Гранатовый браслет в кратком содержании. А.И

Повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» является одним из самых читаемых произведений в творческом наследии знаменитого русского прозаика. Написанный в 1910 году, «Гранатовый браслет» и сегодня не оставляет равнодушными читателей, ведь в нем говорится о вечном – о любви.

Интересно знать, что сюжет повести был навеян автору реальным жизненным случаем, который произошел с матерью писателя Льва Любимова Людмилой Ивановной Туган-Барановской (прототип Веры Шеиной). В нее фанатично был влюблен некий телеграфист по фамилии Желтиков (у Куприна – Желтков). Желтиков засыпал Людмилу Ивановну письмами с признаниями в любви. Такое настырное ухаживание не могло не беспокоить жениха Людмилы Ивановны Дмитрия Николаевича Любимова (прототип князя Василия Львовича Шеина).

Однажды он вместе с братом своей невесты Николаем Ивановичем (у Куприна – Николай Николаевич) отправился к Желтикову. Мужчины застали горе-влюбленного за написанием очередного пламенного послания. После обстоятельного разговора Желтиков пообещал больше не докучать барышне, а у Дмитрия Николаевича осталось странное чувство – он почему-то не злился на телеграфиста, кажется, тот на самом деле был влюблен в Людмилу. Больше о Желтикове и его дальнейшей судьбе семейство Любимовых не слышало.

Куприна очень тронула эта история. В мастерской художественной обработке история телеграфиста Желтикова, превратившегося в чиновника Желткова, зазвучала по-особенному и стала гимном великой любви, той, о которой мечтают все, но не всегда могут ее разглядеть.

В этот день, 17 сентября, были именины княгини Веры Николаевны Шеиной. Она вместе с мужем Василием Львовичем проводила время на черноморской даче, и оттого была несказанно рада. Стояли теплые осенние дни, все вокруг зеленело и благоухало. В пышном балу не было потребности, поэтому Шеина решила ограничиться скромным приемом в кругу близких друзей.

Утром, когда Вера Николаевна срезала в саду цветы, приехала ее сестра Анна Николаевна Фриессе. Дом тут же наполнился ее веселым звонким голоском. Вера и Анна были двумя противоположностями. Младшая Анна вобрала монгольские корни отца – невысокий рост, некую коренастость, выдающиеся скулы и узкие слегка раскосые глаза. Вера, напротив, пошла в маменьку и походила на холодную грациозную англичанку.

Анна была веселой, задорной, кокетливой, она прямо-таки фонтанировала жизнью, и ее обаятельная некрасивость куда чаще привлекала внимание противоположного пола, чем аристократическая красота ее сестры.

Откровенный флирт

Между тем, Анна была в браке и имела двоих детей. Мужа своего – глупого и несимпатичного богача – она презирала и постоянно высмеивала за глаза. Она носила самые глубокие декольте, открыто флиртовала с кавалерами, но никогда не изменяла законному супругу.

Семилетний брак Веры Николаевны и Василия Львовича можно было назвать счастливым. Первые страсти уже поутихли и уступили место взаимному уважению, преданности, благодарности. Детей у Шеиных не было, хотя Вера мечтала о них страстно.

Мало-помалу в дачный дом Шеиных стали стекаться гости. Приглашенных было немного: овдовевшая Людмила Львовна (сестра Василия Львовича), кутила и местная знаменитость, известный под фамильярным прозвищем Васючок, талантливая пианистка Женни Рейтер, брат Веры Николай Николаевич, муж Анны Густав Иванович Фриессе с городским губернатором и профессором, а также друг семьи, крестный Анны и Веры генерал Яков Михайлович Аносов.

За столом всех веселил князь Василий Львович – мастерский рассказчик и выдумщик. Когда собравшиеся перешли за покерный стол, служанка передала Вере Николаевне сверток с запиской – чей-то подарок – курьер скрылся так быстро, что девушка не успела его ни о чем расспросить.

Вскрыв упаковочную бумагу, именинница обнаружила футляр с украшением. Это был золотой низкопробный браслет с пятью гранатами размером с горошину, в центре ювелирной композиции находился большой зеленый камень. При свете в глубине камней начинали играть красные огоньки. «Точно кровь!» – суеверно подумала Вера Николаевна, поспешно отложила браслет и принялась за записку.

Она была от Него. Этот полусумасшедший воздыхатель начал заваливать Веру письмами, когда она была еще барышней. После замужества Вера Николаевна один-единственный раз ему ответила, попросив больше не присылать письма. С тех пор записки стали приходить только по праздникам. Вера никогда не видела своего воздыхателя, не знала, кто он и чем живет. Она даже не догадывалась, как его зовут, потому что все письма были анонимными, подписанные инициалами Г. С. Ж.

На этот раз горе-влюбленный осмелился преподнести подарок. В записке говорилось, что в браслет инкрустированы фамильные гранаты-кабошоны, самый большой из них способен защитить мужчину от насильственной смерти, а женщину наделить даром предвидения.

Разговор с генералом Аносовым: «Любовь должна быть трагедией!»

Праздничный вечер подходит к концу. Провожая гостей, Вера беседует с генералом Аносовым. Уже не первый раз за вечер разговор заходит о любви.

Старый генерал кается, что никогда в жизни не встречал настоящей безвозмездной любви. Свою супружескую жизнь он не ставит в пример – она не удалась – жена оказалась лживой вертихвосткой и сбежала со смазливым актером, потом каялась, но так и не была принята Яковом Львовичем. Но что говорить о казалось бы счастливых браках? В них все равно в какой-то мере присутствует расчет. Женщины выходят замуж, потому что долго оставаться в барышнях неприлично и неудобно, потому что хотят стать хозяйками, матерями. Мужчины женятся, когда устают от холостяцкой жизни, когда положение обязывает завести семью, когда мысль о потомстве соотносится с иллюзией бессмертия.

Только самоотверженная, бескорыстная любовь не ждет награды. Она сильна, как смерть. Для нее совершить подвиг, пойти на мучение, отдать жизнь – истинная радость. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайно в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы ее не должны касаться».

Слова дедушки генерала еще долго звучали в голове Веры, а между тем князь Василий Львович и его шурин Николай Николаевич обнаружили браслет с запиской и ломали голову, как же поступить с неудобным подарком от назойливого воздыхателя Веры Николаевны.

На следующий день было решено навестить Г. С. Ж., установить личность которого взялся Николай Николаевич, и вернуть ему браслет без привлечения посторонних лиц (губернатора, жандармов и т. п.)

Уже на утро князь и его шурин знали, что анонимного поклонника зовут Георгием Степановичем Желтковым. Он служит чиновником контрольной палаты и бедно живет в одной из тех отвратительных меблированных комнат, которыми изобилуют города нашего славного отечества.

Желтков оказался долговязым худощавым мужчиной с длинными светлыми пушистыми волосами. При вести о том, что на пороге его комнаты князь Шеин, супруг Веры Николаевны, Георгий Степанович заметно занервничал, но отнекиваться не стал и признался, что искренне и безнадежно влюблен в Веру Николаевну вот уже семь лет. Уничтожить это чувство невозможно, оно настолько сильно, что может быть искоренено только вместе с ним. Впрочем, он готов добровольно покинуть город, чтобы не компрометировать Веру Николаевну и не порочить доброе имя Шеиных.

Придя домой, Василий Львович рассказал о случившемся жене и добавил – этот человек отнюдь не сумасшедший, он в самом деле влюблен и прекрасно это осознает. «Мне казалось, что я присутствую при какой-то громадной трагедии души».

Следующим утром газеты писали, что в своей комнате был найден застреленным служащий контрольной палаты Георгий Степанович Желтков. В предсмертной записке говорится, что причиной его самоубийства стали должностные растраты, возместить которые он не имел возможности.

Не обмолвившись о Вере Николаевне ни словом, он прислал ей свою прощальную записку. «Я бесконечно благодарен Вам, – искренне говорили строчки послания, – Только за то, что Вы существуете». Желтков заверял, что его чувство – не есть результат физического или психического расстройства, это любовь, которой милостивый Бог за что-то его наградил.

Он просит Веру Николаевну сжечь это письмо, как и он сжигает милые его сердцу вещи – платок, который она нечаянно забыла на скамейке, записку, в которой требовала больше не слать писем, и театральную программку, которую она сжимала весь спектакль, а потом оставила в ложе.

Спросив разрешения у мужа, Вера навестила Желткова в его убогой комнатушке. Его лицо не было обезображенной гримасой покойника, он улыбался, словно перед смертью узнал что-то важное.

Здесь вы сможете прочитать краткое содержание повести Александра Куприна “Яма” , вызвавшей бурную реакцию критиков того времени, не разделявших взглядов автора на деликатную тему, раскрытую в книге.

Предлагаем вам краткое содержание загадочной, или даже немного мистической повести Куприна “Олеся” , произведения, которое является любимым для многих почитателей творчества автора.

В тот день Женни Рейтер играла «Аппассионаты» из сонаты Бетховена №2 – любимое музыкальное произведение покойного Желткова. А княгиня Вера Николаевна Шеина горько плакала. Она знала, что мимо нее прошла та настоящая, самоотверженная, скромная и всепрощающая любовь, о которой мечтает каждая женщина.

Повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет»: краткое содержание

5 (100%) 1 vote

Повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» является одним из самых читаемых произведений в творческом наследии знаменитого русского прозаика. Написанный в 1910 году, «Гранатовый браслет» и сегодня не оставляет равнодушными читателей, ведь в нем говорится о вечном – о любви.

Интересно знать, что сюжет повести был навеян автору реальным жизненным случаем, который произошел с матерью писателя Льва Любимова Людмилой Ивановной Туган-Барановской (прототип Веры Шеиной). В нее фанатично был влюблен некий телеграфист по фамилии Желтиков (у Куприна – Желтков). Желтиков засыпал Людмилу Ивановну письмами с признаниями в любви. Такое настырное ухаживание не могло не беспокоить жениха Людмилы Ивановны Дмитрия Николаевича Любимова (прототип князя Василия Львовича Шеина).

Однажды он вместе с братом своей невесты Николаем Ивановичем (у Куприна – Николай Николаевич) отправился к Желтикову. Мужчины застали горе-влюбленного за написанием очередного пламенного послания. После обстоятельного разговора Желтиков пообещал больше не докучать барышне, а у Дмитрия Николаевича осталось странное чувство – он почему-то не злился на телеграфиста, кажется, тот на самом деле был влюблен в Людмилу. Больше о Желтикове и его дальнейшей судьбе семейство Любимовых не слышало.

Куприна очень тронула эта история. В мастерской художественной обработке история телеграфиста Желтикова, превратившегося в чиновника Желткова, зазвучала по-особенному и стала гимном великой любви, той, о которой мечтают все, но не всегда могут ее разглядеть.

В этот день, 17 сентября, были именины княгини Веры Николаевны Шеиной. Она вместе с мужем Василием Львовичем проводила время на черноморской даче, и оттого была несказанно рада. Стояли теплые осенние дни, все вокруг зеленело и благоухало. В пышном балу не было потребности, поэтому Шеина решила ограничиться скромным приемом в кругу близких друзей.

Утром, когда Вера Николаевна срезала в саду цветы, приехала ее сестра Анна Николаевна Фриессе. Дом тут же наполнился ее веселым звонким голоском. Вера и Анна были двумя противоположностями. Младшая Анна вобрала монгольские корни отца – невысокий рост, некую коренастость, выдающиеся скулы и узкие слегка раскосые глаза. Вера, напротив, пошла в маменьку и походила на холодную грациозную англичанку.

Анна была веселой, задорной, кокетливой, она прямо-таки фонтанировала жизнью, и ее обаятельная некрасивость куда чаще привлекала внимание противоположного пола, чем аристократическая красота ее сестры.

Откровенный флирт

Между тем, Анна была в браке и имела двоих детей. Мужа своего – глупого и несимпатичного богача – она презирала и постоянно высмеивала за глаза. Она носила самые глубокие декольте, открыто флиртовала с кавалерами, но никогда не изменяла законному супругу.

Семилетний брак Веры Николаевны и Василия Львовича можно было назвать счастливым. Первые страсти уже поутихли и уступили место взаимному уважению, преданности, благодарности. Детей у Шеиных не было, хотя Вера мечтала о них страстно.

Мало-помалу в дачный дом Шеиных стали стекаться гости. Приглашенных было немного: овдовевшая Людмила Львовна (сестра Василия Львовича), кутила и местная знаменитость, известный под фамильярным прозвищем Васючок, талантливая пианистка Женни Рейтер, брат Веры Николай Николаевич, муж Анны Густав Иванович Фриессе с городским губернатором и профессором, а также друг семьи, крестный Анны и Веры генерал Яков Михайлович Аносов.

За столом всех веселил князь Василий Львович – мастерский рассказчик и выдумщик. Когда собравшиеся перешли за покерный стол, служанка передала Вере Николаевне сверток с запиской – чей-то подарок – курьер скрылся так быстро, что девушка не успела его ни о чем расспросить.

Вскрыв упаковочную бумагу, именинница обнаружила футляр с украшением. Это был золотой низкопробный браслет с пятью гранатами размером с горошину, в центре ювелирной композиции находился большой зеленый камень. При свете в глубине камней начинали играть красные огоньки. «Точно кровь!» – суеверно подумала Вера Николаевна, поспешно отложила браслет и принялась за записку.

Она была от Него. Этот полусумасшедший воздыхатель начал заваливать Веру письмами, когда она была еще барышней. После замужества Вера Николаевна один-единственный раз ему ответила, попросив больше не присылать письма. С тех пор записки стали приходить только по праздникам. Вера никогда не видела своего воздыхателя, не знала, кто он и чем живет. Она даже не догадывалась, как его зовут, потому что все письма были анонимными, подписанные инициалами Г. С. Ж.

На этот раз горе-влюбленный осмелился преподнести подарок. В записке говорилось, что в браслет инкрустированы фамильные гранаты-кабошоны, самый большой из них способен защитить мужчину от насильственной смерти, а женщину наделить даром предвидения.

Разговор с генералом Аносовым: «Любовь должна быть трагедией!»

Праздничный вечер подходит к концу. Провожая гостей, Вера беседует с генералом Аносовым. Уже не первый раз за вечер разговор заходит о любви.

Старый генерал кается, что никогда в жизни не встречал настоящей безвозмездной любви. Свою супружескую жизнь он не ставит в пример – она не удалась – жена оказалась лживой вертихвосткой и сбежала со смазливым актером, потом каялась, но так и не была принята Яковом Львовичем. Но что говорить о казалось бы счастливых браках? В них все равно в какой-то мере присутствует расчет. Женщины выходят замуж, потому что долго оставаться в барышнях неприлично и неудобно, потому что хотят стать хозяйками, матерями. Мужчины женятся, когда устают от холостяцкой жизни, когда положение обязывает завести семью, когда мысль о потомстве соотносится с иллюзией бессмертия.

Только самоотверженная, бескорыстная любовь не ждет награды. Она сильна, как смерть. Для нее совершить подвиг, пойти на мучение, отдать жизнь – истинная радость. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайно в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы ее не должны касаться».

Слова дедушки генерала еще долго звучали в голове Веры, а между тем князь Василий Львович и его шурин Николай Николаевич обнаружили браслет с запиской и ломали голову, как же поступить с неудобным подарком от назойливого воздыхателя Веры Николаевны.

На следующий день было решено навестить Г. С. Ж., установить личность которого взялся Николай Николаевич, и вернуть ему браслет без привлечения посторонних лиц (губернатора, жандармов и т. п.)

Уже на утро князь и его шурин знали, что анонимного поклонника зовут Георгием Степановичем Желтковым. Он служит чиновником контрольной палаты и бедно живет в одной из тех отвратительных меблированных комнат, которыми изобилуют города нашего славного отечества.

Желтков оказался долговязым худощавым мужчиной с длинными светлыми пушистыми волосами. При вести о том, что на пороге его комнаты князь Шеин, супруг Веры Николаевны, Георгий Степанович заметно занервничал, но отнекиваться не стал и признался, что искренне и безнадежно влюблен в Веру Николаевну вот уже семь лет. Уничтожить это чувство невозможно, оно настолько сильно, что может быть искоренено только вместе с ним. Впрочем, он готов добровольно покинуть город, чтобы не компрометировать Веру Николаевну и не порочить доброе имя Шеиных.

Придя домой, Василий Львович рассказал о случившемся жене и добавил – этот человек отнюдь не сумасшедший, он в самом деле влюблен и прекрасно это осознает. «Мне казалось, что я присутствую при какой-то громадной трагедии души».

Следующим утром газеты писали, что в своей комнате был найден застреленным служащий контрольной палаты Георгий Степанович Желтков. В предсмертной записке говорится, что причиной его самоубийства стали должностные растраты, возместить которые он не имел возможности.

Не обмолвившись о Вере Николаевне ни словом, он прислал ей свою прощальную записку. «Я бесконечно благодарен Вам, – искренне говорили строчки послания, – Только за то, что Вы существуете». Желтков заверял, что его чувство – не есть результат физического или психического расстройства, это любовь, которой милостивый Бог за что-то его наградил.

Он просит Веру Николаевну сжечь это письмо, как и он сжигает милые его сердцу вещи – платок, который она нечаянно забыла на скамейке, записку, в которой требовала больше не слать писем, и театральную программку, которую она сжимала весь спектакль, а потом оставила в ложе.

Спросив разрешения у мужа, Вера навестила Желткова в его убогой комнатушке. Его лицо не было обезображенной гримасой покойника, он улыбался, словно перед смертью узнал что-то важное.

Здесь вы сможете прочитать краткое содержание повести , вызвавшей бурную реакцию критиков того времени, не разделявших взглядов автора на деликатную тему, раскрытую в книге.

Предлагаем вам краткое содержание загадочной, или даже немного мистической повести , произведения, которое является любимым для многих почитателей творчества автора.

В тот день Женни Рейтер играла «Аппассионаты» из сонаты Бетховена №2 – любимое музыкальное произведение покойного Желткова. А княгиня Вера Николаевна Шеина горько плакала. Она знала, что мимо нее прошла та настоящая, самоотверженная, скромная и всепрощающая любовь, о которой мечтает каждая женщина.

Повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет»: краткое содержание

5 (100%) 1 vote
  1. Вера Шеина — княгиня, жена предводителя дворянства Шеина. Вышла за него замуж по любви, которая со временем переросла в дружбу и уважение к супругу. Получать послания от таинственного поклонника стала еще до своего замужества.
  2. Желтков — мелкий чиновник. На протяжении многих лет безответно влюблен в Веру.
  3. Василий Шеин — князь, губернский предводитель дворянства. Любит свою жену, не воспринимает всерьез любовные послания от тайного поклонника.

Другие герои

  1. Яков Михайлович Аносов — генерал, друг покойного отца Веры, Анны и Николая.
  2. Анна Фриессе — сестра Веры и Николая.
  3. Николай Мирза-Булат-Тугановский — служит помощником прокурора, брат Веры и Анны.
  4. Женни Рейтер — подруга Веры, прекрасная пианистка

Знакомство с семьей Шеиных

В середине августа на побережье Черного моря воцарилась непогода. Из-за этого многие, кто находился на дачах, стали поспешно переезжать в город. Княгиня Шеина не могла этого сделать, потому что в ее городском доме шли ремонтные работы. В первые дни сентября погода установилась теплая и солнечная. Княгиня рада ясным осенним дням.

У Веры были именины 17сентября, на которые она пригласила гостей. Муж уехал по делам, после которых должен был привезти приглашенных на обед. Шеина была довольна тем, что обед будет на даче, потому что устраивать его в городе было слишком затратно.

Шеины находились в трудном финансовом положении, но из-за видного общественного положения князя им нужно было вести себя соответствующе. Вера, любовь к мужу у которой превратилась в чувство крепкой и самой преданной дружбы, старалась во всем поддерживать князя и экономить. Помочь в подготовке именин приехала сестра княгини Анна Фриессе.

Именины Веры и подарок от тайного поклонника

На праздник был приглашен генерал Аносов, который был другом покойного отца сестер. Собравшихся развлекал хозяин дома, Василий Шеин. Он был прекрасным рассказчиком и гостям нравились его истории. Когда приглашенные сели играть в покер, Вере приносят посылку.

Княгиня открывает ее и обнаруживает там золотой браслет. Цепочка была сделана из низкопробного золота и украшена гранатовыми камнями необыкновенной красоты. Их ярко-красный цвет напомнил Вере капли крови. Среди камней выделялся один гранат зеленого цвета — редкая разновидность.

К подарку прилагалась записка от тайного поклонника Веры, в которой он поздравлял ее с именинами и рассказывал историю браслета. Он писал о своей безответной к ней любви и смел лишь надеяться на то, что княгиня будет счастлива. Шеина раздумывала над тем, показывать ли письмо князю.

«История о Вере и влюбленном телеграфисте»

На празднике князь Шеин показывал собравшимся домашний альбом с выполненным им рисунками. Эти иллюстрации были удачным дополнением к смешным рассказам князя. Последней была история о его жене и телеграфисте, который был в нее влюблен. Вера не хотела, чтобы муж рассказывал этот случай, но князь предпочел не услышать этого и поведал о том, как его жена получала полные страсти послания от телеграфиста.

После того, как одна часть гостей разошлась, оставшаяся слушала рассказы об армейской жизни генерала Аносова. Вера и Анна решили проводить старого генерала. Княгиня просит мужа прочитать записку. По дороге к карете, Аносов и сестры рассуждают о настоящей любви. По мнению старого генерала, она должна быть непременно трагедией. Вера рассказывает о том, что является правдой в рассказе ее мужа о телеграфисте.

Князь Шеин и брат Веры, Николай, рассуждают о том, что делать с таинственным поклонником. Николай настаивает на том, что это нужно немедленно прекращать, иначе его подарки и послания повредят чести семьи. Было принято решение найти его, вернуть браслет и попросить его больше не тревожить Веру.

Визит к Желткову

Василий Шеин и Мирза-Булат-Тагановский находят поклонника Шеиной. Им оказался мелкий чиновник Желтков. Николай сразу рассказал о причине их визита — подаренным браслетом он переступил все грани приличия. Желтков соглашается с ним.

Желтков, обращаясь к князю, рассказывает о своей любви, которая является невозможной и единственное избавление от нее — это смерть. Он просит позволения сделать звонок Вере. Пока Желтков разговаривает с Шеиной, Николай обвиняет Василия в мягкости. Но князь говорит, что он понимает Желткова и сочувствует ему, потому что он не виноват, что полюбил княгиню.

Вернувшись, чиновник просит позволения в последний раз написать Вере и обещает прекратить эту историю. Вечером князь рассказывает подробности их визита к Желткову. Княгиня немного взволнована будущим Желткова.

Известие о самоубийстве Желткова

На следующий день из газет Вера узнает, что из-за растраты государственных средств, Желтков покончил с собой. Княгиня в течение всего дня находится в раздумьях об этом человеке и пытается понять, почему у нее было предчувствие трагической развязки.

Ей приносят последнее письмо Желткова. В нем он пишет о том, что любить ее было самым большим счастьем в его жизни, которая была заключена в княгине. Желтков просит прощения за то, что причинил Вере неудобства. Вера спрашивает разрешения у князя посмотреть на него, Шеин поддерживает ее решение.

Прощание Веры с любовью

На квартире поклонника, Шеина встречает женщину, которая рассказывает ей о Желткове. Она передает его просьбу о том, если вдруг он умрет и с ним придет попрощаться женщина, что лучшее произведение Бетховена — это соната №2.

В гости к Вере приходит ее подруга — известная пианистка, Женни Рейтер. Со слезами на глазах, Шеина просит ее сыграть любимое место Желткова из этой сонаты. Во время игры, Вера осознает, что та великая любовь, которая является мечтой всех женщин, была в ее жизни и ушла вместе с Желтковым.

Когда звуки инструмента стихли, княгиня успокоилась. Она обрела умиротворение и поняла, что он ее простил и теперь все будет хорошо.

А. И. Куприн — повесть «Гранатовый браслет». В повес­ти «Гранатовый браслет» А.И. Куприн развивает тему вели­кой, настоящей любви, любви, «которой грезит каждая жен­щина». Это печальная и трагическая история о маленьком че­ловеке, которого погубила и одновременно возвысила боль­шая любовь. «Гранатовый браслет» — история бедного, безнадежно влюбленного чиновника, сделавшего любимой женщине подарок — гранатовый браслет — и покончившего затем жизнь самоубийством.

Повествование разворачивается медленно, постепенно. Писатель вводит нас в атмосферу жизни князей Шейных, знакомит нас с Верой Николаевной. Именно в нее влюблен бед­ный чиновник Желтков. История эта длится уже около семи лет. В день ее именин он присылает ей в подарок гранатовый браслет — единственную драгоценность, доставшуюся ему в наследство. Однако княгиня не воспринимает всерьез чув­ства Желткова. Единственное, что ее занимает, — не выглядит ли она смешной во всей этой истории.

Раскрывая внутренний облик героини, автор сопоставляет ее с Анной, ее сестрой. «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу-англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками… Младшая — Анна, — наоборот, унасле­довала монгольскую кровь отца, татарского князя… Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, жи­вая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монголь­ского типа с довольно заметными скулами, с узенькими гла­зами… с надменным выражением в маленьком, чувственном рте… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелес­тью…». Критики отмечали определенную контрастность этих образов. Вера «была строго проста, со всеми холодно и немно­го свысока любезна, независимо и царственно спокойна». Анна же эмоциональная, живая, легкомысленная. На фоне этой героини более отчетливо мы осознаем внутреннюю хо­лодность Веры, ее отстраненность от всех окружающих.

Особенно ощутимо это различие в восприятии героинями природы. Исследователи отмечали здесь определенную парал­лель героинь Куприна с героинями Толстого, Наташей и Со­ней, в романе «Война и мир». Вот Анна восхищается карти­ной природы: «Но ты только посмотри, какая красота, какая радость — просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна богу за все чудеса, которые он для нас сделал!». И тут же писатель показывает восприятие природы Верой: «Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует и радует… Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает на меня давить своей плоской пустотой… Я ску­чаю, глядя на него…». Мы видим здесь героиню сдержанную, рассудочную, живущую «правильной», размеренной жизнью.

С образами героев соотносятся и пейзажи романа. Так, на­чинающий повествование пейзаж соотнесен с образом Желт­кова. Этот пейзаж — художественное предварение будущей трагедии, вместе с тем он передает силу, глубину и импульсив­ность его чувств. «То по целым суткам тяжело лежал над зем­лею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык… То задувал с северо-запада, со стороны степи, свирепый ураган; от него вер­хушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах; вздрагивали оконные рамы…». Другой пейзаж соотносится с образом княгини Веры. «К началу сентября погода вдруг рез­ко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили ти­хие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, ка­ких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей щетине, заблестела слюдяным блеском осенняя пау­тина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья».

В семье Шейных всем известна эта история с Желтковым. И все по-разному реагируют на происходящее. Муж Веры, князь Василий, в общем добрый и неглупый человек, не имеет определенного такта, чтобы скрыть все происходящее от по­сторонних, не осмеивать «влюбленного телеграфиста». Он рассказывает гостям историю, пародирующую чувства Жел­ткова, рисует карикатуры. Для князя Василия история грана­тового браслета — анекдот. Брат княгини Веры, Николай — сухой, строгий, рациональный человек, считает, что эта исто­рия порочит их семью. И лишь старый генерал Амосов выс­казывает мысль о редкой в жизни настоящей любви. Он рас­суждает о семье, женитьбе, о том, что зачастую браки совер­шаются без любви. «А где же любовь-то? Любовь бескорыст­ная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. <…> Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жиз­ненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее ка­саться».

Сцена посещения князем Василием и Николаем Желтко­ва — сюжетный и драматический узел рассказа. Здесь мы впервые знакомимся с героем, вокруг которого происходят все эти события. Персонажи здесь ведут себя по-разному. Нико­лай, не обладая ни терпением, ни умом, ни определенной ду­шевной тонкостью, пытается угрожать Желткову, говорит, что будет апеллировать «к властям». Характерно, что герой, бед­ный, жалкий чиновник, прекрасно понимает всю нелепость и абсурдность высказываний брата княгини Веры. «Простите. Как вы сказали? — спросил вдруг внимательно Желтков и рассмеялся. — Вы хотели обратиться к власти?.. Именно так вы сказали?» И он открыто, отбросив условности, говорит о своих чувствах к Вере ее мужу.«- Трудно выговорить такую… фразу… что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я пи­сал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. Я соглаша­юсь с тем, что мой последний поступок, именно посылка брас­лета, была еще большей глупостью. Но… вот я вам прямо гля­жу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда… Скажите, князь… предположим, что вам это неприятно… скажите, — что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город, как сказал Николай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем суще­ствовании. Остается только одно -смерть… Вы хотите, я при­му ее в какой угодно форме».

Русский писатель, переводчик.

Дата и место рождения – 7 сентября 1870 г., Наровчатский район, Пензенская губерния, Российская империя.

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое напечатанное произведение - рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1910 году Куприн написал повесть «Гранатовый браслет». которая была основана на реальных событиях.

«Г ранатовый браслет»

Г ерои

Князь Василий Львович Шеин

Является одним из главных персонажей, муж Веры Николаевны Шеиной, и брат Людмилы Львовны Дурасовой; князь и губернский предводитель дворянства. Василий Львович высоко почитаем в обществе. У него налаженный быт и внешне благополучная во всех отношениях семья. На самом деле, жена к нему ничего кроме дружеских чувств и уважения не испытывает. Финансовое положение князя также оставляет желать лучшего. Княгиня Вера всеми силами пыталась помочь Василию Львовичу удержаться от полного разорения.

Вера Николаевна Шеина

Георгий Степанович Желтков

Анна Николаевна Фриессе

Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский

Генерал Яков Михайлович Аносов

Людмила Львовна Дурасова

Густав Иванович Фриессе

Понамарёв

Бахтинский

«Гранатовый браслет» краткое содержание

Источник – I

В сентябре на даче готовился небольшой праздничный обед в честь именин хозяйки. Вера Николаевна Шеина утром получила в подарок от мужа серьги. Она была рада, что праздник предстояло устроить на даче, так как финансовые дела ее мужа обстояли не лучшим образом. Помогать Вере Николаевне в подготовке обеда приехала сестра Анна. Съезжались гости. Погода выдалась хорошая, и вечер проходил за теплыми душевными разговорами. Гости сели играть в покер. В это время посыльный принес сверток. В нем оказался золотой с гранатами и маленьким зеленым камнем посередине браслет. К подарку была приложена записка. В ней говорилось о том, что браслет является семейной реликвией дарителя, а зеленый камень – редкий гранат, который обладает свойствами оберега.

Праздник был в разгаре. Гости играли в карты, пели, шутили, рассматривали альбом с сатирическими картинками и рассказами, сделанный хозяином. Среди историй была повесть о влюбленном в княгиню Веру телеграфисте, который преследовал свою возлюбленную, несмотря на отказ. Безответное чувство довело его до сумасшедшего дома.

Почти все гости разъехались. Те, кто остался, вели беседу с генералом Аносовым, которого сестры называли дедушкой, о его военной жизни и любовных приключениях. Гуляя по саду генерал рассказывает Вере об истории своей неудачной женитьбы. Разговор заходит о понимании настоящей любви. Аносов рассказывает истории о мужчинах, которые любовь ценили выше, чем собственную жизнь. Он интересуется у Веры историей про телеграфиста. Оказалось, что княгиня ни разу его не видела и не знает, кто он на самом деле.

Вернувшись, Вера застала мужа и брата Николая за неприятным разговором. Все вместе они решили, что эти письма и подарки порочат имя княгини и ее мужа, поэтому этой истории необходимо положить конец. Не зная ничего о воздыхателе княгини, Николай и Василий Львович Шеин разыскали его. Брат Веры накинулся на этого, вызывавшего жалость человека, с угрозами. Василий Львович проявил великодушие и выслушал его. Желтков признался, что любит Веру Николаевну безнадежно, но слишком сильно, чтобы быть способным побороть это чувство. К тому же он сообщил, что больше не побеспокоит княгиню, так как растратил казенные деньги и вынужден уехать. На следующий день из газетной статьи стало известно о самоубийстве чиновника. Почтальон принес письмо, из которого Вера узнала, что любовь к ней была для Желткова величайшей радостью и благодатью. Стоя у гроба, Вера Николаевна понимает, что прекрасное глубокое чувство, о котором говорил Аносов, прошло мимо нее.

Источник – II

ru.wikipedia.org

В день своих именин княгиня Вера Николаевна Шеина получила от своего давнего анонимного поклонника в подарок золотой браслет, с пятью крупными гранатами-кабошонами густо-красного цвета, окружающими зелёный камень - гранат редкого сорта. Будучи замужней женщиной, она посчитала себя не вправе получать какие-либо подарки от посторонних мужчин.

Её брат, Николай Николаевич, помощник прокурора, вместе с её мужем князем Василием Львовичем нашёл отправителя. Им оказался скромный чиновник Георгий Желтков. Много лет назад он случайно на цирковом представлении увидел в ложе княгиню Веру и влюбился в неё чистою и безответною любовью. Несколько раз в год, на большие праздники он позволял себе писать ей письма.

Когда брат Николай Николаевич, явившись в жилище Желткова вместе с мужем, вернул ему гранатовый браслет и в разговоре упомянул о возможности обращения к властям, чтобы прекратить преследование, по его словам, княгини Веры Николаевны, Желтков попросил разрешения мужа и брата княгини позвонить ей. Она сказала ему, что если бы его не было, ей было бы спокойней. Желтков просил послушать cонату № 2 Бетховена. Затем он отнёс квартирной хозяйке возвращённый ему браслет с просьбой повесить украшение на икону Божьей Матери (по католическому обычаю), заперся в своей комнате и застрелился, чтобы княгине Вере жилось спокойно. Он сделал это всё из-за любви к Вере и ради ее блага. Желтков оставил предсмертную записку, в которой объяснил, что застрелился по причине растраты казённых денег.

Вера Николаевна, узнав о смерти Желткова, спросила разрешения мужа и поехала на квартиру самоубийцы, чтобы посмотреть хотя бы раз на человека, который столько лет безответно любил её. Вернувшись домой, она попросила Женни Рейтер сыграть что-нибудь, не сомневаясь, что та сыграет именно ту часть сонаты, о которой писал Желтков. Сидя в цветнике под звуки прекрасной музыки, Вера Николаевна прижалась к стволу акации и плакала. Она поняла, что та любовь, о которой говорил генерал Аносов, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Когда пианистка закончила играть и вышла к княгине, та стала целовать её со словами: «Нет, нет, - он меня простил теперь. Всё хорошо».

Источник – III

Сверток с небольшим ювелирным футляром на имя княгини Веры Николаевны Шеиной посыльный передал через горничную. Княгиня выговорила ей, но Даша сказала, что посыльный тут же убежал, а она не решалась оторвать именинницу от гостей.

Внутри футляра оказался золотой, невысокой пробы дутый браслет, покрытый гранатами, среди которых располагался маленький зеленый камешек. Вложенное в футляр письмо содержало поздравление с днем ангела и просьбу принять браслет, принадлежавший еще прабабке. Зеленый камешек - это весьма редкий зеленый гранат, сообщающий дар провидения и оберегающий мужчин от насильственной смерти. Заканчивалось письмо словами: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Вера взяла в руки браслет - внутри камней загорелись тревожные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» - подумала она и вернулась в гостиную.

Князь Василий Львович демонстрировал в этот момент свой юмористический домашний альбом, только что открытый на «повести» «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист». «Лучше не нужно», - попросила она. Но муж уже начал полный блестящего юмора комментарий к собственным рисункам. Вот девица, по имени Вера, получает письмо с целующимися голубками, подписанное телеграфистом П. П. Ж. Вот молодой Вася Шеин возвращает Вере обручальное кольцо: «Я не смею мешать твоему счастью, и все же мой долг предупредить тебя: телеграфисты обольстительны, но коварны». А вот Вера выходит замуж за красивого Васю Шеина, но телеграфист продолжает преследования. Вот он, переодевшись трубочистом, проникает в будуар княгини Веры. Вот, переодевшись, поступает на их кухню судомойкой. Вот, наконец, он в сумасшедшем доме и т. д.

«Господа, кто хочет чаю?» - спросила Вера. После чая гости стали разъезжаться. Старый генерал Аносов, которого Вера и ее сестра Анна звали дедушкой, попросил княгиню пояснить, что же в рассказе князя правда.

Г. С. Ж. (а не П. П. Ж.) начал ее преследовать письмами за два года до замужества. Очевидно, он постоянно следил за ней, знал, где она бывала на вечерах, как была одета. Когда Вера, тоже письменно, попросила не беспокоить ее своими преследованиями, он замолчал о любви и ограничился поздравлениями по праздникам, как и сегодня, в день ее именин.

Старик помолчал. «Может быть, это маньяк? А может быть, Верочка, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, которой грезят женщины и на которую неспособны больше мужчины».

После отъезда гостей муж Веры и брат ее Николай решили отыскать поклонника и вернуть браслет. На другой день они уже знали адрес Г. С. Ж. Это оказался человек лет тридцати - тридцати пяти. Он не отрицал ничего и признавал неприличность своего поведения. Обнаружив некоторое понимание и даже сочувствие в князе, он объяснил ему, что, увы, любит его жену и ни высылка, ни тюрьма не убьют это чувство. Разве что смерть. Он должен признаться, что растратил казенные деньги и вынужден будет бежать из города, так что они о нем больше не услышат.

Назавтра в газете Вера прочитала о самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова, а вечером почтальон принес его письмо.

Желтков писал, что для него вся жизнь заключается только в ней, в Вере Николаевне. Это любовь, которою Бог за что-то вознаградил его. Уходя, он в восторге повторяет: «Да святится имя Твое». Если она вспомнит о нем, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетховенской «Аппассионаты», он от глубины души благодарит ее за то, что она была единственной его радостью в жизни.

Вера не могла не поехать проститься с этим человеком. Муж вполне понял ее порыв.

Лицо лежащего в гробу было безмятежно, будто он узнал глубокую тайну. Вера приподняла его голову, положила под шею большую красную розу и поцеловала его в лоб. Она понимала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.

Вернувшись домой, она застала только свою институтскую подругу, знаменитую пианистку Женни Рейтер. «Сыграй для меня что-нибудь», - попросила она.

И Женни (о чудо!) заиграла то место «Аппассионаты», которое указал в письме Желтков. Она слушала, и в уме ее слагались слова, как бы куплеты, заканчивавшиеся молитвой: «Да святится имя Твое». «Что с тобой?» - спросила Женни, увидев ее слезы. «…Он простил меня теперь. Все хорошо», - ответила Вера.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!