с партнером по лицу.

Модель КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. (Обсуждение вопроса в команде по очереди более одного круга)

Задание2 . Игра «Четвёртое лишнее». Назовите 4-е лишнее слово (слова - на листочках). Затем поменяйтесь с партнерами листочками. Объясните, почему оно лишнее? Дается время- 1 минута.

    Зима, холодный, небо, снежинка.

    Мальчик, играют, дом, улица.

    Я, кормушка, птица, холод.

    Ветер, снег, земля, белым.

    Праздник, весело,танец, игра.

Составьте предложения из данных слов. Дается дополнительное время.

Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание .

Отгадайте загадки:

1) В немецком языке их 4, в английском языке 2, а в русском и на татарском яз.-6. Каждый имеет свои вопросы. Что это?

Падежи.

Назовите, какие?(ответы учащихся)

2) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже(им.п.)

3) У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа(винит. п.)

3 .Подготовка к изучению нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка.

Ребята, назовите предметы, которыми пользуемся на уроках труда? (иголка с ниткой, ножницы, клей, пластилин, цветные бумаги, ткань, крючок)

А что мы делаем с этими предметами?

Шьем, вяжем, вышиваем, режим, клеем и т.д.

Значит, что мы делаем?

Мастерим, творим.

А на уроках рисования что делаем?

Тоже творим.

Давайте, ребята, попробуем подобрать родственные слова к слову творить.(творчество, творение, творец, творительный).Слайд№1

Как вы думаете,о каком падеже на уроке будем говорить?(о творительном падеже) .

4.Изучение новой темы.

Слайд№2 «Тема урока»

Творительный падеж от слова творю. Самым своеобразным значением творительного падежа в русской грамматике -это: значение орудия, которым что-нибудь делают.

Но кроме этого смысла творительный падеж выражает много разных других значений.(время, место) Слайд№3 «Творительный падеж»

Задание3

Работа по учебнику. Открываем 57 страницу учебника.Упр.92

Физкультминутка. Модель МИКС –ПЭА-ШЭА. Смешиваются под музыку, образовывают пару, обсуждают вопрос, используя КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД (опроси-опроси-обменяйся карточками)

- Какие существительные относятся к 1склонению?-(отвечает тот, у кого день рожд. ближе)

- Какие существительные относятся к 2склонению?-(тот,у кого рост выше)

- Какие существительные относятся к 3склонению?-(тот, у кого волосы светлее)

На какие вопросы отвечает Р.п.?-(тот, у кого размер обуви меньше)

На какие вопросы отвечает В.п.?-(тот, у кого глаза темнее)

Задание4.

За окном зима. В воздухе медленно кружились первые снежинки, неся радостное сообщение, но от сильного ветра слова разлетелись. Вам нужно составить вновь предложение. Слайд№4

Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром.

Проверяем -Слайд№5 Зима укрыла землю белым пушистым ковром.

Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу. Найдите в предложении существительное в Т.п.

Каким членом предложения является слово стоящее в Т.п.? (второстепенным)

Как употребляется существительное в Т.п.в данном предложении с предлогом или без предлога?

Выделите орфограммы (Зима, ковром –безударные гласные в корне слова, пушистым – правописание - жи, - ши).

Как проверить безударную гласную в корне слова?(Надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударная гласная стала ударной) – зимы, зимушка, зимний; коврик.

Задание5 .Слайд№ 6. Найдите в предложении существительное в Т.п.

Тепло хлебам под пушистым снегом.

Как употребляется существительное в Т.п.в данном предложении? (с предлогом)

Какой вывод можем сделать о существительном в Т.п.? (употребляется с предлогом и без предлога, является в предложении второстепенным членом) Слайд№7

Задание5. Слайд№8-Составьте предложения и запишите.(или устно)

Задание6 Слайд№9

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН .(Подумай-запиши-обсуди в команде)

5.Закрепление.

На какие вопросы отвечает творительный падеж им. сущ.? (кем? чем?), с какими предлогами он употребляется? (над, перед, за, под, с, между).

Какие окончания имеют существительные 1склонения в творительном падеже?

2скл., 3скл.?

Каким членом предложения является имя существительное в форме творительного падежа? (второстепенным). Слайд№10

6. Рефлексия

Тебе понравился урок?

Что нового узнал?

Модель КОНЭРС (углы)

Каждый из вас должен выбрать 1из 2 ответов на вопрос

Как ты думаешь, что тебе больше помогло сегодня на уроке?

Дружба (взаимопомощь) ?

Знание? Идите к вашим углам и обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол?

Садитесь на свои места, я раздаю вам билетики на выход. Перед вами лежат смайлики, они разного настроения, выберите тот, который соответствует вашему настроению от урока и приклейте под вашим ответом.

Вы все молодцы! Спасибо за урок.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!