Грамматические задания по дифференциации звуков с ш. Картотека заданий по дифференциации звуков

Игры на дифференциацию звуков Л – Р

1. «Самолет»

Цель:

Ход: воспитатель объясняет, что после постройки самолета его надо испытать. Детям предлагается завести мотор и порычать, а после набора высоты, когда самолета не видно погудеть звуком Л. По команде дети произносят звуки Р и Л попеременно.

2. «Перетягивание каната»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: перед ребенком находится картина на которой нарисованы тигренок с лягушатами перетягивающие канат. На карточках написаны слоги. Если тигренок перетягивает канат к себе, то ребенок читает слоги со звуком Р, если лягушки – то ребенок читает слоги со звуком Л.

3. «Договори словечко»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: воспитатель начинает произносить слова, а ребенок поднимает со слогом РА или ЛА и произносит слово полностью (игла, зебра, пчела, гора и т.д.).

4. «Садовники»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы в названиях, которых есть звук Л - ЛЬ, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук Р - РЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка, нарциссы, роза, сирень, ромашка, астра).

5. «Измени слово»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: воспитатель предлагает детям изменять первый звук в словах и получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и т.д.).

6. «Закончи слово»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: воспитатель предлагает закончить слово. Он называет начало слова, а ребенок поднимает карточку со слогом РЫ или ЛЫ и произносит получившееся слово (школы, ковры, узлы, заборы и т.д.).

7. «Ловишки из круга»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Оборудование: фанты у детей.

Ход: дети стоят в круге. Ловишка, назначенный воспитателем, находится в центре круга. Дети в круге ловят хоровод и говорят: мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну попробуй нас догнать. Раз-два-три – лови. На последнем слове дети разбегаются, а ловишка их ловит и забирает фанты. Чтобы продолжить игру ребенок должен отработать фант (придумать слова на звуки Р – Л).

8. «Найди себе пару»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: у детей в руках картинки, которые между собой образуют пары по противопоставлениям звуков Р – Л. Воспитатель просит их подобрать себе пару, как можно быстрее.

9. «Звериная лечебница»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: воспитатель предлагает вылечить животных разложив картинки с их изображениями на две группы. В первой группе должны оказаться животные, в названии которых есть звук Л, во второй звук Р. Придумать историю про успешное выздоровление животных.



Различение звуков С-Ш на слух и в произношении.

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: дифференциация звуков Ж-З.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношени, умения дифференцировать звуки С-Ш в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Звуки С-Ш ребенок смешивает наиболее часто, причем не только на слух, но и в произношении. Работа по дифференциации звуков С-Ш помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а так же является основой грамотности письма. Данные игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.Первый этап
Различение звуков С-Ш изолированно, в слогах и словах.

1. Дифференциация на слух звуков С-Ш в словах.
Внимательно послушай незаконченные предложения. Из пары похожих по звучанию слов назови одно, подходящее по смыслу. Объясни его значение.

Положили в плошку... (кашку или каску).
Пожарный надевает... (кашку или каску).
Сладко спит в берлоге... (миска или мишка).
На столе с салатом... (миска или мишка).
Кличка нашей кошки... (Машка или маска).
Кашу следует... (шалить или солить).
У борца большая... (шило или сила).
В булочной большая... (шайка или сайка).

2. Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков С-Ш.

Играем с детьми в разные звукоподражательные игры. Типа:
- Лес шумит (качают поднятыми вверх руками и протяжно произносят звук Ш-Ш-Ш).
- Насос (имитируют движения человека, качающего шину, произнося звук С-С-С).
- Змейка (сложить вместе ладошки, водить ими со стороны в сторону и шипеть).
- Из крана льется вода - моем ручки (имитируем мытье рук и свистим - льется вода).
- Шина спустила (Ш-ш-ш-ш - приседаем), надо накачать (упражнение "Насос".)

3. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками.
Игра "Повторялки" - четко проговаривать слоги (сначала по 2, а затем по 3 слога). Сначала в роли ведущего выступает взрослый, а затем можно предложить ребенку задавать слоги, а другие дети или педагог повторяют. Задача ребенка-ведущего заметить ошибки и исправить их.

Са-ша со-шо су-шу сы-ши ша-са шо-со шу-су ши-сы

Са-ша-са со-шо-со су-шу-су сы-ши-сы ша-са-ша шо-со-шо шу-су-шу ши-сы-ши

4. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с разными гласными звуками.

На этих слогах так же проводится игра "Повторялки"

Са-шо су-ши сы-ша сэ-шо шу-са ши-со ша-сы со-ша

Су-ши-са сы-ша-су сэ-шо-са ши-су-шо шо-сы-шу шэ-су-шо ша-су-ши шу-сы-шэ

5. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
Игра "Запоминалки" - берутся картинки, которые дети называли при автоматизации каждого из звуков, перемешиваются и выкладываются перед ребенком по 6 штук. Во время выкладывания ребенок называет каждую картинку. После этого, ребенок запоминает все 6 картинок и закрывает глаза. Педагог убирает по 1-й картинке, а ребенок открыв глаза, должен назвать какую картинку забрал педагог. Сначала берем картинки, где в словах находится только 1 звук. Например, сыр-шакал- салат-мешок-сумка-шляпа. Затем берутся слова с обоими звуками, типа солнышко-сушки-шестерка-штангист-шоссе-старушка.

Второй этап
Различение звуков С-Ш в предложениях и связной речи.
1. Дифференциация звуков С-Ш в самостоятельно составленных предложениях.
Игра "Придумай предложение". Данная игра проводится на материале тех же картинок, которых шла речь ранее.
Ребенку дают картинку и просят его придумать с этим словом предложение. Если занимаешься с группкой детей, то можно устроить соревнование, кто больше придумает предложений. За каждое составленное предложение дается фишка,
затем подсчитывается результат. У кого больше фишек, тот и выиграл.

2. Дифференциация звуков С-Ш в рифмовках.
Игра "Повторялки" - повторить за педагогом рифмовки сначала медленно, а затем быстро.
Береги нос в большой мороз.
Дышит паром паровоз, пышет пар из-под колес.
Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске.
Купался Иванушка у серого камушка.
Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки.
Сварила Маша вкусную кашу.
Хороши в дорожку пирожки с горошком.
У большого шалаша слон качает малыша.

3. Дифференциация звуков С-Ш в забавных инсценировках.
Игра "Театр". Проводится в паре ребенок-ребенок или ребенок-взрослый. Для изображения роли заранее подготовлены маски-ободочки. Надеваем их и разыгрываем стихотворение. Задача ребенка не только изобразить своего героя, но и правильно произнести все слова.

Пылесос, пылесос!
Ты куда суешь свой нос?
- Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Вашей пылью я дышу!

Мышка,мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
- Я боюсь уснуть сестрица,
Кот усатый мне приснится!

Шел по лесу шустрый Мишка,
На него свалилась шишка.
- А на нас, а на нас
Пусть сорвется ананас!

4. Дифференциация звуков С-Ш в рассказах.

Читаем рассказ, а проводим беседу и просим ребенка пересказать его.

СОСЕД
Саша шел в школу, а позади него шагал пес Пушок и, как всегда, нес Сашину сумку. Саша гордился своим псом. Ни у кого не было такой умной собаки! Саша быстро шел к школе, не останавливался и не оглядывался. В это время подошел к Пушку Сашин сосед - Мишка - и протянул собаке кость с мясом. Пушок бросил сумку, схватил большую кость и снова пошел за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит сам себе: "Посмотрю я на Сашку, когда он с костью придет в школу да за парту сядет!"

ТЯЖЕЛАЯ НОША
Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несет свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. "Обманул меня мишка, - решила свинья, - пол мешка насыпал!" Шагает свинья дальше, устает. Мешок ей кажется тяжелее с каждым шагом. "Нет, не обманул мишка, - думает свинья, - мешок насыпал!" Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжелый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: "Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!"

Мария Артемова
Игры для дифференциации звуков [с]-[ш]

У детей дошкольного возраста часто наблюдается смешение в речи звуков С – Ш . Основной причиной этого является нарушение фонематического восприятия. Дети плохо различают данные звуки на слух и затрудняются сделать правильный выбор звука при произнесении . Устранению этого дефекта достойное место отводится на логопедических занятиях. Но и воспитатели могут помочь детям в разрешении данной проблемы.

Прежде всего, необходимо выявить, чем различаются звуки С и Ш . Предложим детям произнести (перед зеркалом) звуки С и Ш и сравнить их . Заметим, что при произнесении звука С губы растянуты в улыбке, а при произнесении звука Ш губы округлены бубликом и выдвинуты вперед. Когда произносим звук С , язык находится в низу ротовой полости, за нижними зубами, а когда произносим звук Ш , язык поднимается вверх, за верхние зубы. И наконец, при произнесении звука С изо рта выходит холодная струя воздуха, а при произнесении звука Ш – теплая . Это можно ощутить тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. Акустически звук С похож на свист , он свистящий, а звук Ш похож на шипение , он шипящий.

Научить детей дифференцировать звуки С-Ш помогут следующие игры и игровые упражнения.

«Угадай-ка»

У детей карточки со схематичным изображением улыбки и бублика. Карточка с улыбкой обозначает звук С , так как при его произнесении губы растягиваются в улыбке. Карточка с кружочком-бубликом – это звук Ш , так как губы при его произнесении округлены.

Воспитатель произносит звуки С и Ш попеременно , дети поднимают нужные карточки.

Можно сыграть и наоборот : педагог поднимает поочередно карточки с изображениями, а дети угадывают и называют соответствующие звуки .

Аналогична игра «Солнышко-снежинка» . Звук С обозначает снежинка (при произнесении звука С струя воздуха холодная, звук Ш – солнышко (струя воздуха теплая) .

«Не ошибись»

Воспитатель то поднимает кисть руки вверх, то опускает её вниз. Если кисть руки поднимается верх, то дети произносят звук Ш (кончик языка вверху, если кисть руки опускается вниз, то произносят звук С (кончик языка внизу) .

Можно и наоборот, педагог называет звуки С , Ш вперемешку, а дети то поднимают, то опускают кисти рук.

«Свистит – шипит»

Педагог кладет перед собой картинки и говорит : «Я буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук , которому соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести С-С-С. Насос : С-С-С… Гусь : Ш-Ш-Ш… Соловей : С-С-С… Змея : Ш-Ш-Ш… и т. д.

«Прогулка на велосипедах»

Воспитатель говорит : «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом : С-С-С… (Дети, имитируя насос, произносят : С-С-С) Хорошо накачали шины, только слышим : воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети : Ш-Ш-Ш) Заклеим дырочку и ещё раз накачаем шину. (Дети : С-С-С)

Вот теперь можно кататься на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходил из шины? (Дети : Ш-Ш-Ш)

«В лесу»

Воспитатель :

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. (Дети поднимают руки)

Подул теплый ветерок, зашелестели листья : Ш-Ш-Ш… (Дети быстро шевелят пальчиками и произносят : Ш-Ш-Ш)

- Подул холодный ветер : С-С-С, закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками, произнося : С-С-С)

Ветер затих – больше не шевелятся ни листочки, ни ветки. (Дети расслабляются)

Снова подул холодный ветер : С-С-С… (Дети вновь покачиваются и машут руками, произнося : С-С-С…Затем опять расслабляются)

«Ловишки»

Педагог произносит слоги : СА, ША, СО, ШО, ШУ, СУ, СЫ, ШИ, ШЕ, СЭ…А дети должны хлопнуть в ладоши, ели услышат слог со звуком Ш .

Аналогично играем со словами.

«Упрямый ослик»

Игра с мячом

Воспитатель :

Ослик хоть и научился произносить звук С , но упрямо продолжает заменять его звуком Ш . Ему говорят : «СА» . А он в ответ : «ША» .

Педагог кидает ребенку мячик и произносит слог со звуком С . Ребенок заменяет С на Ш, произносит новый слог и возвращает мячик.

«Волшебники»

Игра с мячом

Воспитатель :

Дети, вы можете стать настоящими волшебниками и превратить один предмет в совершенно другой. Чудо произойдет, если звук Ш в слове вы замените звуком С .

Педагог кидает ребенку мячик и произносит слово со звуком Ш . Ребенок заменяет его звуком С , произносит новый слово и возвращает мячик.

Примерные слова : шутки - … (сутки, шок - (сок, шитый -, мишка -, кашка -, башня -, Машка -, уши -, ваш - …шуметь -, пашу -, шкала -, каша -, крыша -, шалить - ….

«Помогите игрушкам»

На столике лежат картинки, в названиях которых есть звук С или Ш , и игрушки : мишка и кукла. Воспитатель говорит :

Кукла Соня и мишка играли и перепутали картинки. Помогите игрушкам : Соне соберите картинки со звуком С в названии , а мишке – со звуком Ш .

Дети по очереди подходят к столику, выбирают картинку, называют её и отдают Соне или мишке, обосновывая свой выбор.

«Магазин»

На столике лежат предметы, в названиях которых есть звук С или Ш (шашки, воздушный шар, карандаши, игрушки : мишка, мышка, лиса, слон, совок, сова и др.) У детей кружочки-монетки с буквами С и Ш. У столика воспитатель в роли продавца. Дети подходят к столику, выбирают товар и оплачивают нужной монетой. Продавец уточняет, какой товар выбран, какой монетой оплачен и почему.

«Звуки заблудились »

Воспитатель читает детям двустишия, выясняет, что не так, предлагает исправить ошибки.

Положили кашу в МИШКУ,

Угостили мёдом МИСКУ.

Прочитали в книге БАШНЮ,

А из снега строим БАСНЮ.

Мой братишка любит СУТКИ,

День и ночь всё вместе ШУТКИ.

Вот поэт нас насмешил!

Он, наверно, поспешил.

Ты поправь его, дружок,

Скажи правильно стишок.

«Путаница»

Игра аналогична предыдущей.

Послушайте, что натворил злой волшебник. Он всё запутал.

Положили в плошку … КАСКУ.

Надевал пожарный … КАШКУ.

Сочинял писатель … БАШНЮ.

Рисовал художник … БАСНЮ.

Сладко спит в берлоге … МИСКА.

На столе с салатом … МИШКА.

В поле землю я … ПАСУ.

На лугу коров … ПАШУ.

На лицо надета … МАШКА.

Имя нашей кошки … МАСКА.

Как нам хочется … ШУМЕТЬ

Спать спокойно, не … СУМЕТЬ.

- Расколдуйте стихи : закончите строчки правильными словами.

«Мышеловка»

Часть детей составляет круг (мышеловку) . Они стоят, держась за руки, высоко подняв их. Остальные дети – мыши. Дети, стоящие в кругу, тихо говорят :

Все спят –

Детки спят.

Волк в лесу спит.

Кукла Настя спит.

Только мыши не спят,

Они кушать хотят,

В мышеловку глядят.

После этих слов мышки начинают бегать, тихо пищать : С-С-С, вбегать в круг, выбегать из круга. По сигналу педагога (удар барабана, бубна, колокольчик) мышеловка захлопывается – дети опускают руки. Часть детей оказывается пойманной. Дети меняются ролями или играют до тех пор, пока все мыши не будут переловлены.

Использованная литература

1. Игры в логопедической работе с детьми : пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под редакцией В. И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.: ил. – (Коррекционная педагогика) .

3. Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи. – СПб.: КАРО, Дельта +, 2004. – 336 с. – (Популярная логопедия)

4. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) . – М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

5. Школьник Ю. А. Логопедия – Ил. Ю. Школьник. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 96 с., ил.

С - Ш 1

сом, мишка, сосна, кошка, камыш, песок, Луша, лиса, сосиска, кошелёк, посадка, шуметь.

2. «Запомни, повтори»


4. Составить предложение со словом «шахтёр», «салфетка».

1. «Слушай, не зевай и показывай букву: С или Ш»

С - Ш 2

Соня, пусто, шумный, душно, пошли, посолить, кашка, колбаса, последний, высокий, плюшки, колос, скакать.

2. «Запомни, повтори»


4. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»

- мешать суп лож/ш/кой

1. Проговаривать

С – Ш 3


2. «Добавь слог СА или ША»


3. «от 1 до 6 (10) и обратно» - светлая шляпа, большой кусок

4. придумай предложения со словами:

- пшенный суп

- сладкие плюшки.



1. «Запомни, повтори»

С – Ш 4


3. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»

- с уш ить дедуш кины с апоги

4. «Запомни, повтори»

Саша – шелест – слушать

спешка – страшно – шесть

сушка – стёклышко - шоссе

1. Проговаривать, различая звуки С и Ш:

С – Ш 5


2. «1 10» - смешной малыш, вкусная сушка

3. «Путаница» - составить из слов предложения:

  1. сушить, Маша, сарафан, балкон, на – Маша сушит сарафан на балконе.
  2. играть, котёнок, Паша, пушистый, с - …
  3. школа, утро, Соня, спешить, в - …
  4. босоножки, купить, Сашенька, бабушка, красивый - …
  5. машина, шоссе, нестись, по - …

4. Выучить

С аш а с тих пис ал с меш ной. С тих повеш ен на ш ес ток.

Дождик хлынул проливной. С уш ит С аш а с вой с тиш ок.

1. - Послушай рассказ.

Шофёр ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.

Вдруг шофёр видит : по краю дорожки плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку, а на ней, поверх таких мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь !».

Неожиданно мотор заглох . Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь – дальше будешь !». /Ткаченко Т.А./

2. - Послушай рассказ ещё раз и назови слова-действия.

3. Пересказать рассказ.

Как ты понимаешь пословицу «Тише едешь – дальше будешь»?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!